Морфолого синтаксические ошибки

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей и их причины.

       К грамматическим нормам русского литературного языка относятся морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы— это правила употребления форм разных частей речи (форм рода, числа имени существительного; степени сравнения имени прилагательного; форм глагола и др.).

Синтаксические нормы— это правила использования словосочетания и предложения.

Нарушения грамматических норм русского литературного языка являются речевыми ошибками.

Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.

       Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1) общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);

2) трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;

3) запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;

4) неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);

5) педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.

       Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончание существительных множественного числа р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.

3. Употребление несклоняемых имен существительных.

4. Не различают род существительных, особенно средний род.

5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:

— постоянное ударение, его место во всех падежах существительных (ясли);

— подвижное ударение (волк — волков)

— перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).

6. Образование сравнительной степени прилагательного.

— простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.

— при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.

7. При образовании глагольных форм:

— в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет — скакал);

— спряжение глаголов;

— спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

— повелительное наклонение (поезжай).

8. Склонение местоимений и числительных.

9. Образование страдательных причастий.

Морфологические и синтаксические стороны детей развиваются одновременно, но синтаксические ошибки устойчивее.

«Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .

                                                                                                                                                                               

Типы и виды речевых ошибок в русском языке: примеры и исправления

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Какие бывают ошибки в русском языке: виды и примеры

Проверяя письменные работы по русскому языку, учитель не только исправляет ошибки, но и указывает на полях их тип. Именно о характере ошибок говорят эти странные черточки, галочки и другие закорючки. Такая система позволяет преподавателю легко определить, какую отметку поставить ученику, а самому обучающему понять, за что ему снизили оценку, над какими правилами следует поработать. Сегодня мы поговорим о том, какие ошибки бывают в русском языке. Я приведу классификацию их с примерами в удобной табличной форме и помогу расшифровать загадочные знаки, которые оставляют учителя-словесники на полях тетрадей с письменными работами по русскому языку.

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Типы ошибок в русском языке

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются. Таблицу-классификатор с примерами вы можете скачать по ссылке.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Виды грамматических ошибок

Грамматические ошибки связаны с нарушением языковых норм. Они могут быть морфологическими (в образовании форм слова), словообразовательными, синтаксическими (в построении словосочетаний, предложений).

Виды грамматических ошибок

Номер ошибки Характер грамматической ошибки Примеры грамматических ошибок
1 Неправильное образование слова Низкопоклонность, надсмехаться
2 Неправильное образование формы существительного Мне нравятся многие торта.
3 Неправильное образование формы прилагательного Красивше
4 Неправильное образование формы числительного Он пошел за покупками всего с пятистами рублями.
5 Неправильное образование формы местоимения Ихние таланты
6 Неправильное образование формы глагола (в том числе причастия, деепричастия) Хочут, стекаемые вниз
7 Неверное согласование Установили группу лиц, причастные к ограблению.
8 Неверное управление Бабушка может сделать торт более вкусный.
9 Нарушение связи между главными членами предложения Большинство стояли на своем.
10 Неправильный способ выражения сказуемого Юноша был красивый и стройный.
11 Неверное построение предложения с однородными членами Средство против тревоги и хорошего настроения
12 Неверное построение предложения с деепричастным оборотом Думая о хорошем, тревога все равно не проходила.
13 Неверное построение предложения с причастным оборотом Небо было усыпано сияющими звездами над головой.
14 Неправильное построение сложного предложения Фильм заставил меня задуматься о смысле жизни, который я посмотрел вчера.
15 Смешение косвенной и прямой речи Критик заметил, что я не вижу в этой картине ничего нового.
16 Неправильное членение предложения После того как свет погас. Ничего страшного не произошло.
17 Смешение видовременных форм глаголов Соловей замолкнет на мгновение, а потом запел вновь (или поет вновь).
18 Пропуск слова Упростить процесс (чего?) нельзя.
19 Неправильное употребление частиц Хорошо бы было, если бы мы слышали бы это произведение не в записи.

Существует несколько классификаций грамматических ошибок, из-за чего их номера могут различаться.

Виды речевых ошибок

Речевые ошибки характеризуются нарушением лексических норм, стилистики. К ним относятся: неуместное использование просторечной и диалектной лексики, жаргонизмов; не устраненная контекстом многозначность; путаница паронимов; неудачно подобранные синонимы, антонимы и омонимы; речевые штампы; тавтология; неправильное употребление идиоматических выражений.

