- исправлять ошибку,
Глагол
Спряжение глагола исправлять ошибку, 1-е спряжение, несовершенный вид
Смотрите также:
исправить ошибку,
совершенный вид
Все формы
Изъявительное наклонениеСослагательное наклонениеПовелительное наклонениеПричастия и деепричастия
Изъявительное наклонение
настоящее время
Я исправляю ошибку
Ты исправляешь ошибку
Он/она/оно исправляет ошибку
Мы исправляем ошибку
Вы исправляете ошибку
Они исправляют ошибку
прошедшее время
Я исправлял / исправляла ошибку
Ты исправлял / исправляла ошибку
Он/она исправлял / исправляла ошибку
Мы исправляли ошибку
Вы исправляли ошибку
Они исправляли ошибку
будущее время
Я буду исправлять ошибку
Ты будешь исправлять ошибку
Он/она/оно будет исправлять ошибку
Мы будем исправлять ошибку
Вы будете исправлять ошибку
Они будут исправлять ошибку
Сослагательное наклонение
Я бы исправлял / исправляла ошибку
Ты бы исправлял / исправляла ошибку
Он/она бы исправлял / исправляла ошибку
Мы бы исправляли ошибку
Вы бы исправляли ошибку
Они бы исправляли ошибку
Повелительное наклонение
(ты) исправляй ошибку
(вы) исправляйте ошибку
Причастия и деепричастия
причастие
Действительный залог, настоящее времяисправляющий ошибку
Действительный залог, прошедшее времяисправлявший ошибку
деепричастие
исправляя ошибку
Смотрите также Глаголы первого спряжения
Спряжение глагола «исправлять»
Настоящее время
я что делаю? |
исправля́ю |
ты что делаешь? |
исправля́ешь |
он она оно что делает? |
исправля́ет |
мы что делаем? |
исправля́ем |
вы что делаете? |
исправля́ете |
они что делают? |
исправля́ют |
Прошедшее время
я (он) ты (он) что делал? |
исправля́л |
я (она) ты (она) что делала? |
исправля́ла |
оно что делало? |
исправля́ло |
мы вы они что делали? |
исправля́ли |
Повелительное наклонение
ты что делай? |
исправля́й |
вы что делайте? |
исправля́йте |
Деепричастие
настоящее время что делая? |
исправля́я |
прошедшее время что делав? |
исправля́в, исправля́вши |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: социально уязвимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «исправлять»
Синонимы к слову «исправлять»
Предложения со словом «исправлять»
- Известны случаи, когда с помощью особых знаний и методик мастерам фэн-шуй приходилось исправлять ошибки, допущенные при строительстве дома и спровоцировавшие большие несчастья.
- Со временем вы поймёте, что влияет на измеряемые показатели, и начнёте исправлять ситуацию.
- Когда каждую ошибку приходится исправлять в три этапа, вы выучиваете грамматику и правописание уже после нескольких письменных работ.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «исправлять»
- А Кароль, усвоив их сущность, приводил в исполнение, самостоятельно исправляя недочеты замысла.
- — А почему я должна исправлять чужие ошибки?
- Уговаривать и исправлять в таких случаях низко; ты бы потерял в моих глазах всякую цену, хотя бы и исправленный…
- (все
цитаты из русской классики)
Афоризмы русских писателей со словом «исправлять»
- Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.
- Пиши 1) на черно; не обдумывая места и правильности выражения мыслей; 2) раз переписывай, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли, — и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражений.
- Представьте на государственном месте человека без познаний, которому известны государственные должности только по имени; вы увидите, как горестно его положение. Не зная первоначальных причин благоденствия и упадка государства, он не в состоянии дать постоянного направления делам общественным, при каждом шаге заблуждается, при каждом действии переменяет свои силы. Исправляя одну погрешность, он делает другую; искореняя одно зло, полагает основание другому…
- (все афоризмы русских писателей)
Отправить комментарий
Дополнительно
Спряжение глагола «исправлять»
Глагол исправлять относится к ПЕРВОМУ спряжению
- 1 лицо — Что Я с/делаю? — исправляю, Что Мы с/делаем? — исправляем
- 2 лицо — Что Ты с/делаешь? — исправляешь, Что Вы с/делаете? — исправляете
- 3 лицо — Что Он с/делает? — исправляет, Что Они с/делают? — исправляют
- 1 лицо — Что Я буду делать? — буду исправлять, Что Мы будем делать? — будем исправлять
- 2 лицо — Что Ты будешь делать? — будешь исправлять, Что Вы будете делать? — будете исправлять
- 3 лицо — Что Он будет делать? — будет исправлять, Что Они будут делать? — будут исправлять
- 1 лицо — Что Я сделаю? — буду исправлять, Что Мы сделаем? — будем исправлять
- 2 лицо — Что Ты сделаешь? — будешь исправлять, Что Вы сделаете? — будете исправлять
- 3 лицо — Что Он сделает? — будет исправлять, Что Они сделают? — будут исправлять
Глагол в прошедшем времени
- диктовать
- соотнести
- преследовать
- балагурить
- смастерить
- потреблять
- продырявиться
- возглавлять
- пошарить
- покоситься
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М. Прокопьева »
Слайд 2
Задание 8 Синтаксические нормы русского языка нормы Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .
Слайд 3
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. В ) неправильное построение предложения с косвенной речью 3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. Д) ошибка в употреблении имени числительного 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития , который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.» Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».
Слайд 4
Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи (я учу); Прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи (я учил); Будущее время – действие, которое совершается после момента речи (я буду учить).
Слайд 5
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Слайд 6
Правильный вариант построения предложения М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя .
Слайд 7
Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка Глагол «подвергает» употреблен в НАСТОЯЩЕМ времени; Глагол «раскрыл» употреблен в ПРОШЕДШЕМ времени. НЕЛЬЗЯ ТАК!!! ДОЛЖНО быть: Либо НАСТОЯЩЕЕ время + НАСТОЯЩЕЕ время; Либо ПРОШЕДШЕЕ время + ПРОШЕДШЕЕ время.
Слайд 8
Приведите верное написание Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.
Слайд 9
Верное написание предложений Никто не удивился, что он ПОШЁЛ и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила (обогащает) нас новыми идеями и расширила (расширяет) наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует (использовал) мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показывает (показал) своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит (происходило) неслучайно и идёт (не шло) само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.
Слайд 10
Приведите верное написание В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчез снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.
Слайд 11
Верное написание предложений В жизни случаются разочарования, и неприятности есть – их нужно научиться преодолевать. Или: В жизни случались разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и ПОШЁЛ прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчезАЛ снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикОСНУТЬСЯ к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует ; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыВАЕТСЯ отношение автора к молодому поколению .
Слайд 12
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Все , кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. Кто , как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? Спортсмены , приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны .
Слайд 13
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и ВЕРИЛИ в неё.
Слайд 14
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем «. Нам , к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. М . Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья ». Кто , как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
Слайд 15
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) Нам, к всеобщей радости, оплатили( прош . время) сверхурочную работу и отпустили ( прош . время) отдыхать.
Слайд 16
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти нестерпимой в своём драматизме. Проблема поэтического языка А. Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя. И.С . Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников. Мы подолгу беседуем о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем
Слайд 17
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Мы подолгу беседОВАЛИ о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем.
Слайд 18
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Определяя значение непонятных слов, обращайтесь к словарю. 2) Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть. 3) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу». 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы « звукописали » картины природы. 5) Вследствие сильным снегопадам движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено .
Слайд 19
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 2) Все радовались тому, что экзамены закончИЛИСЬ и можно немного отдохнуть.
Слайд 20
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский . 2) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет. 3)Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в чемпионате мира. 4 ) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. 5) Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.
Слайд 21
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Писатель начинает и закАНЧИВАЕТ рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.
Слайд 22
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы. 2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимается за книгу, то хочет мыслить — безуспешное хотенье. 4) Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем. 5) Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо.
Слайд 23
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимаЛСЯ за книгу, то хоТЕЛ мыслить — безуспешное хотенье. При этом мы можем все сказуемые поставить в форму настоящего времени, ошибки не будет.
Слайд 24
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. 2) Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 3) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. 4) Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 5) Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха .
Слайд 25
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Он проталкивался к двери и кашляЛ от морозного воздуха.
Слайд 26
Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. 2) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта. 3) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 4) После ужина пили чай и просматриваем газеты, только что привезенные с почты. 5) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова .
Слайд 27
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) После ужина пили чай и просматриВАЛИ газеты, только что привезенные с почты.
Слайд 28
1) Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. 2) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас. 3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. 4) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе? 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и выучил теорию . Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм
Слайд 29
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и учу теорию.
ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
ЕГЭ Русский язык.
Экспресс-подготовка.
Задание № 8.
Синтаксические нормы. Нарушение видо-временных форм глаголов.
Что такое вид и время глагола? Глаголы какого вида и времени бывают в русском языке? Как найти предложение с нарушением видо-временной связи глаголов в предложении? Ответы на данные вопросы очень подробно, понятно даны в статье. Читайте, готовьтесь к ЕГЭ.
Задание № 8. Синтаксические нормы.
Нарушение видо-временных форм глаголов
Давайте вспомним теорию, необходимую для выполнения задания № 8, в котором нужно найти ошибки с нарушением видо-временных форм глаголов.
Время — это непостоянный морфологический признак глагола, обозначающий отношение времени к моменту действия.
Бывает три времени глагола:
- прошедшее— обозначает действие, которое уже произошло, предшествует моменту речи;
- настоящее- обозначает действие, происходящее на данный момент или осуществляется постоянно, регулярно повторяется;
- будущее— обозначает действие, планируемое, возможное в будущем, которое произойдёт после момента речи.
Вид – это постоянный морфологический признак глагола, обозначающий характер протекания действия во времени, его завершённость или незавершённость.
Существует два вида глагола:
- совершенный вид – указывает на завершённость действия, его результат, конец (сказать, сделать) или на начало действия (запеть)
- несовершенный вид— указывает на незавершённость действия, на повторяющиеся, длительные действия (пишет, идёт).
Что такое « нарушение видо-временной связи глаголов»?
Запомните: в пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида. Если происходит смешение времён и видов глаголов, то это приводит не только к тому, что текст становится «некрасивым», но и к искажению его смысла.
Рассмотрим примеры.
- Нарушение временной связи глаголов.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
Пояснение.
В данном предложении глаголы стоят в разных формах времени: в настоящем (даёт) и в прошедшем ( показал). Необходимо, чтобы была одинаковая форма.
Верно.
Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показывает, как по-разному его проводят жители стран мира.
ИЛИ
Автор дал интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.
- Нарушение видовой связи глаголов.
Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.
Пояснение.
В данном предложении использованы глаголы разного вида: несовершенного (что делать? помогать) и совершенного ( что сделать? научить)
Верно.
Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
ИЛИ
Нужно помочь ребёнку , научить самостоятельности.
Алгоритм выполнения задания № 8.
Нарушение видо-временной связи глаголов.
- Найдите грамматическую основу предложения.
- Посмотрите, в какой временной форме стоят глаголы- сказуемые в нём. Если все глаголы стоят в форме ОДНОГО времени, то в данном предложении нет ошибки. Если же глаголы стоят в разных формах времени, то это ошибка.
- Посмотрите, какого вида глаголы- сказуемые в данном предложении. Они должны быть ОДНОГО вида (совершенного или несовершенного). Если вид разный, то это ошибка.
Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с нарушением видо-временной связи глаголов.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – одна из ошибок в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:
- не совпадает вид глаголов;
- не совпадает время глаголов.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм», и исправим их.
Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».
Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.
Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».
Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.
Верный вариант 1:
Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
Верный вариант 2:
Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – задание 7 ЕГЭ русский язык».
Не путайте:
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7
Временной разнобой
Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.
В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.
Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.
Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.
Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.
Видовой разнобой
- Что делать? — несовершенный вид.
- Что сделать? — совершенный вид.
Что делать? — расти. Несовершенный вид.
Что сделать? — проявить. Совершенный вид.
Данный метод выгодно применить и для определения давления.
Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.
А теперь подумайте сами
Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.
источники:
http://worksbase.ru/russkii/teoriya/173-narushenie-vidovremennoi.html
http://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=442165&hl=ru_RU
Содержание
- Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
- Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
- Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
- Синтаксические нормы. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
- В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
- Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.
Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?
Все формы глагола имеют категорию ВИДА:
-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;
-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.
Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:
-настоящее (у всех форм);
-будущее (только у глаголов);
-прошедшее (у всех форм).
Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.
7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.
Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.
Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.
Обратимся к примерам.
Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.
Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.
Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.
7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
Для однородных сказуемых действует правило:
Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:
Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.
В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.
К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.
Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).
При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:
Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.
Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.
Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.
7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.
Рассмотрим на простейших примерах.
Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.
Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.
Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.
Ещё пример с ошибкой:
Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.
Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.
Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Здесь условие таково:
время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.
Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.
Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)
Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении
Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:
Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.
Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Источник
Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.
Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?
