Логичность речи примеры ошибок

Неотъемлемое качество правильной речи — это ее логичность, то есть соответствие речи законам логики.

Автор не только хорошо должен знать тему, но и умело располагать материал, точно его изложить, не противоречить себе в суждениях, последовательно переходить от одной мысли к другой, к месту использовать доказательства.

Существует четыре основных закона логики, о которых должен знать каждый автор:

  1. Закон тождества,
  2. Закон противоречия,
  3. Закон исключения третьего,
  4. Закон достаточного основания.

Закон тождества (первый закон логики) — примеры ошибок

Предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным.

Типичная ошибка в этом случае — подмена тезиса, когда говорящий незаметно для себя изменяет тему и начинает говорить о другом.

Небывалый ураган пронесся над Москвой в июне 1998 года: перевернутые машины, сломанные и вырванные с корнем деревья, непрекращающийся ливень… Ураган — это атмосферное явление, выражающееся…. Скорость ветра при ураганах достигает…. Самый известный ураган прошел в ..… Страна, постоянно подвергающаяся воздействию ураганов, — … Там, в 1996 году… Как видим в данном примере, конкретная тема урагана 1998 года переходит в более широкую тему об ураганах вообще.

Закон противоречия (второй закон логики) — примеры нарушений

Не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же.

Типичная ошибка — расположение в одном тексте предложений, в которых утверждается совершенно противоположное.

Как известно, у Гитлера не было какого-либо таланта .Какие же таланты были у Гитлера? В данном случае истинным может быть только одно утверждение: У Гитлера не было какого-либо таланта или У Гитлера были таланты. Оба утверждения, как взаимоисключающие, истинными быть не могут.

Закон исключения третьего (третий закон логики) — примеры ошибок речи

Между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении.

Типичные ошибки здесь —  это уточняющие высказывания, которые противоречат одному из высказываний.

У них совсем не было оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната. В данном случае между двумя взаимоисключающими утверждениями У них не было оружия / У них было оружие оказывается третье, близкое по истинности ко второму утверждению. Исправленный вариант может быть таким: У них было мало оружия. На пятерых только два пистолета и одна граната.

Закон достаточного основания (четвертый закон логики) и его нарушения в речи

Всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна.

Типичная ошибка в данном случае — утверждение, которое не доказано ни на примерах, ни рассуждением.

Роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин» является уникальным произведением. Это роман в стихах и ранее не было ничего подобного ни в русской жизни, ни в русской литературе. Уникальным его делает также и то… Тезис о том , что «Евгений Онегин» — уникальное произведение не имеет достаточного основания, то есть не доказан.

Виды логических нарушений, считающиеся допустимыми

Однако в языке могут быть допустимые логические нарушения:

  • формула вежливости, вопрос с отрицанием:

Не подскажете, как пройти на… Не знаете, который час?

  • обороты с кроме:

Пришли все, кроме Иванова (нельзя говорить: Пришли все, кроме Иванова, Петрова, Калугина).

Специальные средства, использующиеся для подчеркивания логичности

В языке существуют также и средства, которые подчеркивают логичность изложения.

Например:

  •  членение текста на абзацы,
  •  употребление вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, итак и т.п.)
  •  подчеркивание и другие средства выделения в тексте,
  •  интонация в устном выступлении.

Наша презентация темы

Логические ошибки могут быть связаны с разными явлениями в языке.

Виды логических ошибок речи и их примеры

Алогизм — сопоставление несопоставимых понятий.

Конструкция данной машины аналогична старому образцу. Нужно: Конструкция данной машины аналогична конструкции старого образца.

Подмена одного понятия другим.

У нас очень дешевые цены.  — У нас очень дешевые товары или У нас очень низкие цены.

Неоправданное расширение или сужение понятия.

Творчество Достоевского волнует иностранных читателей. (Возникает вопрос: а российских ?)

Алогизм при употреблении однородных членов предложения.

Белорусский народ будет жить плохо, но недолго.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Логичность речи


Логичность речи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 543.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 543.

