Морфологические речевые ошибки это

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Русский / Пособие В.Я. Тихоновой.doc

Скачиваний:

423

Добавлен:

17.02.2016

Размер:

788.99 Кб

Скачать

Наиболее типичные виды морфологических ошибок

В формах
существительных:

  • искажение (смешение)
    формы рода: алебастра
    (алебастр), глиста
    (глист), плацкарт
    (плацкарта), туфель
    (ту́фля), тапок
    (тапка),
    сандаль
    (сандалия), ферзя
    (ферзь),
    повидла
    (повидло),
    бронь
    (броня), про′стынь
    (простыня); новая
    тюль (новый),
    хорошая
    шампунь
    (хороший), стальная
    рельса

    (стальной рельс) и т.п.;

  • искажение формы
    числа и падежа: Стены мы выкрасили
    белилом
    (белилами); Одним макаронном
    (макаронами) не наешься; Пельменя
    готовы (пельмени); Ночью был
    заморозок

    (были заморозки); Купил курей
    (кур); выбора
    (выборы), шофера
    (шофёры), супа
    (супы), матеря
    (матери),
    дочеря
    (дочери), чулков
    (чулок), носок
    (носков),
    сапогов
    (сапог), к тете Нины
    (Нине) и т.п.

В формах
прилагательных:

  • соединение в одном
    прилагательном двух форм сравнительной
    или превосходной степени: более
    лучше, более красивее, самый умнейший,
    самый наивысокий

    и т.п.;

  • образование
    степеней сравнения: дешевше
    (дешевле),
    длиньше
    (длиннее), красивше
    (красивее), слабже
    (слабее), сладче
    / слаже

    (слаще), хужее
    (хуже), более
    лучшее

    (более хороший или
    лучше) и т.п.

В формах
числительных:

  • смешение и
    неправильное образование форм оба,
    обе
    : Они
    обои
    пришли (оба
    или обе);
    На обоих
    щеках ямочки (обеих);
    Обоя′
    в университете учатся (обе
    – оба
    ) и
    т.п.;

  • неправильное
    склонение количественных числительных
    (или отсутствие склонения); с пятидесяти
    (пятьюдесятью) рабочими; от двести
    (двухсот)
    отнять сто; со стами
    (ста) рублями; в шестьсот
    (шестистах) километрах от Тюмени; около
    полтора
    (полутора) тысяч и т.п.;

  • искажение форм
    порядковых числительных: в одну
    тысячу

    девятьсот восемьдесят седьмом (одна
    тысяча);

  • употребление
    собирательных числительных с
    существительными женского рода: двое
    дочерей, пятеро
    девочек, в хозяйстве трое
    коров и т.п.

В формах
местоимений:

  • образование и
    употребление нелитературных (просторечных)
    форм: ихний
    (их), ейный
    (её), евонный
    (его), всехний
    (принадлежащий всем) и т.п.

В формах
глаголов, причастий и деепричастий:

  • нарушение норм
    употребления недостаточных глаголов:
    убедю / убежу
    / удежду, победю
    и
    т.п.;

  • искажение форм
    глаголов: опротивлю
    (опротивею),
    выздоровлю
    (выздоровею); вылазию
    (вылажу), лазиет
    (лазит),
    ездию (езжу),
    ло́жу / ложу́
    (кладу), ложь
    / ложи

    (клади), вылаживайте
    (выкладывайте),
    слаживай
    (складывай), хотит
    (хочет), махает
    (машет),
    сыпет
    (сыплет), всувай
    (всунь, всовывай), едь
    / ехай / езжай
    (поезжай),
    ляжь
    (ляг), не
    трожь
    (не
    трогай), узаканивать
    (узаконивать), мама стирается
    (стирает
    белье), дети
    играются

    (играют) и т.п.;

  • искажение форм
    субстантивированных и несубстантивированных
    причастий с -ся:
    трудящие
    нашего города (трудящиеся), учащие
    школы (учащиеся), стелющая
    яблоня
    (стелющаяся), млекопитающиеся
    животные (млекопитающие),
    моющиеся

