Любая ошибка государя считалась виной его приближенных

Известно,
что многих европейцев, приезжавших в России в XVII–XVIII веках,
поражала русская баня. Вот, что писал о ней немецкий путешественник XVII века Ганс Мориц
Айрман: «Простые люди, которые сообща строят бани на
проточной воде, лишь только они сильнее разогрелись, выходят в холодную
проточную воду и усаживаются в неё на долгое время, безразлично, будь то летом
или зимою. Летом спускаются в воду подобием лесенки из двух длинных брёвен. А
зимой пробивают во льду большие отверстия и так бросаются в ледяную воду. Они
считают это очень здоровым. Так как у нас обычай подобным образом мыться
неизвестен, а я сам часто участвовал и мне очень понравилось, то захотел
рассказать об этом».

В
ходе урока вы узнаете об изменениях в мировоззрении русских людей, общинных
традициях, роли православия в повседневной жизни, образе царя в сознании
народа, повседневной жизни царей, первого сословия, горожан и крестьян.

В
XVII
веке изменилось восприятие русскими людьми окружающего мира. Они чувствовали
свою принадлежность к огромной единой стране. Люди пытались осознать бескрайние
просторы своей Родины.

После
Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве.

Рост
контактов с европейскими и азиатскими государствами помог изучению
политического и повседневного опыта других людей, отличий жизненных укладов.

Изменение
церковного ритуала после раскола в Русской православной церкви не поколебало
веру большинства населения России.

Чтение
античных трудов и европейской литературы повлияло на появление прогрессивно
мыслящих чиновников.

Новшества
проявлялись в культуре, политике, экономике. Для правящего слоя они казались
странными и непривычными, соответственно воспринимались с большой
осторожностью.

В
1649 году после принятия Соборного уложения крестьяне лишились свободы
передвижения. Однако они сохраняли права на занятие торговлей, распоряжение
имуществом и собственностью.

В
то время жизнь крестьян ещё не подчинялась полностью воле помещика. Их быт
регулировался правилами общины, которая имела следующие основы: совместное
владение землёй; выборность руководителей; решение возникавших вопросов на
крестьянском сходе; равноправие всех членов общины.

Мировоззрение
русского человека оправдывало существование общины христианскими заповедями. По
убеждению крестьян, земля являлась Божьим достоянием и относится к ней нужно
было бережно.

Основной
задачей общины были раздел и перераспределение земель меду крестьянами. Вне
общины русский крестьянин не представлял своей жизни.

Одним
из самых устойчивых явлений в жизни крестьян были «помочи». Крестьяне оказывали
помощь родственникам или соседям в сельскохозяйственных работах, строительстве
и другом. Отказать кому-то в просьбе о помощи было непростительным. Отказ мог
быть воспринят как оскорбление.

Жизнь
общины основывалась на идеалах православия. Как правило община одновременно
была и церковным приходом. На мирском сходе назначали священников.

Утро
у русского человека начиналось с молитвы. По праздничным дням люди ходили в
церковь к заутрене. После вечерней молитвы не разрешалось пить, есть и
разговаривать.

Важное
место в жизни русского человека занимали такие церковные обряды, как крещение,
венчание и погребение.

Все
слои общества строго соблюдали пост. Самым длительным был Великий. На
протяжении семи недель рекомендовалось есть только один раз в день, а по
выходным – два раза. При этом в понедельник, среду и пятницу ели холодную пищу,
в остальные дни – горячую.

Монотонность
жизни крестьян прерывалась церковными праздниками. В такие дни запрещалось
работать. Наиболее почитаемыми праздниками были Пасха и Троица. Начинались они
с богослужения в церкви. Затем все жители села собирались на братчину –
совместную трапезу членов деревенской общины, устраивавшуюся вскладчину.

Весь
мир русские крестьяне воспринимали как единую общину, главой которой был царь.
В нём люди видели опору и защиту.

Важными
обязанностями царя были молитвы за своё государство и совершение паломничества
в монастыри. Например, Иван Грозный ходил босиком в Троице-Сергиев монастырь.
Алексей Михайлович посещал всенощные – богослужения в церкви, совершаемые
накануне воскресных дней и христианских праздников.

Царь
считался помазанником Божьим, поэтому его воля воспринималась как обязательный
закон. Любая ошибка государя считалась виной его приближённых. Осуждать царя
простые люди не имели права. Он нёс ответственность за свои поступки только
перед Богом. А различные стихийные бедствия казались Божьей карой.

С
оформлением самодержавия изменились нравы и обычаи царского двора. В первую
очередь увеличилось количество людей, относящихся ко двору. Представьте, что
только охраной царя занимались две тысячи стрельцов и дворян.

По
утрам царей одевали спальники.

Стольники
занимались организацией трапезы.

Казначеи
и ключники следили за сохранностью личных вещей царя.

Великолепными
были дворцы первых Романовых. Построили летние резиденции в Измайлове и
Коломенском. Самый большой дворец находился в Кремле. Назывался он Теремной.

Одним
из главных украшений государевых дворцов были печи, выложенные изразцами –
керамической плиткой для облицовки печей и стен. Во торой
половине XVII
века появились картины, напольные часы и венецианские зеркала.

Основным
царским развлечением была псовая или соколиная охота. Выезд на охоту
сопровождался особенным церемониалом, участие в котором принимало около трёх
тысяч человек.

При
Алексее Михайловиче появился придворный театр.

Изменения
в быту коснулись и первого сословия. Дворянские и боярские дворы представляли
собой комплекс строений. Это были избы, подклети, сени, соединённые между собой
переходами.

Разнообразием
отличалось и внутренне убранство домов. В центре стояла печь, украшенная
изразцами и каменными узорами. Наиболее популярными предметами мебели были
лавки, столы и большие сундуки. Появились обитые кожей или парчой кресла.

Парча
– это ткань на шёлковой основе с золотым шитьём, имеющая сложные узоры.

На
полу в домах лежали ковры, привезённые из Персии или Крымского ханства.

В
XVII
веке из-за границы стали привозить стеклянную посуду. Наравне с драгоценными
металлами ценилось венецианское стекло.

Одежда
сохраняла традиционный покрой. Увеличился только выбор тканей. Бояре и дворяне
носили суконную и шерстяную одежду. Популярной была тафта – плотная
хлопчатобумажная или шёлковая ткань.

Представители
знати в XVII
веке стали пользоваться новым средством передвижения – каретами. Они заменили
привычные закрытые сани.

Как
и царь, дворяне и бояре проводили свободное время на пирах и охоте.

Гораздо
скромнее была жизнь горожан. В XVII
веке дома состоятельных купцов стали делить на «белые избы» и «белые горницы».
От «чёрных изб» они отличались тем, что дым из печи выводился через трубу.

Обстановка
в домах горожан была простой. Так как шкафов в то время ещё не было, одежду
хранили в сундуках. Для защиты от пожаров сундуки обивали железом.

Зажиточные
жители посада строили каменные дома. Остальные жили в простых деревянных строениях.

Крестьяне
жили в избах, топившихся по-чёрному. Из-за такого способа отопления стены домов
становились закопчёнными. Освещались крестьянские избы лучинами.

Обстановка
в домах была очень простой. Здесь можно было увидеть лавки и столы. Зимой вся
семья спала на печи – самом тёплом месте в доме.

Крестьяне
носили одежду из домотканых холстов и меха животных. На ноги обували лапти.
Зажиточные крестьяне могли позволить себе носить поршни – обувь из двух кусков
кожи, собранных вокруг щиколотки ремешком.

Редкостью
для крестьян была металлическая посуда, так как стоила она очень больших денег.
Ели крестьяне из деревянных тарелок, а готовили в глиняных горшках.

В
среднем крестьянская семья состояла из десяти человек. Её главой считался
старший из мужчин.

Вступать
в брак разрешалось не более трёх раз. Однако даже второй брак был большим
грехом, и за него в церкви налагалось наказание. Свадьбы крестьяне праздновали
поздней осенью и зимой – когда все были свободны от сельскохозяйственных работ.

Давайте
подведём итоги.

События
XVII
века в значительной мере повлияли на изменение картины мира русских людей.

Изменился
быт царя и первого сословия.

Традиции
повседневной жизни простых людей оставались прежними.

Извет — двигатель политического сыска

Мы не знаем, когда в России появился политический сыск. Самые ранние дела, дошедшие до нас, относятся к 1610-м годам. В них уже просматриваются все составляющие сыска, характерные для XVII и даже XVIII века: донос, арест, расспрос, очные ставки и пытки. Так что можно предположить, что эта система существует как минимум с XVI столетия и, возможно, успела зарекомендовать себя во время опричнины Ивана Грозного.

