ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ
СЕМИНАР
«Педагогические ошибки воспитателей: инструкция по исправлению»
Ответственный:
Белых С.В. – ст. воспитатель
«Педагогические ошибки воспитателей:
инструкция по исправлению»
Какие действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой?
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Н-р, в младшей группе воспитатель ежедневно учить малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным.
Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
Ошибка №1 «Молочные реки кисельные берега»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила её выпить две порции.
Как исправить: Наказывать едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию, надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
Ошибка №2 «Равняйсь! Смирно!»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!» В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить: Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алёша, выпрями спину», «Саша, ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять.
Ошибка №3 «Как угорелый»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нём энергии много, и она ищет выход».
Как исправить: Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребёнок (состояние при котором возбудимость и активность превышают норму). Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги.
Ошибка № 4 «Постоишь в углу и поймёшь!»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить: Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
Ошибка №5 «Любимчик в группе»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т.е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить: Воспитателю следует воздержаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценными участниками образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
Ошибка №6 «Мямля»
Девочка Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну, опять Алёна не успела, что же ты такая мямля?»
Как исправить: Такие характеристики и высказывания в адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить этого ребёнка. Не требуете, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в удобном для него темпе.
Ошибка №7 «Невыносимый ребёнок»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить: Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, нап-р: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
Ошибка №8 «Никаких успехов»
Бабушка Алёши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он всё делает не так, как я объясняю».
Как исправить: Интерес ребёнка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребёнка.
Ошибка №9 «Ты лучше, чем он»
Воспитатель наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить: Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить.
Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас всё хорошо получится, потому, что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре вам будет работать легче».
Ошибка №10 «Виноваты оба!»
Воспитатель наказала Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить: Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно должна выяснить из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства, и было справедливо. Это важно, т.к. оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
Ошибка №11 «Семеро одного ждут»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить: Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами: с первой группой — сами, с остальными – остаётся помощник воспитателя.
Ошибка №12 «Смотри, как нужно сделать»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить: Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения.
Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.
Обновлено: 21.09.2023
Психотерапевт, автор тренинговых программ по личностному росту, специалист в области психодрамы, телесно-ориентированной терапии, супружеского консультирования и кинотерапии.
Какие же поступки воспитателей однозначно будут иметь негативные последствия?
Оценка
Еще одно последствие — ребенок начинает ориентироваться только на достижения, на конечный результат. Он не получает никакого удовольствия от процесса, стараясь как можно быстрее дойти до конца.
Реальная история
Как избежать ошибок при проведении открытого занятия
11 августа, 2018 admin
За свою профессиональную деятельность я просмотрела сотни открытых занятий. Как Вы знаете, со стороны всегда лучше видны ошибки. Вот некоторые ошибки, которых Вы можете избежать:
Если Вам сделают замечание при анализе занятия (проверяющие или коллеги, например, скажут, что не все задачи решены), то вы должны назвать причину такой корректировки и сказать, что это была педагогически оправданная ситуация и Вы обязательно реализуете эту задачу в другие режимные моменты или на следующем занятии. Повторяю, Вы имеете право на любую внезапную корректировку НОД! Только надо уметь объяснить свои действия.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.
Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность) и мероприятие – одна из важных форм методической работы педагога, действенная форма распространения передового педагогического опыта, является важным элементом образовательно – воспитательного процесса.
В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей их подготовки и проведения.
Открытое занятие (НОД) в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный образовательный процесс.
Для проведения открытого занятия (НОД) может использоваться любой вид образовательной деятельности.
Модели открытых занятий (НОД).
К подготовке и проведению открытых занятий (НОД) предъявляется ряд требований:
Выбор темы открытого занятия(НОД) предоставляется педагогу с учетом анализа материала на котором он сможет лучше показать применяемые методические приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия. Тем не менее рекомендуется отдать преимущество более сложным темам программы, темам недостаточно освещенным в образовательно – информационной литературе или темам, требующим особых методик для успешного освоения.
Открытые занятия (НОД) проводят опытные, творчески работающие педагоги, имеющие высокий уровень методической подготовки, и обеспечивающие высокую эффективность образовательно-воспитательного процесса. Занятие (НОД) педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.
К проведению открытых занятий (НОД) могут привлекаться и начинающие педагоги, в качестве творческого отчета и, особенно, если у них есть интересные методические находки.
Открытые занятия (НОД) посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ НОД , в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес).
Открытое занятие (НОД) должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации образовательного процесса само может содержать новое, например особую структуру. В любом случае открытое занятие (НОД) должно содержать новое для посещающих.
При подготовке к занятию (НОД) воспитатель должен использовать современную информацию, это поможет быть в курсе современных достижений.
Открытое занятие (НОД) отражает работу педагога над методической темой. Его индивидуальная тема должна быть связана с общей методической темой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытые занятия (НОД) и их содержание не должны противоречить примерным и рабочим программам. Нельзя бесконечно расширять содержание материала, чтобы показать новую методику, не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на НОД .
Открытое занятие (НОД) не должно наносить вред системе организации самостоятельной и совместной деятельности воспитанников. Нежелательно выделение только той части темы, которая наиболее ярко позволяет продемонстрировать новый методический прием.
Выбор методических приемов, методов образовательной деятельности должен способствовать реализации методической цели. Воспитатель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание.
Открытые занятия (НОД) проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.
При планировании открытые занятия (НОД) рекомендуется равномерно распределять по группам и по календарным срокам. Нежелательно проведение нескольких открытых занятий в одной и той же группе. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и дети. Нецелесообразно планировать открытые занятия на сентябрь, январь и июнь. Каждому педагогу рекомендуется проводить открытые занятия не реже 1 раза в 2 года. Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий (НОД) и мероприятий входит в функциональные обязанности старшего методиста, курирующего методическую работу.
Организация проведения открытого занятия.
Воспитателю, проводящему открытое занятие (НОД) рекомендуется обеспечить посещающих занятие планом НОД (технологической картой ) и методическими материалами, используемыми на занятии.
Материально – техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее, испытать в действии приборы и оборудование, продумать целесообразность, оптимальность и последовательность их применения на занятии. Следует помнить, что большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей.
При проведении открытого занятия (НОД) соблюдаются все требования к образовательно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми.
Число посетителей не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда на открытое занятие приходят 10-15 педагогов. Отметим, что посещение группы хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для воспитателя и для детей, в связи, с чем в последнее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям занятий (НОД) .
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход (НОД) , не выражать в присутствии детей своего отношения к работе педагога.
Не менее важным разделом методической работы является не только проведение и посещение открытого занятия, но и его анализ.
Хорошо организованное обсуждение является формой повышения психолого – педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику многих воспитателей ДОУ, что в результате позволяет повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.
Анализ занятия проводится, как правило, в день его проведения. Все присутствующие на занятии (НОД) сдают заполненные бланки анализа показанного занятия в методический кабинет.
