Мы любим футбол и стрелять ошибка

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

A)  Всех, кто ра­бо­та­ли на суб­бот­ни­ке, по­хва­ли­ли за боль­шой вклад в озе­ле­не­ние посёлка.

Б)  Я не за­ме­тил, что успел ли Сер­гей выйти до воз­вра­ще­ния Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча.

В)  За­да­ние, вы­пол­ня­ю­ще­е­ся нами, не вы­зва­ло осо­бых за­труд­не­ний.

Г)  Мы любим фут­бол и стре­лять.

Д)  Сту­дент груст­но ска­зал, что я еще пока не готов от­ве­чать.

1)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

2)  на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

3)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4)  ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

5)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6)  на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

7)  не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Раз­берём ошиб­ки.

А)  На­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым: под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое долж­ны быть со­гла­со­ва­ны в числе. Кор­рект­но: Всех, кто ра­бо­тал на суб­бот­ни­ке, по­хва­ли­ли за боль­шой вклад в озе­ле­не­ние посёлка.

Б)  Не­пра­виль­ное по­стро­е­ние слож­но­под­чинённого пред­ло­же­ния. Кор­рект­но: Я не за­ме­тил, успел ли Сер­гей выйти до воз­вра­ще­ния Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча.

В)  На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том: не­оправ­да­на за­ме­на стра­да­тель­но­го при­ча­стия дей­стви­тель­ным, на­ру­ше­но вре­мен­ная связь гла­го­ла и при­ча­стия. Кор­рект­но: За­да­ние, вы­пол­нен­ное нами, не вы­зва­ло осо­бых за­труд­не­ний.

Г)  Ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

Д)  Не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью. Кор­рект­но: Сту­дент груст­но ска­зал, что еще пока не готов от­ве­чать.

Ответ:27641.

В данном списке все предложения даны с нарушением
синтаксической нормы, а также показано, как нужно исправить ошибки, в чем их
суть.

• Во время войны народ надеялся и верил в победу.

 (Если
однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить,
могут ли они управлять им.

Норма: Во время войны народ надеялся (на
кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё).

• На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!

( Перед словом «воздухе» необходимо употребить предлог
«в», так как это слово в данном предложении не сочетается с предлогом «на».

 Норма: На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!)

• В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

 («Караси,
сазаны, лещи» – это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном
ряду однородных членов.

Норма: В лодке лежала рыба: караси, лещи,
сазаны).

• На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

(Бабушки и дети – тоже жильцы дома. Норма: На собрание
пришли жильцы дома).

• Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.
(Здесь логически несовместимые понятия.

Норма: Иван Петрович, когда пришел с
женой, был в плохом настроении).

• Мы любим футбол и стрелять.

(Не могут быть однородными существительное и
инфинитив.

Норма: Мы любим футбол и стрельбу).

• Посетители музея любовались картинами великих
художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

 (Все однородные
члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

Норма: Посетители музея любовались
картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского).

• Хорошо отвечали на экзаменах как
одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

 (Нельзя
нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются
постоянными, поэтому союзы а также в данном предложении употреблены
неправильно.

Норма: Хорошо отвечали на экзаменах как
одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов).

• Книга не только имеет познавательную ценность, но и
большое воспитательное значение.

(При двойных союзах один из однородных членов
предложения ставится при первой части союза, а другой – при второй.

 Норма:
Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное
значение).

• Много критических замечаний и ценных предложений
было внесено в ходе обсуждения вопроса.

(Нельзя «внести замечание».

 Норма:
Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было
высказано критических замечаний).

• Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно
вкусны.

(Определяемое слово не должно разрывать причастный
оборот, оно может стоять только перед ним или после.

Норма: Оладьи, приготовленные мамой, были
необыкновенно вкусны.

Приготовленные
мамой оладьи были необыкновенно вкусны).

• Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых
затруднений.

(Действительные причастия  на –ся следует заменять на страдательные.

Норма: Задание, выполняемое нами, не
вызывает особых затруднений).

• Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень
выручил хлеборобов.

Не могут быть однородными причастный оборот и
придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Норма: Дождь, ливший с утра и напоивший
землю, очень выручил хлеборобов).

• Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом
взбирались по горной тропе.

(Неправильный порядок слов.

Норма: Казачьи лошади, которые были
покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе).

• Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться
красотой набережной. (Союзное слово «кто» употребляется с глаголами только в
форме ед.ч.

Норма: Те, кто бывал в Геленджике, не
могли не любоваться красотой набережной).

• Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять
Олимпиаду в 2014 году. (Нарушена норма управления: заметить можно что?

 Норма: Выступавшие заметили, что Сочи готов принять
Олимпиаду в 2014 году).

• Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов
отвечать.

 (Нельзя
использовать в придаточной части косвенной речи местоимений 1 и 2 лица.

  Норма: Студент грустно сказал, что он еще не
готов отвечать).

• Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл
согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.

(Существительные после предлогов «благодаря, согласно,
вопреки» всегда стоят в Д.п.  Норма:
Благодаря доктору больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки
прогнозу погода была прекрасной).

• По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По
приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

(Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо»,
слово необходимо поставить в П.п.

Норма: По завершениИ учебного года мы
поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача).

• В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно
сыграл Пьера Безухова. (Названия, заключенные в кавычки, не изменяются, если
возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. В
остальных случаях изменяется имя собственное.

Норма: В кинофильме «Война и мир»
С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук
прекрасно сыграл Пьера Безухова).

• Ученый оперировал С точными фактами. (Ученый
оперировал не с чем?, а чем? Норма: Ученый оперировал точными фактами).

(По материалам справочных
пособий для подготовки к экзаменам)

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  «Синтаксические нормы»

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  Синтаксические нормы.

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

.

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

классов

Пропуск предлога

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

зависимом слове

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Разрыв причастного оборота с

определяемым словом

Приготовленные оладьи мамой были

необыкновенно вкусны

Оладьи, приготовленные мамой, были

необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были

необыкновенно вкусны

Нарушение согласования причастия с

определяемым словом

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

действительными

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Нарушение однородности

синтаксических элементов

предложения

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

восприятия

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Ошибки в употреблении предлогов  благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки  (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6.Неоправданная инверсия

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правильные примеры

Неоправданная инверсия

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

7.  Прямой порядок слов: 

1) подлежащее предшествует сказуемому (Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4) дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья)

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

Тренировочные упражнения

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой
  1. Постановлением губернатора области многодетным семьям предоставлены привилегии в выборе земельных участков под дачное строительство.
  2. События тех лет оставили глубокий  отпечаток в его памяти.
  3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертациями.
  4. Полине Борисовой удалось в четвёртый раз получить звание лауреата конкурса юных скрипачей «Овация»

2. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Врач не обнаружил у пациента никаких признаков болезни.
  2. Нельзя отрицать наличие положительных сторон работы.
  3. Я не часто пишу письма родителям.
  4. Никто из нас не принял участия в розыгрыше лотереи.

3.    В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Он уважает и заботится о своих родителях.
  2. Книга учит смелости и уважению к людям.
  3. В комнате стояли столы, стулья и книжный шкаф.
  4. Я читаю не только газеты, но и журналы.

4. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Двадцать один ученик сдал экзамен.
  2. Получены тысяча книг.
  3. Прошло десять лет.
  4. Эти три машины поехали в одном направлении.

5. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Полжизни прошло.
  2. Брат с сестрой поехали в деревню.
  3. Холод и дождь были все лето.
  4. Кофе подорожало на десять рублей.

6. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Вселять уверенность за благоприятный исход.
  2. Уделить внимание родителям.
  3. Беспокоиться о детях.
  4. Оперировать фактами

7. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Удостоится награды
  2. Уплатить за товар
  3. Базироваться на аэродром
  4. Различать правду и ложь.

8. В каком случае допущена синтаксическая ошибка?

  1. Обвинять в непонимании
  2. Понимать о необходимости лечения
  3. Поражаться его трудолюбию
  4. Оперировать  фактами.

9. Укажите вариант без грамматической ошибки.

  1. Обвинить за грубость
  2. Понимать о необходимости лечения
  3. Объяснить о решении директора
  4. Вселять уверенность в благоприятном исходе.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Его халатность имела печальные последствия: картина не подлежала реставрации.
  2. За период педагогической практики, к сожалению, мнение об учащихся не сложилось.
  3. Улыбаясь, они шли к друг другу.
  4. По истечении срока давности документы сданы  в архив.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Старинный ритуал – надеть кольцо в день бракосочетания – означает желание и обязанность жить в мире и согласии со своим избранником.
  2. Многие дети говорят, что новый учитель более понятнее объясняет.
  3. Согласно инструкции решено направить бракованный аппарат в отдел контроля.
  4. В этом году нести вахту памяти у мемориала будут воспитанники суворовских училищ.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Оратору было несложно обосновать свою позицию, так как он заранее подобрал аргументы.
  2. Мама одела ребенка в пальто и вывела во двор.
  3. Слова, звучавшие как оскорбление, попирали честь и достоинство журналистики.
  4. Наша соседка добрая, внимательная, приветлива с окружающими.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. В связи с ростом числа дорожно-транспортных происшествий принимать меры воздействия поручено и патрульно-постовой службе.
  2. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
  3. При обнаружении бесхозных сумок и иных предметов во избежание взрыва запрещается их передвигать и раскрывать.
  4. Отчет командированного сдан в бухгалтерию.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Живущему в обществе необходимо  усвоить нормы морали, иначе он будет отвергнут окружающими.
  2. В целом проект был принят, устранить частные недостатки решено было в рабочем порядке.
  3. Члены совета директоров  внесли предложение о расширении сферы деятельности холдинга.
  4. Согласно  распоряжения директора в субботу состоится кросс.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой?

  1. Попробуйте сами сформулировать тему сочинения.
  2. Приехав с  Москвы, он долго рассказывал об особенностях столичной жизни.
  3. Солдат не скоро  престал тосковать по семье, помогли успокоиться только частные письма родителей.
  4. Лишь один член администрации комбината принял сторону забастовщиков.

Ответы: 1 — 3 , 2- 2 , 3- 1, 4 — 2, 5 — 4 , 6 — 1 , 7 — 3 , 8 — 2 , 9 — 4, 10 — 2 , 11 — 2 , 12 — 4, 13 — 4 , 14 — 4, 15 — 2 .

Список литературы

  1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо,  2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  4. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  5.  Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина.  – М.: Флинта: Наука, 2007.
  6. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева.  – М: издательство «Экзамен», 2010.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

Синтаксические нормы.

Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.

Задание: укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Это задание проверяет речевую культуру, владение синтаксическими нормами русского литературного языка.

Наиболее типичные ошибки:

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

Предложения с однородными членами

1. Построение предложения с однородными членами, стоящими в разных падежах

Во время войны народ надеялся и верил в победу.

Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им. Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в вин.п. с предлогом в (надеялся (на кого? На что?…), следовательно, предложение построено неверно.

Правильный вариант:

Во время войны народ надеялся (на кого? На что?) на победу и верил (в кого? Во что?) в нее.

2. Пропуск предлога при однородных членах.

На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены!

Перед словом воздухе нужно добавить предлог в, так как это слово в данном предложении не употребляется с предлогом на.

Правильный вариант:

На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!

3. Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов.

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять в одном ряду однородных членов рядом с этим словом.

Правильный ответ:

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

4. Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

Бабушки и дети – тоже жильцы дома.

Правильный вариант:

На собрание пришли жильцы дома.

5.Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.

Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением.

Пришел с женой и плохим настроением – логически несовместимо.

Правильный вариант:

Иван Петрович, когда пришел в гости, был в плохом настроении.

6. Нарушение однородности понятий.

Мы любим футбол и стрелять.

Не могут быть однородными существительное и инфинитив.

Правильный вариант:

Мы любим футбол и стрельбу.

7. Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.

Посетители музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. Великих художников стоит в форме Род.п., а однороные Сурико, Репин, Айвазовский – в им.п.

Правильный вариант:

Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

8. Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и…; не только…, но и …; если не…, то… и др.

Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как.., так и … являются постоянными, поэтому союз а также здесь использовать нельзя.

Правильный вариант:

Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.

9. Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.

Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя внести замечание.

Правильный вариант:

Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Предложения с причастным оборотом

1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Определяемое слово не может разрывать причастный оборот. Оно может стоять либо до, либо после него.

Правильный вариант:

Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.

2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом.

Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими..

Правильный вариант:

Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.

3. Замена страдательных причастий действительными.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Действительное причастие на –ся следует заменять страдательным, где это возможно.

Правильный вариант:

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения.

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Не могут выступать в качестве однородных элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.

Правильный вариант:

Дождь, ливший с утра и напоивший всю землю, очень выручил хлеборобов.

Сложноподчиненные предложения

1. Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия.

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Неправильный порядок слов. Непонятно: кто был покрыт пеной (казаки или лошади). Между словом который и существительным, к которому оно относится не должно быть другое сущ.

Правильный вариант:

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

2. Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Нарушено согласование: юноши (какие?) которые…

Правильный вариант:

Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.

3. Ошибки в предложениях, придаточная часть которых начинается со слова кто.

Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч.

Правильный вариант:

Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

4. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Нарушена норма управления: заметить можно что? Указательное местоимение с предлогом в данном случае употреблено неправильно.

Правильный вариант:

Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

Запомнить некоторые сочетания слов:

  • Скучать (по кому?чему?) – с существительными и личными местоимениями 3-го лица): скучать по нему, по морю, по лету.

  • Скучать (по ком?) – с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн.ч.: скучать по вас, скучали по нас.

  • Уплатить, заплатить (за что?) за проезд.

  • Оплатить (что?) проезд

  • Уверенность (в чем?) победе.

  • Вера (во что?) в победу.

5. Смешение прямой и косвенной речи.

Студент сказал, что я еще не готов отвечать.

Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимение 1-го и 2-го лица.

Правильный вариант:

Студент сказал, что он еще не готов отвечать.

Нарушение управления при употреблении предлогов

1. Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки.

Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза пошел дождь.

Существительные после предлогов: благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в форме Д.П..

Правильный вариант:

Благодаря доктору, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписанию. Вопреки прогнозу пошел дождь

2. Ошибки в употреблении предлога ПО

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Правильный вариант:

По завершении учебного года мы поедем в Крым. По приезде в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Запомнить!!!

  • Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют род.п. (кого?чего?),

  • А предлоги подобно, наперекор – д.п.(кому?чему?). Снега не было в течение месяца. Дом выстроен наподобие куба.

Прочие типы ошибок

1. Ошибки в употреблении имен собственных.

В фильме «Войне и мире» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова.

Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное – жанровое обозначение. Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.

Правильный вариант:

В фильме «Война и мир» С.Бондарчу сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

2. Неоправданная инверсия.

Глаза его прикрывали стекла очков.

Прямой порядок слов:

1. подлежащее стоит перед сказуемым (дождь идет).

2. согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь).

3. несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба).

4. дополнение стоит после управляющего слова (вымочил листья).

5. обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льет).

Неоправданная перестановка подлежащего и прямого дополнения приводит к ошибке.

Правильный вариант:

Стекла очков прикрывали его глаза.

3. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Ученый оперировал с точными фактами.

Ученый оперировал не с чем? А чем?

Правильный вариант:

Ученый оперировал точными фактами.

Согласование сказуемого с подлежащим.

1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательных существительных (ряд,. большинство, меньшинство, часть и т.п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставиться в форме мн.ч., если речь идет об одушевленных предметах.

Большинство зрителей радостно приветствовали команду.

И в форме единственного, если подлежащее обозначает неодушевленные предметы:

Ряд новых постановлений вызвал недовольство граждан.

2. Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого четного слова (несколько и т.п.) с существительным в форме р.п., мн.ч., то сказуемое согласуется так же, как с подлежащим – собирательным существительным.

Несколько мальчиков сидели на скамейке и о чем-то спорили.

Пять человек были свидетелями происшедшего.

3. при числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа:

Два дерева росли посреди поля. Три корзины с грибами стояли в прихожей.

4. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде:

Найдена в древнем городе тысяча прекрасных скульптур.

5. При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое ставится в форме единственного числа.

Прошло две недели. Десять лет пролетело.

6. при подлежащем включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое ставится в форму ед.ч.

Сколько идей приходит мне на ум.

Много пловцов участвовало в соревнованиях.

7. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:

1) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится в форме мн.ч.: Дети и взрослые боролись со стихией.

2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики.

8. При сочетании в подлежащем двух существительных с предлогом С (типа брат с сестрой) сказуемое ставится в форму мн.ч., если оба предмета или лица являются подлежащими: Андрей с Аней танцевали на выпускном вечере.

И в форму ед.ч., если второй предмет или лицо является дополнением: Мужчина с собакой показался на аллее парка.

9. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в форму муж. Рода независимо от пола того лица, о котором идет речь: Фармацевт выписал рецепт. Директор вызвал родителей.

При наличии собственного имени лица, при котором название профессии выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем:

Фармацевт Смирнова выписала рецепт.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ.

Это
задание проверяет вашу речевую культуру, владение грамматическими нормами
русского литературного языка.

Грамматические нормы – это совокупность
морфологических (нормы употребления форм слов разных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления
словосочетаний и предложений). Грамматические нормы современного
русского языка можно разделить на три категории: словообразовательные,
морфологические и синтаксические.

Грамматическая
ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение
синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

I.
Предложения с однородными членами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Однородные ЧП при двух глаголах-сказуемых, требующие разных падеже1 (нарушены
нормы управления)

Во
время войны народ надеялся и верил в победу.

Во
время войны народе надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в
кого? во что?) в неё
.

Каждое
сказуемое управляет нужным падежом зависимого слова.

2.
Пропуск предлога при однородных

На
земле, воде и воздухе
– всюду мы защищены!

На земле,
воде и в воздухе – всюду мы защищены!

3.
Смешение родовых и видовых понятий в ряду ОЧП

В
лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.

В
лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.

Рыба
– это родовое понятие (обобщающее слово); карась, сазан, лещ – видовые
понятия.

4.
Соединение в одном ряду ОЧП скрещивающихся понятий.

На
собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети.

На
собрание пришли жильцы дома.

Бабушки
и дети – тоже жильцы дома.

5.
Употребление в одном ряду ОЧП логически несовместимых понятий.

Иван
Петрович пришёл с женой и плохим настроением.

Иван
Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.

с
женой и плохим настроением – логически несовместимые понятия.

6.
Нарушение однородности понятий.

Мы
любим футбол и стрелять.

Мы
любим футбол и стрельбу.

Не
могут быть однородными существительное и инфинитив.

7.
Нарушение падежных форм обобщающего слова и ОЧП

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский.

Посетители
музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина,
Айвазовского
.

8.
Нарушение норм построений ОЧП, связанных двойными союзами (неправильная пара
союзов):

как
…., так и…

не
только …, но и…

если
не…, то…

Автор
не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать
добро.

Автор
не только осуждает жестокость, но и призывает нас делать добро.

9.
Двойными союзами связаны разные члены предложения, а не ОЧП

Книга
не только имеет познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

Книга
имеет не только познавательную ценность, но и большое
воспитательное значение.

10.
Нарушение лексической сочетаемости ОЧП с тем словом, с которым они связаны по
смыслу.

Много
критических замечаний и ценных предложений было внесено
в ходе обсуждения вопроса.

Много
ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса,
много было высказано критических замечаний.

Нельзя
«внести замечание»!

11.
Одновременно употребление полного и краткого прилагательных.

Он
был красивый и умён.

Он
был красив и умён.

Он
был красивый и умный.

II.
Предложения с причастным оборотом.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Разрыв причастного оборота определяемым словом.

Приготовленные оладьи
мамой были необыкновенно вкусны.

Оладьи, приготовленные
мамой
, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные
мамой

оладьи были необыкновенно вкусны.

Определяемое
слово может стоять либо до причастного оборота, либо – после, но оно не может
стоять внутри причастного оборота.

2.
Нарушение согласования причастия с определяемы словом.

Мы
гордимся нашими футболистами, победивших английскую
командую

Мы
гордимся футболистами (какими?), победившими
английскую команду.

3.
Замена страдательных причастий действительными.

Задание,
выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Задание,
выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

4.
Употребление причастного оборота и придаточного определительного одновременно
(нарушение однородности синтаксических конструкций).

Дождь,
ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.

Причастный
оборот и придаточное определительное.

Дождь,
ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.

Два
причастных оборота.

5. Нагромождение причастных конструкций. 

Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой,
ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

Лица,
ходящие по траве, которая растет за решёткой, ограждающей газон, являются
штрафуемыми.

III.
Сложноподчинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность
восприятия.

Лошади
казаков, которые
были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе.

Непонятно,
кто покрыт пеной: лошади или казаки.

Казачьи
лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по
горной тропе.

2.
Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

Весной
вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Весной
вернулись в село юноши (какие?), которые служили в армии.

3.
Нарушение согласования подлежащего и сказуемого в переложениях, придаточная
часть которых начинается с союзного слова КТО

Те,
кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой
набережной.

Кто — ед.
число, бывали – мн. Число

Те, кто
бывал
в Геленджике, не могли

4.
Ошибки в построении СПП с придаточным изъяснительным

Выступающие
заметили о том, что Сочи – прекрасный курортный город.

заметить
что?, а не о чем?

Выступавшие
заметили, что Сочи – прекрасный курортный город.

5.
Нарушение границ предложения.

Автор,
наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие
качества.

Автор,
наверное, очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошие
качества.

Высказывание
должно быть оформлено, как СПП.

6.
Одновременное употребление сочинительного и
подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

Когда тяжёлый бой уже закончился,
но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

Когда
тяжёлый бой уже закончился, кое-где еще слышны были отдельные выстрелы.

7.
Неоправданное соседство двух подчинительных
союзов. 

Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела
старая черёмуха. 

Они мечтали, чтобы вновь расцвела старая черёмуха, когда
наступит весна.

8.
Употребление лишнего указательного слова в
главном предложении. 

Она говорила то, что в жизни есть не только полезное,
но и прекрасное. 

Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и
прекрасное. 

9.
Отсутствие в главном предложении указательного
слова.

Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

Мы благодарны им за то, что живём под мирным
небом. 

10.
Неоправданное повторение союза или союзного слова
(тавтология). 

Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не
уцелел во время войны. 

Он увидел черёмуху, растущую во дворе дома, который не уцелел
во время войны. 

IV.
Сложносочинённые предложения.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Смысловая несочетаемость простых предложений в
составе сложносочиненного. 

Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.

Внизу
было жарко. Мы поднялись на вершину горы.

2.
Употребление противительного союза вместо
соединительного. 

Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт
возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

Автор
выражает свое отношение к проблеме, и он дает возможность…

3.
Тавтология, (повторение) при употреблении
союзов. 

Родители и дети часто не могут найти общего языка, и
они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

Родители
и дети часто не могут найти общего языка, обижаются друг на друга, и в этом
состоит главная проблема.

V.
Нарушение управления при употреблении предлогов.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Ошибки в употреблении предлогов СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, НАПЕРЕКОР,
НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО

Благодаря доктора,
больной поправился.

Поезд
прибыл согласно расписания.

Благодаря (КОМУ?)
доктору, больной поправился.

Поезд
прибыл согласно (ЧЕМУ?) расписанию.

Существительные 
после данных предлогов употребляются ТОЛЬКО В Д. п.

2.
Ошибки в употреблении предлога ПО

По завершению
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезду
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По
завершении
учебного года мы поедем в Крым.

По
приезде
в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Если
предлог ПО имеет значение после чего-либо, существительное
ставим в П. п.

Если
предлог ПО имеет значение причины, то существительное ставим в
Д. п.

По
состоянию
здоровья я отложил поездку.

3.
Смешение предлогов С – ИЗ, В – НА, ОТ – С, ИЗ-ЗА — ЧЕРЕЗ

Вернувшись
со школы, он сразу сел за уроки.

От
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб через предательство друга.

Вернувшись
из школы, он сразу сел за уроки.

С
утра до вечера
он трудился в офисе.

Он
чуть не погиб из-за предательства друга.

4.
Отсутствие предлога

Нельзя
не преклонять его героизмом.

Нельзя
не преклоняться перед его героизмом.

5.
Наличие ненужного предлога.

Автор
описывает о событиях послевоенного времени.

Автор
описывает события послевоенного времени.

Запомните!

Предлоги
В МЕРУ, В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДЛОЖЕНИЕ, В СИЛУ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, В ВИДЕ, ПО
ПРИЧИНЕ, НАПОДОБИЕ, ПОСРЕДСТВОМ
управляют Р. п.:

Снега
не было в продолжение (чего?)месяца.

VI.
Ошибки при построении предложений с деепричастными оборотами.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1. Основное и добавочное действия относятся к разным
действующим лицам. 

Прочитав очерк, его герои стали
для меня примером

Герои
очерка, который я прочитал, стали для меня примером.

2.
Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

Закончив приготовления,
ему пришлось проверить всё заново. 

Ему
пришлось все проверить заново, когда он закончил приготовления.

3.
Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное
действие, совершившееся раньше основного. 

Проявляя острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый
умный». 

Проявив
острый ум, мальчик стал победителем.

4. Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный
ряд. 

Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего
себя посвятил науке. 

Он,
оставшись один, отказавшись от личного счастья, всего себя посветил науке.

5. Нагромождение деепричастных конструкций. 

Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут,
осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

Став
взрослыми  вырастив собственных детей, они все поймут и осознают ошибочность
своего прежнего поведения.

VII.
Прочие типы ошибок.

Типы ошибок

Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

1.
Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением (это
названия в кавычках).

В
кинофильмЕ «ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук
сыграл Пьера Безухова.

В
кинофилмЕ «ВойнА и мир» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

В
«ВойнЕ и мирЕ» С. Бондарчук сыграл Пьера
Безухова.

Название
произведений, картин, фильмов, музыкальных произведений и т.п., заключенные в
кавычки, не изменяются по падежам, если рядом стоит нарицательное
существительное – жанровое обозначение или родовое понятие.

Если они употребляются сами по себе, отдельно, то названия
в кавычках могут склоняться.

2.
Неоправданная инверсия (обратный порядок слов).

Глаза его прикрывали стёкла очков.

Стёкла
очков

прикрывали его глаза.

Прямой
порядок слов в предложении:

1.
подлежащее предшествует сказуемому (дождь идет)

2.
согласованное определение стоит перед определяемым словом (холодный дождь)

3.
несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья дуба)

4.
дополнение стоит после управляющего им слова (вымочил листья)

5.
обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (сильно льёт)

Неоправданная
перестановка членов предложения приводит к ошибке.

3.
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции.

Учёный оперировал С точными фактами.

При
выборе предлога необходимо учитывать присущие ему оттенки значения.

Учёный
оперировал не с чем?, а чем?

Учёный
оперировал (чем?) точными фактами.

4.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, а
впоследствии он становится эгоистом.

Глаголы
в одном предложении следует употреблять в одинаковой грамматической форме
вида и времени.

Митрофанушку родители воспитывали в любви, но
впоследствии он вырос эгоистом.

Согласование
подлежащего и сказуемого.

Правило

Примеры

1.
При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд,
большинство, меньшинство, часть и т.д.) и существительного в форме Р. п.
множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Большинство
зрителей
радостно приветствовали любимую
команду.

Ряд новых постановлений
вызвал недовольство граждан.

2.
Если подлежащее выражено сочетанием количественного числительного или другого
счетного слова (несколько и т.п.) с существительными в форме Р. п.
множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа,
если речь идет о предметах одушевленных, и в форме единственного числа, если
речь идет о неодушевленных предметах.

Несколько
мальчиков сидели
на скамейке и чем-то громко спорили.
Пять человек были свидетелями происшедшего.

 За
оградой 
стояло несколько саней.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мысленно думать ошибка
  • Мы не будем исправлять ошибки какое время
  • Мышь не работает на ноутбуке ошибка 43
  • Мы нашли свой обоюдный взаимный паритет ошибка
  • Мышление неудачника ошибки неподготовленного разума скотт адамс