Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Перейти к содержанию
Игры «Исправь предложение» для развития речи у старших дошкольников
Игра «Исправь ошибку в предложении», применяемая в области «Речевое развитие», позволяет воспитателям и родителям формировать у дошкольников лексические и грамматические компоненты речи, закреплять предложные и падежные конструкции. В логопедии занятия используются для профилактики нарушения письменной речи. Пособия предназначены для детей старшей и подготовительной группы детского сада, первоклассников.
Цели и задачи
Цель игр «Исправь ошибку» – улучшение лексики и грамматического строя речи.
Задачи:
- обучение согласованию слов;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления;
- улучшение памяти, зрительной оценки, концентрации внимания;
- формирование связной речи, умения выстраивать диалог;
- развитие любознательности.
Скажи правильно
Для игры подготовьте слайды, изображающие действия людей и неправильные подписи, обратные реальным. Когда слайд появится на экране, прочитайте то, что делают персонажи. Предложите воспитанникам исправить сказанное вами, произнести правильное предложение. Когда дети выполнят задачу, на экране исчезает первый слайд, вместо него появляется аналогичный, но с правильной надписью.
Неправильные предложения для заполнения слайдов:
- мама готовит музыку и слушает суп;
- Маша заваривает оладьи и печет чай;
- бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
- Аня решает куклу и одевает задачу;
- друзья идут по песне и распевают тропинку;
- тетя поливает белье и стирает цветы;
- Коля пьет ватрушку и ест кисель;
- Вика чистит тесто и размешивает картошку.
Нелепицы
Воспитанники садятся в круг. Ведущий произносит предложения со смысловыми ошибками, а каждый ребенок по очереди объясняет, что неправильно, исправляет фразу. Участник, не услышавший ошибки, выбывает из круга, а право говорить переходит следующему игроку. Победителем оказывается последний оставшийся участник.
Примеры неправильных предложений:
- заяц бежит за волком;
- кружка моет Юлю;
- в августе пошел снег;
- снеговик вылепил Мишу;
- рыба ловит рыбака;
- зимой расцвел сад;
- над холмом лежало болото;
- вечером солнце поднималось над горизонтом;
- кукла рисовала девочку;
- свитер связал бабушку.
Причина и следствие
Это занятие, как и дидактическая игра «Закончи предложение», развивает логику мышления, учит дошкольников выявлять причинно-следственные связи, корректно строить сложные предложения.
Примеры с ошибками для исправления детьми:
- сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
- идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
- одежда стала грязной, потому что мама ее постирала;
- дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
- наступил март, потому что прилетели грачи;
- во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку;
- Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
- прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
- на светофоре зажегся красный, потому что автомобили остановились.
Исправь сказанное
Произносите предложения, а дети должны указать на ошибки в роде, числе и падежном склонении:
- бабушка купила сковородка;
- Света и Оля гуляет в парке;
- лягушка словил муха;
- столяр сделала скамейка;
- мама связала шапка;
- цыпленок вылупился из яйцо;
- журавли улетает на юг;
- Катя делают букет для мама;
- старик сидит с удочка;
- ласточки ест мошкара.
При выполнении заданий не употребляйте принятый в педагогике термин «деформированный текст». Говорите с детьми проще: «Исправь ошибку», «Сделай предложение правильным».
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей.
Память человека устроена, как сосуд, но количество входящей и выходящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания. Следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Игра «СЛОВА»
Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.
ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ:Запиши как можно больше слов, относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) природоведение, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и др.
На каждую тему дается 5 минут. Эту игру можно проводить в несколько приемов, предлагая для работы школьникам по 2-3 слова.
Если по теме «Музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем 7 слов то 15-летние подростки -уже 37 слов, по теме «Книга и литература» эти показатели соответственно 5 и 28 слов, а по теме «Искусство и живопись» — 4 и 20 слов.
2. Можно развивать слуховую память детей, используя методику 10 слов (порядок проведения см. «Диагностика памяти младших школьников»).
Рекомендуем несколько вариантов из 10 слов:
-
дом, парта, белый, хорошо, груша, мел, сильный, чашка, свеча, стол;
-
кот, ручка, красный, плохо, яблоко, пол, слабый, ложка, лампа, карандаш;
-
кукла, вилка, синий, машина, высокий, кисть, мама, книга, курица, стул;
-
собака, окно, конверт, небо, буква, слон, тетрадь;
-
часы, ветер, рыба, звезды, сон, конфета, бумаги, калитка, стул, веревка.
