1. Выпишите слова, употреблённые без учёта их семантики. Замените словами с сответствующим значением.
1) В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.
2) Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание.
3) Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты.
4) Публика сканировала: «Браво, Сальвини! ».
5) Вся публика была уже в триумфе.
2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1) (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением.
2) Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный) .
3) (Соседний, соседский) кот важно прошёл на кухню.
4) После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.
5) Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
3. Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте ошибки.
1) На улице лил большой дождь.
2) В разговоре он допустил сильную ошибку.
3) Грехи мои тяжёлые!
4) Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.
5) При подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.
4. Из каждой группы синонимов выпишите слова, которые характерны для разговорной речи.
1) Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.
2) Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.
3) Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.
4) Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.
5) Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.
5. Отметьте предложения, где есть плеоназмы.
1) Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
3) В школе сложилась сложная ситуация.
4) Много нового и познавательного узнаёт ученик.
5) Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.
6. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3) Необходимо поурочное планирование уроков.
4) Летом дни длятся длинне.
5) Я подняла голову, а у него шапки нет.
7. Выпишите устаревшие слова. Определите их значение.
1) Бренный; 2) брифинг; 3) гобелен; 4) дантист; 5) зеница.
8. Выпишите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.
1) Юноша во всём имитировал старшему брату.
2) На фабриках и заводах хорошо популяризуется опыт новаторов производства.
3) В последнем туре соревнований команда нашей школы потерпела фиаско.
4) Незабываемый прецедент произошёл во время нашей поездки по Волге.
5) В прошлом году имели место серьёзные дефекты в ремонте школы.
9. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами.
1) Егерь схоронился в кустах.
2) Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку.
3) Магазин получил новую партию самописок.
4) Мать хотела набить ребёнка.
5) У мальчика голое коленко сверкает.
10. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые используются в составе приведённых фразеологизмов.
1) На ловца и (животное, птица, зверь) бежит.
2) (Черепашьим, гусиным) шагом.
3) Гладить по (голове, волосам, шерсти) .
4) Вставлять (сучья, брёвна, палки) в колёса.
5) Заварить (суп, кашу, чай) .
5 годов назад
от
KillKock
Объясните, почему данные словосочетания являются плеонастическими?
Русский язык | 10 — 11 классы
Объясните, почему данные словосочетания являются плеонастическими.
1. Огромный массив.
2. Короткое мгновенье.
4. Первый пионер.
5. Военная оккупация.
7. Промышленная индустрия.
8. Пора курортного сезона.
9. Завещать в наследство.
10. В конечном итоге.
11. Аморальный проступок.
12. Прейскурант цен.
13. Памятный сувенир.
14. Отступать назад.
15. Спуститься вниз.
16. Вернуться обратно.
17. Продажа помещений в собственность (объявление).
Задание Устраните ошибки, связанные с употреблением плеоназмов.
1. Мимика на ее лице чрезвычайно выразительна.
2. Нам предстоит очень огромная работа, причем большая.
3. С ней, с первой учительницей, мы постигали азы науки.
4. После реставрации храм заново преобразился.
5. Прозвучали громкие аплодисменты и овации.
6. Наша семья внесла в фонд милосердия 5000 рублей денег.
7. Наверное, для баловства ради он приложил руку к сегодняшнему имиджу этих певцов.
Данныесловосочетания являютсяплеоналистическими, тквнихповторяетсяоднаитажемысль, ониизбыточныепосмыслу.
1)Мимика у нее была чрезвычайно выразительна.
7)Наверное, для баловстварадионприложилрукукимиджуэтихпевцов.
Сочинение на тему «Письмо первой учительнице»?
Сочинение на тему «Письмо первой учительнице».
Очнь срочно нужно.
Заранее огромное спасибо за ответ.
Отметьте предложение, где есть плеоназмы 1?
Отметьте предложение, где есть плеоназмы 1.
Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры 2.
Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку 3.
Она по праву завоевала первое место и призовои кубок 4.
Много нового и познавательного узнает ученик.
