На лыжном кроссе участвовал весь класс ошибка

Синтаксическая норма

Синтаксическая
норма

  1. Употребление
    предлогов.

         Предлог по употребляется
с существительными в дательном падеже.
(Скучать по комупо нему итд., по
вас
по нас сохраняют старую
форму предложного падежа. Форма по
вам, по нам 
считается не нормативной.

Предлоги в,
на 
употребляются, если речь идет
о пребывании в каком-либо месте или
движение в определенное место. ( В
деревне, в саду, на стул, на дерево). С
названиями географических мест (
деревень, краев, городов) употребляется
предлог в — в Воронеже…,
с названиями островов используется
предлог на — на Бали.

Если
же речь идет о горных массивах, то
предлог на используется с
существительными единственного числа,
а в — множественного числа.
(На Эльбрусе, в Альпах)

  1. Однородные
    члены, имеющие общее зависимое слово,
    но требующие разного управления,
    необходимо разбивать, употребляя
    местоимение (сбор, обмен информации –
    Сбор информации и обмен ею).

  2. При
    подлежащем, выраженном собирательным
    существительным (большинство, число,
    часть, ряд) и собирательными числительными
    (пятеро, четверо), сказуемое употребляется
    во множественном числе, если действие
    было активным и осознанным (часть
    депутатов проголосовали), и в единственном
    числе, если действие пассивное
    (большинство лампочек перегорело).

  3. При
    существительных мужского рода, называющих
    женщин по профессии, определение
    ставится в мужском роде, а сказуемое —
    в женском. (Опытный повар обработала
    помещение)

  4. Употребление
    деепричастий. Деепричастие всегда
    обозначает действие (второстепенное
    и предварительное) того же лица, которое
    выполняет главное действие. (Ничуть не
    смутившись, она быстро прошла мимо
    изумленной публики).

ЗАДАНИЕ:

Ознакомиться с теоретическим материалом. Составить таблицу: Знаки препинания в сложном предложении. Составить диалог на любую тему.
Выполнить практическую работу №5.

Практическая работа №5

Синтаксическая норма

Цель работы: отработать умения строить предложения и словосочетания в соответствии с синтаксической нормой.

Задачи: 1. Формирование и развитие способности фиксировать внимание на синтаксических особенностях звучащей речи, а также анализировать её с точки зрения соблюдения синтаксической нормы.

  1. Языковое самообразование речевое самосовершенствование студентов.

    Оборудование: 1. Словарь управления слов в русском языке.

2. Толковый словарь русского языка.

  1. Раздаточный материал «Синтаксическая норма»

    Ход работы

1. Выполнить задания:

1.1. Выпишите предложения с неверным порядком слов. Исправьте предложения

  1. Облака надвигались друг на друга.

  2. Ведь только такой человек может видеть и понимать природу как Левитан.

  3. Он очень выразительно читает стихи.

  4. Наставник не всегда с учеником беседует а это необходимо.

  5. В последнее время появилось много новых аббревиатур.

1.2. Согласуйте подлежащее и сказуемое. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило защитили) курсовой проект.

2. Несколько всадников (показалось показались) на другом берегу.

3. Лев с барсом (вел вели) предолгую войну.

4. Музей — квартира Булгакова (приобрел приобрела) его личные вещи.

5. Команда «Сконто» значительно (обновило обновила) состав нападающих.

    1.3. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях

1. Нужно проявлять большую заботу к детям.

2. Сережа бросился в постель уткнувшись подушкой.

3. Эти факты говорят за то что школьники совсем перестали читать.

4. На лыжном кроссе участвовал весь класс.

5. Писатель ярко показал о тех качествах которые не украшают человека.

1.4. Выпишите предложения в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

  1. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.

  2. Оказавшись на побережье, мы собрали ракушки.

  3. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

  4. Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.

  5. Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.

    1.5. Найдите ошибки объясните их. Исправьте предложения

1. По окончанию школы я могу идти на второй курс института.

2. Ряд рижских школ точно будут бастовать.

3. Потерпевшего Юрия соседи утверждают что около полудня в квартире был слышен шум.

4. Беседа с заведующим финансового отдела прошла безрезультативно.

    5. Начав писать в это время в его первых стихах четко выражены мотивы протеста и тоски.

    2. Сделайте вывод

1. Отметьте неверные высказывания.

Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.

Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление.

Синтаксическая норма регламентирует использование форм слова.

Согласование сказуемого с подлежащим- это область синтаксической нормы.

Функционально- стилистическая окраска слова может вызвать синтаксическую ошибку.

Распространенным нарушением синтаксической нормы является «нанизывание» падежей.

При преобразовании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения.

Часто ошибки возникают при смешении предложенного и беспредложного управления.

Лексическая неполнота высказывания – причина нарушения синтаксической нормы.

Деепричастный оборот нельзя включать в состав безличного предложения.

2. Отметьте предложения с неверным порядком слов. Ошибки исправьте.

Облака надвигались на друг друга.

Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

Он очень выразительно читает стихи.

Наставник не всегда с учеником беседует, а то необходимо.

В последнее время появилось много новых аббревиатур.

3. Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.

Команда «Сконто» значительно (обновить) состав нападающих.

Издательство «Мацибу грамата» (выпустить) серию новых тетрадей на печатной основе.

Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить).

Музей-квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.

Никто из сестер, даже старшая, (не знать) о случившемся.

Газета «Час» (опубликовать) проект нового закона.

Подгорела картошка. Что (подгореть)?

Подгорел лук. Что (подгореть)?

Библиотека-музей (прибрести) неизданные рукописи писателя.

На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.

4. Запишите окончания глаголов.

У князя в сакле собрал…сь уже множество народа.

Лев с барсом вел… предолгую войну.

Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехал… в губернский город.

Множество пчел, ос, шмелей дружно гудел… в чистых ветвях акации.

Несколько человек оглянул…сь – позади них стояла плотная масса тел.

В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди – убегал… крепостные из-под гнета помещиков.

Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью.

Царь Салтан за пир честной сел… с царицей молодой.

Несколько всадников показал…сь на другом берегу.

Над морем носил…сь множество чаек.

5. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.

Каждых три часа от станции отходит автобус в Огре.

Домик стоит в лесу, спускающемуся к речке.

Полученные продуты разделили на две равных части.

Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.

6. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены.

За два последние месяца работа нашего участка заметно оживилась.

Зачем вы растите сына такой недотрогой?

Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.

Четыре рыболовецкие судна вышли в море.

7. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.

Положение дел в фирме оставляют желать лучшего.

Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показало, что наша словесность является одной из древнейших в мире.

Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки.

Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

8. Отметьте и исправьте ошибки согласования в предложениях.

ОН вместе с другом был лучшими в финальном турнире.

Две мамины фотографии я отдала брату.

Алеша- большая сластена.

Целые два дня я готовился к экзамену.

«Известия» опубликовала интересную статью.

9. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе, чтобы мы могли радоваться этими успехами.

Некоторые ученики тормозят выполнению общих заданий.

Робость, неуверенность в свои силы уже давно преодолены.

Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.

А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

10. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

Поэт воспевает о преданности Родине.

Нужно проявлять большую заботу к детям.

Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

Сережа бросился в постель, уткнувшись подушкой.

11. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.

На лыжном кроссе участвовал весь класс.

Из-за далеких стран прилетели пернатые друзья.

О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

12. Отметьте и исправьте ошибки управления в предложениях.

Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

Этому учеников воспитывали в школе.

Неоднократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.

Так, например, в повести Эжена Ионеско описывается о жизни деревни.

Читатель просит объяснить о роли литературы.

13. Поставьте существительное в нужном падеже, добавив, если нужно, предлог.

Удивляться (способности).

Отчитаться (работа).

Примириться (недостатки).

Приветствовать (победители).

Поздравить (удача).

Встретиться (герой).

Уклониться (ответ).

Убедиться (правота).

Восхищаться (живопись).

Вовлечь (работа).

14.Вставьте подходящие предлоги; слова в скобках поставьте в нужную форму.

… (находчивость) командира полк одержал победу.

… (разлив) реки переправа на другой берег не состоялась.

Зимой … (сильные холода) занятия в школах были прерваны на несколько дней.

Прогулка не состоялась … (сильный дождь).

… (совет) учителя стенгазета стала интереснее.

… (ожидание) рыба ловилась хорошо.

Принимайте лекарства … (предписание врача).

… (ожидания) наша сборная не заняла призовое место.

Первая очередь жилых домов была сдана в эксплуатацию … (график).

Влажную уборку помещений следует проводить ежедневно … (приказ директора).

15. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.

Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.

Улыбаясь, малыш быстро шел по улице.

Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

16. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.

Войдя в троллейбус и немного проехав, в него вошли контролеры.

Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице.

Путешествия, я всегда веду дневник.

17. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.

Войдя в трамвай, я села на свободное место.

Починив карандаш, он опять сломался.

Отдохнув немного, я стал думать о новом маршруте.

18.Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.

А) Нарушен порядок слов.

Б) Допущен пропуск необходимых слов.

В) Неверно преобразована прямая речь в косвенную.

Г) Допущено нанизывание придаточных предложений.

Д) Нарушено согласование.

Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.

Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

Школа – это где учатся дети.

Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

19. Исправьте ошибки в сложных предложениях.

Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

Из-за несчастий народа страдает духовенство – они не могут брать последнюю копейку у бедняков.

Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа,- они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.

Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

1.
Объясните
употребление формы прямого дополнения.

1.
Он не чувствовал мороза, пробирающего
до костей. 2. Друзья поэта не скрывали
своих опасений за его судьбу. 3. Нельзя
не учитывать силу воздействия
общественности. 4. Этим маловерам
своевременно никто отпора не дал. 5.
Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни
кофею. 5. Смотри, чтоб тебе бороденки не
вырвали. 6. Не заслужил я милости великой.
7. Боя Лихачевский отряд не принял. 8.
Птицы, которые когда-то прилетали в сады
Всехсвяшского, не стали менять свою
прописку. 9. Но суровые будни не ослабили
любовь девушки к морю. 10. В первой половине
игры ни одной из команд не удалось
открыть счет. 11. Судья с гневом сказал,
что никакие уловки, равно как и
тенденциозные показания свидетелей,
не спасут обвиняемое лицо от заслуженной
кары. 12. Разве не могут лекторы преодолеть
«магнетизм» бумажки и не терять их
больших преимуществ в воздействии на
слушателей, которые представляют им
прямое, непосредственное обращение к
аудитории?

2. Составьте с
приведенными ниже словами предложения.
Проверьте, правильно ли вы употребили
зависимые слова. Запомните формы
управления.

Беспокоиться о ком? о чем? о чемпионе,
о репетиции

Верить в кого? во что? в человека, в
успех

Восхищаться кем? чем? героем, панорамой

Искать чего? что? счастья, тропу

Наблюдать за кем? за чем? за спутником

Одеваться во что? в комбинезон

Ожидать чего? комплимента

Опереться на что? на стену

Оплатить что? счет

Очароваться кем? чем? персонажем,
мелодией

Представлять собою что? любопытное
явление

Требовать чего? эвакуации

Тревожиться за кого? за что? за друга,
за успех

Удивляться чему? лаконизму

3. Укажите, какие вопросы соответствуют
глаголам.

1. Поражать 1.
Кому? Чему?

2. Разбирать 2.
Кем? Чем?

3. Разбираться
3. Кого? Чего?

4. Беспокоить 4.
В ком? В чем?

5. Беспокоиться
5. О ком? О чем?

6. Возмущать 6. За
кого? За что?

7. Возмущаться
7. На кого? На что?

8. Удивляться 8.
К кому? К чему?

9. Касаться 9.
Кого? что?

10. Прикасаться 10.
С кем? С чем?

4. Поставьте
заключенные в скобках существительные
в нужном падеже, добавив, если необходимо,
предлог.

Беспокоиться
(мать); восхищаться (живопись); упрекать
(грубость); уверенность (победа);
потребность (книга); тормозить (развитие);
тревожиться
(брат); сообщать (собрание); ехать
(трамвай); лететь (самолет); платить
(проезд); радоваться (приезд брата);
гордиться (сын); вера (победа); контроль
(исполнение); командование (объединенные
силы); одеваться (комбинезон); согласно
(распоряжение); соскучиться (родные); по
направлению (центр), в соответствии
(постановление); удивляться (способности);
отчитаться (работа); примириться
(недостатки); приветствовать (победители);
поздравить (удача); встретиться (герой);
уклониться (ответ); убедить (правота);
вовлечь (работа).

5. Исправьте в
приведенных ниже предложениях ошибки,
связанные с управлением.

1.
Надо пожелать школьникам новых успехов
в учебе, чтобы мы мог-ли радоваться этими
успехами. 2. Некоторые ученики тормозят
выполнению общих заданий. 3. Робость,
неуверенность в свои силы уже давно
преодолены. 4. Встречи, сбор материалов
вызывают интерес учащихся о прошлом
города. 5. А потом оказалось, что эти
претензии ни на чем не обоснованы. 6.
Поэт воспевает о преданности Родине.
7. Молодые хоккеисты были разочарованы
в результате первой встречи. 8. Нужно
проявлять большую заботу к детям. 9.
Писатель ярко показал о тех качествах,
которые не украшают человека. 10. Сережа
бросился в постель, уткнувшись подушкой.
11. Эти факты говорят за то, что школьники
совсем перестали читать. 12. Юноша думал
о том, как с ним отнесутся в новой школе.
13. На лыжном кроссе участвовал весь
класс. 14. Из-за далеких стран прилетели
пернатые друзья. 15. О трудностях я
остановлюсь в дальнейшем. 16. Участники
обсуждения подтверждали свои предложения
на примерах. 17. Этому
учеников воспитывали в школе. 18.
Неоднократно подчеркивалось о том, что
прямолинейный подход к предмету обедняет
результаты исследования. 19. Так, например,
в повести Эжена Ионеско описывается о
жизни деревни. 20. Читатель просит
объяснить о роли литературы.

