Начинающие водители женщины основные ошибки

Самое трудное время у руководителя в начале карьеры, когда, вроде и работу знаешь, и коллектив знакомый, но нет никакого понятия: «Как это управлять? Сотрудниками, коллективом, рабочим процессом? Какие ошибки начинающего руководителя можно не повторять?».

Особенно тяжело первые 2 недели, когда нужно успеть все: быстро перестроиться, за всеми уследить, не завалить план, не испортить отношения. Основываясь на своем личном опыте когда-то начинающего начальника, обосновывая тренерским опытом и общением с линейными руководителями, хочу помочь молодым, неопытным управленцам.

Содержание

  • Ошибки начинающего руководителя – ТОП 10
  • Кратко: весь список ошибок и мера по ликвидации
  • 7 советов, как набраться опыта быстро и без больших потерь

Ведь бывает, что карьерный лифт внезапно поднял Вас на высоту. Никакого обучения не было, опыта управлять людьми и процессами – нет. А есть один большой стресс. Почерпните знания, чтобы уменьшить психическое напряжение. Снизить последствия и репутационные риски.

Начнем с основных ошибок начинающего руководителя.

Ошибка 1.

Отсутствие знаний управленческих азов.

С точки зрения элементарного менеджмента. Таких как:

  • определение цели,
  • постановка задачи,
  • сроки исполнения,
  • ресурсы,
  • мотивация,
  • контроль (в том числе промежуточный),
  • обратная связь.

Tipichnie-oshibki-molodogo-bossa

Любой пропущенный этап негативно сказывается на результате работы.

Решение.

Решением данных ошибок может быть самообразование. (Здесь рекомендации лучших книг для руководителя).   Обучение управленческим тонкостям человека, вступившего в должность. А также список бизнес-книг.

Ошибка 2.

Неумение работать с приоритетами.

В начале карьеры неопытный руководитель сам завален задачами с головой. Куча вопросов, как правильно организовать работу, как справиться с особо ретивыми сотрудниками. Поэтому немудрено, что возникают трудности с определением, что важнее, нужнее и в первую очередь. Возникает классическая ошибка молодого руководителя. Практический инструмент, легкий в исполнении,  в статье тайм-менеджмент.

Неумение расставлять приоритеты придает хаос организации работы. Стресс, нервотрепку и накал страстей в коллективе. Так как важно понимать очередность выполнения не только себе, но и подчиненным.

Решение.

Посвятить немного времени в спокойной обстановке, лучше дома, когда информация усваивается легче, чем в «запарке». И потренироваться расставлять приоритеты сначала с личными целями. Во-первых, это полезно в личной жизни, во-вторых, с рабочими задачами уже появиться понимание, как это сделать.

Ошибка 3.

Выполнение работы за сотрудников.

Я сам! У меня быстрее, лучше, без ошибок! Особенно типично для тех руководителей, которые сами «выросли» из сотрудников и знают работу досконально. Сдерживает страх, что всё испортят. Речь идет не только об отсутствии навыков делегирования (читайте подробную инструкцию здесь). Но и о любой работе.

Такая ошибка молодого руководителя приводит к хроническим завалам.  Снижению показателей и уменьшению прибыли.

Решение.

Разделить зоны ответственности. В некоторых источниках принято считать, что руководитель должен выполнять не более 20% оперативной деятельности, и 80% – управленческой.

Oshibki-pri-naznachenii-na-doljnost

Ошибка 4.

Нет четкой постановки задач.

Чрезмерное доверие к коллегам. Особенно часто проявляется, когда человека «повысили». Он вырос среди «своих». Знает коллег, как облупленных и они знают своего, теперь уже, начальника. Вместе не один пуд соли съели.

Срабатывает стереотип – зачем подробно всем объяснять, и рассказывать? Все взрослые люди, и так все всё знают. И вроде бы отдел работал, как «по маслу». И планы вроде выполнялись.

Риски. Сначала подразделение и на самом деле будет работать, как раньше, по установленным ранее правилам. Но со временем работники начнут понемногу отлынивать от работы. Особенно, если нет четкой привязки к мотивации. И собрать коллектив в работающий механизм, спустя время будет намного сложнее, чем с самого начала.

Решение. Работать четко по алгоритму:

  • Цель для всех
  • Задача для каждого по смарт
  • Контроль
  • Обратная связь

Ошибка 5.

Отсутствие срока выполнения задачи.

Цель есть, а даты достижения  нет. Задача подчиненным озвучена, но контрольной точки завершения нет. Типичная ошибка начинающего руководителя – мол, сотрудники и так все знают, не первый год работают. Но человеческая психика такова, что без Deadline обязательно найдется 100 сопутствующих более срочных дел. Как результат – сорванные сроки исполнения, срыв плановых показателей.

Решение.

С самого первого дня руководства привить себе привычку озвучивать дату исполнения с каждой задачей. В  статье подробно описано – как поставить цель по SMART.

Ошибка 6.

Отсутствует контроль.

Страх перед контрольной функцией. Распространенный промах молодых управленцев. Существует стереотип – проверяет, контролирует, значит, не доверяет. Это неверный посыл. Организация любой деятельности подразумевает контроль и промежуточные проверки.

Риск. Нет контроля – нет выполнения. Или выполнение работы с ошибками, либо срыв сроков.

Решение. Выстроить систему работы с контрольными точками. В статье, как быть успешным руководителем описаны детали.

Ошибка 7.

Неправильный выбор модели поведения.

Сюсюканье, или же, наоборот, директивный метод управления при назначении на должность. Или разговор с сотрудниками с применением ненормативной лексики. Панибратство. Риски. Нарушение психологического климата в коллективе. Как следствие, текучесть персонала.

Glavnaya-oshibka-neopitnogo-rukovoditelyaРешение.

Самонаблюдение, самоанализ. Лучше всего применять ситуативное руководство. Когда необходимо – жестко требовать. Когда есть возможность – ослабить требования. Соблюдать дисциплину, корпоративное поведение. Все в меру: хвалить, критиковать с умом.

Ошибка 8.

Руководитель дистанцируется от команды.

Попустительство (пусть делают, что хотят, а я пока поучусь быть руководителем). Эта ошибка молодого начальника обусловлена страхом перед коллективом, перед собственной неопытностью. Боязнью совершить нелепость, негативных оценок со стороны коллег.  Риск – потерять бразды правления, так и не попробовав управлять процессом. Как результат, снижение всех показателей.

Решение. Учиться на практике – делать первый шаг. Ошибаться, корректировать собственное поведение. Заниматься самообразованием. Список книг для саморазвития можно найти тут.

Ошибка 9.

Концентрация только на позитиве.

Ошибка начинающего руководителя – освещать только плюсы. Хвалить за все и всех, за любое движение вперед. Но… не замечать провалы, ошибки. Позитив, похвала, с точки зрения молодого менеджера, играет положительную роль. Легче общаться, приятно говорить.  Риски. Эта однобокость таит в себе опасность. К сожалению, команда перестает развиваться. Это отображается печально на всей компании, бизнесе.

Решение. Научиться проговаривать неприятные вещи, корректно, без перехода на личности.  Применять развивающую обратную связь.

Ошибка 10.

Разделение коллектива на «своих» и «чужих».

Это чаще всего неосознанная ошибка молодого руководителя. Неопытный менеджер подсознательно ищет сторонников и одобрения своих действий. Но, к сожалению, со временем, трещина в коллективе станет все заметнее. Труднее создавать единую команду. Любимчики и «свои» могут создать трудности не только коллегам, но и самому боссу.

Решением может быть ровное отношение ко всем членам команды. Похвала и критика всем, кто заслужил своими поступками, действиями, работой. А не «привилегированным» и «всем остальным».

Так как в этой статье упор делается на отсутствие опыта,  то более подробный список по управленческим ошибкам руководителей можно прочитать здесь.

Кратко: весь список ошибок и мера по ликвидации

ТОП-10 ошибок начинающего руководителя
Ошибка Способ устранения
1 Недостаток знаний по менеджменту управления. Обучение, чтение книг по управленческому менеджменту.
2 Неумение работать с приоритетами. Определение приоритетов.
3 Выполнение задач за подчиненного. Выполнение своей личной управленческой задачи
4 Нет четкой постановки задач. Постановка целей и задач сотрудникам в рамках своих компетенций
5 Нет  срока выполнения задачи. Поставка цели по смарт.
6 Отсутствие контроля. Промежуточный и конечный контроль
7 Ошибочный стиль руководства. Ситуативное, гибкое руководство.
8 Руководитель дистанцируется от команды. Совместное выполнение задач.
9 Похвала всегда, отсутствие критики. Развивающая обратная связь.
10 Особое отношение к «своим людям». Заслуженная оценка деятельности.

Для того  чтобы минимизировать стресс  на рабочем месте (подробно о борьбе со стрессом и переживаниями ознакомиться можно здесь) следующие рекомендации:

7 советов, как набраться опыта быстро и без больших потерь

На управленческих тренингах мы с группой составляли такие простые  диаграммы, в качестве самооценки. По 3 основным показателям:

    • Целеполагание
    • Контроль
    • Обратная связь.

Sposobi-snijeniya-oshibok

Было предложено оценить по 10 бальной шкале свое местонахождение в данный период. По итогам этой практики каждый молодой руководитель понимал свои зоны роста.

Кроме того, ознакомьтесь с  7 пунктами, на которые стоит обратить внимание, если Вы хотите развиваться на руководящей должности:

  1. Повышение собственных компетенций – саморазвитие. В области психологии общения, в сфере управленческих навыков, углубление собственных знаний о производственном процессе.
  2. Дружелюбное, терпеливое, уважительное отношение к сотрудникам. Создавайте сами комфортную атмосферу. На работе человек находится 31-33% своего суточного времени, а это треть жизни. Хотелось бы, чтобы эта часть нашего бытия проходила в комфортной среде. По крупицам собирайте личные сведения о сотрудниках, чем увлекается, семья, радости, проблемы. Проявляйте участие к личности человека.
  3. По возможности, найдите себе наставника. Учитесь у более опытного руководителя всем тонкостям. Запоминайте и пробуйте применять у себя в работе.
  4. Прокачайте в себе навыки лидера. (В отдельной статье раскрыта эта тема)
  5. Не бойтесь обратной связи своей деятельности. Конечно, если в лоб спросить у сотрудника: «Что я делаю не так?». То чистосердечный ответ вряд ли получишь. Совет. Прибегните к помощи самых близких людей, рассказывайте ситуации, и как Вы поступили. Слушайте и анализируйте. Собирайте косвенную обратную связь.
  6. Сплачивайте коллектив. Создавайте и развивайте команду.
  7. Не бойтесь совершать промахи или недочеты. Вникайте в детали. Анализируйте. Бойтесь неоднократно повторять грубые ошибки.

Эх, мне бы подобную статью, когда меня назначили начальником! Где все описано, какие ошибки начинающего руководителя бывают, и как их избежать. Может, у Вас есть что-то добавить?  Пишите в комментарии свой взгляд на эту тему.

С верой в Ваш успех, Светлана Васенович ©

svetlana-vasenovich

P.S. Возможно, будет интересно  ознакомиться с  бесплатным  алгоритмом по управлению своим бизнесом – Рестайлинг твоего бизнеса.

P.S.S.  !!! Для любителей плагиата!!!  Прежде чем копировать материалы с сайта Ген Успеха убедительно прошу прочитать информацию и хорошенько подумать!!! ©

О том, как начать работу на новой руководящей должности, если у вас еще не было опыта управления, рассказывает основатель «Нескучных финансов» Сергей Краснов, который стал руководителем еще 13 лет назад и все это время совершенствовался в профессии управленца. 

Представьте: вы доказали свою экспертность в нише продаж и стали руководителем отдела. Казалось бы, задача понятна — управлять людьми в уже родной сфере и получать результат, который вы делали сами, только х2, х3, х5, х10… И все для этого есть: навыки и умение выполнять свои задачи качественно, но не хватает одного важного нюанса — опыта руководства. 

Первое, что нужно осознать для себя: руководитель и исполнитель — две разные профессии. Переход на руководящую позицию — полноценная смена вида деятельности. Та же ситуация, что смена профессии плотник за а на медработника, или наоборот. И если вы были крутым продажником, это вовсе не значит, что вы будете хорошим руководителем отдела продаж. 

Экспертность в вашей сфере будет полезна, но это не главное. Нужно исследовать, в чем состоит работа руководителя, какие есть инструменты, какие навыки нужно прокачать для получения желаемых результатов.

Книжная рекомендация — «Эффективный руководитель» Питера Друкера. Это вводный материал, который познакомит вас с профессией руководителя и поможет ее освоить. 

С одной стороны, все новое — это испытание, которое может быть довольно сложным. Но при должном уровне мотивации, готовности учиться и принимать решения можно достичь любых результатов. 

Как опытный руководитель я поделюсь несколькими рекомендациями, которые помогут вам выстроить работу на новой позиции. 

Ключевой инструмент руководителя — это информация, а его работа — ее грамотное использование в общении с людьми и принятии решений. 

В процессе общения и работы с источниками информации он потребляет и собирает информацию, во время мышления прорабатывает и структурирует ее, а потом возвращается к общению — передает ее сотрудникам. Общаясь, он дает команде нужные знания, мотивирует и помогает ставить цели. 

  • Научитесь работать с информацией

Руководитель выстраивает работу команды на основании полученных сведений, поэтому важно уметь отличать ложную информацию от достоверной. Данные должны быть предоставлены вовремя, подтверждены реальными результатами или проверены на практике. 

  • Выстраивайте коммуникацию с коллегами в формате «партнер — партнер»

Менеджмент служит интересам людей и компании. Руководитель — ориентир для сотрудников, который помогает им достигать поставленных целей, а не спускает директивы «сверху».

В своей компании для меня важно выстраивать партнерство «win-win», где мы в процессе общения ставим цели и получаем результат.

Менеджмент дает людям смысл в их деятельности, может замотивировать, направить подсказать и наделить обязанностями, которые отвечают запросу сотрудника и приносят удовольствие.

  • Преподносите информацию понятно и систематизировано

Вы должны уметь презентовать свои идеи коллегами, отстаивать решения перед начальством и ставить задачи понятно. Без умения донести свою мысль вы не получите нужный результат. 

Если понимаете, что нужно потренироваться — ищите возможности выступать и вне работы.

Первые шаги на новом месте — освоиться и поставить себя в команде

  • Шаг 1. 

Изучите команду: разберитесь, кто за что отвечает, с кем вы будете общаться на своей должности и проследите систему общения в команде. 

  • Шаг 2. 

Познакомьтесь: расскажите о себе, проясните свое видение работы, узнайте у членов команды об их целях и спросите о том, что им важно в коммуникации с вами. 

  • Шаг 3.

В общении с руководителями выясните, какой результат от вас ждут, какие цели ставят и какие ресурсы предоставляют. 

Эти шаги — получение информации, которая позволит вам начать свою работу на новой позиции эффективно и комфортно. 

От ошибок никто не застрахован, но предупрежден — значит вооружен, поэтому поговорим и о том, с чего точно не стоит начинать работу на новом месте. 


Читать по теме: «Быть ментором, а не дементором» — советы, как не трансформироваться в неэффективного лидера


Типичные ошибки начинающих руководителей

  • «Я тут начальник» 

Игра в «начальника» ни к чему хорошему не приводит. Менеджмент — это про людей и для людей. Ваша цель — выстроить партнерские и доверительные отношения с командой и начальством.

Руководствуясь этой идеей вы сделаете меньше ошибок.

  • Больше действий — выше результат

Это далеко не всегда так, особенно в начале работы. Не действуйте поспешно: если не уверены в чем-то — обдумывайте и советуйтесь. Но и не сидите на месте в ожидании верного ответа от кого-либо. Постоянно анализируйте ситуацию и ищите новые решения. 


Читать по теме: 4 управленческие ошибки, которые приведут к финансовым потерям — и как их избежать


  • Желание всем понравиться

Обозначьте свою позицию в коллективе и общайтесь со всеми уважительно, но не обещайте то, в чем не уверены, с целью заслужить доверие или уважение. 

Намного эффективнее будет выслушать запрос, трезво оценить, насколько вы можете его выполнить, и только потом вернуться с ответом. 

  • Оправдания, доделывание, повторение — и так по кругу

У сотрудников бывают разные обстоятельства, но раз за разом слушать оправдания, доделывать чужую работу и объяснять одно и то же — замкнутый круг или сложившаяся система неэффективной работы. 

Если вас не слышат два и более раз — проведите обучение и создайте инструкции к действию для команды, как вы видите работу сотрудника или команды. 

  • Фокус на «не»

Корректировать работу там, где не все получается — абсолютно логично, но концентрироваться стоит главным образом на сильных сторонах сотрудников, а при необходимости проводить ротацию или дополнительное обучение. 

И последнее, что стоит помнить:

Руководитель — не тот, кто считает себя умнее всех или является таковым. 

Руководитель — это человек, который объединяет более умных людей, собирает из них команду и направляет в движении к общим целям.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Как отказаться от повышения. Когда следует отказываться, и как при этом не навредить карьере

Источник фотографии

Как ни странно звучит, но повышение далеко не всегда бывает в радость. Для кого-то новая должность может не укладываться в личный план развития карьеры, кто-то не готов взвалить на себя больше обязанностей из-за семейных обстоятельств, а кто-то вообще не видит себя в качестве руководителя. Главное — отклонить предложение о повышении так, чтобы не навредить карьере, а то и поспособствовать ее развитию.

Разные причины

Причины для отказа от предложенного повышения могут быть самыми разными, рассказывает Марина Миронова, заместитель генерального директора «ВЕЛЕС Персонал». Это может быть и опасение не справиться, и нежелание переключаться с интересных профессиональных задач на административные, и стремление двигаться в другом направлении, и неготовность к другому уровню ответственности и графику работы или нежелание изменять сложившиеся взаимоотношения в коллективе.

Инесса Цыпкина, менеджер по обучению и развитию персонала кадровой корпорации Manpower, советует планировать поведение, исходя из собственных целей. Например, они могут быть такими: вы не хотите и никогда не захотите стать руководителем, вы хотите стать руководителем, но чуть позже, скажем, через пару лет, вы хотите стать руководителем в иной профессиональной сфере.

Каковы бы ни были причины отказа, по мнению специалистов, он должен быть продуманным, взвешенным и сформулированным с позиции интересов работодателя.

Аргументы весомые

Такое решение и его аргументация требуют подготовки. Так что лучше взять небольшой тайм-аут, хорошо все обдумать и, если необходимо, обсудить с членами семьи. «Хорошо подготовленные аргументы позволят избежать ситуации, когда работодатель может подумать, что вы набиваете себе цену и отказываетесь не всерьез», — говорит Марина Миронова и советует оценить положительные и отрицательные последствия данного перехода для самого работодателя. Мотивировать же свое решение можно, например, показав, что вам придется отказаться от ряда важных для компании задач, а поиск замены будет длительным и дорогостоящим.

Тем, кто не пока может принять предложение из-за семейных обстоятельств, Инесса Цыпкина рекомендует начать разговор с того, что предложение вам в целом интересно, затем показать владение ситуацией и понимание целей и задач, стоящих перед подразделением и его руководителем. А потом сказать, что вы всесторонне проанализировали свои ресурсы и возможности и поняли, что достичь этих целей сможете лишь через некоторое время, и озвучить причины. «Таким образом, нужно встать на место вашего руководителя, показав, что вы цените его выбор и мыслите как командный игрок», — поясняет Цыпкина, добавляя, что тем, кто планирует возобновить карьерный рост, когда семейные обстоятельства изменятся, нужно не давать о себе забыть, демонстрируя задатки будущего руководителя.

Если причина отказа заключается в неготовности к смене своего статуса в коллективе и в необходимости изменять отношение окружающих к себе, рассказывает Марина Миронова, покажите работодателю, что данное назначение может стать причиной конфликтов, а вероятно, и ухода ценных сотрудников.

Аргументом может быть и желание выстраивать карьеру в другом направлении. Момент предложения занять руководящую должность, отмечает Инесса Цыпкина, вполне подходит для того, чтобы обсудить с руководителем свои карьерные планы. «Само предложение повышения говорит о том, что у вас есть определенный рейтинг в компании. Это нужно использовать. Можно выразить благодарность за сделанное предложение и одновременно поделиться своими планами и посоветоваться относительно возможности их воплощения», — говорит она.

И не очень

Отказ по причине нежелания менять существующий график работы Марина Миронова считает не самым лучшим вариантом, поскольку при грамотном распределении времени руководитель вполне может укладываться в привычный график работы.

Но худшим, по ее мнению, будет отказ из-за боязни дополнительной ответственности. Ведь ответственность в той или иной мере присутствует на каждом рабочем месте, и работодатель может заподозрить, что, избегая большей ответственности, вы также будете стремиться минимизировать существующую.

Чего не стоит делать, так это отказываться лишь по причине недостаточного опыта. «Каждый из руководителей когда-то делал первые шаги и неизменно ошибался», — говорит Миронова, добавляя, что нужно честно признаться в своих пробелах в области управления людьми или организации процесса и обсудить с ним возможность стажировки, обучения или наставничества, и конечно, ожидания работодателя, критерии оценки сроки и ресурсы.

На первый взгляд, это может показаться странным: какой специалист по доброй воле откажется от карьерного роста? Но на практике причин для того, чтобы не принять повышение, бывает вполне достаточно. Как действовать, если вы не готовы к повышению в должности?
Почему от повышения хочется отказаться
Как известно, любой специалист может развиваться в двух условных направлениях — их можно обозначить как карьерный рост и профессиональный рост. Первый путь развития — иерархический. Теоретически, его начало на позиции стажера, а конечный пункт — CEO компании. То есть во главу угла ставятся менеджерские и лидерские задатки человека. Второй вариант — развитие тех навыков и качеств, которые необходимы именно в процессе работы, а не в управлении персоналом. Таким специалистам интересно работать над собой, заниматься профессиональным самосовершенствованием, а гипотетическое достижение поста CEO их не особенно волнует. Стать уникальным специалистом в своей области — тоже весьма радужная и заманчивая перспектива.
Естественно, если вы являетесь приверженцем первого пути развития, то вопрос отказа от повышения для вас не актуален.
Поговорим о представителях второго пути развития. Представьте себе, что вы прекрасно и комфортно чувствуете себя на своей позиции, вас полностью устраивает функционал, ритм работы и уровень ответственности. И вот от высшего руководства поступает предложение о повышении. Позицию менять не хочется, потому что она устраивает, но одновременно неприятно не оправдывать ожидания руководства.
Или же несколько другой вариант. Вам, конечно, очень хорошо на вашей должности, но от новых задач, которые принесет повышение, вы не откажетесь. Но вот беда — вы пока не уверены в своих возможностях, вам кажется, что вы еще не готовы принять на себя дополнительную ответственность и расширить свою профессиональную зону комфорта. Как же быть?
«Возможны два варианта повышения. Повышение может предполагать управление людьми, а специалист не готов брать на себя именно управленческие функции (не готов нести ответственность за подчиненных, не умеет делегировать полномочия и пр.). Второй вариант предполагает расширение полномочий, увеличение объема и содержания обязанностей и задач.
В любом случае требуются дополнительные компетенции. Если специалист понимает, что ему недостает именно определенных знаний и навыков, то необходимо обсудить это с руководством. Стоит предложить возможные варианты: пройти обучение, организовать постепенное вхождение в новую должность (если позволяет ситуация в компании, то присоединение новых полномочий или функций сделать поступательным), занять промежуточную позицию (например, поработать не сразу руководителем/начальником, а попробовать себя в качестве заместителя, исполняющего обязанности с возможностью, в случае невыполнения задач, вернуться на текущую позицию). Возможен вариант с выполнением новых задач в наименее рисковом для компании варианте — взять в новом качестве и полном объеме наименее значимые для бизнеса задачи, так сказать, «потренироваться на кошечках». И при успешном стечении обстоятельств обсудить возможность полноценного повышения», — рассказывает ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт» Анна Раимджанова.
«Если предложение о карьерном росте предполагает занятие любимым делом, то отказываться не стоит, даже если специалист не чувствует себя готовым. При этом нужно будет потратить время на обдумывание тех компетенций, которые в связи с повышением придется наращивать. Безусловно, к этому должен быть готов и руководитель. Если же предлагаемое повышение приведет к тому, что придется отказаться от дела, которое приносит радость и удовлетворение, то стоит отказаться от такого предложения и не жалеть об этом», — советует заместитель директора по персоналу и организационному развитию ГК «Новард» Татьяна Илиопуло.
Если принято решение об отказе
Вы проанализировали все «за» и «против», взвесили аргументы и приняли решение от повышения отказаться (во всяком случае, пока). Как правильно донести до руководства это решение, чтобы не потерять доверие и расположение?
Как и во всех остальных вопросах, здесь лучшей политикой будет честность.
«Главное в такой ситуации для сотрудника — быть максимально честным и искренним. Если он чувствует неготовность к следующей карьерной ступеньке, то лучше не делать опрометчивого шага — ведь вы можете не справиться с новым объемом работы. А исправлять ошибки гораздо тяжелее, чем предотвращать их.
Семейные ли обстоятельства, ускорение рабочего ритма, увеличение нежелательного административного функционала — причин отказа от новой должности может быть множество. И сотруднику нужно попытаться как можно более последовательно и четко объяснить непосредственному руководителю причины отказа от мгновенного принятия повышения.
Другой вариант реакции на предложение о повышении — попросить взять паузу, например, на 3 месяца, чтобы вернуться к разговору, поскольку именно это время нужно работнику для принятия положительного решения», — предлагает возможности решения вопроса руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Степанова.
«Отказ от повышения всегда несет за собой риски, поскольку позднее более высокая должность может быть занята другим специалистом, который будет в ней успешен длительное время, либо руководство может расценить отказ как неуверенность в себе. Если у специалиста есть мотивация переходить на следующую ступень, но есть понимание недостаточности компетенций в данный момент, то необходимо обсудить с руководством отсроченное по времени повышение и приложить все усилия, чтобы эти компетенции в себе «вырастить». Например, пойти учиться, включиться в проекты, в которых можно приобрести необходимые навыки. Если же сотрудник не заинтересован в повышении, то ему нужно четко и аргументированно обозначить свою позицию, показав свою ценность в том качестве, в котором он сейчас работает в компании», — добавляет Анна Раимджанова.

В деловой среде люди одной профессии нередко пересекаются, поэтому не следует портить отношения с потенциальными партнерами или коллегами. Кстати, рекомендуем статью о том, как правильно одеться на собеседование.

Если не хотите идти на запланированное собеседование?

Речь идет о ситуации, когда вы договорились прийти на собеседование в назначенные время и дату. Но по какой-то причине передумали.

Прямым отказом работодателю станет неявка. Но нельзя просто не прийти и всё. Даже в такой ситуации важно соблюдать деловую этику.

Иначе работодатель сделает определенные выводы, и в будущем это может плохо повлиять на вашу карьеру. Особенно, если ваши пути пересекутся вновь.

ВАЖНО! Чем выше уровень вакантной должности, тем важнее правильно отказаться от вакансии. Руководители и ключевые лица крупных компаний часто знакомятся между собой. Поэтому всегда есть шанс, что однажды вы встретитесь.

Как оповестить работодателя? Оптимальный вариант — личный звонок ему или HR-менеджеру. Сообщите, что не придете на собеседование. Возможно, в процессе телефонного разговора вы получите больше информации о вакансии и передумаете.

Давать отказ после собственного согласия бывает трудно психологически.Кстати, мы писали статью о том, как сказать нет начальнику.

Если вы точно уверены, что не поменяете принятое решение, что условия не подходят, то можно написать письмо в официально-деловом стиле.

В нем вежливо сообщить работодателю об отказе, а также поблагодарить за предоставленную возможность.

Как быть, если вы уже согласились занять должность, но передумали?

В процессе собеседования вы получаете новую информацию об условиях работы:

  • зарплате и социальных гарантиях;
  • деятельности компании;
  • должностных обязанностях;
  • вашей роли в компании;
  • руководстве и иерархии.

ВНИМАНИЕ! Поначалу всё может показаться прекрасным. Но когда вы вернетесь домой и основательно обдумаете все условия, то можете прийти к неприятному выводу. Быть может, окажется, что некоторые пункты вас не устраивают.

Почему следует как можно скорее сообщить работодателю об отказе от должности:

  1. Так вы проявите уважение и профессионализм. Чтобы найти нового сотрудника, нужно потратить массу времени и усилий. А элементарное оповещение об отказе соответствует всем канонам деловой этики.
  2. Так вы не окажетесь виноваты в остановке рабочего процесса. Вероятно, у работодателя были на примете и другие кандидаты. Если вы быстро сообщите об отказе, то он еще успеет предложить должность другому человеку.

Далее вы можете ознакомиться с подробной схемой того, как правильно отказаться о вакансии после собеседования или накануне первого выхода на новую работу.

Как сообщить об отказе?

  1. В письменной форме.

Такому способу стоит отдать предпочтение только в том случае, если:

  • предлагаемая должность не очень серьезная, и нет необходимости ехать ради нее в офис;
  • встреча с интервьюером прошла неоднозначно, вам не удалось наладить контакт;
  • вам хочется хорошо продумать текст, чтобы ваш отказ был аргументированным и грамотным.

После отправки письма убедитесь, что оно дошло до работодателя, иначе последствия будут не самыми приятными. Вот пример ситуации из реальной жизни:

Девушку приняли на работу в хорошую компанию, но она поняла, что не может справиться со всеми обязанностями. В тот же день она написала письмо и отправила его, но ошиблась в e-mail адресе всего на одну букву. Через несколько дней раздается звонок, и работодатель сообщает, что ей вынесли выговор из-за неявки на работу в первый рабочий день. Неприятно, правда?

  1. Сообщите по телефону

Придерживайтесь следующего алгоритма при отказе работодателю по телефону:

  • поприветствуйте его;
  • представьтесь и напомните, кто вы;
  • поблагодарите за предоставленную возможность;
  • вежливо сообщите об отказе;
  • перечислите причины;
  • пожелайте успехов и попрощайтесь.

Такой вариант общения гораздо сложнее, чем вышеупомянутый. Реакция работодателя может быть непредсказуема. Здесь в игру вступает человеческий фактор.

От собеседника может последовать недовольство, а также попытки переубедить вас. Если же вы звоните с четким настроем дать отказ, то возьмите на вооружение следующие правила:

  • предварительно продумайте убедительные аргументы, которые заставили вас отказаться от предлагаемой должности;
  • говорите уверенно, но тактично. Не позволяйте собеседнику начать обсуждение;
  • даже если работодатель проявит негативные эмоции, будьте вежливы и завершите беседу благожелательно.

Вот пример того, как можно красиво отказать по телефону:

Здравствуйте, Геннадий Иванович, вас беспокоит Денисова Марина Евгеньевна. Я проходила у вас собеседование на должность бухгалтера. Благодарю за то, что доверили мне эту работу, но вынуждена сообщить, что я получила более подходящее предложение из другой компании. Поэтому мне придется отказаться от Вашей вакансии. Желаю Вам удачи в поисках сотрудника.

  1. Личная встреча с работодателем

Может показаться, что реальная встреча — самый подходящий вариант. Но действительно ли это правильное решение?

Если в процессе прохождения собеседования вы поняли, что хотите отказаться, — тогда да. Лучше сделать это сразу, глядя в глаза. Таким образом вы никого не подведете и при этом убережете себя от неподходящей работы.

Если причина весомая, то есть смысл подъехать в офис лично, чтобы сообщить об отказе нанимателю. Ну а в случае перемены решения из-за того, что офис расположен слишком далеко от дома, лучше написать или позвонить.

В личной встрече есть необходимость, если вы установили теплые, доброжелательные отношения с интервьюером. В особенности, если должность серьезная.

Примеры того, как вежливо сказать «нет»

Теперь выясним, как отказаться от работы после собеседования самым правильным способом.

  1. Поприветствуйте работодателя и представьтесь.

Возможно, в офис звонят тысячи людей, и вас еще элементарно не запомнили. Обязательно представьтесь в начале разговора и сообщите, как вы связаны с компанией. Например:

Здравствуйте, Валентина Матвеевна, меня зовут Игорь Алексеевич Антонов. Позавчера я проходил собеседование в вашей компании на должность специалиста в отдел снабжения.

  1. Поблагодарите за интерес к вашей кандидатуре.

Это один из самых важных пунктов. Так как он подготавливает почву для будущего отказа. Благодарность поможет расположить к себе работодателя и улучшить его реакцию.

Вот один из вариантов, как это можно сделать:

Спасибо за то, что уделили мне внимание, несмотря на вашу занятость.

  1. Сделайте несколько комплиментов в адрес компании.

Важно только не переусердствовать. Навязчивая лесть вряд ли кому-то понравится. Ваши фразы должны быть лаконичными и по существу. Например:

В компании царит доброжелательная атмосфера. Встреча с интервьюером прошла очень хорошо. Мне было интересно пообщаться с сотрудниками. Они действительно горят своим делом.

  1. Покажите, что решение отказаться от должности далось вам нелегко.

При этом следите за тем, чтобы в вашей речи не было фальши. Если же слова будут звучать неискренне, то это вызовет раздражение у работодателя.

Вот удачный пример:

Я долго обдумывал вопрос, взвешивал все «за» и «против», прежде чем принять решение об отказе. Это весьма серьезный шаг для меня.

  1. Озвучьте, что стало главными причинами вашего отказа.

Подберите убедительными аргументы. Говорите уважительно, культурно и корректно. Например:

К сожалению, офис находится на большом удалении от моего дома. Я не могу тратить по 2 часа на дорогу туда и обратно.

Условия по заработной плате не совсем устраивают меня.

Сейчас я осознаю, что моего опыта недостаточно, чтобы успешно выполнять обязанности в этой должности.

  1. Пожелайте компании успехов и процветания.

Это позволит закончить беседу на весьма теплой и доброжелательной ноте. Пожелайте компании быстрого роста и профессиональных сотрудников. Например:

Желаю в кратчайшие сроки найти подходящего сотрудника на эту должность. Я не сомневаюсь, что вашу компанию ждет отличное будущее.

В случае, если ваше решение об отказе принято сразу после окончания собеседования, то план будет немного другим:

  1. Сначала сделайте комплимент компании (скажите только основное).
  2. Скажите спасибо за уделенное вам время.
  3. Укажите причину отказа.
  4. Пожелайте успехов.

Какие назвать причины при отказе от должности?

Не нужно врать, старайтесь говорить честно и по делу. Исключение — личная неприязнь к сотрудникам или работодателю.

Вот список причин, которые можно озвучить при отказе:

  • офис расположен очень далеко от дома, трудно добираться;
  • неудобная система начисления зарплаты, не устраивает социальный пакет;
  • не подходит функционал должности;
  • вы не согласны на командировки;
  • не подходит график;
  • нет вариантов карьерного роста;
  • нежелание работать по выходным или сверхурочно (если такая практика распространена в компании);
  • неподходящие бытовые условия;
  • вы нашли работу в другой компании и т.д.

А вот те причины, о которых не стоит сообщать нанимателю:

  • о низкой зарплате и возмущении, как кто-то вообще соглашается работать за такие деньги;
  • сотрудники компании показались вам людьми неприятными и скверными;
  • вы чувствуете личную неприязнь к работодателю или интервьюеру.

Никогда не просите посторонних лиц сообщить об отказе руководителю. В любом случае это должно произойти напрямую: будь то по телефону, через письмо или при личной встрече.

Рекомендуем посмотреть интересное видео о том, какие ошибки сведут поиск работы на нет:

Вежливо и тактично отказать начальнику — довольно трудно. Учитывайте все вышеупомянутые рекомендации. Это поможет грамотно сформировать отказ, чтобы не оставить о себе плохое впечатление.

Пять главных ошибок начинающего руководителя. К главбухам это тоже относится

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Вас назначили руководителем. Наверное, этому предшествовали упорная самоотверженная работа, наработка опыта по своей специальности, налаживание отношений с руководством … И вот вы достигли того, к чему стремились. Но это не конец пути, а только начало, начало вашей карьеры руководителя.

Если вам интересен управленческий труд, и вы видите свое будущее в качестве выдающегося руководителя, то вы освоите управление персоналом и приобретете необходимые знания в психологии управления.

Как и любая сфера деятельности, управленческий труд имеет свои «подводные камни», которые могут помешать руководителю, особенно начинающему, продвигаться вперед в своем развитии. Рассмотрим наиболее частые, на мой взгляд, ошибки начинающего руководителя.

Ошибка 1. Руководитель дружит с подчиненными

Если вы получили повышение в своем же коллективе, значит, вы стали руководителем там, где вас знают как исполнителя. И, прежде всего, это ваши бывшие коллеги, а теперь подчиненные. Возможно, вы были друзьями, вместе обедали, обсуждали жизнь, ругали начальство. И одна из главных ошибок начинающих руководителей — попытки сохранить эту дружбу с подчиненными и не устанавливать необходимую дистанцию.

Почему, на мой взгляд, нельзя поддерживать дружбу с подчиненными? Мы можем выслушать друзей, но не подчиниться. Подчиняемся мы людям, наделенным властью. Сейчас вы наделены властью, и вы хотите, чтобы вам подчинялись, а не просто слушали вас, как друга. Поэтому вам необходимо определить дистанцию между вами и вашими новыми подчиненными.

Теперь от совместных обедов, разговоров о жизни и, тем более, обсуждения начальства с бывшими коллегами придется отказаться. Что еще можно сделать, чтобы установить дистанцию? Например, перейти на «Вы» и называть подчиненных по имени отчеству. Если подчиненные настаивают, чтобы их назвали по имени, пойдите им на встречу, но используйте полное имя, и оставьте обращение на «Вы». Сравните: «Маша, сделай, пожалуйста, отчет» и «Мария Ивановна, предоставьте, пожалуйста, отчет к 17 часам». Что больше дисциплинирует?

Но что касается вас, требуйте, чтобы подчиненные называли вас на «Вы» и по имени и отчеству. Спокойно, но твердо объявите им об этом в первые же дни вашей работы в качестве руководителя.

Ошибка 2. Руководитель продолжает выполнять работу исполнителя

Задачи поступают постоянно, и начинающему руководителю кажется, что он сможет сделать сам и то, и другое. Ведь кто, как не он, сделает это лучше всех? В итоге руководитель крутится, «как белка в колесе», а подчиненные зевают.

Возможно, подчинённые сделают хуже, ведь они не такие опытные. Но все же они это сделают, а вы не успеете. Нельзя допустить, чтобы вы захлебывались в заданиях, а подчинённые не знали, чем заняться. У вас может случиться нервный срыв, а им будет скучно, и они найдут более интересные занятия, а возможно, и новую работу.

Поэтому пользуйтесь делегированием, все текущие стандартные задачи тут же перепоручайте. Как только подчинённые будут справляться со стандартными задачами, начинайте передавать нестандартные.

Если у вас 5 и больше подчиненных, необходимо распределить текущую работу так, чтобы ее выполняли подчинённые. А вы бы подключались только при пиковой нагрузке, при каких-то срочных проектах. Возможно, на начальном этапе вам необходимо будет выполнять работу на каком-то участке, но надо целенаправленно передавать эту работу подчиненным. Иначе как вас воспринимать в роли руководителя, ведь вы делаете работу подчиненного?

Более того, так как у вас теперь множество других функций, исполнительскую работу вы будете делать хуже, чем раньше, когда занимались только ею. И это не могут не заметить подчиненные, что не будет способствовать вашему авторитету.

Если объём работы никак не позволяет отказаться от исполнительской работы, то возьмите не конкретный участок, а самые интересные для вас вопросы, ни в коем случае не текущие и рутинные задачи.

Ошибка 3. Руководитель боится увольнять подчиненных

Итак, вы руководите уже некоторое время и понимаете, что с некоторыми из подчиненных отношения не складываются. Кто-то не выполняет поручения, срывает сроки, отвечает дерзко, обсуждает вас за спиной. Например, когда вы его упрекаете в том, что работа не сделана, такой работник говорит: «А вы мне не так объясняли. Не понимаю, как вообще в нашем отделе работать, ничего непонятно».

Конечно, сначала вы пытаетесь его осадить. Например, так: «Пётр Петрович, вот вы сейчас говорите со мной грубо, как вы думаете сможем ли мы дальше так работать. Буду ли я, как начальник, это терпеть? Подумайте об этом».

Но, если вы поняли, что и после нескольких замечаний поведение человека не меняется, необходимо срочно уволить его. Ведь, как говорят, «гнилое яблоко может испортить всю тарелку яблок, если его вовремя не убрать». Такой работник может сформировать группировку, стать ее лидером и антилидером для вас.

В итоге это может закончиться захватом власти и концом вашей работы в качестве руководителя в этом коллективе.

Психологические способы увольнения хорошо, на мой взгляд, описаны в книгах М. Е. Литвака. Например, подчинённый говорит, что вы плохо объяснили задание, поэтому он не сделал его вовремя. Вы можете сказать: «Да, Пётр Петрович, руководитель я не очень опытный, не смог Вам объяснить. Наверное, я не подхожу Вам как руководитель. Я не оцениваю ваших способностей по достоинству, требую от Вас, заставляю работать. Уверен, что Вы найдете для себя того руководителя, который Вас оценит, и даже сами станете руководителем и займете еще более высокое место, чем я. Я не задерживаю Вас, приступайте к поиску работы, вот Вам бланк заявления, через две недели мы расстаемся».

Ошибка 4. Руководитель поручает отделу персонала подбор персонала

Кто должен заниматься подбором персонала в ваше подразделение? Рекрутер, кадровое агентство? На мой взгляд, они могут только помогать организационно — разместить вакансию, организовать встречу. Но подбор подчиненных — одна из главных задач руководителя данного коллектива.

Даже если вы подробно описали менеджеру по персоналу, какими именно навыками должен владеть кандидат, он все равно не понимает специфики вашей деятельности. Вполне возможно, он найдет кандидата, который умеет хорошо составлять резюме, но не обязательно хорошо работать.

Еще сложнее с личностными качествами. Есть такая поговорка: «Принимают за профессионализм, а увольняю за личностные качества». Профессиональные навыки можно наработать за пару лет, а характер, личность сформировались у человека к 5 годам. На мой взгляд, лучше подобрать человека с подходящим вам характером и доучить его, если его квалификация недостаточна. Кто, кроме вас, оценит, подходит ли личность работника к вашей, сможете ли вы вместе сосуществовать на работе?

Поэтому возьмите работу по формированию команды на себя, воспользовавшись лишь помощью отдела персонала. Постепенно, читая литературу и практикуясь в собеседованиях, после нескольких ошибок, вы приобретете навык и будете «видеть человека насквозь».

Ошибка 5. Руководитель считает работника виновным при неудачах

Какая черта отличает настоящего руководителя от подделки? Способность нести ответственность. На мой взгляд, это одно главных признаков зрелости руководителя. Это значит, что работу делает отдел, ваши подчиненные, а отвечаете за нее вы. Если работа сделана хорошо — это мы сделали, а если плохо — то это я, руководитель виноват, потому что не организовал, не научил, не проконтролировал. Легко ли это? Нет, но очень скоро подчинённые это оценят и будут вам доверять и признавать в вас лидера, готового взять ответственность на себя.

Странно слышать, когда руководители подразделений говорят генеральному директору: «Я не виноват, это специалист Петров неправильно посчитал!». Так и хочется спросить: «Разве не вы этого подчиненного подбирали, не вы объясняли задание, не вы проверяли выполнение?». Человек становится настоящим руководителем тогда, когда берет ответственность за неудачу коллектива на себя.

Это не значит, что не надо разбирать ошибки с подчиненными, оставшись с ними наедине. Стоит обсудить, почему так вышло, может быть даже наказать, снизить размер премии и так далее. Но об этом будет знать только ваш коллектив, а не посторонние, не другие отделы, не ваш начальник. Для других за все отвечаете Вы.

Если подчинённые знают, что вы вступитесь за них, это снижает их уровень тревожности, они чувствую себя защищенными. Как сказал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вы в ответе за ваших подчиненных, потому что они вам доверяют. А если вы не будете нести ответственность, они перестанут вам доверять. Но если вы несете ответственность за них, защищаете, обучаете, организовываете, контролируете, хвалите, они ответят вам старанием, доверием, эффективной работой и лояльностью. А кто не ответит — с тем вы можете расстаться, это ведь в вашей власти!

1. Упражнения для новичков.
Начинающим водителям очень сложно преодолеть страх и научиться быстро чувствовать машину. Чтобы набрать небольшой опыт, в этом следует выполнять различные не сложные упражнения. Такие как, парковка задним ходом между двух препятствий и удерживание автомобиля в наклонном положении только с помощью газа и сцепления. Каждому новичку не раз пригодятся такие навыки “на большой дороге”.

2. Продумывайте маршрут.
Собираясь в поездку, обязательно изучите карту своего пути, уделяя большое внимание прилегающим улицам, и старайтесь запомнить их названия. Рекомендуется проехать интересующий маршрут с инструктором, либо с водителем, имеющим достаточный стаж вождения, чтобы он смог прокомментировать вам дорожные условия и наличия каких – либо недостатков. Выделите несколько выходных своих дней для изучения часто проезжающих вами маршрутов и проштудируйте их на практике, обращая внимание на дорожные знаки, лучший способ перестроения и т.д. Это поможет чувствовать себя увереннее за рулем в будние дни без помощников.

3. Уверенность в себе — гарантия успеха.
В первую очередь, прежде чем сесть за руль автомобиля, следует быть спокойным и выдержанным — ничто не должно вас беспокоить во время поездки. Ни в коем случае не садитесь за руль, если чувствуете какие-либо недомогания. Как только вы завели свой автомобиль, настройте зеркала, устройтесь поудобнее, пристегнитесь и…в добрый путь! Каждый начинающий водитель и не только, боится поцарапать свою или чужую машину. Рекомендуется не жалеть денег на оформление страховки. Если у вас подержанный автомобиль, будет достаточно оформить только гражданскую ответственность. После оформления страховки вы не будете “шарахаться” от мимо проезжающего лихача или бояться зацепить чужую машину.

4. Все начинали с «чайников».
Не каждый новичок готов признать себя “чайником”. Но не боитесь носить этот титул! Каждый автолюбитель, каждый профессиональный водитель, даже пилоты «Формулы- 1» когда-то были на вашем месте. Чтобы избежать множества проблем и облегчить себе вождение по городу, установите на стекле заднего вида желтый восклицательный знак. Это предупредит других участников движения, что перед ними «молодой» водитель. Они будут снисходительно относиться к вашим ошибкам, не будут подпирать вас сзади, будут пропускать при перестроении, не станут сигналить вам на светофорах, если вы замешкались при трогании.

5. Не спешите.
Чтобы стать профессиональным водителем, надо обладать двумя важными качествами — это осмысленность действий за рулем и спокойствие. Помните никогда не надо суетиться за рулем и не паниковать. Если вы заглохли, спокойно заводите своего «железного коня». Не получилось? Обязательно включите аварийные сигналы. Не подавайтесь провокациям, сзади сигналящим и поторапливающим водителям. Соблюдайте спокойствие.

6. Больше практики.
Сдача экзаменов в ГИБДД и получение водительского удостоверения — это только первое начало водительской учебы. Прежде чем вклиниваться в интенсивное городское движение, надо изучить характеристики вашего транспортного средства. Научиться чувствовать габариты автомобиля, отработать троганье на горизонтальной и наклонной поверхности, отработать движение задним ходом, маневрирование, развороты и экстренное торможение. Для практики подойдет утреннее время, когда на дорогах мало машин, либо выходные дни.

7. Правильная самооценка.
Ошибочно мнение некоторых женщин, что природа позволяет им совершать ошибки на дорогах и мужчины всегда им должны во всем уступать. На дороге все абсолютно равны, нет разделения на слабый и сильный пол! Помните это! Никакая дорогостоящая модель автомобиля, не делает его обладателя профессиональным водителем. На дорогах нужно уважать друг друга и соблюдать правила дорожного движения. Только это сможет снизить процент смертей и аварий на дорогах.

8. Соблюдай спокойствие водитель.
Каждый водитель должен иметь самообладание и полный контроль своих эмоций. Быть спокойным за рулем не означает расслабленность и заторможенность реакции. Спокойствие – это залог успешной езды! Не паникуйте, если вам сигналят звуком или мигают светом фар, соблюдайте бдительность и осторожно выполняйте свой маневр. Следует выработать и убедить в себя в том, что подобные действия вызваны только, привлечь ваше внимания, напомнить, что на дороге помимо вас есть и другие участники дорожного движения. На дорогах возникают ситуации с использованием нецензурной брани и обидных жестов, будьте невозмутимы и не вступайте в перебранку с такими малообразованными людьми. К хорошему это не приведет, а вам еще надо продолжать свой маршрут на автомобиле.

9. Минимум перестроений на дороге.
Начинающему водителю следует минимизировать перестроения на дорогах с плотным потоком транспорта. Заняв ряд, не стоит метаться из одного ряда в другой. Лучше всего целенаправленно вести автомобиль в заданном направлении, соблюдая интервал и дистанцию. Все маневры следует совершать правильно и плавно. Остальные участники движения должны быть вовремя оповещены о ваших запланированных действиях. Главный информатор для них служит включение поворотного сигнала, чтоб избежать казусов на дороге включайте его заблаговременно до выполнения поворота.

10. Уважение.
Быть вежливым на дороге очень важно, но к сожалению дисциплинированных и культурных водителей в наше время становится все меньше и меньше. Не создавайте сами конфликтных ситуаций и не поддерживайте их. Очень часто при перестроении невежливые водители не дают возможности другим влиться в плотный поток транспорта. Если вам уступили дорогу, то обязательно мигните аварийными сигналами. Этот знак будет означать вашу благодарность уступившему дорогу водителю. Изучите сигналы водителей и сами стремитесь облегчать вождение автомобиля остальным участникам дорожного движения.

11. Внимание – пешеходы.
В большинстве случаев при ДТП с участием пешеходов виноват сам пешеход. Но доказать его вину очень часто почти невозможно и наказание несет водитель. Пешеход не воспринимает автомобиль как серьезную опасность для своего здоровья. Он не задумывается, что автомобиль сразу невозможно остановить. Особенно присуще это в холодной период времени. Увидев пешехода, проинформируйте его о своем приближении, моргнув фарами или звуковым сигналом. Следует помнить, что пешеходы зачастую – это слепые и глухие люди, старики или люди, имеющие другие отклонения в здоровье, которые не воспринимают световой или звуковой сигнал как приближение вашего автомобиля. Притормозите, дайте человеку возможность перейти дорогу и со спокойной душой продолжайте свое движение дальше.

12. Скажем игрушкам НЕТ!
Не рекомендуется украшать свою машину разными наводящими красоту атрибутами. Они лишние и бесполезные в автомобиле, к тому же существенно сужают ваш пространственный обзор. Они сильно снижают вашу концентрацию на дороге и заставляет отвлекать ваше внимание. Так же следует сказать про наклейки заднего стекла. Не стоит обклеивать стекло заднего вида различными указателями, «туфельками» и прочими атрибутами, указывающими, что вы начинающий водитель. Для того, чтобы сообщить всем о вашем малом опыте за рулем, достаточно одного желтого знака. Во время поездки ничто не должно отвлекать вашего внимания от дороги, т.к. ситуация на дорогах изменяется каждую секунду.

13. Дети в машине.
Начинающему водителю не стоит перевозить ребенка. Ваше внимание должно быть сосредоточенно исключительно на дороге, а нахождение ребенка в автомобиле будет только отвлекать от процесса управления автомобилем.

14. Друзья.
Начинающим водителям не рекомендуется брать с собой в дорогу друзей и подруг. Замечания, шутки и прочие комментарии приятелей будут только отвлекать водителя от дороги.

15. Отключаем мобильные телефоны.
Во время поездки начинающему водителю автомобиля рекомендуется отказаться от разговоров по мобильному телефону даже при наличии специальной гарнитуры, не требующей определенных движения для принятия звонков. Если на звонок нужно обязательно ответить или же совершить вызов, не рискуйте — припаркуйтесь у обочины и только после этого ведите разговор по мобильному телефону.

16. Полезные вещи в автомобиле.
Прежде чем отправиться в поездку, убедитесь, что в машине присутствуют вещи только действительно необходимые. Обязательно должна находится карта города, полностью заряженный мобильный телефон, медицинская аптечка, минимальный набор инструментов (домкрат, буксировочный трос, насос, запасное колесо, огнетушитель), а также наличие денег.

17. Не повторяйте чужие ошибки.
Зачастую начинающие водители перенимают агрессивный стиль вождения автомобиля от тех, кто любит подрезать, трогаться по-спортивному, а также использует резкое торможение. Необходимо отметить, что именно из-за таких лихачей растет процент аварийности. Не стоит повторять чужие ошибки, ведь отвечать за свои проступки придется именно вам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наша встреча была ошибкой прикол
  • Начало периода ошибка не указано начало действия договора
  • Начать костер ошибка
  • Началась избирательная фиеста какая ошибка
  • Наша встреча была ошибкой пока