3. Для развития логической, или смысловой, памяти учащихся можно использовать следующие упражнения:
Прочитайте учащимся три слова, объединенных по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами.
НАПРИМЕР: лес — медведь — берлога.
Затем учитель или взрослый читает вслух следующие шесть строк, по три слова в каждой (мы предлагаем больше заданий, чтобы можно было провести занятия не один раз):
а) весна — солнце — ручей;
река — рыболов — уха;
праздник — песни – веселье;
мост — река — вода;
пчела — улей — мед;
дуб — желудь — свинья.
б) пионер — барабан — вожатый;
доклад — обсуждение — решение;
чтение — глаза — книга;
сад — земля — растение;
игра — правила — игроки;
песня — музыка — слова.
в) спорт — стадион — состязание;
лес — дерево — кустарник;
город — здание — улица;
война — сражение — солдаты;
больница — врач -больной;
озеро — берег — вода.
Прочитав вслух 6 строк, учитель или взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен дописать второе и третье слово в строке.
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьники т.д. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т.е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Игра «ЗАПОМИНАЕМ, РИСУЯ»
Ведущий заранее готовит список из 20 слов.
Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги.
Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники игры должны успеть зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.
Игра «ЦВЕТА»
Участники игры располагаются в кругу.
Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Игра «ФОРМА ПРЕДМЕТОВ»
Участники игры располагаются в кругу.
Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные квадратные, овальные и т.д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов,
по названным признакам, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
Игра «ЧЕЙ ПРЕДМЕТ»
Для проведения этой игры всех участников разбивают на две команды. Каждая команда выбирает по водящему.
Игра заключается в том, что на глазах у водящего участники его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящих должен выступить каждый.
Игра «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»
Для проведения игры все участники разбиваются на две команды. Один из участников (по желанию) будет изображать свой собственный портрет.
Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали.
Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет.
Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить изменения.
Какая команда исправит больше изменений, та и выиграет.
Игра «ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ»
Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают.
Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все месте еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.
Игра «ПЕСНИ»
Основная цель этой игры — вспомнить как можно больше песен.
Первый участник поет куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет другой песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поет куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д. Тот из участников, кто в течение одной минуты не может подобрать песни, выбывает из игры.
ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Слуховая память. Игра «Запоминалка»
Объем слуховой памяти младших школьников можно определить с
помощью методики 10 слов.
Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.
После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.
2. Смысловая память. Игра «Волшебные пары»
Для диагностики смысловой памяти можно использовать следующую методику: медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Ученики должны в это время припомнить вторые слова. Затем просят учащихся записать на листке бумаги те пары слов, которые они запомнили.
П
Стол — обед
Рубль — копейка
Дуб — желудь
Рой — пчела
Гвоздь — доска
ары слов:
Шум -вода
Мост — река
Лес — медведь
Дичь -охота
Час — время
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно делать вывод о том, что смысловая память развита удовлетворительно.
3.Моторно-слуховая память. Игра «Письмо в воздухе»
Читаем вслух следующий ряд слов: Тело, пуля, невод, песок, книга, ветка, балкон, лампа, собака, загадка. Просим детей прописывать слова в воздухе (моторно-слуховое восприятие). Воспринятые таким образом слова, просим детей также записать на листе по памяти.
4. Зрительная память. Игра «Посмотри, запиши»
Учащимся предлагается зрительно воспринять слова (предлагаются для зрительного восприятия именно в столбик на доске или на плакате):
-
Крыса
-
После
-
Коса
-
Море
-
Сказка
-
Камень
-
Кора
-
Роса
-
Звонок
-
Кустарник
Затем просят записать школьников те слова, которые они запомнили.
6 воспроизведенных слов свидетельствуют об удовлетворительном развитии зрительной памяти.
5. Для диагностики уровня развития зрительной памяти можно воспользоваться одной из строчек любой матрицы для диагностики
уровня развития восприятия.
Время предъявления строки — 10 секунд.