6. Найдите ошибки
в глагольном управлении.

1.
Вам решать о том, кто будет править в
XXI веке. 2. Члены делегации поделились
своими планами о развитии торговли. 3.
Булгаков в своем произведении «Собачье
сердце» хорошо рассказывает сущность
бездуховного существования человека.
4. Егор вступился на защиту прекрасных
птиц. 5. Мало кто понимал его взглядов,
мышлений, идей. 6. Каждый дорожил только
за свою жизнь. 7. Нас нередко посещает
ностальгия о прошлом. 8. Они прекрасно
приспособятся в новой жизни. 9. Считаю
нужным жестко контролировать за выплатой
заработной платы. 10. Найдены глиняные
сосуды с характерными тому времени
орнаментами. 11. Дети будут рады от общения
с теннисом. 12. Уже есть победители на
викторину. 13. Практически все силы по
прибытию были направлены на ликвидацию
пожара. 14. Особенно заслуживает внимание
новаторство этого драматурга. 15. Люди
понимают о безвыходности своего
положения. 16. Я понял ваше мнение по
этому сюжету. 17. Они поделились своими
впечатлениями от второго путешествия
по земному шару.

7. Исправьте
синтаксические и другие речевые и
грамматические ошибки.

1.
Помните, работая у нас, ваш достаток
зависит только от вас. 2. Можно
только предполагать, сколько благодаря
этого театра приблизилось к искусству.
3. Согласно законов, принятых в Российской
Федерации, люди
должны будут избрать городскую думу.
4. Для населения въезд, вход в леса
с очагами пожаров категорически
запрещено. 5. Были проведены заседания,
где были утверждены ряд налоговых льгот.
6. Особенно приятно побывать в селе
Выползове, где детский смех раздается
в течение 20 лет. 7. Он
пытается уверить бабушку, что твоя
Родина, твоя история — это лишь небольшая
часть твоей жизни, и не очень важная. 8.
Мы удовлетворили любопытство тех
зрителей, которые смотрят сериал
«Замарашку». 9. Просматривая эти
фильмы, они кажутся наивными и смешными.
10. Также в этом произведении он
призывает не терять надежды на светлое
будущее
России. 11. Пушкин и Чаадаев мечтали о
свободной России от крепостного
гнета. 12. И таких женщин было много,
отдавших жизнь за детей и их будущее.
13. Главное в семье — это теплые,
доброжелательные отношения к друг
другу. 14. Это маленькие артисты, умеющие
петь, танцевать и обладать актерским
мастерством. 15. Пять десятилетий, что
минули с тех трагических дней Великой
Отечественной войны, не утратили интереса
писателей
к важным событиям нашей истории. 16. В
городе Сасове и Ряжск
добились две победы. 17. Некоторая молодежь
сделала себе на этом бизнес. 18. Заступая
на эту должность, мне даны гарантии
нормализации положения в этой сфере.
19. В клепиковские леса продолжают
приезжать множество туристов. 20. Наша
задача — не читать для слушателей, а
рассказывать, делиться новостями с
ними. 21. Автор не согласился с оценкой
критики его романа. 22. Чем я обязан такому
лестному отзыву о моей работе? 23. Научная
работа требует прежде всего умелого
подбора и тонких наблюдений над фактами,
изучение которых приводит к созданию
системы знаний. 24. Для выполнения задачи
устранения отставания производства
деталей намечены конкретные мероприятия.
25. От начальника станции требуют
серьезного отношения и наведения порядка
в деле оформления и сдачи
багажа. 26. Анфиса Михайловна бережно
относится к людям, вселяет в них бодрость
и уверенность в выздоровление.

8.
Вспомните правописание суффиксов
глаголов. Вставьте пропущенные буквы.

Зала..ла
собака, закле..л конверт, увид..л студента,
команд..вал ротой, постро..л дом, доклад..вал
декану, учу..л запах, бесед..вали тихо-тихо,
местность обезлес..ли, туристы обессил..ли.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

метки: Натура, Оставлять, Слово, Жизнеутверждающий, Аргумент, Чуковский, Колодец, Каждый

Вариант 3

1. Укажите тип норм, определяющих правила сочетаемости слов:

1) орфографические 3) грамматические

2) орфоэпические 4) синтаксические

2. Укажите качество речи, которое определяется отсутствием нелитературных элементов:

1) уместность 2) чистота 3) точность 4) богатство

3. Какой функциональный стиль употребляется в средствах массовой информации:

1)публицистический 3) научный

2) официально-деловой 4) художественный

4. Укажите, ораторское искусство – это:

1) искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию

2) красноречие

3) особая форма драматического монолога

4) язык в действии

5. Укажите, в главной части публичного выступления:

1) излагается основной материал, разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность

2) излагается основной материал

3) разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность

4) содержится призыв к конкретным действиям

6. Укажите, при выборе формы обращения в документе учитывается:

1) служебное положение адресата

2) физическое и психологическое состояние адресата

3) степень личного знакомства

4) служебное положение адресата, сфера деятельности, степень личного знакомства

7. Укажите, в каких случаях русский этикет допускает обращение на «ты»:

1) к хорошо знакомому адресату

2) при подчеркнуто вежливом отношении к адресату

3) деловая сфера общения

4) к хорошо знакомому или к младшему (по возрасту, социальному положению) адресату

8. Укажите жанры научно-учебного стиля:

1) научная статья 3) словарная статья

2) реферат 4) статья

9. Укажите, аккумулятивная функция языка – это:

1) воздействие на волю собеседника с помощью языковых средств

2) накопление и передача информации от поколения к поколению с помощью языковых средств

3) отражение в сознании человека понятийной картины мира

4) установление контакта между собеседниками

10. Укажите, к какому стилю относится текст: «Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её, не витая в облаках… То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для сахалинских школ и шлёт их туда партиями. То строит невдалеке от Москвы школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для крестьян… Вообще всякое строительство увлекает Чехова, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья» :

16 стр., 7644 слов

Особенности работы над сочинениями в начальных классах статья …

… в виду, обдумывая работу над будущим сочинением. Тип речи. Третье понятие, важное для успешной работы над сочинением, … Конечно, в начальных классах в центре … и адресат: кому … особенностей использования языковых средств и т.д., а затем воспроизведение авторского замысла, то при подготовке сочинения … в жизни. Но пишут ли в реальной жизни абстрактные сочинения? Пишут записки, письма, научные статьи, …

1) научно-популярный 3) разговорный

2) художественный 4) публицистический

«Ваше предложение отклонено по следующим причинам…»

1) отказ 2) извещение 3) напоминание 4) предложение

«Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне!»

