Найдите ошибку к территориям со смешанным режимом относятся

Территория со смешанным режимом

Территория со смешанным режимом

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ — районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега) и экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега). В означенных пределах прибрежное государство вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

В соответствии с действующим уголовным законодательством (п. 2 ст. 11 УК РФ) преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, признаются совершенными на территории Российской Федерации.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС.
.
2003.


  1. ГЛАВНАЯ
    >

  2. ПРЕДМЕТЫ
    >

  3. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
    >
  4. ТЕРРИТОРИИ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ

Территории со смешанным режимом

Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и
запомнить

Территории со смешанным режимом – это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств.

Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы:

  1. прилежащие и исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств, которые не входят в состав государственной территории прибрежных государств. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права и юрисдикцию в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, использования энергии воды и ветра, а также охраны природной среды (исключительная экономическая зона и континентальный шельф) либо контроль и юрисдикцию в специально установленных областях (прилежащие зоны).

  2. Международные реки, проливы, используемые для международного судоходства, которые перекрываются территориальными водами припроливных государств, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (например, архипелаг Шпицберген, Аландские острова, Додеканесские острова).

Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Легко создавать, делиться и просматривать с устройств

Доступно в ПК-версии сайта

Баннер перед загрузкой видео

Определение 1

Территория в международном праве (МП) – пространство с определённым правовым режимом, то есть это часть Земли (сухопутная, водная, воздушное пространство, недра), включая космос с небесными телами.

Правовой статус территорий определен нормами внутригосударственного и международного права.

Виды территорий в МП

В соответствии с правовым режимом территории в МП могут быть:

  • Государственными.
  • Со смешанным режимом.
  • С международным режимом.
Определение 2

Государственная территория – материальная база существования соответствующей страны и находящаяся под ее суверенитетом. Основой правового статуса гостерриторий являются нормы национального права.

Определение 3

Территории со смешанным режимом – включают континентальный шельф и экономическую зону и не входят в состав гостерриторий. При этом прибрежные страны в данных пространствах обладают определёнными суверенными правами, закрепленными в национальном законодательстве и международных договорах.

Определение 4

Территории со смешанным режимом – включают открытое море за границами территориальных вод, международный район морского дна, определённые международные проливы, реки, каналы, Антарктику, космическое пространство с небесными телами. Они не являются собственностью какого-либо государства и находятся в совместном пользовании всех стран.

Государственная территория

Определение 5

Государственная территория представляет собой часть Земли, находящуюся под суверенитетом конкретной страны.

Государственная территория состоит из:

  1. Сухопутной территории (суша целиком, располагающаяся в границах этого государства или острова).
  2. Водной территории (все водоёмы на суше, а также части морских и океанских вод, примыкающих к берегам).
  3. Воздушной территории (всё воздушное пространство над сушей и водой).
  4. Недр (располагаются под сухопутной и водной территориями).

Условная государственная территория включает:

  • Космические корабли (морские и воздушные), которые находятся вне государственной территории.
  • Трубопроводы, прочие сооружения и оборудование, расположенные на международной территории (искусственно созданные острова, буровые конструкции и т.п.).

Правовой режим гостерриторий определен, в первую очередь, национальным законодательством каждой страны. В международных договорах регламентируются общие принципы определения внутренних вод и территориальных морей, регулируется происхождение государственной границы, устанавливаются вопросы пограничного режима и пр.

Государственная территория выполняет важную функцию, так как в пределах нее страна осуществляет территориальное верховенство и свою национальную юрисдикцию. Государство обладает исключительным правом владеть, пользоваться и распоряжаться конкретной территорией и расположенными на ней природными ресурсами.

В современном МП запрещено насильственное изменение гостерритории. Страны неприкосновенны и не могут выступать объектом военной оккупации либо прочих насильственных действий. МП не признает никаких территориальных приобретений или иных выгод, полученных вследствие применения силы либо угрозы силой.

Условия изменения территории государства

Территория страны может измениться вследствие:

  • Обмена гостерриториями по согласованию сторон.
Пример 1

В соответствии с Соглашением 1954-го г. Союз ССР и Иран обменялись участками собственных территорий.

