Морфологические ошибки глаголов

Ошибки в употреблении глаголов связаны
с существованием группы так называемых
недостаточных глаголов и с возможным
смешением употребления параллельных
форм.

Недостаточные глаголы – это глаголы,
ограниченные в образовании личных форм:
у них нет формы первого лица настоящего
и будущего простого времени.
В эту
группу входят глаголы: грезить, дерзить,
победить, убедить, чудить, очутиться,
ощутить, умилосердить.

Нельзя сказать: побежу, ощутю(ощущу)
– это грубая ошибка. В случае необходимости
следует использоватьописательные
формы
:смогу победить, попытаюсь
убедить, надеюсь очутиться
.

Возможно параллельное употребление
двух форм
глагола в одном и том же
значении:выздоровеют – выздоровят;
движет – двигает; меряет – мерит.
Первая форма в каждой паре является
книжной (нормативной), вторая –
разговорной. В деловой речи следует
отдавать предпочтение первым. В случае
с глаголомдвигатькаждая из форм
имеет свое значение:двигает –
перемещает что-то, движет – побуждает
(им движет прямой расчет).

Пары образуют и видовые формыглагола
совершенный и несовершенный вид.
При образовании несов. вида глагола с
помощью суффиксов– ыва-, -ива-в ряде
случаев происходит изменение корневого
гласного о в а. Например,выработать
– вырабатывать, заморозить – замораживать
.
В некоторых случаях в глаголах несов.
вида не будет ошибкой употребление двух
вариантов в парах:обусловливать –
обуславливать, подытоживать –
подытаживать
. Вторые формы (с корневым
А) носят разговорный характер, поэтому
в деловой речи более естественно
употребление книжно варианта (с корневым
О).

Глаголы хотеть, жаждать, видеть,
слышать, ехать, мочь
не имеют
повелительного наклонения. Нельзя
сказать «хоти» или «моги». Здесь
повелительные формы образуются от
синонимичных глаголов:смотри, слушай.
Для глаголаехатьлитературной
формой повелительного наклонения будет:поезжай, съезди(ехай, езжай, едь –
просторечный формы, недопустимые в
речи). Если действие относится к третьему
лицу, то формы повелительного наклонения
образуются с помощью частицпусть и
пускай в сочетании с глагольными формами
3 л
.: пусть он едет, пускай они видят.
Нужно помнить, что данные частицы придают
речи разговорный оттенок.

Речевые ошибкивозникают при
образованииконструкций со словами,
близкими по значению или однокоренными,
но требующими разного управления
.
Для их предупрежденияважно правильно
поставить вопрос
, которым предопределяется
падежная форма существительного в
подобных конструкциях:

!– обращать внимание (на что?) на факты
– уделять внимание (чему?) подбору
кадров;

!– консультировать (кого?) клиента –
консультироваться (с кем?) с профессором,
у профессора;

!– требовать (чего?) объяснений –
требовать (что?) пропуск;

!– основываться (на чем?) на фактах –
обосновывать (чем?) фактическими данными;

!– рекомендовать (кого?) агента –
рекомендовать (для чего?) для участия –
рекомендовать (к чему?) к употреблению.

При употреблении глаголов в речи
наибольшие трудности обычно вызывает
соотношение некоторых глаголов по
виду и образование некоторых форм
.

При образовании глаголов несовершенного
вида в литературном языке в ряде случаев
наблюдается чередование гласных о–а
в основе
: утроить – утраивать,
подточить – подтачивать, одолжить
– одалживать.

При образовании глаголов несовершенного
вида от глаголов обусловить, сосредоточитьдопустимы формыобуславливать,
сосредотачивать
, однако основным
нормативным вариантом остаётся форма
без чередования –обусловливать,
сосредоточивать
.

При образовании форм 2-го и 3-го лица
единственного числа и форм 1-го и 2-го
лица множественного числа настоящего
и простого будущего времени от глаголов
I спряжения с основой на г, кнаблюдаетсячередованиеэтих согласных с шипящимиж, ч: течь – теку – течёт
– текут, лечь – лягу – ляжет
– лягут, беречь – берегу –
бережёт – берегут.

Некоторые глаголы не имеют ряда форм
настоящего и будущего времени.

1) Не используется форма 1-го лица
единственного числа у глаголов:

затмить, очутиться, победить, убедить,
убедиться, стонать, родиться.

