На совещание прибыли пятьдесят один делегат ошибки

а)Ряд столов стоял по центру аудитории. б)Пять учеников подошли к экзаменационному столу. в) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе. г) На совещание прибыл пятьдесят один делегат. д) Тысяча человек отправились в турне. е)Прошло сто лет — без исправлений. ж)На экскурсию пошли всего девять школьников. з)Полчаса, проведённые в обществе такого интересного собеседника, пролетели незаметно. и)Пять истребителей атаковали вражеские бомбардировщики. к)Многие выпускники нашей школы нашли работу в новых структурах.
Ошибки в окончаниях в основном, а также лексические ошибки, просторечия.

Исправьте предложения:

А) Тысяча человек отправилось в турне;

Б) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах;

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе;

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Исправьте предложения: А) Тысяча человек отправилось в турне; Б) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах; В) …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Исправьте предложения: А) Тысяча человек отправилось в турне; Б) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах; В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе; Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНООО

49.

Исправьте предложения, используя синонимы ; устраните повторения однокоренных слов :

а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем.

50. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими :

а) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

В) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначать моцион на ближайшее воскресенье.

51. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных :

а) К завтраку был.

Подан… кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл.

В) В табел.

Отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была покрыта тол…

д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.

Лев. рельс.

Е) В магазине продается яблочн.

Повидл.

Ж) Лесовоз проезжал по широк… просек…

и) На лицо женщины был… накинут.

Траурн… вуаль.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.

Мозоль.

52. Исправьте словообразовательные ошибки :

а) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

в) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер)

53.

Исправьте предложения, объясните ошибки

а) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошло сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего девять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.

54. Составить словосочетания со следующими паронимами :

а) удачный – удачливый ; д) обидный – обидчивый ;

б) понятный – понятливый ; е) бережный – бережливый ;

в) соседний – соседский ; ж) эффектный – эффективный ;

г) хозяйский – хозяйственный ; з) представить – предоставить.

Вы находитесь на странице вопроса ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕНЬ СРОЧНООО49? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 — 11 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

  • ошибки в согласовании;

  • ошибки в управлении;

  • нарушение границ
    предложения;

  • ошибки в выборе
    порядка слов в предложении;

  • ошибки, связанные
    с употреблением однородных членов
    предложения;

  • ошибки в использовании
    причастных оборотов;

  • ошибки в использовании
    деепричастных оборотов;

  • неоправданный
    эллипсис;

  • ошибки в построении
    параллельных конструкций;

  • ошибки в построении
    простого предложения;

  • Ошибки в построении
    сложного предложения;

  • ошибки в построении
    сложного синтаксического целого.

Ниже следуют
упражнения, содержащие грамматико-синтаксический
материал, и комментарии к ним. (по Д.Э.
Розенталю)

Строй простого
предложения

Исправьте
предложения, объясните ошибки.

1.
Кроме спектаклей, артисты примут участие
в кон­цертных выступлениях’. 2. Наряду
с высокой произво­дительностью, новый
станок выигрывает от простоты устройства
2.
3. На предприятии происходит рост
произ­водительности труда благодаря
применению новейших методов производства2.
4. Гражданам, проходящим в помещение
библиотеки, верхнюю одежду и калоши
должны снимать обязательно3.
5. Язык Катерины явля­ется наиболее
ярким в галерее положительных женских
образов А. Н. Островского4.
6. Вместе со всеми шко­лами по общей
программе проводились экзамены в
ве­черней школе4.
7. Подобно многим другим его произве­дениям
идея этой повести вынашивалась писателем
в течение ряда лет4.
8. Доклад студента отличался мастерским
владением материала и глубокой эруди­цией
4.
9. Ломоносов в юности был рыбак . 10. Эта
река всегда спокойна6.
11. Для этого класса новая доска слишком
широкая6.
12. Общественность широко гото­вится
отметить пятидесятилетие деятельности
писа­теля7.
13. Дежурный по станции бросил папиросу
в печку и, нагнувшись, попытался ее
потушить, но это ему не удалось . 14.
Маленькая девочка сидела в саду на
скамье; пионерка подошла к другому концу
этой скамейки и внимательно оглядела
ее с ног до головы7.
15. Боясь
грозы,
старуха спрятала голову под подушку и
держала ее там до тех пор, пока она не
кончилась. 16. Предложено закрепить за
как можно большим числом бригад лошадей
и инвентарь7.

Для справок

1.
Обороты с предлогами кроме,
вместо, помимо, сверх, наряду с
и
т п должны непосредственно управляться
глаголом, при котором они выступают в
роли дополнении, в противном случае
синтаксическая связь оказывается
нарушенной Так, нельзя сказать: «Вместо
исправ­ления ошибки ученик настаивал
на своем мнении»; «Помимо работы, на
предприятии молодежь учится на вечерних
отделениях вузов»
Второе
предложение можно исправить так Молодежь
учится на вечерних отделениях вузов
без отрыва от производства;

или. Работая
на предприятии, молодежь одновременно
учится на вечерних отделе­ниях вузов

2.
Не следует усложнять конструкцию,
заменяя глагол-сказуемое сочетанием
существительного того же корня с
полузнаменательным глаголом вместо
снижаются
цены — идет снижение цен,

вместо растет
успеваемость — происходит рост
успеваемости

Вторые вари­анты носят канцелярский
характер

3.
Ошибочно построение предложения, в
котором конец дается в ином синтаксическом
плане, чем начало «Одним
из вопросов, подле­жащих нашему
рассмотрению,— это вопрос об укреплении
дисцип­лины»

Следует сказать: Один
из вопросов… — это вопрос…

или Одним из
вопросов… является вопрос…

4.
Смешение разнородных понятий (язык
и образ).

5.
Именительный падеж существительного
или прилагательного при связке был
обозначает устойчивый признак предмета:
Он был человек
практичный; Погода здесь постоянно была
ветреная

Для указания на временный признак в
этих случаях употребляется твори­тельный
падеж: Он был
в то время студентом

6.
Полные имена прилагательные в роли
именной части составного сказуемого
обозначают постоянный признак,
вневременное состояние, а краткие
прилагательные — временный признак,
временное состоя­ние река
спокойная

(обычно) — река
спокойна

данное время)

Полные
прилагательные обозначают также
безотносительный признак, а краткие —
признак по отношению к определенным
усло­виям: потолки
низкие

(вообще) — потолки
низки
(для
высокой ме­бели) Кроме того, краткая
форма имени прилагательного носит более
отвлеченный, категорический характер,
чем полная Ср.: он
смел — он смелый, она зла — она злая.

7.
Неудачный порядок слов: не «широко
готовится отметить»,
а
готовится
широко отметить

Существенное
значение для правильного построения
предложения имеет порядок слов. Всякая
перестановка слов в предложении влечет
за собой или изменение смысла, или
подчеркивание, выделение одного из его
членов Ср.:а) Даже
эта работа трудна для меня

(имеется в виду нетрудная работа, но
слабый исполнитель); б) Эта
работа

даже

трудна для меня

(подчеркивается неожидан­ность
трудности); в) Эта
работа трудна

даже
для
меня
(речь
идет о сильном исполнителе)

Неудачный
порядок слов искажает смысл предложения,
затрудняет его понимание. Это видно из
следующих примеров: Богданов
отказался вместе со всемè студентами
сдавать зимнюю сессию, жалуясь на плохое
состояние здоровья

(следовало сказать: Богданов
отказался сдавать зимнюю сессию вместе
со всеми студентами

), Глаза его
прикрывали стекла очков

(понимание смысла фразы затрудняется
из-за неоправданной перестановки
подлежащего и пря­мого дополнения).

