Все мы люди, а людям свойственно ошибаться. И при дрессировке собак ошибки тоже случаются. Но важно вовремя их замечать и исправлять. Какие же ошибки чаще всего допускают при дрессировке собаки и как их исправить?
Фото: pxhere.com
Основные ошибки при дрессировке собак
- Все слишком сложно. В начале дрессировки собаки очень сложно следить за всем процессом, в первую очередь, за собой. И иногда кажется, что ничего не выходит. Выход есть: разбивайте задачу на простые шаги, как для себя, так и для собаки. Это нормально – вы тоже учитесь. И если мы считаем, что нужно дать собаке время и не требовать невозможного, стоит применить тот же принцип к себе. Двигайтесь поэтапно, и все получится.
- Неправильный тайминг и ненамеренное обучение. Убедитесь, что хвалите собаку или щелкаете кликером ровно в тот момент, когда собака делает то, что вам нужно. При этом важно НЕ давать маркер правильного поведения в момент, когда собака делает что-то вам ненужное. Если вы хвалите собаку или щелкаете кликером слишком рано или поздно, собака не научится правильным действиям.
- Неверно выбрана дистанция. Возможно, вы начали работать на слишком короткой или слишком большой дистанции от раздражителя либо слишком быстро ее сокращаете. Помните о правиле 9/10: к следующему этапу можно переходить только тогда, когда в девяти случаях из десяти собака реагирует на раздражитель совершенно спокойно.
- Не работает условное подкрепление. Не используйте условное подкрепление для привлечения внимания и всегда давайте после него то, что собака хочет получить в этот момент. Если собака не реагирует на вербальный маркер или щелчок кликера, значит, либо не сформирована реакция на похвалу (собака просто не знает, что ее хвалят), либо вы что-то делаете не так.
- Неправильно выбрано подкрепление. Собака должна получать то, чего ей хочется «здесь и сейчас». Если то, что вы предлагаете, не может удовлетворить текущую мотивацию или конкурировать с ней (например, страх сильнее лакомства, а может, вашей собаке сейчас хочется играть, а не есть) или лакомство недостаточно вкусное, оно не будет подкреплением для собаки.
- Непоследовательность. Если сегодня вы учите собаку ходить на провисшем поводке, а завтра бежите за ней туда, куда она тянет, питомец не научится вести себя правильно. Решите для себя: вы работаете над проблемой организуете среду собаки так, чтобы проблема не проявлялась, либо не требуете от собаки вести себя так, как считаете правильным. Не ждите, что проблема разрешится сама собой – это выше понимания собаки.
- Завышенные требования. Сделайте задачи проще, а шаги – еще короче. Возможно, стоит увеличить дистанцию до раздражителя, выбрать более вкусное лакомство или работать в более спокойных условиях.
- Слишком длинное занятие. Когда собака устает, она теряет энтузиазм. Помните: хорошего понемножку, а завершать занятие нужно в тот момент, когда собака еще увлечена, а не по принципу «ну, вот еще последний раз». И если собака требует «продолжения банкета» — тем лучше, предвкушение сделает следующее занятие более эффективным.
- Непредсказуемые реакции хозяина. Если вы сегодня действуете по принципу положительного подкрепления, а завтра используете жесткие методы дрессировки, собака теряется, не в силах предсказать, будут ли ее активно хвалить или наказывать.
- Плохое самочувствие собаки. Внимательно наблюдайте за питомцем и не настаивайте на тренировке, если он плохо себя чувствует.
- Неверно истолкована потребность (мотивация) собаки. Если вы не понимаете, чего хочется вашей собаке «здесь и сейчас», вы не сможете правильно организовать процесс тренировки. Наблюдайте за собакой и учитесь понимать, спокойна ли она или напряжена, напугана или раздражена, хочет играть или предпочитает спокойные упражнения?
Как можно укрепить контакт с собакой и поверить в себя?
Есть простые упражнения, которые помогают владельцу поверить в себя и укрепить контакт с собакой. А значит, дрессировка станет более эффективной.
- Игры. Цена ошибки в игре невелика, мы ничем не рискуем, а значит, напряжение падает и мы с собакой просто получаем удовольствие от процесса.
- Упражнения «глаза в глаза» (визуальный контакт собаки и владельца).
- Игры по правилам.
- Игры на подзыв.
- Трюковая дрессировка.
- Подкрепление любых действий собаки, которые вам нравятся. Это меняет атмосферу отношений, если она напряжена, и дает результат.
- Поощрение любых проявлений спокойного поведения собаки. Это снижает общий уровень тревоги – и вашей, и питомца.
- Интеллектуальные игры (в том числе совместно с владельцем).
- Поисковые игры.
Фото: maxpixel.net
Помните, что и люди, и собаки имеют свои таланты и особенности, что-то дается легче, а что-то – тяжелее. Если вы ошиблись, постарайтесь не злиться ни на себя, ни на собаку.
Воспринимайте дрессировку как игру или приключение и помните, что ошибаются даже суперпрофи – важно понять, где вы ошиблись, улыбнуться, исправить ошибку и двигаться дальше.
Исправление ошибок дрессировки и воспитания
В этой главе речь пойдет о типичных и нетипичных ошибках в воспитании собак. Мы поговорим об ошибках выращивания — физиологических ошибках, об ошибках дрессировки, об ошибках общения, о поведении собак в вашем доме. Это связано с основной темой книги: неправильное выращивание, неправильный уход — одна из причин беспричинной агрессивности животных.
Воспитание собаки начинается с того дня, когда вы внесли щенка в свой дом. Давайте проанализируем психологические тонкости воспитания: (вы можете применять термин «дрессировка», хотя воспитание и обучение, на мой взгляд, больше подходят к четвероногому члену семьи).
Главное, что должен запомнить хозяин, — собака в вашей семье не должна быть бездельником и паразитом.
Нет разницы, какой породы ваш друг. Пусть это маленький той-терьер или огромный ирландский волкодав. У каждого пса должны быть свои профессиональные обязанности, свой долг, своя служба, ответственность.
Заметьте, как ваш щенок изыскивает возможности быть полезным. Он облаивает чужих, стараясь быть сторожем; приносит вам тапки, смешит своими проказами, претендуя на роль компаньона; делает стойку на голубя, намекая, что готов принять участие в охоте.
Вы научили пса подавать лапу. Возможно, этот процесс взаимный — он тоже научил вас подавать «лапу», да еще давать лакомство за это.
Щенок — тот же ребенок: он старается посильно участвовать в динамике своей стаи, а стая — это ваша семья.
Его попытки сотрудничества часто пресекаются вами по незнанию.
Песик залаял ночью — вы его резко одернули. А он ведь специально спал «в полуха», он сторожил ваш сон, услышал подозрительный шорох в парадной и предупредил о возможной опасности. И вместо благодарности получил грубое замечание.
Песик помчался куда-то на прогулке, в мусор, в грязь, где черт ногу сломит. Вы его отловили, изругали. А он — в полной растерянности: он, ведь, шел по следу крупной крысы, хотел ее уничтожить, он же из рода терьеров — это у них в крови…
Категория многочисленных запретов превращает пса в пассивную игрушку.
Собственая бесполезность приводит к психологическим аномалиям, к болезненному столкновению наследственных стимулов с запрещающей реальностью.
И как следствие — к болезням физиологическим.
Ожирение, желудочные заболевания, неврозы — это не только человеческие недуги. И у собак перманентные стрессы провоцируют эти заболевания.
Организм собаки в чем-то крепче, устойчивей человеческого, а в чем-то — слабей. Уровень человеческой адаптивности гораздо выше, чем у животных: там где человек почти безболезненно приспособиться, пес получит нервное расстройство.
Или согласится на роль пассивной игрушки, игрушки балованной, капризной, истеричной.
Давайте проанализируем поведение собаки (любой породы) на выгуле.
Сперва она осматривает место выгула, оббегает его, внимательно проверяя свои и чужие метки. Кобель тщательно их освежает — столбит, — подтверждая владение (или совладение) своей и чужой территории. Сука изучает гормональные сигналы каждой метки — она уже подсознательно ищет будущего отца своих щенков.
Если на выгуле вы одни, пес, обследовав площадку, постарается разрядить энергию.
В полуигровой форме он пойдет по чьему-то следу, выроет ямку, добывая грызуна, сунет вам палку в руку, приглашая к игре. Одни собаки с потешной серьезностью таскаю в зубах апортировочные предметы, другие атакуют хозяина, вроде и понарошку, но на самом деле — исподволь меряясь силой, выясняя право хозяина на лидерство в стае (семье).
На выгуле и дома, в любой ситуации пес пытается реализовать наследственные профессиональные способности.
Сторожевой пес — сторожевые, охранные, пастуший — по поддержанию порядка в отаре или гурте, охотничий — по выслеживанию дичи. Если ньюфаундленд лезет в грязный пруд, вызывая шумные нарекания хозяйки, он следует своим прямым обязанностям водного спасателя и не понимает причин запрета. Овчар рычит издали на группу развязных молодых людей уже потому, что в их шумном поведении, в гамме далеких запахов обнаруживает потенциальную агрессивность, а, следовательно — угрозу для хозяина. Защищая хозяина в предупредительной форме, он совершенно не поймет недовольства последнего. Охотничий пес, тренируясь на голубях, с тем же недоумением примет запрет, если запрет выражен в резкой форме.
Декоративная собака!? Кто и зачем выдумал это нелепое название?! Живое существо не может и не должно выполнять роль декорации! Пусть ваш песик меньше кошки, пусть шерсти на нем мало, а ножки тоненьки, как спички, В его груди бьется гордое и смелое сердце, он пес с навыками охраны, атаки, охоты, и, превращая его в игрушку, вы одновременно превращаете его в истеричного паразита.
Умчал пес на помойку — сходите за ним, определите, чем он занят, переключите его внимание на другие интересы, отвлеките его без грубости и раздражения.
Залаял пес среди ночи — не поленитесь, похвалите его, но попросите не лаять, не выражать сторожевые инстинкты столь громко. Слегка зажмите морду возбужденного пса, приговаривая: тихо, тихо, как учат пограничники своих собак, приучая к подаче тревожных сигналов легким рыком.
Учите собаку сдержанности, не наступая на ее гордость.
Слепая, неразумная любовь опасней ненависти. От «любви» мать пичкает ребенка огромными тарелками манной каши, когда тому совсем есть не хочется; от «любви» кутает родитель своего малыша, превращая в малоподвижный колобок с ножками, когда ребенку надо побегать, поиграть… Эти параллели вполне применимы к щенку. Тиская его, затаскивая в постель, кутая в нелепые собачьи попонки, не отпуская от себя ни на шаг (чтоб не испачкался, не заразился, не попал в неприятности), вы только вредите маленькому животному.
Дайте щенку максимум разумной самостоятельности.
Не забывайте, что закалка для собаки важна не менее, чем для человека. Анализируйте поступки собаки с его, а не своей, точки зрения. Не мешайте песику выражать себя, соучаствовать в семейных делах. Он сам определит свой круг обязанностей и для его образа мышления эти обязанности будут важными.
И тогда будет в вашей семье мир и единство, а проблемы дрессировки превратятся в обычную учебу. Возможно, даже, учебу взаимную. А краткие знания о поведении и наклонностях собаки помогут вам в этой учебе.
При выращивании, выкармливании щенка неопытные собаководы чаще всего допускают типичные ошибки:
Ошибки дрессировщика
Ошибки дрессировщика
Ошибки дрессировщика
При правильной дрессировке, у собаки вырабатываются нужные условные рефлексы. А при несоблюдении правил дрессировки, допущении ошибок дрессировщиком, вырабатываются нежелательные условные рефлексы и связи. Каждый дрессировщик должен стремиться выработать у собаки только нужные рефлексы. Он, также должен уметь предвидеть возможные ошибки в своих действиях и стараться не допускать их.
Важнейшим средством обнаружения допускаемых дрессировщиком ошибок и своевременного их устранения, является систематический контроль и помощь со стороны инструкторов-кинологов. Они должны обладать более значительным опытом подготовки собак, чем молодые дрессировщики.
Вместе с тем, многие ошибки могут быть учтены и не допущены самим дрессировщиком при глубоком знании теории и техники дрессировки.
К ошибкам в дрессировке собак приводят следующие причины:
- слабая теоретическая подготовленность дрессировщика;
- отсутствие достаточного опыта дрессировки собак;
- неумение дрессировщика критически анализировать свои действия и учитывать влияние на собаку окружающей внешней среды;
- отсутствие учета индивидуальных особенностей в поведении собаки и т.п.
Ошибки дрессировщика и нежелательные связи собаки, наиболее часто встречающиеся в процессе дрессировки, целесообразно рассматривать по группам:
- ошибки, каждая из которых может воспитать у собаки несколько нежелательных связей;
- нежелательные связи, каждая из которых может быть воспитана по причине допущения многих различных по характеру ошибок.
В рассматриваемые группы включены только наиболее характерные, часто встречающиеся ошибки и нежелательные связи. Они могут иметь место во многих приемах и навыках общей и специальной дрессировки.
Ошибки, каждая из которых может образовать нежелательные связи у собаки (ненужное поведение для владельца собаки)
- Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, т.е. очеловечивание ее поведения.
- Нарушение правил последовательности ввода приемов и усложнений
- Чрезмерно многократное повторение одних и тех же приемов
- Неправильное применение условных и безусловных раздражителей
- Неумелое пользование лакомством является одной из часто встречающихся ошибок, допускаемых дрессировщиками.
- Неправильное пользование поводком
- Недооценка значения прочих факторов дрессировки
- Грубое обращение с собакой
Похожие записи:
- Ошибки при дрессировке собак
- Недооценка значения прочих факторов дрессировки
- Неправильное пользование поводком
- Неправильное применение условных и безусловных раздражителей
Похожие записи
Page load link
Go to Top
Пять основных ошибок при дрессировке собак на положительном подкреплении
Вы никогда не услышите от меня, что принудительные методы дрессировки собак не работают, они работают. Так же вы не услышите от меня, что поощрительные методы сделают из любой собаки образцовую собаку-компаньона. Нет, это не так.
Однако существует большая разница между поощрительным и принудительным методом воспитания. В случае если метод, опирающийся на применение силы, не приносит результата, то, скорее всего, это связано с тем, что собака не способна терпеть физическое давление и устрашение. Это может привести к долгосрочным серьезным проблемам в поведении животного и иногда к физическим повреждениям у собаки.
Собаки с более напористым характером могут настойчиво сопротивляться принудительным методам дрессировки. В то время как те, чей характер мягче, чтобы вытерпеть физические наказания, могут укусить из оборонительных целей или просто полностью закрыться. Поощрительный метод дрессировки часто оказывается неудачным из-за ошибок, возникающих при его реализации. Если вы неправильно пользуетесь кликером и поощрениями, то в результате вы можете получить толстую, счастливую и неконтролируемую собаку, но у вас гораздо меньше шансов нанести ей психический и физиологический ущерб.
Целью, конечно, остаётся здоровая, счастливая и послушная собака. Для того чтобы добиться такого результата поощрительными методами дрессировки, вы стоит избегать типичных ошибок, описанных ниже.
Ошибка №1: путать положительное подкрепление и вседозволенность
Скорее всего, вы слышали, что тренера, использующие отрицательное подкрепление, настаивают на том, что должны быть негативные последствия за неприемлемое поведение, а иначе животное никогда не поймёт, что ему дозволено. Вы удивитесь, когда узнаете, что сторонники положительного подкрепления не спорят с этим. Дело в том, что мы по-разному понимаем последствия этого. Хорошо реализованная программа поощрительной дрессировки совмещает правильный менеджмент ситуаций — чтобы не дать собаке возможность получить подкрепление нежелательного поведения и негативное наказание – когда неприемлемое поведение собаки приводит к прекращению каких-то хороших вещей.
Посмотрите эти примеры:
Принудительный/силовой — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер жёстко корректирует (наказывает) ее, резко дернув за поводок. Прыжок наказывается. Собака запоминает, что происходит что-то плохое, когда она пытается на кого-то прыгнуть. Стоит отметить, что собака может так же запомнить, что сам факт приближения к человеку может вызывать негативные последствия, что ведёт к формированию агрессивного или боязливого поведения в присутствии незнакомцев.
Позитивный — собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер удерживает собаку так, что она не имеет возможности приблизиться к человеку. Просит прохожего остановиться и подождать, пока собака сядет и уже потом разрешает ее погладить. Действие собаки было проконтролировано, собака запоминает, что от прыжка на прохожего она ничего не получает, а вот если она сядет рядом с человеком, то это приведет к хорошим последствия. Так закладываются основы для будущих хороших манер и умения вежливо знакомиться с посторонними.
Вседозволенный – собака на поводке, собирается прыгнуть на прохожего. Хендлер позволяет собаке исполнить её желание, и прохожий награждает её поглаживанием. Поведение подкрепляется. Собака запоминает, что прыжки приносят приятные эмоции и продолжает прыгать на гостей, приходящих в дом, иногда даже усиливая свои попытки прыгнуть на человека.
Менеджмент ситуаций играет жизненно важную роль в положительном (а не вседозволенном!) методе дрессировки. Не давая собаке получить награду за нежелательное поведение, вы не даете собаке самоподкрепляться в этих ситуациях. Это работает, когда вы пресекаете прыжки собаки на прохожих, закрываете её в клетке, чтобы не дать ей разгромить дом в ваше отсутствие, убираете всё съедобное со стола, чтобы собака не училась проверять поверхности на предмет вкусных «подарочков», убираете привлекательные предметы из зоны доступа, чтобы собака не могла их сгрызть и много других вариантов, где вы можете использовать менеджмент ситуаций.
Поведение, которое никак не подкрепляется, в конечном итоге исчезает. Особенно, если вы делаете упор на поощрении альтернативного, желательно несовместимого с первым, поведения.
Ошибка №2: зависимость от наведения
Если вы не убежденный приверженец шейпинга (метод обучения через отбор поведения), то вы, скорее всего, используете наведение при работе с положительным подкреплением.
В наведение используются лакомства, чтобы показать собаке, что вы хотите, чтобы она сделала. Чтобы навести собаку на команду «лежать», держите лакомство прямо перед носом собаки, пока она сидит, затем начните потихоньку опускать его вниз. Как только собачий нос потянется за лакомым кусочком, обозначьте это действие щелчком с помощью кликера либо голосом, например «да», и наградите лакомством.
Продолжайте постепенно опускать лакомство на пол, хвалить и поглаживать собаку, пока она лежит на полу. Если вдруг собака встанет, скажите «нет», усадите собаку и начните наводить заново, но на этот раз опускайте лакомство не так быстро.
Наведение для обучения новому поведению – это хорошо. А вот забывать постепенно убирать наведение – это нехорошо. Если вы не начнете достаточно быстро убирать наведение во время обучения навыку, поведение вашей собаки может стать зависимым от наличия лакомства в вашей руке. Несмотря на то, что у меня почти всегда есть лакомство в кармане или где-то поблизости, я не хочу, чтобы моя собака показывала нужный навык, основываясь только на знании, что лакомство у меня с собой.
Здесь описано как постепенно отойти от наведения на примере команды «лежать»:
- Применяйте наведение до тех пор, пока собака не станет выполнять команду без особого труда — когда вы опускаете корм вниз, собака ложиться сразу и получает лакомство. Для большинства собак шести повторений бывает достаточно.
- Встаньте перед собакой, держите руки по бокам от себя. Лакомство держите в руке, которую вы используете для наведения. Если собака пытается достать лакомство из руки, спрячьте её за спину.
- Как только собака сядет, дайте команду «лежать».
- Подождите немного, и, если собака не ляжет (что происходит в большинстве случаев), наведите собаку лакомством в нужное положение.
- Повторите 3 и 4 шаги несколько раз. Иногда ждите чуть-чуть дольше, прежде чем начать наводить, иногда начинайте раньше.
- Если собака не ложится после шести повторений, начните постепенно убирать наведение. Скомандуйте «лежать», пауза, начните наводить собаку, но вместо полного движения рукой до пола, проведите ¾ пути и быстро спрячьте руку за спину, ведя ее параллельно полу (если вы поднимете руку, то собака, скорее всего, снова сядет). Поскольку собака проделала ¾ пути до пола, то вероятнее всего, она продолжит движение и ляжет, несмотря на то, что лакомства уже нет. Если собака всё же встала, то попробуйте проделать то же самое, но провести куском 7/8 пути до пола.
- Повторяйте шаг 6, постепенно уменьшая наведение к полу, пока оно совсем не исчезнет.
Вы можете применить этот алгоритм к любым другим командам, которые можно научить наведением. Как только собака начнёт быстро выполнять их с наведением, сразу же начинайте наведение уменьшать. По сути, вы переводчик для вашей собаки, вы показываете ей, что слова, которые вы используете – это эквивалент наведению. Когда вы даёте команду «лежать», делаете паузу и затем наводите, это равнозначно тому, как если бы вы сказали: «Собака, слово «лежать» значит то же, что и кусок перед твоим носом, который опускается на пол, а ты следуешь за ним».
Ошибка №3: зависимость от поощрения
Даже если у вас хорошо получается уходить от наведения, вы все равно можете замечать за собой, что не можете отказаться от постоянной выдачи лакомства – вам кажется, что вы обязаны поощрять собаку каждый раз, когда собака демонстрирует нужное поведение, а иначе оно может угаснуть.
Такая ситуация называется непрерывное подкрепление. Собака может достигнуть таким способом великолепного стабильного поведения, но это поведение скорее всего не будет достаточно длительным . Если по каким-то причинам вы перестанете поощрять каждый раз, когда собака демонстрирует поведение, скорее всего собака достаточно быстро перестанет показывать нужное поведение, поскольку она перестает получать первичное подкрепление (еду).
Примените очень важный концепт вариативного подкрепления. Когда ваша собака стабильно выполняет команды на непрерывном подкреплении – демонстрирует желаемое поведение как минимум в 8 из 10 случаев, то пора начинать поощрять с перерывами. Проще говоря, время от времени пропускайте момент клика и лакомства, вместо этого хвалите собаку. По началу, пропускайте щелчки лишь изредка, постепенно начиная пропускать всё больше и больше, до тех пор, пока собака не начнет работать в основном за похвалу (или другие социальные поощрения).
Если вы постоянно включаете похвалу в ваш дрессировочный процесс — клик, лакомство, «хорошая собака!», тогда у вашей собаки выработаются позитивные ассоциации с похвалой, и она будет ценна для собаки, даже когда вы станете работать без кликов и лакомства.
Напоминаю: в моих дрессировочных сессиях, кликер всегда значит, что потом последует лакомство. Когда я начинаю внедрять вариативное подкрепление, то я перестаю кликать, а только хвалю. Это помогает сохранить ценность и силу кликера.
Вы можете использовать другие поощрения, когда хотите поощрить животное без кликера и лакомства. Все, что ваша собака любит, может использоваться для мотивации, особенно если вы можете контролировать доступ собаки к предмету и применять его в поощрении правильного поведения. Это могут быть: мячик, любимая игрушка, прогулка на машине, на поводке или почесывание за ухом.
Иногда, я поощряю своих собак за ожидание перед дверью, открывая дверь и разрешая им выбежать из нее. Они срываются с места и бегут играть и делать свои дела. Все это тоже варианты социальных поощрений, которые подкрепляют собак естественным путём.
Конечно, они не всегда получают возможность выскочить в дверь. Вариативное поощрение делает поведение очень длительным. Как игроман с автоматами, ваша собака будет играть бесконечно, потому что она знает, что однажды получит награду.
Ошибка №4: несвоевременность
Некоторые дрессировщики скажут вам, что последствия должны последовать за действием в течение какого-то определенного промежутка времени, чтобы они повлияли на действие, т.е. чтобы собака поняла связь между поступком и наградой (наказанием). Я слышала, что кто-то называет цифру в 5 секунд (на мой взгляд, это слишком долго), кто-то говорит про 1 секунду (по-моему, это более верная цифра).
Достаточно сказать, что результат тем лучше, чем ближе последствия к самому действию по времени. Это одинаково верно и для положительного подкрепления (лакомство, похвала, игрушка, поглаживание) и для негативного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что хорошие вещи уходят) или для положительного наказания (когда поведение собаки приводит к тому, что плохие вещи начинаются). Конечно, тренеры работающие на положительном подкреплении стараются избегать использования положительного наказания.
Наибольшая польза от маркера поощрения, например, щелчка кликера или слова «да» — это точный тайминг. С маркером у вас идеальный или почти идеальный тайминг отметки правильного поведения. Маркер — это как мостик между командой и лакомством. Как только произошло поведение, вы должны отметить его щелчком, а потом у вас есть несколько секунд, чтобы спокойно достать лакомство и дать его собаке.
Если у вас плохо с таймингом и вы постоянно запаздываете с кликом, вы можете непроизвольно, но постоянно подкреплять не то поведение, которого вы добивались от вашего подопечного. В лучшем случае это введет собаку в заблуждение, замедлит процесс обучения и расстроит вас обоих. В худшем – вы спровоцируете прямо противоположное поведение, все это закончится переучиванием или даже устранением нежелательного поведения.
Давайте представим, что вы обучаете собаку вежливо приветствовать гостей, выполняя команду «сидеть». Когда к вам приходят гости, собака у вас на поводке, чтобы вы могли предотвратить прыжки. Когда к вам заходит гость, собака идеально выполняет команду «сидеть» на входном коврике. Вы нажимаете на кликер, но пока вы нажимаете, собака успела подумать, что хвалить ее никто не планирует и как раз прыгает на тетушку Марту. Клик, ой! Конечно, вы не совершили никакой глобальной ошибки (если тете Марте не 90 лет и у нее не сломалось ребро от прыжка собаки). Но каждый раз, когда вы запаздываете с маркером, и даете его, когда ваша собака уже прыгает на гостя, а не сидит на выдержке, вы тем самым говорите собаке, что запрыгивать это хорошо, это поведение приводит к поощрению.
В данной ситуации есть преимущество у голосового маркера – слово «да» или щелчок языком. Если вы застигнуты врасплох и у вас нет кликера, то просто промаркируйте поведение голосом и подкрепите его лакомством, который наверняка лежит у вас в кармане.
Если вы поняли, что опаздываете со щелчком, даже когда кликер у вас наготове в руке, то вам нужно попрактиковаться с таймингом. Когда рядом нет вашей собаки (и она не может вас слышать), включите телевизор на спортивном канале и найдите теннисный матч. Смотрите внимательно. Каждый раз, когда теннисист отбивает мяч, нажимайте на кликер. Как только вы заметите, что ваш клик точно совпадает с ударом по мячу, вы можете приступать к дрессировке. (Заметим: такой вид отработки реакции не эффективен с гольфом и бейсболом.)
Ошибка № 5: неуверенность в своих убеждениях
Если вы дрессируете собаку, а эффекта не видно, то вам может показаться, что сойти с пути будет лучше. Всегда найдутся друзья, единомышленники, семья и другие профессионалы, готовые с радостью указать на ваши ошибки, и посоветуют применить жесткие меры, припугнуть или хорошенько одернуть вашу непослушную собаку, чтобы заставить ее подчиняться.
Возможно вы тренер, который уходит от применения наказания в обучении, но ваш предыдущий успех в применении силовых методов постоянно нашептывает вам: «я мог бы дернуть за поводок разочек!»
СТОП!
Основная вещь, которую мы так ценим в положительной дрессировке – это доверие, которое вырастает между человеком и собакой. Ваша собака верит, что может пробовать разные варианты поведения, и они не приведут к боли. Вы дадите ей понять, когда она права, и не напугаете и не побьете ее, если она ошиблась. Когда вы разрушаете доверие, вы рискуете получить негативные поведенческие последствия, иногда очень значительные — от агрессии с одной стороны, до отказа от работы или выученной беспомощности с другой.
Когда собака становится агрессивной, ее будущее ставится под сомнение. Когда собака отказывается работать, и вообще теряет какое-либо желание, т.к. боится наказания, то дрессировка становится сплошным расстройством.
Использование принуждения одновременно с положительным подкреплением так же имеет очень серьезные последствия. Если вы наказываете собаку за невыполнение команды, которые вы считает она «знает», то вы «отравляете» команду, другими словами, наделяете команду плохими ассоциациями. Команда становится двусмысленной: животное не понимает, что она несет в себе – положительные вещи (клик и лакомство) или отрицательные (наказание). Двусмысленность порождает стресс и превращает счастливую собаку в собаку с поджатым хвостом, а энтузиазм ее совсем куда-то исчезает.
«Отравленную» команда сложно, а иногда и невозможно, восстановить. Если вы все-таки «испортили» команду, то лучше ввести новую, чем пытаться восстановить старую.
У вас всегда есть выбор, как вести себя с собакой. Один из моментов, который мне очень нравится в позитивном методе дрессировки, это множество возможностей для закрепления команд без принуждения и запугивания. Применение силы в таком методе пагубно скажется на последующих тренировках, так же как и отсутствия творческого подхода.
На недавнем семинаре, хозяин одного милого бернского зенненхунда признался мне, что ему «приходится» использовать принудительную апортировку (с щипком за ухо), хотя во всех остальных моментах он использует положительное подкрепление. Я вежливо предположила, что он не «вынужден» использовать такой метод, но захотел использовать его. Я не удивилась, когда мы начали шейпинг упражнения (когда собака предлагает разные варианты поведения), берн сел у ноги владельца, неуверенно глядя ему в глаза, не предлагая никаких вариантов поведений, в то время как остальные собаки в паре с хендлерами были увлечены шейпинг играми. Выбор хозяина зенненхунда в корне влиял на собаку и их отношения.
Положительные методы дрессировки работают. Если вы привержены положительным методам дрессировки, то вы найдете способ научить собаку апортировке, не щипая ее за ухо. Существует огромное множество прекрасных книг, видео, дрессировщиков и веб-сайтов, которые готовы помочь вам в решении ваших дрессировочных проблем. Вы можете также решить, что апортировка не стоит того, чтобы становится жестоким, лучше найти другой вариант совместного времяпрепровождения с собакой. Это ваш выбор. Делайте его с умом.
Ошибки, допускаемые дрессировщиком
Субъективное понимание поведения собаки. Эта грубейшая ошибка, к сожалению, встречается у многих дрессировщиков, особенно у недостаточно подготовленных теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает человеческую речь, способно мыслить, сознательно действовать, руководствуясь желанием или нежеланием, представлениями и впечатлениями. Это приводит к тому, что дрессировщик нарушает методику выработки условных рефлексов и предъявляет к собаке непосильные требования, приводящие к срывам и неврозам.
С этим нельзя не согласиться, поскольку как бы человек не любил свою собаку – он должен помнить о том, что это только собака! Собака может понимать те команды, которым её научили и важную роль в управлении собакой играет интонация, с которой произносится команда.
У некоторых начинающих дрессировщиков очеловечивание собаки проявляется в искажении команды. Например, вместо стандартной команды «Ко мне» они произносят «Иди сюда». Некоторые дрессировщики, еще не выработав у собаки условного рефлекса, подают команды, подкрепив их жестами, и ждут ответной реакции. Собаки, естественно, не выполняют нужных действий и не реагируют на их слова. Нельзя забывать, что даже самое сложное поведение собаки — суть условные рефлексы, которые образуются при определенных условиях воздействия условного и безусловного раздражителей.
С этим можно в некоторой мере не согласиться, а именно искажение команды, например «иди сюда» вместо «ко мне» может быть использовано дрессировщиком, в случае если собака провинилась, например и её зовут для того, что бы наказать. И именно поэтому не нужно забывать о том, что команда «ко мне» относится к тем командам, за которые не наказывают никогда!!!
Например, две собаки набрасываются друг на друга. Тогда молодые дрессировщики растаскивают их в стороны и начинают наказывать, думая, что собаки знают, за что их наказывают. Бывает, что собака во время выгуливания погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку по команде «Ко мне», наказывает ударом поводка или хлыста.
В первом случае наказание ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак друг к другу.
Во втором — удары поводком или хлыстом вступают в связь не с броском собаки за кошкой, а с командой «Ко мне». Команда «Ко мне» и вид поводка в руках дрессировщика подкрепляются безусловным болевым воздействием. У собаки образуется неправильный рефлекс на команду «Ко мне» и нежелательная связь на поводок — на эти сигналы собака будет убегать от дрессировщика. Причиной очеловечивания поведения собаки является непонимание различий в высшей нервной деятельности человека и собаки. Это различие, как указывает академик И. П. Павлов, заключается в том, что собака обладает только первой сигнальной системой, а человек, кроме первой сигнальной системы имеет еще и вторую, связанную с речью и мышлением, т. е. смысловым значением слов.
Работая с собакой в условиях с присутствием сильных раздражителей нужно быть более внимательным и обращать внимание на поведение своей собаки! Зная на что собака отвлекается сильнее нужно не наказывать собаку из-за погони за кошкой или за драку с собакой, а стремиться к тому, что бы избежать той же погони за кошкой! Во время подготовки собаки конечно будут недоразумения и попытки собаки не выполнить команду, но в последствии после выработки условного рефлекса – собака научится не только выполнять команду, но и ставить выполнение команды поданной дрессировщиком на приоритетное место т.е не обращая внимания ни на что будет выполнять команду. Даже в самых экстремальных условиях – например, побежав за кошкой и услышав команду «ко мне» собака просто вернется и подойдет к вам.
Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак нередко выявляется, что дрессировка велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки, шаблонно, по общей методике. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблюдается у собак холерического и флегматического типов, с преобладанием пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакций поведения. Особенно низкие результаты наблюдаются у молодых собак, не прошедших курс воспитательной дрессировки в подготовительном периоде.
Руководитель занятий обязан знать особенности каждой собаки и определять в индивидуальном порядке методы дрессировки, характер, продолжительность, силу и способы применения раздражителей для выработки условных рефлексов, а также своевременно обнаруживать ошибки дрессировщиков и помогать устранять их.
Отсутствие последовательности в отработке приемов дрессировки и ввода усложнений. В подготовке собак часто наблюдается стремление вырабатывать побольше навыков в короткий срок или перейти поскорее к специальной дрессировке, не отработав приемов общей дрессировки. Спешка приводит к тому, что условные рефлексы не закрепляются до навыков, а выработка отдельных навыков производится небрежно, без последовательного ввода и отработки усложнений. У таких собак не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команды и жесты, дрессировщик не в состоянии управлять собакой в сложной обстановке. Например, собака, приученная к работе по запаховым следам в облегченных условиях, не способна проработать след даже при введении одного усложнения. Приучение собаки к работе в сложных условиях достигается постепенным введением усложнений. При работе собаки по чутью усложнять обстановку надо терпеливо, осторожно и продуманно. Так, при проработке запахового следа человека на каждом очередном занятии вводится только одно усложнение. Комплексная отработка усложнений допустима лишь при отработке всех усложнений, введенных на предыдущих занятиях.
Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же упражнений. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать служебные качества собаки и не заботятся о конкретном режиме упражнений при отработке каждого навыка. Для предотвращения ошибок надо четко планировать занятия, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе.
Передрессировка собаки возможна при отработке любого приема, но чаще всего на занятиях по преодолению препятствий, при апортировке, выборке вещей, развитии злобы и задержании убегающего помощника. Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, надо сделать перерыв в отработке данного приема на 1–2 недели.
Неправильное применение сочетания раздражителей относится к наиболее частым ошибкам, причина которых — слабое знание теории дрессировки и техники выполнения упражнений. Если начинающий дрессировщик плохо усвоил методику выработки условных рефлексов, то его ошибки проявляются в неправильном сочетании условных и безусловных раздражителей. Методика выработки условных рефлексов определяет правила дрессировки собак, которыми обязаны руководствоваться все дрессировщики при выполнении любых приемов. В дрессировке обязательно применение условного сигнала перед воздействием безусловным раздражителем. Нарушение этого правила можно наблюдать при выработке у собаки условного рефлекса на команду «Рядом». Начинающий дрессировщик часто эту команду подает после рывка поводком, поэтому условный рефлекс не образуется. Некоторые дрессировщики допускают большой интервал по времени между условным и безусловным раздражителями. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Сидеть» несвоевременное подкрепление безусловным воздействием на область поясницы вызывает у собаки и запоздалую ответную реакцию. У собаки образуется отставленный условный рефлекс: собака садится не сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Частой ошибкой является многократное повторение одной и той же команды перед подкреплением безусловным раздражителем. В результате таких повторов сочетаний образуется запаздывающий условный рефлекс, проявляющийся только после неоднократных команд.
Одной из частых ошибок является неправильная интонация голоса при подаче команд: всегда одинаково или в угрожающем тоне без учета индивидуальных особенностей собаки и выполняемых ею действий. Интонация подаваемой команды должна соответствовать предстоящему воздействию безусловным раздражителем.
Команду «Фу» как сигнал запрещения целесообразно подавать, при попытках схватить пищу, даваемую посторонним человеком или лежащую на земле, при набрасывании собаки на проходящих людей, животных, а также в ряде других случаев, когда собака совершает ненужные действия. В этих случаях команда подается с угрожающей интонацией и подкрепляется сильным тормозным безусловным раздражителем (рывок поводком, удар хлыстом или прутом). Во всех других случаях команда «Фу» должна произноситься с различной интонацией в зависимости от назначения приема и поведения собаки.
Ошибка в даче лакомства может быть методической и технической. Например, пользование лакомством только в начале занятия приводит к тому, что собака в первой части занятия активна, а в конце — снижает активность или совсем прекращает работу. Поэтому лакомство надо давать по мере надобности в ходе всего занятия для поддержания активности собаки на протяжении многочасовой работы. Бывают случаи, когда лакомство дается просто так, как пища для кормления. Тогда оно теряет свое поощряющее и стимулирующее воздействие. На дрессировке сильно отражается и нерегулярная дача лакомства в первоначальный период выработки условных рефлексов и укреплении их до навыков. Лакомство должно даваться по определенной системе, небольшими кусочками одинаковых размеров за правильное выполнение нужного действия. В последующих упражнениях лакомство дается реже, заменяется поглаживанием и поощрительным словом «Хорошо».
Неправильное пользование поводком. Поводок — важное средство воздействия на собаку. Поэтому дрессировка собак зависит и от умения дрессировщика пользоваться поводком. В первый период дрессировки часто допускаются ошибки: рывки поводком во время выгуливания собаки, при проработке следа и выработке выдержки, выборке вещей, обыске местности; выгуливание собаки на коротком поводке и отработка «хождения рядом» на длинном. Не следует пускать собаку на преодоление препятствий с поводком, так как он мешает свободному движению, тормозит работу.
Иногда дрессировщики посылают собаку на выборку вещи с поводком, свисающим до земли. Это приводит к тому, что поводок сбивает вещи в кучу, происходит наслоение запахов, что затрудняет работу собаки. Незначительное движение дрессировщика поводком в момент выборки вещи может стать сигналом для поднятия вещи без обнюхивания. Поэтому собаку на выборку вещи следует посылать без поводка.
Молодые дрессировщики часто неумело пользуются длинным поводком при управлении поведением собаки: держат его не в той руке, наступают на него, что приводит к рывкам. Это можно наблюдать при работе по следу, особенно на неровной и закрытой местности: поводок цепляется за деревья, кусты, камни, в результате резко снижается темп движения, собака быстро утомляется, снижается ее заинтересованность в работе, а иногда она вообще отказывается от работы. Следовательно, собака должна быть приучена к работе по следу без поводка. В лесистой местности управлять собакой надо голосом и жестами. Если собака увеличивает темп движения и уходит от дрессировщика, то ее следует взять на поводок и замедлить движение. Систематическое придержание собаки поводком на углах или перед вещами приводит к тому, что у нее вырабатывается нежелательная связь на поводок, поэтому в этих случаях дрессировщик должен управлять собакой с помощью других сигналов.
Ошибки при тренировке собак. Ошибки, допускаемые при дрессировке, часто дублируют и при тренировке, что в конкретном итоге снижает их служебные и рабочие качества. Наиболее частые ошибки при тренировке: однообразие условий и упрощенность обстановки; отсутствие временных сдвигов и смены местности; прокладка следов одним и тем же помощником на одинаковые расстояния; проработка следов одинаковой давности и по известным условиям; недоверие собаке и неуверенность дрессировщика; несоблюдение последовательности ввода усложнений; не проработка следов и невыполнение заданий.
Причины подобных ошибок: низкий организационно-методический уровень тренировочных занятий; отсутствие контроля над организацией тренировки и непонимание цели и задач; недостаток опыта и невысокий уровень теоретических знаний у владельцев собак.
В статье использованы материалы книги
Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин
ДРЕССИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Тренировка служебных собак
Тренировка служебных собак — это закрепление и совершенствование навыков, полученных на занятиях по дрессировке. Если собаку не будут тренировать, будут редко использовать в работе, недостаточно закреплять условные раздражители безусловными, то в коре головного мозга собаки появятся явления затухания, из-за которых условные
- 100
Собака и улица
Достаточно часто мы встречаемся на улице с невоспитанными или неправильно воспитанными собаками. Страдают от этого и окружающие, и сами хозяева питомца. Отсутствие или неграмотно сформированные навыки послушания, активно-оборонительной реакции поведения у собаки — ведет к необратимым последствиям, в частности на прогулке. Из
- 100
Основная ошибка дрессировщика
Основной и главнейшей ошибкой большинства начинающих дрессировщиков является субъективный подход к собаке. Субъективный подход, ведущий к «очеловечиванию» собаки, игнорирует качественное различие между высшей нервной деятельностью у человека и собаки, переоценивает значение психических явлений в поведении собаки и
- 100