В чем логика? Три опорные точки высказывания
Формулировка позиции
Порядок прежде всего! Красиво и правильно оформленные мысли — первое, что поможет донести основную идею до оппонента. Сюда относится и незамутненность взглядов, и способность вникнуть в суть проблемы, и грамотная с точки зрения языка формулировка высказывания.
Логика рассуждения
Способность убеждать — это еще не все. Говорите честно и открыто, а главное — связно и логично. Путаница и обман не приведут к заведомой цели. Держитесь подальше от излишней эмоциональности, не давите на жалость и абстрагируйтесь от личных интересов.
Обоснованность взглядов
Долой голословность! Вывод должен быть основан на фактах, а не на иллюзиях. Когда подтвердить достоверность высказывания легко и доводы неопровержимы, спикер заслуживает доверия и уважения.
Что такое логическая ошибка?
Логическая ошибка — это заблуждение в рассуждениях. Люди познали искусство дискуссий еще в античные времена, и с тех пор список правил ведения интеллектуального спора только пополнялся. За все это время набралось множество шаблонов, которым стоит подражать, и отрицательных примеров, которые, увы, до сих то и дело всплывают в беседах.
Умение выявить логическую ошибку в высказывании — бесценный навык для любого участника дискуссии. Но не спешите анализировать чужую речь, для начала попробуем разобраться, в какие дебри может завести новичка (да и опытного человека) культурный спор.
Спорим? Частые логические ошибки в дискуссии
Круговой аргумент
Повторение — мать учения… Впрочем, не всегда. В споре, оказывается, это раздражает. Если человек ссылается сам на себя и повторяет одно и то же как зацикленный, дело плохо — это круговой аргумент.
Модель утверждения, выстроенная по этой ложной логике, проста: «A истинно, потому что B истинно; B верно, потому что A верно». Или еще пример: «Я посоветовался сам с собой и пришел к выводу — я хороший советчик».
Заблуждение победителя
Еще одна распространенная логическая ошибка, которая предполагает, что какое-то утверждение является правдой только на том основании, что другие с этим согласны. В такие моменты участники дискуссий апеллируют к политикам, знаменитостям и другим известным людям.
А еще часто такая манипулятивная техника прослеживается в рекламных кампаниях. Мы начинаем думать: раз эту стоматологическую клинику рекомендует знаменитый блогер, на которого я подписан, значит, точно нужно идти туда!
Аргумент к человеку
Именно так переводится с латинского языка фраза «argumentum ad hominem». Распространенная логическая ошибка, к которой иногда намеренно, а иногда случайно, просто из-за переполняющих эмоций, прибегают оппоненты в спорах, чем мгновенно дискредитируют себя в глазах остальных членов дискуссионного клуба и зрителей. Но мы-то с вами знаем — характер, происхождение, жизненные обстоятельства и внешний вид участников дискуссии логически не имеют никакого отношения к какому-либо суждению или предмету спора.
Argumentum ad hominem — оскорбление, замаскированное под аргумент.
Мало того, что нападки на человека противоречат рациональным аргументам, они, к тому же, являются попросту оскорблением. Argumentum ad hominem — грязный запрещенный прием, который не может стать помощником на пути к защите собственной позиции.
Помните знаменитый мем: «если закончились аргументы в споре, присмотритесь к орфографии оппонента»? В виртуальном пространстве на личности переходят те, кто уже не в силах привести реальные факты. Впрочем, точно так же дела обстоят в реальной жизни.
Наша конституция. Учебное пособие
Пособие рассказывает об истории конституций нашей страны, причинах совершенствования Конституции 1993 года. В пособии раскрываются поправки, внесенные в Конституцию в результате общенародного голосования летом 2020 года и их роль в укреплении современного российского государства и его институтов, сохранении наших культурных и духовных ценностей.
Купить
Пугало
Легко обратить правду на свою сторону, если действовать против несуществующего аргумента противника — пугала. Да-да, многие так и делают. Аргумент-пугало — безжизненный и пустой, с ним можно делать все что угодно (но стоит все-таки задуматься о его существовании). Если вместо того чтобы бросить силы на борьбу с реальным аргументом, вы начнете апеллировать к несуществующему суждению, присмотритесь, действительно ли противник намеревается его защищать.
С помощью аргумента-пугала оппонент атакует несуществующую позицию противника.
Эта логическая ошибка, которая по своей природе, все-таки, больше похожа на сознательную, — дешевый, простой и неэтичный способ представить свою позицию сильнее, чем она есть на самом деле. Но бывают и такие случаи, когда этот ложный аргумент случаен — значит, оппонент попросту не уловил суть высказывания другого участника.
Черно-белое заблуждение, или ложная дилемма
Либо черное, либо белое — иного не дано. Когда оппонент не видит (намеренно или неосознанно) другие варианты развития событий, он совершает ошибку в логике рассуждений, называя одно из утверждений ложным и выбирая самое, по его мнению, приемлемое из двух.
