В
отличие от грамматических речевые
ошибки
– это ошибки не в построении, не в
структуре языковой единицы, а в ее
использовании, чаще всего в употреблении
слова (лексические, стилистические
ошибки). Речевую ошибку можно заметить
только в контексте, в этом ее отличие
от ошибки грамматической, для обнаружения
которой контекст не нужен.
Это
нарушения, связанные с неразвитостью
речи: плеоназм, тавтология, речевые
штампы, немотивированное
использование просторечной лексики,
диалектизмов, жаргонизмов; неудачное
использование экспрессивных средств,
канцелярит, неразличение (смешение)
паронимов, ошибки в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов, не
устраненная контекстом многозначность.
Лексико-стилистические |
||
№ п/п |
Вид |
Примеры |
1 |
Употребление
|
Мысль Его
Мое |
2 |
Неразличение |
Теперь |
3 |
Неуместное
|
Первым
Астафьев
На |
4 |
Ошибки |
В |
5 |
Неуместные |
Правление |
6 |
Анахронизм |
В |
7 |
Алогизм |
Клюв |
8 |
Подмена |
Плохо, |
9 |
Неоправданное |
В |
10 |
Нечеткое |
Нам |
12 |
Несоответствие |
Быстрота |
13 |
Неверное
|
Писатель Верность Мы
В
Этому,
В
С |
14 |
Объединение |
Мой |
15 |
Объединению
|
Девичья
Мини-супермаркет,
Причинять
Играть |
16 |
Речевая |
Картины |
17 |
Речевая
|
Труп
Местные
Рассказать Памятные
Всегда |
18 |
Неверное |
Возле |
19 |
Неверное |
Музыкант |
20 |
Неверное
|
На
Резиденты
Быстро |
Ошибочное |
||
1 |
Нарушение |
Судья |
2 |
Обращение |
Три |
3 |
Употребление
|
Московским
Робин
Стюардесса
Больше
У |
4 |
Противоречивые |
Молодая |
5 |
Слова, |
Вернувшись |
6 |
Разрушение |
Подземные |
6.
Логические ошибки Логические
ошибки могут быть связаны с нарушением
логической правильности речи или с
нарушением законов логики. Они могут
быть, допущены как в пределах одного
предложения, суждения, так и в тексте:
1)
сопоставление (противопоставление)
двух логически неоднородных (различных
по объему и по содержанию) понятий в
предложении:
Дудаев
— лидер горной Чечни и молодежи.
Предметом
повествования являются времена достаточно
отдаленные, что позволяет предположить
не чересчур молодой возраст автора.
Однако темпераментностью, свежестью
страницы привлекают к себе внимание.
2)
в результате нарушения логического
закона тождества происходит
—
подмена субъекта
действия У
Лены
очертания лица и глаза увлечены фильмом
(сама Лена увлечена);
—
подмена объекта действия: Мне
нравятся стихи Пушкина, особенно тема
любви;
3)
нарушение логики развертывания мысли:
Мне
нравится, что он такой умный, не пытается
никому сделать зло. Чацкий даже не думал,
что его поставят в такое положение;
4)
oтсутствие связей между предложениями:
0на
очень хотела выйти замуж за такого, как
Онегин, потому что он увлекается
литературой, т.к. она тоже любила ее.
Потом Пушкин открывает галерею великих
русских женщин;
5)
нарушение причинно-следственных
отношений:С
приездом Чацкого в доме ничего не
изменилось. Не было той радушной встречи.
А к его приезду отнеслись никак. На
протяжении пьесы дня Чацкий много
выясняет, и к вечеру пьеса близится к
концу, т.е. отъезд Чацкого;
6)
в
результате нарушения закона противоречия
возникает алогизм, смысловая
противоречивость (см. объявление);
7)
В отдельную группу логических ошибок
следует выделить композиционно-текстовые
ошибки,
связанные с нарушениями требований
к последовательности и смысловой
связности изложения. Так, в начале текста
может отсутствовать логическая связь
с основной частью изложения или эта
связь может быть очень слабо выражена:
нагромождены лишние факты или неуместные
абстрактные рассуждения; сделаны
неудачные смысловые переходы между
предложениями. В основной части работы
могут содержаться ненужные, не
имеющие отношения к теме сведения,
загромождающие изложение, делающие его
запутанным и сумбурным (часть
выстроена непоследовательно и хаотично,
перегружена лишними и утомительными
перечислениями, отвлекающими внимание
от главной мысли, или неоправданно
растянута, имеет смысловые повторы).
Завершение
работы (концовка) не служит выводом из
сказанного, не подводит итог, часто
совсем не мотивировано исходным текстом.
Ошибки
в построении текста:
Текст
представляет собой группу тесно
взаимосвязанных по смыслу и
грамматически предложений, раскрывающих
одну микротему. Текст имеет, как
правило, следующую композицию: зачин
(начало мысли, формулировка темы),
средняя часть (развитие мысли, темы) и
концовка (подведение итога). Данная
композиция является характерной,
типовой, но не обязательной. В зависимости
от структуры произведения или его
фрагментов возможны тексты без
какого-либо из этих компонентов.
Текст, в отличие от единичного предложения,
имеет гибкую структуру, поэтому при
его построении есть некоторая свобода
выбора форм. Однако она не беспредельна.
А.
Неудачный зачин.
Текст
начинается предложением, содержащим
указание на предыдущий контекст, который
в самом тексте отсутствует. Напр.: С
особенной силой этот эпизод описан в
романе…
Наличие
указательных словоформ в данных
предложениях отсылает к предшествующему
тексту, таким образом, сами предложения
не могут служить началом сочинения.
Это логическая ошибка.
Б.
Ошибки в средней части.
а)
Сближение относительно далеких мыслей
в одном предложении: Большую,
страстную любовь она проявляла к сыну
Митрофанушке и исполняла все его
прихоти. Она всячески издевалась над
крепостными, как мать она заботилась
о его воспитании и образовании.
б)
Соединение в одном ряду логически
несовместимых понятий: Он
всегда веселый, среднего роста, с редкими
веснушками на лице, волосы немного по
краям кудрявые, дружелюбный, необидчивый.
в)
Отсутствие последовательности
в мыслях; бессвязность и нарушение
порядка предложений: Из
Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия
«Недоросль» имеет большое значение
в наши дни. В комедии Простакова является
отрицательным типом. Или:
В своем произведении «Недоросль»
Фонвизин показывает помещицу Простакову,
ее брата Скотинина и крепостных.
Простакова – властная и жестокая
помещица. Ее имение взято в опеку.
г)
Использование разнотипных по
структуре предложений, ведущее к
затруднению понимания смысла, бессвязности:
Общее
поднятие местности над уровнем моря
обусловливает суровость и резкость
климата. Холодные, малоснежные зимы,
сменяющиеся жарким летом. Весна коротка
с быстрым переходом к лету. Правильный
вариант:
Общее поднятие местности над уровнем
моря обусловливает суровость и
резкость климата. Холодные, малоснежные
зимы сменяются короткой весной, быстро
переходящей в жаркое лето.
В.
Неудачная концовка (дублирование вывода)
– логическая ошибка:
Итак,
Простакова горячо и страстно любит
сына, но своей любовью вредит ему. Таким
образом, Простакова своей слепой любовью
воспитывает в Митрофанушке лень,
распущенность и бессердечие.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КВАЛИФИКАЦИИ ОШИБОК
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Грамматические ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
В отличие от грамматических речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова.
Речевые ошибки
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимений. |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях. Такую ошибку можно только увидеть, услышать ее нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.
Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки графические (не учитываются при проверке) — разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. Графическими ошибками становятся различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки – неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).
Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
КОГДА ОШИБКА НЕ ДОЛЖНА ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
ПУНКТУАЦИЯ
- Тире в неполном предложении.
- Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
- Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
- Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
В передаче авторской пунктуации.
Типы речевых ошибок и их исправление
Употребление слова в несвойственном ему значении 1. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на продолжении всего текста.
1. Мы были очарованы прекрасной игрой актеров. 2. Мысль развивается на протяжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 1. Мое отношение к этой проблеме не поменялось. 2. Были приняты эффектные меры.
1. Мое отношение к этой проблеме не изменилось. 2. Были приняты эффективные меры.
Неразличение синонимичных слов 1. В конечном предложении автор применяет градацию. 2. Старик трудился поставить телегу на колеса.
1. В последнем предложении автор применяет градацию. 2. Старик старался поставить телегу на колеса.
Употребление слов иной стилевой окраски 1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 2. Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель захлебывается во множестве примеров.
1. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло. 2. Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний. 3. Читатель утопает во множестве примеров.
Неуместное употребление эмоционально -окрашенных слов и фразеологизмов 1. Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
1. Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 2. Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».
Неоправданное употребление просторечных слов 1. Таким людям всегда удается объегорить других. 2. Петя шел взади. 3. На вратаре майка, напяленная на рубашку.
1. Таким людям всегда удается обмануть других. 2. Петя шел сзади. 3. На вратаре майка, одетая на рубашку.
Нарушение лексической сочетаемости 1. Автор увеличивает впечатление. 2. Автор использует художественные особенности. 3. У девочки были коричневые глаза. 4. Дешевые цены.
1. Автор усиливает впечатление. 2. Автор использует художественные средства. 3. У девочки были карие глаза. 4. Низкие цены.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм 1. Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. 2. Молодой юноша, очень прекрасный.
1. Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов. 2. Это был прекрасный юноша.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) 1. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. 2. В рамках исторического развития русского общества развивается и «личность человека. »
1. В этом рассказе повествуется о реальных событиях. 2. В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека» .
Неоправданное повторение слов 1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».
1. Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного. 2. Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций 1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.
1. Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу. 2. Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.
Неудачное употребление местоимений 1. Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. 2. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.
1. Данный текст написал В. Белов. Это произведение относится к художественному стилю. 2. Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.
Капканы ЕГЭ и ГИА
Проверяем правильно. Памятка для экспертов ЕГЭ
Необходимый материал не только для экспертов ЕГЭ, но и для рядовых учителей.
Негрубые ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное-раздельное написание наречий типа : по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери и Бэла.
7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Подарок, о котором он мечтает, — это глобус.
8. Отсутствие точки в конце предложения .
9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например: Он знак подаст , и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и морфологических условиях: * толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две ошибки ; *чёпорный,* никчомный, *изжёга = одна ошибка ; *ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки , НО: *раздроженный, * очеровать =две отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: * зачеруй, *очерован, *очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну : * аппеляция = одна ошибка , НО: *об апелляцие = две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки : рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о- глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах : рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями ДОН: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах : люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати- поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
15. Лишняя запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций : Герои этого времени, например( ,) Чацкий , — резонеры.
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию : В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.
17. В передаче авторской пунктуации .
Ошибки фактические — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров- герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией», «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских», «Каждая буква столько тебе сообщает!!!»
Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.
Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
К логическим ошибкам относятся и композиционно-текстовые, связанные с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности изложения: отсутствует логическая связь вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена, нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало : С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова — властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода ) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.
Классификация грамматических ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное словообразование |
Трудолю бимый , надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуд а техники, не хватает врем я. Билет с плацкартом. Новые крема. |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше выглядит. |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями . Обоим сестрам. |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихние дети |
6 |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули . Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. |
7 |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. |
8 |
Нарушение управления |
Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. |
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? |
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я ‘хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. |
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст , возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. |
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана? |
16 |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
17 |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь |
18 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришёл в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
19 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении |
Классификация речевых ошибок
№ п/п |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дел о прибегает к употреблению метафор и олицетворений.. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» |
6 |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор. |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный. |
9 |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.. |
11 |
Искажение состава фразеологизма |
Все были здесь : и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог. |
Источник: сайт ТвГУ филфак, proshkolu . ru
Добавить комментарий
(В помощь учителю русского языка для проверки части С (в ГИА и ЕГЭ))
Составитель: Кирилина
Наталья Ивановна,
учитель русского языка
МБОУ «СОШ № 59»
Барнаул
2013
Кое – что о «грубых» и «негрубых» ошибках…
«И всё – таки она хорошая!» — так оценивает в одноимённой книге известный лингвист М. В. Панов нашу русскую орфографию, которую порой называют трудной, непостижимой…
Есть все основания для такого утверждения. Ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы быть написано в огромном количестве вариантов. Например, слово расчетливость может быть написано в 6336-ти вариантах(!), а мы благодаря нашей «хорошей» орфографии имеем возможность написать его только в одном, единственно правильном.
Современные «Нормы…» указывают, за какое количество ошибок в работе какую оценку следует ставить, например, «5» — 0/0 ош. (или 1/1, если ошибки негрубые); «4» — до 2/2 ош. (или 1/3, 0/4 и даже 3/2, если ошибки однотипные).
Отмеченные оговорки связаны с тем, что оценивается не только количество, но и характер ошибок; вводятся понятия «ошибки грубые – негрубые», «ошибки однотипные – неоднотипные». Такая дифференциация ошибок весьма существенна и имеет немалый педагогический смысл.
Но прежде чем говорить об этих понятиях, необходимо подчеркнуть, что в силе остаются и ранее действующие принципы. За ошибки не считаются, хотя исправляются:
— те неверные написания, которые допущены на ещё
не изученные правила;
— те неверные написания, которые допущены на
правила, не изучаемые в школе;
— а также написания слов, не регулируемые
правилами орфографии и не отрабатываемые
ранее в словарном порядке;
Эти принципы оценки соблюдаются неукоснительно в V, VI и даже VII классах. Начиная с VIII класса требования ужесточаются: ученик обязан выяснять свои затруднения с помощью словаря, учебника и т. д.
Однако, как показывает практика, различать грубые и негрубые ошибки учителю весьма трудно, так как он не располагает для этого достаточно надёжными объективными критериями. К настоящему времени в школьной практике оформилось примерное разграничение понятий «грубые» и «негрубые» ошибки:
ТИПЫ ОШИБОК |
||
ГРУБЫЕ |
НЕГРУБЫЕ |
ОДНОТИПНЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ |
1. На все пройденные правила |
1. Исключения из |
1. Ошибка, повторяющаяся в |
2. В наиболее употреби — непроверяемыми и труднопроверяемыми гласными и согласными преподаватель) |
2. В написании большой буквы в собственных |
2. Ошибка, однокоренных |
3. Отсутствие знака |
3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях |
3. Ошибки на одно правило, если условия выбора заключены в грамматических особенностях данного слова |
4. Постановка знака, расчленяющего между подлежащим и сказуемым) |
4. В случаях раздельного и причастиями, |
|
5. В собственных происхождения |
||
6. Замена одного знака препинания другим, противоречит норме |
ТИПЫ ОШИБОК |
||
ГРУБЫЕ |
НЕГРУБЫЕ |
ОДНОТИПНЫЕ, ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ |
7. В трудных случаях |
||
8. Пропуск, нарушение сочетаемости одного знаков препинания |
NB! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок)
Первые ТРИ однотипные ошибки считаются за ОДНУ ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Если ученик верно пишет слова приехал, приморский, прервать, но ошибается в словах более трудных (преклонить, приемник, преследовать), то он допускает ошибки и однотипные, и негрубые. В этом случае можно считать ДВЕ ошибки за ОДНУ.
Обычно у учителя складываются свои представления об оценке допускаемых ошибок. Важно только, чтобы ошибки подсчитывались не механически, а с учётом продвижения ученика и с учётом характера допускаемых ошибок. Характер ошибок диктует индивидуальный подход к обучению, определённым образом оценивает успехи ученика в области правописания.
О грамматических ошибках и речевых недочётах…
При проверке и оценке письменной работы учащихся следует различать грамматические ошибки и речевые недочёты.
Это ошибка в структуре Это ошибки в использовании
языковой единицы, это нарушение языковой единицы. По преиму —
какой-либо грамматической нормы — ществу, это нарушение лекси —
словообразовательной, морфологи — ческих норм
ческой, синтаксической
NB! Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Предлагаем Вам перечень наиболее распространённых в письменной речи учащихся грамматических (таблица № 1) и речевых (таблица № 2) ошибок.
ТАБЛИЦА № 1
№ |
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
1. |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
2. |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
3. |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
4. |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
5. |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего учебника, евонный стул |
6. |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, махает |
7. |
Нарушение согласования |
Ребята, увлекающихся музыкой |
8. |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою работу более аккуратную. |
9. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки. |
10. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые. |
11. |
Ошибки в построении предложения с О. Ч. |
Страна любила и гордилась поэтом. Я хотел рассказать о значении спорта и почему я люблю его. |
12. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает светлое чувство… |
13. |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
14. |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. |
№ |
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
15. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. |
16. |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
ТАБЛИЦА № 2
№ |
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
1. |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2. |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3. |
Неразличение синонимических слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5. |
Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6. |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удаётся объегорить других. |
7. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. |
8. |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9. |
Употребление рядом однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10. |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает случившегося. |
11. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
№ |
ВИД ОШИБКИ |
ПРИМЕРЫ |
12. |
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
13. |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. |
14. |
Отсутствие связи между предложениями |
Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает Залыгина от других исследователей. |
Список используемой литературы
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся
V – VIII классов. – М., 1965.
2. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.
3. Гвоздев А. Н. Об основах русского правописания: В защиту
морфологического принципа русской орфографии. – М., 1963.
4. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – 2-ое изд. – М., 1982.
5. Моисеев А. И. Основной принцип современной русской орфографии:
морфологический или фонемный? // Рус. яз. в школе. – 1995. — № 1.
6. Панов М. В. И всё – таки она хорошая: Рассказы о русской орфографии, её
достоинствах и недостатках. – М., 1964.
7. Правила русской орфографии и пунктуации. – М., 1956.
8. Разумовская М. М. Проблемы обучения орфографии и пути их решения.
// Рус. яз. в школе. – 1978. — № 3.
9. Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. – М., 1976.
10. Тиханов А. А. Орфография… это очень трудно? // Рус. яз. в школе. – 1988. –
№ 6.