Цель анализа – оценка правильности поставленных целей и задач занятия, степень их достижения в процессе занятия, целесообразность выбранных методов и средств, акцентирование внимания на применявшихся методических приемах, рассмотрение их эффективности в достижении целей и задач.
Целесообразен обмен мнениями, которое вызывает не столько критическое оценивание коллеги, а творческое осмысление увиденного на занятии в преломлении собственного опыта педагогической деятельности.
Для эффективного обсуждения, посещающим занятие (НОД) , рекомендуется вести записи.
Воспитатель напоминает методическую цель занятия и кратко дает описание применявшихся методов.
На открытом занятии (НОД) педагог должен обеспечить достижение методической цели посредством достижения целей занятия. Поэтому самоанализ открытого занятия (НОД) педагог осуществляет по двум направлениям: с точки зрения достижения методической цели и усвоения детьми материала.
Степень выполнения целей и задач занятия
Разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана занятия.
Критическая оценка и комментарий (объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые посещающие занятия могли не увидеть, не понять, не оценить).
Анализ работы воспитанников на занятии (педагог особое внимание уделяет элементам особого удовлетворения работой на занятии того или иного ребёнка: нередко посещающим занятие деятельность на занятии какого то ребёнка кажется естественным и обычным, в то время как для конкретного ребёнка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии).
Затем занятие анализируют посетители с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями.
Если на открытом занятии демонстрировалась новая методика, посещающий педагог также ищет ответы на следующие вопросы:
Сможет ли он применить данную методику в своей работе?
Каковы границы применения?
Возможны ли негативные последствия использования нового метода?
Какие дополнительные источники информации необходимо изучить перед применением?
Таким образом, посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он одновременно подвергает оценке и свою деятельность. Подобная рефлексия очень важна.
Анализ занятия руководителем методической службы ДОУ.
Методическое сопровождение образовательного процесса и координацию педагогической работы осуществляет Казанцева Наталья Владимировна — старший воспитатель высшей квалификационной категории. Окончила НОУ ВПО Байкальский экономико правовой институт Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология»
НагражденаПочётной грамотой от Министра Образования и Науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возрастав 2014 г.
График работы:
В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
— годового плана ДОУ;
— перспективного плана по разделам программы;
— перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
— перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.
Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
— выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
— уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
— мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
— создание условий комфортного пребывания детей и т.д.
Организация воспитательно-образовательного процесса
включает в себя:
— распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
— организацию работы педагогов;
— обеспечение выполнения программы;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Работа с педагогами
Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает НОД в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом — важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
— информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
— подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
— налаживание контактов с социокультурными учреждениями.
Создание предметно-развивающей среды
— организация пространства методического кабинета;
— приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
— оформление стендов, выставок.
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается :
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Читайте также:
- Экономическая и социальная значимость школы
- Философия права и личность юриста кратко
- Сценарий ко дню матери для детей 5 6 лет в доу
- Преподавание информатики в школе на современном этапе
- Репетиторство в школе по новому закону
Воспитатели несут большую ответственность за своих подопечных. Неокрепшая психика ребёнка может быть нарушена из-за ошибок воспитателя, которые он допускает по случайности или незнанию.
Разберём 10 основных ошибок педагогов дошкольного образования, и как их можно исправить.
1. Отсутствие индивидуального подхода.
Воспитатели часто не учитывают индивидуальность ребёнка в обучении и в воспитании. Не стоит сравнивать детей друг с другом или ориентироваться на идеальный образ, описанный в книгах. Поэтому при подготовке к занятиям, при общении с разными детьми важно принимать во внимание особенности каждого ребёнка.
2. Несправедливое наказание.
Дети часто ссорятся, пытаясь поделить игрушку или разбираясь, кто прав. В таком случае они идут к взрослому, чтобы восстановить справедливость. Если воспитатель, не разобравшись в ситуации, наказывает обоих участников конфликта или виновника (по его мнению), он теряет доверие детей. Важно оставаться справедливым, даже когда, кажется, что проблема не требует внимания.
3. Нарушение субординации.
Речь об отношениях с родителями своих подопечных. Если воспитатель не соблюдает нормы этики, позволяет возникнуть панибратству, то это приведёт к неблагоприятным последствиям. Начиная от неуважительного отношения от родителей и детей, заканчивая проблемами с администрацией детского сада. Родители хотят видеть в воспитателе педагога, который воспитывает и развивает их детей, а не друга.
4. Отсутствие культуры речи.
Воспитатель является примером для своих подопечных. Если малыши слышат неправильное произношение слов, их несогласование в предложении, невыразительную речь, им будет сложно овладеть коммуникативными навыками. Поэтому педагогу необходимо всегда следить за тем, что и как он говорит.
5. Повышение голоса.
В большом детском коллективе иногда приходится громко говорить, чтобы тебя услышали. Если воспитатель большую часть времени кричит, чтобы привлечь внимание, дети перестают воспринимать спокойную речь. Лучше отказаться от повышения голоса в большинстве ситуаций, чтобы дети слышали и привыкали к спокойной речи воспитателя к спокойной речи.
6. Частые замечания.
Во время занятий воспитатель может делать замечания детям, которые отвлекаются. Если педагог постоянно просит выпрямить спину, сесть ровно, поставить ноги на пол, то дети перестают воспринимать критику и новые знания. Лучше делать замечание индивидуально, не отвлекая других детей от процесса обучения.
7. Разное отношение к детям.
Важно учитывать, все дети разные: кто-то спокойный и послушный, а кто-то энергичный и подвижный. Нельзя выделять среди них любимчиков и тех, кто всегда остаётся в стороне. Нужно относиться ко всем детям с уважением, уделять одинаково внимания и включать во все процессы.
8. Сравнение одного ребёнка с другим.
Например, «Почему ты не можешь есть так же аккуратно как Саша?!». Стоит отказаться от такого сравнения, чтобы не портить самооценку ребёнка и отношение к нему коллектива. Учитывайте темпераменты детей, их интересы и возможности. Если вы знаете, что ребёнок медлительный, отправьте его одеваться раньше всех.
9. Излишняя опека.
Задача воспитателя — научить ребёнка как можно большему числу навыков и умений. Если у педагога не хватает терпения, он постоянно пытается показать как надо, или сделать все самостоятельно, то у детей не будет мотивации научиться делать самому. Поэтому нужно позволять детям самим найти решение и помогать только тогда, когда ребёнок сам об этом попросит.
10. Использование физических наказаний.
Этого не стоит делать ни в какой ситуации и ни при каких условиях. Как бы ни вели себя дети, всегда нужно выяснять причину, разговаривать, объяснять.
Стать профессиональным воспитателем поможет АНПОО «НСПК». В колледже вы получите среднее профессиональное образование в дистанционном* формате. По окончании обучения два диплома — основной и о профессиональной переподготовке. Узнайте подробности о поступлении у сотрудников приёмной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Вы нашли ответ?
Нам очень жаль.
Информации недостаточно? Предлагаем ознакомиться
с другими статьями на данную тему:
Еще больше информации мы направляем нашим подписчикам! Присоединяйтесь и вы:
Спасибо за вашу оценку!
