Наблюдение виды наблюдения ошибки наблюдения

Наблюдение

В
результате изучения данной главы студент
должен:

  • знать
    основные
    характеристики, виды и особенности
    орга­низации наблюдения;

  • уметь
    осуществлять
    наблюдение в контексте психологиче­ского
    исследования;

  • владеть
    навыками
    ведения, обработки и интерпретации
    про­токолов, составления поведенческого
    портрета личности по итогам наблюдения.

Основные
понятия: наблюдение;
наблюдательность; виды наблюдений —
включенное, стороннее, скрытое, открытое,
интро­спекция, внешнее, прямое,
косвенное, однократное, периодическое,
лонгитюдное, сплошное, выборочное,
констатирующее, оцениваю­щее, свободное,
структурированное, полевое, лабораторное,
спро­воцированное в естественных
условиях; признаковая (знаковая) система;
система категорий; шкала рейтинга.

Научное
познание как способ отражения реальности
предусматривает восприятие явлений
природы и фено­менов человеческой
деятельности. Говоря в широком смысле,
любой метод эмпирического исследования
содер­жит в себе элементы наблюдения
за объектами с целью изучения их специфики
и изменений. Более того, тестиро­вание,
устный или письменный опрос, экспертное
оценива­ние, контент-анализ и др.
вполне могут быть рассмотрены как
разновидности наблюдений, отличающихся
своими условиями и характером выполняемых
процедур. Однако в научной традиции
издавна закрепилось выделение осо­бого
относительно самостоятельного
обсервационного метода, объединяющего
наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

1.1.
Наблюдение как метод исследования в
психологии

Хотя
в рамках той или иной науки данный метод
приоб­ретает свое конкретное содержание,
он непременно базиру­ется на двух
принципах:

  • пассивности
    субъекта познания,
    выражающейся
    в отказе от вмешательства в изучаемые
    процессы для сохра­нения естественности
    их течения;

  • непосредственности
    восприятия,
    подразумевающей
    ограничение возможности получения
    данных пределами конкретной ситуации
    (наблюдается обычно то, что проис­ходит
    «здесь и теперь»).

В
психологии под наблюдением
понимают
метод изуче­ния психических особенностей
индивидов на основе фик­сации проявлений
их поведения. Невозможно наблюдать
внутренние, субъективные сущности
мышления, вообра­жения, воли,
темперамента, характера, способностей
и т.п., взятые сами по себе, без внешних
проявлений. Предметом наблюдений служат
вербальные и невербальные акты пове­дения,
имеющие место в определенной ситуации
или среде. Именно они, выделенные и
зарегистрированные должным образом,
становятся характеристиками
интеллектуального и личностного
развития, динамики достижений,
выражен­ности состояний и многого
другого. Так, изучая людей, исследователь
может наблюдать:

  1. речевую
    деятельность (содержание, последователь­ность,
    продолжительность, частоту, направленность,
    интен­сивность речи и т.д.);

  2. экспрессивные
    реакции (выразительные движения лица,
    тела);

  3. положение
    тела в пространстве (перемещения,
    непод­вижность, дистанцию, скорость,
    направление движений и т.п.);

  4. физические
    контакты (касания, толчки, удары,
    пере­дачи, совместные усилия и др.).

Очень
многое при этом зависит от наблюдательно­сти

способности подмечать существенные,
характерные, в том числе малозаметные,
свойства предметов и явлений. Без
развития в себе такого качества невозможно
эффек­тивно выполнять исследовательскую
деятельность. Однако только этим не
дело ограничивается. Если, к примеру,
весьма наблюдательный человек посмотрит
вокруг, не имея определенных целей
наблюдения
и никак не фиксируя его итогов,
то
он увидит лишь множество лиц и станет
сви­детелем различных событий.
Собранную им информацию нельзя будет
рассматривать как доказательство или
опро­вержение фактов, закономерностей,
теорий. Такой человек видел и слышал
многое, но не вел наблюдений в строгом
значении этого слова.

Научное
наблюдение отличается
от житейского следу­ющими свойствами:

целенаправленностью.
Наблюдатель
должен отчет­ливо понимать, что он
собирается воспринимать и для чего,
иначе его деятельность превратится в
регистрацию отдель­ных ярких и
отчетливых раздражителей, а существен­ный
материал останется неучтенным;

  • систематичностью.
    Это
    позволяет достоверно отли­чить
    случайное от типичного, закономерного;

  • планомерностью.
    Следование
    плану, программе способствует повышению
    эффективности исследования, определяя,
    каким образом будет произведено
    наблюдение; когда, где, при каких
    условиях;

  • аналитичностью.
    Исследование
    предполагает не только констатацию
    наблюдаемых фактов, но и их объяснение,
    выяв­ление психологической природы;

  • регистрацией
    результатов.
    Это
    позволяет исклю­чить ошибки памяти,
    а тем самым уменьшить субъективизм
    выводов и обобщений;

  • оперированием
    системой
    однозначных понятий,
    спе­циальных
    терминов, способствующих четкому и
    недву­смысленному обозначению
    наблюдаемого материала, а также
    единообразию возможных интерпретаций.

