Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
---|---|
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Корабль «Арктика» считалась долгое время самым крупным атомным ледоколом. |
Правильный ответ: 79812|7 9 8 1 2
Пояснение
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
Подлежащее «идея» не выполняет действие, выраженное деепричастным оборотом «Сформулировав в сочинении собственное мнение».
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
9) Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижению ими четырнадцатилетнего возраста.
Паспорт гражданина Российской Федерации выдаётся юноше или девушке по достижении ими четырнадцатилетнего возраста.
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
На минуту дождь утихает и застучит вновь.
На минуту дождь утихает и стучит вновь.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) Корабль «Арктика» считалась долгое время самым крупным атомным ледоколом.
Корабль «Арктика» считался долгое время самым крупным атомным ледоколом.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
2) Л.Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».
Л.Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала мысль семейная.
Источник:
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 17.
Связи с вариантами
Тренировочные упражнения по теме «Типы грамматических ошибок»
К зад. № 8 ЕГЭ по русскому языку
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- По окончании спектакля в театре «Современнике» долго не смолкали аплодисменты.
Тип ошибки
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Правильный вариант
- По окончании спектакля в театре «Современник» долго не смолкали аплодисменты.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- В 2014 году Сочи стали столицей Зимних Олимпийских игр.
Тип ошибки
- Нарушении связи между подлежащим и сказуемым
Правильный вариант
- В 2014 году Сочи стал столицей Зимних Олимпийских игр.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Тип ошибки
- Ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Правильный вариант
- Когда герой опомнился, было уже поздно.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Чеховский интеллигент был человеком, сочетавший порядочность с неумением осуществлять свои идеалы.
Тип ошибки
- Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Правильный вариант
- Чеховский интеллигент был человек ом , сочетавш им порядочность с неумением осуществлять свои идеалы.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Оказавшись на дрейфующей льдине, рыбаки рассчитывали и верили в спасение.
Тип ошибки
- Ошибка в построении предложения
с однородными членами предложения
Правильный вариант
- Оказавшись на дрейфующей льдине, рыбаки рассчитывали на спасение и верили в него.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал ещё в детстве.
Тип ошибки
- Ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Правильный вариант
- Эта книга, которую
я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить друзей.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Л. Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» меня волновала мысль семейная».
Тип ошибки
- Неправильное построение предложения с косвенной речью
Правильный вариант
- Л. Н. Толстой писал, что «в романе «Анна Каренина» его «волновала мысль семейная».
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
Тип ошибки
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Возможные варианты
- Формулируя в сочинении собственное мнение, я пришёл к неожиданной идее.
- При формулировке в сочинении собственного мнения у меня возникла неожиданная идея.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.
Тип ошибки
- Неправильное употребление падежной формы существительного
с предлогом
Правильный вариант
- Благодаря активн ому участи ю волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- На минуту дождь утихает и застучит вновь.
Тип ошибки
- Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Правильный вариант
- На минуту дождь
(что делает?) утихает и (что делает?) стучит вновь.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- В 2012 году журнал «Природа» отметила свой столетний юбилей.
Тип ошибки
- Нарушении связи между подлежащим и сказуемым
Правильный вариант
- В 2012 году журнал «Природа» отметил свой столетний юбилей.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Хозяин послал за проводником, сумеющего показать дорогу ночью.
Тип ошибки
- Нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Правильный вариант
- Хозяин послал за проводник ом , сумеющ им показать дорогу ночью.
Что здесь не так? Укажите тип ошибки
- Регулярно занимаясь спортом, мышцы становятся более упругими.
Тип ошибки
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Возможные варианты
- При регулярных занятиях спортом мышцы становятся более упругими.
- Регулярно занимаясь спортом, я ощутил , как мышцы становятся более упругими.
1)Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.
2) нарушение видовременной соотнегенности глагольных форм
На минуту дождь утихает и застучит вновь.
3)неправильное построение предложения с косвенной речью.
Л. Н. Толстой писал, что \»в романе\» Анна Каренина\» меня волновала мысль семейная.
Как правильно сказать? Объясните пожалуйста!
Светило науки — 42 ответа — 0 раз оказано помощи
1) Благодаря активному участию волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне.
2) На минуту дождь утихнет и застучит вновь.
3) Л.Н.Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала мысль семейная.
ЕГЭ_2016
Автор-составитель
Беспалова Т. В.
Задание
7
(по
сборнику «ЕГЭ
2016 Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов» под ред. И. П. Цыбулько)
№ |
Виды ошибок |
Примеры с ошибками |
Исправленные примеры |
1 |
неправильное употребление |
||
Предлоги Предлоги |
Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплых Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез |
Вопреки распространённому мнению, верблюды не хранят воду в своих горбах. Благодаря тёплым Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез |
|
2 |
неправильное употребление имени числительного |
||
Собирательные — — — |
Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в |
Три одноклассницы: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях. Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в |
|
3 |
нарушение видовременной |
||
Однородные |
И.С. |
И.С. |
|
4 |
нарушение связи между |
||
Нарушение Нарушение Нарушение [Относительное |
До Весь МГУ было основано в 1755г. по Все, кто побывал в Крыму, увёз с Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм Те, |
До Весь МГУ был основан в 1755г. по Все, кто побывал в Крыму, увезли с собой Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм Те, кто |
|
5 |
ошибка в |
||
Неправильное Совмещение Объединенные |
Сёстры Созданы благоприятные условия не только для опубликования Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом. |
Сёстры Созданы благоприятные условия не только для опубликования Девушка, Складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и восхищается им. |
|
6 |
нарушение в построении |
||
Ошибка [После |
В Горячо |
В Горячо |
|
7 |
нарушение в построении |
||
Ошибка Разрыв Ошибка |
В Приготовленные оладьи мамой Лес тянется с севера на юг, состоящий |
В Приготовленные Лес, состоящий только из хвойных |
|
8 |
неправильное построение |
||
Дееприч. Дееприч. |
Изображая Пользуясь |
Изображая Пользуясь |
|
9 |
ошибка в построении |
||
Нарушение границ предложения. Разрыв Неоправданное Неоправданное Одновременное |
Когда Игру Читая Она Незнакомец |
Я Игру, Читая Она Незнакомец |
|
10 |
неправильное |
||
В |
Лингвист |
Лингвист |
1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении В) нарушение в несогласованным Г) нарушение Д) неправильное |
1) Мне 2) Те, 3)По приезде в 4) 5) 6) Это 7) 9) |
2
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) нарушение в Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение предложения с деепричастным Г) неправильное построение Д) неправильное употребление с |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 9) Анализируя |
3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В 3)Активисты 4)Корневище 5)Чеховский 6)Оплатив 7)Эта 8)В 9)Оказавшись |
4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2) 3) 4) 5)Метелица 6) 7)Сформулировав 9) |
5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) Д) неправильное употребление |
1) 2)Когда 3)Журнал 4)Регулярно 5)Яркие 6)Сверху, 7)Настоящий 8)Отправляя 9)МГУ |
6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) В) Г) Д) |
1) 4)Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. 7)Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль 8)В 9)Дневной свет, который заливает |
7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) |
1) 2) 3)До 4)Владимир 5)Те, 6)Учёные 7)Новый 8)Школьники нашего села 9)Он |
8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) неправильное |
1) 2)Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения. 3)Дом, 4)Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха. 5)Картина «Купание красного коня», которую создал в 1912 году художник 6)Одним из художников, 7)Согласно Красной книги языков народов 8)Транслятор Лаврова благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции приобрёл большую популярность. 9)Те, кто предлагает образовательные услуги, принимает перед государством обязательство давать качественное образование. |
9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) несогласованным Г) Д) неправильное |
1) 2)Трое одноклассниц: Виктория, 3)По 4)А. С. Пушкин стремился изучить не только народную поэтику, но 5)Целью созданного 6)Немногим известна история 7)Благодаря тёплых дней 8)Удивительный 9)Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будет примером для подрастающего поколения. |
10
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Пётр чувствовал о том, как слипаются от 3)В 4)К концу 1840-х 5)Те, кто хоть 6)Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звездочке». 7)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена 8)Гумилёв объявил стихосложение 9)Один |
11
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Весь 3)М. 4)«Дама в голубом» (портрет художницы Е. М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли 5)Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг. 6)Тщеславие и глупость высмеиваются И. А. Крыловым в басне «Вороне и 7)По 8)Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня. 9)Без |
12
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении предложения В) Г) Д) |
1) 2)Создавая веб—сайт, это кажется многим сложным. 3)В 4)Египетский 5)Отдавая заказы 6)Администрация школы, прежде всего‘ директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов. 7)Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере. 8)И 9)Смысл, |
13
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) ошибка в построении В) Г) Д) |
1) 2)В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг. 3)Поезд не задержался, он 4)В «Диком помещике» М.Е. Салтыков-Щедрин наглядно рисует богатого барина, 5)Мы спросили, что вправе 6)3агранпаспорт 7)Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает 8)Приходя на концерт симфонического оркестра, я 9)Внешняя композиция, которую определяет деление трилогии на книги и разделы, сочетается с более сложной внутренней композицией — |
14
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Фруктоза 3)Сразу 4)Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в 5)Бабушка 6)Этот 7)Все, кто побывал в Долине 8)Художественная 9)Первыми, |
15
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных. 3)Я знаю, что язык ——— самая живая и прочная 4)Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень». 5)Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в 6)Внимательно наблюдая за отдельными животными, ученые выявили некоторые 7)В рассказе КГ. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского. 8)В 9)Посвященная жизни и творчеству автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» выставка, которую туляки открыли |
16
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Активисты общественных движений забыли о разногласиях 3)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей для компьютерных игр. 4)Те, кто не изучает 5)Максим Максимыч упрекает Печорина в том, что почему он 6)Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море. 7)В новом романе Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» изображены 8)Снег шёл не переставая 9)Детский коллектив школы искусств к празднику — |
17
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне лапу. 3)Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре. 4)Ученые рассказывали о своей деятельности, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги». 5)В 6)Определяя значение непонятных слов, мной овладели 7)Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка». 8)Все выступающие твёрдо уверены в необходимости продолжить дискуссию 9)Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли. |
18
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)3адержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что «я буду рада всех вас видеть в 3)Исполняя эту роль, у зрителей возникло двойственное чувство от игры актера. 4)Все, кто присутствовал на 5)В 6)Ночь опускается на город и скрыла его во мраке. 7)Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода. 8)Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной 9)С |
19
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В сюжете «Отцов и детей» важное место занимают идеологические 3)Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше 4)В северной части острова Калимантан сделаны новые фотографии одного из наименее изученных видов кошачьих — калимантанской кошки, которая долго считалась полностью уничтоженной. 5)Согласно древнерусских летописных источников первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. 6)Лишь увидев плот «Кон-Тики», можно оценить геройство тех, кто осмелился плыть на 7)Все, кто написал рецензию на «отлично», дал глубокий анализ произведения и 8)Рассматривая наскальные изображения 9)Вдохновение — это состояние, при котором человек работает во всю свою силу. |
20
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)О 3)Среди сподвижников 4)Все, кто любит русскую культуру, знает имена А.С Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. 5)Тренер 6)Пятерым медицинским 7)А.С. 8)Можно 9)Комната, вместив в себя огромное количество мебели, не |
21
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Те, кто не раз помогали писателю в трудные годы, навсегда останутся в его памяти 3)С 4)Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, 5)Мне хотелось бы заметить 6)Одной из острых глобальных экологических проблем является изменение климата на Земле, которое происходит в результате так называемого парникового эффекта. 7)Белые 8)Сюжет 9)По |
22
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Работая над сочинением, 3)Девушка входит в зал и не обратила на 4)Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что это одно из самых прекрасных зрелищ. 6)Одной из самых известных раскольниц, судьба которой заинтересовала В. И. Сурикова, была боярыня Феодосья Морозова. 7)Проект этого автомобиля будущего принадлежит дизайнеру, известному своими разработками автомобилей 8)Благодаря дружбы с семьей Аксакова по приезде из 9)Ландыш — цветок, с древних времён |
23
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых 3)Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается 4)Случайно встретившись, двое 5)Все, кто знал великого 6)Те, кто побывал в 8)Если бы не нашлись свидетели, неизвестно, как обернулось бы ничего не знает». |
24
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас 3)В 4)И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот 5)Цветок 6)Невозможно 7)Одним 8)Развитие 9)Блажен, |
25
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному. 3)Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, 4)Те, кто увлечённо работает 5)Разбивая виноградники, большое значение имеют географические факторы. 6)Даниель Дефо (1660-1731 гг.) — английский писатель, автор известного 7)Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения. 8)Анатоль Франс писал, что «учиться надо только весело, переваривая знания, 9)Прочитав роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», я задумался |
26
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) нарушение В) Г) Д) |
1) 2)Ядро Земли — самая горячая и из железа и никеля. 3)В городе создана специальная 4)У 5)Картину «Боярыню Морозову» В.И. Суриков создавал в течение ряда лет. 6)Кирила Петрович спросил Машу, где ты была весь вечер. 7)Надо помогать детям расти и 8)Циолковский писал, что 9)Поэт должен уметь передать настроение, которое пробудило в его |
27
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 3)А.С. 4)Девушка, сидевшая у 5)В 7)Уезжая в командировку, отцом было обещано, что он обязательно вернется 8)Надя 9)Крестьяне, |
28
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Дорога 3)На уроке литературы 4)Осенью колосья 5)Изучая растения средней полосы, используется озеленение участков. 6)Грибники вышли на 7)О 8)Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 9)Я |
29
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Я 3)Многих читателей журналов в 4)Пугачёв сказал Гринёву, что ты 5)Мы прислушались к странному гулу, доносившемуся со стороны реки. 6)Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты. 7)Наперекор мнения родителей 8)Пользуясь 9)Егорушка |
30
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Ф. И. Тютчев написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. 3)Солнце перед самым закатом 4)Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались построить 5)Те, кто никогда не был на колокольне Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве. 6)Лесные поляны 7)Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 8)Когда учитель узнал о конфликте, он не обсуждает его с классом. 9)Подъезжая к городу, мне встретился |
31
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. 3)Преподаватель напомнил о том, что 4)Созданы благоприятные условия не только для опубликования 5)Менеджер согласился подтвердить о том, что вещь находится на 6)Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объем перевозок на уровне прошлого года. 7)Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются. 8)У учёных, обнаружив в 9)Все творчество писателя Евгения Носова есть большая мудрая книга, |
32
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Между 3)Все, кто любит поэзию, 4)В 5)Благодаря частицам, которые двигаются равномерно, происходит излучение 6)На 7)Прочитав 8)Недалеко 9)Во |
33
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Основным 3)Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто 4)Ф. 5)Благодаря 6)В 7)Пользуясь 8)В 9)Подъезжая |
34
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)Когда 3)Лётчик 4)Л. 5)Водитель 6)Перед 7)Когда 8)Все 9)В |
35
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1)Благодаря 2)Сёстры 3) 4) 5) 6) 7) 9) |
36
ГРАММАТИЧЕСКИЕ А) Б) В) Г) Д) |
1) 2)В 3)Спор 4)Лингвист 5)Игру 6)Среди 7)Став столицей Олимпийских игр, в Сочи было 8)Участник 9)Художественный |
ИКР 11 класс 11 мая
Оценивание работы:
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
Менее 6 |
6-11 |
12-15 |
16-17 |
Контрольная работа
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
килограмм ПОМИДОРОВ
в ДВЕ тысячи пятом году
посмотрел БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ
2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом |
1) В 2012 г. журнал «Природа» отметила свой столетний юбилей. |
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
2) Л.Н. Толстой писал, что «в романе “Анна Каренина” меня волновала мысль семейная». |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
3) За это время было создано государство, которое сумело справиться со всеми внешними врагами. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для предприятия. |
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью |
5) Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь. |
6) Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. |
|
7) Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея. |
|
|
|
9) Благодаря активного участия волонтёров Олимпиада прошла на высоком уровне. |
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Величественное животное (1) застывшее в нескольких десятках метров от нас (2) качнуло своими ветвистыми рогами (3) и (4) сорвавшись с места (5) скрылось в чаще.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Должно быть (1) ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали (2) кажется (3) что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой.
5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В горах прошли дожди (1) и (2) если мост через реку сорван (3) то геологам придётся дожидаться полного спада воды (4) чтобы добраться до базы.
Прочитайте текст. Выполните задания 7-10
(1)3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?
(2)Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте ещё раз, в третий раз. (9)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим.
(10)«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13)Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злочастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы — всё, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам.
(19)«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все — она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.
(22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. (24)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(32)Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37)Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — своё время.
(39)Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение — вот лучшее учение». (40)3агляните в «Словарь языка Пушкина» на слова «книга» и «чтение». (41)Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.
(По Д.С. Лихачёву*)
*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999 гг.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук.
7. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- «Бескорыстному» чтению научили рассказчика его родители.
- Под «бескорыстным» чтением автор понимает невнимательное прочтение книг.
- Классические произведения не способны дать ответы на все вопросы сегодняшнего дня.
- В произведениях Пушкина его любимые герои читают книги.
- Рассказчик призывает читателей перестать смотреть телевизор.
8. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- Предложение 4 обобщает содержание предложений 2—3.
- В предложении 8 представлено описание.
- В предложении 12 представлено повествование.
- В предложениях 34—35 представлено рассуждение.
- Предложение 37 называет причину того, о чём говорится в предложении 38.
9. Среди предложений 32—38 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
10. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 7-8. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответствующие буквам, по порядку.
«В “Письмах о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёв целую главу посвятил книгам, к которым относится с трепетом и любовью, о чём свидетельствует троп — ______(А) (“[литература] служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей” в предложении 3). И эту любовь публицист стремится привить читателям, с которыми ведёт диалог, говорит просто, по душам, в чём ему помогает использование приёма — ______(Б) (предложения 22-23), синтаксического средства — ______(В) (предложения 7, 9, 12). Для большей убедительности автор использует приём — ______(Г) (предложение 39)».
Список терминов:
- восклицательные предложения
- вопросно-ответная форма изложения
- разговорная лексика
- анафора
- метафора
- метонимия
- цитирование
- риторические обращения
- вставные конструкции