Питер Пауль Рубенс «Сатурн, пожирающий своего сына»
Когда узнаешь, что авторство термина «экология» принадлежит одному из протонацистских идеологов, чьи идеи в немалой степени повлияли на будущее Национал-Социалистической Рабочей Партии Германии (НСДАП), принесшей человечеству катастрофу ХХ века, начинаешь невольно задумываться, что под существующим в массовом сознании стремлении к «единству с природой» и к антиурбанизму (Нью-эйдж, родноверие и другое) может скрываться что-то зловещее.
Этот идеолог — Эрнст Геккель (1834-1919), очень крупный немецкий ученый и естествоиспытатель, популяризатор теории Дарвина, создатель философии «монизма», сочетавшую в себе доктрину фелькише о превосходстве нордической германской расы (она же тевтонская). В конце своей жизни он вошел в общество «Туле», тем самым встав в круг создателей оккульно-нацистского эзотеризма (внутренняя идеология нацизма — колдовская, магическая). Геккель настаивал на том, что нормальное человеческое общество должно опираться на законы естественного отбора, чем по сути является социал-дарвинизм, ныне вроде бы и сильно раскритикованный, но на самом деле укорененный в современных экономическких теориях. Были и другие открытия ученого: Геккель утверждал, что на ранней стадии развития в первые несколько месяцев эмбрион человека повторяет эмбрионы позвоночных животных. В последствии другими учеными это было поставлено под большое сомнение, однако отметим его стремление отождествлять человека со зверем и двинемся дальше.
вверху — представление Геккеля, внизу — то, что более вероятно
Лига монистов, основанная Геккелем, предложила миру некие законы, предполагающие единство природного и социального порядка, т.е. превращение человечества в зоосоциум, в что-либо на подобе муравейника. Многие ведь восхищаются структурой муравейников, муравьи организованные, дружелюбные, добрые и хорошие. Но что-то здесь не так, верно?
Люди спорят, в чем разница между человеком и зверем? Первые говорят, что ни в чем, кроме развитых мыслительных процессов, вторые, что человек даже хуже зверя — он создает оружие, убивает друг друга и животных, загрязняет окружающую среду, что можно часто слышать среди сторонников популярной субкультуры Vegan’ов (не имею ничего против самих вегатарианцев) и множества других антиурбанистических направлений. Третьи утверждают, соглашаясь с первыми по поводу наличия рационального, что одно из главных отличий между человеком и зверем в том, что человек создает свою природу, т.е. культуру. А обсуждаемый нами Геккель говорит, давайте природу звериную и природу человеческую соединим, перенеся зверинные порядки в людское общество, тем самым разрушим мир человека. По мнению Геккеля, преувеличение роли человека (так он называет гуманизм) есть губительный предрассудок.
Саму статью я пишу под впечатлением от просмотренного фильма режиссера Ингмара Бергмана «Змеиное яйцо» 1977 г., и название статьи прямо отсылается к словам, произнесенными одним из героев фильма, доктором, ставившим опыты над людьми. Такие опыты (над людьми) в реальности были широко распространены в годы нацистской Германии, по-этому фильм имеет не только художественную, но и историческую ценность. Бергман очень точно отобразил состояние Веймарской республики (т.е. Германии) на момент 1923 года — года гитлеровского «Пивного путча», за 10 лет до прихода НСДАП к власти:
Кадр из к/ф «Змеиное яйцо»
«Берлин, субботний вечер, третье ноября 1923 года. Пачка сигарет стоит четыре миллиарда марок. Большинство людей потеряло веру и в будущее, и в настоящее».
Страна подавлена после поражения в Первой Мировой войне (т.е. фактически Германию заставили подписать мирный договор — Версальский мир), аппатией пронизываются ткани человечского бытия. Население — немцы — очень хорошо ощущали вторжение хаоса на их родную землю, они понимали, что нынешняя республиканская власть неспособна его остановить. А хаос разрушал порядок, который для немца — священный.
Жесткие репарации вызвали глубокий экономический кризис, безработицу. В социальных низах нищета, отсутствие смыслового содержания и надежды на будущее. Контрастом с этим выступает бездумная карнавальщина, похожая на пир во время чумы (чем-то лично мне напомнивший нынешнее шоу «Камеди клаб») на сценах малых театров для дам и господ, не потерявших материальных средств к сущенствованию. Одна из героинь фильма говорит: «я не вижу будущего» — это потеря смыслов. Все это могло ознаменовать либо окончательный крах империи, либо глубокие социальные потрясения.
Весь фильм талантливого режиссера обсуждать в этой статье не станем, а перейдем к сути разбираемого вопроса, к самому доктору, ожидающему прихода «нового общества» (т.е. нацизма), ставившему опыты над людьми, которые зачастую приводили к смерти или помешательству. Не только он, но и многие другие убеждены в том, что грядут фундаментальные перемены. В момент истины один из работников в клинике св. Анны (где проходят опыты) говорит так: «У меня есть убеждения! В Мюнхене происходит нечто неслыханное. Появление на свет спасителя, роды сопровождаются кровью. Грядут страшные времена, но что значат тридцать-сорок лет страданий и смертей, что значат миллионы жизней, людей неисчислимое множество…»
Понятно? Он понимает, что времена-то грядут страшные, но он хочет этих страшных времен.
И теперь все же к самому доктору.
Что он говорит?
«Старое общество было основанно на утопической идее, что человек по природе — добр. Все было очень сложно, ибо идея не соответствовала реальности. Новое общество будет основано на реалистической оценке возможностей человека. Человек — ошибка природы, ее извращение. Здесь то и пригодятся наши эксперименты. Мы исследуем основу конструкции и пересоздаем ее, высвобождаем продуктивные силы и контролируем деструктивные, искоренняем все неполноценное и умножаем полезное».
Я хочу особо отметить, что слова «Человек — ошибка природы» есть формула гностицизма (он же — черная метафизика), в пределе стремящейся к возвращению в первозданную Вселенную через уничтожение мира форм. Этот мир форм, согласно утверждениям гностиков, создал злой Бог Демиург, этот материальный мир — несовершенный, а значит подлежит уничтожению для высвобождения совершенной божественной сущности из материальных оков. А так как человек — это высшая ступень развития форм, то с него и надо начинать.
Под неполноценным, выходит, ученый имеет ввиду человеческое, гуманистическое, т.е. утверждает сходное с тем, что и Эрнст Геккель
утверждал, когда говорил о гуманизме как о губительных предрассудках. Нет, говорит ученый, человек по природе не добр, внутри него сидит огромная толща бессознательного (согласно фрейдизму), из которой (или через которую) мы хотим вытащить, разрушив тонкую пленку сознательного, злое дьявольское начало. Стоит отметить, что на уровне бессознательного добро и зло практически нерасчленено. Вот спрашивается, чем ребенок отличается от взрослого? У ребенка сознание находится на низкой стадии развития, т.е. сознание неконтролирует нерасчлененность в бессознательном, в следствии чего дети бывают очень жестокими, сами совершенно не понимая этого.
Появление на свет фашизма в ХХ веке поставило под вопрос существование в человеке врожденного морального закона. Или, вернее сказать, что этот закон не может быть не отменен. Многие люди задаются вопросом, как в середине ХХ века могла произойти катастрофа Второй Мировой войны? Как идеологи Третьего рейха смогли запустить в сознание миллионов немцев подобную жестокость, с которой они уничтожили огромное количество людей? Вероятно, от части ответ состоит и в том, что результаты опытов нацистских ученых были реализованы:
«Мы исследуем основу конструкции и пересоздаем ее, высвобождаем продуктивные силы и контролируем деструктивные, искоренняем все неполноценное и умножаем полезное». Вспомнив, что под деструктивными силами он имеет ввиду человеческие силы, обнаружим, что тогда под высвобождением продуктивных сил имеется ввиду высвобождение античеловеческих сил.
Обратите внимание, с каким интересом ученый разглядывает себя в зеркало после того, как принимает цианистый калий, смотрит, как приходит к нему смерть. Т.е. смерть для него — интересна. Разве в этом интересе не отображается стремление к смерти в сути грядущей идеологии, которую чутко улавливает нацистский интеллектуал?
А вот, что он еще улавливает:
«Через день другой, может уже завтра, националисты в Южной Германии попытаются совершить переворот под руководством этого болтуна по имени Адольф Гитлер. Попытка с треском провалится. Господину Гитлеру недостает интеллектуальных способностей, он не понимает, какие гигантские силы ему предстоит всколыхнуть в день, когда разразится буря. Его сметет как увядший листок»
Он конечно, недооценивает Гитлера, но знает, что буря неминуемо разразится. Демократия в условиях хаотизации уже не может устоять перед вторгающимся нечто, на этом фоне слова следователя выглядят комично. Кажется, он и сам в них не верит:
«…мюнхенский путч гер Гитлера кончился неудачей. Все предприятие с треском провалилось. Гитлер со своей бандой недооценили сил германской демократии»
О том, что произошло дальше, все мы знаем. Десять лет спустя пивного путча демократия пала. К власти пришел фюрер.
***
Широкой общественности сегодня неизвестны результаты исследований опытов нацизма над людьми, реально происходившими в Германии. Я думаю, что бесспорным является то, что после 1945 года они вместе с учеными эмигрировали в США. Возможно, они лежат где-то в архивах, а возможно, они как-то были задействованы в информационно-психологической атаке на человечество. На основе результатов открывается психологическая структура человека (помните — «мы исследуем основу конструкции»), а, следовательно, определяется, где ее болевые точки. Идет фундаментальный пересмотр, что есть проект Человек.
Джон Локк
Сегодня в мире существует еще одна школа, занимающаяся проектом Человек, на основе которой строится вся американская психология. Это — школа Джона Локка, теория чистого листа — tabula rasa, согласно которой человек полностью обуславливается внешними влияниями, т.е. не имеет своего внутреннего содержания.
Тема фундаментально раскрыта в докладе на Летней школе движения Суть времени 11 июля 2016 года Мост через пропасть
***
P.S.: Фильм «Змеиное яйцо» подробно обсуждался Молодежным дискуссионным клубом в 2006 году. Стенограмму заседания смотрите здесь.
Попробую это вам объяснить. Главное что нужно понять – человек по своей сути обычное животное, достаточно слабое, и нежное в плане плохо приспособленное к выживанию в дикой природе. В добавок в ходе эволюции утратившее многие необходимые для выживания рефлексы. Но суть не в этом. Посмотрите как пчела или муравей или птица строят себе «дом» — это на уровне рефлексов. Сравните объём мозга пчелы и человека, сравните сложность работы на единицу веса и вы поймёте на сколько мы примитивны . Пчела умеет летать, взлёт, посадка, навигация, поиск питания, сбор, доставка, передача информации о месте корма, строит идеальные по форме и размеру соты без всяких измерительных приборов и т.д. Вся информация заложена на генном уровне и не требуется учить с нуля, как человека. Если человека не учить вырастет животное ничего не умеющее, уже проводили такие эксперименты.
А человека нужно учить, постоянно и настойчиво, причем всю жизнь, потому что его мозг так устроен, что не востребованные рефлексы, условные, постепенно утрачиваются
и необходимо их восстанавливать. Негативные рефлексы восстанавливаются очень быстро, особенно если они перешли в раздел безусловных, записываемых на генном уровне. Это алкоголизм, наркомания и т.д. Человечество из-за собственной лени и тупости
почему то не учит своих детей простым вещам: что мухомор яд, бензин яд, алкоголь тоже яд и табак тоже, пистолет, нож, автомат это орудия убийства, но все считают себя бессмертными и по собственной глупости оказываются — одни на кладбище, другие в тюрьме. Результат закономерный – ежегодно миллионы погибших уносит война по имени глупость и самонадеянность, мы не видим чужое горе, или закрываем глаза, мол это нас не касается, но зачастую бываем за это жестоко наказаны. Распросите матерей в семьях которых дети стали алкоголиками или наркоманами, сходите к тюрьмам или сизо в дни свиданий посмотрите внимательно на лица этих людей, пообщайтесь с ними и вы многое сокрытое от вас поймёте и может быть прозреете.
А мы не хотим это видеть и слышать и продолжаем наступать на те же грабли. А зачем же нам тогда разум, не задумывались? Чтобы повеселиться, сладко поесть, ублажить свою плоть? Не напоминает ли вам это сытую кошку? А где же ваша душевность, я не говорю уж о духовности. Может у вас сила воли от рождения, или русский дух, о котором часто и с ностальгией вспоминаем. Но вы опять забыли о главном – этому всему надо учить наших детей, а кто кроме вас это сделает? Чужой дядя наверное, вам не досуг, не так ли?
