Мнение экспертов воз о природе ошибок идентификации пациента

В каких материалах ВОЗ содержится рекомендация проводить идентификацию пациентов перед оперативным вмешательством?[править]

– в контрольном списке вопросов по обеспечению хирургической безопасности.

Идентификация новорожденных проводится по[править]

– трем идентификационным признакам

Идентификация пациента[править]

– обязательное подтверждение личности пациента перед медицинскими вмешательствами, осуществляемое всеми медицинскими работниками (врачами, медицинскими сестрами, младшим медицинским персоналом)

Идентификация – это[править]

– установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; распознание

Как коротко называют контрольный список вопросов по обеспечению хирургической безопасности, рекомендуемый ВОЗ?[править]

– чек-лист по хирургической безопасности

Как следует вести разговор со слабослышащим пациентом?[править]

– говорить громко, четко, использовать жесты

Какие вопросы следует задавать при идентификации пациентов?[править]

– открытые

Кто должен проводить идентификацию пациента?[править]

– все группы медицинского персонала, предоставляющие пациенту медицинские услуги

Какой из перечисленных ниже вопросов является открытым?[править]

– Сколько вам лет?

Кто при ответах на контрольные вопросы по обеспечению хирургической безопасности имеет право перед началом операции подтвердить имя ребенка или другого недееспособного пациента, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?[править]

– опекуны (попечители), родители

Каким методом обычно получают информацию, необходимую для идентификации пациента перед медицинским вмешательством?[править]

– методом активного опроса пациента

Какие документы федерального уровня впервые ввели в России обязательную процедуру идентификации пациента перед медицинским вмешательством?[править]

– ГОСТы Р серии 52623, регламентирующие сестринский уход

Какие вопросы, касающиеся проведения идентификации больных, часто включают в проверочные листы сотрудники Росздравнадзора, выходящие на проверки медицинских организаций?[править]

– проводится ли обучение персонала по вопросам идентификации больных

– разработан ли алгоритм идентификации больных, находящихся в коме

– разработан ли алгоритм идентификации больных-иностранцев, не понимающих русского языка

– имеется ли приказ главного врача о проведении идентификации больных

К кому следует обращаться при разговоре со слабослышащим пациентом в ходе подготовки к проведению медицинского вмешательства?[править]

– к самому пациенту, даже если рядом с ним сопровождающие лица или сурдопереводчик

Какие из перечисленных ниже признаков запрещено использовать при идентификации пациента?[править]

– номер палаты и номер койки

Мнение экспертов ВОЗ о природе ошибок идентификации пациента[править]

– эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не случайны, а являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций

Почему при идентификации пациентов запрещено задавать закрытые вопросы?[править]

– закрытые вопросы не обеспечивают гарантий ошибочного понимания ответа

Правило маркировки емкостей для биологических материалов, взятых на исследование в операционной, соблюдение которого исключает ошибки при идентификации биологических материалов[править]

– медсестра зачитывает надпись на емкости, куда помещен образец, вслух, чтобы правильность надписи могли подтвердить члены операционной бригады.

Правило маркировки емкостей с биологическими материалами, взятыми для исследования, которое позволяет снизить риски их ошибочной идентификации[править]

– емкость маркируется в присутствии пациента

Правильная формулировка вопроса при идентификации пациента пред медицинским вмешательством[править]

– Назовите, пожалуйста, свои фамилию и имя

Правильное суждение о масштабе неблагоприятных инцидентов, случившихся в медицинских организациях, в результате которых здоровью пациента может быть причинен вред[править]

– по данным ВОЗ, каждый 10-й госпитализированный пациент становится жертвой неблагоприятного инцидента, в результате которого его здоровью наносится легкий, средний или тяжелый вред, вплоть до смертельного исхода

По каким признакам идентифицируют новорожденных?[править]

– фамилия матери новорождённого

– пол новорожденного (мальчик/девочка)

– число, месяц и год рождения новорождённого

– в случае двойни/тройни, дополнительно указывается порядковый номер (1, 2, 3)

По каким признакам следует проводить идентификацию пациентов перед проведением медицинских вмешательств?[править]

– по двум признакам – по фамилии и имени пациента, или по фамилии и дате рождения, или по фамилии и адресу)

Порядок идентификации дезориентированного пациента, поступившего без документов и сопроводительных лиц[править]

– необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию, надев на руку больного браслет с указанием номера истории болезни.

Почему при заборе крови на исследование не рекомендуется заранее производить маркировку пробирок?[править]

– в целях безопасности, так как, если не получится использовать промаркированную пробирку, она может быть ошибочно использована для взятия образца крови у другого пациента

Почему при идентификации пациента рекомендовано использовать открытые вопросы?[править]

– открытые вопросы практически исключают ошибки идентификации пациентов

Правильное суждение об ошибках идентификации пациента[править]

– ошибка идентификации пациента имеет системную природу, следует изменить систему и тем самым предотвратить ее повторение

Правильное суждение о проблеме безопасности пациента[править]

– безопасность пациента – в рамках полномочий зона ответственности всего медицинского персонала

Рекомендация ВОЗ относительно выполнения хирургической операции, если пациент по состоянию не способен перед началом операции подтвердить свое имя, а также – какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?[править]

– всей операционной бригаде сообщат, о том что пациент перед операцией не смог подтвердить свое имя, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее. Каждый член бригады должен дать согласие на участие в операции в этих условиях.

Рекомендуется ли будить спящего пациента, если вы пришли, чтобы взять кровь на исследование (сделать инъекцию, измерить артериальное давление)?[править]

– разбудить, и по всем правилам провести идентификацию пациента,получить информированное согласие и, если будет введено лекарство, опросить аллергологический анамнез

Суждение об идентификации больных перед проведением медицинского вмешательства[править]

– как медицинский работник сравнил идентификационные признаки, полученные при опросе пациента с теми, что имеются на истории болезни, в листе назначений, направлении на исследовании и т.п.

Суждение об идентификации пациента и этических проблемах взаимоотношений медицинского работника и пациента[править]

– идентификация пациента, облегчающая обращение к нему по имени, является важным элементом установления доброжелательных и доверительных отношений между медицинским работником и пациентом

С чего, согласно ГОСТам Р серии 52623, должен начинаться подготовительный этап медицинского вмешательства (например, внутривенной инъекции)?[править]

– с идентификации пациента

Требования к процедуре идентификации пациента[править]

– идентификация пациента проводится минимум по двум идентификационным признакам (кроме новорожденных)

Частые причины ошибок идентификации пациентов[править]

– больные-однофамильцы

– фамилии некоторых больных имеют близкое написание или звучание

– одновременное оказание помощи двум или более пациентам, особенно в экстренных ситуациях

– плохое закрепление бирок (браслетов)

Что требуется идентифицировать при выполнении лекарственных вмешательств?[править]

– пациента

– дозу, путь и время введения (по листу назначений)

– лекарство (по надписи на упаковке и ампуле)

Что, согласно стандартам Объединенной комиссии по аккредитации медицинских организаций, должна сделать медицинская сестра, если врач отделения интенсивной терапии одновременно сделал несколько устных назначений разным больным?[править]

– записать назначения врача на листок и, прочитав написанное вслух, получить подтверждение врача, что его назначения поняты правильно. В последующем напомнить врачу, чтобы он оформил назначения должным образом

1. К кому следует обращаться при разговоре со слабослышащим пациентом в ходе подготовки к проведению медицинского вмешательства?

1) в таких случаях нет необходимости разговаривать с пациентом, тем более, если он плохо слышит;
2) не имеет значения, можно обращаться и к пациенту, и к сопровождающим его лицам;
3) к сурдопереводчику;
4) к самому пациенту, даже если рядом с ним сопровождающие лица или сурдопереводчик; +
5) к сопровождающим лицам.

2. Почему при заборе крови на исследование не рекомендуется заранее производить маркировку пробирок?

1) из экономии, так как заранее промаркированная пробирка будет испорчена, если ее не удастся использовать у данного пациента;
2) рекомендовано маркировать пробирки заранее, так как их маркировка в присутствии пациента повышает риск ошибок;
3) в целях безопасности, так как, если не получится использовать промаркированную пробирку, она может быть ошибочно использована для взятия образца крови у другого пациента. +

3. Почему при идентификации пациента рекомендовано использовать открытые вопросы?

1) открытые вопросы являются более вежливыми по форме;
2) открытые вопросы практически исключают ошибки идентификации пациентов; +
3) напротив, использование открытых вопросов не рекомендуется, так как занимает слишком много времени.

4. Кто при ответах на контрольные вопросы по обеспечению хирургической безопасности имеет право перед началом операции подтвердить имя ребенка или другого недееспособного пациента, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?

1) перед началом операции это не требуется;
2) лечащий врач;
3) опекуны (попечители), родители; +
4) только родители ребенка;
5) заведующий оперблоком.

5. Какие вопросы следует задавать при идентификации пациентов?

1) однозначные;
2) открытые; +
3) закрытые.

6. Как следует вести разговор со слабослышащим пациентом?

1) говорить громко, четко, использовать жесты; +
2) не рекомендовано переспрашивать пациента, как он понял сказанное — это травмирует пациента;
3) говорить на высоких тонах;
4) громко кричать на ухо;
5) не смотреть в глаза — это отвлекает пациента.

7. Как коротко называют контрольный список вопросов по обеспечению хирургической безопасности, рекомендуемый ВОЗ?

1) проверочный алгоритм;
2) вопросы для самоконтроля;
3) чек-лист по хирургической безопасности; +
4) контрольный алгоритм.

8. Что требуется идентифицировать при выполнении лекарственных вмешательств?

1) идентификация не требуется;
2) лекарство (по надписи на упаковке и ампуле); +
3) пациента; +
4) дозу, путь и время введения (по листу назначений). +

9. Идентификация — это

1) название;
2) регистрация;
3) описание;
4) указание;
5) установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; распознание. +

10. Рекомендуется ли будить спящего пациента, если вы пришли, чтобы взять кровь на исследование (сделать инъекцию, измерить артериальное давление)?

1) не следует лишний раз беспокоить пациента, покой — прежде всего;
2) разбудить, и по всем правилам провести идентификацию пациента, получить информированное согласие и, если будет введено лекарство, опросить аллергологический анамнез; +
3) врач принимает решение на свое усмотрение, медсестре следует поступать согласно указаниям врача;
4) зависит от правил, принятых в конкретной медицинской организации;
5) не имеет значения, зависит от предпочтений медицинского работника.

11. Суждение об идентификации пациента и этических проблемах взаимоотношений медицинского работника и пациента

1) в отношениях врача и пациента не существует проблемы доверия, и потому вопрос не имеет смысла;
2) идентификация пациента, облегчающая обращение к нему по имени, является важным элементом установления доброжелательных и доверительных отношений между медицинским работником и пациентом; +
3) идентификация больных — требует затрат времени и отвлекает медицинского работника от лечебного процесса;
4) идентификация пациента, как формальная, бюрократическая процедура, мешает установлению отношений доверия между врачом и пациентом;
5) идентификация пациента не имеет отношения к вопросам формирования доверия пациентов к врачам и медицинским сестрам.

12. Что, согласно стандартам Объединенной комиссии по аккредитации медицинских организаций, должна сделать медицинская сестра, если врач отделения интенсивной терапии одновременно сделал несколько устных назначений разным больным?

1) немедленно выполнить назначения;
2) повторить сказанное врачом и получить подтверждение;
3) записать назначения в историю болезни и попросить врача поставить свою подпись;
4) записать назначения врача на листок и, прочитав написанное вслух, получить подтверждение врача, что его назначения поняты правильно. В последующем напомнить врачу, чтобы он оформил назначения должным образом; +
5) не выполнять назначение, пока врач не сделает записи в истории болезни.