    средства, выдающий
    ученый
    (выдающийся) и т.п.;

  • искажение форм
    других причастий: изгрызанный
    (изгрызенный), скиснутое
    молоко (скисшее), подвигнутый
    стол (подвинутый), потухнутая
    печь (потухшая), забрызгатый
    грязью
    (забрызганный) и т.п.;

  • употребление
    просторечных форм и неуместное
    употребление деепричастий: Катя
    заболевши,
    а муж её раздевши
    на улицу выскочи,
    а сам выпивши
    и спотевши
    и тоже заболевши;
    усевши
    на диван (усевшись); приехавши
    домой (приехав), голова заболевши
    (заболела)
    и т.п.

Наречие вовнутрь
(
двери
открываются вовнутрь)
в литературном языке отсутствует.

Соседние файлы в папке Русский

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки
Это неправильные образования форм слов при словоизменении, когда к форме слова берется не то окончание, какое требуется, и т. п. Наблюдаются следующие типичные ошибки:

— образование формы именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием – а (-я) вместо окончания – и (-ы): слесаря (вместо слесари), токаря, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера и др.;

— неправильное спряжение ряда глаголов: состаришься (от состареться, правильно нужно: состареешься), села обезлюдят (вместо обезлюдеют), опротивят (вместо опротивеют), ездиют (вместо ездят), елозиет (вместо елозит), лазиют (вместо лазят), мучиет (вместо мучит), сыпет (вместо сыплет), трепят (вместо треплют).

К частным, но частым случаям ошибок относятся образования дешевше, красивые, ляжь (вместо ляг), делов, местов; заходить туда мне ни к чему (вместо не к чему); у кое-кого появились сомнения (вместо кое у кого), за кое-кем, от кое-кого (вместо кое за кем, кое от кого).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Смотреть что такое «Морфологические ошибки» в других словарях:

  • морфологические ошибки —    Это неправильные образования форм слов при словоизменении, когда к форме слова берется не то окончание, какое требуется, и т. п. Наблюдаются следующие типичные ошибки:    • образование формы именительного падежа множественного числа от… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образовании форм частей речи …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. См. грамматико морфологические ошибки …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ошибки морфологические — Вид речевых ошибок, связанных с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи: Я часто помогаю маме готовить обеды (вм. обед). В речи учащихся чеченцев могут быть интерферентные морфологические ошибки: Я пожал ему руки (вм.… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ошибки речи —    Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего.    См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • ошибки грамматические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики: 1) ошибки в образовании форм слов; 2) ошибки в образовании словосочетаний и составлении предложений. Одним словом, к ним относятся морфологические и синтаксические… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Ошибки в сочетаниях однородных членов —      1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Ошибки в сочетаниях однородных членов —      1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… …   Справочник по правописанию и стилистике

Обновлено: 21.09.2023

Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.

Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.

Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:

  • частое употребление сокращений;
  • орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
  • чрезмерное употребление заимствований;
  • жаргонизмы;
  • канцеляризмы;
  • многословие;
  • использование слов-паразитов и др.

Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.

Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.

Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.

Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.

Виды морфологических норм, стилистические особенности

Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:

  • употребление форм имени существительного;
  • употребление форм имени прилагательного;
  • употребление местоимений;
  • употребление форм глаголов;
  • употребление имен числительных.

Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.

Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.

Функции морфологических норм, причины трудностей

Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.

Также морфологические нормы нужны для:

  • повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
  • сохранение чистоты русского языка;
  • недопущение загрязнения языка и его опустошения.

Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:

  • наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
  • смешение старого и нового стилей и склонений слов;
  • противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.

Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.

Морфологические нормы современного русского языка (глагол)

Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога

Основными ошибками в морфологии глаголов являются:

  1. Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
  2. Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
  3. Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
  4. Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.

Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)

Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.

Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.

Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:

Морфологические нормы имен прилагательных

Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.

В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.

Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:

  1. Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
  2. Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.

Морфологические нормы причастий

Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.

Морфологические нормы причастий:

  1. Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
  2. Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.

Морфологические нормы деепричастий

Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.

Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.

Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.

Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:

  1. Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
  2. Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.

Нормы употребления местоимений

Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравненияприлагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

— образование формы именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием – а (-я) вместо окончания – и (-ы): слесаря (вместо слесари), токаря, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера и др.;

— неправильное спряжение ряда глаголов: состаришься (от состареться, правильно нужно: состареешься), села обезлюдят (вместо обезлюдеют), опротивят (вместо опротивеют), ездиют (вместо ездят), елозиет (вместо елозит), лазиют (вместо лазят), мучиет (вместо мучит), сыпет (вместо сыплет), трепят (вместо треплют).

К частным, но частым случаям ошибок относятся образования дешевше, красивые, ляжь (вместо ляг), делов, местов; заходить туда мне ни к чему (вместо не к чему); у кое-кого появились сомнения (вместо кое у кого), за кое-кем, от кое-кого (вместо кое за кем, кое от кого).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Морфологические ошибки» в других словарях:

морфологические ошибки — Это неправильные образования форм слов при словоизменении, когда к форме слова берется не то окончание, какое требуется, и т. п. Наблюдаются следующие типичные ошибки: • образование формы именительного падежа множественного числа от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образовании форм частей речи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. См. грамматико морфологические ошибки … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ошибки морфологические — Вид речевых ошибок, связанных с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи: Я часто помогаю маме готовить обеды (вм. обед). В речи учащихся чеченцев могут быть интерферентные морфологические ошибки: Я пожал ему руки (вм.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ошибки грамматические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики: 1) ошибки в образовании форм слов; 2) ошибки в образовании словосочетаний и составлении предложений. Одним словом, к ним относятся морфологические и синтаксические… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике

ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике

Чтобы проще общаться, мы образовываем от слов их формы. Так речь становится лучше и разнообразнее. Для этого необходимо знать морфологические и грамматические нормы, чтобы не допускать самых распространенных ошибок. В этом уроке мы рассмотрим, как правильно образовывать формы слова в единственном и множественном числе, а также проанализируем все нюансы склонения числительных.

План урока:

Теоретические основы морфологических норм

Сначала необходимо познакомиться с самим определением морфологической нормы. Она бывает разных видов и выполняет уникальные функции в русском языке, которые отвечают за грамотность речи.

Морфологические нормы. Определение

Такие нормы в русском языке являются решающими. Они позволяют сохранять речь в чистоте и не совершать распространенных грамматических ошибок. Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении слов или образовании их различных форм.

Если не соблюдать предписанные правила, то можно очень сильно исковеркать слова, что приведет к загрязнению русского языка и фактической гибели грамматики. Великие лингвисты дают различное определение данному понятию. В толковом словаре Ожегова приводится следующее объяснение:

А в словаре Ушакова дается несколько иное толкование:

Эти определения отличаются по содержанию, но по смыслу они совершенно одинаковые. Иными словами, морфологическими нормами признаются общепринятые правила русского языка, которые регламентируют верное написание и произношение форм слова при словообразовании. То есть они, словно охранники, следят за чистотой и правильностью речи.

Очень часто люди допускают ошибки именно при столкновении с формами единиц речи:неправильно склоняют или ставят во множественное число с неверным окончанием. Всего этого помогает избежать знание морфологических норм.

Виды морфологических норм. Стилистические особенности

Данные правила делятся на несколько категорий и подвидов, которые охватывают разные области русского языка. Они распространяются на все формы и части речи, что позволяет следить за верным произношением и написанием постоянно.

Различают следующие типы морфологических норм:

На вышеперечисленные отрасли и распространяются правила морфологических норм. Они подробно закрепляют все возможные варианты употребления тех или иных слов, которые необходимо просто запомнить. Лишь некоторые категории поддаются общим правилам.

Функции морфологических норм. Причины трудностей

Самой главной ролью, которую выполняют данные нормы, является установление закона и порядка среди слов и их форм. Но помимо этой очень важной работы, перед этими регуляторами стоит еще несколько важных задач:

сохранение сложенных несколькими десятилетиями языковых норм, которые могут быть разрушены ошибками и недочетами;

тренировка грамотности речи на письме и в жизни, проведение работы над ошибками и формирование единого морфологического мышления.

Несмотря на существование морфологических норм, люди часто допускают в словах ошибки, которые могут быть губительными для языка. Этого можно избежать, если проанализировать все категории часто встречающихся случаев. К причинам ошибок относят следующие факторы:

смешивание между собой нескольких склонений и старых типов словообразования, которые мешают употреблять слова правильно.

Чаще всего недочеты совершают в сравнительной и превосходной степенях прилагательных, собирательных, целых и дробных числительных, а также в именительных и родительных падежах множественного числа имен существительных.

Образование форм числительных

Числительные являются одним из самых уязвимых мест словообразования в русском языке. Постоянно совершают ошибки в целых, собирательных и дробных числительных, а также при их постановке в родительный падеж.

Числительные. Определение

Числительными называются такие части речи, которые указывают на количество и характеризуют рядом стоящее слово. Так же, как и многие другие части речи, числительные делятся на разряды и бывают следующих видов:

Для каждой категории существует свое индивидуальное правило. Нельзя забывать и про исключения, которые важно запомнить, чтобы не допустить ошибку.

Правила образования числительных. Распространенные ошибки

Рассмотрим на примере теории и распространенных ошибок, как верно склонять числительное и образовывать его новые формы. Все формы числительных указаны в таблице:

Образование форм местоимений

Такое словообразование встречается реже, но тоже включает свои нюансы. Важно запомнить несколько правил, чтобы потом не допускать ошибки в речи и в заданиях.

Формы местоимений. Основные ошибки

Местоимением называется такая часть речи, которая называет живой объект и способствует внесению новых средств в русский язык. Однако при словообразовании могут встречаться трудности и недочеты. Их возможно избежать только при заучивании морфологических правил.

Таблица употребления местоимений:

Образование форм глагола

Несложная часть речи, которая запоминается легче всего. Главное разобрать все трудные случаи, чтобы при встрече с ними уже не было ошибок.

Как образовать форму глагола. Ошибочные преобразования

Глагол выражает действие предмета и помогает описать происходящую вокруг ситуацию. Он может оценить интенсивность действия, скорость происходящего и другие важные в тексте факторы. Чтобы смысл предложения не исказился, глаголы нужно употреблять морфологически верно. Рассмотрим самые трудные случаи:

Падежные окончания имен существительных

Часто мы употребляем существительные во множественном числе, но делаем это неправильно. Именно в данном разделе много слов-исключений и трудных случаев для запоминания.

Правила склонения существительных. Трудные случаи

Эта категория считается одной из самых сложных, так как требует запоминания большого объема информации. Именно исключения и составляют основную часть этого правила. Поэтому к изучению существительных стоит подойти со всей ответственностью.

На Едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году ученикам придется столкнуться с понятием морфологических норм. Все те ошибки, которые часто совершают люди, размещены там. Рассмотрим подробнее структуру 7 задания ЕГЭ по русскому языку.

Суть задания 7. ЕГЭ 2020

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но так нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного

Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление», «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна – прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных

Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо.

Данное решение обязательное для исполнения.

Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных

В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных

При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ь».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 2).

Необходимо помнить: несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

Читайте также:

      

  • Дисциплинарная ответственность нотариуса кратко
  •   

  • Героический эпос раннего средневековья кратко
  •   

  • Путешествия транспорт и сервисные услуги в средние века кратко
  •   

  • Тирания в древней греции кратко
  •   

  • Хозяйственное использование северного ледовитого океана кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологическая ошибка что это
  • Морфологические речевые ошибки примеры
  • Морфологические ошибки упражнения
  • Морфологическая ошибка примеры предложений
  • Морфологические ошибки это примеры