Мид предъявил ноту протеста исправьте ошибки

  1. Выберете нужную форму.

  1. До
    сих пор в (цехе, цеху) нет радио.

  2. (Шесть,
    шестеро) девушек поступили на курсы.

  3. (Четыре
    друга, четверо друзей) отправились в
    туристический поход.

  4. В
    пользу проекта высказались (два, двое;
    профессор).

  5. Потребовалось
    (шесть, шестеро; носилки).

  6. Мы
    купили килограмм (сахара, сахару), пачку
    (чая, чаю) и высушенного (гороха, гороху).

  7. Хозяйка
    протянула гостю чашку дымящегося (чаю,
    чая).

  8. Медсестра
    подала марлю, смоченную в (спирту,
    спирте).

  9. Мы
    налили в пробирку двести граммов
    (бензину, бензина).

  10. Мы
    налили чашку (чаю, чая), и в комнате долго
    держался аромат (чаю, чая).

  11. Этот
    нападающий сегодня бьет без (промаху,
    промаха).

  12. Теперь
    уж я задам (перцу, перца).

  13. Я
    в (отпуску, отпуске) с 1 по 30 мая.

  14. Клал
    в суп (перцу, перца); много (жиру, жира);
    посев (гороху, гороха); стакан (чаю, чая);
    килограмм (песку, песка); прикупить
    (меду, меда); вкус (сахару, сахара).

  15. Заграничные
    (паспорта, паспорты); опытные (доктора,
    докторы); известные (профессора,
    профессоры); вновь назначенные (директора,
    директоры); искусные (повара, повары);
    праздничные (торта, торты); внимательные
    (инспектора, инспекторы).

Образец
правки ошибок, связанных с нарушением
грамматической нормы русского языка:

Предложение
с ошибкой

Отредактированное
предложение

Выступила
лауреатка
второй премии Ирина Иванова.

Выступила
лауреат
второй премии Ирина Иванова

3.
Исправьте ошибки.

1.
В общежитии нас познакомили с Николаем
Кох.

2.
Все хотят услышать Эдиту Пиаф.

3.
МИД предъявила ноту протеста.

4.
С докладом выступил Герой Российской
Федерации Ирина Петрова.

5.
Наше знакомство с Чарли Чаплин состоялось
в период немого кино.

6.
Газеты сообщили о падении цен на
колумбийское кофе.

7.
Над городом видели блестящее НЛО, оно
то появлялось, то вновь исчезало

8.
С приветственным словом выступила
руководительница делегации заслуженная
учительница Вера Николаевна Иванова.

9.
Бдительный ФБР вовремя предотвратил
террористический акт.

10.
Две колибри, севшие на ветку, привлекли
внимание орнитолога.

11.
Взгляды игроков устремились на
таинственный зеро.

12.
По правде сказать, она мало походила на
агитаторшу.

13.
В Москву прибыл председатель
организационного олимпийского комитета
Мария Стюарт.

14.
В числе делегаток на Всемирный конгресс
женщин была первая женщина – космонавтка.

15.
В этом году мы посетили шумное, многолюдное
Осло.

16.
Лекции профессора Дмитрия Черныха
отменяются.

17.
«Таймс» опубликовал, что ООН приняло
резолюцию о прекращении войны в Ираке.

18.
В недавно открытой женской парикмахерской
лучшей мастерицей считается Татьяна
Леонова.

19.
Директриса дала указание перевести на
другую работу лаборанток кафедры Иванову
и Сидорову.

По
теме «Грамматика русского языка
(синтаксис)»

Название
работы: «Синтаксические ошибки и их
исправление».

Цель:
стилистический анализ синтаксических
структур в тексте;

конструирование
текста в определенном стиле и жанре с

использованием
заданных синтаксических структур.

Задание:
отредактировать текст

Не
соответствующее норме управление –
одна из самых
распространенных синтаксических ошибок.
Объясняется это тем, что выбор той или
иной падежной формы бывает обусловлен
в нормативном языке не только собственно
синтаксическими, но и лексико –
семантическими, морфологическими,
иногда даже словообразовательными
факторами.

Другой
распространенной речевой ошибкой
является неправильное
согласование сказуемого с подлежащим.

Речевые
недочеты, связанные с использованием
в предложении

однородных
членов:

  • объединение
    сочинительной связью слов, обозначающие
    логически несопоставимые понятия;

  • неодинаковое
    морфологическое оформление однородных
    членов предложения;

  • нарушение
    правил сочетаемости при подключении
    второго компонента;

  • не
    соответствующее норме употребления
    союзов;

  • чрезмерное
    удлинение ряда однородных членов;

  • объединение
    сочинительной связью разнотипных
    синтаксических единиц;

Наиболее
всего распространены следующие ошибки
в употребление
причастных оборотов:

  • нарушение
    согласования причастия с определяемым
    словом;

  • нарушение
    порядка взаимного расположения
    причастного оборота и определяемого
    слова;

  • включение
    в состав причастного оборота союзов и
    относительных местоимений (союзных
    слов).

Ошибки,
связанные с использованием
деепричастных оборотов:

  • употребление
    деепричастных оборотов, не соотнесенных
    по смыслу с подлежащими;

  • включение
    подлежащего в середину деепричастного
    оборота;

  • включение
    в состав деепричастного оборота союзов.

6.
Особенностью русского языка является
то, что в нем по сравнению с другими
языками не в такой степени действует
закон «порядка
слов».

Порядок
расположения слов в предложении связан
как с его грамматическим членением, так
и с коммуникативным. Можно выделить три
группы ошибок, связанных с нарушением
порядка слов:

  • нарушение
    объективного порядка слов (т. е. помещение
    ремы на первое место в предложении);

  • открыв
    частицы от того компонента предложения,
    к которому она непосредственно относится;

  • нарушение
    нормативного порядка слов в словосочетаниях,
    не связанные с коммуникативным членением
    предложения.

