Ловушки и ошибки мышления

Когнитивные искажения или «ловушки мышления» –– распространенные ошибки восприятия, интерпретации и оценки информации, которые обусловлены устройством нашего мозга, предубеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами. Когнитивные искажения приводят к тому, что мы переоцениваем себя, неправильно оцениваем других, принимаем неправильные решения. Можно ли избежать ловушек мышления? Полностью – нет. Но если знать о ловушках и стараться их замечать, то можно уменьшить их влияние на то, как мы анализируем информацию и принимаем решения.

Ученые описали уже несколько десятков различных типов когнитивных искажений. Мы расскажем о самых распространенных, чтобы начать практиковаться в их распознавании прямо сейчас.

«Эффект слепого пятна» назван так по аналогии с нечувствительной к свету областью сетчатки глаза. Мы легче обнаруживаем недостатки у других, чем у себя.

Я всегда мыслю рационально и не допускаю когнитивных искажений!

Я опаздываю на встречу только в исключительных случаях.

Наша необъективность по отношению к самим себе замечена давно: помните пословицу о соломинке в чужом глазу и бревне в своем? Стараемся оценивать себя чуть объективнее.

Иллюзия контроля. Нам кажется, что мы можем влиять на те или иные события, которые объективно от нас не зависят.

Я не буду ложиться спать, пока ты не доберешься до места.

Нет-нет, я сам выберу лотерейный билет, чтобы наверняка выиграть!

На самом деле, многие события происходят независимо от нашей воли и эмоций. Помним об этом и не тратим попусту свои силы.

Ретроспективные искажения. При анализе прошлого мы чаще воспринимаем свой выбор как более правильный. А еще мы считаем, что исход событий был предопределен именно так, как казалось нам, хотя в точке принятия решения оба исхода были равновероятными.

Ну, я же говорила, надо было сразу обратиться к этому специалисту!

В своем прогнозе я описывал этот сценарий как возможный. К сожалению, так и случилось.

Стараемся помнить о том, как на самом деле выглядела ситуация, когда мы делали выбор.

Эффект ореола. Мы уверены, что оцениваем людей так, как они заслуживают. Но на самом деле, чем симпатичнее нам человек, тем больше позитивных качеств мы будем ему приписывать.

Я выберу этого специалиста, видно по фотографии, что он профессионал!

Вы тоже увлекаетесь нумизматикой?! Вы приняты!

Об этом когнитивном искажении обязательно надо помнить при принятии судьбоносных решений, например, в суде или при приеме на работу. Выключаем эмоции, стараемся оценить конкретные поступки, черты характера, навыки.

Проклятие знаний. Более информированному человеку чрезвычайно сложно встать на позицию неинформированных людей и оценить проблему с их точки зрения. Общаясь с другими людьми, мы неосознанно предполагаем, что наши собеседники обладают достаточными знаниями, чтобы понять наши объяснения.

Почему вы потратили столько времени на составление этого документа? Что там сложного?

Интерфейс нашего приложения интуитивно ясен, освоить его не составит труда.

Накапливая знания, стараемся не забыть, каково это – быть новичком.

Ошибка выжившего. Мы часто делаем выводы на основе доступных нам данных, которые описывают ситуацию только с одной стороны, хотя не менее важная информация может содержаться и в тех данных, которые мы не рассматриваем. Классическая иллюстрация этой ловушки — пример с дельфинами, которым приписывается необыкновенный ум и доброта.

Это убеждение основано на рассказах тонувших пловцов, которых дельфины толкали к берегу. Но ведь мы лишены возможности услышать рассказы тех, кого они толкали в другую сторону! Громкие истории успеха или оценка продукта на основе негативных отзывов – распространенные примеры фокусировки на известном и игнорировании неизвестного, но существующего.

— Я просто жалкий неудачник! Десять дизлайков под постом!

— А сколько человек прочитали?

— Двести.

Одинаково внимательно рассматриваем все возможные исходы — как истории успеха, так и истории поражений.

Эвристика доступности. Когда нам нужно сделать выбор, оценить вероятность того или иного события, подобрать аргумент для подтверждения какого-либо тезиса, мы опираемся на то, что легче вспомнить или представить себе: события, которые активно освещались в СМИ, громкие заявления популярных личностей, товары из рекламных роликов, историю с другом, случившуюся недавно… Именно доступные примеры кажутся нам наиболее вероятными, хотя на самом деле они просто более доступные.