В
силу этого научное наблюдение приобретает
принци­пиальную повторяемость
результатов:
те
данные, которые получил исследователь
в определенных условиях, с боль­шой
вероятностью будут подтверждены другим
исследова­телем, если он работает в
тех же условиях и объект наблю­дений
не изменился. Итоги научного наблюдения,
сохраняя известную субъективность,
меньше зависят от личности воспринимающего,
чем итоги наблюдения житейского.

Как
метод психологического исследования,
наблюдение имеет свои сильные и слабые
стороны:

Достоинства
метода

  1. Богатство
    собираемых сведений (обеспечивает
    анализ как вербальной информации, так
    и действий, движений, поступ­ков).

  2. Сохранена
    естественность условий деятельности.

  3. Допустимо
    использование разнообразных технических
    средств.

  4. Необязательно
    получение предварительного согласия
    испытуемых.

Недостатки
метода

  1. Субъективно
    (результаты во многом зависят от опыта,
    науч­ных взглядов, квалификации,
    интересов, пристрастий, работо­способности
    исследователя).

  2. Невозможно
    контролировать ситуацию, вмешиваться
    в ход событий без их искажения.

  3. Вследствие
    пассивности наблюдателя требует
    значитель­ных затрат времени.

Психологическое
исследование не обходится без применения
на какой-либо стадии метода наблюдения,
но крайне редко дело ограничивается
использованием только данного метода,
без подключения других. Изуче­ние
сложных психических явлений обычно
требует после­довательного применения
целого комплекса эмпириче­ских методов
познания.

Традиционно
выделяют следующие этапы
научного наблюдения:

  1. Определение
    цели наблюдения (для чего, зачем оно
    будет осуществляться).

  2. Выбор
    объекта исследований (какой индивид
    или какого рода группа подлежит
    изучению).

  3. Уточнение
    предмета исследования (какие именно
    стороны поведения раскрывают содержание
    изучаемых феноменов).

  4. Планирование
    ситуаций наблюдения (в каких слу­чаях
    или при каких условиях предмет
    исследований обна­руживает себя
    наиболее отчетливо).

  5. Подбор
    способа наблюдения, наименее влияющего
    на объект и в наибольшей степени
    обеспечивающего сбор необходимой
    информации (как наблюдать).

  6. Установление
    продолжительности общего времени
    исследований и числа наблюдений (сколько
    наблюдать).

  7. Выбор
    способов регистрации исследуемого
    матери­ала (как вести записи).

  8. Прогнозирование
    вероятных ошибок наблюдения и поиск
    возможностей их предотвращения.

9. Осуществление
сеанса предварительного, пробного
наблюдения, необходимого для уточнения
действий на предыдущих этапах и выявления
организационных недоработок.

  1. Исправление
    программы наблюдения.

  2. Этап
    проведения наблюдения, регистрации
    данных.

  3. Обработка
    и интерпретация полученной информации.

1.2.
Основные виды наблюдения

Метод
наблюдения имеет множество разновидностей,
выделяемых по тем или иным основаниям.
Так, в зависимо­сти от степени
вовлеченности в изучаемую среду
выделяют
два вида наблюдений:

  • включенное,
    когда
    имеет место личное участие наблюдателя
    в воспринимаемой и регистрируемой им
    деятельности, при этом другие люди
    обычно считают его участником события,
    а не наблюдателем;

  • стороннее
    (невключенное), когда
    событие происхо­дит без непосредственного
    участия наблюдателя, действу­ющего
    как бы со стороны.

Следует
отметить, что в большинстве случаев
поведе­ние людей резко меняется, когда
они замечают, что стали объектом
исследования, тем самым нарушается
требова­ние к сохранению естественности
условий изучаемой дея­тельности.
Однако на практике по этическим или
иным соображениям далеко не всегда
возможно осуществление незаметного
для испытуемых изучения их психических
особенностей.

По
характеру
взаимодействий с объектом
различают
наблюдение:

  • скрытое,
    при
    котором люди не знают, что они явля­ются
    наблюдаемыми. Психолог при этом или
    «замаскиро­ван» под обычного участника
    событий так, что его поведе­ние вполне
    соответствует ожидаемому в данной
    ситуации, не вызывает подозрений, или
    же он наблюдает опосредо­ванно, извне,
    используя, скажем, зеркало Гезелла или
    скры­тую видеокамеру;

открытое,
при
котором люди осведомлены о произво­димом
наблюдении. Обычно через какое-то время
они при­выкают к присутствию психолога
и начинают вести себя более естественно,
если, конечно, наблюдатель не провоци­рует
пристального внимания к себе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:

  • для получения материала на стадии подготовки, для уточнения работы, которая запланирована. Такое наблюдение называется пилотажным;
  • для получения исследовательских данных иллюстративного характера;
  • для получения первичной информации;

Очень важно разграничивать обычное наблюдение от наблюдения – метода исследования. У методики существует цепочка ключевых вопросов:

  • для чего?;
  • что?;
  • как?.

То есть, необходима четкая постановка цели наблюдения (для чего?), определение объекта и предмета наблюдения (что?), разработка программы фиксации и анализа результатов наблюдения (как?).

Классификация видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов наблюдения. По времени проведения выделяют несистематическое, кратковременное, фронтальное и систематическое.

Несистематическое наблюдение может быть использовано как дополнительный, подкрепляющий метод. Такой вид называют еще эпизодическим. Кратковременное или хронометрирующее наблюдение планируется заранее и имеет четкие границы временного периода. Фронтальное наблюдение – это фиксация событий от начала до конца, причем фиксация может производиться с разных наблюдательных позиций. Систематическое или лонгитюдное наблюдение производится в течение долгого времени.

По позиции исследователя различают невключенное, включенное, открытое, полузакрытое, закрытое, опосредованное, внешнее и внутреннее наблюдение.

Когда исследователь находится в центре событий, участвует в них, он осуществляет включенное наблюдение. Если позиция наблюдателя сторонняя, он не является членом группы и не включен в событийный ряд, происходит невключенное наблюдение. Включенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на открытое, когда окружающие знают о намерениях исследователя, полузакрытое, когда известно, что в группе наблюдатель, но цели наблюдения не ясны и закрытое, когда статус и цели наблюдателя не раскрываются. Опосредованным исследование называется тогда, когда наблюдения других людей привлекаются в качестве результатов. Внешнее наблюдение – это события, ситуации, явления, которые проявляются внешне по отношению к наблюдателю. Внутреннее – это самонаблюдение, опыт самого исследователя.

По степени формализованности можно выделить структурализированное и не структурализированное наблюдение. В первом – заданы параметры и критерии, во втором – нет четкой схемы. По месту проведения наблюдение может быть полевым, протекающим в естественных условиях среды и лабораторным, осуществляющимся в искусственно созданных условиях с применением аппаратуры. По объекту наблюдения выделяют: отдельные проявления человека, взаимодействие людей друг с другом, человек в деятельности, в повседневности, в значимых ситуациях и событиях. К отдельным проявлениям человека относят психологические особенности, типы реакций, при взаимодействии людей исследуется процесс общения, деятельностная сфера человека включает в себя игру, профессиональную и хозяйственную деятельность, социальное управление, повседневность подразумевает под собой поведение человека в обычной жизни, а значимыми событиями являются праздники, обряды, экстремальные ситуации. Метод наблюдения в психологии может различаться по способу фиксации. Регистрировать результаты можно в дневниках, картах наблюдений, протоколах, записей отдельного наблюдаемого эпизода, при помощи зарисовок, фотографирования или видеозаписи.

Значимые элементы для фиксации

В большинстве наблюдаемых ситуаций значимые элементы для фиксации будут одними и теми же.

  1. Наблюдаемые:
    • группа – определяется количество человек, структура группы по социально-демографическому принципу, характер взаимоотношений в ней, ролевое распределение между участниками группы. Например, группа в экспедиции состоит из 13 человек. В ее составе 7 мужчин и 6 женщин. Взаимоотношения между участниками спокойные, дружественные, профессиональные. В роли организатора выступает руководитель экспедиционного отряда, он организует обсуждения, распределяет обязанности. Женщины менее активны в практической деятельности, но проявляют большую активность в обсуждениях. Мужчины более энергичны в практической деятельности;
    • отдельный человек – Ф.И.О., возраст, образовательный статус и характер причастности к наблюдаемым событиям. Например, Краснова Майя Эдуардовна, 1959 г.р., ясновидящая, предсказательница. Способности наблюдались у бабушки, по словам Майи, бабушка передала свой дар внучке.
  2. Обстановка, то место, где происходят события, важные для научного исследования. Обстановка важна для метода наблюдения в психологии, примеры тому многочисленны. Допустим, исследуется определенный вид социального поведения, необходима типичная обстановка для такого поведения. Например, Крайний Север,холод, мороз, теплая избушка для членов экспедиции – поведение участников группы характерно для такой обстановки. Или например, полумрак, горящие свечи, темная вуаль на лице. Обстановка характерна для общения с ясновидящей.
  3. Цель. Регистрирование случайных или прогнозируемых результатов наблюдения, постановка формальных и неформальных целей наблюдения, если наблюдателей насколько, выяснение, едины или противоположны их цели.
  4. Частота и продолжительность – время длительность и повторяемость наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Достоинстоинством, бесспорно является то, что восприятие ситуации наблюдателем происходит напрямую, информация поступает из первоисточника, вероятность искажения данных очень низка.

К недостаткам можно отнести: большие затраты времени, отсутствие комментариев к зафиксированным фактам, опасность субъективности взгляда исследователя на ситуацию вследствие разницы в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожести их интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Тем не менее, наблюдение можно назвать одним из ведущих методов, в силу того, что активно развиваются технические аудиовизуальные средства. Цифровые технологии позволяют создавать каталоги с четкой структурой, куда можно вносить все необходимые записи, комментарии, протоколы, документы фото и видеофиксации. Но мастерство психолога тоже очень важно, необходимо уметь обратить внимание на отдельные моменты, минимизировать присутствие наблюдателя в процессе, быть готовым корректно и точно зафиксировать наблюдаемые факты.

Обучение практическому применению метода делится на несколько этапов. Большое внимание уделяется тому, как правильно, корректно и адекватно зафиксировать наблюдаемое в полном соответствии с целями и способами проведения наблюдения. У натуралистов существует хорошее правило: «Не записанное – не наблюдалось», для психологов оно подходит вполне. Перед тем, как заняться наблюдением, полезно принять участие в играх или занятиях на сосредоточение внимания. Та же детская игра «Найди десять отличий» концентрирует внимание и развивает внимательность, наблюдательность. Начинать следует с невключенного наблюдения. В качестве пробного наблюдения можно следить за животными, задать критерии наблюдения, способы фиксации. С самого начала следует обращать внимание на различие собственно наблюдения и его интерпретации.

Далее студенты могут начать наблюдать над различными проявлениями поведения членов группы, в которую они включены. Включенное наблюдение – процесс более сложный, требующий постановки четких целей, определения задач, правильно заданных критериев фиксации. Интересно отслеживать изменение результатов наблюдения по одной проблематике при изменении ситуативного контекста.

Конечно, необходима практическая работа по освоению техники для визуальной фиксации. Можно снимать отдельную тему или сюжет (например, ребенок, испытывающий чувство восторга), идет фиксация отдельного эмоционального состояния у ребенка. Можно снимать событие в значительном временном отрезке (например, взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего урока).

Следует научиться правильно вести дневник наблюдения. Жанры дневников бывают разными: от фиксации внешних событий до рефлексивных записей собственных размышлений. Каждый такой дневник ценен, его ведение развивает глубину и точность фиксации наблюдаемого.

При обсуждении результатов важным моментом является сопоставление протоколов наблюдения за одной ситуацией разными специалистами. При сопоставлении дневников, большую роль играют позиции наблюдателей и интерпретация ими фактов. При просмотре фотографий и видеозаписей нужно обращать внимание на фиксацию точности происходящего.

Типичные ошибки, которые происходят при наблюдении:

  • гало-эффект, когда не зафиксированы мелкие детали, а наблюдению присуще чрезмерное обобщение;
  • эффект снисхождения, когда ситуация оценена наблюдателем как полностью положительная. Искажение оценочной позиции;
  • ошибка центральной тенденции, когда наблюдателем дается усредненная оценка;
  • ошибка корреляции, когда один признак оценивается на основании другого наблюдаемого признака;
  • ошибка контраста, когда наблюдатель выделяет у объекта черты, противоположные или аналогичные собственным.
  • ошибка первого впечатления, когда первое впечатление наблюдателя влияет на результат наблюдения.

2.2. Метод наблюдения

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Применяется в тех условиях, когда особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Существует несколько видов наблюдения:

несистематическое – проводится в ходе полевого исследования, при этом важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явление, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы;

систематическое предполагает наличие определенного плана. Выделяются регистрируемые особенности поведения и классифицируются условия внешней среды;

срезовое наблюдение – выделяется по временной характеристике, это единоразовое, кратковременное наблюдение;

лонгитидное – длительное по времени наблюдение, иногда проводимое в течение ряда лет;

сплошное наблюдение – фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения;

выборочное наблюдение – обращается внимание только на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов;

включенное наблюдение – предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Существует два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем и наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Включенное наблюдение, когда исследователь инкогнито, порождает серьезные этические проблемы, многие психологи считают недопустимым проведение исследований методом обмана, когда испытуемые не знают, что они объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Процедура исследований методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (время, частота, место наблюдения);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Так, исследователь может наблюдать и фиксировать в разных средо-
вых условиях:

– речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность и т.д.);

– выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

– движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию, скорость и направление и т.д.);

– физические воздействия (качания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Основная проблема регистрации результатов метода наблюдения – категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Кроме того, очень велико влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально – психологических особенностей. Субъективную интерпретацию данных наблюдения можно снизить, используя средства регистрации (аудио- и видеозапись). Однако, субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной интерпретации результатов.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремиться подтвердить свою гипотезу, также он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки
при записях и т.д.

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Тем не менее, наблюдение является незаменимым методом, когда нужно исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию.

Диагностическое наблюдение в группе детей

Рассмотрим более подробно наблюдение, целью которого является выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, то есть выделение детей группы риска с целью создания для них специальных образовательных условий. В ситуации электронной записи в школы и отсутствия собеседования или тестирования при приеме детей школу такое наблюдение является инструментом педагога и психолога, позволяющим выделить детей, нуждающихся в углубленном обследовании специалистов, и создании на этой основе рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для их успешной адаптации.

Наблюдение, которое будет описано ниже, трудно отнести к какому – либо одному виду, описанному выше. Скорее его можно назвать скрининговым интегративным наблюдением, поскольку при таком виде наблюдения можно фиксировать самые различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных перед наблюдателем. Такое наблюдение можно осуществляться в различных учебных и вне учебных ситуациях. Например, во время урока или во время перемены, в различное время дня – на первых уроках или на протяжении последних уроков, на занятиях основного цикла или на уроках физкультуры или труда и т.п.

Прежде всего, наблюдатель должен оценить следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:

— Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания).

— Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость).

— Особенности речевого развития.

— Аффективные и эмоциональные особенности ребенка.

— Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект).

— Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка).

— Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.

Технология наблюдения и условия его проведения

К условиям в данном случае следует отнести обязательную договоренность с педагогом или воспитателем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. Учитель должен хорошо себе представлять, что наблюдатель придет в класс не с целью проверки знаний детей или проверки готовности учителя, а совершенно по другому поводу. Это требует от наблюдателя предварительной работы (по крайней мере, беседы) с педагогом, в процессе которой ему необходимо объяснить ему свои задачи – «просто понаблюдать, как ведут себя дети, а не как педагог научил их вести себя, посмотреть за их реакциями, за скоростью их утомления» и т.п. При этом не нужно, чтобы учитель предупреждал детей о целях визита наблюдателя (психолога или социального педагога).

Следующим условием проведения подобного наблюдения является «незаметность» – в этом случае дети быстро перестанут замечать чужого взрослого в классе и станут вести себя естественно. Для достижения этой цели лучше всего сесть на одной из задних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе, то есть не «включаться» в ход урока, максимум, что можно себе позволить – это доброжелательная улыбка детям. В случае, если психолог вовсе незнаком с детьми, лучше всего заранее, скажем накануне, подойти в класс на перемене и немного пообщаться с ребятами. Таким образом, снимается эффект «чужого человека», при последующем визите в класс. Это достаточно важно, так как в противном случае поведение детей может быть
неестественным, они могут принять вас за проверяющего, что, безусловно, скажется на их поведении и реакциях, по крайней мере, во время первого посещения класса. Опыт показывает, что дети достаточно быстро привыкают к тому, что на уроках иногда присутствует наблюдатель (психолог) и просто перестают замечать его присутствие.

Еще одним условием осуществления такого наблюдения являются заранее заготовленные листы – схемы и листы для фиксации наблюдений. Лист – схему подготовить заранее очень просто, нужно только знать, сколько в классе рядов парт, сколько парт в каждом ряду, а также одиночные это парты или на двоих. Если все дети имеют свое постоянное место можно заранее «подписать» парты, а затем их пронумеровать.

Если учитель позволяет детям рассаживаться по их усмотрению, или дети сидят на каждом уроке на разных партах, то вписывать имена в уже «пронумерованные» места придется в ходе урока. Это вполне реально даже в том случае, если класс большой – ведь учитель спрашивает детей, называя их по именам или фамилиям, делает адресные замечания, хвалит детей персонально и т.д. Важно, чтобы первая встреча с малознакомыми детьми не совпала с контрольной работой. Такой вид деятельности детей очень информативен для целей скринингового наблюдения, но в этом случае могут возникнуть трудности с идентификацией детей в ходе наблюдений.

Таким образом, каждое место в классе получает свой «номер или свою букву», что облегчит фиксацию тех особенностей, которые наблюдатель сумеет заметить, даже боковым зрением.

Допустим, внимание наблюдателя в основном направлено на детей, находящихся на местах № 24, 26, 25 – то есть дети, сидящие за этими партами, требуют наиболее пристального внимания, но, боковым зрением при этом вы можете заметить и то, что на местах 3 и 5 или 3 и 4 тоже что- то происходит, например, дети начали играть под партами в машинки. При этом проще и быстрее занести в листы наблюдений номера мест и ваше наблюдение, чем прописывать фамилии детей.

Еще одним условием скринингового наблюдения можно считать его «неодноразовость». Хотя, конечно, и однократное наблюдение за небольшим количеством детей может быть вполне информативным, но для задач выделения тех или иных особенностей детей, приводящих к проблемам обучения
и/или поведения, однократного наблюдения будет явно недостаточно. В группу риска в таком случае могут не попасть дети, которых просто физически нет в классе, а с другой стороны, вполне нормативный, но заболевающий ребенок легко, по косвенным признакам (быстрая утомляемость, раздражительность, низкий уровень психической активности) может попасть «под прицел» психолога.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса. Наиболее важно то, что наше наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Можно идентифицировать все эти ситуации. Хорошо, если психологу удалось наблюдать детей в нескольких из них, например:

— Начало учебного дня: 1-й, 2-й уроки. При этом важно, чтобы психолог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка включения различных видов активности.

— Конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки.

— Начало недели (четверти).

— Конец недели (четверти).

— Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна).

— Начало учебного дня, 1-й, 2-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

— Конец учебного дня, 4-й, 5-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

— Репетиция какого-либо мероприятия.

— Сам праздник или какое-либо выступление.

— Свободное поведение детей на перемене.

— Дети в столовой.

— Дети во время прогулки.

Непосредственно первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в табличном варианте (табл. 3). Для этого при наличии проблем в той или иной выделяемой сфере в соответствующей графе ставится крестик или галочка. Следует иметь в виду, что в ситуации значительной выраженности особенностей (проблем) в какой-либо сфере таких «отметок» может быть несколько. В дальнейшем, если в задачу наблюдения входит уточнение или качественная специфика наблюдаемых проблем – удобнее использовать дополнительные таблицы.

Остановимся на наблюдении за операциональными характеристиками деятельности и их влияния на поведение ребенка в целом.

Эти параметры очень тесно связаны с общим уровнем психической активности ребенка с одной стороны, а с другой, – являются характеристиками динамическими, то есть изменяющимися в процессе самой деятельности.

К операциональным характеристикам деятельности, в первую очередь, относятся работоспособность и темп деятельности.

Таблица 3

Общая схема выделяемых особенностей детей в процессе наблюдения

Фамилия и имя ребенка

Наличие особенностей детей

Номер парты

Операциональные характеристики

Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)

Речевое развитие

Аффективно-эмоциональная сфера

Коммуникативные особенности

Двигательная сфера

Работоспособность

Работоспособность является базовой характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребенка к условиям регулярного обучения. Ее можно рассматривать как «потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени».

Работоспособность, безусловно, зависит как от внешних условий деятельности, так и от психофизиологических «ресурсов» ребенка. В процессе деятельности происходит изменение работоспособности, ее снижение.

Для однотипной или продолжительной деятельности можно выделить определенные периоды: период врабатывания в тот или иной вид деятельности (различный по своей длительности у разных категорий детей), период оптимальной работоспособности, утомление. Последнее может быть некомпенсируемым (в этой ситуации никакие мотивационные, игровые и прочие факторы не в состоянии вернуть работоспособность к более высокому уровню) и компенсируемым. Также можно говорить о пресыщении как об одной из характеристик работоспособности. Пресыщение непосредственно может не быть связано с утомлением, в особенности некомпенсируемым, оно скорее характеризует мотивационный аспект работоспособности. В этом случае можно говорить, что ребенку просто надоела та или иная деятельность. Он ею пресытился. В этом случае внешнее или внутреннее изменение мотивации чаще всего «снимает» фактор пресыщения.

Однако пресыщение может наблюдаться и в сочетании с утомлением.

Анализируя утомление, можно говорить о том, что оно может оцениваться не только по результативности деятельности (это будет отчетливо проявляться в тетрадях в изменении почерка, нарастании количества ошибок,
пропусков кусков заданий или заданий целиком, недописках и т.п.), так и по внешним признакам. К последним (объективным с точки зрения физиологических механизмов проявлений утомления) следует отнести появление двигательного дискомфорта, проявляющегося в суетливости, частых изменениях позы, посадки, подгибании под себя ног, опоры на парту руками, всем телом, подпор головы руками, но и появление зевоты, частых и глубоких вздохов. Ребенок может начать тереть глаза и т.п. Безусловно, утомление будет сказываться и на характеристиках внимания. В частности: сужении объема внимания, длительности его сосредоточения на задании, все более легкая отвлекаемость на внешние раздражители (снижение помехоустойчивости).

К иного типа проявлениям утомления (психологическим) можно отнести появление стереотипных двигательных реакций: жевание ручки, накручивание волос на палец, потирания, комканье краев одежды и т.п., в том числе и появление истинных аутостимуляционных движений, таких как раскачивания, ритмическое похлопывание стопой, пальцами по парте.

Подобные проявления мы можем встречать не только в ситуации утомления при длительной нагрузке, но и в психотравмирующих и эмоционально значимых для ребенка ситуациях (например, в ситуации, когда педагог «скользит» глазами по классному журналу, выбирая «жертву» для вызова к доске). Таким образом, используя метод наблюдения, можно выделить такие параметры работоспособности как:

— слишком быстрое некомпенсируемое утомление (выраженная сниженная работоспособность);

— относительно медленное, но стойкое, некомпенсируемое утомление (сниженная работоспособность);

— быстрое, но компенсируемое утомление, связанное, в первую очередь, не только с утомлением от определенного вида деятельности (например, письма), но, отчасти, с мотивационным фактором;

— пресыщение деятельностью, связанное, в первую очередь, с мотивационными механизмами деятельности;

Совершенно очевидно, что появление признаков утомления и наступление самого утомления (то есть снижения работоспособности) сказывается не только на характере деятельности и параметрах внимания, но, в первую очередь, на темпе деятельности.

Темп деятельности

Нормативным следует считать равномерный, устойчивый темп деятельности, когда ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог.

Наблюдая за поведением детей на уроке, в других условиях можно выделить несколько категорий детей, с точки зрения темпа их деятельности.

Одни достаточно быстро и активно начинают работать, однако, по мере утомления или усложнения заданий, темп их деятельности снижается (часто в соответствии со снижением интереса ребенка к заданиям). Они перестают успевать отслеживать общее направление урока, что еще больше сказывается на потере интереса или появлении тревожности по типу: «я не понимаю, о чем идет речь, что здесь происходит». Ребенок начинает отвлекаться, вертеться и пытается подглядеть у соседа, что производит впечатление вовсе не проблем темпа, а трудностей сосредоточения внимания ребенка. Однако такие феномены чаще всего можно наблюдать у крайне истощаемых детей, уже на первых уроках, а, чаще у детей со сниженной работоспособностью, в конце «рабочего» дня.

У других детей можно скорее отметить не столько снижение темпа деятельности, сколько его выраженную неравномерность. Про таких детей педагоги говорят, что они «работают от батарейки» (включил – выключил). При этом, если внимательно проанализировать характер предлагаемых заданий в процессе самого урока, можно выделить определенный тип заданий, который вызывает резкое замедление деятельности или, наоборот, ускорение темпа. Например, задания невербального характера (в частности на уроках математики: решение примеров, а не задач) выполняются ребенком в адекватном темпе, а необходимость анализа вербального материала (в данном случае условий задач) существенно снижают темп работы. Понятно, что такой ребенок будет выглядеть «черепашкой» на уроках русского языка.

Третьим вариантом являются не столько проблемы темпа, хотя внешне они выглядят именно темповыми трудностями, сколько проблемами вхождения, «включения» ребенка в работу. Такие дети очень медленно «раскачиваются» в начале урока; они могут подолгу собираться, медленно и как бы неохотно начинать работать, но постепенно, включившись в задание или в определенный вид деятельности, такой ребенок начинает работать в адекватном темпе и, в частности, даже может догнать одноклассников в выполнении плана урока. Однако, при необходимости смены типа деятельности (например, на следующем уроке, если они не «сдвоены») он будет иметь те же «проблемы темпа» при включении в новый вид деятельности.

Еще одним вариантом проблем, связанных с темпом деятельности является просто выражено замедленный темп деятельности ребенка во всех видах его деятельности. Такой ребенок не только недостаточно быстро работает на уроке, но и медленно пишет, медленно достает учебники и переворачивает
страницы. Этот присущий ребенку темп деятельности будет проявляться во всем, даже в речи и еде. В данном случае по сути дела нельзя говорить о некой «патологии» ребенка, но о несоответствии его возможностей (в данном случае темпа) требованиям, предъявляемым к нему образовательной средой (в данном случае программой).

Также можно говорить и о ситуативно обусловленном замедлении темпа деятельности в сложных для ребенка, в том числе психотравмирующих и экспертных ситуациях. Подобное замедление темпа вплоть до полной невозможности работать может наблюдаться во время контрольных и самостоятельных работ, а также при ответах у доски в раз-
личных условиях.

Наиболее типичные примеры: тревожный ребенок и директивный педагог, тревожный ребенок и дефицит времени. Однако возможны и другие ситуации: неприятие педагогом ребенка, его (педагога) уверенность в некомпетентности ребенка. У такого ребенка, при анализе его текущих работ, невозможно увидеть «темповых» проблем, но достаточно открыть тетрадь для контрольных работ как такого типа проблемы темпа становятся очевидными. Мы увидим, что ребенок «завис» на начальных заданиях, даже не успев приступить к следующим. В случае, если наблюдается психологическая «блокировка» на определенный тип заданий (например, решение математических задач), ребенок «зависнет» именно на этом задании, хотя предыдущие он может выполнить в адекватном темпе.

Ситуативным можно назвать снижение темпа соматически ослабленного или заболевающего ребенка. В этом случае сегодня мы увидим проблемы темпа, но в ситуации наблюдения в следующий раз такой ребенок не должен будет выделяться по темповым характеристикам среди
одноклассников.

Еще одна особенность изменения темпа деятельности, связанная с импульсивностью – в этом случае ребенок работает быстро, но бестолково, не видит собственных ошибок, не способен контролировать свою деятельность. Такая импульсивность может быть присуща ребенку, и в тех случаях, когда мы предполагаем незрелость функций регуляции, программирования и контроля, но может быть и следствием утомления, когда функции контроля просто ослабевают.

Таким образом, анализируя наблюдение за темпом деятельности можно выделить следующие его параметры:

— резкое снижение темпа деятельности, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

— неравномерность или колебания темпа деятельности;

— низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);

— ситуативное, психологически обусловленное снижение темпа деятельности, вплоть до «ступора»;

— ситуативное, соматически обусловленное снижение темпа дея-
тельности;

— ускорение деятельности, ее импульсивный характер.

Наблюдая за поведением ребенка на уроке и вне его (на прогулке, в столовой), можно заметить диаметрально противоположные характеристики как темпа, так и работоспособности. А именно: ребенок, который «завял» уже к середине урока, на перемене вдруг превращается в «вечный двигатель». Он носится, бегает и толкается, проявляя не подозреваемую в нем активность, но если начать анализировать, то ее можно охарактеризовать следующим образом: малопродуктивная и нецеленаправленная, то есть хаотическая.

Нам важно понимать, что это не проявление высокого уровня психической активности и не противоречит тому, что мы наблюдали только что в ситуации регулярного обучения. По сути дела ребенок демонстрирует нам то же утомление, что и раньше, но имеет в данной ситуации возможность двигательной разрядки. Другой вариант противоречий между наблюдаемым поведением ребенка на уроке и вне его, в свободной, неконтролируемой ситуации будет полностью противоположным. Активный, работающий в достаточном темпе на уроке ребенок может безучастно сидеть на перемене, не включаясь в общую суету. И это также не должно смущать наблюдателя, поскольку оба приведенных примера являются всего лишь разными моделями реагирования на утомление. При этом первый из описанных случаев отражает специфику работоспособности ребенка с риском по школьной дезадаптации, а второй – особенности темпа деятельности ребенка с риском по коммуникативным проблемам.

Таким образом, мы можем оценить влияние утомления, как на темповые характеристики, так и на изменения характера поведения у различных детей. Особенности работоспособности и темповых характеристик деятельности ребенка объединены в табл. 4.

Метод наблюдения в данном случае является достаточно адекватным задаче оценки операциональных характеристик школьника, включенного в образовательную среду.

Таблица 4

Особенности работоспособности
и темповых характеристик деятельности ребенка

Фамилия и имя ребенка

Операциональные характеристики деятельности

Номер парты

Работоспособность

Темп деятельности

Колебания работоспособности

Работоспособность снижена

Работоспособность снижена

Неравномерный

Сниженный

Ситуативно сниженный

Таким же образом наблюдаются и анализируются остальные выделенные параметры: целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость), речевое развитие, коммуникативные особенности и двигательная сфера школьников.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Раскройте цели различных видов наблюдений.