  • Разделения конкретной страны, выхода части территории из ее состава или слияния 2-х или нескольких государств.
  • Применения мер ответственности за агрессивные действия.
Пример 2

Отхождение Пруссии от Германии в 1945-м г. и причисление к СССР.

  • Национальной освободительной борьбы и осуществления права на самоопределение.
  • Цессии – уступки права на территорию (сегодня не практикуется).

Государственные границы определяют пределы территориального верховенства.

Екатерина Свеклова-Богданова

Преподаватель гражданского права

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ

район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этого района. К Т. со ср. относятся континентальный шельф и экономическая морская зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации». Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа осуществляются соответственно их вкладам в разработку этих ресурсов.
Экономическая морская зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Правовой режим экономической морской зоны базируется на принципах и нормах, относящихся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).
(В.Ч.)

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Международное право. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 29.11.2013
ISBN: 9785392138524
Язык:
Объем текста: 663 стр.
Формат:

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава I. Понятие, предмет, источники и система международного права. Правотворчество в международном праве

Глава II. История возникновения и развития международного права

Глава III. Основные принципы международного права

Глава IV. Субъекты международного права. Признание. Правопреемство

Глава V. Международно-правовые средства разрешения споров

Глава VI. Право международной ответственности

Глава VII. Право международных договоров

Глава VIII. Международное право прав человека

Глава IX. Право внешних сношений

Глава Х. Право международных организаций

Глава XI. Право международной безопасности

Глава XII. Международное экономическое право

Глава XIII. Территория и международное право

Глава XIV. Международное морское право

Глава XV. Международное воздушное право. Международное космическое право

Глава XVII. Международное экологическое право

Глава XVIII. Международное гуманитарное право

Глава XIX. Международное процессуальное право

Заключение

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава XIII.
Территория и международное право

В настоящей главе рассмотрены следующие вопросы:

  • Понятие и виды территории.
  • Понятие государственной границы и ее режим.
  • Способы приобретения и отчуждения территории.
  • Правовой режим судоходства по международным рекам.
  • Правовой режим несудоходного использования трансграничных водотоков и международных озер.
  • Правовой режим Арктики.
  • Правовой режим Шпицбергена.
  • Международно-правовой режим Антарктики.

§ 1. Понятие и виды территории

По правовому режиму территории подразделяются на территории государств, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В соответствии со ст. 4 Конституции РФ «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». В состав государственной территории входят суша, ее недра, водное и воздушное пространства.

Сушей является вся сухопутная территория, включая недра, которые могут простираться не далее центра земного шара.

Водную территорию составляют внутренние (континентальные) воды и территориальные воды шириной до 12 морских миль, как это определено в ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства на высоте до 100—110 км (такой предел признается обычной нормой международного права). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами.

Государство осуществляет над своей территорией суверенитет — верховенство, которое означает, что власть этого государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. Над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти. На территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства, если иное не оговорено в его законодательстве или международных договорах. Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации.

Международное право при определенных обстоятельствах допускает ограничения территориального верховенства, например при объединении двух и более государств.

Территории с международным режимом находятся за пределами государственных границ. Статус и режим их определен международными договорами. Таковыми являются: открытое море и морское дно за пределами континентальных шельфов (статус их определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими договорами), космос (статус установлен Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., и другими договорами), Луна (статус определен Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.), Антарктика (статус определен Договором об Антарктике 1959 г.) и др.

Все эти территории открыты для использования любым государством при соблюдении норм и принципов международного права, закрепленных в соответствующих договорах общего и специального характера.

Территории со смешанным режимом. Обычно в эту категорию включают исключительную экономическую зону, континентальный шельф, прилежащую зону и международные проливы.

К территориям со смешанным режимом относятся также территории, на которые имеют права как государства, осуществляющие юрисдикцию в отношении таких территорий, так и другие государства. Например, в соответствии с Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. Норвегия обладает полным и абсолютным суверенитетом над этим архипелагом. Вместе с тем граждане всех договаривающихся сторон имеют одинаковый свободный доступ к водам, фиордам и портам Шпицбергена для любой цели и задачи. Они допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходством, промышленным, горным и коммерческим делам.