Рассматривая
предложение Осенний
ветер безжалостно срывает листья березы,

в котором члены предложения стоят на
своих обычных местах (так называемый
прямой порядок слов), мы видим следующее
расположение слов в отдельных сочетаниях,
образующих это предло­жение: а)
подлежащее предшествует сказуемому
(ветер
срывает);
б)
согласованное определение стоит впереди
определяемого слова (осенний
ветер);
в)
несогласованное определение стоит
после опре­деляемого слова (листья
березы);
г)
дополнение стоит после управ­ляющего
слова (срывает
листья);
д)
обстоятельство образа действия стоит
перед глаголом-сказуемым (безжалостно
срывает).
В
кон­тексте для смыслового или
стилистического выделения отдельных
членов предложения прямой порядок слов
часто нарушается и заме­няется обратным
порядком (инверсия).

Согласование
сказуемого с подлежащим

Исправьте
предложения, объясните ошибки.

1.
Ряд столов стояли посередине аудитории’.
2. Пять учеников подошло к экзаменационному
столу2.
3. Два­дцать две тетради, проверенные
учителем, лежало на столе3.
4. На совещание прибыли пятьдесят один
деле­гат4.
5. Тысяча человек отправилось в массовый
поход5.
6. Прошли сто лет6.
7. На экскурсию пошли всего десять
школьников7.
8. Полчаса, проведенные в об­ществе
такого интересного собеседника, прошло
неза­метно8.
9. Пятерка истребителей бросились на
враже­ские бомбардировщики. 10. Много
выпускников нашей школы пошли работать
на завод10.

Исправьте
предложения, объясните ошибки.

1.
Секретарь выдала нам нужные справки.
2. «Вой­на и мир» написаны Л. Н. Толстым12.
3. Недавно у нас открылось новое
кафе-столовая13.
4. Никто, даже самые способные ученики,
не могли решить эту задачу14.
5. Правление клуба, в том числе председатель
и его заместитель, много сделали для
развертывания куль­турно-массовой
работы14.
6. Группа студентов во главе с комсоргом,
профоргом и старостой активно помогали
колхозникам во время уборочной кампании14.
7. Адми­нистрация школы, особенно
директор и завуч, много сделали для
организации летнего отдыха детей14.
8. Печать, в частности стенные газеты,
уделяют много внима­ния вопросам
культуры14.
9. Врач прописала ребенку новое лекарство.
10. Роно подтвердило свое указа­ние15.
11. Брат или сестра помогут мне устроиться
на работу16.
12. Мать с детьми уехали в деревню17.

Согласуйте сказуемое
с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство
студентов института, состоящих в
спортивных секциях, уже сдал… нормы по
лыжам.

2.
Ряд мер, направленных на поднятие
дисциплины среди учащихся, принима..тся
администрацией школы. 3. Подавляющее
большинство учеников и учениц наше­го
класса показал… на экзаменах глубокие
знания. 4. Установлен… три новых всесоюзных
рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно
гудел… и равномерно вздраги­вал… 6.
Много детей болн… был… гриппом. 7. Мы
вошли в кабинет директора, после того
как девушка-секретарь доложил… о нашем
приходе. 8. Такси стоял… у ворот дома.
9. Эти пол-арбуза, как дети сразу
догада­лись, был… отложен… для них.
10. Ты и твои друзья окаж… нам помощь и
на этот раз.

Для справок.

1.
При подлежащем, выраженном именем
существительным соби­рательным (ряд,
большинство, меньшинство, часть

и т. п.) в сочетании с родительным падежом
множественного числа, сказуемое обычно
ставится во множественном числе, если
речь идет о предметах оду­шевленных
или если подчеркивается активность
действия, и в единст­венном числе,
если подлежащее обозначает предметы
неодушевлен­ные: Большинство
учеников хорошо сдали выпускные экзамены;
Ряд новых домов стоял в конце деревни.

Это общее положение усиливается или
ослабляется дополнительными условиями
контекста.

2.
Если подлежащее выражено так называемым
счетным оборо­том, т. е. сочетанием
количественного числительного или
другого счетного слова (несколько)
с существительным в родительном падеже
множественного числа, то сказуемое
обычно согласуется так же, как с подлежащим
— собирательным существительным (см.
п. 1): Десять
бойцов бросились в атаку; Засеяно сто
двадцать гектаров; Несколько дам скорыми
шагами ходили взад и вперед по площадке

(Л).

3.
При числительных два,
три, четыре

сказуемое обычно ставится во множественном
числе: Три
книги лежат на столе; Четыре ученика
вошли в класс; Позади их щелкнули два
выстрела, просвистели две пули (Л.

Т.); Тридцать
два человека дышали одним духом

(Шол.).

4.
При составных числительных, оканчивающихся
на один,
ска­зуемое, как правило, ставится в
единственном числе: Школу
окончил сорок один ученик.

5.
При словах тысяча,
миллион, миллиард

сказуемое обычно ста­вится в единственном
числе и согласуется в роде: Получена
тысяча книг для школьной библиотеки;
Отпущен миллион рублей на благо­устройство
поселка; Говорил он так, будто перед его
пальцем сидела тысяча Андреев

(А. Н. Т.).

6.
При существительных лет,
месяцев, дней, часов

и т. п. сказуемое обычно ставится в
единственном числе: Прошло
две недели

(П.);

Пробило
десять часов

(Т.); Пятнадцать
лет так прошло

(Остр.).

7.
Если при счетном обороте имеются слова
все, эти,
то сказуемое ставится только во
множественном числе: Все
три всадника ехали молча

(Г.).

Наоборот,
при наличии слов всего,
только, лишь

сказуемое ставится в единственном
числе: Гостей
приходило только трое

(П.).

8.
Если подлежащее выражено сложным
существительным, пер­вой частью
которого является числительное пол-,
то сказуемое обычно ставится в единственном
числе; в прошедшем времени — в среднем
роде: полдома
сгорело, полжизни прожито; Полголовы
еще осталось
(Ч.).
Но если при этих словах имеется определение
в именительном падеже множественного
числа, то сказуемое тоже ставится во
мно­жественном числе: Полгода,
проведенные в деревне, восстановили
здоровье больного.

9.
Если в состав подлежащего входит имя
существительное со значением определенного
количества (пара,
тройка, десяток, дюжина, сотня

и т.п.) или неопределенного количества
(масса, поток,
уйма, пропасть, бездна

и др.), то сказуемое ставится в единственном
числе:

За
моею тележкою четверка быков тащила
другую
(Л.);
Публики
сегодня приходило целая бездна

(Дост.); Поток
машин, орудий и по­возок с грохотом
катился по узкому мосту

(Буб.).

10.
При словах много,
мало, немного, немало, сколько

сказуемое обычно ставится в единственном
числе: Много
птиц, красных, желтых, зеленых, лежало
в ветвях

(Гонч.); Сколько
разных чувств проходит во мне, сколько
мыслей туманом проносится…

(Пришв.).

11.
При имени существительном мужского
рода, обозначающем профессию, должность,
звание и т. д., сказуемое ставится в
мужском роде независимо от пола того
лица, о котором идет речь: агроном
сделал доклад, директор вызвал к себе
пионервожатую

(в разговор­ном языке встречается в
этих случаях постановка сказуемого в
жен­ском роде, особенно в конкретной
обстановке, когда известно, о ком идет
речь). При наличии собственного имени
лица, при котором ука­занные слова
выступают в роли приложений, сказуемое
согласуется с собственным именем:
Агроном
Сергеева прочла лекцию.

12.
При подлежащем, выраженном группой слов
(названия лите­ратурных произведений,
газет, журналов, предприятий и т. д.),
среди которых имеется ведущее слово
или слова в именительном падеже, сказуемое
согласуется с этим словом или словами:
«Герой нашего
времени» написан М. Ю. Лермонтовым;
«Волки и овцы» поставлены на сцене
городского театра.

Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила»
написаны А. С. Пушкиным», поскольку речь
идет об одном произведе­нии, хотя в
названии имеются два имени; в этих
случаях следует до­бавить родовое
наименование (поэма,
произведение

и т.д.), с кото­рым и согласуется
сказуемое. Иногда сказуемое согласуют
в роде с одним из слов, входящих в
название: «Война
и мир» написана Л. Н. Толстым.

13.
При сложных названиях, состоящих из
двух слов разного грамматического рода,
сказуемое согласуется с тем из них,
которое выражает более широкое понятие
или обозначает конкретный пред­мет:
кафе-столовая
отремонтирована, автомат-закусочная
открыта, водевиль-обозрение показало,
песня-романс стала весьма популярной,
витрина-стенд помещена в вестибюле,
внимание окружающих при­влекла
машина-фургон, плащ-палатка лежала в
свернутом виде, книга-справочник весьма
полезна, раскладное кресло-кровать
стояло в углу

и т.п.

14.
Не влияет на форму согласования сказуемого
наличие при подлежащем уточняющих слов,
присоединительных конструкций,
сравнительных оборотов и т. д.: Никто,
даже лучшие специалисты, не мог вначале
поставить правильный диагноз болезни.

15.
Если сложносокращенное слово имеет
грамматическую форму (склоняется), то
способы согласования сказуемого обычные:
колхоз
закончил уборку урожая, вуз объявил
набор студентов.

При
отсутствии грамматической формы у
сложносокращенного слова сказуемое
согласуется с ведущим словом сочетания,
т. е. ставится в тон форме, в которой оно
стояло бы при полном наимено­вании:
МГУ объявил
конкурс

(Московский государственный универ­ситет).

16.
Если сказуемое относится к нескольким
подлежащим, не сое­диненным союзами
или связанным посредством соединительного
союза, то применяются следующие формы
согласования:

а)
сказуемое, стоящее после однородных
подлежащих, обычно ставится во
множественном числе: Промышленность
и сельское хо­зяйство в СССР неуклонно
развиваются;

б)
сказуемое, предшествующее однородным
подлежащим, обычно согласуется с
ближайшим из них: В деревне
послышался топот и крики

(Л. Т.).

Если
между подлежащими стоят разделительные
или противи­тельные союзы, то сказуемое
ставится в единственном числе: Пере­житый
страх или мгновенный испуг уже через
минуту кажется и смешным, и странным, и
непонятным

(Фурм.); Не
ты, но судьба вино­вата…

(Л.).

17.
При сочетании в подлежащем существительного
в именитель­ном падеже с существительным
в творительном падеже (с предло­гом
с)
типа брат с
сестрой

сказуемое ставится во множественном
числе, если оба названия предмета (лица)
выступают как равно­правные производители
действия (оба являются подлежащими), и
в единственном числе, если второй предмет
(лицо) сопутствует основ­ному
производителю действия (является
дополнением): Сережа
с Пе­тей долго ждали возвращения
матери и сильно волновались; Мать с
ребенком пошла в поликлинику.

При
наличии слов вместе,
совместно

сказуемое обычно ставится в единственном
числе: Брат
вместе с сестрой уехал в деревню;
Брига­дир совместно с членом бригады
взялся отремонтировать станок.

Согласование
определении и приложений

Раскройте
скобки, выберите нужную форму, согласуйте
определения с определяемыми словами.

1.
Три (соседние
— соседних)

здания были построе­ны недавно1.
2. Квартира делилась на две (неравные
— неравных)

части1.
3. (Первые —
первых)
два
места поделили югославский гроссмейстер
и чехословацкий мастер1.
4. Город был открыт для ветров с северной
и восточной (стороны
— сторон)

2.
5. И первая и вторая (половина
— половины)

встречи прошл.. в исключи­тельно
быстром темпе2.
6. Ряд экспедиций провели студенты
исторического и географического
(факульте­та
— факультетов)
2.
7. Широкий шрам на его лице проходил как
раз посередине между правым и левым
(глазом —
глазами)
2
. 8. Лето мы
проведем в Рязанской или Тульской
(области —
областях
2).
9. В книге описывается разгром первого
и второго (похода
— походов)

Антанты 2.

Согласуйте
определения с определяемыми сло­вами,
допишите окончания.

1.
Загоревш.. и окрепш.. брат и сестра
вернулись из деревни3.
2. Он с гордостью говорил об успехах
сво.. сына и дочери 3.
3. Реставрированн.. музей и галерея
открыты для посетителей 3.
4. В наследство Советскому государству
после империалистической и гражданской
войн.. достались разрушенн.. промышленность
и транспорт3.
5. За последние годы отмечается
значи­тельный подъем наш.. техники,
науки и культуры3.
6. Проводился конкурс на решение шахматн…
этюда и задачи 3.
8. Многому можно поучиться в пере­дов..
колхозе или совхозе3.

Допишите, где
нужно, окончания в приложе­ниях —
географических названиях.

1.
Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..4.
2. Упорные бои шли на реке Висл..4.
3. Родом он был из села Крюков..4.
4. Линия железной дороги проходит в
непосредственной близости от озера
Байкал.. . 5. Паро­ход приближался к
острову Кипр..6.
6. Теплое течение проходит мимо полуострова
Флорид..4.
7. Альпинисты остановились у подножия
горы Казбек..4.
8. Поезд приближался к станции Тул..4.
9. Астрономы изучали движение планеты
Марс..4.
10. Много рыбачьих барка­сов было в
порту Находк..4.

Для справок.

1.
Если определение относится к
существительному, зависящему от
числительных два,
три, четыре,

то рекомендуются следующие формы
согласования:

а)
при словах мужского и среднего рода
определение, стоящее между числительным
и существительным, ставится в родительном
падеже множественного числа: два
больших дома, два больших окна;

б)
при словах женского рода определение
ставится в именитель­ном падеже
множественного числа: две
большие комнаты..

Если
определение стоит перед числительным,
то оно ставится в форме именительного
падежа независимо от рода существительных:
первые два
года, последние две недели, верхние два
окна.

2.
Если при имени существительном имеются
два или несколько определении,
перечисляющих разновидности предметов,
то это сущест­вительное может стоять
как в единственном, так и во множественном
числе, а именно:

а)
единственное число подчеркивает связь
определяемых пред­метов, их
терминологическую близость: головной
и спинной мозг, сыпной и брюшной тиф,
политическая и организационная работа,
токарное и слесарное дело, в правой и
левой половине дома, сущест­вительные
мужского, женского и среднего рода

и т. п.; обычно единст­венное число
употребляется, если определения выражены
порядко­выми числительными или
местоимениями-прилагательными: дипломы
первой и второй степени, между пятым и
шестым ребром, у моего и у твоего отца,
та и другая сторона

и т. д.;

б)
множественное число подчеркивает
наличие нескольких пред­метов: Курская
и Орловская области, Дзержинский и
Кировский районы, Московский и
Ленинградский университеты, биологический
и химический методы, в западной и
восточной частях страны, сельско­хозяйственная
и промышленная выставки

и т. д.

Если
определяемое существительное стоит
впереди определений, то оно ставится
во множественном числе: языки
немецкий и фран­цузский, залоги
действительный и страдательный

и т. д.

При
наличии между определениями разделительного
или противи­тельного союза существительное
ставится в форме единственного числа:
технический
или гуманитарный вуз; не стихотворный,
а про­заический текст.

3.
Если определение относится к двум или
нескольким сущест­вительным, имеющим
форму единственного числа и выступающим
в роли однородных членов, то оно может
стоять как в единственном, так и во
множественном числе, а именно:

а)
единственное число употребляется в тех
случаях, когда по смыслу сочетания ясно,
что определение относится не только к
бли­жайшему существительному, но и к
последующим: советская
лите­ратура и искусство; наша армия
и флот; необыкновенный шум и говор; у
моего отца и матери; написать свой адрес,
имя и фамилию

и т. п.; Дикий
гусь и утка прилетела первыми

(Т.);

б)
множественное число ставится в тех
случаях, когда может возникнуть неясность
относительно того, связано ли определение
только с ближайшим существительным или
со всем рядом однород­ных членов:
передовые
колхоз и совхоз, новые роман и повесть,
беспроволочные телефон и телеграф,
способные ученик и ученица, маленькие
брат и сестра

и т. п.

При
наличии разделительного союза между
определяемыми су­ществительными
определение ставится в единственном
числе: опубли­ковать
новый рассказ или очерк.

4.
Географические названия, выступающие
в роли приложений при имени нарицательном
(родовом названии), в одних случаях
согла­суются, а в других не согласуются
в косвенных падежах с опреде­ляемым
словом, а именно:

а)
согласуются склоняемые названия городов
и рек: в городе
Туле, на реке Волге, за Москвой-рекой.

Эти названия могут сохраняться в
начальной форме при родовых названиях
в географической и специальной литературе:
в городе
Советская Гавань, за городом Южно-Сахалинск,
Великие Луки — на несудоходной реке
Ловать.
Часто
не согласуются названия городов на -о
(среднего рода), чтобы их можно было
отличить от сходных названий мужского
рода: в городе
Кирова (в городе Кирове

указывало бы на город Киров);

б)
обычно согласуются названия сел,
деревень, хуторов: …родился
в селе Горюхине

(П.), в деревню
Дюевку
(Ч.),
в деревне
Владиславке
(Шол.),
за хутором
Сестраковом

(Шол.). Названия на -о часто не согласуются:
в селе
Карамаково, в селе Ново-Пиково; у деревни
Берестечко;

то же при названии другого грамматического
рода или числа: говор
села Катагощи. у деревни Парфенок;

в)
остальные географические названия
(названия озер, островов, полуостровов,
гор, станций, мысов, заливов, горных
хребтов, астро­номические названия
и т. д.) не согласуются с родовым
наименова­нием: на
озере Ильмень

(но: на
Ладожском озере —

название имеет форму полного
прилагательного), за
островом Новая Земля, у полу­острова
Таймыр, у горы Эльбрус

(но: у горы
Магнитной —

полное при­лагательное), на
станции Орел, в местечке Радзивиллово,
в поселке Владыкино, в кишлаке Гилян,
на заставе Полтавка, у мыса Сердце-Камень,
в бухте Золотой Рог, в пустыне Каракумы,
в штате Техас, в земле Нижняя Саксония,
в провинции Тоскана, в департаменте
Вар, движение планеты Меркурий, на улице
Олений вал

и т. д.

Некоторые случаи
управления

Исправьте
предложения, объясните ошибки.

1.
Докладчик оперировал с непроверенными
дан­ными1.
2. Преподаватель указал о том, что в
работе име­ется ряд ошибок2.
3. Русские народники в последней трети
XIX века рьяно отстаивали взгляд об
«особом» пути России, которая якобы
должна миновать стадию капиталистического
развития2.
4. Все это говорило за то, что, несмотря
на сильный состав зарубежных участ­ников
турнира, наши молодые мастера могут с
честью бороться с ними2.
5. Ответ по заявлению был получен
немедленно2.
6. После издания приказа директора
на­метился перелом к лучшему в деле
нарушения дисцип­лины3.
7. Движение на дороге было прервано
благодаря снежным заносам4.
8. Посевы производились согласно указаний
агронома5.
9. Мой брат недавно вернулся с Крыма6.
10. В выходной день мы с товарищем были
в опере6.

Укажите,
правильно ли выбран падеж допол­нения
при глаголе с отрицанием в следующих
предложениях 7.

1.
Некоторые ученики не выполняют домашние
зада­ния. 2. Успехи наших физкультурников
не должны заслонять недостатки, которые
все еще имеются. 3. Врач не обнаружил
никакие признаки болезни у ребенка. 4.
Было бы неправильным отрицать наличия
положи­тельных сторон работы. 5.
Некоторые мастера не приня­ли участие
в розыгрыше первенства страны по
шахма­там. 6. Мальчик не боялся свою
маму, хотя она была довольно строгая.
7. К сожалению, я не часто получаю писем
из дому.

Исправьте
предложения, объясните ошибки.

1.
Мать сильно беспокоилась за сына8.
2. Всякий непредубежденный человек видит
преимущество социа­листической
системы над капиталистической8.
3. Реши­мость прогрессивных сил во
всех частях света не до­пустить новую
войну вселяет в нас уверенность в победу
дела мира8.
4. Нельзя было смириться с недостатками.
5. К концу года комитет комсомола должен
будет отчи­таться о проделанной
работе8.
6. Мы наблюдали за сол­нечным затмением9.
7. Мальчик бросил камнем в воду9.
8. Чем я обязан такому лестному отзыву
о моей ра­боте10?
9. Необходимо своевременно обеспечить
шко­лам достаточное количество топлива
на зиму10.
10. Ус­покойтесь, выпейте воду. 11. В
итальянском фильме показывается, как
молодежь ищет работу12.
12. В целях дальнейшего улучшения качества
воспитания подра­стающего поколения
культурно-просветительные уч­реждения
усилили свою работу13.
13. Проверка дека­ната работы группы
установила ряд недостатков14.
14. Кафедра организовала и руководит
производствен­ной практикой студентов15.

Для справок.

1.
Важное значение для построения предложении
имеет правиль­ный выбор падежа и
предлога. Иногда вместо беспредложных
кон­струкций неправильно употребляют
предложные сочетания: «разъяс­нение
о допущенных ошибках»

(вместо: разъяснение
допущенных ошибок), «показатели по
использованию электроэнергии»

(вместо: показатели
использования…
),
«оперировать с точными фактами»
(вместо:
оперировать
точными фактами}

и т. п.

2. Неправильный
выбор предлога.

3.
Некоторые предложные сочетания,
сравнительно недавно обра­зовавшиеся
(так называемые новые предлоги — в деле,
по линии, в части, за счет

и др.), при неуместном их использовании
придают речи канцелярский характер: в
части
удовлетворения запросов моло­дежи,
в деле изучения литературных произведений,
по линии комсо­мольской организации

и т. п.

4.
При выборе предлога следует учитывать
присущие ему от­тенки значения. Так,
для выражения причинно-следственных
отно­шении употребляются синонимические
предлоги ввиду,
вследствие, в силу, в связи с, по причине,
благодаря

и др. Однако следует говорить ввиду
предстоящего отъезда,

а не «вследствие
предстоящего отъезда»
(отъезд
еще не состоялся и последствий пока не
имеет); с другой стороны, нужно сказать
вследствие
прошедших дождей,

а не «ввиду
прошедших дождей»

(явление относится к прошлому).

Не
потерял своего лексического значения
и предлог благодаря.
Обычно он
употребляется, когда речь идет о причинах,
вызывающих желательный результат:
благодаря
принятым мерам, благодаря по­мощи
товарища
и
т. п. Поэтому неудачными следует считать
обороты с этим предлогом в сочетании с
чем-то отрицательным: «Понесены
большие убытки благодаря пожару».

5.
Предлоги благодаря,
согласно
и
вопреки
употребляются с дательным падежом
имени.

6.
Предлоги в — не и их антонимы из
— с
могут
употребляться в синонимическом значении:
ехать в поезде
— на поезде, вернуться с кухни — из
кухни.

Предлог
в, употребляющийся для выражения
пространственных значений, обозначает
направление внутрь чего-нибудь (с
винитель­ным падежом) или нахождение
внутри чего-нибудь (с предложным падежом);
предлог на
соответственно обозначает направление
на поверхность или нахождение на
поверхности; предлог из
имеет значе­ние ‘изнутри’, а предлог
с —
значение ‘с поверхности’. Ср.: а столе,
на столе, из стола, со стола.

Если
речь идет о какой-нибудь территории,
которая представ­ляется ограниченным
пространством, то употребляется предлог
в: находиться
в поле;
если
же мысль об ограничении отсутствует,
то употребляется предлог на:
находиться на поле.

Ср.: во дворе
(окру­женное забором или домами
пространство) — на
дворе
(вне
дома: на дворе
сегодня холодно).

С
названиями городов, районов, областей,
республик, стран, государств употребляется
предлог а:
в Туле, в
Кировском районе, в Московской области,
в Узбекистане, в Индии

и т. д. Сочетание на
Украине

возникло под влиянием украинского языка
(ср: на
Полтавщине, на Черниговщине)

и поддерживается выражением на
окраине.

С
названиями гор употребляется предлог
на: на Алтае,
на Кав­казе

(имеется в виду горная местность без
резко очерченных границ). Но: в
Крыму
(строго
ограниченная территория, включающая и
горы и степное пространство).

При
названиях предприятий употребляется
предлог на:
на заводе, на фабрике, на почте, на
телеграфе.

При
названиях учебных заведений употребляется
предлог в; в институте,
в техникуме, в школе;

при названиях частей учебного за­ведения
— предлог на:
на филологическом факультете, на
III
курсе
(но: в
аудитории, в
III
классе —

под влиянием представления о закры­том
помещении для занятий).

При
названиях зрелищных предприятий
установилось такое упот­ребление: в
театре, в кино, в цирке,

но: на концерте,
на опере, на пред­ставлении, на сеансе.

При
названиях средств передвижения возможны
варианты: в поезде
— на поезде, в трамвае — на трамвае, в
метро — на метро
(более
общее значение имеет предлог на).

Для
указания обратного направления предлогу
в соответствует предлог из,
предлогу на
предлог
с: поехал на
Украину — вернулся с Украины, поехал в
Белоруссию — вернулся из Белоруссии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

 «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка
практического занятия

по дисциплине Русский язык и
культура речи

Раздел: Нормы русского литературного языка

Тема: «Устранение пунктуационных  ошибок в своей письменной речи и в
медицинской документации»

Специальность:  060101 Лечебное дело  (углубленной
подготовки)                                                                                     
    

                          060501 Сестринское дело (базовой подготовки)

Купино, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.    
Пояснительная
записка

2.    
Учебно-методический
план занятия

3.    
 Хронологическая
карта занятия 

4.    
Приложение  
1

5.    
Приложение 
2

6.    
Приложение 
3

7.    
Приложение 
4

8.    
Приложение 
5

Пояснительная
записка

к методической разработке практического занятия  по
дисциплине  Русский язык и культура речи  по теме: «Устранение пунктуационных
ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации».    

 Методическое пособие разработано для преподавателя и
студентов с целью формирования знаний и умений по теме: «Устранение
пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в медицинской документации
Устранение орфографических ошибок в своей письменной речи и в медицинской
документации», в процессе практического занятия студенты закрепляют полученные
знания и формируют умения использовать знания русского языка и культуры речи.

 Методическая разработка составлена в соответствии с
требованиями  ФГОС ΙΙΙ поколения, для использования на практическом занятии в
рамках специальности 060101  Лечебное дело, 060501 Сестринское дело

 После изучения данной темы студент должен

Знать:

—  нормы русского литературного
языка

Уметь:

строить свою речь в соответствии с 
нормами русского литературного языка

—  устранять ошибки и недочеты в
своей устной и письменной речи

— грамотно оформлять медицинскую
документацию

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Устранение пунктуационных ошибок в своей письменной речи и в
медицинской документации

Тип занятия: практическое

Цели занятия:

1.
Образовательная:  знать нормы русского литературного языка;

уметь
строить свою речь в соответствии с  нормами русского
литературного языка;  устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной
речи; грамотно оформлять медицинскую документацию

2.
Воспитательная: использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности  и повседневной жизни для  увеличения словарного
запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью

3. Развивающая:
развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и
выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание,
память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи.

Внутридисциплинарная
интеграция:
Выстраивание своей речи в соответствии  с пунктуационными
и синтаксическими   нормами русского литературного языка

ПМ. 01 Диагностическая деятельность

 

Русский язык и культура речи

 

Междисциплинарная интеграция:

1.                                                               

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская
сестра по уходу за больными
»

 

                                                             

ПМ. 02 Лечебная деятельность

 

Надпись: Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ. 03
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе

 

                                                                                        

ПМ. 06 Организационно- аналитическая  деятельность

 

ПМ. 05 Медико-социальная деятельность

 

ПМ. 04 Профилактическая деятельность

 

                             

Формируемые
компетенции:
ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 5; ОК 6;  ОК 7; ОК
13 —  ПК 2.1.; ПК 2.6  (базовая подготовка);  ПК 1.7; ПК 2.8; ПК 3.7; ПК 4.9; ПК
5.6; ПК 6.3 (углубленная подготовка)

Оснащение занятия:
методическая разработка практического занятия,   упражнения для самостоятельной работы; задания для закрепления
материала, словари, учебники, КОС по дисциплине, бланки медицинских документов

Время занятия: 90 минут

Место проведения: кабинет организации профессиональной деятельности, экономики и
управления в  здравоохранении

Рекомендуемая
литература:


Введенская Л.А., Черкасова М.Н.  Русский язык и культура речи. / Введенская
Л.А. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2012.


Орлова Е.В. Русский  язык и культура речи для медицинских вузов.- Ростов н/Д,
2011.


Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи: учеб.пособие/ Е.Д. Ващенко.- Ростов
н/Д: Феникс, 2005

— Культура устной и
письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.

— Кузин Ф.А. Культура
делового общения. – М., 2000.

— Рахманин Л.В.
Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

— Рогожин М.Ю.
Документы делового общения. – М., 1999.

Интернет- ресурсы:

1. portal@gramota.ru;

2. http://www.slovari.gramota.ru;

3. http://www.slovari.ru.

4. www.yamal.org//ook

5. www.stihi-rus.rus/pravila.htm

Хронологическая карта занятия

Основные
этапы занятия.  Коды формируемых компетенций

Ориентировочное
время

Содержание
этапа.  Методическое обоснование

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает
студентов на учебную деятельность

2 мин.

 Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность
аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной
деятельности. Целевая установка. Формирование    ОК 1.

Цель: активизировать познавательную
деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии
специалиста

3 мин.

 Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет
цели и план занятия.

3.

Актуализация
опорных знаний  ОК 4 (Приложение 1)

Цель: выявить уровень теоретических
знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

—  проверка домашнего задания (выборочно)

Составление обобщающей таблицы «Знаки
препинания при обращениях»

— кроссворд

4.

Методические указания к проведению самостоятельной работы  ОК 2
(Приложение 2)

Цель:
подготовка студентов к самостоятельной работе

2 мин

Преподаватель разъясняет цели, задачи и
этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция)

5.

Самостоятельная
работа студентов

План:                                        
1.  Комментированный диктант

2. Выполнение упражнений

(Приложение 3)

3.  Работа с  документами

Цель: сформировать умение  устранять пунктуационные
ошибки в своей  письменной речи

50 мин

Преподаватель организует и контролирует
выполнение студентами заданий, направленных на формирование умений и развитие
способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

Индивидуально – групповая методика обучения.

Физкультминутка.
Реализация ОК 13                                  
Цель:
снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

 Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и
систематизация полученных знаний реализация  ОК 4; ОК 6; ОК7

(Приложение 4)

Цель: систематизировать и закрепить
полученные знания и умения, повышение уровня осмысления изученного материала

10 мин.

Закрепление
материала осуществляется  в форме выполнения упражнения

7.

Подведение итогов
(Приложение 5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов на
занятии; выставляются  оценки с комментариями.

8.

Задание на дом   — ОК 5                     Цель: информирование студентов о подготовке к
следующему занятию

5 мин.

Подобрать текст на медицинскую тему,
включающий сложные правила постановки знаков препинания

Всего

90 мин

Приложение 1

Актуализация опорных знаний 

По горизонтали: 1. Раздел науки
о языке, где изучаются словосочетания и предложения. 2. Знак препинания,
соединяющий однородные члены предложения. 3. Второстепенный член предложения,
обозначает место, время, причину действия. 4. Слово (или сочетание слов),
обозначающее того, к кому обращаются с речью. 9. Второстепенный член
предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей.

По вертикали: 1. Главный член
предложения, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 5. Знак препинания,
стоящий в конце повествовательных предложений. 6. Главный член предложения,
обозначающий предмет речи. 7. Знак препинания, который ставится между
подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным в именительном
падеже. 8. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета,
отвечающий на вопрос какой? какие? 10. Слова, при помощи которых говорящий или
пишущий выражает свое отношение к высказыванию. 11. Раздел науки о языке, где
изучается постановка знаков препинания.

Приложение 2

Методические указания к
проведению самостоятельной работы       Этапы самостоятельной работы

№ п/п

Содержание этапа

Время

1.

Напишите диктант под диктовку

20 мин.

2.

Выполнение упражнений. Работа с
раздаточным материалом

— Выполните практические задания

15 мин.

3.

Работа с документами (найдите ошибки в
предложенных документах)

10 мин

4.

Коллективная проверка выполненных упражнений

3 мин

5.

Задайте вопросы преподавателю. Сдайте рабочие
тетради.

2 мин.

Приложение 3

Самостоятельная работа студентов

Комментированный
диктант

Труд медсестры есть любовь

 Русский врач и философ
И.А. Ильин полагал, что лечение не может быть действенным, если у врача нет
желания и умения увидеть, а затем осмыслить индивидуальность личности каждого
пациента, что заинтересованность в каждом человеке – есть призвание врача. То
же самое можно сказать о сестре милосердия, или медсестре. Эти два названия
одной профессии, предназначение которой – помочь больному, разделив с ним его
страдания, проявив глубокий интерес и уважение к его личности. 

 Вы спрашиваете: а разве не важна технология
ухода? Технология необходима, но она является не основой, а лишь одной из
частей сестринской деятельности. Сущность человека – в единстве души, духа и
тела. И эти составляющие нельзя разорвать: разделяя их, мы пренебрегаем
личностью больного и упускаем многие возможности для его выздоровления. К
сожалению, модные направления в медицине часто грешат однобоким взглядом на
суть заболевания – либо с позиций психологии, либо с позиций физической
природы, что в корне неверно. Каждая личность многогранна, и долг любой
медсестры, вне зависимости от ее религиозных воззрений, — заботиться о больном,
быть неравнодушной, проявлять к нему искренний интерес. 

 Студентки, будущие сестры милосердия, общайтесь
с больными, создавайте ситуацию для откровенного разговора, чтобы понять, в чем
нуждается каждый из них. 

Выполните практические
задания

Упражнение 1. Исправьте предложения,
объясните ошибки
.

А) Мать сильно беспокоилась за сына.
Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.
В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой
команды.
Г) Нельзя было смириться с недостатками.
Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.
Е) Мы наблюдали за солнечным затмением.
Ж) Мальчик бросил камнем в воду.
З) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?
И) Успокойтесь, выпейте воду.
К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.
Л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов
.
Упражнение
2.
Исправьте
предложения, объясните ошибки
.
А) Ряд столов стояли посередине
аудитории.
Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.
В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.
Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
Д) Тысяча человек отправилось в турне.
Е) Прошли сто лет.
Ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.
З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло
незаметно.
И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.
К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах
.
Упражнение
3.
 
Раскройте
скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.
А) Три (соседние — соседних)
здания были построены недавно.
Б) Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.
В) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).
Г) И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно
быстром темпе.
Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым
(глазом – глазами).
Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).
Упражнение
4
.  Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических
названиях.

А) Некоторое время он жил в городе
Алма-Ат..
Б) Упорные бои шли на реке Висл..
В) Родом он был из села Крюков..
Г) Теплоход приближался к острову Кипр..
Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..
Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..
Ж) Поезд приближался к станции Тул..

Упражнение
5
. Исправьте предложения, объясните
ошибки
.

А)
Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.
Б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы
Оксаны.
В) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах,
открытых площадках.
Д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и
журналах.
Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация
академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и
чистоту в общежитии.
Ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное
значение.
З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия,
Румыния, США и др.
И) Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и
которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 
Упражнение
6
.
Исправьте
предложения, объясните ошибки.

А) Докладчик
пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения
проверены на практике.
Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей
чудовищности изжила бы самое себя.
В) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе.
Г) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Д) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.
Е) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит
человек, которого отправили в больницу.
Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности
досрочно сдать зачеты.
З) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

Эталоны ответов

1.А) Мать сильно беспокоилась о сыне.
Б) Всякий специалист видит преимущество новой
технологии перед старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас
уверенность в победе этой
команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.
Д) К концу года эти сотрудники должны будут
отчитаться за проделанную работу.

Е) Мы наблюдали солнечное затмение.
Ж) Мальчик бросил камень в воду.
З) Чем я обязан таким лестным отзывом о моей работе?
И) Успокойтесь, выпейте воды.
К) В документальном фильме показывается, как
семья эмигранта ищет работу.

Л) Кафедра организовала производственную
практику студентов и руководит ею.

2.А)
Ряд столов стоял посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошли к экзаменационному столу.
В) Двадцать две тетради, проверенные учителем,
лежали на столе.

Г) На совещание прибыл пятьдесят один делегат.
Д) Тысяча человек отправились в турне.
Е) Прошло сто лет.
Ж) На экскурсию пошло всего десять школьников.
З) Полчаса, проведенные в обществе такого
интересного собеседника, прошли незаметно.

И) Пятерка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.
К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах
.
3. 
А) Три соседних здания были
построены недавно.

Б) Квартира делилась на две неравные части.
В) Город был открыт для ветров с северной и
восточной сторон.

Г) И первая, и вторая половина встречи прошла в
исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз
посередине между правым и левым глазом.

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской
области.

4.А)
Некоторое время он жил в городе Алма-Ате.

Б) Упорные бои шли на реке Висле.
В) Родом он был из села Крюково.
Г) Теплоход приближался к острову Кипр.
Д) Теплое течение проходит мимо полуострова
Флорида.

Е) Альпинисты остановились у подножия горы
Казбек.

Ж) Поезд приближался к станции Тула.
5.А) Больному давали фрукты, крепкий бульон,
какао.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через
равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ремонта.
Г) Картины этого художника выставлялись в
больших залах, скромных клубах, на открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и брошюрах,
газетах и журналах, докладах и лекциях.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие
обязательства: ликвидировать академическую задолженность; поднять дисциплину в группе;
соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга имеет не только познавательную
ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих
стран: Австрии, Венгрии, России, Румынии, США и др.

И) Всем понравилась опубликованная в последнем
номере журнала повесть, которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 

Упражнение
7.
Исправьте предложения, объясните ошибки
А) Докладчик пытался
убедить своих слушателей в том, будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к
тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила самое себя.

В) Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с
трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что он еще не подготовился к
ответу.

Д) Казалось, опасность настолько близка, что
избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение,
автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы
дисциплины и возможность досрочной сдачи зачетов.

З) Казалось, что новая книга будет иметь большой
успех
.
Упражнение
8.
 Определите случаи неправильной связи слов (ненормативного управления). Исправьте ошибки.

 1) Беспокоиться
за состоянием здоровья пациента. 2) Понимать о необходимости оперативного
вмешательства. 3) Произвести впечатление у выпускников. 4) Оперировать с
фактами. 5) Объяснить о выводах комиссии. 6) Уделить внимание на трудовую
дисциплину. 7) По возвращении из отпуска. 8) Доложить по существу дела. 9) Не
понимать о том, что это трагедия. 10) Описать обо всем. 11) Довести до
сотрудников об усилении пропускного контроля.

Упражнение 9.  В данных предложениях найдите
случаи ошибочного
(ненормативного) управления. Ошибки исправьте.

1)
Все медицинские работники в своих выступлениях подчеркивали о том, что
соответствующие ведомства плохо координируют свои действия. 2)Наконец он смог
увидеть результаты своей работы и радовался в достигнутом.3) Невольно
вспоминаешь всех этих людишек, стремящихся за теплыми местечками и почестями.
4) Посмотри, сколько сейчас время. 5) При помощи спонсоров построены бассейн,
детский сад, железную дорогу. 6) Он уже не сомневался в правоту того дела, за
которым стоит его оппонент. 7) Детей отвезли в деревню к родителям для
выздоровления. 8) Мы должны не

допускать
соблазн поддаться на какие-то настроения.

Упражнение 10.   Выпишите предложения, в которых допущены ошибки (связанные с нарушением нормы), предварительно исправив их.

 1)
Инициатива исходила из медперсонала, ее нужно было только

поддержать.
2) На скорейшее решение этого вопроса решительно настаивали

все
сотрудники. 3) Понимая о том, что это выступление очень важно, он

тщательно
к нему готовился. 4) В незатейливой этой фразе

выкристаллизовалась
мечта целого поколения. 5) Многие хозяйства области

прославили
Минщину успехами за урожай. 6) В статье описывалось об

известном
нейрохирурге и его достижениях в медицинской науке. 7) Тема о

национальном
характере всегда была и будет самой важной в литературе. 8)

Эти
переживания за домашних животных кажутся мелочами взамен на то, что мы от них
получаем духовно. 9) Нужно быть терпеливым к тем вопросам,

которые
происходят сейчас. 10) Им оказана всяческая медицинская помощь. 11) Режиссер
сообщил, что на связи сейчас телемост из России.

Упражнение 11.   Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением связи
между
: а) подлежащим и сказуемым:

 1) Не только
наша молодежь, но и молодежь всего мира боролись и будут

бороться
против тех, кто нарушает права человека. 2) В коридоре раздался шум и детский
смех. 3) Одной из важных проблем, стоящих сегодня перед обществом, – это
профилактика наркозависимости. 4) В ходе апробации было высказано ряд поправок
к диссертации. 5) Половина больных нуждались в особом внимании.

б) определением и определяемым словом:

1)
Я считаю, что медицина, которая я хочу посвятить свою жизнь, эта самая нужная
профессия. 2) В городе Лида принял первых отдыхающих новый санаторий. 3)
Подписываем соглашение с Людмилой – студенткой из нашего же общежития,
захотевшей работать в свободное от учебы время. 4) Поэт пишет стихотворение
«Родина», в которой он становится выше всех предрассудков ложного патриотизма.
5) Эти строки посвящены женам декабристов, последовавших за своими осужденными
мужьями в Сибирь.

Упражнение 12. Найдите синтаксические ошибки
и устраните их
.

 Главному
врачу надо вникать и заботиться обо всем в больнице.

По
окончанию операции все вышли из операционного блока.

 Заведующий
отделением особо подчеркнул о необходимости экономии

перевязочных
материалов.

 Мы
всегда помним песняров Беларуси: Янка Купала и Якуб Колас.

В
центре площади стоит вылитый памятник Якуба Коласа из бронзы.

На
поле осталось сотни килограммов картофеля.

По
выходу на пенсию я должен засесть за книгу.

Как
вы знаете, что у нас сейчас горячая пора: идет сессия.

Гражданин
сегодня – это значит быть бойцом.

Многие
молодые мамы не знают и не умеют петь своим детям

колыбельные
песни.

Боясь
о том, что цензура не пропустит, поэт не печатал это

стихотворение.

Упражнение 13. Найдите и устраните ошибки, нарушающие правильность речи.

 Приказ был
подписан ректором университета, устанавливающий вход в

университет
по удостоверениям и студенческим билетам, и доведен к сведению преподавателей и
студентов.

 Наши
студенты путешествуют не только по родной стране, но ездят за

рубеж.

 Собираясь
по двое до пересечения границы в купе, с туристами была

проведена
предварительная беседа.

 Среднесуточный
привес достиг четыреста восьмидесяти граммов.

 Большое
влияние на решение студентов заниматься тэквондо сыграл

тренер.

 Студенческая
жизнь описана в статье правдиво, без прикраски.

 Со
скольки и до скольки вы будете сегодня заняты?

 Эти
обои украсят и создадут уют в ваших квартирах.

Моя
мать во время всей своей жизни работала на одном заводе.

 Министерство
торговли установило предельные минимальные цены на

данную
продукцию.

 У
этих людей были аномальные отклонения.

 Система,
когда она работает, она не дает сбоев.

Упражнение 14. Знаки
препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Еще в оврагах
не сошли угрюмые плешины источенного влагой снега, а на подсохших проталинах
уже появились скромные подснежники.

2) Червонным золотом горят листья осины, и, ярко
отличаясь от зелени других деревьев, она придает лесу особую прелесть.

3) Несколько недель лил холодный дождь, и невольно
казалось, что лето кончилось навсегда, и земля уходит в неуютную темень и
стужу.

4) Между яблоневым садом, который уже отцвел и
зарослями сирени была протоптана тропинка.

5) Незаметно наступил тот короткий предвечерний
час, когда все становится золотым и когда в зеркальной глубине светлого неба
как бы чувствуешь чистую и бесконечную правду.

Упражнение
15.
Пунктуационные ошибки допущены в предложениях:

  1. Ополченцы принесли князя
    Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
  2. Ростову было так неловко
    и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, то он
    претворился спящим.
  3. Когда Пьер уехал и
    сошлись вместе все, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда
    нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно только
    хорошее.
  4. К концу дня дождь
    перестал и ветер начал заметно стихать.
  5. Прошло несколько лет и
    обстоятельства привели его на то самое место.

 Упражнение 16 .  Переделайте  предложения, 
преобразуя  один  из  глаголов – сказуемых  в  деепричастие – обстоятельство.

         
1. Собака  рычала  и  кидалась  на  зверя.  2. Он  оглянулся  и  увидел,  как 
мелькнула  и  пропала  во тьме лодка.  3. Разведчик  спрятался  и  стал 
следить за  дорогой.  4. Если  спотыкаешься,  не  всегда брани  дорогу.

Упражнение 17.  Переделайте  предложения, 
преобразуя  один  из  глаголов – сказуемых  в  деепричастие – обстоятельство 
или  в  причастие – определение.

          1.  Листья 
кружатся  в  воздухе  и  медленно падают на землю.  2. Осеннее  солнце 
согревает  своими  лучами  землю  и испаряет  влагу.  3. Животные  готовятся 
к  зиме  и  кажутся  озабоченными.  4. Белочка  мелькает  среди  деревьев, 
отыскивает  последние орехи.

 Упражнение 18.  Запишите  предложения,  поставив 
причастные  обороты  рядом  с  определяемыми  словами. При  необходимости 
поставьте  знаки  препинания.

         
1. Яркими  звездочками земляники  покрылись поляны  в  сухом  бору (обильно
цветущей).  2. Дочь  лесника  увидела небольшого  лопоухого  лосенка 
(собиравшая  землянику).  3. Охотникам,  косарям  и  грибникам  иногда 
попадаются  рога (сброшенные  лосем).  4. Зашуршала,  закачалась белоусая 
трава,  послышался легкий  топот,  и  на крошечную поляну  выкатил  заяц 
(обрамленный  облетевшим  осинником).  5. Звенят  под  ногами  поблекшие 
листья  (высушенные  крепким  утренником).

 Упражнение 19.  Спишите  текст, 
исправьте  предложения,  если  это  необходимо.

          1.  Ребята 
интересуются  и  любят  историю  своего  родного  края.  2. Надо, чтобы  все 
заботились  и  берегли  природу.  3. К  зиме  готовятся  не  только звери,  а 
также  птицы.  4. В  нашем  лесу  много  ягод  малины.  5. Мой  товарищ 
упорный,  но  трудолюбивый.  6. Он  всегда помнит  обещание,  но  не
откладывает  его  в  долгий  ящик.  7. Подгоняемая  лодка  неслась  по  реке 
ветром.  8. Мы  подошли  к домику,  стоявшему  на  небольшой  полянке  и
который был  освещен  яркими  лучами  солнца.  9. Люди  пользуются  водой  из 
колодца,  вытекающего из  земных  недр.  10. По  краям  дороги виднелись  чахлые
 тополя с  посеревшей от пыли листьями.  11. В  большом  зале  с  потемневшей
от  дыма  стенами  стояли  длинные  низкие  столы.  12. Часто  можно  видеть 
картины, изображающих  животных,  птиц  и  людей.  13. Затянувшее  тучами 
небо  повисло  над просекой.  14. Причастия – это  слова,  обозначающие 
признаки  предметов по действию  и  которые  отвечают  на вопрос  какой? 
что делающий?
  15. Море,  плескавшее  тихо  у берега,  сверкало 
фосфорическим  блеском.

Упражнение 20.  Спишите  текст, 
исправьте  предложения,  если  это необходимо.

          1. 
Росш_е  (не)забудки  у  руч_я  уже  зацвели.  2. Показавш_ся  солнце  из – за 
туч(?)  ярко  осв_тил_  лес  и  поляну.  3. Появивш_ся  поч(?)ки  на  деревьях 
говорили  о  наступавш_й  весне.  4. На  пристан_  толпились  ожидающ_ 
пассажиры  посадку  на катер.  5. Молч_ливо  стоят одетые березы  и клены 
листвой.  6. Широко  разл_ваются  наполняемые  реки  талой  водой.  7. Открыв 
окно,  я   залюб_вался  видом  города.  8. Открывая  дверь,  она громко скрипнула. 
9. Мама  с_дела, откинувшись  на  спинку  стула.  10. Заканчивая  чертеж,  у 
меня  сл_мался  карандаш(?)  11. Возвращаясь  домой,  ш_л  дождь.  12.
Прочитав  рассказ,  он  пок_зался  мне слишком  грус(?)ным.  13. Разл_жив 
игрушки  на  д_ван_,  дети  нач_ли  какую(то)  интересную  игру.  14.
Возвращаясь  из  школы  меня  застала гроза.  15. Под(?)е_жая  к  деревне,  у 
машины  спустилось  колесо.  16. Прочитав  А. Гайдара,  мне  больше  всего
понравилась  повесть  «Школа».  17. Читая  эти  строки,  создается 
впеч_тление,  что  автор  пиш_т  о  нас.  18. Он  (не)замечал  н_  лесов,  н_
озер,  заросшие  кувшинкой. 19. На  деревьях распустились первые  листочки, 
р_стущие  около дома.  20. П_стух  увид_л  наш  костре,  заноч_вавший  в 
горах.

Приложение  4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Тест

1.    
Сколько
запятых нужно поставить в предложении? 

Я стал посещать музеи и галереи и читать
книги.

А) 1

Б) 2
В) 3
2.
Сколько запятых нужно поставить в предложении? 

Татьяна верила преданьям
простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны
.
А) 1
Б) 2
В) 3
3.
Сколько запятых нужно поставить в предложении? 

На полках по углам стояли
кувшины бутылки и фляжки зеленого и синего стекла резные серебряные кубки
позолоченные чарки всякой работы.

А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
4.
Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую

I. Никаких признаков
деревни или поселка

II. Только песни я любил да товарищей
А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II
5.
В каком случае нужно ставить запятую?

На девственном снегу пустынной (I) лесной дороги вился за ним
вялый (II) нечеткий след.

А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II

6.     Какого знака недостает в
предложении?

На всем на полу, на
стульях, на столе без скатерти лежал толстый слой пыли.

А) Тире
Б) Двоеточие
В) Двоеточие и тире
7.
Укажите предложение, в котором нужно поставить тире.

1. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы

2.     Услуга в дружбе вещь святая

А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II
8.
В каком предложении есть обращение? (Знаки не указаны).

1. О Родина святая какое сердце не дрожит,
тебя благословляя

2. Здравствуй солнце да утро веселое 

А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II
9.
Выберите предложение, в котором есть вводные конструкции? (Знаки
не указаны).

А) Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки
за собой повести

Б) Разговор опять принял как будто самый мирный
оборот

В) Неосторожно быть может я поступила.
10.
В предложении Горы, поросшие деревьями, резкими взмахами подняли
свои вершины в синюю пустыню над ними запятые употреблены
:

А) Для
выделения вводных конструкций

Б) Для обособления определений
В) Для обособления приложений
11.
Сколько
запятых нужно поставить в предложении?

В полночь хлопнула кухонная дверь и громко топая и громко
разговаривая вошли Лиза и Марфуша
.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4

12. Сколько запятых нужно поставить в
предложении?

Мягкое и серебристое оно (море) слилось там с синим небом и
крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не
скрывающих собою золотых узоров звезд

А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
13.
В каком предложении недостает запятой?

1. Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на поля.

2. Все дерево как большой зеленый шатер

А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II
14.
Сколько запятых нужно поставить в предложении? 

Я люблю тебя жизнь и хочу чтобы лучше ты стала

А) 1
Б) 2
В) 3
15.
Сколько запятых
нужно поставить в предложении?

Я приду и если Вы чего-нибудь не поняли объясню

А) 1

Б) 2
16. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки не указаны).
1. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же мгновение вспомнились ему.
2. Обычно к десяти часам как будто они знают время тучи заполняют небо

А) Только в I
Б) Только во II
В) И в I, и во II
Г) Ни в I, ни во II

1.     А 2. Б 3. В 4.
Г 5. В 6. Б 7. В 8. Б 9. В 10. В 11. Б 12. В 13. Д 14. А
15. В 16. Б 

Приложение  5

Критерии оценки знаний и умений студентов

«5»  (отлично)- знание теоретического материала с учетом
междисциплинарных связей, при тестовом контроле  — 100-90%  правильно
выполненных заданий, правильное выполнение упражнений.

«4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические
вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоретических
вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле
—  80% правильно выполненных заданий, выполнение  упражнений   с участием
преподавателя.

«3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы,
требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с
дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79%
правильно выполненных заданий,  затруднения при выполнении  упражнений с
участием преподавателя.

«2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы,
требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле – менее 70% правильно
выполненных заданий, грубые ошибки при выполнении  упражнений  с участием
преподавателя.

Критерии 
оценки  словарного диктанта

Оценка «5»  ставится за диктант, в
котором  нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в
котором студент  допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в
котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в
котором допущено до 7 ошибок.

Критерии оценки тестовых
заданий

Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов

из 10 тестов  9
правильных ответов          из 15 тестов  14 правильных ответов

из 20 тестов  18
правильных  ответов       из 30 тестов  27 правильных  ответов

из 35 тестов  31
правильных  ответов       из 50 тестов  45 правильных  ответов

из 100 тестов  90
правильных  ответов    

Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов

из 10 тестов  8
правильных ответов           из 15 тестов   12  правильных ответов

из 20 тестов   16
ответов правильных        из 30 тестов  24 правильных ответов

из 35 тестов  28
правильных ответов         из 50 тестов  40 правильных ответов

из 100 тестов  80
правильных  ответов     

Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов

из 10 тестов  7
правильных ответов             из 15 тестов  11 правильных ответов

из 20 тестов  14
правильных  ответов          из 30 тестов  21 правильных  ответов

из 35 тестов  24
правильных  ответов           из 50 тестов  35 правильных  ответов

из 100 тестов  70
правильных  ответов       

Оценка «2» (неудовлетворительно) — 69% правильных
ответов

из 10 тестов  6
правильных ответов             из 15 тестов  10 правильных ответов

из 20 тестов  13
правильных  ответов          из 30 тестов  20 правильных  ответов

из 35 тестов  23
правильных  ответов          из 50 тестов  34 правильных  ответов

из 100 тестов  69
правильных  ответов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Навесной котел navien ошибка 02
  • Навесной котел ferroli ошибка а01
  • Навесной котел bosch ошибка c6
  • На ютубе постоянно ошибка воспроизведения
  • На форд фокус 2 выскочила ошибка двигатель неисправен