Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция — это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, представляют собой популяцию.
Спрятать пояснение
Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоёме, не представляют собой популяцию, т. к. личинки не способны к размножению и поэтому популяцией не являются.
Дополнение.
2. Основными характеристиками популяции являются рождаемость, смертность, численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
Дополнение от Даниила Козлова к 5 предложению.
Существует такое явление, как педогенез — способность к размножению на личиночной стадии развития организма.
Среди насекомых педогенез встречается у жуков (Coleoptera, Micromalthus debilis), веерокрылых (Strepsiptera), бабочек-мешочниц (Psychidae) и галлиц (Cecidomyiidae). Также педогенез известен для гребневиков, некоторых морских ветвистоусых ракообразных (Cladocera) и паразитических плоских червей — трематод.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.
ИЛИ Ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
2643. Найдите три ошибки в тексте «Популяция». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. (2) Основными характеристиками популяции являются плотность; возрастная, половая, пространственная структура. (3) Популяция является структурной единицей класса.
(4) Популяция является элементарной единицей эволюции. (5) Группа тритонов одного вида, живущих в озере в течение одного лета, представляет собой популяцию. (6) Генофонд всех популяций одного вида одинаков.
Ошибки допущены в предложениях 3, 5, 6:
3) Популяция — структурная единица вида (элементарная единица эволюции)
5) Группа тритонов не является популяцией, так как она занимает одно и то же пространство на протяжении непродолжительного времени. (Популяция занимает одну и ту же территорию на протяжении многих поколений)
6) Генофонды разных популяций одного вида различаются
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 2643.
Доброго времени суток, ребята!
Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями —
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции —
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор
№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
33Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные группы растений.
1)Риниофиты
2)Голосеменные
3)Папоротники
4)Зелёные водоросли
5)Мохообразные
6)Покрытосеменные
Ответ:
Часть 2
Для записиvkответов.com/ege100ballovна задания 34–40 используйте отдельный лист.
Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем − полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?
35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
vk.com/ege100ballov
36 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.
39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.
Генетический код (иРНК)
Первое |
Второе основание |
Третье |
||||
основание |
основание |
|||||
У |
Ц |
А |
Г |
|||
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
У |
||
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
Ц |
|
Лей |
Сер |
— |
— |
А |
||
Лей |
Сер |
— |
Три |
Г |
||
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
У |
||
Ц |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
Ц |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
А |
||
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
Г |
||
А |
vk |
.com/ege100ballov |
Сер |
У |
||
Иле |
Тре |
Асн |
||||
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
Ц |
||
Иле |
Тре |
Лиз |
Арг |
А |
||
Мет |
Тре |
Лиз |
Арг |
Г |
||
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
У |
||
Г |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
Ц |
|
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
А |
||
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
40У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?
Ответы к заданиям |
|
№ задания |
Ответ |
26 |
146 |
27 |
124 |
28 |
145 |
29 |
212221 |
30 |
123321 |
31 |
122112 |
32 |
221221 |
33 |
341265 |
Ответы к заданиям |
|
№ задания |
Ответ |
26 |
146 |
27 |
356 |
vk.com/ege100ballov |
|
28 |
236 |
29 |
212121 |
30 |
123321 |
31 |
122112 |
32 |
121212 |
33 |
415326 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)при исследовании хромосомного набора можно определить вид животного;
2)по хромосомному набору можно определить пол животного, а также характер наследственных заболеваний
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит |
2 |
|
биологических ошибок |
||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые |
||
биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
vk.com/ege100ballov |
||
Максимальный балл |
2 |
35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
Содержаниеvk.com/ege100ballovверного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)на рисунке изображён побег – сложный орган растения;
2)цифрами обозначены: 1 – верхушечная почка, 2 − пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 – междоузлие;
3)функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит |
3 |
|
биологических ошибок |
||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
2 |
|
Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые |
||
биологические ошибки |
||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
36 |
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, |
в которых они допущены. Исправьте ошибки. |
|
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся |
|
особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. |
|
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, |
|
возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является |
|
структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции |
называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его |
смысла)
Элементы правильного ответа Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1)1 − популяция – совокупность особей одного вида.
2)3 – популяция – структурная единица вида.
3)5 – Численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит |
|
vk.com/ege100ballov |
3 |
биологических ошибок |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
|
ИЛИ |
2 |
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
|
негрубые биологические ошибки |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
|
ИЛИ |
1 |
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
|
негрубые биологические ошибки |
|
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)в регуляции деятельности организма участвуют две системы – нервная и гуморальная;
2)нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы по рефлекторным дугам;
3)гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых контролируются нервной системой
Ответ включает все названные выше |
элементы, не содержит |
3 |
биологических ошибок |
||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
2 |
|
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
vk.com/ege100ballov |
||
Ответ включает один из названных выше |
элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)у всех эмбрионов хордовых животных есть зачатки жаберных дуг и хвостовой отдел позвоночника;
2)также у них есть двухкамерное сердце и один круг кровообращения;
3)все классы хордовых проходят стадии зиготы, бластулы, гаструлы
Ответ |
включает все названные выше элементы, не содержит |
3 |
|
биологических ошибок |
|||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
|||
биологических ошибок. |
|||
ИЛИ |
2 |
||
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
|||
негрубые биологические ошибки |
|||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
|||
биологических ошибок. |
|||
ИЛИ |
vk.com/ege100ballov |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
|||
негрубые биологические ошибки |
|||
Ответ неправильный |
0 |
||
Максимальный балл |
3 |
39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.
Генетический код (иРНК) |
||||||
Первое |
Второе основание |
Третье |
||||
основание |
основание |
|||||
У |
Ц |
А |
Г |
|||
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
У |
||
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
Ц |
|
Лей |
Сер |
— |
— |
А |
||
Лей |
Сер |
— |
Три |
Г |
||
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
У |
||
Ц |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
Ц |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
А |
||
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
Г |
||
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
У |
||
vk |
.com/ege100ballov |
Ц |
||||
А |
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
||
Иле |
Тре |
Лиз |
Арг |
А |
||
Мет |
Тре |
Лиз |
Арг |
Г |
||
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
У |
||
Г |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
Ц |
|
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
А |
||
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Соседние файлы в предмете Биология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Приложение №2
Примеры
заданий части С1-С4 по биологии с ответами
51.В
результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет
происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов.
Ответ:
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения;
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью
ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес.
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые
впоследствии полностью вытесняют другие деревья.
52.Для
установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и
обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил
установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно
связано?
Ответ:
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением
фрагмента хромосомы.
53.Какой
буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы
особенности формирования бластулы?
Ответ:
1)бластула обозначена буквой Г;
2)бластула формируется при дроблении зиготы;
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы.
54.Почему
грибы выделяют в особое царство органического мира?
Ответ:
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий,
или грибницу;
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена;
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и
хлоропластов; стенка содержит хитин;
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества
всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков.
55.В
некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел
дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности
куриных.
Ответ:
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги
(естественно регулирующие численность);
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и
отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.
56.Окраска
шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый.
Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется
проявление данного признака.
Ответ:
1)у зайца наблюдается проявление модификационной (фенотипической,
ненаследственной) изменчивости;
2)проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания
(температура, длина дня).
57.Назовите
стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и
Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий.
А Б
Ответ:
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша;
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма;
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле
закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для
закладки остальных систем органов.
58.
Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не
менее четырёх особенностей.
Ответ:
1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих
органоидов;
2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы;
3)высокая скорость размножения путем деления;
4)анаэробы и аэробы;
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор.
59.Чем
отличается наземно-воздушная среда от водной?
Ответ:
1)содержанием кислорода;
2)различиями в колебаниях температуы (широкая амплитуда колебаний в наземно –
воздушной среде);
3)степенью освещенности;
4)плотностью.
60.В
пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты —
ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций
организма?
Ответ:
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод;
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы.
61.Почему
клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды
инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они
выполняют?
Ответ:
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен
веществ, размножение, раздражимость, адаптация;
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе;
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности.
61.Каковы
особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех
признаков.
Ответ:
1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из
тонких нитей — гифов;
2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты);
3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение;
почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов.
62.Объясните,
какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех
причин.
Ответ:
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений;
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие;
3)понижают продуктивность растений.
63.Почему
при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ:
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает
неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную
перепонку сохраняется дольше;
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе,
через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в
окружающей среде.
64.Чем
отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых
червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.
Ответ:
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей
замкнутая;
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне;
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд.
65.К
какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1
и 2? Назовите других представителей этого типа.
Ответ:
1)к типу Кишечнополостных;
2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость;
3)коралловые полипы, медузы.
66.В
чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к
температуре среды у теплокровных животных?
Ответ:
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение
поверхности тела;
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании;
сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной
активности в зависимости от температуры среды.
67.Как
осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому?
Ответ:
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом
комплементарности;
2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка,
перемещается из ядра к рибосоме.
68.В
чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не
менее трех признаков.
Ответ:
1)у папоротников появились корни;
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая
ткань;
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над
половым (гаметофитом), который представлен заростком.
69.Назовите
зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3.
Какой тип ткани и какие органы формируются из него.
Ответ:
1)зародышевый листок – энтодерма;
2ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания);
3)органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы
внутренней секреции.
70.Какую
роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ:
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
3)служат пищей для хищников;
4)удобряют почву.
71.В
чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека?
Ответ:
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков,
микроорганизмов, отмерших клеток;
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют
определенные антигены.
72.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности:
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает
определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления.
4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение
сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе
мейоза.
Ошибки
допущены в предложениях:
1)2 — место расположения гена — локус;
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом;
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере.
73.Почему
зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите
не менее трёх причин.
Ответ:
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные;
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные;
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как
растения.
74.Какие
процессы происходят на этапах энергетического обмена?
Ответ:
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее
сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла;
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или
молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ;
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до
углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ.
75.В
образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем
приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими
свойствами крови это обусловлено.
Ответ:
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию
тромба;
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших
фагоцитоз.
76.Найдите
ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в
которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов
имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в
клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная
информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав
рибосом.
Ошибки
допущены в предложениях:
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты;
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах
ДНК;
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
77.Что
такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого
человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости?
Ответ:
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором
человек плохо различает удалённые предметы;
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой;
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока
(удлиняется);
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны
хрусталика.
78.Чем
отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян?
Укажите не менее четырёх отличий.
Ответ:
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;
2)уменьшение челюстного аппарата;
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти;
4)уменьшение надбровных дуг.
79.Почему
объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это
же время жидкости?
Ответ:
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена
веществ;
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.
80.Найдите
ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми
органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных.
3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У
большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную
систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у
всех многоклеточных животных прямое.
Ошибки
допущены в предложениях:
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные;
например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная);
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков;
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным
животным.
81.Какое
значение имеет кровь в жизнедеятельности человека?
Ответ:
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к
тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
82.Используйте
сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для
подтверждения последовательности развития животного мира.
Ответ:
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму;
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными
формами;
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного
(гидры).
83.Введение
в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением
физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему.
Ответ:
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое
изменение состава крови и необратимые явления;
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует
концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.
84.Найдите
ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в
которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и
членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы,
груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них
сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая.
Ошибки
допущены в предложениях:
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет,
а у ракообразных — по две пары);
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных
они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть
простые;
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая.
85.Каковы
функции пищеварительной системы человека?
Ответ:
1)механическая обработка пищи;
2)химическая обработка пищи;
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков;
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и
лимфу.
86.Чем
характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее
трёх признаков.
Ответ:
1)большим разнообразием популяций и видов;
2)широким расселением на земном шаре;
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.
87.Почему
пищу надо тщательно пережёвывать?
Ответ:
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и
начинает перевариваться;
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в
желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается.
88.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
исправьте их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные
популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их
особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида
одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа
лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета,
представляет собой популяцию.
Ошибки
допущены в предложениях:
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций
могут скрещиваться;
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются;
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида
считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает
одно и то же пространство.
89.Почему
летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленую воду?
Ответ:
1)летом у человека усиливается потоотделение;
2)с потом из организма выводятся минеральные соли;
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между
тканями и внутренней средой организма.
90.Чем
доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?
Ответ:
1)сходством строения систем органов;
2)наличием волосяного покрова;
3)развитием зародыша в матке;
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве.
91.Какие
процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови
человека?
Ответ:
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном
уровне;
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы.
92.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
объясните их.
1.Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую
территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются
численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3.
Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является
структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда
стабильна.
Ошибки
допущены в предложениях:
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей
одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
2)4 — популяция является структурной единицей вида;
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы.
93.Какие
структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия
температурных факторов среды? Объясните их роль.
Ответ:
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения;
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от
перегревания;
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания;
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу.
94.Приведите
не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он
приобрел в процессе длительной эволюции.
Ответ:
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.
95.Какое
деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому
набору хромосом в клетке приводит.
Ответ:
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы
(хроматиды);
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.
96.Чем
отличается артериальное кровотечение от венозного?
Ответ:
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета;
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном.
97.Схема
какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что
лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ
поясните.
капилляр
Ответ:
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и
капилляром крови);
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим
давлением в место с меньшим давлением;
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из
венозной (А) в артериальную (Б).
98.Какое
воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм
человека?
Ответ:
гиподинамия приводит:
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе
тела;
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и
снижению выносливости организма;
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению
кровообращения.
(Допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)
99.Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях?
Ответ:
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до
грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и
других органах;
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или
иголки.
100.С
чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ
поясните.
Ответ:
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;
2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.