§ 2. Понятие государственной
границы и ее режим

Под государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории государства на суше, водах, в недрах и воздушном пространстве.

Государственные границы определяются путем делимитации и демаркации. Различие между делимитацией и демаркацией определил Международный суд ООН в своем решении по территориальному спору между Ливией и Чадом в 1994 г. По мнению суда, делимитация границы заключается в договорном «определении», в то время как демаркация границы, предполагающая ее предварительную делимитацию, сводится к операциям по ее разметке на местности.

Делимитация границ осуществляется на картах с подробным изображением на них рельефа, гидрографии, населенных пунктов и т. д. Такие карты парафируются, скрепляются печатями и прилагаются к договорам об определении государственной границы.

Прохождение государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами. В РФ такие договоры подлежат ратификации в установленном порядке.

Установление и изменение прохождения государственной границы. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами, устанавливается:

а) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море — по внешней границе территориального моря РФ;

в) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвега реки; на судоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки, на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей середине, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы, к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается автоматически как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемов — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Российская Федерация заключила со многими сопредельными странами договоры о государственной границе, в которых приводится описание прохождения границы, прилагается карта госграницы. В ряде договоров особо отмечается, что любые естественные изменения русел пограничных рек, ручьев, а также береговой линии водоемов не влекут за собой изменений границы, определенной договором о государственной границе, если стороны не договорятся об ином.

Компетентные органы содержат пограничные знаки и пограничные просеки в соответствии с положениями документов демаркации государственной границы и документов совместных проверок.

Режим государственной границы. Он включает правила содержания государственной границы; пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных; пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Порядок пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами. Граждане одного государства въезжают (пребывают, выезжают) в течение установленного времени на территорию другого государства по действительным документам. Перечень и содержание данных документов определяются законодательством государства, на территорию которого въезжают, и международными договорами.

Граждане иностранного государства, а также их багаж и транспортные средства могут пересекать государственную границу только в установленных пунктах пропуска. Чаще всего используются международные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска.

Международный пункт пропуска — специально оборудованное место, открытое для международных сообщений, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров.

Пунктом упрощенного пропуска (временный пункт пропуска) считается специально оборудованное для временного использования место, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров в упрощенном виде.

Разрешение инцидентов, связанных с нарушением государственной границы. Споры между государствами по пограничным вопросам разрешаются традиционными средствами, перечисленными в ст. 33 Устава ООН, а также специально созданными органами, например, пограничными уполномоченными и пограничными представителями. Пограничный представитель — это должностное лицо государства, назначаемое на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов обеспечения режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов.

Инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются по дипломатическим каналам.

Доктрина. Б. М. Клименко и Н. А. Ушаков отмечают, что строгое соблюдение всеми государствами принципов территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ — важнейшая предпосылка укрепления международного мира и безопасности.

Судебная практика. В феврале 1994 г. Международный суд ООН вынес решение по делу о пограничной полосе Аузу между Чадом и Ливией. Ливия в своем иске указала, что в рассматриваемом регионе никогда не было границ между ней и Чадом. Она считает себя обладателем всех титулов на всей территории севернее 15-й параллели с. ш. Суд подтвердил принадлежность полосы Аузу Чаду и отметил, что исходя из принципа стабильности границ не может иметь значения срок действия договора, который устанавливает границу. Прекращение действия договора не отменяет установленную этим договором границу, поскольку государства не могут существовать без границ. Поэтому только последующее соглашение сторон может отменить ранее установленную границу.

Внимание! Авторские права на книгу «Международное право. Учебник для бакалавров» (Отв. ред. Бекяшев К.А.) охраняются законодательством!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку допущенную при перечислении назначения повязки тест
  • Найдите ошибку допущенную при перечислении назначения повязки ответ
  • Найдите ошибку буряты буддисты татары мусульмане чукчи традиционные
  • Найдите ошибку для растительного покрова тундры характерны лишайник
  • Найдите ошибку для пуска синхронных электродвигателей следует применять