На обоих сторонах листа был напечатан текст ошибки

Вопрос № 8 в ЕГЭ по русскому языку. Таблица видов грамматических ошибок

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

№ п-п

Виды ошибок

Примеры предложений с ошибкой

1

Неправильное построение с деепричастным оборотом

Ощущая неприязнь одноклассников, моё настроение упало.

(Ощущая неприязнь одноклассников, Я расстроился.)

2

… с причастным оборотом

Эти люди сделали многое, отдавшие жизнь за свободу.

(Эти люди, отдавшие жизнь за свободу, сделали многое.

3

Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.

Не вечно ни юность, ни лето. (ед.ч., мн.ч.)

Не вечнЫ ни юность, ни лето. (мн.ч., мн.ч.)

4

…падежная форма существительного или местоимения с предлогом

Благодаря (согласно, вопреки) расписания…

Благодаря (ЧЕМУ?) расписанию…

По окончаниИ (используем Пр.п.) – (об)  окончаниИ

5

… с несогласованным приложением (название в кавычках)

В романе «Войне и мире» более 600 героев.

В романе «Война и мир»…

6

…с однородными чл. предлож.

Не только мы, а также соседи были удивлены.

Не только мы, но и соседи… Как мы, так и соседи…

7

.. с косвенной речью (это пересказ прямой речи)

Базаров говорил, что мой дед землю пахал.

Базаров говорил, что ЕГО (3 лицо) дед землю пахал.

8

..в сложном предложении

Родители обещали то, что летом поедем к морю.

Родители обещали, что летом поедем к морю.

9

Вид и время глаголов разное

Писатель считал эту версию ошибкой и изображает

Писатель считал эту версию ошибкой и изображал

10

…с именем числительным

В обоих руках (в обеих руках!) но: в обоих глазах

11

Нарушен порядок слов

И только был кот Васька доволен. И был только кот Васька доволен. (частица усиливает существительное)

Тест 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3). Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.

7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.

9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

Тест 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков.

6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер.

7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей.

9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Тест 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки.

6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.

7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

8) Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму.

9). Я очень сожалею за случившееся.

Тест 4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление имени числительного

1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.

6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

8) Александр был хорошим партнёром в игре в теннис.

9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали.

Тест 5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с косвенной речью

1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом.

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах.

7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки.

8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут.

9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

Тест 6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Уходя домой, нужно выключать оборудование.

Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. 

6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.

8) Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат.

9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

Тест 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию.

Б) неправильное употребление имени числительного

2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

5). Около семиста студентов обучаются в колледже

6).Большинство, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.

7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.

8) В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни.

9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы.

Тест 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает.

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя.

6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белое солнца пустыни”, легко узнает цитаты из него.

7) Занятия шли согласно расписанию, составленному в начале сентября.

8) Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату.

9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ.

Тест 9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал.

6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе.

7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

8) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра.

9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены.

Тест 10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членам

1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы..

В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят.

Д) неправильное употребление имени числительного

5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.

6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране.

7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

8) Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер.

9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Тест 11

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Но не вечно ни юность, ни лето.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я  в товарищах моих.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.

6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса.

7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”.

8) Ощущая неприязненное отношение одноклассников, моё настроение упало.

9) Как успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека.

 Ответы:

А

Б

В

Г

Д

1

5

9

4

3

1

2

4

7

3

1

9

3

9

3

2

8

7

4

4

3

2

1

6

5

4

8

5

1

9

6

8

3

2

9

6

7

8

5

7

6

2

8

4

6

5

1

3

9

3

5

1

6

2

10

5

9

7

6

1

11

4

5

7

1

2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2. неправильное построение предложения с причастным оборотом

3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4. неправильное употребление падежной формы сущест. с  предлогом

5. нарушение в построении несогласованного приложения

6. ошибка в построении с однородными членами  предложения

7. неправильное построение предлож. с  косвенной речью

8. нарушение видовременной соотнесённости глаголов

9. неправильное употребление имени числительного

10. ошибка в построении сложного предложения с разной связью

11. нарушение порядка слов в предложении

№ I                                   ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Но не вечно ни юность, ни лето.
  1. Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
  1. Вопреки распространённого суеверия, женщины приносят удачу на корабле.
  1. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 
  1. Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.
  1. И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса.
  1. Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману «Братьям Карамазовым».
  1. Ощущая неприязненное отношение одноклассников, моё настроение упало.
  1. Как успехи, но и неудачи бывают в жизни каждого человека.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ II                                    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.
  1. Когда брат просыпался, я собираюсь в школу.
  1. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
  1. Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает.
  1. В журнале «Юности» опубликована новая повесть известного писателя.
  1. Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Белое солнце пустыни», легко узнаёт цитаты из него.
  1. Занятия шли согласно расписания, составленному в начале сентября.
  1. Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату.
  1. Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ III                                   ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
  1. Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.
  1. Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  1. Довольно скоро с пьесой «Ревизором», написанной Н.В.Гоголем, познакомились все его друзья.
  1. Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.
  1. Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.
  1. Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
  1. Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.
  1. Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ IV                                      ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. По окончании спектакля в театре «Сатириконе» зрители долго не расходились.
  1. Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.
  1. Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.
  1. На обоих сторонах листа,  лежавшего на столе, был напечатан текст.
  1. Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.
  1. Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
  1. Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.
  1. Александр был хорошим партнёром в игре в теннис.
  1. Когда ночь была спокойна, но люди не спали.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ V                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
  1. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник.
  1. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.
  1. Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы
  1. Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал.
  1. Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе.
  1. Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
  1. Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра.
  1. По приезде в гостиницу «Аврору» спортсмены были быстро поселены.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ VI                                         ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Обычно молодежь является носителями передовых идей.
  1. Лёд блестит под ногами, тающий на солнце.
  1. Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мне запомнилась проблема одиночества.
  1. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
  1. Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков.
  1. Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер.
  1. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
  1. По приезду в Петербург туристы с парома «Анастасия» сразу же отправились в Русский Музей.
  1. Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ VII                                              ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Дима признался, что я сегодня не готов к занятию.
  1. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
  1. В картине «Спящем пастушке» А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
  1. Очистив улицы и дворы от мусора, были  потом посажены цветы и деревья.
  1. Около семиста студентов обучаются в колледже.
  1. Большинство, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
  1. Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.
  1. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни.
  1. По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№VIII                                   ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты.
  1. Надо осознавать в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы.
  1. Прохожий спросил отца, не знаю ли я, где находится гостиница «Курск».
  1. Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят.
  1. Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.
  1. СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране.
  1. Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
  1. Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер.
  1. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ IX                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. В повести «Привычное дело» отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века.
  1. Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившийся в нашем городе.
  1. ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.
  1. Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается.
  1. Когда в солнечный день, то видно, как по небу плывут паутинки.
  1. Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.
  1. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 
  1. Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму.
  1. Я очень сожалею за случившееся.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ X                                  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Уходя домой, нужно выключать оборудование.
  1. В своей книге «Игре престолов»,  опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.
  1. Это был тот самый аргумент, который нам не хватало.
  1. Семён требовал, что подавай ему новый ноутбук.
  1. Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. 
  1. Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.
  1. Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
  1. Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат.
  1. Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

Напротив каждого предложения укажите номер грамматической ошибки из перечня (1-11), данного выше.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а

3

6

8

5

1

3

7

9

нет

нет

б

7

8

4

3

4

2

6

10

1

5

в

4

2

3

6

2

1

5

7

3

10

г

2

10

5

9

10

10

1

8

8

7

д

8

5

2

1

8

нет

9

6

10

6

е

10

3

1

8

3

нет

3

3

7

4

ж

5

4

7

7

6

6

10

нет

2

нет

з

1

7

6

4

7

4

2

нет

6

1

и

6

1

10

10

5

7

4

1

4

3

БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

 Вид ошибки

 Пример

а)

В употреблении рода и числа существительных. 

Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

б)

В образовании форм прилагательных. 

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

в)

В употреблении формы местоимения. 

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

г)

В употреблении форм числительных. 

На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

д)

В употреблении форм глаголов. 

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

е)

В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

ж)

В употреблении деепричастий. 

На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

 Вид ошибки

 Пример

а)

Смешение предлогов
ИЗ и С (со)
В и НА
ОТ и С
ЧЕРЕЗ и ИЗ-ЗА 

Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 

б)

Отсутствие предлога. 

Нельзя не приклоняться его героизмом

в)

Наличие ненужного предлога. 

Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

 Вид ошибки

 Пример

а)

Падежная форма управляемого существительного. 

Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

б)

Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

в)

При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

 Вид ошибки

 Пример

а)

Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

б)

Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

в)

Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

г)

Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

д)

Ошибочное местоположение предлога. 

Через часа два спор закончился (часа через два) 

е)

Ошибочное местоположение составного союза. 

Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

ж)

Ошибочное местоположение частицы бы. 

Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

б) 

Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

в) 

Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

г) 

Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

д) 

Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

е) 

Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

ж) 

Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смешение действительных и страдательных причастий. 

Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

б) 

Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

в) 

Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

г) 

Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

б) 

Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

в) 

Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

г) 

Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

д) 

Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

б) 

Употребление противительного союза вместо соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

в) 

Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

 Вид ошибки

 Пример

а) 

Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

б) 

Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

в) 

Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

г) 

Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

д) 

Пропуск части составного союза. 

Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

е) 

Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

ж) 

Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

з) 

Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

и) 

Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Упражнение № 1

Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.

6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

8) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.

9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.

12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.

Упражнение № 2

Ошибка: неправильное употребление имени числительного

1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

7) Двое тигров охотились на антилоп.

8) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

10) По обоим сторонам дороги росли липы.

11) Обое ребята были чем-то озабочены.

12) Во дворе установили три качели.

13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.

Упражнение № 3

Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.

2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.

6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.

7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
8) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.

Упражнение № 4

Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика

М. В. Ломоносова.

4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения

5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

8) В лесу растут много деревьев.

9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.

13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

Упражнение № 5

Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

8) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.

11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Упражнение № 6

Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

8) Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.

11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.

12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.

Упражнение № 7

Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

8) Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы

12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Упражнение № 8

Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.

5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..

7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.

8) Приступая к сочинению, надо составить план работы.

9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

10)  Перелезая через забор, высота его меня поразила.

11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.

12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.

Упражнение № 9

Ошибка в построении сложного предложения

1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

8) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.

11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.

12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Упражнение № 10

Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

6)  Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.  

7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!

8) Отец сказал, что я вернусь поздно.

9) Дети закричали, что «мы не виноваты».

10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.

11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Упражнение № 11

Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

  1. Через дня четыре он добрался до своей деревни.

5)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 12

   Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.

  1. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.

3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.

4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.

5) Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 13

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.

  1. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.

4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 14

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

nurmatovaasel

Исправьте ошибки пожалуйста
Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам.
Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории.
В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве.
На обоих сторонах листа был напечатан текст.
Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома.
На деревьях сидели птички, весело поя песни.

amastapova

Светило науки — 7912 ответов — 106198 раз оказано помощи

Он ударился о край бордюрА.НачалАсь подготовкА к выпускным экзаменам. Ещё более интереснО- обратиться к примерам из истории. В автобиографических воспоминаниях Горький писал о СВОЕМ тяжёлом детстве. На обЕих сторонах листа был напечатан текст. Девочка играла с плюшевым с плюшевым медведем. Он залЕЗАЕТ на крышу дома. На деревьях сидели птички И весело ПЕЛИ песни.

Исправьте ошибки пожалуйста

Он ударился о край бордюры.

Начались подготовки к выпускным экзаменам.

Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории.

В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве.

На обоих сторонах листа был напечатан текст.

Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем.

Он залазит на крышу дома.

На деревьях сидели птички, весело поя песни.

На этой странице находится вопрос Исправьте ошибки пожалуйстаОн ударился о край бордюры?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Оглавление

  1. 1 Классификация грамматических ошибок
    1. 1.1 Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами
    2. 1.2 Ошибки в употреблении предлогов
    3. 1.3 Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
    4. 1.4 Ошибки в построении предложений с однородными членами
    5. 1.5 Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
    6. 1.6 Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
    7. 1.7 Ошибки в построении сложносочинённых предложений
    8. 1.8 Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
    9. 1.9 Стилистические ошибки

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

   Вид ошибки  Пример
а) В употреблении рода и числа существительных.  Он ударился о край бордюры.
Начались подготовки к выпускным экзаменам. 
б) В образовании форм прилагательных.  Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 
в) В употреблении формы местоимения.  В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 
г) В употреблении форм числительных.  На обоих сторонах листа был напечатан текст. 
д) В употреблении форм глаголов.  Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных.  С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 
ж) В употреблении деепричастий.  На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

Ошибки в употреблении предлогов

   Вид ошибки  Пример
а) Смешение предлогов
из и с (со)
в и на
от и с
через и из-за 
Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
От утра до вечера он трудился в своей редакции.
Он чуть не погиб через предательство друга. 
б) Отсутствие предлога.  Нельзя не приклоняться его героизмом
в) Наличие ненужного предлога.  Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

   Вид ошибки  Пример
а) Падежная форма управляемого существительного.  Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 
б) Общее зависимое слово при однородных сказуемых.  Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 
в) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи.  Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

   Вид ошибки  Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.  О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.  Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова.  Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.  В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 
д) Ошибочное местоположение предлога.  Через часа два спор закончился (часа через два) 
е) Ошибочное местоположение составного союза.  Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 
ж) Ошибочное местоположение частицы бы.  Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

Ошибки в построении предложений с однородными членами

   Вид ошибки  Пример
а)  Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах.  Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
б)  Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого.  Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
в)  Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых.  Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 
г)  Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного.  Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 
д)  Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного.  Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 
е)  Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении.  Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 
ж)  Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.  В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Смешение действительных и страдательных причастий.  Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 
б)  Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного.  Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 
в)  Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова.  Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 
г)  Нагромождение причастных конструкций.  Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

   Вид ошибки  Пример
а)  Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам.  Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 
б)  Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении. Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 
в)  Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного.  Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 
г)  Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд.  Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 
д)  Нагромождение деепричастных конструкций.  Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Ошибки в построении сложносочинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного.  Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 
б)  Употребление противительного союза вместо соединительного.  Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 
в)  Тавтология, (повторение) при употреблении союзов.  Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

   Вид ошибки  Пример
а)  Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении.  Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 
б)  Неоправданное соседство двух подчинительных союзов.  Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 
в)  Употребление лишнего указательного слова в главном предложении.  Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
г)  Отсутствие в главном предложении указательного слова.  Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 
д)  Пропуск части составного союза.  Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 
е)  Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология).  Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 
ж)  Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях.  Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
з)  Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота.  Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 
и)  Придаточное предложение оформляется как самостоятельное.  Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

Стилистические ошибки

   Вид ошибки  Пример 
а)  Смешение в одном тексте языковых средств с разной стилевой окрашенностью.  Автор рисует Григория Мелехова, смелого казака, но со своими тараканами в голове. 
б)  Употребление речевых штампов.  Образ главного героя оказал большое влияние на читателей. 
в)  Употребление канцеляризмов (слов официально-делового стиля).  Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что эта проблема является вечной и всегда актуальной. 
г)  Неуместное использование фразеологизмов.  Он работал засучив рукава на благо родины и семьи. 

    В качестве практических заданий предлагаем вам фрагменты из работ учащихся. 

    Найдите ошибки и постарайтесь исправить их.

Упражнение № 1

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

  1. В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.
  2. Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.
  3. В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.
  4. Через дня четыре он добрался до своей деревни,
  5.  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

Упражнение № 2

    Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

  1. Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.
  2. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.
  3. Через подобные ситуации порой гибнут люди.
  4. Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.
  5. Они перестают понимать и доверять друг другу.

Упражнение № 3

    Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

  1. Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.
  2. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.
  3. Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.
  4. Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.
  5. Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

Упражнение № 4

    В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

    Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

    В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

Упражнение № 5

 Распределите предложения со стилистическими ошибками в три группы: 1) смешение лексики разных стилей; 2) употребление канцеляризмов; 3) речевые штампы. Постарайтесь перестроить конструкции в соответствии с нормой.

    1. В деревенском очаге культуры был настоящий дубак. 2. Иногда бывает так: человек сам много читает и знает, но не проводит среди населения разъяснительную работу. 3. Автор доводит до сведения читателей свои мысли по этому поводу. 4. Наташа Ростова любила одного парня, а руку и сердце хотела отдать другому. 5. Любой человек может попасть в трудную жизненную ситуацию, и нечего корчить из себя неуязвимого. 6. В водной среде водились щуки, караси, а также мелкие пескари. 7. Образ Андрея Болконского – типичный пример для подражания. 8. Беззаветный патриотизм и сила духа характеризуют героя этого очерка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На обеих коленях были царапины исправить ошибку
  • На сайте налоговой ошибка получения данных
  • На сайте возникла критическая ошибка wp admin
  • На сайте возникла критическая ошибка wordpress что делать
  • На ошибках учатся синонимы