2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица
единственного и множественного числа
глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о
воде), закатиться (о круглом предмете,
о небесном светиле), наступить (о времени),
обступить, осуществиться, получиться,
произойти, раздаваться, родиться,
создаваться, состояться, течь, удаваться
и др.

3) Недопустимы в литературном языке
формы типа победю, побежу и т.п. При
необходимости выражения этого значения
надо использовать описательные
конструкции: Я уверен, что смогу победить;
Мне удастся победить.

При образовании форм прошедшего времени
в ряде случаев наблюдается утрата
суффикса -ну
-: возникнуть – возник,
высохнуть – высох, исчезнуть –
исчез, погибнуть – погиб.

При образовании повелительного наклонения
у целого ряда глаголов наблюдается
чередование согласных и гласных в
основе
:бежать – беги (!), бегите;
беречь – береги; взять – возьми; гнать
– гони; жечь – жги (!); звать – зови;
искать – ищи; класть – клади (!), кладите
(!) и др.

Ряд глаголов характеризуется отсутствием
или неупотребительностью форм
повелительного наклонения: весить,
видеть, двигать, мочь, ненавидеть,
подвергнуться, произойти, слышать,
созреть, стоить, течь, увидеть, устареть,
хотеть и др.

Причастие.

От глаголов идти, увянутьи различных
глаголов с данными корнями (войти,
выйти, завянуть
) действительные
причастия прошедшего времени образуются
от основы прошедшего времени:войти
— вош
ѐл
— вошедший, найти — наш
ѐл
— нашедший, увянуть — увял — увядший.

От глагола двигать(I спряжение)
страдательное причастие настоящего
времени образуется с суффиксом-им
-—движимый: движимый чувством
сострадания.

!!! От некоторых переходных глаголов
несовершенного вида страдательные
причастия настоящего времени не
образуются: держать, бить, мести, писать,
резать, шить и т.д.

!!! От некоторых глаголов страдательные
причастия прошедшего времени не
образуются
: гнать (но изгнать —
изгнанный), знать (но узнать — узнанный),
брать (но избрать — избранный), жить (но
прожить — прожитый).

Некоторые глаголы на —сти (-сть)образуют разные формы действительных
причастий прошедшего времени
: а)от
основы настоящего времени
и б)от
основы прошедшего времени
, например:изобрести — изобретший (и изобрѐвший),
приобрести — приобретший (и приобр
ѐвший),
подмести — подм
ѐтший
(и подмевший).
Формы таких причастий
с д и т в корне свойственны только книжной
речи. Формы без д и т свойственны
разговорной и просторечной речам.

Суффикс —сяобязательно сохраняется
при образовании от возвратных глаголов
действительных причастий настоящего
и прошедшего времени
, например:образовываться — образующийся;
подниматься — поднимающийся.
Если
суффикс -ся в причастиях, образованных
от возвратных глаголов, опускается, это
является нарушением норм литературного
языка: (например) раскаты грома сковали
нас и держали в состояниинепрекращающегостраха.

!!! От глаголов совершенного вида
причастия настоящего времени не
образуются
, иначе будут нарушены
нормы литературного языка, например:
Мы завидуем зрителям, попадущим на
спектакль.

Деепричастие.

В зависимости от вида глагола, формой
которого является деепричастие,
различаются деепричастия несовершенного
вида
(назначать — назначая,, оперировать
— оперируя) исовершенного вида(удалить — удалив, рассмотреть —
рассмотрев). Вдеепричастиях, обр.от возвратных глаголов,сохраняется
суффикс -ся
(-съ) (подняться — поднявшись;
вернуться — вернувшись).

От некоторых глаголов деепричастия
несовершенного вида не образуются
:
а)от глаголов, корни которых состоят
из одних согласных
: лить — льют, шить
— шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь
— жгут, ждать — ждут, лгать — лгут.
Исключение: мчаться — мчатся — мчась;
б)от большинства глаголов с основой
на шипящий в настоящем времени
: писать
— пишут, хлестать — хлещут; в)от
глаголов с основой на г, к, х
: беречь
— берегут, стеречь — стерегут; течь —
текут; г)от глаголов с суффиксом -ну-:
мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

Большинство деепричастий с суффиксом
–вши, -ючиносят либо устарелый
характер, либо являются стилистически
окрашенными под народную или старинную
речь
. Н-р: Давши слово, крепись; снявши
голову, по волосам не плачут; либо — жить
припеваючи.

Соседние файлы в папке Стилистика

  • #
  • #

Грамматические ошибки в глаголах в русском языке

— Ошибочное образование глагольных форм:

ложит вместо кладет, ездиет вместо ездит.

— У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов:

Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу), я должен убедить (а НЕ я убежу).

— Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива):

результаты подытоживались (а НЕ подытоживовались)

— При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности:

После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.

— Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.

Неправильно: Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

продолжить с «Грамматическими ошибками»

вернуться к выбору в разделе «Грамматика»

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм глаголов.

Образование форм глаголов.

  • Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени  у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

  • Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться ( о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

  • Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

  • Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)
  • Глаголы с корнем « -лож» употребляются только с приставкой

( положить, выложить ).

Запомните трудные формы:

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут ( допускается – чтят)

стлать ( -ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь — жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать — щиплет

Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

Запомните: прийти.

При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании : не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори — откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют  « пошли, пошлите»

( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

Типичные случаи нарушения морфологических норм письменной речи и задачи корректора и редактора по их устранению

Морфологические нормы связаны с употреблением различных частей речи и их форм, например различие семантики у форм множественного числа многозначного слова лист: листы (бумаги) и листья (дерева); отсутствие форм 1-го лица единственного числа будущего времени у глагола победить; отсутствие форм косвенных падежей у неопределенного местоимения некто и др.

Содержание

Морфологические нормы связаны с употреблением различных частей речи и их форм, например различие семантики у форм множественного числа многозначного слова лист: листы (бумаги) и листья (дерева); отсутствие форм 1-го лица единственного числа будущего времени у глагола победить; отсутствие форм косвенных падежей у неопределенного местоимения некто и др.

Морфологические нормы определяют характер употребления различных частей речи (склонение существительных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование форм повелительного наклонения, причастий и деепричастий и др.). Особенные трудности вызывает проблема определения рода заимствованных имен существительных (шимпанзе, какаду, киви, салями), а также аббревиатур (МГПУ, ИНН, ООН, СНГ, ЕС). К стилистике имеет отношение в первую очередь использование вариативных форм (в далеком краю — нейтральное; в далеком крае — песенно-поэтическое; снег, снега — нейтральное, снéги — поэтическое; чашку чая, ложку сахара, глоток коньяка и чашку чаю, ложку сахару, глоток коньяку).

Причинами морфологических ошибок (т.е. нарушения грамматических форм слов) могут быть незнание склонений, неправильное употребление окончаний, неправильное ударение (если это влияет на форму слова), например: много чулков (правильно чулок\ нет носок (правильно носков) много делов (правильно дел), нет местов (правильно мест) более красивее (правильно более красивый или красивее), самый красивейший (правильно самый красивый или красивейший).

Некоторые сложные морфологические нормы

Определение рода существительных

Трудности в определении рода существительных связаны с тем, что в языке существуют семантические (соотнесение с действительностью) и грамматические показатели рода, которые вместе образуют систему:

Определение рода у несклоняемых существительных (заимствованных слов и аббревиатур)

В чем сложность определения рода заимствованных слов? Известно, что в современном русском языке грамматический род существительных чаще всего определяется формально, по окончанию, т. е. не зависимо от логического значения слова. Окончание на -а — женский род; на -о — средний род; нулевое окончание — мужской род. А вот как быть с иноязычными словами, какого рода, скажем, цунами? Или авеню, виски, пенальти, кофе, наконец? Здесь мы сталкиваемся со значительными трудностями в выборе нормативной формы.

Поэтому слово нужно рассматривать не только по формальному признаку (категория рода), но и в его отношении к обозначаемому слову. Родовая принадлежность часто определяется с точки зрения смысловых связей между словами. Так, слово «цунами», связываясь с понятием волна, порождает словосочетания «цунами обрушилась. шла» и т. д. Слово «такси» уже вошло в речь в среднем роде. Но в период вхождения в широкое употребление, ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной, использовалось в мужском и женском роде.

Следует считаться с избирательным капризом литературного языка, который удерживает в нормах непродуктивные с формальной точки зрения варианты (кофе мужского рода). В грамматике отмечается, что слово «кофе» относится к мужскому роду, но в разговорном стиле допустимо употреблять это слово и в среднем роде.

Итак, при определении рода несклоняемых существительных нужно пользоваться следующими правилами:

  • по традиции: неодушевленные нарицательные существительные – средний род, кроме слова кофе, которое мужского рода (новое пальто, казино – ср.р.), названия животных (кроме мухи цеце и колибри) – мужской род (большой шимпанзе), названия профессии, рода занятий – мужской род (знаменитый конферансье, кутюрье);
  • по роду обозначаемого родового понятия: у неодушевленных имен собственных: виден Токио (город – м.р.), полноводная Хуанхэ (река – ж.р.), большое Онтарио (озеро – ср.р.);
  • по опорному слову аббревиатуры, если она не склоняется: ЦК – м.р., центральный комитет; ГАИ – ж.р., государственная автомобильная инспекция. Если аббревиатура начала склоняться, то есть стала самостоятельным словом, то род определяется по типу склонения: МИД – 2 склонение, м.р., несмотря на то , МИДа , что опорное слово, министерство, среднего рода.

Колебания возникают тогда, когда род несклоняемых существительных может быть определен и по «традиции», и «по роду обозначаемого понятия». Так например, были колебания в определении рода следующих существительных: авеню – ср.р., неодушевленное существительное, и авеню – ж.р., улица. Следовательно, возникают варианты согласования с определением: широкое авеню, широкая авеню. Или такси – ср.р., неодушевленное существительное, и такси – ж.р., машина, такси – м.р., автомобиль. Варианты согласования со сказуемым: такси пришло, такси пришла, такси пришел.

Варианты и колебания в падежных формах существительных

Колебания наблюдаются в формах родительного падежа на -а (-я) — -у (-ю) типа сахара-сахару.

Форму -у (-ю) сохраняют следующие разряды имен:

  • вещественные существительные при обозначении части целого: кусок сыру, кружка квасу;
  • некоторые собирательные и отвлеченные существительные: много народу, мало жару;
  • некоторые существительные в сочетании с предлогами: из лесу, с испугу;
  • существительные в составе фразеологических оборотов: в нашем полку прибыло; с миру по нитке;
  • при употреблении уменьшительных слов: сахарку, чайку;

В остальных случаях рекомендуется употреблять окончание -а (-я): вкус чая, производство сахара.

Формы на -у (-ю) стилистически снижены, носят разговорную окраску. Они удерживаются у односложных и двусложных слов: квас, чай, сыр, творог, табак и т. д.

У трехсложных и более слов интенсивнее формы на -а (-я): шоколада, лимонада, нафталина, беспорядка. Также, в сочетании с предлогом «от» чаще употребляется окончание -а (-я): от голода, от смеха.

С предлогом «со» — наоборот, предпочтительными являются формы на -у (-ю): со смеху, с голоду.

Колебания форм именительного падежа множественного числа на -ы (-и) и -а (-я) типа прожекторы — прожектора.

Основное направление — все более широкое вхождение и нормативное признание форм на -а (-я).

Нужно запомнить!

И.п., мн.ч. – некоторые варианты окончаний в этом падеже закрепились как нормативные.

Р.п. мн.ч. имеет несколько окончаний: нулевое (коров -ов (столов), ), -ев (стульев), -ей (полей).

Колебания в определении одушевленности-неодушевленности у существительных:

Трудности в определении одушевленности-неодушевленности существительных вызывают следующие группы слов:

  • названия простейших микроорганизмов: бацилла, инфузория, бактерия, амеба (неодушевленные);
  • слова, обозначающие человека как объект скульптурного изображения: одушевленные — кумир, идол, истукан, болван (кроме статуя – неодушевленное);
  • марки автомашин и других механизмов: запорожец, москвич, катюша – неодушевленные;
  • слова, обозначающие человека как объект литературно-художественного творчества: образ, тип, характер – неодушевленные; герой – одушевленное; персонаж, лицо – колебания.

Нередко причиной трудностей является несовпадение семантики (значения) и грамматической формы слова. Следующие существительные являются одушевленными:

  1. 1) названия умерших — мертвец, утопленник и др., кроме труп.
  2. 2) названия шахматных фигур и некоторых карт: конь, слон, ферзь, королева, валет, дама; а также шар в бильярде.
  3. 3) модели человека: кукла, марионетка.
  4. 4) блюда из животных: съел карася, подали зайца.