Виды речевых ошибок

№ п/п Характер речевой ошибки Примеры речевых ошибок
1 Употребление слова в значении, которое ему не свойственно Благодаря пожару семья осталась без жилья.
2 Неспособность различить оттенки смысла, которые вносят в слово приставки и суффиксы В этом платье она эффективно выглядела. После объяснения отношение девушки к ее поклоннику не поменялось.
3 Неправильное использование синонимичных слов В конечной главе автор раскрывает свое отношение к проблеме.
4 Неоправданное использование стилистически окрашенной лексики (жаргонизмов, канцеляризмов и т.п.) По существу дела герой высказался во время встречи с возлюбленной в беседке.
5 Неоправданное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов. Гоголь умел поднять людей на смех.
6 Неоправданное употребление просторечных выражений Герой профукал все свое состояние.
7 Ошибки в лексической сочетаемости Произведение имеет следующие художественные средства.
8 Речевая недостаточность (пропуск слова), речевая избыточность (лишние слова) Привлечь читателей к поднятой проблеме. Очень прекрасные пейзажи.
9 Тавтология (употребление однокоренных слов в одном предложении или соседних) В повести повествуется о жизни простого человека.
10 Неоправданное повторение слова Книга мне понравилась. В книге рассказывается о любви. Книга написана живым языком.
11 Однообразие синтаксических конструкций Когда юноша увидел девушку, то полюбил ее с первого взгляда. Когда герой встретил медведя, то не испугался.
12 Неудачное использование местоимений Этот роман написал Пушкин. Он признан шедевром русской литературы.

Речевые ошибки (в отличие от грамматических) связаны не с построением языковых единиц, а с их использованием.

Виды логических ошибок

Логические ошибки связаны с неправильным построением монологического высказывания (текста сочинения, изложения). Они могут быть разными, начиная от нарушения причинно-следственных связей и заканчивая пропусками важных частей, отвлечением на другие темы.

Вот наиболее частые логические ошибки:

  • нарушена последовательность высказываний;
  • отсутствует связь между частями высказывания;
  • неоднократно повторяется уже изложенное суждение;
  • в микротему включена другая микротема;
  • части высказывания несоразмерны;
  • отсутствует необходимая часть высказывания (логический скачок);
  • нарушены причинно-следственные связи;
  • нарушена логико-композиционная структура текста;
  • имеется сопоставление несопоставимого.

Можно привести примеры логических ошибок в разных частях текста.

Неудачный зачин может характеризоваться тем, что первое предложение содержит отсылку на контекст, который перед вступлением, разумеется, отсутствует. Например, когда текст начинается словами: «В данном произведении…».

В основной части текста могут оказаться сближены в одном предложении разнородные понятия, например: Простакова издевалась над крепостными и вынуждена была заботиться о том, чтобы дать сыну достойное образование.

К логическим ошибкам в центральной части высказывания относится и неправильная последовательность предложений, когда, например, высказывается одна мысль, потом другая, потом осуществляется возврат к первой.

Нарушение причинно-следственных связей тоже наблюдается, чаще всего, в основной части текста.

Неудачной концовкой экзаменаторы сочтут вывод, продублированный в двух предложениях.

Виды фактических ошибок

Фактические ошибки связаны с искажением информации. Обычно эти ошибки встречаются при ссылке на произведения, которые школьник анализирует в своей творческой работе.

К фактическим ошибкам относятся:

  • искажение содержания произведения, в корне неверное его толкование, неудачно выбранный пример;
  • перефразирование цитаты, неточность в ней, приписывание высказывания другому автору;
  • приведение фактов, не соответствующих действительности (в том числе исторических);
  • искажение фамилий и имен писателей, героев, названий литературных произведений.

Фактические ошибки могут заключаться также в явном преувеличении или преуменьшении события или явления, на которое ссылается автор творческой работы.

Фактические ошибки не относятся к языковым ошибкам.

Этические ошибки

К неязыковым ошибкам относятся также этические. Они связаны с проявлением речевой агрессии. Она может быть не только прямой, характеризующейся использованием оскорбительной лексики, но и скрытой. В последнем случае она выражается некорректной критикой, безапелляционными выводами.

