Мне вовсе не завидно речевая ошибка

Федеральное
агентство по образованию

Государственное
образовательное учреждение

«Российский
государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт
лингвистики

Кафедра
русского языка и культуры речи

5208

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ
КОНТРОЛЬ

по
дисциплине

«Русский
язык и культура речи»

Для
студентов всех специальностей

Екатеринбург

2008

Введение

Программированный
контроль по русскому языку представляет
собой форму промежуточного контроля и
включает комплекс тестовых заданий,
разработанный с целью
проверки знаний студентов по нормам
разных уровней языковой системы:
орфоэпии, словообразования, лексики,
фразеологии, орфографии и грамматики.

Подготовка
к выполнению тестов требует от студентов
ответственности, внимательности,
самостоятельности. Формирование этих
качеств – воспитательная задача,
обусловившая введение программированного
контроля как одной из составляющих
методического обеспечения дисциплины
«Русский язык и культура речи».

Предлагаемый
программированный контроль включает
материал, изучаемый на практических
занятиях по дисциплине «Русский язык
и культура речи», в соответствии с
содержанием программы и способствует
решению следующих задач:

  • овладение
    актуальной лексикой русского языка;

  • овладение
    языковыми нормами русского литературного
    языка;

  • овладение
    навыками выполнения тестовых заданий,
    а именно овладение умением различать
    правильные и неправильные варианты
    ответа; умением внимательно следить
    за формулировкой задания и правильно
    интерпретировать его;

  • овладение
    ключевыми терминами и понятиями, с
    которыми студенты знакомятся в ходе
    освоения дисциплины «Русский язык и
    культура речи»;

  • овладение
    навыком обращения к справочной
    литературе, в том числе к учебным
    пособиям и лингвистическим словарям.

Кроме
того, одной из важных методических
задач, обусловивших разработку нового
программированного контроля по дисциплине
«Русский язык и культура речи», является
повышение качества контрольно-измерительных
материалов.

Структура
теста.
В
каждом тесте выделяется три блока
заданий. Первый блок включает
преимущественно задания по орфоэпическим
и акцентологическим нормам. Второй блок
содержит задания по орфографическим
нормам; при отборе словарных единиц
учитывался тот факт, что в современный
русский язык проникает множество слов
иноязычного происхождения.
Третий
блок охватывает разные типы заданий по
лексическим, фразеологическим,
грамматическим нормам.

Условия
проведения теста.
Тестирование
проводится на практических занятиях в
течение семестра и рассматривается как
один из этапов повышения культурно-речевой
грамотности студентов.

Время,
отводимое для выполнения одного теста,
– 5–7 минут.

Проверка
выполнения тестового задания осуществляется
с помощью утвержденного ключа.

Оценка
выполнения тестовых заданий производится
в соответствии с утвержденными в
рейтинговой системе критериями:

0
ошибок

1
– 2 ошибки

3
– 5 ошибок

6
ошибок и более

3
балла

2
балла

1
балл

0
баллов

ИНСТРУКЦИЯ

по
выполнению тестовых заданий,

составляющих
программированный контроль и
предназначенных

для
проведения контрольных опросов

студентов
всех специальностей

по
дисциплине «Русский язык и культура
речи»

Уважаемые студенты!

Вашему
вниманию предлагается программированный
контроль для проведения систематических
контрольных опросов по дисциплине
«Русский язык и культура речи». Вы должны
выполнить предложенные Вам тестовые
задания за 5-7 минут и внести правильные
варианты решений в бланк
ответа
.
Предварительно Вам необходимо заполнить
справочные позиции бланка, указав свое
имя, дату выполнения теста, его номер и
вариант. Далее следует заполнить таблицу,
поставив метки («плюс», «галочку» или
«крестик») только в тех ее ячейках,
которые, по Вашему мнению, соответствуют
номерам правильных ответов. Каждая
строка таблицы отводится для представления
ответов по одному блоку («А», «Б» или
«В») теста. Каждый столбец таблицы имеет
номер от 1 до 9 и соответствует номеру
варианта ответа в пределах одного блока.

Образец заполнения бланка ответов

Бланк ответов

Программированный
контроль по русскому языку и культуре
речи

ФИО

Иванов Сергей

Дата
23.10.08

Тест №
4

Вариант
2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Блок
«А»

+

+

+

Блок
«Б»

+

+

+

+

+

Блок
«В»

+

+

+

+

+

К
выполнению тестовых заданий необходимо
готовиться самостоятельно, обязательно
обращаясь за справкой к учебным пособиям
и словарям, которые представлены в
списке рекомендуемой литературы.

ТЕСТ
1

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

арахис

закупорить

краны

кухонный

свекольный

каталог

средства
(выделены)

навзничь

торты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

бармен

пифия

блюда
(расставлены)

строчная

сливовый

ревень

свекла

щавель

в
графах (таблицы)

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ад..птация

ажи..таж

инфр..структура

к..микадзе

ан..нсировать

ап..ртаменты

апл..дисменты

виз..жист

суб..рдинация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

..бстракция

эвт..назия

аб..немент

ав..нгард

..ранжировка

вол..нтер

перм..нентный

профил..кторий

эйф..рия

В.
Укажите номера верно образованных форм
именительного падежа множественного
числа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

возрасты

выговора

директоры

диспетчера

инженеры

кабели

мастеры

профессора

якоря

1

2

3

4

5

6

7

8

9

бухгалтера

выбора

договора

доктора

лекторы

паспорта

редакторы

ректоры

сторожи

ТЕСТ
1

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

щавель

сливовый

свекла

закупорить

краны

блюда
(расставлены)

средства

каталог

арахис

1

2

3

4

5

6

7

8

9

торты

строчная

навзничь

свекольный

кухонный

ревень

в
графах (таблицы)

