Национализм остро обозначился речевая ошибка

Помогите!
Произведите замену

1. Национализм остро обозначился.
2. Детективный жанр у нас развит не так сильно.
3. Ему сильно помогла Маргарита.
4. Ярко прослеживается тема.
5. Но место фаворита в сердце княгини было крепко занято Иваном Телепневым.
6. В «Евгении Онегине» автор четко показывает нам жизнь семьи Лариных.
7. Павел нашел свою цель и стремится всеми силами превратить ее в жизнь.
8. Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Тема может быть интересной, захватывающей, широкой или уз-
кой, избранной или заданной, оригинальной или избитой, новой и
вечной.

25
Однако нельзя, как, очевидно, считают некоторые абитури- енты, задеть или написать тему «маленького человека», коснуть-
ся о теме, выразить свой ответ на тему и подобное.
МОЖНО ЛИ «НАРУШИТЬ ЭКОЛОГИЮ»?
Будьте внимательны к существительным с обобщенным, аб- страктным значением: патриотизм, национализм, экология, лю-
бовь, народность, прошлое и подобное. Их сочетаемость, особен- но с глаголами, ограничена. Так, можно победить фашизм, то-
талитаризм, сталинизм, но нельзя победить аристократизм, ибо,
несмотря на сходство суффикса, смысл слов разный: фашизм,
тоталитаризм, сталинизм — идеология, аристократизм — «по- ведение, свойственное аристократу, изысканность».
Можно нарушить экологическое равновесие, но нарушить эко-
логию нельзя.
В одном из сочинений читаем: вспомним домушника из «Пе-
чального детектива» Астафьева, который бросил свое прошлое
и недоумеваем: бросил прошлые (прежние) привычки или порвал с
прошлым?

Автор не скрывает своей сатиры.

Становление Шарикова описано с особой сатирой.
В первом примере, вероятно, автор не скрывает иронии, во втором — с особым сатирическим мастерством, ибо ни в том, ни в другом случае не подходит сатира «литературный жанр».
Совет: подберите слово, которое соотносится с «подозревае-
мым» как род и вид (сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
сатира — жанр, аристократизм — яв-
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
ление, сталинизм — идеология, прошлое — время
), и про-
верьте, возможно ли сочетание с ним.
ОСТРОЕ, ЯРКОЕ, СИЛЬНОЕ, ГЛУБОКОЕ…
СЛОВА-«УСИЛИТЕЛИ»
Особая проблема для пишущего — слова-«усилители». Так хочется написать не просто понравился, а очень понравился, не

26
пример, а яркий пример, не произвел впечатление, а произвел неиз-
гладимое впечатление. Однако нельзя сказать острое впечатле-
ние, глубокий пример, неизгладимо понравился. Иначе говоря, у каждого слова свои неизменные «спутники». Приведем наибо- лее характерные и очевидные примеры ошибок, не комменти- руя их:

национализм остро обозначился (вместо отчетливо, ясно);

детективный жанр у нас развит не так сильно (вместо хо-
рошо);

тяжелая проблема (вместо трудная, серьезная, актуальная,
назревшая);

трудные усилия (вместо большие, неимоверные, отчаянные,
тщетные, особые);

ему очень сильно помогла Маргарита (вместо очень, во мно-
гом);

ярко прослеживается тема (вместо четко, отчетливо);

детективы крепко заняли свое место (вместо прочно);

В «Евгении Онегине» автор четко показывает нам жизнь
семьи Лариных (вместо ярко).
ОДЕРЖАТЬ ПОРАЖЕНИЕ ИЛИ ПОТЕРПЕТЬ ПОБЕДУ?
Особый пласт лексики образуют устойчивые (фразеологи- ческие) сочетания. Важно помнить: языковая форма такого со- четания, его связь с другими словами, стилистическая окраска закреплены традицией и не могут быть произвольно измене- ны. Казалось бы, вырос и возрос почти тождественны по смыс- лу, однако можно вырасти в чьих-нибудь глазах, но не возрасти:
Особенно возрос Павел в глазах людей после истории с «болотной
копейкой».
Назовем наиболее распространенные ошибки в употребле- нии устойчивых оборотов.

27

Употребление фразеологизма в несвойственном ему значе-
нии.

У директора много грамот и наград, только держит он
их под спудом — никому не показывает.

Произвольная замена компонента фразеологического соче-
тания.

Павел нашел свою цель и стремится всеми силами пре-
вратить ее в жизнь (вместо воплотить).

Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окон-
чательный приговор войне (вместо выносит).

Это собирание всех под одну гребенку было нормой жиз-
ни при Сталине (неверна и лексическая, и граммати- ческая форма глагольного фразеологизма стричь под
одну гребенку).

Неоправданное сокращение или расширение фразеологизма.

Измена — это позор на голову ее мужа (вместо навле-
чет позор на чью-либо голову).

С каждым разом у него все ниже и ниже опускались руки
(вместо руки опускались).

Он работает за честь и совесть (вместо на совесть).

Контаминация (смешение) двух устойчивых оборотов.

Мастер погибает, одержав поражение (так все же одер-
жав победу или потерпев поражение?).

В наши дни доброта не имеет места для существования
(место под солнцем + право на существование).

Она сопротивлялась до последней капли сил (из после-
дних сил + последняя капля, которая переполнила чашу
терпения).

Не каждому хочется набивать шишки на ровном месте
(набивать шишки + споткнуться на ровном месте).

28

Заняла немаловажную роль (играть немаловажную роль
+ занять место).

Красной линией проходит через роман эта тема (прохо-
дит красной нитью + гнуть свою линию).

Искажение грамматической формы компонентов устойчиво-
го сочетания.

Сыщик своей легкой рукой раскрывает преступление
(вместо с легкой руки кого-либо).

Живет на черте бедности (вместо за чертой бедности).
Иногда искажение грамматической формы является результатом ложных ассоциаций, смешения двух си- нонимичных фразеологизмов.

Это вселяет большой оптимизм в то… (вселить веру в
то…+ внушить оптимизм кому).

Какие слова и мысли приходили Татьяне на ум (в голову
+ на ум).

Двусмысленность как следствие возможности понимания
фразеологизма в качестве свободного сочетания.
Комический эффект возникает тогда, когда пишущий не чувствует, что фразеологизм имеет образное переносное значе- ние, и осмысливает его как свободное словосочетание (или же такая возможность не устраняется контекстом). Конечно, ве- ликие мастера слова любили играть с фразеологией, ибо она таит в себе огромные выразительные возможности. Однако в таком случае деформация устойчивого сочетания была не слу- чайной, а намеренной и соответствующим образом подавалась.
Вот как, например, Маяковский обыгрывает фразеологизм нер-
вы расходились:
Слышу тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв

29
И вот сначала прошелся едва-едва,
потом забегал взволнованный и четкий,
И вот уже он и новые два мечутся отчаянной чечеткой.
Вряд ли можно расценивать как литературный прием фразы типа:

На пожар пришли те, кому хотелось руки погреть на чу-
жом добре (вместо нагреть руки на чем-либо).

Холод пронзал людей до костей, доставая до мозга (вместо
до мозга костей).
Или такие, в общем-то, правильные сами по себе, но двусмыс- ленные выражения:

Их произведения уносили тебя в мир иной, а быть может,
мчали (пишущий не учитывает ассоциаций с общеязыко- вым фразеологизмом уйти в мир иной — «умереть», кото- рый никоим образом не вписывается в текст);

Чтобы сберечь природу, надо следить за собой (фразеологи- ческое значение — «заботиться о своем здоровье, о своей внешности»);

Обитатели ночлежки скатились на дно жизни и обратно
выйти в свет уже не могли (существует фразеологизм вый-
ти в свет в значении «печататься»).
О других случаях двусмысленности мы расскажем также во второй главе части II нашей книги.
Знакомые незнакомцы. Есть фразеологизмы, которым отча- янно «не везет»: их считают привычными и… привычно ковер- кают.

30
ИЗ НАШЕЙ КОЛЛЕКЦИИ
Правильно:
кануть в Лету (лету) — «бесследно исчезнуть из памяти людей».
Пишут:
кануть в историю, кануло в лето, в лете, даже в летах,
заменяя непонятную Лету (в греческой мифологии — река заб- венья) вполне ясными для пишущего словами.
Правильно:
оборотная (обратная, другая) сторона медали.
Пишут:
вторая сторона монеты, одна из лицевых сторон души.
Правильно:
все возвращается на круги своя, возвратиться (вер-
нуться) на круги своя.
Пишут:
все возвращается на свой круг, все становится на кру-
ги своя и даже все ворачивается на круги своя. В последнем при- мере сочетание просторечного глагола и общей книжной архаи- ческой стилистической окраски на круги своя создает комичес- кий эффект.
«ДЕЛО» О ПАДЕЖЕ
Если лексическая сочетаемость определяется индивидуаль- ным значением слова, то синтаксическая — его грамматической характеристикой.
Можно привести сотни примеров тому факту… Еще один при-
мер о несбывшихся надеждах.
Однако существительное пример требует дополнения в роди- тельном падеже без предлога: пример (кого? чего?) несбывшихся
надежд.
Наибольший процент ошибок дают сочетания глагола и су- ществительного, в которых:

Вместо беспредложной конструкции употребляется пред-
ложная

Фадеев оканчивает свой роман на рассуждении (вместо
оканчивает чем? рассуждением).

31

Он хочет посвятить свою жизнь на благо других (вмес- то посвятить чему? благу).

Верность Татьяны к нелюбимому (вместо верность
кому? нелюбимому).

Вместо сочетания с предлогом употребляется сочетание без
предлога

Для многих революционеров Рахметов остается приме-
ром подражания (вместо дляподражания).

девушки, разные характерами (вместо по характеру).

в дополнение этому (вместо к этому).

Неправильно выбран предлог

острая сатира над самодержавием (вместо на что? са-
модержавие).

хочу остановиться над этим примером (вместо на чем?
на этом примере).

Пьер похож с Андреем Болконским, княжна Марья по-
хожа со своим братом (вместо похож на кого? на Анд-
рея, на брата).
Сравнительно много примеров ошибочного употребления предлога через.

Люди смогли выжить только через богатство души
(вместо благодаря богатству).

Духовные качества воспитываются в нас только через
семью (вместо в семье).

Пушкин через образ Татьяны показал (вместо в образе).

Узнают новости через радио (вместо по радио).

Неправильно выбран падеж

Дезертирство приравнивалось к измене Родины (вместо
измена чему? Родине).

32

Я попытаюсь дать анализ некоторым фактам (вместо
анализ чего? некоторых фактов).
Особую сложность представляют конструкции со словами,
близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления для зависимых элементов.
Сравним:
беспокоиться о ком-либо — тревожиться за кого-то (не тре-
вожиться о ком-то);
уверенность в ком-либо — вера в кого-либо (не уверенность в
кого-либо).
Приведем примеры наиболее распространенных ошибок из письменных работ абитуриентов, указывая в скобках правиль- ные синонимические сочетания:
простить за измену (простить что?— извинить за что?);
свое мнение на жизнь (взгляд на что?— мнение о чем?);
описывали о тех фактах (описывать что? — писать о чем?).
В чем-то эти ошибки похожи на (или схожи с) смешение (кон- таминацию) фразеологизмов: одержать победу — потерпеть по-
ражение.
Совет прост: соотносите между собой все синтаксически свя-
занные слова по смыслу и по форме. Не проверяйте готовое
сочетание — сначала произнесите главное слово и подумай-
те, какого предлога, падежа оно требует (признаться
признаться
признаться
признаться
признаться
… в чем?
сказать
сказать
сказать
сказать
сказать
… о чем?).
А теперь в качестве практического пособия для пишущего назовем примеры синонимичных конструкций, в которых чаще всего бывают ошибки:
основываться на чем-то опираться на что-то
(основываться на фактах)
(опираться на факты)

33
принимать за кого-то воспринимать как кого-то
(принимать за сумасшедшего)
(воспринимать как сумасшедшего)
сатира на что-то смех над кем-то
(сатира на обывателей)
(смех над обывателями)
несопоставимый с чем-то неприменимый к чему-то
(несопоставимый с сегодняшним
(неприменимый к сегодняшнему временем)
времени)
приспосабливаться к чему-то подделываться под что-то
(приспосабливаться к ситуации)
(подделываться под героя)
уверенность в чем-то вера во что-то
(уверенность в успехе)
(вера в успех)
различать что и что отличать что от чего
(различать автора и героя)
(отличать автора от героя)
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ КАК СИГНАЛ ОПАСНОСТИ
Надеемся, уважаемый читатель, вы уже обратили внима- ние на то, что мы стремимся предупредить ошибку, расставив своего рода опознавательные знаки в «узких местах» текста.
Одним из таких мест являются конструкции с однородными членами предложения. О возможных логических ошибках,
связанных с самим пониманием однородности (одного рода!),
мы поговорим позже, а сейчас хотим обратить ваше внимание на их лексическую и синтаксическую сочетаемость с другими словами.
Обычная ошибка здесь такова: слово, которое по смыслу и по форме должно быть согласовано со всеми (чаще с двумя) од- нородными, фактически связывается только с ближайшим из них: романы нравились и увлекали ее (нравиться кому? — увлекать
кого?).

34
Два простейших действия помогут вам избежать ошибки:

выявляйте все связи однородных членов с другими сло- вами в предложении;

соотносите эти слова с каждым из однородных членов (по грамматической форме и по смыслу).
Сколько мужества, воли и боли нужно было вынести… Схема- тизируем связи: вынести мужество, вынести волю, вынести боль.
Лишь одно из трех сочетаний оказалось правильным.
Как исправить ошибку? Разбейте ряд однородных на несколь- ко групп и подберите нужное слово к каждому (или к группе)
однородных: Какое мужество и воля необходимы, чтобы вынести
ту боль…
Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв. Схема- тизируем связи: делает ошибки, делает жертвы. Исправим: де-
лает много ошибок и приносит огромные (неоценимые, великие)
жертвы (слово-усилитель много необходимо также заменить,
чтобы избежать повтора).
Новые идеи и образы создали в своих произведениях Островский
и Грибоедов. Можно создать новый образ, но нельзя создать идею.
Нарушена сочетаемость смыслов. Кстати, в этом случае можно найти одно слово, сочетающееся с обоими однородными, — по-
явиться: новые идеи и образы появились в произведениях Грибоедо-
ва и Островского.
Мы привели примеры нарушения лексической сочетаемос- ти при однородных членах. Не менее частотны и нарушения син- таксической сочетаемости.
Я не слишком хорошо знаю и увлекаюсь его творчеством (знаю…
творчеством, увлекаюсь творчеством). Исправим: знаю его твор-
чество и увлекаюсь им (обратите внимание на местоимение, ко- торое позволит не повторять слово творчество).
Романы, в героев которых она верила и любила (верить в кого? —
любить кого?).Исправим: в героев которых она верила, которых

35
любила. Если вам не нравятся повторяющиеся союзные слова,
можно перестроить предложение более радикально: романы, в
героев которых она верила и влюблялась, как в живых людей. Или иначе: романы, героев которых она любила. Она верила в то, что…
Да мало ли вариантов!
Обратим ваше внимание на два сложных случая употребле- ния однородных членов.
1. Обобщающее слово должно стоять в том же падеже, что и однородные члены.
Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами:
справедливость, благородство, простота. Схема ваших дей- ствий: наделяет (чем?) редкими душевными качествами (тв. п.).
Наделяет (чем именно?) справедливостью, благородством,
простотой.
2. Однородными могут быть не только отдельные слова, но и более крупные синтаксические единицы — причастные и дее- причастные обороты, придаточные предложения.
Запомните: только однотипные конструкции могут быть од- нородными.
Теперь Наташа мечтала о счастливой жизни и как у нее будет
много детей. В качестве однородных употреблены член предло- жения и целое предложение. Должно быть: мечтала (о чем?) о
счастливой жизни и о том…
Иногда выявление однородных конструкций в распрост- раненном предложении требует от пишущего значительных усилий.
Во время сражения Наполеон испытывает тяжелое чувство,
которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший
деньги на ветер, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда
он рассчитывал на успех, получил известие, что… Схематизируем связи: игрок (какой?) кидавший, выигрывавший и вдруг получил.
Должно быть: …и вдруг получивший.

36
УПРАЖНЕНИЯ К ГЛАВЕ 2 1. В следующих примерах все прилагательные обозначают выс- шую степень проявления того, что названо существительным. Од- нако случайно они были перепутаны. Расставьте их правильно.
Грубое поздравление, яростная болезнь, упорное уважение, бо-
гатое наказание, коренной опыт, суровое изменение, глубокое со-
противление, горячая ошибка.
2. Придумайте как можно больше прилагательных и глаго- лов, сочетающихся с существительными образ (в значении «ли-
тературный тип»), любовь, писатель, идеал, проблема, мнение;
существительных и наречий, сочетающихся с глаголами выра-
зить, отразить, воплотить, изобразить, раскрыть («рассказать»).
Образец. Герой («действующее лицо литературного произведе- ния): положительный, отрицательный, главный, известный, попу- лярный, литературный, чей-то любимый герой. Герой кого/чего:
Пушкина, Тургенева, книги, романа. Имя, образ, изображение,
жизнь, судьба, характер, внешность, язык, отношение к чему-либо
…какого-либо героя. Показать, изобразить, обрисовать, представить
(читателю), оправдывать, осуждать, считать кем-либо или каким- либо какого-то героя. В какого-то героя верить. В каком-либо герое
искать, найти что-либо. С какого-то героя брать пример. С каким- то героем знакомиться. Какой-либо герой (не) нравится кому/чему- либо, вызывает какие-то чувства, служит примером чего-либо.
Вы можете воспользоваться для справок «Словарем сочета- емости слов русского языка» (под ред. П.Н. Денисова и В.В. Мор- ковкина. М., 1983) или любым толковым словарем.
3. Чем, на ваш взгляд, различаются сочетания из-за дождя —
благодаря дождю, из-за вас — благодаря вам, из-за неожиданной
встречи — благодаря неожиданной встрече. Придумайте предло- жения с каждым из словосочетаний. Можно ли считать пра- вильными фразы: Тема кажется интересной из-за того… Народ
чувствовал себя лучше из-за образования ООН?

37 4. В романе Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швей- ка» приводится письмо одного из персонажей, которое после вмешательства тюремной цензуры приобрело следующий вид:
Милая Аннушка! Нам здесь очень хорошо, и все мы здоровы. У
соседки по койке сыпной •• есть и черная ••. В остальном все в
порядке. Еды у нас достаточно, и мы собираем на суп картофель-
ную••. Слышала я, что пан Швейк уже••, так ты как-нибудь
разузнай, где он лежит, чтобы после войны мы могли украсить его
могилу. Забыла тебе сказать, что на чердаке в темном углу в ящи-
ке остался щеночек фокстерьер. Вот уже несколько недель, как он
ничего не ел — с той поры, как пришли меня••. Я думаю, что уже
поздно и песик уже отдал•• душу.
Почему усилия цензуры оказались смехотворными?
5. Найдите и объясните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. При необходимости воспользуйтесь толковыми словарями и справочниками.
1. Ведется поиск оптимальных путей рассасывания кримино-
генной обстановки. 2. Излечить национализм нам помогут челове-
колюбие, доброта и чувство компромисса. 3. Современные кумиры
недостойны такого высокого мнения о них окружающих, которое
им дано. 4. Везде грязь, на лестницах лежат помои. 5. Комедия дала
большой резонанс. 6. Салтыков-Щедрин в 80-е годы работал над
итогом своей сатирической деятельности. 7. В этом произведении
раскрывается глубокая, чистая, искренняя любовь Татьяны. 8. Хле-
стаков сумел извлечь выгоду из чиновников. 9. Контрастным при-
мером семье Ростовых выдвинуты Курагины. 10. Отношения в се-
мье Курагиных разрозненны.
6. Найдите и объясните ошибки, связанные с искажением устойчивых сочетаний слов.
1. Социалистические силы в нашей стране одержали вверх.
2. Если поглядеть правде в глаза, то станет ясно, что не все в на-
шей стране хорошо. 3. Пушкин — настоящий гений своего дела.

38 4. Любовь Маресьева к своему делу заставляет делать над собой
чудеса. 5. В наши дни доброта не имеет места для существования.
6. Писатели всегда уделяли много места семье. 7. Большую роль в
жизни человека имеет подсознание. 8. Это не остановило его на
достигнутом. 9. Если кто-то из журналистов хочет высказаться,
то ему закрывают язык. 10. Нет причин впадать в паническое на-
строение. 11. Мы не всегда отдаем отчет тому, как важны празд-
ники в нашей жизни. 12. Решение парламента может придать но-
вый импульс для нагнетания обстановки в Чечне. 13. Басни на злобу
дня не занимали главную роль в творчестве Крылова. 14. История
знает много точек мировоззрения. 15. Горький в своем произведе-
нии дал огромную тему для размышления. 16. Внутреннее богат-
ство — это оружие от многих бед.
7. Замените сочетания слов соответствующими однокорен- ными глаголами с зависимыми существительными. Обратите внимание на несовпадение управления. Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Оказать поддержку кому-либо, проявлять интерес к кому-либо,
одержать победу над кем-то, принимать участие в чем-либо, ис-
пытывать нужду в ком-то или в чем-то, держать в памяти что-
то, испытывать ненависть к кому-либо или к чему-либо.
8. Найдите и объясните ошибки, связанные с нарушением синтаксической сочетаемости.
1. Прошло немного времени, и он ушел от поста Генерального
Секретаря. 2. Стихи Лермонтова веют на нас грустью и одиноче-
ством. 3. Народ, ущемленный правами, живет сейчас очень бедно.
4. Жизнь полна неожиданностями. 5. Раскольников уже отчаялся
на духовное воскресение. 6. Толстой очень верно подметил о роли
прошлого в человеческой жизни. 7. Он понимал, что из этого дна
ему не выбраться. 8. На мой взгляд, преступление его является в
том, что он посчитал себя выше других. 9. Никакого разговора о
прогрессе не могло быть и речи. 10. Некоторые из людей сначала
представляются нам как добрые и только потом мы понимаем свою

39
ошибку. 11. Мне кажется, что процесс развала страны можно было
бы избежать. 12. Этому обществу характерно преклонение перед
властью. 13. В книге описывается о путешествии Печорина. 14. Чац-
кий относится к русским интеллигентам, осознавших свое досто-
инство и борющихся за свои права. 15. В чем же состоит различие
Катерины Кабановой от Варвары?
9. Найдите и объясните ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения.
1. Ученые, изучающие и наблюдающие за работой АЭС знают,
что они чрезвычайно опасны. 2. Раскольников наконец понимает,
что есть мир, где ждала его Соня и которая верила в этот мир.
3. Но по истечении времени и перемен в нашей стране происходят
негативные явления. 4. Целые нации оказались в опале сталинизма,
обвинения в измене. 5. В этом образе Толстой воплотил все женс-
кие качества: гармония духовного и телесного, естественность.
6. Хотелось бы показать и рассказать немного о женщинах. 7. Лю-
бовь — одно из самых светлых человеческих чувств — находила
отражение, накладывала отпечаток на многие произведения ли-
тературы. 8. Ради своей цели человек иногда делает много ошибок
и жертв. 9. Зачем что-то прятать и скрывать за высокие заборы?
10. В последнее время усиливается и увеличивается количество пре-
ступлений. 11. Мы берем книги Пушкина, всеми любимого и извес-
тного. 12. Она грезила о любви и как они вместе будут идти по
жизни.

1. «За кого же нам, батюшка, посвататься?» — отвечают сыновья.

Кавычки и тире, потому что прямая речь

Запятыми выделено обращение

2. Глухо прокатился отдалённый гром, и хлынул проливной дождь.

               ==========                        ———     ======                       ———

Это сложное предложение, здесь две основы, которые разделяются запятой

3.  Наступила осень, и начались затяжные дожди.

    =========   ———     ========                    ———

Это сложное предложение, здесь две основы, которые разделяются запятой

4. Надвинулась тёмная туча, и над лесом блеснула яркая молния.

   ===========                 ——                          ========             ———-

Это сложное предложение, здесь две основы, которые разделяются запятой

5. Тянутся к солнцу стебельки с розовыми, фиолетовыми, синими цветами.

Однородные определения, которые разделяются запятыми

6. «Я хотел бы купить масла», — проговорил крестьянин.

Прямая речь

7. Отец сказал: «Только ты не шуми».

Прямая речь

8. Октябрь — месяц прощания птиц с родными гнездами.

    ————    =====

Подлежащее и сказуемое выражены существительными, поэтому между ними ставится тире

9. Умылись дождем деревья: тополя, осины, орешник.

Деревья — обобщающее слово

Однородные подлежащие

10. Вы, ребята, ждете летних каникул?

Обращение

Произведите замену 1. Национализм остро обозначился. 2. Детективный жанр у нас развит не так сильно. 3. Ему сильно Маргарита. 4. Ярко прослеживается тема. 5. Но место фаворита в сердце княгини было крепко занято Иваном Телепневым. 6. В «Евгении Онегине» автор четко показывает нам жизнь семьи Лариных. 7. Павел нашел свою цель и стремится всеми силами превратить ее в жизнь. 8. Описывая Бородинское сражение, Толстой делает окончательный приговор войне.

Посмотреть ответы 2

Ответы на вопрос:

kotena555


могу сказать только два и то не очень понял задание

1.национализм резко обозначен

2.жанр «детективный» не развит здесь так сильно

rdutchik


В долгом времени аль вскоре
Приключилося с ним горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать-
Как бы вора согладать;
Наконец себе смекнули, 
Чтоб стоять на карауле, 
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.

Реши свою проблему, спроси otvet5GPT

  • Быстро
    Мгновенный ответ на твой вопрос

  • Точно
    Бот обладает знаниями во всех сферах

  • Бесплатно
    Задай вопрос и получи ответ бесплатно

Задай свой вопрос

logo

Популярно: Русский язык

  • catpolina21

    Определите границы предложений. расставьте знаки препинания…

  • Викусик1258

    составить и записать пять предложений с обословленным и не обословленным…

  • медведь44

    ЗАДАНИЕ. Проанализируйте заимствования и старославянского языка,…

  • Stellamaric

    Заполните таблицу синтез.Найдите в рассказе Этажи леса леса ключевые…

  • ishnlv

    Свободных вакансий, к сожалению, нет. где ошибка? и поясните…

  • PonchiKmm

    Б 212. Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной…

  • ивашка9

    решить тест по словосочетаниям…

  • Bexley

    Очень краткое изложение.Несколько строчек У каждого из нас была…

  • serovv751

    Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить…

  • leramakarova2001

    изменяемая часть слова, которая служит для одного слова с по…

Caktus Image

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.

  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.

  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!

  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Как же приятно после длительной поездки возвращаться домой, в то место где детство, где знакома каждая улица, дом, и где, выйдя на улицу можно увидеть родные лица.

Поселок, в котором я живу находиться за городом, поэтому воздух здесь чистый и приятный. Поселок полностью озелененный, деревья не растут наверно только в полях, там растут подсолнухи. Весной, когда всё расцветает, можно пройтись по тихим улочкам и насладиться приятным ароматом весны.

Мой дом находится рядом с железнодорожной станцией. Очень часто тут по направлению к базе металла на очереди стоят составы груженых вагонов. Рядом с ней расположен переезд, через который рано утром жители выезжают на работу и вечером заезжают обратно. Окна моего дома выходят как на железнодорожную дорогу, так и во двор. У нас очень уютный двор, по центру расположились две деревянные скамейки и столик, а вокруг растут красивые цветы. Немного правее от клумбы с цветами детская площадка, там стоят две качели и песочница. И если посмотреть в левую сторону нашего двора, то там можно увидеть большое дерево грецкого ореха, куст сирени и рядом небольшую ёлочку, которую посадили жители нашего дома совсем недавно, зимой мы её наряжаем, и она становится самым главным украшением нашего двора.

Моя самая любимая улица Центральная. От начала и до конца улица застелена ровным асфальтом, справа расположен тротуар, вдоль которого растут сосны. А по левой стороне улицы растут деревья каштана. Раньше они росли возле каждого дома,  но сейчас их осталось очень мало, так как они мешают жителям домов и многие эти деревья срезают. Но от этого улица не перестает быть красивой, перед своими дворами люди сажают много красивых цветов, декоративных кустов, выстраивают различные клумбы из камней, и украшают садовыми статуэтками. Особенно эта улица красива зимой, когда всё засыпано белым-белым снегом.

Но самое красивое место это аллея к школе. Вдоль тротуара растут молодые березки, яблони, различные кусты которые подрезают и придают им разные формы. Подходя к школе можно увидеть большую красивую клумбу с цветами и памятник воинам Великой Отечественной Войны, а вдоль забора растут ели. За школой расположен большой стадион. На нем две футбольные площадки, разные по площади, а также турники, брусья и другие спортивные тренажёры.2 вариант

Я только что вернулся из лесу. Мы с бабушкой часто ходим за ягодами в соседний лесок. Мне очень нравится это занятие, так как я получают огромное удовольствие от увиденных пейзажей. 

Мы встаем в 6 утра, пьем чай и выходим. Идти нам недолго — первая поляна открывается перед нами примерно через 10 минут. В 6 утра здесь пахнет по особенному — свежестью, влагой и ромашками. В это время солнце только-только встало и трава переливается под первыми лучами. Полянка очень красивая, она простирается метров на 700. Трава здесь достаточно высокая, местами она уже вытоптана. Если знать места, то на полянке можно найти целое ведерко земляники- она тут очень вкусная.

Кругом так тихо-тихо, городскому жителю это в диковину. Вдали еле слышна кукушка. Она так медленно ку-ку-кает , как будто сама только проснулась. Если на минуту остановиться и прислушаться, то можно уловить звуки маленьких полевок и крысок. Они быстро-быстро бегают по зеленой траве.

Дальше мы идем в небольшой лес, который спрятался сразу за полянкой. Если придти чуть раньше, то трава тут совсем еще мокрая от росы, а между стволом многовековых сосен еще виден белый утренний туман. В глубине леса совсем темно, но мы туда не пойдем. На окраине леса растет шикарный орешник.

Звуки в лесу уже совсем другие -тут все живет и дышит. Вот дятел старательно долбит по дереву, а белочка быстро перепрыгивает с дерева на дерево, а если прислушаться, то можно заметить, как на ветвях птенцы радостно чирикают встречая маму.

Если совсем повезет, то вот в этом кустике можно встретить зайца-русака. Он там часто прячется со своей семьей.

Мы аккуратно идем по узенькой проложенной тропке, чтобы не мешать жизни леса. Примерно минут через 5 мы находим нужный нам орешник. Орехи тут всегда очень вкусные. Собрать нужно ведро и можно будет возвращаться домой.

Источник: Сочинение на тему Описание местности 6 класс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нахождение и исправление специально допущенных орфографических ошибок
  • Научные ошибки ломоносова
  • Научный стиль речи ошибки
  • Научная работа выполнена на скорую руку ошибка
  • Научный семинар лексическая ошибка