Помните: аргументы, основанные на дилеммах, ошибочны только в том случае, когда на самом деле существует больше вариантов, чем рассматривает оппонент.
Этот ложный аргумент часто используется как манипуляция и в обычной жизни, когда человек делает выгодный для него самого вывод: если ты плохо знаешь математику, ничего толкового из тебя не выйдет, будешь работать дворником и жить в нищете.
Доказательство из ложного суждения
Это заблуждение чем-то напоминает аргумент к личности, когда оппонент придирается к качествам или жизненным обстоятельствам противника. Только в этом случае человек, делающий доказательство из ошибки оппонента, будет считать, что заблуждение противника автоматически означает ложность его суждений.
Скажем, оппонент использовал черно-белую дилемму, когда пытался доказать, что Бог существует, и назвал всех атеистов аморальными людьми. И тут, конечно, сложно не поддаться эмоциям, но все-таки заблуждение оппонента никогда не означает ложность суждения, которое он защищает.
Совет
Будьте лояльны к собственным ошибкам и к заблуждениям оппонентов — в конце концов, все мы живые люди, и каждый из нас имеет право ошибаться. Но, в то же время, не теряйте бдительность и следите за ходом своих мыслей и высказываний.
Честность — прежде всего! Не бойтесь смело высказывать свое мнение (подтвержденное, конечно же, реальными фактами), но не пытайтесь обманом заставить противников и аудиторию поверить вам — дискуссия не терпит нечистых приемов. Помните о простых правилах этикета и учитесь понимать собеседников!
Аргументация в реальном споре, дискуссии
и полемике происходит под воздействием
психологических, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п.
факторов и средств убеждения. Такое
взаимное переплетение средств и способов
убеждения значительно усложняет
аргументацию и диалог в целом. При этом
возникают разного рода ошибки и
отклонения, которые могут быть как
преднамеренными, так и непреднамеренными.
Первые рассчитаны на то, чтобы добиться
с их помощью победы в споре. Вторые же
возникают спонтанно и не ставят перед
собой задачу ввести оппонента в
заблуждение. Как было усвоено вами в
курсе логики, преднамеренные ошибки
называют софизмами, а непреднамеренные
и не осознанные ошибки — паралогизмами.
Уловкой в споре называется всякий
прием, с помощью которого хотят облегчить
спор для себя или затруднить спор для
противника.
Различные
отклонения от правильной линии спора
связаны главным образом с психологическими
уловками, которые также разделяются на
допустимые и недопустимые. Основанием
для такой классификации служит следующий
признак: если в результате использования
уловки не создается преимущества для
одной из сторон, то уловка считается
допустимой.
В противном случае уловка считается
недопустимой.
Иногда, впрочем, все уловки характеризуются
отрицательно и считаются недопустимыми,
с чем, конечно, согласиться нельзя.
Значительное
количество ошибок связано с неточностью
и неопределенностью обычной речи,
например, когда одни и те же слова
употребляются для выражения смыслов
различных понятий или же одно и то же
понятие выражается с помощью разных
слов.
Правила
определения понятий, построения
умозаключений и доказательств, которые
разработаны в логике, служат важнейшим
средством для раскрытия и недопущения
ошибок в ходе аргументации. Однако
трудность здесь заключается в том, что
в чистом виде к искусственно подобранным
примерам, такие правила применить легко.
Трудности начинаются тогда, когда
приходится применять эти правила в
условиях реального диалога — спора,
дискуссии и полемики. В таких случаях,
прежде всего, становится необходимым
быстро и точно определить, с какими
нарушениями принципов аргументации и
уловками мы имеем дело. Если речь идет
о логических ошибках, то следует
установить, какое правило или закон
логики были при этом нарушены. Сложнее
обстоит дело с психологическими приемами
и средствами убеждения. Некоторые из
них в ходе спора и полемики вполне
допустимы, ибо могут лишь усилить доводы
разума. Другие же только затрудняют или
даже делают невозможным дальнейшее
продолжение спора, особенно, когда к
ним добавляются откровенно недопустимые
средства давления на оппонента или
оратора в форме обструкции, выкриков,
оскорблений, невозможности продолжать
речь и т.д.
Аргументация,
как и процесс убеждения в целом,
представляют собой искусство, и овладеть
им можно только на практике, постепенно
и настойчиво совершенствуя свое
мастерство. Значительную помощь здесь
может оказать анализ типичных ошибок
и уловок, допускаемых в ходе аргументации
и убеждения.
Поскольку
исчерпывающую классификацию ошибок и
уловок в настоящее время трудно
осуществить из–за огромного разнообразия
случаев, встречающихся в современной
аргументации, рассмотрим лишь наиболее
типичные
ошибки,
встречающиеся в реальной практике
аргументации.