Но вернёмся к нашим баранам, поговорим о разуме, а вернее о человеческом сознании. Сознание принадлежит к рефлексу любопытства, те отделу мозга отвечающему за внешние связи с окружающей средой, а так как у человека миллион или более рефлексов. то соответственно объём отдела сознания имеет и соответствующий размер – условно одна миллионная часть нашего мозга, — вот такая кроха. И в подтверждение этого попробуйте просто понять, что например вы обдумывая какую либо проблему или пишете статью или сочиняете четверостишье — ваше сознание не в состоянии одновременно удерживать в памяти (видеть на экране сознания) одновременно допустим сто вариантов четверостишья, или сто вариантов предложения.
В данную единицу времени вы можете видеть только один фрагмент текста, (исключение вундеркинды) но их единицы. Так вот эту кроху, росток разума, человечество по собственной глупости пытается в себе уничтожить всеми доступными способами: -алкоголь отключает сознание, наркотики отключают сознание, а вернее наш безропотный мозг ( как мать дитя ) пытается спасти этот росток разума, защищая его от воздействия ядов блокируя их доступ к нему. Длительная осада приводит к тому, что сознание погибает и человек становится рабом наркотика, алкоголя или любого другого яда убившего сознание. Сознание также отключают другие, более сильные по уровню сигнала рефлексы такие как страх, ярость, ревность, жадность и человек теряет контроль над собой и совершает ужасные поступки.
Но здесь надо знать ещё об одном аспекте — очень важном который не учитывают судебные медики вынося решение о вменяемости преступника — в состоянии перевозбуждения нервной системы у человека отключается только часть сознания связанная с разумом, остальная часть связанная с координацией тела и реализацией рефлекса работает.
И другой случай когда преступник действует с холодным расчётом, чётко осознавая свои действия — это как правило волевые люди подавившие свои рефлексы.
Есть и третий вариант — он как правило связан с непроизвольным, рефлекторным поступком опережающим по скорости мысль, осознание происходит позже — пример противник замахивается ножом и спецприём поражает его своим же ножом, приём выполнен на уровне рефлекса -опередив мысль, так действует спецназ.
Исходя из приведённых вариантов действия начальника милиции совершившего преступление в Москве попадают под первый вариант, когда нервное перевозбуждение от соры сженой, плюс алкоголь просто на время отключили сознание и рефлекс ярости реализовался в виде преступления, он убивал не потому что хотел, просто так устроен наш мозг, он так работает и потому мы совершаем так много преступлений. Осознание, раскаяние приходит минутой позже, после содеянного. Рефлекс угас, сознание включилось, — результат на лицо.
Есть ли способ развить усилить сознание? Да есть это рефлекс по имени «воля», который вырабатывается путём длительных тренировок по управлению своим мозгом, телом, мыслями , и поступками. но мы этого не хотим знать, и не учим этому своих детей.
Ещёё одним элементом сознания является рефлекс осторожности, — у животных он оберегает их от опасности, осторожное животное не попадёт в капкан или ловушку. Так вот у людей он тоже необходим, особенно у детей, простое усное предупреждение через пять минут забывается, и ребенок попадает в беду! Нужно осторожность довести до уровня рефлекса, только тогда ребёнок не подастся на уловку, да и взрослые тоже не купятся на лохотрон.
Современный кризис также является следствием преобладания рефлекса жадности над разумом. Простейший пример: Америка покупает у нас нефть по 200 долларов за баррель, а мы у них покупаем продукцию «дженерал моторс» и всё кризис окончен, у нас есть деньги для инвестиций, а у них на полную мощность работает производство. Как вы думаете, согласятся Американцы? Вот и весь сказ, кризис у нас в мозгах! Да здравствует его величество рефлекс жадности. В результате кризиса пострадало много богатых людей, их состояния уменьшились в несколько раз, а долларов стало меньше? Нет, следовательно это выгодно кому то всех опустить и на этом выиграть.
В чём же суть ошибки природы, попробую наглядно объяснить. Все мы слышали и видели сиамских близнецов и можем представить с какими проблемами они сталкиваются в процессе управления своим телом. Также многие помнят сказку «доктор айболит» где есть вымышленное животное тяни-толкай. Вот примерно по такому принципу работает и мозг человека.
Имеется две управляющих поведением человека системы – одна присущая всем животным – это рефлекторная, другая это сознание, опирающееся на разум ( жизненный опыт) но не всегда и тому есть примеры. Приоритет за выбором поведения определяется более сильным сигналом, как правило – рефлексом. Если выработаны рефлексы — осторожность и воля — преобладает сознание. Это то к чему мы должны стремиться и чему учиться.
Выбор поведения происходит в отделе мозга работающего по принципу компаратора. Сигнала входящих два, преобладает более сильный. Именно поэтому у нас так часто возникают противоречия между ожидаемым поведением, заложенным сознанием и реальным, когда результат противоречит сознанию. Чтобы вы могли это понять приведу примеры поведения, а вернее вопросы на которые вы должны сами ответить и тогда вам сразу будет понятна мотивация поведения и чем она определяется – сознанием с участием разума или сознание плюс какой либо рефлекс.
Помните афоризм – бойтесь данайцев дары приносящих. Вопрос:
– почему Американцы не едят окорочка, а отправляют их нам, за тридевять земель?
— почему мы нарушаем правила дорожного движения
— почему садятся водители пъяными за руль
— почему народ молчит на все его притеснения и открытый грабёж
— почему бывшие партийные и комсомольские боссы стали новыми русскими
— почему народный гнев, через 100 лет превратился в маленького серого мышонка
— почему мы из свободолюбивого зверя стали подопытным кроликом
— почему мы такие умные а живем так бедно
— почему член совета директоров газпрома Медведев наш президент
— почему зарплата директора газпрома Милера равна 10 тысячам минимальных пенсий
— почему зарплата уборщицы в газпроме 30 тыс рублей, а уборщицы в детском саду, где нибудь за уралом – 800 рублей
— почему когда мы пытаемся возродить славянскую нацию, все кричат о национализме, и кто кричит и почему кричит, догадаллись?
— почему горбачеву за одноразовую рекламу платят больше чем звёздам спорта и эстрады
— почему главного крышевателя черкизона не трогает правосудие
— почему то что было народное розданное по ваучерам чубайса стало вдруг чьим то.
— почему заповеди учат не убий, не укради, а у нас всех и вся убивают и воруют
— почему убили Листьева , Талькова, Старовойтову, Политковскую, Кенеди
— почему любовь и ревность заглушают голос разума
— почему женщина-мать коня на ходу остановит, в горящую избу войдёт…
— почему нам во время вспышки гнева говорят – ты что, озверел
— почему маньяк насильник убивает детей
— почему проявляется у людей звёздная болезнь
— почему при виде золота возникает золотая лихорадка, фильм «золото макены»
— почему вы не сможете быстро заснуть в комнате с дресированным тигром или удавом 5 метровым
( сознание понимает что они дресированные, но рефлекс он и в Африке рефлекс)
— почему девушка водитель очень быстро выпрыгивает из машины на светофоре ( горит красный) если ей в открытое окно подбросить крысу? (шутка)
— почему чиновники берут взятки, они такие бедные или такие жадные и как их «вылечить»
— почему американцы торговали скальпами? — дань моде…
Ну я думаю достаточно вопросов для того чтобы понять поведение нас, «разумных» животных.
Но здесь палка о двух концах — если мы становимся более разумными,человечными мы не сможем проявить народный гнев (это рефлекс ярости), если мы становимся более разумными нам сложнее влюбиться это тоже рефлекс, особенно если вам за 30. Но вот рефлекс жадности, похоти мы во всю в себе развиваем и здесь у нас полная малина. Коррупция, проституция, порнография, голубизна и всё прочее что придумал наш разум, будте счастливы в нашем дебильном зверинце.
Но я думаю природа исправит свою ошибку, мутантам не место на земле, они или вымрут как мамонты или как люди с ДЦП постепенно научатся управлять своим телом. Желаю удачи!!!
Хотя не исключён и третий вариант — разрушить до основания и строить заново, все идёт по спирали, история повторяется, а выбор за вами, больше то некому всё изменить на земле, марсиане только в сказках существуют. А если и есть инопланетяне, то они действуя в соответствии с законом природы, о расширении популяции, всё что мешает уничтожат.