1) синекдоха 2) перифраза 3) метонимия 4) метафора

13. Отметьте случай верного ударения в слове:

1) брон и рованные двери 3) бусы из тигро вого глаза

2) новые ж а люзи 4) кухо нный нож

14.Отметьте ту пару слов, где варианты ударения равноправны:

1)п е тля – петля 2) ки рка – кирка 3) вя занка – вяза нка 4) и скра – искра

15. Отметьте глагол женского рода с неверно проставленным ударением:

1) зн а ла 2) пи ла 3) пряла 4) взяла

16. Отметьте слово, в котором согласный перед [э] произносится мягко:

1) антит е за 2) гроте ск 3) эсте тика 4) эффе кт

17. Отметьте слово, в котором под ударением произносится [э]:

1) быти е 2) одноиме нный 3) оглаше нный список 4) оглуше нный

18.Назовите толкование, которое соответствует слову апломб :

1) силлабические стихи в русской литературе XVII-XVIII вв.

2) два произведения одного автора, связанные по замыслу и сюжету

3) род поэзии, идеализированно изображающий пастушескую жизнь

4) излишняя самоуверенность в поведении, в речи

19. Назовите предложение, где все слова употреблены правильно:

1) Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

2) Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

3) В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты.

4) Если бы директором был я, установил бы новые правила дисциплины.

20. Назовите предложение, где все слова соответствуют значениям:

1) Ребята стали разводить костры на берегу реки.

2) Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

3) Мы обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки.

4) Беднота – это толчок к внутренним противоречиям героев пьесы.

21. Укажите предложение с правильным употреблением паронимов:

1) Эти фотографии сохранились потому, что моя бабушка была очень бережная.

2) Давайте найдём в себе скрытные резервы и доберёмся до вершины.

3 стр., 1014 слов

Назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое …

д., тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение, тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные … матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей. клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно …

3) Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

4) У девушки были пухлые, чувственные губы.

22. Назовите предложение, в которое можно вставить глагол одеть :

1) Бабушка _____ новое пальто.

2) Космонавт _____ скафандр.

3) Зима _____ землю снегом.

4) На мебель были _____ чехлы.

23. Назовите предложение без ошибок в употреблении паронимов:

1) Она была очень эффективной женщиной.

2) Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова.

3) Командировочный уже выполнил задание полностью.

4) Мне купили новые масленые краски.

24. Укажите антоним к прилагательному щедрый :

1) бездарный 2) рассеянный 3) лицемерный 4) скупой

25. Укажите синоним к прилагательному жёлтый :

1) травяной 2) лазоревый 3) янтарный 4) дымчатый

26. Назовите слово, характерное для разговорной речи:

1)спрятаться 2) затаиться 3) схорониться 4) притаиться

27. Назовите предложение, где нет лишнего по смыслу слова:

1)Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.

2)Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.

3)В школе сложилась сложная ситуация.

4)Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.

28.Назовите словосочетание, которое является фразеологизмом:

1) выйти из комнаты 2) завязать узел 3) выйти из себя 4) падать в яму

Пиррова победа

1) угрожающая опасность

2) мерка, под которую насильственно подгоняют что-то

3) сомнительная победа

4) бесполезная попытка поправить дела

30. Назовите словосочетание, где существительное и прилагательное неправильно согласованы в роде:

1)красивое бра 2) белая рояль 3) зелёное такси 4) лечебный шампунь

31. Отметьте существительное женского рода:

1) вышибала 2) колибри 3) бюро 4) забияка

32. Отметьте существительное мужского рода:

1)фойе 2) шампунь 3) выскочка 4) гроздь

33. Отметьте наименование профессий и должностей, которое в книжной речи имеет родовую пару:

1)кондуктор 2) доктор наук 3) ткачиха 4) машинистка

34. Отметьте слово, употребляющееся только во множественном числе:

1)яблони 2) сливки 3) вьюги 4) общества

35. Отметьте словосочетание, где существительное может иметь только окончание –у , :

1) стакан ча…

2) производство ча…

3) стакан индийского ча…

4) выпить чайк…

36. Отметьте существительное, у которого в им.п. мн.ч. только окончание –ы , :

1) ветер 2) вензель 3) хлеб 4) снайпер

37. Отметьте существительное, у которого в им.п. мн.ч. только окончание –а , :

1)сорт 2) торт 3) диспетчер 4) торг

38. Назовите словосочетание с неправильным окончанием существительного:

1)выборы в сейм 3) новые ульи

2) спортивные лагери 4) заключены договоры

39. Укажите предложение, где все падежные окончания правильные:

1) Я не нашла ни апельсин, ни мандарин, зато купила 2 килограмма помидор.

2) В углу стояло несколько кочерёг.

3) Рим пал от нашествия варвар.

4) Сегодня нужно забрать братишку из ясель.

37 стр., 18264 слов

Слово способно не просто назвать предмет действие качество

… назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту. В предложении 5 нахожу многозначное слово … не отрывала глаз» помогает писателю показать, как верно ждет собака своего погибшего хозяина. А эпитеты в словосочетаниях … используется в качестве изобразительного … слов В.Г.Короленко, приведенных в начале сочинения. …

40. Назовите предложение, где сравнительная степень прилагательного образована верно:

1) В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

2) Это собрание прошло более организованнее.

3) Завод имеет в этом году более высокие показатели.

4) Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробнее.

41. Укажите номер предложения, где употребляется местоимение всякий :

1) _____ день приносит нам свои радости.

2) Этот малыш собирал _____ хлам.

3) Поезд останавливался на _____ станции.

4) _____ школьник должен соблюдать режим дня.

42. Назовите предложение, где все глагольные формы употреблены правильно:

1) Забывши узнать домашнее задание, ученик пришёл в школу неподготовленным.

2) Учёные движут науку вперёд.

3) Не заметя учителя, ребята продолжали шуметь.

4) Пока бак сохнул после окраски, мы беседовали с бригадиром.

43. Назовите предложение, где причастия употреблены правильно:

1) Ученики, интересующиеся этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

2) Ученик, прочитающий книгу, передал её содержание.

3) Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

4) А вот и купола собора, сверкавшие в лучах солнца.

44. Назовите словосочетание, в котором используется предлог от :

1)гимнастика _ здоровья 3) капли _ аппетита

2) порошок _ боли 4) укол _ обезболивания

45. Укажите номер предложения, в котором сказуемое стоит во мн. ч.:

1) В течение сотен лет на волжские просторы тянул..сь люди.

2) У князя в сакле собрал..сь уже множество народа.

3) Лев с барсом вел.. предолгую войну.

4) Чичиков с лакеем и кучером приехал.. в губернский город.

46. Назовите номер предложения, где нет ошибочного согласования слов:

1) В ходе проверки выявлены множество различных недостатков.

2) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.

3) Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путёвки.

4) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящего на тебя с высоты.

47. Назовите предложение, в котором не нарушены правила управления:

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

2) Юноша думал о том, как к нему отнесутся в новой школе.

3) На лыжном кроссе участвовал весь класс.

4) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

48. Назовите предложение, где деепричастный оборот употреблён правильно:

1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

2) Починив карандаш, он опять сломался.

3) Получив высокую оценку за сочинение, был просто счастлив.

4) Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

49.Назовите сложное предложение, в котором не допущено ошибок:

1) Каково же было удивление публики, когда она увидела белые руки Сальвини.

2) Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

3) Из-за этого страдает духовенство – они не могут брать деньги у бедняков.