1. Неправильное
употребление речи. Поскольку
наши мысли и суждения выражаются с
помощью слов и предложений, постольку
много ошибок может возникнуть при
неправильных оборотах речи. Именно на
подобного рода ошибках, как показывает
Аристотель, часто основываются
софистические доводы. К их числу он
относит, например, ошибки, связанные с
одноименностью и двусмысленностью
слов, их соединением и разъединением и
даже произношением. Одноименность и
двусмысленность возникают обычно при
употреблении одного и того же слова или
оборота речи для выражения различных
понятий и суждений. На этой неопределенности
основывается софистическая уловка,
когда утверждение, справедливое
относительно одного случая, переносится
на совершенно другой случай, который
имеет с первым только общее название.
Можно сказать поэтому, что такая ошибка
основывается на омонимии слов, когда
одно и то же слово служит для выражения
разных понятий и смыслов суждений.
Типичными
являются также античные софизмы,
основанные на неправильном соединении
и разъединении слов, напоминающие по
форме парадоксы. В качестве примеров
Аристотель приводит такие речевые
обороты, как “непишущий пишет”, “больной
здоров”, “сидящий стоит” и т.п. Ясно,
что здесь софизм возникает из–за
неправильного соединения слов, когда
не проводится различия между способностью
к действию, а с другой — реальным
действием (непишущий в данный момент
способен писать в другой момент, сидящий
сейчас в состоянии встать, а больной —
выздороветь). На разъединение слов
опираются софизмы, связанные с переносом
значения отдельных слов на объединяющее
слово или оборот речи. Так, из утверждения
“пять — это два и три”, софист может
заключить, что “пять” есть четное и
нечетное. Защита от подобных софизмов,
согласно Аристотелю, стоит в тщательном
анализе двусмысленных и противоречивых
оборотов речи. Поэтому на двусмысленность
речи следует отвечать утверждением,
что в одном смысле она означает одно, в
другом — иное. Итак, уловки, основанные
на неточности речи и неопределенности
ее выражений, могут быть весьма
разнообразными, но суть их сводится к
тому, чтобы использовать эту неясность
и неопределенность как довод для
утверждения собственного, а чаще для
опровержения мнения оппонента.
2.
Вторая
группа ошибок и уловок хотя
и напоминает по форме речевые, но
опирается на сознательное расширение
или сужение смысла выдвигаемых
утверждений. В результате этого меняется
прежний смысл понятия или суждения, а
тем самым открывается возможность для
возникновения разного рода уловок. С
такими, по сути дела, софистическими
уловками приходится постоянно встречаться
в спорах и полемике по общественно–политическим,
нравственным и другим гуманитарным
вопросам, особенно когда такая полемика
ведется в присутствии широкой аудитории
или на страницах ежедневной прессы.
Существуют
два тактических приема, которые обычно
используются в подобных спорах и
полемике. Когда оратор чувствует, что
он не в состоянии возразить оппонентам
или убедить аудиторию, то он бессознательно,
а нередко преднамеренно сужает свое
утверждение, надеясь таким путем показать
в неприглядном свете позицию своих
оппонентов. Обычно в этих целях
употребляются такие “ходовые” понятия,
как демократия, суверенитет, реформа,
права человека и т.п., но при этом их
смысл намеренно расширяется или сужается.
Если под демократией, реформой и
родственными им понятиями подразумевают
принципы действия и поведения определенной
группы людей и властных структур, то
все, кто возражает против этого,
автоматически оказываются отлученными
от демократии, реформ и других институтов
гражданского общества.
Другой
тактический прием связан с расширением
смысла тех понятий и утверждений, с
помощью которых аргументирует оппонент,
и тем самым заставить его обосновать
более широкое понятие или утверждение.
Так, например, можно настолько вольно
трактовать понятия демократии и свободы,
что они будут ассоциироваться со
вседозволенностью. А это будет означать
отказ от правового гражданского общества,
замену демократии анархией.
Наилучшим
средством защиты от перечисленных выше
ошибок и уловок является требование
точного определения используемых
понятий и ясной формулировки суждений.
К аналогичным уловкам относятся попытки
использовать понятия и утверждения,
вполне верные и применимые в одних
условиях, там, где они совершенно не
подходят или могут быть использованы
лишь с теми или иными ограничениями.
Сходный прием заключается в том, что
понятие или суждение частного характера
пытаются выдать за общее.
3.
Третья
многочисленная группа уловок связана
с индуктивными обобщениями. В логической
литературе ошибочные обобщения такого
рода называют неправомерными, ложными,
поспешными и т.д. Суть их сводится к
тому, что результаты наблюдения каких–либо
свойств у некоторой – обычно весьма
небольшой – группы членов класса без
должных оснований неправомерно
переносятся на весь класс в целом. Так,
гоголевский герой видел, что все
православные, каких он встречал, едят
галушки, и отсюда сделал вывод, что все
православные вообще едят галушки, а кто
их не ест, тот не православный. Приведя
этот пример, С.И. Поварнин замечает,
что в менее наивной форме, но подобным
же образом рассуждают очень часто.
Во–первых,
в устном споре или выступлении ораторы
иногда преднамеренно выбирают такие
случаи, которые подтверждают их точку
зрения и совершенно не касаются
сомнительных случаев, которые могут
опровергнуть их утверждение. Когда один
за другим перечисляются подтверждающие
случаи обобщения, у слушателя психологически
возникает невольное доверие к его
истинности. Между тем, как мы уже знаем,
проверка индуктивного обобщения
предполагает, что случаи должны выбираться
не предвзято, они не должны быть слишком
сходными, а наоборот, как можно больше
отличаться друг от друга.
Во–вторых,
если для проверки и подтверждения
индуктивного обобщения требуется
исследовать большое число позитивных
случаев, то для его опровержения
достаточно одного–единственного
случая. Такой случай называют контрпримером,
поскольку его достаточно, чтобы
опровергнуть обобщение, которое легко
опровергается таким противоречащим
примером: верблюды относятся к типично
жвачным животным, но не имеют рогов.
4.
Четвертая
группа уловок связана
с правдоподобными, или вероятностными,
рассуждениями. Главная из них заключается
в неправильном установлении степени
правдоподобия того или иного утверждения
или обобщения. Эта степень определяется
точно фиксированными фактами,
свидетельствами и другими данными,
подтверждающими утверждение (гипотезу,
обобщение, мнение). В обычных рассуждениях
это обычно не учитывается и в результате
этого степень вероятности предположения
или обобщения может быть завышена или
занижена. Иногда этим пользуются как
софистическим приемом, чтобы ввести в
заблуждение слушателей или оппонента.
Такого рода ошибки и основанные на них
уловки следует отличать от рассмотренных
выше ошибок поспешного обобщения. В
последнем случае речь идет о перенесении
замеченного свойства, характеристики
или закономерности на весь класс
наблюдаемых предметов, явлений и событий.
В первом же случае на основании изучения
небольшого их числа неверно оценивается
степень правдоподобия, относящегося к
ним обобщения или гипотезы.
Сюда
же можно отнести такие суждения о
явлениях, которые основаны на частой
их повторяемости, из чего иногда заключают
о необходимом, закономерном их характере.
Разумеется, что, чем чаще повторяется
событие, тем выше степень возможности,
или вероятности, его появления. Но при
этом важно объективно определить эту
степень, и не смешивать его с чисто
психологической и субъективной верой.
На этом, кстати, основываются многие
предрассудки, дурные приметы, суеверия
и т.п. Аналогичный характер имеет ошибка,
связанная со следованием явлений во
времени, когда только по одной частоте
повторения одного явления вслед за
другим делают вывод о каузальной, или
причинной связи. Например, появление
красного заката считают причиной
возникновений плохой погоды или даже
прилет ласточек — причиной наступления
весны и т.п. На самом деле, сами эти
“причины” являются закономерным
следствием более глубокой причины.
Подобное ошибочное заключение в логике
получило название “Post hoc, ergo propter hoc”
(после этого, значит, по причине этого).
5.
Пятая
группа ошибок и уловок связана
с процессом доказательства и опровержения,
о которых обычно подробно говорят в
учебниках логики. Ошибки здесь возникают
преимущественно по трем причинам:
во–первых, из–за отступления и подмены
тезиса, во–вторых, нарушения правил
демонстрации тезиса и, в–третьих,
необоснованности аргументов, или
посылок, доказательства. В реальной
практике общения, в спорах, дискуссиях
и полемике такие ошибки не сразу можно
обнаружить, поскольку иногда при этом
используются уловки, которые маскируют
ошибки. Так, когда приходится доказывать
тезис, софист может воспользоваться
аргументом, который сам нуждается в
обосновании или даже повторяет тезис
под другой формулировкой. Нередко
недоказанность тезиса выдается за его
ложность, а доказательство частного
положения выдается за доказательство
общего утверждения и т.п.
6.
Наконец,
шестая,
самая многочисленная группа не столько
ошибок, сколько уловок связана не с
логикой и фактами, а с мерами
психологического
и морального воздействия на оппонентов
и слушателей. Ведь убеждение, как мы
знаем, в значительной мере зависит также
от эмоций, воли, чувств и нравственных
принципов и склонностей аудитории. Это
обстоятельство прекрасно понимали
античные риторики, философы и логики.
Аристотель в первой книге “Риторики”
обращает внимание, с одной стороны, на
характер и поведение оратора, а с другой
— на его эмоциональное воздействие на
слушателей, умение вызывать у них
соответствующие обстановке чувства и
настроения. Такое воздействие может
быть как позитивным, так и негативным.
В связи с этим в “Топике” и “Софистических
рассуждениях” он анализирует
многочисленные случаи использования
уловок психологического характера.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Наверняка вы периодически спорите с друзьями и родственниками о политике или кино, и наверняка в ваши дискуссии закрадываются логические ошибки. Из этой статьи вы узнаете о природе аргументов, которые кажутся логичными и звучат убедительно, но при этом являются ложными. Рассказывает Нур Ибрахим из Snopes.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Что такое логическая ошибка?
1. Апелляция к личности
2. Эффект паршивой овцы
3. Склонность к подтверждению своей точки зрения
4. Эхо-камера
5. Соломенное чучело, или подмена тезиса
6. Красная селедка, или отвлекающий маневр
7. Скользкий склон
8. Ложная предпосылка
Что такое логическая ошибка?
Логическая ошибка — это ошибка, основанная на неверном умозаключении. Благодаря ей аргумент кажется более убедительным или весомым, чем он есть на самом деле.
Логические ошибки делятся на формальные и неформальные. Формальную ошибку можно обнаружить, проверяя форму рассуждения, а неформальная ошибка опирается на контекст рассуждения и, возможно, его цель. То есть неформальные ошибки — это ошибки в рассуждении, которые нельзя легко выразить в системе формальной логики.
Логические ошибки можно разделить на группы на следующих основаниях:
- Рассуждение ошибочно, но представлено как веский аргумент, или рассуждение намного слабее, чем то, как оно представлено.
- Аргумент строится на ложных предпосылках.
- Некоторые важные факты игнорируются.
В ошибках из второй группы предпосылки могут быть истинными или оправданными в какой-то момент, даже если позже выяснится, что предпосылки были ложными. Они также могут быть оправданными, если мы рассуждаем о том, что могло бы случиться, зная, что это не случилось.
Вот небольшой список логических ошибок, которые могут случиться в горячем споре.
1. Апелляция к личности
Латинское выражение argumentum ad hominem переводится как «аргумент к человеку» и еще называется переходом на личности. Эта ошибка характеризуется не относящимися к делу оскорблениями или критикой личности оппонента, его действий и черт характера, а не самого аргумента. Логическая структура апелляции к личности такова:
- Человек А делает утверждение Х.
- Человек Б оскорбляет человека А.
- Следовательно, утверждение Х неверно.
2. Эффект паршивой овцы
Эффект паршивой овцы — это склонность оценивать нечестного или неприятного человека еще хуже, если он принадлежит к вашей собственной группе.
Этот эффект встречается довольно часто, потому что люди особенно негативно реагируют на тех, кто угрожает идентичности их группы (паршивая овца), особенно если эта овца тесно связана с группой.
Паршивая овца угрожает идентичности группы, поэтому оценивать эту овцу будут хуже. Изображение: Unsplash
3. Склонность к подтверждению своей точки зрения
Склонность к подтверждению своей точки зрения (англ. confirmation bias) или предвзятость подтверждения — это психологический процесс, защищающий человека от неприятной информации. Он позволяет видеть только то, что мы хотим увидеть: мы ищем информацию, подтверждающую наши убеждения, и отбрасываем все, что им не соответствует, обычно бессознательно.
Например, мы ищем в сети информацию, подтверждающую наши убеждения, или придаем больше значения информации, которая их подтверждает. В некоторых случаях мы тщательно выбираем факты или выделяем только отдельные фрагменты данных, соответствующие нашему пониманию проблемы, закрывая глаза на общую картину.
4. Эхо-камера
Эхо-камера — это ситуация, в которой человек сталкивается только с информацией или мнениями, подтверждающими его убеждения.
Такие замкнутые социальные группы особенно сложно обучить медиаграмотности: они мешают человеку узнавать и понимать точки зрения, отличные от его собственной, и в то же время подтверждают потенциально ложные и даже опасные убеждения.
Эхо-камеры существуют в социальных сетях и объединяют группы людей с общим мнением по спорным вопросам, таким как контроль над оборотом оружия, вакцинация, аборты и т. д.
Независимо от того, какую позицию человек занимает по спорному вопросу, эффект эхо-камеры затрагивает всех и способствует распространению ложной информации.
5. Соломенное чучело, или подмена тезиса
Подмена тезиса — это прием, при котором исходный аргумент оппонента преувеличивается или перевирается, и оспаривается именно эта новая версия, как если бы оппонент с самого начала утверждал именно это. Так создается «соломенное чучело», которое проще атаковать и уничтожить.
Пример такого аргумента: «Нужно убрать памятник Ленину с городской площади». — «Ах, вы хотите стереть всю историю, не совпадающую с вашими взглядами?!»
6. Красная селедка, или отвлекающий маневр
Красная селедка — это логическая ошибка, при которой кто-либо сообщает информацию, не относящуюся к делу, чтобы отвлечь остальных от обсуждаемой темы, особенно чтобы избежать вопросов или перевести разговор в другое русло.
Например, политик, которого спросили о его мнении по определенной теме, может говорить на смежную тему, чтобы отвлечь слушателей от своей неспособности ответить на вопрос по существу.
Когда ваш собеседник начинает обсуждать тему, которая не поднималась, — это отвлекающий маневр, предпринимаемый, чтобы сделать свои аргументы более весомыми. Изображение: Unsplash
7. Скользкий склон
Скользкий склон — это цепочка событий, которые обязательно ведут к ужасным последствиям. Но человек, который пугает собеседника этими последствиями, не приводит весомых аргументов в пользу того, что именно такое развитие событий наиболее вероятно.
Пример такого аргумента — заявления, что спонсируемые Биллом Гейтсом исследования по управлению солнечной радиацией в конце концов заблокируют солнце. Это, конечно, неправда.
Ложная предпосылка появляется, когда аргумент (действительный или нет) основан на допущении или неверной информации. Например, вопрос Карлсона: «Ты перестала пить коньяк по утрам?» основан на предпосылке, что у фрекен Бок изначально была такая привычка. (У фрекен Бок перехватило дыхание. «Ну вот вам», — сказал Карлсон с торжеством.)
Высоких вам конверсий!
По материалам: snopes.com. Автор: Nur Ibrahim
16-03-2023
Аргументация в реальном споре, дискуссии
и полемике происходит под воздействием
психологических, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п.
факторов и средств убеждения. Такое
взаимное переплетение средств и способов
убеждения значительно усложняет
аргументацию и диалог в целом. При этом
возникают разного рода ошибки и
отклонения, которые могут быть как
преднамеренными, так и непреднамеренными.
Первые рассчитаны на то, чтобы добиться
с их помощью победы в споре. Вторые же
возникают спонтанно и не ставят перед
собой задачу ввести оппонента в
заблуждение. Как было усвоено вами в
курсе логики, преднамеренные ошибки
называют софизмами, а непреднамеренные
и не осознанные ошибки — паралогизмами.
Уловкой в споре называется всякий
прием, с помощью которого хотят облегчить
спор для себя или затруднить спор для
противника.
Различные
отклонения от правильной линии спора
связаны главным образом с психологическими
уловками, которые также разделяются на
допустимые и недопустимые. Основанием
для такой классификации служит следующий
признак: если в результате использования
уловки не создается преимущества для
одной из сторон, то уловка считается
допустимой.
В противном случае уловка считается
недопустимой.
Иногда, впрочем, все уловки характеризуются
отрицательно и считаются недопустимыми,
с чем, конечно, согласиться нельзя.
Значительное
количество ошибок связано с неточностью
и неопределенностью обычной речи,
например, когда одни и те же слова
употребляются для выражения смыслов
различных понятий или же одно и то же
понятие выражается с помощью разных
слов.
Правила
определения понятий, построения
умозаключений и доказательств, которые
разработаны в логике, служат важнейшим
средством для раскрытия и недопущения
ошибок в ходе аргументации. Однако
трудность здесь заключается в том, что
в чистом виде к искусственно подобранным
примерам, такие правила применить легко.
Трудности начинаются тогда, когда
приходится применять эти правила в
условиях реального диалога — спора,
дискуссии и полемики. В таких случаях,
прежде всего, становится необходимым
быстро и точно определить, с какими
нарушениями принципов аргументации и
уловками мы имеем дело. Если речь идет
о логических ошибках, то следует
установить, какое правило или закон
логики были при этом нарушены. Сложнее
обстоит дело с психологическими приемами
и средствами убеждения. Некоторые из
них в ходе спора и полемики вполне
допустимы, ибо могут лишь усилить доводы
разума. Другие же только затрудняют или
даже делают невозможным дальнейшее
продолжение спора, особенно, когда к
ним добавляются откровенно недопустимые
средства давления на оппонента или
оратора в форме обструкции, выкриков,
оскорблений, невозможности продолжать
речь и т.д.
Аргументация,
как и процесс убеждения в целом,
представляют собой искусство, и овладеть
им можно только на практике, постепенно
и настойчиво совершенствуя свое
мастерство. Значительную помощь здесь
может оказать анализ типичных ошибок
и уловок, допускаемых в ходе аргументации
и убеждения.
Поскольку
исчерпывающую классификацию ошибок и
уловок в настоящее время трудно
осуществить из–за огромного разнообразия
случаев, встречающихся в современной
аргументации, рассмотрим лишь наиболее
типичные
ошибки,
встречающиеся в реальной практике
аргументации.
1. Неправильное
употребление речи. Поскольку
наши мысли и суждения выражаются с
помощью слов и предложений, постольку
много ошибок может возникнуть при
неправильных оборотах речи. Именно на
подобного рода ошибках, как показывает
Аристотель, часто основываются
софистические доводы. К их числу он
относит, например, ошибки, связанные с
одноименностью и двусмысленностью
слов, их соединением и разъединением и
даже произношением. Одноименность и
двусмысленность возникают обычно при
употреблении одного и того же слова или
оборота речи для выражения различных
понятий и суждений. На этой неопределенности
основывается софистическая уловка,
когда утверждение, справедливое
относительно одного случая, переносится
на совершенно другой случай, который
имеет с первым только общее название.
Можно сказать поэтому, что такая ошибка
основывается на омонимии слов, когда
одно и то же слово служит для выражения
разных понятий и смыслов суждений.
Типичными
являются также античные софизмы,
основанные на неправильном соединении
и разъединении слов, напоминающие по
форме парадоксы. В качестве примеров
Аристотель приводит такие речевые
обороты, как “непишущий пишет”, “больной
здоров”, “сидящий стоит” и т.п. Ясно,
что здесь софизм возникает из–за
неправильного соединения слов, когда
не проводится различия между способностью
к действию, а с другой — реальным
действием (непишущий в данный момент
способен писать в другой момент, сидящий
сейчас в состоянии встать, а больной —
выздороветь). На разъединение слов
опираются софизмы, связанные с переносом
значения отдельных слов на объединяющее
слово или оборот речи. Так, из утверждения
“пять — это два и три”, софист может
заключить, что “пять” есть четное и
нечетное. Защита от подобных софизмов,
согласно Аристотелю, стоит в тщательном
анализе двусмысленных и противоречивых
оборотов речи. Поэтому на двусмысленность
речи следует отвечать утверждением,
что в одном смысле она означает одно, в
другом — иное. Итак, уловки, основанные
на неточности речи и неопределенности
ее выражений, могут быть весьма
разнообразными, но суть их сводится к
тому, чтобы использовать эту неясность
и неопределенность как довод для
утверждения собственного, а чаще для
опровержения мнения оппонента.
2.
Вторая
группа ошибок и уловок хотя
и напоминает по форме речевые, но
опирается на сознательное расширение
или сужение смысла выдвигаемых
утверждений. В результате этого меняется
прежний смысл понятия или суждения, а
тем самым открывается возможность для
возникновения разного рода уловок. С
такими, по сути дела, софистическими
уловками приходится постоянно встречаться
в спорах и полемике по общественно–политическим,
нравственным и другим гуманитарным
вопросам, особенно когда такая полемика
ведется в присутствии широкой аудитории
или на страницах ежедневной прессы.
Существуют
два тактических приема, которые обычно
используются в подобных спорах и
полемике. Когда оратор чувствует, что
он не в состоянии возразить оппонентам
или убедить аудиторию, то он бессознательно,
а нередко преднамеренно сужает свое
утверждение, надеясь таким путем показать
в неприглядном свете позицию своих
оппонентов. Обычно в этих целях
употребляются такие “ходовые” понятия,
как демократия, суверенитет, реформа,
права человека и т.п., но при этом их
смысл намеренно расширяется или сужается.
Если под демократией, реформой и
родственными им понятиями подразумевают
принципы действия и поведения определенной
группы людей и властных структур, то
все, кто возражает против этого,
автоматически оказываются отлученными
от демократии, реформ и других институтов
гражданского общества.
Другой
тактический прием связан с расширением
смысла тех понятий и утверждений, с
помощью которых аргументирует оппонент,
и тем самым заставить его обосновать
более широкое понятие или утверждение.
Так, например, можно настолько вольно
трактовать понятия демократии и свободы,
что они будут ассоциироваться со
вседозволенностью. А это будет означать
отказ от правового гражданского общества,
замену демократии анархией.
Наилучшим
средством защиты от перечисленных выше
ошибок и уловок является требование
точного определения используемых
понятий и ясной формулировки суждений.
К аналогичным уловкам относятся попытки
использовать понятия и утверждения,
вполне верные и применимые в одних
условиях, там, где они совершенно не
подходят или могут быть использованы
лишь с теми или иными ограничениями.
Сходный прием заключается в том, что
понятие или суждение частного характера
пытаются выдать за общее.
3.
Третья
многочисленная группа уловок связана
с индуктивными обобщениями. В логической
литературе ошибочные обобщения такого
рода называют неправомерными, ложными,
поспешными и т.д. Суть их сводится к
тому, что результаты наблюдения каких–либо
свойств у некоторой – обычно весьма
небольшой – группы членов класса без
должных оснований неправомерно
переносятся на весь класс в целом. Так,
гоголевский герой видел, что все
православные, каких он встречал, едят
галушки, и отсюда сделал вывод, что все
православные вообще едят галушки, а кто
их не ест, тот не православный. Приведя
этот пример, С.И. Поварнин замечает,
что в менее наивной форме, но подобным
же образом рассуждают очень часто.
Во–первых,
в устном споре или выступлении ораторы
иногда преднамеренно выбирают такие
случаи, которые подтверждают их точку
зрения и совершенно не касаются
сомнительных случаев, которые могут
опровергнуть их утверждение. Когда один
за другим перечисляются подтверждающие
случаи обобщения, у слушателя психологически
возникает невольное доверие к его
истинности. Между тем, как мы уже знаем,
проверка индуктивного обобщения
предполагает, что случаи должны выбираться
не предвзято, они не должны быть слишком
сходными, а наоборот, как можно больше
отличаться друг от друга.
Во–вторых,
если для проверки и подтверждения
индуктивного обобщения требуется
исследовать большое число позитивных
случаев, то для его опровержения
достаточно одного–единственного
случая. Такой случай называют контрпримером,
поскольку его достаточно, чтобы
опровергнуть обобщение, которое легко
опровергается таким противоречащим
примером: верблюды относятся к типично
жвачным животным, но не имеют рогов.
4.
Четвертая
группа уловок связана
с правдоподобными, или вероятностными,
рассуждениями. Главная из них заключается
в неправильном установлении степени
правдоподобия того или иного утверждения
или обобщения. Эта степень определяется
точно фиксированными фактами,
свидетельствами и другими данными,
подтверждающими утверждение (гипотезу,
обобщение, мнение). В обычных рассуждениях
это обычно не учитывается и в результате
этого степень вероятности предположения
или обобщения может быть завышена или
занижена. Иногда этим пользуются как
софистическим приемом, чтобы ввести в
заблуждение слушателей или оппонента.
Такого рода ошибки и основанные на них
уловки следует отличать от рассмотренных
выше ошибок поспешного обобщения. В
последнем случае речь идет о перенесении
замеченного свойства, характеристики
или закономерности на весь класс
наблюдаемых предметов, явлений и событий.
В первом же случае на основании изучения
небольшого их числа неверно оценивается
степень правдоподобия, относящегося к
ним обобщения или гипотезы.
Сюда
же можно отнести такие суждения о
явлениях, которые основаны на частой
их повторяемости, из чего иногда заключают
о необходимом, закономерном их характере.
Разумеется, что, чем чаще повторяется
событие, тем выше степень возможности,
или вероятности, его появления. Но при
этом важно объективно определить эту
степень, и не смешивать его с чисто
психологической и субъективной верой.
На этом, кстати, основываются многие
предрассудки, дурные приметы, суеверия
и т.п. Аналогичный характер имеет ошибка,
связанная со следованием явлений во
времени, когда только по одной частоте
повторения одного явления вслед за
другим делают вывод о каузальной, или
причинной связи. Например, появление
красного заката считают причиной
возникновений плохой погоды или даже
прилет ласточек — причиной наступления
весны и т.п. На самом деле, сами эти
“причины” являются закономерным
следствием более глубокой причины.
Подобное ошибочное заключение в логике
получило название “Post hoc, ergo propter hoc”
(после этого, значит, по причине этого).
5.
Пятая
группа ошибок и уловок связана
с процессом доказательства и опровержения,
о которых обычно подробно говорят в
учебниках логики. Ошибки здесь возникают
преимущественно по трем причинам:
во–первых, из–за отступления и подмены
тезиса, во–вторых, нарушения правил
демонстрации тезиса и, в–третьих,
необоснованности аргументов, или
посылок, доказательства. В реальной
практике общения, в спорах, дискуссиях
и полемике такие ошибки не сразу можно
обнаружить, поскольку иногда при этом
используются уловки, которые маскируют
ошибки. Так, когда приходится доказывать
тезис, софист может воспользоваться
аргументом, который сам нуждается в
обосновании или даже повторяет тезис
под другой формулировкой. Нередко
недоказанность тезиса выдается за его
ложность, а доказательство частного
положения выдается за доказательство
общего утверждения и т.п.
6.
Наконец,
шестая,
самая многочисленная группа не столько
ошибок, сколько уловок связана не с
логикой и фактами, а с мерами
психологического
и морального воздействия на оппонентов
и слушателей. Ведь убеждение, как мы
знаем, в значительной мере зависит также
от эмоций, воли, чувств и нравственных
принципов и склонностей аудитории. Это
обстоятельство прекрасно понимали
античные риторики, философы и логики.
Аристотель в первой книге “Риторики”
обращает внимание, с одной стороны, на
характер и поведение оратора, а с другой
— на его эмоциональное воздействие на
слушателей, умение вызывать у них
соответствующие обстановке чувства и
настроения. Такое воздействие может
быть как позитивным, так и негативным.
В связи с этим в “Топике” и “Софистических
рассуждениях” он анализирует
многочисленные случаи использования
уловок психологического характера.
Уже несколько лет хотел выложить это сюда, но все руки не доходили.
Мы, технари, частенько подшучиваем над гуманитариями, но и они могут быть полезны. Вот, например, очень четкий гид по правильному ведению холиваров.
Введение.
Логические ошибки — следствие слабых аргументов. Истина не нуждается в «костылях», в то время как отсутствие аргументов вызывает у человека желание подкрепить свою позицию логическими ошибками.
Ну и оригинал в огромном размере, благо Д2 теперь позволяет их просматривать