Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости для больших успехов
Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?
Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
- универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
- воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Недостатки приема «Лови ошибку!»
Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
- Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
- Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
- Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
- Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
- Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
- Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
- Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
- Используйте доску, мультимедиа, карточки.
- Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
- Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках по разным предметам
Русский язык
Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное).
Окружающий мир
Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)
Литература
«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)
Английский язык
What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)
Математика
10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.
Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»? Поделитесь в комментариях.
Об авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Порядок вывода комментариев:
Прием «Лови ошибку!»
Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках
я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и
зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле
ошибок»?
При объяснении нового материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или
несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность,
учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
·
универсален, его применение
возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
·
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;
·
развивает аналитические
способности;
·
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;
·
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
·
воздействует на эмоциональную
сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Этот приём можно использовать
как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для
повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Примеры применения приема
«Лови ошибку» на уроках русского языка
1)
Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит
Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.
2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а
можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое
правило не знает ученик, допустивший ошибки?
Вьюга.
На улице стаит халодная
зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в
окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.
3)Учитель
даёт установку найти определенное количество ошибок.
Найди ошибки (11 ошибок)
Пруд ожил.
Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо
кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как
на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты.
Мы любим играт у пруда.
4)Можно не
указывать число ошибок в тексте.
Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По
трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.
Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и
метод писать грамотно и без ошибок.
Многие учителя пользуются этим методом, основываясь на собственном преподавательском опыте. «Лови ошибку» позволяет не только проверить, внимательно ли вас слушают ученики, но и убедиться в том, что пройденный материал усвоен качественно. Рассказываем об основных преимуществах этого метода, способах и примерах применения его на уроках.то представляет собой метод?
Учитель намеренно допускает ошибку в своем рассказе или записи на доске. Задача учеников — найти и исправить ее. Педагог может предупреждать детей, что им предстоит «поймать ошибку», чтобы заранее привлечь их внимание. Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных фактов и дат. Слушая исправления, которые вносят ученики, преподаватель может сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются).
Учитель может варьировать правила «ловли ошибок» в зависимости от уровня подготовки учеников и сложности материала:
* В начальных классах лучше предупреждать о «начале игры» и намекать детям на место ошибки мимикой и интонацией.
* Используйте этот метод для индивидуального подхода как к сильным, так и к отстающим ученикам. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс.
* Установите фиксированное количество ошибок и неточностей, которые учащиеся должны найти в тексте, вашем рассказе или целом уроке. Можно добавить азарта, поделив класс на команды и выставляя баллы за каждое верное исправление.
* Применяя метод для повторения сложных вопросов, акцентируйте внимание учеников на верных исправлениях, а не самих неточностях, чтобы в их памяти откладывались только правильные варианты ответа.
* Попробуйте использовать этот прием в начале урока в качестве разминки, чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли бдительность» и не отвлекались, или в конце занятия, чтобы подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам».
«Ловить ошибку» можно на любом школьном предмете
Вот несколько примеров применения приёма:
Литература
«Николай Васильевич Гоголь сжёг первый том «Мертвых душ»».
Фактическая ошибка: уничтожен второй том.
Русский язык
Здесь ошибки можно поделить на письменные и устные. Первые учитель пишет на доске или выдает тексты для исправления, вторые — неправильное использование ударений или форм слов, которые ученики должны выявить.
История
Можно допускать ошибки в датах («Великая Отечественная война закончилась в 1946-м году»), в хронологии и фактах, смешивая события и персонажей из разных эпох, чтобы у учеников после исправления сформировалось четкое представление о последовательности исторических лиц и событий. Например: «После победы в Северной войне Петр I отправился за границу изучать корабельное мастерство». Или: «Екатерина I пыталась подавить Пугачевское восстание» (Пугачевское восстание пришлось на правления Екатерины II).Математика
Намеренные ошибки в подсчетах и порядке вычисления «4+2:2= 3»
Английский язык
«She started his career in 2010».
Вместо «his» должно быть «her».
Биология
«Пауки — единственные насекомые, которые плетут паутину».
Пауки не являются насекомыми, а относятся к отдельному классу «паукообразные».
Возможности использования этого метода ограничены только вашей фантазией. «Лови ошибку» помогает развивать у детей критическое мышление и аналитические способности, а также позволяет применять на практике полученные знания. Такая необычная форма проверки пройденного материала требует от учеников внимательности и способности анализировать услышанное.
А вы уже применяли этот метод?
13 октября 2015 года на сайте издательства
«Учитель» я приняла участие в вебинаре по
данной теме и она меня очень заинтересовала. Так
как данная технология позволяет строить учебный
процесс на научно-обоснованных закономерностях
взаимодействия личности и информации, что
полностью соответствует требованиям к
современному уроку.
Вебинар проводила Почётный работник
образования Лободина Наталья Викторовна,
которая очень подробно рассказала
- об истоках возникновения технологии развития
критического мышления, - о целях применения и направлениях,
- а так же о структуре урока, на котором
применяется данная технология - и её функциях.
Кто же такой критически мыслящий (КМ) человек?
Во-первых, КМ человек задаёт вопросы:
— Что я знаю по данной теме?
— Что я узнал нового при изучении этой темы?
— Как изменились мои знания к концу урока?
— Что я буду с этим делать? Где пригодятся мне
эти знания?
Отвечая на все эти вопросы, можно сказать, что у
учащегося сформированы навыки КМ.
В своём выступлении я хочу рассказать о приёмах
этой технологии, которые я использую на своих
уроках.
Презентация.
Кластер — многие из нас этим словом не
пользуются, но многие из нас этот приём
используют.
Иногда этот способ называют наглядным
«Мозговым штурмом». Этот приём я часто
использую на уроках русского языка и окружающего
мира.
Например, начиная изучать раздел «Имя
существительное» учащиеся самостоятельно
составляют свой кластер, всё, что знают про имя
существительное. Обучающиеся выписывают все
слова, которые у них ассоциируются с данным
словом. Затем проводится коллективная работа по
заполнению общего кластера (всё, что вспомнили об
имени существительном).
Или при изучении темы «Природные зоны.
Лес.» Ребятам даётся задание составить кластер
по данной теме.
Приём позволяет охватить избыточный материал
информации, таким образом сократить текстовый
материал учебника нескольких страниц до размера
кластера.
Приём»Знаю — Узнал — Хочу узнать» один из
способов графической организации и
структурирования материала, который
целесообразно применять при работе в парах.
При изучении темы урока: «Моря, озёра и реки
России» детям раздаётся табличка
- 1 шаг — Дети знают только тему урока, до
знакомства текста заполнить в парах колонку ЗНАЮ
и ХОЧУ УЗНАТЬ по данной теме. - 2 шаг — по ходу знакомства с новым материалом,
дети заполняют колонку УЗНАЛ - 3 шаг -подведение итогов — сопоставляется
содержание граф, делается вывод.
В данную табличку можно в старших классах
добавить ещё 2 колонки — ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ и
ЧТО ОСТАЛОСЬ НЕРАСКРЫТЫМ
Приём «Верю — не верю»
Предлагается перед началом стадии вызова урока
таблица, где записаны вопросы по новой изучаемой
теме. Если учащийся верит, то ставит +, не верит — ,
сомневается ?
Вот такую табличку заполняли ребята по теме:»Моря,
озёра и реки России».
В конце урока (на стадии подведения итогов
урока) необходимо вернуться к данной табличке и
исправить, если требуется, ответы на вопросы.
Следующий приём «Корзина идей»
При изучении темы «Слова с непроизносимыми
согласными», учитель задаёт вопрос:
— Ребята, как вы думаете, любой согласный может
считаться непроизносимым? Запишите как можно
больше слов, предложений, связанных с понятием
непроизносимые согласные. (1 минута).
После записи, дети обсуждают со своим соседом
информацию и составляют общий ответ на мой
вопрос. (1 минута)
Далее происходит “Сброс идей в корзину”.
Учитель фиксирует реплики на доске. Основное
условие – не повторять то, что уже было сказано
другими.
Вот такие идеи предложили мне ученики по теме
«Непроизносимые согласные»
Прием «Инсерт»
Маркировка текста используется для того,
чтобы ученик узнал новое и отказался от
неправильной информации.
Маркировка текста производится с помощью
специальных знаков:
— ставят“галочку” — если информация известна
— “плюсик” — узнали что-то новое
— “минус” — противоречит тому, что знаю; думал
иначе или не согласен с информацией
— “знак вопроса” — хочу узнать подробнее
При изучении темы «Части речи. Глагол»
детям даётся текст, который они читают и делают
пометки в виде условных знаков.
Глагол – это самостоятельная часть
речи, которая обозначает действие и отвечает на
вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет
начальную форму, которая называется
неопределенной формой глагола (или инфинитивом):
ходить, стоять.
Глаголы изменяются по временам: прошедшее
время – погасил, настоящее время – гасит,
будущее время – погасит.
Изменение глаголов по лицам и числам
называется спряжением. Спрягаются глаголы
только в настоящем и будущем времени. В прошедшем
времени глаголы изменяются по родам и числам.
В предложении глагол обычно служит сказуемым и
вместе с подлежащим образует его грамматическую
основу.
Затем ученики выписывают все, что знали раньше
о глаголе в первую колонку таблицы “я знаю…”, во
вторую “узнал новое”, в третью – “хочу узнать”.
Далее, по составленной таблице ведётся беседа:
— Что из того, что вы прочитали, вам было уже
знакомо? Что оказалось новым? С чем вы не
согласны? Что вызвало сомнение? Почему? Докажите
свою точку зрения.
Очень часто приём «Инсерт» (маркировку
текста) я использую при знакомстве с правилом.
Ребята с удовольствием ставят значки, а затем я
выясняю для себя, уровень знаний детей, над чем
нужно поработать дополнительно.
Приём «Лови ошибку»
Даётся текст с ошибками с целью проверить
имеющиеся знания детей.
Учитель заранее подготавливает текст. Важно,
чтобы ошибки содержали виды 2-х уровней:
- А — явный, ошибки достаточно легко выявляются
учащимися, исходя из личного опыта и знаний. - Б — скрытый (более высокий), который можно
установить, только изучив новый материал.
Учащиеся прогнозируют, аргументируют свои
выводы. Учитель предлагает изучить новый
материал, после чего вернуться к заданию и
исправить те ошибки, которые не удалось
исправить в начале урока.
Приём «6 думающих шляп»
Класс делится на 6 групп. Каждой группе
вверяется одна из шести шляп различного цвета.
Каждая шляпа несёт свою задачу. Одевая
поочерёдно каждую шляпу, группа рассматривает
ситуацию с различных точек зрения.
Шикарно использовать этот приём при изучении
литературных произведений.
Вот какой урок получился при использовании
данного приёма.
Тема урока: Басня «Как мужик камень убрал»
Льва Толстого.
Дети разделились по группам. Каждая группа
выбрала себе шляпу определённого цвета. Затем
дети читали текст самостоятельно, а дальше
обсуждали текст с точки зрения своей цветной
шляпы.
- «Белая шляпа» представила
факты и выдержки из текста:
На площади нужно убрать большой камень.
Предлагалось много вариантов. Один мужик сказал:
«А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»
- “Жёлтая шляпа” должна найти в
тексте позитивное и вот, что ребята определили:
Мужик предложил более выгодный вариант по
бюджету. Он оказался находчивым и
предприимчивым. За смекалку ему сверху добавили
ещё 100 рублей.
- “Чёрная шляпа” выделяет
негативное из басни:
Когда спрашивали инженеров, как убрать этот
камень и сколько это будет стоить, два учёных
инженера предложили каждый свой трудоёмкий
способ, но запросили за это очень много денег.
- “Красная шляпа” говорит об
эмоциях:
Мужика предложил выкопать подле самого камня
большую яму, землю из ямы развалить на площади,
свалить камень в яму и разровнять землю, что
вызвало у меня чувство восхищения находчивостью
и хорошей выдумкой мужика.
- “Зелёная шляпа” — творческая:
Если бы не нашлось такого мужика, возможно, был
бы предложен конкурс для нахождения простого
способа, чтобы убрать камень. Или
градоначальники выбрали способ 2 учёного
инженера — он меньше запросил денег.
- “Синяя шляпа” сделала вывод,
обобщив всё сказанное:
Л.Н.Толстой выбрал для своего произведения
главных героев не случайно. Инженеров для того,
чтобы показать силу, а мужика — смекалку. Поэтому
мы считаем, что мораль этой басни такова: Сила
ломит всё, а ум силу.
Применение приёма “Шесть шляп мышления”
способствовало творческому самовыражению
личности ребёнка при анализе басни.
Обучающиеся были увлечены заданием и смогли
представить свою работу в группе всему классу
Развитие критического мышления приводит к
следующим результатам.
— Формируется высокая мотивация учащихся к
образовательному процессу.
— Возрастают мыслительные возможности
учащихся, гибкость мышления.
— Развивается способность самостоятельно
конструировать понятия и оперировать ими, а
также передавать другим авторскую информацию,
подвергать ее коррекции, понимать и принимать
точку зрения другого человека.
Характеристика приемов технологии
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что
знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.
Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные
смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать
на различных стадиях урока.
Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом
случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы
выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”
Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” — это работа с таблицей.
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические
сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2
графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? |
Формулирование целей |
Соотношение старой и новой информации |
Прием “Написание синквейна”
Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:
Звуки
Гласные и согласные.
Льются, звенят, гремят.
Используются в устной речи.
Фонетика.
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Прием “Толстые и тонкие вопросы” может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на
стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие? |
Толстые? |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Дайте три объяснения: почему? Объясните: почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите: что будет, если…? Что, если…? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)
В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием “Ключевые слова”
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной
последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые
не удалось выявить в начале урока.
Прием “Нарисуйте счастье”
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем
объяснить свои рисунки.
Прием “Письмо по кругу”
Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с
членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до
тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием “Пометки на полях”
Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу,
проверить работу.
Маркировочные пометки:
- Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
- Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
- Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка — “+” и “V”, 3 значка — “+”, “V”, “?” или 4 значка — “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе).
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” — знаю |
“+” — новое |
“?” — есть вопросы |
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием “Написание эссе”
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее
подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее
выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к
собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
- Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
- Работа над черновиком.
- Правка. Может осуществляться в паре.
- Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
- Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
- Обсуждаемая тема (проблема).
- Собственная позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
- Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
- Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии — довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной
рефлексии:
- Регулярная возможность писать.
- Выбор интересной темы для письма.
- Наличие образцов.
- Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
- Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
- Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
(Использованы материалы статьи Еремеевой Елены Матвеевны «Технология развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку»)