Все об обучении в колледже вы можете узнать у специалиста приемной комиссии:
Вам может быть интересно
Акции
Подберем программу среднего профессионального образования бесплатно!
Ответьте всего на 4 вопроса
Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть
Ссылки к разделам
Ошибки, допускаемые педагогом в методике воспитательного мероприятия, негативно сказываются на эффективности воспитательной работы. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся методические ошибки.
Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания
1. Воспитательные задачи не соответствуют целям. Например, задача развития познавательных интересов не соответствует цели формирования у школьников активной гражданской позиции, поскольку решение задачи напрямую не связано с достижением поставленной цели.
2. Содержание мероприятия не соответствует целям и задачам. Например, цели и задачи мероприятия связаны с патриотическим воспитанием, а его содержанием является развлекательно-игровая деятельность учащихся, слабо связанная (или никак не связанная) с формированием любви к родине, гордости за неё, знания истории Отечества и родного края, а также с другими компонентами, входящими в понятие «патриотическое воспитание».
3. Форма воспитательного мероприятия не соответствует целям и задачам.
Пример. Цель – «воспитывать культуру общения, формировать навыки общения». Форма построена на монологическом информировании: сначала учитель рассказывает классу о культуре общения, затем заранее подготовленные ученики рассказывают одноклассникам о культуре общения, наконец, педагог вопрошает класс – и дети снова рассказывают, что они узнали на мероприятии о культуре общения. Возможно, что при такой форме воспитанники много узнают о нормах культурного общения, но они не получат навыков, отвечающих этим нормам: избранная форма просто не позволяет достичь поставленной цели.
4. Цели и задачи не соответствуют возрасту воспитанников.
Пример. В 5 классе цель «Помочь учащимся в выборе профессии» неактуальна, потому что преждевременна для данного возраста, а в 11 классе цель «Познакомить с миром профессий» неактуальна, потому что от «знакомства» давно пора перейти к выбору профессии. В этом примере правильней было бы поменять цели местами.
5. Цели и задачи заведомо невыполнимы на одном-единственном мероприятии.
Например, бессмысленно ставить на мероприятии цели типа «воспитать коллективизм», «научить демократии», «сформировать толерантность» и т.п.
Вышеперечисленные ошибки возникают из-за отсутствия у педагога чётких представлений о цели мероприятия и способах её достижения, т. е. фактически мероприятие лишено цели и не рассчитано на достижение какого-либо прогнозируемого результата.
Ошибки в содержании и форме
1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.
Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.
2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.
3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.
Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге. Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)
4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.
Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».
5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.
Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.
Ошибки в организации деятельности воспитанников
1. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.
2. Педагог не регулирует отношения между детьми.
Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.
3. Педагог не ставит перед детьми задачи деятельности.
Непонятно, зачем надо выполнить ту или иную работу. Интересны ли воспитанникам эти задачи? Готовы ли они немедленно приступить к их решению?
4. Не организуется подведение итогов деятельности.
Непонятно, кто и как справился с работой, справились ли вообще, соответствует ли полученный результат поставленным задачам, была ли какая-либо польза от деятельности.
5. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности.
Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.
6. Нерациональная организация деятельности.
Например, педагог нерационально использует индивидуальные и фронтальные формы работы, объясняя отдельно каждому то, что можно сообщить сразу всем, и не делает индивидуальных разъяснений тогда, когда это действительно необходимо.
Источник: Сидоров С.В. Технология самокоррекции педагогической деятельности в инновационной практике сельской школы: метод. рекомендации. – Шадринск, 2010 – 35 с.
________________
См. также:
Подсказка робота: со статьёй «Типичные ошибки в методике воспитательного мероприятия» тематически связаны:
Для ссылки:
Сидоров С.В. Типичные ошибки в методике воспитательного мероприятия [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-116 (дата обращения: 22.09.2023).
«Трудно провести резкую грань между беседой и разговором. Беседу как более углубленную форму разговора часто используют тогда, когда надо подробнее, глубже раскрыть перед ребенком событие общественной жизни, явление природы».
Беседа учит ребенка более систематично мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы, она обогащает его и укрепляет интерес к окружающей жизни, развивает наблюдательность. Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые».
Подготовка к беседе.
— Перед беседой нужно узнать, какой жизненный опыт есть у детей по теме беседы, какие конкретные впечатления они получили.
«Иногда воспитателю важно бывает узнать, какой опыт дети накопили помимо детского сада; узнать, что думают они о том или ином предмете явлении. Например, воспитатель задумал впервые повести детей 5-6 лет в лес, за город. Вполне естественно, он спрашивает детей – кто из них был в лесу, что они там видели. У детей возникают воспоминания, все заинтересовались предстоящей экскурсией, новыми наблюдениями».
— До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме.
Пример Е.А. Флериной: «Может быть и такой случай. Дети на экскурсии в поле, в лесу: они бегают, играют, наблюдают птиц, насекомых, собирают цветы. Несколько детей с воспитателем присели отдохнуть на лужайке. Дети полны впечатлений. Каждый сообщает что-то интересное, своё, что он заметил. Задает вопросы воспитателю, требует разъяснений, слушает с интересом. Раздается стук дятла; дети прислушиваются, угадывают, что это такое. Пролетела птица и села вблизи в кустах. Дети осторожно наблюдают, кое-кто из них подкрадывается к кусту и, когда птица вспорхнула и улетела, прибегает и сообщает какая она. Дети спрашивают, как она называется. Главная цель такого разговора – беседы – живой, непосредственный обмен впечатлениями; педагог использует ее для того, чтобы натолкнуть детей на более богатое, внимательное наблюдение. Через день – два после интересной экскурсии .наблюдения или чтения увлекшей детей книги ,просмотра кино, аллоскопа, естественно, может возникнуть беседа».
Условия успешности беседы с детьми
Первое. Готовность детей к беседе. «Если впечатлений у детей достаточно, если они четкие, яркие и тема детей интересует, получится удачная беседа, в которой воспитатель может упорядочить детские впечатления, отношение ребенка к тем или иным предметам, явлениям, углубить интересы, расширить их кругозор».
«Чем конкретнее и живее получают дети новые впечатления на экскурсии, при чтении книги, рассматривании картинки, тем успешнее и с большим интересом они будут об этом вспоминать и рассказывать в беседе».
Второе. Подготовка педагога к беседе. «Когда педагог твердо знает, каких результатов он ждет от беседы, какие переживания хочет вызвать у детей, какие вопросы он поставит, какие дополнения внесёт, ему легче построить ее план, подобрать материал, иллюстрации и твёрдо направлять детскую мысль и интерес».
Тематика бесед с дошкольниками.
Младший дошкольный возраст (3- 4 года). «У малышей, при рассматривании картинки обычно возникают разговоры, переходящие в беседу о жизни группы, о ближайших предметах».
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). «У старших детей такие беседы по содержанию более разнообразны… Следует делать предметом беседы интересные путешествия, случаи из жизни детей, сезонные явления, дни выдающихся событий нашей родины».
«Беседовать с отдельным ребенком и группой нужно на самые разнообразные темы. Беседы, касающиеся отношений детей между собой, со взрослыми в семье, отношений мальчиков и девочек, ссоры, разные вопросы детского поведения также не должны быть упущены воспитателем, особенно когда дело идет о старших детях».
Основная ошибка в проведении бесед.
Ошибка эта характерна и для нас — современных взрослых, желающих не побеседовать с детьми, а просто «выдать» им «готовую» информацию для запоминания. Или беседовать о том, чего ребенок не видел наглядно, он не получил жизненных представлений, не сделал своих самостоятельных выводов. В этом случае в беседе ребенок выражает не свое мнение (у него его просто нет), а просто повторяет за взрослым. Вот что пишет Е.А. Флёрина:
«Для дошкольников беседы без достаточных конкретных впечатлений превращаются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливости представлений и приучается говорить, иметь суждение о том, чего не знает.
Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо. Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (примечание — имеется ввиду старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет), с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать. Но целесообразно то делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления. После этого возможна и беседа».
Другие типичные ошибки в проведении бесед с детьми дошкольного возраста.
Первая ошибка. Взрослый неправильно выбирает тему беседы: «На практике воспитатель не всегда задумывается над темой беседы. Если ее не с чем связать, она не вызывает у детей никаких воспоминаний, — ясно, что незачем устраивать беседу».
Пример: «Не требуют предварительных бесед… экскурсии – прогулки, при которых как бы невзначай воспитатель может с детьми набрести на очень интересные новые предметы и явления. Например, в одну из экскурсий – прогулок в лес воспитатель повел детей в такое место, где он знал, что дети встретят белку. Об этом можно не предупреждать детей: еще интереснее, если они неожиданно наткнутся на белку».
Вторая ошибка. Лишение детей активности и инициативы. «Ошибки воспитателей в этом случае чаще всего заключаются в, что они предвосхищают опыт детей и прорабатывают словесно то, что дети могут увидеть своими глазами. Таким путем мы лишаем ребенка возможности инициативно наблюдать,ослабляем интерес, активность детей».
«Руководить ребенком надо не отнимая у него инициативы».
Пример этой ошибки: «Для воспитателя обычно самое важное получить желаемый ответ, а не заставить ребенка подумать, сообразить. Поэтому, ставя трудный вопрос, воспитатель часто здесь же подсказывает ответ. Таким методом воспитатель освобождает себя от необходимости вскрывать содержание по существу, довольствуясь неосознанным ответом детей, и тормозит активность детской мысли. Случается и так, что воспитатель пропускает неверный ответ, закрепляя этим неправильные представления у детей»
Третья ошибка – слишком много материала в содержании беседы, что вызывает утомление детей. «Намечая беседы, педагог должен воздержаться от слишком разнообразного и громоздкого материала, чтобы не вызвать утомления. Педагог, не заметивший, что дети утомлены, конечно ,испортит беседу. Если к тому же беседа не увлекла детей, они теряют интерес к беседам вообще, неохотно собираются: — Ну ,опять беседа, я лучше буду строить!»
Четвертая ошибка — взрослый обращается в ходе беседы только к активным детям и не умеет вовлечь всех малышей группы в беседу.
«Обычным недостатком беседы бывает неуменье воспитателя втянуть в нее всех детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Часто воспитатель в беседе обращается лишь к активной группе детей. Это неправильно, так как остальные, таким образом, теряют интерес, не втягиваясь в беседу, не получают нужных навыков речи. Необходимо вовлекать в беседу всех детей.
Детям ,которые стесняются говорить в коллективе, воспитатель помогает простыми вопросами, подчеркивает удачное слово или выражение такого застенчивого ребенка: — Верно сказал, интересно.
На детей, которые шалят во время беседы, следует действовать не замечаниями, отвлекающими всех, но сугубым вниманием к ним: таких детей следует сажать ближе, чаще обращаться к ним с вопросами, стараясь втянуть в беседу, подчеркивать их мысли, высказывания, отмечая их как интересные».
Пятая ошибка – беседа не раскрывает глубоко содержание темы: «Нельзя считать содержательной беседу, загроможденную большим количеством различных вопросов, но никак не раскрывающую их. Такие беседы не дают четких образов, ясных представлений. На шаблонные вопросы дети дают шаблонные ответы».
Шестая ошибка – грубость беседы: беседы на морально – этические, санитарно — гигиенические темы не должны вестись в ходе замечаний и упреков!
Виды бесед (Е.А. Флерина)
Е.А. Флерина различала методику проведения двух типов бесед –
1) беседы, связанной с наблюдением
2) беседы,закрепляющей опыт детей.
Первый тип бесед она рекомендовала проводить с детьми, начиная с 3 лет. Второй тип – в старшем дошкольном возрасте.
«Разговор – беседа на экскурсии доступна всем возрастам, начиная с младшего. Она легка для ребенка потому, что не требует сосредоточенности и неподвижности. Ребенок не утомляется, так как всё время переходит от одного вида активности к другому (двигается, слушает, смотрит, говорит). Этот вид беседы постепенно приучает малышей высказывать свои мысли в коллективе, интересоваться общим разговором, постепенно переходить к более организованным формам беседы.
В старшем дошкольном возрасте… воспитатели в беседе ставят себе более сложные задачи: сосредоточить внимание детей на определенных предметах ,явлениях, помочь наблюдению и установить некоторые связи между ними… Такая беседа требует спокойной обстановки и организованности детей».
Длительность беседы.
«С маленькими детьми беседы по картинкам следует проводить небольшой группой. Эти беседы весьма непродолжительны, в 2- 3 минуты. Постепенно беседы несколько удлиняются и становятся более организованными.
В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут ,в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать бесед не следует».
Время для проведения беседы.
«Если беседа дается после экскурсии, то ее не следует проводить в тот же день. Часто после экскурсии дети склонны играть, строить, сооружать то, что видели или наблюдали. Этой игре надо дать простор.
Следует также прислушиваться к детским разговорам ,замечаниям, чтобы уяснить, насколько ярки и отчетливы впечатления детей от экскурсии. Если образы достаточно четкие, педагог проводит беседу. В противном случае можно сделать повторную экскурсию и лишь после нее проводить беседу».
Как начать беседу с детьми дошкольного возраста?
Задача начала беседы – «Начало беседы крайне ответственно, его задача – собрать детское внимание вызвать интерес, дать направление беседы».
«Начало беседы должно восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели. Педагог сам старается живо и образно представить, что было, вызвать активность детей. Дети непременно начнут добавлять, вспоминать. Воспитатель умело организует внимание детей, и беседа идет интересно, занимательно».
Удачное начало беседы – «Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес».
Пример правильного начала беседы: «Один талантливый педагог иногда начинал беседы рассказом, в действующих лицах которого дети быстро узнавали себя. Они проявляли большой интерес к рассказу, вносили свои добавления, поправки ,и рассказ переходил в живую, увлекательную беседу».
Неправильное начало беседы – «Неудачно начало, построенное в виде сухих вопросов: — Где мы были, что мы видели? – А еще что? – А еще что видели? Это – скучно и не возбуждает работы воображения». «Известно, как мешают детям крики, одёргивания,окрики. Их необходимо избегать, быстрее приступая к самой беседе».
Как вести беседу с детьми?
«Если в плане беседы воспитатель удачно распределил материал, построил беседу, считаясь с детским опытом и нарастанием интереса, она будет протекать успешно и воспитателю придется лишь правильно чередовать детские высказывания, втягивая всех детей и давая свои «вставки».
Цель этих вставок – уточнить мысль ребенка, подчеркнуть образ ,внести ясность в детское суждение ,возбудить у детей новую мысль, направить внимание отвлекшегося ребенка.
В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний».
Как заканчивать беседу?
«Конец беседы может быть различным. Иногда беседа непосредственно переходит в действие (подготовка к празднованию…, изготовление украшений, игра, рисование и т.д.), иногда она вызывает потребность в новых или добавочных наблюдениях (в старших группах). Как бы она не заканчивалась, она должна удовлетворить ребенка, не оставляя его состоянии неясности.
Но беседа может и не исчерпать вопроса. Хорошо, когда она возбуждает у ребенка новый интерес к дальнейшему наблюдению или изобразительной деятельности, игре».
Особенности проведения беседы – разговор на экскурсии с детьми и в ходе наблюдений.
«Если случается беседовать во время экскурсии, воспитатель направляет содержание беседы в зависимости от того, что и в каком порядке заметят дети, что они скажут – заранее предвидеть этого нельзя. Дети объединяются маленькими группами – одни отходят, другие подходят, свободно, без соблюдения очереди, высказывают свои мысли, вновь наблюдают, передвигаясь с места на место и действуя».
Цель экскурсии или наблюдение – это накопление опыта, конкретных жизненных впечатлений ,которые ребенок будет отражать в слове.
Пример правильно построенного разговора – беседы с детьми во время прогулки с детьми 3- 4 лет.
«Группа трех-четырехлеток вышла на прогулку во двор. Падает первый снег большими хлопьями. Дети в восторге, ловят снежинки, сгребают лопатками, подбрасывают, расчищают дорожку. Они подбегают к воспитателю и радостно сообщают: — Смотри, какая звездочка беленькая! Прижимают ее теплым пальцем: — Нету, водичка (растаяла). – Какой пушистенький! – подбрасывают снег на лопатке. – Ой ,холодный! – А он растает? Они мнут снег в руках: «мягонький», прыгают, вертятся и смеются: — Как снежок, как снежок! И снова вертятся. Детей более вялых педагог старается расшевелить: — Витя, снеси этот снег на лопатке туда в кучку, прихлопни хорошенько! – Маруся, посмотри, какая звездочка у меня на рукаве, возьми ее ,возьми.
Дети радостны, деятельны, каждый спешит сообщить свои наблюдения»
Пример неправильно построенной беседы с детьми на экскурсии:
«Дети 6-7 лет отправились на экскурсию посмотреть ледоход. Они остановились парами далеко от берега, несмотря на то, что берег огорожен и вполне безопасно можно подойти ближе. Интерес у детей большой: — Смотри, смотри, во какая плывет, налетела, стоит, раскололась! – Воспитатель же обеспокоен детским поведением: — Тише, тише, чего кричишь! – Кто-то из детей спросил: — А куда льдины плывут? Воспитатель стал объяснять, как из этой реки лед идет в другую, потом в море ,как лед тает, как вода испаряется, как образуются облака, откуда дождь, снег, лед. При этом воспитатель всячески старался привлечь внимание детей, пытался экскурсию подменить беседой, задавал вопросы то одному, то другому. И никто из детей не был заинтересован беседой, все следили за ходом льда».
Ошибки, которые совершил этот взрослый в ходе проведения экскурсии и беседы:
Ответ Е.А. Флериной: «Педагог был неправ, отвлекая детей от главной цели – от наблюдения. Всё новое, что ребенок видит, слышит, осязает, удивляет его и поглощает его внимание. Необходимо дать детям время для этого и помочь им воспринять эту реальность. Лишь четко восприняв явления, ребенок может подумать об их связи».
«Ошибка заключалась и в том, что воспитатель слишком торопится дать детям сумму знаний, сделать выводы, не обращает внимания на детское восприятие, он не использует разговора для его прямых целей, то есть для содействия более полноценному накоплению опыта. Обмен мнениями среди детей, детская активность , вопросы, замечания либо мешают воспитателю, либо подхватываются и неверно им используются»
«Ошибка педагога обычно заключается в том игнорировании эмоционального восприятия ребенка, а также и в неудовлетворительном методе проведения экскурсий: ребенку не дают понаблюдать, потрогать, ощупать самому, а ведь чем больше органов вовлекается в процесс восприятия, тем отчетливее и интереснее восприятия для ребенка.
Некоторые воспитатели при этом портят беседу –разговор требованием внешней дисциплины, натянутостью, забывая о том, что она в данном случае имеет второстепенное значение, а основное – наблюдение. Педагог должен направлять детей на активность, чтобы они свободно двигались, рассматривали, действовали. Особенно это относится к экскурсиям в природу, где дети почти всегда чувствуют себя легко и свободно».
Как использовать иллюстративный материал в ходе бесед?
Роль иллюстративных средств в беседе. «Иллюстративные средства чрезвычайно облегчают беседу, сосредотачивая внимание детей ,придавая беседе привлекательность. Для этого можно использовать картинку, фото, плакат, какой-либо предмет, игрушку, детскую работу».
Может ли иллюстративный материал навредить? «Небрежно относясь к показу картинки в процессе беседы, воспитатель часто вредит культуре детской мысли и воображения».
«Надо помнить, что зрительный материал отвлекает ребенка, — часто беседа превращается в примитивное рассматривание картинок и констатирование, что нарисовано. Это вполне уместно в младшем возрасте. Дети 6-7 лет могу беседовать и без картинки… В том случае, если дети и без картинок имеют достаточно четкие представления и заинтересованы, важно, чтобы они сами вспоминали ообразы, сопоставляли их, думали ,ставили вопросы. Перегрузка количеством картинок может тормозить мысль и высказывания ребенка».
Как пользоваться картинками в ходе бесед с дошкольниками?
Е.А. Флерина различает два случая применения картинок в ходе бесед:
1) когда на иллюстрациях построена вся беседа
2) когда иллюстративный материал лишь частично связан беседой.
В первом случае использования картинок в беседах ее рекомендации таковы:
А) «подобрать серию картинок в нужной последовательности с учетом нарастания интереса детей»,
Б) «показывая картинки по порядку одна за другой, важно не спешить, давая возможность детям хорошо рассмотреть картинку и поговорить о ней»,
В) «привлечь к активному участию всех детей»,
Г) избегать длительных объяснений: «Если материал новый, незнакомый детям, то не следует делать детальных объяснений. Основное внимание должно быть уделено самому предмету, его внешнему виду. Слишком длительные задержки на объяснениях утомляют детей, обычно в таких случаях они требуют: — Покажите другую картинку!»,
Д) не делать непонятные детям выводы, а говорить с детьми о вещах, доступных им, закреплять и подчеркивать образы картины:
«Беседуя с маленькими детьми по картинке, воспитатель часто не довольствуется закреплением образа, но стремится дать непонятные детям выводы. Например, дети рассказывают по картинке: « — Корова рогатая, мычит: му-у, у коровы хвост, ноги, молоко; тетенька доит, я пил. – Воспитатель спрашивает: — А полезное животное корова? – И, не получая ответа, подытоживает: — Корова полезное животное, она дает нам мясо и молоко. Не считаясь с возрастом, спеша дать во что бы то ни стало познавательный материал, воспитатель говорит с ребенком о вещах, недоступных ему, вызывая у него скуку. В результате после таких бесед дети неохотно беседуют.
Другое дело, если, глядя на картинку, дети заинтересовываются, говорят, показывают и называют. Воспитатель ставит один- два вопроса, подчеркивает образ, отдельные детали, прибавляет к детским характеристикам новые, свои.
Для этого не надо усаживать детей в кружок и требовать очередности высказываний. Дети часто по нескольку человек сразу отвечают на вопрос; они еще не очень внимательно слушают друг друга; но в этом нет ничего плохого. Важно, чтобы дети с охотой, легко и свободно высказывали свои мысли. Воспитатель их поощряет: — Вот, что сказал Коля (повторяет его слова). Интересно сказал. – Тише, не слышно что говорит Ваня».
Во втором случае использования картинок в ходе беседы Е.А. Флерина рекомендует:
А) внести картинку тогда, когда нужно уточнить или дополнить высказывания детей, до этого не показывать ее детям: «Воспитатель, стремясь к развитию мышления, внимательно следит за детскими суждениями, за правильностью высказываемых мыслей и вносит иллюстративный материал лишь по мере надобности, когда необходимо дополнить, уточнить или исправить суждение детей или же оживить их интерес. До этого материал не должен быть на виду и отвлекать внимание».
Б) «Картинка или предмет должны быть достаточно крупными. Воспитатель показывает их так, чтобы видели все дети».
В) «Во всех случаях, когда картинка показывается впервые, надо дать детям некоторое время хорошо разглядеть ее и не спешить с объяснениями. Малышам картинку следует дать в руки».
Любая картинка или игрушка, используемая в беседе, должна быть художественна: «Часто попадаются картинки , загроможденные лишними предметами ,отвлекающими в сторону внимание детей, или игрушка груба, уродлива. Такой иллюстративный материал только запутает детей, будет портить их художественный вкус».
http://rodnaya-tropinka.ru
Источник
Педагогические ошибки в работе с детьми.
Ошибка – это один из инструментов изучения мира. Педагогу, как и любому человеку присущи ошибки. Они могут носить разного рода характер, но педагогические ошибки, к сожалению, говорят о несформированной компетенции, состоящей из множества различных компетентностей. Современный стандарт педагога гласит что, одним из важных задач дошкольного образования являются хорошо подготовленные кадры, обладающие личностными и профессиональными характеристиками, владеющие педагогическим мастерством.
Почему же необходимо избегать ошибок в воспитании и обучении детей? Хотя бы потому, что задача педагога – создать из ребенка индивидуальную личность, со своим складом характера и ума.
Итак, что же такое педагогическая ошибка?
Педагогическая ошибка – это использование таких методов, приемов, форм работы, которые приводят к иному (отрицательному) результату в воспитании и обучении детей и противоречат общепринятым нормам кодекса этики педагога и общепринятым нормам общества.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Отсутствие индивидуального подхода к детям. Многие педагоги мерят всех детей одной меркой, но это одна из наиболее типичных ошибок. Все дети индивидуальны! У каждого свой характер, поведение и многое другое, поэтому при проведении образовательной деятельности индивидуальные особенности ребенка необходимо учитывать обязательно.
2. Система поощрения и наказания. Эта тема самая актуальная и обсуждаемая среди педагогов, людей и даже СМИ. Каждый родитель ведет своего ребенка здоровым, с надежной, что образовательное пространство безопасно, что педагоги — это наставники ребенка во всех делах и их главные учителя. Поэтому с системой наказания нужно быть аккуратным, чтобы не нанести ребенку психологическую травму. Что касается поощрения, то здесь тоже возможны ошибки, которые приведут к неблагоприятному исходу дела.
3. «Побратимые» отношения с родителями. О, как ошибаются педагоги и воспитатели, когда начинают дружить с родителями своих подопечных! Как они не понимают, что эти дружеские отношения ведут к нарушению субординации и как следствие, к необратимым процессам против них самих же.
4. Несоблюдение культуры речи педагогом. Речь педагога – один из постулатов успешности в работе. Красивая, грамотно выстроенная речь воспитателя нравится детям и взрослым. От правильного произношения слов и предложений в речи зависит связная речь ребенка, его словарный запас слов и эстетическая окрашенность.
5. Громкий крик на детей. Конечно, понятно, что все мы люди и что это нормальный процесс на кого-то повысить голос, но в ДОО и в школе этот принцип является чуть ли не приступным, т.к. существуют равноправные отношения между педагогом и взрослым, а это говорит о том, что ребенок нуждается в объяснении ситуации.
Педагогическая ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Например, в младшей группе воспитатель ежедневно учит малышей мыть руки или одеваться на прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние было положительным
Педагогические ошибки следует рассматривать как своеобразные педагогические задачи и обсуждать их с воспитателями.
Детальный анализ того, что неправильно сделала воспитатель, поможет ей обогатить свой педагогический опыт и совершенствовать профессиональное мастерство.
Когда старшие воспитатели, руководители ДОО сталкиваются с ошибками в работе педагогов, они должны не делать замечания, а вместе разбирать их и искать правильные решения. Ведь решить педагогическую задачу, подробно разобрать ситуацию – значит найти способ, как помочь воспитателю, какую дать методическую подсказку.
Педагогические ошибки надо разбирать индивидуально с каждым воспитателем и на методических мероприятиях в педагогическом коллективе. Когда воспитатели обсуждают ошибки коллективно, они предлагают разные варианты решений, учатся анализировать педагогический процесс, приходят к пониманию того, какие педагогические воздействия формируют те или иные качества личности ребенка. Благодаря этому в будущем воспитатели смогут контролировать свои действия и застрахуют себя от многих педагогических ошибок.
Примеры педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
ОШИБКА № 1. «МОЛОЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА»
Девочка Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала: «Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась. Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание заставила ее выпить две порции.
Как исправить:
Наказывать ребенка едой нельзя! Чтобы решить эту ситуацию,надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится этот напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
ОШИБКА № 2. «РАВНЯЙСЬ! СМИРНО»
На занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание: «Сядьте ровненько!»/ В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят правильно.
Как исправить:
Если воспитатель следит за осанкой детей, то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к конкретному ребенку: «Алеша, выпрями спину», «Саша ты очень низко наклонился, подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего ее нужно сохранять.
ОШИБКА № 3 «КАК УГОРЕЛЫЙ!»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься, как угорелый? Сядь и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не специально, а потому «что в нем энергии много, и она ищет выход».
Как исправить:
Постоянно «усаживать» подвижного ребенка нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный ребенок. Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой, водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток возбуждения или тревоги. Гиперактивность ребенка – это состояние,при котором возбудимость и активность превышают норму.
ОШИБКА № 4 «ПОСТОИШЬ В УГЛУ И ПОЙМЕШЬ!»
Воспитатель громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок: поставила в угол.
Как исправить:
Прежде чем наказывать ребенка, надо объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому – поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
ОШИБКА № 5 «ЛЮБИМЧИК В ГРУППЕ»
Есть воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания к другим, т. е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле зрения, дают
важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на прогулке, в группе.
Как исправить:
Воспитателю следует воздерживаться от подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности. Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
ОШИБКА № 6 «МЯМЛЯ»
Девочка Алена на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить задание и плачет. Воспитатель: «Ну опять Алена не успела, что же ты такая мямля?»
Как исправить:
Такие характеристики и высказывания в адрес ребенка недопустимы! Если вы знаете, что девочка все делает медленно, надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно найдите, за что можно похвалить ребенка. Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе. Каждый ребенок работает в удобном для него темпе.
ОШИБКА № 7 «НЕВЫНОСИМЫЙ РЕБЕНОК!»
Вечером за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке толкал детей».
Как исправить:
Начинайте разговор с родителями с хороших новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием располагает к слушанию, например: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
ОШИБКА № 8 «НИКАКИХ УСПЕХОВ»
Бабушка Алеши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель: «Совершенно никаких, он все делает не так, как я объясняю».
Как исправить:
Интерес ребенка к разным видам деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя –наблюдать, к каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо вместе искать приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию ребенка.
ОШИБКА № 9 «ТЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН»
Воспитатель, наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех задерживает, лучше сделай это ты».
Как исправить:
Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него положительные стороны и чаще хвалить. Кроме того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребенок чувствовал свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе у вас все хорошо получится, потому что ты старательный и выполняешь задание аккуратно, а Антон быстро. В паре работать легче».
ОШИБКА № 10 «ВИНОВАТЫ ОБА!»
Воспитатель наказала Сашу и Сережу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он первый
начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть и больше не деритесь!».
Как исправить:
Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако воспитатель обязательно
должна выяснить, из-за чего мальчики подрались, и провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания, воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло
чувство их достоинства и было справедливо. Это важно, т. к.оценка детского поведения является субъективной и не всегда соответствует действительности.
ОШИБКА № 11 «СЕМЕРО ОДНОГО ЖДУТ»
Дети одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку занимают много времени.
Как исправить:
Собирайтесь с детьми на прогулку небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в раздевалку. На улицу тоже выходите группами:с первой группой – сами, с остальными – остается помощник воспитателя.
ОШИБКА № 12 «СМОТРИ, КАК НУЖНО СДЕЛАТЬ»
Часто воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются все за них решить. Однако важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную про-
блемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как исправить:
Не спешите сразу давать совет или готовый ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты поведения. Предложите перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила поведения.
Памятка для воспитателей «КАК ИЗБЕЖАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
1.Всегда выясняйте причину очень активного или пассивного поведения ребенка. Предлагайте детям разные виды деятельности, чтобы активизировать и вовлечь в общую игру, занятие или успокоить.
2.Делайте замечания детям адресно и тихим голосом. Для этого подходите и обращайтесь к конкретному ребенку.
3.Прежде чем наказывать ребенка, объясните, в чем он не прав. Помните, что не всегда это надо делать при всех детях.
4.Будьте одинаково внимательны ко всем детям в группе, не выделяйте любимчиков. Все дети должны чувствовать себя полноценным участником образовательной деятельности.
5.Не допускайте обидные характеристики в адрес детей.
6.Не оставляйте без внимания конфликтные ситуации в группе. Выясняйте причины ссор детей и проводите с ними разъяснительные беседы.
7. Обязательно находите, за что похвалить детей.
8.Не требуйте, чтобы все дети работали в одном темпе.
9.Не сравнивайте детей друг с другом. Дошкольники очень чутки к оценке, у них обострено чувство справедливости.
1О.Не стремитесь всё делать за детей. Формируйте у них способность самостоятельно анализировать ту или иную ситуацию и находить правильное решение.
11.Наблюдайте за детьми, чтобы выявить их склонности к конкретным занятиям, и сообщайте об этом родителям.
12.Используйте методы и приемы, которые будут способствовать разностороннему развитию детей.
«Педагогические
ошибки воспитателей:
инструкция
по исправлению»
Старший
воспитатель: Ермакова Е.С.
Какие
действия воспитателя можно считать педагогической ошибкой?
Педагогическая
ошибка – когда воспитатель неправильно использует метод или прием в работе с
дошкольниками, что приводит к менее эффективным результатам воспитания и
обучения. Чаще всего педагогические ошибки совершают из-за неопытности
начинающие воспитатели. Однако ошибаться могут и педагоги со стажем.
Н-р,
в младшей группе воспитатель ежедневно учить малышей мыть руки или одеваться на
прогулку. В процессе этих режимных моментов она решает культурно-гигиенические
задачи, формирует у детей навыки самообслуживания, воспитывает желание помогать
товарищу. Однако часто можно наблюдать такую ситуацию: воспитатель сама одевает
отстающего ребенка, чтобы быстрее собрать его на прогулку. Такими действиями
педагог формирует у ребенка потребительское отношение, неумение и нежелание
обслуживать себя. Казалось бы, мелочь, но в педагогике нет мелочей. Каждое
действие или слово воспитателя влияет на ребенка, и важно, чтобы это влияние
было положительным.
Примеры
педагогических ошибок и инструкция, как их исправить
Ошибка
№1 «Молочные реки кисельные берега»
Девочка
Настя разлила молочный кисель во время еды. Воспитатель резко отреагировала
«Настя, теперь ты осталась без напитка». В следующий раз ситуация повторилась.
Воспитатель предположила, что девочка делает это специально, и в наказание
заставила её выпить две порции.
Как
исправить: Наказывать едой нельзя! Чтобы решить эту
ситуацию, надо побеседовать с девочкой и выяснить, почему ей не нравится
напиток. Потом нужно объяснить, что кисель полезный. Если ситуация не
изменится, следует поговорить с мамой и решить, чем заменить напиток.
Ошибка
№2 «Равняйсь! Смирно!»
На
занятии воспитатель постоянно обращается к детям и делает всем замечание:
«Сядьте ровненько!» В результате отвлекаются даже те дети, которые и так сидят
правильно.
Как
исправить: Если воспитатель следит за осанкой детей,
то замечание лучше делать адресно. Для этого нужно подойти и обратиться к
конкретному ребенку: «Алёша, выпрями спину», «Саша, ты очень низко наклонился,
подними голову». Индивидуальные замечания следует делать тихим голосом. Чтобы
дети учились самостоятельно контролировать свою позу за столом, выделите время
в режиме дня и поговорите о правильной осанке и для чего её нужно сохранять.
Ошибка
№3 «Как угорелый»
Воспитатель: «Витя, что ты носишься как угорелый? Сядь
и посиди». Мальчик каждый день доводит воспитателя, но делает это не
специально, а потому «что в нём энергии много, и она ищет выход».
Как
исправить: Постоянно «усаживать» подвижного ребенка
нельзя. Выясните, почему он себя так ведет. Скорее всего, Витя – гиперактивный
ребёнок (состояние при котором возбудимость и активность превышают норму).
Таких детей нужно переключать на другой вид деятельности (занятия лепкой,
водные игры, любые мускульные движения). Это позволит ему выплеснуть избыток
возбуждения или тревоги.
Ошибка
№ 4 «Постоишь в углу и поймёшь!»
Воспитатель
громко при всех детях сделала замечание Юре и наказала его за проступок:
поставила в угол.
Как
исправить: Прежде чем наказывать ребенка, надо
объяснить, в чем он не прав. И не всегда это надо делать при всех детях. Здесь
важно соблюдать индивидуальный подход: одному достаточно объяснить, другому –
поставить в пример товарища. Воспитатель должна приглядеться к каждому, увидеть
индивидуальные особенности и с их учетом подбирать меры воздействия.
Ошибка
№5 «Любимчик в группе»
Есть
воспитатели, которые проявляют особое внимание к одним детям за счет невнимания
к другим, т.е. выделяют в группе любимчиков. Они постоянно держат их в поле
зрения, дают важные поручения. Любимчики всегда ходят с воспитателем рядом на
прогулке, в группе.
Как
исправить: Воспитателю следует воздержаться от
подобных проявлений. Все дети в группе должны получать одинаковое внимание и
чувствовать себя полноценными участниками образовательной деятельности.
Воспитатель должен быть одинаково строг и добр со всеми детьми.
Ошибка
№6 «Мямля»
Девочка
Алёна на занятиях по изобразительной деятельности всегда не успевает выполнить
задание и плачет. Воспитатель: «Ну, опять Алёна не успела, что же ты такая
мямля?»
Как
исправить: Такие характеристики и высказывания в
адрес ребёнка недопустимы! Если вы знаете, что девочка всё делает медленно,
надо помочь ей или предложить закончить работу в другое время. Обязательно
найдите, за что можно похвалить этого ребёнка. Не требуете, чтобы все дети
работали в одном темпе. Каждый ребёнок работает в удобном для него темпе.
Ошибка
№7 «Невыносимый ребёнок»
Вечером
за Вовой пришла мама. Воспитатель спешит рассказать ей, как мальчик провел день
в детском саду: «Ваш Вова невыносим, сегодня опять весь день задирался, а на зарядке
толкал детей».
Как
исправить: Начинайте разговор с родителями с хороших
новостей, постарайтесь найти то положительное, что есть у мальчика. Этот прием
располагает к слушанию, нап-р: «Вова мой помощник, трудолюбивый мальчик, но я
хотела поговорить о…» Так вы настроите родителей на диалог.
Ошибка
№8 «Никаких успехов»
Бабушка
Алёши поинтересовалась: «Какие успехи у мальчика в математике?». Воспитатель:
«Совершенно никаких, он всё делает не так, как я объясняю».
Как
исправить: Интерес ребёнка к разным видам
деятельности, его способности проявляются в дошкольном возрасте в позициях
«нравится – не нравится», «хочу – не хочу». Задача воспитателя – наблюдать, к
каким занятиям склонен ребенок, и сообщать об этом родителям. Однако надо
вместе искать приёмы, которые будут способствовать разностороннему развитию
ребёнка.
Ошибка
№9 «Ты лучше, чем он»
Воспитатель
наблюдая за работой двух дежурных, говорит: «Антон, Саша опять возится и всех
задерживает, лучше сделай это ты».
Как
исправить: Дошкольники очень чутки к оценке, у них
обострено чувство справедливости. Такие замечания нельзя делать, если вы
знаете, что Саша медлительный и не уверен в себе. Нужно найти у него
положительные стороны и чаще хвалить.
Кроме
того, необходимо распределять заранее обязанности так, чтобы ребёнок чувствовал
свою значимость. Лучше скажите: «Саша, вы будете убирать вместе с Антоном. Вместе
у вас всё хорошо получится, потому, что ты старательный и выполняешь задание
аккуратно, а Антон быстро. В паре вам будет работать легче».
Ошибка
№10 «Виноваты оба!»
Воспитатель
наказала Сашу и Серёжу за то, что они подрались, развела их по углам: «Будете
стоять, пока не попросите прощения». Каждый из детей твердил только одно: «Он
первый начал». Через 15 минут воспитатель отпустила детей: «Ладно, идите играть
и больше не деритесь!».
Как
исправить: Такое поведение воспитателя свидетельствует о том, что она не хочет
разбираться в поступках детей и стремится быстрее исчерпать инцидент. Однако
воспитатель обязательно должна выяснить из-за чего мальчики подрались, и
провести с ними разъяснительную беседу. Если дети заслуживают наказания,
воспитатель выбирает такое, чтобы оно не ущемляло чувство их достоинства, и
было справедливо. Это важно, т.к. оценка детского поведения является
субъективной и не всегда соответствует действительности.
Ошибка
№11 «Семеро одного ждут»
Дети
одеваются на прогулку, воспитатель говорит: «Пока не оденутся Вова и Марина, мы
на прогулку не пойдем». Дети, которые быстро оделись, вынуждены ждать в
помещении, им жарко, они начинают толкаться, баловаться. Сборы на прогулку
занимают много времени.
Как
исправить: Собирайтесь с детьми на прогулку
небольшими группами. Тех детей, которые медленно одеваются, отправьте первыми в
раздевалку. На улицу тоже выходите группами: с первой группой — сами, с
остальными – остаётся помощник воспитателя.
Ошибка
№12 «Смотри, как нужно сделать»
Часто
воспитатели излишне опекают дошкольников, стараются всё за них решить. Однако
важно формировать у детей способность самостоятельно анализировать ту или иную
проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Как же это делать?
Как
исправить: Не спешите сразу давать совет или готовый
ответ. Предложите детям: «Давайте подумаем вместе, как правильно поступить в
этом случае?». Затем выделите, обозначьте ситуацию и обсудите с детьми варианты
поведения.
Предложите
перечислить те нежелательные последствия, которые могут возникнуть. Так вы
научите детей самостоятельно находить правильный ответ. Используйте в работе
эффективный метод организации нормативных проектов. Обсуждайте с детьми разные
ситуации и их возможные последствия, а затем все вместе формулируйте правила
поведения.