пифия

бармен

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

суб..рдинация

виз..жист

апл..дисменты

ап..ртаменты

вол..нтер

ав..нгард

эвт..назия

аб..немент

..бстракция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

..ранжировка

перм..нентный

к..микадзе

эйф..рия

инфр..структура

ажи..таж

ан..нсировать

ад..птация

профил..кторий

В.
Укажите номера верно образованных форм
именительного падежа множественного
числа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

якоря

ректоры

профессора

мастеры

лектора

кабели

доктора

договора

выбора

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сторожа

редакторы

паспорта

инженеры

диспетчера

директоры

выговора

возрасты

бухгалтера

ТЕСТ
2

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

броня
(на номер в гостинице)

досуг

дощатый

заключим

километр

премировать

сомкнутый

уведомить

ходатайство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

губчатый

добыча

(пять)
долей

броня
(защита)

квартал

облегчить

оптовый

венчурный

ценник

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

клав..атура

комп..тенция

комп..нсация

канд..дат

дискр..дитировать

инв..нтарь

кар..катура

квал..фикация

компром..тировать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в..нтиляция

инд..видуальный

дисквал..фикация

интерпр..тация

кат..гория

проф..троли

кап..туляция

дил..тант

акс..ссуары

В.
Укажите номера верно образованных форм
родительного падежа множественного
числа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

застолий

зеркалец

кровлей

манго

полотенцев

туфель

ущельев

цапель

ясель

1

2

3

4

5

6

7

8

9

авокадо

барышней

без
серёг

вафлей

делов

доньев

кухонь

плечей

раздумий

ТЕСТ
2

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ходатайство

уведомить

сомкнутый

венчурный

оптовый

(пять)
долей

добыча

губчатый

броня
(на номер в гостинице)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ценник

премировать

дощатый

облегчить

досуг

километр

квартал

заключим

броня
(защита)

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

комп..тенция

акс..ссуары

клав..атура

квал..фикация

кат..гория

кар..катура

комп..нсация

интерпр..тация

проф..троли

1

2

3

4

5

6

7

8

9

компром..тировать

канд..дат

инд..видуальный

инв..нтарь

дискр..дитировать

дисквал..фикация

дил..тант

кап..туляция

в..нтиляция

В.
Укажите номера верно образованных форм
родительного падежа множественного
числа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ясель

без
серёг

цаплей

ущелий

туфлей

полотенцев

манго

кухонь

барышень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

вафель

раздумьев

плеч

кровель

зеркальцев

застолий

днов

дел

авокадов

ТЕСТ
3

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед
е,
произносится мягкий звук.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

агрессия

адекватный

бизнес

крем

патент

стресс

теннис

термин

террариум

1

2

3

4

5

6

7

8

9

депо

интервью

компьютер

модернизировать

стратегия

стрессовый

водевиль

шинель

энергия

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

бадм..нтон

проф..цит

б..нефис

л..квидность

ст..рильный

алл..рген

тал..сман

темп..рамент

ун..версальный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

конф..ренция

пар..тет

с..мулировать

сол..дарность

сп..куляция

фум..гатор

сув..ренитет

ун..верситет

цер..мония

В.
Укажите номера слов, от которых образуется
форма родительного падежа с окончанием
-ов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ботинки

джинсы

лампасы

партизаны

погоны

солдаты

татары

цыгане

яблоки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

заморозки

грузины

башни

носки

сапоги

сумерки

чулки

шахматы

шорты

ТЕСТ
3

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед
е,
произносится мягкий звук.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

шинель

термин

стресс

модернизировать

компьютер

интервью

депо

адекватный

агрессия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

энергия

террариум

водевиль

теннис

стрессовый

стратегия

патент

крем

бизнес

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

цер..мония

ун..верситет

фум..гатор

сув..ренитет

ст..рильный

л..квидность

б..нефис

с..мулировать

проф..цит

1

2

3

4

5

6

7

8

9

темп..рамент

тал..сман

ун..версальный

алл..рген

сол..дарность

сп..куляция

бадм..нтон

пар..тет

конф..ренция

В.
Укажите номера слов, от которых образуется
форма родительного падежа с окончанием
-ов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

яблоки

сумерки

заморозки

солдаты

сапоги

погоны

джинсы

грузины

ботинки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

шорты

шахматы

носки

чулки

цыгане

татары

партизаны

башни

лампасы

ТЕСТ
4

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед
е,
произносится мягкий звук.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ватерполо

дефилировать

кредо

майонез

кнели

пресса

ретро

сервис

синтез

1

2

3

4

5

6

7

8

9

антитеза

декада

пастель

астероид

прогрессия

юриспруденция

продюсер

синтетика

тент

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в..кансия

к..ординаты

д..льмены

кат..строфа

к..лланетик

мем..риал

ст..гнация

прол..нгация

экстр..диция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ко..лиция

пост..мент

ко..рдинация

м..ршрут

корп..рация

к..рдинальный

п..тенциал

мар..фон

пров..кация

В.
Укажите номера тех пар слов, которые
являются паронимами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

абонент
– абонемент

гуманизм
– гуманистический

комичный
– комический

жизнь
– смерть

описка
– отписка

гуманный
– жестокий

роспись
– подпись

трафарет
– шаблон

усадьба
– поместье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

гуманный
– гуманистический

невежа
– невежда

комичный
– смехотворный

одеть
– надеть

педагогика
– педагогический

раритет
– редкость

скрупулезный
– тщательный

толерантный
– терпимый

укоротить
– скоротать

ТЕСТ
4

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых на месте
согласной буквы, стоящей перед
е,
произносится мягкий звук.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

