На площади он увидел огромную массу народа ошибка

Речевые ошибки

Категория: Русский язык.

Речевые ошибки

1. Исправьте ошибки, вызванные наруше­нием лексической сочетаемости.

1) «Литература играет очень большую эстети­ческую функцию». 2) «Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться». 3) «Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси». 4) «Создавая комедию «Горе от ума», Грибоедов пытался передать жизнь, которая господствова­ла в то время». 5) «Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию». 6) «Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева». 7) «Обратимся к дружбе Онегина и Ленского, которой в романе также выделено место». 8) «Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор». 9) «В голове у него метнулась мысль о побеге». 10) « В стихах Есенина особую роль имеют сравнения».

2. Найдите и исправьте ошибки, вызван­ные употреблением лишнего слова.

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов». 2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов». 3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми». 4) «На площа­ди он увидел огромную массу народа». 5) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора». 6) «Ху­дожник подарил музею свой автопортрет». 7) «Проливной ливень помешал походу». 8) «С коллегами по работе он старался поддерживать дружеские отношения».

3. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение. . . » – пишет чехов­ский герой «ученому соседу». В приведен­ных ниже примерах устраните подобные Ошибки (они вызваны употреблением рядом или близко однокоренных слов).

1) «На примере конкретных примеров пока­жите своеобразие чеховского пейзажа». 2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов». 3) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег». 4) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону». 5) «На середину вышел его близкий приближенный». 6) «Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными». 7) «В образе Базарова изображен типичный предста­витель революционеров-демократов 60-х годов». 8) «Идеал русской женщины поэтически вос­произвел в образе Татьяны поэт Пушкин». 9) »В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны». 10) «В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».

4. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, на случай,— чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский).

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов).

3) «Это кто ж там такой вышедши?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! И оратор первейший». (Зо­щенко).

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию. . . (Тэффи).

5) Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, ко­былки пасутся, солнышко пригревает,— одним словом, полный тебе ажиотаж! (Шолохов).

Метки: Русский язык

Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Большую роль имеет хороший аттестат.

2. Выгода массового производства блюд промышленным методами способствует их удешевлению.

3. Иванов исключен из колледжа из — за отсутствия наличия признаков старания.

Вопрос Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.

Инфинитив — луговина
Луговина — она моя
Женский род

Верблюд столбики это ноги в мост это горб))

М(м)- звонкий, не парный, согласный,твердый
У(у) гласный,безуд
З(з( с запятой на верху))согласный,мягкий ,парный,звонкий
Е (обозначает 2 звука)  й,э
й-согласный,мягкий,не парный,звонкий
э-гласный,ударный
Е(обозначает 2 звука) й,э
й-согласный,мягкий,не парный,звонкий
е-гласный,безуд
( звуки и буквы сам посчитаешь)

См вроде надо перестраивать предложения и потом делать задание

Должно быть четыре второстепенных членов предложения

Управление образования

Администрации ЗАТО Северск

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 86»

КОНСПЕКТ

Урока развития речи

ТЕМА: «Секреты хорошей речи»

Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Бобкова Лилия Витальевна

Северск 2010

Цели урока: продолжить работу по развитию культуры речи, формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, необходимые для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно оформлять свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать устное публичное выступление; формировать умение анализировать текст, отдельные языковые явления.

Оборудование урока:

1) Книги Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной практике. – М.,1978; И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.,1993; Л.И. Скворцов. Экология слова. – М.,1996.

2) Раздаточный материал

— карточки с заданиями;

Схема

«Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

рисунок: развернутая ученическая тетрадь, на одной странице – фрагмент ученического сочинения с речевыми ошибками;

3) Эпиграфы:

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

А.С. Пушкин

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного лишнего.

Н.В. Гоголь

4) Словарь понятий и имен

Язык

А. Пушкин

Речь

Н.Гоголь

Стиль

А. Бестужев-Марлинский

Лингвистика

А. Чехов

Языкознание

Д. Гранин

Лингвоэкология

Т. Толстая

Филология

Л. Щерба

Каламбур

Д. Розенталь

Д. Лихачев

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап:

Чтение отрывка из письма Ваньки Жукова на деревню деду из одноименного рассказа А.П. Чехова.

II. Постановка учебной задачи

Ребята, как вы думаете, кто является автором этого письма?

— Попробуйте представить себе его и описать.

— Зачем вы учите русский язык?

— Что вас больше всего огорчает, когда вы получаете тетрадь с сочинениями?

— Что означает буква Р на полях тетради, а буква Г ?

— Что такое речевая ошибка? (Нарушение норм русского литературного языка)

— Что такое грамматическая ошибка? (

III. Постановка цели урока учащимися:

  • Знать виды речевых и грамматических ошибок, чтобы …. (продолжить предложение)

  • Задание №1 Лист № 1

Вопросы группам:

Прочитайте вопросы и выберите вариант ответа.

Обоснуйте свое мнение

— Нужно ли говорить правильно?

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

  • Нет, потому что…

  • Да, исправлю, потому что…

  • Не знаю…

  • Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.

— Согласны ли вы с последним высказыванием?

Вывод: Почему нужно правильно говорить?

IY. Для решения этой задачи предлагаю вам сыграть несколько ролей:

— учителя русского языка,

— лингвиста – это …….,

— писателя.

Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, чувство юмора, а еще поддержка и помощь друг друга.

Способы решения учебной задачи.

1 группа

Задание №2 РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

  • Задание. Вы учитель русского языка. Вам на проверку сдал тетрадь новый ученик, которого вы еще не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте красной ручкой ошибки.

КАРТОЧКА №1

  1. При поступлении в институт я написал свою автобиографию.

  2. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

  3. На площади он увидел огромную массу народа.

  4. Художник подарил музею свой автопортрет.

(ТИП ошибки – употребление лишнего слова)

  1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

  2. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

  3. Мама сказала, чтобы я учился хорошо. Я сказал, что постараюсь.

( ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов)

  1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

  2. Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.

  3. Представители общества любят прикорнуть друг перед другом.

(ТИП ошибки – употребление слова в несвойственном ему значении)

  • По итогам работы расскажите, каким вы представили себе нового ученика.

Воспользуйтесь подсказкой.

Подсказка (примерная схема ответа)

Новый ученик

    1. Фамилия, имя (придумайте).

    2. О чем рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок, примеры, исправленный вариант)

    3. Уровень речевой культуры ученика.

2 группа

Задание №1

Вы — учитель русского языка.

К сожалению, ваш ученик допускает грамматические ошибки.

Исправьте их.

  1. Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело.

  2. Волга ширее Дона.

  3. Он всегда ложит локти на стол.

  4. С наступлением весны дни становятся длиньше.

  5. Я много тренировался, думаю, что побежу на соревнованиях.

  6. С моей точки зрения, спор этот бессмысленен.

  7. Чуть ли не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.

(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

1) Прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», меня поразила судьба героев.

2) Читая басни И.А. Крылова, меня восхищает в них все.

3) Прочитав книгу, у каждого складывается свое впечатление о ней.

(Ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастными оборотами)

  • Дайте совет ученику в форме дружеского письма.

Воспользуйтесь подсказкой.

(Имя ученика)

Я прочитала твои творческие работы. Разреши дать тебе некоторые рекомендации для работы над сочинением. Обрати внимание на….. (тип ошибки, примеры, правильный вариант).

Воспользуйся пособием Д.Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной практике..»

Выполни упражнение ….

3 группа.

Задание №1

КАРТОЧКА №1

Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует автор этот прием?

«Агафья Федоровна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капор с желтенькими цветами» (Н.В. Гоголь)

« Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом…на дачу» (А.П. Чехов)

КАРТОЧКА №2

Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибок.

С какой целью автор использует этот прием?

Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными… А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно – кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовой диапазон Михайлу Ивановичу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный…

( Т. Толстая)

Для справки. Сиверко – северный ветер.

Карточка №3

Задание. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

При необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Запишите в тетрадь правильный вариант толкования слов.

Западня – квартира с окнами на запад.

Гривенник – юноша с модной гривой.

Маховик – регулировщик на перекрестке.

4 группа

Задание №1

Задание. Выразительно прочитайте текст. Пронаблюдайте за использованием в тексте местоимения этот. Как вы думаете, оправдан ли повтор этого слова в последнем предложении (6 раз).

…Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходя из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его. Сверх того, поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык. У каждого свой стих и свой собственный звон. Этот металлический бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола …, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящею русской грустью, — все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В. Гоголь)

КАРТОЧКА №2

Задание. Прочитайте внимательно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем использует такой прием Н.В. Гоголь?

— Ну, можете представить себе, эдакой какой – нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг какой – нибудь эдакой может представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения – словом, Семирамида, сударь, да и полно!

(Из рассказа почмейстера – «Мертвые души» Н.В. Гоголя)

Вывод:

— (по тексту карточки №1)…………….

-(по тексту карточки №2) Какие слова портят нашу речь?

3. Проверка выполненных заданий группами.

Проверка заданий первой и второй групп.

Устные рассказы учащихся.

Вывод!!!

— Наш воображаемый ученик – личность безграмотная, плохо владеет родным языком, допускает много ошибок. Но ведь это пока ученик, он учится русскому языку. Откроем книги писателей.

4. Проверка заданий третьей группы.

Устные рассказы учащихся.

Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. !!! Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами»; у Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу».

На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):

Пить чай с лимоном и удовольствием.

Шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.

Я люблю слушать музыку и свою собаку.

Катя любила Петю и английский язык.

Все смешалось в голове Анны Львовны, а потом в доме.

Он сначала вышел из народа, а потом из гоголевской шинели.

Выехал из России с великим богатством и стыдом.

Каламбуры Пушкина:

Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.

Спрашивали однажды у одной крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

Часто такой прием используется в заголовках: «Рассад совести и цезия», «Фунт лиха и стерлингов». Такие заголовки образны, лаконичны.

5. Проверка заданий четвертой группы.

Устные рассказы учащихся.

Слова-паразиты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Засоряет нашу речь и употребление без надобности иноязычных слов, например: «Среди собравшихся превалировали представители молодежи»; «Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса».

Портят речь жаргонизмы, например слова компьютерного жаргона: компутер, тачка, бердан, килять, пень и др.

В современной лингвистике появилось новое направление – лингвоэкология (показываем книгу Л. И. Скворцова «Экология слова»).

Ученик читает стихотворение Е. Винокурова «Язык»:

И с каждым днем

Сильнее ценим мы

Покой лесов и чистоту воды.

В кругу экологической проблемы

Охраны окружающей среды

И наш язык. Он – часть

Большой природы!

Итак, к какому же выводу мы пришли?

Нужно ли говорить правильно?

Кто имеет право на ошибку?

В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимы, скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».

Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Никто их наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренно и лишнего».

Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он пишет так (кодопленка):

«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):

1. остановлял свой взор на отдаленные громады;

2. на теме гор (темени);

3. воил вместо выл;

4. был отказан вместо ему отказали;

5. игумену вместо игумну.

— Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее Пушкин правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной.

Комментирование своих оценок.

Выставление оценок другими группами в оценочный лист.

4. Вывод

5. Творческая работа.

1 группа.

Задание. Придумайте юмористический рассказ, использовав часть приведенных фразеологизмов . (Можно воспользоваться фразеологическим словарем)

ЯЗЫК

… не поворачивается… … хорошо подвешен…

… заплетается … … без костей

… прилип к гортани … чешется

… отнялся, отсох … развязался…

… проглотил! … распустил

Тянуть за язык черт дернул меня за язык

Язык сломаешь типун тебе на язык!

Высунув язык Острый язык

Злой язык

Укороти язык

Не давай воли языку

2 группа

Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.

    1. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн.

2. Обращение с языком кое – как — значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н. Толстой

3 группа

Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.

  1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев

2. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн

4 группа

Творческое задание.

Соберите из рассыпанных абзацев текст. Прочитайте его.

Внимание!!! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

I. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.

III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

(По И.И. Посниковой и И.М. Подгаецкой).

Ответ: 4,1,5,3,2,6

Проверка выполнения заданий.

6. Подведение итогов урока.

— Каковы секреты нашей речи?

(Схема на доске.)

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:

Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту — человеку любой профессии следует заботиться, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля.

— Я желаю вам легкости стиля.

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублева.

(В. Рождественский).

7. Подведение итогов работы групп, выставление оценок.

8. Д/З:

Раздаточный материал к уроку.

ГРУППА №1

Лист №1

Вопросы группам:

— Нужно ли говорить правильно?

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

  • Нет, потому что…

  • Да, исправлю, потому что…

  • Не знаю…

  • Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.

— Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

  • Задание. Вы учитель русского языка. Вам на проверку сдал тетрадь новый ученик, которого вы еще не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте красной ручкой ошибки.

1. При поступлении в институт я написал свою автобиографию.

2. Впереди лидирует команда наших спортсменов.

3. На площади он увидел огромную массу народа.

4. Художник подарил музею свой автопортрет.

(ТИП ошибки – употребление лишнего слова)

1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.

2. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.

3. Мама сказала, чтобы я учился хорошо. Я сказал, что постараюсь.

( ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов)

1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.

2. Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.

3. Представители общества любят прикорнуть друг перед другом.

(ТИП ошибки – употребление слова в несвойственном ему значении)

  • По итогам работы напишите, каким вы представили себе нового ученика.

Воспользуйтесь подсказкой.

Подсказка (примерная схема ответа)

Новый ученик

1. Фамилия, имя (придумайте).

2. О чем рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок, примеры, исправленный вариант)

3. Уровень речевой культуры ученика.

ЛИСТ№3

1 группа.

Задание. Придумайте юмористический рассказ, использовав часть приведенных фразеологизмов. (Можно воспользоваться фразеологическим словарем)

ЯЗЫК

… не поворачивается… … хорошо подвешен…

… заплетается … … без костей

… прилип к гортани … чешется

… отнялся, отсох … развязался…

… проглотил! … распустил

Тянуть за язык черт дернул меня за язык

Язык сломаешь типун тебе на язык!

Высунув язык Острый язык

Злой язык

Укороти язык

Не давай воли языку

ГРУППА № 2

Лист №1

Вопросы группам:

— Нужно ли говорить правильно?

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

  • Нет, потому что…

  • Да, исправлю, потому что…

  • Не знаю…

  • Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.

Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2 РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

  • Задание. Вы учитель русского языка. К сожалению, ваш ученик допускает грамматические ошибки. Исправьте их.

1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело.

2) Волга шире Дона.

3) Он всегда ложит локти на стол.

4) С наступлением весны дни становятся длиньше.

5) Я много тренировался, думаю, что побежу на соревнованиях.

6) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен.

7) Чуть ли не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.

(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

1) Прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», меня поразила судьба героев.

2) Читая басни И.А. Крылова, меня восхищает в них все.

3) Прочитав книгу, у каждого складывается свое впечатление о ней.

(Ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастными оборотами)

  • Дайте совет ученику в форме дружеского письма.

Воспользуйтесь подсказкой.

(Имя ученика)

Я прочитала твои сочинения. Разреши дать тебе некоторые рекомендации для работы над сочинением. Обрати внимание на….. (тип ошибки, примеры, правильный вариант).

Воспользуйся пособием Д.Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной практике»

ЛИСТ №3

Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.

    1. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн.

2. Обращение с языком кое – как — значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н. Толстой

ГРУППА №3

ЛИСТ №1

Вопросы группам:

— Нужно ли говорить правильно?

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

  • Нет, потому что…

  • Да, исправлю, потому что…

  • Не знаю…

  • Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.

Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2

КАРТОЧКА №1

Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует автор этот прием?

«Агафья Федоровна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капор с желтенькими цветами» (Н.В. Гоголь)

« Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом…на дачу» (А.П. Чехов)

КАРТОЧКА №2

Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибок.

С какой целью автор использует этот прием?

Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными… А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно – кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовой диапазон Михайлу Ивановичу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный…

( Т. Толстая)

Для справки. Сиверко – северный ветер.

Карточка №3

Задание. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

При необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Запишите в тетрадь правильный вариант толкования слов.

Западня – квартира с окнами на запад.

Гривенник – юноша с модной гривой.

Маховик – регулировщик на перекрестке.

ЛИСТ №3

Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.

  1. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И.С. Тургенев

2. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн

ГРУППА № 4

Лист №1

Вопросы группам:

— Нужно ли говорить правильно?

— Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

  • Нет, потому что…

  • Да, исправлю, потому что…

  • Не знаю…

  • Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.

— Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2

4 группа

Задание. Выразительно прочитайте текст.

Пронаблюдайте за использованием в тексте местоимения ЭТОТ.

Как вы думаете, оправдан ли повтор этого слова в последнем предложении (6 раз).

…Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходя из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его. Сверх того, поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык. У каждого свой стих и свой собственный звон. Этот металлический бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола …, стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящею русской грустью, — все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В. Гоголь)

КАРТОЧКА №2

Задание. Прочитайте внимательно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем использует такой прием Н.В. Гоголь?

— Ну, можете представить себе, эдакой какой–нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг какой–нибудь эдакой может представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая–нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая–нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой–нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения – словом, Семирамида, сударь, да и полно!

(Из рассказа почмейстера – «Мертвые души» Н.В. Гоголя)

Вывод:

— (по тексту карточки №1)…………….

-(по тексту карточки №2) Какие слова портят нашу речь?

Лист № 3

Творческое задание «Собери рассыпанный текст», прочитайте его.

Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

I. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?

II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.

III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

(По И.И. Посниковой и И.М. Подгаецкой).

hello_html_7c1fb426.pngРабота групп

№п/п

Ф.И. ученика

Выполняемая роль

в группе

Оценка за урок,

поставленная

группой

1

Руководитель

2

Спикер

3

Наблюдатель

4

5

6

7

Оценка работы других групп

п/п

группы

задания

Четкость

выполнения

заданий группами в соответствии с целями

Полнота

ответа

Грамотность

речи

выступающих

Проявлние

творческого

подхода

Общая

оценка

деятельности групп

1

1

Зад. №1

Зад. №2

Зад. №3

2

2

Зад. №1

Зад. №2

Зад. №3

3

3

Зад. №1

Зад. №2

Зад. №3

4

4

Зад. №1

Зад. №2

Зад. №3

Приложение к уроку

Оформление к уроку

Схема

«Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность

Рисунок: развернутая ученическая тетрадь, на одной странице – фрагмент ученического сочинения с речевыми ошибками;

кодоскоп, магнитофон.

3) Эпиграфы:

Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

А.С. Пушкин

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.

Н.В. Гоголь

4) Словарь понятий и имен

Язык

А. Пушкин

Речь

Н.Гоголь

Стиль

А. Бестужев-Марлинский

Лингвистика

А. Чехов

Языкознание

Лингвоэкология

Т. Толстая

Филология

Л. Щерба

Каламбур

Д. Розенталь

Д. Лихачев

4) Типы речевых и грамматических ошибок:

  • Г — ТИП ошибки — образование форм слов (прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

  • Р — ТИП ошибки – непонимание значения слова или употребление его в несвойственном ему значении

  • Р — ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов

  • Р — ТИП ошибки – употребление лишнего слова

  • Р — ТИП ошибки – смешение лексики разных стилей

  • Г — Тип ошибки — неправильное построение предложений с деепричастными оборотами

  • Г — Тип ошибки – неправильное построение предложений с однородными членами.

  • Л — Тип ошибки – нарушение логики

  • Р — Тип ошибки – неуместное употребление просторечных, диалектных жаргонных слов

5) Высказывания русских писателей о русском языке.

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

1915 (И.В. Бунин).

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас – будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, емкий, умный язык.

В нем самом есть еже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись. (С. Маршак).

Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слова, которые оформляют картины, характеры, идеи книг. (М. Горький).

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н. Толстой).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев).

Состав групп

hello_html_m71587df7.png

Группа №

Группа №

Группа №

Группа №

Для оформления

hello_html_m64a81443.pnghello_html_m2fede65e.pnghello_html_m7020185b.pnghello_html_31562cd.gif

Учеба и наука

Отредактируйте предложения: И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз. Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию. На площади он увидел огромную массу народу. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс по всей стране. На середину вышел его близкий приближенный. В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина. Мой друг недавно купил себе байк. Когда покупаешь импортную вещь, обязательноизучилейб. Хозяин был не в духу и говорил с нами резко. Закон подписали все четверо министров. Девушка-кондуктор мило улыбается. Над горизонтом взошла луна, и море окрасилось в мягкие темно-синие тоны. Отец каждый день ездит на работу. Выйдя на улицу, ему стало холодно. Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки. Рыночные отношения формируют у производителей заинтересованность и ответственность за конечные результаты. Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Север». Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств



январь 22, 2014 г.

  • Всего ответов: 0

Речевые ошибки

1. Исправьте ошибки, вызванные наруше­нием лексической сочетаемости.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1) «Литература играет очень большую эстети­ческую функцию». 2) «Желание сделать рекорд заставило его много тренироваться». 3) «Мы можем отчетливо представить себе ситуацию, происходящую тогда в Киевской Руси». 4) «Создавая комедию «Горе от ума», Грибоедов пытался передать жизнь, которая господствова­ла в то время». 5) «Надо иметь хорошего наставника, чтобы усвоить профессию». 6) «Героем рассказа Чехова «Ионыч» является образ Старцева». 7) «Обратимся к дружбе Онегина и Ленского, которой в романе также выделено место». 8) «Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор». 9) «В голове у него метнулась мысль о побеге». 10) « В стихах Есенина особую роль имеют сравнения».

2. Найдите и исправьте ошибки, вызван­ные употреблением лишнего слова.

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов». 2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов». 3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми». 4) «На площа­ди он увидел огромную массу народа». 5) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора». 6) «Ху­дожник подарил музею свой автопортрет». 7) «Проливной ливень помешал походу». 8) «С коллегами по работе он старался поддерживать дружеские отношения».

3. «Герасимов сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение. . . » – пишет чехов­ский герой «ученому соседу». В приведен­ных ниже примерах устраните подобные Ошибки (они вызваны употреблением рядом или близко однокоренных слов).

1) «На примере конкретных примеров пока­жите своеобразие чеховского пейзажа». 2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов». 3) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег». 4) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону». 5) «На середину вышел его близкий приближенный». 6) «Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными». 7) «В образе Базарова изображен типичный предста­витель революционеров-демократов 60-х годов». 8) «Идеал русской женщины поэтически вос­произвел в образе Татьяны поэт Пушкин». 9) »В этой повести повествуется о событиях Великой Отечественной войны». 10) «В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».

4. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, на случай,— чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский).

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов).

3) «Это кто ж там такой вышедши?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина! И оратор первейший». (Зо­щенко).

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию. . . (Тэффи).

5) Ну, хорошо, прибыл я к табуну, гляжу вокруг себя, и глаза не нарадуются! Кругом такой ажиотаж, что век бы оттуда не уезжал! Лазоревые цветки по степи, травка молодая, ко­былки пасутся, солнышко пригревает,— одним словом, полный тебе ажиотаж! (Шолохов).

Сделать рекорд лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Спортсменам, чтобы установить мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Верными следует считать также варианты: побить рекорд, установить рекорд, поставить рекорд, обновить рекорд, превзойти рекорд. Завоевать рекорд нельзя.

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те книж­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное сло­во­со­че­та­ние сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, за­пи­ши­те это сло­во­со­че­та­ние.

1. Что нужно знать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние?

Си­но­ни­мы — это слова, чаще всего одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию , не­ред­ко от­ли­ча­ю­щи­е­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой: здесь — тут, смот­реть — гля­деть мыс­лить — ду­мать, же­сто­кий — без­жа­лост­ный, окрест­ность — окру­га и т.д.

Груп­па слов, со­сто­я­щая из не­сколь­ких си­но­ни­мов, на­зы­ва­ет­ся си­но­ни­ми­че­ским рядом: спать— по­чи­вать— дрых­нуть .

Пер­вое слово спать— яв­ля­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, т.к. наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в любом стиле речи, об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей; в сло­ва­ре стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду. Слово по­чи­вать ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в книж­ном стиле, при­да­ет речи ар­ха­и­че­ский ха­рак­тер (так го­во­ри­ли в ста­ри­ну). Дрых­нуть — этот си­но­ним зву­чит грубо (такие слова на­зы­ва­ют про­сто­реч­ны­ми) и упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ной речи.

2. Что нужно по­ни­мать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние? Что раз­го­вор­ные слова — это слова, раз­решённые в не­при­нуждённой уст­ной речи. И что их можно ис­поль­зо­вать толь­ко в опре­делённых усло­ви­ях. Чтобы не за­ме­нить одно раз­го­вор­ное слово на дру­гое, не­об­хо­ди­ма по­мощь сло­ва­рей. Нам по­мо­га­ют тол­ко­вые сло­ва­ри из­вест­ных ав­то­ров Оже­го­ва, Еф­ре­мо­вой, а также сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва.

При по­ис­ке слова об­ра­ща­ем вни­ма­ние на по­мет­ки: разг., прост. и слова с та­ки­ми по­мет­ка­ми ни в коем слу­чае не вы­би­ра­ем в ка­че­стве от­ве­та.

Рас­смот­рим при­мер. Мы за­меш­ка­лись в пути, по­это­му при­шли к на­зна­чен­но­му месту за­тем­но

В сло­ва­ре Оже­го­ва: ЗАМЕ́ШКАТЬ­СЯ, -аюсь, -аешь­ся; совер. (разг.). За­дер­жать­ся, про­быть доль­ше, чем нужно где-н.; за­мед­лить. З. у при­я­те­ля. З. с от­ве­том.

Как видно из ста­тьи, нет у этого слова ней­траль­но­го зна­че­ния, по­это­му нужно ис­кать дру­гие слова. Как пра­ви­ло, в тол­ко­ва­нии это слово уже есть, вот оно — «за­дер­жать­ся». Найти боль­ше слов-си­но­ни­мов нам по­мо­жет прак­ти­че­ский сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва. В по­ис­ках слова «за­меш­кать­ся» мы по­па­да­ем на ста­тью со сло­вом

ЗА­ДЕР­ЖАТЬ­СЯ и его зна­че­ни­я­ми:

1. за­стрять (разг.)

/ о че­ло­ве­ке: про­мед­лить;

за­сесть, за­вяз­нуть, за­меш­кать­ся, про­меш­кать, по­меш­кать, за­ко­пать­ся, про­ка­ни­те­лить­ся (разг.)

// в го­стях или за ра­бо­той: за­си­деть­ся (разг.)

// в го­стях, за­го­стить­ся (разг.)

/ о деле: за­мед­лить­ся, за­тя­нуть­ся;

за­тор­мо­зить­ся, за­сто­по­рить­ся (разг.)

Об­ра­ти­те вни­ма­ния, сколь­ко слов имеют по­мет­ку разг! Таким об­ра­зом, мы видим, что слово «за­меш­кать­ся» за­ме­нить нужно ней­траль­ным сло­вом ЗА­ДЕР­ЖА­ЛИСЬ, и это самый точ­ный, самый вер­ный ответ. Нам не по­дой­дут ни «про­мед­лить», ни «за­мед­лить­ся», ни «за­тя­нуть­ся», по­то­му что наше слово в пред­ло­же­нии имеет опре­делённое зна­че­ние.

Итак, ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния будет таков:

1. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние и опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние ука­зан­но­го в за­да­нии слова.

2. Под­бе­ри­те к этому слову воз­мож­ные си­но­ни­мы.

3. Опре­де­ли­те, какой из этих си­но­ни­мов

− не носит от­тен­ка книж­но­сти и раз­го­вор­но­сти;

− об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей ( то есть в нём прак­ти­че­ски нет эмо­ций);

− стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду, от­кры­вая его.

4. Вставь­те слово в пред­ло­же­ние, при оно долж­но под­хо­дить и по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, и по зна­че­нию.

3. Учи­ты­вай­те осо­бен­но­сти вне­се­ния от­ве­та в поле «ответ»

1) Впи­ши­те в поле ответ ОДНО вы­бран­ное слово (или сло­во­со­че­та­ние).

2) Про­верь­те, верна ли форма рода, числа, вре­ме­ни, вида. Пом­ни­те, что мы за­ме­ня­ем одно слово дру­гим, по­это­му нель­зя вме­сто вида не­со­вер­шен­но­го со­вер­шен­ный, вме­сто на­сто­я­ще­го про­шед­шее время и т.п. Ставь­те слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в пред­ло­же­нии.

3) Ча­сти­цы НЕ, БЫ пи­сать в ответ не нужно.

4) Ино­гда встре­ча­ют­ся за­да­ния, в ко­то­рых ука­зан­ная форма в за­да­нии не сов­па­да­ет с фор­мой в пред­ло­же­нии. На­при­мер, в усло­вии «За­ме­ни­те слово за­ки­ды­вать. в пред­ло­же­ни..», а в пред­ло­же­нии «за­ки­ды­ва­ли». В этом слу­чае нужно пи­сать ту форму, что в усло­вии. Если же на эк­за­ме­не попадётся такое за­да­ние, не­пре­мен­но об­ра­ти­те на этот факт вни­ма­ние ас­си­стен­тов, вплоть до на­пи­са­ния за­яв­ле­ния.

5) В связи с тем, что ко­ли­че­ство си­но­ни­мов может до­сти­гать 5-6 слов, в поле «ответ» ре­дак­тор вво­дит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Осталь­ные — воз­мож­ные, до­пу­сти­мые или не­воз­мож­ные — на­пи­са­ны в по­яс­не­нию к за­да­нию. На­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем не пред­ла­гать новые слова, а при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла: самое вер­ное слово ПЕР­ВОЕ в ряду си­но­ни­мов . И тогда балл за это за­да­ние вы не­пре­мен­но по­лу­чи­те.

Установить — это обозначить конкретную НОВУЮ цифру. То есть в этом варианте акцент идет на НОВЫЙ рекорд в предложении. А ПОБИТЬ — это значить превзойти СТАРЫЙ рекорд, не важно с каким результатом. Тут акцент на то, что был превзойдет старый рекорд. Но в случае с вариантом в задании, не важно для чего ты трудишься много — побить или установить. В этом смысле ОБА варианта верны!

Урок на тему «Лексические нормы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

— Начнём с орфоэпической разминки.

Отроческий, исповЕдание, знАмение, Искра, завИдно, танцОвщица, срЕдствами, кУхонный, обеспЕчение, экспЕрт ассиметрИя, красИвее, немотА, дремОта, сосредотОчение, щавЕль, слИвовый.

3.Определение темы урока.

— Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием?

Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово. Сегодня темой нашего урока станут «Лексические нормы».

— Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

4.Работа по теме урока.

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Составим таблицу.

П — это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.

Письмо отправили адресанту по почте .

— Выполним упр. 115 устно.

1.Мы подготовили/приготовили домашнее задание.

2.Он быстро освоил/усвоил второй иностранный язык.

3.Я никак не могу освоить/усвоить правило правописания корней с чередованием.

4.Врач выписал/прописал очень дорогое лекарство.

5.Это её главная/заглавная роль в спектакле.

6.Поставьте подпись/роспись под заявлением.

7.У президента компании авторитарный/авторитетный стиль управления.

8.Писатель хотел показать ширину/широту русской души.

1)Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л.

Привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию.

2)Научиться пользоваться чем-л., употреблять что-л., овладеть чем-л.

Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-л. новое, постороннее, чужое.

4)Списать откуда-л. (из книги, тетради и т. п.) часть текста, цитату и т. п.

Назначить больному какое-л. лекарство, процедуру, лечение.

5)Самый важный, существенный среди других; основной.

6)Фамилия, собственноручно написанная под чем-л. (под каким-л. текстом, рисунком, картиной и т. п.).

Декоративная живопись на стенах, потолках зданий и предметах быта.

7)Основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету.

Пользующийся авторитетом. Заслуживающий безусловного доверия.

8) П оперечное протяженье.

Свойство по прил. широкий.

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

— Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
  2. Автор увеличивает впечатление о герое.
  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Т — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем.

В конце 60-х годов сложилась сложная ситуация. (Слова сложная и сложилась однокоренные. Можно подобрать синоним трудная).

П — излишняя избыточность.

Художник послал на выставку свой автопортрет. ( Автопортрет – портрет самого себя.)

— Найдите случаи плеоназма и тавтологии. Исправьте ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. Т

2. У него сразу вспотели ладони рук. П

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. П

4. Прейскурант цен вывешен на витрине. П

5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Т

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Т

Объясните знаки препинания в 1 предложении.

Ф – устойчивые сочетания.

В спорте большое значение играет регулярная тренировка. (Правильно: играет роль или имеет значение)

— Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией (сме шением) фразеологизмов. Запишите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных преобразований.

1. Еще совсем недавно ему пели фимиамы (дифирамбы). 2. Нельзя всех мерить (ровнять) под одну гребенку. 3. У них все было шито-крыто (шито) белыми нитками. 4. Когда я думаю о том, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части (сердце рвётся на части). 5. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали порой рты (развешивали уши). 6. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки (душа ушла в пятки). 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной (за каменной стеной).

Дифира́мб — жанр древнегреческой хоровой лирики, дионисийский гимн; в общелексическом значении — экстатическая песня (поэзия, музыка) в возвышенном стиле.

Объясните значение встретившихся фразеологизмов.

  1. Рефлексия.
  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Что нового узнали на уроке?

— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. В целом, для развития культуры речи.

— Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка?

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Верли́бр — в разной степени свободный от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую нишу в западной

  1. Домашнее задание : учить таблицу, упр. 117.

источники:

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=13737

http://infourok.ru/urok-na-temu-leksicheskie-normy-5257679.html

Проверочная работа по разделу «Культура
речи». 9 класс. 1 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Апостроф, асимметрия, баловать, банты,
втридорога, бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись,
квартал, клала, красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод,
столяр, торты, украинский, ходатайство, эксперт.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.

1.        
Все
пристально слушали рассказ учителя.

2.        
Чтение
откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

3.        
Школьникам
была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с
речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

1.        
На этом озере любят отдыхать родители с
детьми и 
любители рыбалки.

2.        
Он писал свою автобиографию.

3.        
В комнате они обнаружили мёртвый труп.

4.        
Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной
задачей.

Задание 4. Раскройте скобки.

1.        
Согласно
(предание) возле этого камня нужно загадать желание.

2.        
По
(прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

Задание 5. Исправьте ошибки, при
употреблении причастных и деепричастных оборотов.

1.        
Изучая
иностранный язык, возникают различные трудности.

2.        
В
ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

Задание 6. Перечислите правила делового
этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура
речи». 9 класс. 2 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Балованный, вероисповедание, договор,
донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала,
красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение,
отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.

1.        
Литература
играет очень большую эстетическую функцию.

2.        
Он
заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

3.        
В
стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с
речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

1.       
Случай, о
котором я хочу вам рассказать, 
случился два
года назад.

2.       
Ко мне подошла светлая блондинка.

3.       
Этот писатель написал много замечательных
рассказов.

4.       
Наше
совместно сотрудничество было плодотворным.

Задание 4. Раскройте скобки.

1.        
Благодаря
(упорство) ученик быстро справился с заданием.

2.        
По
(возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

Задание 5. Исправьте ошибки, при
употреблении причастных и деепричастных оборотов.

1.        
Распахнув
окно, в комнату ворвался аромат сирени.

2.        
Затем
слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

Задание 6. Перечислите правила сетевого
этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура
речи». 9 класс. 1 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Апостроф, асимметрия, баловать, банты, втридорога,
бармен, гастрономия, задолго, звонит, созвонимся, иконопись, квартал, клала,
красивее, новорождённый, оптовый, облегчить, путепровод, столяр, торты,
украинский, ходатайство, эксперт.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.

4.        
Все
пристально слушали рассказ учителя.

5.        
Чтение
откроет вам новые знания и поможет повысить кругозор.

6.        
Школьникам
была прочитана беседа о правилах дорожного движения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с
речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

5.        
На этом озере любят отдыхать родители с
детьми и 
любители рыбалки.

6.        
Он писал свою автобиографию.

7.        
В комнате они обнаружили мёртвый труп.

8.        
Пётр озадачил всех сотрудников этой трудной
задачей.

Задание 4. Раскройте скобки.

3.        
Согласно
(предание) возле этого камня нужно загадать желание.

4.        
По
(прибытие) в аэропорт оставьте машину на стоянке.

Задание 5. Исправьте ошибки, при
употреблении причастных и деепричастных оборотов.

3.        
Изучая
иностранный язык, возникают различные трудности.

4.        
В
ожидании друзей, пригласившим меня на рыбалку, я распаковал рюкзак.

Задание 6. Перечислите правила делового
этикета.

Проверочная работа по разделу «Культура
речи». 9 класс. 2 вариант

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Балованный, вероисповедание, договор,
донельзя, еретик, завидно, закупорить, звонит, искра, каталог, крала,
красивейший, кухонный, наотмашь, некролог, нефтепровод, обеспечение,
отрочество, танцовщица, туфля, феномен, черпать, щавель.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.

4.        
Литература
играет очень большую эстетическую функцию.

5.        
Он
заслужил известность своими жестокими методами борьбы с преступностью.

6.        
В
стихах Есенина особую роль имеют сравнения.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с
речевой избыточностью (укажите разновидность ошибки).

5.       
Случай, о
котором я хочу вам рассказать, 
случился два
года назад.

6.       
Ко мне подошла светлая блондинка.

7.       
Этот писатель написал много замечательных
рассказов.

8.       
Наше
совместно сотрудничество было плодотворным.

Задание 4. Раскройте скобки.

3.        
Благодаря
(упорство) ученик быстро справился с заданием.

4.        
По
(возвращение) из командировки необходимо составить отчёт.

Задание 5. Исправьте ошибки, при
употреблении причастных и деепричастных оборотов.

3.        
Распахнув
окно, в комнату ворвался аромат сирени.

4.        
Затем
слово предоставили молодым авторам, читавших свои стихи.

Задание 6. Перечислите правила сетевого
этикета.

Страницы: <<  <  4 | 5 | 6 | 7 | 8  >  >>

тко и ясно, оттого и прекрасно.
4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуютдидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
5. «Лингвист». Исследуйте текст.
Система ситуативных упражнений также помогает в развитии речи учащихся. Моделирую ситуативные задания и ребята выполняют их. Например,
1. Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода.
2. Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их.

hT
hT
hT
1) Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.
2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.
3) На площади он увидел огромную массу народа.
4) Художник подарил музею свой автопортрет.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Для развития творческой активности учащихся можно провестидидактическую игру«Веришь — не веришь» (после чтения отрывка художественного текста). Читаю какую-либо фразу, а отвечающие должны либо согласить с высказыванием, либо нет (с пояснением), а начало фразы звучит традиционно: «Верите ли вы, что…». Продолжения фразы могут быть составлены самими учащимися:
… данное предложение имеет одну грамматическую основу?

Страницы: <<  <  4 | 5 | 6 | 7 | 8  >  >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На плойке ошибка err
  • На планшете выскакивает ошибка android
  • На пионере выскакивает ошибка усилителя
  • На переговорах встретились четыре президента грамматическая ошибка
  • На первом узи сказали мальчик вероятность ошибки