4 стр., 1715 слов

«Что делает меня счастливым (ой)?». С использованием сложносочинённых …

… пожилых людей счастье – это спокойная старость в окружении близких и родных людей, хорошее стабильное здоровье, достаток, мирное небо, внимание и забота детей и внуков. Популярные сочинения Сочинение Папина … можно бесконечно. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ Также понимание слова счастья у людей с возрастом претерпевает некоторые перемены. Например, что является счастьем для малыша? Это, конечно …

4) У русского крестьянина широкая душа – они работают не покладая рук.

50. Укажите предложение с логической ошибкой:

1) Андрей, ничего не говоря, стал рассказывать о своём путешествии.

2) Ошибки допущены благодаря невнимательности преподавателя.

3) Сегодня я получил письмо жены.

4) В прошлые выходные студенты нашего института приняли участие в загородном демпинге.

Вариант 4

1. Укажите тип норм, определяющих правила сочетаемости слов:

1) орфоэпические 3) лексические

2) синтаксические 4) грамматические

2. Какое качество речи определяет выбор языковых средств в зависимости от ситуации:

1) правильность 2) логичность 3) уместность 4) выразительность

3.Какой функциональный стиль употребляется в бытовом общении:

1) научный 2) разговорный 3) публицистический 4) официально-деловой

4. Укажите, диалектизмы являются элементами:

1) национального языка 3) языка художественной литературы

2) литературного языка 4) просторечия

5. Укажите определение «культуры речи»:

1) владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах

2) использование слов в несвойственном им значении

3) выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации

4) использование всех лексических средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации

6. Укажите, к разновидностям делового стиля относятся:

1) административно-канцелярский, законодательный

2) административный, канцелярский, законодательный, дипломатический

3) административно-канцелярский, законодательный, дипломатический

4) законодательный, дипломатический

7. Укажите к средствам, которые делают речь выразительной и эмоциональной, относятся:

1) аббревиатуры, фразеологизмы, окказионализмы

2) тропы, термины, фразеологизмы

3) синонимы, антонимы, омонимы, профессионализмы, варваризмы

4) тропы, фразеологизмы, синонимы, антонимы

8. Укажите, признаком разговорного стиля является:

1) употребление слов с суффиксами ярко выраженной экспрессивности, типа ворчун, солнышко, домище

2) употребление лексики с абстрактным значением

3) использование архаизмов

4) использование речевых штампов

концентрический метод

1) расположение материала вокруг главной проблемы; переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу

2) изложение материала в хронологической последовательности

3) последовательное изложение одного вопроса за другим

4) сопоставление различных явлений, событий и фактов

10. Укажите письмо-приглашение содержит:

1) предложение принять участие в чем-либо

2) информацию о чём-либо

3) ответ на предложение или просьбу

4) предложение или просьбу в решении какого-либо вопроса

11.Укажите, какое качество речи искажено в предложении « Он поставил лестницу на обгорелую кровлю и полез вверх»:

1) правильность и логичность 3) правильность и точность

2) точность и чистота 4) правильность, точность и логичность

2 стр., 691 слов

Напишите – миниатюру «Зачем нужны в речи предложения с вводными …

… сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. (Круг чтения) Тест по теме «Вставные конструкции» 1. .Какое утверждение является неправильным? 1) Осложненным считается предложение, …

12. Укажите, какое из указанных ниже предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора: «1. Однажды Горький прочитал ему свою гордую песню о человеке-строителе, жаждущем преобразить всю планету неустанным земледелием и строительством. 2. Песня эта не могла не понравиться Чехову, так как она вполне выдержала его собственную веру в спасительность нашего тысячелетнего садоводства и зодчества. 3. «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» — сказал он тогда же Горькому. 4. И записал в своей книжке» :

1) 3 2) 4 3) 2 4) 1

13. Укажите, к какому стилю относится текст: « (1) Обывательская мелочность, скаредность, обывательское «себе на уме» были чужды Леониду Андрееву совершенно; он был искренен, доверчив и щедр; никогда я не замечал в нём ни корысти, ни лукавства, ни карьеризма, ни двоедушия, ни зависти… (2 ) Особенно он любил помогать литераторам: даже домик у себя на участке построил специально для нуждающихся авторов, чтобы дать им возможность отдыхать и без всякой помехи работать. (3 ) А молодому беллетристу А.А. Кипену он сделал так много добра, что тот (по собственному выражению Кипена) буквально «пропал бы», если бы не Леонид Николаевич. (4 ) Не могу умолчать о его помощи и мне… (5 ) Я был болен и не мог работать. (6 ) Вдруг приезжает наша общая знакомая и говорит, что некто, не желающий открыть своё имя, просит принять от него изрядную сумму, которая даст мне возможность отдохнуть и полечиться в санатории… (7 ) Лишь после смерти Л. Андреева мне стало известно, что деньги были посланы им…» :

1) разговорный 3) художественный

2) публицистический 4) научный стиль

14. Отметьте случай верного ударения в словах:

1) и конопись 2) та хты 3) языко вый центр 4) сваты

15. Отметьте ту пару слов, где варианты ударения равноправны:

1) и рис – ири с 2) а тлас – атла с 3) ба ржа – баржа 4) клу бы – клубы

16. Отметьте глаголу женского рода с неверно проставленным ударением:

1) лил а 2) пе ла 3) отда ла 4) ждала

17.Отметьте слово, в котором согласный перед [э] произносится мягко:

1) ген е тика 2) те ннис 3) фоне ма 4) бе не фис

18.Отметьте слово, в котором под ударением произносится [э]:

1)разноврем е нность 2) подключе нный 3) груже ный 4) грубоше рстный

монография

1) Научное исследование, посвящённое одной теме.

2) Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся, как ширма.

3) Направление развития от высшего к низшему, движение назад.

4) Дипломатический документ с изложением взглядов правительства.

20.Назовите предложение, где все слова употреблены правильно:

1) Они только выполняли свою должность.

2) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

3) В честь пришедших на вечер был проведён концерт.

4) Кажется, что он опаздывает на работу нарочито.

21.Назовите предложение, где все слова соответствуют значениям:

1) Моей подруге вырезали аппендицит.

2) На стенах школы висела живопись.

3) Я имею страсть к журналистике, фотографиям и кулинарному искусству.

2 стр., 524 слов

Из простых предложений составьте сложные с м и подчинением

… настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной. 5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. Виды предложений Номер предложения Простые Сложносочинённые Сложноподчинённые Сложные бессоюзные … т.е. раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 9. Расставьте знаки препинания в предложении: Когда мы произносим какое- либо слово …

4) Я читаю классические произведения, современные детективы и фантастику.

22.Укажите предложение с правильным употреблением паронимов:

1) В этот день я услышал много обидчивых слов.

2) Любой поступок заслуживает осуждения.

3) Всё вокруг привлекательно: и ближние, и дальние холмы.

4) Студент быстро освоил материал.

23.Назовите предложение, в которое можно вставить глагол одеть:

1) После завтрака он _____ сына и вышел с ним на прогулку.

2) Во время болезни при кормлении ребёнка мать должна _____ марлевую повязку.

3) Наладчик неправильно _____ наконечник на трубу.

4) Щиты _____ на прутья каркасной арматуры.

24.Назовите предложение, где не нарушена лексическая сочетаемость:

1) Большую роль имеет хороший аттестат.

2) Надо смело предъявлять свои требования.

3) Главный акцент ставится на знание теории вопроса.

4) Львиную часть заданий уже выполнили.

расточительный

1)бережливый 2) скрытный 3) скупой 4) лицемерный

26. Укажите синоним к прилагательному зелёный :

1) малахитовый 2) канареечный 3) пепельный 4) васильковый

27. Назовите слово, характерное для разговорной речи:

1)изучить 2) пройти 3) постичь 4) проработать

28. Назовите предложение, где нет лишнего по смыслу слова:

1) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.

2) У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.

3) Мы очень быстро произвели уборку класса.

4) Школе подарили библиотеку книг, телевизор.

29. Назовите словосочетание, которое является фразеологизмом:

1)сбивать с толку 3) сбивать с дерева

2) установить антенну 4) завязать узел

синий чулок

1) женщина, всецело поглощённая книжными, учёными интересами

2)скряга, жадина

3) крупный, рослый, богатырского сложения великан

4) неудержимый, громкий смех

31. Назовите словосочетание, где существительное и прилагательное неправильно согласованы в роде.

1)белый рояль 2) старое пианино 3) лечебная шампунь 4) серая мышь

32. Отметьте существительное женского рода:

1) какаду 2) кашпо 3) мозоль 4) солист

33. Отметьте существительное мужского рода:

1) запевала 2) недотрога 3) недоучка 4) тамада

34. Отметьте наименование профессии, которое в книжной речи имеет родовую пару:

1)учитель 2) библиотекарь 3) бухгалтер 4) бригадир

35.Отметьте слово, употребляющееся только во множественном числе:

1) листья 2) правила 3) брюки 4) земли

36. Отметьте словосочетание, где существительное может иметь только окончание –у :

1)много народ… 3) производство сахар…

2) ложка сахар… 4) подсыпь сахарк…

37.Отметьте существительные, у которых в им.п. мн.ч. только окончание –ы , :

1)хлеб 2) ректор 3) ветер 4) вензель

38. Отметьте существительные, у которых в им.п. мн.ч. только окончание –а , :

1)год 2) счёт 3) инженер 4) боцман

39. Назовите словосочетание с неправильным окончанием существительного:

1)спортивные лагеря 3) проверить пропуска

6 стр., 2739 слов

Курс: Синтаксис сложного предложения — и подчинение в сложном …

… Пешковский указал на ряд формальных особенностей, отличающих сложносочиненные пред­ложения от сложноподчиненных. Эти особенности он находит в союзных сложных предложениях. Важ­нейшим формальным различием сочинения и … ср. то же в сочинительных словосочетаниях). Подчинительная связь в сложном предложении имеет несколько видов. По наличию или отсутствию аналогии с видами подчинительной связи в словосо­ …

2) большие катера 4) опытные шофера

40. Укажите предложение, где все падежные окончания правильные:

1) Отец привёз из Самарканда несколько дыней.

2) В поход мы взяли две пары резиновых сапогов.

3) Осенью всегда бывает много свадьб.

4) После заморозков ягоды рябины становятся сладкими.

41. Назовите предложение, где сравнительная степень прилагательного образована верно:

1) Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее.

2) В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной.

3) Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.

4) Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробно.

42. Укажите номер предложения, где употребляется местоимение любой :

1) _____ школьник должен соблюдать режим дня.

2) На _____ мудреца довольно простоты.

3) Волевой человек преодолеет _____ трудности.

4) _____ патриот любит своё отечество.

43. Назовите предложение, где все глагольные формы употреблены правильно:

1) Бак стиральной машины сох после окраски.

2) Это дало бы глубину сюжету и сделало зрелище более содержательным.

3) Забывши узнать задание, ученик пришёл в школу неподготовленным.

4) Не заметя учителя, ребята продолжали шуметь.

44. Назовите предложение, где причастия употреблены правильно:

1) Ученик, прочитающий книгу, передал её содержание.

2) Ученики, интересующие этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

3) Он стоял с выкатившимися и налитыми кровью глазами.

4) Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

45. Назовите словосочетание, в котором используется предлог для :

1) капли .. аппетита 3) таблетки .. кашля

2) мазь .. ревматизма 4) натирание .. радикулита

46. Укажите номер предложения, в котором сказуемое стоит во мн.ч.:

1) Царь Салтан за пир честной сел.. с царицей молодой.

2) Несколько всадников показал..сь на другом берегу.

3) Над морем носил..сь множество чаек.

4) Много огней и раньше и после манил.. не одного меня своей близостью.

47. Назовите номер предложения, где нет ошибочного согласования слов:

1) Он вместе с другом был лучшими в финальном турнире.

2) Две мамины фотографии я отдала брату.

3) Алёша – большая сластёна.

4) Целых два дня я готовился к экзамену.

48. Назовите предложение, в котором не нарушены правила управления:

1) Этому учеников не воспитывали в школе.

2) В повести Ионеско описывается о жизни деревни.

3) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.

4) Читатель просит объяснить о роли литературы.

49. Назовите предложение, где деепричастный оборот употреблён правильно:

1) Войдя в трамвай, я села на свободное место.

2) Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

3) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

4) Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ.

50.Назовите сложное предложение, в котором не допущено ошибок:

1) Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

3 стр., 1250 слов

Сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или

… Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы». Приведите в сочинении … связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ:____________________________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном …

2) Дети, которым много задают, обычно очень нервозны.

3) Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

4) Из-за этого страдает духовенство – они не могут брать деньги у бедняков.

 Перина Анна 0631с группы.

Контрольная работа
по русскому языку и культуре речи.

Задание 1.

А. Адекватный (4).

Б. Вирши (1).

В. Дилогия (6).

Г. Закоснелый (7).

Д. Буколика (3).

Е. Монография (9).

Ж. Буклет (2).

З. Апломб (5).

И. Регресс (10).

К. Меморандум (8).

Задание 2.

1. Женщина ушла в декрет на время воспитания
ребенка (вместо «кредит»).

2. Нельзя забывать, что наши товары идут на
экспорт
(вместо «импорт»).

3. Моей подруге вырезали аппендикс (вместо «аппендицит»).

4. Я читаю как художественную литературу, так
и современные детективы и фантастику (вместо «произведения»).

5. На стенах школы висели картины (вместо
«живопись»).

6. Бедность — это толчок к внутренним противоречиям
героев пьесы.

Задание 3.

1.  Соседский кот
важно прошел на кухню.

2.  Студент быстро усвоил материал.

3.  В новых кварталах города находятся высотные дома.

Задание
4.

1. Нашему
вниманию представляется доклад о творчестве М Зощенко

2. После
маминого сытного борща есть не хочется долго.

3. Главную роль
в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова

4.Любой
поступок заслуживает обсуждения.

Задание
5.

1 Грехи мои тяжкие!

2  Никогда не прибегайте к сильным словечкам,
даже если окружающие позволяют себе это.

3. Большую роль играет хороший аттестат.

4 Львиную долю заданий уже выполнили.

5. Большое влияние на молодых оказывает телевидение.

Задание
6.

1. Рождество
я отмечал у коллег.

2.Дайте
сообщение в газету о вакансиях.

3. Каждый герой имеет свои черты.

4. Близнецы были так похожи, что даже родители не
различали их.

5.Особенность художественной речи состоит в том,
что в ней много образных слов и выражений.

Задание
7.

1.Гостям из Венгрии подарили (памятные) сувениры. –Тавтология.

2.
Летом дни длятся
длиннее
. — Плеоназм.

2.В школе сложилась сложная ситуация.— Плеоназм.

3.Все эти песни почерпнуты из копилки (народного)
фольклора
Севера. – Тавтология.

4.Многие
из участников встречи познакомились друг с другом.– Тавтология.

5.  Новая программа (ежемесячно)
регулярно
знакомит нас. с
новинками литературы. — Тавтология.

Задание
8.

1. В ином
выступлении рабочие впервые узрели свою
силу.

2. Сегодня воскресенье. На работу не пойду!

3.А воз и
ныне там.

5. Сверхзвуковые аэропланы были
представлены на международной выставке.

Задание 9.

1. Юноша
во всем подражал (имитировал)
старшему брату.

2. Среди
собравшихся превалировали ученики старших классов.

3. Эволюция
в природе неизбежна.

4. Незабываемый
инцидент (прецедент)
произошел во время нашей поездки по Волге.

5.Рецензент отметил, что стихи написаны на злободневные
(некардинальные)
темы нашей жизни.

Семинар 3.

Задание1.

  1. Красивый бра (м.род).
  2. Новый тюль (м.род).
  3. все верно – серьезное жюри (ср.род).
  4. все верно – зеленое такси (ср.род).
  5. Белый рояль (м.род).
  6. Лечебный шампунь (м.род).
  7. Болезненная мозоль (ж.род).
  8. все верно — серая мышь (ж.р.)
  9. все верно – вкусное какао. (ср.род).
  10. все верно – старое писанино (ср.род).

Задание2.

На
рабочем месте оказались только три библиотекаря.

Лектор
очень интересно рассказала об
этике семейных отношении, дала полезные советы.

3.  Лучшим работником общепита нашего объединения признана новый повар.

4.  Много интересного может рассказать о заводе опытная
бригадир.

5.  Бухгалтер Новикова быстро освоилась на новом месте

Задание 3.

1.Никакие лагери смерти не сломили дух борцов Сопротивления.

2.На пасеку привезли новые ульи.

3.В спортивные лагеря поедут
многие ученики нашей школы

4. Автобус в горах Испании могут водить только опытные шоферы.

5.Приближаются выборы в сейм.

6 По Волге курсируют небольшие катера.

7. Ассоциация «Латвияс авто» заключила договоры с Россией и Белоруссией.

8. Более
всего совместному производству требуются инженеры.

9. На заводской проходной вахтер проверял пропуска.

10.Пропуски уроков строго фиксируются в классном журнале.

Задание 4.

1. Шекспира следует изучать
в школе глубже.

2.Этот рассказ был написан намного раньше.

3. Показатели
завода в этом году выше, чем в прошлом.

4.Сейчас мы будем изучать эту проблему подробнее.

5.Наша
цель —  показать лучшие выступления фигуристов.

Задание 5.

1. Эта улица такаяузкая! – Этаулица узка.

2. И вдруг прозвучала серьезная
мысль.
Эта мысль
 была серьезна.

3.Больной малыш напоминает клубок отрицательных эмоций. — Малыш серьезно болен.

4.В новой квартире был низкий потолок. Потолок в
той комнате показался мне низок.

5. На улице стояла хорошая погода.–
«Погода хороша», — подумала Зинаида Филипповна.

Задание 6.

1.Обеих женщин
хорошо знают на заводе.

2.Около стола столпились четыре
женщин
ы.

3. Пять автобусов не вышло на трассу.

4.Соревнования продолжались три
дн
я.

5.
Обе ученицы справились с заданием – верно.

Задание 7.

Создает двусмысленность.

Употреблено неправильно.

●Затем мы посмотрели фильм в новом кинотеатре.
От
него
осталось хорошее впечатление. – Исправл.: Затем мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От фильма осталось хорошее впечатление.

Нарушители дисциплины остаются без внимания преподавателей.
Они мешают нам нормально работать.

Исправл.: Нарушители дисциплины остаются без внимания преподавателей. Они  мешают
преподавателям  нормально работать.

●У графини в спальне, в верхнем ящике комода,
лежит девять семейных альбомов своих родственников.

Исправл.:

У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежат (вместо «лежит» — неверное употребление числа) девять семейных альбомов своих
родственников.

Каждый
(вместо «всякий») ученик должен понимать, что только от него
зависит его будущее.

● У его
нет домашнего задания.

Исправл.:

У него нет домашнего задания.

Задание 8.

1.  Бойцы, сражающиесяна улицах города, держались до последнего.

2.  Раскрылись набухшие на деревьях почки

3.  Ученики, интересующиеся
этим вопросом, найдут ответ в справочнике.

4.  Скала, омытая
волнами, чернела на горизонте.

  1. А вот и купола собора, сверкающие в лучах солнца.

Задание 9.

1.  Наверху целый день двигают
мебель.

2.  Прочитайте текст и исправьте ошибки

3.  За последний год спортсмены достигли
больших успехов

4.  Бунин, как и все русские писатели, переживал
за свой народ и очень остро ощущал драматичность жизни.

5.  Ученые двигают
науку вперед

6. 
В это время рыба мечет
икру.

Задание 10.

1.  Надо
самому выбрать: будешь ты ходить в клуб или нет.

2.  Из зала
неслись крики, шум.

3.  Другой бы бежал со сцены, из города, из Италии.

4. 
Тихон хочет избавиться от страха перед женой и зависимости
от
неё.

5. 
Ставился вопрос о
его отчислении из университета.

Задание 11.

1.  Двое из
собравшихся учеников отказались играть в шахматы

2.  Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показали,
что наша  словесность является одной из древнейших в мире.

3.  Дикий гусь и утка прилетели на зимовье.

4.  Этим летом будут реализованы 54 льготные
туристических путевки.

5.  «Известия» опубликовали
интересную статью.

6. 
Алеша большой сластена.

Задание 12.

1.  А потом оказалось, что эти претензии ничем не
обоснованы.

2.  Нужно проявлять большую заботу о детях.

3.  В
лыжном кроссе участвовал весь класс.

4.  Участники обсуждения подтверждали свои
предложения примерами.

5.  Так,
например, в повести Эжена Ионеско описывается жизнь
дерева

Задание 13.

1.  Благодаря находчивости командира полк одержал победу.

2. 
Из-за разлива реки переправа на другой берег не состоялась

Тематический тест № 5

по теме «Синтаксическая норма»
Вариант I
Блок А

п/п Задание (вопрос) Эталон ответа Цена задания
Инструкция по выполнению заданий 1 – 12: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите её в бланк ответа.
1. Определите, в каком предложении глагол в форму прошедшего времени поставлен неверно:

А) Команда «Сконто» значительно обновила состав нападающих.

Б) Издательство «Мацибу грамота» выпустило серию новых тетрадей на печатной основе.

В) Никогда не забудут ужасы войны те, кто её пережили.

Г) Музей-квартира М.Булгакова приобрёл его личные вещи.

1
2. Определите предложение, в котором окончание глагола верно:

А) У князя в сакле собрались множество народа.

Б) Лев с барсом вёл предолгую войну.

В) Чичиков с лакеем Петрушкой и кучером Селифаном приехали в губернский город.

Г) Множество пчёл, ос, шмелей дружно гудели в чистых ветвях акации.

1

3. Определите предложение, в котором допущена ошибка в согласовании слов:

А) В ходе проверки выявлено множество различных недостатков.

Б) Положение дел в фирме оставляет желать лучшего.

В) Открытие и публикация «Слова о полку Игореве» показали, что наша словесность является одной из древнейших в мире.

Г) Кажется, что облако превратилось в чудовище, смотрящее на тебя с высоты.

Д) Этим летом будут реализованы 54 льготных туристических путевки.

1
4. Определите предложение, в котором допущена ошибка управления:

А) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

Б) Юноша думал о том, как к нему отнесутся в новой школе.

В) В лыжном кроссе участвовал весь класс.

Г) Из далёких стран прилетели пернатые друзья.

Д) На трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

1

5. Укажите неправильно построенное словосочетание:

А) Удивляться способностям

Г) Примириться к недостаткам

Б) Отчитаться о работе

Д) Поздравить с удачей

В) Приветствовать победителей

1

6. Укажите предложение, в котором выделенные предлоги со словами употреблены неверно:

А) Благодаря находчивости командира полк одержал победу.

Б) Из-за разлива реки переправа на другой берег не состоялась.

В) Зимой благодаря сильным холодам занятия в школах были прерваны на несколько дней.

Г) Прогулка не состоялась из-за сильного дождя.

Д) Благодаря совету учителя стенгазета стала интереснее.

1

7. Укажите сложное предложение, в котором допущена ошибка:

А) Народ меняется, в его сознании уже есть мысли о счастье.

Б) Из-за несчастий народа страдает духовенство – оно не может брать последнюю копейку у бедняков.

В) Каково же было удивление публики, когда она снова увидела белые руки Сальвинии.

Г) Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа, — он работает не покладая рук, пьет до полусмерти.

Д) Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

1

8. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости слов:

А) одеть на палец напёрсток

Г) обосновать свою позицию

Б) извлечь пользу

Д) высокий уровень образования

В) терпение исчерпано

1

9. Укажите предложение, в котором не допущены ошибки в употреблении падежных форм и предлогов:

А) Об этом мы познакомим вас позже.

Б) Директор подчеркнул необходимость ремонта школы.

В) Высказывается критика на то, что мы делаем.

Г) Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.

Д) Магазин, ориентированный специально для школьников.

1
10. Отметьте неверное высказывание:

А) Синтаксическая норма регламентирует построение предложений.

Б) Синтаксическая норма регламентирует словоупотребление

В) Согласование сказуемого с подлежащим – это область синтаксической нормы.

1

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в сочетаниях однородных членов:

А) На остановке стояли женщины с детьми и мужчины.

Б) Любящие свою работу и стремящиеся её хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей.

В) В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля.

Г) На выставке дизайна женщины с удовольствием примеряли юбки, шляпы и сумочки.

1

12. В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю паронимов:

А) Сильный – слабый Г) белый — кипенный

Б) тренеры – тренера Д) невежа — невежда

В)

ирис — ирис

1

Инструкция по выполнению заданий 13 – 14: соотнесите цифру задания с буквой правильного ответа, установив соответствие.
13. Укажите, какие вопросы соответствуют приведённым глаголам:

1. Поражаться а) Кем? Чем?

2. Разбирать б) В ком? В чём?

3. Разбираться в) За кого? За что?

4. Беспокоить г) Кого? Что?

5. Беспокоиться д) С кем? С чем?

2

2

14. Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях:

А) Нарушен порядок слов

Б) Допущен пропуск необходимых слов

В) Неверно преобразована прямая речь в косвенную

Г) Допущено нанизывание придаточных предложений

Д) Нарушено согласование
1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

4. Школа – это где учатся дети.

5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

2

Инструкция по выполнению заданий 15 – 18: выберите буквы, соответствующие правильным вариантам ответа и запишите их в бланк ответа.
15. Отметьте предложения с неверным порядком слов:

А) Облака надвигались на друг друга.

Б) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

В) Он очень выразительно читает стихи.

Г) Наставник не всегда с учеником беседует, а это необходимо.

Д) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

2
16. Укажите предложения, в которых допущены ошибки согласования слов:

А) Домик стоит в лесу, спускающемся к речке.

Б) Каждые три часа от станции отходит автобус в Самару.

В) Мы вошли в комнату, оклеенной обоями.

Г) Полученные продукты разделили на две равные части.

Д) Два их собравшихся учеников отказались играть в шахматы.

2
17. Укажите предложения, в которых допущены ошибки управления:

А) Молодые хоккеисты были разочарованы результатом первой встречи.

Б) Поэт воспевает преданность Родине.

В) Нужно проявлять большую заботу к детям.

Г) Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

Д) Серёжа бросился в постель, уткнувшись в подушку.

18. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов:

А) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Б) Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки.

В) Выполняя задание, студенты обращались к справочной литературе.

Г) Улыбаясь, малыш быстро шёл по улице.

Д) Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии.

2

Блок Б

Инструкция по выполнению заданий 19 – 25: в соответствующую строку бланка ответов запишите ответы на поставленные вопросы или окончание предложения.
19. Дополните предложение:

Выбор падежной формы подчинённого слова – это …………

4

20. Дополните предложение:

Расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла – это …………….

4

21. Как называется стилистическая фигура, обозначаемая такое расположение слов в ряду однородных, при котором каждое последующее усиливает (или ослабляет) стилистический эффект?

4

22. Дополните предложение:

Восходящая градация – это ………

4

23. Дополните предложение:

Синтаксическая роль порядка слов в предложении выражается в том, что с его изменением меняется ……………… функция члена предложения.

4

24.

Приведите пример стилистической фигуры ЗЕВГМЫ.

4

25. Верно или неверно следующее утверждение:

Часто ошибки возникают при смешении предложного и беспредложного управления.

4

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На машинке атлант ошибка f4 что делать
  • На какие типы подразделяются экспериментальные ошибки
  • На машинке lg ошибка cl как убрать
  • На каком методе основана коррекция ошибок передаваемых данных
  • На магнитоле пишет ошибка 19 что это значит