13. Почему при идентификации пациентов запрещено задавать закрытые вопросы?

1) закрытые вопросы не обеспечивают гарантий ошибочного понимания ответа; +
2) закрытые вопросы не вежливы по форме;
3) наоборот, рекомендовано использовать именно закрытые вопросы.

14. Правильное суждение об ошибках идентификации пациента

1) ошибка идентификации пациента — это случайность, однако ее можно избежать, если ввести строгие наказания;
2) ошибка идентификации пациента — это случайность и ее нельзя избежать, так как людям свойственно ошибаться — это в природе человека;
3) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, следует изменить систему и тем самым предотвратить ее повторение; +
4) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, однако изменить систему и предотвратить ее повторение невозможно;
5) ошибок идентификации пациента не бывает.

15. Требования к процедуре идентификации пациента

1) идентификация пациента проводится минимум по двум идентификационным признакам (кроме новорожденных); +
2) идентификация пациента проводится по одному идентификационному признаку;
3) количество признаков, используемых при идентификации пациента, зависит от ситуации и колеблется от одного до пяти;
4) идентификация пациента проводится минимум по трем идентификационным признакам;
5) число признаков, по которым проводится идентификация пациента, не определено.

16. Идентификация пациента

1) необязательная процедура;
2) не входит в обязанности медицинских сестер;
3) не входит в обязанности медицинских работников;
4) осуществляется один раз, в момент обращения пациента в медицинскую организацию;
5) обязательное подтверждение личности пациента перед медицинскими вмешательствами, осуществляемое всеми медицинскими работниками (врачами, медицинскими сестрами, младшим медицинским персоналом). +

17. Рекомендация ВОЗ относительно выполнения хирургической операции, если пациент по состоянию не способен перед началом операции подтвердить свое имя, а также — какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?

1) в операционную приглашают заведующего оперблоком;
2) всей операционной бригаде сообщают о том, что пациент перед операцией не смог подтвердить свое имя, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее. Каждый член бригады должен дать согласие на участие в операции в этих условиях; +
3) информацию сообщают оперирующему хирургу;
4) информацию сообщают оперирующему хирургу и анестезиологу.

18. Правило маркировки емкостей для биологических материалов, взятых на исследование в операционной, соблюдение которого исключает ошибки при идентификации биологических материалов

1) медсестра зачитывает надпись на емкости, куда помещен образец, вслух, чтобы правильность надписи могли подтвердить члены операционной бригады; +
2) медсестра маркирует все емкости заранее, до операции;
3) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и тщательно проверяет правильность маркировки, внимательно прочитав «про себя», после чего — отправляет на исследование;
4) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и сразу отправляет на исследование.

19. Правильное суждение о масштабе неблагоприятных инцидентов, случившихся в медицинских организациях, в результате которых здоровью пациента может быть причинен вред

1) пациенты редко становятся жертвами медицинских ошибок;
2) по данным ВОЗ, один из 100 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента;
3) по данным ВОЗ, каждый 10-й госпитализированный пациент становится жертвой неблагоприятного инцидента, в результате которого его здоровью наносится легкий, средний или тяжелый вред, вплоть до смертельного исхода; +
4) по данным ВОЗ, один из 10000 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента;
5) по данным ВОЗ, один из 1000 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента с причинением вреда его здоровью и даже смерти.

20. Мнение экспертов ВОЗ о природе ошибок идентификации пациента

1) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций;
2) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов случайны;
3) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов встречаются не часто и не представляют угрозы безопасности пациентов;
4) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не случайны, а являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций; +
5) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не предотвратимы.

21. По каким признакам следует проводить идентификацию пациентов перед проведением медицинских вмешательств?

1) по одному признаку — по номеру палаты или номеру койки;
2) по двум признакам — номеру палаты и койки;
3) по одному признаку — по номеру истории болезни;
4) по одному признаку — по фамилии больного;
5) по двум признакам — по фамилии и имени пациента, или по фамилии и дате рождения, или по фамилии и адресу). +

22. Правильное суждение о проблеме безопасности пациента

1) безопасность пациента — в рамках полномочий зона ответственности всего медицинского персонала;
2) безопасность пациента — зона исключительной ответственности администрации медицинской организации;
3) безопасность пациента — зона исключительной ответственности его лечащего врача;
4) безопасность пациента — зона исключительной ответственности заведующего отделением;
5) безопасность пациента — зона ответственности службы безопасности медицинской организации. +

23. Каким методом обычно получают информацию, необходимую для идентификации пациента перед медицинским вмешательством?

1) необходимо назвать фамилию пациента и попросить его подтвердить ее правильность (словом или простым кивком);
2) методом опроса с помощью закрытых вопросов;
3) любым методом;
4) достаточно прочитать надпись, прикрепленную к кровати больного;
5) методом активного опроса пациента. +

24. Кто должен проводить идентификацию пациента?

1) работники регистратуры и приемных отделений;
2) старшие медицинские сестры отделений;
3) только медицинские сестры;
4) все группы медицинского персонала, предоставляющие пациенту медицинские услуги; +
5) только врачи.

25. Суждение об идентификации больных перед проведением медицинского вмешательства

1) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя, а также дату рождения или адрес;
2) идентификация пациента считается завершенной после того, как медицинский работник познакомился с паспортом пациента;
3) идентификация пациента завершается записью в истории болезни;
4) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя;
5) идентификация пациента может считаться завершенной после того, как медицинский работник сравнил идентификационные признаки, полученные при опросе пациента с теми, что имеются на истории болезни, в листе назначений, направлении на исследовании и т.п. +

26. Правило маркировки емкостей с биологическими материалами, взятыми для исследования, которое позволяет снизить риски их ошибочной идентификации

1) емкость маркируется после забора материала;
2) емкость маркируется в присутствии пациента; +
3) емкость маркируется заранее и проверяется перед забором материала;
4) емкость маркируется заранее, в спокойной обстановке.

27. Какие документы федерального уровня впервые ввели в России обязательную процедуру идентификации пациента перед медицинским вмешательством?

1) Постановление Росздравнадзора;
2) ГОСТы Р серии 52623, регламентирующие сестринский уход; +
3) Федеральные клинические рекомендации по идентификации пациентов;
4) Приказ Минздрава России.

28. В каких материалах ВОЗ содержится рекомендация проводить идентификацию пациентов перед оперативным вмешательством?

1) в постановлении ВОЗ, касающемся вопросов хирургической безопасности;
2) в руководстве ВОЗ по медицинской этике;
3) в уставе ВОЗ;
4) в контрольном списке вопросов по обеспечению хирургической безопасности; +
5) таких материалов нет.

29. По каким признакам идентифицируют новорожденных?

1) в случае двойни/тройни, дополнительно указывается порядковый номер (1, 2, 3); +
2) число, месяц и год рождения новорождённого; +
3) пол новорожденного (мальчик/девочка); +
4) фамилия матери новорождённого. +

Ответы к тесту НМО на тему «Профилактика ошибок идентификации пациента»

1. В каких материалах ВОЗ содержится рекомендация проводить идентификацию пациентов перед оперативным вмешательством?

1) в контрольном списке вопросов по обеспечению хирургической безопасности;+
2) в постановлении ВОЗ, касающемся вопросов хирургической безопасности;
3) в руководстве ВОЗ по медицинской этике;
4) в уставе ВОЗ;
5) таких материалов нет.

2. Идентификация — это

1) название;
2) описание;
3) регистрация;
4) указание;
5) установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; распознание.+

3. Идентификация новорожденных проводится по

1) двум идентификационным признакам;
2) количеству признаков, используемых при идентификации новорожденных, зависит от ситуации и колеблется от одного до пяти;
3) одному идентификационному признаку;
4) трем идентификационным признакам;+
5) числу признаков, по которым проводится идентификация новорожденных, не определено.

4. Идентификация пациента

1) не входит в обязанности медицинских работников;
2) не входит в обязанности медицинских сестер;
3) необязательная процедура;
4) обязательное подтверждение личности пациента перед медицинскими вмешательствами, осуществляемое всеми медицинскими работниками (врачами, медицинскими сестрами, младшим медицинским персоналом);+
5) осуществляется один раз, в момент обращения пациента в медицинскую организацию.

5. К кому следует обращаться при разговоре со слабослышащим пациентом в ходе подготовки к проведению медицинского вмешательства?

1) в таких случаях нет необходимости разговаривать с пациентом, тем более, если он плохо слышит;
2) к самому пациенту, даже если рядом с ним сопровождающие лица или сурдопереводчик;+
3) к сопровождающим лицам;
4) к сурдопереводчику;
5) не имеет значения, можно обращаться и к пациенту, и к сопровождающим его лицам.

6. Как коротко называют контрольный список вопросов по обеспечению хирургической безопасности, рекомендуемый ВОЗ?

1) вопросы для самоконтроля;
2) контрольный алгоритм;
3) проверочный алгоритм;
4) чек-лист по хирургической безопасности.+

7. Как следует вести разговор со слабослышащим пациентом?

1) говорить громко, четко, использовать жесты;+
2) говорить на высоких тонах;
3) громко кричать на ухо;
4) не рекомендовано переспрашивать пациента, как он понял сказанное — это травмирует пациента;
5) не смотреть в глаза — это отвлекает пациента.

8. Какие вопросы следует задавать при идентификации пациентов?

1) закрытые;
2) однозначные;
3) открытые.+

9. Какие вопросы, касающиеся проведения идентификации больных, часто включают в проверочные листы сотрудники Росздравнадзора, выходящие на проверки медицинских организаций?

1) имеется ли приказ главного врача о проведении идентификации больных;+
2) проводится ли обучение персонала по вопросам идентификации больных;+
3) разработан ли алгоритм идентификации больных, находящихся в коме;+
4) разработан ли алгоритм идентификации больных-иностранцев, не понимающих русского языка.+

10. Какие документы федерального уровня впервые ввели в России обязательную процедуру идентификации пациента перед медицинским вмешательством?

1) ГОСТы Р серии 52623, регламентирующие сестринский уход;+
2) Постановление Росздравнадзора;
3) Приказ Минздрава России;
4) Федеральные клинические рекомендации по идентификации пациентов.

11. Какие из перечисленных ниже признаков запрещено использовать при идентификации пациента?

1) адрес прописки;
2) дату рождения;
3) номер истории болезни;
4) номер палаты и номер койки;+
5) фамилию и имя.

12. Каким методом обычно получают информацию, необходимую для идентификации пациента перед медицинским вмешательством?

1) достаточно прочитать надпись, прикрепленную к кровати больного;
2) любым методом;
3) методом активного опроса пациента;+
4) методом опроса с помощью закрытых вопросов;
5) необходимо назвать фамилию пациента и попросить его подтвердить ее правильность (словом или простым кивком).

13. Какой из перечисленных ниже вопросов является открытым?

1) Вам 18 лет?
2) Вам уже есть 18 лет?
3) Вы совершеннолетний?
4) Сколько вам лет?+
5) У вас есть паспорт?

14. Кто должен проводить идентификацию пациента?

1) все группы медицинского персонала, предоставляющие пациенту медицинские услуги;+
2) работники регистратуры и приемных отделений;
3) старшие медицинские сестры отделений;
4) только врачи;
5) только медицинские сестры.

15. Кто при ответах на контрольные вопросы по обеспечению хирургической безопасности имеет право перед началом операции подтвердить имя ребенка или другого недееспособного пациента, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?

1) заведующий оперблоком;
2) лечащий врач;
3) опекуны (попечители), родители;+
4) перед началом операции это не требуется;
5) только родители ребенка.

16. Мнение экспертов ВОЗ о природе ошибок идентификации пациента

1) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов встречаются не часто и не представляют угрозы безопасности пациентов;
2) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не предотвратимы;
3) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не случайны, а являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций;+
4) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов не являются следствием системных недостатков в организации работы медицинских организаций;
5) эксперты ВОЗ признали, что ошибки идентификации пациентов случайны.

17. По каким признакам идентифицируют новорожденных?

1) в случае двойни/тройни, дополнительно указывается порядковый номер (1, 2, 3);+
2) пол новорожденного (мальчик/девочка);+
3) фамилия матери новорождённого;+
4) число, месяц и год рождения новорождённого.+

18. По каким признакам следует проводить идентификацию пациентов перед проведением медицинских вмешательств?

1) по двум признакам — номеру палаты и койки;
2) по двум признакам — по фамилии и имени пациента, или по фамилии и дате рождения, или по фамилии и адресу);+
3) по одному признаку — по номеру истории болезни;
4) по одному признаку — по номеру палаты или номеру койки;
5) по одному признаку — по фамилии больного.

19. Порядок идентификации дезориентированного пациента, поступившего без документов и сопроводительных лиц

1) в изголовье кровати вешают бирку с номером палаты и койки;
2) на его кровать следует повесить бирку с указанием номера истории болезни;
3) на коже его голени следует несмываемым карандашом написать номер его истории болезни;
4) на руку больного надевают браслет с указанием отделения, номера палаты и койки;
5) необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию, надев на руку больного браслет с указанием номера истории болезни.+

20. Почему при заборе крови на исследование не рекомендуется заранее производить маркировку пробирок?

1) в целях безопасности, так как, если не получится использовать промаркированную пробирку, она может быть ошибочно использована для взятия образца крови у другого пациента;+
2) из экономии, так как заранее промаркированная пробирка будет испорчена, если ее не удастся использовать у данного пациента;
3) рекомендовано маркировать пробирки заранее, так как их маркировка в присутствии пациента повышает риск ошибок.

21. Почему при идентификации пациента рекомендовано использовать открытые вопросы?

1) напротив, использование открытых вопросов не рекомендуется, так как занимает слишком много времени;
2) открытые вопросы практически исключают ошибки идентификации пациентов;+
3) открытые вопросы являются более вежливыми по форме.

22. Почему при идентификации пациентов запрещено задавать закрытые вопросы?

1) закрытые вопросы не вежливы по форме;
2) закрытые вопросы не обеспечивают гарантий ошибочного понимания ответа;+
3) наоборот, рекомендовано использовать именно закрытые вопросы.

23. Правило маркировки емкостей для биологических материалов, взятых на исследование в операционной, соблюдение которого исключает ошибки при идентификации биологических материалов

1) медсестра зачитывает надпись на емкости, куда помещен образец, вслух, чтобы правильность надписи могли подтвердить члены операционной бригады;+
2) медсестра маркирует все емкости заранее, до операции;
3) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и сразу отправляет на исследование;
4) медсестра маркирует емкость после помещения туда взятого на операции материала и тщательно проверяет правильность маркировки, внимательно прочитав «про себя», после чего — отправляет на исследование.

24. Правило маркировки емкостей с биологическими материалами, взятыми для исследования, которое позволяет снизить риски их ошибочной идентификации

1) емкость маркируется в присутствии пациента;+
2) емкость маркируется заранее и проверяется перед забором материала;
3) емкость маркируется заранее, в спокойной обстановке;
4) емкость маркируется после забора материала.

25. Правильная формулировка вопроса при идентификации пациента пред медицинским вмешательством

1) Ваша фамилия Иванов?
2) Вы Иванов Иван Иванович?
3) Вы Иванов?
4) Назовите, пожалуйста, свои фамилию и имя.+

26. Правильное суждение о масштабе неблагоприятных инцидентов, случившихся в медицинских организациях, в результате которых здоровью пациента может быть причинен вред

1) пациенты редко становятся жертвами медицинских ошибок;
2) по данным ВОЗ, каждый 10-й госпитализированный пациент становится жертвой неблагоприятного инцидента, в результате которого его здоровью наносится легкий, средний или тяжелый вред, вплоть до смертельного исхода;+
3) по данным ВОЗ, один из 100 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента;
4) по данным ВОЗ, один из 1000 госпитализированных пациентовстановится жертвой неблагоприятного инцидента с причинением вреда его здоровью и даже смерти;
5) по данным ВОЗ, один из 10000 госпитализированных пациентов становится жертвой неблагоприятного инцидента.

27. Правильное суждение о проблеме безопасности пациента

1) безопасность пациента — в рамках полномочий зона ответственности всего медицинского персонала;+
2) безопасность пациента — зона исключительной ответственности администрации медицинской организации;
3) безопасность пациента — зона исключительной ответственности его лечащего врача;
4) безопасность пациента — зона исключительной ответственности заведующего отделением;
5) безопасность пациента — зона ответственности службы безопасности медицинской организации.

28. Правильное суждение об ошибках идентификации пациента

1) ошибка идентификации пациента — это случайность и ее нельзя избежать, так как людям свойственно ошибаться — это в природе человека;
2) ошибка идентификации пациента — это случайность, однако ее можно избежать, если ввести строгие наказания;
3) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, однако изменить систему и предотвратить ее повторение невозможно;
4) ошибка идентификации пациента имеет системную природу, следует изменить систему и тем самым предотвратить ее повторение;+
5) ошибок идентификации пациента не бывает.

29. Рекомендация ВОЗ относительно выполнения хирургической операции, если пациент по состоянию не способен перед началом операции подтвердить свое имя, а также — какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее?

1) в операционную приглашают заведующего оперблоком;
2) всей операционной бригаде сообщают о том, что пациент перед операцией не смог подтвердить свое имя, какую операцию ему будут делать, место операции и согласие на нее. Каждый член бригады должен дать согласие на участие в операции в этих условиях;+
3) информацию сообщают оперирующему хирургу;
4) информацию сообщают оперирующему хирургу и анестезиологу.

30. Рекомендуется ли будить спящего пациента, если вы пришли, чтобы взять кровь на исследование (сделать инъекцию, измерить артериальное давление)?

1) врач принимает решение на свое усмотрение, медсестре следует поступать согласно указаниям врача;
2) зависит от правил, принятых в конкретной медицинской организации;
3) не имеет значения, зависит от предпочтений медицинского работника;
4) не следует лишний раз беспокоить пациента, покой — прежде всего;
5) разбудить, и по всем правилам провести идентификацию пациента, получить информированное согласие и, если будет введено лекарство, опросить аллергологический анамнез.+

31. С чего, согласно ГОСТам Р серии 52623, должен начинаться подготовительный этап медицинского вмешательства (например, внутривенной инъекции)?

1) с гигиены рук;
2) с идентификации пациента;+
3) с получения информированного согласия;
4) со сбора аллергологического анамнеза.

32. Суждение об идентификации больных перед проведением медицинского вмешательства

1) идентификация пациента завершается записью в истории болезни;
2) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя;
3) идентификация пациента завершается после того, как медицинский работник узнал его фамилию и имя, а также дату рождения или адрес;
4) идентификация пациента может считаться завершенной после того, как медицинский работник сравнил идентификационные признаки, полученные при опросе пациента с теми, что имеются на истории болезни, в листе назначений, направлении на исследовании и т.п.;+
5) идентификация пациента считается завершенной после того, как медицинский работник познакомился с паспортом пациента.

33. Суждение об идентификации пациента и этических проблемах взаимоотношений медицинского работника и пациента

1) в отношениях врача и пациента не существует проблемы доверия, и потому вопрос не имеет смысла;
2) идентификация больных — требует затрат времени и отвлекает медицинского работника от лечебного процесса;
3) идентификация пациента не имеет отношения к вопросам формирования доверия пациентов к врачам и медицинским сестрам;
4) идентификация пациента, как формальная, бюрократическая процедура, мешает установлению отношений доверия между врачом и пациентом;
5) идентификация пациента, облегчающая обращение к нему по имени, является важным элементом установления доброжелательных и доверительных отношений между медицинским работником и пациентом.+

34. Требования к процедуре идентификации пациента

1) идентификация пациента проводится минимум по двум идентификационным признакам (кроме новорожденных);+
2) идентификация пациента проводится минимум по трем идентификационным признакам;
3) идентификация пациента проводится по одному идентификационному признаку;
4) количество признаков, используемых при идентификации пациента, зависит от ситуации и колеблется от одного до пяти;
5) число признаков, по которым проводится идентификация пациента, не определено.

35. Частые причины ошибок идентификации пациентов

1) больные-однофамильцы;+
2) одновременное оказание помощи двум или более пациентам, особенно в экстренных ситуациях;+
3) плохое закрепление бирок (браслетов);+
4) фамилии некоторых больных имеют близкое написание или звучание.+

36. Что требуется идентифицировать при выполнении лекарственных вмешательств?

1) дозу, путь и время введения (по листу назначений);+
2) идентификация не требуется;
3) лекарство (по надписи на упаковке и ампуле);+
4) пациента.+

37. Что, согласно стандартам Объединенной комиссии по аккредитации медицинских организаций, должна сделать медицинская сестра, если врач отделения интенсивной терапии одновременно сделал несколько устных назначений разным больным?

1) записать назначения в историю болезни и попросить врача поставить свою подпись;
2) записать назначения врача на листок и, прочитав написанное вслух, получить подтверждение врача, что его назначения поняты правильно. В последующем напомнить врачу, чтобы он оформил назначения должным образом;+
3) не выполнять назначение, пока врач не сделает записи в истории болезни;
4) немедленно выполнить назначения;
5) повторить сказанное врачом и получить подтверждение.

Основные факты

  • Примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти. В странах с низким или средним уровнем дохода смертность в результате небезопасного оказания помощи составляет четыре случая на 100 пациентов (1).
  • Более 50% случаев причинения вреда (один случай на каждые 20 пациентов) можно предотвратить; в половине таких случаев ущерб здоровью вызван применением лекарственных препаратов (2,3).
  • Согласно некоторым оценкам, при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом до 80% (23,6–85%) таких случаев можно предотвратить (4).
  • К распространенным нежелательным явлениям, которые могут нанести предотвратимый вред здоровью пациента, относятся: ошибки применения лекарственных препаратов, небезопасное выполнение хирургических процедур, передача инфекций в процессе оказания медицинской помощи, диагностические ошибки, падения пациентов, образование пролежней, ошибки идентификации пациентов, небезопасное переливание крови и венозная тромбоэмболия.
  • Нанесение вреда пациентам может ежегодно ограничивать мировой экономический рост на 0,7%. Косвенные издержки этого явления во всем мире ежегодно измеряются триллионами долларов США (1).
  • Выделение ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее, улучшению исходов болезней (5). В частности, вовлечение пациентов в процесс оказания медицинской помощи позволяет получить значительную отдачу от таких капиталовложений и при надлежащей организации взаимодействия с пациентами способствует сокращению бремени причиняемого вреда на 15% (4).

Общая информация

Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Распространенные причины нанесения вреда пациентам

Ошибки применения лекарственных средств. Применение лекарственных средств сопровождается нанесением вреда одному из 30 пациентов, при этом более четверти таких случаев считаются тяжелыми и опасными для жизни. На долю медикаментозного лечения приходится половина случаев причинения предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи (3).

Ошибки при оказании хирургической помощи. Ежегодно в мире производится более 300 млн хирургических операций (6). Хотя их возможные побочные эффекты хорошо известны, ошибки в хирургии продолжают происходить с высокой частотой; на долю хирургических вмешательств приходится 10% регистрируемых случаев нанесения предотвратимого вреда пациентам (2), при этом большинство вызванных ими нежелательных явлений возникают перед и после операций (7).

Передача инфекций при оказании медицинской помощи. Частота передачи инфекций при оказании медицинской помощи во всем мире составляет 0,14% (и ежегодно возрастает на 0,06%), приводя к увеличению продолжительности госпитализаций, долгосрочной инвалидности, распространению устойчивости к противомикробным препаратам и предотвратимой смертности, а также создавая дополнительное финансовое бремя для пациентов, их семей и систем здравоохранения (8).

Сепсис. Сепсис – тяжелое осложнение, вызванное острой реакцией иммунной системы организма на инфекцию. Такая реакция организма приводит к поражению его собственных тканей и органов. Установлено, что 23,6% случаев сепсиса среди стационарных больных связаны с оказанием медицинской помощи, а примерно у 24,4% пациентов с сепсисом наступает летальный исход (9).

Диагностические ошибки. Такие ошибки имеют место в 5–20% случаев обращения пациентов к врачам (10,11). В рамках обзоров врачебной практики установлено, что диагностические ошибки, имеющие негативные последствия для здоровья, допускаются как минимум в 0,7% случаях поступления пациентов в медицинские учреждения (12). С ошибками диагностики сталкивается большинство людей на протяжении жизни (13).

Падения пациентов. Падения – наиболее частые неблагоприятные явления среди стационарных пациентов (14). Их частота варьируется от 3 до 5 случаев на 1000 койко-дней, при этом более трети таких падений приводят к травмам (15), ухудшая тем самым исход болезни и создавая дополнительную финансовую нагрузку на системы здравоохранения (16).

Венозная тромбоэмболия. Венозная тромбоэмболия (образование тромбов) является одной из распространенных предотвратимых причин нанесения вреда пациентам, на долю которой приходится одна треть осложнений, обусловленных госпитализацией (17).

Пролежни. Пролежни – повреждения кожных покровов или мягких тканей. Они возникают вследствие длительного давления на определенные участки тела. В отсутствие надлежащего лечения пролежни могут вызывать фатальные осложнения. Пролежни образуются у более чем одной десятой взрослых пациентов, поступающих в стационары (18) и, несмотря на доступность эффективных методов профилактики, крайне негативно влияют на состояние их физического и психического здоровья и качество жизни.

Несоблюдение правил безопасности при переливании крови. Переливание крови при отсутствии необходимости и небезопасные методы трансфузионной терапии подвергают пациентов риску тяжелых побочных реакций и гемотрансфузионных инфекций. Согласно данным о побочных реакциях при переливании крови по 62 странам, частота серьезных реакций составляет в среднем 12,2 случая на 100 000 единиц распределяемых компонентов крови.

Ошибки идентификации пациентов. Неправильная идентификация пациентов может вызывать целый ряд проблем и крайне негативно сказывается на качестве медицинской помощи. Она может приводить к крайне тяжелым неблагоприятным событиям, в частности к неправильному определению области хирургического вмешательства. В опубликованном в 2018 г. докладе Совместной комиссии отмечается, что из 3326 инцидентов (12,3%), произошедших за период с 2014 по 2017 г., 409 сигнальных событий были связаны с идентификацией пациентов (19).

Несоблюдение правил безопасности при выполнении инъекций. С учетом того, что каждый год в мире выполняется 16 млрд инъекций, нарушения правил инъекционной безопасности подвергают пациентов, медицинских и медико-социальных работников риску неблагоприятных событий инфекционного и неинфекционного характера. В ходе одного исследования методами математического моделирования было установлено, что за десятилетний период 2000–2010 гг. небезопасным выполнением инъекций было обусловлено 1,67 млн случаев заражения вирусом гепатита В, от 157 592 до 315 120 случаев заражения вирусом гепатита С и от 16 939 до 33 877 случаев заражения ВИЧ (20).

Факторы, приводящие к нанесению вреда пациентам

Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:

  • системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;
  • технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;
  • человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;
  • факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения; и
  • внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.

Системный подход к обеспечению безопасности пациентов

Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом.

Поэтому для понимания первопричин медицинских ошибок необходимо перейти от привычной практики поиска виноватых к более системному подходу. В соответствии с таким подходом ошибки объясняются системными недостатками структур и процессов с учетом того, что все работники медицинского учреждения в силу своей человеческой природы выполняют обязанности со значительными эмоциональными перегрузками в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. При этом, однако, не игнорируются проявления халатности или ненадлежащего поведения со стороны персонала, приводящие к некачественному оказанию помощи.

Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:

  • принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
  • обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
  • совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
  • привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
  • создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Выделение ресурсов на обеспечение безопасности пациентов положительно сказывается на медицинских исходах, способствует сокращению издержек, обусловленных нанесением вреда пациентам, повышает эффективность работы систем и способствует формированию позитивного и доверительного отношения населения к системам здравоохранения (4,5).

Деятельность ВОЗ

Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов

В мае 2019 г. семьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов», в которой безопасность пациентов признается в качестве одного из приоритетов охраны здоровья во всем мире и одним из необходимых условий укрепления систем здравоохранения для достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения.

В резолюции сессия поручила Генеральному директору уделять особое внимание обеспечению безопасности пациентов в качестве одного из основных стратегических приоритетов в работе ВОЗ по достижению всеобщего охвата услугами здравоохранения, учредила Всемирный день безопасности пациентов, отмечаемый 17 сентября каждого года, и поручила Генеральному директору ВОЗ разработать в сотрудничестве с государствами – членами ВОЗ, партнерами и другими соответствующими заинтересованными сторонами глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов.

Глобальный план действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.

В Глобальном плане действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг. определяются основные направления совместных действий ключевых заинтересованных сторон по комплексной реализации инициатив в области обеспечения безопасности пациентов. Его цель заключается в том, чтобы «добиться минимизации предотвратимого вреда, связанного с небезопасной практикой медицинской помощи во всем мире», в целях построения «мира, в котором каждый пациент в любое время и в любом месте может получить безопасную медицинскую помощь в условиях уважительного отношения».

Всемирный день безопасности пациентов

Всемирный день безопасности пациентов отмечается ежегодно 17 сентября начиная с 2019 г. и служит поводом призвать все страны и международных партнеров проявлять глобальную солидарность и совместными усилиями повышать безопасность пациентов. По случаю этой даты проводится глобальная кампания, посвященная определенной теме и направленная на повышение осведомленности общественности, углубление понимания проблематики безопасности пациентов во всем мире и мобилизацию усилий заинтересованных сторон по устранению предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи и повышению тем самым безопасности пациентов.

Программная инициатива ВОЗ «Десятилетие безопасности пациентов, 2021–2030 гг.»

Начатая ВОЗ новаторская программная инициатива по обеспечению безопасности пациентов призвана направлять и поддерживать стратегические действия по повышению безопасности пациентов на глобальном, региональном и национальном уровнях. Работа инициативы в основном направлена на содействие выполнению Глобального плана действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.


Библиография

  1. Slawomirski L, Klazinga N. The economics of patient safety: from analysis to action. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2020 (http://www.oecd.org/health/health-systems/Economics-of-Patient-Safety-October-2020.pdf, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  2. Panagioti M, Khan K, Keers RN, Abuzour A, Phipps D, Kontopantelis E et al. Prevalence, severity, and nature of preventable patient harm across medical care settings: systematic review and meta-analysis. BMJ. 2019;366:l4185. doi:10.1136/bmj.l4185.
  3. Hodkinson A, Tyler N, Ashcroft DM, Keers RN, Khan K, Phipps D et al. Preventable medication harm across health care settings: a systematic review and meta-analysis. BMC Med. 2020;18(1):1–3.
  4. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety in primary and ambulatory care: flying blind. OECD Health Working Papers No. 106. Paris: Organisation for Economic Co-operation and Development; 2018 (https://doi.org/10.1787/baf425ad-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  5. Slawomirski L, Auraaen A, Klazinga N. The economics of patient safety: strengthening a value-based approach to reducing patient harm at national level. OECD Health Working Papers No. 96. Paris: Organisation for Economic Co operation and Development; 2017 (https://doi.org/10.1787/5a9858cd-en, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  6. Meara, John G., Andrew JM Leather, Lars Hagander, Blake C. Alkire, Nivaldo Alonso, Emmanuel A. Ameh, et al. Global Surgery 2030: evidence and solutions for achieving health, welfare, and economic development. The lancet. 2015; 386: 569-624
  7. Rodziewicz TL, Houseman B, Hipskind JE. Medical error reduction and prevention. Treasure Island, FL: StatPearls Publishing; 2023.
  8. Raoofi S, Kan FP, Rafiei S, Hosseinipalangi Z, Mejareh ZN, Khani S et al. Global prevalence of nosocomial infection: a systematic review and meta-analysis. PLoS One. 2023;18(1):e0274248.
  9. Markwart R, Saito H, Harder T, Tomczyk S, Cassini A, Fleischmann-Struzek C et al. Epidemiology and burden of sepsis acquired in hospitals and intensive care units: a systematic review and meta-analysis. Intensive Care Med. 2020;46(8):1536–51. doi:10.1007/s00134-020-06106-2.
  10. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. Improving diagnosis in health care. Washington (DC): National Academies Press; 2015 (https://doi.org/10.7326/M15-2256, дата обращения: 6 сентября 2023 г.).
  11. Bergl PA, Nanchal RS, Singh H. Diagnostic error in the critically ill: defining the problem and exploring next steps to advance intensive care unit safety. Ann Am Thorac Soc. 2018;15(8):903–7.
  12. Gunderson CG, Bilan VP, Holleck JL, Nickerson P, Cherry BM, Chui P et al. Prevalence of harmful diagnostic errors in hospitalised adults: a systematic review and meta-analysis. BMJ Qual Saf. 2020;29(12):1008–18.
  13. Singh H, Meyer AN, Thomas EJ. The frequency of diagnostic errors in outpatient care: estimations from three large observational studies involving US adult populations. BMJ Qual Saf. 2014;23(9):727–31.
  14. LeLaurin JH, Shorr RI. Preventing falls in hospitalized patients: state of the science. Clin Geriatr Med. 2019;35(2):273–83.
  15. Agency for Healthcare Research and Quality. Falls. PSNet; 2019. (https://psnet.ahrq.gov/primer/falls, дата обращения: 11 сентября 2023 г.).
  16. Dykes PC, Curtin-Bowen M, Lipsitz S, Franz C, Adelman J, Adkison L et al. Cost of inpatient falls and cost-benefit analysis of implementation of an evidence-based fall prevention program. JAMA Health Forum. 2023;4(1):e225125. doi:10.1001/jamahealthforum.2022.5125.
  17. Raskob GE, Angchaisuksiri P, Blanco AN, Buller H, Gallus A, Hunt BJ et al. Thrombosis: a major contributor to global disease burden. Arterioscler Thromb Vasc Biol. 2014;34(11):2363–71. doi:10.1161/ATVBAHA.114.304488.
  18. Li Z, Lin F, Thalib L, Chaboyer W. Global prevalence and incidence of pressure injuries in hospitalised adult patients: A systematic review and meta-analysis. International journal of nursing studies. 2020 May 1;105:103546.
  19. De Rezende HA, Melleiro MM, Shimoda GT. Interventions to reduce patient identification errors in the hospital setting: a systematic review protocol. JBI Evidence Synthesis. 2019;17(1):37–42.
  20. Pèpin J, Chakra CN, Pèpin E, Nault V, Valiquette L. Evolution of the global burden of viral infections from unsafe medical injections, 2000–2010. PLoS One. 2014;9(6):e99677.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мне снится далекое городишко речевая ошибка
  • Мне подарили памятный сувенир речевая ошибка
  • Мне очень хотелось попробовать жареных карпов ошибка
  • Мне нужен желтый гуашь ошибка
  • Мне очень нравится своя подруга тип ошибки