Начальство замечает только ошибки

Каждый руководитель время от времени сталкивается с промахами подчиненных. От его реакции на эти проблемы зависит его репутация в коллективе и продуктивность всей команды. Александр Шульгин, управляющий партнер агентства Purrweb, рассказывает, как работать с такими ситуациями, чтобы из неприятных случайностей они превратились в инструмент развития бизнеса.

Почему происходят факапы

Сотрудники совершают ошибки по нескольким причинам. Если это происходит из-за нехватки знаний и soft skills, человеку нужно дать ментора и план обучения. Если ему не хватает ресурсов — пересмотреть загрузку и бюджет проекта, если желания и настойчивости — проверить систему мотивации. Но эти инструменты сработают, только если сотрудник готов меняться.

У нас был менеджер, который считал, что если ему недостаточно ясно поставили задачу, он не обязан ничего уточнять. Как в баскетболе: там тоже виноват тот, кто плохо подал пас, а не тот, кто не смог его принять.

К счастью, сотрудник был готов пересмотреть свою позицию. Вместе с ним мы вывели проектный менеджмент на новый уровень меньше чем за год. 

Но бывают и более сложные ситуации: например, особо ценные сотрудники намеренно не выполняют общие требования — скажем, талантливый программист отказывается перемещать свои задачи в таск-трекере. Такие звезды часто преподносят свои факапы как особые права. Это плохо действует на весь коллектив: разрушаются проверенные процессы, портится дисциплина. Встречаются сотрудники, которые не только не признаются в своих ошибках, но и пытаются свалить вину на других. С такими лучше не работать.

photoShutterstock/retrorocket

Почему покер-фейс так же вреден, как и грубый разнос

Большинство руководителей понимают, что бурная реакция с криками, а тем более оскорблениями и угрозами — это плохо, но сдержаться удается не всегда. В сложные моменты у человека могут сработать поведенческие паттерны, заложенные еще в детстве. Если вы сорвались на подчиненного больше трех раз подряд — это уже не случайность, а паттерн. Чтобы его победить, нужна осознанная работа.

Чтобы не срываться, можно взять за правило не реагировать на сообщение об ошибке сразу. Лучше отложить разговор, особенно если вы чувствуете усталость и раздражение.

Полностью скрывать свои эмоции тоже не стоит — это может сработать только в минус. Совершив ошибку, человек ожидает определенной реакции со стороны начальства. Если руководителю сообщают о провале, а он сидит с каменным лицом, это обескураживает и пугает еще больше. Лучше открыто, но корректно выразить свое огорчение и предложить сотруднику вместе подумать, как исправить ошибку. 

Чему учат провалы

Вот несколько важных вещей, которые мы поняли после столкновения с разнообразными негативными ситуациями. 

1. Не вините людей за ошибки, а мобилизуйте их для работы над проблемой

Как-то раз у нас сильно упали продажи. Я не стал искать виноватых, вместо этого собрал продажников и сказал: ребята, в этом месяце может случиться кассовый разрыв. Давайте вместе подумаем, почему у нас нет сделок.

И ответ нашелся: мы вспомнили, что некоторое время назад начали искусственно замедлять процесс продаж (дольше вести переговоры с клиентами, откладывать подписание договоров), потому что наше производство не справлялось с растущим объемом заказов. С тех пор наша команда выросла и начала спокойно справляться с загрузкой, но продажи по-прежнему шли медленно. Когда мы это осознали, проблема решилась мгновенно. В тот месяц мы заключили рекордное количество контрактов.

2. Учите сотрудников сообщать о факапах как можно раньше

Иногда сотрудники скрывают ошибки до последнего, надеясь разобраться самостоятельно. Вот к чему это может привести.

Николай Петелин, сооснователь банка «Точка», руководитель направления МСБ банка «Восточный»:

Однажды при запуске услуги по регистрации ИП я нанял на это направление перспективного, как мне показалось, сотрудника и отпустил вожжи. А через несколько месяцев выяснилось, что все это время он вместо упрощенной системы налогообложения оформлял клиентам общую, где размер налога выше в разы. Из-за того, что режим налогообложения можно менять только раз год, клиенты компании целый год бы платили повышенные налоги. 

Я исповедую принцип, что если клиент пострадал из-за твоих действий, в том числе финансово, ты должен ему все возместить. Сумма возмещения быстро росла и по первичным подсчетам могла дойти почти до 3 млн рублей. Все это время сотрудник знал о своей ошибке, но не приходил и не сознавался.

О проблеме мы узнали от клиента. Мне пришлось оперативно нанять более опытного бухгалтера из старой гвардии. Она, успев переоформить части клиентов документы, снизила сумму возмещений почти в пять раз. Наши потери были бы меньше, если бы сотрудник рассказал о проблеме вовремя.

3. Конфликты в коллективе повышают риск провалов

Задача руководителя — вовремя заметить проблемы в отношениях между сотрудниками и перевести ситуацию из эмоционального русла в рациональное. 

Федор Борщев, ex-руководитель проектов «Студии Артемия Лебедева», ex-CTO «ГдеМатериал», консультант-CTO iGooods: 

Когда-то я с партнером пришел руководить командой, в которой все программисты были на ножах и между собой, и с бизнес-заказчиком. Продукт каждую неделю падал, причем каждый раз по новой причине. Каждое обсуждение превращалось в эмоциональную перепалку. Вместо того, чтобы системно разбирать и чинить проблемы, люди винили друг друга: каждый факап воспринимался как предательство, а плохо написанный код — как личная лень программиста.

Мы договорились писать после каждого серьезного фейла Post mortem — документ, в котором рассказывается, почему ошибка случилась, как она развивалась, какие системы защиты не сработали и как ее предотвратить в будущем. 

На проекте был большой технический долг, поэтому договорились с бизнес-заказчиком, что будем разбираться с ним параллельно с разработкой новых функций. За три-четыре месяца спокойно его закрыли. Продакшн перестал падать, в команде наступил мир. Она до сих пор успешно приносит бизнесу деньги.

4. Важно научить команду сверяться с видением заказчика

Многие провалы происходят из-за дискоммуникации между начальством и сотрудниками. 

Николай Петелин: 

В банке разрабатывали дизайн приложения. Ответственный за этот проект руководитель полгода показывал стейкхолдеру банка отдельные элементы дизайна, а когда за месяц до релиза дизайн продукта был презентован целиком, то неожиданно выяснилось, что весь стиль этой работы руководству не нравится. Для разработки этого дизайна нанимали стороннюю команду, потратили много времени и денег, а теперь все это полетело в корзину. Произошло это из-за того, что стейкхолдер, не видя весь дизайн целиком, дорисовывал себе совершенно другую картину, а сотрудник не учитывал этот момент.

И последнее. Чтобы сотрудники не боялись сообщать о своих ошибках и проблемах, руководитель всегда должен быть открыт для беседы. Если нет времени обсуждать каждую мелочь, нужно дать людям больше полномочий — тогда в случае обнаружения ошибки они остановят проблемный процесс сами, не тратя драгоценное время на согласования. 

Как достичь максимума

  • Реакция на ошибку сотрудника должна зависеть от ее причины. Если ему не хватает знаний или ресурсов, это не его ошибка. Если он не согласен с перечнем своих обязанностей, нужно искать компромисс. И только в случае твердого нежелания меняться с сотрудником лучше расстаться.
  • Не допускайте появления в коллективе звезд, которые подают свою небрежность в работе как особые права. Это плохой пример для остального коллектива. 
  • Не отвечайте на сообщение об ошибке сразу, если чувствуете усталость или раздражение, — отложите разговор на час или на следующий день. 
  • Грубость и угрозы в рабочем общении неприемлемы, но и полное отсутствие реакции со стороны руководителя может сработать в минус. Не скрывайте, что вы расстроены из-за ошибки, предложите сотруднику выработать план по ее устранению. 
  • После каждой неудачи пишите Post mortem — документ с объяснением, почему произошла ошибка и как ее избежать в будущем. 
  • Учите сотрудников сообщать о проблемах как можно раньше — это поможет минимизировать убытки от провала. 
  • Отслеживайте конфликты в коллективе — они часто мешают конструктивной работе и усугубляют последствия ошибок.
  • Иногда неудачи происходят из-за того, что сотрудник вынужден долго ждать обратной связи от руководства. Чтобы избежать этого, будьте открыты для общения с подчиненными или дайте им больше полномочий. 


Фото на обложке: Shutterstock/retrorocket

Почему одних руководителей уважают, а других нет? Как хорошему начальнику удается найти общий язык со всеми и создать настоящую команду? Мы уже писали про качества настоящего лидера — но это только полдела. Еще важно не допускать распространенных ошибок, которые сильно портят авторитет. Что это за ошибки — давайте разбираться.

Смертельная ошибка № 1 — некомпетентность и непрофессионализм

Руководитель, который не разбирается во всех тонкостях процесса — как дирижер оркестра, не знающий нотной грамоты. Вы обязаны знать, как все работает, причем в деталях. Подчиненные вечно бегают к начальству с вопросами. А как сделать тут, а что предпринять здесь и так далее. На большинство рабочих вопросов начальник должен отвечать навскидку. Не думать полдня, советуясь с коллегами и мониторя интернет, а сразу.

Недаром в советское время директоров выращивали с низов. Так человек проходит весь путь от работника до руководителя высшего звена. Только зная все тонкости работы, можно ставить адекватные и выполнимые задачи подчиненным.

Пример

Вы открываете магазин. Нанимаете администратора и даете поручение найти поставщиков и требуете, чтобы товар был на полках к завтрашнему утру. Это нереально. Если бы разбирались в вопросе, то знали бы, что такие вещи не делаются по щелчку пальца. Поставщиков надо для начала найти, потом заключить с ними договора поставок, обменяться реквизитами, согласовать детали доставки и оплаты. И только потом делать заказ, который еще надо привезти. Упс, а вы-то и не знали. И поставили администратору невыполнимую задачу. Догадайтесь, что он о вас теперь думает? Если, конечно, еще не сбежал от такого хозяина.

Понятно, что все знать невозможно. Если не можете сразу ответить подчиненному, возьмите небольшую паузу. Прямо так и скажите: “Навскидку не отвечу, надо уточнить детали”. И в кабинет — читать книжку или искать информацию в других источниках.

цикл развития

Смертельная ошибка № 2 — неумение делегировать полномочия

Каждый второй руководитель попадается на эту удочку. Причина в том, что они считают, что могут сделать все лучше работников. Да а кто спорит-то? Но вы здесь не для этого! Ваша задача — руководить процессом. Каждый должен заниматься своим делом. Усвойте простое правило: не делайте того, что можно поручить другому. Директор должен подписывать бумаги, заниматься стратегией и глобальными вопросами, менеджер — звонить клиентам, а водитель — рулить. А если в вашей компании, как в известном стихотворении, “рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают”, то получится вот что:

  • без вас ничего не будет работать. Сотрудники будут ждать, что босс придет и все сделает за них;
  • у вас ни на что не будет хватать времени;
  • вы потеряете авторитет у подчиненных. Начальник отдела, меняющий туалетную бумагу в уборной, уважения не вызывает.

Пример из жизни

Был такой замдиректора, который никому не доверял. Вечно боялся, что менеджер прихватит пачку бумаги, когда пойдет на склад, и унесет ее домой. Поэтому выдавал бумагу сам. Когда бухгалтер уходила в отпуск, он лично раздавал листочки с месячной зарплатой. А то поручишь кому-то — узнают о зарплате начальства и разболтают всем, вот такая была логика. По непонятным причинам зам обзванивал клиентов, хотя это вполне можно было поручить любому менеджеру. В результате бедолага регулярно “получал” от директора за то, что не успевал выполнять свою непосредственную работу. А сотрудники хихикали за спиной.

причины не делегирования

Смертельная ошибка № 3 — нарушение субординации

Простое человеческое желание быть ближе к коллективу может принести серьезные неприятности. Подчиненные должны четко чувствовать дистанцию. Иначе сядут на шею. Человеческая натура такова, что как только работники почувствуют вас “своим”, они почему-то станут считать, что им позволено нарушать дисциплину, не особо усердствовать на работе и им за это ничего не будет.

Если вы стали руководителем нового коллектива, это проще. Нет эмоциональных связей с сотрудниками — стройте отношения с чистого листа так, как считаете нужным. Если вас повысили — поставили руководить теми, с кем вы еще вчера ходили на обеденный ланч — будет намного сложнее. Придется перестраивать отношения. Однако это неизбежно, если вы хотите эффективно руководить.

Пример

Вы были менеджером, а теперь стали руководителем отдела продаж. Буквально — начальником своих друзей. Придется выбирать — быть хорошим другом или хорошим боссом. Лучшее, что можно сделать, — это провести четкую грань: работа/досуг. Объясните коллективу, что с 9 до 18 вы их начальник. Вы общаетесь с руководством, обедаете с другими начальниками отделов. А вне работы все остается по-старому: дружеские посиделки, футбол-кино, разговоры и все дела.

правила субординации

Смертельная ошибка № 4 — излишняя мягкость

Босс должен уметь карать и миловать. Мямля, который не может наказать провинившегося сотрудника, — плохой руководитель. Это часть работы: наказывать нарушителей, штрафовать и лишать премий. К сожалению, без отрицательной мотивации никуда. Иначе эффект будет, как в предыдущем пункте: коллектив расслабится и станет работать хуже. Это часть воспитательной работы — прямо как с детьми.

Тем более нельзя быть мягкотелым с контрагентами, банком, арендодателем и прочее. Одно из главных качеств крутого топ-менеджера — умение жестко вести деловые переговоры, не поступаясь интересами компании. Торгуйтесь об уменьшении аренды до последнего. Выбивайте у поставщиков скидки и не соглашайтесь с базовыми ценами. Штрафуйте подрядчиков, если те накосячили.

Смертельная ошибка № 5 — не следовать новым веяниям

“Мы всегда так делали” — худшее, что может сказать руководитель. Непрерывное и быстрое развитие — вот залог успеха современного бизнеса. Новые тенденции и тренды появляются чуть ли не каждый день. Тот, кто держит нос по ветру и своевременно внедряет новшества, получает конкурентные преимущества.

Потому руководитель должен обучаться сам и прокачивать своих сотрудников. Все новые приемы работы сразу внедрять в дело. Ну или, по крайней мере, пробовать. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Попробовал одно, не пошло — пробуем по другому. Не мытьем, так катаньем. А если работать по старинке и не развиваться — рано или поздно вас обойдут конкуренты. Причем скорее рано, чем поздно.

обучение персонала

Пример

Сейчас в моде интернет-маркетинг — продвижение товаров и услуг через всемирную паутину. Любая компания должна иметь свой сайт, группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах. Но и этого уже мало. Вести и продвигать эти ресурсы должны специальные агентства, иначе в поисковой выдаче они будут так далеко, что пользователь их просто не найдет. Так вот, если не следовать этой тенденции, об успехе в бизнесе можно забыть.

Смертельная ошибка № 6 — никого не слушать

Модель “Я начальник, ты — дурак” заведомо проигрышная. А вот многие руководители так не считают и вовсю применяют авторитарный стиль общения. Или думают, что если они прислушаются к мнению подчиненных и сделают так, как те предлагают, это пошатнет их авторитет. Это ошибка.

Советуйтесь с работниками по вопросам, в которых сомневаетесь. Особенно с опытными. К новичкам тоже стоит прислушаться. У них свежий взгляд на вещи — это помогает видеть то, что вы давно перестали замечать. Уважения коллектива это только добавит. Подчиненные будут знать, что их начальник не упертый баран, который принимает решения не потому что так лучше, а потому, что он так сказал. Но не увлекайтесь. Многие настолько привыкают советоваться, что уже не могут принять решения сами. Отсюда — следующая ошибка.

Смертельная ошибка № 7 — боязнь нести ответственность

Принимать решения и брать ответственность на себя — прямая обязанность любого начальника. Это работник может кивнуть головой на босса и сказать, что он приказал так делать. И часто руководители ответственности боятся. Это приводит к печальным последствиям:

  • решение вопроса затягивается;
  • высшее руководство начинает сомневаться в вашей компетенции;
  • работники перестают обращаться по рабочим вопросам. Толку то, если босс будет думать неделю.

Чтобы с уверенностью принимать правильные решения, надо быть профессионалом. Отчего возникают сомнения? Обычно от незнания. Видите, как ошибки и их последствия переплетены между собой? Учитесь, будьте компетентным профи — и самые сложные решения будут даваться легко. А ответственность будет только в виде премий и удовлетворения.

ответственность

Смертельная ошибка № 8 — выделять любимчиков и изгоев

Ко всем членам коллектива относитесь одинаково. Если за одни и те же провинности с одного дерут в хвост и в гриву, а другого гладят по головке — в команде быстро произойдет раскол. И она развалится. Любимчиков не любят. С таким никто не захочет работать в паре. Может дойти и до подсиживаний с подставами. Подробнее об этих ситуациях можно почитать в нашей статье про токсичных сотрудников.

Поэтому главное правило в этом контексте такое: “Если что-то можно, то можно всем. Если нельзя — нельзя никому”

Единственное исключение из правил — новички. Им позволительны мелкие провинности, но только в работе. Ну не может человек с первого дня делать все правильно и вовремя. Ему нужно какое-то время, чтобы научиться — мы писали об этом в статье про адаптацию новичка в коллективе. А вот к дисциплине приучайте сразу. Небольшие опоздания, незапланированные перекуры и прочие мелочи могут быстро превратиться в привычку. Такие вещи надо пресекать.

Смертельная ошибка № 9 — раздолбайство

Это можно описать так: делегировал-делегировал, да переделегировал. Можно настолько увлечься распределением полномочий, что перестать работать вообще. К сожалению директор, спихнувший все на заместителей и появляющийся в офисе на часок после обеда, — явление не единичное.

В целом главное здесь — чувствовать грань. С одной стороны, у идеального начальника все работает его непосредственного участия. С другой — нужно всегда держать руку на пульсе: знать, как идут дела, принимать ключевые решения, планировать основные направления развития.

Еще важно принимать участие в неформальной жизни команды. Не отстраняйтесь от новогодних корпоративов и выездов на природу, посещайте выступления вашей спортивной команды, если она есть. Словом, не игнорьте движуху вне офиса.

Смертельная ошибка № 10 — неумение планировать время

Вечно ничего не успеваете, опаздываете на важные деловые встречи, остаетесь после работы что-то доделывать? Это явные признаки провала в тайм-менеджменте. Последствия могут быть ужасными, и это не шутка:

  • вы будете срывать важные сделки и упускать выгодные контракты;
  • потеряете доверие партнеров. Слово бизнесмена должно быть твердым, как пармезан. Простите, как камень. С тем, кто обещал перезвонить и не сделал этого, работать не будут;
  • сотрудники будут брать с вас пример. Если босс все время опаздывает, не успевает позвонить, забывает о поручениях — коллектив быстро скопируют такое поведение. Помните, что работники во многом берут пример с руководителя.

Поэтому научитесь планировать свое время. Если у вас нет прирожденной пунктуальности — придется учиться. Успокоим: планирование — это вопрос привычки. Сначала будет даваться нелегко, а потом все пойдет как по маслу.

Выбирайте любой способ: модные приложения-органайзеры, бумажный ежедневник, напоминалки на телефоне — и вперед. Главное, составляйте план на некоторое время вперед и строго придерживайтесь его.

Если вы нашли у себя хотя бы одну такую ошибку — это повод задуматься. Но не переживайте — такое встречается практически у всех. Теперь вы знаете, что нужно делать. Предупрежден — значит вооружен! Удачи в бизнесе!

Возможно вам также будет интересно:

Как придумать артикул для товара

28.08.2023

Артикул товаров помогает сотрудникам магазина или склада быстро и точно опознавать их. Такая система идентификации позволяет исключить путаницу при формировании…

На работе обвиняют в ошибках

Кира (30 лет)

Добрый день.

Не знаю. что делать на работе. Работаю чуть больше полугода, на работе отвратительно выстроена система коммуникаций. Причем как между отделами, так и внутри отдела. Начальство категорически не признает собственные ошибки, даже при наличии 100- процентных доказательств. Например, коллегу начальник обвинил в том, что не нужно было что-то делать. Все бы ничего, но он сам прислал письмо именно с этим поручением. Меня обвинили в куче ошибок, допущенных при выполнении одного задания. Как оказалось, моя ошибка заключалась в том, что не выполнила некоторые условия, которых (!) не было в ТЗ. Все, что было указано в ТЗ, было выполнено. И так постоянно. Доказывать, предъявлять письма и прочее — бесполезно. Уволиться сейчас не могу по некоторым причинам, плюс есть страх, что работу буду искать долго, как у меня было перед этим.

Хочу понять, как не переживать в таких ситуациях, а еще — как сохранить самооценку.

Добрый день Кира!

Кира

Хочу понять, как не переживать в таких ситуациях, а еще — как сохранить самооценку.

Сложно «не переживать» — когда вам — как будто намеренно — «делают больно», «снижают вашу самооценку».

Работать в таком месте — «себе дороже». Но — не стОит делать резких движений, лучше постепенно присматриваться к новым вакансиям, и не держаться за данного работадателя.

Нормализовать самооценку вам может помочь работа с психологом в формате регулярных встреч. Столь необходимую вам поддержку вы можете получить у меня в кабинете, я принимаю в Институте Психологии на Чистых прудах.

Берегите себя и свои нервы, ведь вы — самое дорогое и ценное что у вас есть!

Удачи вам!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевт
Очные консультации/психотерапия в Москве — индивидуально и в группе, а также по Skype.

Кира, добрый день,

Судя по всему, у вашего начальника есть привычка обвинять во всех ошибках окружающих. Это не очень приятное качество, к сожалению, очень распространено среди людей.

Если его замечания и придирки не приводят к каким-то «материальным» и организационным последствиям, то их стоит воспринимать как «серый шум». Если он не снижает вам за эти мнимые ошибки уровень заработной платы, если он не грозит увольнением, то спокойно выслушивайте его, сообщайте ему, что вы его поняли и продолжайте спокойно работать.

Его поведение — это результат того, что твориться в его душе, напрямую с реальностью эти процессы не связаны. Скорее всего, у него отмечается сильная акцентуация характера, с обострением каких-то определенных черт, и ему трудно с самим собой справиться. Чем больше ему доказывают несправедливость его обвинений, тем сильнее  поднимается уровень его внутренней тревожности. Он проецирует эту тревожность на вас и на весь коллектив. Скорее всего, ему подражают и некоторые другие сотрудники (тревожность иногда бывает заразительна).

Скорее всего, похожий стиль взаимоотношений был и, возможно, остается в его семье, особенности характера и специфика взаимоотношений в семье, сильно повлияли на развитие его личностных структур.

Исправить его вы не сможете, что-либо объяснить ему тоже. Так что воспринимайте его стиль  коммуникация как не очень приятную погоду с элементами стихийных бедствий.

В некоторых случаях можно слегка улучшить ситуацию, работая на самооценку такого человека. Она у вашего начальника, судя по всему, сильно ущемлена. Но даже в личных отношениях это не всегда и не каждый может сделать, а в отношениях «начальник — подчиненный» это становится трудно выполнимой задачей. 

Для вас важно не заражаться его тревожностью, хаотичностью и страхом совершить ошибку.  В его критике могут содержаться указания на реальные недочеты в работе, но только вашей вины в этом нет. Он просто сам замечает их и бояться, что в них обвинят его.  Не ставьте свою самооценку в зависимость от поведения такого тревожного и неуверенного в себе человека.  И пропускайте мимо его агрессию: она на самом деле, направлена не на вас и не на других сотрудников, а на его самого.

Здравствуйте, Кира. Для того, чтобы что-то изменилось, надо признать что это существует. Что можно и нужно признать в вашем случае.

1. Начальник отрабатывает на вас свою проблему, страх, неумение работать. Но как на это реагировать выбираете вы сами. 

2. На работу вы идете добровольно и это ваше решение терпеть и бояться.

3. Признать, что из-за страха перемен находитесь в состоянии хронического стресса, что ничуть не лучше.

Что возможно сделать в этой ситуации?

1. Изменить свою реакцию на происходящее. Понять, что вы ничего не измените. Другим словом подстроиться под систему, поскольку она всегда сильнее.

2. Перестать тревожиться, бояться и заслуживать. Понимать заранее, что будут обвинения и нет смысла доказывать свою правоту.

3. Осознать, что страх боится действий и уже сейчас искать новую работу.

Выбор за вами.

Алаторцева Наталья Александровна, г.Нижневартовск, Skype

Консультация в Москве

«Не переживать» у Вас не получится, Вы такой человек и изменить характер — невозможно! Самое правильное решение — это начать принимать витамины и лёгкие успокоительные лекарства, они помогут Вам не разрушиться окончательно, и начинать искать новую работу параллельно с этой.

Ирина психоаналитик, консультации в Москве и удаленно (вайбер, вотсап)

Кира, поможет принять то, что вы не виноваты и доказывать ничего не надо, это игра такая плохая в которой вы оказались. Еще может помочь принятие успокоительных препаратов, подобрать может невропатолог.

Я работаю очно в Москве, и скайп — где бы вы не были.

Кира, здравствуйте!

Как Вы и сами знаете, мир и окружающие люди не всегда «белые и пушистые», и надо уметь принимать не только позитив, но и негатив.

Если у Вас на данный момент нет возможности поменять работу (а где гарантия, что там либо в каком-то другом месте Вы не сталкнетесь с такой же проблемой?), значит остается лишь поменять свое отношение к этой проблеме. Что происходит с Вашей самооценкой, если Вы боитесь ее потерять? Есть ли у Вас силы и внутренний потенциал с минимальными потерями реагировать на происходящее? Что Вам помогает? Что не дает возможности принять то, что есть в Вашей жизни на сегодняшний день? Попытайтесь ответить себе на эти вопросы, возможно Вы увидете выход из сложившейся ситуации. Если не получается справиться одной — обращайтесь. Буду рада помочь.

С уважением, Оксана
г. Вильнюс

Skype

Здравствуйте Кира! Если вы понимаете, что ошибка не ваша, то и приписывать ее себе не зачем, таким образом сохраняется самооценка. А коль у вас на работе творится беспорядок в делах и вы хотите при этом остаться, то здесь нужно учиться вовремя отражать ошибки других и рекомендовать свои знания о том,  как можно сделать по-вашему лучше, для пользы дела и таким образом вы можете показывать свою компетенцию в этом вопросе, что тоже будет поднимать вашу самооценку. Только конечно это нужно делать дружелюбно, мягко, а не с позиции -вы тупые все, а я знаю лучше вас, таким образом можно и врагов себе нажить. Всего вам доброго!

Кира, добрый день, 

Взгляните на ситуацию под другим углом. Как на тренировку компетенций стрессоустойчивости и проактивности. 

Что можно сделать? 

1. Не реагируйте лично. Абстрагируйтесь в достаточной степени, чтобы происходящая несправедливость перестала Вас ранить.

2. Уточняйте ТЗ, вносите предложения по возможности. Вероятно, ТЗ пишутся по шаблонам, и многое в вашей организации подразумевается «по умолчанию» или «по ситуации», даётся на откуп Авосю и Война план покажет. Поэтому учитесь учитывать непредсказуемые детали. Пересмотрите фильм «Дьявол носит прада» — там есть красноречивые эпизоды, которые часто встречаются и в наших реалиях.

3. Не держите обиду, гнев, негатив, не возмущайтесь впустую. Сказано переделать — переделывайте и не тратьте на это личные душевные силы. Кажется, что трудно…но если Вы произведёте переоценку ценностей, то убедитесь, что работать без «лишних» переживаний существенно легче. Взрослых людей уже не переделать, сколько не возмущайся.

4. Всегда помните, что вакансий рядовых специалистов намного больше, чем топовых позиций. Ходите по собеседованиям без переживаний «возьмут-не возьмут». Это всегда взаимный выбор. Возьмите консультацию бизнес-коуча. Вкладывайтесь в профессиональную самоидентичность.

5. Юмор и сатира. Напишите сборник анекдотов про рабочие будни под чутким руководством грамотных начальников. Издавать не обязательно. Да и писать не обязательно…Но выход эмоциям же нужно давать. Пусть это будет творчество и анализ происходящего.

6. Спортивный азарт. Сколько времени Вы готовы еще продержаться на этом месте работы? Год, два? примите для себя внутреннее решение и успокойтесь на это время, работая на левом полушарии (аналитика и действие), а не на правом (переживания).

7. Поддерживайте с коллегами теплые дружеские отношения.

8. Придумайте собственную систему самоподдержки. Награждайте себя в конце рабочего дня, хвалите, замечайте свои усилия, отмечайте удачные моменты выдержки и самообладания, заведите профессиональный дневник — это действенное успокоительное и тренировка навыка самоподдержки. + хорошо иметь в списке как миниму 7 приятных дел или процедур, которые Вас восстанавливают и радуют, чтобы избежать выгорания. Хобби, спорт и тд.

Видите, любая организация — со всеми недостатками и достоинствами — это прежде всего полигон для жизненного опыта. Впитайте всё, что может Вам дать именно эта организация. Отшлифуйте свои компетенции. Сделайте свое профессиональное «Я» точкой отсчета, а не эго руководителя. Про него Вы уже все поняли, теперь занимайтесь собой. Вы — фигура, он — фон, который необходимо учитывать. Закрепите-проживите эту строчку в своем резюме. 

Есть еще более худшие офисы…Но есть и вполне замечательные организации… Поэтому берегите свои эмоциональные силы. Не ждите, что бизнес-процессы будут идти гладко и логично, если начальство само в этом не заинтересовано. Нет ожиданий — не будет и разочарований.

С уважением, 

Пять главных ошибок начинающего руководителя. К главбухам это тоже относится

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Вас назначили руководителем. Наверное, этому предшествовали упорная самоотверженная работа, наработка опыта по своей специальности, налаживание отношений с руководством … И вот вы достигли того, к чему стремились. Но это не конец пути, а только начало, начало вашей карьеры руководителя.

Если вам интересен управленческий труд, и вы видите свое будущее в качестве выдающегося руководителя, то вы освоите управление персоналом и приобретете необходимые знания в психологии управления.

Как и любая сфера деятельности, управленческий труд имеет свои «подводные камни», которые могут помешать руководителю, особенно начинающему, продвигаться вперед в своем развитии. Рассмотрим наиболее частые, на мой взгляд, ошибки начинающего руководителя.

Ошибка 1. Руководитель дружит с подчиненными

Если вы получили повышение в своем же коллективе, значит, вы стали руководителем там, где вас знают как исполнителя. И, прежде всего, это ваши бывшие коллеги, а теперь подчиненные. Возможно, вы были друзьями, вместе обедали, обсуждали жизнь, ругали начальство. И одна из главных ошибок начинающих руководителей — попытки сохранить эту дружбу с подчиненными и не устанавливать необходимую дистанцию.

Почему, на мой взгляд, нельзя поддерживать дружбу с подчиненными? Мы можем выслушать друзей, но не подчиниться. Подчиняемся мы людям, наделенным властью. Сейчас вы наделены властью, и вы хотите, чтобы вам подчинялись, а не просто слушали вас, как друга. Поэтому вам необходимо определить дистанцию между вами и вашими новыми подчиненными.

Теперь от совместных обедов, разговоров о жизни и, тем более, обсуждения начальства с бывшими коллегами придется отказаться. Что еще можно сделать, чтобы установить дистанцию? Например, перейти на «Вы» и называть подчиненных по имени отчеству. Если подчиненные настаивают, чтобы их назвали по имени, пойдите им на встречу, но используйте полное имя, и оставьте обращение на «Вы». Сравните: «Маша, сделай, пожалуйста, отчет» и «Мария Ивановна, предоставьте, пожалуйста, отчет к 17 часам». Что больше дисциплинирует?

Но что касается вас, требуйте, чтобы подчиненные называли вас на «Вы» и по имени и отчеству. Спокойно, но твердо объявите им об этом в первые же дни вашей работы в качестве руководителя.

Ошибка 2. Руководитель продолжает выполнять работу исполнителя

Задачи поступают постоянно, и начинающему руководителю кажется, что он сможет сделать сам и то, и другое. Ведь кто, как не он, сделает это лучше всех? В итоге руководитель крутится, «как белка в колесе», а подчиненные зевают.

Возможно, подчинённые сделают хуже, ведь они не такие опытные. Но все же они это сделают, а вы не успеете. Нельзя допустить, чтобы вы захлебывались в заданиях, а подчинённые не знали, чем заняться. У вас может случиться нервный срыв, а им будет скучно, и они найдут более интересные занятия, а возможно, и новую работу.

Поэтому пользуйтесь делегированием, все текущие стандартные задачи тут же перепоручайте. Как только подчинённые будут справляться со стандартными задачами, начинайте передавать нестандартные.

Если у вас 5 и больше подчиненных, необходимо распределить текущую работу так, чтобы ее выполняли подчинённые. А вы бы подключались только при пиковой нагрузке, при каких-то срочных проектах. Возможно, на начальном этапе вам необходимо будет выполнять работу на каком-то участке, но надо целенаправленно передавать эту работу подчиненным. Иначе как вас воспринимать в роли руководителя, ведь вы делаете работу подчиненного?

Более того, так как у вас теперь множество других функций, исполнительскую работу вы будете делать хуже, чем раньше, когда занимались только ею. И это не могут не заметить подчиненные, что не будет способствовать вашему авторитету.

Если объём работы никак не позволяет отказаться от исполнительской работы, то возьмите не конкретный участок, а самые интересные для вас вопросы, ни в коем случае не текущие и рутинные задачи.

Ошибка 3. Руководитель боится увольнять подчиненных

Итак, вы руководите уже некоторое время и понимаете, что с некоторыми из подчиненных отношения не складываются. Кто-то не выполняет поручения, срывает сроки, отвечает дерзко, обсуждает вас за спиной. Например, когда вы его упрекаете в том, что работа не сделана, такой работник говорит: «А вы мне не так объясняли. Не понимаю, как вообще в нашем отделе работать, ничего непонятно».

Конечно, сначала вы пытаетесь его осадить. Например, так: «Пётр Петрович, вот вы сейчас говорите со мной грубо, как вы думаете сможем ли мы дальше так работать. Буду ли я, как начальник, это терпеть? Подумайте об этом».

Но, если вы поняли, что и после нескольких замечаний поведение человека не меняется, необходимо срочно уволить его. Ведь, как говорят, «гнилое яблоко может испортить всю тарелку яблок, если его вовремя не убрать». Такой работник может сформировать группировку, стать ее лидером и антилидером для вас.

В итоге это может закончиться захватом власти и концом вашей работы в качестве руководителя в этом коллективе.

Психологические способы увольнения хорошо, на мой взгляд, описаны в книгах М. Е. Литвака. Например, подчинённый говорит, что вы плохо объяснили задание, поэтому он не сделал его вовремя. Вы можете сказать: «Да, Пётр Петрович, руководитель я не очень опытный, не смог Вам объяснить. Наверное, я не подхожу Вам как руководитель. Я не оцениваю ваших способностей по достоинству, требую от Вас, заставляю работать. Уверен, что Вы найдете для себя того руководителя, который Вас оценит, и даже сами станете руководителем и займете еще более высокое место, чем я. Я не задерживаю Вас, приступайте к поиску работы, вот Вам бланк заявления, через две недели мы расстаемся».

Ошибка 4. Руководитель поручает отделу персонала подбор персонала

Кто должен заниматься подбором персонала в ваше подразделение? Рекрутер, кадровое агентство? На мой взгляд, они могут только помогать организационно — разместить вакансию, организовать встречу. Но подбор подчиненных — одна из главных задач руководителя данного коллектива.

Даже если вы подробно описали менеджеру по персоналу, какими именно навыками должен владеть кандидат, он все равно не понимает специфики вашей деятельности. Вполне возможно, он найдет кандидата, который умеет хорошо составлять резюме, но не обязательно хорошо работать.

Еще сложнее с личностными качествами. Есть такая поговорка: «Принимают за профессионализм, а увольняю за личностные качества». Профессиональные навыки можно наработать за пару лет, а характер, личность сформировались у человека к 5 годам. На мой взгляд, лучше подобрать человека с подходящим вам характером и доучить его, если его квалификация недостаточна. Кто, кроме вас, оценит, подходит ли личность работника к вашей, сможете ли вы вместе сосуществовать на работе?

Поэтому возьмите работу по формированию команды на себя, воспользовавшись лишь помощью отдела персонала. Постепенно, читая литературу и практикуясь в собеседованиях, после нескольких ошибок, вы приобретете навык и будете «видеть человека насквозь».

Ошибка 5. Руководитель считает работника виновным при неудачах

Какая черта отличает настоящего руководителя от подделки? Способность нести ответственность. На мой взгляд, это одно главных признаков зрелости руководителя. Это значит, что работу делает отдел, ваши подчиненные, а отвечаете за нее вы. Если работа сделана хорошо — это мы сделали, а если плохо — то это я, руководитель виноват, потому что не организовал, не научил, не проконтролировал. Легко ли это? Нет, но очень скоро подчинённые это оценят и будут вам доверять и признавать в вас лидера, готового взять ответственность на себя.

Странно слышать, когда руководители подразделений говорят генеральному директору: «Я не виноват, это специалист Петров неправильно посчитал!». Так и хочется спросить: «Разве не вы этого подчиненного подбирали, не вы объясняли задание, не вы проверяли выполнение?». Человек становится настоящим руководителем тогда, когда берет ответственность за неудачу коллектива на себя.

Это не значит, что не надо разбирать ошибки с подчиненными, оставшись с ними наедине. Стоит обсудить, почему так вышло, может быть даже наказать, снизить размер премии и так далее. Но об этом будет знать только ваш коллектив, а не посторонние, не другие отделы, не ваш начальник. Для других за все отвечаете Вы.

Если подчинённые знают, что вы вступитесь за них, это снижает их уровень тревожности, они чувствую себя защищенными. Как сказал А. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вы в ответе за ваших подчиненных, потому что они вам доверяют. А если вы не будете нести ответственность, они перестанут вам доверять. Но если вы несете ответственность за них, защищаете, обучаете, организовываете, контролируете, хвалите, они ответят вам старанием, доверием, эффективной работой и лояльностью. А кто не ответит — с тем вы можете расстаться, это ведь в вашей власти!

— Странно, мой босс тоже меня не любит.

— По-моему, меня мой тоже…

— Может, это закон природы?

— А может, это потому что вы торчите в кафе в 11.30, когда за окном среда?

Сериал «Друзья»

Бесконечные придирки, замечания или молчание, мрачный взгляд в ответ на любые предложения и достижения – работа с руководителем, который вас не любит, становится адом. Что делать в такой ситуации? Как вести себя, когда кажется, что начальник вот-вот вас уволит или снова отчитает за то, что вы – это вы? 

Во-первых, перестать загоняться и искать ответы на целую серию вопросов: 

  • По каким признакам я не нравлюсь начальнику?

  • Как другие попали в число фаворитов руководства?

  • Что я могу сделать?

  • Как можно понравиться руководителю?

  • Что мне следует и чего не следует делать?

  • Где найти запасной план, если все это не сработает?

Работать с начальником, которому вы не нравитесь, невесело. Но еще хуже застрять в цикле вопросов без ответа. Реально хорошие решения приходят только в тишине, когда вы спокойны и готовы действовать.

Если шеф вас по-настоящему достал своими негативными эмоциями – это шанс изменить жизнь к лучшему.

Топ-5 «Нет»

Менять жизнь и подход к работе нужно правильно. Для начала стоит определиться, чего делать на пути к новой жизни не стоит.

  • Быть как один из «крутых парней». В каждом офисе есть такие персонажи: подшучивают над другими, чтобы показать свое превосходство, иногда подтрунивают даже над руководством, иронизируют насчет положения компании. Стать частью этой тусовки – идея соблазнительная, но губительная. «Крутые парни» только выглядят крутыми, хотя на самом деле зависят от руководителя, а руководитель контролирует наглецов и делает все, чтобы таких не стало больше. Даже если на время «крутыши» возьмут вас под свое крыло, со временем такое крыло придется искать на новой работе.

  • Перехваливать свое начальство. Конечно, подчиненные часто становятся подхалимами: хвалят идеи шефа, его метод руководства и так далее. Увы, такой подход редко реально располагает начальство к себе. Любой адекватный шеф заметит подвох и воспримет вас как специалиста с низкой самооценкой, а потом и вовсе начнет презирать. Оно вам надо? 

  • Переходить с рабочих отношений на дружеские. Это распространенное решение часто заканчивается катастрофой. Сначала вы приглашаете начальника выпить после работы, потом – за покупками или в отпуск. Такие истории заканчиваются плохо. Подчиненные, вовлеченные в отношения с руководством, становятся менее продуктивными. Руководство теряет авторитет и карьерные очки. 

  • Копировать руководителя. Когда учишься в школе, копирование старшеклассников кажется хорошей идеей, но даже одноклассники замечают подвох. Ваши коллеги и руководитель заметят точно – имейте немного самоуважения и даже не пытайтесь кому-то соответствовать. 

  • Стать начальником руководителя – «лучший» способ наладить отношения. В карьерных войнах случается и такое, но лучше после этого не становится никому. На работе станет по-настоящему горячо, а борьба за более высокий ранг больше никогда не закончится.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Подробнее

Продвинем ваш бизнес

Топ-5 «Да»

А теперь о том, что делать можно. 

  • Полюбить себя. Если вы ощущаете прессинг начальника, который выводит вас из равновесия, значит, пришло время сказать ему спасибо и посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, что вы делаете, где, с кем и зачем. Не погружаясь в свои эмоции, а сверяя свои ценности и цели с тем положением, в котором вы оказались. Если вы любите и себя, и свою работу, можно двигаться дальше.

  • Сосредоточиться на работе. Отличный способ понравиться начальнику – качественно и вовремя выполнять свою работу. Стратегия имеет накопительный эффект, так что запасайтесь терпением. Решение максимально эффективное, но иногда трудно исполнимое. 

  • Повысить качество общения. Случайно встречаясь с руководителем в лифте, обсуждайте не погоду или досуг, а цифры, актуальные новости, достижения. Навязываться, конечно, не стоит.

  • Беречь своего руководителя. Контролируйте вещи, которые могут помочь или навредить вашему руководителю, и вовремя предупреждайте его. Со временем это оценят. Имейте в виду, что придумывать проблемы, чтобы подмазаться к начальнику, нельзя: легко соскользнуть в манипуляции и подпортить репутацию. 

  • Одеваться, как ваш начальник. Нет, это не противоречит вышесказанному. Не копируйте образ руководителя слепо, но анализируйте его подход к работе и жизни. Если он ходит на работу в костюме, не приходите в офис в рваных джинсах и провокационной футболке. Это даже не отзеркаливание, а просто здравый смысл.

А что дальше

Вы поймете, что все сделали правильно, когда перестанете искать одобрения коллег и сосредоточитесь на работе. Если колкие комментарии руководителя не отвлекут вас от дел, а только усилят вовлечение в рабочий процесс, значит, вы на правильном пути. Такой должна быть концентрация на делах – без ожиданий, требований и сроков.

Работа станет мощным генератором уверенности в себе, а искренняя благодарность руководителя будет просто заслуженным бонусом.

Увы, если в вашей компании успех подчиненных не влияет на карьерный капитал руководителя, советы могут не сработать: всем все равно, как вы работаете и делаете ли вообще хоть что-то. Никакие разумные действия тут не помогут. 

Пожалуй, вам пора сменить работу – вот 5 главных сигналов

Пожалуй, вам пора сменить работу – вот 5 главных сигналов

Иногда стоит посмотреть глубже

Возможно, ваша гипотеза, что вы не нравитесь руководителю, изначально ошибочна. Может, у начальника хронический стресс, синдром дефицита внимания, давняя субдепрессия, а к вам он относится в общем-то неплохо, даже лучше, чем к себе.

Как бы ни было, нелюбовь руководителя – хороший сигнал, чтобы провести анализ своих планов, ожиданий, намерений. Вовсе не повод почувствовать себя жертвой. 

Сделайте глубокий вдох, выдох, идите работать. 

— Ты ему сказала, что думаешь? 

— Да. Правда, не вслух.

Сериала «Друзья»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наша встреча была ошибкой мультик
  • Начал бежать лексическая ошибка
  • Начальные азы ошибка
  • Наша встреча была ошибкой мем
  • Наша встреча была ошибкой картинки попугай кеша