Правильно напишем: «Я купила 5 килограммов (килограмм) апельсинов». В русском литературном языке существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа имеют нормативное окончание -ов.
В бытовой речи часто слышатся подобные фразы:
- купила 5 килограмм апельсин;
- принесла несколько килограмм мандарин;
- закатала десять килограмм помидор.
Задумаемся, насколько верны и правомерны эти укороченные формы существительных с точки зрения морфологии современного русского литературного языка? Помним, что речь является нашей визитной карточкой.
Чтобы выяснить, где истина, сначала укажем падежную форму существительных в сочетании с количественным числительным.
Морфологическая норма сочетаемости числительных с существительным «апельсин»
К новогоднему празднику мама купила пять килограммов апельсинов.
- Пять (чего?) килограммов;
- килограммов (чего?) апельсинов.
В приведенном контексте существительные мужского рода «килограмм» и «апельсин» употреблены в форме родительного падежа множественного числа. В русском литературном языке отметим закономерность, что эти существительные мужского рода в паре с количественными числительными, начиная с пяти, употребляются в форме родительного падежа множественного числа, при этом имеют нормативное окончание -ов, например:
- 5 килограммов апельсинов;
- 6 килограммов бананов;
- 7 килограммов лимонов;
- 10 килограммов помидоров.
Отметим, что при счёте, то есть с указанием количества чего-то в сочетании с количественными числительными, в разговорной речи возможна форма родительного падежа множественного числа слова «килограмм» без окончания -ов наряду со строго литературной «килограммов», так что в современном литературном языке существуют два варианта словосочетаний:
- пять килограммов апельсинов;
- пять килограмм апельсинов.
Как видно из написания, существительное мужского рода второго склонения «апельсин» с непроизводной основой на твердый согласный в форме родительного падежа множественного числа в любом случае употребляется с окончанием -ов, что является морфологической нормой современного русского литературного языка.
Отмеченное стремление укоротить слово, «экономия языковых средств», является ненормативным приёмом в письменной речи.
Усеченные формы родительного падежа множественного числа анализируемых существительных без окончания -ов используются только в устной речи:
- 5 килограмм апельсинов;
- 5 килограмм апельсин .
Подытожим
Правильно напишем «пять килограммов/килограмм апельсинов». В устной речи употребляются формы существительных с числительным при счёте: «5 килограмм апельсинов и апельсин»
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 18
Как правильно купили пять килограмм апельсин или пять килограммов апельсинов? Литературная норма употребления существительного «килограмм» в форме родительного падежа множественного числа — килограммов (форма «килограмм» допустима в разговорной речи). И существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа согласно литературной норме — апельсинов (а форма «апельсин», как и «килограмм», характерна для разговорной речи). Значит, правильно будет «пять килограммов апельсинов». |
Морфологические нормы. Культура речи. Упражнение.
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Культура речи. Тест.
Перед вами упражнение по культуре русской речи. Подобраны задания на все основные случаи нарушения морфологических норм литературного языка. После решения каждого номера вы будете иметь возможность не только узнать верный ответ, но и понять причину ошибок.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвёртом годуОшибка во втором примере: существительное мозоль женского рода (р.п.- мозоли, т. п – мозолью, п.п. – о мозоли).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятисот человек
2) клади портфель
3) жалел о пятьсот рублях
4) тонна яблокОшибка в третьем примере: при склонении сложных количественных числительных изменяются все его части (о пятистах рублях, к пятистам рублям).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара чулок
2) поезжай сегодня
3) более пятидесяти рублей
4) рисунок более красивееОшибка в четвёртом примере: при образовании сравнительной степени прилагательного можно употреблять что-либо одно: либо суффикс — ее (-ей), либо вспомогательные слова более (менее).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) старые тренера
2) пять апельсинов
3) положите сумки
4) чёрная вуальОшибка в первом примере: во множественном числе нужно говорить тренеры, но мастера, доктора.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) отдыхали у побережий
2) пять банок шпрот
3) ехайте быстрее
4) этот пример более интересенОшибка в третьем примере: следует говорить — поезжайте. Повелительное наклонение глагола образовано с помощью приставки по- и чередования х/зж.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте на пол
2) двумястами рублями
3) наиболее интересно