Задания
для практической работы.

Выберите
правильную форму.

Операция
на сердце была проведена с помощью, при
помощи новой аппаратуры.

Преступник
не раскаялся (в содеянном, за содеянное).

Новая
лаборатория была создана (в целях, с
целью) продолжения начатой работы.

Эту
дверь можно открыть только (с помощью,
при помощи) ключа.

На
выставке (экспонируется, экспонируются)
более 30 различных моделей.

Вся
молодежь (участвовала, участвовали) в
соревнованиях.

Часть
книг (передана, переданы) в библиотеку.

На
повестку дня (вынесен, вынесены) ряд
вопросов.

Участниками
соревнований (стал, стали) ряд лыжников
– сибиряков.

Квартира
была разделена на две (неравные, неравных)
части.

(Первые,
первых) два места разделили два
гроссмейстера.

Вдруг
на них он выменял (борзые, борзых) три
собаки.

Две
(старшие, старших) сестры окончили
институт.

Пришлось
стоять в очереди (целых, целые) два часа.

Образец
правки ошибок, связанных с нарушением
грамматической нормы русского языка:

Предложение
с ошибкой

Отредактированное
предложение

Прочитав
пьесу
,
передо мной встали образы персонажей
(ошибка – неправильное употребление
деепричастного оборота).

Когда
я прочитал пьесу
,
передо мной

2
. Исправьте ошибки и отредактируйте
предложения
.

Никакие
журналы я не выписываю.

Он
был спасен подоспевшим прохожим, вовремя
подбежав к горящей машине.

Кутузов,
находясь на поле боя, больше всего
заботится о поддержании боевого духа
в солдатах.

Весь
мир напряженно следит за происходящими
событиями в Югославии.

Каждая
девушка ждет своего принца, обязательно
придущего к ней однажды.

Вошла
горничная в накрахмаленной на голове
косынкой.

При
обсуждении этого вопроса он не выдвинул
никакие аргументы.

В
письмах, получающихся редакцией газеты,
есть много дельных замечаний.

Практическая
работа №-4

По
теме «Стилистика языка»

Название
работы: «Устранить недочеты стилистики»

Цель:
различать
тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать
речь с точки зрения её нормативности,
уместности и целесо­образности;
продуцировать разные типы речи, создавать
тексты учебно-научного и официально-делового
стилей в жанрах, соответствующих
требо­ваниям
профессиональной подготовки студентов.

Задание:
Отредактировать текст .

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Вадский филиал

Методические указания по выполнению практических заданий

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Преподаватели: Синядьева Т.А.

Тюрина И.Н.

Вад

2014 г.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 1

Наименование раздела: Текст. Стили речи

Название работы: Построение текста. Стилистический разбор текста

Цель работы: Уметь создавать тексты разных стилей, определять стилистические особенности текста.

Задание №1. Прочитайте отрывок из Закона РФ О защите прав потребителей.

Попробуйте передать содержание этих статей в дружеском письме. Использование каких слов и выражений окажется невозможным в неофициальной ситуации?

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителей (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Задание№2. Прочитайте текст. Определите стиль, к которому принадлежит этот текст, укажите соответствующие отличительные признаки.

Представьте себе корабль со спущенными реями, рваными парусами, перекошенными винтами. Такой корабль не пересечёт океан, не войдёт в свою гавань. Человек же куда более тонкий и сложный организм, чем любой корабль. Он втройне нуждается в регулировке, в правильной самоорганизации. А мы стоим рядом, проявляем больше заботы о порядке в своей квартире, чем в себе. В понятие «сотвори себя» я вкладываю не только физическое развитие, но и психический контроль, воспитание воли. Очень важным я считаю умение держать себя в узде и делать прежде всего то, что надо, а уж потом только то, что хочется. Я глубоко уверен вот в чём: строгость, щепетильность, требовательное отношение к себе – залог будущих успехов. Будешь к самому себе строг – будешь самому себе другом.

Задание№3. Составьте и запишите инструкцию, предусматривающую работу в кабинете информатики, на рабочем месте, в кабинете химии.

Задание№4. Напишите объяснительную записку о причинах вашего отсутствия на занятиях.

Задание№5. Напишите заявление о приёме вас на работу.

Вопросы для самопроверки

1.Сфера употребления функциональных стилей речи;

2.Особенности употребления лексики разговорного стиля;

3.Особенности написания деловых бумаг.

4.Состав публицистически окрашенной лексики.

5.Язык художественной литературы.

Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. — М., 2011

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 2

Наименование раздела: Лексика и фразеология

Название работы: Лексические ошибки и их исправление

Цель работы:1).Знать виды лексических ошибок.

2).Уметь исправлять лексические ошибки.

Задание№1. Исправьте предложения, устраняя тавтологию.

  1. Появление пьес А.Н.Островского явилось огромным событием в истории нашего театра.

  2. Автор сатирически изображает образы помещиков.

  3. Унаследовав наследство дядя, Онегин стал жить в деревне.

  4. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.

  5. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.

  6. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.

Задание№2. Укажите, какие недочеты имеются в использовании многозначных слов и омонимов.

Внесите необходимые исправления и перепишите

  1. Несомненно, что Молчалин сохранится в доме Фамусова.

  2. Торговая премьера состоялась в новом микрорайоне.

  3. Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками.

  4. Чацкий замечает, что Молчалин «дойдет до степеней известных».

  5. при цитировании стихов в сочинениях допускаются некоторые неточности.

  6. Результаты контрольных работ, проведенных в разных городах, были отличные.

  7. Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.

Задание 3.

Перепишите, исправляя эти ошибки. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов.

  1. Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

  2. Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников.

  3. У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

  4. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

  5. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

  6. Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

Задание 4.

Укажите случаи лексической несочетаемости.

