Мы не будем исправлять ошибки какое время

  • исправлять ошибку,
    Глагол

Спряжение глагола исправлять ошибку1-е спряжение, несовершенный вид
Смотрите также:
исправить ошибку,
совершенный вид


Все формы
Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонениеПричастия и деепричастия

Изъявительное наклонение

настоящее время

Я исправляю ошибку
Ты исправляешь ошибку
Он/она/оно исправляет ошибку
Мы исправляем ошибку
Вы исправляете ошибку
Они исправляют ошибку

прошедшее время

Я исправлял / исправляла ошибку
Ты исправлял / исправляла ошибку
Он/она исправлял / исправляла ошибку
Мы исправляли ошибку
Вы исправляли ошибку
Они исправляли ошибку

будущее время

Я буду исправлять ошибку
Ты будешь исправлять ошибку
Он/она/оно будет исправлять ошибку
Мы будем исправлять ошибку
Вы будете исправлять ошибку
Они будут исправлять ошибку

Сослагательное наклонение

Я бы исправлял / исправляла ошибку
Ты бы исправлял / исправляла ошибку
Он/она бы исправлял / исправляла ошибку
Мы бы исправляли ошибку
Вы бы исправляли ошибку
Они бы исправляли ошибку

Повелительное наклонение

(ты) исправляй ошибку
(вы) исправляйте ошибку

Причастия и деепричастия

причастие

Действительный залог, настоящее времяисправляющий ошибку
Действительный залог, прошедшее времяисправлявший ошибку

деепричастие

исправляя ошибку

Смотрите также Глаголы первого спряжения

Спряжение глагола «исправлять»

Настоящее время

я
что делаю?
исправля́ю
ты
что делаешь?
исправля́ешь
он
она
оно
что делает?
исправля́ет
мы
что делаем?
исправля́ем
вы
что делаете?
исправля́ете
они
что делают?
исправля́ют

Прошедшее время

я (он)
ты (он)
что делал?
исправля́л
я (она)
ты (она)
что делала?
исправля́ла
оно
что делало?
исправля́ло
мы
вы
они
что делали?
исправля́ли

Повелительное наклонение

ты
что делай?
исправля́й
вы
что делайте?
исправля́йте

Деепричастие

настоящее
время
что делая?
исправля́я
прошедшее
время
что делав?
исправля́в, исправля́вши

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: социально уязвимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «исправлять»

Синонимы к слову «исправлять»

Предложения со словом «исправлять»

  • Известны случаи, когда с помощью особых знаний и методик мастерам фэн-шуй приходилось исправлять ошибки, допущенные при строительстве дома и спровоцировавшие большие несчастья.
  • Со временем вы поймёте, что влияет на измеряемые показатели, и начнёте исправлять ситуацию.
  • Когда каждую ошибку приходится исправлять в три этапа, вы выучиваете грамматику и правописание уже после нескольких письменных работ.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «исправлять»

  • А Кароль, усвоив их сущность, приводил в исполнение, самостоятельно исправляя недочеты замысла.
  • — А почему я должна исправлять чужие ошибки?
  • Уговаривать и исправлять в таких случаях низко; ты бы потерял в моих глазах всякую цену, хотя бы и исправленный…
  • (все
    цитаты из русской классики)

Афоризмы русских писателей со словом «исправлять»

  • Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.
  • Пиши 1) на черно; не обдумывая места и правильности выражения мыслей; 2) раз переписывай, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли, — и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражений.
  • Представьте на государственном месте человека без познаний, которому известны государственные должности только по имени; вы увидите, как горестно его положение. Не зная первоначальных причин благоденствия и упадка государства, он не в состоянии дать постоянного направления делам общественным, при каждом шаге заблуждается, при каждом действии переменяет свои силы. Исправляя одну погрешность, он делает другую; искореняя одно зло, полагает основание другому…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Спряжение глагола «исправлять»

Глагол исправлять относится к ПЕРВОМУ спряжению

  • 1 лицо — Что Я с/делаю? — исправляю, Что Мы с/делаем? — исправляем
  • 2 лицо — Что Ты с/делаешь? — исправляешь, Что Вы с/делаете? — исправляете
  • 3 лицо — Что Он с/делает? — исправляет, Что Они с/делают? — исправляют

  • 1 лицо — Что Я буду делать? — буду исправлять, Что Мы будем делать? — будем исправлять
  • 2 лицо — Что Ты будешь делать? — будешь исправлять, Что Вы будете делать? — будете исправлять
  • 3 лицо — Что Он будет делать? — будет исправлять, Что Они будут делать? — будут исправлять

  • 1 лицо — Что Я сделаю? — буду исправлять, Что Мы сделаем? — будем исправлять
  • 2 лицо — Что Ты сделаешь? — будешь исправлять, Что Вы сделаете? — будете исправлять
  • 3 лицо — Что Он сделает? — будет исправлять, Что Они сделают? — будут исправлять

Глагол в прошедшем времени

  • диктовать
  • соотнести
  • преследовать
  • балагурить
  • смастерить
  • потреблять
  • продырявиться
  • возглавлять
  • пошарить
  • покоситься

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М. Прокопьева »

Слайд 2

Задание 8 Синтаксические нормы русского языка нормы Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. В ) неправильное построение предложения с косвенной речью 3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. Д) ошибка в употреблении имени числительного 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития , который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.» Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Слайд 4

Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи (я учу); Прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи (я учил); Будущее время – действие, которое совершается после момента речи (я буду учить).

Слайд 5

Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Слайд 6

Правильный вариант построения предложения М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя .

Слайд 7

Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка Глагол «подвергает» употреблен в НАСТОЯЩЕМ времени; Глагол «раскрыл» употреблен в ПРОШЕДШЕМ времени. НЕЛЬЗЯ ТАК!!! ДОЛЖНО быть: Либо НАСТОЯЩЕЕ время + НАСТОЯЩЕЕ время; Либо ПРОШЕДШЕЕ время + ПРОШЕДШЕЕ время.

Слайд 8

Приведите верное написание Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 9

Верное написание предложений Никто не удивился, что он ПОШЁЛ и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила (обогащает) нас новыми идеями и расширила (расширяет) наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует (использовал) мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показывает (показал) своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит (происходило) неслучайно и идёт (не шло) само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 10

Приведите верное написание В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчез снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

Слайд 11

Верное написание предложений В жизни случаются разочарования, и неприятности есть – их нужно научиться преодолевать. Или: В жизни случались разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и ПОШЁЛ прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчезАЛ снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикОСНУТЬСЯ к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует ; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыВАЕТСЯ отношение автора к молодому поколению .

Слайд 12

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Все , кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. Кто , как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? Спортсмены , приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны .

Слайд 13

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и ВЕРИЛИ в неё.

Слайд 14

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем «. Нам , к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. М . Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья ». Кто , как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Слайд 15

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) Нам, к всеобщей радости, оплатили( прош . время) сверхурочную работу и отпустили ( прош . время) отдыхать.

Слайд 16

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти нестерпимой в своём драматизме. Проблема поэтического языка А. Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя. И.С . Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников. Мы подолгу беседуем о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем

Слайд 17

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Мы подолгу беседОВАЛИ о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем.

Слайд 18

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Определяя значение непонятных слов, обращайтесь к словарю. 2) Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть. 3) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу». 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы « звукописали » картины природы. 5) Вследствие сильным снегопадам движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено .

Слайд 19

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 2) Все радовались тому, что экзамены закончИЛИСЬ и можно немного отдохнуть.

Слайд 20

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский . 2) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет. 3)Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в чемпионате мира. 4 ) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. 5) Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 21

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Писатель начинает и закАНЧИВАЕТ рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 22

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы. 2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимается за книгу, то хочет мыслить — безуспешное хотенье. 4) Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем. 5) Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо.

Слайд 23

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимаЛСЯ за книгу, то хоТЕЛ мыслить — безуспешное хотенье. При этом мы можем все сказуемые поставить в форму настоящего времени, ошибки не будет.

Слайд 24

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. 2) Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 3) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. 4) Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 5) Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха .

Слайд 25

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Он проталкивался к двери и кашляЛ от морозного воздуха.

Слайд 26

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. 2) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта. 3) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 4) После ужина пили чай и просматриваем газеты, только что привезенные с почты. 5) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова .

Слайд 27

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) После ужина пили чай и просматриВАЛИ газеты, только что привезенные с почты.

Слайд 28

1) Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. 2) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас. 3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. 4) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе? 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и выучил теорию . Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

Слайд 29

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и учу теорию.

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

ЕГЭ Русский язык.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.

Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Нарушение видо-временных форм глаголов

Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.

Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.

Бывает три времени глагола:

  • прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
  • настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
  • будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.

Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.

Существует два вида глагола:

  • совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
  • несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).

Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?

Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.

Рассмотрим примеры.

  1. Нарушение временной связи глаголов.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

Пояснение.

В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.

Верно.

Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.

ИЛИ

Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

  1. Нарушение видовой связи глаголов.

Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

Пояснение.

В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)

Верно.

Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.

ИЛИ

Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Нарушение видо-временной связи глаголов.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
  • Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – одна из ошибок в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает вид глаголов;
  • не совпадает время глаголов.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм», и исправим их.

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.

Верный вариант 1:

Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Верный вариант 2:

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – задание 7 ЕГЭ русский язык».

Не путайте:

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7

Временной разнобой

Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.

В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.

Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.

Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.

Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

Видовой разнобой

  • Что делать? — несовершенный вид.
  • Что сделать? — совершенный вид.

Что делать? — расти. Несовершенный вид.

Что сделать? — проявить. Совершенный вид.

Данный метод выгодно применить и для определения давления.

Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.

А теперь подумайте сами

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.

источники:

http://worksbase.ru/russkii/teoriya/173-narushenie-vidovremennoi.html

http://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=442165&hl=ru_RU

Содержание

  1. Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
  2. Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
  3. Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
  4. Синтаксические нормы. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
  5. В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
  6. Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия

rus

7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.

Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.

7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.

Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.

Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.

Обратимся к примерам.

Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.

Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.

Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.

7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.

Для однородных сказуемых действует правило:

Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.

Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:

Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.

В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.

К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.

Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).

При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:

Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.

Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.

Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.

Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.

7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.

Рассмотрим на простейших примерах.

Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.

Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.

Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.

Ещё пример с ошибкой:

Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.

Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.

Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Здесь условие таково:

время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.

Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.

Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении

Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Источник

Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия

7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.

Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.

7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.

Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.

Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.

Обратимся к примерам.

Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.

Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.

Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.

7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.

Для однородных сказуемых действует правило:

Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.

Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:

Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.

В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.

К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.

Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).

При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:

Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.

Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.

Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.

Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.

7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.

Рассмотрим на простейших примерах.

Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.

Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.

Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.

Ещё пример с ошибкой:

Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.

Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.

Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Здесь условие таково:

время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.

Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.

Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении

Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Источник

Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия

7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.

Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.

7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.

Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.

Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.

Обратимся к примерам.

Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.

Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.

Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.

Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.

7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.

Для однородных сказуемых действует правило:

Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.

Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:

Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.

В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.

К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.

Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).

При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:

Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.

Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.

Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.

Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.

7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.

Рассмотрим на простейших примерах.

Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.

Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.

Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.

Ещё пример с ошибкой:

Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.

Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.

Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Здесь условие таково:

время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.

Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.

Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении

Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.

также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.

Источник

Синтаксические нормы. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.

События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Категорию времени и вида имеют глаголы и их формы, причастия и деепричастия.

Все формы глагола имеют категорию ВИДА:

-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;

совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.

Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:

-настоящее (у всех форм);

-будущее (только у глаголов);

-прошедшее (у всех форм).

Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.

2021 07 30 22 54 31

В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.

Для однородных сказуемых действует правило:

Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.

Например : Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:

Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.

В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.

К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.

Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).

Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).

При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:

Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.

Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.

Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.

Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.

Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.

Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.

пример с ошибкой:

Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.

Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.

Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.

Правило: время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.

Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.

Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки. «прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении

Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:

Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.

Источник

Русский язык — Диагностические работы 6 класс к учебникам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Соловьёва Н. Н. 2014

Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол

1-й вариант

Часть A

1. Какой глагол не относится к I спряжению?

1) стыть

2) брить

3) гореть

4) бороться

Ответ: 3

2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква ы?

1) завед..вать   

2) доклад..вать

3) одол..ваю   

4) проповед..вать

Ответ: 2

3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.

1) Он возьми да приди ко мне в гости! изъявительное

      условное

2) Я сам сделал бы все правильно!  повелительное

3) К ней часто гости ездили.   одно наклонение в значении другого

4) Говорю тебе, не вертись!

Ответ: 1) одно наклонение в знач. другого; 2) условн.; 3) изъяв.; 4) повел.   

4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.

1) Дедушка ещё больше пополнел.  настоящее время

2) Живём в одном городе.    прошедшее время

3) Вас скоро покормят.    будущее время

4) Мы не будем исправлять ошибки.

Ответ: 1) прошедшее; 2) настоящее; 3) будущее; 4) будущее

5. Отметьте разноспрягаемый глагол.

1) беречь

2) ползти

3) есть    

4) стрелять

Ответ: 3

6. В каком предложении употреблён переходный глагол?

1) Приуныли в поле колокольчики.

2) Потому и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз…

3) Скулит собака в мокрой конуре…

4) Я буду долго гнать велосипед. (Н. Рубцов.)

Ответ: 4

7. Какой глагол является безличным или употреблён в значении безличного?

1) продолжать петь грустную песню

2) зарябило перед глазами

3) тревожит меня что-то

4) ветерок холодит

Ответ: 2

8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?

1) бороться

2) ощутить

3) дерзить

4) молотить

Ответ: 3

9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?

1) выгляни — выглянь

2) выйдь — выйди

3) выложь — выложи

4) поезжай — поедь

Ответ: 1) выглянь; 2) выйдь; 3) выложь; 4) поедь

10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?

1) вручат

2) забудешь

3) занял

4) начали

Ответ: 1

Часть В

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 14-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Эта история со счастливым концом произошла в Америке. (2) Однажды промозглой зимней ночью Вёрджил подобрал маленького котёнка, который оказался на пороге его дома. (3) Вёрджил отогрел малыша и начал выхаживать. (4) Кот быстро восстановил свои силы и остался в доме. (5) Он оказался очень преданным и смышлёным. (6) Каждый вечер коту разрешали выходить на улицу, но он всегда возвращался домой через несколько минут. (7) В одну зимнюю холодную ночь, примерно через два года после своего появления в доме Вёрджила, кот вышел из дома и не вернулся.

(8) Вёрджил искал кота и на следующий день. (9) Обыскав весь двор, он наткнулся на старый мешок, который валялся на земле. (10) Вёрджил уже хотел его отбросить в сторону, как вдруг из него вылез кот, посмотрел на своего хозяина и залез обратно в мешок.

(11) Вёрджил открыл мешок и в изумлении увидел крошечного мальчика, которого обнял кот своим телом, вылизывая бледное лицо ребёнка. (12) Вёрджил помчался с ребёнком в клинику.

(13) Кот спас от смерти маленького мальчика, которого бросили посреди зимы на произвол судьбы. (14) Он бы умер, если бы к нему в мешок не проскользнул кот. (15) Тепло спасло ____ ребёнку. (По Н. Непомнящему.)

11. Укажите номер предложения, в котором есть разноспрягаемый глагол.

Ответ: 10

12. Выпишите из 1 — 7-го предложений глаголы II спряжения.

Ответ: восстановил, выходить

13. Укажите номера предложений, в которых употребляется неопределённая форма глагола.

Ответ: 3, 6, 10

14. Укажите номер предложения, в котором используется условное наклонение глагола.

Ответ: 14

15. Какое из утверждений неверное?

1) В 11-м и 12-м предложениях все существительные относятся ко 2-му склонению.

2) В 13 — 15-м предложениях все глаголы совершенного вида.

3) Первое и 8-е предложения простые и распространённые.

4) В тексте не встречаются разносклоняемые существительные.

Ответ: 1

16. К какому типу речи относится приведённый текст?

1) рассуждение

2) описание с элементами рассуждения

3) повествование

4) описание

Ответ: 3

17. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1) в одиннадцатом  

2) в тринадцатом

3) в четырнадцатом  

4) в пятнадцатом

Ответ: 2

18. Какое существительное пропущено в 15-м предложении?

1) существование  

2) судьбу

3) здоровье    

4) жизнь

Ответ: 4

2-й вариант

1. Какой глагол не относится к I спряжению?

1) стричь

2) веять

3) реветь

4) велеть

Ответ: 4

2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква и?

1) намер..ваюсь  

2) ноч..вать

3) постук..ваю  

4) повел..ваю

Ответ: 3

3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.

1) Если б голос мой умел сердца тревожить! изъявительное

2) Сидите смирно, не марайте рукавов!  условное

3) Мы встретили раненого казака.   повелительное

4) Спели бы нам что-нибудь, Оля.    одно наклонение в значении другого

Ответ: 1) условн.; 2) повел.; 3) изъяв.; 4) одно наклонение в знач. другого

4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.

1) Верти́т очками так и сяк. (И. Крылов.)  настоящее время

2) Девочка улыбнулась и успокоилась.  прошедшее время

3) После обеда я отправлю свои вещи.  будущее время

4) Уж тает снег, бегут ручьи… (А. Плещеев.)

Ответ: 1) настоящее; 2) прошедшее; 3) будущее; 4) настоящее

5. Отметьте разноспрягаемый глагол.

1) бежать

2) мыться

3) просить

4) трясти

Ответ: 1

6. В каком предложении употреблён переходный глагол?

1) Лес пахнет дубом и сосной… (И. Бунин.)

2) Ты поила коня из горстей в поводу… (С. Есенин.)

3) Тень ушла к немым дубровам. (Ф. Тютчев.)

4) Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. (А. Блок.)

Ответ: 2

7. Какой глагол является безличным или употреблён в значении безличного?

1) летом поздно темнеет

2) бережно отнёсся к старой вещи

3) трястись от страха

4) разлетелась из-под ног листва

Ответ: 1

8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?

1) свистеть

2) чтить   

3) снабдить  

4) дудеть

Ответ: 4

9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?

1) покажи — покажь  

2) вылезай — вылазь

3) выгляни — выглянь 

4) выложь — выложи

Ответ: 1) покажь; 2) вылазь; 3) выглянь; 4) выложь

10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?

1) обвили

2) обняли

3) включишь

4) перелили

Ответ: 3

Часть В

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 14-й и 17-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Жили в одной деревне Чулька и Пигунайка. (2) Чулька был? парень тихий — больше молчал, чем говорил. (3) А жена его — Пигунайка — больше языком работала, чем руками. (4) Даже во « сне говорила. (5) Спит, спит, а потом бормотать начнёт, да быстробыстро: ничего не разберёшь.

(6) …Три дела у Чульки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. (7) Пойдёт в тайгу зверя бить — пока друзья силком Чульку не выведут из тайги, всё за зверем гоняется. (8) Станет рыбу ловить — до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдёт. (9) А уж курить Чулька станет — дым клубами валит, столбом к небу поднимается. (10) Сколько раз ошибались — лесной пожар за табачный дым из трубки Чульки принимали!

(11) Три дела было и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. (12) Начнёт говорить — всех заговорит, от неё соседки под нары прячутся… (13) А уж если спать Пигунайка … — пока все сны не пересмотрит, никто её не разбудит. (14) Ну а сны Пигунайка начнёт разгадывать — таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают. (15) Сбудется ли то, что Пигунайка говорит, — не знали, а уж после её отгадок неделю мелкой дрожью дрожали! (По Д. Нагишкину.)

11. Укажите глагол, который пишется с не слитно.

Ответ: нейдёт

12. Выпишите из 9-го предложения глагол, у которого есть разные варианты произношения.

Ответ: валит — валит

13. Укажите номера предложений, в которых употребляется неопределённая форма глагола II спряжения.

Ответ: 6, 8, 9, 11 — 13

14. Выпишите из 1-го предложения грамматическую основу.

Ответ: жили Чулька и Пигунайка

15. Какое из утверждений неверное?

1) Предложения с 1-го по 4-е простые и распространённые.

2) В 7-м предложении все глаголы относятся к I спряжению.

3) В 7-м предложении употребляется фразеологический оборот.

4) В тексте встречаются однородные члены предложения, выраженные глаголами.

Ответ: 3

16. К какому типу речи относится приведённый текст?

1) рассуждение

2) описание

3) повествование

4) повествование с элементами рассуждения

Ответ: 3

17. Выпишите из 15-го предложения устойчивое словосочетание.

Ответ: мелкой дрожью дрожать

18. Какой глагол пропущен в 13-м предложении?

1) свалится

2) завалится

3) станет

4) будет

Ответ: 2

3-й вариант

Часть А

1. Какой глагол не относится к I спряжению?

1) топтать

2) стеречь   

3) спать

4) мыть

Ответ: 3

2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква ы?

1) отпляс..вать  

2) затреб..вать

3) посовет..вал  

4) взвеш..вать

Ответ: 1

3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.

1) Как было бы хорошо, если бы жили мы вместе. изъявительное

2) Присылал бы мне всё, что сочинишь.   условное

3) К ночи пошёл дождь и подул ветер.    повелительное

4) Ну и мы с тобой давай по целуемся.   одно наклонение в значении другого

Ответ: 1) условн.; 2) одно наклонение в знач. другого; 3) изъяв.; 4) повел.

4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.

1) В зимний вечер лучину зажигала.    настоящее время

2) Я поехал, а ты приберёшь квартиру.   прошедшее время

3) Здесь жил Петр Ильич, известный хлебосол… будущее время

4) Погода обещает быть хорошей.

Ответ: 1) прошедшее; 2) будущее; 3) прошедшее; 4) настоящее

5. Отметьте разноспрягаемый глагол.

1) негодовать

2) плестись

3) дать

4) треснуть

Ответ: 3

6. В каком предложении употреблён переходный глагол?

1) Полно, степь моя, спать беспробудно… (И. Никитин.)

2) …Песню любви затянул соловей. (С. Есенин.)

3) В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе. (А. Толстой.)

4) В искрах катится река,

Словно зеркало стальное… (Ф. Тютчев.)

Ответ: 2

7. Какой из глаголов является безличным или употреблён в значении безличного?

1) трясёт от озноба

2) вверх вздымались

3) прогревать лампой

4) обновляют каждый год

Ответ: 1

8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?

1) цедить  

2) трусить

3) пронзить 

4) угораздить

Ответ: 1) прошедшее; 2) будущее; 3) прошедшее; 4) настоящее

9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?

1) погодь — погоди 

2) ложись — ляжь

3) вылей — выльи

4) стои — стой

Ответ: 1) погодь; 2) ляжь; 3) выльи; 4) стой

10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?

1) клала

2) поняли

3) прокляли 

4) перезвонишь

Ответ: 4

Часть В

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 15-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строчки.

(1) В старину рыбы любили поговорить, а Судак так уж даже слишком. (2) Добро бы он дело говорил, а то всё пустяки. (3) То лясы точит, то ерунду мелет, то чепуху несёт или вообще лишнее болтает.

(4) И до того он надоел всем рыбам, что ни одна с ним разговаривать не желает. (5) Поплыл Судак с горя к берегу. (6) Видит, на большом камне беленькая, хорошенькая птица сидит, а сама жалостно плачет. (7) Оказалось, что это Чайка, а плачет она от голода.

(8) Судак захохотал.

(9) — Да у нас в воде и ракушки вкусные, и червяки, и раки, а самые вкусные кой-какие рыбёшки! (10) Пальчики оближешь! — проговорил он.

(11) И только эти слова у него вырвались, Чайка как ухватит его за спину, за самую середину! (12) Кое-как Судак живой остался, только плавник спинной ему Чайка изорвала.

(13) Уплыл Судак в море на … место и ругает сам себя: (14) «Так мне и нужно. (15) Ведь знал же, что не годится с незнакомыми разговаривать! (16) Ну уж теперь хоть режьте меня. (17) Зарок даю! (18) Ни со зверями, ни с птицами разговаривать не буду! (19) И к берегу не подплыву! (20) Пусть у меня плавники отсохнут!» (По Б. Заходеру.)

11. Выпишите из текста глаголы в форме повелительного наклонения.

Ответ: режьте, пусть отсохнут

12. Выпишите из 3-го предложения фразеологизмы.

Ответ: точить лясы, ерунду молоть, чепуху нести, болтать лишнее

13. В каком предложении текста встречается неопределённое местоимение?

Ответ: 9

14. Какое предложение простое и нераспространённое?

Ответ: 8

15. Выпишите из 1 — 9-го предложений прилагательное в превосходной степени сравнения.

Ответ: самые вкусные

16. Укажите неверное утверждение.

1) В 9-м предложении отсутствуют глаголы.

2) В 20-м предложении употребляется перефразированный автором текста фразеологизм.

3) В 14 — 20-м предложениях употреблены глаголы только несовершенного вида.

4) В 3-м предложении есть однородные члены.

Ответ: 3

17. К какому типу речи относится приведённый текст?

1) рассуждение

2) описание

3) повествование

4) повествование с элементами рассуждения

Ответ: 3

18. Какое прилагательное пропущено в 13-м предложении?

1) мелкое

2) глубокое

3) определённое

4) заветное

Ответ: 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мышь не работает на ноутбуке ошибка 43
  • Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет ошибка
  • Мышление неудачника ошибки неподготовленного разума скотт адамс
  • Мы на своих увы не учимся ошибках
  • Мысли правильно знай о логических ошибках