/ |
: |
+ |
— |
. |
/ |
= |
+ |
Δ |
○ |
О |
Δ |
|
□ |
◊ |
Δ |
Δ |
О |
● |
○ |
Δ |
▲ |
|
◊ |
Δ |
○ |
|
Δ |
К |
А |
Б |
М |
Н |
И |
Ж |
Ч |
С |
У |
ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: «Тебе необходимо просмотреть ряд из 10 знаков (букв, геометрических фигур и др.). Постарайся их как можно лучше
запомнить, затем по памяти воспроизвести предъявленные фигуры, сохраняя порядок следования.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
Как правильный ответ считается только правильно названная буква или знак обязательно под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.
6. Диагностика зрительной памяти учащихся начального звена к моменту окончания начальной школы.
В течение 30 секунд вы будете знакомиться с плакатом, на котором изображены фигуры и знаки. По команде «Рисуйте», необходимо в течение 45 секунд на данных вам бланках нарисовать, что запомнили.
Вариант 1:
□ |
|||
Δ |
╳ |
||
□ |
|||
Δ |
▼ |
Вариант 2:
Δ |
|||
□ |
╳ |
+ |
|
Δ |
□ |
||
▼ |
Оценка в условных балах по результатам двух исследований:
Баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильно нарисованных фигур |
13 |
12 |
11 |
9/10 |
7/8 |
5/6 |
4 |
3 |
2 |
7.Комбинированный тип памяти. Игра «Прочитай, проговори, запиши»
Зачитываются и показываются слова следующего ряда (для зрительного восприятия слова должны быть размещены в столбик, кроме того учащиеся их должны повторить шепотом):
-
Река
-
Мост
-
Телега
-
Колесо
-
Дерево
-
Апельсин
-
Трава
-
Волк
-
Карта
-
Гриб
Воспринятые таким образом слова просим детей записать на листе бумаги.
Сравнительный анализ результатов воспроизведения слов, предложенных для запоминания различными способами, позволит и педагогам, и родителям; да и самим школьникам лучше узнать, какой вид памяти (зрительный, моторно-слуховой, комбинированный) преобладает у каждого, какие виды развиты слабо. Такое знание даст возможность дифференцированно подходить к каждому ученику, осуществлять индивидуальное обучение с учетом особенностей памяти учащихся.
8. Методика «Запомни двухзначные числа» для диагностики слуховой механической памяти.
ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас нам будут прочитаны 12 чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить числа. По сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке.
Затем взрослый, родитель или учитель читает эти числа в течение 30 секунд.
Набор чисел: |
18 |
67 |
55 |
|
25 |
42 |
12 |
||
38 |
54 |
98 |
||
82 |
36 |
46 |
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается число верно воспроизведённых чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, это свидетельствует о хорошей слуховой механической памяти.
Для диагностики зрительной механической памяти можно также воспользоваться методикой «Запомни двухзначные числа».
ИНСТРУКЦИЯ ДЕТЯМ: «На плакате написаны 12 двухзначных чисел. (Этот плакат демонстрируется не менее 30 секунд.) Посмотрите на эти числа внимательно. После того, как убран плакат, запишите двухзначные числа в
любом порядке».
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: Если правильно записано 8-9 чисел, то это свидетельствует о хорошем уровне развития зрительной механической памяти.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Игра «Найди отличия»
Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:
а) Сравни картинки между собой и назови отличия.
6) Чем отличаются между собой эти картинки?
Для тренировки памяти можно воспользоваться фигурными таблицами, материалами для проведения корректурной пробы (подробно о методике поведения пробы написано ниже).
Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.
Игровой тренинг для развития внимания младших школьников
2. Игра «Числа»
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».
Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т.д.
Игру можно проводить не один раз.
3. Игра «Алфавит»
Дети располагаются в кругу. Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны «распечатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладони того участника игры‚ за которым буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.
4. Игра «Наоборот»
Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в руках, дети должны разжать ладони.
Кто ошибается, становится ведущим.
5. Игра «Самый внимательный»
Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.
На месте ведущего должны побывать все игроки.
Все, кто не ошибся, считаются победителями.
6. Игра «Играем в считалки»
Участники делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает ДО 100.
7. Игра «Пишущая машинка»
Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе.
Ведущий предлагает участникам игры «напечатать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый. . .».
Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда, надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши.