Я боюсь летать на самолетах, лучше поеду на машине, дольше, но безопаснее.

Я пойду сдавать экзамен к новому преподавателю, Вася сдал ему на «пятерку»!

Как избежать этой ловушки? Доверять только фактам, изучать статистику, искать противоположные примеры. А потом принимать решение.

Помнить о ловушках мышления и стараться распознавать их полезно всегда: и в обычной жизни, и в профессиональной. Отслеживание возможных когнитивных искажений – неотъемлемая часть критического мышления. Но не попадайте в другую ловушку – видеть ловушки везде!

Документ КонсультантПлюс по теме: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации»

logologo

    От редакции

    Никита Логинов

    Никита Логинов

    Сохранить в закладки

    35234

    148

    Сохранить в закладки

    Почему мы ошибаемся и как критически подходить к принятию решений

    5/27/2021

    Над материалом работали

    Никита Логинов

    Никита Логинов

    кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС

    Кристина Астахова

    Кристина Астахова

    Продюсер

    Всеволод Кобляков

    Всеволод Кобляков

    Редактор

    icon-checkmark Читать полностью
    Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    103252

    2288

    Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции

    ПостНаука telegram

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    ПРОМО Подписывайся на телеграм ПостНауки

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    FAQ Что такое фобии

    5 фактов о работе нервных клеток

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    ПРОМО 5 фактов о работе нервных клеток

    Поддержите ПостНауку в Patreon

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    ПРОМО Поддержите ПостНауку в Patreon

    Мозговые центры потребностей и эмоций

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    128908

    140

    Мозговые центры потребностей и эмоций

    Нужна ли для мышления кора головного мозга?

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    Видео

    3618

    120

    Нужна ли для мышления кора головного мозга?

    Поддержите ПостНауку в Boosty

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    ПРОМО Поддержите ПостНауку в Boosty

    Добавить в закладки

    Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

    FAQ О чем думают дети: внутренний мир младенца

    Коварные небольшие мозговые сбои, из-за которых реальность кажется зеркальной, называются по-умному когнитивными искажениями. Это ошибки мышления, ложные убеждения и неверные сознательные установки. Например, сюда относится уверенность человека, что он почему-то лучше знает, как стоит поступить его близким. Зачем это нужно нашему мозгу и какие хитрости он придумывает изо дня в день? Разбираемся вместе.

    1. Я знаю, что это так, зачем опять пробовать?

    Предвзятость убеждения — распространённая ловушка мозга. Дело в том, что мы склонны искать всевозможные подтверждения собственных убеждений и отвергать факты, которые их опровергают. Фото © Shutterstock

    Предвзятость убеждения — распространённая ловушка мозга. Дело в том, что мы склонны искать всевозможные подтверждения собственных убеждений и отвергать факты, которые их опровергают. Фото © Shutterstock

    Первая хитрость — предвзятость подтверждения. Мы — детектив и судья в своём собственном уголовном деле. Наш мозг обожает доказательства, подтверждающие наши устоявшиеся убеждения, и отвергает любые факты, которые их не подтверждают. Представьте, вы решили попробовать себя в чём-то новом и впервые пошли, например, на занятия йогой. Переживаете, что не так одеты или не сможете выполнить всё то, что уже умеют другие. Располагаетесь в дальнем углу комнаты, чтобы никто вас не заметил. Каждый смешок людей по соседству принимаете на свой счёт, потому что уверены: все высмеивают вашу неопытность. В конце концов вы обещаете себе, что больше никогда туда не вернётесь. Что же происходит, когда мы испытываем такие чувства? Дело в том, что мы склонны искать всевозможные подтверждения собственных убеждений. В этом примере человек выискивает любую мелочь, которая подтвердила бы его комплексы и страхи. И с таким подходом он это обязательно найдёт. Не замечая и не веря, что все другие люди поглощены своими делами и никто не обращает на него внимания.

    2. Да с ним все ясно — он просто тоже хочет Playstation!

    Есть ещё одна ловушка мышления — проекция своих взглядов, чувств и желаний на других. Тут мы говорим о ложной убеждённости в том, что люди хотят того же самого, что и вы, а также разделяют аналогичные взгляды. Пример: девушка утверждает, что все её подруги любят ходить в кино по выходным, потому что это нравится ей самой. Она ошибочно проецирует свои интересы на окружающих, не проверяя этот факт на реалистичность.