тент

синтез

юриспруденция

сервис

ретро

пресса

астероид

майонез

антитеза

1

2

3

4

5

6

7

8

9

синтетика

продюсер

прогрессия

пастель

кредо

дефилировать

декада

кнели

ватерполо

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит буква
о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

прол..нгация

к..лланетик

пров..кация

пост..мент

п..тенциал

мар..фон

ко..лиция

кат..строфа

к..ординаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

экстр..диция

ст..гнация

мем..риал

к..рдинальный

корп..рация

м..ршрут

в..кансия

ко..рдинация

д..льмены

В.
Укажите номера тех пар слов, которые
являются паронимами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

усадьба
– поместье

гуманизм
– гуманистический

роспись
– подпись

раритет
– редкость

описка
– отписка

педагогика
– педагогический

невежа
– невежда

комичный
– смехотворный

абонент
– абонемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

толерантный
– терпимый

укоротить
– скоротать

гуманный
– жестокий

скрупулезный
– тщательный

одеть
– надеть

жизнь
– смерть

трафарет
– шаблон

гуманный
– гуманистический

комичный
– комический

ТЕСТ
5

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

давнишний

иглистый

(из)
яслей

изогнутый

мокрота
(сырость)

мозаичный

сироты

стиральный

умерший

1

2

3

4

5

6

7

8

9

избаловать

столяр

страховщик

танцовщица

украинец

цыган

чистильщик

шофер

щелкать

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
л.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сте..а

ко..екция

ба..аст

ди..ер

мета..

ко..ектив

трико..ор

ки..ер

трехба..ьный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

га..ерея

инте..ект

ба..он

ко..ега

и..юстрация

ко..онтитул

мета..ический

криста..ьный

ка..анетик

В.
Укажите номера словосочетаний, которые
содержат плеоназм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в
апреле месяце

демобилизовался
из армии

захватывающий
сюжет

звериное
обличье

прейскурант
цен

промышленная
индустрия

сниматься
анфас

удивительно
красивый

ускоренно
форсировать события

1

2

3

4

5

6

7

8

9

150
рублей денег

вернулся
из армии

главная
суть

известный
сценарист

очень
прекрасный

памятный
сувенир

прейскурант
на продукцию

сниматься
в анфас

форсировать
события

ТЕСТ
5

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

шофер

умерший

страховщик

столяр

мозаичный

мокрота
(слизь)

изогнутый

избаловать

(из)
яслей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

чистильщик

цыган

украинец

танцовщица

щелкать

стиральный

сироты

иглистый

давнишний

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
л.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ди..ер

ка..анетик

трехба..ьный

ко..онтитул

мета..ический

трико..ор

ко..ектив

ба..он

ки..ер

1

2

3

4

5

6

7

8

9

мета..

криста..ьный

ко..ега

ба..аст

и..юстрация

га..ерея

ко..екция

инте..ект

сте..а

В.
Укажите номера словосочетаний, которые
содержат плеоназм.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ускоренно
форсировать события

сниматься
анфас

промышленная
индустрия

прейскурант
цен

известный
сценарист

звериное
обличье

главная
суть

вернулся
из армии

150
рублей денег

1

2

3

4

5

6

7

8

9

удивительно
красивый

сниматься
в анфас

прейскурант
на продукцию

форсировать
события

памятный
сувенир

очень
прекрасный

захватывающий
сюжет

демобилизовался
из армии

в
апреле месяце

ТЕСТ
6

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите предложения с речевыми ошибками.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ася
– коренная екатеринбуржка.

Благодаря
ей мы выиграли.

Дед
Антип – настоящий сибирянин.

Запиши
ихний телефон.

Ольга
пришла без серёг.

Он
потерпел фиаско.

Поставьте
свою подпись.

Товар
уже отгруживают.

У
нас новый физкультурщик.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Благодарю
за мужество.

Когда
нам оплотят работу?

Мне
вовсе не завидно.

Мы
обратились к репетитору.

Посмотрите
взад.

Тренерша
у нас строгая.

У
бочек нет днов.

Я
люблю обоих сыновей.

Я
пошила себе блузку.

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
сс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а..оциация

хоспи..

ди..танция

кри..тальный

а..амблея

кро..ворд

продю..ер

профе..иональный

регре..

1

2

3

4

5

6

7

8

9

диску..ия

ди..тиллированный

ди..плей

кла..ический

ди..трибьютор

компроми..

стре..

инка..атор

а..имметрия

В.
Укажите номера фразеологизмов, которые
содержат искажения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

забрать
львиную часть доходов

не
стоило копья ломать

она
мужа поедом ест

знаю
с малых пеленок

имеет
важную роль

кинуть
камешек в нашу сторону

не
за горой день расплаты

пел
мне дифирамбы

попасть
пальцем в небо

1

2

3

4

5

6

7

8

9

выучить
с грехом пополам

ждали
целый битый час

игра
не стоит никаких свеч

играет
большое значение

исчез
словно в воду канул

мы
с ним пуд соли съели

оказать
внимание ребенку

пришли
минута в минуту

работает
спустив рукава

ТЕСТ
6

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите предложения с речевыми ошибками.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

У
нас новый физкультурщик.

Мы
обратились к репетитору.

Тренерша
у нас строгая.

У
бочек нет доньев.

Мария
любит обеих детей.

Дед
Антип – настоящий сибирянин.

Валя
пошила себе блузку.

Мне
совсем не завидно.

Благодарю
за мужество.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Товар
уже отгруживают.

Он
потерпел фиаско.

Поставьте
свою роспись.

Посмотрите
взад.

Ольга
пришла без серёг.

Когда
нам оплотят работу?

Запиши
их телефон.

Благодаря
ей мы выиграли.

Ася
– коренная екатеринбуржка.

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
сс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а..имметрия

регре..

профе..иональный

продю..ер

кро..ворд

а..амблея

ди..трибьютор

компроми..

ди..тиллированный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

инка..атор

кри..тальный

стре..

кла..ический

ди..плей

ди..танция

диску..ия

хоспи..

а..оциация

В.
Укажите номера фразеологизмов, которые
содержат искажения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

работает
спустив рукава

пришли
минута в минуту

она
мужа поедом ест

оказать
внимание ребенку

не
стоило копья ломать

не
за горами день расплаты

кинуть
камешек в нашу сторону

исчез
словно в Лету канул

ждали
целый битый час

1

2

3

4

5

6

7

8

9

попасть
пальцем в точку

пел
мне дифирамбы

мы
с ним пуд соли съели

львиная
часть доходов

имеет
важную роль

игра
не стоит свеч

играет
большое значение

знаю
с малых пеленок

выучить
с грехом пополам

ТЕСТ
7

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

балованный

безоконный

забрала

(в)
бутике

некролог

нувориш

нужно

разомкнутый

фетиш

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сызмала

донельзя

брала

(в)
лифте

банджо

клала

завидно

возбуждено

позвонят

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит согласная.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

импрес..арио

инци..дент

фе..ерверк

граф..ити

оф..сайд

оф..шор

э..скорт

юрис..консульт

инстал..яция

1

2

3

4

5

6

7

8

9

аген..ство

папарац..и

дерма..тин

конве..ер

тер..акт

армрес..линг

фе..ерия

де..пинговать

э..скалатор

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

засохший
алоэ

аргалú
наклонил рога

измученное
пони

оригинальное
хобби

моя
альма-матер

потерянное
колье

сломанный
пенсне

элегантный
маэстро

строгий
вето

1

2

3

4

5

6

7

8

9

вмиг
раскупаемая «Таймс»

гостеприимное
Тбилиси

древнее
табу

доказанная
алиби

закрытое
купе

испуганный
шимпанзе

назойливый
цеце

завершившийся
родео

удаливший
игрока рефери

ТЕСТ
7

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

возбуждено

нужно

нувориш

банджо

донельзя

(в)
бутике

(в)
лифте

брала

безоконный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

фетиш

разомкнутый

позвонят

забрала

некролог

клала

завидно

сызмала

балованный

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит согласная.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

инстал..яция

юрис..консульт

э..скалатор

оф..сайд

оф..шор

де..пинговать

армрес..линг

тер..акт

конве..ер

1

2

3

4

5

6

7

8

9

э..скорт

граф..ити

фе..ерия

инци..дент

фе..ерверк

дерма..тин

папарац..и

импрес..арио

аген..ство

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

удаливший
игрока рефери

строгое
вето

сломанный
пенсне

завершившееся
родео

потерянная
колье

доказанная
алиби

оригинальное
хобби

назойливое
цеце

моя
альма-матер

1

2

3

4

5

6

7

8

9

испуганное
шимпанзе

элегантный
маэстро

измученное
пони

засохшее
алоэ

гостеприимное
Тбилиси

закрытое
купе

древний
табу

вмиг
раскупаемая «Таймс»

аргалú
наклонил рога

ТЕСТ
8

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на третий слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ветряная
(оспа)

договор

жалюзи

(пять)
повестей

кашлянуть

меновая

(пять)
штепселей

памятуя

языковая
(колбаса)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

алкоголь

бензопровод

ветряная
(мельница)

занята

августовский

(пять)
скатертей

обеспечение

начала
(она)

языковая
(политика)

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
пп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а..ликация

ги..отеза

о..онент

гру..овой

до..инг

и..одром

о..ерировать

про..аганда

ра..орт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а..арат

о..озиция

а..артаменты

сте..лер

а..елляция

а..робировать

гру..ировать

о..онировать

про..орция

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

вкуснейшее
ассорти

высокий
ай кью

глубокое
Онтарио

неисправное
табло

низко
висящее бра

очередной
дежавю

резюме
отправлено

соленая
иваси

ускакавшая
кенгуру

1

2

3

4

5

6

7

8

9

атташе
разъяснил

загадочный
хинди

зажигательный
кантри

выращенная
кольраби

гостеприимный
Туапсе

изящное
фламинго

незабываемое
турне

оборванная
жалюзи

собранное
досье

ТЕСТ
8

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на третий слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

начала
(она)

языковая
(система)

памятуя

обеспечение

ветряная
(оспа)

алкоголь

(пять)
скатертей

жалюзи

(пять)
штепселей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

языковая
(колбаса)

занята

кашлянуть

договор

ветряная
(мельница)

бензопровод

августовский

меновая

(пять)
повестей

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
пп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

о..онент

ра..орт

про..аганда

о..озиция

а..елляция

гру..ировать

сте..лер

а..артаменты

а..арат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

про..орция

о..онировать

и..одром

о..ерировать

до..инг

гру..овой

ги..отеза

а..робировать

а..ликация

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

утерянное
досье

ускакавшая
кенгуру

соленая
иваси

резюме
отправлено

оборванная
жалюзи

низко
висящая бра

неисправное
табло

испугавшее
меня дежавю

атташе
разъяснил

1

2

3

4

5

6

7

8

9

незабываемое
турне

изящное
фламинго

зажигательное
кантри

загадочное
хинди

гостеприимное
Туапсе

глубокое
Онтарио

высокий
ай кью

выращенная
кольраби

вкуснейшее
ассорти

ТЕСТ
9

Вариант
1 Вариант 2

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

плато

абрис

диоптрия

диспансер

колядовать

шасси

толика

паралич

феномен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

скула

коклюш

пломбировать

(до)
локтя

ломота

принял

отчасти

умастить

экслибрис

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

тол..рантность

м..нталитет

истебл..шмент

пр..зидиум

пер..ферия

пр..оритет

пр..тензия

респ..ктабельный

фест..валь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

пр..тендовать

ампл..туда

комп..тенция

эл..гантный

м..ркантильный

през..дент

прив..легия

пульв..ризатор

интелл..гентный

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

воздушное
суфле

выполненное
сальто-мортале

высокогорный
плато

глубокое
декольте

дзюдо
освоен

ночное
рандеву

привезенное
издалека эму

разбогатевший
рантье

солнечный
Батуми

1

2

3

4

5

6

7

8

9

выученный
суахили

полноводный
Миссисипи

долгожданное
завтра

жизненное
кредо

ранчо
куплен

заключенное
пари

салями
куплена

услужливое
портье

широкая
авеню

ТЕСТ
9

Вариант
3 Вариант 4

А.
Укажите номера слов, в которых ударение
падает на второй слог.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

экслибрис

феномен

пломбировать

плато

паралич

колядовать

отчасти

диспансер

скула

1

2

3

4

5

6

7

8

9

умастить

шасси

толика

принял

(до)
локтя

ломота

коклюш

диоптрия

абрис

Б.
Укажите номера слов, в которых на месте
пропуска стоит
е.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

м..ркантильный

фест..валь

пульв..ризатор

прив..легия

през..дент

пр..зидиум

пр..тензия

пр..оритет

пр..тендовать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

респ..ктабельный

пер..ферия

м..нталитет

эл..гантный

интелл..гентный

комп..тенция

истебл..шмент

ампл..туда

тол..рантность

В.
Укажите номера верно составленных
словосочетаний.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ранчо
продано

разбогатевший
рантье

привезенное
издалека эму

полноводный
Миссисипи

заключенное
пари

жизненное
кредо

высокогорный
плато

глубокое
декольте

выполненное
сальто-мортале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

широкое
авеню

услужливый
портье

солнечное
Батуми

салями
куплено

ночное
рандеву

долгожданное
завтра

дзюдо
освоено

выученный
суахили

воздушное
суфле

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

  1. Новость
  2. 2019
  3. мая
  4. 25
  5. Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ

25 мая в России отмечается День филолога – праздник всех, кто «любит слово». Современные филологи работают во многих областях лингвистики и литературы, вносят большой вклад в сферу образования и исследований языковых изменений. Особое значение праздник имеет для кафедры русского языка и литературы Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.

Коллектив кафедры уделяет пристальное внимание современным изменениям в русском языке. Проследить эти изменения можно по наиболее распространенным ошибкам, которые допускаются в устной и письменной речи. Доцент кафедры, кандидат филологических наук Денис Пелихов рассказывает, какие ошибки филологи считают недопустимыми, а к каким можно относиться более спокойно.

«С ошибками в речи нам приходится сталкиваться, к сожалению, очень часто. Воспринимаю я эти ошибки по-разному: чаще всего они, конечно, раздражают, иногда вызывают интерес и желание порассуждать о причинах их появления. Всё зависит от ситуации, от того, где эти ошибки встречаются – в устной речи или на письме, кто их допускает, каков характер этих ошибок, степень грубости и т. д. Если это ошибка в журнальной статье, научной монографии или художественном произведении, то, конечно, такая небрежность в обращении с языком не может не вызывать негодование. Если ошибки встречаются в устной речи, то здесь следует быть более снисходительными: мы должны понимать, что устная речь чаще всего спонтанна, ей свойственны оговорки, использование дискурсивных слов, которые называют еще словами-паразитами, и некоторые другие особенности».

Почему люди допускают ошибки

Именно специфику живого общения филолог называет главной причиной возникновения ошибок в устной речи, которая требует быстрой реакции на реплики собеседника, умение слушать другого человека и корректировать своё речевое поведение в ходе диалога. Всё это приводит к оговоркам, которые говорящий может не замечать, поскольку сосредоточивает своё внимание на дальнейшем построении фразы.

Но есть причины и внутреннего, сугубо языкового характера, отмечает Денис Александрович. Например, ошибки в постановке ударения вызваны объективными трудностями.

«Как все мы знаем, русское ударение разноместно и подвижно, то есть оно может падать на любой слог в слове и перемещаться с одной морфемы на другую при словоизменении и словообразовании. Сравните: голова́ го́ловы голо́вушка. И порой внешне похожие слова ведут себя абсолютно по-разному. Например, в формах слова стол ударение при изменении по падежам перемещается на окончание – стола́, столу́, столо́м, столы́, столо́в, стола́ми, на стола́х. В слове стул, отличающемся от предыдущего всего только одним звуком, мы наблюдаем обратную картину: во всех формах этого слова ударение будет оставаться на корне — сту́ла, сту́лу, сту́лом, сту́лья, сту́льями, на сту́льях. Эту разницу в постановке ударения на современном этапе развития языка объяснить невозможно, поэтому остаётся лишь запоминать, как правильно произносится то или иное слово».

Речевые ошибки, то есть ошибки, связанные с употреблением слов и устойчивых выражений, часто вызваны таким явлением, как метонимия, когда два предмета или явления настолько тесно связаны друг с другом, что свойство одного из них переносится на другое. Отсюда возникают ошибки наподобие выражений «дорогая цена» вместо «высокая цена». Товары по высоким ценам часто называют дорогими, происходит этот перенос, и прилагательное дорогой начинает относиться уже непосредственно к слову цена.

«Можно назвать ещё несколько причин появления в речи ошибок — влияние других языков, диалектных особенностей и профессионального жаргона. О каждой такой причине можно говорить очень долго. Остановлюсь только на последней. Жаргон обслуживает сферу профессионального общения и объединяет людей одних интересов, одного круга. В каждом таком кругу формируется свой набор слов, свойственный той или иной профессии, зачастую также и свои особенности образования слов и их произношения».

Филолог приводит в пример песню В. Высоцкого, в которой характеристика персонажей – моряков – даётся через особенности их речи:

Мы говорим не «што́рмы», а «шторма́» –

Слова выходят ко́ротки и смачны:

«Ветра́» – не «ве́тры» – сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты…

Таким образом, между нормой и ошибкой могут существовать еще несколько вариантов, которые не являются нормативными, но которые нельзя считать и в полной мере ошибочными. Какое же речевое поведение выбрать в этой ситуации?

«Оптимальным решением, на мой взгляд, может быть владение двумя или более нормами и умение переключаться с одного стилистического регистра на другой. К примеру, если я судмедэксперт и в моей сфере принято говорить слово а́лкоголь с ударением на первый слог, то в общении с коллегами я буду использовать именно этот, жаргонный вариант произношения. В другой же ситуации я выберу общеупотребительную литературную норму с ударением на последнем слоге – алкого́ль», – объясняет доцент кафедры русского языка и литературы.

ТОП-10 наиболее частых ошибок

Филолог ЮУрГУ составил список из десяти самых грубых ошибок, которые встречаются как в устной, так и в письменной речи:

  1. Неуместное использование местоимения «то» при придаточном изъяснительном: «я думаю то, что…» вместо правильного «я думаю, что…».
  2. «До скольки́» вместо «до ско́льких», «ко скольки́» вместо «ко ско́льким», и даже «со сколькью́» вместо «со ско́лькими». Это местоименное числительное склоняется как прилагательное, и это надо просто запомнить.
  3. Неправильное употребление предлога «по» во временно́м значении: «по прилёту» вместо правильного «по прилёте», «по приходу» вместо «по приходе», «по окончанию» вместо «по окончании» и т. п.
  4. Неправильное использование этикетного междометия «пожалуйста». Это слово призвано смягчить просьбу, поэтому использоваться оно может только в сочетании с глаголом в повелительном наклонении. К примеру, можно услышать фразу «Можно, пожалуйста, у вас отпроситься?» вместо правильного «Отпустите меня, пожалуйста!». Первый вариант так же ошибочен, как выражения «Который, пожалуйста, час?» или «Что это, пожалуйста, такое?».
  5. Смешение паронимов «одеть» и «надеть». Запоминанию сочетаемости этих слов может помочь фраза: «одеть Надежду, надеть одежду».
  6. Неумение склонять названия населённых пунктов, оканчивающихся на «-о»: «в Кемерово» вместо правильного «в Кемерове», «из Домодедово» вместо «из Домодедова», «битва под Бородино» вместо «битва под Бородином». Такие названия традиционно склонялись по модели слов среднего рода. Запомнить это правило помогут строки из известного стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
  7. Неумение склонять числительные: «двухста рублей» вместо правильного «двухсот рублей», «трёхста рублями» вместо «тремястами рублями», «тысячей рублей» вместо «тысячью рублями» и т. д.
  8. Незнание личных окончаний некоторых глаголов. Чаще всего страдают, по моим наблюдениям, глаголы бороться и клеить. Первый из них относится к первому спряжению, а второй — ко второму. Незнание этого правила, а также закон аналогии приводит к частым ошибкам, которые я вижу в интернете: «борятся» и «борящийся» вместо правильных форм «борются» и «борющийся», а также «клеют» и «клеющий» вместо правильных «клеят» и «клеящий».
  9. Образование гибрида «вообщем», восходящего к двум словам – «вообще» и «в общем».
  10. Ну и напоследок еще один гибрид – на этот раз фразеологический. Это выражение «имеет место быть», которое появилось в результате контаминации, то есть объединения, двух выражений: «имеет место» со значением «есть, наличествует» и устаревшего «имеет быть» со значением «должно состояться, произойти».

Эти и другие ошибки находят отражение в интернет-мемах, которые активно применяется в межличностной коммуникации в социальных сетях и мессенджерах. Филолог ЮУрГУ использует это относительно новое языковое явление при обучении студентов:

«Существуют интернет-мемы, которые построены на ошибках. Они, как правило, забавны, но подчас за ними стоит и нечто большее. Некоторые из них призваны, как мне кажется, высмеять неграмотность. А ещё мне представляется, что это может стать и хорошим методическим инструментом. Так, например, я сам порой делаю такие мемы – подбираю к смешным картинкам подписи из тех ошибок, что допускают обучающиеся. Молодежи такие вещи нравятся в силу их внешней несерьёзности, а самое главное, они подспудно позволяют запомнить трудные случаи написания слов».

Станут ли эти ошибки нормой?

При частом повторении неправильная форма может перестать восприниматься как таковая. Из перечисленных ошибок вариантом нормы уже считается отсутствие склонения у имён собственных, оканчивающихся на «-о». Как предполагают лингвисты, эта норма стала входить в речевую практику для того, чтобы избежать неточностей при обозначении созвучных населённых пунктов. К примеру, названия городов Пушкино Московской области и Пушкин Ленинградской области во всех косвенных падежах, кроме винительного, приобретут одинаковые окончания: Пушкина, Пушкину, Пушкином, о Пушкине. И именно требования коммуникации привели к изменению этой нормы и появлению нового, равноправного варианта.

К изменениям нормы нередко приводит и закон аналогии. Так, прежнее ударение в слове гу́ба на основе, сохранившееся только в выражении «гу́ба не дура» было вытеснено новым ударением на окончании – губа́ – под влиянием таких слов, как рука́ или нога́, также обозначающих части тела.

Денис Александрович отмечает, что не всякая ошибка может закрепиться в качестве новой, или – как говорят лингвисты – младшей, нормы. Чтобы это произошло, новая норма не должна нарушать общих принципов построения слов, законов словоизменения. Но как же можно бороться с неграмотностью?

«Боюсь, ответ на этот вопрос будет самым банальным: читать классическую и современную русскую литературу, которая была и остаётся одним из важнейших источников языковых норм. Чтение не только развивает словарный запас, но и позволяет запомнить написание многих слов, орфография которых не поддаётся проверке на современном этапе развития языка. Кроме того, нужно следить за своей речью и в случае затруднений обращаться к словарям и вообще воспитывать в себе привычку пользоваться справочниками и научной литературой, в которой отражены самые разные нормативные критерии устройства и функционирования языка», – советует филолог.

Справочно:

Кафедра русского языка и литературы была образована в Южно-Уральском государственном университете в 2000 году, первый выпуск специалистов-филологов состоялся в 2006 году. Сейчас кафедра готовит выпускников по всем ступеням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Филолог – выпускник ЮУрГУ – может реализовать себя в любой сфере деятельности, предполагающей работу с текстами. Подробнее узнать об особенностях обучения филологов можно на сайте кафедры.

Вы нашли ошибку в тексте:

Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.

Граммар-наци – ваше второе имя? С одной стороны, это очень неэтично – строить из себя всезнайку и при личном общении, и в онлайн переписке в социальных сетях. Но с другой, это же невежество – быть безграмотным и не знать свой родной русский язык. У каждого есть подруга или друг, которые регулярно говорят «позвОнишь». Как же это режет слух, и вы с нескрываемым раздражением шпыняете ее за это. Но что, если попробовать в шутливой форме в ответ говорить «позвонИшь»? Это будет намного эффективней, и в один прекрасный момент вы услышите долгожданное правильное ударение!

Примеры речевых ошибок в русском языке

Люди общаются при помощи речи, это своеобразный канал связи. А, как известно, при нарушении сигнала, связь может оборваться. Поэтому чтобы человеческие узы оставались неразрывными, речь должна быть правильной. Какие типичные ошибки бывают допущены в произношении имени собственного?

УкраИна или УкрАина?

Все производные названия страны должны произноситься с ударением на согласную И: УкраИна, житель ‒ украИнец, язык ‒ украИнский. Ошибочно делать ударение на букву А.

примеры типичных речевых ошибок

Мэрилин Монро за чтением

Просклоняем Марию Цигаль по падежам

— Кто, что?
— Мария Цигаль.
— Кого, чего?
— Марию Цигаль.
— Кому, чему?
— Марии Цигаль и т. д.
Женские фамилии, которые заканчиваются на мягкий знак, не склоняются.

В Иванове или в Иваново?

Как часто мы слышим: «Мы живем в Иванове» или «Мы живем в Иваново». Правильно – жить в городе Иваново, жить в Иванове.
Ниже приведены примеры типичных речевых ошибок в русском языке и особенность употребления этих слов.

Вовнутрь? ВНУТРЬ!

Одеваясь, мы заправляем кофточку ВНУТРЬ юбки. Открывая конверт, мы смотрим ВНУТРЬ. Никаких приставок «во» не должно быть.

Одеть? НАДЕТЬ!

Этот случай, пожалуй, самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Существует простое правило, по которому легко запомнить правильное употребление этих слов в зависимости от контекста. НАДЕТЬ шляпу – ОДЕТЬ дочку. Когда дело касается вас самих, в этом случае НАдеть, кого-то другого – Одеть.

какие типичные ошибки бывают допущены в произношении имени собственного?

Мэрилин Монро внимательно читает книгу

Закончить школу, вуз? ОКОНЧИТЬ!

В школе задали сделать собственный проект. И вот дело ЗАкончено. Вы прибрались дома – ЗАкончили. Как вы поняли, заканчивают дело, а учебное заведение (вуз, школа, автокурсы) Оканчивают.

Кипельно-белый? КИПЕННО-БЕЛЫЙ!

Вы варите макароны или мясо, а на поверхности всегда образуется белоснежная пена – кипень, так называли ее наши предки когда-то в давние времена.

Поэтому белые предметы гардероба кипенно-белые – и никакие другие!

Коллеги по работе? Просто КОЛЛЕГИ!

Слово «коллега» уже по умолчанию имеет следующее значение: «человек, который со мной вместе работает, или имеющий аналогичную профессию», поэтому пояснять, что «Вася – мой коллега по работе» – избыточное выражение.

Крема, свитера, джемпера? КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!

Окончание «а» в этих словах мы слышим регулярно, оно привносит в разговорную речь некой «простецкости». Намного более «поэтичнее» и правильнее использовать на конце «ы»: сегодня ходили по магазинам и купили теплые джемперы, а потом зашли в отдел косметики и купили питательные кремы.

Кушать? ЕСТЬ!

Произнося фразу «я покушала», помните, что звучит она словно из уст манерной кокетки. Слово «есть» универсально. Стоит различать границы можно-нельзя. Спросить ребенка, кушал ли он, вполне этично. Однако взрослый мужчина, ответивший о себе: «я покушал» – это моветон.

Ложить? КЛАСТЬ!

Одной из самых распространенных ошибок в речи считается именно эта. Запомните правило: слова «ложить» не существует, оно употребляется только с приставками: ПОложить на стол, Сложи в стопку и т. д. Знаменитая фраза из фильмов: «положь трубку» тоже не является нормой. Только «положи, клади».

Навряд ли, напополам? ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!

Помните популярную в 90-х группу «На-на»? Так вот: в случае этих слов никакие «на-на» не нужны: ВРЯД ЛИ сегодня мы куда-нибудь пойдем, разделим фрукт ПОПОЛАМ.

виды распространенных ошибок в разговорной речи

Мэрилин Монро читает книгу в постели

По приезду, по прибытию, по окончанию? ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!

Правильное употребление этих слов в первую очередь возлагается на вашу зрительную память, частое чтение и интерес к словарям, так как проверочных правил к ним нет. Остается только хорошенько запомнить, зазубрить.

Простынь? ПРОСТЫНЯ!

Как легко ошибиться с окончанием слов «нь, ня». Изыди разговорный вариант «простынь» из нашего лексикона! Для этого придется вспомнить детство и известное стихотворение Чуковского «Мойдодыр»:

«Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…»

Пылесошу? Пылесосю? ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!

Борьба за чистоту в доме часто заканчивается борьбой за правильную речь! Вы наводите порядок, но вдруг позвонила подруга и спрашивает, чем вы занимаетесь. Вы отвечаете: «пылесосю…пылесошу…сосу пыль»… Правильно – «чищу пылесосом»!

Согласно приказа, распоряжения? Согласно ПРИКАЗУ, РАСПОРЯЖЕНИЮ!

После предлога «согласно» всегда идет существительное в родительном падеже, то есть отвечающее на вопрос «чему»: «согласно чему? Приказу.» Премия за месяц выписана согласно приказу директора предприятия.

Стираться? СТИРАТЬ!

Употребляя в словах стирать, полоскать, убирать добавочное окончание «ся», вы как бы приписываете действие себе, то есть вы собрались себя любимую полоскать, стирать и оттирать от грязи.

Туфлей? ТУФЕЛЬ!

Нельзя не вспомнить знаменитую фразу из фильма «Кавказская пленница», ставшую чуть ли не крылатой: «Чей туфля». Слово «туфли» неизменно. Правильное употребление: сегодня меряла пару туфель, которая мне очень понравились.

Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?

Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).

особенность употребления слов в речи

Мэрилин Монро читает книгу, лёжа на кушетке

Экспрессо? ЭСПРЕССО!

А не пойти ли выпить чашечку любимого эКспрессо. Если вы это слышите, вы практически оскорблены до глубины души! Это самое распространенное неправильное употребление слова в речи. Причина путаницы – смешение двух слов из итальянского и английского языков, имеющие похожее звучание и одинаковое значение: espresso – быстрый по-итальянски, express – «быстрый, срочный, экстренный» по-английски. На эКспрессе мы поедем из Москвы в Питер, наслаждаясь чашечкой любимого эспрессо, сидя в вагоне-ресторане.

Какие виды распространенных ошибок в разговорной речи встречаются:

  1. Произносительные: плотит (неверно) – платит (верно), конешно (неверно) ‒ конечно (верно).
  2. Лексические: индианка – индейка.
  3. Фразеологические: объединение двух устойчивых фраз («спустя рукава» и «сложа руки») – «Нельзя это делать сложа рукава».
  4. Морфологические: полотенцев, пианинов, подешевше и др.
  5. Синтаксические: на столе лежат много книг (неправильное согласование).
  6. Орфографические: тубарет, вогзал, сдесь и т. д. (встречаются в письменной речи).

Смешные ошибки в словах

Частенько мы допускаем смешные ошибки в словах и даже не замечаем этого. Иногда это происходит случайно (оговорка), но чаще всего человек действительно не знает, как правильно произносится слово. Евошний, евонный, ихний – это так по-деревенски. Это неверные производные от слов «его» и «их». «Было бы смешно, если бы не было так грустно». Самые распространенные ошибки в русском языке часто делаются на автомате. Мы где-то услышали это слово, запомнив его на подсознательном уровне. Поэтому если вы не хотите случайно опозориться на каком-то выступлении на работе, на публике, тщательно «фильтруйте базар».

«Этовать» – что за зверь такой?

Мало кто знает такое слово, как этовать. А оказывается оно существует. По значению его можно сравнить с английским Do, обозначающим действие, но неопределенное. Это универсальный глагол, которым можно заменить другой в зависимости от контекста.
– «Чем занималась сегодня?»
– «Да этовала весь день!»
или
– «Хватит тут этовать мне!»
Вот такой он, разнообразный русский язык, разные в нем и особенности употребления слов в речи. Некоторые слова, которые сейчас не употребляются, нередко принимают за речевые ошибки те, кто не знает их значение. Например: агнец – ягненок, град – город, черница – монахиня и др.

Шпаргалка! Проверить интересующее вас слово – его произношение, ударение, правописание, особенности значения и употребления – можно с помощью порталов «Грамота.ру», «Грамма.ру», «Яндекс-словари». Сайт «Орфограммка.ру» позволяет избавлять от ошибок целые предложения и абзацы – навести порядок, например, в тексте комментария, письма. Тренировать грамотность интересно, выполняя онлайн-диктанты (все слышали о проекте «Тотальный диктант»?) и интерактивные упражнения, которых много на «Грамоте.ру»

Примеры предложений с частыми речевыми ошибками постоянно на слуху:

  1. У меня не оплОчены счета.
  2. Нужно ложить вещи вот так.
  3. Ты позвОнишь мне?

Даже в СМИ нередко допускают подобное: «Благодаря землетрясению погибли тысячи жителей».

Заключение

Говорить на родном языке правильно – это не только обязанность гражданина страны, но и уважительное отношение его к другим членам общества. Именно поэтому так важно уже с детства прививать ребенку любовь к изучению языка. Неправильная косноязычная речь приводит к непониманию при общении между людьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мне вкусно ошибка
  • Мл 164 ошибка esp
  • Мицубиси рвр ошибка 56
  • Мне было отказано под благоприятным предлогом речевая ошибка
  • Мицубиси паджеро спорт ошибка u1504