Допустить ошибку, допустить грубость, допустить недоделки, допустить неосведомленность, допустить низкое качество изделий, оказать содействие, оказать доверие, оказать невнимание, оказать возражение.

Проявить заботу, проявить желание, проявить инициативу, проявить порядок, проявить грубость, проявить уважение, проявить энергичность, проявить медлительность.

Вопросы для самопроверки

1.Однозначные и многозначные слова;

2.Основные особенности синонимов, антонимов, омонимов;

3.Употребление фразеологизмов в речи;

4.Лексическая сочетаемость, лексическая избыточность, лексическая недостаточность.

Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. — М., 2011

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 3

Наименование раздела: Части речи

Название работы: Ошибки в речи. Ошибки в словообразовании и

использовании в тексте форм слова.

Цель работы:1).Знать нормативные употребления форм слова.

2).Уметь выявлять и исправлять ошибки в речи, связанные с неправильным употреблением форм слова.

3).Уметь употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями текста.

Задание№1. Укажите род существительных.

Амеба, кофе, мозоль, пальто, вуаль, досье, иваси, тюль, шимпанзе, ФБР, МИД, ЭВМ, салями, танго, фойе, эскимо, кафе, леди.

Для выполнения данного задания следует изучить трудные случаи употребления имён существительных (род имён существительных)

Задание№2. Выберите нужную форму.

1) (Шесть, шестеро) девушек поступило на курсы.

2)Потребовалось (шесть, шестеро, носики).

3)Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося (чая, чаю).

4)Заграничные (паспорта, паспорты); опытные (доктора, докторы), известные

(профессора, профессоры); вновь назначенные (директора, директоры); искусные (повара, повары)

Задание№3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкиры , болгары, казахи, сапоги, ремешки, амперы, апельсины, турки, чукчи, гольфы, гектары, ботинки, чулки.

Для выполнения задания необходимо изучить трудности в употреблении форм родительного падежа множественного числа

Задание№4. Исправьте ошибки.

1) Все хотели услышать Эдиту Пиаф.

2)МИД предъявил ноту протеста.

3)Наше знакомство с Чарли Чаплин произошло в период немого кино.

4)Бдительный ФБР вовремя предотвратил террористический акт.

5)По правде сказать, она мало походила на агитаторшу.

6)В этом году мы посетили шумное многолюдное Осло.

7)Выступила лауреатка второй премии Елена Сергеева.

Для выполнения задания необходимо изучить тему: «Имена собственные и нормы его употребления».

Задание№5. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного чисел имён существительных, перепишите.

1)Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

2)Образ скряги, потерявшего всё человеческое, не может не вызвать наших негодований.

3)В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.

4)Недовольство рабочих жизнью выражались в стачках.

Задание№6. Согласуйте прилагательные с существительными

(Варёный) вермишель, (картофельный) пюре, (цветной) тюль, (разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль, (новый) рояль, (серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель.

Задание№7. Найдите ошибки в образовании форм существительных. Запишите слова в исправленном виде.

По дорогах, по улицах, из шланги, из консерва, пять курей, много турков, удары курант, положил на пазух, сандаль, туфель.

Вопросы для самопроверки

1.Особенности категорий рода, числа, падежа имени существительного;

2.Особенности употребления собирательных числительных.

Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. — М., 2011

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 4

Наименование раздела: Синтаксис.

Название работы: Выразительные возможности русского синтаксиса.

Цель работы: 1). Знать синтаксический строй предложений.

2). Уметь пользоваться багажом синтаксических средств при редактировании собственного текста.

Задание №1. Исправьте ошибки и отредактируйте предложения.

1. Вошла горничная в накрахмаленной на голове косынкой.

2. В письмах, получающихся редакцией газеты, есть много дельных замечаний.

3. В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.

4. После операции он стал не выступать на сцене.

5. Павел Петрович преклоняется английскими порядками.

Задание №2. Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Найдите и подчеркните образные определения и обстоятельства в отрывке из стихотворения И.Бунина.

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поёт и бродит

осень…

Темнеет день за днём,- и вот

опять слышна

Тоскующая песнь под звон угрюмых

сосен.

Угрюмо бор гудит, несутся листья

вдаль…

Но в шумном ропоте и песне

безнадёжной

Я слышу жалобу: в ней тихая печаль,

Укор былой весне, и ласковый, и нежный.

Задание№3. Проанализируйте приведённые ниже фразы из газет, сочинений, выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант каждой фразы.

Если процесс банкротства «Маяка» доведут до логического конца, большинство этих людей потеряют надежду получить собственные деньги или обещанную жилплощадь.

Начнётся резкое сокращение объёмов производства, увеличится безработица и так называемые «отключки» ( Отключение электроснабжения- сост).

Основную часть финансирования произведённых работ, выполняемых подрядным способом, было осуществлено также муниципальным образованием г. Зеленогорска.

Примерно пятая часть обманутых физических лиц рискуют остаются вообще без жилья и без денег.

Задание №4. Прочитайте текст, выясните его стилевую принадлежность, роль однородных членов в достижении цели высказывания, определите способы выражения однородных членов предложения.

В истории русской живописи сохранялись имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасов, Васильева, Куинджи, Левитан и др. Один из лучших художников этого жанра И.И.Шишкин. В своих картинах он воспевал родную землю, её свежее дыхание, невообразимые просторы и богатства. Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали-всё это близко и дорого сердцу

художника.

Широко известны многие его картины: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Среди долины ровныя…», «На севере диком», «Корабельная роща» и многие другие.

Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень, при закате в разное время года, в различные часы дня. Всё: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы-привлекало внимание художника. Во всём он умел находить красоту: и в тумане над рекой, и в лесной полянке, и в чаще леса.

Смотришь на его картины и чувствуешь себя среди родной природы. Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.

