Найдите ошибки популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.  По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая, про­стран­ствен­ная струк­ту­ра. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей био­сфе­ры. 4. По­пу­ля­ция  — это эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции. 5. Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей од­но­го вида, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию.

3.  По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей вида.

5.  Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, не пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию, т. к. ли­чин­ки не спо­соб­ны к раз­мно­же­нию и по­это­му по­пу­ля­ци­ей не яв­ля­ют­ся.

До­пол­не­ние.

2.  Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся рож­да­е­мость, смерт­ность, чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая, про­стран­ствен­ная струк­ту­ра.

До­пол­не­ние от Да­ни­и­ла Коз­ло­ва к 5 пред­ло­же­нию.

Су­ще­ству­ет такое яв­ле­ние, как пе­до­ге­нез  — спо­соб­ность к раз­мно­же­нию на ли­чи­ноч­ной ста­дии раз­ви­тия ор­га­низ­ма.

Среди на­се­ко­мых пе­до­ге­нез встре­ча­ет­ся у жуков (Coleoptera, Micromalthus debilis), вее­ро­кры­лых (Strepsiptera), ба­бо­чек-ме­шоч­ниц (Psychidae) и гал­лиц (Cecidomyiidae). Также пе­до­ге­нез из­ве­стен для греб­не­ви­ков, не­ко­то­рых мор­ских вет­ви­сто­усых ра­ко­об­раз­ных (Cladocera) и па­ра­зи­ти­че­ских плос­ких чер­вей  — тре­ма­тод.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­ния Баллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок 3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше эле­мен­та, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки

2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок.

ИЛИ

Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки

1
Ответ не­пра­виль­ный 0
Мак­си­маль­ный балл 3

2643. Найдите три ошибки в тексте «Популяция». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются плотность; возрастная, половая, пространственная структура. (3) Популяция является структурной единицей класса.
(4) Популяция является элементарной единицей эволюции. (5) Группа тритонов одного вида, живущих в озере в течение одного лета, представляет собой популяцию. (6) Генофонд всех популяций одного вида одинаков.

Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 6:

3) Популяция — структурная единица вида (элементарная единица эволюции)
5) Группа тритонов не является популяцией, так как она занимает одно и то же пространство на протяжении непродолжительного времени. (Популяция занимает одну и ту же территорию на протяжении многих поколений)
6) Генофонды разных популяций одного вида различаются

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 2643.

Доброго времени суток, ребята!

Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!

Тексты.

№1.

1.  
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2.  
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3.  
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов

питания.

4.  
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5.  
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

№2.

1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.

2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.

3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.

№3.

 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

№4.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.

3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

1.
Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них
ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не
редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных.
3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят зубы муд­ро­сти, ап­пен­дикс,
обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную
склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к
при­зна­кам пред­ков. 5. В норме эти гены бло­ки­ру­ют­ся. 6. Они
про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия
че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат:
мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей. 

№8.  

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или
от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

№9. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны
мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за
фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря
эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды
оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных
на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние
при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

№10. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1.
Между ви­да­ми су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция. 2. Этот
фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию вида, как са­мо­сто­я­тель­ной
эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы. 3. Осо­бен­но важно, чтобы изо­ля­ция
воз­ни­ка­ла между ге­не­ти­че­ски отдалёнными раз­но­вид­но­стя­ми и
ви­да­ми. 4. Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между ними выше, чем с
близ­ки­ми, род­ствен­ны­ми ви­да­ми. 5. За­щи­та от чужих генов
до­сти­га­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: раз­лич­ны­ми сро­ка­ми
со­зре­ва­ния гамет, сход­ны­ми ме­ста­ми оби­та­ния, спо­соб­но­стью
яй­це­клет­ки раз­ли­чать свои и чужие спер­ма­то­зо­и­ды. 6.
Меж­ви­до­вые ги­бри­ды часто бы­ва­ют не­жиз­не­спо­соб­ны или
бес­плод­ны.

№11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те ошиб­ки.

1.
По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но
скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время
на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми
ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность,
плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная струк­ту­ры.
3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой при­ро­ды. 4.
Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её
ге­но­фон­дом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда ста­биль­на. 6.
По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски не­од­но­род­ны, т. е.
об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми ге­но­фон­да­ми.

№12. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

(1)
Про­ис­хож­де­ние жизни на Земле по-раз­но­му объ­яс­ня­ют не­сколь­ко
раз­лич­ных ги­по­тез. (2) Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния ука­зы­ва­ет
на воз­мож­ность по­яв­ле­ния живых су­ществ толь­ко от живых
ро­ди­те­лей. (3) Её при­вер­жен­ца­ми были Р. Гук, Л. Па­стер и ряд
дру­гих учёных. (4) Кре­а­ци­о­низм – ещё одна ги­по­те­за,
утвер­жда­ю­щая, что жизнь су­ще­ство­ва­ла вечно. (5) А.И. Опа­рин и
ан­глий­ский био­лог Дж. Хол­дейн пред­по­ло­жи­ли, что ор­га­ни­че­ские
ве­ще­ства и ор­га­низ­мы воз­ник­ли абио­ген­ным путём из
не­ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в ре­зуль­та­те дли­тель­ной
эво­лю­ции. (6) Жизнь воз­ник­ла на Земле при­мер­но 3,5 млрд лет назад.

№13. Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па ор­га­низ­ма. 2. Ген­ные или точ­ко­вые му­та­ции свя­за­ны с
из­ме­не­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле
ДНК. 3. Хро­мо­сом­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся
класс му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний. 4. Хро­мо­сом­ны­ми на­зы­ва­ют
му­та­ции, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию числа хро­мо­сом. 5.
По­яв­ле­ние ге­ном­ных му­та­ций все­гда свя­за­но с
воз­ник­но­ве­ни­ем двух или более раз­ры­вов хро­мо­сом с
по­сле­ду­ю­щим их со­еди­не­ни­ем, но в не­пра­виль­ном по­ряд­ке. 6.
Наи­бо­лее рас­про­странённым типом ге­ном­ных му­та­ций яв­ля­ет­ся
по­лип­ло­и­дия – крат­ное из­ме­не­ние числа хро­мо­сом. 

№14. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

1.
Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ла­мар­ку. 2.
Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и
её есте­ствен­ном раз­ви­тии. 3. Он был пер­вым, кто в ка­че­стве
дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое
вли­я­ние среды на ор­га­низм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский
учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное уче­ние, в ко­то­ром
дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал не­опре­делённую
из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние
бла­го­при­об­ре­тен­ных при­зна­ков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии
утвер­ждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит
по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми —
кон­вер­ген­ция при­зна­ков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин
счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность
ор­га­низ­мов. 

№15. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

Со­глас­но
ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1.
Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость,
то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми
эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и
воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям
су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции —
есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии
на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая
эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца — вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и
дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции
на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

Ответы.

№1.

Ошибки
допущены в предложениях 1,4.

1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.

Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.

№3.

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

№4.

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

№5 

1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.

№6. 

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 2 — ру­ди­мен­ты у че­ло­ве­ка встре­ча­ют­ся часто, у жи­вот­ных — это обыч­но раз­ви­тые при­зна­ки;

2) 3 — обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка — это при­мер ата­виз­ма:

3) 6 — ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом. 

№8.

 3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ген­ным (а не ге­ном­ным) му­та­ци­ям.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ге­ном­ны­ми (а не ген­ны­ми).

6. Есть как по­лез­ные, так и вред­ные или ней­траль­ные му­та­ции

№9.

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны круп­ные из­ме­не­ния.

2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые клас­сы, от­де­лы, типы, цар­ства в пре­де­лах одной груп­пы.

5. К идио­адап­та­ци­ям от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската.

№10.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) (3) Между раз­ны­ми ви­да­ми уже су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция.

ИЛИ

Изо­ля­ция воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми одной по­пу­ля­ции.

2) (4) Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между род­ствен­ны­ми ви­да­ми выше.

3) (5) Сход­ные места оби­та­ния не за­щи­ща­ют от про­ник­но­ве­ния чужих генов.

При­ме­ча­ние от со­ста­ви­те­лей сайта.

(2
пред­ло­же­ние). Этот фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию
ПО­ПУ­ЛЯ­ЦИИ, как са­мо­сто­я­тель­ной эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы.

№11

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 1, 3, 5.

1) 1 — по­пу­ля­ция – со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида.

2) 3 — по­пу­ля­ция – струк­тур­ная еди­ни­ца вида.

3) 5 — Чис­лен­ность по­пу­ля­ции из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ных фак­то­р
№12.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 2, 3, 4.

(2)
– Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния пред­по­ла­га­ла рож­де­ние жи­во­го
из не­жи­во­го (на­при­мер, из дын­но­го де­ре­ва или ба­ра­ньей
под­лив­ки).

(3) – Р. Гук и Л. Па­стер опро­верг­ли ги­по­те­зу са­мо­за­рож­де­ния.

(4) – Кре­а­ци­о­низм рас­смат­ри­ва­ет жизнь как ре­зуль­тат бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния.

№13.

ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 3
– хро­мо­сом­ные му­та­ции не так часто воз­ни­ка­ют, как ген­ные
му­та­ции; ген­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся класс
му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний;

2) 4 – хро­мо­сом­ные му­та­ции – это пе­ре­строй­ки хро­мо­сом;

3) 5 – раз­ры­вы хро­мо­сом на­блю­да­ют­ся при хро­мо­сом­ных му­та­ци­ях.

№14.

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) 3 — тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дар­вин;

2) 4 — идея на­сле­до­ва­ния при­об­ретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ла­мар­ку;

3) 5 — В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит ди­вер­ген­ция.

ИЛИ

На­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся кон­вер­ген­ци­ей.

№15.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1)
2 — Му­та­ци­он­ный про­цесс, ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость,
по­пу­ля­ци­он­ные волны, есте­ствен­ный отбор — дви­жу­щие силы
эво­лю­ции.

2) 4 — Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца – по­пу­ля­ция.

3) 6 — Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мик­ро­э­во­лю­ци­ей.

В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

33Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные группы растений.

1)Риниофиты

2)Голосеменные

3)Папоротники

4)Зелёные водоросли

5)Мохообразные

6)Покрытосеменные

Ответ:

Часть 2

Для записиvkответов.com/ege100ballovна задания 34–40 используйте отдельный лист.

Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем − полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?

35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

vk.com/ege100ballov

36 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?

38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.

39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.

Генетический код (иРНК)

Первое

Второе основание

Третье

основание

основание

У

Ц

А

Г

Фен

Сер

Тир

Цис

У

У

Фен

Сер

Тир

Цис

Ц

Лей

Сер

А

Лей

Сер

Три

Г

Лей

Про

Гис

Арг

У

Ц

Лей

Про

Гис

Арг

Ц

Лей

Про

Глн

Арг

А

Лей

Про

Глн

Арг

Г

А

vk

.com/ege100ballov

Сер

У

Иле

Тре

Асн

Иле

Тре

Асн

Сер

Ц

Иле

Тре

Лиз

Арг

А

Мет

Тре

Лиз

Арг

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

У

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

Ц

Вал

Ала

Глу

Гли

А

Вал

Ала

Глу

Гли

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

40У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

26

146

27

124

28

145

29

212221

30

123321

31

122112

32

221221

33

341265

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

26

146

27

356

vk.com/ege100ballov

28

236

29

212121

30

123321

31

122112

32

121212

33

415326

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)

Элементы правильного ответа:

1)при исследовании хромосомного набора можно определить вид животного;

2)по хромосомному набору можно определить пол животного, а также характер наследственных заболеваний

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

2

биологических ошибок

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

1

Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые

биологические ошибки

Ответ неправильный

0

vk.com/ege100ballov

Максимальный балл

2

35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Содержаниеvk.com/ege100ballovверного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)

Элементы правильного ответа:

1)на рисунке изображён побег – сложный орган растения;

2)цифрами обозначены: 1 – верхушечная почка, 2 − пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 – междоузлие;

3)функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

2

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые

биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

1

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

36

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

в которых они допущены. Исправьте ошибки.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся

особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.

2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность,

возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является

структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции

называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его

смысла)

Элементы правильного ответа Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.

1)1 − популяция – совокупность особей одного вида.

2)3 – популяция – структурная единица вида.

3)5 – Численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов

Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит

vk.com/ege100ballov

3

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

2

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

1

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)

Элементы правильного ответа:

1)в регуляции деятельности организма участвуют две системы – нервная и гуморальная;

2)нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы по рефлекторным дугам;

3)гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых контролируются нервной системой

Ответ включает все названные выше

элементы, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

2

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

vk.com/ege100ballov

Ответ включает один из названных выше

элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

1

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)

Элементы правильного ответа:

1)у всех эмбрионов хордовых животных есть зачатки жаберных дуг и хвостовой отдел позвоночника;

2)также у них есть двухкамерное сердце и один круг кровообращения;

3)все классы хордовых проходят стадии зиготы, бластулы, гаструлы

Ответ

включает все названные выше элементы, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

2

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит

биологических ошибок.

ИЛИ

vk.com/ege100ballov

1

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит

негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.

Генетический код (иРНК)

Первое

Второе основание

Третье

основание

основание

У

Ц

А

Г

Фен

Сер

Тир

Цис

У

У

Фен

Сер

Тир

Цис

Ц

Лей

Сер

А

Лей

Сер

Три

Г

Лей

Про

Гис

Арг

У

Ц

Лей

Про

Гис

Арг

Ц

Лей

Про

Глн

Арг

А

Лей

Про

Глн

Арг

Г

Иле

Тре

Асн

Сер

У

vk

.com/ege100ballov

Ц

А

Иле

Тре

Асн

Сер

Иле

Тре

Лиз

Арг

А

Мет

Тре

Лиз

Арг

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

У

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

Ц

Вал

Ала

Глу

Гли

А

Вал

Ала

Глу

Гли

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

Соседние файлы в предмете Биология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приложение №2

Примеры
заданий части С1-С4 по биологии с ответами

51.В
результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет
происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. 

Ответ: 
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью
ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые
впоследствии полностью вытесняют другие деревья. 

52.Для
установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и
обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил
установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно
связано? 

Ответ: 
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением
фрагмента хромосомы. 

53.Какой
буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы
особенности формирования бластулы? 

Ответ: 
1)бластула обозначена буквой Г; 
2)бластула формируется при дроблении зиготы; 
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы. 

54.Почему
грибы выделяют в особое царство органического мира? 

Ответ: 
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий,
или грибницу; 
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и
хлоропластов; стенка содержит хитин; 
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества
всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. 

55.В
некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел
дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности
куриных. 

Ответ: 
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги
(естественно регулирующие численность); 
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и
отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных. 

56.Окраска
шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый.
Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется
проявление
данного признака. 

Ответ: 
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической,
ненаследственной) изменчивости; 
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания
(температура, длина дня). 

57.Назовите
стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и
Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий

А Б 

Ответ: 
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле
закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для
закладки остальных систем органов. 

58.
Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не
менее четырёх особенностей. 

Ответ: 
1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих
органоидов; 
2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы; 
3)высокая скорость размножения путем деления; 
4)анаэробы и аэробы; 
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор. 

59.Чем
отличается наземно-воздушная среда от водной? 

Ответ: 
1)содержанием кислорода; 
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно –
воздушной среде); 
3)степенью освещенности; 
4)плотностью. 

60.В
пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты —
ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций
организма? 

Ответ: 
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы. 

61.Почему
клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды
инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они
выполняют

Ответ: 
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен
веществ, размножение, раздражимость, адаптация; 
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе; 
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности. 

61.Каковы
особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех
признаков. 

Ответ: 
1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из
тонких нитей — гифов; 
2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты); 
3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение;
почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов. 

62.Объясните,
какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех
причин. 

Ответ: 
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений; 
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие; 
3)понижают продуктивность растений. 

63.Почему
при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 

Ответ: 
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает
неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную
перепонку сохраняется дольше; 
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе,
через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в
окружающей среде. 

64.Чем
отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых
червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия. 

Ответ: 
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей
замкнутая; 
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне; 
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд. 

65.К
какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1
и 2? Назовите других представителей этого типа. 

Ответ: 
1)к типу Кишечнополостных; 
2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость; 
3)коралловые полипы, медузы. 

66.В
чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к
температуре среды у теплокровных животных? 

Ответ: 
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение
поверхности тела; 
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании;
сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной
активности в зависимости от температуры среды. 

67.Как
осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? 

Ответ: 
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом
комплементарности; 
2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка,
перемещается из ядра к рибосоме. 

68.В
чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не
менее трех признаков. 

Ответ: 
1)у папоротников появились корни; 
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая
ткань; 
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над
половым (гаметофитом), который представлен заростком. 

69.Назовите
зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3.
Какой тип ткани и какие органы формируются из него. 

Ответ: 
1)зародышевый листок – энтодерма; 
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы
внутренней секреции. 

70.Какую
роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. 

Ответ: 
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 
3)служат пищей для хищников; 
4)удобряют почву. 

71.В
чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? 

Ответ: 
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков,
микроорганизмов, отмерших клеток; 
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют
определенные антигены. 

72.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их. 
Согласно хромосомной теории наследственности: 
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает
определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления.
4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение
сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе
мейоза. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1)2 — место расположения гена — локус; 
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере. 

73.Почему
зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите
не менее трёх причин. 

Ответ: 
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как
растения. 

74.Какие
процессы происходят на этапах энергетического обмена? 

Ответ: 
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее
сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или
молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до
углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. 

75.В
образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем
приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими
свойствами крови это обусловлено. 

Ответ: 
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию
тромба; 
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших
фагоцитоз. 

76.Найдите
ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в
которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов
имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в
клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная
информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав
рибосом. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты; 
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах
ДНК; 
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК. 

77.Что
такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого
человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? 

Ответ: 
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором
человек плохо различает удалённые предметы; 
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока
(удлиняется); 
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны
хрусталика. 

78.Чем
отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян?
Укажите не менее четырёх отличий. 

Ответ: 
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 
2)уменьшение челюстного аппарата; 
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 
4)уменьшение надбровных дуг. 

79.Почему
объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это
же время жидкости? 

Ответ: 
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена
веществ; 
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы. 

80.Найдите
ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми
органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных.
3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У
большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную
систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у
всех многоклеточных животных прямое. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные;
например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным
животным. 

81.Какое
значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? 

Ответ: 
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к
тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 

82.Используйте
сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для
подтверждения последовательности развития животного мира. 

Ответ: 
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными
формами; 
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного
(гидры). 

83.Введение
в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением
физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему

Ответ: 
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое
изменение состава крови и необратимые явления; 
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует
концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. 

84.Найдите
ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и
членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы,
груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них
сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет,
а у ракообразных — по две пары); 
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных
они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть
простые; 
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая. 

85.Каковы
функции пищеварительной системы человека? 

Ответ: 
1)механическая обработка пищи; 
2)химическая обработка пищи; 
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и
лимфу. 

86.Чем
характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее
трёх признаков. 

Ответ: 
1)большим разнообразием популяций и видов; 
2)широким расселением на земном шаре; 
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях. 

87.Почему
пищу надо тщательно пережёвывать? 

Ответ: 
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и
начинает перевариваться; 
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в
желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается. 

88.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные
популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их
особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида
одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа
лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета,
представляет собой популяцию. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций
могут скрещиваться; 
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида
считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает
одно и то же пространство. 

89.Почему
летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду? 

Ответ: 
1)летом у человека усиливается потоотделение; 
2)с потом из организма выводятся минеральные соли; 
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между
тканями и внутренней средой организма. 

90.Чем
доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? 

Ответ: 
1)сходством строения систем органов; 
2)наличием волосяного покрова; 
3)развитием зародыша в матке; 
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве. 

91.Какие
процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови
человека? 

Ответ: 
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном
уровне; 
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы. 

92.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
объясните их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую
территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются
численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3.
Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является
структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда
стабильна. 

Ошибки
допущены в предложениях: 
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей
одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 
2)4 — популяция является структурной единицей вида; 
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы. 

93.Какие
структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия
температурных факторов среды? Объясните их роль. 

Ответ: 
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от
перегревания; 
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу. 

94.Приведите
не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он
приобрел в процессе длительной эволюции. 

Ответ: 
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца. 

95.Какое
деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому
набору хромосом в клетке приводит. 

Ответ: 
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы
(хроматиды); 
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом. 

96.Чем
отличается артериальное кровотечение от венозного? 

Ответ: 
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном. 

97.Схема
какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что
лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ
поясните. 
капилляр 

Ответ: 
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и
капилляром крови); 
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим
давлением в место с меньшим давлением; 
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из
венозной (А) в артериальную (Б). 

98.Какое
воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм
человека? 

Ответ: 
гиподинамия приводит: 
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе
тела; 
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и
снижению выносливости организма; 
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению
кровообращения. 

(Допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.) 

99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? 

Ответ: 
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до
грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и
других органах; 
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или
иголки. 

100.С
чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ
поясните. 

Ответ: 
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 
2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки плоские черви это трехслойные животные
  • Найдите ошибки обусловленные нарушением синтаксических норм профессор попросил
  • Найти ошибки картинки
  • Найдите ошибки обусловленные нарушением грамматических норм
  • Найти наивероятнейшее число отрицательных и положительных ошибок