Все формы глагола имеют категорию ВИДА:
-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;
-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.
Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:
-настоящее (у всех форм);
-будущее (только у глаголов);
-прошедшее (у всех форм).
Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.
7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.
Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.
Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.
Обратимся к примерам.
Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.
Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.
Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.
7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
Для однородных сказуемых действует правило:
Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:
Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.
В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.
К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.
Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).
При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:
Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.
Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.
Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.
7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.
Рассмотрим на простейших примерах.
Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.
Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.
Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.
Ещё пример с ошибкой:
Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.
Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.
Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Здесь условие таково:
время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.
Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.
Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)
Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении
Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:
Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.
Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Источник
Нарушение видовременной соотнесенности глагола и причастия
7.5. НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для того, чтобы выполнить это задание и понять его значимость, нужно вспомнить, что такое время предложения и момент речи.
Большинство событий, о которых идёт, или шла, или будет идти речь, имеет отношение к моменту речи: они либо длятся постоянно, либо сейчас, либо были, либо будут. События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Какие же части речи имеют категорию времени? Конечно, это глаголы и их формы, причастия и деепричастия. Что мы об этом знаем?
Все формы глагола имеют категорию ВИДА:
-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;
-совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.
Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:
-настоящее (у всех форм);
-будущее (только у глаголов);
-прошедшее (у всех форм).
Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.
7.5.1 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разное ВРЕМЯ.
Это самый распространённый тип ошибки в пособиях для подготовки к ЕГЭ.
Что значит необоснованно? Это значит, что нет условий для употребления сказуемых разного времени. К однородным сказуемым предъявляется требование: они должны иметь ОДНО и то же время. Подчёркиваю, именно в заданиях ЕГЭ, так как в художественной литературе и живой разговорной речи встречаются отступления от этой нормы, но это всегда стилистически оправданно.
Обратимся к примерам.
Всю ночь льёт дождь и прекратился утром. Что здесь неверно? «льёт» сказуемое настоящего времени; «прекратился» прошедшего времени. Очевидно, что сообщение было написано после того, как дождь прекратился, ведь ночью было непонятно, закончится ли он утром. Поэтому предложение нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Всю ночь ЛИЛ дождь и прекратился утром. Не получится сделать два сказуемых в настоящем времени: Всю ночь льёт дождь и ПРЕКРАЩАЕТСЯ утром, потому что в таком предложении звучит мысль, что так бывает всегда, постоянно. Сравните: Солнце всходит каждое утро и заходит каждую ночь.
Бабушка связала внуку шарф и дарит его на день рождения. Неверно, потому что «связала» прошедшего времени, а «дарит» настоящего времени. Нужно исправить, поставив оба глагола в прошедшее время.
Бабушка связала внуку шарф и ПОДАРИЛА его на день рождения. Сначала связала, а потом подарила. Поставить оба сказуемых в настоящее время можно, но смысл изменится: Бабушка ВЯЖЕТ внуку шарф и дарит его на день рождения. Как будто бабушка либо постоянно дарит шАрфы, или кто-то об этом рассказывает как о событии в прошлом.
Итак: при однородных членах- сказуемых, в заданиях ЕГЭ однородные сказуемые должны иметь ОДНО и то же время.
7.5.2 В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
Для однородных сказуемых действует правило:
Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
Например: Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:
Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.
В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.
К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.
Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).
При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:
Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.
Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.
Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.
7.5.4 Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.
Рассмотрим на простейших примерах.
Когда наступает весна, потекли ручьи. «Наступает» — несов., настоящее; «потекли» — сов., прошедшее. Здесь действуют те же законы, что я для однородных сказуемых.
Когда наступает весна, ТЕКУТ ручьи.
Когда НАСТУПИЛА весна, потекли ручьи.
Ещё пример с ошибкой:
Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.
Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.
Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Здесь условие таково:
время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.
Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. К такому сказуемому ДО разрешён. Но попробуйте воспользоваться этим советом. Вначале приготовьте, а потом положите яйца? Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.
Готовя омлет, положите вначале яйца. (убираем в него, он ещё не готов)
Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки.«прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении
Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:
Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.
Сдав сочинение, не забудьте проверить сложные слова по «Орфографическому словарю». Невозможно проверить, уже сдав работу.
также могут встретиться в заданиях. На данный момент таких примеров в пособиях нет.
Источник
Синтаксические нормы. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
События могут проходить одновременно или последовательно, быть завершёнными или незавершёнными. Категорию времени и вида имеют глаголы и их формы, причастия и деепричастия.
Все формы глагола имеют категорию ВИДА:
-несовершенный, вопросы не имеют приставки С: что делать, что делая;
—совершенный, вопросы имеют приставку С: что Сделать, что Сделав.
Формы глагола в изъявительном наклонении имеют категорию ВРЕМЕНИ:
-настоящее (у всех форм);
-будущее (только у глаголов);
-прошедшее (у всех форм).
Если в предложении встречаются несколько глагольных форм, будь-то два сказуемых, или деепричастие и сказуемое, или причастие и сказуемое — они в обязательном порядке должны соотноситься друг с другом по времени и виду. Если это условие нарушается, говорят о нарушении видовременной соотнесённости или рассогласовании времён.
В предложении два однородных сказуемых, необоснованно имеющих разный ВИД.
Для однородных сказуемых действует правило:
Если оба действия происходят одновременно или время не определено, то вид должен быть одинаковый.
Например : Родители и дети должны научиться уважать и понять интересы друг друга. Что не так: уважать — несовершенный вид, понять — совершенный. Ставим обе части сказуемого в несовершенный вид:
Родители и дети должны научиться уважать и понИМАТЬ интересы друг друга.
В совершенный поставить не удаётся: от глагола «уважать» форма «уважить» имеет другое значение.
К сожалению, жёстких правил и условий здесь нет. Если действия происходят последовательно, то могут быть разные верные варианты: всё зависит от смысла предложения.
Я долго не работал из-за болезни, потом устраивался несколько раз в разные компании, но сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устраивался (несов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию и сейчас неплохо зарабатываю. Показателями действий, происходящих последовательно, являются слова потом, сейчас. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), зарабатываю (несов.).
Я долго не работал из-за болезни, но потом устроился в небольшую компанию, заработал на квартиру. Показателями действий, происходящих последовательно, является слово потом. Проанализируем виды глаголов: не работал (несов.), устроился (сов.), заработал (сов.).
При этом нарушения в виде-времени нет ни в первом, ни втором, ни в третьем примере. А вот в этом примере есть ошибка:
Мама слушала меня внимательно, потом смёется и рассказала похожую историю.
Мама слушала меня внимательно, потом ЗАСМЕЯЛАСЬ и рассказала похожую историю.
Мама СЛУШАЕТ меня внимательно, смеётся и РАССКАЗЫВАЕТ похожую историю.
Мама слушала меня и СМЕЯЛАСЬ, а потом РАССКАЗАЛА похожую историю.
Между сказуемыми сложного предложения нарушена временно-видовая соотнесённость.
Поскольку две части сложного предложения всегда связаны грамматически, то соотношение по времени и виду и времени сказуемых является безусловным требованием.
пример с ошибкой:
Мы приложили так много усилий, а ничего не получается. «приложили» — сов., прошедшее; «не получается» — несов., настоящее.
Мы приложили так много усилий, а ничего не ПОЛУЧИЛОСЬ.
Мы ПРИКЛАДЫВАЕМ так много усилий, а ничего не получается.
Правило: время и вид деепричастие не должны по смыслу противоречить сказуемому.
Приготовив омлет, положите в него яйца. «приготовив» — сов., прошедшее; «положите» — глагол в повелительном наклонении. Ошибка возникла потому, что приготовив в предложении имеет совершенный вид, то есть обозначает законченное добавочное действие. Чтобы рецепт был грамматически правильным, изменим вид деепричастия на несовершенный.
Прочитав книгу, не забывайте делать в ней закладки. «прочитав» — сов., прошедшее; «не забывайте» — глагол в повелительном наклонении
Закладки делаются во время чтения, то есть верно будет:
Читая книгу, не забывайте делать в ней закладки.
Источник
Русский язык — Диагностические работы 6 класс к учебникам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. — Соловьёва Н. Н. 2014
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
1-й вариант
Часть A
1. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) стыть
2) брить
3) гореть
4) бороться
Ответ: 3
2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква ы?
1) завед..вать
2) доклад..вать
3) одол..ваю
4) проповед..вать
Ответ: 2
3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.
1) Он возьми да приди ко мне в гости! изъявительное
условное
2) Я сам сделал бы все правильно! повелительное
3) К ней часто гости ездили. одно наклонение в значении другого
4) Говорю тебе, не вертись!
Ответ: 1) одно наклонение в знач. другого; 2) условн.; 3) изъяв.; 4) повел.
