Морфологические нормы имен прилагательных основные типы ошибок

Билет 17. Морфологические
нормы
– это
правила использования грамматических
форм разных частей речи. Морфологические
нормы регулирует морфология – раздел
языкознания, включающий в себя учение
о формах слова и способах выражения
грамматических значений, а также учение
о частях речи и их признаках.

  1. Нормы
    существительных
    :

вариантные
формы родовой принадлежности слова
:

1) Равноправные
варианты: унт – унта, ставень – ставня,
скирд – скирда.

2) Стилистические
варианты (характеризуются разной
стилистической принадлежностью): туфля
(общеупотреб.) – туфель (простореч.),
клавиша (общеупотреб.) – клавиш (проф.).

3) Литературный и
устарелый варианты: зал – зала, ботинок
– ботинка, рельс – рельса.

  1. Смысловые варианты
    (слова, в которых родовое окончание
    помогает различать лексическое
    значение): округ (подразделение
    государственной территории) – округа
    (окружающая местность), карьер (1) место
    открытой выработки полезных ископаемых
    или 2) ускоренный ход лошади) – карьера
    (видное положение в обществе).

различаются формы слов, обозначающие
лиц мужского и женского пола по профессии,
должности, званию. Не всегда такие
существительные имеют полноценный
аналог для обозначения лица женского
пола:

) Двуродовые существительные –
существительные мужского рода, но могут
применяться и для обозначения лиц
женского пола: доктор, юрист, депутат,
профессор, капитан.

2) Параллельные, стилистически нейтральные
существительные: учитель – учительница,
артист – артистка, студент – студентка.

  1. Стилистические существительные, в
    которых форма женского рода является
    стилистически сниженной, имеет
    разговорный или просторечный характер:
    врач – врачиха, кондуктор – кондукторша,
    директор – директриса.

присвоение рода несклоняемым именам
существительным:

1) Неодушевленные
иноязычные существительные принадлежат
к среднему роду: кафе, метро, такси,
интервью, алоэ. Есть в этой группе и свои
исключения: мужской род: кофе, сирокко
(суховей), названия напитков (бренди) и
языков (хинди, дари). К женскому роду:
салями, кольраби, авеню. Но постепенно
начинают развиваться параллельные
формы: виски, кофе, авто, пенальти (и м.
р и с. р.), цунами, медресе (м. р. и ж. р.).

2) Одушевленные
иноязычные существительные могут
принадлежать и к мужскому и к женскому
роду: мой / моя визави, этот / эта атташе.
В названиях животных (какаду, кенгуру,
шимпанзе, пони) мужской род выступает
как основной, а женский как дополнительный
и зависит от контекста.

3) В словах –
географических названиях род определяется
по роду обозначаемой ими реалии:
полноводная Миссисипи (река → ж. р.),
многомиллионный / праздничная Токио
(город → м. р., столица → ж. р.).

  1. В аббревиатурах
    и сложносокращенных словах норма
    неустойчива. Но в целом, род определяется
    по главному слову: ИГХТУ (университет
    → м. р.), ООН (организация → ж. р.). Но и
    здесь есть свои исключения: вуз (с. р. →
    м. р.), НАТО – North Atlantic Treaty Organization (ж. р. →
    с. р.), МИД (с. р. → м. р.) и т. д. стали
    восприниматься как самостоятельные
    слова и «поменяли» род.

категория
падежа существительных:

Именительный падеж

Могут наблюдаться
вариантные окончания Ы/И и А/Я в формах
множественного числа у существительных
мужского рода: договоры – договора,
слесари – слесаря. Основной является
норма окончания Ы/И, тогда как вариант
А/Я чаще всего выступает как разговорный.

Родительный падеж

1). Например, у
некоторых существительных мужского
рода в родительном падеже единственном
числе варьируются основной вариант
окончания А/Я (чая, сахара) с дополнительным
вариантов У/Ю (чаю, сахару). Обычно
окончания У/Ю могут быть использованы
в следующих случаях:

· у существительных
с вещественным значением при указании
на их количество – то есть для обозначения
части целого (стакан чаю, килограмм
сахару, кусочек сыру). Однако если
существительное сопровождается
определением, нужно выбирать форму с
окончанием А/Я (чашка горячего чая, пачка
высушенного табака);

· у собирательных
и отвлечённых существительных со
значением количества (мало народу, много
шуму);

· во фразеологизмах
(без году неделя, с глазу на глаз, с миру
по нитке);

· в отрицательных
предложениях (покою нет, отказу не было).

2) В Родительном
падеже множественном числе у существительных
мужского рода четыре варианта падежных
окончаний: ОВ/ЕВ (много столов, музеев),
ЕЙ (много карандашей) и нулевое окончание
(много сапог). Редкое нулевое окончания
имеют следующие группы существительных
мужского рода:

· названия парных
предметов (ботинок, сапог, чулок /но
носков/, погон);

· названия некоторых
национальностей, главным образом в
существительных с основой на буквы –н
и –р (англичан, армян, болгар);

· названия единиц
измерения (ампер, ватт, вольт, но кулонов,
граммов, килограммов).

Предложный падеж

В Предложном падеже
к основному варианту – окончанию Е в
некоторых случаях добавляется окончания
У: в цехе – в цеху (в этом случае вариант
У – разговорный): расти в лесу – знать
о лесе (окончание различает оттенок в
значении: обстоятельство и объект), на
расчётном счёте – быть на хорошем счету
(в выражениях фразеологического
характера).

Обычно при выборе
варианта окончания следует учитывать
контекст, то есть обращать внимание на
то, какое значение реализуется в слове.

  1. Морфологические нормы имен прилагательных:

образование
степеней сравнения прилагательных:

Различают простую
и составную степени сравнения
прилагательных. Простая сравнительная
форма образуется с помощью суффиксов
–ее и –ей (разг.): быстрее – быстрей,
некоторые прилагательные образуют
сравнительную степени с помощью суффикса
–е: бойче, звонче, ловчее, слаще. Простая
форма прилагательных в превосходной
степени образуется с помощью суффиксов
–айш(ий) (высочайший), –ейш(ий)
(красивейший).

Составная
сравнительная форма образуется с помощью
слова более, а превосходная с помощью
слова самый (Этот дом высокий, но соседний
– более высокий. Этот дом самый высокий
в городе).

Традиционные
речевые ошибки при образовании форм
степеней сравнения прилагательных
связаны: 1) смешение простой и составной
форм степеней сравнения (более выше,
самая красивейшая) и 2) отсутствие объекта
сравнения (Эта комната более светлая.
Надо + чем та).

полная
и краткая формы прилагательного:

Между полной и
краткой формами прилагательного есть
свои различия, поэтому эти формы не
всегда могут заменять друг друга.

1) Стилистическое
различие: краткие формы свойственны
книжной речи, полные – нейтральны по
своей стилистической окраске.

2) Смысловое
различие: краткие формы обозначают
временный признак предмета, полные –
постоянный.

3) Синтаксическое
различие: краткие формы могут иметь
зависимые слова, полные не могут.

3. Морфологические
нормы имен числительных
:

Существуют свои
нормы при употреблении имён числительных:

1) В сложных и
составных количественных числительных
склоняются все части (книга со ста
пятьюдесятью шестью страницами).

2) При склонении
сложных и составных порядковых
числительных изменяется только последнее
слово в числительном (родиться в тысяча
девятьсот девяносто втором году).

3) Количественные
числительные (кроме числительного одни)
не соединяются со словами, обозначающими
парные предметы, как: сани, ножницы,
сутки, брюки, очки и т. д. (нельзя: двадцать
две сутки, тридцать три ножницы) –
следует использовать правку выражения:
Прошли двадцать вторые сутки / двадцать
два дня. Куплены ножницы в количестве
тридцати трёх штук.

4) Собирательные
числительные сочетаются только с
одушевленными существительными мужского
рода (двое юношей, трое мужчин) и не
сочетаются с существительными женского
рода (нельзя сказать: трое девушек,
только: три девушки).

  1. При сочетании
    существительного с числительным,
    обозначающим дробь, существительное
    должно стоять в родительном падеже
    единственного числа (нельзя: 12,6
    километров, только: 12,6 километра).

  2. Числительные
    полтора и полтораста имеют только две
    падежные формы: в Именительном и
    Винительном падежах: полтора – полторы
    и полтораста, во всех остальных падежах
    полýтора и полýтораста. Эти числительные
    соединяются с существительными в
    Родительном падеже единственном числе
    (Им. и Вин. падеж): полторы ложки, и во
    множественном числе (все остальные
    падежи): около полтораста страниц.

    1. Морфологические
      нормы местоимений
      :

1) Местоимение они
не соотносится с собирательными
существительными (народ, молодежь,
купечество). Нельзя: Народ дружно шёл
на выборы, потому что они понимали как
это важно. Следует они → он или народ →
люди.

2) Личные местоимения
не могут употребляться в роли второго
подлежащего или дополнения. Нельзя:
Плюшкин, он – отрицательный герой
романа.

3) При наличии двух
субъектов действия личные и притяжательные
местоимения требуют дополнительного
пояснения или перефразирования
предложения в целом, чтобы не возникало
двусмысленности. Нельзя: Профессор
предложил аспиранту прочитать его
доклад (чей? Профессора или аспиранта?).

4) В неопределенных
местоимениях с суффиксами -то, -либо, —
нибудь суффикс –то формирует значение
«неизвестный» суффикс -либо формирует
значение «любой», а суффикс –нибудь –
значение «неважный» (Нельзя: Кто-либо
или кто-нибудь стучит в дверь. Только:
Кто-то стучит).

5) Определительные
местоимения всякий, любой и каждый не
могут заменять друг друга (Нельзя: Любой
человек сам отвечает за свою жизнь.
Только: Каждый человек…).

5. Морфологические
нормы глаголов:

1) Стилистически
различаются глагольные пары: видеть –
видать, слышать – слыхать, поднимать –
подымать, лазить – лазать и т. п. Первый
вариант книжный – литературный, второй
– разговорный.

2) Глаголы с
чередованием О//А в основе: обусловливать
– обуславливать, сосредоточивать –
сосредотачивать и т. п. также различаются
как книжный (форма на О) и разговорный
(форма на А).

3) У так называемых
недостаточных глаголов (победить,
убедить, очутиться, дерзить, ощутить)
форма 1-ого лица единственного числа
будущего времени имеет составной
характер (смогу / сумею / должен победить).

4) У так называемых
изобилующих глаголов есть две формы
настоящего времени со стилистическим
или смысловым различием. Например: машет
–махает (книжный и разговорный вариант),
двигает (перемещает) – движет (руководит,
побуждает).

5) У глаголов в
прошедшем времени основной выступает
форма без суффикса –ну (мокнуть – мок,
привыкнуть – привык).

6) Единство
видо-временных форм глаголов – правило,
согласно которому все глаголы в рамках
одного предложения должны употребляться
в одной и той же грамматической форме.
Нельзя: В отпуске он отдохнул и снова
занимался любимым делом. Только: занялся!

  1. В особой форме
    глагола – деепричастии – суффикс –в
    – нормативный, суффикс –вши –
    просторечный. Нельзя: Прочитавши книгу.
    Только: Прочитав книгу.

Морфологические нормы русского языка — это правила образования и использования грамматических форм слов разных частей речи.

Узнаем, что такое морфологические нормы русского языка, почему их следует соблюдать в устной и письменной речи. Выясним, какие морфологические нормы характерны для имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов.

Культура речи и морфологические нормы русского языка

В языке хранится огромный массив знаний, который передается из поколения в поколения, тем самым обеспечивая стабильность менталитета народа. С помощью русского языка каждый человек воплощает и высказывает свои мысли и суждения. С этой точки зрения важно не только усвоить определенный запас слов русского языка, правильное их произношение и ударение, но и уметь правильно образовать грамматические формы слов, принадлежащих к разным частям речи.

В устной и письменной речи любое слово принимает определенную грамматическую форму, необходимую для построения связного и грамотного высказывания. С этой целью важно усвоить правила образования грамматических форм слов, которые называются морфологическими нормами.

Морфологические нормы

У слов любой части речи грамматические формы образуются в соответствии с определенными закономерностями, традиционно сложившимися в русском языке. Их нарушение ведет к грубым речевым ошибкам, загрязнению русского языка и в конечном итоге снижает культуру речи, свидетельствует об определенной степени образованности говорящего.

К  сожалению, в последние годы в обществе произошло резкое снижение культуры речи из-за несоблюдения морфологических, орфоэпических, лексических и синтаксических норм русского языка. В этом плане сказывается влияние диалектов, активное использование просторечий и жаргонизмов, разговорной речи с сознательным искажением форм слов.

Чтобы избежать речевых ошибок и повысить культуру речи, важно усвоить некоторые правила образования грамматических форм

  • имен существительных
  • имен прилагательных
  • местоимений
  • числительных
  • глаголов.

Для слов каждой части речи характерны свои закономерности образования грамматических форм, которые необходимо соблюдать, чтобы грамотно, ясно и четко изложить свою мысль. Следует помнить, что речь является визитной карточкой каждого говорящего.

Рассмотрим вкратце некоторые морфологические нормы употребления слов перечисленных частей речи в русском языке.

Морфологические нормы имён существительных

В использовании имён существительных наиболее часто встречаются ошибки в определении категории рода, образовании форм числа и падежа.

Род имён существительных

Род имён существительных является постоянным морфологическим признаком, в соответствии с которым говорящий правильно согласует их с грамматическими формами других частей речи:

  • спелая гроздь   (ж. р.);
  • ароматное какао (ср. р.);
  • теннисист   выиграл   (м. р.)

У некоторых имён существительных с нулевым окончанием трудно определить категорию мужского рода из-за того, что ранее они имели параллельные формы мужского и женского рода (зал — зала, бакенбард — бакенбарда).

Чтобы не сделать речевую ошибку в их употреблении, перечислим слова, которые в современном русском языке оформлены как существительные мужского рода:

  • плотный занавес;
  • легкий тюль;
  • смятый банкнот;
  • новый погон;
  • металлический рельс;
  • ежемесячный табель;
  • золотой эполет
  • пенистый шампунь и др.

В то же время у ряда неодушевленных имён существительных с нулевым окончанием закрепилась форма женского рода:

  • легкая бандероль;
  • старая мозоль;
  • прозрачная вуаль;
  • солдатская шинель.

Большинство несклоняемых неодушевленных имён существительных иноязычного происхождения имеют категорию среднего рода:

  • явное алиби;
  • зеленое алоэ;
  • паровозное депо;
  • строгое жюри;
  • золотое пенсне.

Особое внимание уделим слову «кофе», которое в современных словарях русского языка сопровождается специальными пометами. Следуя морфологической норме русского языка, выявим у этого несклоняемого имени существительного категорию мужского рода:

  • крепкий кофе;
  • ароматный кофе.

Хотя отметим, что справочники допускают его употребление в форме среднего рода как разговорный стилистический вариант: горячее кофе.

Одушевленные несклоняемые существительные, которые обозначают лиц мужского пола, принадлежат к мужскому роду, а со значением женского пола — к женскому:

  • высокий денди;
  • известный кутюрье;
  • симпатичная фрейлейн;
  • строгая пани;
  • молодая леди.

Названия птиц и животных отнесем к существительным мужского рода:

  • говорящий какаду;
  • австралийский кенгуру;
  • крупный шимпанзе.

Запомним неодушевленные существительные, которые имеют категорию женского рода:

  • иваси (сельдь);
  • кольраби (капуста);
  • авеню (улица);
  • цеце (муха).

У географических названий, наименований организаций в виде аббревиатур родовая принадлежность определяется по роду основного слова, на базе которого образовано сокращение:

  • Миссисипи (река) — ж. р.
  • «Бурда» (журнал) — м. р.
  • МХАТ (театр) — м. р.
  • ЭВМ (машина) — ж. р.

Число имён существительных

У большинства имён существительных образуются формы единственного и множественного числа:

  • сторона — стороны;
  • дорога — дороги;
  • мост — мосты;
  • лошадь — лошади.

Однако в образовании форм множественного числа существительных мужского рода часто возникают затруднения:

  • догово́ры или договора́,
  • бухга́лтеры или бухгалтера́
  • шофёры или шофера́?

Формы существительных с окончанием -а/-я являются стилистически маркированными и принадлежат разговорной, профессиональной речи или просторечию (договора, бухгалтера, шофера, инженера).

В таких случаях обращаемся к словарям русского языка, в которых прописана морфологическая норма образования формы множественного числа трудного слова.

Падежные формы существительных

Обратим внимание на нормативные формы предложного падежа некоторых существительных мужского рода с окончанием , используемых в речи с предлогами «в» и «на»:

  • на берегу;
  • в лесу;
  • в строю;
  • в саду;
  • в аэропорту.

В то же время в русском языке употребляются формы предложного падежа, имеющие стилистический книжный характер, с окончанием :

  • быть в отпуске (разговорный вариант в отпуску);
  • хранить в спирте (разговорная форма в спирту);
  • работать в цехе;
  • в чае и пр.

Обратим внимание, что в названиях овощей и фруктов в разговорной речи активно используются формы существительных родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием вместо нормативных с окончанием -ов. В соответствии с морфологической нормой русского языка правильно скажем и напишем:

  • много помидоров, а не помидор  ;
  • несколько апельсинов;
  • пять гранатов;
  • вкус лимонов;
  • запах мандаринов;
  • килограмм абрикосов,

но яблок  .

У названий национальностей с основой на «н», «р»,парных предметов, единиц измерения, существительных, употребляющихся только во множественном числе, отметим нормативную форму родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием:

  • несколько осетин, армян, татар, болгар, цыган;
  • пара чулок, брюк, шаровар, сапог, валенок;
  • пять вольт, ампер, ватт, рентген, аршин;
  • банка белил, много брызг, время каникул, наступление сумерек.

Вместе с тем в этой падежной форме ряд слов имеют окончание -ов:

  • казах — казахов;
  • монгол — монголов;
  • узбек — узбеков;
  • носки —  носков;
  • джинсы — джинсов;
  • дюйм — дюймов;
  • грамм — граммов;
  • килограмм — килограммов.

Запомним!

Отдельные существительные женского рода не имеют форм родительного падежа множественного числа: мечта, тьма, тоска, тахта, мольба, хрипотца.


Морфологические нормы прилагательных

Одной из самых частых морфологических ошибок является неправильное образование степеней сравнения качественных имён прилагательных. Следует не смешивать простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени.

В русском языке сложная форма сравнительный степени правильно образуется сочетанием слов «более/менее» и начальной формы прилагательного:

  • мудрый — более мудрый, а не более мудрее;
  • сильный — менее сильный, а не менее сильнее.

Сложную форму превосходной степени прилагательных составляет слово «самый» и прилагательное в начальной форме:

  • тихий — самый тихий, а не самый тишайший;
  • длинный — самый длинный, а не самый длиннейший.

Морфологические нормы местоимений

Местоимения имеют ряд морфологических особенностей в системе частей речи русского языка.

Характерным признаком личных местоимений является то, что при склонении у них меняется корень:

  • я — меня, мне, мной, обо мне;
  • он — его;
  • она — её;
  • они — их.

У личных местоимений третьего лица перед предлогами появляется начальное «н»:

  • он — без него, сквозь него, с ним;
  • она — у неё, к ней, с ней;
  • они — без них, к ним, между ними.

Если же местоимение употребляется после наречий или производных предлогов «подобно», «вопреки», «благодаря», «навстречу» и пр., то оно пишется без начального «н»:

  • веселее их, выше его, ниже её;
  • вопреки ему, навстречу ей, подобно им.

Местоимения изменяются по падежам, но не все имеют полный набор падежных форм.

Возвратное местоимение «себя» не образует форму именительного падежа (себя, себе, собой, о себе). Также отметим эту морфологическую особенность у отрицательных местоимений «некого» и «нечего».

Местоимение «некто» используется только в форме именительного падежа, а «нечто» — в форме именительного и винительного падежа.

Неопределенные местоимения «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-кто», «что-то», «что-либо», «что-нибудь», «кое-что» склоняются как местоимения «кто» и «что».

Местоимения «каков», «каков?», «таков» не изменяются по падежам.

Морфологические нормы числительных

Основные ошибки заключаются в неправильном образовании падежных форм числительных.

Числительные «сорок», «девяносто», «сто» имеют только две грамматические формы:

  • сорок — сорока;
  • девяносто — девяноста;
  • сто — ста.

У числительных «пятьдесят» — «восемьдесят» изменяются обе части по типу существительных третьего склонения:

  • пятьдесят — пятидесяти, пятьюдесятью;
  • восемьдесят — восьмидесяти, восьмьюдесятью.

Согласно морфологической норме правильно образуем падежные формы сложных количественных числительных (двести- девятьсот):

  • двести — двухсот, а не ошибочно двухста;
  • триста — с тремястами, а не с трехстами;
  • восемьсот — нет восьмисот, а не восьмиста.

У числительных «полтора», «полторы», «полтораста» в косвенных падежах появляется буква «у»:

  • полтора, полторы — в полутора метров, а не ошибочно в полуторах метров;
  • полтораста — с полутораста рублями, а не с полуторастами.

Отличаем собирательное числительное «оба», которое употребляется с существительными мужского рода и при склонении имеет в основе гласную «о», и числительное «обе», сочетающееся с существительными женского рода. В основе собирательного числительного «обе» сохраняется гласная «е»:

  • с обоими друзьями;
  • между обеих сторон, а не обоих сторон.

Морфологические нормы глаголов

С точки зрения морфологических норм при употреблении глагола обратим внимание  на невозможность образования формы 1 лица настоящего и будущего времени некоторых глаголов:

  • победить;
  • дерзить;
  • дудеть;
  • убедить;
  • мутить;
  • затмить и пр.

При необходимости использования их с местоимениями первого лица прибегаем к описательной конструкции:

  • я не смогу дерзить;
  • мы хотим победить.

У ряда глаголов являются нормативными формы будущего времени:

  • обессилеть — обессилею (а не обессилю);
  • выздороветь — выздоровею, выздоровеет;
  • опостылеть — опостылею, опостылеет;
  • опротиветь — опротивею, опротивеет.

Часто ошибочно употребляются формы повелительного наклонения глаголов «лежать», «ехать»:

  • ляжь вместо нормативного ляг;
  • едь, ехай вместо поезжай.

У ряда глаголов с суффиксом -ну- в инфинитиве форма прошедшего времени образуется без этого суффикса:

  • возникнуть — возник (а не возникнул);
  • исчезнуть — исчез;
  • ослепнуть — ослеп;
  • погибнуть — погиб;
  • промокнуть — промок.

Хотя у некоторых глаголов несовершенного вида существуют параллельные формы как с суффиксом -ну-, так и без суффикса:

  • киснуть — кис, киснул;
  • пахнуть — пах, пахнул;
  • мёрзнуть — мёрз, мёрзнул.

Формы с  суффиксом -ну- считаются разговорными или устаревшими.

Видео «Морфологическая норма»

Презентация «Морфологические нормы русского литературного языка»

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).

2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.

3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).

4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).

Однако надо иметь в виду следующие правила:

  • Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях. 
  • Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке:  ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.

6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.

7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:

  • Названия людей по национальности (в словах с основой на –р, – н) и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: жить среди туркмен, румын, турок, осетин, армян, грузин, цыган, татар болгар; видеть партизан, солдат, гусар; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
  • Названия парных предметов: много ботинок, для глаз, без погон, у чулок, ради эполет, из сапог.
  • Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без лишних килограммов, не хватает гигабайтов.

Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, без мандаринов, салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. С другой стороны, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё — копий.

9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.

11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.

Морфологические нормы имен прилагательных

1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.

2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.

2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
  • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
  • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
  • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
  • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
  • с местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.

Морфологические нормы глаголов

1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).

Морфологические нормы причастий

1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);

2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.

2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.

Морфологические нормы наречий

1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.

Грамматические нормы: теория, практика

Имя   прилагательное:

КАКОЙ?   КАКОВ?    ЧЕЙ?  (признак предмета)

Постоянные признаки:

качественные

— образуют степень сравнения

— образуют краткую форму

— сочетается с «очень»

— имеет синоним

тяжелый – тяжелее, более тяжелый, очень тяжелый, тяжел, трудный

относительные

нет признаков качественных прилагательных, но имеет синонимичные формы

апрельский день – день апреля, деревянный дом – дом из дерева

притяжательные

чей? суффиксы – ов, — ев

                            — ын, — ин

                            — ий,  — й

прометеев, отцов

папин, сестрицын

волчий

Помни!

Возможен переход:

качественного  — относительное (легкая сумка – легкая промышленность)

относительного – в качественное (золотое кольцо – золотой характер)

притяжательного – в качественное (медвежья берлога – медвежья услуга)

притяжательного – в относительное (заячий хвост – заячья шапка)

Непостоянные признаки:

Только у качественных:

1.

полная форма

какой? (умный) — определение

краткая форма

каков? (умен) – сказуемое – не изменяется по падежам (исключение — фразеологический  оборот: по чисту полю; за добра молодца)

2.

степень сравнения

сравнительная

(не изменяется:

нет окончания,

как у деепричастия, нареч.)

1. суффиксы  -ее, -ей,

                        -е,

                        -ше

                      (+приставка по-)

2. более (менее) + начальная форма

милее, милей

легче

дальше

посветлее

более красивый

(Нельзя: более красивее)

превосходная

1. суффиксы -ейш, -айш, -ш, (+приставка наи-)

2. наиболее (наименее), самый + начальная форма

3. сравнит. степ. +всего (всех)

мудрейший

наимудрейший

самый мудрый

мудрее всех

(Нельзя: самый мудрейший)

3. У всех прилагательных:

род (в ед.ч.)

определять по главному слову – существительному

(по скалистому берегу – м.р., ед.ч., Д.п.)

число

падеж

Урок — лекция 2.   Употребление   имен    прилагательных   в   речи.

А) Варианты полной и краткой форм прилагательных

Синонимы краткой и полной форм прилагательных возникают в тех случаях, когда эти формы употребляются в одной и той же синтаксической функции, например, в функции сказуемого:

Полная форма обозначает постоянный признак, краткая  временный: девочка   красивая (вообще), девочка   красива   (в  данный момент).

Полные и краткие формы могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна. Выводы в  статье  оригинальны и доказательны.

Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная. Выводы оригинальные и доказательные.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: Мысли ясны. Девочка умна и добра.

При образовании кратких форм с безударным -енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: Искусственный – искусствен, искусственен. Воинственный – воинствен, воинственен и т. п.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на -ен).

Б) Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы; каменная стена– стена из камня.

Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологического значение)

В) Варианты форм степеней сравнения

Сложная форма сравнительной степени, в которой грамматический и семантический компоненты значения выражены разными словами, употребляется в основном в научном и в официально-деловом стилях: Этот минерал  более устойчив. Решение задачи более  оригинальное.

Простая форма, в которой грамматический и семантический компоненты выражены в одном слове, более свойственна разговорной речи: Сын умнее, серьезнее и добросовестнее дочери.

Простая  форма превосходной степени носит книжный характер: величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности; а сложная (аналитическая) свойственна всем стилям речи: самые великие люди, самые  строгие меры.

Особая аналитическая форма превосходной степени, выраженная сочетанием со словом наиболее употребляется в научном стиле речи: наиболее сильное проявление признака, наиболее верно.

Форма сравнительной степени на -ее (смелее, дружнее) употребляется в официальной и научной речи: Учеба сплотила нас, мы стали дружнее, стали серьёзнее.

Форма на -ей (смелей, дружней) – в разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит энергично и кратко, употребляется в командах: действуйте оперативней, смелей; бегите быстрей.

Не следует соединять в одной конструкции простую и сложную (синтетическую и аналитическую) степени сравнения прилагательных:

*неправильно:

*более лучшие

*более худшие

*самый интереснейший спектакль        I

Следует:

более хорошие или лучшие

более плохие или худшие

самый интересный или

наиболее интересный

ПРАКТИКА

Употребление имен прилагательных

Употребление кратких форм

Только краткая форма прилагательного, употребляясь в роли сказуемого, может иметь зависимые слова. Употребление полной формы прилагательного в функции сказуемого при наличии зависимого слова ведет к ошибке: Мой ребенок больной ангиной. Следует употреблять: Мой ребенок болен ангиной.

Тест 1. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

1. Мы готовы к отъезду.

2. Мой ребенок склонный к простуде.

3. Наш край богатый талантами.

4. Мальчик способен к математике.

5. Она была слаба здоровьем.                                         Ответы: 23

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней сравнения приводит к ошибке: более худшее, менее дороже, самый наибольший.

Следует употреблять: более плохой или хуже; менее дорого или дешевле, самый большой или наибольший.

Запомните формы сравнительной степени:

звонче, слаще, хлестче.

Формы сравнительной степени можно употреблять в высказываниях, из содержания которых ясно, что с чем сравнивается. Ср. Гоголь создал более реалистические образы (по сравнению с кем?) и Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин.

Тест 2. Отметьте нарушения норм употребления форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

  1. Нина бойчее Зои.
  2. На этом вопросе стоит остановиться несколько подробнее.
  3. Желаю всего самого хорошего.
  4. Фраза на этот раз звучит звонче.
  5. Указанный признак здесь более сильнее.                 Ответы: 5

Тест 3.  Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных и наречий.

  1. Этот дом более высок.
  2. Поступок имел самые тяжелейшие последствия.
  3. Отец  у Коли более строже.
  4. На темном фоне этот рисунок выглядит менее красивым.
  5. Чаще, чем прежде, встречаются здесь архаизмы.          Ответы: 1234

Обобщающие тесты

Тест 4. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Что может быть яснее и проще этого дела?
  2. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее.
  3. Этот учитель более строгий.
  4. Комната низкая для такой мебели.
  5. Молодой фермер ожидает в этом году богатейший урожай гречихи.
  6. Этот удар оказался ловчее предыдущего: мяч достиг цели.
  7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.                          Ответы: 234

Тест 5. Отметьте нарушения норм употребления имен прилагательных.

  1. Показатели у первой группы более выше, чем у второй.
  2. Наиболее распространенной классификацией является классификация, разработанная чешскими учеными.
  3. Дипломная работа должна быть переплетенная.
  4. Поведение его было далеко не безупречно.
  5. По счастливой случайности потерпевшая тогда осталась жива.
  6. Любой объект частной собственности неприкосновенен.
  7. Не слишком ли велики материальные потери?
  8. Такие объяснения в корне ошибочны.                                      Ответы: 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.

Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).

Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Упражнение № 1. Выберите из упражнения те предложения, которые написаны верно.

1. У этой песни уж очень шансонеточный мотив. 2. Попробуй поискать эту кассету в видеопрокатовых отделах. 3. Наш народ аполитичен и безразличный ко всему происходящему. 4. После случившегося он, кажется, уже готов ко многому. 5. Сохранившиеся неплатежи способствуют нарастанию кредиторской задолженности. 6. У этого джема изюмистый вкус. 7. Эту оплату нужно произвести по безличному расчету. 8. За хранение почтовых отправлений, адресованных до востребования и на абонементный ящик, плата не взимается (объявление на почте). 9. Мой брат очень способный к музыке. 10. Эту работу нужно завершить в самое близкое время.

Упражнение №2. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре. 6. Погода была (великолепная, великолепна). 7. (Молод, молодой) годами, да (стар, старый) умом. 8. Теория без практики (мертва, мертвая), практика без теории (слепа, слепая). 9. (Богата, богатая) народными талантами наша земля. 10. Всякое слово без дела (ничтожно, ничтожное) и (пусто, пустое).

Упражнение №3. Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

1. Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела. 2. Юноша весьма (легкомыслен, легкомысленен). 3. Данное решение (обязательно, обязательное) для исполнения. 4. Предложенные поправки и дополнения (существенны, существенные). 5. Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста. 6. Взрослый кедр, возвышающийся над тайгой поистине (величествен, величественен). 7. Этот работник (компетентный, компетентен) в вопросах организации делопроизводства. 8. Изменение графика отпусков работников (нежелательно, нежелательное).

Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.

Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.

Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

  1. Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

  2. Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

  3. Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

  4. Их дача уже давно ветхая и заброшена.

  5. Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

  6. Нужно разрабатывать более новые технологии.

  7. Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

  8. Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

  9. Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

  10. В этом году ваш перец горче.

Упражнение №4. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий; слаще — слаже — более сладкий — сладче.

Честнее всех — самый честный — честнейший; самый простой — наиболее простой — простейший — проще всего; наименьший — самый меньший — меньше всех; интереснейший — интереснее всех — самый интересный — наиболее интересный.

Упражнение №5. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.

Кошачья ловкость, горная вершина, крымское побережье, дружеская встреча, солнечные лучи, лебединая песня, бесконечные поиски, старческая походка, библиотечная книга, журавлиный крик, рыбная ловля, южные фрукты.

Упражнение №6. Определите, в каких предложениях содержатся грамматические ошибки.

  1. Эти явления искусства очень ярки, своеобразны и новаторски.

  2. Варенье у тебя получилось как будто даже немного слаще.

  3. Как показала проверка, факты, указанные в письме, верные.

  4. Их дача уже давно ветхая и заброшена.

  5. Все это придает более необыкновенный стиль тексту.

  6. Нужно разрабатывать более новые технологии.

  7. Некоторые люди работают над наиболее наилучшими изобретениями.

  8. Мои друг выражает свои мысли в более сильной форме.

  9. Наиболее интересные эпизоды остались за кадром.

  10. В этом году ваш перец горче.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Моя ошибка часть 1 рассказ
  • Морфологические нормы виды морфологических ошибок
  • Морфолого стилистические ошибки это
  • Моя ошибка стивен текст
  • Морфологическая речевая ошибка