Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания речевая ошибка

В таких предложениях есть ошибки в употреблении слов:

А. Дети стали разыскивать  дорогу домой. (искать)

Б. Для Маши был предназначен  учитель. (назначен)


В. Выражение лиц людей было прискорбным. (скорбным)

Г. Все слушали его с внимательностью. (с вниманием)

Д. Картина вызывает грустное и жалкое  настроение. (жалостное)

Е. Наконец-то обнаружены остатки  царской семьи. (останки)

Ж. В длинные  просторы Арктики отправился ледокол. (широкие, необъятные)

З. Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания. (испытываем)

Доцент: Ахметзянова
Л.М. (каф.РТЯ)

Задания по лексическим нормам русского языка

1. Отметьте неверные высказывания.

1.
Лексическая норма регламентирует
ударение. —

2.
Лексическая норма регламентирует
произношение. —

3.
Лексическая норма регламентирует
словоупотребле­ние. +

4.
Паронимы — это близкие по звучанию
однокоренные слова с разным лексическим
значением. +

5.
При выборе слова следует учитывать не
только зна­чение слова, но и его
лексическую сочетаемость + (его
произношение)

6.
Для уточнения лексической сочетаемости
можно вос­пользоваться «Орфоэпическим
словарем». —

7.
При выборе слова из ряда синонимов
следует учиты­вать их
функционально-стилистическую окраску.
+

8.
Тавтология
— это
употребление в речи логически из­лишних
слов. —

9.
Плеоназм
— это
употребление в речи логически излиш­них
слов. +

2. Соедините слова и толкование их значения.

1.
Вирши. Б

А.
Точно соответствующий, равный чему-либо,
совпадающий с чем-либо.

2.
Буклет. Ж

Б.
Силлабические стихи, распространенные
в русской литературе в
XVII— XVIII
вв.

3.Буколика.Д

В.
Два произведения одного автора,
связанные единством замысла и
преемственностью сюжета.

4.
Адекватный.А

Г.
Застарелый, закоренелый.

5.
Апломб.З

Д.
Род поэзии, идеализированно изображающий
пастушескую жизнь; пастораль.

6.
Дилогия.В

Е.
Научное исследование, посвященное
одному вопросу, одной теме.

7.
Закоснелый.Г

Ж.
Печатное издание в форме книжки,
раскрывающейся, как ширма.

8.
Меморандум.К

3.
Излишняя самоуверенность в поведении,
в речи.

9.
Монография.Е

И.
Направление развития от высшего к
низшему; движение назад, упадок

10.Регресс.И

К.
Дипломатический документ с изложением
взглядов правительства на какой-либо
вопрос.

3. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените словами с соответствующим значением.

  1. Дети стали
    разыскивать(искать) дорогу домой.

  2. Для Маши был
    предназначен(нанят) учитель.

  3. Выражение лиц
    людей было прискорбным(скорбным).

  4. Все слушали его
    с внимательностью(вниманием).

  5. Картина вызывает
    грустное и жалкое(жалобное) настроение.

  6. Наконец-то
    обнаружены остатки(останки) царской
    семьи.

  7. В длинные(бескрайние)
    просторы Арктики отправился ледокол.

  8. Студенты стали
    делать(разводить) костры на берегу
    реки.

  9. Мы выражаем(испытываем)
    к бурлакам чувство сострадания.

  10. Они обнаружили
    записку Аркадия с прошением(просьбой
    о) Катиной руки.

  11. Беднота(бедность)
    – это толчок к внутренним противоречиям
    героев пьесы.

  12. Моей подруге
    вырезали аппендицит(аппедикс).

  13. На стенах офиса
    висела живопись(картина).

  14. Я имею страсть к
    трем вещам: журналистике,
    фотографиям(фотографии) и кулинарному
    искусству.

  15. Я читаю как
    художественные(классические) произведения,
    так и современные детективы и фантастику.

4.
Выберите из прилагаемых паронимов
подходящий по смыслу.

  1. Студент быстро
    (усвоил,
    освоил) материал.

  2. Молодой рабочий
    (усвоил, освоил)
    профессию токаря.

  3. Мальчик отвечает
    на вопросы с каким-то (виноватым,
    виновным) видом.

  4. Мать приготовила
    (сытный,
    сытый) завтрак.

  5. В новых кварталах
    города находятся самые (высокие,
    высотные)
    дома.

5.
Выпишите словосочетания, в которых
нарушена лексическая сочетаемость.
Исправьте ошибки.

1.
На улице лил большой(сильный) дождь.

2.
В разговоре он допустил сильную(серьезную,
грубую) ошибку.

3.
Грехи мои тяжелые(тяжкие)!

4.
Никогда не прибегайте к сильным(резким,
грубым) словечкам, даже если окружающие
позволяют себе это.

5.
При подготовке к выступлению мы соблюдаем
крепкую(полную, строгую) конспирацию.

6.
Выпишите словосочетания, в которых
нарушена лексическая сочетаемость.
Запишите нормированные выражения, из
смешения (контаминации) которых возникла
речевая ошибка.

1.
Большую роль имеет(играет) хороший
аттестат.

2.
Надо смело ставить(предъявлять
требования) свои
требования.

3.
Главный акцент ставится на знание теории
вопроса.

4.
Правильную часть (Большинство/ большую
часть) заданий уже выполнили.

5.
Большое влияние на молодых имеет(оказывает)
телевидение.

7.
Попробуйте определить, какое из слов
было выбрано писателем.

  1. Владимир встал и
    пошел искать дороги домой, но еще долго
    (блуждал,
    бродил) по незнакомому лесу (А.С. Пушкин).

  2. Горные (вершины,
    верхушки) спят во тьме ночной (М.Ю.
    Лермонтов).

  3. В гостиной сидела
    старушка с добреньким и худеньким
    лицом, робким и печальным (взором,
    взглядом)
    (И.С. Тургенев).

  4. Дипломат говорил
    спокойно и величаво, развивал какую-то
    (идею,
    мысль) (Ф.М.
    Достоевский).

  5. Белинский (владел,
    обладал)
    необыкновенной проницательностью и
    удивительно светлым взглядом на вещи
    (Н.А. Добролюбов).

  6. Даша взяла горсть
    камешков и не спеша (бросала, кидала)
    их в воду (А.Н. Толстой).

  7. Характерные черты
    (внешности,
    наружности) Тополева
    — высокий
    рост, сутуловатость, усы
    — послужили
    благодатным материалом для художника
    (В. Ажаев).

  8. Всей душой она
    (хотела, желала)
    помочь этому человеку (В. Кочетов).

  9. Говорят, что всякий
    воспитатель (желает, стремится)
    сделать из своего питомца свое подобие

    (В.Г. Короленко).

  10. Иван Никифорович
    этими уверениями (совсем, совершенно)
    успокоился (Н.В. Гоголь).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Задание 18 : Выписать слова, употреблённые без учёта их семантики.

Заменить словами с соответствующим значением В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.

Вся публика была уже в триумфе.

Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам.

Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны.

Они только выполняли свою должность.

Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение.

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу нарочито.

Для Маши был предназначен учитель.

Выражение лиц людей было прискорбным.

Все слушали его с внимательностью.

Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

Дети стали разыскивать дорогу домой.

Наконец — то обнаружены остатки царской семьи.

В длинные просторы Арктики отправился ледокол.

Ребята стали делать костры на берегу реки.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Они обнаружили записку Евгения с прошением Катиной руки.

На этой странице находится вопрос Задание 18 : Выписать слова, употреблённые без учёта их семантики?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Готовимся к ЕГЭ! Тест «Лексические нормы современного русского языка».

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

На этапах выполнения теста учимся избегать употребление слова в несвойственном ему значении, учимся не допускать употребление ряда неоднокоренных слов, близких по лексическому значению (плеоназм); учимся избегать смешение паронимов и нарушение лексической сочетаемости.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Выбери предложения, в которых: 1) слова употреблены без учета их лексического значения, замени их нужными словами:

Варианты ответов
  • А. Адвокат осужденного подал в суд высшей инстанции апелляцию.
  • Б. Его дом отличался изощренностью интерьера.
  • В. Он выиграл конкурс и получил грант губернатора.
  • Г. Дуэт из двух скрипок и виолончели был просто великолепно.
  • Д. Нельзя было назвать его абсолютным невежей: он читал газеты и журналы.

Вопрос 2

Выбери предложения, в которых: 2) присутствуют  плеоназмы, укажи логически лишние слова:

Варианты ответов
  • А. Катаясь на каруселях, мальчик боялся упасть вниз.
  • Б. Гость имел респектабельную внешность и уверенный вид.
  • В. В моде важны не только ткань и фасон, но и аксессуары.
  • Г. Докладчик изложил главную суть своего исследования.
  • Д. В отчете, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков.

Вопрос 3

Выбери предложения, в которых: 3) допущено смешение паронимов, замени их подходящими по смыслу:

Варианты ответов
  • А. Благодаря анестезии чувственность нервных окончаний снижается.
  • Б. Дружеские связи между народами важны для сохранения стабильности в мире.
  • В. Из-за болотного газа здесь обитает мало животных и птиц.
  • Г. Добровольная армия белогвардейцев отчаянно сражалась на юге России.
  • Д. Во время переговоров обсуждались гуманные вопросы.

Вопрос 4

Выбери предложения, в которых: 4) нарушена лексическая сочетаемость, исправь ошибки:

Варианты ответов
  • А. Ребята стали делать костер на берегу реки.
  • Б, Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.
  • В. Любой проступок заслуживает осуждения.
  • Г. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  • Д. Мать всегда проявляла заботу о каждом из нас.

Вопрос 5

Выбери предложения, в которых: 5) нет ошибок, связанных с нарушением лексической нормы:

Варианты ответов
  • А. К столетию поэта прошли избранные антологии его стихов.
  • Б. Мы успеем посетить вернисаж, который продлится до конца месяца.
  • В. Перед ним встали две дилеммы: пойти учиться или устроиться на работу.
  • Г. В течение пяти лет он занимал вакансию программиста.
  • Д. В адаптированном переводе книги отсутствует диалектная лексика.

Тема урока: «Нарушение лексических норм РЛЯ»

Класс: 10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-презентация электронной книги

Цели и задачи:

  • Знакомимся с лексическими нормами РЛЯ и типичными случаями их нарушения
  • Учимся «видеть» и исправлять речевые ошибки
  • Расширяем свой словарный запас
  • Готовимся к сдаче ЕГЭ

Формы и методы работы:

Терминологический диктант

Эвристическая беседа

Комментированное списывание

Решение лингвистических задач

Тестирование

Работа со справочными материалами

Исследовательская деятельность

Работа с презентацией 

Оборудование:

презентация, компьютерный тест, рабочие листы, карточки со справочными материалами

План урока:

Орг. момент (приветствие, объяснение правил работы с раздаточным материалом)

Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок

Вступительное слово учителя (начало работы с презентацией)

Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

Комментированное письмо в рабочих листах

Работа с главой 2: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды №, они же продублированы в справочных материалах)

Рефлексия (контрольное тестирование)

Подведение итогов, домашнее задание

Ход урока:

1 Приветствие, орг.момент (рабочие листы, справочные материалы):

2 Терминологический диктант, взаимопроверка, выставление оценок:

-Традиционно начнём урок с терминологического диктанта, ответы записываем в рабочие листы (см. приложение № 1). (Взаимопроверка, выставление баллов и оценок по критериям) (слайд №1-2)

3 Вступительное слово учителя:

— Вы знаете, что самое большое удовольствие я получаю, когда читаю Ваши сочинения. И вот сегодня я решила поделиться этой радостью с Вами. Представляю на Ваш суд свою новую книгу «Жалобная книга, или повесть о том, как в Индии живут индейки, а в Корее – корейки» (слайд №3). Обратите внимание, что я являюсь не единственным автором данного произведения. Над книгой трудился целый коллектив – это вы! Каждый пример, отмеченный *, взят из Ваших работ.

4 Знакомство с темой, целями и задачами урока (слайды № 4,5)

— Итак, предисловие (о чём это мы тут и для чего это нам?) Как и в любой книге, здесь тоже есть тема, а также цели и задачи, которые преследует автор (озвучивание их).

5 Введение понятий «норма» и «нарушение нормы» (слайды № 6,7)

— Введение называется «предупреждён – значит вооружён»

Обозначим, что такое норма и нарушение нормы?

6 Работа с главой 1: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 8-11, они же продублированы в справочных материалах)

— Глава 1 Незнание значения слова не освобождает от ответственности.

Как вы думаете, о каком виде ошибок пойдёт речь?

Неправильное употребление слова

Мы встречаемся с этой ошибкой, если…

А) не знаем значения слова

Б) смешиваем паронимы

В) употребляем слова без учёта его отнесённости к определённой эпохе (анахронизм)

7 Комментированное письмо в рабочих листах

— Давайте обратимся к рабочим листам и выполним задание, отмеченное №2 (письменно)

— А можно мне?

Этот слайд будет появляться всегда, так как автор не может молчать!

8 Работа с главой 2-4: чтение эпиграфа, эвристическая беседа, работа с терминами и примерами (слайды № 14 -25, они же продублированы в справочных материалах (см. приложение № 2)

Глава 2 Позвольте Вас зафрендить?

— Каково значение этого слова? Как называются такого рода слова? Уместно ли его употребление?

— Речь идёт о такой ошибке, как смешение стилей. Посмотрим на примеры…..

И вновь обращаемся к рабочим листам (задание №3)

Глава 3 О вкусах не спорят: одним нравится урюк в рассоле, другие любят с горчицей варенье. Но впрочем, всё это не имеет роли и, кроме того, не играет значения.

— Что смущает в этом стихотворении?

— Мы говорим о нарушении лексической сочетаемости. Попробуем разобраться с примерами (задание №4)

— Свяжите слова, выбрав нужное (дети выбирают ответы и объясняют свой выбор)

Глава 4 А масло-то масляное!

— Разговор пойдёт о речевой избыточности, которая представлена плеоназмом и тавтологией.

-Устно объясните, в чём ошибка и как можно её исправить (задание № 5, дублируется на слайде 25-26)?

9 Рефлексия (контрольное тестирование)

-Эпилог (слайд 27). Успехами мы не блистаем… мы ими блещем!

-Докажем это?

Сейчас вам будет предложен тест. 10 человек работают за компьютерами (см. приложение № 3), у остальных – тест-задание на рабочих листах (задание № 6). Время выполнения -5 минут.

Проверка результатов (слайд 28).

10 Подведение итогов, домашнее задание

— Я рада была доставить вам приятные впечатления и продемонстрировать, что учиться можно не только на чужих, но и на своих ошибках. Домашнее задание на экране (слайд 29).

Приложение 1

Рабочий лист

Тема урока: Нарушение лексических норм РЛЯ

Терминологический диктант (запишите рядом с определением термин):

Словарный состав языка

Раздел языкознания, изучающий значение (семантику) и употребление слов

Слова, сходные по звучанию, но различные по ЛЗ

Функциональные разновидности речи

Слова, становящиеся синонимами или антонимами только в данном окружении

Слова, не имеющие стилевой окраски

Средство выразительности, состоящее в переносе названия на основе сходства предметов (туча стрел)

Слова, ограниченные в употреблении территорией распространения

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалии, которую они называли

Слова, употребляемые определенной социальной или возрастной группой (н-р, молодежью)

ВЫСТАВЬТЕ БАЛЛ –

Найдите ошибку, связанную с неправильным употреблением слова, классифицируйте разновидность, устраните недочет:

Достоинством этого произведения является выразительный, калорийный язык.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи.

В Древнем Вавилоне было много гастарбайтеров, они говорили на разных языках и зачастую не понимали друг друга.

В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж.

За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.

3.Какое из слов нарушает единство стиля? Подчеркните его и замените синонимом:

Бабушка инкриминировала внуку исчезновение банки варенья. На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. Просим отгрузить тысячу кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором. В субботу бутик “Ягуар” учинит показ мод. Началась избирательная фиеста. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой берёзкой.

4.Составьте словосочетания, выбрав правильный вариант соединения слов:

Дружба ( сильная, крепкая)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Достичь (успех, положение)

5.(Устно) Объясните, в чем состоит ошибка, устраните ее:

На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! Ностальгия по родине не давала им покоя. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. Он записал песни коренных аборигенов Севера. Актёр Гришковец впервые дебютировал в спектакле “Соло”. Главная суть изложена в начале моего сочинения. Я хочу остановить ваше внимание на очень важной актуальной проблеме.

6. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1)Починка автомобиля Свой автопортрет

2)Заклятый друг Будущая перспектива

3)Свободная вакансия Страшно обрадовались

6)Полчища тружеников Возобновить вновь

7)Не состоялась благодаря запрету Кипучее безделье

8)Два года тому назад Кипучая деятельность

4)Оценивает положительно, позитивно Мелочная рыба

5)Прогул без уважительной причины Танцевальная песня

9)Праздничный ужин Праздная жизнь

10)Совместное сотрудничество Народный фольклор

Приложение 2

Справочные материалы

Виды нарушения лексических норм:

Неправильное употребление слова:

Без учета его значения (чаще всего – иноязычное)

Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. (Плеяда – это группа выдающихся деятелей одной эпохи).

*После женитьбы на Тихоне ее жизнь стала другой.

Смешение паронимов:

Наш класс считается экономичным, то есть мы будущие менеджменты.

Лексические анахронизмы (нарушение при употреблении слов определенной исторической эпохи)

Печорин получил путевку на Кавказ.

Употребление слова без учета его стилистической и экспрессивной окраски.

*Над ней постоянно издевалась свекровь, а мужу было все равно на нее.

Нарушение лексической сочетаемости слов:

Она сделала самоубийство просто от безысходности.

Речевая избыточность:

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность)

Эта проблема заключается во взаимоотношениях людей друг с другом.

Тавтология – повторение однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз).

Она решительная, потому что решилась на смерть.

Приложение 3

Тест

1.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.

Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания.

Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

Родительское собрание отменяется.

2. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Каждый из нас был, безусловно, рад предстоящей встрече.

Постоянные еженедельные рубрики в журнале “Знамя” имеют постоянных читателей

Была очень хорошая погода, и поэтому оба писателя были в хорошем настроении.

В твоём отзыве даже не чувствуется сочувствие.

3. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

В подвалах замка были найдены старинные рукописи.

Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор.

Налоги взимаются с учетом суммы растаможки.

На Дворцовой площади много страшно красивых зданий.

4.Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Рейд выявил плеяду жуликов.

Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба.

Нам песня строить и жить помогает.

В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.

5. Укажите предложение без нарушения лексической нормы:

Можно начать собрание: форум уже есть.

Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке.

Мы все учились на чужих ошибках.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459104692.ppt (Презентация)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мфу canon pixma mg2540s ошибка b200
  • Мфу oki ошибка 413
  • Мы заранее предвидели все трудности похода исправить ошибки
  • Мы все совершаем ошибки но важно
  • Мфу canon pixma g3400 ошибка 5в00