Чтобы речь была понятной слушателю или читателю, текст должен быть организован логически, то есть оформлен в соответствии с законами мышления и в соответствии с законами языка. О логичности речи поговорим в этой статье.

Что такое логичность речи

Логика – это наука, изучающая правильное мышление. Мысли мы выражаем словами. Значит, эти понятия близко связаны между собой.

Для того чтобы нас понимали, мы должны организовать нашу речь последовательно, обоснованно употреблять именно те слова, которые выражают то, что мы хотим сказать. Если эти условия выполняются, то мы можем видеть пример логичности речи.

В логичном тексте мысль развивается непротиворечиво, последовательно, аргументы подтверждают тезис, вывод действительно следует из рассуждения, при этом слова подобраны так, чтобы мысль была понятна и не было двусмысленностей.

Возможные ошибки

Однако иногда возникают логические ошибки. Они могут быть связаны с разными факторами. Во-первых, это могут быть ошибки мышления, если говорящий или пишущий сам точно не знает, что он хочет сказать. В этом случае его рассуждение становится нелогичным, оно крутится на одном месте, или автор текста высказывает необоснованное утверждение.

Однако бывает и так, что автор текста отлично понимает, о чём он собирается говорить или писать, но текст не получается. Рассмотрим примеры таких ошибок.

Подмена тезиса. Так называется ошибка, возникающая, если автор начал говорить об одном, но перескочил на другое. Скажем, тема сочинения требовала разбора лирики Ахматовой, посвященной творчеству, а школьник незаметно для себя сузил ее до темы «Образ Пушкина в стихах Ахматовой».

Противоречивость высказывания. Автор пишет одно и сразу же другое, противоположное первому. Например, уверяет, что «самым отвратительным персонажем поэмы Гоголя» является Собакевич, а через абзац обвиняет в том же Плюшкина. Но только один из них может быть «самым отвратительным».

Ошибки, связанные с аргументацией. Их несколько. Какое-то высказывание может быть неаргументированным. Например, «Пушкин посвятил много стихов осени, потому что это его любимое время года. Мы можем это доказать, так как поэт любил осень.» Но тут нет доказательства: автор сочинения просто сказал то же самое другими словами.

Аргумент на самом деле ничего не доказывает. Например, в доказательство того, что Печорин любил Веру, автор сочинения приводит эпизод дуэли с Грушницким. Но дуэль никак не доказывает чувства Печорина к Вере.

Аргумент «повис в воздухе». Это ошибка, при которой автор сочинения аргументирует непонятно что. Предложения не связаны между собой, и похоже, что это просто разрозненные высказывания.

Алогизм. Употребление несочетаемых понятий вместе. Например, «нагрудный карман джинсов».

Необоснованное сужение или расширение понятия. Примером может служить высказывания «Его произведения читают миллионы стран», «Он читал лекции в МГУ, передавая знания студенчеству».

Как избежать ошибок

Необходимо следить за своей мыслью, тщательно вычитывать готовый текст.

Помочь в оформлении текста могут вводные слова «во-первых», «во-вторых», «итак» и другие слова, которые служат для оформления мысли. Например, «чтобы про аргументировать свое мнение, я хотел бы сослаться…», «в качестве аргумента я могу привести…», «примером этого может служить…» Эти слова помогут дисциплинировать мысль и не позволят ей остаться необоснованной.

Помочь не сбиться с темы способен и обычный план.

Чтобы текст был логичным и понятным, его необходимо разбить на абзацы, внутри каждого из которых имеется своя микротема.

Заключение

Что мы узнали?

Логичность речи – это соответствие высказывания законам логики, правильного мышления. Чтобы текст был понятен, он должен быть логичным, то есть последовательным и доказательным. Надо стараться не допускать логических ошибок: подмены тезиса, противоречивости, алогизмов и т.д. Аргументы должны подтверждать высказывания, а вывод – следовать из рассуждений. Помочь в создании логичного текста могут особые слова и план.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Галина Чмир

    4/5

  • Ростислав Радченко

    5/5

  • Дарья Лободина

    0/5

  • Саша Ширяев

    5/5

  • Валентина Локосова

    5/5

Оценка статьи

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 543.


А какая ваша оценка?

вернуться на страницу «Таблица типовых логических ошибок с примерами«, «Культура речи«,   «Таблицы«, «Главная»

Логичность речи

Неотъемлемое качество правильной речи – логичность, то есть соответствие речи законам логики.

Предмет мысли на протяжении всего высказывания должен оставаться неизменным. «Иванов получил двойку» и «Иванов провалился на экзамене»,  эти суждения будут тождественны только в том случае, если речь идет об одном  и том же Иванове  и об одном и том же экзамене.

Закон противоречия заключается в следующем: Не могут быть одновременно истинными противоположные высказывания об одном и том же. Таня хорошо себя чувствует и Таня плохо себя чувствует. Если они относятся к одному и тому же субъекту – Тане, то их истинность и непротиворечивость могут определяться только тем, что для оценки самочувствия берется разное время или оно оценивается в разных отношениях (в плане здоровья и плане уверенности в чем-либо).

Закон исключенного третьего. Между двумя противоречащими друг другу высказываниями не может быть третьего, верного в том же отношении. Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. Например: Студент Кузнецов выполнил курсовую  работу и Студент Кузнецов не выполнил курсовую работу. Если речь идет об одном и том же человеке, то эти суждения противоречат друг другу, значит, по закону исключенного третьего, одно из них истинно.

Закон достаточного основания. Всякое истинное высказывание должно быть обосновано, доказано другими высказываниями, истинность которых несомненна. Недавно был дождь. Если вы так заключили только на основании мокрого асфальта на дороге, то ваше суждение не имеет достаточных оснований, поскольку дорога могла стать мокрой вследствие того, что ее полили из шланга, или от того, что недавно проехала поливальная машина. Если вы сделали вывод о недавно прошедшем дожде, потому что мокрыми стали крыши домов, это может быть достаточным основанием для подобного вывода,

Условно можно выделить логичность рассуждения — умение логично мыслить и логичность изложения – умение логично излагать эти мысли.

Различается предметная логичность и понятийная логичность.

Предметная логичность выражается в соответствии смысловых связей в тексте со связями и отношениями предметов и явлений реальной действительности. Предметная логичность связана с умением строить убедительное рассуждение.

Понятийная логичность – это правильное отражение в речи структуры рассуждения, выражения языковыми средствами смысловых связей между частями текста.

Логичность речи, как важнейшее качество культуры речи, связана с соблюдением правил логики, точностью словоупотребления и со структурой (композицией) законченного текста.

Определения:

Амфиболия — это употребление многозначного суждения при осознанном или непреднамеренном игнорировании этой многозначности. В качестве примера приведем следующее объявление: «Ателье принимает заказы на изготовление трикотажных изделий из шерсти заказчика».

Антиномия — это рассуждение, образуемое двумя высказываниями, каждое из которых приводит к взаимоисключающим выводам, которые нельзя отнести ни к истинным, ни к ложным. В логике антиномия определяется как наиболее – резкая форма  парадокса и свидетельствует о несовершенстве обычных методов образования понятий и методов рассуждения в естественном языке Мир конечен — мир бесконечен.

Гипостазирование — опредмечивание понятий, мысленным предметам приписывается независимое от мысли бытие: Плывёт глубина по осенней воде, и тяжесть течёт, омывая предметы.

Логический парадокс – это такая необычная и удивительная ситуация, когда два противоречащих суждения не только являются одновременно истинными (что невозможно в силу логических законов противоречия и исключенного третьего), но еще и вытекают друг из друга, друг друга обуславливают. «Все вороны черные» = «Все предметы, не являющиеся черными, не вороны»

Логомахия — логическая ошибка, «спор о словах», когда в процессе общения участники коммуникации по-разному понимают термины: Один про Фому, а другой про Ерему.

Паралогизмы — это неумышленные логические ошибки, обусловленные нарушением законов и правил логики. Паралогизм не является, в сущности, обманом, так как не связан с умыслом подменить истину ложью. По своей логической сути паралогизм не отличается от софизма.  Некоторые вдовцы делают покупки сами. Этот человек сам делает покупки. Следовательно, этот человек — вдовец.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Логичность речи

Тесты на тему Культура речи

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
вернуться на страницу «Культура речи«,   «Таблицы«, «Главная«

Логика речи

Понятие и условия

Логичность речи является ее коммуникативным свойством, которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей. Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.

Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи, знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении. Специалисты выделяют основные условия логичности:

Логичность речи

  • экстралингвистические (осваивание логики рассуждения);
  • лингвистические (овладение навыками изложения).

Чтобы иметь возможность выражаться и писать логично, необходимо уметь рассуждать и мыслить. Эти два условия неотделимы друг от друга. Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст. В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать:

  • тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства;
  • аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса;
  • демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства.

Лингвистические условия предполагают сочетание непротиворечивых слов (к примеру, человек с голубыми глазами и большим опытом работы), видовых и родовых понятий (в спальне были расставлены стулья, столы, комод, стильные предметы мебели). Чтобы избежать некорректного толкования слушателем рассказа, оратор не должен допускать амфиболии. Она определяется как неясность и двусмысленность.

Логичность это

Кроме того, логичность высказывания предполагает структурирование текста на смысловые части, разбивку на абзацы. При этом не допускается излишнее дробление мысли или, наоборот, чрезмерное усложнение громоздкими предложениями.

В отдельных текстах наблюдаются алогизмы — формы суждения и выражения, в которых не соблюдаются основные законы и правила логики. Намеренно подобные приемы используются в сказках, литературной фантастике и других художественных произведениях.

Основные законы и требования

Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Грамотное изложение и выражение своих мыслей позволит слушателям в точности воспринять информацию, сделать корректные выводы и избежать двусмысленности. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:

Логичность речи это

  • закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
  • закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
  • закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
  • закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).

Недопустимой ошибкой считается предоставление информации, не обоснованной достоверными сведениями. Любые высказывания или доклады, не имеющие логичного объяснения или доказательств, считаются недостоверными.

В некоторых случаях проявляются логические нарушения, которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?». Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте. Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой».

По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

Логичность что такое

Распространенные ошибки и средства усиления

В разговорной и деловой речи нередко наблюдаются как несущественные, так и строгие ошибки. При нарушении законов логичности речи смысл сказанного немного либо кардинально меняется.

К частым ошибкам относятся необоснованное сравнение и использование неполной аналогии. В процессе приведения какого-либо умозаключения необходимо удостовериться в точности суждения. Например, нельзя утверждать, что работа над написанием текста и составлением устного выступления одинакова. В этих процессах есть ряд различий, поэтому аналогия считается неполной.

Вводные слова

Кроме того, в высказываниях могут встречаться неоправданные суждения: «Произведения Пушкина очень интересны иностранным читателям». В этом случае возникает вопрос, интересны ли они российским поклонникам творчества автора. Для усиления и подчеркивания логичности текста используются следующие приемы:

  • добавление вводных слов и их выделение знаками препинания;
  • эмоциональная окраска путем усиления интонации в процессе выступления;
  • подчеркивания или другие способы выделения в письменном тексте.

Умение грамотно и логично выстроить разговорную или письменную речь — результат постоянной работы и тренингов. Некоторым людям присуща врожденная способность выражаться логично и последовательно, умело обосновывая приведенные факты. Но отдельной категории лиц сложно доносить информацию до слушателей, и в их рассказах наблюдаются грубые ошибки, лишающие текст смысла.

Логико-речевые ошибки: учимся замечать  и исправлять

Логичность является одним из важных коммуникативных качеств речи, влияющих на понимание содержания высказывания. Под логичностью понимается такое коммуникативное качество речи, которое отражает соответствие речи  действительности и законам логического мышления.

Умение строить логичное высказывание опирается не только на знание и соблюдение законов логики, логического мышления, но и норм литературного языка, в основном синтаксических.  Этим объясняется сложность  определения в речи такого рода ошибок, как логические. Не случайно их часто относят к неречевым[1], однако, принимая во внимание, что многие логические ошибки рождаются из-за нарушения языковых и речевых норм,  некоторые учёные  рассматривают  такие ошибки как речевые[2].  К тому  же часто логические ошибки являются следствием других типов ошибок, например, синтаксических, именно поэтому они остаются самым загадочным видом ошибок.

Для удобства изучения будем  рассматривать данные ошибки  как логико-речевые, подчёркивая их речевую природу, что даст нам возможность научиться замечать их в речи, объяснять причину их возникновения   и  устранять. Кстати следует заметить, что данное умение входит в перечень умений по русскому языку, уровень владения которыми тестируется и оценивается ЕГЭ с помощью  специальных заданий и вопросов.

Логико-речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления и норм построения как отдельного предложения, так и  сложного синтаксического целого или текста и приводящие к  нарушению свойств логичной речи, а именно противоречиям, двусмысленности, непоследовательности,  отсутствию должного доказательства в высказывании и т.п.

Логико-речевые ошибки включают в себя логико-лексические, логико-синтаксические и логико-текстовые ошибки.

Логико-лексические  – ошибки, возникающие в результате употребления слов в несвойственном им значении или употребления в одном контексте слов, обозначающих взаимоисключающие друг друга явления, действия и т.п., что в итоге приводит к противоречию в высказывании, например: Машинист поезда, сильно сжимая веки, зорко смотрит вперёд.

Логико-синтаксическими традиционно называют ошибки, которые возникают на уровне предложения, следовательно, могут быть обнаружены в контексте одного предложения и представляют  собой нарушения синтаксических норм литературного языка.

К логико-синтаксическим ошибкам относят

1) ошибки в построении предложений с однородными членами:

а) связанные с нарушением родо-видовых отношений, что выражается часто в объединении в одном ряду однородных членов и обобщающих слов, например: В лесу росли подосиновики, подберёзовики и грибы.

б) связанные с   объединением в однородный ряд слов разных частей речи, например: Ноздрёв постоянно врёт и весёлый.

в) связанные с объединением в однородный ряд слов, обозначающих перекрещивающиеся понятия, например: В нашем отряде было много спортсменов и иностранцев. 

2)  нарушение порядка слов, приводящее к двусмысленности, а иногда и к комизму:

а) в предложениях с дополнением или определением,  которое  отделяется от главного слова другими членами предложения,   например:   На втором этаже продаётся прекрасное нижнее бельё для женщин из шёлка.

б) в предложениях с причастным оборотом, где причастный оборот разделяется определяемым словом или  отделяется от него другими членами предложения, например:  Все предусмотренные меры законом  должны быть приняты. У нас в деревне рядом с домом находится сад, в котором растёт многолетний дуб, окружённый высоким забором

  в)  в сложных предложениях, где отрывается придаточная  определительная часть  от определяемого слова, например: Один из сыновей очень похож на отца, который помоложе.

3) нарушение норм  построения предложений с деепричастием и деепричастным оборотом, возникающее вследствие того, что деепричастие употребляется для обозначения действия (состояния) субъекта речи, не являющегося в предложении подлежащим.

По законам логики и грамматики в предложении деепричастие, как обозначающее добавочное действие (состояние), должно по смыслу относиться к подлежащему. В результате ошибочного употребления наблюдается следующее:   действие, выраженное деепричастием, относится к одному субъекту, а действие, выраженное личной формой глагола, — к другому,  например: Увидев тучи, тревога появилась на лицах матросов.  

По этой причине ошибкой  является употребление деепричастия и деепричастного  оборота  в безличном предложении, где нет и не может быть подлежащего, например:  Обидевшись, мне было всё равно.

4)  неудачное употребление местоимений, приводящее к смысловой неточности, например: Отца вызвали к директору школы, но он не пришёл. Хозяева попросили квартирантов зайти в их комнату.

5)   неумелый выбор союза или союзного слова, что часто приводит к противоречию,  например: Базаров и Кирсанов  разные люди, и у них много общего.  (И вместо НО)

6) пропуск слова, словосочетания, который может привести к  бессмыслице в содержательном плане и часто к комизму, например: 

Дворник завёл собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью.

7) смешение прямой и косвенной речи, например:

Когда отец спросил у сына, зачем он купил энциклопедию, тот сказал, что я хочу всё знать.

Логико-текстовые ошибки – это ошибки,  возникающие на уровне сцепления предложений в сложном синтаксическом целом или тексте и представляющие собой нарушения норм построения текста, в частности связности и логической последовательности его частей, непротиворечивости информации, передаваемой в тексте.  

К ним относятся

  1. нарушение в членении текста на абзацы:

а) неправильное выделение абзацев;

     б) отсутствие членения текста на абзацы;

2) нарушение порядка  предложений, например:

Мотор осёкся и замолчал. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Самолёт стремительно понёсся вниз.

 3) неправильное  членение текста на законченные предложения;

 Картина мне нравится. Потому что она о природе. 

4) нарушение единого временного плана, или видо-временной соотнесённости, например:

На картине изображена девочка, которая плетёт венок. Рядом с ней задремала бабушка.

5)  неправильное использование союзов для связи предложений и частей текста, например:

Очень хочется выразить благодарность нашей учительнице. Она всегда с улыбкой встречала нас. И вместе с тем это человек с доброй душой.

(И вместе с тем = однако, указывает на то, что последующая информация  противоположна  предыдущей, в то время как в данном отрывке такие признаки учительницы, как «улыбка» и «добрая душа» никак не противоречат друг другу)

6) употребление предложения, противоречащего по смыслу  предыдущему/предыдущим, например:

 В войну погибло немало молодых людей. Они всегда останутся  в наших сердцах молодыми и красивыми. После войны они также шли первыми, поднимали страну после разрухи.

(Очень часто подобная ошибка возникает вследствие неумелого употребления местоимений. В последнем предложении отрывка ученик, употребляя местоимение они, подразумевал молодых людей, участвующих в  сражениях, но оставшихся в живых, однако не учёл, что в предыдущем предложении  это личное местоимение указывало на погибших в сражениях молодых людей.)

Для того чтобы развивать свою  «логическую зоркость», то есть умение  замечать логико-речевые ошибки, предлагаем  специальные задания.

Задание 1. Найдите логико-речевые ошибки и устраните  их.

1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце ярко осветило из-за туч лес и поляну.3. Покатавшись на коньках, болят ноги. 4. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 5. Мама велела сыну налить ему кофе. 6. Вернувшись, мне вспомнилось, что дверь заперта. 7.  В этом году я прочитал книг намного больше, как в предыдущем. 8. Критик говорит читателю, что  ваши чувства к герою – ложны. 9. Несмотря на то, что Онегин и Печорин живут в разных эпохах, у них было много общего. 10. Рядом расположен сарай, в котором стоял мотоцикл, сделанный из досок.

Задание 2. Чем вызвано противоречие в следующих высказываниях?

  1. С реки доносилось уханье, похожее на трескотню. 2. Экскурсанты остановились у мраморной плиты из красного гранита. 3.  Задержанный был в пальто с каракулевым воротником из норки. 4. Впереди не было видно ни одного мало-мальски большого дерева.  5. На поле боя слышались стоны раненых и убитых. 6. В качестве доказательств были доставлены 10 кур в составе петухов.

Задание 3. Чем вызвана двусмысленность высказываний? Можно ли её устранить?

1. Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла, и пан Тыбурций отнес её Васиному отцу. 2. Герасим принёс Муму чашечку молока, поставил её на кровать, но она не умела пить. З. Отец Пети ушёл на фронт, когда ему было три года. 4. Командир приказал солдату почистить его оружие.

Задание 4. Можно ли считать данные высказывания логичными? Почему?

1. У нас есть озеро с островом. На острове растет жасмин. Летом мы купаемся в нём.

2. Стояла тишина. В тихий зимний день вхожу в  лес на лыжах. Чистые сугробы лежали  под деревьями, над лесными тропинками. Согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.

3. Можно ли дружить с Печориным? Я думаю можно. Если понять Печорина, его душу и сердце узнать, какой на самом деле. В то же время Печорин не каждому доверится, он очерствел, беспощаден и расчётлив.

4. Рассмотрим, как вещи помогают лучше разобраться в помещиках, которых  описывает Гоголь. Возьмём Собакевича, когда Чичиков посмотрел на него, он ему показался медведем.

Задание 5.  Прочитайте. Можно ли понять, что хотел сказать автор? Почему?  Восстановите логику изложения, отредактируйте.

Весной в садах привлекает внимание крупный цветок ириса. За окраску цветов эти цветы названы в Древней Греции ирисом — «радугой». Поэтому цветы ириса бывают разного цвета. Цветы ириса сине-фиолетовые, как тонкая сеточка, весьма своеобразны, а также и жёлто-коричневые лепестки с жилками.

Задание 6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А)  Вечером, взяв капкан и барсёнка, он отправился к ущелью. Он лежал на спине, а рядом с ним перекушенная веревка. В голове у охотника созрел план поимки хищника. Утром охотник осторожно подобрался к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Глаза охотника на долю секунды встретились с глазами хищника.

Б) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. У нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Она никому не принадлежала. Не помня себя от страха, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на загорожи и людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте [по Л. Андрееву].

 Задание 7. Восстановите логику изложения в тексте, разделите его на абзацы.

  1. Корни дерева служат ему две службы. Ствол дерева служит ему также две службы. Потому что они кормят, питают дерево едой, которую сосут из земли. Отнимите у дерева его корни и оно умрет. Но они прикрепляют дерево к матери-земле и служат ему опорой против бурь и непогод. Сучья и ветви несут на себе листья, цветы и плоды, и поэтому передают те соки, которые получает через ствол от корней. А также ствол несёт на себе сучья с ветвями, листьями и плодами и в то же время проводят к ним пищу из земли.
  2. Отношение к правде бывает разным. Правдолюбцы, болезненные, лихорадочные, за правду не пожалеют ни себя, ни других. Они на виселицу готовы пойти ради правды, да и других на ту же виселицу отправить. Правдознатцам не только своя правда нужна, но и чужая. Правдознатцы больше знают о правде, чем правдолюбцы, которым их правда кажется главной, часто последней достойной подвига или инквизиции. К счастью, болезнь правдолюбия чаще не больше, чем насморк, выражается так же невнятно и излечивается так же легко. Правдознатцы хотят  о правде дознаться. Знают, что правда горька есть. И знание их – несчастливое.. Высший тип –  праведники, которые высказать правду не умеют, да и понять ее не тщатся, они живут правдой. Живут они правдой по инстинкту, по устройству натуры. Правдолюбцам они кажутся трусливыми, правдознатцам  – глупыми. И поэтому независимы ни от болезни, ни от знания.  А они готовы, может быть, признать и то, и это. Живут, как умеют жить. Боясь иногда пустяков. Но главного не боясь: врага, насилия, смерти (по Д.Самойлову )

[1] Цейтлин  С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982;

Львов М.Р.  Речевые ошибки, их предупреждение // Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –  С. 231 – 238 и др.

[2] Величко Л. И. Работа с текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983;  Капинос  В. И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. — М.: Линка-пресс, 1994; Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. — Волгоград: Учитель, 1996.  и др.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Логические ошибки при определении понятий
  • Логичность речи и логические ошибки ефремов
  • Логическая ошибка термин
  • Ложноположительный анализ на гепатит б причины ошибок
  • Логические ошибки при ведении полемики