С середины XVII века поимкой политических преступников занимался Приказ тайных дел. В конце столетия его функции забрал Преображенский приказ. В 1710-х годах часть дел с ним разделили «майорские канцелярии» и Тайная канцелярия, которая вскоре стала ведущим органом сыска в стране. С небольшими перерывами Тайная канцелярия просуществовала до 1761 года, но вскоре «реинкарнировала» в Тайную экспедицию Екатерины II.

Эти органы выслеживали государственных изменников, предотвращали заговоры, бунты, расследовали дела о покушении на здоровье царя и царской семьи. А еще жестоко карали за оскорбление любых изображений с государевым лицом, отказ от произнесения тоста за его здоровье, описку в царском титуле и, самое главное, «непригожие речи». Так в XVII–XVIII веках называли ругань в адрес монарха, неуместные суждения о его личной жизни, политических решениях. Словом, всё, что задевало честь государя.

Читайте также

Как отобрать у обидчиков слово-оскорбление и превратить презрение в гордость

Подглядеть и подслушать за каждым было невозможно, но политическая полиция нашла выход: заставила делать это простых людей. Свидетели любого государственного преступления по закону были обязаны обратиться «куда надлежит» и «известить» об услышанном или увиденном. Соборное уложение 1649 года предусматривало жестокое наказание за недонесение, вплоть до смертной казни. Эта норма сохранилась и в XVIII веке: за умолчание об услышанных непригожих речах в 1724 году казнили новгородского попа Игнатия Иванова. Недонесение расценивалось как соучастие и одобрение действий преступника.

Первый тост — за царя!

Один из важнейших ритуалов XVII–XVIII веков — «государева чаша». Где бы ни собирались русские люди — в кабаке, на пиру, просто дома, — они были обязаны поднять чарку за здоровье государя, символизируя тем самым преданность и почтение. Пить следовало до дна и честно: в 1625 году некий Григорий Федоров донес на товарища Павла Хмелевского, что тот «про Государево многолетнее здоровье пил недостаточно честно, на землю лив». Годом позже тобольский крестьянин Савин Кляпиков заметил, что воевода пьет за государево здоровье вино, разбавленное водой, и поспешил об этом донести.

«У русских принято пить за здоровье царя либо при первом, либо при последнем тосте, и мы это здесь испытали на себе: когда не могли или не хотели больше пить, обязаны были еще выпить, так как царь всё же должен долго жить. В этом никто не смеет отказать; русским отказ стоил бы жизни или немилости царя», — писал Николас Витсен, голландский политик, посетивший Россию в 1664 году.

Дерзким преступлением считалась ругань во время произнесения тоста. В 1700 году приказчика Петра Астафьева пороли кнутом и сослали в Вологду за то, что он при питье браги за здравие Петра I сказал: «Я-де за него, Государя, Бога не молю и плюну». В 1730-м солдату Михаилу Васильеву урезали язык после грубого отказа выпить за императрицу Анну Иоанновну  вместо этого он выругался, что мать ее «грёб».

Иногда доходило до смешного: в 1761 году арестовали дьячка Рурицкого, который тост за здравие Елизаветы Петровны «запел заупокойным напевом». То же случилось с Ульяной Ульрихиной из Переславля-Рязанского то ли в шутку, то ли с пьяну она осмелилась вместо тоста запеть «Вечную память».

Оскорбление царского титула и царского указа

Личное имя монарха и его титул считались священными, поэтому любая ошибка в их произношении или написании вела в тюрьму. Эта практика известна с XVII века. В 1666 году крестьянин Ивашка Федоров в ссоре угрожал капитану полка Сергею Папину, что донесет о его «прописке» в государевом титуле:

«За прописку де твою, что ты прописался царево титло, зделою де то в Севске, что де тебе будет наказанье, <…> поскорея де здешнего я с тобою в Севске о той прописке розделаюсь».

Оскорблением монаршей особы являлось упоминание его или ее имени вообще без титула. В 1739 году одного посадского арестовали за фразу: «У нас-де много в слободе Аннов Иоанновнов». Столяр Никифор Муравьев в 1732 году выругался на бюрократическую волокиту, заявив, что пойдет «к Анне Ивановне с челобитной, она рассудит». Но не дошел: за употребление имени государыни без титула Муравьева арестовали и били плетьми.

Бывало и наоборот: титул есть, а имя не то. В 1735 году дворянин Федор Милашевич на эмоциях достал рубль с изображением Анны Иоанновны и заявил, что нет ему дороже имени, чем ея императорского величества Анны. Обвинение постановило: «К простому имени Анны применил имя Ея и.в.».

Рубль Анны Иоанновны. Источник

В эпоху правления Петра I неизвестный крестьянин угодил в Тайную канцелярию за описку — написал «Ея императорского величества» вместо «Его императорского величества». Другим преступлением была подчистка: попытка выскоблить ножом ошибку в неправильно написанном титуле.

С момента появления на бумаге титул и имя государя становились священными, а их исправление — сродни надругательству.

В 1730-х годах крестьянин Иван Латышев допустил сразу две ошибки в челобитной: вместо «всепресветлейшая» написал «всепрестлейшая», а вместо «всемилостивейшая» — «всемлстивейшая». За это его вздернули на дыбу и избили плетьми. Похожим образом в 1726 году расправились с шацким священником Василием Пихтелевым: в титуле императрицы Екатерины I «Ея императорского величества Самодержицы Всероссийской» он не дописал два последних слова.

Может быть интересно

И гибкость твоя известна многим: умение изящно оскорбить

Не только имя и титул — любой царский указ требовал уважения и почтительного обращения. Народ так не считал и регулярно их поносил: «Указ тот учинен воровски и на тот-де указ я плюю!», «Мать их гребу, мне такия пустыя указы надокучили», «Тот указ гроша не стоит и плюнуть в указ», «А к черту его государев указ!», «Указ у тебя воровской и писан у бабушки в заходе и тем указом жопу подтирать». Совет применять царский указ вместо туалетной бумаги пользовался огромной популярностью. На казака Артемия Жареного донесли, что он «письменными явками трет, а в явках-де написано государское имя».

Обращаться с царским указом следовало аккуратно: шуйский староста Постничка Кириллов угодил в Тайную канцелярию за то, что «челобитню бросил по столу, а в той-де челобитной нас, Великого государя, имя написано». В 1732 году пороли батогами (упругими дубинками) ямщика «за бросанье на землю подорожной с титлом государевым». А боярский сын Федор Усов посмел носить царскую грамоту за голенищем.

Государь — земной Бог, его лик — икона

Любое оскорбление в адрес царского герба и изображения государя, будь то портрет, гравюра или даже оттиск на монете, расценивалось как личное. В 1660 году схватили и пытали некоего Григория Плещеева, плюнувшего на парсуну Ивана Грозного. Спустя 60 лет певчего Андрея Савельева арестовали за то, что он размахивал тростью перед портретом Петра I и обращался к нему на «ты». Строжайше запрещалось продавать некрасивые картины с изображением монарха: державших у себя «средненькие» портреты штрафовали, а их создателей наказывали.

Жан-Анри Беннер, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1821

В 1719 году в Преображенский приказ доставили подьячего Никифора Постникова, посмевшего выстрелить из ружья в государев герб на крыше кабака. Спустя 20 лет пытали некую Феклу Сергееву, которая зачем-то ублажала себя монетой с портретом Анны Иоанновны. Канцелярист Бирюков угодил на допрос за угрозу «насерить» на монету с императорской персоной. В елизаветинскую эпоху камер-юнга Иван Петров обвинялся в «бросании имевшаго у него полтинника на пол и о брани оного матерно».

К деньгам в XVIII веке вообще следовало относиться аккуратно. Некий Алексеев донес на помещицу Тинкову, что та, получив несколько мешков денег с продажи хлеба (естественно, с царским портретом), «взяв один мешок, ударила об кровать и говорила: „Тфу-де, б… пропасть! Какая это тягость, где-де девались серебреные денги, что-де нынче все медныя“». Другая помещица обвинялась в том, что убила вошь, севшую на рубль с изображением Елизаветы Петровны.

Живите настоящим!

Любителям истории в XVII–XVIII веках приходилось туго. Прошлое монаршей династии, монарха, его происхождение — обсуждать эти темы означало ходить по минному полю.

Каждый правитель менял историю под себя, вымарывая из нее все неприглядные моменты. Их упоминание становилось серьезным преступлением и жестоко наказывалось.

В 1722 году в присутствии гвардейцев некий Гаврило Силин упомянул, что когда-то служил у царевича Алексея — опального сына Петра I, до смерти замученного в 1718 году за государственную измену. За это Гаврило арестовали, пытали и сослали в Сибирь. В 1733 году схватили крестьянина Маликова, который имел неосторожность рассказать товарищу анекдот о слабоумном царе Иване Алексеевиче — брате Петра I и отце правившей тогда императрицы Анны Иоанновны:

«Как Иоанн Алексеевич здравствовал и изволил ис покоев своих выйти в нужник, и в то время вор и клятвопреступник стрелецких полков пятисотенный Ивашка Банщиков завалил ею, государя, дровами, и он, Антон, услышав ево, государя, крик, прибежав ко оному нужнику вскоре, оные дрова разобрал и ево, государя, от смерти охранил».

Николай Ге, «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», 1871. Источник

Тайная канцелярия ревностно относилась к любому упоминанию о происхождении российских монархов и их образе жизни. Народ, в свою очередь, редко выбирал выражения. В 1723 году тобольский крестьянин Яков Солнышков так отзывался о Петре I, его жене Екатерине, а также о будущем Петре II, который якобы родился с зубами:

«И государь-де царь Петр Алексеевич такой же блудник, сжился с блудницею, с простою шведкою, блудным грехом, да ее-де за себя и взял и мы-де за таково государя Богу не молимся… от царевича Алексея Петровича родился царевич от шведки с зубами, непрост человек».

Об Анне Иоанновне ходили слухи, что ее настоящий отец — неизвестный немец-учитель. За это императрицу часто называли «Анютой-поганкой». О Елизавете Петровне говорили одно и то же лет сорок: «выблядок», «прижита до закона», что ей «неподлежит на царстве сидеть — она-де не природная и незаконная государыня, императора Петра Великого дочь».

Царей не выбирают

Больше любых оскорблений царскую власть нервировало самозванство во всех его проявлениях: от слухов про выживших правителей или царевичей до попыток выставить царем себя. Особенно в XVII веке, когда свежа была память о Смуте и нескончаемых Лжедмитриях, метивших на трон.

Читайте также

«Всякий по Божьей воле может стать царем»: как на Руси появилось самозванство

Как Русь сошла с ума. Нескучная история Смуты

История и философия синдрома самозванца: от царей до симулякров

В 1622 году крестьянина Парфенко Филатова арестовали за фразу: «Быть де войне великой, что Тушинской вор, который назывался царевичем Дмитрием, жив» (Тушинским вором во время Смуты называли Лжедмитрия II, осевшего в селении Тушино под Москвой). Пять лет спустя казак Демид Федоров разнообразил слух подробностями: «Царь де Дмитрий жив, объявился де он в Запорогах; и из Запорогов послал его Саадачной к королю».

В 1624 году крестьянин Ивашка Семенов известил на пушкаря Андрея Дубенца, который произнес тост «чтоб де здоров был государь князь Дмитрий Иванович всея Руси». Другой крестьянин, Игнашко Шатун, в июле того же года «говорил про тушинского вора, чтоб он был здоров». В 1614-м некий Сенька Телятников отказался пить за царя Михаила Федоровича, возразив: «Здоров б де был царь Дмитрий». В 1629 году московская девица объявила, что принадлежит не действующему царю, а царевичу Дмитрию — истинному государю Руси. Слух о добром здравии царевича Дмитрия дожил до середины XVII века.

Другим видом непригожих самозванческих речей являлось наименование себя или кого-то другого царем. Таких дел заводилось больше всего. В 1631 году колодник Ивашка Гаврилов «называл сам себя государем при всех тюремных сидельцах». В 1648-м в Туле некий Ивашко Ченовитцкой просил налить ему вина со словами: «Дай пить вина, я де государь, царь». В 1660-х боярский сын Иван Должиков извещал на казака Ивана Федорова, что тот «пел песни пьяный и назывался государем». В декабре 1683 года крестьянин Левка Суханов не стал мелочиться и объявил царской всю свою семью, за что был пытан и порот плетьми.

Читайте также

Как жили, кого обокрали и за что были убиты выдающиеся авантюристы старой России

Еще один вид самозванства — причисление себя к родственникам царя или лицам, близким к нему. В 1630-х годах стрельцы Парамонко Хохлов и Якушко Иевлев доносили на епифанского кабацкого откупщика Ивашку Перфильева, представлявшегося братом царя. Аналогичных случаев не счесть — звание государева брата было чуть ли не самым популярным в народе. В 1676 году в Ржеве несколько человек поругались, не решив, кто из них «великому государю брат».

Другие провозглашали себя царскими соседями и дорого за это платили: в 1677 году боярский сын Созонка Титов под пытками признался, что во время ссоры с зятем назвал себя соседом великому государю. Тогда же весь Серпухов говорил о загадочном мужчине в лохмотьях и с посохом, который разгуливал по городу и называл себя царским шутом. На допросе в приказной избе он продолжал настаивать на своем.

Под арест попадали даже те, кто сопоставлял отдельные части своего тела с царскими. В начале 1646 года казак Сенька Сергеев извещал на боярского сына Афанасия Степанова:

«Сидел де тот сын боярский Афанасий Степанов сын Шепелев в отца моего на беседе и у меня, Сеньки, и говорил при всей беседе, положа на стол ногу: „у меня де нога лучше государя царя великого князя Алексея Михайловича всеа России“». А курский тюремный сторож Сенька хвастался, что у него «такова ж борода, что у государя».

В XVIII веке самозванство продолжало быть тяжким государственным преступлением и рассматривалось как умысел на захват власти. Почву для него создавали слухи о подмене Петра I в Европе, волшебном спасении «изменника» царевича Алексея, побеге императора Ивана Антоновича из заточения и многом другом.

В 1715 году дворянский сын Андрей Крекшин получил 15 лет каторги только за то, что в пьяном виде назвал себя «царевичем Алексеем Петровичем». После смерти Алексея в 1718 году отождествление себя с опальным царевичем каралось еще суровее. В декабре 1725-го казнили рядового гренадерского полка Александра Семикова, который, «затеяв воровски собою называться царевичем Алексеем, и чаял, что тем ево словам поверят и уже за царевича ево примут».

Всплеск самозванства вызвало свержение Екатериной Великой Петра III в 1762 году и его таинственная смерть. Стремительно появились десятки лже-Петров разного калибра. Один самозванец паразитировал среди крестьян, которые задаром его кормили. Второй объявил себя Петром III, чтобы собрать денег на свадьбу. Другой в 1773 году поделился с приятелем планами стать выжившим императором: «А может иной дурак и поверит! Ведь-де простые люди многие прежде о ево смерти сомневались и говорили, что будто он не умер». Но самым известным Петром III оказался предводитель крестьянского восстания 1773–1775 годов Емельян Пугачев.

Пугачев под конвоем, гравюра XVIII века. Источник

Слова «царь», «государь», «император», поставленные рядом с именем любого человека, по-прежнему вызывали подозрение в самозванстве. Неясно, на что, кроме пыток в Тайной канцелярии, надеялся монах Исаак, когда писал будущей императрице Елизавете: «Наияснейшая цесаревна, я буду император в Москве, а ты, государыня цесаревна, мне женою».

В 1739 году арестовали тамбовского крестьянина, сетовавшего на беззаконие в стране: «Вот, ныне воров ловят и отводят к воеводе, а воевода их освобождает, кабы я был царь, то бы я всех воров перевешал».

Одиннадцатью годами ранее за похожую фразу пороли кнутом и сослали в Сибирь крестьянина Антона Любученникова.

Как и в XVII веке, возбранялась любая попытка провести аналогию между своим положением и статусом и царским. В 1702 году сурово наказали колодника Максима Зуева, назвавшего себя царем в споре. В 1720-х донесли на командира корабля лейтенанта Герценберга, который внушал матросу: «Здесь императора не имеетца и я-де на него плюю, а здесь я император». Дорого обошлась поручику Лукьяну Нестерову фраза «Мы вольны в своем царстве» о собственном поместье. В середине XVIII столетия такие непристойные слова официально квалифицировались как «название своего житья царством».

За всё нужно платить

Итак, изветчик составил подробный донос, указав имя и место нахождения предполагаемого преступника. Охранникам из «политической полиции» оставалось задержать его и доставить в столицу для дальнейшего следствия. Руки и ноги арестанта заковывали в кандалы или колодки, чтобы тот не сбежал — в этом случае пытки и каторга ждали самих охранников. Скрыться от Тайной канцелярии или любого другого органа политического сыска означало подвергнуть опасности свою семью: не обнаружив преступника, присланные за ним военные брали в заложники его родных.

С 1718 года главной тюрьмой, куда свозили всех политических преступников, стала Петропавловская крепость. До этого их содержали где придется: в подвалах московских и петербургских монастырей, тюремных камерах при государственных учреждениях, пыточных палатах Преображенского и других приказов. Петропавловка стала резиденцией Тайной канцелярии и при Петре носила название «город». «Оного колодника извольте посадить в город» — фраза из документа 1720 года.

Судебный процесс состоял из четырех основных частей: поочередный расспрос изветчика, обвиняемого и свидетелей, очная ставка, «расспрос у пытки» и пытка. Главной задачей доносчика на расспросе было «довести» извет, то есть убедить следователя в своей правоте.

Может быть интересно

Стеб, сарказм и тро-ло-ло: как писатели и карикатуристы шутили про политику и религию в эпоху Просвещения

Участь изветчика незавидна: если на очной ставке обвиняемый отказывался признавать свою вину и хотя бы один из свидетелей вдруг не подтверждал донос, изветчика объявляли лжецом, пытали и приговаривали к наказанию.

В 1721 году матроса Сильвестра Батова пороли кнутом и отправили на каторгу за недоведенный донос. Двумя годами ранее подьячего Петра Степанова приговорили к смертной казни за недоказанный извет на казанского архиерея, якобы оскорбившего царя.

Но обычно следователи занимали сторону изветчика. Их целью было расколоть обвиняемого, как бы тот ни «запирался». Для этого его приводили в пыточную камеру и снова допрашивали, но теперь рядом с дыбой — чтобы тот понимал, какие муки ему предстоят. Иногда в пыточной проводили очную ставку, чтобы не терять времени зря.

Причем пытка ждала обвиняемого в любом случае, даже если он сознался в содеянном еще при расспросе: по логике XVII–XVIII веков она служила высшим мерилом искренности человека, а заодно помогала выудить из него больше информации.

«По приводе в застенок в роспросе и с очных ставок… и с подлинной правды поднят был на дыбу, и пытан впервые, и с подъему, и с пытки говорил», — гласит протокол 1720-х годов. Возможно, обязательная пытка носила воспитательную функцию, «чтобы неповадно было».

Пытка состояла из нескольких частей. Сначала арестованного подвешивали на дыбе: деревянной конструкции с горизонтальной балкой наверху, через которую перекидывалась веревка с петлей. Руки преступника смыкали за спиной, просовывали в петлю, после чего несчастный поднимался в воздух. Так его и допрашивали: «А Васка Зорин с подъему сказал…», «Илюшка Константинов с другой пытки на виске говорил…», «А с подъему Степанов в роспросе сказал…», «Костка Затирахин в застенке поднимая и в петли висел, а с виски сказал…».

Если арестованный по-прежнему отказывался признавать вину или признавал, но следователям этого казалось мало, его снова поднимали на дыбу и пороли кнутом, который рассекал спину до костей. Весь в крови, с вывернутыми суставами, пытаемый сознавался в чем угодно, лишь бы прекратить мучения.

Везло не всем: за особо тяжкие политические преступления и чрезмерно дерзкие непригожие речи следовала третья пытка — огнем. «Говорил в роспросе, и с пытки, и с огня», «И Ерошка огнем зжен, а с огня говорил…», «На пытке было ему 25 ударов и зжен огнем, с огня говорил…» — протоколы сыска изобилуют такими фразами.

Источник

В России XVII–XVIII веков существовали и другие виды пыток: «вождение по спицам», пытка водой, «испанский сапог» и вбивание гвоздей под ногти (отсюда выражение «сказать всю подноготную»). Арестованные прекрасно знали, что ждет их в застенках Тайной канцелярии, поэтому иногда пытались совершить самоубийство еще на пути в тюрьму. 27 января 1699 года некий Андрюшка Сергеев «не был пытан потому, что, сидя в санях, сам себя порезал в брюхо». Другой арестованный, Стенька Москвитянин, «был для очных ставок везен из Новоспасского монастыря под караулом, порезал себе брюхо, <…> боясь розыску».

Пройдя все круги ада, обвиняемый возвращался в тюремную камеру и ожидал приговора. Наказание зависело от масштабов оскорбления, которое он нанес императору или императрице. За обычный мат, сказанный «с пьяну» или «с проста», чаще всего секли батогами или плетьми и отпускали: «Кнутом плутов посекаем, да на волю выпускаем».

Если же в непристойных речах усматривался намек на государственную измену, угроза в адрес государя, негативная оценка его личности или политики, тяжесть наказания возрастала — обвиняемого били кнутом, урезали ему язык или выдирали ноздри и ссылали на каторгу. В худшем случае дело доходило до смертной казни. В XVIII веке существовало шесть основных видов: отсечение головы, колесование, четвертование, повешение, сожжение (в основном применялось в преступлениях по делам веры) и посажение на кол.

XIX век — долгожданная оттепель?

Послабления в наказаниях для «политических» появились еще при Екатерине II. К смертной казни стали приговаривать только за тяжкие государственные преступления, а Тайной экспедиции рекомендовалось отказаться от свирепых средневековых пыток, «всегда затемняющих истину». Но официально императрица пытки так и не отменила, поэтому можно говорить лишь о снижении количества дел с их применением.

Оскорбляющие царское величество слова и письма оставались строго наказуемым преступлением, но уменьшалось их видовое разнообразие: со второй половины XVIII века пустяковых дел, например о неуважительном отношении к монетам с профилем царских особ и нежелании пить за государя, заводилось всё меньше.

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года устное или письменное оскорбление царского величества и его семьи каралось минимум тюремным заключением, а максимум — каторгой на 8–12 лет.

Уголовное уложение 1903 года не внесло в этот закон никаких принципиальных изменений, но появились смягчающие обстоятельства: если оскорбление было совершено «без цели возбудить неуважение» или «в состоянии опьянения».

На деле большинство людей, задержанных за оскорбление Николая II или членов его семьи, отпускали после кратковременного ареста. До 80% из них составляли крестьяне, не представлявшие для короны никакой опасности. Их высказывания редко носили серьезный антимонархический характер. Обычно крестьян подставляла привычка через слово материться — каждое предложение с упоминанием государя сопровождалось трехэтажной бранью и формально подпадало под статью.


Что почитать:

  • П. В. Лукин, «Народные представления о государственной власти в России XVII века»
    Монография доктора исторических наук Павла Лукина полностью посвящена непригожим речам и старообрядческим сочинениям XVII века. Проанализировав большое количество источников, автор делает вывод, можно ли утверждать падение авторитета царской власти в указанное время.
  • Е. А. Анисимов, «Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке»
    Историк Евгений Анисимов досконально изучил XVIII век, сделав упор на практическую сторону вопроса: в 720-страничном труде прослеживается весь процесс политического сыска, от доноса до освобождения из ссылки. В статье говорится о том же, но в сжатом виде. Хотите углубить знания? Тогда эта книга вам подойдет.
  • Б. И. Колоницкий, «„Трагическая эротика“: образы императорской семьи в годы Первой мировой войны»
    Работа Бориса Колоницкого не пересекается с темой статьи, но всё равно очень интересна как дополнение. В ней — о слухах, сплетнях и просто ругани в адрес императорской семьи в годы Первой мировой войны. Историк анализирует, как успехи и провалы русской армии влияли на восприятие обществом царской власти. Так, Николай II из «державного вождя» превращался в «дурака и тряпку», а императрица Александра Федоровна — в «неверную жену» и немку-предательницу.

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII веке Задание 1 Вопрос: Выберите верные утверждения о русском царе. Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) Нёс ответственность за свои поступки только перед Богом 2) Воля царя воспринималась как обязательный закон 3) Считался помазанником Божьим 4) Люди могли открыто осуждать царя 5) Любая ошибка государя считалась виной его приближённых Задание 2 Вопрос: Укажите истинность или ложность утверждений о мировоззрении русских людей в XVII веке. Укажите истинность или ложность вариантов ответа: __ Рост контактов с европейскими и азиатскими государствами помог изучению политического и повседневного опыта других людей __ После Смуты стали больше цениться стабильность и порядок в государстве __ Люди больше не чувствовали своей принадлежности к огромной единой стране __ Изменение церковного ритуала после раскола в Русской православной церкви поколебало веру большинства населения России Задание 3 Вопрос: Как называется керамическая плитка для облицовки печей и стен? Составьте слово из букв: ИЗЗЦАРЫ -> __________________________________________ Задание 4 Вопрос: При каком царе в России появился придворный театр? Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Борис Годунов 2) Михаил Фёдорович 3) Пётр I 4) Алексей Михайлович 5) Фёдор Иванович Задание 5 Вопрос: Соотнесите представителей царского двора и их обязанности. Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа: 1) Спальники 2) Стольники 3) Ключники 1. Одевали по утрам царя 2. Занимались организацией трапезы 3. Следили за сохранностью личных вещей царя Задание 6 Вопрос: Где находится царский дворец, изображённый на рисунке? Изображение: Выберите один из 5 вариантов ответа: 1) Серпухов 2) Коломенское 3) Воробьёво 4) Измайлово 5) Москва Задание 7 Вопрос: Как называется самый длительный пост? Запишите ответ: __________________________________________ Задание 8 Вопрос: Как называлась совместная трапеза членов деревенской общины, устраивавшаяся вскладчину? Запишите ответ: __________________________________________

Ответа на этот вопрос пока нет. Попробуйте найти его через форму поиска.

Похожие вопросы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Любовь комедия ошибок
  • Лучший считыватель ошибок
  • Люди которые поправляют ошибки
  • Люди совершают ошибки это нормально песня
  • Льет проливной дождь лексическая ошибка