Задание №5. Составьте заметку в газету об уголке природы, используя обособленные члены предложения, образные определения, обстоятельства.

Вопросы для самопроверки

1.Нейтральные и стилистически окрашенные слова;

2.Лексические изобразительно – выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перифраза, ирония, оксюморон).

Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. — М., 2011

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

к практическому занятию № 5

Наименование раздела: Нормы русского правописания

Название работы: Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи.

Цель работы:1).Знать функции знаков препинания.

2).Уметь оформлять чужую речь на письме.

3).Уметь строить предложения с чужой речью и исправлять в

них ошибки.

Задание №1. Выделите нужными знаками препинания прямую речь

1)Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

2)Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4)Что вы тут делаете промолвил Базаров Букет вяжете?

5)Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сыновей.

Задание №2. Составьте диалог на одну из тем:

1)За чашкой чая о политике.

2)Встреча давних друзей.

3)Студенческие традиции.

4)Диалог по телефону о завтрашних планах.

Задание №3.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при передаче прямой речи косвенной. Перепишите, исправляя предложения.

1)Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело, сперва надо месть расчистить.

2)Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

3)Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

4)Когда Таня встретила Павку на строительстве, то сказала, что я не ожидала увидеть тебя таким.

5)Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной, его песенка спета.

Задание №4. Прочитайте. Найдите цитаты. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1)В Грозе подчёркивал Н.А.Добролюбов есть что-то освежающее и ободряющее.

2)Говоря о рассказе И.С.Тургенев Хорь и Калиныч В.Г.Белинский восклицает с каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души.

3)Н.А.Некрасов призывал поэтов так писать свои произведения чтобы словам было тесно мыслям просторно.

Задание№5. Составьте и запишите шесть предложений с прямой речью, затем эти предложения передайте косвенной речью.

Вопросы для самопроверки

1.Способы передачи чужой речи;

2.Прямая и косвенная речь. Диалог;

3.Способы цитирования.

Библиографический список:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.-М.:Просвещение,2010

2. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону,- Феникс, 2009

3. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. — М., 2011

Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста.

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове
  1. Нет ошибки в слове
  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды.

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия

b) Орден Святого Андрея Первозванного

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день.

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

О значении и происхождении выражения «нота протеста», о формах глагола «стонать» и «стенать», а также об истории и правильном употреблении слова «экивоки»

М. – Нота протеста – она какая, как ты думаешь?
О. – В каком смысле?
М. – Высокая или низкая? До диез или ре бемоль, например?
О. – Нота протеста не может быть ни высокой, ни низкой. Точно так же, как «экивоки» никому не кивают.
М. – А давай-ка обо всем этом сегодня и расскажем. Да, не забыть бы еще о стонах и стенаниях.
О. – Но начнем все-таки с ноты!
(МУЗЫКА)

М. — Если бы существовала такая премия – за любопытство – ее, без сомнений, дали бы какому-нибудь журналисту.
О. – Это точно. Нет на свете людей более любопытных, чем мы.
М. — Причем это любопытство затрагивает все сферы жизни, а не только ту тему, которой мы в данный момент занимаемся. Вот, например, недавно коллеги воспользовались моим присутствием и затеяли спор: почему говорят о «ноте протеста»? Я сначала удивилась: что здесь такого странного? Ну как же, отвечают мне, почему это называется нотой?
О. – Ход мыслей понятен: раз нота — значит музыкальный звук. Получается, нота протеста — это нечто высказанное на «высокой ноте», то есть громко. «Послу иностранного государства вручили ноту протеста». А действительно, почему ноту?
М. — Все мы помним, что такое нота: это графическое изображение музыкального звука, а также сам этот звук. «Какая это нота?» — спрашивают девочку на экзамене в музыкальной школе. «Какую высокую ноту взял этот тенор!» — восхищаются поклонники.
О. — Нотами во множественном числе мы называем текст какого-нибудь музыкального произведения, изображенный графически.
М. — Вот я, например, не любила и до сих пор не люблю играть по нотам – мне больше нравится подбирать мелодии на слух. А подруга моя, педагог в музыкальной школе, наоборот, играет только по нотам… Да, еще, чуть не забыла: в переносном смысле нота — это оттенок речи, тон, который выражает какое-то чувство: «Он сказал это с нотой тревоги в голосе».
О. — Нота — от латинского nota (знак), о чем и сообщает нам Толковый оварь иноязычных слов Л.Крысина. Всё, казалось бы, очень просто. Но наш прежний вопрос не дает покоя: при чем здесь НОТА протеста? Оказывается, почти ни при чем. Нота, дипломатическое обращение одного правительства к другому, тоже происходит от латинского слова nota, но с другим значением: не «знак», а «замечание». Замечание, заметка, записка – вот что такое эта самая «нота протеста». Замечание, заметка, содержащая протест.
М. — Вспомните, кстати, английское слово «note», французское note, итальянское и испанское nota… В английском, например, note – это прежде всего «заметка, запись». А notebook – записная книжка. Впрочем, многие давно уже считают «ноутбук» русским словом и обозначают им переносной персональный компьютер. И, боюсь, готовы будут вручить ноту протеста любому, кто думает иначе. Стенания бесполезны! Или стоны.
(ОЙ-ОЙ-ОЙ)
(НУ КАК ПРАВИЛЬНО)
О. — Сын пришел в больницу навестить отца. Тому недавно сделали операцию, всё, к счастью, прошло удачно, и теперь отец уже готовится к выписке. В общем, можно вздохнуть спокойно. Вот только воспоминания пока не отпускают: как ночью приехала «скорая», как боялись самого худшего. «И вот, — говорит отец, — очнулся я в реанимации от того, что кто-то стонет. Оглядываюсь и понимаю: а это ведь я сам стонаю… Или стону? А может, стоню».
(ДРУГ АРКАДИЙ, НЕ ГОВОРИ…)
М. — Глагол стонать не так прост, как это кажется на первый взгляд. Понятно, когда кто-то стонет, в третьем лице. Понятно, когда «ты стонешь» или «вы стонете» (в лице втором). А что делаю я, если мне вдруг приходится стонать? Оказывается, я стону или стонаю.
О. — Именно так: стону или стонаю. При этом форма стонаю признана устарелой, так что словари предлагают нас остановиться на том, что «я стону».
М. — Трудности возникают не только с формой 1 лица единственного числа настоящего времени, но и с некоторыми другими – например, с повелительным наклонением. Мы можем приказать или разрешить кому-то: «Стони». А можем сказать – стонай.
О. — Запомните только, что и стонай — форма устарелая. Такая же история с деепричастием: стоня и стоная (то есть стоня определенно лучше, чем стоная).
М. — Не знаю, как вам, а мне эти формы глагола стонать — стону, стони, стоня – кажутся какими-то странноватыми… И это не случайно. Дело вот в чем: теоретически они существуют и даже время от времени употребляются, но некоторые словари рядом с ними ставят помету «употребляется несвободно».
О. — Это означает, что говорящий, столкнувшись с необходимостью использовать эту форму, скорее всего, предпочтет заменить ее каким-то другим оборотом. Или вообще заменит слово – только чтобы не говорить я стону…
М. — Кстати, кроме слова стонать, есть в русском языке и еще одно, очень похожее: стенать. Но вот оно точно устарелое. Вместе со всеми своими формами – стенаю, стенай, стенающий, стеная – оно широко употреблялось в русском литературном языке 19 века, а сейчас – увы. Говорим вам об этом прямо, без экивоков!
(ЗА ПИВОМ ЗА ПИВОМ…)
(МУЗЫКА)
О. — Урок в пятом классе. Учительница заканчивает объяснять новый материал, дело идет к проверке домашнего задания. Несколько мальчишек ждут этого с ужасом: вчера они все вместе ходили на день рождения к другу, и уроки сделать не успели. Один из них предлагал подойти к учительнице до звонка и предупредить ее, но остальные только отмахнулись: проскочим как-нибудь…
М. — Ну и, конечно, как это всегда бывает в таких случаях, выбор учительницы пал как раз на того, кто уроков не делал. Мальчишка и тут не признался, попробовал отвечать, но учительницу ведь не проведешь.
О. — «Ты не сделал задание?» – спросила она.
М. — «Я, это, у меня вчера живот, Марьвасильна…».
О. — «Эх, — вздохнула она, — сказал бы прямо, без экивоков: не подготовился. А теперь, извини, двойка. Садись».
О. — На перемене вся компания утешает невезучего приятеля. А он, вспоминая слова учительницы, тоскливо говорит им: «Надо было и правда… как там Марьвасильна сказала. без этих, как их, экивок. Или экивоков? Кстати, что это такое: ЭКИ-ВОКИ? Кивок – понятно, это когда кивают кому-то. А вот «экивоки»…».
М. — Сразу скажем: «экивок» не имеет никакого отношения к «кивку» и «кивкам». Никто в данном случае никому не кивает. «Экивок» — это увертка, двусмысленность, намек, какое-нибудь замысловатое ухищрение. «Говори без экивоков» — то есть говори прямо, без обиняков, без намеков.
О. — «Ну что это за экивоки!» — то есть что за намеки, что за увертки! Не случайно во всех этих примерах – именно «экивоки», а не один «экивок»: в единственном числе слово употребляется крайне редко. Тем не менее, полезно знать, что «экивок» — существительное мужского рода, и теоретически единственное число у него есть.
М. — Кроме того, судя по Толковому словарю Д.Ушакова, «экивоки» когда-то писались не только через Э оборотное, но и через Е – то есть «екивоки». Взять хотя бы Гоголя, пример из которого приводит словарь: «Заламливая такие аллегории и екивоки, что, кажись, век бы не добился толку…».
О. — Ну и напоследок самое интересное: откуда такое любопытное слово, «экивоки». Э оборотное однозначно указывает на иностранное происхождение, да так оно и есть. В русский язык «экивок» пришел через французский из латыни: aequivocus (эквивокус) – что значит буквально «равно поименованный».
(МУЗЫКА)
М. – Но теперь-то, несмотря на происхождение, это наше слово! Так же, как все слова, о которых мы говорим с вами в этой программе.
О. – Мы – это Марина Королёва, Ольга Северская и звукорежиссер….. А программа – «Говорим по-русски». ДО встречи!
(КОНЦОВКА)

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2. Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

ТЕСТЫ по темам «Синтаксические нормы», «Орфографические нормы», «Пунктуационные нормы»

  1. Не относится к синтаксическим нормам:

a) нарушение порядка слов;

b) неправильное употребление деепричастных оборотов;

c) неправильное согласование;

d) неправильное падежное окончание.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) благодаря поддержки спонсоров

b) ввиду поддержки спонсоров

c) различать добро и зло

d) удивляться отзывчивости

  1. Форма глагола-сказуемого употреблена неправильно в предложении:

a) НХЛ заявила, что российских хоккеистов в этом сезоне покупать не будет.

b) МИД прислал ноту протеста.

c) ООН признала незаконность такого решения.

d) ЗАГС находилась в старом здании.

  1. Неправильно построено словосочетание

a) полное фиаско

c) бесспорное алиби

d) точное пенальти

  1. Правильно построено предложение:

a) Проведя раскопки на многих островах Океании, исследователи выяснили неизвестные ранее факты.

b) Автор наделся опубликовать и ознакомить с поэмой читающую аудиторию.

c) Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

d) Жюри было строгой, но справедливой.

  1. Допущена ошибка в слове
  1. Нет ошибки в слове
  1. Две буквы НН пишется

a) коше_ая трава

b) здания выкупле_ы фирмой

c) лома_ая линия

d) накрахмале_ая скатерть

  1. Одна буква Н пишется

a) запута_ое дело

b) жема_ые манеры

c) масле_ые блинчики

d) маши_ое отделение

  1. Одна и та же буква пишется во всех словах в ряду

a) тр_петать, соч_тание

b) забл_стеть, опт_мист

c) отр_стить, уг_релый

d) выпл_вка, переск_чить

  1. Пишется буква А(Я)

a) От добра добра не ищ_ т.

b) Волны плещ_тся у берега.

c) Равняясь, стро_тся ряды.

d) В сумерках ре_т снежинки.

  1. Пишется буква У(Ю)

a) Зрители смотр_т фильм с интересом.

b) Круж_т коршуны над головой.

c) А во ржи тропинки стел_тся

d) Руки крепко держ_тся за железный кран.

  1. Буква О пишется во всех словах, представленных в ряду

a) опроб_вать, отрабат_вать

b) завид_вать, откид_вать

c) утрамб_вать, след_вать

d) приветствов_ть, засчит_вать

  1. Буква Е пишется во всех словах, представленных в ряду

a) о будущ_м времен_, на ветк_ сирен_

b) о дальнейш_м путшестви_, в добрейш_й улыбк_

c) о завтрашн_й встреч_, о вечерн_м зарев_

d) о минувш_м путешестви_, на зеленеющ_й лужайк_

  1. Частица НЕ пишется слитно

a) Видна еще (не)оттаявшая земля.

b) (Не)горазд ты на выдумки.

c) Никуда не входи, (не)обдумав, как выйдешь.

d) (Не)смотря на дождь, мы отправились в поход.

  1. Частица НЕ пишется раздельно

a) Рядом журчал (не)высыхающий даже в жару ручей.

b) Старику (не)здоровилось с утра.

c) Второпях приняли совершенно (не)продуманное решение.

d) Какая (не)истощимая творческая сила таится в человеке.

  1. Через дефис пишутся все слова, представленные в ряду

a) (пол)дома, микро(мир)

b) стоп(кран), (авиа)конструктор

c) юго(восточный), (серебристо)сизый

d) вольт(метр), (инфра)тепловой

  1. Правильное написание прописной и строчной букв представлено в наименовании

a) Нобелевская премия

b) Орден Святого Андрея Первозванного

d) Ахиллесова пята

  1. Двоеточие на месте скобок следует поставить в предложении:

a) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах () всюду толпились люди.

b) По-видимому () вечером ветер утихнет.

c) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум () со станции шел курьерский поезд.

d) Снег был глубокий, но твердый ()лыжи не проваливались.

  1. Тире на месте скобок следует поставить в предложении:

a) Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой () живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо.

b) Он () порча, он () чума, он () язва здешних мест.

c) Многие стихийные бедствия испытали на себе люди () пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.

d) Всю дорогу до хутора молчали () говорить мешала тряская езда.

  1. Тире на месте скобок не ставится в предложении:

a) Длина комнаты () одиннадцать метров.

b) Ласковое слово () что весенний день.

c) Прилет грачей () признак начала весны.

d) Айсберг () это плавучая ледяная гора.

  1. На месте скобок запятая не ставится:

a) Ветер дул навстречу () как будто силясь остановить молодую преступницу.

b) Электрический ток – это не что иное () как движение электрических зарядов.

c) Только что чайник повесили над огнем () как вдруг один камень накалился и лопнул.

d) Погода стояла ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил () как из ведра.

  1. На месте скобок нужна запятая:

a) Я () или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

b) В такую бурю волк не рыщет () и медведь не вылезает из берлоги.

c) Мечик почувствовал, что () если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

d) Когда началась гроза, игра прекратилась () и дети бросились бежать домой.

  1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

a) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

b) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

c) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

d) Наша задача завтра – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

  1. Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении:

a) «Разрешите обратиться», — сказал Ваня, стараясь как можно больше походить на солдата.

b) «Ну полно, полно! – сказал Печорин, — обняв его по-дружески. – Неужели не тот же?»

c) «Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк».

d) «Мы решили: продолжал заседатель, — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

Темы 6. Коммуникативные качества речи

Одно из значений слова коммуникация– «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». Поскольку в акте общения принимают участие адресант (созда­тель информации) и адресат / адресаты (воспринимающие ин­формацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был за­интересован в получении информации.

К коммуникативным качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной си­туации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:

Логичность речи предполагает умение последовательно, аргументировано, непротиворечиво излагать выражаемое содержание. Каковы же причины нарушения логичности речи? К ним относятся:

§ нарушение порядка слов;

§ утверждение взаимоисключающих понятий или не соответствующих действительности;

§ сопоставление логически неоднородных понятий;

§ объединение в качестве однородных слов, обозначающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия.

Точность определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка. Какие же причины делают речь неточной? Назовем наиболее распространенные:

§ употребление слова в несвойственном ему значении;

§ неустраненная контекстом многозначность или омонимия, порождающая двусмысленность;

§ нарушение лексической сочетаемости;

§ речевая избыточность (плеоназм, тавтология) или речевая недостаточность.

Вот какие примеры смешения паронимов приводил А. М. Горький: «Прозаик пишет: он щелкнул щиколоткойкалитки вместо щеколдой. Когда Б. Пильняк пишет, что «дочь за три года возрастом догнала мать», нужно убедить Пильняка, что возраст и ростне одно и то же».

Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования.

Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, телевидению. Например, среди географической терминоло­гии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. epi в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над очагом, или гипоцентром, землетрясения». Следова­тельно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. hipo в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг земле­трясения в глубине земной коры, где произошли переме­щения и откуда исходят подземные толчки». Так правиль­но ли говорить: «эпицентр событий находился . », «в эпи­центре событий», «в эпицентре пожара»? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, паронимам (подробнее см. стр. 45-46).

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, делится на две большие группы – лексику неограниченного употребления(общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и лексику ограниченного употребления(слова, употребляемые в определенной сфере — профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка: профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости.

Что же представляют собой слова ограниченной сферы употребления? Кратко охарактеризуем их.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, шахтеры, военные, строители и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Так, в речи плотников и столяров рубанок, инструмент для строгания досок, имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, занзубель.

Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, понятные лишь жителям данной местности, хутора, деревни, станицы, села (подробнее см. стр. 9).

Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской об­ласти); зобать — «есть» (в рязанских говорах); жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону (подробнее см. стр. 10).

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. д.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, терминами, то следует объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Английский просветитель, крупнейший философ-материалист Джон Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, тот вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познания.

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Людям лингвоинтенсивных профессий, например, преподавателям, политикам, юристам, врачам, менеджерам, необходимо иметь как можно больший запас слов и постоянно заботиться о его пополнении.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия.Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер, выразить положительную или отрицательную экспрессию. Например, слово смелый имеет следующие синонимы: храбрый, мужественный, отважный, дерзкий, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, героический; геройский (разг.); дерзновенный, бестрепетный (высок.); дерзостный (уст. высок.); решительный (в принятии решения); не робкого (или не трусливого) десятка, о двух головах.

Чистота речи предполагает прежде всего отсутствие в ней тех языковых элементов, которые находятся за пределами литературного языка. Данное коммуникативное качество речи ограничивает употребление тех иноязычных слов, значение которых многим непонятно. Кроме того, оно налагает запрет на употребление жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности.

Чистота речи отвергает употребление слов-сорняков, слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы– слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Выразительность речи– это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры(антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозвучие, разнообразие грамматических форм, пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые слова. К экстралингвистическим средствам выразительности относятся мимика, жесты и пантомима. Они служат для уточнения мысли, оживления речи.

Конечно, все элементы, перечисленные нами, не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи. Прибегая к ним, не следует забывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Уместность речи – обязательное коммуникативное качество хорошей речи, которое предполагает не только лингвистическое чутье – умение подбирать правильные слова, интонацию, даже тему разговора, но и внутренний такт, то есть уместность речи – это не только понятие культуры речи, но и культуры поведения.

Различают 3 вида уместности речи: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Стилевая уместность учитывает тот факт, что каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны в другом стиле. Так, слова, употребительные в официально-деловом стиле, неуместны в разговорном стиле.

Ситуативно-контекстуальная уместность диктует употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, с учетом возраста адресата речи, интересов, уровня подготовки и т.д. Лекции на одну тему для разной возрастной категории, конечно же, должны различаться между собой.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, умение учесть индивидуально-психологические особенности собеседника.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Использованная литература

Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Можно ли ставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

? Что может быть причиной нарушения логичности речи?

? Что понимается под точностью речи?

? Что является свидетельством богатства речи?

? Какие элементы нарушают чистоту речи?

? Что понимается под выразительностью речи?

? Уместность речи – это категория чисто языковая?

источники:

http://echo.msk.ru/programs/rusalmanach/586534-echo/

http://megalektsii.ru/s115t5.html

Политика ,

 

0 

МИД вручил США ноту протеста из-за инцидентов с самолетами НАТО

МИД вручил США ноту протеста из-за инцидентов с самолетами и пригрозил «устранить угрозы»

МИД вручил ноту с перечнем инцидентов, в которых участвовала авиация НАТО и могли пострадать гражданские самолеты. Москва пригрозила «задействовать для устранения угроз все имеющиеся в нашем распоряжении средства»

Фото: Антон Денисов / РИА Новости

МИД вручил ноту протеста посольству США из-за «провокационных действий» военной авиации стран НАТО, ставящей под угрозу гражданские рейсы. Комментарий представителя ведомства Марии Захаровой опубликован на сайте МИДа.

В заявлении перечисляется несколько потенциально опасных, с точки зрения России, инцидентов.

  • Случай 3 декабря, когда самолет-разведчик ВВС США CL-600 пересек траекторию полета самолета «Аэрофлота» над Черным морем. «Экипаж на неоднократные запросы диспетчеров не отвечал. Исключительно благодаря профессионализму и собранности наших авиационных служб, своевременно давших команду пилотам рейса «Аэрофлота», чью траекторию движения пересекал указанный разведывательный борт, изменить эшелон, удалось предотвратить столкновение», — сообщили в МИДе.
  • В то же самое время и по той же самой причине угрозе подвергся лайнер мальтийской авиакомпании, совершавший рейс из Сочи в Скопье.
  • 6 октября самолет Специального летного отряда «Россия», выполнявший рейс по маршруту Анапа — Москва, обнаружил следовавший прямо по курсу и не выходивший на связь неопознанный летательный аппарат. Это оказался разведывательный беспилотник MQ9A Reaper. «Чтобы избежать столкновения, диспетчеры Ростовского регионального центра организации воздушного движения экстренно изменили маршрут полета российского авиаперевозчика».
  • 13 октября с пассажирским лайнером Boeing 767-300 авиакомпании AzurAir опасно сблизился самолет-разведчик ВВС США Boeing RC-135. Диспетчерам пришлось приказать пилотам резко сбросить высоту.

«Оставляя за собой право реагировать на соответствующие вызовы со стороны США и ведомых ими членов НАТО, призываем к предметному диалогу по гарантиям безопасности и обсуждению путей снижения военно-политической напряженности, в том числе вариантов предотвращения опасных инцидентов в воздухе и на море. В противном случае для предотвращения и устранения возникающих угроз будут задействованы все имеющиеся в нашем распоряжении средства», — говорится в заявлении МИДа.

Об инциденте с самолетом «Аэрофлота» 3 декабря было известно ранее. Лайнер, на борту которого находились 142 пассажира, получил от диспетчеров команду о смене высоты полета с 10 050 м до 9450 м из-за пересечения траектории полета другим воздушным судном. Экипаж выполнил команды диспетчеров и «в момент расхождения наблюдал воздушное судно визуально», сообщили в «Аэрофлоте». Источник «Интерфакса» в диспетчерских службах рассказал, что инцидент произошел над акваторией Черного моря, смена курса произошла из-за самолета-разведчика другого государства. Как сообщил собеседник агентства, разведывательный самолет приблизился к борту гражданской авиации на 20 м по вертикали.

Тем же вечером Минобороны отчиталось о том, что российские истребители сопроводили над Черным морем американский самолет-разведчик RC-135 и самолет разведки и целеуказания CL-600 ARTEMIS. Минобороны сообщило, что самолеты США приближались к границам России, но потом повернули. Ведомство опубликовало видео инцидента.

Пресс-секретарь Министерства обороны США Джон Кирби заявлял, что никакой опасности для гражданских маневры военных самолетов не представляли. По словам Кирби, ситуацию в небе над Черным морем удалось легко разрешить «при помощи здравого смысла и рутинных процедур контроля воздушного движения».

  • После ограничения экспорта бензина и дизельного топлива потребители ждут снижения его цены. Особенно аграрии

    После ограничения экспорта бензина и дизельного топлива потребители ждут снижения его цены. Особенно аграрии

  • Правительство временно вводит гибкие пошлины на экспорт с привязкой к курсу рубля

    Правительство временно вводит гибкие пошлины на экспорт с привязкой к курсу рубля

21 февраля 2023, 18:41 Политика

В ноте указано, что Россия будет рассматривать «поставляемые Киеву вооружения, как и обслуживающий персонал, включая американских граждан» как законную военную цель, и предложено США вывести персонал и технику с территории Украины

Здание Министерства иностранных дел России в Москве.

Здание Министерства иностранных дел России в Москве. Фото: EPA/ТАСС

Российский МИД объявил демарш послу США в России Линн Трейси. Причина, как говорится в заявлении ведомства, — «вовлеченность США в боевые действия на стороне киевского режима». Как отметили в МИД, «накачка ВСУ вооружениями» и «передача целеуказаний для нанесения ударов» доказывают лживость заявлений о том, что «США не являются стороной конфликта».

Поэтому, говорится в документе, «поставляемые Киеву вооружения, как и обслуживающий персонал, включая американских граждан» Россия расценивает как законную военную цель.

Также МИД потребовал от Вашингтона «предпринять шаги, предполагающие вывод американо-натовских военных и техники».

О том, что понимается под обслуживающим персоналом, и какой технике на Украине нужен иностранный персонал, Business FM спросила военного эксперта, основателя портала Military Russia Дмитрия Корнева:

— Это могут быть инструкторы, специалисты по наладке, настройке, аналитики разведки. Вполне вероятно, что кто-то за деньги либо добровольно занимается этим для и в интересах ВСУ.

— Но в статусе, как это называется, отпускника?

— Я не думаю, что на Западе глупые люди сидят, скорее всего, да, там все оформлено достаточно правильно. То есть они находятся в отпуске либо уволены, то есть не являются официальными сотрудниками каких-то западных служб и тем более вооруженных сил. Вполне вероятно, что они имеют на Украине либо гражданский статус, то есть как гражданские специалисты, привлеченные министерством обороны. Либо вполне, может быть, находятся в штате ВСУ, то есть являются полноценными комбатантами, соответственно членами Вооруженных сил Украины.

— Поскольку появление иностранного персонала так или иначе было ожидаемо и уже в первые месяцы конфликта тоже обо всем этом говорилось, какие вооружения требуют привлечения этого иностранного персонала?

— Обслуживание бронетанковой техники. Современные натовские танки требуют специалистов для обслуживания, то есть их нельзя обслуживать танкистами, которые на них ездят. У них специальные сервисные службы на Западе обслуживают танки. Любые авиационные западные боеприпасы, например та же ракета HARM. Для ее обслуживания, настройки, еще каких-то операций нужны специалисты. Подготовка к применению комплексов HIMARS, подготовка целевой информации для комплексов HIMARS, обслуживание их, возможно, какой-то ремонт, тоже нужны специалисты, это не могут делать обычные военные. Противотанковые различные комплексы — ремонт, может быть, еще какие-то вещи, тоже нужны специалисты. Нет смысла все отправлять на Запад для ремонта, какую-то часть техники, скорее всего, ремонтируют, настраивают, может быть, даже где-то дорабатывают напрямую на Украине. А сейчас, если мы говорим о том, что туда поступают танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, обслуживающего персонала потребуется достаточно много.

Вызов посла США в российский МИД произошел вскоре после обращения президента к Федеральному собранию. В нем Владимир Путин в числе прочего объявил о приостановке участия России в договоре СНВ-3.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

  • Интерпретации классики

    Интерпретации классикиВ Лондоне проходит неделя моды

  • Гуманитарный коллапс

    Гуманитарный коллапсНа Лампедузе высадились тысячи беженцев из Африки

Рекомендуем:

Фотоистории

  • Последствия наводнения в Ливии

    Последствия наводнения в ЛивииПогибли 11 тысяч человек, до 10 тысяч пропали без вести

  • За кулисами ВЭФа

    За кулисами ВЭФаЧем живет экономический форум во Владивостоке помимо деловой программы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Мид 185 псид 20 фми 0 ошибка рено
  • Микроволновая печь bosch ошибка e1007
  • Мигает суперполоскание и предв стиральная машина lg ошибка
  • Мидея инвертор коды ошибок
  • Микроволновая печь bork w501 ошибка е1 что делать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии