Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
Сайты, меню, вход, новости
Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ на спину
знаменитые ПРОФЕССОРА
в БОКУ
КРАСИВЕЙШИЙ рисунок
СМОТРЯ вперёд
Спрятать пояснение
Пояснение.
Неверно: ляжь на спину. Корректно: ляг на спину. Это повелительное наклонение, что делай.
Но: я лёг, он лёг, она легла.
Слово «ложись» не может быть верным, оно другого вида.
Ответ: ляг.
Гость 27.01.2015 01:56
А форма лягте будет корректна?
Татьяна Юдина
Для множественного числа— да. Но у нас ведь единственное.
Гость 09.02.2015 19:49
Почему не смотрел вперед, а смотря вперед?
Татьяна Юдина
Потому что «смотря»—это нормальное деепричастие.
Даниил Заботин 12.05.2018 13:26
А можно написать «ложись»
Тема .
№7. Морфологические нормы
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Подтемы раздела
№7. морфологические нормы
.01Авторские 2022
.02Авторские 2023
.03Цыбулько-2022
.04№7. Банк ФИПИ
.05№7. Цыбулько прошлых лет
Решаем задачу:
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГ на спину
нет вкусных ОЛАДИЙ
боль в БОКУ
ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ факт
пять АБЗАЦЕЙ
(Взято из сборника Цыбулько-2022)
Показать ответ и решение
ЛЯГ на спину – верно; нормативным вариантом повелительного наклонения от глагола «лечь» будет «ляг(-те)»; форма «ляжь(-те)» является ошибочной; запомнить
нет вкусных ОЛАДИЙ – верно; «оладья» – существительное женского рода на -ья, подчиняется общему правилу и имеет в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание (-ий на конце не является окончанием); запомнить
боль в БОКУ – верно; слово «бок» в предложном падеже в сочетании с предлогом «В» употребляется с окончанием -у
ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ факт – верно; простая превосходная степень прилагательного образуется с помощью прибавления к основе исходного слова суффиксов -ейш-/-айш
пять АБЗАЦЕЙ – неверно; существительные, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на твердый согласный (кроме Ж и Ш), чаще всего во множественном числе имеют окончание -ов/-ев (-ёв); запомнить
1. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Ответ: обгрызенное
2. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Ответ: выздоровеет
3. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
богатейший ВЫБОР
пять КОЧЕРЁГ
Ответ: шкафу
4. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Ответ: туфель
5. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Ответ: падежей
6. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма
в ОБЕИХ руках
ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
уважаемые ДИРЕКТОРА
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
Ответ: их
7. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
товары ДЕШЕВЛЕ
об АЭРОПОРТЕ
по ИХ указанию
ЕДЬ побыстрее
уважаемые ДИРЕКТОРА
Ответ: поезжай
8. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
ЕДЬ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
новых ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: поезжай
9. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много ОБЛАКОВ
пара БОТИНОК
хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ
ПОЕЗЖАЙ к бабушке
с ДВУМЯСТАМИ бойцами
Ответ: проповедует
10. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ к маме
свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров
несколько ЯБЛОК
ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб
новых ДЖИНСОВ
Ответ: обгрызенный
11. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году
ЖГЁТ костер
пачка МАКАРОН
фильм ИНТЕРЕСНЕЕ
сладких ПОМИДОРОВ
Ответ: жжёт|жжет
12. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ
ИХНЕЙ работой
в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут
дамских ТУФЕЛЬ
пять ГРАММОВ
Ответ: их
13. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОЧИТАЯ рассказ
менее ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
ПОЕЗЖАЙ домой
ИХ успехи
Ответ: прочитав|прочтя
14. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ДВЕ ТЫСЯЧИ двадцать втором году
старые ПРОПУСКА на предприятие
совсем ОЗЯБ
несколько пар ТУФЛЕЙ
согласно ГРАФИКУ
Ответ: туфель
15. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не ПРОРОНЯЯ (слов)
в БОКУ
знаменитые ПРОФЕССОРА
благодаря РЕШЕНИЮ
ИХ успех
Ответ: проронив
16. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
ОДЕНЬТЕСЬ теплее
ВЫСОХЛА шапка
спелых АБРИКОСОВ
две пары ЧУЛОК
Ответ: пятьюдесятью
17. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
конфликт БОЛЕЕ ГЛУБОЧАЙШИЙ
ЛЯГТЕ на пол
опытные ШОФЁРЫ
в ТРЕХСТАХ метрах
пара БОТИНОК
Ответ: болееглубокий
18. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛАЖУ по крышам
часовые ПОЯСА
с СЕМЬЮСТАМИ метрами
РАЗОЖГЁТ костёр
несколько ГРАММОВ
Ответ: разожжёт
19. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
среди известных ГРУЗИН
ЛЯГТЕ на диван
ИХ дети
пять БЛЮДЦЕВ
больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей
Ответ: блюдец
20. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ИХ тетради
из ПОЛТОРА метров материи
самый МОЛОДОЙ
двух пар БОТИНОК
Ответ: полутора
21. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями
ПОЛОЩУЩИЙ бельё
много ВИШЕН
БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть
опытные ТРЕНЕРЫ
Ответ: болеевысоко|выше
22. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДВУХСТАМИ предметами
килограмм ПОМИДОРОВ
СЕРЬЁЗНЕЙШЕЕ замечание
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
ИХ успехи
Ответ: двумястами
23. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СМОТРЕВ вперёд
лучшие ПАРИКМАХЕРЫ
о ТРЁХСТАХ участниках
около двух КИЛОГРАММОВ
все ВОЗРАСТЫ
Ответ: смотря|посмотрев
24. Задание 6 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
по ИХ желанию
в ДВУХ ТЫСЯЧ пятом году
КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ПРОПОЛОЩИ бельё
пара БОТИНОК
Ответ: дветысячи
25. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице
эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ
несколько МАНДАРИНОВ
хорошие ДОКТОРА
СМОТРЯ вперёд
Ответ: болеехорошая|лучше
26. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ
в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут
ИХНЕЙ работой
дамских ТУФЕЛЬ
старых ДЖИНСОВ
Ответ: их
27. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о ПОЛУТОРА часах
пришел БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами
две пары БОТИНОК
пять КОЧЕРЁГ
Ответ: болеепоздно|позднее|позже
28. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОВЕСЕЛЕЕ
ряд КРИТЕРИЕВ
не ПРОРОНЯЯ слов
ОБОИХ студентов
согласно ТАРИФУ
Ответ: проронив
29. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОПРОБОВАЕМ
килограмм ЯБЛОК
пара ПОЛОТЕНЕЦ
НАИСЛОЖНЕЙШИЙ
ИХ труд
Ответ: попробуем
30. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ВАФЕЛЬ
ПОЧЕРК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
БОЛЕЕ РЕЗКОЕ движение
ДЛИНЬШЕ
Ответ: длиннее
31. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
пусть ПОПРОБУЕТ
спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева
НАИБОЛЬШЕ
Ответ: наиболее
32. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
все ВОЗРАСТА
косвенных ПАДЕЖЕЙ
здоровые ДЁСНЫ
милых БАРЫШЕНЬ
Ответ: возрасты
33. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
современных КУХОНЬ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками
все ДИРЕКТОРА гимназий
КРАТЧАЙШИЙ путь
дерево БОЛЕЕ ВЫШЕ
Ответ: болеевысокое
34. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на коврик
пара ВАРЕЖКОВ
в ШКАФУ
к ТРЁМСТАМ сорока четырём избирателям
все ВОЗРАСТЫ
Ответ: варежек
35. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом
модных СЕРЕГ
Ответ: восьмисот
36. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
несколько СОТЕН
Ответ: пятисот
37. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на спину
почётные ТИТУЛЫ
ПЯТЬЮСТАМИ тридцатью тремя метрами
торт МЕНЕЕ СЛАЩЕ
НАСМЕХАТЬСЯ
Ответ: менеесладкий
38. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИ на полку
несколько ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
сладких ВИШНЕЙ
ОБГРЫЗЕННЫХ яблок
Ответ: вишен
39. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
РАЗЪЕХАЙТЕСЬ
почти в СТА странах
банка САРДИН
пару БОТИНОК
ИХ успехи
Ответ: разъезжайтесь
40. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЛИННЕЕ
ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее
ЗАМОРОЗКОВ
на ОБОИХ берегах
старых БАСНЕЙ
Ответ: басен
41. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
полки для КУХОНЬ
КРАСИВЕЕ дочери
мощные КОМПЬЮТЕРА
в ТЫСЯЧА девятисотом году
НОВЫЙ шампунь
Ответ: компьютеры
42. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять КИЛОГРАММОВ риса
ЛЯЖЬТЕ
свыше СЕМИСОТ пятидесяти тысяч
дальние ДЕРЕВНИ
все ВОЗРАСТЫ
Ответ: лягте
43. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вместе с ДЕТЬМИ
много ЯБЛОКОВ
искомый ОТВЕТ
НАИЛУЧШИХ снимков
ТОНКИЙ тюль
Ответ: яблок
44. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара НОСКОВ
ЛЯГТЕ на спину
ТРЕМЯСТАМИ дисками
БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ поступил
летних КАНИКУЛ
Ответ: болеечестно|честнее
45. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
гора АПЕЛЬСИНОВ
НАИБОЛЕЕ уместно
ИХНИЕ дела
ПОПРОБУЕТ торт
все ВОЗРАСТЫ
Ответ: их
46. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ПЯТИСОТ фотографий
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ
брат БОЛЕЕ УМНЕЕ
Ответ: болееумный|умнее
47. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ на спину
знаменитые ПРОФЕССОРА
в БОКУ
КРАСИВЕЙШИЙ рисунок
СМОТРЯ вперёд
Ответ: ляг
48. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
около ТРИСТА фотографий
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
пара НОСКОВ
наиболее УМЕСТНЫЙ
греческих БОГИНЬ
Ответ: трёхсот
49. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
КРАСИВШЕ
ДВЕ седьмых
много ВИШЕН
ПОСАДИ дерево
пара БОТИНОК
Ответ: красивее
50. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
килограмм ПОМИДОРОВ
ЕХАЙ вперёд
в ДВЕ ТЫСЯЧИ пятом году
Ответ: поезжай
51. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
триста КИЛОГРАММОВ
без ПОГОНОВ
ПОЕЗЖАЙТЕ осторожно
ДИРЕКТОРА школ
несколько ГРАММОВ
Ответ: погон
52. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
менее ПОЛЕЗНО
поезжай в Москву
несколько ГРАММОВ
СЕМЯСТАМИ монетами
две пары САПОГ
Ответ: СЕМЬЮСТАМИ
53. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара шерстяных НОСКОВ
БОЛЕЕ ПРОСТО
ПОЕЗЖАЙ к лесу
с ШЕСТИСТАМИ рублями
НАДЕТЬ перчатки
Ответ: шестьюстами
54. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ПЯТИСТАХ метрах отсюда
варка МАКАРОН
ЗАЖЖЁТСЯ огонь
песни ЦЫГАНЕЙ
без ПОГОН
Ответ: цыган
55. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДИРЕКТОРА предприятий
в ДВЕ тысячи десятом году
ЗАЖЖЁТ фейерверк
взвод СОЛДАТОВ
триста КИЛОГРАММОВ
Ответ: солдат
56. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СОБОЛИЙ воротник
нет ВИШЕН
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ сотрудниками
ответить БОЛЕЕ ТОЧНЕЕ
ЗАЕЗЖАЙ завтра
Ответ: болееточно|точнее
57. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
свежих МАНДАРИНОВ
ПОЕЗЖАЙТЕ за продуктами
наиболее ВЫГОДНО
ДВУХСТАМИ рублями
несколько ГРАММОВ
Ответ: двумястами
58. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пакет ПОМИДОРОВ
опытные ДОКТОРА
килограмм СОСИСЕК
в ИХ отчёте
выглядеть МОЛОЖЕ
Ответ: сосисок
59. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ТРЕМЯСТАМИ новобранцами
жареные ТЕТЕРЕВА
СЛОВИТЬ кошку
ЛЯГТЕ на кушетку
без ПОГОН
Ответ: поймать
60. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
сделать БОЛЕЕ ПРОСТО
пара ЧУЛКОВ
ПОЛОЖИ на полку
к ШЕСТИДЕСЯТИ семи годам
ПОЛОЩЕТ рот
Ответ: чулок
61. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ копейками
ИХ коллеги
КЛАДИ на место
более ПЯТИСТА метров
стирка ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: пятисот
62. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о ПЯТИСТАХ сорока рублях
копчёные ОКОРОКИ
ПОЕЗЖАЙ домой
МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНО
ВЫКЛАДЫВАЙ
Ответ: окорока
63. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ДЖИНСОВ
более СВЕТЛЫЙ
ЗАПРЕТЯЩИЙ игры
более ПОЛУТОРАСТА зрителей
около трех АРШИН
Ответ: запрещающий|запретивший
64. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
домашняя ТУФЛЯ
по ПРИЕЗДЕ в город
ПОКЛАДИ на стол
ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ годами
без ПОГОН
Ответ: положи
65. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слов (-а). Исправьте ошибку и запишите слово (-а) правильно.
восемь ТОНН
с ПОЛУТОРА метров
мебель для КУХНЕЙ
БОЛЕЕ ДОЛГО
тридцать ГРАММОВ
Ответ: кухонь
66. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ТРЁХСТАМИ килограммами
пара ЧУЛОК
самый НАДЁЖНЫЙ
МЕНЕЕ ЗНАЧИМЫЙ
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: тремястами
67. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ(на пол)
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТЬЮСТАМИ учениками
поделить НАПОПОЛАМ
Ответ: пополам
68. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ДВУХ ТЫСЯЧИ первого года
СМЕЛЕЕ всех
ЖАЖДЕТ славы
СЛАЩЕ мёда
ПОЛОЖИ на полку
Ответ: дветысячи
69. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СОТРЁТ с ДОСКИ
дорогим ШАМПУНЕМ
в ТРЁХСТАХ метрах
пара САПОГОВ
КРАСИВЕЕ
Ответ: сапог
70. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЗАЖГЁМ огоньки
ПОМАШИТЕ отъезжающим
петь ещё ЗВОНЧЕ
все ИНЖЕНЕРЫ
ИХ заботы
Ответ: зажжём
71. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
уборка ЯСЛЕЙ
НАИБОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ словами
ПОЛОЩЕТ бельё
ПОДЧЕРК
Ответ: почерк
72. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
о ПОЛУТОР А часах
прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами
две пары БОТИНОК
несколько ЯБЛОНЬ
Ответ: болеепоздно|позднее
73. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОВЕСЕЛЕЕ
ряд КРИТЕРИЕВ
не ПРОРОНЯЯ слов
ОБОИХ студентов
ИХ труды
Ответ: проронив
74. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
рота СОЛДАТОВ
несколько АБРИКОСОВ
ЛУЧШИЙ ответ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
нет ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: солдат
75. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вместе с ДЕТЬМИ
много ЯБЛОКОВ
ИСКОМЫЙ ответ
НАИЛУЧШИХ снимков
БОЛЕЕ КРАСИВЫЙ
Ответ: яблок
76. Задание 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
иностранные ПАСПОРТА
ТРЁХСТАМ жителям
насквозь ПРОМОК
ПОЕЗЖАЙТЕ на юг
ОДЕНЬ ребёнка
Ответ: трёмстам|тремстам
Вопрос задан 16.05.2023 в 16:41.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Васютинский Николай.
ляжь на спину знаменитые профессора в боку красивейший рисунок смотря вперёд исправьте ошибку и запи
шите слово правильно
Ответы на вопрос
Отвечает Петрова Анастасия.
Ответ:
Ляг на спину.
Знаменитые профессора.
С боку красивейший рисунок.
Отвечает Прохорова Алена.
«Лежа на спине, знаменитые профессора смотрят вперед, в боку прекраснейший рисунок.»
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 2
Последние заданные вопросы в категории Русский язык
Ответов: 1
Ответов: 2
Ответов: 2
Ответов: 1
Ответов: 2
Русский язык — единый государственный экзамен — готовимся к итоговой аттестации — С. В. Драбкина 2019
Формулировка задания: в одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ быстрее
нет новых ДЖИНСОВ
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВО
мощные КОМПЬЮТЕРА
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТИСОТОМ году
Правильный ответ: компьютеры
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: типичные ошибки, которые НЕЛЬЗЯ допускать при образовании грамматических форм разных частей речи:
ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа имён существительных;
СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных;
ПАДЕЖНЫХ ФОРМ имён числительных;
СОБИРАТЕЛЬНЫХ имён числительных; числительных ОБА, ОБЕ;
ЛИЧНЫХ местоимений;
ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКОНЕНИЯ некоторых глаголов;
ЛИЧНЫХ ФОРМ глаголов;
ВОЗВРАТНЫХ ФОРМ глагола с суффиксом -СЯ;
форм ПРОШЕДЕГО ВРЕМЕНИ некоторых глаголов с суффиксом -НУ-;
ПРИЧАСТИЙ и ДЕЕПРИЧАСТИЙ.
1. Нормативное образование ИМЕНИТЕЛЬНОГО и РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Образование падежных форм имён существительных вызывает наибольшее затруднение у сдающих ЕГЭ. Это связано с тем, что нет каких-либо строго определённых правил для запоминания окончаний имён существительных в И. п. и Р. п. множественного числа.
1.1. Нормативное образование форм ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Список слов с нормативным окончанием -Ы (-И) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа |
Именительный падеж множественного числа |
БУХГАЛТЕР |
БУХГАЛТЕРЫ |
ВОЗРАСТ |
ВОЗРАСТЫ |
ВЫГОВОР |
ВЫГОВОРЫ |
ГРИФЕЛЬ |
ГРИФЕЛИ |
ДИСПЕТЧЕР |
ДИСПЕТЧЕРЫ |
ДОГОВОР |
ДОГОВОРЫ |
ДРАЙВЕР |
ДРАЙВЕРЫ |
ИНЖЕНЕР |
ИНЖЕНЕРЫ |
ИНСТРУКТОР |
ИНСТРУКТОРЫ |
ИНСПЕКТОР |
ИНСПЕКТОРЫ |
КОМПРЕССОР |
КОМПРЕССОРЫ |
КОНСТРУКТОР |
КОНСТРУКТОРЫ |
КОНТЕЙНЕР |
КОНТЕЙНЕРЫ |
КОРРЕКТОР |
КОРРЕКТОРЫ |
ЛЕКАРЬ |
ЛЕКАРИ |
МЕСЯЦ |
МЕСЯЦЫ |
ПЛЕЕР |
ПЛЕЕРЫ |
ПОЛИС |
ПОЛИСЫ |
ПОРТ |
ПОРТЫ |
ПОЧЕРК |
ПОЧЕРКИ |
ПРОЖЕКТОР |
ПРОЖЕКТОРЫ |
ПУДЕЛЬ |
ПУДЕЛИ |
РЕДАКТОР |
РЕДАКТОРЫ |
РЕКТОР |
РЕКТОРЫ |
СВИТЕР |
СВИТЕРЫ |
СКЛАД |
СКЛАДЫ |
СЛЕСАРЬ |
СЛЕСАРИ |
СЛОГ |
СЛОГИ |
СНАЙПЕР |
СНАЙПЕРЫ |
СТОЛЯР |
СТОЛЯРЫ |
ТАБЕЛЬ |
ТАБЕЛИ |
ТОКАРЬ |
ТОКАРИ |
ТОРТ |
ТОРТЫ |
ТРАКТОР |
ТРАКТОРЫ |
ТРЕНЕР |
ТРЕНЕРЫ |
ФЛИГЕЛЬ |
ФЛИГЕЛИ |
ФРОНТ |
ФРОНТЫ |
ШОФЁР |
ШОФЁРЫ |
2. Список слов с нормативным окончанием -А (-Я) в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже МНОЖЕСТВЕННОГО числа:
Именительный падеж единственного числа |
Именительный падеж множественного числа |
АДРЕС |
АДРЕСА |
ВЕКСЕЛЬ |
ВЕКСЕЛЯ |
ВОРОХ |
ВОРОХА |
ДИРЕКТОР |
ДИРЕКТОРА |
ДОКТОР |
ДОКТОРА |
КАТЕР |
КАТЕРА |
КИТЕЛЬ |
КИТЕЛЯ |
КОЛОКОЛ |
КОЛОКОЛА |
КУЗОВ |
КУЗОВА |
КУПОЛ |
КУПОЛА |
КУЧЕР |
КУЧЕРА |
ОКОРОК |
ОКОРОКА |
ОКРУГ |
ОКРУГА |
ОРДЕР (письменное распоряжение) |
ОРДЕРА |
ПАСПОРТ |
ПАСПОРТА |
ПОВАР |
ПОВАРА |
ПОГРЕБ |
ПОГРЕБА |
ПРОФЕССОР |
ПРОФЕССОРА |
ПОЯС |
ПОЯСА |
СОРТ |
СОРТА |
СТОГ |
СТОГА |
СТОРОЖ |
СТОРОЖА |
ТЕНОР |
ТЕНОРА |
ТЕРЕМ |
ТЕРЕМА |
ТОПОЛЬ |
ТОПОЛЯ |
ФЕЛЬДШЕР |
ФЕЛЬДШЕРА |
ФЛЮГЕР |
ФЛЮГЕРА |
ХУТОР |
ХУТОРА |
ШТАБЕЛЬ |
ШТАБЕЛЯ |
ШТЕМПЕЛЬ |
ШТЕМПЕЛЯ |
ЯКОРЬ |
ЯКОРЯ |
Примечание:
1) Необходимо запомнить следующие формы:
КОРПУСЫ (туловища) — КОРПУСА (здания)
ЛАГЕРИ (политические группировки) — ЛАГЕРЯ (туристические)
МУЖИ (государственные) — МУЖЬЯ (в семьях)
ЗУБЫ (у человека, животных) — ЗУБЬЯ (у пилы)
ПРОПУСКИ (пробелы) — ПРОПУСКА (документы)
ОРДЕНЫ (рыцарские, монашеские) — ОРДЕНА (награды)
ОБРАЗЫ (художественные) — ОБРАЗА (иконы)
ТОНЫ (звуки) — ТОНА (оттенки цвета)
ХЛЕБЫ (пищевые продукты) — ХЛЕБА (злаки)
ДНО — ДОНЬЯ
КУРИЦА — КУРЫ
ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ
РЕБЕНОК — ДЕТИ
ПОЛЕНО — ПОЛЕНЬЯ
СУДНО — СУДА
2) Имя существительное НЕДРА (земли) употребляется только во множественном числе и с окончанием -А в именительном падеже.
3) Следующие рифмовки помогают запомнить нормативное образование формы именительного числа множественного числа ряда существительных:
Знает наша детвора: Провели переговоры —
В вузе есть профессорА! Заключили договоры.
1.2. Нормативное образование форм РОДИТЕЛЬНОГО падежа МНОЖЕСТВЕННОГО числа некоторых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
АБРИКОСЫ |
АБРИКОСОВ |
АНАНАСЫ |
АНАНАСОВ |
АПЕЛЬСИНЫ |
АПЕЛЬСИНОВ |
БАКЛАЖАНЫ |
БАКЛАЖАНОВ |
БАНАНЫ |
БАНАНОВ |
ГРАНАТЫ |
ГРАНАТОВ |
ЛИМОНЫ |
ЛИМОНОВ |
МАНДАРИНЫ |
МАНДАРИНОВ |
ПАТИССОНЫ |
ПАТИССОНОВ |
ПОМИДОРЫ |
ПОМИДОРОВ |
ТОМАТЫ |
ТОМАТОВ |
НО:
ДЫНИ |
ДЫНЬ |
сливы |
СЛИВ |
ЯБЛОКИ |
ЯБЛОК |
2. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
БАХИЛЫ (обувь) |
БАХИЛ |
БОТИНКИ |
БОТИНОК |
БУТСЫ |
БУТС |
БРЮКИ |
БРЮК |
ВАЛЕНКИ |
ВАЛЕНОК |
ГЕТРЫ |
ГЕТР |
КАЛЬСОНЫ |
КАЛЬСОН |
КАСТАНЬЕТЫ |
КАСТАНЬЕТ |
КРОССОВКИ |
КРОССОВОК |
МОКАСИНЫ |
МОКАСИН |
ПАНТАЛОНЫ |
ПАНТАЛОН |
ПОГОНЫ |
ПОГОН |
САПОГИ |
САПОГ |
ТАПКИ |
ТАПОК |
ТУФЛИ |
ТУФЕЛЬ |
ЧУЛКИ |
ЧУЛОК |
ШАРОВАРЫ |
ШАРОВАР |
ШОРТЫ |
ШОРТ |
ЭПОЛЕТЫ |
ЭПОЛЕТ |
НО:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
БРИДЖИ |
БРИДЖЕЙ |
ГОЛЬФЫ |
ГОЛЬФОВ |
ДЖИНСЫ |
ДЖИНСОВ |
КЛИПСЫ |
КЛИПСОВ |
ЛАМПАСЫ |
ЛАМПАСОВ |
НОСКИ |
НОСКОВ |
РЕЛЬСЫ |
РЕЛЬСОВ |
Примечание:
Запомнить правильное образование формы родительного падежа множественного числа имён существительных НОСКИ и ЧУЛКИ позволяет следующий мнемоприём — приём облегчённого запоминания:
1) НОСКИ короткие, но в родительном падеже множественного числа мы используем длинное слово НОСКОВ;
2) ЧУЛКИ длинные, но в родительном падеже множественного числа мы используем короткое слово (с нулевым окончание) ЧУЛОК.
Иначе говоря, чем короче, тем длиннее, то есть чем короче предмет, тем длиннее слово: пара НОСКОВ — пара ЧУЛОК.
Если вы сомневаетесь, как правильно образовать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных НОСКИ, ЧУЛКИ, то запомните следующее четверостишье:
Я оставил ей в залог
Пару модненьких чулок
И уехал сразу в Псков
С ящиком цветных носкОВ.
3. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
АРМЯНЕ |
АРМЯН |
БАШКИРЫ |
БАШКИР |
БОЛГАРЫ |
БОЛГАР |
БУРЯТЫ |
БУРЯТ |
ГРУЗИНЫ |
ГРУЗИН |
ЛЕЗГИНЫ |
ЛЕЗГИН |
ОСЕТИНЫ |
ОСЕТИН |
РУМЫНЫ |
РУМЫН |
ТАТАРЫ |
ТАТАР |
ТУРКИ |
ТУРОК |
ТУРКМЕНЫ |
ТУРКМЕН |
ЦЫГАНЕ |
ЦЫГАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
МОНГОЛЫ |
МОНГОЛОВ |
ТАДЖИКИ |
ТАДЖИКОВ |
ХОРВАТЫ |
ХОРВАТОВ |
ЯКУТЫ |
ЯКУТОВ |
4. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЦЕ, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
Именительный падеж единственного числа (-ЦЕ) |
Родительный падеж множественного числа (-ЕЦ) |
БЛЮДЦЕ |
БЛЮДЕЦ |
ЗЕРКАЛЬЦЕ |
ЗЕРКАЛЕЦ |
КОПЫТЦЕ |
КОПЫТЕЦ |
ОДЕЯЛЬЦЕ |
ОДЕЯЛЕЦ |
ПОЛОТЕНЦЕ |
ПОЛОТЕНЕЦ |
СЕРДЦЕ |
СЕРДЕЦ |
ЩУПАЛЬЦЕ |
ЩУПАЛЕЦ |
НО в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание -ЕВ:
Именительный падеж единственного числа |
Родительный падеж множественного числа |
БОЛОТЦЕ |
БОЛОТЦЕВ |
ДЕРЕВЦЕ |
ДЕРЕВЦЕВ |
ОКОНЦЕ |
ОКОНЦЕВ |
5. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
ГАРДЕМАРИНЫ |
ГАРДЕМАРИН |
ГРЕНАДЕРЫ |
ГРЕНАДЕР |
ГУСАРЫ |
ГУСАР |
ДРАГУНЫ |
ДРАГУН |
КАДЕТЫ (воспитанники военного заведения) |
КАДЕТ |
ПАРТИЗАНЫ |
ПАРТИЗАН |
СОЛДАТЫ |
СОЛДАТ |
УЛАНЫ |
УЛАН |
НО:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
САПЕРЫ |
САПЕРОВ |
6. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЕ без ударения, и женского рода на -ЬЯ без ударения, имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ИЙ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЕ; -ЬЯ без ударения) |
Родительный падеж множественного числа (-ИЙ) |
БЕГУНЬЯ |
БЕГУНИЙ |
ГНЕЗДОВЬЕ |
ГНЕЗДОВИЙ |
ЗАПЯСТЬЕ |
ЗАПЯСТИЙ |
КУШАНЬЕ |
КУШАНИЙ |
НАДГРОБЬЕ |
НАДГРОБИЙ |
ОЖЕРЕЛЬЕ |
ОЖЕРЕЛИЙ |
ОЛАДЬЯ |
ОЛАДИЙ |
ОТРОДЬЕ |
ОТРОДИЙ |
ПЕЧЕНЬЕ |
ПЕЧЕНИЙ |
ПЛЯСУНЬЯ |
ПЛЯСУНИЙ |
ПОБЕРЕЖЬЕ |
ПОБЕРЕЖИЙ |
ПОВЕРЬЕ |
ПОВЕРИЙ |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ |
ПОДЗЕМЕЛИЙ |
СИДЕНЬЕ |
СИДЕНИЙ |
СОЛЕНЬЕ |
СОЛЕНИЙ |
УВЕЧЬЕ |
УВЕЧИЙ |
УЩЕЛЬЕ |
УЩЕЛИЙ |
НО:
Именительный падеж |
Родительный падеж множественного числа |
ВЕРХОВЬЕ |
ВЕРХОВЬЕВ |
КОРЕНЬЯ |
КОРЕНЬЕВ |
ЛОХМОТЬЯ |
ЛОХМОТЬЕВ |
НИЗОВЬЕ |
НИЗОВЬЕВ |
ПЛАТЬЕ |
ПЛАТЬЕВ |
ПОДМАСТЕРЬЕ |
ПОДМАСТЕРЬЕВ |
УГОДЬЯ |
УГОДЬЕВ |
УСТЬЕ |
УСТЬЕВ |
ХЛОПЬЯ |
ХЛОПЬЕВ |
7. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на -ЬЁ, а также женского и общего рода на -ЬЯ под ударением, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ЕЙ:
Именительный падеж единственного числа (-ЬЁ; -ЬЯ под ударением) |
Родительный падеж множественного числа (-ЕЙ) |
РУЖЬЁ |
РУЖЕЙ |
ЛАДЬЯ |
ЛАДЕЙ |
НО:
Именительный падеж единственного числа |
Родительный падеж множественного числа |
КОПЬЁ |
КОПИЙ |
8. Имена существительные, обозначающие название единиц измерения и обычно употребляющиеся с именами числительными, в родительном падеже множественного числа чаще всего имеют нулевое окончание:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
АМПЕРЫ |
АМПЕР |
АРШИНЫ |
АРШИН |
БАЙТЫ |
БАЙТ |
ВАТТЫ |
ВАТТ |
ВОЛЬТЫ |
ВОЛЬТ |
ДЕЦИБЕЛЫ |
ДЕЦИБЕЛ |
НО:
Именительный падеж множественного числа |
Родительный падеж множественного числа |
ГРАММЫ |
ГРАММОВ |
ГЕКТАРЫ |
ГЕКТАРОВ |
КИЛОГРАММЫ |
КИЛОГРАММОВ |
БРЕДНИ |
БРЕДНЕЙ |
БУДНИ |
БУДНЕЙ |
ГАНТЕЛИ |
ГАНТЕЛЕЙ |
ДОЛИ |
ДОЛЕЙ |
ДЯДИ |
ДЯДЕЙ |
ЗЛЫДНИ |
ЗЛЫДНЕЙ |
КЕГЛИ |
КЕГЛЕЙ |
КОЗНИ |
КОЗНЕЙ |
ЛАДОНИ |
ЛАДОНЕЙ |
ПРОСТЫНИ |
ПРОСТЫНЕЙ |
РАСПРИ |
РАСПРЕЙ |
СКАТЕРТИ |
СКАТЕРТЕЙ |
ТЁТИ |
ТЁТЕЙ |
ЧУКЧИ |
ЧУКЧЕЙ |
ЯСЛИ |
ЯСЛЕЙ |
10. Следующие имена существительные в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание:
Именительный падеж |
Родительный падеж множественного числа |
БАРЖИ |
БАРЖ |
БАСНЯ |
БАСЕН |
БАШНЯ |
БАШЕН |
БРЫЗГИ |
БРЫЗГ |
ВАФЛЯ |
ВАФЕЛЬ |
ДЕЛО |
много ДЕЛ |
КОПНА |
КОПЁН или КОПН |
КОЧЕРГА |
КОЧЕРЁГ |
КУХНЯ |
КУХОНЬ |
МАКАРОНЫ |
МАКАРОН |
МАНЖЕТА |
МАНЖЕТ |
НЯНЯ |
НЯНЬ |
ПЕТЛЯ |
ПЕТЕЛЬ |
САБЛЯ |
САБЕЛЬ |
СЕРЬГА |
СЕРЁГ |
СПЛЕТНЯ |
СПЛЕТЕН |
ТУФЛИ |
ТУФЕЛЬ |
ЦАПЛЯ |
ЦАПЕЛЬ |
ШПРОТЫ |
ШПРОТ |
ЯБЛОНЯ |
ЯБЛОНЬ |
БРОНХИ |
БРОНХОВ |
ГЕОРГИНЫ |
ГЕОРГИНОВ |
ДЕБАТЫ |
ДЕБАТОВ |
ЗАМОРОЗКИ |
ЗАМОРОЗКОВ |
КОНСЕРВЫ |
КОНСЕРВОВ |
НЕРВЫ |
НЕРВОВ |
Примечание:
1) Запомните нормативное образование родительного падежа множественного числа следующих имён существительных:
КОММЕНТАРИИ — без КОММЕНТАРИЕВ
СУМЕРКИ — после СУМЕРЕК
СОСИСКИ — килограмм СОСИСОК
2) Следует обратить внимание на группу имён существительных, оканчивающихся на -НЯ:
• если перед -НЯ стоит гласная буква, то согласная в нулевом окончании будет мягкой (после этой согласной на письме будет стоять Ь):
БОГИНЯ — много БОГИНЬ;
• если перед -НЯ стоит согласная буква, то согласная в нулевом окончании будет твёрдой (после этой согласной на письме НЕ будет стоять Ь):
БАСНЯ — много БАСЕН
БАШНЯ — много БАШЕН
ВИШНЯ — много ВИШЕН
КОНЮШНЯ — много КОНЮШЕН
КОФЕЙНЯ — много КОФЕЕН
ЧЕРЕШНЯ — много ЧЕРЕШЕН.
3. Нормативное определение РОДА некоторых склоняемых ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Следует правильно определять род следующих склоняемых имен существительных:
Склоняемое имя существительное |
Его род |
Пример употребления в речи вместе с именем прилагательным |
ШАМПУНЬ |
мужской род |
ИМПОРТНЫЙ ШАМПУНЬ — мыть голову ИМПОРТНЫМ ШАМПУНЕМ |
ТЮЛЬ |
мужской род |
КРАСИВЫЙ ТЮЛЬ — любуюсь КРАСИВЫМ ТЮЛЕМ |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ |
мужской род |
МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ — МОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ в апреле. |
МОЗОЛЬ |
женский род |
БОЛЬНАЯ МОЗОЛЬ — наступить на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ — палец с МОЗОЛЬЮ |
ТАПКА |
женский род |
ПРАВАЯ ТАПКА — не могу найти ПРАВУЮ тапку — сбросить с ноги ТАПКУ |
ТУФЛЯ |
женский род |
ЧЬЯ ТУФЛЯ? |
КРОССОВКА |
женский род |
ЛЕВАЯ КРОССОВКА — порвать ЛЕВУЮ КРОССОВКУ |
ПЛАЦКАРТА |
женский род |
ОДНА ПЛАЦКАРТА |
ПОВИДЛО |
средний род |
пироги с ПОВИДЛОМ |
4. Нормативное употребление СРАВНИТЕЛЬНОЙ и ПРЕВОСХОДНОЙ степени имён прилагательных
В задании ЕГЭ по русскому языку, проверяющем владение грамматическими нормами, регулярно приводятся примеры ошибок, связанных со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени имён прилагательных (например, «более моложе», «самый кратчайший»), поэтому рассмотрим способы образования этих форм.
Нормативное образование СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ имён прилагательных
СРАВНИТЕЛЬНАЯ |
ПРЕВОСХОДНАЯ |
|
ПРОСТАЯ ФОРМА |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ. |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ. |
Примеры: Красивый — красивЕЕ Тяжелый — тяжел ЕЙ Громкий — громчЕ Тонкий — тоньШЕ |
Примеры: Красивый — красивЕЙШий Тонкий — тончАЙШий |
|
СОСТАВНАЯ ФОРМА |
Состоит из двух слов: БОЛЕЕ + начальная форма прилагательного |
Состоит из двух слов: САМЫЙ + начальная форма прилагательного или НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного |
Примеры: Красивая — БОЛЕЕ красивая Тонкий — БОЛЕЕ тонкий |
Примеры: Красивая — САМАЯ красивая Умный — НАИБОЛЕЕ умный |
Примечание:
Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имён прилагательных: нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Ошибочными являются следующие образования:
А) Она более умнее, чем он.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме сравнительной степени (УМНЕЕ) присоединяется частица БОЛЕЕ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Она более умная, чем он (БОЛЕЕ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Она умнее, чем он (основа исходного имени прилагательного + суффикс ЕЕ).
Б) Это самая высочайшая в городе башня.
Ошибка состоит в том, что к уже образованной простой форме превосходной степени (ВЫСОЧАЙШАЯ) присоединяется частица САМАЯ, которая, как известно, используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «превосходства», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.
Правильные варианты построения этого предложения:
Это самая высокая башня в мире (САМАЯ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).
Это высочайшая башня в мире (основа исходного имени прилагательного + суффикс АЙШ).
5. Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных
5.1. Склонение имён числительных, обозначающих целые числа
1. Склонение имён числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО.
Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такое же окончание, что и в именительном падеже: в остальных падежах — окончание -А.
И. п. |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р. п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов) |
Д. п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домам) |
В. п. |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Т. п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домами) |
П. п. |
О СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домах) |
2. Склонение имён числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.
При склонении сложных числительных ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И. п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р. п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д. п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В. п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т. п. |
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ (домами) |
П. п. |
О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
3. Склонение имен числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА.
При склонении сложных числительных ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА изменяются обе части.
И. п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р. п. |
ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ (домов) |
Д. п. |
ДВУМСТАМ, ТРЁМСТАМ, ЧЕТЫРЁМСТАМ (домам) |
В. п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Т. п. |
ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П. п. |
ДВУХСТАХ, ТРЁХСТАХ, ЧЕТЫРЁХСТАХ (домах) |
Примечание: в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
Р. п. нет (ЧЕГО?) двух, трёх, четырёх нот = нет двухсот, трёхсот, четырёхсот домов;
Д. п. рад (ЧЕМУ?) двум, трём, четырём нотам = рад двумстам, трёмстам, четырёмстам домам;
Т. п. доволен (ЧЕМ?) двумя, тремя, четырьмя нотами = двумястами, тремястами, четырьмястами домами;
П. п. думаю (О ЧЁМ?) о двух, трёх, четырёх нотах = о двухстах, трёхстах, четырёхстах нотах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ДВУХСОТ, ТРЁХСОТ, ЧЕТЫРЁХСОТ нот.
4. Склонение имён числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ.
При склонении сложных числительных ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ изменяются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА.
И. п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р. п. |
ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д. п. |
ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В. п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т. п. |
ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П. п. |
ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
Примечание: для удобства в случае затруднения при склонении таких имён числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И. п. пять нот = пятьсот домов;
Р. п. нет (ЧЕГО?) пяти нот = пятисот домов;
Д. п. рад (ЧЕМУ?) пяти нотам = пятистам домам;
В. п. вижу (ЧТО?) пять нот = пятьсот домов;
Т. п. доволен (ЧЕМ?) пятью нотами = пятьюстами домами;
П. п. думаю (О ЧЁМ?) о пяти нотах = о пятистах.
Обратите внимание на родительный падеж, так как в нём чаще всего допускают грамматические ошибки: нет (ЧЕГО?) ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ нот.
5. Склонение составных имён числительных, обозначающих целые числа.
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:
И. п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Р. п. |
(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книг) |
Д. п. |
ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁМ (книгам) |
В. п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т. п. |
ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П. п. |
О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЁХ (книгах) |
5.2. Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА
Склонение дробных имён числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА имеет свои особенности.
Числительные ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ в именительном и винительном падежах имеют форму ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, а в остальных падежах — ПОЛУТОРА.
Числительное ПОЛТОРАСТА в именительном и винительном падежах имеет форму ПОЛТОРАСТА, а в остальных падежах — ПОЛУТОРАСТА.
И. п. |
ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Р. п. |
ПОЛУТОРА (дней), ПОЛУТОРА (недель), ПОЛУТОРАСТА (рублей) |
Д. п. |
ПОЛУТОРА (дням), ПОЛУТОРА (неделям), ПОЛУТОРАСТА (рублям) |
В. п. |
ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Т. п. |
ПОЛУТОРА (днями), ПОЛУТОРА (неделями), ПОЛУТОРАСТА (рублями) |
П. п. |
ПОЛУТОРА (днях), ПОЛУТОРА (неделях), ПОЛУТОРАСТА (рублях) |
Таким образом, в словосочетаниях «не более полторы минуты» и «полторастам друзьям» допущены серьёзные грамматические ошибки, связанные с неверным образованием падежных форм дробных имён числительных ПОЛТОРЫ и ПОЛТОРАСТА.
Правильные варианты построения этих словосочетаний: «не более (ЧЕГО?) полУторА минут» и «(КОМУ?) полУторастА друзьям».
5.3. Склонение составных порядковых числительных
При склонении составных порядковых числительных (отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) изменяется только последнее слово:
И. п. |
ДВЕСТИ ЧЕТВЕРЫМ кабинет |
Р. п. |
(нет) ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОГО кабинета |
Д. п. |
к ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМУ кабинету |
В. п. |
ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТЫЙ кабинет |
Т. п. |
ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТЫМ кабинетом |
П. п. |
О ДВЕСТИ ЧЕТВЁРТОМ кабинете |
Таким образом, словосочетание «в двух тысячи первом году» построено грамматически неверно. Правильный вариант его построения: «в двЕ тысячи первом году» (при склонении составных порядковых числительных мы изменяем только ПОСЛЕДНЕЕ слово).
6. Нормативное употребление собирательных числительных
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т. д.) употребляются только в следующих случаях:
1) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
2) с именами существительными ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА, а также со словом ЛИЦО, употреблённом в значении «человек»: трое детей, четверо молодых людей, двое ребят, двое незнакомых лиц;
3) с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: четверо котят, семеро козлят;
4) с существительными, имеющими форму только множественного числа: семеро суток, двое саней, четверо ножниц;
5) с личными местоимениями: нас было трое; их пришло пятеро.
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО и т. д.) НЕ употребляются:
1) с именами существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери (нельзя сказать «двое дочерей»), три сестры (нельзя сказать «трое сестёр»);
2) с именами существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки (нельзя сказать «двое кошек»), три медведя (нельзя сказать «трое медведей»).
7. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
Употребление этих собирательных имён числительных зависит от РОДА имени существительного:
• имя числительное ОБА (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ) употребляется только с именами существительными мужского и среднего рода: оба брата, в обоих креслах;
• имя числительное ОБЕ (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ) употребляется только с именами существительными женского рода: обе сестры, к обеим сёстрам.
Грамматическая ошибка допущена в следующем предложении:
По обоим сторонам дороги посажены красивые деревья.
Грамматическая ошибка состоит в том, что имя существительное женского рода (ДОРОГА) не может сочетаться с собирательными числительными ОБА, ОБОИМИ, так как эти собирательные числительные могут употребляться только с именами существительными мужского или среднего рода.
Правильный вариант построения этого предложения:
По обеим сторонам дороги посажены красивые деревья.
8. Нормативное образование и употребление местоимений
1) Местоимения «ИХНИЙ», «ИХНЯЯ», «ИХНЕЕ», «ИХНИЕ» в русском языке отсутствуют. Поэтому правильно следует говорить: ИХ ДОМ (а не «ихний дом»); ИХ МАШИНА (а не «ихняя машина»); ИХ лекарство (а не «ихнее лекарство»); ИХ дети (а не «ихние дети»).
2) Грамматически правильными являются формы «был У НЕЁ», «увлечён ЕЮ».
Форма «У НЕЙ» носит разговорный характер и неупотребительна в письменной речи. «Увлечён ей» так тоже говорить неправильно.
3) Грамматически правильными являются следующие словосочетания:
грущу по вас,
тоскую по вас.
