Найдите морфологическую ошибку ночной сочи

помогите пожалуйста срочно надо плиззз! Морфологическая ошибка в словосочетании 1) ночной сочи, 2) травяной шампунь, 3) нарезанное салями, 4) ажурный тюль, 5) тяжелый куль

Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн … кино.

какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн … кино

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему? Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » ⭐️ Русский язык » Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему? Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн …

какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн.. тюль,мужск.. кашне,болезнен.. мозоль,подмосковн.. Иваново (город), небольш.. Капри (остров), горяч кофе,скоростн.. метро, ароматн.. какао, ужасн.. копуша, интересн.. кино.

какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн.. тюль,мужск.. кашне,болезнен.. мозоль,подмосковн.. Иваново (город), небольш.. Капри (остров), горяч кофе,скоростн.. метро, ароматн.. какао, ужасн.. копуша, интересн.. кино

Ответы

Объяснение:

Ажурный тюль (м.р.), мужское кашне (с.р.), болезненная мозоль (ж.р.), подмосковный Иваново (город, м.р.), небольшой Капри (остров, м.р.), горячий кофе (м.р.), скоростное метро (с.р.), ароматное какао (с.р.), ужасный (-ая) копуша (существительное общего рода, то есть и мужского, и женского), интересное кино (с.р.).

Ажурный тюль (м.р.), мужское кашне (с.р.), болезненная мозоль (ж.р.), подмосковный Иваново (м.р.), небольшой Капри ( м.р.), горячий кофе (м.р.), скоростное метро (с.р.), ароматное какао (с.р.), ужасный (-ая) кокопуша (общий род), интересное кино (с.р.)

Интересные вопросы

Какие родовые окончания вставишь вместо точек и почему.

Ажурн.

Тюль, мужск.

Кашне, болезн.

Мозоль, подмосковн.

Иваново, небольш.

Капри, горяч.

Кофе, скоростн.

Метро, ароматн.

Какао, ужасн.

Копуша, интересн.

Кино Какие из имён существительных неизменяются.

На этой странице находится ответ на вопрос Какие родовые окончания вставишь вместо точек и почему?, из категории
Русский язык, соответствующий программе для 1 — 4 классов. Чтобы посмотреть
другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов
подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью
соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого
интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе.
Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не
только просмотреть, но и прокомментировать.

Кабинет

    • Категории

©2022


Главная

Выявить речевые недочёты в сочетаниях: прийти со школы; отбежать от куста; жатьрожь; ажурная…



  • 0




Выявить речевые недочёты в сочетаниях:
прийти со школы;
отбежать от куста;
жатьрожь;
ажурная тюль




Добрыня Коранов


Вопрос задан 24 сентября 2019 в


1 — 4 классы,  

Русский язык.

  • Комментариев (0)


1
Ответ (-а, -ов)

  • По голосам
  • По дате


  • 0


1)Прийти  из  школы.
2) Отбежать от куста.
3) Жать рожь.
4) Ажурный тюль.
ТЮЛЬ ЭТО МУЖСКОЙ РОД




Никита Черноустов


Отвечено 24 сентября 2019

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн … кино.

какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему?

Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн … кино

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему? Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Какие родовые окончания ты вставиш вместо точек и почему? Ажурн … тюль, мужск … кашне, болезнен … мозоль, подмосковн … Иваново (город), небольш … Капри (остров), горяч кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн …

Кабинет

    • Категории

©2022


Главная

Выявить речевые недочёты в сочетаниях: прийти со школы; отбежать от куста; жатьрожь; ажурная…



  • 0




Выявить речевые недочёты в сочетаниях:
прийти со школы;
отбежать от куста;
жатьрожь;
ажурная тюль




Добрыня Коранов


Вопрос задан 24 сентября 2019 в


1 — 4 классы,  

Русский язык.

  • Комментариев (0)


1
Ответ (-а, -ов)

  • По голосам
  • По дате


  • 0


1)Прийти  из  школы.
2) Отбежать от куста.
3) Жать рожь.
4) Ажурный тюль.
ТЮЛЬ ЭТО МУЖСКОЙ РОД




Никита Черноустов


Отвечено 24 сентября 2019

  • Комментариев (0)

Ваш ответ

Какие родовые окончания вставишь вместо точек и почему.

ажурн … тюль, мужск … кашне, болезн … мозоль, подмосковн … Иваново, небольш … Капри, горяч … кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн … кино

Какие из имён существительных неизменяются

Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Какие родовые окончания вставишь вместо точек и почему. ажурн … тюль, мужск … кашне, болезн … мозоль, подмосковн … Иваново, небольш …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Смотреть другие ответы

Главная » Русский язык » Какие родовые окончания вставишь вместо точек и почему. ажурн … тюль, мужск … кашне, болезн … мозоль, подмосковн … Иваново, небольш … Капри, горяч … кофе, скоростн … метро, ароматн … какао, ужасн … копуша, интересн …

Оценить правильность употребления слов в словосочетаниях. Отметить где допущен речевой недочет. прийти со школы отбежать от куста жать рожь ажурная тюль

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Оценить правильность употребления слов в словосочетаниях. Отметить где допущен речевой недочет. прийти со школы отбежать от куста жать рожь …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Оценить правильность употребления слов в словосочетаниях. Отметить где допущен речевой недочет. прийти со школы отбежать от куста жать рожь ажурная тюль

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)  яркая тюль

2)  менее значительный

3)  в двух тысячи пятом году

4)  их успехи

Спрятать пояснение

Пояснение.

1)  яркий тюль

3)  в две тысячи пятом году

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Дан неверный ответ.

ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные формы слова

0
Верно выписана и исправлена одна форма слова 1
Верно выписаны и исправлены две формы слова 2
Максимальный балл 2

Источник: РЕШУ ВПР: материалы для подготовки к ВПР по русскому языку для 6 класса. Вариант 14.

равяной шампунь, 3) нарезанное салями, 4) ажурный тюль, 5) тяжелый куль

Ответы на вопрос

Ответ: Ночной сочи

Объяснение:

Ночной Сочи

Ответ:

Ночной Сочи

Объяснение:

Ночной Сочи

1) Ошибка — ночной Сочи (Сочи — географическое название, не имеет рода), исправленный вариант — ночное Сочи.
2) Ошибка — травяной шампунь (травяной — прилагательное, должно быть в роде и падеже с существительным «шампунь»), исправленный вариант — травяной шампунь.
3) Ошибка — нарезанное салями (салями — существительное женского рода, а прилагательное «нарезанное» должно быть в соответствующем падеже и роде), исправленный вариант — нарезанный салями.
4) Ошибка — ажурный тюль (тюль — существительное мужского рода, поэтому прилагательное должно быть в соответствующем роде и падеже), исправленный вариант — ажурный тюль.
5) Ошибка — тяжелый куль (куль — существительное мужского рода, а прилагательное должно быть в соответствующем роде и падеже), исправленный вариант — тяжелый кулец.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Ответов: 2

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 2

минусы образования

современное образование хоть и дает разносторонние знания по различным предметам, но все же ориентируется, в первую очередь, на общие среднестатистические стандарты, а не на развитие конкретного ребенка.   в школе не всегда обращают внимание на таланты ученика, его способности и наклонности. многие преподаватели считают свой предмет   главным, что мешает ориентации ребёнка. от этого школьникам достаточно тяжело некоторые предметы. а все оттого, что за учебный час учитель не успевает донести до детей всего, что связано с новой темой. поэтому многое ученики изучают самостоятельно. но эта самостоятельность не всем школьникам под силу. согласитесь, если школьник до двух часов в школе, потом на секции или в кружке, то придя домой в шесть часов вечера (или и того позже), ему уже учеба «на ум не идет». а ведь столько всего ! и рефераты, и стихи, и  

порой задумываешься: неужели из наших детей с первого класса хотят воспитать вундеркиндов, способных «на лету» усваивать новые материалы и в больших объемах? ! в будние дни, придя с работы, сразу начинаешь учить с ребенком уроки, бывает, что до ночи просидишь. в итоге – никаких дел по дому. в выходные – та же картина:   как с утра начинаем учить, так весь день и проходит. а когда же детям отдыхать (да и родителям тоже)? ведь и на улице хочется погулять, и с друзьями пообщаться, и телевизор посмотреть. но времени на это у детей катастрофически не хватает — уроки, уроки, уроки… и растут школьники, буквально загруженные бесконечными решениями , не смотря по сторонам, не видя ничего вокруг себя, забывая о простых радостях. к тому же, большинство из того, что дети узнают и учат в школе, в жизни многим из них не пригодится. и так все одиннадцать лет. а потом и родителей, и детей ждет егэ.   здесь уж недовольны все, так как обучение подменяется дрессировкой и натаскиванием (а вдруг кто-то не сдаст экзамен, это пятно на школе и  

недостаток еще и в том, что вожделенная «золотая» медаль не дает выпускнику никаких привилегий при поступлении в высшие учебные заведения. раньше, помню, нам, обладателям медалей, достаточно было всего лишь удачно пройти собеседование, чтобы тебя зачислили в вуз. сейчас же медалисты никаких преимуществ и льгот при поступлении не имеют, их сравняли со всеми. тогда зачем, спрашивается, напрягаться одиннадцать лет, если все равно будешь «как все»? вот поэтому и нет у современных школьников особой тяги к учебе.

о плюсах

но не все так плохо в современном образовании, есть и положительные моменты. например, объем школьных знаний достаточно многообразен, что даёт выпускнику относительно широкий кругозор. ребёнок учится работать, выстраивать отношения и общаться в коллективе. отрабатываются необходимые коммуникационные навыки. таким образом, происходит его встраивание в социальную систему. в процессе обучения ребёнок учится общаться с людьми своего и другого пола. выпускники школ имеют возможность продолжать образование и в будущем получить хорошую работу.

кроме того, большую роль играет изучение с начальных классов иностранного языка и компьютера. это просто необходимо детям для свободного «плавания» в море современных технологий. интерактивная доска, компьютеры, видео- и аудиоаппаратура – большое подспорье в изучении нового материала на уроке, в наше время этого не было. например, иностранный язык мы изучали только по учебнику, правда, иногда учитель давал послушать, как звучит другой язык в записи на пластинке.

большим плюсом современного образования является введение новых методов контроля над оценками, например, единый школьный журнал или электронный дневник.   используя электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. этому нововведению, мы, родители, можем в любой момент узнать о и успеваемости своего ребенка. теперь он вряд ли сможет сказать, что на дом не было. кроме того, учителю подобный дневник облегчил по распространению необходимой информации. это касается как школьных оценок, так и родительских собраний. достаточно сделать рассылку и о дате и времени классного сбора. кроме того, мы, родители, сможем вносить свои коррективы в тематику собрания, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы. 

понятно, что современное образование – достаточно сложная система, направленная на всестороннее развитие и обучение ребенка. может, это и хорошо: школьник научится жить в нашем разнообразном мире с его бешеным темпом жизни. но главное – не сломались бы наши дети под «грузом» этого всестороннего развития. мы, родители, уже не выдерживаем

или

плюсы:

+ продуктивность

+ большая сфера изучения предметов

минусы:

— устаревшие факты

— утомительность

— слишком много предметов. изучаем всё, но понемногу

bershteindanik

надо Морфологическая ошибка в словосочетании 1) ночной сочи, 2) травяной шампунь, 3) нарезанное салями, 4) ажурный тюль, 5) тяжелый куль

Показать все ответы

Ответ

steshagoncharov

ответ: Ночной сочи

Объяснение:

Ночной Сочи

Ответ

luzhtzkayanasty

Ночной Сочи

Объяснение:

Ночной Сочи

Показать все ответы

Ответ

Azadamurshaeva

  Сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю красоту человека»:

  Я часто задумываюсь над тем, какой человек является по-настоящему  красивым и привлекательным. Неужели красивый человек — это тот, который имеет правильные черты лица, обаятельно улыбается и имеет модный наряд? Конечно же, нет. Мне кажется, внешность не является показателем красоты. В этом играет большую роль внутреннее обаяние.

  Для меня красив тот человек, который является духовно развитым. Он знает, что такое доброта, сострадание и милосердие. Я искренне уверенна в том, что внешняя красота — субъективное понятие. Кто-то любит светловолосых, кому-то нравятся высокие, а кого-то привлекают миниатюрные люди. Но никто не полюбит жестокого, злого и лицемерного человека. Поэтому красив тот, у кого есть духовная привлекательность.

Ответ

Анна5454554

    Я думаю, что истинная красота человека – это внутренняя красота, его душа, горячее, отзывчатое, доброе сердце. Ведь если один человек готов сделать для другого всё, отдать самое дорогое, отозваться на любую в любых ситуациях, не думая о благодарности, то это и есть красивый человек, которому даже внешняя непривлекательность не помешает творить добро. Я за душевность, справедливость и истинную красоту человека. Таких людей должно быть очень много, тогда и мир изменится в другую, хорошую сторону, не будет зла, драк, убийств, войн. 
    Не может быть красивым тот, в чьем сердце живет злоба, жестокость, зависть, подлость, жадность или лицемерие. Все эти низкие качества обязательно наложат свой отпечаток даже на самое идеальное и красивое лицо. Не можем мы назвать красивым и лентяя, который целые дни проводит в «ничегонеделании», чья жизнь абсолютно бесцельна и бесполезна. На мой взгляд, не может быть по-настоящему красивым человек равнодушный. На его лице не отражается мысль, в его взгляде нет искорки, в его речах отсутствуют эмоции. Человек с пустым взглядом и отпечатком скуки на лице — непривлекателен. 

Вопросы с ответами: Русский язык

nura20061

lizcarpova

yanaerasova017

sunnyAkhhhh

Дашенька1365

rfrfirflehf

yabreakneckkryt

alisaali200425

Змей24

HomelessGod1

Лучшие ответы

Типичные случаи нарушения морфологических норм письменной речи и задачи корректора и редактора по их устранению

Морфологические нормы связаны с употреблением различных частей речи и их форм, например различие семантики у форм множественного числа многозначного слова лист: листы (бумаги) и листья (дерева); отсутствие форм 1-го лица единственного числа будущего времени у глагола победить; отсутствие форм косвенных падежей у неопределенного местоимения некто и др.

Содержание

Морфологические нормы связаны с употреблением различных частей речи и их форм, например различие семантики у форм множественного числа многозначного слова лист: листы (бумаги) и листья (дерева); отсутствие форм 1-го лица единственного числа будущего времени у глагола победить; отсутствие форм косвенных падежей у неопределенного местоимения некто и др.

Морфологические нормы определяют характер употребления различных частей речи (склонение существительных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование форм повелительного наклонения, причастий и деепричастий и др.). Особенные трудности вызывает проблема определения рода заимствованных имен существительных (шимпанзе, какаду, киви, салями), а также аббревиатур (МГПУ, ИНН, ООН, СНГ, ЕС). К стилистике имеет отношение в первую очередь использование вариативных форм (в далеком краю — нейтральное; в далеком крае — песенно-поэтическое; снег, снега — нейтральное, снéги — поэтическое; чашку чая, ложку сахара, глоток коньяка и чашку чаю, ложку сахару, глоток коньяку).

Причинами морфологических ошибок (т.е. нарушения грамматических форм слов) могут быть незнание склонений, неправильное употребление окончаний, неправильное ударение (если это влияет на форму слова), например: много чулков (правильно чулок нет носок (правильно носков) много делов (правильно дел), нет местов (правильно мест) более красивее (правильно более красивый или красивее), самый красивейший (правильно самый красивый или красивейший).

Некоторые сложные морфологические нормы

Определение рода существительных

Трудности в определении рода существительных связаны с тем, что в языке существуют семантические (соотнесение с действительностью) и грамматические показатели рода, которые вместе образуют систему:

Определение рода у несклоняемых существительных (заимствованных слов и аббревиатур)

В чем сложность определения рода заимствованных слов? Известно, что в современном русском языке грамматический род существительных чаще всего определяется формально, по окончанию, т. е. не зависимо от логического значения слова. Окончание на -а — женский род; на -о — средний род; нулевое окончание — мужской род. А вот как быть с иноязычными словами, какого рода, скажем, цунами? Или авеню, виски, пенальти, кофе, наконец? Здесь мы сталкиваемся со значительными трудностями в выборе нормативной формы.

Поэтому слово нужно рассматривать не только по формальному признаку (категория рода), но и в его отношении к обозначаемому слову. Родовая принадлежность часто определяется с точки зрения смысловых связей между словами. Так, слово «цунами», связываясь с понятием волна, порождает словосочетания «цунами обрушилась. шла» и т. д. Слово «такси» уже вошло в речь в среднем роде. Но в период вхождения в широкое употребление, ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной, использовалось в мужском и женском роде.

Следует считаться с избирательным капризом литературного языка, который удерживает в нормах непродуктивные с формальной точки зрения варианты (кофе мужского рода). В грамматике отмечается, что слово «кофе» относится к мужскому роду, но в разговорном стиле допустимо употреблять это слово и в среднем роде.

Итак, при определении рода несклоняемых существительных нужно пользоваться следующими правилами:

  • по традиции: неодушевленные нарицательные существительные – средний род, кроме слова кофе, которое мужского рода (новое пальто, казино – ср.р.), названия животных (кроме мухи цеце и колибри) – мужской род (большой шимпанзе), названия профессии, рода занятий – мужской род (знаменитый конферансье, кутюрье);
  • по роду обозначаемого родового понятия: у неодушевленных имен собственных: виден Токио (город – м.р.), полноводная Хуанхэ (река – ж.р.), большое Онтарио (озеро – ср.р.);
  • по опорному слову аббревиатуры, если она не склоняется: ЦК – м.р., центральный комитет; ГАИ – ж.р., государственная автомобильная инспекция. Если аббревиатура начала склоняться, то есть стала самостоятельным словом, то род определяется по типу склонения: МИД – 2 склонение, м.р., несмотря на то , МИДа , что опорное слово, министерство, среднего рода.

Колебания возникают тогда, когда род несклоняемых существительных может быть определен и по «традиции», и «по роду обозначаемого понятия». Так например, были колебания в определении рода следующих существительных: авеню – ср.р., неодушевленное существительное, и авеню – ж.р., улица. Следовательно, возникают варианты согласования с определением: широкое авеню, широкая авеню. Или такси – ср.р., неодушевленное существительное, и такси – ж.р., машина, такси – м.р., автомобиль. Варианты согласования со сказуемым: такси пришло, такси пришла, такси пришел.

Варианты и колебания в падежных формах существительных

Колебания наблюдаются в формах родительного падежа на -а (-я) — -у (-ю) типа сахара-сахару.

Форму -у (-ю) сохраняют следующие разряды имен:

  • вещественные существительные при обозначении части целого: кусок сыру, кружка квасу;
  • некоторые собирательные и отвлеченные существительные: много народу, мало жару;
  • некоторые существительные в сочетании с предлогами: из лесу, с испугу;
  • существительные в составе фразеологических оборотов: в нашем полку прибыло; с миру по нитке;
  • при употреблении уменьшительных слов: сахарку, чайку;

В остальных случаях рекомендуется употреблять окончание -а (-я): вкус чая, производство сахара.

Формы на -у (-ю) стилистически снижены, носят разговорную окраску. Они удерживаются у односложных и двусложных слов: квас, чай, сыр, творог, табак и т. д.

У трехсложных и более слов интенсивнее формы на -а (-я): шоколада, лимонада, нафталина, беспорядка. Также, в сочетании с предлогом «от» чаще употребляется окончание -а (-я): от голода, от смеха.

С предлогом «со» — наоборот, предпочтительными являются формы на -у (-ю): со смеху, с голоду.

Колебания форм именительного падежа множественного числа на -ы (-и) и -а (-я) типа прожекторы — прожектора.

Основное направление — все более широкое вхождение и нормативное признание форм на -а (-я).

Нужно запомнить!

И.п., мн.ч. – некоторые варианты окончаний в этом падеже закрепились как нормативные.

Р.п. мн.ч. имеет несколько окончаний: нулевое (коров -ов (столов), ), -ев (стульев), -ей (полей).

Колебания в определении одушевленности-неодушевленности у существительных:

Трудности в определении одушевленности-неодушевленности существительных вызывают следующие группы слов:

  • названия простейших микроорганизмов: бацилла, инфузория, бактерия, амеба (неодушевленные);
  • слова, обозначающие человека как объект скульптурного изображения: одушевленные — кумир, идол, истукан, болван (кроме статуя – неодушевленное);
  • марки автомашин и других механизмов: запорожец, москвич, катюша – неодушевленные;
  • слова, обозначающие человека как объект литературно-художественного творчества: образ, тип, характер – неодушевленные; герой – одушевленное; персонаж, лицо – колебания.

Нередко причиной трудностей является несовпадение семантики (значения) и грамматической формы слова. Следующие существительные являются одушевленными:

  1. 1) названия умерших — мертвец, утопленник и др., кроме труп.
  2. 2) названия шахматных фигур и некоторых карт: конь, слон, ферзь, королева, валет, дама; а также шар в бильярде.
  3. 3) модели человека: кукла, марионетка.
  4. 4) блюда из животных: съел карася, подали зайца.

Образование формы числа у существительных

Образование числа существительного связано с его разрядом. Существительные некоторых разрядов не имеют показателей множественного числа, что вызывает трудности в их употреблении:

Особенности склонения некоторых имен, фамилий и географических названий

Трудности в употреблении прилагательных

Различение разрядов прилагательных:

  • качественные прилагательные обозначают признак прилагательного, вне отношения его носителя к другим предметам (поэтому качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму, образуют наречия и сочетаются с ними, имеют антонимы, образуют отвлеченные существительные). Красивый – красивее, красивейший (степени сравнения), красив, красива, красивы (краткая форма), красиво (наречие), очень красиво (сочетается с наречием степени), красивый – некрасивый, уродливый (антоним), красота (отвлеченное существительное);
  • относительные прилагательные обозначают опосредованный признак, который передается через отношения его носителя к другим предметам (ко времени, месту, материалу, лицу, действию, назначению предмета), не имеют грамматических свойств качественных прилагательных. Глиняный кувшин (материал), вчерашний день (время), местный житель (место), подготовительные курсы (действие), писательский стол (назначение);
  • притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному, имеют характерные грамматические показатели – суффиксы -ов-, -ин-, -j-. Отцов портфель, мамин платок, лисий воротник.

Ошибки часто вызывает не различение разрядов однокоренных прилагательных, что приводит к ошибке в употреблении паронимов: болотный (качественное) – болотистый (относительное); водный (качественное) – водяной, водянистый (относительное).

Также необходимо помнить о переходе прилагательных из разряда в разряд. Чаще всего переходят относительные прилагательные в качественные (в основе метафорический перенос): железный топор – железная леди, свинцовый стержень – свинцовые тучи. Реже качественные прилагательные – в относительные: тяжелый мешок – тяжелая промышленность, легкий портфель – легкая артиллерия, инертный человек – инертные газы, изящная статуэтка – изящная литература.

Образование степени прилагательных

Нередко возникают сложности при образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных. Различают две формы образования степеней сравнения: простую и сложную. Простая форма образуется присоединением суффиксов — ее- (-ей), -ейш-, -айш- к основе прилагательного, а сложная форма образуется присоединением слов «более», «самый» и др. к положительной степени сравнения, исходному прилагательному. Часты случаи смешения простой и сложной форм степеней сравнения прилагательных, что является морфологической ошибкой: самый красивейший.

Краткая и полная формы прилагательных

В кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных на — еиный с предшествующими двумя и более согласными верно употреблять суффикс -ен, а не -енен, т.е. безнравствен, естествен, могуществен, ответствен, существен и др. Краткую форму на -ен, а не -енен имеют прилагательные: бессмысленный – бессмыслен, бедственный – бедствен, беспочвенный – беспочвен, бесчисленный – бесчислен, величественный – величествен, воинственный – воинствен, двусмысленный – двусмыслен, искусственный – искусствен, легкомысленный – легкомыслен, многочисленный – многочислен, мужественный – мужествен, невежественный – невежествен, посредственный – посредствен, соответствующий – соответствен и др.

Трудности в употреблении местоимений

К личным местоимениям 3 лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, су, у и др. (без него, с ним) или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него.

После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется Н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее.

Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т.п.) заменяется местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнет», следует слово «студенчество» заменить словом «студенты».

Местоимение в предложении обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла: Когда я принес ему билет, он очень обрадовался и начал собираться.

Трудности в употреблении числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляются:

  • с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих, трое котят. Нельзя сказать «двое девушек»;
  • с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «люди»): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
  • с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов;
  • с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.

В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями; нет двухсот пятидесяти трех человек; депутат встретился с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью избирателями. Большие проблемы возникают с правильным произнесением таких производных и составных числительных.

При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т.п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом. Например, нельзя сказать «двадцать два (две, двое) суток». Поэтому говорят «Прошло двадцать два дня», «куплено двадцать три штуки ножниц» и т.п., т.е. используют разные формы косвенных падежей (кроме винительного).

Числительные полтора и полтораста согласуются в формах косвенных падежей (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах; в полутораста книгах. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя; выдвинуть сто четыре кандидата (а не «двадцать трех посетителей», «сто четырех кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.

При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента; 4,5 килограмма.

Трудности в употреблении глаголов и глагольных форм

Глагол, как самая сложная часть речи, требует к себе особого внимания. Необходимо изучать его грамматические формы и правильно их употреблять.

Сложности в спряжении глаголов

И в устной, и в письменной речи встречаются ошибки при употреблении глаголов типа «выздороветь». Глагол относится к 1 спряжению, соответственно, правильно будет «они выздоровеют» (нормативная, книжная форма), хотя в разговорной речи употребляется нередко «выздоровят».

Глаголы с основой на согласные д, т, з, с при образовании 1 лица единственного числа претерпевают чередование: насадить – насажу, колесить – колешу. Отступления от литературных глагольных форм, возникающие при образовании 1 лица без чередования, носят сниженный характер: ездишь – ездию, пылесосить – пылесосю.

Нельзя образовать форму 1 лица от таких глаголов: победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление недостаточного спряжения преодолевается в разговорной речи, и необычные для слуха личные формы иногда употребляются, например, в шутливой песне В.Высоцкого: Чуду-юду я и так победю.

Глаголы, имеющие в инфинитиве –чь (жечь, печь, течь) образуют наряду с литературными формами (жжет, течет, печет) вариантные просторечные формы (жгет, текет, пекет).

Глаголы повелительного наклонения образуют контрастирующие по стилистической окраске варианты: ляг – ляж (ляжте), не тронь – не трожь, погоди – погодь (где первый вариант литературный, второй – просторечный). Отдельные глаголы не имеют формы повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Форма езжай носит разговорный характер; литературные формы – поезжай, слушай, смотри.

Существует множество вариантов личных форм глаголов в изъявительном наклонении настоящего-будущего времени у ряда глаголов типа брызгать, двигаться, капать, мурлыкать, полоскать и др., образующих вариантные формы: брызжет – брызгает, движется – двигается, каплет – капает, мурлычет – мурлыкает, полощет – полоскает. Такие глаголы называются изобилующими.

Встречаются вариантные формы у глаголов прошедшего времени типа стих – стихнул. В этих случаях глагол с суффиксом –ну менее употребителен, такая форма устаревает. Прибавление суффикса –ну стало теперь невозможным при образовании причастий от таких глаголов (стихший – стихнувший).

Образование глагольных форм несовершенного вида

В русском языке есть глаголы, у которых при образовании формы несовершенного вида с суффиксами –ива (-ыва) происходит чередование гласных в корне: разработать – разрабатывать, заболотить – заболачивать, облагородить – облагораживать и др.

Колебания наблюдаются у следующих глаголов: обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать. Варианты глаголов с корневым –о воспринимаются как устаревшие, в отличие от форм с –а, более современных, имеющих разговорный оттенок. Сравните: заподозривать – заподазривать, подмороживать – подмораживать, обеспокоивать – обеспокаивать, задобривать – задабривать. Однако некоторые из сохранивших свою литературность глаголы употребляются только с –о: опозоривать, озабочивать, опорочивать, отсрочивать, приурочивать, узаконивать. Употребление их вариантов с –а воспринимается как грубое нарушение нормы. Некоторые пары признаны равноценными: заболочивать – заболачивать, сдобривать – сдабривать, опорожнивать – опоражнивать, унавоживать – униваживать. Для глагола растоможивать более приемлемой формой является глагол с суффиксом -о.

Выбор видо-временных форм глагола

Выбору видо-временных форм глагола надо придавать особое значение, потому что они могут исказить смысл высказывания. Если в предложении глагольные формы не совпадают по виду или по времени, тогда отмечается несоответствие видо-временных форм. Например, Тишину нарушали временами сорвавшиеся с сосен комья снега. Такое соединение глагола несовершенного вида и причастия совершенного вида создает разнобой, следовало употребить причастие того же вида, что и глагол: срывавшиеся. В предложении Волею случая герой повести знакомится с режиссером и получил роль в новом спектакле не совпадают временные формы глаголов (в настоящем и прошедшем времени).

Нередко встречаются неоправданные замены причастий прошедшего времени причастиями настоящего времени, например: Вспоминаю выступления фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов нашего драматического театра (следовало состоявшей). В иных случаях вместо формы причастия настоящего времени ошибочно употребляется форма прошедшего времени: Грязь в город несут машины, остановившиеся на обочине (правильно – останавливающиеся).

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, однако некоторые авторы пытаются это делать: Откроется выставка, отобразящая становление города, расскажущая о людях, построивших эти замечательные дворцы. От глаголов совершенного вида отобразить и рассказать невозможно образование этих причастий, в таких случаях вместо причастного оборота следует использовать придаточное предложение: …выставка, которая отобразит становление города и расскажет о людях… (или: выставка, на которой будет отображено… и рассказано…).

  1. Борисова. Стилистика и литературное редактирование
  2. Прядильникова Н.В. Практическая и функциональная стилистика

10.09.2019, 3128 просмотров.

источники:

https://myfilology.ru/168/tipichnye-sluchai-narusheniya-morfologicheskix-norm-pismennoj-rechi-i-zadachi-korrektora-i-redaktora-po-ix-ustraneniyu/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди и исправь орфографические ошибки поставь пропущенные запятые
  • Найдите и исправьте ошибку английский язык
  • Найдите морфологическую ошибку лакированный туфель
  • Найди и исправь орфографические ошибки запиши исправленный текст
  • Найдите и исправьте ошибку he live in oxford