Еще одно условие: кто ошибается, выходит из игры.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Методика «Исправь ошибки»
Цель: установить устойчивости внимания учащихся при выполнении и
проверке выполнения работ.
Ход эксперимента: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок.
Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили.
Готовый текст задания:
Старые лебеди склонили голые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толкались на берегу.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
На столе лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
Надо найти частное от деления разности между числами правильно найденных ошибок и числом неверно подчеркнутых ошибок на общее число действительно содержащихся в тексте ошибок. Если это частное близко к 1, то уровень развития устойчивости внимания ученика достаточно высок. Если частное ниже 0,5 — внимание очень неустойчиво, требуется развитие этого качества.
Оценить выполнение предложенного задания можно и по абсолютным цифрам:
-
не заметили 2 ошибки — хорошее внимание;
-
не заметили 3-4 ошибки — средний уровень внимания;
-
не заметили 5 и более ошибок — низкий уровень внимания.
2. Методика «Счет»
Цель: исследовать внимание и работоспособность учащихся.
Инструкция: Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 5 минут с учащимися 3-4 классов и 10 минут с учащимися среднего звена. За это время каждый ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.
1-й способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, 21 под ней в нижнюю строчку ставят предыдущее верхнее слагаемое. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.
2-й способ: сумму ставят в нижнюю строку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
НАПРИМЕР:
1-й способ:
5 |
4 |
9 |
3 |
2 |
5 |
7 |
2 |
9 |
5 |
4 |
9 |
3 |
2 |
5 |
7 |
и т.д.
2-й способ:
5 |
9 |
4 |
3 |
7 |
0 |
7 |
7 |
4 |
9 |
4 |
3 |
7 |
0 |
7 |
7 |
4 |
1 |
и т.д.
Надо объяснить и показать сначала эти способы сложения. Затем сказать, что в течение одной минуты учащиеся должны действовать по 1-му способу, а потом (по сигналу) по 2-му способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту опять по сигналу перейти к 1-му способу.
ОЦЕНКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Необходимо найти среднее число сложений, одну минуту. Если результат близок к 20, то это свидетельствует о достаточной работоспособности и хорошем уровне внимания. Если число менее 8, то работоспособность очень мала, уровень внимания очень низкий, требуется развитие внимания.
Успешное выполнение этого экспериментального задания требует от
учащихся определенного развития памяти, т. к. им надо не только понять инструкцию, но и удержать ее в памяти в течение некоторого времени.
3. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают цифры. Поэтому ее можно использовать и при обследовании детей 6-7-летнего возраста.
Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.
9 |
5 |
11 |
23 |
20 |
|||||||||||||||||||||||||
14 |
25 |
17 |
19 |
13 |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
21 |
7 |
16 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||
18 |
12 |
6 |
24 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||
8 |
15 |
10 |
2 |
22 |
22 |
25 |
7 |
21 |
11 |
|||||||||||||||||||||||||
6 |
2 |
10 |
3 |
23 |
|||||||||||||||||||||||||
17 |
12 |
16 |
5 |
18 |
|||||||||||||||||||||||||
1 |
15 |
20 |
9 |
24 |
|||||||||||||||||||||||||
19 |
13 |
4 |
14 |
8 |
5 |
14 |
12 |
23 |
2 |
16 |
25 |
7 |
24 |
13 |
11 |
3 |
20 |
4 |
18 |
8 |
10 |
19 |
22 |
1 |
21 |
15 |
9 |
17 |
6 |
Ребенок должен отыскать числа по порядку‚ показывая и называя их вслух. Время выполнения заданий регистрируется в протоколе.
для детей 6-7 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу. У учащихся среднего звена норма 45 секунд — 1 минута.
5 |
21 |
11 |
2 |
12 |
3 |
10 |
4 |
1 |
17 |
8 |
17 |
9 |
21 |
19 |
23 |
16 |
12 |
9 |
24 |
1 |
23 |
24 |
25 |
11 |
14 |
7 |
7 |
19 |
18 |
20 |
22 |
10 |
4 |
18 |
3 |
22 |
20 |
16 |
5 |
13 |
8 |
13 |
14 |
25 |
15 |
15 |
6 |
6 |
2 |
1 |
25 |
3 |
20 |
16 |
6 |
9 |
3 |
2 |
7 |
5 |
15 |
6 |
20 |
11 |
24 |
11 |
13 |
5 |
25 |
9 |
21 |
19 |
4 |
17 |
16 |
8 |
2 |
8 |
10 |
14 |
12 |
23 |
22 |
12 |
22 |
10 |
13 |
7 |
21 |
4 |
17 |
23 |
18 |
14 |
18 |
1 |
15 |
19 |
24 |
5. Корректурная проба
С помощью этой диагностической методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем, переключение и распределение внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.
ж |
ф |
с |
я |
а |
б |
ц |
у |
и |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
ф |
м |
о |
ы |
в |
а |
и |
р |
о |
о |
л |
д |
ж |
з |
я |
ч |
м |
и |
т |
ь |
с |
т |
в |
о |
б |
ю |
е |
а |
в |
ы |
р |
е |
н |
о |
л |
б |
ж |
д |
л |
о |
р |
у |
к |
ц |
у |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
з |
х |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
ь |
б |
ю |
э |
ж |
д |
л |
о |
р |
п |
а |
в |
в |
ы |
е |
а |
е |
ы |
ф |
я |
ч |
с |
м |
и |
т |
б |
ю |
ф |
ы |
в |
а |
к |
й |
ц |
э |
л |
д |
ж |
э |
ц |
у |
к |
е |
н |
г |
ш |
щ |
н |
е |
к |
ц |
ф |
у |
к |
и |
м |
с |
ч |
я |
а |
х |
о |
х |
р |
з |
х |
о |
щ |
н |
е |
к |
у |
ы |
в |
ц |
к |
э |
д |
ж |
л |
о |
н |
с |
а |
в |
и |
ф |
ю |
в |
м |
б |
ю |
и |
м |
е |
к |
у |
ц |
з |
щ |
ш |
г |
н |
е |
к |
у |
ц |
и |
м |
с |
ч |
ю |
т |
и |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
з |
щ |
ш |
г |
н |
е |
к |
у |
н |
г |
ж |
д |
л |
о |
р |
п |
ф |
ы |
в |
а |
п |
р |
о |
л |
д |
ж |
ю |
б |
и |
м |
ф |
ы |
в |
к |
у |
ц |
е |
н |
г |
ш |
щ |
л |
о |
р |
п |
и |
т |
м |
с |
ч |
р |
п |
а |
о |
л |
д |
и |
м |
с |
ч |
и |
т |
б |
л |
о |
д |
ш |
е |
н |
г |
а |
п |
р |
о |
н |
е |
г |
к |
у |
в |
а |
п |
л |
д |
ж |
и |
т |
б |
м |
с |
п |
а |
е |
к |
н |
г |
о |
л |
п |
д |
ж |
ш |
н |
г |
к |
у |
в |
м |
с |
и |
э |
л |
д |
ш |
г |
н |
щ |
у |
к |
е |
н |
д |
о |
р |
г |
с |
и |
т |
п |
р |
к |
у |
е |
н |
г |
ш |
л |
о |
р |
д |
ж |
в |
а |
п |
р |
н |
д |
и |
т |
в |
в |
а |
п |
р |
н |
г |
о |
л |
д |
и |
т |
ж |
з |
х |
к |
у |
п |
р |
н |
е |
с |
и |
т |
р |
н |
г |
е |
ц |
ы |
в |
с |
и |
м |
п |
р |
о |
н |
е |
г |
б |
ИНСТРУКЦИЯ: по сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы — 3 минуты.
Работоспособность учащихся можно определить по формуле:
Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.
Для исследования переключения внимания можно использовать эту же корректурную пробу, но задание школьникам должно даваться несколько по другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч» и т.д.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:
Данную корректурную пробу можно использовать и как упражнение для тренировки внимания учащихся начального звена школы. Задания можно давать самые разнообразные: и вычеркивать буквы, и подчеркивать одни, и вычеркивать другие, и обводить в кружок и т. д,
Упражнение для развития внимания младших школьников, может быть использовано как диагностический тест.
ИНСТРУКЦИЯ РЕБЕНКУ: Я буду задавать вопросы. Запрещается говорить: «да» и «нет», а также называть цвета: голубой, зеленый, желтый и красный.
Вопросы:
-
Ты любишь лето?
-
Тебе нравится зелень парков и скверов?
-
Какого цвета небо летом?
-
Какие цвета летом основные?
-
Вы любите солнце?
-
Какого цвета солнце?
-
Какого цвета песок у реки?
-
Могут быть огурцы только зеленого цвета?
-
Какого цвета абрикос?
-
Какого цвета вода в озере?
Если ребенок внимателен, то он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.
Тесты на определение умственных способностей младшего школьника
Тест 1 (осведомленность)
Учащимся необходимо из предложенного списка ответов выбрать нужное слово, которое подходит к высказыванию.
1. Месяц зимы… 5.У дерева всегда есть…
а) сентябрь а) цветы
б) октябрь б) плоды
в) февраль в) листья
г) ноябрь г) корень
д) март д) тень
2. В году… 6. Пассажирский транспорт — это…
а) 24 месяца а) самосвал
б) 3 месяца б) комбайн
в) 12 месяцев в) автобус
г) 4 месяца г) экскаватор
д) 9 месяцев д) тепловоз
3. Отец старше сына… 7. Летом всегда…
а) всегда а) светит солнце
б) часто б) тепло
в) никогда в) сухо
г) редко г) жарко
д) иногда д) прохладно
4. Подснежники всегда 8. После тёмного времени суток(ночь) наступает… расцветают… а)вечер
а)летом б)день
б)зимой в)ночь
в)весной
г)таких цветов не существует
Интерпретация результатов:
- Безошибочное выполнение теста — высокая осведомлённость ученика;
- 1-2 ошибки –средняя осведомлённость;
- 3 и более ошибок- низкая осведомлённость.
Тест 2 (классификация)
Младшие школьники должны найти лишнее слово в списке предложенных вариантов и объяснить, почему они так решили.
1. а) тюльпан, б) лилия, в) слива, г) ромашка, д) фиалка.
2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) пруд.
3. а) кукла, б) прыгалка, в) кирпич, г) мяч, д) юла.
4. а) стол, б) ковёр, в) кресло, г) кровать, д) табурет.
5. а) курица, б) петух, в) орёл, г) гусь, д) индюк.
6. а) круг, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.
7. а) Саша, б) Витя, в) Петров, г) Стасик, д) Коля.
8. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.
Интерпретация результатов:
- Безошибочно нашли все лишние слова и дали объяснение — высокий уровень умения классифицировать;
- Безошибочно нашли все лишние слова, но не всем смогли дать правильное объяснение — средний уровень умения классифицировать;
- Допустили ошибки в нахождении лишних слов и не сумели дать им объяснение – низкий уровень умения классифицировать
Тест 3 (словесно–логическое мышление)
Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы друг другу так же, как, например, «овощ» — «огурец».
1. ОГУРЕЦ ГВОЗДИКА
——————— ——————————————————
овощ а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля
2. ОГОРОД САД
——————— ——————————————————
морковь а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья
3. ЧАСЫ ГРАДУСНИК
——————— ——————————————————
время а) стекло, б) больной, в) кровать, г) температура, д) врач
4. МАШИНА ЛОДКА
——————— ——————————————————
мотор а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег
5. СТОЛ ПОЛ
——————— ——————————————————
скатерть а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди
6. ПУГОВИЦА БОТИНОК
——————— ——————————————————
пальто а) портной, б) магазин, в) нога, г) шнурок, д) шляпа
7. БЕЖАТЬ КРИЧАТЬ
——————— ——————————————————
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать
Интерпретация результатов:
- Безошибочное выполнение теста – высокий уровень словесно-логического мышления;
- 1-2 ошибки –средний уровень словесно-логического мышления;
- 3 и более ошибок- низкий уровень словесно-логического мышления.
Тест 4 (обобщение)
Учащимся необходимо определить, каким одним словом можно назвать предложенные слова?
1. Окунь, карась…
2. Огурец, помидор…
3. Шкаф, диван…
4. Июнь, июль…
5. Слон, собака…
6.Рябина, черёмуха…
7.Сорока, синица…
8.Грузовик, самосвал…
9.Повар, почтальон…
10.Яблоко, банан…
Интерпретация результатов:
- Безошибочное выполнение теста – высокий уровень умения обобщать;
- 1-2 ошибки –средний уровень умения обобщать;
- 3 и более ошибок- низкий уровень умения обобщать.
Известно, что внимание – это общее свойство различных психических процессов. Оно повышает продуктивность памяти, мышления, речи, воображения. Вместе с тем произвольность внимания обусловлена волевым актом и связана с сознательно поставленной целью. Это результат напряжения воли, следствие принятого решения, необходимое условие выполнения этого решения. По мере взросления младшего школьника произвольное внимание становится более устойчивым. Ребенок быстрее и активнее «настраивается» на предстоящую деятельность и не отвлекается в процессе ее выполнения. Однако произвольность внимания – свойство не постоянное, нередко связанное с мотивацией к деятельности.
Педагогам известно, что хуже всего младшие школьники выполняют задания, которые им кажутся скучными, повторяющимися, трудными, которые не приносят удовлетворения, не подкрепляются поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание школьника, оно ослабевает, концентрация внимания снижается, и ребенок начинает допускать описки, ошибки или совсем отвлекается от выполнения задания.
Одним из таких нелюбимых занятий школьников является проверка выполненного задания. Проверяя свой диктант, классную работу или домашнее задание, ребенок обычно «скользит» глазами по записям в тетради, не вчитываясь, не вдумываясь. В результате в работе остаются неисправленные ошибки. Кроме того, младшему школьнику сложно относиться к своей работе самокритично, т. к. он заранее убежден в том, что он всё сделал правильно. Напротив, чужие ошибки учащемуся всегда находить легче и интереснее, потому что он растет в собственных глазах. Исправляя ошибки другого, ребенок самоутверждается, рассуждая так: «Я знаю больше…», «Я грамотнее умею писать…» и т. д.
Поэтому для исследования произвольности внимания четвероклассников мы использовали методику «Исправь ошибки» (Тихомирова, 1997). Эта методика поможет узнать, насколько сконцентрировано, устойчиво внимание школьника при проверке работы, вдумчиво ли ребенок читает текст, знает ли элементарные правила орфографии, которые изучались еще в 1–3 классах общеобразовательной школы. Попутно она выявляет уровень развития речи, орфографической зоркости школьников (умения видеть в слове «ошибкоопасные» места).
Описание процедуры диагностики
Вниманию детей предлагаются 10 предложений, в которых допущены ошибки: орфографические, логические, несогласование слов (аграмматизмы), пропуск слов, замена и пропуск букв в словах (Приложение 1, Задание 1.4, с. 51). Ученики за 10 минут должны найти и исправить эти ошибки. О количестве и характере ошибок психолог не говорит. По команде психолога школьники приступают к работе, исправляя ошибки ручкой.
Инструкция
«Представьте себе, что на эти 10 минут вы стали учителями. Вам нужно проверить диктант нерадивого (неуспешного) ученика, исправить у него все ошибки».
Предложения
1. Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
2. Зимой в саду расцвели яблони.
3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.
4. Внизу над ними расстилалась пустыня.
5. В ответ я киваю ему рукой.
6. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
7. Сорняки шыпучи и плодовиты.
8. Настоле лежала карта нашего города.
9. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
10. Скоро удалось мне на машине.
Один из вариантов правильных ответов
1. Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи.
2. Весной в саду расцвели яблони.
3. Взрослые и дети толпились на берегу реки.
4. Внизу под ними расстилалась пустыня.
5. В ответ я киваю ему головой.
6. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
7. Сорняки сыпучи и плодовиты.
8. На столе лежала карта нашего города.
9. Самолет летит сюда, чтобы помочь людям.
10. Скоро удалось мне уехать на машине.
Обработка результатов
Об уровне внимания судят по количеству правильно исправленных ошибок:
– школьник правильно исправил все ошибки – высокий уровень развития произвольного внимания;
– не заметил 1–2 ошибки – хороший уровень;
– остались незамеченными 3–4 ошибки – удовлетворительный уровень;
– школьник не исправил 5 и более ошибок – низкий уровень.
* * *
Итак, на основании анализа сформированности познавательных процессов младших школьников психолог делает общее заключение об интеллектуальном развитии четвероклассников. Для этого он выводит средний показатель уровня развития всех диагностируемых психических процессов и заносит данные в графу «Общий уровень развития психических процессов» в «Психологическом паспорте класса» (Приложение 4, с. 61).