4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.
1) Дедушка ещё больше пополнел. настоящее время
2) Живём в одном городе. прошедшее время
3) Вас скоро покормят. будущее время
4) Мы не будем исправлять ошибки.
Ответ: 1) прошедшее; 2) настоящее; 3) будущее; 4) будущее
5. Отметьте разноспрягаемый глагол.
1) беречь
2) ползти
3) есть
4) стрелять
Ответ: 3
6. В каком предложении употреблён переходный глагол?
1) Приуныли в поле колокольчики.
2) Потому и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз…
3) Скулит собака в мокрой конуре…
4) Я буду долго гнать велосипед. (Н. Рубцов.)
Ответ: 4
7. Какой глагол является безличным или употреблён в значении безличного?
1) продолжать петь грустную песню
2) зарябило перед глазами
3) тревожит меня что-то
4) ветерок холодит
Ответ: 2
8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?
1) бороться
2) ощутить
3) дерзить
4) молотить
Ответ: 3
9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?
1) выгляни — выглянь
2) выйдь — выйди
3) выложь — выложи
4) поезжай — поедь
Ответ: 1) выглянь; 2) выйдь; 3) выложь; 4) поедь
10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?
1) вручат
2) забудешь
3) занял
4) начали
Ответ: 1
Часть В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 14-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Эта история со счастливым концом произошла в Америке. (2) Однажды промозглой зимней ночью Вёрджил подобрал маленького котёнка, который оказался на пороге его дома. (3) Вёрджил отогрел малыша и начал выхаживать. (4) Кот быстро восстановил свои силы и остался в доме. (5) Он оказался очень преданным и смышлёным. (6) Каждый вечер коту разрешали выходить на улицу, но он всегда возвращался домой через несколько минут. (7) В одну зимнюю холодную ночь, примерно через два года после своего появления в доме Вёрджила, кот вышел из дома и не вернулся.
(8) Вёрджил искал кота и на следующий день. (9) Обыскав весь двор, он наткнулся на старый мешок, который валялся на земле. (10) Вёрджил уже хотел его отбросить в сторону, как вдруг из него вылез кот, посмотрел на своего хозяина и залез обратно в мешок.
(11) Вёрджил открыл мешок и в изумлении увидел крошечного мальчика, которого обнял кот своим телом, вылизывая бледное лицо ребёнка. (12) Вёрджил помчался с ребёнком в клинику.
(13) Кот спас от смерти маленького мальчика, которого бросили посреди зимы на произвол судьбы. (14) Он бы умер, если бы к нему в мешок не проскользнул кот. (15) Тепло спасло ____ ребёнку. (По Н. Непомнящему.)
11. Укажите номер предложения, в котором есть разноспрягаемый глагол.
Ответ: 10
12. Выпишите из 1 — 7-го предложений глаголы II спряжения.
Ответ: восстановил, выходить
13. Укажите номера предложений, в которых употребляется неопределённая форма глагола.
Ответ: 3, 6, 10
14. Укажите номер предложения, в котором используется условное наклонение глагола.
Ответ: 14
15. Какое из утверждений неверное?
1) В 11-м и 12-м предложениях все существительные относятся ко 2-му склонению.
2) В 13 — 15-м предложениях все глаголы совершенного вида.
3) Первое и 8-е предложения простые и распространённые.
4) В тексте не встречаются разносклоняемые существительные.
Ответ: 1
16. К какому типу речи относится приведённый текст?
1) рассуждение
2) описание с элементами рассуждения
3) повествование
4) описание
Ответ: 3
17. В каком предложении заключена основная мысль текста?
1) в одиннадцатом
2) в тринадцатом
3) в четырнадцатом
4) в пятнадцатом
Ответ: 2
18. Какое существительное пропущено в 15-м предложении?
1) существование
2) судьбу
3) здоровье
4) жизнь
Ответ: 4
2-й вариант
1. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) стричь
2) веять
3) реветь
4) велеть
Ответ: 4
2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква и?
1) намер..ваюсь
2) ноч..вать
3) постук..ваю
4) повел..ваю
Ответ: 3
3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.
1) Если б голос мой умел сердца тревожить! изъявительное
2) Сидите смирно, не марайте рукавов! условное
3) Мы встретили раненого казака. повелительное
4) Спели бы нам что-нибудь, Оля. одно наклонение в значении другого
Ответ: 1) условн.; 2) повел.; 3) изъяв.; 4) одно наклонение в знач. другого
4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.
1) Верти́т очками так и сяк. (И. Крылов.) настоящее время
2) Девочка улыбнулась и успокоилась. прошедшее время
3) После обеда я отправлю свои вещи. будущее время
4) Уж тает снег, бегут ручьи… (А. Плещеев.)
Ответ: 1) настоящее; 2) прошедшее; 3) будущее; 4) настоящее
5. Отметьте разноспрягаемый глагол.
1) бежать
2) мыться
3) просить
4) трясти
Ответ: 1
6. В каком предложении употреблён переходный глагол?
1) Лес пахнет дубом и сосной… (И. Бунин.)
2) Ты поила коня из горстей в поводу… (С. Есенин.)
3) Тень ушла к немым дубровам. (Ф. Тютчев.)
4) Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. (А. Блок.)
Ответ: 2
7. Какой глагол является безличным или употреблён в значении безличного?
1) летом поздно темнеет
2) бережно отнёсся к старой вещи
3) трястись от страха
4) разлетелась из-под ног листва
Ответ: 1
8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?
1) свистеть
2) чтить
3) снабдить
4) дудеть
Ответ: 4
9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?
1) покажи — покажь
2) вылезай — вылазь
3) выгляни — выглянь
4) выложь — выложи
Ответ: 1) покажь; 2) вылазь; 3) выглянь; 4) выложь
10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?
1) обвили
2) обняли
3) включишь
4) перелили
Ответ: 3
Часть В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 14-й и 17-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Жили в одной деревне Чулька и Пигунайка. (2) Чулька был? парень тихий — больше молчал, чем говорил. (3) А жена его — Пигунайка — больше языком работала, чем руками. (4) Даже во « сне говорила. (5) Спит, спит, а потом бормотать начнёт, да быстробыстро: ничего не разберёшь.
(6) …Три дела у Чульки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. (7) Пойдёт в тайгу зверя бить — пока друзья силком Чульку не выведут из тайги, всё за зверем гоняется. (8) Станет рыбу ловить — до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдёт. (9) А уж курить Чулька станет — дым клубами валит, столбом к небу поднимается. (10) Сколько раз ошибались — лесной пожар за табачный дым из трубки Чульки принимали!
(11) Три дела было и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. (12) Начнёт говорить — всех заговорит, от неё соседки под нары прячутся… (13) А уж если спать Пигунайка … — пока все сны не пересмотрит, никто её не разбудит. (14) Ну а сны Пигунайка начнёт разгадывать — таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают. (15) Сбудется ли то, что Пигунайка говорит, — не знали, а уж после её отгадок неделю мелкой дрожью дрожали! (По Д. Нагишкину.)
11. Укажите глагол, который пишется с не слитно.
Ответ: нейдёт
12. Выпишите из 9-го предложения глагол, у которого есть разные варианты произношения.
Ответ: валит — валит
13. Укажите номера предложений, в которых употребляется неопределённая форма глагола II спряжения.
Ответ: 6, 8, 9, 11 — 13
14. Выпишите из 1-го предложения грамматическую основу.
Ответ: жили Чулька и Пигунайка
15. Какое из утверждений неверное?
1) Предложения с 1-го по 4-е простые и распространённые.
2) В 7-м предложении все глаголы относятся к I спряжению.
3) В 7-м предложении употребляется фразеологический оборот.
4) В тексте встречаются однородные члены предложения, выраженные глаголами.
Ответ: 3
16. К какому типу речи относится приведённый текст?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) повествование с элементами рассуждения
Ответ: 3
17. Выпишите из 15-го предложения устойчивое словосочетание.
Ответ: мелкой дрожью дрожать
18. Какой глагол пропущен в 13-м предложении?
1) свалится
2) завалится
3) станет
4) будет
Ответ: 2
3-й вариант
Часть А
1. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) топтать
2) стеречь
3) спать
4) мыть
Ответ: 3
2. В каком глаголе в суффиксе пишется буква ы?
1) отпляс..вать
2) затреб..вать
3) посовет..вал
4) взвеш..вать
Ответ: 1
3. Укажите при помощи стрелочек наклонение выделенных глаголов.
1) Как было бы хорошо, если бы жили мы вместе. изъявительное
2) Присылал бы мне всё, что сочинишь. условное
3) К ночи пошёл дождь и подул ветер. повелительное
4) Ну и мы с тобой давай по целуемся. одно наклонение в значении другого
Ответ: 1) условн.; 2) одно наклонение в знач. другого; 3) изъяв.; 4) повел.
4. Укажите при помощи стрелочек, в каком времени употреблены выделенные глаголы.
1) В зимний вечер лучину зажигала. настоящее время
2) Я поехал, а ты приберёшь квартиру. прошедшее время
3) Здесь жил Петр Ильич, известный хлебосол… будущее время
4) Погода обещает быть хорошей.
Ответ: 1) прошедшее; 2) будущее; 3) прошедшее; 4) настоящее
5. Отметьте разноспрягаемый глагол.
1) негодовать
2) плестись
3) дать
4) треснуть
Ответ: 3
6. В каком предложении употреблён переходный глагол?
1) Полно, степь моя, спать беспробудно… (И. Никитин.)
2) …Песню любви затянул соловей. (С. Есенин.)
3) В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе. (А. Толстой.)
4) В искрах катится река,
Словно зеркало стальное… (Ф. Тютчев.)
Ответ: 2
7. Какой из глаголов является безличным или употреблён в значении безличного?
1) трясёт от озноба
2) вверх вздымались
3) прогревать лампой
4) обновляют каждый год
Ответ: 1
8. Какой глагол не имеет формы 1-го лица настоящего времени?
1) цедить
2) трусить
3) пронзить
4) угораздить
Ответ: 1) прошедшее; 2) будущее; 3) прошедшее; 4) настоящее
9. Какая из двух форм повелительного наклонения нежелательна для употребления?
1) погодь — погоди
2) ложись — ляжь
3) вылей — выльи
4) стои — стой
Ответ: 1) погодь; 2) ляжь; 3) выльи; 4) стой
10. В каком глаголе ударение падает на последний слог?
1) клала
2) поняли
3) прокляли
4) перезвонишь
Ответ: 4
Часть В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 15-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) В старину рыбы любили поговорить, а Судак так уж даже слишком. (2) Добро бы он дело говорил, а то всё пустяки. (3) То лясы точит, то ерунду мелет, то чепуху несёт или вообще лишнее болтает.
(4) И до того он надоел всем рыбам, что ни одна с ним разговаривать не желает. (5) Поплыл Судак с горя к берегу. (6) Видит, на большом камне беленькая, хорошенькая птица сидит, а сама жалостно плачет. (7) Оказалось, что это Чайка, а плачет она от голода.
(8) Судак захохотал.
(9) — Да у нас в воде и ракушки вкусные, и червяки, и раки, а самые вкусные кой-какие рыбёшки! (10) Пальчики оближешь! — проговорил он.
(11) И только эти слова у него вырвались, Чайка как ухватит его за спину, за самую середину! (12) Кое-как Судак живой остался, только плавник спинной ему Чайка изорвала.
(13) Уплыл Судак в море на … место и ругает сам себя: (14) «Так мне и нужно. (15) Ведь знал же, что не годится с незнакомыми разговаривать! (16) Ну уж теперь хоть режьте меня. (17) Зарок даю! (18) Ни со зверями, ни с птицами разговаривать не буду! (19) И к берегу не подплыву! (20) Пусть у меня плавники отсохнут!» (По Б. Заходеру.)
11. Выпишите из текста глаголы в форме повелительного наклонения.
Ответ: режьте, пусть отсохнут
12. Выпишите из 3-го предложения фразеологизмы.
Ответ: точить лясы, ерунду молоть, чепуху нести, болтать лишнее
13. В каком предложении текста встречается неопределённое местоимение?
Ответ: 9
14. Какое предложение простое и нераспространённое?
Ответ: 8
15. Выпишите из 1 — 9-го предложений прилагательное в превосходной степени сравнения.
Ответ: самые вкусные
16. Укажите неверное утверждение.
1) В 9-м предложении отсутствуют глаголы.
2) В 20-м предложении употребляется перефразированный автором текста фразеологизм.
3) В 14 — 20-м предложениях употреблены глаголы только несовершенного вида.
4) В 3-м предложении есть однородные члены.
Ответ: 3
17. К какому типу речи относится приведённый текст?
1) рассуждение
2) описание
3) повествование
4) повествование с элементами рассуждения
Ответ: 3
18. Какое прилагательное пропущено в 13-м предложении?
1) мелкое
2) глубокое
3) определённое
4) заветное
Ответ: 2