Важное замечание

В рамках школьной программы изучаются основные правила русского языка, но не все. Если ошибка допущена по правилу, которое учащиеся не проходили, она исправляется, но при оценивании работы не учитывается. Аналогичным образом учитель должен поступить с графическими ошибками (явными опечатками, описками). Подробнее о том, как оцениваются письменные работы по русскому языку, за какие ошибки снижается отметка и на сколько баллов, а какие оплошности не учитываются, мы поговорим подробнее чуть позже. Цель данной статьи заключалась в том, чтобы помочь вам разобраться, какие ошибки бывают в русском языке, к какому типу относятся те из них, которые учитель обнаружил в конкретной работе. Надеюсь, с поставленной перед собой задачей я справилась.

Речевые ошибки — типы и классификация, примеры и исправления

Разновидности неточностей в речи

К речевым ошибкам принято относить всевозможные случаи, в которых наблюдается отклонение от актуальных языковых норм. Без их знания бывает сложно нормально жить, общаться с другими людьми, но такие оплошности в своей речи допускает практически любой человек.

Существует несколько различных классификаций таких ошибок, однако наиболее распространённой и общепринятой считается та, что была составлена и предложена доктором филологических наук Фоменко. Он составил ее просто, без академической усложнённости и вычурности:

  • произносительные ошибки (правила произношения);
  • фразеологические (фразеология);
  • синтаксические (синтаксис);
  • пунктуационные (пунктуация);
  • лексические (лексика);
  • морфологические (морфология);
  • стилистические (стилистика);
  • орфографические (орфография).

Примеры различных ошибок

Известный российский лингвист Стелла Наумовна Цейтлин говорит, что одним из важных факторов, который способствует появлению и распространению оплошностей в речи, является чрезмерно усложнённый механизм речевого порождения. Чтобы убедиться в верности такого заявления, следует повнимательнее рассмотреть отдельные виды речевых ошибок, ориентируясь на предложенную выше классификацию.

Ошибочное произношение чаще всего возникает при нарушении правил орфоэпии, то есть при неправильном произношении отдельных звуков и их сочетаний, а также некоторых грамматических конструкций и слов, заимствованных из других языков. Во многих случаях подобные ошибки связаны с диалектическим произношением слов и звуков («индюх» вместо «индюк», «бурак» вместо «буряк», фрикативное «г» и т. д. ). К этой же группе относятся ошибки в плане акцентологии — нарушения правил ударения. Наиболее частые примеры неправильного произношения из этой категории:

  • конешно (правильно — конечно);
  • плотит (платит);
  • иликтрический (электрический);
  • лаболатория (лаборатория);
  • щас (сейчас);
  • пошти (почти);
  • прецендент (прецедент);
  • колидор (коридор) и т. д.

К этому же типу речевых ошибок относятся неточности с постановкой ударения. Наиболее часто допускают подобные нарушения в следующих словах:

В группу лексических ошибок входят различные нарушения общепринятых правил лексики. Наиболее распространённые из них — использование различных слов в значениях, которые несвойственны им. Эта подгруппа подразделяется на несколько подтипов:

  • смешение слов, которые похожи друг на друга по своему звучанию (экскаватор и эскалатор, индеец и индус, колосс и колос, ординарный и одинарный);
  • перемешивание слов, похожих по своему определению (Он обратно прочёл газету);
  • смешение слов, сходных и по своему значению, и по звучанию (абонемент — абонент, дипломант — дипломат, невежда — невежа, адресант — адресат, сытный — сытый, командировочный — командированный).

К лексическим неточностям относится и словосочинительство. В этом случае люди прибавляют к уже существующим словам различные суффиксы, окончания, приставки или же убирают их, в результате чего появляется слово с ошибкой. Примеры:

В эту же категорию входит неправильное использование правил согласования слов по смыслу, то есть их взаимосочетания по линии материальных значений. Нельзя, например, сказать «поднимаю тост», поскольку глагол «поднимать» означает какое-либо перемещение, а это никак не может быть согласовано с пожеланием. Другой распространённый пример такой неточности — «приоткрытое настежь окно», ведь оно не может одновременно быть немного открытым (приоткрытым) и открытым широко (настежь).

Также к этой группе из классификации речевых ошибок можно отнести различные тавтологии и плеоназмы. Первые представляют собой словосочетания, составные части которых имеют одинаковый корень:

  • задать задание;
  • заработать зарплату;
  • долгое долголетие.

Плеоназмами являются словосочетания, в которых смысл одного из слов почти полностью пересекается со значением другого. Так, многие люди ошибочно в разговоре добавляют слово «месяц» к их названиям: «май месяц», «октябрь месяц». Другие неправильно используемые варианты при построении словосочетаний:

  • маршрут движения;
  • крупный мегаполис;
  • адрес проживания;
  • вовремя успеть и пр.

Фразеологические ошибки чаще возникают, когда человек искажает форму фразеологизма или употребляет его в нетипичном для него значении. Академик Фоменко выделяет семь основных подтипов в этой категории:

  • укорачивание («биться об стенку» вместо «биться головой об стену»);
  • искажение основы грамматики («сидеть сложив руки» вместе «сидеть сложа руки»);
  • соединение фразеологизма с плеоназмом («шальная случайная пуля»);
  • перемена лексической составляющей («суть да дело» вместо «суд да дело»);
  • расширение лексического состава («обратиться не по нужному адресу» вместо «обратиться не по адресу»);
  • соединение или контаминация («делать сложа рукава» вместо «сложа руки» или «спустя рукава»);
  • использование в нетипичном значении («поговорить о книге от корки до корки» вместо «прочитать книгу от корки до корки»).

В категорию морфологических ошибок входят ошибки, которые основаны на неправильном применении форм слов. Наиболее типичные примеры:

Синтаксические искажения связаны с нарушением синтаксиса, то есть правил сочетания слов между собой, соединения предложений в осмысленный текст. Это наиболее широкая группа неточностей, наиболее распространёнными и типичными примерами из которой являются:

  • неграмотное управление («оплатить за проезд»);
  • перемещение конструкции («первое, о чём мы говорили, — о поездке», правильно — «первое, о чём мы говорили, — поездка»);
  • неграмотное согласование («в строю стоят много солдат»);
  • синтаксическая неоднозначность («чтение Гашека заставляет задуматься о целесообразности Первой мировой войны» — непонятно, идёт ли речь о произведениях писателя или о нём самом);
  • неправильная соотнесенность слов в основной части предложения («Иван стоял перед тем ручьём, который протекал через лес»);
  • неправильное применение видовременных глагольных форм («Преподаватель даёт нам знания и научит нас решать задачи» — все глаголы должны относиться к одному и тому же времени).

Орфографические и пунктуационные ошибки часто называют опечатками. У них нет какого-либо существенного обоснования, кроме элементарной неграмотности автора, который пишет по принципу «как слышится, так и пишется». Наиболее типичные из них:

Чтобы избежать недоразумений, следует учесть, что правила русского языка не распространяются на нормы написания слов в родственных языках. Так, в белорусском есть ряд слов, которые русскоязычным людям кажутся написанными с ошибкой. К ним относятся «сабака», «малако», «параход», хотя на самом деле причина этого лежит в особенностях разных языков.

Пунктуационные ошибки связаны с неграмотным употреблением знаков препинания во время написания какого-либо текста. Каноничный пример — «казнить нельзя помиловать». Сюда можно отнести обособление выражений несогласованного типа, которые относятся к нарицательным именам существительным, написание тире в составе неполного предложения и т. д.

Категорию фактических ошибок редко выделяют отдельно, поскольку она является неязыковой. Суть её в том, что автор приводит недостоверную информацию, непроверенные сведения, делая это случайно или умышленно. Такое может произойти при написании научной статьи, литературного обзора по диссертации, когда пишущий искажает чужую цитату, не указывает её автора, хотя это нужно делать обязательно. Для корректного указания существует даже специальный ГОСТ.

Подобное часто происходит при создании различных исторических документов. Авторы допускают ошибки в указании фактов, смещают временные рамки. Это может быть случайной ошибкой, но зачастую автор делает её умышленно с целью пропаганды определённой точки зрения.

Исправление искажения слов

Неправильное произнесение и написание слов демонстрирует неграмотность человека. Чтобы избежать этого в будущем, необходимо выполнять следующие действия:

  • Почаще общаться с образованными и грамотными людьми.
  • Стараться контролировать свою речь, правильно произносить все слова.
  • Часто читать художественную литературу, заботиться о повышении уровня образования.
  • Изучать таблицы примеров речевых ошибок, которые есть во многих учебниках по русскому языку, специальных приложениях для телефонов.
  • Ходить в музеи и библиотеки, посещать музеи и специальные тренинги.
  • Писать различные изложения и сочинения для себя.

Такие упражнения могут показаться сложными, но они действительно позволят постепенно улучшить грамотность. Со временем речевые ошибки уйдут в прошлое.

источники:

http://literaturus5.ru/oshibki-v-russkom-yazyke-vidy/

http://nauka.club/russkiy-yazyk/rechevye-oshibki.html

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Типология стилистических ошибок на лексико-фразеологическом уровне

  • Логические ошибки:

  1. алогизм;

  2. подмена понятия;

  3. абсурдность высказывания.

  • Лексические ошибки:

  1. неправильный выбор слова;

  2. нарушение лексической сочетаемости;

  3. анахронизм;

  4. антифразис;

  5. неуместный оксюморон;

  6. неточный выбор синонимов;

  7. неправильное построение антонимической
    пары;

  8. двусмысленность высказывания из-за
    употребления многозначного слова
    (омонима, омофона, омографа), смешение
    паронимов;

  9. парономазия;

  10. неуместный каламбур;

  11. речевая избыточность: а) плеоназм, б)
    тавтология;

  12. речевая недостаточность;

  13. неуместное употребление высокого
    слова;

  14. неуместное употребление сниженного
    слова;

  15. неоправданное употребление разностильной
    лексики;

  16. канцеляризм;

  17. неоправданное употребление иноязычного
    слова;

  18. неоправданное употребление просторечного
    слова;

  19. неоправданное употребление окказионализма;

  20. неоправданное употребление архаизма;

  21. неоправданное употребление диалектизма;

  22. неоправданное употребление термина;

  23. псевдонаучность высказывания.

  • Ошибки при употреблении лексических
    образных средств:

1) неудачная метафоризация,

2) неуместное использование тропа,

3) нарушение закона эстетического
соответствия сближаемых в тропе понятий,

4) реализация метафоры,

5) разрушение единства образной системы.

  • Фразеологические ошибки:

1) неоправданное расширение состава
фразеологизма,

2) неоправданное сужение состава
фразеологизма,

3) контаминация двух фразеологизмов,

4) разрушение образного значения
фразеологизма,

5) употребление фразеологизма без учёта
семантики.

Типология стилистических ошибок на морфолого-синтаксическом уровне:

  • Морфолого-стилистические ошибки:

  1. неоправданное употребление разговорного
    окончания имени существительного;

  2. ошибка при выборе формы рода
    существительного;

  3. ошибка при выборе формы числа
    существительного;

  4. отказ от склонения мужской фамилии;

  5. плеонастическое сочетание при образовании
    степени сравнения имени прилагательного;

  6. ошибка в образовании краткой формы
    прилагательного;

  7. неоправданное употребление собирательного
    числительного;

  8. неправильное склонение числительного;

  9. неправильный выбор грамматической
    формы местоимения;

  10. искажение смысла при употреблении
    местоимения;

  11. употребление местоимения при отсутствии
    существительного, которое замещается
    местоимением;

  12. неправильный выбор временной формы
    глагола;

  13. разнобой временных форм глагола;

  14. разнобой видовых форм глагола;

  15. разнобой видо-временных форм глагола;

  16. смешение субъектно-объектных отношений
    в результате употребления возвратного
    глагола;

  17. неправильное образование глагольной
    формы;

  18. употребление действительного причастия
    в значении страдательного;

  19. неправильное образование причастия;

  20. неправильное образование деепричастия.

  • Стилистические ошибки в синтаксических
    конструкциях:

1) смешение синтаксической конструкции;

2) ошибка в управлении;

3) ошибка в согласовании;

4) ошибка в построении однородных
членов предложения;

5) неразличение прямой и косвенной
речи;

6) незавершённость предложения;

7) нелогичность в построении сложного
синтаксического целого;

8) неоправданная инверсия;

9) разнотипное выражение однородных
членов предложения при рубрикации;

10) тяжеловесность, громоздкость
синтаксической структуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Проблема классификации ошибок в речи обучающихся имеет свою историю и
традиции, ей посвящено немало научно-методических и психолого-педагогических
исследований. Однако в настоящее время в методической литературе нет единой (научно
обоснованной, внутренне непротиворечивой и общепризнанной) классификации
ошибок, обнаруживаемых в устной и письменной речи обучающихся, поскольку среди
исследователей нет единства в отборе принципов группировки ошибок и основания
для их классификации.

Все исследования, посвященные классификации ошибок, в том числе и
грамматических, условно можно разделить на шесть групп.

Первую группу составляют работы, авторы которых в основу классификации
ошибок кладут традиционный (формальный) принцип, т.е. соотнесение ошибок с
уровнями языка. Такого принципа придерживаются Н.Н. Алгазина, П.О.
Афанасьев, В.А. Добромыслов и другие. Эти ученые считают, что при классификации
необходимо разграничивать понятия «язык» и «речь». Кроме того, должны учитываться
и другие принципы. Так, В.А. Добромыслов при классификации ошибок
использует не только формальный принцип, но и генетический [Добромыслов 1941:
36], что особенно важно для учащихся в условиях двуязычия.

Вторая группа исследований основана на учете структуры языковых единиц
и их функционирования в речи. На данном основании построена классификация В.И.
Капинос, Ф.П. Сергеева, М.С. Соловейчик и других. Ее придерживается большинство
школьных учителей. Она нашла отражение в современных «Нормах оценки знаний,
умений и навыковобучающихся по русскому языку» [Нормы оценки знаний, умений и
навыков обучающихся IV–X классов по русскому языку 1973], принятых в школе.

Третья группа классификаций построена на основе стилистического
принципа. Так, М.Н. Кожина предлагает разделить все ошибки в речи обучающихся
на стилистические и нестилистические. К стилистическим относятся ошибки,
связанные с нарушением стилистических норм, а к нестилистическим –языковые, не
связанные со стилистикой [Кожина 1962].

Четвертая группа представлена классификациями, учитывающими способ
мыслительной деятельности (Добромыслов В.А., Львов М. Р., Сальникова Т.П.).

Пятая группа имеет в качестве классификационной основы принцип
соответствия речи «действительности, мышлению и языку» [Фоменко1973: 33].

Шестая группа исследований не имеет достаточно четких оснований для
классификации ошибок (К.Б. Бархин, А.С. Бедняков, В.И. Березин и другие).

Ученые неоднозначно решают вопрос и о квалификации грамматических
ошибок, определении их места в общей типологии ошибок. Анализ литературы по
проблеме исследования позволяет сделать вывод, что для обозначения
грамматических ошибок используется следующая терминология:

1) стилистические. Многие исследователи (А.С. Антонова, С.Г. Бережков,
А.Ф. Ефремов, А.А. Киреев, А.В. Клевцова, Л.П. Прессман, Е.Д. Резникова и
другие) все ошибки, в том числе и грамматические, называют стилистическими. В
настоящее время эта точка зрения не считается принятой.

2) грамматико-стилистические (А.П. Аверьянова, Т.Н. Андреева,
С.Н. Астафьева, Е. П. Воинова, Р.А. Коньков, В.А. Лазарев, Ф.С. Попков,
Л.П. Прессман и другие); синтаксико-стилистические (С.Г. Бережков,
Ю.А. Ганшина и другие); морфолого-стилистические (А.И. Арбузова и другие).

Смешение стилистических и грамматических ошибок наблюдается во многих
классификациях, созданных в 50–60 гг. XX в. В это же время появляются
классификации стилистических ошибок, основанные на разграничении стилистических
нарушений в использовании языковых единиц разных уровней языка.

В.П. Дубровская, А.Л. Конышева, И. Счастный, Б.М. Щербатский разделяют
стилистические и грамматические ошибки. К стилистическим ошибкам они относят
«такое употребление слов и такие построения предложений, которые не противоречат
правилам грамматики, препятствуют точной и ясной передаче мыслей и неприятно
действуют на наше эстетическое чувство» [Щербатский1951: 178]. Следовательно, к
грамматическим ошибкам относятся «все случаи, которые противоречат общеобязательным
правилам грамматики» [Щербатский1951: 179]. На наш взгляд, это одна из первых
попыток отграничить грамматические ошибки от других видов ошибок.

3) речевые. Н.Н. Алгазина, М.Т. Баранов, Н.А. Боженкова,
Р.К. Боженкова, Л.П. Демиденко, В.А. Добромыслов, Д.Э. Розенталь,
М.П. Сенкевич, П.Г. Черемисин и другие называют все ошибки, в том числе и
грамматические, речевыми.

Г.И. Мишурова разделяет все речевые ошибки на языковые (лексико-фразеологические,
морфологические и синтаксические) и стилистические (фонетико-стилистические,
лексико-стилистические, морфолого-стилистические, стилистические погрешности в
области синтаксиса). Как видим, исследователь не использует термин «грамматические
ошибки», отдельно рассматривает морфологические и синтаксические ошибки,
называя их языковыми, и выделяет в особые группы морфолого-стилистические
ошибки и стилистические погрешности в области синтаксиса [Мишурова 1961: 71].

4) грамматические. Разведение речевых и грамматических ошибок,
выделение грамматических ошибок в самостоятельную группу было сделано В.И.
Капинос в работе «Об оценке речевых навыков обучающихся» и нашло отражение в
«Нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся IV–X классов по русскому
языку» [Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся IV–X классов по
русскому языку 1973]. Грамматические ошибки как самостоятельный вид нарушений
речи в настоящее время признаются в научной и школьной методике, учитываются
при оценке устной и письменной речи обучающихся.

До сих пор в современной педагогической науке существуют различные
определения понятия «грамматические ошибки». Это объясняется трудностями в установлении
видов ошибок и их квалификации. Еще В.А. Добромыслов указывал: «Классификация
речевых недочетов – дело в высшей степени трудное. Ведь один и тот же недочет
можно рассматривать по-разному: все зависит от того, как к нему подойти» [Добромыслов1941:
36]. Позже об этом же говорил П.О. Афанасьев в своей работе «Методика русского
языка в средней школе» [Афанасьев 1947].

Одни исследователи (Т.В. Алексеева, Т.М. Воителева, Г.М. Иваницкая,
В.И. Капинос, Л.П. Лунева, В.С. Подгорная, Т.Ю. Пылаева и другие) к грамматическим
ошибкам относят словообразовательные, морфологические и синтаксические ошибки;
другие (Г.А. Анисимов, С.А. Арефьева, О.Е. Гайбарян, И.В. Гусарова, М.Н.
Кожина, Н.В. Козловская, Г.Б. Розенблюм, Е.В. Сергеева, И. Счастный, П.Г.
Черемисин и другие) – только морфологические и синтаксические ошибки, третьи
(Л.В. Пожилова, Я.Г. Сафиуллин) – только морфологические.

В качестве рабочего в школьной практике обучения русскому языку может
быть использовано предлагаемое нами определение, сформулированное на основе
статьи В.И. Капиноса [Капинос 1973]: «Грамматические ошибки – это нарушения
норм грамматики в образовании слова, словосочетания и пред­ложения, а также в
употреблении форм слов».

Внутри грамматических ошибок традиционно выделяются морфологические и
синтаксические. При этом обе группы ошибок изучены еще пока недостаточно. При
толковании понятий «морфологическая ошибка» и «синтаксическая ошибка» среди
ученых также нет единства.

Морфологические ошибки рассматриваются в работах П.П. Иванова,
А.А. Комисарова, Л.Б. Парубченко, Л.Л. Покровского, Н.Н. Ушакова и других.
Многие исследователи считают морфологическими ошибками словообразовательные,
которые до настоящего времени изучены недостаточно. Большинство исследователей
(Т.В. Алексеева, Т.М. Воителева, И.В. Гусарова, Г.М. Иваницкая, И. Капинос,
В.С. Подгорная, Т.Ю. Пылаева и другие) относит словообразовательные ошибки к
грамматическим. Другие (М.Р. Львов, М.Н. Морозова, С.Н. Цейтлин) – к
речевым. Наиболее весомым исследованием словообразовательных ошибок в рамках
речевых является работа С. Н. Цейтлин «Речевые ошибки и их предупреждение». К
словообразовательным она относит ошибки, «состоящие в неоправданном словосочинительстве
или видоизменении слов нормативного языка» [Цейтлин1982: 13].

Мы считаем, что словообразовательные ошибки относятся к морфологическим
и вместе с синтаксическими составляют группу граммати­ческих нарушений.

Синтаксические ошибки как разновидность грамматических изучены более
подробно. Они рассматриваются в работах Н.Н. Алгазиной, А. Арефьевой, М.Т.
Баранова, М.Т. Воронина, С.Н. Цейтлин и других исследователей.

Одни виды синтаксических ошибок изучены более подробно, другие – менее.
В наиболее полном виде классификация синтаксических ошибок представлена в
работах Н.Н. Алгазиной «Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и
предложений» [Алгазина 1962] и С.А. Арефьевой «Синтаксические и стилистические
ошибки в письменной речи обучающихся» [Арефьева 1997].

В основу классификации синтаксических ошибок, предложенной Н.Н. Алгазиной,
положен традиционный (формальный) принцип, т.е. со­отнесение ошибок с уровнями
языка. Классификация отличается стройностью, поскольку основывается на системе
языка.

С.А. Арефьева предлагает классифицировать синтаксические ошибки «в
соответствии с изучаемыми в школе разделами и темами синтаксиса русского
литературного языка» [Арефьева1998: 8]. Данная классификация облегчает труд
школьных учителей при квалификации синтаксических ошибок в письменных работах обучающихся.

При квалификации синтаксических нарушений речи часто возникают
трудности, к какому виду ошибок они относятся: к синтаксическим или
стилистическим? Многие ошибки синтаксического характера могут быть отнесены к
стилистическим в области синтаксиса. Критерием определения вида ошибки
(синтаксическая или стилистическая) является соотнесение ее с нормами русского
литературного языка: синтаксиса или стилистики. Этим проблемам посвящена работа
М.Н. Кожиной «Грамматика или стиль?» [Кожина 1962].

Н.А. Жданов, Л.П. Комиссарова и другие к стилистическим ошибкам
синтаксического характера относят «ошибки в построении предложений (в
согласовании, управлении, употреблении причастных и деепричастных оборотов, в
порядке слов, в структуре сложного предложения)». К ошибкам синтаксического
характера они причисляют ошибки в пунктуации [Комисарова 1960: 6].

Некоторые исследователи называют морфологические и синтаксические
ошибки «речевыми ошибками грамматического характера» [Артеменко, Соколова 1971:
42].

В целях повышения эффективности работы по предупреждению и преодолению
грамматических ошибок в речи обучающихся необходимо раз­граничивать внутри
грамматических ошибок морфологические и синтаксические. Морфологические ошибки –
нарушения норм образования и употребления форм слов, синтаксические – нарушения
в построении словосочетаний и предложений.

В письменной речи грамматические ошибки учитываются при оценке работ по
развитию речи: изложений и сочинений. Как пишет С.А. Арефьева, «в процессе
проверки сочинений школьников учитель сталкивается с рядом трудностей, основные
из которых – отыскать ошибки в работах обучающихся и правильно квалифицировать
допущенные нарушения [Арефьева1998: 295].

В соответствии с действующими нормами оценки изложения и сочинения
оцениваются двумя отметками. Первая выставляется за содержание работы, вторая –
за грамотность и грамматическую правильность речи, где помимо орфографических и
пунктуационных ошибок учитываются и грамматические.

Грамматические ошибки могут быть допущены учащимися и в текстовом
диктанте. Следует ли их учитывать? На этот вопрос исследователи не дают
однозначный ответ. Так, В.А. Добромыслов, М.И. Ильин, Д.Э. Розенталь и
другие склонны отождествлять в методических целях грамматические ошибки с
орфографическими: «При анализе диктантов речевые ошибки в области морфологии и
синтаксиса приравниваются к орфографи­ческим в целях упрощения анализа» [Добромыслов1960:
325]. Соответственно другой точке зрения (М. Т. Баранов и члены кафедры
методики преподавания русского языка МПГУ), которая нашла отражение в «Нормах
оценки…» [Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся IV–X классов по
русскому языку 1973], грамматические ошибки в контрольных диктантах должны
исправляться, но при подсчете не учитываться [Нормы оценки знаний, умений и
навыков обучающихся IV–X классов по русскому языку 1973: 13].

Как видим, необходимо также разграничивать грамматические и
орфографические ошибки: грамматические как отступления от норм грамматики,
орфографические как отступления от норм орфографии.

Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в речи обучающихся
должно опираться на педагогическое прогнозирование возможных грамматических
ошибок обучающихся определенного возраста на основе учета особенностей формирования
грамматического строя их речи путем ознакомления обучающихся с видами
грамматических ошибок (подробнее об этом см. статью Т.А. Христолюбовой в
научном журнале «Вестник Марийского государственного университета» [Христолюбова
2014]). Для этих целей необходима классификация морфологических и
синтаксических ошибок, построенная в соответствии с изучаемыми грамматическими
(морфологическими и синтаксическими) темами школьного курса русского языка. Это
также важно в условиях ЕГЭ по русскому языку для выполнения задания 7, связанного
с разграничением видов грамматических ошибок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфолого грамматические ошибки
  • Морфологическую ошибку содержит предложение байкал величайшее
  • Морфология примеры ошибок
  • Морфология грамматические ошибки
  • Морфологической ошибкой является