Образование формы числа у существительных

Образование числа существительного связано с его разрядом. Существительные некоторых разрядов не имеют показателей множественного числа, что вызывает трудности в их употреблении:

Особенности склонения некоторых имен, фамилий и географических названий

Трудности в употреблении прилагательных

Различение разрядов прилагательных:

  • качественные прилагательные обозначают признак прилагательного, вне отношения его носителя к другим предметам (поэтому качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму, образуют наречия и сочетаются с ними, имеют антонимы, образуют отвлеченные существительные). Красивый – красивее, красивейший (степени сравнения), красив, красива, красивы (краткая форма), красиво (наречие), очень красиво (сочетается с наречием степени), красивый – некрасивый, уродливый (антоним), красота (отвлеченное существительное);
  • относительные прилагательные обозначают опосредованный признак, который передается через отношения его носителя к другим предметам (ко времени, месту, материалу, лицу, действию, назначению предмета), не имеют грамматических свойств качественных прилагательных. Глиняный кувшин (материал), вчерашний день (время), местный житель (место), подготовительные курсы (действие), писательский стол (назначение);
  • притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному, имеют характерные грамматические показатели – суффиксы -ов-, -ин-, -j-. Отцов портфель, мамин платок, лисий воротник.

Ошибки часто вызывает не различение разрядов однокоренных прилагательных, что приводит к ошибке в употреблении паронимов: болотный (качественное) – болотистый (относительное); водный (качественное) – водяной, водянистый (относительное).

Также необходимо помнить о переходе прилагательных из разряда в разряд. Чаще всего переходят относительные прилагательные в качественные (в основе метафорический перенос): железный топор – железная леди, свинцовый стержень – свинцовые тучи. Реже качественные прилагательные – в относительные: тяжелый мешок – тяжелая промышленность, легкий портфель – легкая артиллерия, инертный человек – инертные газы, изящная статуэтка – изящная литература.

Образование степени прилагательных

Нередко возникают сложности при образовании сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных. Различают две формы образования степеней сравнения: простую и сложную. Простая форма образуется присоединением суффиксов — ее- (-ей), -ейш-, -айш- к основе прилагательного, а сложная форма образуется присоединением слов «более», «самый» и др. к положительной степени сравнения, исходному прилагательному. Часты случаи смешения простой и сложной форм степеней сравнения прилагательных, что является морфологической ошибкой: самый красивейший.

Краткая и полная формы прилагательных

В кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных на — еиный с предшествующими двумя и более согласными верно употреблять суффикс -ен, а не -енен, т.е. безнравствен, естествен, могуществен, ответствен, существен и др. Краткую форму на -ен, а не -енен имеют прилагательные: бессмысленный – бессмыслен, бедственный – бедствен, беспочвенный – беспочвен, бесчисленный – бесчислен, величественный – величествен, воинственный – воинствен, двусмысленный – двусмыслен, искусственный – искусствен, легкомысленный – легкомыслен, многочисленный – многочислен, мужественный – мужествен, невежественный – невежествен, посредственный – посредствен, соответствующий – соответствен и др.

Трудности в употреблении местоимений

К личным местоимениям 3 лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, су, у и др. (без него, с ним) или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др., управляющих родительным падежом: вокруг них, сзади него.

После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей, внутри их.

Не прибавляется Н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др., состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.

После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 лица употребляются без начального Н: старше его, лучше ее.

Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т.п.) заменяется местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнет», следует слово «студенчество» заменить словом «студенты».

Местоимение в предложении обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла: Когда я принес ему билет, он очень обрадовался и начал собираться.

Трудности в употреблении числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц, шесть суток) употребляются:

  • с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей, трое прохожих, трое котят. Нельзя сказать «двое девушек»;
  • с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «люди»): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
  • с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов;
  • с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.

В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями; нет двухсот пятидесяти трех человек; депутат встретился с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью избирателями. Большие проблемы возникают с правильным произнесением таких производных и составных числительных.

При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т.п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом. Например, нельзя сказать «двадцать два (две, двое) суток». Поэтому говорят «Прошло двадцать два дня», «куплено двадцать три штуки ножниц» и т.п., т.е. используют разные формы косвенных падежей (кроме винительного).

Числительные полтора и полтораста согласуются в формах косвенных падежей (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах; в полутораста книгах. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного также в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя; выдвинуть сто четыре кандидата (а не «двадцать трех посетителей», «сто четырех кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.

При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента; 4,5 килограмма.

Трудности в употреблении глаголов и глагольных форм

Глагол, как самая сложная часть речи, требует к себе особого внимания. Необходимо изучать его грамматические формы и правильно их употреблять.

Сложности в спряжении глаголов

И в устной, и в письменной речи встречаются ошибки при употреблении глаголов типа «выздороветь». Глагол относится к 1 спряжению, соответственно, правильно будет «они выздоровеют» (нормативная, книжная форма), хотя в разговорной речи употребляется нередко «выздоровят».

Глаголы с основой на согласные д, т, з, с при образовании 1 лица единственного числа претерпевают чередование: насадить – насажу, колесить – колешу. Отступления от литературных глагольных форм, возникающие при образовании 1 лица без чередования, носят сниженный характер: ездишь – ездию, пылесосить – пылесосю.

Нельзя образовать форму 1 лица от таких глаголов: победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление недостаточного спряжения преодолевается в разговорной речи, и необычные для слуха личные формы иногда употребляются, например, в шутливой песне В.Высоцкого: Чуду-юду я и так победю.

Глаголы, имеющие в инфинитиве –чь (жечь, печь, течь) образуют наряду с литературными формами (жжет, течет, печет) вариантные просторечные формы (жгет, текет, пекет).

Глаголы повелительного наклонения образуют контрастирующие по стилистической окраске варианты: ляг – ляж (ляжте), не тронь – не трожь, погоди – погодь (где первый вариант литературный, второй – просторечный). Отдельные глаголы не имеют формы повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Форма езжай носит разговорный характер; литературные формы – поезжай, слушай, смотри.

Существует множество вариантов личных форм глаголов в изъявительном наклонении настоящего-будущего времени у ряда глаголов типа брызгать, двигаться, капать, мурлыкать, полоскать и др., образующих вариантные формы: брызжет – брызгает, движется – двигается, каплет – капает, мурлычет – мурлыкает, полощет – полоскает. Такие глаголы называются изобилующими.

Встречаются вариантные формы у глаголов прошедшего времени типа стих – стихнул. В этих случаях глагол с суффиксом –ну менее употребителен, такая форма устаревает. Прибавление суффикса –ну стало теперь невозможным при образовании причастий от таких глаголов (стихший – стихнувший).

Образование глагольных форм несовершенного вида

В русском языке есть глаголы, у которых при образовании формы несовершенного вида с суффиксами –ива (-ыва) происходит чередование гласных в корне: разработать – разрабатывать, заболотить – заболачивать, облагородить – облагораживать и др.

Колебания наблюдаются у следующих глаголов: обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать, уполномочивать – уполномачивать. Варианты глаголов с корневым –о воспринимаются как устаревшие, в отличие от форм с –а, более современных, имеющих разговорный оттенок. Сравните: заподозривать – заподазривать, подмороживать – подмораживать, обеспокоивать – обеспокаивать, задобривать – задабривать. Однако некоторые из сохранивших свою литературность глаголы употребляются только с –о: опозоривать, озабочивать, опорочивать, отсрочивать, приурочивать, узаконивать. Употребление их вариантов с –а воспринимается как грубое нарушение нормы. Некоторые пары признаны равноценными: заболочивать – заболачивать, сдобривать – сдабривать, опорожнивать – опоражнивать, унавоживать – униваживать. Для глагола растоможивать более приемлемой формой является глагол с суффиксом -о.

Выбор видо-временных форм глагола

Выбору видо-временных форм глагола надо придавать особое значение, потому что они могут исказить смысл высказывания. Если в предложении глагольные формы не совпадают по виду или по времени, тогда отмечается несоответствие видо-временных форм. Например, Тишину нарушали временами сорвавшиеся с сосен комья снега. Такое соединение глагола несовершенного вида и причастия совершенного вида создает разнобой, следовало употребить причастие того же вида, что и глагол: срывавшиеся. В предложении Волею случая герой повести знакомится с режиссером и получил роль в новом спектакле не совпадают временные формы глаголов (в настоящем и прошедшем времени).

Нередко встречаются неоправданные замены причастий прошедшего времени причастиями настоящего времени, например: Вспоминаю выступления фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов нашего драматического театра (следовало состоявшей). В иных случаях вместо формы причастия настоящего времени ошибочно употребляется форма прошедшего времени: Грязь в город несут машины, остановившиеся на обочине (правильно – останавливающиеся).

От глаголов совершенного вида нельзя образовать причастия настоящего времени, однако некоторые авторы пытаются это делать: Откроется выставка, отобразящая становление города, расскажущая о людях, построивших эти замечательные дворцы. От глаголов совершенного вида отобразить и рассказать невозможно образование этих причастий, в таких случаях вместо причастного оборота следует использовать придаточное предложение: …выставка, которая отобразит становление города и расскажет о людях… (или: выставка, на которой будет отображено… и рассказано…).

  1. Борисова. Стилистика и литературное редактирование
  2. Прядильникова Н.В. Практическая и функциональная стилистика

10.09.2019, 3247 просмотров.

Ошибка в образовании формы слова: типичные и грамматические ошибки, морфологические нормы и примеры

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Задание шестое в ЕГЭ

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Склонение существительных

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Готовимся к экзамену по русскому языку

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Как не ошибиться?

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Склонение числительных

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.

Падеж 10-30 50-80 200-400 500-900
Именительный (что) десять семьдесят триста восемьсот
Родительный (чего) десяти семидесяти трехсот восьмисот
Дательный (дать чему) десяти семидесяти трехстам восьмистам
Винительный (вижу что) десять семьдесят триста восемьсот
Творительный (чем) десятью семьюдесятью трехстами восемьюстами
Предложный (о чем) о десяти о семидесяти о трехстах о восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежи полтора полтораста сорок сто девяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный полутора полутораста сорока ста девяноста

Собирательные числительные

Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.

Обе, оба

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.

Падеж Оба Обе
Именительный Оба брата Обе сестры
Родительный Обоих братьев Обеих сестер
Дательный Обоим братьям Обеим сестрам
Винительный Обоих братьев Обеих сестер
Творительный Обоими братьями Обеими сестрами
Предложный Об обоих братьях Об обеих сестрах

Ошибки в разговорной речи

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

источники:

https://myfilology.ru/168/tipichnye-sluchai-narusheniya-morfologicheskix-norm-pismennoj-rechi-i-zadachi-korrektora-i-redaktora-po-ix-ustraneniyu/

https://fb.ru/article/415246/oshibka-v-obrazovanii-formyi-slova-tipichnyie-i-grammaticheskie-oshibki-morfologicheskie-normyi-i-primeryi

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Следовательно, морфологические ошибки — это ошибки в образовании слов ☕️

Как выполнять задание?
📎 внимательно прочти предложенные словосочетания.
📎 определи части речи выделенных слов.
📎 вспомни правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
📎 действуй методом исключения: лучше всего начать с прилагательных, глаголов, а на «»десерт»» оставить существительные, так как там большее количество информации.
📎 выпиши правильное слово.

Давай разбираться с тем, какие ошибки существуют!

Начнем с ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 🍡
Какие здесь могут быть ошибки?

💫 Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Правильно: более поздний — позднее; менее страшно; самый красивый или красивейший.
💫 Образование сравнительной степени:
Правильно: красивее, лучше, хуже.

ГЛАГОЛЫ 🍡
💫 Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
💫 Образование возвратных форм:
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
💫 Образование форм повелительного наклонения:
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
💫 Образование форм прошедшего времени:
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

🔹ПРИЧАСТИЕ
Какие ошибки существуют в образовании слов этой части речи? 🌿
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно:полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

🔹ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

🔹НАРЕЧИЕ
🔸 Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
🔸 Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно: плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

🔹СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Сегодня тебе придется запомнить очень много теории.

🔸 Образование множественного числа:
▪️ Слова на Ы — И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры;
выборы, порты, почерки, кремы, торты
▪️Слова на А — Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара;
окуга, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола;

🔸Образование форм родительного падежа множественного числа:
▪️ форма на ОВ — ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед);
много платьев, верховьев, кореньев;

▪️ форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон;

🔸 Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

🔸Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

🔹ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал, поэтому заканчиваем задание 7 именно этой темой.

🔸Обратите внимание на склонение слов:
сорок, девяносто, сто
сорока, девяноста, ста
Существует только две формы! «Сороках», «стах» — неправильно!

🔸Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

🔸 Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

🔸 Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

🔸Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

🔸Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:
И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

▪️ Употребление собирательных числительных:
двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Моя ошибка номер 5 клип
  • Моя прекрасная ошибка фильм трейлер
  • Моя прекрасная ошибка ви киланд сюжет
  • Морфологические нормы числительных склонение числительных типичные ошибки
  • Моя прекрасная ошибка ви киланд скачать полную версию