4) При склонении к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ прибавляется начальная буква Н, если они стоят:
после непроизводных предлогов БЕЗ, В, ДЛЯ, ЗА, ДО, ИЗ, К, С, У и др. (без неё, за ними, от него, к ней);
после производных предлогов ВОКРУГ, ВПЕРЕДИ, ВОЗЛЕ, МИМО, НАПРОТИВ, ОКОЛО, ПОСРЕДИ, ПОСЛЕ и др., образованных от наречий и управляющих родительным падежом: вокруг них; возле неё; впереди него.
Примечание:
1) НЕ прибавляется буква Н, если личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются после сложных производных предлогов, образованных от имён существительных (навстречу ему, в отношении его, насчёт их, при помощи её).
2) НЕ прибавляется буква Н после предлогов, образованных от наречий и требующих после себя дательного падежа (наперекор ей, подобно ему, подобно им).
3) После форм сравнительной степени личные местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ употребляются БЕЗ начальной буквы Н. Поэтому правильно следует говорить: старше ЕЁ (а не «старше неё»); выше ЕГО (а не «выше него»).
Таким образом, словосочетания «вокруг их», «сильнее него» построены грамматически неверно. Правильный вариант их построения: «вокруг них», «сильнее его».
9. Нормативное образование и употребление глагольных форм
1. Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности: ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ, ЗАЩИТИТЬ, ПРОСЛЕЗИТЬСЯ и др.
В тех случаях, когда всё-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов, прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
Я ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ;
Я ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ;
Я ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ;
Я СМОГУ ОЧУТИТЬСЯ;
Я НАДЕЮСЬ ЗАЩИТИТЬ.
2. Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма повелительного наклонения (единственное число) |
Форма повелительного наклонения (множественное число) |
ЛЕЧЬ |
ТЫ ЛЯГ (неправильно ЛЯЖЬ) |
ВЫ ЛЯГТЕ (неправильно ЛЯЖЬТЕ) |
ЕХАТЬ |
ТЫ ПОЕЗЖАЙ (неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ) |
ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ (неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ) |
РАЗЪЕХАТЬСЯ |
ТЫ РАЗЪЕЗЖАЙСЯ (неправильно РАЗЪЕ- ХАЙСЯ, РАЗЪЕДЬСЯ) |
ВЫ РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ (неправильно РАЗЪЕХАЙТЕСЬ, РАЗЪЕДЬТЕСЬ) |
ЕЗДИТЬ |
ТЫ ЕЗДИ (неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ) |
ВЫ ЕЗДИТЕ (неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ) |
ПОЛОЖИТЬ |
ТЫ ПОЛОЖИ (неправильно ПОЛОЖЬ) |
ВЫ ПОЛОЖИТЕ (неправильно ПОЛОЖЬТЕ) |
ГЛЯДЕТЬ |
ТЫ ГЛЯДИ (неправильно ГЛЯДЬ) |
ВЫ ГЛЯДИТЕ (неправильно ГЛЯДЬТЕ) |
ТРОГАТЬ |
ТЫ НЕ ТРОГАЙ (неправильно НЕ ТРОЖЬ) |
ВЫ НЕ ТРОГАЙТЕ (неправильно НЕ ТРОЖЬ- ТЕ) |
МАХАТЬ |
ТЫ НЕ МАШИ (неправильно НЕ МАХАЙ) |
ВЫ НЕ МАШИТЕ (неправильно НЕ МАХАЙТЕ) |
КЛАСТЬ |
ТЫ КЛАДИ (неправильно ЛОЖИ) |
ВЫ КЛАДИТЕ (неправильно ЛОЖЬТЕ) |
БЕЖАТЬ |
ТЫ БЕГИ (неправильно БЕЖИ) |
ВЫ БЕГИТЕ (неправильно БЕЖИТЕ) |
ВЫСЫПАТЬ |
ТЫ ВЫСЫПИ (неправильно ВЫСЫПЬ) |
ВЫ ВЫСЫПИТЕ (неправильно ВЫСЫПЬТЕ) |
ПРОПОЛОСКАТЬ |
ТЫ ПРОПОЛОЩИ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙ) |
ВЫ ПРОПОЛОЩИТЕ (неправильно ПРОПОЛОСКАЙТЕ) |
3. Нормативным является следующее образование личных форм глаголов настоящего, будущего времени:
ЕЗДИТЬ — Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ (неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ)
ЛАЗИТЬ — Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ (неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ)
МАХАТЬ — Я МАШУ, ТЫ МАШЕШЬ, ОН МАШЕТ, МЫ МАШЕМ, ВЫ МАШЕТЕ, ОНИ МАШУТ.
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) — Я ЖГУ, ТЫ ЖЖЁШЬ, ОН ЖЖЁТ, МЫ ЖЖЁМ, ВЫ ЖЖЁТЕ, ОНИ ЖГУТ.
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ) — Я ПЕКУ, ТЫ ПЕЧЁШЬ, ОН ПЕЧЁТ, МЫ ПЕЧЁМ, ВЫ ПЕЧЁТЕ, ОНИ ПЕКУТ
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) — Я БЕРЕГУ, ТЫ БЕРЕЖЁШЬ, ОН БЕРЕЖЁТ, МЫ БЕРЕЖЁМ, ВЫ БЕРЕЖЁТЕ, ОНИ БЕРЕГУТ.
СТЕРЕЧЬ — Я СТЕРЕГУ, ТЫ СТЕРЕЖЁШЬ, ОН СТЕРЕЖЁТ, МЫ СТЕРЕЖЁМ, ВЫ СТЕРЕЖЁТЕ, ОНИ СТЕРЕГУТ.
4. Для литературного языка характерны следующие глагольные формы ОН МАШЕТ (неправильно МАХАЕТ), ОН ПЛЕЩЕТСЯ (неправильно ПЛЕСКАЕТСЯ), ОН КОЛЫШЕТСЯ (неправильно КОЛЫХАЕТСЯ), ОН КУДАХЧЕТ (неправильно КУДАХТАЕТ), ОН МУРЛЫЧЕТ (неправильно МУРЛЫКАЕТ), ОН МЯУКАЕТ (неправильно МЯУЧИТ), ОН ПОПРОБУЕТ (неправильно ПОПРОБОВАЕТ.),
5. При образовании возвратных форм глагола ПОСЛЕ ГЛАСНЫХ следует использовать суффикс -СЬ, а не -СЯ.
Например, они встретилась (неправильно «они встретились»), мне хотелось (неправильно «мне хотелося»), мы вернулись к этой теме (неправильно «мы вернулись к этой теме»), вы оденьтесь теплее (неправильно «вы оденьтесь теплее»).
6. Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ:
СЛОВО «ОДЕТЬ» имеет значение «покрыть чьё-либо тело одеждой». ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ.
СЛОВО «НАДЕТЬ» имеет значение «покрыть одеждой себя». НАДЕТЬ можно ЧТО- НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ.
НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ на ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА: НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? — НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.
Следующее стихотворное правило помогает запомнить верное употребление в речи вышеозначенных глаголов:
Нельзя надеть Надежду,
Нельзя одеть одежду.
Надеть одежду можно.
Одеть Надежду можно.
7. Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:
Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?).
В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильнее будет сказать: «Я ЕМ». Например, «Утром Я обычно ЕМ йогурт».
Лучше так не спрашивать: «Вы уже кушали сегодня?». Правильнее спросить: «ВЫ уже ели сегодня?»
8. НЕ следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я ИЗВИНЯЮСЬ» (это можно понять так: «я извиняю себя»; именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс -СЯ). В этом случае правильно было бы сказать: «ИЗВИНИТЕ (ПРОСТИТЕ) МЕНЯ».
9. Нормативное употребление глаголов ЗАКОНЧИТЬ — ОКОНЧИТЬ:
ЗАПОМНИТЕ: ЗАКОНЧИТЬ РАБОТУ, ДЕЛО; но ОКОНЧИТЬ ШКОЛУ, УНИВЕРСИТЕТ. НЕ следует употреблять выражение «закончить школу».
10. Нормативное употребление глаголов ОПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ:
Глагол «ОПЛАТИТЬ» употребляется без предлога.
ЗАПОМНИТЕ: ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД, ОПЛАТИТЬ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН, но ЗАПЛАТИТЬ ЗА ПРОЕЗД.
11. Нормативное употребление глаголов САДИТЕСЬ — ПРИСЯДЬТЕ:
НЕ следует говорить, приглашая собеседника сесть: «ПРИСЯДЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА» (вследствие многозначности глагола «ПРИСЕСТЬ» эту фразу можно понять двусмысленно: вы рекомендуете собеседнику не сесть на стул, на диван, а «принять позу с согнутыми коленями», то есть «присесть на корточки»).
Нормативным является следующее употребление: «САДИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА».
12. Слова «ДОЖИТЬ» в русском литературном языке НЕТ, поэтому нельзя так говорить: «НЕ ЛОЖИ ШАПКУ НА СТОЛ». Глаголы «ПОЛОЖИТЬ», «СЛОЖИТЬ», «ОТЛОЖИТЬ» без приставок не употребляются. Правильно следует говорить: «НЕ КЛАДИ ШАПКУ НА СТОЛ».
13. Нормативное употребление глаголов «ВЫХОДИТЬ/ВЫЙТИ» и «СХОДИТЬ/СОЙТИ»:
Глагол с приставкой С (СО) + предлог С имеет значение «идти по поверхности сверху вниз» (например, сходить с горы). Поэтому НЕЛЬЗЯ сказать: СОЙТИ С АВТОБУСА; это значило бы, что вы идёте с крыши автобуса по его поверхности.
Глагол с приставкой ВЫ + предлог ИЗ имеет значение «выйти из помещения», то есть изнутри наружу. Поэтому нормативным употреблением признано: ВЫЙТИ ИЗ АВТОБУСА.
14. Нормативное употребление глаголов ПРЕДСТАВИТЬ — ПРЕДОСТАВИТЬ: Глагол ПРЕДСТАВИТЬ имеет значение «1) познакомить кого-то с кем-нибудь; 2)
предъявить (документы, доказательства)».
Глагол ПРЕДОСТАВИТЬ имеет значение: «отдать в распоряжение, пользование кому-либо; дать слово».
15. Запомните нормативное употребление следующих глаголов:
ПОСТРИЧЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ (в этом слове нет приставки ПОД)
НАСМЕХАТЬСЯ (= поднять НА СМЕХ)
ПОДЧЕРКНУТЬ, но ПОЧЕРК
16. Нормативным является следующее образование форм прошедшего времени ряда глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма прошедшего времени этого глагола |
СОХНУТЬ |
он СОХ (неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ |
он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ) |
ЗАМЁРЗНУТЬ |
он ЗАМЁРЗ (неправильно ЗАМЁРЗНУЛ) |
ОКРЕПНУТЬ |
он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ) |
10. Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий
1. От переходных глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ- никогда НЕ образуются. Поэтому следующие формы являются грамматически неправильными: сделающий, напишущий, поинтересующийся.
2. От глаголов совершенного вида (ЧТО СДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксами -А-, -Я-, а только образуются деепричастия с суффиксом -В-.
Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: сложа в стопку (правильный вариант: «сложив в стопку»); посмотря в мою сторону (правильный вариант: «посмотрев в мою сторону»); не пророняя слов (правильный вариант: «не проронив слов»)
3. От глаголов несовершенного вида (ЧТО ДЕЛАТЬ?) НЕ могут быть образованы деепричастия с суффиксом -В-, а только образуются деепричастия с суффиксами -А-, -Я-.
Поэтому как грамматические ошибки квалифицируются следующие формы: смотрев вперёд (правильный вариант: «смотря вперёд»); читав книгу (правильный вариант: «читая книгу»).
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
• форм именительного падежа множественного числа;
• форм родительного падежа множественного числа.
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней сравнения:
• нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
4. Если это имя числительное, помните о том, что
• у сложных количественных имён числительных склоняются обе части:
• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
• числительные полтора, полторы в именительном и винительном падежах имеют форму полтора, полторы, а в остальных падежах — полутора:
• числительное полтораста в именительном и винительном падежах имеет форму полтораста, а в остальных падежах — полутораста:
• числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется с именами существительными мужского и среднего рода:
• числительное обе (обеих, обеим, обеими) употребляется с именами существительными женского рода:
• собирательные числительные двое, трое, четверо употребляются с именами существительными, имеющими ФОРМУ ТОЛЬКО множественного числа или обозначающими лиц мужского пола, названия детёнышей животных.
5. Если это местоимение, не забывайте о том, что в местоимениях он, она, оно, они после непроизводных предлогов и производных предлогов, образованных от наречий в начале слова прибавляется буква Н.
6. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
• форм повелительного наклонения:
• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-;
• личных Форм некоторых глаголов;
• возвратных форм глагола с суффиксом -СЯ-.
7. Если это причастие, имейте в виду, что от переходных глаголов совершенного вида действительные причастия настоящего времени с суффиксами -УЩ-. -ЮЩ-. -АШ-. -ЯЩ- никогда не образуются.
8. Если это деепричастие, вспомните о том, что
• от глаголов совершенного вида образуются деепричастия только с суффиксом -B-;
• от глаголов несовершенного вида образуются деепричастия только с суффиксами -А-, -Я-.
9. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, найдите ошибку в образовании формы слова, исправьте её и запишите слово правильно.
Задания для самостоятельной работы
Задание № 1.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
известные ПРОФЕССОРА
нет новых ДЖИНСОВ
более ПЯТИСТА фотографий
скучает по НАС
ЛЯГТЕ на спину
Задание № 2.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ПОВАРА
пара НОСКОВ
слегка ПРОМОКНУЛ
написал ПОЛУТОРАСТА друзьям
ШЕСТЬЮСТАМИ рублями
Ответ: …
Задание № 3.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
важные ДОГОВОРЫ
салат из ПОМИДОРОВ
ЕХАЛ в Подмосковье
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ тетрадями
Ответ: …
Задание № 4.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
строгие ТРЕНЕРЫ
несколько БЛЮДЕЦ
детских ЯСЛЕЙ
ДОСТИГНУЛИ цели
свыше СТА километров
Ответ: …
Задание № 5.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИЗОБРЕТШИЙ микроскоп
ЖЁСТЧЕ дерева
НЕДРЫ земли
ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко
потерять левую ТАПКУ
Ответ: …
Задание № 6.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
СТОГА сена
не ПРОРОНЯЯ ни слова
около СЕМИСОТ участников
не МАШИ рукой
прилежнее ЕЁ
Задание №7.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
много ЧЕРЕШЕН
здешние СТОРОЖА
нарисовать БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ
сшить из ТЮЛЯ
о ТРЁХСТАХ спортсменах
Ответ: …
Задание № 8.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБЕИМИ руками
в СТА километрах
ВОРОХА писем
с ДВЕСТИ пассажирами
левая КРОССОВКА
Ответ: …
Задание № 9.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
к ОБЕИМ соседкам
после СУМЕРОК
опытные ИНСТРУКТОРЫ
не более ПОЛУТОРАСТА
пять КИЛОГРАММОВ
Ответ: …
Задание № 10.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛОЖИ на полку
старше НЕГО
СТРИЖЁТ волосы
летние МЕСЯЦЫ
к ШЕСТИСТАМ болельщикам
Ответ: