Морфологические ошибки правило

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.

Морфологические ошибки.

Ошибки в образовании форм местоимений.

При образовании форм местоимений могут быть допущены ошибки. Разберём наиболее типичные из них.

Типичные ошибки в образовании форм местоимений.

  • Наиболее часто в заданиях на ЕГЭ встречаются ошибки, связанные с неверным образованием форм притяжательных местоимений его, её, их. Нужно запомнить данные формы, они не изменяются. (Неверно: ихний, евойный и пр.).
  • Фopма винитeльнoгo пaдeжa eдинcтвeннoгo чиcлa мecтoимeния caмacaмy, которая вытecнила ycтapeвшyю форму caмoё.
  • Pacпpocтpaнeннoй oшибкoй в peчи являeтcя cмeшeниe пpитяжaтeльныx мecтoимeний мoй, твoй, eгo и дpyгиx c местоимением cвoй: Я нe нaxoдил пpимeнeнии мoим pyкaм (нaдo cвoим); У мaтepи вceгдa нaxoдилocь дoбpoe cлoвo для детей(нaдo cвoиx).
  • В современном русском языке звук н добавляется к личным местоимениям, употребленным после всех простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через): без него, через нее, а также ряда наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади): после него, мимо нее.

Неверным является пpoпycк нaчaльнoгo coглacнoгo н в фopмax кocвeнныx пaдeжeй личнoгo мecтoимeния пocлe нeпpoизвoдныx пpeдлoгoв и некоторых производных предлогов: c им, к eмy, oт eгo, к eй, возле его и т. д.

Верно: с ним, к нему, от него, к ней, возле неё и т.д.

E-mail

Ошибки в употреблении местоимений

Нежелательно
в речи дублирование одного и того же
местоимения: Когда
он получил отпуск, он уехал в деревню
(лучше
Получив
отпуск, он уехал…
или
Он получил отпуск и уехал…
).

Местоимение
они
не
следует соотносить с собирательными
или отвлеченными существительными,
имеющими форму единственного числа.
Например: Юношество
живо откликнулось на этот призыв, и вон
они уже едут осваивать целинные земли;
Студенческая молодежь отправилась на
каникулы, там они будут отдыхать в
течение двух месяцев.

В таких случаях целесообразно заменить
собирательное или отвлеченное
существительное конкретным (студенты
вместо студенческая
молодежь
).

Распространенной
ошибкой в речи является смешение
притяжательных местоимений мой,
твой, его

и других с возвратно-притяжательным
свой:
Я
не находил применения моим рукам

(надо своим);
У
матери всегда находилось доброе слово
для её дочерей и сыновей

(надо своих).

Избыточно
употребление местоимений в случаях,
когда указательные значения, выражаемые
местоимениями, само собой разумеются:
У
неё сложились хорошие отношения со
всеми своими коллегами по работе; Перед
своим уходом на работу мать разбудила
сына.

В
современном русском языке звук н
добавляется
к личным местоимениям, употребленным
после всех простых предлогов (без,
в, для, до, за, из, к, над, о, от, по, под,
перед, при, про, с, у, через): без него,
через нее,
а
также ряда наречных предлогов (возле,
вокруг, впереди, мимо, напротив, около,
после, посреди, сзади): после него, мимо
нее.

Не
добавляется начальное н
при
сочетании этих местоимений с наречными
предлогами, требующими дательного
падежа (благодаря,
согласно, наперекор, вслед, навстречу,
соответственно, подобно): благодаря

ему,
ей.
Не
требуют после себя вставки н
и
отыменные предлоги (наподобие
его, со стороны его
и
др.).

После
сравнительной степени прилагательных
и наречий местоимения 3-го
лица употребляются без начального н
(моложе ее, лучше его, выше их).

Употребление глагольных форм

Глаголы
полоскать,
колыхать, мурлыкать, плескать, рыскать

и некоторые другие образуют двоякие
формы настоящего времени: с чередованием
согласных (полощет,
колышет

и т. д.) и без чередования (полоскает,
колыхает

и т. д.). Первые общелитературные,
вторые свойственны разговорному стилю.

Стилистически
различаются также формы настоящего
времени глаголов мяукать
(мяукает / мяучит), сыпать (сыплет / сыпет),
щипать (щиплет / щипет)
;
повелительного наклонения глаголов
ехать (поезжай
/ езжай
/ едь), положить (
положи
/ положь), класть (
клади
/ поклади), лечь (
ляг
/ ляжъ), пойти (
пойди
/ поди)
и др.
Общелитературными являются первые из
них, вторые имеют просторечный характер
и в литературной речи не употребляются.
Ряд
вариантов имеют разговорные формы:
выверь,
выдвинь, вычисть, нянчь, порть, чисть
и
др. при литературных: вывери,
выдвини, вычисти, чисти

и
др. Отдельные глаголы не имеют форм
повелительного наклонения: хотеть,
мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать,
гнить
и
др.

Варианты
форм типа обусловливать
/ обуславливать,
сосредоточивать
/ сосредотачивать,

уполномочивать

/ уполномочивать

различаются как книжные (с гласным о
в корне) и разговорные (с гласным а).

Некоторые
глагольные формы не выделяются столь
определенно по своей стилистической
окраске, но все же используются
преимущественно в разговорной речи:
мерять

меряю,
меряешь, меряет, меряют; лазать – лазаю,
лазаешь
и
т.д., а их варианты – в книжной: мерить

мерю,
меришь, мерит, мерят
;
лазить

лажу,
лазишь

и
т. д.

Ряд
непродуктивных глаголов на -еть:
выздороветь, опротиветь, опостылеть

в разговорной речи употребляются в
форме: выздоровлю,
опостылю, опротивлю, выздоровят
и
т. д., хотя более правильны их варианты
выздоровею,
опостылею, опротивею
.

От
многих глаголов нельзя образовать форму
1-го лица: победить,
убедить, очутиться, чудить, чудесить,
дудеть, угораздить
и
др.

Глаголы,
имеющие в инфинитиве -чь:
жечь, течь, печь
,
образуют вариантные формы 3-го лица
единственного числа: наряду с литературными:
жжёт,
течёт, печёт


просторечные: жгёт,
текёт, пекёт.

Варьируют
и некоторые глаголы с суффиксами
-изирова-,
-изова-: стандартизировать

стандартизовать,
колонизировать

колонизовать.
У
ряда глаголов варианты с суффиксом
-изирова-
архаизовались
и теперь используются только более
короткие: локализовать,
мобилизовать, материализовать,
нормализовать, парализовать
.
У
иных же варианты с суффиксом -изова-
устарели:
канонизовать,
конкретизовать.
С
суффиксом
-изирова-
закрепились
глаголы: иронизировать,
симпатизировать, гипнотизировать

и
др.

Из
вариантных форм причастий забредший

забрёвший,
приобретший

приобрёвший,
приплетший

приплёвший
в
современном литературном языке
закрепились первые. Из вариантов
деепричастий взяв

взявши,
встретив

встретивши
формы
на -вши
устарели.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Местоимение в табл.«, «Морфологический разбор местоимения»

Двусмысленное употребление местоимения 3-его лица: Сестра поступила в артистическую труппу, и она отправляется на гастроли. (сестра или труппа?) Сестра поступила в артистическую труппу, и отправляется на гастроли (сестра).

Сестра поступила в артистическую труппу, которая отправляется на гастроли (труппа).

Двусмысленное употребление возвратного местоимения «себя»: Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (к матери или к дочери?)

1. Мать попросила, чтобы дочь отнести покупку к себе.

2.Мать попросила, чтобы дочь отнести покупку к ней.

Двусмысленное употребление притяжательного местоимения «свой»: Директор попросил Светлану кратко записать свое выступление. (Светланы или директора?)

1. Директор попросил Светлану, чтобы она кратко записала свое выступление

2.Директор попросил Светлану, чтобы она кратко записала его выступление

Замена сущ. ед.ч. со значением совокупного множества лиц местоимением мн.ч.: Задание, которое получил коллектив, они выполнили успешно. (коллектив – сущ. в форме ед.ч.) Задание, которое получил коллектив, он выполнил успешно.

Неверное образование формы притяжательного местоимения: Это ихняя лошадь.

Это евонная шапка.

Это ейная шляпка.   Это их лошадь.  Это его шапка.  Это ее шляпка.

Избыточное употребление притяжательного местоимения: Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» изобразил русский бунт. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» изобразил русский бунт.

Следует избегать ошибок при употреблении местоимений. Двусмысленность может возникнуть при употреблении местоимения 3 лица, возвратного местоимения «себя», притяжательного «свой» (иногда местоимение «свой» бывает избыточным).

При замене сущ. ед.ч. местоимением мн.ч. возникает грамматическая ошибка.

Распространенной ошибкой является неверное образование формы притяжательного  местоимения. (Примеры из текста)

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в употреблении местоимений

Тест на тему Правописание и употребление местоимений

Тест на тему Местоимение
Тест на тему Местоимение как часть речи
Тесты на тему Склонение местоимений

Тест на тему Притяжательные местоимения его, ее, их или формы личных в 3 л.
Тест на тему Начальное н в местоимениях 3-его лица
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Местоимение в табл.«, «Морфологический разбор местоимения«

Трудности в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются!

  • Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо – ихний план, правильно – их план).

2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н, отсутствующее при беспредложном употреблении:

увидел его – войти после него.

  • Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.

  • Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.

Употребление слов-заместителей требует особого внимания.

  • Во-первых, нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.

Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму – недопустимо употребление местоимения они, поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

  • Во-вторых, если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.

Так, в тексте: В романе изображена женщина, увлечённая работой. Она нужна моим товарищам – недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.

То же самое относится к использованию местоимений они, их, если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.

Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов, где они разбирают проблемы воспитания – двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных – статьи, педагоги.

  • В-третьих, особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который. Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки – можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя, которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

  • Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других).
  • Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у.

Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой.

  • Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

Ср.: я нашёл себе комнату.

  • Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

Обратите внимание

Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова, обычно обособляется, если стоит после существительного. Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему, во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение. (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного.)

6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой. Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

  • Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

  • Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их.

Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.

  • Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

  • Во-первых, если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.

Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:

Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество. Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:

Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:

В исследовательской работе активно участвуют студенты. Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

  • Во-вторых, если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:

Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.

Грамматические ошибки в местоимениях в русском языке

— Ошибочное образование форм местоимений:

ихний ребёнок вместо их ребёнок, около его вместо около него.

— Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок:

Для ней нет имени вместо Для неё нет имени.

— Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.

Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.

Правильно: Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.

Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.

Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.

— Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).

Неправильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.

— Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:

Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.

Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)

Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Моя тишка ошибка поколения что значит
  • Мпт 1700 ошибка e07
  • Морфологические ошибки и способы их устранения
  • Мпрк 24 125 ошибка
  • Моя шампунь какая ошибка