4) пять гектаровОшибка в первом примере. Следует говорить — лягте на пол.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) беги дальше
2) известные профессора
3) тремястами книгами
4) молодые шофераОшибка в четвёртом случае. Шофёр – шофёры.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов
2) до двух тысяч шестого года
3) опытные шофёры
4) охапка георгиновОшибка во втором примере. У порядковых числительных изменяется только последнее слово. До две тысячи шестого года.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм апельсин
2) несколько брелоков
3) петь звонче
4) ягода слащеОшибка в первом примере. Следует говорить – килограмм апельсинов.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший вариант
2) пятисот пятидесяти страниц
3) красивые торта
4) пять амперОшибка в третьем примере. Следует говорить – красивые то’рты.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучше
2) пара джинсов
3) оглох
4) девятисот девяноста девяти деревьевОшибка в первом примере. Лучше – это уже сравнительная степень наречия хорошо. Слово более здесь лишнее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) новые драйверы
2) большие скорости
3) обеих книг
4) положьте в сумкиОшибка в четвёртом примере. Повелительное наклонение данного глагола – положите.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семисот семидесяти человек
2) подписанные договора
3) усох
4) обоих столовОшибка во втором примере. Договор – договорЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) девяностые года
2) нет мест
3) северные флота
4) кладите на местоОшибка в третьем примере. Следует говорить – северные флотЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять купон
2) килограмм баклажанов
3) с пятьюдесятью рублями
4) залезай вышеОшибка в четвёртом примере. Следует говорить – залезь выше.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее удачно
2) делав что нужно
3) больная мозоль
4) положите на столОшибка во втором примере. Деепричастие должно быть либо делая, либо сделав.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) красивый тюль
2) наивысший балл
3) менее пятиста лет
4) директора школОшибка в третьем примере. Нужно говорить – менее пятисот лет.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов помидоров
2) старый дуб засох
3) приехал с Таганрога
4) вкусные тортыОшибка в третьем примере: нужно говорить – приехал из Таганрога.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по окончанию школы поступил в институт
2) несколько брелоков
3) современный модный тюль
4) семидесяти пяти килограммовОшибка в первом примере: нужно писать — по окончанИИ школы.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) положить книги на стол
2) рукопись состояла из триста шестисот страниц
3) пришли по прибытии поезда
4) последние договорыОшибка во втором примере: следовало писать – из трёхсот шестидесяти страниц.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обеих рук
2) осенние яблоки более кислее
3) погиб в бою
4) великие учители человечестваОшибка во втором примере. Правильный вариант: осенние яблоки кислее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) десяток оладий
2) ляг поспи
3) вернулся со школы поздно
4) промышленные отраслиОшибка в третьем примере. Правильный ответ: вернулся ИЗ школы поздно.
Наверх
В любое время года хорош этот край светлых озер, деревянных хором и гулкой лесной тишины.
Карелия поражает своим разнообразием. Неудивительно, что Карелия манит к себе путешественников.
Необычайно живописные ее дороги, уютные стоянки на берегах озер привлекают массу автотуристов.
Давняя достопримечательность края — водопады Кивач и Гирвас.
На весь мир знаменит остров Кижи. Сюда свезли с округи несколько старинных домов и церквей, представляющих архитектурную ценность. Остров стал музеем-заповедником деревян-ного зодчества и этнографии.
Представление о Карелии не будет полным, если не побывать там в пору белых ночей. Свет белой ночи повсюду разлит ровно, в нем нет теней, он прозрачен, томительно тревожен и манящ, он беспокоит и зовет.
1. Подчеркните( напишите пожалуйста) в тексте наречия как члены предложения.
2. Подчеркните (напишите предложение и если не сложно подчеркните) грамматическую основу в том предложении, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными
Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова (слов) Запишите правильный вариант формы слова (слов)
1) килограмм апельсинов
2) рассказ более интереснее
3) маленький пони 4) около шестиста иллюстраций
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
Правильно напишем: «Я купила 5 килограммов (килограмм) апельсинов». В русском литературном языке существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа имеют нормативное окончание -ов.
В бытовой речи часто слышатся подобные фразы:
- купила 5 килограмм апельсин;
- принесла несколько килограмм мандарин;
- закатала десять килограмм помидор.
Задумаемся, насколько верны и правомерны эти укороченные формы существительных с точки зрения морфологии современного русского литературного языка? Помним, что речь является нашей визитной карточкой.
Чтобы выяснить, где истина, сначала укажем падежную форму существительных в сочетании с количественным числительным.
Морфологическая норма сочетаемости числительных с существительным «апельсин»
К новогоднему празднику мама купила пять килограммов апельсинов.
- Пять (чего?) килограммов;
- килограммов (чего?) апельсинов.
В приведенном контексте существительные мужского рода «килограмм» и «апельсин» употреблены в форме родительного падежа множественного числа. В русском литературном языке отметим закономерность, что эти существительные мужского рода в паре с количественными числительными, начиная с пяти, употребляются в форме родительного падежа множественного числа, при этом имеют нормативное окончание -ов, например:
- 5 килограммов апельсинов;
- 6 килограммов бананов;
- 7 килограммов лимонов;
- 10 килограммов помидоров.
Отметим, что при счёте, то есть с указанием количества чего-то в сочетании с количественными числительными, в разговорной речи возможна форма родительного падежа множественного числа слова «килограмм» без окончания -ов наряду со строго литературной «килограммов», так что в современном литературном языке существуют два варианта словосочетаний:
- пять килограммов апельсинов;
- пять килограмм апельсинов.
Как видно из написания, существительное мужского рода второго склонения «апельсин» с непроизводной основой на твердый согласный в форме родительного падежа множественного числа в любом случае употребляется с окончанием -ов, что является морфологической нормой современного русского литературного языка.
Отмеченное стремление укоротить слово, «экономия языковых средств», является ненормативным приёмом в письменной речи.
Усеченные формы родительного падежа множественного числа анализируемых существительных без окончания -ов используются только в устной речи:
- 5 килограмм апельсинов;
- 5 килограмм апельсин .
Подытожим
Правильно напишем «пять килограммов/килограмм апельсинов». В устной речи употребляются формы существительных с числительным при счёте: «5 килограмм апельсинов и апельсин»
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 18
Правильно напишем: «Я купила 5 килограммов (килограмм) апельсинов». В русском литературном языке существительное «апельсин» в форме родительного падежа множественного числа имеют нормативное окончание -ов.
В бытовой речи часто слышатся подобные фразы:
- купила 5 килограмм апельсин;
- принесла несколько килограмм мандарин;
- закатала десять килограмм помидор.
Задумаемся, насколько верны и правомерны эти укороченные формы существительных с точки зрения морфологии современного русского литературного языка? Помним, что речь является нашей визитной карточкой.
Чтобы выяснить, где истина, сначала укажем падежную форму существительных в сочетании с количественным числительным.
Содержание
- Морфологическая норма сочетаемости числительных с существительным «апельсин»
- Подытожим
Морфологическая норма сочетаемости числительных с существительным «апельсин»
К новогоднему празднику мама купила пять килограммов апельсинов.
- Пять чего? килограммов;
- килограммов чего? апельсинов.
В приведенном контексте существительные мужского рода «килограмм» и «апельсин» употреблены в форме родительного падежа множественного числа. В русском литературном языке отметим закономерность, что эти существительные мужского рода в паре с количественными числительными, начиная с пяти, употребляются в форме родительного падежа множественного числа, при этом имеют нормативное окончание -ов, например:
- 5 килограммов апельсинов;
- 6 килограммов бананов;
- 7 килограммов лимонов;
- 10 килограммов помидоров.
Отметим, что при счёте, то есть с указанием количества чего-то в сочетании с количественными числительными, возможна форма родительного падежа множественного числа слова «килограмм» без окончания -ов наряду со строго литературной «килограммов», так что в современном литературном языке существуют два варианта словосочетаний:
- пять килограммов апельсинов;
- пять килограмм апельсинов.
Как видно из написания, существительное мужского рода второго склонения «апельсин» с непроизводной основой на твердый согласный в форме родительного падежа множественного числа в любом случае употребляется с окончанием -ов, что является морфологической нормой современного русского литературного языка.
Отмеченное стремление укоротить слово, «экономия языковых средств», является ненормативным в письменной речи.
Усеченные формы родительного падежа множественного числа анализируемых существительных без окончания -ов используются только в устной речи:
- 5 килограмм апельсинов;
- 5 килограмм апельсин .
Подытожим
Правильно напишем «пять килограммов/килограмм апельсинов». В устной речи употребляются формы существительных с числительным при счёте: «5 килограмм апельсинов и апельсин»
Предыдущая
Как правильно пишетсяМАНДАРИН или МАНДАРИНОВ, как правильно?
Следующая
Как правильно пишетсяК словам «торопливый, «торопливо» проверочные слова
Одной
из наиболее трудных тем в русской
грамматике является передача в устной
речи количественных числительных в
косвенных падежах, особенно сложных и
составных числительных. Как правильно
сказать: нет пятисот рублей или нет
пятиста рублей, с шестьюдесятью
сослуживцами или с шестидесятью
сослуживцами?
Числительные
делятся на два основных разряда:
количественные и порядковые. Количественные
числительные в свою очередь подразделяются
на собственно количественные (два,
семнадцать, сорок) и собирательные
(двое, трое).
1. Количественные
числительные – лексико-грамматический
разряд числительных типа два, тридцать,
сто, восемьдесят пять, обозначающих
несобирательное количество.
Количественные
числительные по структуре делятся на
простые (три, пять, двенадцать, сорок),
сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и
составные (двадцать пять, триста
шестьдесят девять).
Употребляя
в речи сложные и составные количественные
числительные, следует помнить, что:
· они
должны стоять в том же падеже, что и
существительное, обозначающее предмет;
· при
склонении сложных и составных числительных
изменяются все образующие числительное
компоненты.
Например:
Падеж |
50, |
200, |
500, |
Им. |
пятьдесят |
триста рублей |
шестьсот |
Род. |
пятидесяти книг |
трехсот |
шестисот |
Дат. |
пятидесяти книгам |
тремстам рублям |
шестистам деталям |
Вин. |
пятьдесят |
триста рублей |
шестьсот |
Тв. |
пятьюдесятью книгами |
тремястами рублями |
шестьюстами деталями |
Предл. |
о |
о |
о |
Числительные сорок,
девяносто и сто отличаются
от других тем, что во всех косвенных
падежах, кроме винительного, имеют
окончание -а:
Падеж |
40 |
90 |
100 |
Им. |
сорок |
девяносто дней |
сто машин |
Род. |
сорока студентов |
девяноста дней |
ста машин |
Дат. |
сорока студентам |
девяноста дням |
ста машинам |
Вин. |
сорок |
девяносто дней |
сто машин |
Тв. |
сорока студентами |
девяноста днями |
ста машинами |
Предл. |
о |
о |
о |
Просклоняем
составное количественное числительное
5348 (пять тысяч триста сорок восемь),
содержащее слово «сорок»:
Падеж |
5348 |
Им. |
пять |
Род. |
пяти тысяч |
Дат. |
пяти тысячам тремстам сорока восьми отзывам |
Вин. |
пять |
Тв. |
пятью тысячами тремястами сорока восьмью отзывами |
Предл. |
о |
2. Собирательные
числительные – особый
лексико-грамматический разряд
числительных, называющих количество,
понимаемое как нечто целостное, единое;
сравните: пять (колич. числ.) студентов
– пятеро (собират. числ.) студентов.
Числительные
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро,
семеро, а также малоупотребительные
восьмеро, девятеро, десятеро используются
в следующих случаях:
1) с
существительными, называющими людей и
не относящимися к женскому грамматическому
роду (двое человек, семеро детей, пятеро
студентов, трое неизвестных, двое
коллег);
2) с
существительными, называющими детёнышей
животных (семеро козлят);
3) с
личными местоимениями мы, вы, они (нас
четверо, их двое);
4) с
существительными, не имеющими формы
единственного числа (двое ножниц, четверо
ворот, трое джинсов, двое суток).
Нарушением
нормы является использование этих
числительных с существительными женского
рода (трое девушек, пятеро школьниц), а
также с названиями неодушевленных
предметов (двое столов, трое окон)!
Склонение
собирательных числительных:
Падеж |
Двое |
трое |
четверо |
пятеро |
Им. |
двое студентов |
трое |
четверо |
пятеро |
Род. |
двоих студентов |
троих |
четверых |
пятерых |
Дат. |
двоим студентам |
троим |
четверым |
пятерым |
Вин. |
двоих студентов |
троих (трое) |
четверых (четверо) |
пятерых (пятеро) |
Твор. |
двоими студентами |
троими |
четверыми |
пятерыми |
Предл. |
о |
о |
о |
о |
Числительные
оба–обе.
Употребление
числительных оба–обе в нормативной
речи строго определено: в сочетаниях с
существительными женского рода в
косвенных падежах используются формы
обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам,
обеими руками), с существительными
мужского и среднего рода – обоих, обоим,
обоими (обоих студентов, у обоих окон).
Склонение
числительных оба-обе.
Им. |
оба мальчика |
обе девочки |
Род. |
обоих мальчиков |
обеих девочек |
Дат. |
обоим мальчикам |
обеим девочкам |
Вин. |
обоих мальчиков |
обеих девочек |
Твор. |
обоими мальчиками |
обеими девочками |
Предл. |
об |
об |
С
существительными, не имеющими формы
единственного числа, эти числительные
не употребляются (нарушение нормы:
обоими ножницами, обоих суток! Следует
говорить: двумя ножницами, двух суток).
3. Порядковые числительные – лексико-грамматический
разряд числительных типа первый,
сто двадцать восьмой, обозначающих
признак предмета по отношению к порядку
следования предметов при счёте.
Как
правильно сказать: в
триста пятидесятой квартире или в
трехсот пятидесятой квартире? в двух
тысячи третьем году или в две тысячи
третьем году?
Запомните
следующее правило! В
составных порядковых числительных по
падежам изменяется только последнее
слово, а все предыдущие слова употребляются
в начальной форме (именительный падеж
единственного числа).
Таким образом, в приведённых выше
примерах правильными являются
словосочетания в
триста пятидесятой квартире, в две
тысячи третьем году.
Просклоняем
составные порядковые числительные тысяча
двести пятидесятый и тысяча
двести пятьдесят седьмой:
Падеж |
1250-й |
1257-й |
Им. |
тысяча двести пятидесятый образец |
тысяча двести пятьдесят седьмой образец |
Род. |
тысяча двести пятидесятого образца |
тысяча двести пятьдесят седьмого образца |
Дат. |
тысяча двести пятидесятому образцу |
тысяча двести пятьдесят седьмому образцу |
Вин. |
тысяча двести пятидесятый образец |
тысяча двести пятьдесят седьмой образец |
Тв. |
тысяча двести пятидесятым образцом |
тысяча двести пятьдесят седьмым образцом |
Предл. |
о |
о |
Сравните
склонение сложного порядкового
числительного и составного порядкового
числительного:
Падеж |
2000-й |
2003-й |
Им. |
двухтысячный год |
две тысячи третий год |
Род. |
двухтысячного года |
две тысячи третьего года |
Дат. |
двухтысячному году |
две тысячи третьему году |
Вин. |
двухтысячный год |
две тысячи третий год |
Тв. |
двухтысячным годом |
две тысячи третьим годом |
Предл. |
о |
о |
Примеры
нарушения морфологических норм:
Морфологическая |
Морфологическая |
1. Бухгалтера, |
1. Бухгалтеры, |
2. Один |
2. Один |
3. Повариха |
3. Повар Новикова, доктор Лукьянова |
4. Самый сложнейший (ошибка |
4. Самый сложный или |
5. К |
5. К |
6. Обои юноши, |
6. Оба юноши, |
Вопросы
для самопроверки:
1. Какие
нормы называются морфологическими?
2. Как
определить род несклоняемых существительных
(кофе и
др.).
3. Расскажите
о правописании окончаний родительного
падежа множественного числа существительных,
называющих овощи/фрукты.
4. Расскажите
о склонении слов, называющих национальности.
5. Какие
ошибки часто допускают при склонении
составных количественных и составных
порядковых числительных?
Литература по
теме:
Основная
литература:
1. Гаврилова
О.С., Горобец О.С., Усатова В.В. Русский
язык и культура речи: практикум. –
Ставрополь: СКФУ, 2017. – 186 с. Режим доступа:
– http://biblioclub.ru/.
2. Радзиховская
В.К. Морфология современного русского
языка: вводный курс. – М.: Издательство
«Флинта», 2018. – 121 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/.
Дополнительная
литература:
1. Введенская
Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура
речи. – М.: Феникс, 2012. – 537 с.
2. Воителева
Т.М., Тихонова В.В. Русский язык: орфография,
пунктуация, культура речи: учебно-практическое
пособие. – М.: КноРус, 2019. – 224 с.
Интернет-ресурсы:
1. Справочно-информационный
портал ГРАМОТА.РУ. – Режим
доступа: http://gramota.ru/.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм АПЕЛЬСИНОВ
через ПОЛТОРА месяца
воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ
строгие ДИРЕКТОРА
опытные БУХГАЛТЕРЫ
Правильный ответ: аэрозолем
Баллы: 0
Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена
ошибка.
килограмм АПЕЛЬСИНОВ – существительное в форме родительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
через ПОЛТОРА месяца – форма винительного падежа количественного
числительного образована верно
воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ – существительное мужского рода в форме
творительного падежа единственного числа, форма образована неверно: правильно «аэрозолем»
строгие ДИРЕКТОРА – существительное в форме именительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
опытные БУХГАЛТЕРЫ – существительное в форме именительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов,
чтобы не допустить ошибку.
В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное
заглавными буквами слово).
Ответ: аэрозолем
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм АПЕЛЬСИНОВ
через ПОЛТОРА месяца
воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ
строгие ДИРЕКТОРА
опытные БУХГАЛТЕРЫ
Правильный ответ: аэрозолем
Баллы: 0
Рассмотрим предложенные словосочетания и определим, в каком из них допущена
ошибка.
килограмм АПЕЛЬСИНОВ – существительное в форме родительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
через ПОЛТОРА месяца – форма винительного падежа количественного
числительного образована верно
воспользоваться АЭРОЗОЛЬЮ – существительное мужского рода в форме
творительного падежа единственного числа, форма образована неверно: правильно «аэрозолем»
строгие ДИРЕКТОРА – существительное в форме именительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
опытные БУХГАЛТЕРЫ – существительное в форме именительного падежа
множественного числа, форма образована верно.
Проверка. Обязательно разберите каждое слово из предложенных вариантов,
чтобы не допустить ошибку.
В ответ записываем исправленное слово (исправляем только выделенное
заглавными буквами слово).
Ответ: аэрозолем
. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ( исправьте ошибки)
1.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Положьте на стол 2) более лёгкий 3) поезжай быстро 4) шестьюдесятью процентами
2.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Пять килограммов 2) у армянов 3) много сапог 4) пять баклажанов
3.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Более нежный 2) лучшие бухгалтера 3) несколько ампер 4) нет чулок
4.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Хорошие штурманы 2) ошиблась 3) в обоих руках 4) нет претензий
5.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) Принеси ананасов 2) беги 3) новые транзисторы 4) хужее всего
6.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)лучший вариант 2) жалел о двести рублях 3) пара носков 4пятьюдесятью процентами
7.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)семь гектаров 2) у грузин 3) выглядел старее 4) ложьте портфель
8.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)Более тоньше 2) лучшие директора 3) оглох 4) нет яблонь
9.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)с тремястами арбузами 2) нет черешен 3) кратчайший путь 4) двое девушек
10.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)в двух тысяч третьем году 2) лягте на пол 3) птичьи гнёзда 4) наисложнейший
11.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)здоровые дёсна 2) наиболее смелый 3) нет полотенец 4) промокли под дождём
12.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)хорошо проповедует 2) чудеснейшее выздоровление 3) поезжайте в город 4) промокнул под дождём
13.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)менее пятисот заданий 2) дерево засохнуло 3) кладите на место 4) нет носков
14.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)опытные шофёры 2) в обоих деревнях 3) делая полезное 4) килограмм яблок
15.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)сделая ремонт 2) семь банок шпрот 3) ляжьте на кровать 4) красивый тюль.
Вы находитесь на странице вопроса . МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ( исправьте ошибки)1? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся студенческий. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.
Морфологические нормы. Культура речи. Упражнение.
- размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
Культура речи. Тест.
Перед вами упражнение по культуре русской речи. Подобраны задания на все основные случаи нарушения морфологических норм литературного языка. После решения каждого номера вы будете иметь возможность не только узнать верный ответ, но и понять причину ошибок.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торты
2) палец с мозолем
3) пятьюстами деревьями
4) в две тысячи четвёртом годуОшибка во втором примере: существительное мозоль женского рода (р.п.- мозоли, т. п – мозолью, п.п. – о мозоли).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более пятисот человек
2) клади портфель
3) жалел о пятьсот рублях
4) тонна яблокОшибка в третьем примере: при склонении сложных количественных числительных изменяются все его части (о пятистах рублях, к пятистам рублям).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара чулок
2) поезжай сегодня
3) более пятидесяти рублей
4) рисунок более красивееОшибка в четвёртом примере: при образовании сравнительной степени прилагательного можно употреблять что-либо одно: либо суффикс — ее (-ей), либо вспомогательные слова более (менее).
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) старые тренера
2) пять апельсинов
3) положите сумки
4) чёрная вуальОшибка в первом примере: во множественном числе нужно говорить тренеры, но мастера, доктора.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) отдыхали у побережий
2) пять банок шпрот
3) ехайте быстрее
4) этот пример более интересенОшибка в третьем примере: следует говорить — поезжайте. Повелительное наклонение глагола образовано с помощью приставки по- и чередования х/зж.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ляжьте на пол
2) двумястами рублями
3) наиболее интересно
4) пять гектаровОшибка в первом примере. Следует говорить — лягте на пол.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) беги дальше
2) известные профессора
3) тремястами книгами
4) молодые шофераОшибка в четвёртом случае. Шофёр – шофёры.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов
2) до двух тысяч шестого года
3) опытные шофёры
4) охапка георгиновОшибка во втором примере. У порядковых числительных изменяется только последнее слово. До две тысячи шестого года.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм апельсин
2) несколько брелоков
3) петь звонче
4) ягода слащеОшибка в первом примере. Следует говорить – килограмм апельсинов.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый лучший вариант
2) пятисот пятидесяти страниц
3) красивые торта
4) пять амперОшибка в третьем примере. Следует говорить – красивые то’рты.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучше
2) пара джинсов
3) оглох
4) девятисот девяноста девяти деревьевОшибка в первом примере. Лучше – это уже сравнительная степень наречия хорошо. Слово более здесь лишнее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) новые драйверы
2) большие скорости
3) обеих книг
4) положьте в сумкиОшибка в четвёртом примере. Повелительное наклонение данного глагола – положите.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семисот семидесяти человек
2) подписанные договора
3) усох
4) обоих столовОшибка во втором примере. Договор – договорЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) девяностые года
2) нет мест
3) северные флота
4) кладите на местоОшибка в третьем примере. Следует говорить – северные флотЫ.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять купон
2) килограмм баклажанов
3) с пятьюдесятью рублями
4) залезай вышеОшибка в четвёртом примере. Следует говорить – залезь выше.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наиболее удачно
2) делав что нужно
3) больная мозоль
4) положите на столОшибка во втором примере. Деепричастие должно быть либо делая, либо сделав.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) красивый тюль
2) наивысший балл
3) менее пятиста лет
4) директора школОшибка в третьем примере. Нужно говорить – менее пятисот лет.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов помидоров
2) старый дуб засох
3) приехал с Таганрога
4) вкусные тортыОшибка в третьем примере: нужно говорить – приехал из Таганрога.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) по окончанию школы поступил в институт
2) несколько брелоков
3) современный модный тюль
4) семидесяти пяти килограммовОшибка в первом примере: нужно писать — по окончанИИ школы.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) положить книги на стол
2) рукопись состояла из триста шестисот страниц
3) пришли по прибытии поезда
4) последние договорыОшибка во втором примере: следовало писать – из трёхсот шестидесяти страниц.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) обеих рук
2) осенние яблоки более кислее
3) погиб в бою
4) великие учители человечестваОшибка во втором примере. Правильный вариант: осенние яблоки кислее.
- Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) десяток оладий
2) ляг поспи
3) вернулся со школы поздно
4) промышленные отраслиОшибка в третьем примере. Правильный ответ: вернулся ИЗ школы поздно.
Наверх