Рекомендации для педагогов
«Логопатические ошибки на письме».
Логопед, работая на своих занятиях с учащимися, очень специфично подходит к оценке их деятельности. Оценка на таком занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ребенка, т.е. за внимательность, активность, желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель начальных классов при проверке работы такого ученика должен с другой позиции рассматривать знания и умения ученика. Во-первых, ошибки логопедического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, во- вторых, педагог должен уметь отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ребенок не усвоил то или иное правило грамматики.
Задача логопеда, убедить учителя очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика, выработать совместно с педагогом единство требований к ребенку. Здесь уместно рассказать педагогам о частичном расстройстве процессов чтения и письма, т.е. о дислексии и дисграфии. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов, появление лишних букв или слогов, перестановки букв или слогов обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, аффрикаты.
Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных, поэтому на письме появляются ошибки типа «патка» вместо «пятка».
Из практики, можно сказать, что у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребенок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а следовательно и в правильном подборе проверочного слова. Ученики не улавливают разницы в звучании согласных н и нн, с и сс. На письме учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв б-д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах алфавита (б, д, з, ц, щ), элемент, опускающийся ниже строчки (б, д), встречается чаще, чем верхний элемент буквы Б, а изначально написание букв Б и Д одинаково, поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы Д.
Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу в структурном построении фразы (предложения). Ученики недописывают, переставляют, пропускают слова в предложении. Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием — приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Ученики не умеют правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными в числе, например: «у меня нет красный платье» и т. д . Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи.
Ученики не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.
Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, а отсюда неумение последовательно передавать содержание услышанного, увиденного или пережитого, приводит к тому, что ученики на более поздних этапах обучения не владеют навыками написания изложения и сочинения.
Так же симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или нерегулярностью его школьного обучения. Можно выделить три группы специфических ошибок:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Исходя из этого, предлагаю памятку для учителя с перечнем ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.
Памятка для учителя.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
— пропуски букв и слогов — «трва», «кродил», «пинес» (принес);
— перестановки букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»
(переписал);
— недописывание букв и слогов — «красны» (красный), «лопат» (лопата);
— наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
— искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки);
— слитное написание слов и их произвольное деление — «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене). « у стала» (устала);
— неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
— замена одной буквы на другую — «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан);
— нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико — грамматической стороны речи:
- аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки.» (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Рекомендации для учителей начальных классов по работе с ребенком с нарушением чтения и письма.
Уважаемые коллеги, рядом с Вами находится ребенок, который читает и пишет с ошибками, не усваивает программу начальной школы. Не отворачивайтесь от него и не сажайте на последнюю парту. Внимательнее отнеситесь к ученику и возможно из непослушного двоечника, получится прилежный отличник.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
- Будьте доброжелательны и внимательны к ребенку. Не отделяйте его от детского коллектива, посадив на заднюю парту.
- Правильно оценивайте деятельность ученика и предъявляйте адекватные требования к нему. Это повышает у ребенка уверенность в себе.
- В начале урока и на физкультминутках давайте упражнения на развитие фонематического слуха и воспитание правильных фонематических представлений.
- С помощью игровых и дидактических упражнений подводите ученика к самостоятельному осознанию того, что речь можно делить на отдельные шуковые компоненты: слова, слоги и звуки.
- Работая с первоклассником, откажитесь от слитного написания образцов заглавной и прописной букв, иначе это может привести к воспроизведению дважды первой буквы в слове, пример: Аавгуст, Рручей.
- С первых недель обучения детей в первом классе откажитесь от «безотрывного» письма написания первых слов, это приводит к неумению ученика дифференцировать тонкие движения руки, в результате на письме имеет место неправильная передача количества однородных элементов (у-и, п-г, и-ш). Исправить это можно, не сокращая, или не убирая стадию поэлементного написания букв.
- На хорошее развитие чтения вслух влияет правильное дыхание. Для этого на физкультминутках, во время урока, проводите дыхательную гимнастику, которая поможет ребенку правильно дышать во время чтения.
- В структуру урока включайте упражнения на внимание, память, а главное мышление, это необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста и его смысла.
- На уроках и в группе продленного дня больше упражнений давайте на развитие лексико-грамматических представлений. Это развивает способность самостоятельно усваивать детьми правила правописания.
- На уроках по русскому языку развивайте у детей слуховое восприятие, это поможет ребенку избежать ошибок на грамматические правила, такие как безударные ш-с, в звучании согласных н и нн, с и сс.
- Для предупреждения ошибок в структурном построении фразы или предложения, рекомендуется больше внимания уделять развитию лексико-грамматической стороны речи, т.е. умению правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием.
- Уделяя внимание на занятиях интонационной и смысловой стороне речи, учитель помогает ребенку научиться правильно, обозначать на письме границу предложения, что позволяет ученику правильно ставить точки в конце предложения и в написании заглавной буквы в начале.
- Во избежание трудностей в пересказе, написании изложения, сочинении, учителю необходимо работать на уроке над расширением словарного запаса, построением распространенных предложений, пониманием связей в тексте.
- При чтении и письме обращайте внимание на полное понимание смысла предложения, это оградит ученика от навыка отрывистого чтения с паузами между словами.
- Для усвоения детьми навыка правильного чтения и письма, опирайтесь в своей работе на помощь родителей и воспитателей групп продленного дня, закрепляя через них навыки, усвоенные на уроке.
- Очень важно отмечать каждый, даже незначительный успех ребенка, это стимулирует его активность.
- Мы должны помнить, что формирование аппарата письменной речи происходит на начальной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя 1 — 2 года от начала обучения, письмо и чтение могу т рассматриваться как умственное действие, т.к. их техническая сторона автоматизируется и на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.
- Помните, неуспевающие ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные в соответствии с нормами, принятыми в школе.
Знайте, что ребенок это личность со своими проблемами, возможностями и недостатками.
Таблица
–памятка с перечнем логопатических ошибок.
1.Ошибки ,обусловленные
несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
-пропуск букв и слогов — «прощла»
(прощала), «жадые» (жадные);
-перестановка букв и слогов — «онко» (окно),
«звял» (взял), «натуспила» (наступила);
-недописывание букв и слогов – «дела»
(делала), «лопат» (лопата);
-наращивание слов лишними буквами и
слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые);
-искажение слова — «наотух» (на охоту),
«хабаб» (храбрый);
-слитное написание слов и их произвольное
деление — «насто» (на сто), «у стала» (устала), «виситнастне» (висит на стене);
-неумение определить границы предложения в
тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная
шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
-замена одной буквы на другую — « трюх»
(трех), «шапоги» (сапоги), «тельпан» (тюльпан);
-нарушения смягчения согласных — «васелки»
(васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);
2. Ошибки, обусловленные
несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
-аграмматизм- «Саша и Лена собираит цветы.
Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки.» (пять желтеньких
цыплят);
-слитное написание предлогов и раздельное
написание приставок — «вкармане» , «при летели», « в зела» (взяла), «
подороге»;
Loading…
- Главная
- Деятельность
- Психолого-педагогическое сопровождение и социальная помощь
- Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Логопатические ошибки (памятка для родителей и учителей)
Логопатические ошибки — это ошибки систематического характера, встречающиеся на письме.
Наиболее распространённые из них:
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
- перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
- недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
- искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
- слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
- замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Скачать памятку
Дата публикации — 15.02.2020
Пятница, 22.09.2023, 06:23 |
Логопедическая библиотека |
|
Какие ошибки считаются логопатическими
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. |
Copyright MyCorp © 2023 | |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Сайт создан в системе uCoz |
Таблица-памятка
с перечнем логопатических ошибок и указаниями,
каким видом речевого нарушения они вызваны.
Вид речевого нарушения |
Примеры логопатических ошибок |
I.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия |
1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка). |
2) перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила). |
|
3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли). |
|
4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква). |
|
5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька). |
|
6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала). |
|
7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером». |
|
замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги). |
|
9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь). |
|
II.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи |
1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят); |
2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге». |
Специфические ошибки. Причины:
Несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи
Несформированность слухового внимания, восприятия, памяти |
Учащиеся испытывают значительные сложности переключения с одного вида деятельности на другой, с трудом удерживают ряд из 5-6 слов, затрудняются воспроизвести предложение из 4-5 слов. Не доступно письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя ко всему классу. |
|
Несформированность зрительного внимания, восприятия, памяти |
Препятствует правильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудняются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользоваться таблицами, плакатами, образцами, данными на доске или в учебнике. |
|
Несформированность фонематического восприятия |
Дети затрудняются в овладении слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах встречается большое количество разнообразных ошибок |
Пропуски (огромный город — огромый горд), недописывание букв и слогов (пилили-пили), Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая — голобокая) Перестановка букв или слогов внутри слова (иногда — игонда) Грубое искажение слова (на охоте — на отух, храбрый — хабаб) Слитное написание слов (он влез на дерево — онлеснадерва) Произвольное деление слов (вскочил на ветку -вско чилна ветку) |