    3. Я так и знал!

    Предвзятость в ретроспективе — это заблуждение, будто каждый "всегда знал", что был прав. Фото © Shutterstock

    Предвзятость в ретроспективе — это заблуждение, будто каждый «всегда знал», что был прав. Фото © Shutterstock

    Предвзятость в ретроспективе — это заблуждение постфактум, что каждый «всегда знал», что он был прав. Кто-то может также ошибочно предположить, что он обладал особым пониманием или талантом в предсказании исхода. Классический пример — финансовый кризис 2008 года или пузырь доткомов в конце 1990-х годов. Если вы сейчас поговорите с людьми того времени, то услышите от них, что все признаки присутствовали, — все знали, что это приближается. Однако, если вы изучите историю, узнаете, что к голосу аналитиков или профессионалов в области инвестиций, которые кричали о существовании проблемы в то время, не прислушивались. Фактически над ними смеялись, а инвесторы в основном игнорировали предупреждения. Или вот, например, помните, вы сказали: «Я всё это знал!» — после победы любимой команды? Предвзятость ретроспективного взгляда заставляет нас думать, что мы знали результат с самого начала, хотя на самом деле мы ничего не знали.

    4. Все мужики одинаковые…

    Следующая уловка мозга — обобщение частных случаев. Пример такого когнитивного искажения: три автобуса подряд опоздали по расписанию. Человек делает вывод: сегодня все автобусы опаздывают. Он ложный. Почему? Три автобуса — это не все, и не было наблюдения за последующими рейсами.

    5. Я всё учёл и проконтролировал

    Иллюзия контроля — склонность людей верить в то, что они способны контролировать события и влиять на их результаты. Фото © Shutterstock

    Иллюзия контроля — склонность людей верить в то, что они способны контролировать события и влиять на их результаты. Фото © Shutterstock

    Я расписал все задачи на две недели вперёд, контролирую таск-трекер, провожу стендапы каждый день. Казалось бы, что может пойти не так? Да что угодно. Например, в самый ответственный момент случится авария на электростанции, заболеет главный разработчик или заказчик переносит проект на полгода. Часто кажется, что всё зависит от нашей воли, а события, на которые мы повлиять не в силах, маловероятны. Это тоже ошибка. Иллюзия контроля — склонность людей верить в то, что они способны влиять на события и их результаты. Человек боится неопределённости, поэтому склонен считать, что всё можно тщательно спланировать. Иногда контроль, вернее его иллюзия, приобретает довольно странные формы: стучим по дереву, плюём через левое (или правое?) плечо три раза и думаем, что это точно защитит нас от непредвиденных обстоятельств. Кроме того, чем больше мы вовлечены в то, что делаем, тем выше вера в успех и тем меньше мы рассматриваем негативные сценарии. У нас должно быть спокойствие, чтобы принять то, что от нас не зависит, и настойчивость, чтобы изменить то, что мы действительно можем изменить.

    6. А вдруг завтра эта сумка станет дороже?

    Есть такая штука, как синдром упущенной выгоды. Мы боимся, что прозеваем что-то важное. Есть даже такое понятие, как FOMO-маркетинг, когда стратегия строится на соответствующих триггерах. Например, на страхах аудитории основаны такие техники, как обратный отсчёт до конца акции, закрытые распродажи, искусственно созданный дефицит.

    7. Либо чёрное, либо белое, а какие ещё варианты?

    Стремление поделить всё происходящее вокруг по бинарной логике не позволяет видеть великое множество сложных промежуточных вариантов. Фото © Shutterstock

    Стремление поделить всё происходящее вокруг по бинарной логике не позволяет видеть великое множество сложных промежуточных вариантов. Фото © Shutterstock

    Стремление поделить всё происходящее вокруг по бинарной логике: да или нет, чёрное или белое, добро или зло. При этом человек бросается из крайности в крайность и утрачивает способность видеть великое множество сложных промежуточных вариантов, а компромисса или золотой середины в его восприятии вообще нет. Например, мы думаем: «Все, кто против моей инициативы, меня ненавидят». На самом деле людям может не нравиться идея, но нравится человек.

    • Экскурсовод раскрыл точное место создания оливье в Москве

      8 сентября, 13:47

    • Стилист раскрыла, как поддерживать красоту всего за 3 тысячи рублей в месяц

      8 сентября, 13:35

    • За это ещё и платят!: Семеро черногорцев нежатся в постели уже 463 часа ради титула главного лентяя

      8 сентября, 11:27

    1. Главная
    2. Статьи

    8 ловушек мышления – как защитить свой ум от ошибок

    Как защитить мышление от ошибок.

    Эта статья не имеет непосредственного отношения к креативному мышлению, но может быть очень полезна для принятия решений и в других случаях работы с мозгом.

    У нашего сознания всегда наготове масса ловушек и капканов для нас.

    Если мы о них не осведомлены, эти ловушки могут серьезно повредить нашей способности рационально мыслить, уводя нас в область неверных умозаключений и глупых решений. Те наши качества, которые призваны помогать нам в выборе пути рассуждений, оказывается, приводят нас к проблемам.

    1. Тормозящая ловушка – чрезмерное доверие первым мыслям.

    «Превышает ли население Турции 35 миллионов человек? Как вы думаете какова численность населения Турции?».

    Исследователи задали этот вопрос группе лиц, и оценки численности населения практически всех участников не превышали значительно число 35 миллионов.

    Затем вопрос был задан второй группе, но на этот раз стартовым числом было 100 миллионов. Хотя оба числа были выбраны наобум, оценки в численности населения Турции «100-миллионной» группы были, без исключений, соответственно выше, чем в «35-миллионной» группе.

    То есть, тем кого спрашивали сперва про 35 миллионов, а потом просили оценить численность населения Турции, давали ответы около цифры 35 миллионов, тогда как тем, кого сперва спросили про 100 миллионов называли числа около 100 миллионов.

    Интересующимся: всего в Турции проживает около 78 млн. жителей.

    Мораль: отправные, исходные сведения могут оказать решающее влияние на весь дальнейший процесс ваших размышлений: исходные впечатления, мысли, оценки или данные могут «заякорить», затормозить последующие мысли.

    Эта ловушка особенно опасна, так как она намеренно используется во многих ситуациях, как, например, опытными продавцами, которые сначала покажут нам более дорогой товар, «заякорив» его цену в нашем подсознании.

    Как работать с тормозящей ловушкой.

    Всегда рассматривайте проблему с разных точек зрения. Не зацикливайтесь на первоначальном, отправном пункте. Работайте со своей проблемой, прежде чем перейти к принятию решения.

    В книге «Авторские креативные методы» есть специальная техника для рассмотрения проблемы с разных сторон.

    Размышляйте самостоятельно, не спешите консультироваться с другими. Получите как можно больше данных и сделайте как можно больше выводов сами, прежде чем попадете под влияние «якорей» других людей.

    Используйте как можно больше источников для получения информации. Соберите больше мнений на этот счет и расширьте границы поисков. Не ограничивайтесь единственной точкой зрения.

    2. Ловушка Статуса Кво – стремление сохранить порядок вещей.

    В одной экспериментальной группе были наугад розданы подарки: половина участников получила декоративные кружки, другая половина – большие плитки швейцарского шоколада.

    Затем им было сказано, что они могут без проблем обменять один подарок на другой. Логика подсказывает нам, что не менее половины участников должны быть не удовлетворены своим подарком и пожелать обменять его, но на деле только 10 % участников сделали это!

    Мы склонны действовать по устоявшимся моделям поведения, если мы не получаем позитивные стимулы, склоняющие нас изменять эти модели. Статус кво автоматически берет верх над любыми другими вариантами.

    Как работать с ловушкой Статус Кво.

    Рассматривайте статус кво лишь как еще один возможный вариант развития ситуации. Не позволяйте себе попасть в поток мыслей, увлекающий вас против привычного образа мышления других людей. Спросите себя, выбрали бы вы вашу текущую ситуацию, если бы это не был статус кво.

    Ясно представляйте свои цели. Объективно оцените ситуацию и четко осознайте, служит ли текущее положение дел достижению ваших целей.

    Не преувеличивайте тяжесть усилий, необходимых для достижения ваших целей. Часто эти усилия на деле не так велики, как мы склонны предполагать.

    3. Ловушка невозвратных издержек – защита ранее принятых решений.

    Вы забронировали билет на футбольный матч без права возврата. И вот наступает вечер, в который назначена игра, а вы смертельно устали и за окном бушует непогода. Вы уже жалеете о том, что приобрели этот билет, потому что, честно говоря, вы гораздо охотнее остались бы дома, разожгли камин и с комфортом смотрели бы игру по телевизору. Что же делать?

    Возможно, с этим трудно согласиться, но в данном случае остаться дома – лучший вариант. Деньги на билет уже не вернуть, независимо от того, какой вариант, в конечном счете, вы предпочтете: это невозвратные издержки, и они не должны влиять на ваше решение.

    Как с ловушкой невозвратных издержек.

    Не бойтесь совершать ошибки. Разберитесь, почему признание ранее совершенных ошибок выбивает вас из колеи. Никто не застрахован от ошибок, поэтому не следует делать из этого трагедию — лучше постарайтесь извлекать из своих ошибок уроки на будущее!

    Послушайте мнение людей, кто не был вовлечен в принятие прежнего, ошибочного решения. Найдите людей, эмоционально не зависящих от прежнего решения и спросите их мнение.

    Сконцентрируйтесь на цели. Мы принимаем решения, имея в виду какие-то цели. Не привязывайтесь к конкретной серии поступков, ведущих к этим целям; всегда рассматривайте лучшие возможности для достижения своих целей.

    4. Ловушка подтверждения – когда мы принимаем желаемое за действительное.

    Вы чувствуете, что курс доллара скоро упадет, и сейчас самое время продать доллары. Чтобы убедиться в своих предположениях, вы звоните своему другу, который только что продал доллары, чтобы узнать его причины.

    Мои поздравления, вы попали в ловушку потребности в подтверждении: ища информацию, которая, по вашему мнению, с большой вероятностью должна подтвердить ваше собственное изначальное предположение, – и в то же время старательно избегая информации, бросающей вызов вашим ожиданиям.

    Такое искаженное восприятие действительности не только влияет на то, где вы будете искать необходимые факты, но также и на то, как вы будете интерпретировать полученные данные: мы гораздо менее критично относимся к аргументам, подтверждающим наши изначальные убеждения, и сопротивляемся фактам, противоречащим им.

    Не имеет значения, насколько объективными мы сами себя считаем, когда принимаем свое изначальное решение, наш мозг – интуитивно – немедленно переключает нас на альтернативные варианты, заставляя нас практически всегда подвергать сомнениям свой первичный вариант.

    Как работать ловушкой подтверждения.

    Работайте с противоречивой информацией. Изучите тщательно все факты. Не пренебрегайте данными, противоречащими вашим изначальным убеждениям. Четко представьте себе, к чему вы стремитесь: найти альтернативные варианты или успокоить себя, подтвердив свои первичные предположения!

    Станьте на время «адвокатом дьявола» (адвокат дьявола – участник дискуссии, преднамеренно защищающий позицию, которой сам не придерживается, с целью спровоцировать более активное обсуждение и выявить все возможные недочёты противоположной точки зрения).

    Организуйте дискуссию с человеком, чье мнение вы цените, против решения, которое вы были склонны изначально принять. Если у вас нет такого человека, сами займитесь построением контраргументов. Всегда добросовестно изучайте противоположные точки зрения (принимая, кстати, во внимание другие ловушки, подстерегающие ваши размышления, о которых мы здесь говорим).

    Не задавайте наводящих вопросов. Когда обращаетесь к кому-то за советом, задавайте нейтральные вопросы, чтобы не допустить простого подтверждения другими вашей точки зрения. Вопрос «Как мне поступить с долларами?» эффективнее, чем «Должен ли я продать доллары как можно быстрее?»

    Ловушки мышления и ума.

    Иллюстрация создана Евгением Вагнером с помощью искусственного интеллекта.

    5. Ловушка неполной информации – пересмотрите свое предположение.

    Иван – интроверт (человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире). Нам известно, что он либо библиотекарь, либо продавец. Кем он, по-вашему, является с наибольшей долей вероятности?

    Конечно, тут возникает большой соблазн сразу же решить, что он – библиотекарь. Ну, в самом деле, разве мы не привыкли представлять себе продавцов довольно бесцеремонными, если вообще не нахальными личностями? Однако такое обоснование может быть в корне неверным (или, по крайней мере, неточным).

    Такой вывод игнорировал бы тот факт, что продавцы превышают библиотекарей в количестве примерно 100 к 1. До того, как мы рассмотрели черты характера Ивана, мы имеем лишь 1% вероятности того, что он библиотекарь. (Это означает, что даже если все библиотекари – интроверты, то среди продавцов интровертов, по меньшей мере, 1%, что уже повышает шансы Ивана быть продавцом).

    Это лишь маленький пример того, как пренебрежение к простому элементу имеющихся данных может направить наши рассуждения в совершенно неверном направлении.

    Как работать с ловушкой неполной информации.

    Проясните для себя свои предположения. Не воспринимайте проблему так, как она выглядит с первого взгляда. Помните о том, что для решения каждой проблемы вы в первую очередь пользуетесь имплицитной, т.е. подразумеваемой, не явно выраженной информацией – вашими собственными предположениями. На деле оказывается не так уж сложно проверить достоверность своих убеждений, но вы должны их четко себе представлять.

    Всегда предпочитайте фактические данные упрощенным мысленным штампам. Наши предубеждения, например, стереотипы могут оказаться полезны во многих ситуациях, но мы должны быть всегда начеку, чтобы не переоценить их. Если у вас есть выбор, всегда отдавайте предпочтение фактам.

    6. Ловушка солидарности – все так делают.

    В ходе ряда экспериментов исследователи задавали студентам в классных аудиториях довольно простые вопросы, и, вполне естественно, большинство студентов давали правильные ответы.

    В другой группе они задавали те же самые вопросы, но на этот раз в роли студентов выступали актеры, намеренно отвечавшие неверно. С этого момента гораздо больше студентов стали отвечать на эти вопросы неправильно, основываясь на примере, поданном ассистентами исследователей.

    Этот «стадный инстинкт» в разной степени имеется у всех. Даже если мы отчаянно пытаемся этого не признавать, действия других людей сильно влияют на нас.

    Мы боимся глупо выглядеть: когда мы терпим неудачу вместе со многими другими, это не считается зазорным, а вот когда мы терпим неудачу в гордом одиночестве, то все шишки за допущенные ошибки валятся только на нас. Мы всегда испытываем давление со стороны членов коллектива, группы, которой принадлежим, направленное на то, чтобы сделать нас похожими на всех.

    Эта тенденция быть как все, и это печально известно, успешно эксплуатируется в рекламе. Нам часто продают товар не за его ценные качества, а за то, как он популярен: если все дружно, скопом покупают его, то почему бы и мне не присоединиться к ним?

    Стадная солидарность также одна из причин того, почему уж если какая-то книга возглавила список бестселлеров, то «намертво» и надолго. Потому что люди предпочитают покупать то, что покупают «все».

    Как работать с ловушкой солидарности?

    Уменьшите влияние других. Проанализировав информацию, освободитесь от мнения других людей – это первое, что нужно сделать. Это лучший способ принять решение, не будучи подверженным подсознательному влиянию популярных тенденций.

    Остерегайтесь «общественной опеки». Всегда бейте тревогу, когда кто-нибудь пытается вас в чем-то убедить, аргументируя свою настойчивость главным образом популярностью предмета обсуждения, а не его реальными достоинствами.

    Имейте смелость. Будьте тверды в своем намерении преодолевать напор посторонних и отстаивать свою точку зрения, даже несмотря на ее непопулярность. Не бойтесь указать на то, что «Король-то голый!»

    7. Ловушка иллюзии контроля – выстрел в темноту.

    Замечали ли вы, что подавляющее большинство игроков в лотерею предпочитают выбирать свои собственные числа вместо того, чтобы воспользоваться «автовыбором», который иногда предлагает автомат (т.е. кнопкой, выбирающей числа за вас)? Прим. речь идет о лотереях за рубежом.

    Всем известно, что каким бы образом мы ни выбирали числа, шанс выигрыша от этого не снижается, так почему же среди игроков так живуче стремление выбирать свои собственные числа?

    Любопытно, но даже в ситуации, которую мы совершенно не в состоянии контролировать, мы все-таки имеем иррациональную уверенность, что способны повлиять на результат. Нам просто нравится ощущать, что ситуация у нас под контролем.

    Конечно, проще всего проиллюстрировать эту ловушку на примере азартных игр, но тенденция переоценивать свои возможности контроля над ситуацией оказывает влияние практически на все аспекты нашей повседневной жизни.

    К сожалению, в отличие от примера с игрой в лотерею, приведенного выше, последствия решений, которые мы принимаем в реальной жизни, сложны и взаимосвязаны. Всегда трудно оценить, до какой степени мы ответственны за результаты, которые потом получим.

    Тогда как некоторые последствия, очевидно, являются результатом нашего собственного решения, другие, бесспорно, остаются за пределами возможности нашего прямого контроля.

    Как работать с ловушкой иллюзии контроля.

    Поймите, что случайность есть неотъемлемая часть жизни. Хотя это трудно представить и, тем более, признать, многие вещи происходят по случаю, – в том смысле, что они не зависят от ваших усилий.

    Берите на себя ответственность за те вещи, на которые вы действительно можете повлиять, но помните, что во многих случаях вы мало что можете изменить. Чем самонадеянно ожидать, что ситуация будет подвластна вашему контролю, лучше сознательно продумать свои действия на случай любого ее развития.

    Остерегайтесь предрассудков. Подумайте, как часто ваши решения основываются на предпосылках, которых вы не можете объяснить. Сделайте это неявное явным и подвергните его тщательному исследованию вместо того, чтобы безосновательно надеяться контролировать то, чего вы даже не понимаете.

    8. Ловушка веры в случайное стечение обстоятельств – обсудим теорию вероятности.

    Джон Райли (John Riley) – легенда. Он выиграл лотерею, которая имела один шанс на миллион – дважды! А вот вероятность такого события уже один на триллион, что означает одно из двух – либо лотерея – это показуха и надувательство, либо Джон попал в поле зрения Госпожи Удачи. Согласны?

    На самом деле ни то, ни другое. Давайте решим несложную задачку: если в течение нескольких лет 1000 выигравших в лотерею продолжат играть и сыграют, по крайней мере, 100 раз, пытаясь еще раз повторить «чудо» выигрыша, появляется не такой уж незначительный шанс – 10%, что кому-то из них это удастся.

    Это означает, что «чудо» не только возможно – если приложить определенные усилия, – его вероятность возрастает практически до уровня неизбежности.

    Еще один классический пример: в группе из 23 наугад выбранных человек хотя бы одна пара имеет одну и ту же дату рождения (день и месяц) с вероятностью более 50% (так называемый парадокс дня рождения). Математическая реальность противоречит обывательским убеждениям, а именно: большинство людей посчитают долю вероятности в данном случае меньшей 50%).

    Вот что такое теория вероятности.

    Как с этим работать?

    Не полагайтесь чрезмерно на инстинктивную оценку ситуации. Даже если такой способ решения проблемы сработал несколько раз, однажды он не достигнет цели. Убедитесь, что вы объективно относитесь к своим инстинктивным предчувствиям или четко представляете себе последствия своего доверия им (см. книгу «Одураченные случайностью»).

    Остерегайтесь оценивать шансы «после события». Одно дело рассматривать тот факт, что кто-то выиграл в лотерею дважды – ретроспективно. И совершенно другое дело, когда конкретный человек – выбранный до получения результатов – выигрывает: это, в самом деле, может быть расценено, как 1 шанс на триллион, и заставит сомневаться в законности проведения лотереи.

    Ошибка – такое же важное обстоятельство в жизни, как и правда.

    Карл Юнг

    На пути к успеху я столкнулся лишь с немногими неудачами. И я постарался не совершить самую большую ошибку – слишком сильно беспокоиться о своих ошибках.

    Кеммонс Уилсон, американский бизнесмен, основатель сети отелей Holiday Inn.

    Тема статьи: Как защитить свой ум от ошибок или 8 ловушек нашего мышления.

    Источник: vk.com/life2hack

    Обработал Евгений Вагнер.

    Рекомендую изучить статью «20 когнитивных искажений».

    Книга как разогнать мозг - кнопка пуск.

    Принципы креативности.

    Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой. ▼

    Купить все книги по креативности Евгения Вагнера.

    Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

    #креативность #мышление #ум #способности #творчество

    Взгляните на эти публикации, там много интересного:

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Интересное по теме:

  • Лог ошибок вин 11
  • Личный кабинет налогоплательщика ошибка авторизации
  • Лифт тиссен крупп ошибки
  • Лови ошибку картинка
  • Лог ошибок wot

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии