Локализация ошибки этап

7.1. Способы локализации

После
того, как с помощью контрольных тестов
(или каким либо другим путем) установлено,
что в программе или в конкретном ее
блоке имеется ошибка, возникает задача
ее локализации, то есть установления
точного места в программе, где находится
ошибка.

Процесс
локализации ошибок состоит из следующих
трех компонент:

1.
Получение на машине тестовых результатов.

2.
Анализ тестовых результатов и сверка
их с эталонными.

3.
Выявление ошибки или формулировка
предположения о характере и месте ошибки
в программе.

По
принципам работы средства локализации
разделяются на 4 типа :

1.
Аварийная печать.

2.
Печать в узлах.

3.
Слежение.

4.
Прокрутка.

АВАРИЙНАЯ
ПЕЧАТЬ

осуществляется один раз при работе
отлаживаемой программы, в момент
возникновения аварийной ситуации в
программе, препятствующей ее нормальному
выполнению. Тем самым, конкретное место
включения в работу аварийной печати
определяется автоматически без
использования информации от программиста,
который должен только определить список
выдаваемых на печать переменных.

ПЕЧАТЬ
В УЗЛАХ

включается в работу в выбранных
программистом местах программы; после
осуществления печати значений данных
переменных продолжается выполнение
отлаживаемой программы.

СЛЕЖЕНИЕ
производится или по всей программе, или
на заданном программистом участке.
Причем слежение может осуществляться
как за переменными (арифметическое
слежение), так и за операторами (логическое
слежение). Если обнаруживается, что
происходит присваивание заданной
переменной или выполнение оператора с
заданной меткой, то производится печать
имени переменной или метки и выполнение
программы продолжается. Отличием от
печати в узлах является то, что место
печати может точно и не определяться
программистом (для арифметического
слежения); отличается также и содержание
печати.

ПРОКРУТКА
производится на заданных участках
программы, и после выполнения каждого
оператора заданного типа (например,
присваивания или помеченного) происходит
отладочная печать.

По
типам печатаемых значений (числовые и
текстовые или меточные) средства
разделяются на арифметические и
логические.

7.2. Классификация средств локализации ошибок

Ниже
дана классификация средств локализации.

ТИПЫ
СРЕДСТВ ЛОКАЛИЗАЦИИ ОШИБОК :

1.
Языковые.

1.1.
Обычные.

1.2.
Специальные.

2.
Системные.

(3.
Пакетные)

СРЕДСТВА
ЛОКАЛИЗАЦИИ:

1.
Аварийная печать (арифметическая).

1.1.
Специальные средства языка.

1.2.
Системные средства.

2.
Печать в узлах (арифметическая).

2.1.
Обычные средства языка.

2.2.
Специальные средства языка.

3.
Слежение (специальные средства).

3.1.
Арифметическое.

3.2.
Логическое.

4.
Прокрутка (специальные средства).

4.1.
Арифметическая.

4.2.
Логическая.

8. Технология отладки программы автоматизации учета движения товаров на складе малого предприятия

При
отладке программы использовались
следующие методы контроля и локализации
ошибок (обзор методов см. в теоретической
части раздела) :

1.
Просмотр текста программы и прокрутка
с целью обнаружения явных синтаксических
и логических ошибок.

2.
Трансляция программы (транслятор выдает
сообщения об обнаруженных им ошибках
в тексте программы).

3.
Тестирование.
Тестирование
проводилось посредством ввода исходных
данных, с дальнейшей их обработкой,
выводом результатов на печать и экран.
Результаты работы программы сравнивались
заданными в техническом задании.

4.
При локализации ошибок преимущественно
использовалась печать в узлах, которыми
являлись в основном глобальные переменные,
переменные, используемые при обмене
данными основной программы с подпрограммами.

Отладка
программы производилась по следующему
алгоритму :

1.
Прогонка программы с набором тестовых
входных данных и выявление наличия
ошибок.

2.
Выделение области программы, в которой
может находиться ошибка. Просмотр
листинга программы с целью возможного
визуального обнаружения ошибок. В
противном случае — установка контрольной
точки примерно в середине выделенной
области.

3.
Новая прогонка программы. Если работа
программы прервалась до обработки
контрольной точки, значит, ошибка
произошла раньше. Контрольная точка
переносится, и процесс отладки возвращается
к шагу 2.

4.
Если контрольная точка программы была
обработана, то далее следует изучение
значений регистров, переменных и
параметров программы с тем, чтобы
убедиться в их правильности. При появлении
ошибки — новый перенос контрольной точки
и возврат к шагу 2.

5.
В случае не обнаружения ошибки продолжение
выполнения программы покомандно, с
контролем правильности выполнения
переходов и содержимого регистров и
памяти в контрольных точках. При
локализации ошибки она исправляется и
процесс возвращается к шагу 1.

В
качестве тестовых входных данных
использовалась последовательность
частотных выборок, генерируемых
имитатором в режиме 1. (Каждому интервалу
соответствует фиксированное значение
выборок.)

Соседние файлы в папке 4Diplom

  • #

    16.04.201332.77 Кб9A4.vsd

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация ошибок

Отладка – это процесс локализации и исправления ошибок, обнаруженных при тестировании программного обеспечения. Локализацией называют процесс определения оператора программы, выполнение которого вызвало нарушение нормального вычислительного процесса. Доя исправления ошибки необходимо определить ее причину, т. е. определить оператор или фрагмент, содержащие ошибку. Причины ошибок могут быть как очевидны, так и очень глубоко скрыты.

В целом сложность отладки обусловлена следующими причинами:

  • требует от программиста глубоких знаний специфики управления используемыми техническими средствами, операционной системы, среды и языка программирования, реализуемых процессов, природы и специфики различных ошибок, методик отладки и соответствующих программных средств;
  • психологически дискомфортна, так как необходимо искать собственные ошибки и, как правило, в условиях ограниченного времени;
  • возможно взаимовлияние ошибок в разных частях программы, например, за счет затирания области памяти одного модуля другим из-за ошибок адресации;
  • отсутствуют четко сформулированные методики отладки.

В соответствии с этапом обработки, на котором проявляются ошибки, различают:

  • синтаксические ошибки — ошибки, фиксируемые компилятором (транслятором, интерпретатором) при выполнении синтаксического и частично семантического анализа программы; 
  • логические ошибки — …; 
  • ошибки компоновки — ошибки, обнаруженные компоновщиком (редактором связей) при объединении модулей программы;
  • ошибки выполнения — ошибки, обнаруженные операционной системой, аппаратными средствами или пользователем при выполнении программы.

Синтаксические ошибки. Синтаксические ошибки относят к группе самых простых, так как синтаксис языка, как правило, строго формализован, и ошибки сопровождаются развернутым комментарием с указанием ее местоположения. Определение причин таких ошибок, как правило, труда не составляет, и даже при нечетком знании правил языка за несколько прогонов удается удалить все ошибки данного типа.

Следует иметь в виду, что чем лучше формализованы правила синтаксиса языка, тем больше ошибок из общего количества может обнаружить компилятор и, соответственно, меньше ошибок будет обнаруживаться на следующих этапах. В связи с этим говорят о языках программирования с защищенным синтаксисом и с незащищенным синтаксисом. К первым, безусловно, можно отнести Pascal, имеющий очень простой и четко определенный синтаксис, хорошо проверяемый при компиляции программы, ко вторым — Си со всеми его модификациями. Чего стоит хотя бы возможность выполнения присваивания в условном операторе в Си, например:

if (c = n) x = 0; /* в данном случае не проверятся равенство с и n, а выполняется присваивание с значения n, после чего результат операции сравнивается с нулем, если программист хотел выполнить не присваивание, а сравнение, то эта ошибка будет обнаружена только на этапе выполнения при получении результатов, отличающихся от ожидаемых.

Ошибки компоновки. Ошибки компоновки, как следует из названия, связаны с проблемами, обнаруженными при разрешении внешних ссылок. Например, предусмотрено обращение к подпрограмме другого модуля, а при объединении модулей данная подпрограмма не найдена или не стыкуются списки параметров. В большинстве случаев ошибки такого рода также удается быстро локализовать и устранить.

Ошибки выполнения. К самой непредсказуемой группе относятся ошибки выполнения. Прежде всего они могут иметь разную природу, и соответственно по-разному проявляться. Часть ошибок обнаруживается и документируется операционной системой. Выделяют четыре способа проявления таких ошибок:

  • появление сообщения об ошибке, зафиксированной схемами контроля выполнения машинных команд, например, переполнении разрядной сетки, ситуации «деление на ноль», нарушении адресации и т. п.;
  • появление сообщения об ошибке, обнаруженной операционной системой, например, нарушении защиты памяти, попытке записи на устройства, защищенные от записи, отсутствии файла с заданным именем и т. п.;
  • «зависание» компьютера, как простое, когда удается завершить программу без перезагрузки операционной системы, так и «тяжелое», когда для продолжения работы необходима перезагрузка;
  • несовпадение полученных результатов с ожидаемыми.

Примечание. Отметим, что, если ошибки этапа выполнения обнаруживает пользователь, то в двух первых случаях, получив соответствующее сообщение, пользователь в зависимости от своего характера, степени необходимости и опыта работы за компьютером, либо попробует понять, что произошло, ища свою вину, либо обратится за помощью, либо постарается никогда больше не иметь дела с этим продуктом. При «зависании» компьютера пользователь может даже не сразу понять, что происходит что-то не то, хотя его печальный опыт и заставляет волноваться каждый раз, когда компьютер не выдает быстрой реакции на введенную команду, что также целесообразно иметь в виду. Также опасны могут быть ситуации, при которых пользователь получает неправильные результаты и использует их в своей работе.

Причины ошибок выполнения очень разнообразны, а потому и локализация может оказаться крайне сложной. Все возможные причины ошибок можно разделить на следующие группы:

  • неверное определение исходных данных,
  • логические ошибки,
  • накопление погрешностей результатов вычислений.

Методы отладки программного обеспечения

Отладка программы в любом случае предполагает обдумывание и логическое осмысление всей имеющейся информации об ошибке. Большинство ошибок можно обнаружить по косвенным признакам посредством тщательного анализа текстов программ и результатов тестирования без получения дополнительной информации. При этом используют различные методы:

  • ручного тестирования;
  • индукции;
  • дедукции;
  • обратного прослеживания.

Метод ручного тестирования

Это — самый простой и естественный способ данной группы. При обнаружении ошибки необходимо выполнить тестируемую программу вручную, используя тестовый набор, при работе с которыми была обнаружена ошибка. Метод очень эффективен, но не применим для больших программ, программ со сложными вычислениями и в тех случаях, когда ошибка связана с неверным представлением программиста о выполнении некоторых операций. Данный метод часто используют как составную часть других методов отладки.

Метод индукции

Метод основан на тщательном анализе симптомов ошибки, которые могут проявляться как неверные результаты вычислений или как сообщение об ошибке. Если компьютер просто «зависает», то фрагмент проявления ошибки вычисляют, исходя из последних полученных результатов и действий пользователя. Полученную таким образом информацию организуют и тщательно изучают, просматривая соответствующий фрагмент программы. В результате этих действий выдвигают гипотезы об ошибках, каждую из которых проверяют. Если гипотеза верна, то детализируют информацию об ошибке, иначе — выдвигают другую гипотезу. Последовательность выполнения отладки методом индукции показана на рисунке в виде схемы алгоритма.

Самый ответственный этап — выявление симптомов ошибки. Организуя данные об ошибке, целесообразно записать все, что известно о её проявлениях, причем фиксируют, как ситуации, в которых фрагмент с ошибкой выполняется нормально, так и ситуации, в которых ошибка проявляется. Если в результате изучения данных никаких гипотез не появляется, то необходима дополнительная информация об ошибке. Дополнительную информацию можно получить, например, в результате выполнения схожих тестов. В процессе доказательства пытаются выяснить, все ли проявления ошибки объясняет данная гипотеза, если не все, то либо гипотеза не верна, либо ошибок несколько.

Метод дедукции

По методу дедукции вначале формируют множество причин, которые могли бы вызвать данное проявление ошибки. Затем анализируя причины, исключают те, которые противоречат имеющимся данным. Если все причины исключены, то следует выполнить дополнительное тестирование исследуемого фрагмента. В противном случае наиболее вероятную гипотезу пытаются доказать. Если гипотеза объясняет полученные признаки ошибки, то ошибка найдена, иначе — проверяют следующую причину.

Метод обратного прослеживания

Для небольших программ эффективно применение метода обратного прослеживания. Начинают с точки вывода неправильного результата. Для этой точки строится гипотеза о значениях основных переменных, которые могли бы привести к получению имеющегося результата. Далее, исходя из этой гипотезы, делают предложения о значениях переменных в предыдущей точке. Процесс продолжают, пока не обнаружат причину ошибки.

Методы и средства получения дополнительной информации

Для получения дополнительной информации об ошибке можно выполнить добавочные тесты или использовать специальные методы и средства:

  • отладочный вывод;
  • интегрированные средства отладки;
  • независимые отладчики.

Отладочный вывод. Метод требует включения в программу дополнительного отладочного вывода в узловых точках. Узловыми считают точки алгоритма, в которых основные переменные программы меняют свои значения. Например, отладочный вывод следует предусмотреть до и после завершения цикла изменения некоторого массива значений. (Если отладочный вывод предусмотреть в цикле, то будет выведено слишком много значений, в которых, как правило, сложно разбираться.) При этом предполагается, что, выполнив анализ выведенных значений, программист уточнит момент, когда были получены неправильные значения, и сможет сделать вывод о причине ошибки.

Данный метод не очень эффективен и в настоящее время практически не используется, так как в сложных случаях в процессе отладки может потребоваться вывод большого количества — «трассы» значений многих переменных, которые выводятся при каждом изменении. Кроме того, внесение в программы дополнительных операторов может привести к изменению проявления ошибки, что нежелательно, хотя и позволяет сделать определенный вывод о ее природе.

Примечание. Ошибки, исчезающие при включении в программу или удалению из нее каких-либо «безобидных» операторов, как правило, связаны с «затиранием» памяти. В результате добавления или удаления операторов область затирания может сместиться в другое место и ошибка либо перестанет проявляться, либо будет проявляться по-другому.

Интегрированные средства отладки. Большинство современных сред программирования (Delphi, Builder C++, Visual Studio и т. д.) включают средства отладки, которые обеспечивают максимально эффективную отладку. Они позволяют:

  • выполнять программу по шагам, причем как с заходом в подпрограммы, так и выполняя их целиком;
  • предусматривать точки останова;
  • выполнять программу до оператора, указанного курсором; 
  • отображать содержимое любых переменных при пошаговом выполнении;
  • отслеживать поток сообщений и т. п.

Отладка с использованием независимых отладчиков. 

При отладке программ иногда используют специальные программы — отладчики, которые позволяют выполнить любой фрагмент программы в пошаговом режиме и проверить содержимое интересующих программиста переменных. Как правило такие отладчики позволяют отлаживать программу только в машинных командах, представленных в 16-ричном коде.

Общая методика отладки программного обеспечения

Суммируя все сказанное выше, можно предложить следующую методику отладки программного обеспечения:

1 этап — изучение проявления ошибки — если выдано какое-либо сообщение или выданы неправильные или неполные результаты, то необходимо их изучить и попытаться понять, какая ошибка могла так проявиться. При этом используют индуктивные и дедуктивные методы отладки. В результате выдвигают версии о характере ошибки, которые необходимо проверить. Для этого можно применить методы и средства получения дополнительной информации об ошибке. Если ошибка не найдена или система просто «зависла», переходят ко второму этапу.

2 этап — локализация ошибки — определение конкретного фрагмента, при выполнении которого произошло отклонение от предполагаемого вычислительного процесса. Локализация может выполняться:

  • путем отсечения частей программы, причем, если при отсечении некоторой части программы ошибка пропадает, то это может означать как то, что ошибка связана с этой частью, так и то, что внесенное изменение изменило проявление ошибки;
  • с использованием отладочных средств, позволяющих выполнить интересующих нас фрагмент программы в пошаговом режиме и получить дополнительную информацию о месте проявления и характере ошибки, например, уточнить содержимое указанных переменных.

При этом если были получены неправильные результаты, то в пошаговом режиме проверяют ключевые точки процесса формирования данного результата. Как подчеркивалось выше, ошибка не обязательно допущена в том месте, где она проявилась. Если в конкретном случае это так, то переходят к следующему этапу.

3 этап — определение причины ошибки — изучение результатов второго этапа и формирование версий возможных причин ошибки. Эти версии необходимо проверить, возможно, используя отладочные средства для просмотра последовательности операторов или значений переменных.

4 этап — исправление ошибки — внесение соответствующих изменений во все операторы, совместное выполнение которых привело к ошибке.

5 этап — повторное тестирование — повторение всех тестов с начала, так как при исправлении обнаруженных ошибок часто вносят в программу новые.

Следует иметь в виду, что процесс отладки можно существенно упростить, если следовать основным рекомендациям структурного подхода к программированию:

  • программу наращивать «сверху-вниз», от интерфейса к обрабатывающим подпрограммам, тестируя ее по ходу добавления подпрограмм;
  • выводить пользователю вводимые им данные для контроля и проверять их на допустимость сразу после ввода;
  • предусматривать вывод основных данных во всех узловых точках алгоритма (ветвлениях, вызовах подпрограмм).

Кроме того, следует более тщательно проверять фрагменты программного обеспечения, где уже были обнаружены ошибки, так как вероятность ошибок в этих местах по статистике выше. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, ошибки чаще допускают в сложных местах или в тех случаях, если спецификации на реализуемые операции недостаточно проработаны. Во-вторых, ошибки могут быть результатом того, что программист устал, отвлекся или плохо себя чувствует. В-третьих, как уже упоминалось выше, ошибки часто появляются в результате исправления уже найденных ошибок.

Источник:

Можно предложить следующую методику отладки программного обеспечения, написанного на универсальных языках программирования для выполнения в операционных системах MS DOS и Win32:

1 этап — изучение проявления ошибки — если выдано какое-либо сообщение или выданы неправильные или неполные результаты, то необходимо их изучить и попытаться понять, какая ошибка могла так проявиться. При этом используют индуктивные и дедуктивные методы отладки. В результате выдвигают версии о характере ошибки, которые необходимо проверить. Для этого можно применить методы и средства получения дополнительной информации об ошибке.

Если ошибка не найдена или система просто «зависла», переходят ко второму этапу.

2 этап — локализация ошибки — определение конкретного фрагмента, при выполнении которого произошло отклонение от предполагаемого вычислительного процесса. Локализация может выполняться:

путем отсечения частей программы, причем, если при отсечении некоторой части программы ошибка пропадает, то это может означать как то, что ошибка связана с этой частью, так и то, что внесенное изменение изменило проявление ошибки;

с использованием отладочных средств, позволяющих выполнить интересующих нас фрагмент программы в пошаговом режиме и получить дополнительную информацию о месте проявления и характере ошибки, например, уточнить содержимое указанных переменных.

При этом если были получены неправильные результаты, то в пошаговом режиме проверяют ключевые точки процесса формирования данного результата.

Как подчеркивалось выше, ошибка не обязательно допущена в том месте, где она проявилась. Если в конкретном случае это так, то переходят к следующему этапу.

3 этап — определение причины ошибки — изучение результатов второго этапа и формирование версий возможных причин ошибки. Эти версии необходимо проверить, возможно, используя отладочные средства для просмотра последовательности операторов или значений переменных.

4 этап — исправление ошибки — внесение соответствующих изменений во все операторы, совместное выполнение которых привело к ошибке.

5 этап — повторное тестирование — повторение всех тестов с начала, так как при исправлении обнаруженных ошибок часто вносят в программу новые.

Следует иметь в виду, что процесс отладки можно существенно упростить, если следовать основным рекомендациям структурного подхода к программированию:

программу наращивать «сверху-вниз», от интерфейса к обрабатывающим подпрограммам, тестируя ее по ходу добавления подпрограмм;

выводить пользователю вводимые им данные для контроля и проверять их на допустимость сразу после ввода;

предусматривать вывод основных данных во всех узловых точках алгоритма (ветвлениях, вызовах подпрограмм).

Кроме того, следует более тщательно проверять фрагменты программного обеспечения, где уже были обнаружены ошибки, так как вероятность ошибок в этих местах по статистике выше. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, ошибки чаще допускают в сложных местах или в тех случаях, если спецификации на реализуемые операции недостаточно проработаны. Вовторых, ошибки могут быть результатом того, что программист устал, отвлекся или плохо себя чувствует. В-третьих, как уже упоминалось выше, ошибки часто появляются в результате исправления уже найденных ошибок.

Возвращаясь к рис. 10.2, можно отметить, что проще всего обычно искать ошибки определения данных и ошибки накопления погрешностей: их причины локализованы в месте проявления. Логические ошибки искать существенно сложнее. Причем обнаружение ошибок проектирования требует возврата на предыдущие этапы и внесения соответствующих изменений в проект. Ошибки кодирования бывают как простые, например, использование неинициализированной переменной, так и очень сложные, например, ошибки, связанные с затиранием памяти.

 Затиранием памяти называют ошибки, приводящие к тому, что в результате записи некоторой информации не на свое место в оперативной памяти, затираются фрагменты данных или даже команд программы. Ошибки подобного рода обычно вызывают появление сообщения об ошибке. Поэтому определить фрагмент, при выполнении которого ошибка проявляется, несложно. А вот определение фрагмента программы, который затирает память — сложная задача, причем, чем длиннее программа, тем сложнее искать ошибки такого рода. Именно в этом случае часто прибегают к удалению из программы частей, хотя это и не обеспечивает однозначного ответа на вопрос, в какой из частей программы находится ошибка. Эффективнее попытаться определить операторы, которые записывают данные в память не по имени, а по адресу, и последовательно их проверить. Особое внимание при этом следует обращать на корректное распределение памяти под данные.

В этой статье мы расскажем о том, что делает QA-специалист, когда он находит тот или иной баг. Также рассмотрим, какие бывают дефекты и с чем их «едят».

Основные термины:

Дефект (или баг)  — изъян в компоненте или системе, который может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию. Дефект, обнаруженный во время выполнения, может привести к отказам компонента или системы. Например: невозможно сохранить данные после заполнения анкеты.

Ошибка — действие человека, которое может привести к неправильному результату. Например: ввод букв в поле для ввода даты (должны приниматься только цифры) с последующим сохранением данных.

Отказ (failure)  — отклонение компонента или системы от ожидаемого результата, выполнения, эксплуатации. Например: при переходе на следующую страницу анкеты данные предыдущей страницы затираются.

Классификация багов

  • Функциональные дефекты  — в этом случае приложение функционально работает не так, как задумано. Например:

— не сохраняются изменения данных в профиле; 
— не работает добавление комментария; 
— не работает удаление товара из корзины; 
— не работает поиск. 

  • Визуальные дефекты  — в этом случае  приложение выглядит не так, как задумано.

— текст вылезает за границы поля; 
— элемент управления сайтом наслаивается на нижестоящий элемент; 
— не отображается картинка. 

  • Логические дефекты  — в этом случае приложение работает неправильно с точки зрения логики. 

— можно поставить дату рождения «из будущего», а также несуществующие даты — 31 февраля, 32 декабря и т.п.; 
— можно сделать заказ, не указав адрес доставки; 
— логика поиска работает неправильно. 

  • Дефекты контента

— орфографические и пунктуационные ошибки; 
— картинка товара не соответствует карточке товара; 
— конвертация валют идет по неправильному курсу (калькулятор считает правильно, но при программировании указан неверный курс). 

  • Дефекты удобства использования — в этом случае приложение неудобно в использовании. 

— отсутствие подсветки или уведомления об ошибке при некорректно заполненных полях формы;
— сброс всех данных при ошибке заполнения регистрационной формы; 
— перегруженный интерфейс. 

  • Дефекты безопасности  — в этом случае могут быть затронуты пользовательские данные, есть риск падения системы и т.п. 

— можно получить логин, пароль в результате использования SQL-инъекций; 
— неограниченное время жизни сессии после авторизации.

Итак, мы рассмотрели типы и виды дефектов. Теперь расскажем о том, как их документировать.  

QA баги.png

Документирование ошибок

Отчет об ошибке (Bug Report)  — это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий, приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.

«Следующий этап заключается в документировании ошибок»,  — могли бы подумать вы, но оказались бы неправы. 

Нельзя просто взять и задокументировать найденный дефект. Прежде всего, важно выполнить локализацию. 

Например, если дефект может затрагивать другие части системы, то это обязательно нужно отобразить в баг-репорте, предварительно проверив эту гипотезу. Также  необходимо очень подробно описать все условия и шаги, чтобы разработчик смог этот баг проверить и в него поверить.
Как же искать ошибки в системе таким образом, чтобы разработчикам было предельно понятно, откуда эти дефекты взялись и как их исправлять? Следует придерживаться определенного плана действий, который мы опишем далее. 

Перепроверка дефекта

Нужно проверить себя еще раз: воспроизвести баг снова при тех же условиях. Если ошибка не повторилась при очередном тестировании, то нужно разобраться, точно ли были соблюдены все действия и шаги воспроизведения, приведшие к этому результату. Возможно, дефект появляется только при первоначальной загрузке системы (при первом использовании). Для того, чтобы более точно определить условия воспроизведения ошибки, необходимо эту ошибку локализовать. 

Локализация дефекта

Чтобы локализовать баг, необходимо собрать максимальное количество информации о его воспроизведении:

  • Выявить причины возникновения дефекта

Например, не проходит восстановление пароля. Необходимо выявить, откуда приходит запрос на сервер в неверном формате  — от backend либо frontend. 

  • Проанализировать возможность влияния найденного дефекта на другие области

Например, в одной из форм, которую редко используют, возникает ошибка при нажатии на кнопку «Редактировать». Если в качестве временного варианта решения проблемы скрыть кнопку, это может повлиять на аналогичную форму в другом окне/вкладке, к которой пользователи обращаются чаще. Для качественного анализа необходимо знать, как работает приложение и какие зависимости могут быть между его частями. 

  • Отклонение от ожидаемого результата

Нужно проверить, соответствует ли результат тестирования ожидаемому результату. Справиться с этой задачей помогает техническое задание (в частности, требования к продукту), где должна быть задокументирована информация о тестируемом ПО и его функционировании. Пропускать этот шаг при тестировании не следует: если специалист недостаточно опытен, не зная требований, он может ошибаться и неправильно понимать, что относится к багам, а что нет. Внимательное изучение документации позволяет избежать таких ошибок.

  • Исследовать окружение

Необходимо воспроизвести баг в разных операционных системах (iOS, Android, Windows и т.д.) и браузерах (Google Chrome, Mozilla, Internet Explorer и др.). При этом нужно проверить требования к продукту, чтобы выяснить, какие системы должны поддерживаться. Некоторые приложения работают только в определенных ОС или браузерах, поэтому проверять другие варианты не нужно. 

  • Проверить на разных устройствах

Например, desktop-приложение предназначено для использования на компьютерах, поэтому зачастую нет необходимости тестировать его на мобильных устройствах. Для смартфонов в идеале должна быть разработана отдельная мобильная версия, которую, в свою очередь, нет смысла тестировать на компьютерах. Кроме того, есть web-приложения, которые могут работать и на компьютерах, и на мобильных устройствах, а тестировать их нужно на всех типах устройств. Для тестирования можно использовать эмулятор той или иной среды, но в рамках статьи мы не будем затрагивать этот вопрос.

Мобильную версию приложения нужно тестировать на нескольких устройствах с разной диагональю экрана. При этом можно руководствоваться требованиями к ПО, в которых должно быть указано, с какими устройствами это ПО совместимо.

  • Проверить в разных версиях ПО

Для того, чтобы не запутаться в реализованных задачах, в разработке используют версионность ПО. Иногда тот или иной баг воспроизводится в одной версии продукта, но не воспроизводится в другой. Этот атрибут обязательно необходимо указывать в баг-репорте, чтобы программист понимал, в какой ветке нужно искать проблему.

  • Проанализировать ресурсы системы

Возможно, дефект был найден при нехватке внутренней или оперативной памяти устройства. В таком случае баг может воспроизводиться на идентичных устройствах по-разному.

Для того, чтобы оптимизировать сроки тестирования, мы рекомендуем использовать техники тест-дизайна

Фиксирование доказательств

Доказательства воспроизведения бага нужно фиксировать при помощи логов, скринов или записи экрана. 

  • Логи (лог-файлы или журнал) — это файлы, содержащие системную информацию работы сервера или компьютера, в них хранят информацию об определенных действиях пользователя или программы. Опытному разработчику бывает достаточно посмотреть в логи, чтобы понять, в чем заключается ошибка. Обычно логи прикрепляют к баг-репорту в виде .txt-файла.

Live-логирование – это снятие системных логов в режиме реального времени. Для этого можно использовать следующие программы: Fiddler, Visual Studio для Windows, iTools, Xcode для iOS, Android Debug Monitor, Android Studio для Android и др. 

  • Скрин (снимок) экрана. При ошибках  в интерфейсе снимок помогает быстрее разобраться в проблеме. Программ для снятия скриншотов очень много, каждый QA-специалист может использовать те, которые ему наиболее удобны: Jing, ShareX, Lightshot и др. 
  • Скринкаст (англ. screen – экран, broadcasting – трансляция) – это запись видеоизображения с экрана компьютера или другого цифрового устройства. Это один из самых эффективных способов поделиться тем, что происходит на экране монитора. Таким способом QA-специалисту легко наглядно показать ошибки в работе любого программного продукта. Сделать запись с экрана помогут незаменимые инструменты любого QA-специалиста: Snagit, Monosnap, Movavi Screen Capture, Jing, Reflector, ADB Shell Screenrecord, AZ Screen Recorder и др. 
  • Рекордер действий. Программные средства дают возможность  воспроизвести все записанные движения мышки и действия, производимые на клавиатуре компьютера. Примеры программ – Advanced Key and Mouse Recorder для desktop-платформ.

QA.png

Оформление баг-репорта

Все найденные дефекты обязательно нужно документировать, чтобы каждый задействованный на проекте специалист мог получить инструкции по воспроизведению обнаруженного дефекта и понять, насколько это критично. Если в команде принято устно передавать разработчику информацию о найденных дефектах, есть риск упустить что-то из вида.  

Дефект, который не задокументирован – не найден! 

Когда вся необходимая информация собрана, а баг локализован, можно приступать к оформлению баг-репорта в таск-трекере. Чем точнее описание бага, тем меньше времени нужно для его исправления. Список атрибутов для каждого проекта индивидуален, но некоторые из них – например, шаги воспроизведения, ожидаемый результат, фактический результат – присутствуют практически всегда. 

Атрибуты баг-репорта:

1. Название

Баг должен быть описан кратко и ёмко, иметь понятное название. Это поможет разработчику разобраться в сути ошибки и в том, может ли он взять этот случай в работу, если занимается соответствующим разделом системы. Также это позволяет упростить подключение новых специалистов на проект, особенно если разработка ведется много лет подряд, а запоминать баги и отслеживать их в таск-трекере становится все сложнее. Название проекта можно составлять по принципу «Где? Что? Когда?» или «Что? Где? Когда?», в зависимости от внутренних правил команды. 

Например:

Где происходит?  — В карточке клиента (в каком разделе системы).

Что именно происходит?  — Не сохраняются данные.

Когда происходит?  — При сохранении изменений.

2. Проект (название проекта)

3. Компонент приложения

В какой части функциональности тестируемого продукта найден баг.

4. Номер версии

Версия продукта, ветка разработки, в которой воспроизводится ошибка.

5. Критичность

Этот атрибут показывает влияние дефекта на функциональность системы, например:

· Blocker  — дефект, блокирующий использование системы.

· Critical  — ошибка, которая нарушает основную бизнес-логику работы системы.

· Major  — ошибка, которая нарушает работу определенной функции, но не всей системы.

· Minor  —  незначительная ошибка, не нарушающая бизнес-логику приложения, например, ошибка пользовательского интерфейса.

· Trivial  — малозаметная, неочевидная ошибка. Это может быть опечатка, неправильная иконка и т.п.

6. Приоритет

Приоритет определяет, насколько срочно нужно исправить ошибку. Обычно выделяют следующие виды приоритетов:

High  — ошибка должна быть исправлена как можно скорее, является критичной для проекта.
Medium  — ошибка должна быть исправлена, но её наличие не является критичным для проекта.
Low  — ошибка должна быть исправлена, но не требует срочного решения.

7. Статус

Статус указывает стадию жизненного цикла бага, взят он в работу или уже решен. Примеры: to do, in progress, in testing (on QA), done. В зависимости от особенностей проекта возможны дополнительные статусы (например, аналитика).

8. Автор баг-репорта

9. На кого назначен

Баг-репорт отправляют тимлиду проекта или разработчику, который будет заниматься исправлением дефекта, в зависимости от принятых в команде договоренностей. 

10. Окружение

Где найден баг: операционная система, наименование и версия браузера. 

11. Предусловие (если необходимо)

Необходимо для описания действий, которые предшествовали воспроизведению бага. Например, клиент авторизован в системе, создана заявка с параметрами ABC и т.д. Баг-репорт может не содержать предусловие, но иногда оно бывает необходимо для того, чтобы проще описать шаги воспроизведения.

12. Шаги воспроизведения

Один из самых важных атрибутов  — описание шагов, которые привели к нахождению бага. Оптимально использовать 5-7 понятных и кратких шагов для описания бага, например:
1. Открыть (…)
2. Кликнуть (…)
3. Ввести в поле А значение N1
4. Ввести в поле B значение N2
5. Кликнуть кнопку «Calculate»

13. Фактический результат

Что произошло после воспроизведения указанных выше шагов.

14. Ожидаемый результат

Что должно произойти после воспроизведения шагов тестирования, согласно требованиям.

15. Прикрепленный файл

Логи, скриншоты, видеозапись экрана  — всё, что поможет разработчику понять суть ошибки и исправить ее.

После составления баг-репорта обязательно нужно проверить его, чтобы избежать ошибок или опечаток.

Локализация и оформление багов  — необходимые составляющие работы QA-специалиста с программным продуктом. Приглашаем подробнее ознакомиться с услугами тестирования и обеспечения качества в SimbirSoft.

Техника быстрой локализации ошибок при отладке

Процесс отладки упрощенно состоит из нескольких этапов. Сперва необходимо добиться повторяемости ошибки. Как правило, это делает тот, кто находит и/или регистрирует баг, но в наиболее сложных ситуациях (когда ошибка возникает нерегулярно или ее зависимость от внешних факторов не очевидна) это приходится делать самим.

Далее необходимо локализовать баг в программном коде. Чтобы не читать метры кода, лучше максимально сократить тот диапазон, который в дальнейшем придется изучать, чтобы понять, какой фрагмент кода приводит к ошибке. Затем надо понять причину проблемы и, наконец, исправить.

По моему опыту, локализация ошибки – наиболее трудоемкий этап в 95% случаев. Если ошибка стала проявляться сравнительно недавно (то есть, можно указать дату и/или номер билда, когда ошибки точно не было и дату и/или номер билда, когда ошибка точно проявляется), могу предложить простую, но эффективную технику, которой сам успешно пользуюсь. Способ локализации ошибки основан на алгоритме двоичного поиска и состоит из двух последовательных действий:

  1. Локализация билда системы, когда баг стал проявляться.
  2. Локализация фрагмента кода, где проявляется баг.

А теперь – подробней.

Локализуем билд системы, когда баг стал проявляться

Фиксируем граничные билды: проверяем тот билд, где в мы уверены, что бага нет, затем проверяем билд, где мы уверены, что баг проявляется. Может показаться, что эти проверки излишни (мы ведь и так уверены), однако это не так. Неверное определение граничных билдов приведет к значительно большей потери времени и, как показывает практика, случаются не так уж и редко, так что я рекомендую не полениться и выполнить их! Границы зафиксированы и теперь ищем билд, который находится посередине, и проверяем его. Тут возможны 2 варианта. Если серединный билд содержит баг, значит он появился раньше чем мы предполагали. Если серединный билд чист перед законом, то баг пробрался в систему позже. Фиксируем новые граничные билды. Этот нехитрый процесс повторяем до тех пор, пока не найдем два последовательных билда: первый чистый, следующий за ним — с багом.

Локализуем фрагмент кода, где проявляется баг

По системе контроля версий сливаем исходный код билда без бага и фиксируем ВСЕ изменения между билдами. Тут желательно еще раз проверить, что баг действительно проявляется. Далее вносим в чистый билд половину всех изменений. Определять половину можно на глаз (аптекарская точность здесь не важна), главное, чтобы код компилировался, и мы могли проверить повторяемость бага. Снова смотрим поведение программы. Если баг стал проявляться, то уменьшаем порцию изменений вдвое. Если нет, то от оставшейся части изменений также находим половину и добавляем ее к системе. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не обнаружатся те строки кода, добавление которых приводит к появлению бага.

Надеюсь, описал понятно. Если есть вопросы и/или требуются где-то пояснения, не стесняйтесь, спрашивайте! Техника проста, по сути – механическая работа, не требующая большого интеллекта, который следует поберечь для других случаев :).

Популярные сообщения из этого блога

Как узнать, кто заблокировал файл или папку

Изображение

Я регулярно пользуюсь утилитами Sysinternals и хочу поделиться одним из cпособов как при помощи Process Explorer выяснить какой процесс заблокировал доступ к файлу или папке. Использовать утилиты очень удобно – они бесплатны, не требуют инсталляции и могут быть запущены без предварительного скачивания из интернета (см http://live.sysinternals.com/ ). Последние 2 пункта делают их очень удобными при анализе и устранении проблем на серверах. Я недавно завел Ютуб-канал, где выкладываю видео по теме блога. Приглашаю Вас посмотреть и подписаться что бы не пропустить новые выпуски. Итак, как же узнать, кто держит тот или иной файл или папку. Для скриншотов я смоделировал такую ситуацию нарочно, открыв в Word файл «D:\temp\Doc1.docx» и пытаясь его в это же время удалить в проводнике. При попытке удалить файл получаю следующее сообщение Поищем этот документ в Process Explorer: Find->Find Handle or DLL… В появившемся окне вводим имя заблокированного файла и жмем Search Двойной к

Эрик Гамма переходит на работу в Майкрософт

Как пишет в своем блоге Janson Zanders, признанный эксперт в области разработки программного обеспечения, соавтор книги Design Patterns, один из разработчиков JUnit и Eclipse — Эрик Гамма присоединится к команде разработчиков Visual Studio и возглавит Visual Studio development lab в Цюрихе. Подробнее здесь .

Инсталлируем Linux на MacOS при помощи QEMU

Изображение

В этой статье я хочу рассказать и показать как создать  и запускать виртуальную машину с Ubuntu 20l.10 при помощи QEMU на MacOs (BigSur). Что такое QEMU Quick EMUlator (QEMU) это эмулятор «железа» с открытым исходным кодом ( лицензия GPLv2 ), который для ускорения работы виртуальных машин может использовать различные акселераторы. На Linux это KVM , который встроен в ядро операционной системы, На  MacOS — это HVF . На сайте QEMU утверждается, что производительность виртуальных машин на основе QEMU близка к производительности таких машин на физическом железе. Давате проверим :). Если тексту с картинками вы предпочитаете видео, то вот мой обзор QEMU на YouTube. Устанавливаем QEMU Установить QEMU на MacOS можно разными способами. У меня стоит Homebrew, с его помощью я и установил QEMU  brew install qemu Проверить, установлен ли QEMU можно запросив версию программы.  qemu-system-x86_64 –version   Если установка закончилась успешно, то вы получите что-то вроде такого сообщения. Д

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Логическая ошибка фильм 2022
  • Лоис франкел 75 финансовых ошибок
  • Логические ошибки аристотель
  • Ложь это не ошибка не случайность это
  • Логическая ошибка тавтология является разновидностью логической ошибки