На ошибках мы учимся и становимся

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

На ошибках учатся — призыв учиться на своих ошибках и признание, что ошибки неизбежно сопровождают любую деятельность.

Призыв учиться на своих ошибках и признание, что ошибки неизбежно сопровождают любую деятельность.


  • Ошибка учит людей уму-разуму.
  • Страх ошибок опаснее самой ошибки.
  • Не бойся первой ошибки, избегай второй.
  • Молодому ошибка — улыбка, старому — горькая слеза.

Возникновение этого выражения связывают со старинной русской пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Каждому человеку свойственно ошибаться. Но важно разобраться в причинах, чтобы не допускать их больше.

Проще говоря, выражение употребляется когда человек допускает ту или иную ошибку, запоминает её и старается в следующий раз её не допускать. Другими словами, ошибаешься — приобретаешь опыт.

К сожалению, мы устроены таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадём в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих. И это действительно так. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак, а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться.

А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойдённым знатоком жизни и не задумывается над своими поступками.

Фразеологизмы

Встречаясь с людьми, погружаясь в их жизненные истории, поневоле начинаешь учиться на чужих ошибках, стараясь избегать своих собственных.

Евгения Морозова. «Гром»

На ошибках учатся

ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ!

Поиск по сайту fraze.ru

Случайная статья

Радуйся полученным знаниям и поделись с другими.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице

    Вы здесь:  

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
  2. На букву «Н»
  3. На ошибках учатся

Новое на сайте

Все материалы

Яндекс.Метрика

Популярные статьи

Как Вы считаете, люди учатся на ошибках или нет? И в чём суть ошибок? Так ли плохо совершать ошибки, как некоторые это считают? Эти вопросы очень важны, ведь часто люди, совершая ту или иную ошибку в жизни, очень сильно расстраиваются, и считают, что виноваты не только перед самим собой, но и перед всеми, кто их окружает. Они укоряют себя, нередко даже впадают в депрессию, для некоторых и вовсе совершить ошибку равносильно трагедии.  Но так ли это на самом деле, так ли плохо ошибаться или есть всё же в этом плюсы (не зря же говорят — на ошибках учатся). Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы.

Ошибаются все

Очень часто, когда мы ошибаемся, мы считаем, что в чём-то виноваты. Нередко даже не зная в чём именно, мы корим себя за ошибку. Но на самом-то деле, мы забываем, что ошибаемся не только мы – ошибки свойственны всем людям. Но нет, мы считаем себя в чём-то виноватыми, думаем, что мы одни такие на свете – неудачники, и нет нам прощения. Но это неправильно – ошибаются абсолютно все, как бы кто ни говорил. И в этом нет ничего предусмотрительно плохого, так устроена жизнь, что часто мы не можем предугадать последствия. И не только мы, но и все другие люди, которые могут ошибиться.

Ошибок просто не существует

Важно так же понимать, что ошибок как таковых, просто не существует – есть опыт. С другой стороны, опыт может быть положительным, или же негативным. И зря мы считаем, что негативный опыт гораздо хуже позитивного, вовсе нет. Негативный опыт даёт нам возможность пересмотреть какие-то вещи в жизни, понять что-то для себя, вобрать его и не допускать в последующем. От того говорят, что на ошибках учатся. Истинный факт – не было бы этого самого негативного опыта, мы бы и дальше продолжали делать что-либо во вред себе или окружающим людям, но один раз ошибившись, мы не допускаем повтора. Конечно, если сами себе не враги и есть голова на плечах.

Не стоит останавливаться

Многие из нас, совершив ту или иную ошибку в своей жизни, часто считают, что на этом всё – их жизнь окончена и жизненный путь пройден. Но это вовсе не так — ошибки это лишь возможности изменить что-то в своей жизни. И те, кто останавливаются на своём жизненном пути, впадают в унылое, депрессивное состояние, считая, что жизнь не имеет смысл, совершают ещё большую ошибку, чем те, которые не прекращают свой жизненный путь, и дальше стремятся к успеху и процветанию. Поэтому не стоит останавливаться после совершения той или иной ошибки в жизни, даже если этого и очень хочется, нужно решать свои ошибки, набираться опыта и стремиться к лучшему. Не зря же говорят: «на ошибках учатся». Вот и Вы, возьмите максимум опыта из своей ошибки, и продолжайте жить, любить, творить и стремиться к лучшему. И только тогда можно сказать, что чему-то Вы научились.

Об ошибках можно разговаривать ещё очень и очень долго, ведь тема эта действительно актуальна в наше время, где каждый человек может ошибиться. Что ж, мы не идеальны, и все могут ошибаться, но в выигрыше будет лишь тот, кто научится из ошибок извлекать урок, опыт, который может пригодиться в дальнейшем, и который поможет не допускать эту ошибку и дальше. Но тут всё зависит только от Вас, главное — не падать духом, даже если и ошиблись. Не забывайте: на ошибках люди учатся!


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вам сложно признавать собственные ошибки? Сложно учиться на ошибках, поэтому вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Совершенные ошибки признать непросто, особенно, когда мы находимся в перфекционистской среде, где «совершенство» нередко путают с «отсутствием ошибок». Совершение ошибки – это не всегда неудача; неудачей будет невозможность успешно совершить сознательное усилие, но ошибки бывают и бессознательными. К счастью, каждый может научиться признавать свои ошибки, чтобы извлекать из них максимальную пользу.

  1. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 1

    1

    Разрешите себе ошибаться. На это существует множество причин. Совершение ошибок – это неизбежная часть человеческой природы. Ценный источник указаний, которые сделают жизнь ярче. Они научат вас пробовать новое и расширять горизонты.[1]

    • Например, вам хочется научиться готовить. Начиная, скажите себе: «Для меня это новый опыт, так что наверняка будут ошибки. Это нормально, они просто часть процесса».
    • Иногда страх совершения ошибок (перфекционизм) может мешать вам попробовать новое или завершить начатое, так как ваш страх сделать плохо будет сковывать вас. Не допускайте такого.
  2. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 2

    2

    Признайте силу привычки. Иногда ошибки вызваны не приложенным усилием, но отсутствием такового. Невозможно прикладывать максимальные усилия ежедневно и во всех делах. Вещи, которые мы совершаем часто – путь на работу или приготовление завтрака, могут стать настолько привычными, что мы перестаем на них концентрироваться. Это достаточно удобно, так как позволяет расходовать энергию на другие действия, требующие большего внимания. Но иногда такая сила привычки приводит к совершению ошибок. Признайте, что это часть человеческой природы, в которой отсутствует бесконечная энергия и способность к концентрации.

    • Например, пять раз в неделю вы едите на работу по одной и той же дороге. На выходных вам нужно подвезти ребенка на футбольную тренировку, но вы понимаете, что в голове включился «автопилот» и вы держите путь в сторону работы. Это естественная ошибка, результат привычки. Не нужно корить себя за такую ошибку. Просто признайте промах и живите дальше.
    • Согласно исследованиям, человек может делать поправку на автоматические ошибки, даже когда совершает их бессознательно. Исследования с участием опытных наборщиков текста показали, что вы замедляетесь при совершении ошибки, даже если не осознаете ее в данный момент.[2]
      .
    • Также сообщается, что около 47% времени люди находятся в «режиме ожидания», позволяя разуму отвлекаться от выполняемой задачи. Нередко это и есть момент ошибки. Заметив, что вы часто совершаете ошибки по причине «блуждающего сознания», попробуйте выполнять упражнения на внимательность, чтобы возвращаться в реальность.[3]
  3. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 3

    3

    Различайте ошибки действенные и бездейственные. Ошибки не всегда возникают в результате приложенного усилия. Иногда можно ошибиться даже тогда, когда вы что-то не делаете. Законы призваны проводить различие между действием (совершение того, чего не следует делать) и бездействием (не совершение того, что следует делать), при этом действие наказывается более строго.[4]
    Ошибки бездейственные встречаются гораздо чаще.[5]

    • При этом бездейственные ошибки тоже влияют на вашу жизнь. Например, если ваша компания не следит за развитием технологий, то это может отрицательно сказаться на ваших финансовых показателях.[6]
    • Важно признавать ошибки обоих видов, так как все они учат нас. Некоторые пытаются избегать действенных ошибок путем бездействия и неприятия ответственности. Однако такая тактика не защитит вас от ошибок бездействия и вряд ли поможет в жизни и личностном росте.[7]
  4. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 4

    4

    Различайте ошибки и неверные решения. Важно понимать разницу между ошибками и неверными решениями. Ошибка – это погрешность вроде неправильного прочтения карты или выхода не в ту дверь. Неверные решения имеют умысел: например, поехать на встречу по живописной дороге и опоздать, поставив человека в неудобное положение. Ошибки понятны и могут требовать меньше внимания для исправления. Неверные решения нужно признавать, как и ошибки, но для исправления они требуют большей сосредоточенности.[8]

  5. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 5

    5

    Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах. Очень важно не зацикливаться на ошибках. Вам следует уравновесить самокритику и признание собственных успехов.[9]
    Можно отмечать свои имеющиеся умения или достигнутые улучшения. Нет смысла работать над собой, если потом не ценить результат таких усилий.

    • Вы можете быть новичком в кулинарии, при этом уже уметь некоторые вещи. Так, вы можете уметь понять, какие приправы следует добавить, просто попробовав блюдо. Отдавайте должное таким своим умениям.
  6. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 6

    6

    Рассматривайте ошибки как возможности. В нашем мозгу имеются механизмы, помогающие понять, когда мы что-то делаем не так. Мозг сигнализирует об ошибке. Это весьма полезно в процессе обучения. Совершение ошибок помогает нам более пристально сконцентрироваться на выполняемом действии и показать наилучший результат.[10]

    • В исследованиях даже говорится, что некоторые специалисты (например, врачи) могут не исправить своих ошибок по той причине, что излишне полагаются на свои суждения. У открытости к ошибкам, восприятия ошибок в качестве возможностей есть свои преимущества, даже когда вы преуспели в какой-либо сфере.[11]
  7. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 7

    7

    Обратите внимание, как много нужно времени, чтобы стать профессионалом. Исследования показывают, что вам может потребоваться десять лет испытаний собственных умений и совершения ошибок, чтобы стать успешным в определенно сфере. Это применимо во всех случаях, от композитора Моцарта до баскетболиста Коби Брайанта.[12]
    Не паникуйте, если поначалу у вас мало что получается, ведь это нормально. Для достижения успеха всегда нужно потратить много времени и усилий.

  8. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 8

    8

    Воспринимайте решения как эксперименты. Часть проблемы с запретом на ошибки заключается в том, что вы полагаете, будто обязаны каждый раз принимать идеальное решение. Вместо постановки нереальной цели попытайтесь смотреть на ваши решения как на эксперименты. Каждый эксперимент имеет хорошие или плохие последствия. Конечно, вы можете приложить все свои усилия для получения хороших последствий, но это уже снимает с вас давление.[13]

    • Например, занявшись кулинарией, воспринимайте рецепты как эксперименты. Не ожидайте, что получится идеальное блюдо. Вместо этого рассматривайте их как возможность пробовать и узнать больше о процессе приготовления в целом. Так вы будете меньше корить себя, если что-то получится не так, как было задумано (а поначалу так будет происходить достаточно часто).
  9. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 9

    9

    Поймите, как мозг воспринимает ошибки. В мозгу имеются особые нервные клетки, которые помогают следить за нашей эффективностью, выявлять ошибки и учиться на них.[14]
    Но мозг тоже не всегда легко осознает совершенную ошибку. Он может воспринимать эксперимент как нечто положительное, чтобы избежать признания совершения ошибки. Именно в этом может крыться причина, почему вам сложно признавать и принимать свои ошибки.[15]
    Понимание того, как мозг обрабатывает ошибки, поможет лучше осознавать собственный опыт.

    • Мозг имеет две реакции на ошибку: режим решения проблемы («Почему это произошло? Как бы мне не повторять эту ошибку?») и режим отключения («Буду игнорировать эту ошибку»). Не удивительно, что в режиме решения проблемы вы извлекаете из ошибки урок и исправляете ее в будущем. Это часто встречается у людей, убежденных в гибкости ума и способности каждого человека к росту над собой. Режим отключения часто встречается у людей, считающих, что их ум «статичен»: вы умеете или не умеете что-то делать, третьего пути они не воспринимают. Такой тип мышления препятствует развитию и росту.[16]
  10. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 10

    10

    Изучите взгляд общества на ошибки. Мы живем в обществе, боящимся совершать ошибки.[17]
    В процессе взросления нас учат не допускать ошибок.[18]
    Преуспевают те люди, которые серьезно относятся к позиции общества. Прилежно учитесь в школе, и вы поступите в университет на бюджет. Прилежно учитесь в университете, и вы закончите его с красным дипломом. Ошибке почти нет места. Если вам поначалу сложно признавать свои ошибки, то самое время расслабиться, ведь это не ваша вина. Вас учили жестко относиться к себе.

    • Вспомните, что убежденность в том, что нельзя совершать ошибки – ошибочна сама по себе. Ошибки – единственная возможность учиться; вы не совершаете много ошибок лишь потому, что уже знаете что-то вдоль и поперек. Признайте ошибки частью процесса, чтобы учиться и развиваться.
    • Признайте, что перфекционизм загоняет вас в рамки неразумных стандартов. Совершение ошибок не делает вас неудачником и не перечеркивает приложенных усилий. Сделайте послабление в своих стандартах, чтобы в них нашлось место ошибкам – это более разумный и эффективный путь к совершенству.[19]

    Реклама

  1. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 11

    1

    Исправляйте свои ошибки. Они помогают нам учиться, но только если мы будем исправлять их.[20]
    Например, используя неподходящий ингредиент в приготовлении, спросите у вашей мамы или хорошего повара о правильном использовании такого ингредиента, чтобы пересмотреть информацию в вашей памяти.

  2. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 12

    2

    Ведите журнал ошибок и успехов. Иногда полезно записывать когда, где и как вы совершили ошибку. Так вы получите дополнительную осведомленность о шаблонах своего поведения, которое сложно разглядеть в напряженный момент. Носите с собой карманный блокнот, чтобы делать пометки при совершении ошибки. Позднее перечитывайте свои записи и рассматривайте варианты альтернативного развития событий.[21]

    • Например, используя новый рецепт, записывайте все моменты, когда вы допускаете ошибки. Затем обдумайте, как бы вы могли поступить иначе в таких моментах.
    • Также отслеживайте свои успехи. Вы будете мотивированы продолжать учиться, несмотря на ошибки, если отмечать свой постепенный прогресс и радоваться успехам. Исключительно негативный подход не эффективен.
  3. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 13

    3

    Ставьте цель «стать лучше», а не «быть умницей». Цель «быть умницей» порождает нереальные ожидания, особенно в самом начале. Выбрав вариант «быть умницей», вы повышаете ставки и убеждаете себя, что вам нужно преуспеть, чтобы быть хорошим человеком. Цель «стать лучше» позволяет сосредоточиться на работе над собой. В этом случае вам не нужны нелепо масштабные достижения, чтобы быть довольным собой. Вы жаждете совершенствоваться, а не совершенства.[22]

    • Например, выберите цель «стать лучше» при рассмотрении того, как различные пряности меняют вкус блюда, а не цель «быть умницей» и шеф-поваром с наскока.
  4. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 14

    4

    Теория без практики не жизнеспособна. Время – не единственная составляющая, необходимая для того, чтобы учиться на ошибках. Также нужно иметь цель. Именно поэтому важно выявлять ошибки и причины ошибок. Осознание того, что вы делаете неправильно и почему, поможет вам создать план практических работ для повышения компетенции.[23]

    • Например, пытаясь освоить базовый кулинарный навык приготовления пасты, выполняйте действие снова и снова, пока не узнаете идеальное время. Приобретение умения получить желаемую степень приготовления требует времени, но чем больше вы практикуетесь в этом, тем ближе вы к успеху.
  5. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 15

    5

    Обращайтесь за помощью. Нет ничего постыдного в том, чтобы попросить помощи у других. Отложить свое эго в сторону и учиться у более опытного человека – отличный способ улучшить свои навыки, особенно если вы зашли в тупик.[24]

    • Например, попросите совета у шеф-повара вашего любимого ресторана или у родственника, если у вас есть проблемы с базовыми кулинарными навыками.
  6. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 16

    6

    Верьте в свои силы. Исследования подтверждают – люди, которые верят в свою способность учиться на ошибках, действительно учатся на них. Осознание своих возможностей – первый шаг к использованию таких возможностей.[25]

    • Например, если у вас сгорело блюдо, то скажите себе: «Это будет для меня уроком, полезным опытом. Теперь я знаю, что это блюдо готовится при более низкой температуре».
  7. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 17

    7

    Определение причины совершения ошибки и оправдание себя – это разные вещи. Нас учат не оправдываться за ошибки, но оправдание отличается от определения причин таковых ошибок.[26]
    Если блюдо, которое вы готовили, не получилось как должно было, то вполне нормально признать тот факт, что вы совершили ошибку, отступив от рецепта или добавив соль вместо сахара. Это причина, а не оправдание. Поиск причин собственных ошибок помогает вам становиться лучше, так как вы осознаете сам момент ошибки. Вот возможные причины частых ошибок:

    • Опоздать на встречу, из-за того что не удалось встать в нужное время.
    • Получить выговор за срыв проекта, потому что вы не удосужились спросить пояснений.
    • Провалиться на экзамене из-за халатного отношения к учебе.
  8. Изображение с названием Accept Mistakes and Learn from Them Step 18

    8

    Дайте себе время. Иногда, чтобы извлечь урок из ошибки, ее нужно допустить. Но это работает не всегда. Во многих случаях мы многократно повторяем ошибку, чтобы извлечь из нее выводы. Иногда невозможно во всем разобраться с первого раза, поэтому не бойтесь повторить одну и ту же ошибку несколько раз.[27]

    Реклама

Советы

  • Научитесь прощать себя за повторение одной и той же ошибки. Вполне нормально, если определенная область знаний дается вам со сложностями.

Реклама

Предупреждения

  • Не нужно полагать, будто у вас иммунитет к ошибкам, даже если вы успешно справляетесь со многими делами. Так вам будет сложнее справиться с ошибкой, когда она произойдет.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 9907 раз.

Была ли эта статья полезной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На приоре выдает ошибку 4 что это
  • На реле напряжения горит индикатор ошибки
  • На минуту дождь утихает и застучит вновь ошибка
  • На принтере ошибка памяти расходных материалов что делать
  • На реке оке найди и исправь ошибки