Если рассматривать деятельность человеческой цивилизации в рамках общей динамики биосферы, то человечество можно смело назвать болезнью, «раковой опухолью» живой природы. Но ещё неясно, почему так произошло и как оценивать это явление. Легче всего назвать человека ошибкой природы. Но в таком утверждении, при всей краткости, содержится сразу две серьёзные ошибки. Природа не является чем-то единым и тем более разумным и целесообразно действующим. Кроме того, живая природа и неживое вещество не находятся в единстве. «Биосфера» нераздезделима с литосферой, атмосферой и т.д. Само слово «биосфера», каким бы удобным оно не представлялось, выражает условное понятие, а не какую-то реальную совокупность. Всё живое взаимосвязано, но не составляет цельной системы. Так же не является единым процессом эволюция. Есть общий поток и не более того. В рамках этого потока и вознкли разумные приматы. Человек? Что такое человек, ещё никто не определил. Можно включать неандертальца в рамки человечества, можно не включать. Единого человечества не было до 20 века. А процесс объединения начался с Европейской экспансии 16 века. Под современным человечеством следует понимать людей, объединённых цивилизацией, то есть цивилизацию по преимуществу, а не индивидов. Значит, человек не может быть ошибкой природы, потому что человек — абстракция. Следует искать иной ответ.
Зачастую рассуждают без особого напряжения мысли: раз человек не ошибка природы, а часть природы, значит его появление и его деятельность закономерны. А раз всё что делает человек неизбежно — то не всё ли равно, что он делает. Уничтожит природу — значит так тому и быть, природа сама виновата, что человека породила. Но здесь теже две ошибки: природа не есть нечто цельное и нет единого человечества. Как человек не является ошибкой природы, так не является и «частью» природы. В чем тут тонкость? В том, что не сам человек разрушает природу, а применяемая им техника, создаваемые им сооружения, производимые выбросы и отходы. Даже массовое истребление животных (бизонов, к примеру) было бы невозможно без огнестрельного оружия. Человек — организм, биологическое существо. Но в то же время это существо, обладающее культурой и использующее технику. Потому «человек» и стал опасен для природы, что он от неё отделился. Источником проблем является поведение человека, на которое влияет его мышление. Причем не единичного человека, а групп людей. Не в человеке проблема, а в деятельности человеческих сообществ, превратившихся в государства и в итоге слившихся в единую цивилизацию. Почему же мы вместо противопоставления цивилизации природе противопоставляем ей человека?
Мало того, что человек уничтожает природу не благодаря биологическим качествам, он сам как организм является угнетаемым и подавляемым. Распространение цивилизации сопровождалось не только истреблением многих видов животных, но ещё и истреблением людей. Люди различны, и далеко не все участвовали в развитии и распространении цивилизации. Не человек — ошибка природы (или эволюции), а цивилизация — ошибка человека. Изучая историю, мы видим, что современная цивилизация — не единственная форма существования людей, и вовсе не неизбежная. Да, её появление можно считать закономерным, но при этом никто и нигда и не ставил вопрос, а нужно ли поддерживать и развивать такую форму человеческих коллективов, такой образ жизни? Если же кто-то такие вопросы задавал, его голос оставался неуслышанным.
В той катастрофической ситуации, в какой оказалось недавно образовавшееся единое человечество, виновата не предопределенность, а сами люди, не заметившие, куда они движутся и чем это может грозить. Да, «человек» ошибся несознательно и ненамеренно. Но ошибся, и это нужно признать. Не потому ли говорят либо об ошибке природы, либо о неизбежности, что не хочется признавать собственную ошибку? Двигаясь по тому же пути, мы усугубляем проблему. Боюсь, что человечество прошло точку невозврата, и теперь цивилизация идет по собственном у пути, в котором люди не заинтересованы. На мой взгляд, признать свою ошибку значит в то же время отказаться от всечеловеческой общности. Если мы не хотим исчезнуть вместе с цивилизацией, то должны осознать свою первичность, независимость и обратиться к естественным способам существования. Человек — не враг природе, и она ему не враг.
В Москве прошла Всемирная конференция по изменению климата, многие из участников которой поставили под сомнение не только дальнейшее развитие человеческой цивилизации, но и ее существование
Пессимистический настрой ученых основан не только на оценке масштабов разворачивающегося на планете Земля экологического кризиса. Куда больше представителей науки беспокоит беспомощность человечества перед будущим. Дальнейшее развитие цивилизации толкает людей в пропасть, уверен академик РАН, профессор, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией механики природных процессов Института механики МГУ Самвел Григорян. Выводы, которые изложил ученый в своем докладе «О природе глобального экологического кризиса на Земле», вполне можно назвать квинтэссенцией множества выступлений его коллег, озабоченных проблемой климатической изменчивости.
Математики могут с помощью формул описать все — работу механизмов, движение космических тел, жизнь человека. А вот заложен ли в поведении природы некий математический алгоритм или его придумал человек исключительно для оправдания своих действий? Академик Григорян честно признается, что не знает точного ответа на этот вопрос.
Сегодня, когда неизбежность экологической катастрофы очевидна, ученые всего мира судорожно пытаются разработать математическую модель прогнозирования климатических изменений
При этом Самвел Григорян относительно будущего человечества придерживается весьма пессимистической позиции. Основана она, по его утверждению, на ужасающем опыте: «Люди всегда хотели создать рай на земле, стремились к обилию пищи и комфортной жизни. На пути к этой цели человек, главным отличием которого от иных живых форм на Земле является наличие интеллекта, постоянно создавал различные устройства и процессы для облегчения и улучшения условий своего существования, быстро вовлек в этот процесс для его интенсификации несолнечные источники энергии, а в результате человечество получило неустойчивую технологическую основу современной цивилизации».
Григорян считает, что в течение весьма длительного времени существования живой материи на планете ее биомасса строго определялась количеством поступающей на Землю солнечной энергии. С изменением климата и других условий обитания менялись состав и разнообразие живых форм. Появление человека на этот процесс не влияло до тех пор, пока им не были обнаружены легкодоступные и обильные источники несолнечной энергии — уголь, газ, нефть, а затем и атомная энергия.
Достичь всеобщего благоденствия человеку так и не удалось. Причиной неудачи, по мнению ученого, является чисто биологический фактор: наличие у всех живых форм, включая человека, избыточной способности к размножению — необходимого условия для устойчивого существования этих форм. При изменении объемов экологических ниш этот фактор срабатывает автоматически, и ниши постоянно оказываются предельно заполненными, так что значительная часть их обитателей балансирует на грани физического выживания. Попытка построения рая в человеческой нише за счет несолнечных источников энергии по этой причине провалилась: пропорционально все нарастающему количеству такой энергии возросло число людей на Земле, однако большинство из них по-прежнему живет впроголодь.
Но в то же время эта попытка привела к резко нарастающим отрицательным для всего живого изменениям в среде его обитания, которые могут достичь масштабов катастрофы. И этот процесс постоянно усугубляется. По математическим расчетам Григоряна, для того чтобы человечество могло вписаться в естественные циклы биосферы, население планеты должно быть уменьшено раз в десять. Понятно, что это вряд ли возможно.
«Технологическая основа современной цивилизации крайне неустойчива, — говорит Самвел Григорян. — Она «висит» на нефтегазовой «аорте», и даже небольшие нарушения в ее работе в состоянии породить глобальные потрясения в жизни человечества».
Попытка построения людьми рая на земле провалилась, и сегодня венец творения природы — человек — стоит на пороге катастрофы
Принципиальная невозможность построения всеобщей гармонии за счет неограниченного роста потребления несолнечной энергии диктует возможное решение проблемы надвигающейся катастрофы. Понятно, что человеку необходимо ограничить потребление энергии. Но до каких пределов?
«Установление «высоты» такого энергетического барьера — это задача науки, одна из труднейших и важнейших, — считает академик Григорян. — Реализация же этой ограничительной меры — административно-организационная. Понятно, что эта задача — одна из глобальных задач человечества. Если человек способен ее решить, тогда он действительно homo sapiens. Если же нет (а на сей счет есть большие сомнения — история человечества свидетельствует, что оно очень часто действовало не лучшим образом), то надо будет с горечью признать, что человек — единственное в природе существо, наделенное мощным интеллектом, — не есть вершина достижений живой природы, а ее грубая ошибка!» Печально, по мнению ученого, то, что понимание серьезности угрозы глобальной катастрофы придет только после того, как закончатся сырьевые запасы, и тогда в борьбе за свое дальнейшее существование люди попытаются начать поиск альтернативы. Однако прозрение может прийти слишком поздно.
Как образец гармоничного сосуществования человека и природы академик привел пример развития древнекитайской цивилизации: «Она создавалась тысячелетиями, и основой ее были земля, вода, воздух и физическая сила животных и человека. До сих пор на территории, где проживает пятая часть населения Земли, есть районы, где не используются традиционные энергетические источники и уже несколько сотен лет культивируются одни и те же земли. Эти места глобальный экологический кризис затронет в последнюю очередь».
По глубокому убеждению Григоряна, единственным способом изучения динамики развития климата и проблем глобальной экологии сегодня могут быть методы математического моделирования и анализ предшествующих этапов развития природы. В лаборатории механики природных процессов, которой он руководит, оценили роль антропогенного фактора на современном этапе эволюции биосферы, и выяснилось, что человечество производит по меньшей мере в 2000 раз больше отбросов органического происхождения, чем вся остальная биосфера.
«Мир живет во власти странных иллюзий, — продолжает академик Григорян. — Существует представление, будто необдуманное использование природных ресурсов может продолжаться неограниченно долгое время и без каких-либо последствий. Это большое заблуждение. Некоторые ученые говорят: надо стремиться осваивать Вселенную в поисках новых видов энергии. Уверен, что природа живой материи резко воспротивится этому».
Научный мир сегодня ожесточенно спорит о том, как меняется климат на Земле и к чему могут привести такие изменения. Экологи пугают перспективой, что будущие поколения ожидает незавидная участь — жизнь на отравленных кислотой пустырях. Как математик Григорян не может заниматься измышлениями, он оперирует только фактами и потому утверждает, что сценарий будущего может быть совершенно иным. По его мнению, сегодня правильнее было бы говорить не об изменении климата, а о планомерном его уничтожении. Уничтожение лесов, опустынивание, сокращение пастбищ — это не изменение климата, как пытаются представить некоторые ученые, а результат ненормального развития человечества. Но человек тем не менее продолжает действовать как хищник, и чем сильнее он становится, тем более опасен. Единственное, что, по мнению ученого, может спасти планету, — это природа: «Она все равно сильнее человека и возьмет свое. Биологическая машина планеты просто не даст ее уничтожить. В природе ведь все совершенно! Возьмите хоть муравья или березу. Они — предел совершенства! И потому окружающая нас природа неуничтожима. Весь фокус в том, что человеческой цивилизации уже не найдется места в таком совершенном мире. Она изживет сама себя. И только мы сами будем виноваты в том, что наш интеллект все время был направлен на уничтожение того, что его создало».
Сегодня, по мнению Самвела Григоряна, люди должны, подобно далеким кроманьонским предкам, снова воспринимать себя частью окружающей природы: «Но есть принципиальное отличие человека, принадлежащего современному обществу, от нашего доледникового предка: мы обладаем набором знаний и потому способны ставить себе цели развития. Когда-то я ввел в обиход термин «коэволюция человека и биосферы». Он означает такое поведение человечества и каждого человека в отдельности, которое способно обеспечить совместное развитие биосферы и человечества. Сегодняшний уровень развития науки и наших технических возможностей делает принципиально реализуемым этот режим коэволюции. Другими словами, у нас есть исторический шанс быть не покорителями природы, а ее детьми».
Выводы Самвела Григоряна о будущем нашей планеты, безусловно, выдают в нем сторонника версии об антропологическом воздействии на природу. Он так и говорит: «Достоверным чаще всего бывает то, что приносит заведомый вред». То есть губительная деятельность человечества не вызывает у него сомнений. Конечно же, многие не согласны с таким подходом.
Например, директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН академик Юрий Израэль в беседе с корреспондентом «Итогов» выразил уверенность, что обрушившиеся в последнее время на планету природные катаклизмы вовсе не результат человеческой деятельности, а всего лишь отголосок происходящих циклических изменений климата. Одни циклы исчисляются столетиями, другие несколькими годами. И для каждого из них, по мнению Юрия Израэля, характерны те или иные погодные проявления. Например, последний ураган в США — это явление, характерное для пятилетних циклов, а серия наводнений, произошедших за два последних года, скорее всего может быть отнесена к столетним периодам изменения климата. Антропогенные факторы, как полагает известный ученый, тут ни при чем, они не могут привести к глобальной катастрофе, поскольку человеческая цивилизация в своем влиянии на природу все же еще не настолько всемогуща.