45 месяцев назад
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления глаголов несовершенного и совершенного вида.
Отредактируйте предложения. 1. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить. 2. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями. 3. Работники сферы обслуживания обязались улучшить работу с населением.
Ответы
Будь первым, кто ответит на вопрос
1. Различаются стилистической окраской параллельные видовые формы глаголов мучить — мучать, мерить — мерять, лазить — лазать, видеть — видать и некоторых других (а также производные от них глаголы с приставками: измучить — измучать, измерить — измерять и т.д.). Глаголы мучить, мерить, видеть, лазить нейтральны по стилю, формы мучать, мерять, видать являются устно-разговорными. То же различие можно наблюдать в паре поднимать — подымать: литературной признается только форма поднимать.
2. Глаголы совершенного вида типа заготовить, ознакомить, накопить, подбодрить, узаконить и т.п. могут иметь параллельные формы несовершенного вида: заготовлять — заготавливать, ознакомлять — ознакамливать, накоплять — накапливать, подбодрять — подбадривать, узаконить — узаконивать и т.п. Формы с суффиксом -ива- (-ыва-) нейтральны по стилю и более употребительны в книжно-письменных стилях речи. Формы без суффикса -ива- (-ыва-), такие, например, как узаконять, накоплять, подбодрять и т.п., воспринимаются как устно-разговорные или же устарелые (усвоять, присвоять).
3. При образовании форм несовершенного вида с суффиксом -ива- (-ыва-) нередко образуются параллельные формы слов с чередующимися корневыми гласными -о- и -а-: обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать и т.п. При наличии подобных вариантов формы с -а- более свойственны устно-разговорному употреблению, формы типа обусловливать, сосредоточивать, подытоживать и т.п. — книжно-письменному, официальному.
4. Неправомерно образование форм несовершенного вида с суффиксом -ива- (-ыва-) от двувидовых глаголов типа использовать, адресовать и т.п. Формы использо́вывать, адресо́вывать просторечны. Встречающиеся в языке военных формы атаковывать, контратаковывать (следует: атаковать, контратаковать) являются профессионально-жаргонными. Не следует употреблять также форму организо́вывать, хотя она и отмечается толковыми словарями русского литературного языка (в современном употреблении глагол организовать сохраняет значение как совершенного, так и несовершенного вида).
5. В деловой речи получили широкое распространение формы совершенного вида, образованные при помощи приставки за-: завизировать, запроектировать, заактировать, запротоколировать и т.п. Их употребление в пределах официально-делового стиля не должно рассматриваться как нарушение норм литературного языка.
6. Наблюдаются параллельные формы двувидовых глаголов с суффиксами -изовать- и -изировать-: популяризовать — популяризировать, колонизовать — колонизировать и т.п. Формы с суффиксом –изировать — более свойственны книжно-письменным стилям речи.
7. Глаголы заведовать и исповедовать образуются с суффиксом -ова-. Формы этих глаголов с суффиксом -ыва-: исповедываю, заведываю являются устаревшими, вышедшими из употребления»
Упражнение 80.
Отметьте случаи ошибочного или стилистически не оправданного использования видовых глагольных форм. Исправьте замеченные ошибки и недочёты
1. В том случае, если после умершего осталось наследство, необходимо извещать об этом соответствующие финансовые органы.
2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить.
3. При приёме на работу мало лишь знакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его пожеланиями.
4. Работники сферы обслуживания обязались улучшать работу с населением.
5. Подытаживать успехи и достижения ещё рано.
6. Книга познакомит читателя с историей русского театра, рассказывает о выдающихся актёрах нашего времени.
7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при первой же трудности.
8. Нельзя по результатам только одного испытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучить в целом, увидать лучшее, что в нём есть.
9. Нужно срочно стабилизовать положение с кадрами строителей.
10. Снегозадержание позволит накоплять в почве достаточное количество влаги.
11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из числа учащихся старших классов.
12. Отделение взяло на себя обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не больше чем два дня.
Ответ №1
Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправлять. 3. При приеме на работу мало лишь ознакомиться с анкетными данными, нужно побеседовать с работником,
считаться с его пожеланиями. 4. Подытоживать успехи и достижения еще рано. 5.Книга познакомит читателя с историей русского театра, расскажет о выдающихся актерах нашего времени. 6. В текущем году мы будем готовить кинооператоров из числа учащихся старших классов. 7. Отделение взяло на себя обязательство переадресовывать мелкие отправления в сроки не больше, чем два дня.
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ-
данного употребления глаголов несовершенного или совершенного
вида. Исправьте предложения.
1. В том случае, если после умершего осталось наследство,
необходимо извещать об этом соответствующие финансовые ор-
ганы. 2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить.
3. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными
119
данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его по-
желаниями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улуч-
шать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достиже-
ния еще рано. 6. Книга познакомит читателя с историей русско-
го театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени.
7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при пер-
вой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного ис-
пытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать
в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стаби-
лизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержа-
ние позволит накоплять в почве достаточное количество влаги.
11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из
числа учащихся старших классов. 12. Отделение взяло на себя
обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не
больше чем два дня.
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ-
данного употребления глаголов несовершенного или совершенного
вида. Исправьте предложения.
1. В том случае, если после умершего осталось наследство,
необходимо извещать об этом соответствующие финансовые ор-
ганы. 2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить.
3. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными
119
данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его по-
желаниями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улуч-
шать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достиже-
ния еще рано. 6. Книга познакомит читателя с историей русско-
го театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени.
7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при пер-
вой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного ис-
пытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать
в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стаби-
лизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержа-
ние позволит накоплять в почве достаточное количество влаги.
11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из
числа учащихся старших классов. 12. Отделение взяло на себя
обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не
больше чем два дня.
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ-
данного употребления глаголов несовершенного или совершенного
вида. Исправьте предложения.
1. В том случае, если после умершего осталось наследство,
необходимо извещать об этом соответствующие финансовые ор-
ганы. 2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить.
3. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными
119
данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его по-
желаниями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улуч-
шать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достиже-
ния еще рано. 6. Книга познакомит читателя с историей русско-
го театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени.
7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при пер-
вой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного ис-
пытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать
в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стаби-
лизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержа-
ние позволит накоплять в почве достаточное количество влаги.
11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из
числа учащихся старших классов. 12. Отделение взяло на себя
обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не
больше чем два дня.
1. Содержимое пакета
высыплите в литр горячей воды. 2. В том
случае, если после умершего осталось
наследство, необходимо извещать об этом
соответствующие финансовые органы. 3.
Мало только предвидеть ошибки, нужно
их исправить. 4. Работники сферы
обслуживания обязались улучшать работу
с населением. 5. Подытаживать успехи и
достижения еще рано. 6. Книга
познакомит читателя с историей русского
театра, рассказывает о выдающихся
актерах нашего времени. 7. Опытный тренер
не стремится подбодрять ученика при
первой же трудности. 8. Нельзя по
результатам только одного испытания
опорачивать метод работы в целом, его
следует изучать в целом, увидать лучшее,
что в нем есть. 9. Нужно срочно стабилизировать
положение с кадрами строителей. 10.
Снегозадержание позволит накоплять в
почве достаточное количество влаги.
11.
В текущем году мы будем подготовлять
кинооператоров
из числа учащихся старших классов. 12.
Отделение взяло на себя обязательство
адресовывать мелкие отправления в сроки
не больше чем два дня.
29.Укажите
ошибки в употреблении возвратных
глаголов. Исправьте предложения.
1. Почтовые
отправления должны приготавливаться
к отправке заранее. 2. Просьба
не стучаться без необходимости. 3.
Дружинники предложили нарушителю
объясниться в своем поведении. 4. Прибор
легко собирается. 5. С января месяца
отстраняется от работы мастер Сазонов.
6. Если место занимается ребенком старше
пяти лет, на него должен приобретаться
детский билет. 7. Костюм застегивается
и расстегивается на фигуре застежкой-молнией.
10. Многие выпускники направляются на
работу с учетом сделанных заявок
предприятий.
30. Укажите случаи неправильного или стилистического неоправданного употребления причастий и деепричастий. Исправьте предложения.
1. Граждане, не
застроящие полученные участки в течение
трех лет, лишаются права на их владение.
2. Рабочие и служащие завода, приедущие
отдыхать в этот живописный уголок
Подмосковья, найдут все условия для
настоящего отдыха. 3. Лицам, приобревшим
путевки и не выехавшим в срок, путевки
продляться не будут. 4. Пастухи долго не
могли отыскать несколько отбившихся и
забревших на клеверное поле коров. 5.
Нарушивши правила, водитель попытался
скрыться. 6. Среди молодежи можно найти
немало юношей и девушек, пожелавших бы
принять участие в этом конкурсе.
7. Лидировав
на протяжении всего сезона, группа все
же уступила первенство.
31. Укажите случаи неправильного употребления наречий. Охарактеризуйте стилистическую окраску выделенных наречий и наречных сочетаний. Исправьте предложения.
1. Вопрос с
распределением льготных путевок нужно
решать по
справедливости. 2.
Один из лучших наставников молодежи,
он и спросит по-строгому,
и окажет
действенную практическую помощь. 3.
Электронно-счетные
устройства запросто
производят
самые сложные
математические операции. 4. Выброс в
атмосферу неочищенных дымов действует
все более
отравляюще на
окружающую природу. 5. Не
менее интенсивнее показана
самодеятельность завода на районном
фестивале. 6. Нам следует прислушаться
к критике снизу, более
по-серьезному следить
за стилем своей работы. 7. Набрав шесть
очков кряду,
«Спартак»
вышел на первое место. 8. Вновь
открытый
детский сад-ясли принял детвору
микрорайона Зеленодольской улицы. 9.
Таблетку разделить напополам
и растворить
в горячей воде. 10. Три партии закончились
ничейно.
Укажите случаи неправильного или стилистически не оправ-
данного употребления глаголов несовершенного или совершенного
вида. Исправьте предложения.
1. В том случае, если после умершего осталось наследство,
необходимо извещать об этом соответствующие финансовые ор-
ганы. 2. Мало только предвидеть ошибки, нужно их исправить.
3. При приеме на работу мало лишь знакомиться с анкетными
119
данными, нужно побеседовать с работником, считаться с его по-
желаниями. 4. Работники сферы обслуживания обязались улуч-
шать работу с населением. 5. Подытаживать успехи и достиже-
ния еще рано. 6. Книга познакомит читателя с историей русско-
го театра, рассказывает о выдающихся актерах нашего времени.
7. Опытный тренер не стремится подбодрять ученика при пер-
вой же трудности. 8. Нельзя по результатам только одного ис-
пытания опорачивать метод работы в целом, его следует изучать
в целом, увидать лучшее, что в нем есть. 9. Нужно срочно стаби-
лизировать положение с кадрами строителей. 10. Снегозадержа-
ние позволит накоплять в почве достаточное количество влаги.
11. В текущем году мы будем подготовлять кинооператоров из
числа учащихся старших классов. 12. Отделение взяло на себя
обязательство адресовывать мелкие отправления в сроки не
больше чем два дня.
Культура речи и
деловое общение
Билет № 1
1.
Омонимы и многозначные слова.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Наша
группа была общительная, сплоченная,
дружна, словом.
Тепло
в основном уходит через окно, поэтому
определите его оптимальные размеры.
Актеры
играли на подмостке, установленном на
центральной площади.
Билет
№ 2.
1.
Раскройте понятия: «культура речи»,
«современный русский язык», «литературный
язык».
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Однажды,
выезжая со стадиона, нашу машину
остановили.
Требуется
мастер по кузовным работам, согласного
выехать в район.
На
конференции было подчеркнуто, что для
нормализации работы отдела потребуются
несколько месяцев.
Билет
№ 3.
1.Диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы в современном
русском языке.
2.Составьте
словосочетания, объясните принцип
лексической сочетаемости:
Принять,
предпринять /исследование, решение/;
Повысить,
усилить /внимание, интерес/;
Исправить,
устранить /ошибки, недочеты/;
Основать,
обосновать /теорема, теория/.
Билет № 4
-
Синонимы в
русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
В
этом отделе находятся научные монографии
по физике, математике, юриспруденции.
Как
только актер появился на сцене, публика
устроила ему настоящий бенефис.
Не
обращая ни на что вокруг, он начал
говорить.
Билет № 5
1.
Нормы ударения в русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Ряд рижских школ точно
будут бастовать.
Потерпевшего Юрия
соседи утверждают, что около полудня в
квартире был слышен шум.
Беседа с заведующим
финансового отдела прошла безрезультатно.
Билет № 6
-
Устаревшая
лексика (архаизмы) в русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Стоянка машин около
Дома печати состоялась благодаря
разрешению администрации.
К такой мебели подходит
только такой натюрморт одежды.
Ожидается очень
грандиозная акция.
Билет № 7
-
Неологизмы
в русском языке. -
Найдите ошибки в
употреблении многозначных слов и
омонимов. Исправьте текст.
Врач обошел седьмую
палату.
Доктор решил это
лекарство оставить
Обстановка выглядит
мрачной.
Билет № 8
-
Заимствованная
лексика в русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Наверху целый день
движут мебель.
Прочитайте текст и
выправите ошибки.
Бунин, как и все русские
писатели, переживал за свой народ и
очень остро ощущает драматичность
жизни.
Билет № 9
-
Фразеологизмы
в русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
По окончанию школы я
могу идти на второй курс института.
Начав писать в это
время, в его первых стихах четко выражены
мотивы протеста и тоски.
Согласно последнего
приказа, сессия продлевается на неделю.
Билет № 10
-
Многословие
и его виды.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Ученый стоял у источников
ракетостроения.
Артист завоевал
признательность зрителей.
Она пришла в цветистом
платье.
Билет № 11
-
Паронимы в
русском языке.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Спортивные лагери
расположены недалеко от города.
Многие ученики говорят,
что новый учитель более добрее старого.
Малыш упал, но, встав
с колен, он побежал дальше.
Билет № 12
-
Раскройте
понятие этики делового общения.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Но жизнь все поставит
по своим местам.
Ученик, он всегда
должен выполнять домашние задания.
Прекрасная была
обстановка для актрисы, в которой она
росла.
Билет № 13
-
Раскройте
понятие «имидж делового человека».
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Членов правительства
нельзя будет призывать к уголовной
ответственности.
Издавать они стали
мало и плохо, толстые журналы полетели
быстренько в трубу.
Дворянство числом в
двести человек вышло ему навстречу.
Билет № 14
-
Дайте
определение жанру деловой беседы.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Я поехал к ней, но у
нее ее не было.
Погода была чудесна,
прекрасна, солнечная, совсем без дождей.
Совсем недавно я купила
очень красивую бра.
Билет № 15
-
Раскройте
понятие «деловой этикет».
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
На конференции было
подчеркнуто, что для нормализации работы
отдела потребуются несколько месяцев.
В Питере, на Пушкинской
улице, живут две американских девушки.
Возможно, он был
священнослужителем, имевший большой
авторитет.
Билет № 16
1. Дайте определение
жанру дискуссии.
2. Найдите ошибки,
исправьте предложения, объясните, в чем
заключаются ошибки.
Я стал чувствовать
себя намного лучше, бросив курить и
когда стал заниматься спортом.
Пользуясь калькулятором,
расчет производится правильно и легко.
Студент спросил на
экзамене, что может ли он взять
дополнительное время на подготовку.