2. Чем методика формализованного наблюдения отличается от неформализованного? Приведите примеры карт наблюдений. Какие критерии наблюдения в них выделены?

3. Опишите технологию проведения наблюдения.

Задание для самостоятельной работы студентов

Проведите в группе практикум по наблюдению и наблюдательности (источник: Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001). Оцените уровень своей наблюдательности. Разработайте индивидуальную программу развития наблюдательности как профессионального качество педагога-психолога.

Рекомендуемая литература

1. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2001. – 176 с.

2. Социальная психология. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой . – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.

Наблюдение это древнейший метод познания. Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали его главным источником получения научных фактов. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития, социологии, а с начала XX века — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия объекта со средой.

В педагогике  данному методу также уделяется большое внимание, его используют как основной метод сбора информации в процессе педагогического исследования.

Педагогическое наблюдение — метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного восприятия с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов педагогической практики.

Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Cуществуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.

Наблюдение имеет несколько видов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение ведется с применением вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры, или полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Опосредованное наблюдение происходит также и при исследовании продуктов деятельности испытуемых.

Непосредственное (прямое) наблюдение имеет место тогда, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения. Выделяются три позиции исследователя при непосредственном наблюдении: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых.

Открытое наблюдение, когда факт присутствия исследователя осознается испытуемыми. Например, исследователь присутствует в помещении, педагогическая ситуация при этом изменяется, т.к. испытуемые знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Скрытое наблюдение дает более реалистичную картину. При этом используются технические средства такие, как съемка скрытой камерой, запись на диктофон. Скрытое наблюдение может также осуществляться за поведением испытуемых в тех ситуациях, когда они не обращают внимания на исследователя. В любом случае важнейшую роль играет личность наблюдателя — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время участники привыкают к наблюдателю и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

Непрерывное наблюдение используется в тех случаях, когда конкретный педагогический процесс необходимо исследовать от начала и до конца в его развитии.

Дискретное (прерывистое) наблюдение применяется, когда педагогический процесс очень длительный.

Монографическое наблюдение охватывает множество взаимосвязанных явлений. Узкоспециальное наблюдение, когда вычленяется небольшая задача из целостного объекта.

Наблюдение-поиск  строится так, чтобы захватить широкий круг участков и отыскать интересующие факты в педагогическом процессе. То есть, когда исследователю еще неизвестно, где искать. Этот вид наблюдения требует много времени и большой анализирующей работы.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Нестандартизированное наблюдение чаще всего бывает на начальном этапе исследования. Его не следует смешивать с наивным наблюдением, так как здесь имеется, хоть и широкая, постановка вопроса.

Выборочное наблюдение направлено на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого.

Сплошное наблюдение, фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

  • успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;
  • наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;
  • исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;
  • наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

Наблюдение обычно проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определить цель, задачи стоящие перед наблюдением (для чего, с какой целью ведется наблюдение). Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно.
  2. Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные субъекты, а также условия, явления, ситуации.
  3. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.
  4. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и правил пользования необходимой аппаратурой. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Заранее составляется подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе наблюдения. Детализируются качественные и количественные характеристики наблюдаемых явлений, процессов. На бланке протокола должно быть указано: дата наблюдения, исследуемый объект, явление или процесс, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  5. Подобрать адекватные способы фиксации результатов: протоколирование (словесное описание, графическая запись, стенографирование),  запись на диктофон (наговаривание, комментирование, полная аудиозапись),  фотографирование или видеосъемка,  использование специального оборудования (динамометр, датчики, секундомер и пр.).

В процессе первоначальных наблюдений можно использовать не только составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений можно систематизировать в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего анализа.

  1. Выбрать методы анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно только наблюдать и фиксировать то или иное явление или процесс, необходимо обеспечить возможность последующего анализа и синтеза. Поэтому мало только «фотографировать» действительность, более значимо давать правильное истолкование наблюдаемым явлениям и фактам, вскрывать их причинно-следственную связь.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

  • наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
  • регистрация событий в момент их протекания;
  • независимость наблюдателя от мнений испытуемых. 
  • изучение предмета в целостности, в естественном функционировании.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

  • активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
  • наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;
  • охватить некоторые труднодоступные явления, процессы, некоторые стороны наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
  • делать точные замеры;
  • избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

На личности наблюдателя хочу остановиться подробнее, т.к.  принципиальная трудность объективного наблюдения связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов.  На результатах наблюдения в существенной степени сказывается и уровень опыта и квалификация наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Так же может сказаться усталость, наблюдатель может адаптироваться к ситуации и перестать замечать важные изменения, делать ошибки при записях.

А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Возможны различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными известными эффектами.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Таким образом, благодаря своим достоинствам и, несмотря на недостатки, наблюдение является незаменимым методом  при исследовании групп, групповых взаимоотношений, межличностных отношений, общения детей и т.д., если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Данный метод нельзя заменить каким-то иным, т.к. именно наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц,  получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На этой странице произошла ошибка сценария kmplayer
  • На что влияет ошибка егр
  • Наблюдателю свойственны субъективные ошибки
  • На собрании станичников царствовала разноголосица ошибка
  • На что влияет ошибка датчика детонации