Отредактируйте текст , устраняя ошибки, связанные с употреблением паронимов Мы столкнулись с многочисленными факторами незаконной продажи спиртных напитков?
Отредактируйте текст , устраняя ошибки, связанные с употреблением паронимов Мы столкнулись с многочисленными факторами незаконной продажи спиртных напитков.
Отдых снимает нервное напряжение и утомляемость .
В наш магазин поступила новая партия модной , недорогой и практической обуви для зимнего сезона .
Близорукость может продолжать увеличиваться всю жизнь _ это прогресивная близорукость .
В конце соревнования авторитарному жури предстоит назвать победителя .
1) строители — студенты давно обжились на новых местах, уже прошли свое первое «боевое крещение» , достаточно промокли под дождями и загорели под знойным солнцем?
1) строители — студенты давно обжились на новых местах, уже прошли свое первое «боевое крещение» , достаточно промокли под дождями и загорели под знойным солнцем.
2)вся ценная рыба погибнет в загрязненой, отравленной воде , если стоки промышленной индустрии не будут очищены или отведены УСТРАНИТЕ ТАВТОЛОГИЮ И ПЛЕОНАЗМЫ.
Исправить ошибки в словосочетании месяц май?
Исправить ошибки в словосочетании месяц май.
Поясните ошибки в употреблении словосочетаний?
Поясните ошибки в употреблении словосочетаний.
С чем они связаны?
Памятный сувенир, предварительный анонс.
В чем ошибка?
Туристы купили памятные сувениры.
Задание 5?
Найдите и исправьте лексические ошибки (плеоназм, тавтология).
Главная суть, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, впервые дебютировать, моя автобиография, подсудимый стал пинать ногами потерпевшую.
Промышленная индустрия это словосочетане?
Промышленная индустрия это словосочетане?
Задание ; найдите и объясните ошибки в употребление форм числа?
Задание ; найдите и объясните ошибки в употребление форм числа.
Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвертого мая — вишня.
Вы перешли к вопросу Объясните, почему данные словосочетания являются плеонастическими?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Она легкой походкой подошла к своему другу и, (КОГДА тот повернулся), с улыбкой обняла его. Запятая нужна, так как это сложноподчиненное предложение с придаточным времени с союзом КОГДА. Придаточное расположено внутри главного. Соединительный союз..
Культура речи. Стилистика (20 стр.)
Особенностью плеонастической речи является также неоднократное повторение одной и той же мысли, облеченной в разные словесные одежды: Есенин умел преодолевать свою меланхолию, различные угрюмые чувства, побеждать себя.
Сегодня в результате забвения первоначального значения иностранных слов многие плеоназмы получили «права гражданства» в литературном языке» например: низкий бас (ит. basso – низкий), для проформы (из лат. pro forma — для формы), народная демократия (из греч. demokratia – власть народа, народовластие), ночная серенада (итал. serenade – вечерняя песня), экспонаты выставки (лат. exponatus – выставленный напоказ), травматическое повреждение (греч. trauma – повреждение организма), информационное сообщение (фр. informacion – сообщение).
Крайней формой плеоназма является тавтология. Этот термин греческого происхождения (греч. tautologia, от tauto – то же самое и logos — слово) означает повторение однокоренных слов, например: Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизньюили Можно спросить вопрос?; Например, такой пример; Умножить во много раз. Чем примитивнее речь по содержанию и по форме, тем чаще повторяются в ней одни и те же родственные слова. Например: В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.
Или: Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт списания сочинения установлен.
Юмористы используют тавтологические сочетания для создания каламбура. Сталкивая однокоренные слова, они подчеркивают их смысловую общность. Например, знаменитая Гоголевская фраза: Позвольте вам этого не позволить или у М.Е. Салтыкова-Щедрина – Писатель пописывает, а читатель почитывает.
Упражнения
Упражнение 12. Устраните тавтологию в данных предложениях.
1. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Основную работу с группой мы начали с начала учебного ^ода. 3. Эта статья призывает внимательно относиться к употреблению в различных сферах их употребления. 4. Сторонники этого метода объединились воедино. 5. К недостаткам диссертации нужно отнести недостаточную разработку отдельных частных вопросов. 6. Как и следовало ожидать, все выяснилось на следующий день. 7. Им предстояло в срок выполнить срочную работу. 8. Руководители по-прежнему надеются на руководящие указания министерства. 9. Елизавета Петровна бегом побежала в лес. 10. О тебе я мечтаю в своих мечтах. 11. На работе мне показали мой рабочий стол.
Упражнение 13. Устраните плеоназмы в приведенных примерах.
1. Чичикову был чужд дурной моветон. 2. Ему казалось, будто он провалился в глубокую бездну. 3. Ладони рук Базарова всегда были красные. 4. В этой стране ежедневно можно наблюдать проливной ливень. 5. Я лично с вами согласен. 6. Начинающий писатель тихо шептал Заречной о любви. 7. В Данко звучит мотив самопожертвования собой. 8. Хотелось бы, чтобы со школьной скамьи в детях воспитывали героизм, патриотизм, любовь к родине. 9. В душе Есенина возникает какое-то трагическое противоречие, какая-то трагическая раздвоенность. 10. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности, безрадостной и тоскливой жизни.
Упражнение 14. Объясните, почему данные словосочетания являются плеонастическими. Обращайтесь в случае затруднения к толковому словарю.
1. Лидировать впереди. 2. Первый лидер. 3. Огромный массив. 4. Огромная махина. 5. Военная оккупация. 6. Март месяц. 7. Период времени. 8. Промышленная индустрия. 9. Местный абориген. 10. Коллеги по профессии (по работе, по специальности). И. Поправки и коррективы. 12. Скульптура статуи. 13. Пора курортного сезона. 14. В период летнего сезона. 15. Памятный сувенир. 16. Сатирическая карикатура. 17. Отступать назад. 18. Дублировать дважды. 19. Излишнее преувеличение. 20. В конечном итоге. 21. Аморальный проступок. 22 Завещать в наследство.
Упражнение 15. Исправьте ошибки, вызванные наличием лишнего слова.
1. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого. 2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 3. Специфическая особенность художественной речи в том, что в ней много образных слов и выражений. 4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. 5. Это стихотворение меня очень потрясло. 6. Невыносимый смрад и тяжелый спертый воздух сдавили горло. 7. Каждая девушка имеет свою неповторимость, свои особенности, которые отличают ее от остальных. 8. Катерина заранее предчувствует свою гибель.
§ 5. Употребление паронимов
Многих речевых ошибок можно было бы избежать, правильно употребляя паронимы – близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением. Например, часто в любом учреждении можно услышать фразу: Поставьте свою роспись. Говорящий, наверное, и не подозревает о том, что он льстит собеседнику, ведь роспись – ‘живопись на стенах, потолках, предметах быта’, а требуется на самом-то деле поставить подпись. Другой пример: некоторые мамы, обращаясь к детям, просят: «Одень пальто!», не догадываясь, что одевать следует ребенка, а пальто надевать.
Члены паронимических пар, таким образом, сочетаются с разными словами: сытый человек – сытный обед. Паронимы не взаимозаменяются в речи, так как это привело бы к искажению смысла высказывания Вдовий сын (сын вдовы), и вдовый сын (сын – вдовец):
Паронимы можно подразделить на несколько групп:
1) паронимы, имеющие разные приставки (упростить – опростить второму глаголу присущ дополнительный оттенок ‘довести упрощение до последней степени’);
Все те же ль вы, другие ль девы,
Сменив, не заменили ль вас?
2) паронимы, отличающиеся суффиксами (генеральский план «принадлежащий генералу» и генеральный план «главный, основной»):
3) паронимы, один из которых имеет непроизводную основу. а другой производную с приставкой (рост – возраст), с суффиксом (тормоз – торможение); с приставкой и с суффиксом (груз – нагрузка):
Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность.
4) различающиеся тонкими смысловыми оттенками (слышать и слушать: слушать музыку может каждый, но слышать, т. е. чувствовать и понимать ее, может лишь человек, способный к эмоциональной работе):
Сегодня полковник – завтра покойник.
То солнечный жар,
то ущелий тоска, —
не верь
ни единой версийке.
Который москит,
и который мускат,
и кто персюки
и персики?
5) имеющие различную стилистическую окраску и отличающиеся сферой употребления: вычесть – высчитать, первый глагол характерен для литературного языка, второму присущ разговорный оттенок; работать – общеупотребительное, сработать – просторечное, специальное.
Смешение паронимов считается грубой лексической ошибкой, ср.: типичный пример неразличения глаголов-паронимов садить и сажать: Каждое деревце садили два человека. Глагол садить имеет разговорную окраску, в книжной речи уместен нейтральный глагол сажать.
К смешению паронимов близка лексическая ошибка, состоящая в замене нужного слова его искаженным словообразовательным вариантом. Так, в разговорной речи вместо прилагательного внеочередной употребляют неочередной, вместо выдающийся – выдающий, вместо заимообразно – взаимообразно.
Художественная речь обычно характеризуется правильным, весьма искусным использованием паронимов. Желая показать тонкие смысловые различия между близкими по звучанию словами, писатели прибегают к их сопоставлению:
…В ней больше красивости, чем красоты (К. Станиславский). Употребление однокоренных слов, различающихся лексическим значением, может служить и средством уточнения мысли: Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила (К. Симонов).
Плеоназмы
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей .
Авторская речь — это речь автора .
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Словарик плеоназмов
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP -персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
источники:
http://mir-knig.com/read_239411-20
http://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/pleonazm.html
Помогите с русским яз. пожалуйста!!!1.Отметьте предложения, где есть плеоназмы(употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов, к примеру-свободные вакансии)
1)Все эти песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.
2) Гостям из Венгрии подарили памятные сувениры.
3) В школе сложилась сложная ситуация.
4) Много нового и познавательного узнает ученик.
5) Приходилось работать в жару, в дождь , в ненастье.
6) Я вчера встретил этого, ну как его, Витьку.
7) Многие из участников встречи познакомились друг с другом.
У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки.
9) Школе подарили библиотеку книг , телевизор.
10) Мы очень быстро произвели уборку класса.
2.Отметьте предложения, где есть тавтология(повторение однокоренных слов или одинаковых морфем)
1)Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
2) Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
3) Необходимо поурочное планирование уроков.
4) Летом дни длятся длиннее.
5) Я подняла голову , а у него шапки нет.
6) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
7) Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
9) В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
10) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы.
Аня
18 месяцев назад
1. В качестве примера я хотел бы привести следующий пример: например, пример Франции. — В качестве пример можно привести Францию/в данном случае можно привести пример Франции. Тавтология.
2.Деепричастный оборот обособляется с двух сторон запятыми. Лишнее слово — запятыми. тавтология.
3.Грибоедов в комедии «Горе от ума» всего лишь описал случай, который с ним случился. Тавтология. Лучше заменить «случился» на «произошел».
4.В научном и деловом стиле никогда не употребляются диалектные и областные слова и выражения. Диалектные и областные — тавтология, второе лучше убрать.
5.На экскурсии вы узнаете много нового и познавательного. Лишнее слово — познавательного.
6.Мы должны успеть сдать работу в срок, поэтому дорога каждая минута времени. Плеоназм. Убрать слово «времени».
7.Староста несет ответственность за явку на субботник. Лексическая неполнота высказывания. Нужно указать, за чью явку староста несет ответственность. Группы, курса или себя?
8.Архангельск с петровских времен был местом, куда прибывали и отбывали торговые суда. Использование лишних слов — убрать «отбывали».
9.Ежемесячно новая рубрика регулярно знакомит читателей с литературными новинками. Регулярно — лишнее слово.
10.По сведениям, поступившим из осведомленных источников, намечено подписание договора о намерениях сторон. Расщепление сказуемого. Заменть на «будет подписан договор»
11.Представители мэрии рассказали о перспективах на будущее. Лишнее слово «на будущее» — тавтология.
12.Делегация посетила памятный мемориал на Пискаревском кладбище. Плеоназм, убрать «памятный».
13.Об этом я скажу ниже. Лексическая неполнота высказывания
14.Львиная часть нашей продукции идет на экспорт. Расщепление сказуемого. Можно заменить на «экспортируется»
15.Выступление оратора было эмоциональным, логическим, убедительным. Личнее слово — логическим.
-
Необходимо
составлять рационы с расчетом, чтобы
наилучшим образом использовать продукты.
2) Плодами своего труда стали пользоваться
кто работал на этой земле. 3) У ворот в
высоком крыле до сих пор не установлена
тепловая завеса, работающие там постоянно
попадают в поток холодного воздуха из
ворот. 4) Кок имел контакт с дизентерийным,
находящимся на борту теплохода. 5) Под
влиянием удобрений можно добиться
значительного повышения сахара в
свекле, крахмала в картофеле. 6) Цех
имеет хорошие показатели по простою
вагонов. 7) Русский народ свято хранит
своих полководцев.В кабинете литературы
висят великие писатели. 9) Роман «Война
и мир» отразил нравственные искания
Л. Толстого 60-х годов. В романе «Воскресение»
еще более резко обличается фальшь и
бездушие светского общества. 10) «Как
закалялась сталь» — центральное
произведение Н. Островского. Столь же
символично заглавие романа «Рожденные
бурей».
3. Устраните недочеты, связанные с лексической избыточностью (плеоназм, тавтология).
-
Горькому
удалось наиболее удачно изобразить
образ рабочего. 2) Нам мало на подготовку
полчаса времени. 3) В отделении совершенно
нет никаких материалов. 4) Между нами
установилось дружное взаимное понимание.
5) Сейчас мы зримо видим эти черты в
нашем молодом поколении. 6) Живет и вечно
будет жить в веках немеркнущая слава
этих героев. 7) Его идеи будут прогрессивными
и передовыми.Подводя итоги, можно
прийти к выводу, что герой преодолел
свои собственные сомнения. 9) Очень
замечательные пироги печет Пульхерия
Ивановна. 10) Проект гостиницы в центре
города был спроектирован молодым
архитектором.
-
Устраните ошибки, связанные с речевой избыточностью.
-
Рождество я
отмечал у коллеги по работе. 2)
Деепричастный оборот всегда обособляется
запятыми. 3) Каждый герой имеет свои
индивидуальные черты. 4) В речи он
употребляет диалектные и областные
слова. 5) Алексей мысленно подумал, что
это конец.
5. Отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) Все эти
песни почерпнуты из копилки народного
фольклора Севера. 2) Гостям из Венгрии
подарили памятные сувениры. 3) Много
нового и познавательного узнают студенты.
4) В школе сложилась сложная ситуация.
5) Приходилось работать в жару, в дождь,
в ненастье.
6. Отметьте предложения, где есть тавтология.
1) Он всего
лишь описал случай, который случился с
ним. 2) Летом дни длятся длиннее. 3) Более
полно и ярко Некрасов изобразил образы
крестьян-борцов. 4) Новая программа
ежемесячно регулярно знакомит нас с
новинками литературы. 5) Она по праву
завоевала первое место и призовой кубок.
7. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: 1)избыточность высказывания; 2) недостаточность высказывания.
-
Сгоряча
я могу сделать, а потом будет трудно
исправить. 2) Вот как глубоко и вместе
просто и отчетливо писал поэт тринадцать
лет спустя. 3) К нам подошел молодой
мальчик. 4) И худо-бедно, но дело шло: к
сожалению, именно в нашем городе дела
идут хуже, чем в других. 5) Большая часть
поступивших овощей погублена зря. 6)
Продавать векселя мы намереваемся не
только столичным жителям, но и других
городов. 7) Сейчас будем веселую комедию
смотреть.Одесса с давних пор была
местом, куда прибывали и отбывали
различные суда. 9) Сердце заледенело…
Губы ссохлись. Он облизнул их языком.
10) Ясность цели позволяет целеустремленно
добиваться намеченного.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #