Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Энгельса»
Речевые ошибки
младших школьников
и
пути их устранения .
Обобщение опыта
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Агеевой Ларисы Михайловны
Г. Энгельс
2009г.
Список литературы .
1. А. А. Бондаренко , М. Л. Калинчук . Формирование навыков
литературного произношения у младших школьников .
2. В. А. Закожурникова . Работа над предложением и связной речью
в начальной школе.
3. В. А. Синицын . Путь к слову . – М., АО « Столетие» , 1996 г.
4. « Использование игр – драматизаций при развитии связной речи у детей»
// Начальная школа , № 4 , 2008 г. //
5. Л. Н. Ефименкова . Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов . – М., Просвещение , 1991 г.
6. М. Р. Львов . Речь младших школьников и пути её развития . – М.,
Просвещение , 1985 г.
7. М. Р. Львов . Тенденции развития речи учащихся в начальной школе . –
М., Просвещение , 1980 г.
8. М. Р. Львов . Язык и речь .// Начальная школа , № 1 , 2000 г. //
9. Н. И. Жинкин . Язык – речь — творчество .- М., Просвещение , 1998 г.
10. Н. И. Политова . Развитие речи учащихся начальных классов на
уроках русского языка . – М ., Просвещение , 1984
11. Н. Н. Ушаков . Вопросы методики развития связной устной речи на
на уроках русского языка в начальной школе . – М .,
Просвещение , 1980 г.
12. Н. С. Рождественский . Речевое развитие младших школьников . – М.,
Просвещение , 1980 г .
13. « Современные подходы к развитию речи младших школьников»
// Начальная школа , № 2 , 2003 г. //
14. Т. А. Ладыженская . Методика развития речи на уроках русского
языка .- М . , Просвещение ,1991 г.
15. « Формирование речевой деятельности младших школьников на
основе дидактических принципов К. Д. Ушинского»
// Начальная школа , № 10 , 2001 г. //
16. « Формирование культуры речи младших школьников»
// Начальная школа , № 10 , 2003 г. //
17. « Что такое «виды речевой деятельности»
// Начальная школа , № 4 , 2003 г. //
В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов , неправильностей . Неудачно подобранное слово , неверно построенное предложение , искажённая морфологическая форма — все эти ошибки называются речевыми .
Бороться с ними трудно , так как невозможно бывает использовать какие – либо правила . Учитель следит за устной речью школьников , проверяет тетради , исправляет ошибки . Но нельзя удовлетворяться всего лишь исправлением допущенных ошибок , нужно их предупреждать . Необходима планомерная работа , система совершенствования речи детей . Задача состоит в том , чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок , научить их предупреждать ошибки , совершенствовать культуру своей речи .
Методика исправления и предупреждения речевых ошибок используется в опыте многих учителей , хотя дело это сравнительно трудное . Поэтому у меня и появилось желание поделиться опытом своей работы именно по данному вопросу. .
В чём же трудности?
Во- первых , в исправлении речевых ошибок школьник не может опереться на такую чёткую систему определений и правил , как , например , в работе над орфографией , а « чувство языка» у него развито
ещё слабо.
Во- вторых , уровень грамматических и других теоретических знаний
по языку у младших школьников ещё невысок .
В– третьих , речевые ошибки учащихся в своём большинстве индивидуальны , что почти полностью исключает привычные
общеклассные формы работы .
Однако , исследовав научные и методические статьи М. Р. Львова , Н. И. Политовой , Н. И. Жинкина , Т. А. Ладыженской и др. ,
журнальные статьи , практические пособия для учителей , в которых нашёл отражение специальный эксперимент , я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения речевых ошибок
в собственной практике .
Лингвистической и психологической основой такой системы являются исследования ошибок и их причин — ошибок , которые в школьной практике получили название стилистических . Они делятся на речевые ( словарные , грамматические и пр. ) и неречевые
( композиционные, логические, искажения фактов ).
Речевые ошибки
Лексико- стилистические Синтаксико- стилистические
Морфолого – стилистические
1
На первом месте по частоте стоят словарные , или лексико –
стилистические ошибки .
1) Повторение одних и тех же слов , например :
У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .
Причинами повторов могут быть малый объём внимания пишущего ,
бедность словаря . Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы , если они , получив соответствующее указание учителя , внимательно перечитывают свой
текст ( лучше вслух ).
2) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему
значении в результате непонимания его .
Примеры из речи учащихся :
Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .
Ошибки такого типа — следствие низкого общего речевого развития , недостаточной начитанности , бедности словаря . Но , кроме этой общей , у каждой ошибки есть собственная причина , которую часто удаётся
выяснить .
3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов :
Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ). Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).
Причины ошибок данного типа : бедность фразеологии , малый
языковой опыт .
4) Употребление слова без учёта его эмоционально –
экспрессивной или оценочной окраски :
Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки ( терминологические сочетания в смешанном лесу и хвойные деревья более подходят к научному , « деловому» тексту ) .
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка , с отсутствием языкового чувства , с непониманием стилистической
характеристики слова .
5) Употребление просторечных и диалектных слов и
словосочетаний :
Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).
«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей , своего семейного речевого окружения . Нелегко бывает убедить ребёнка в том , что слова , употребляемые его отцом или мамой , которые он слышит от рождения , на самом деле
« неправильные» слова , их употреблять нельзя . Учитель должен
2
обладать большим тактом , чтобы не оскорбить ребёнка .
Устранить диалектизмы и просторечные слова можно на основе формирующегося понятия о литературном языке .
Младшие школьники уже могут понять , что наряду с литературным языком существуют местные говоры , встречаются отклонения от нормы .
Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и , следовательно , неодинаковы и способы их разъяснения , исправления , но есть и общий путь их предупреждения : это языковой анализ текстов , выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте , анализ роли и целесообразности именно этого , а не другого слова в этом тексте .
К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим
неправильное образование слов и особенно форм слов .
1) В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со
словообразовательной системой русского языка:
На стройке работают бетонщики , « штукатурщики» ( нужно :
штукатуры ), монтажники .
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
2) Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития ,
благодаря созданию хорошей речевой среды .
- Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :
«трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся
море .
Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы ,
и это иногда отражается на письме .
Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно
развивать гибкость и подвижность речевого аппарата .
4) Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
числе :
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
Съел « два супа» (нужно : две тарелки супу ) .
Причина этих ошибок — в стремлении детей к конкретности .
Синтаксико- стилистические ошибки весьма многообразны .
3
- Нарушение управления :
Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .
Глагольное управление не регулируется правилами . Дети усваивают его по образцам , в живой речи , в читаемых текстах . Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний . Я использую также словарик сочетаний , в которых особенно часто допускаются ошибки .
Ошибки в управлении очень стойки , трудноустранимы . Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее
« опасными» глаголами , например :
верить — кому ? чему ? во что ?
упрекать – кого ? в чём ? и пр.
2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например :
Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья …
встретила ) .
Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в
самом механизме письма .
3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к
искажению смысла :
Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).
Причина ошибки в том , что ученик не проговорил предложение
целиком , прежде чем записать его .
Работу над правильным порядком слов я начинаю в 1 классе . Дети сами ,перечитывая текст , могут улучшить порядок слов в своих предложениях . Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом , позволяющие переставлять слова , изменять их последовательность в предложениях .
4) Нарушение смысловой или грамматической связи между
местоимениями и теми словами , на которые они указывают :
Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .
Пишущему ясно , о ком идёт речь . Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет , этому надо учить , нужна практика самопроверки и взаимопроверки . Привыкнув задумываться над ролью местоимений , школьники в подобных случаях сами исправляют текст , перестраивают предложения , переписывают заново .
5) Местоимённое удвоение подлежащего :
Кирилл – он был самый сильный в отряде .
Можно указать две причины таких ошибок : во- первых , ученик начинает писать предложение , не зная , как закончит его ; во – вторых ,
4
Рассказ про маленькую улитку по имени Крапинка.
Улитка была очень маленькой , но вскоре подросла.
Она питалась хлебом . Крапинка ползала по растениям .
Она любила плавать кверху пузиком и отдыхать в пустой ракушке.
Крапинка часто вылезала из панцыря. Сегодня она была на балконе и почему — то была неактивной . Крапинка сегодня так быстро перебралась от хлебный крошки до пустой ракушки . Я даже иногда вижу её микроскопические глаза и рот. Она сегодня пряталась в пустую ракушку. Мы с мамой на ночь уносим её на другой балкон . У неё такой красивый панцырь в крапинку.
влияние разговорного языка , где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным . В письменном же тексте оно
является ошибкой .
6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же
вид :
Незнакомец входит в хижину и поздоровался .
Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся , об отсутствии у них языкового чутья . Устраняются на основе смыслового анализа текста , так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют . Возможно также исправление
ошибки учителем без комментариев .
7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух
вариантах :
а) неоправданное деление сложного предложения на простые :
Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .
б) неумение делить текст на предложения :
Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .
Основа исправления таких ошибок — работа над предложением .
Таковы основные типы речевых ошибок . Кроме речевых , встречаются неречевые ошибки, логические , а также
искажения фактов .
Неречевые ошибки
Композиционные Искажения фактов
Логические
Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении
событий .
Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в
конце , в заключении сочинения .
5
К числу логических ошибок относятся :
1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых
эпизодов :
Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа
В . Бианки « Купание медвежат» ).
Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . ..
Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению
пропусков .
2) Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные
суждения , связывание понятий разных уровней :
По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в
шалаше.
Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой .
Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до его записи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило ,
могут самостоятельно исправить ошибки .
От речевых и логических ошибок следует отличать искажения
фактического материала :
Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только
воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ).
Таковы основные типы ошибок речи — её формы и содержания .
Зная основные типы ошибок , умея определять их основные причины , учитель может разработать методику их исправления и предупреждения . Она складывается из следующих элементов :
исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся ;
записи и замечания учителя в тетрадях учащихся ( в том числе
условные знаки на полях ) ;
классная работа над ошибками общими , типичными — на уроках , на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений ( цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого
типа ) ;
индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными
6
ошибками : их обнаружение , уяснение и исправление ;
система стилистических упражнений , языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка , что служит общей основой для конкретной работы над ошибками , допущенными учениками данного
класса ;
языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста , его фразеологии , некоторых синтаксических конструкций ;
стилистические замечания , где это возможно , при изучении
грамматики ;
специальное обучение школьников самостоятельному редактированию ( совершенствованию ) собственного сочинения и
изложения .
Все допущенные в тетрадях ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем , либо самим учеником , что предпочтительнее . При проверке тетрадей ошибки исправляются дифференцированно. Те из них , которые , по мнению учителя , дети самостоятельно исправить не смогут , он исправляет сам : перестраивает предложения , заменяет слова , добавляет необходимое , зачёркивает лишнее . Затем при разборе ошибок ( лучше всего в индивидуальной беседе ) учитель убедится , понял ли школьник свою ошибку , не допустит ли он подобной ошибки в дальнейшем .
Но цель состоит в том , чтобы повысить самостоятельность учащихся . Нужно искать такие способы исправления ошибок , которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика .
Если учитель обнаружил неудачно употреблённое слово , он его подчёркивает а на полях записывает : « Замени слово !»
В отдельных случаях слово может не подчёркиваться , а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти
неудачное слово на этой строке и заменить его .
В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача .
Одна из самых частых ошибок в начальных классах — повторение одного и того же слова . Эту ошибку дети сравнительно легко исправляют сами , если учителем на полях поставлен условный знак , например буква « П» ( повторение ) . Пропуск чего — либо важного обозначается знаком « V» , нарушения порядка слов — цифрами над словами , неудачный выбор слова — буквой « С» , неточное употребление местоимения – буквой « М» , « Г» — нарушение границ предложения ,«Z» — необходимость абзаца .Такие условные обозначения я использую при проверке сочинений и изложений . Можно помечать ошибки цифрой на полях тетради . Учитель подчёркивает эти ошибки волнистой линией , а на полях ставит соответствующий знак. Например :
7
1. Лес стоит величавый . Листья в лесу жёлтые , П
красноватые . Листьев на земле много . Речки сейчас
очень красивые , по берегам очень много листьев , и
по воде плывёт много жёлтых и красных листьев .
2. Деревья гнутся от ветра , низко плывут облака. М
С них облетают последние листья .
Введение условных обозначений речевых ошибок и недочётов должно проводиться постепенно , не более 2-3 типов на одном занятии с последующим закреплением этих обозначений в работе над изложениями и сочинениями . Эти условные обозначения включаются в памятку , находящуюся на первой странице тетради по развитию речи .
Велика роль уроков анализа проверенных изложений и сочинений . На этих уроках зачитываются лучшие образцы , разбираются недочёты содержания , полнота раскрытия темы , последовательность изложения материала , речевые и орфографические ошибки . Иногда я так строю свою работу , что на одном уроке разбираем речевые ошибки , на другом заменяем неудачно выбранные слова и т. д. Такие тематические уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок , это помогает в дальнейшем при самопроверке и редактировании собственного текста .
Требования к такому уроку :
а) тема чётко выделяется и сообщается учащимся , например
«Замена неудачно выбранного слова» ;
б) анализируются литературно – художественные образцы , позволяющие проследить , как выбирает слово писатель ;
в) даются тексты работ учащихся , содержащие ошибки : школьники их находят , исправляют сами и таким образом готовятся к
самостоятельному редактированию .
Приведу материал одного из таких уроков .
Дети прочитывают образец сами — отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка . Ребята убеждаются в том , что здесь слова — синонимы выбираются в соответствии с чертами характера персонажей — зайцев , их возрастом , жизненным опытом : зайчата сбежались ,
хихикнули ; старые зайчихи приплелись и т. д.
После анализа образца учащимся предлагается проанализировать 2-3 небольших отрывка из их же собственных сочинений или изложений ( на первых порах эти тексты записываются на доске , позднее на
карточках ) .
Задание 1 ( записывается на доске ) . На зелёном лугу растут
ромашки , одуванчики , синеет мышиный горошек .
К словам ромашки , одуванчики подобрать глаголы , передающие окраску этих цветов , подобно синеет мышиный горошек . Слово растут
убрать .
8
Дети подобрали : белеют ромашки , желтеют одуванчики .
Задание 2 . В лесу поют и кричат всякие птицы : скворцы , кукушка ,
ворона .
Убрать невыразительные слова , обозначающие голоса птиц ; найти другие слова — для каждой птицы особенное слово . Если нужно ,
перестроить или даже разделить предложение .
Дети переделывают : В лесу свистят и щёлкают скворцы . Вот
каркнула ворона . Вдали кукует кукушка .
Система таких уроков на различные темы создаёт основу для самостоятельной работы учащихся над собственными индивидуальными
ошибками .
Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах . Это трудоёмкое , но совершенно необходимое дело . Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки , искажения фактов , а из числа речевых некоторые просторечные слова и формы , неудачное построение некоторых предложений , в большинстве случаев выбор слова , неудачное использование образных средств — эпитетов , метафор и пр.
Здесь , как и в общеклассной работе , важно добиваться высокой познавательной активности школьника ; он должен не только понять , в чём его ошибка , но и решить задачу , связанную с её исправлением .
Ученик написал в своём сочинении : « Осенью очень красиво . Деревья покрываются жёлтыми листьями , и только одни ели стоят
зелёные» .
Слово покрываются неточно передаёт , что происходит на самом деле : ведь осенью листья желтеют , новых же листьев нет .
Учитель говорит : « В этом отрывке одно из слов передаёт не то ,
что бывает на самом деле ; нужно найти это слово».
Школьник ищет ошибку . Если ему удаётся найти её самому , то следует вторая половина задания : как исправить ? Заменить это слово ?
Или по – другому построить предложение ?
Полезно составить несколько вариантов исправления — по-разному выразить данную мысль ( если работа проводится в группе , она развивает
навыки взаимопроверки и взаимопомощи ).
В данном случае возможны такие варианты :
а) замена залога и времени глагола « Деревья покрыты жёлтыми
листьями»;
б) перестройка с заменой слов и введением новых : « Деревья оделись в золотой наряд» ( здесь слово оделись уместно , так как это
троп , иносказание ).
Хорошо , если ученик ( при необходимости с помощью учителя ) воспользуется несколькими вариантами исправления и выберет
наилучший из них .
9
В тех случаях , когда ученик сам не может найти свою ошибку , несмотря на помощь учителя, и последнему приходится прямо указать на неё , нужно всё – таки добиваться , чтобы вторая половина задачи была выполнена самим учеником . Учитель ни на минуту не должен забывать , что исправление не самоцель , а обучение редактированию текста , самостоятельному нахождению своих ( а возможно , и чужих )
ошибок .
Взаимопроверка сочинений и изложений в начальных классах мало распространена из – за трудоёмкости . Но в тех случаях , когда она всё же проводится , учитель может добиться успехов в самопроверке и в
редактировании сочинений .
Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе
изучения грамматических тем . Для этого нужно уяснить , какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для выражения оттенков мысли , для краткости и точности высказывания , для устранения возможных недочётов речи . Соответствующие моменты включаются в урок : школьники учатся исправлять ошибки речи ( своей или чужой ) на основе изучаемого грамматического материала .
Практически почти каждая грамматическая тема даёт такие возможности .Так при изучении темы « Местоимение» следует показать детям , как с помощью местоимений можно устранить повторение одинаковых слов и сочетаний . На примере нескольких текстов школьники учатся сами пользоваться местоимениями для этой цели . Эффективность такой работы очень высока : она готовит школьников к самостоятельному совершенствованию написанного и в то же время помогает им понять роль и выразительные возможности местоимения в
речи .
Рассмотрим фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» ( 2 класс ) , на котором наряду с другими решалась задача учить детей использовать синонимы – прилагательные , обладающие дополнительными оттенками значений и эмоционально – экспрессивной окраской , для устранения повторяющихся
маловыразительных прилагательных .
На уроке дети отметили разнообразные признаки одних и тех же предметов и явлений : деревьев ( сосны , берёзы ) ; погоды в тот день
( туманная , мрачная , пасмурная ) .
Сделали вывод о том , что у одного предмета бывает несколько признаков , они выражаются различными прилагательными . Признаки принадлежат предмету, и прилагательные , их обозначающие , не имеют собственного рода , а изменяются по родам в зависимости от имени
существительного .
Затем дети составили несколько словосочетаний : холодный, дождливый день- ясный , тёплый день ; стройное , красивое дерево –
10
кривое , безобразное дерево .
Они проанализировали также несколько прилагательных в
художественном тексте и определили их род .
Открывается доска , на которой записаны примеры из детских
сочинений и изложений :
1. Кругом стоят большие деревья . Ребята собирают грибы . Вдруг стало темно . Большие сосны зашумели , пошёл дождь . Все спрятались под ветками большой ели . ( Слова для замены : огромные ,
высокие , развесистой ) .
2. Наступила холодная зима . Снег покрыл землю белым ковром . Дует холодный ветер .( Слова для замены : студёный , ледяной ).
Задание : заменить прилагательные , взяв для замены слова из списка в скобках . Два раза употреблять одно и то же слово не
следует !
Каждый выбирает то слово , которое ему кажется лучшим . варианты замены обсуждаются , затем записываются . Задаются вопросы : « Как вы понимаете слово огромные ? Чем это прилагательное
отличается от прилагательного большие ?» и пр .
Подобную работу я проводила в своём классе . Если же класс сильный и позволяет время , можно выйти за рамки темы «Имя прилагательное» и предложить исправить другие недочёты в отрывках , например , слово пошёл ( дождь ) заменить словом полил и т. д .
Очень важно , чтобы школьники на примерах поняли зависимость форм прилагательного от существительного. Это залог предупреждения ошибок в согласовании . Задача развития речи на данном уроке — в обучении детей пользоваться синонимами , выбирать наиболее яркое , точное слово и не допускать повторения одинаковых слов .
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала , не требуя дополнительного времени не только повышает культуру речи учащихся , но и помогает им глубже усвоить
грамматические понятия .
Одно из умений учащихся , которому я уделяю особое внимание — это умение совершенствовать написанный текст . Необходимо обучать
детей самопроверке и простейшему редактированию .
Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста и обычно проходит при высокой активности класса , у учащихся
появляется вера в свои силы .
Самопроверка и редактирование протекают так . Когда я убеждаюсь , что многие учащиеся класса завершают свои изложения или сочинения , пишу на доске : « Самопроверка !» В отдельных случаях вывешивается плакат , на котором записаны 2-3 указания к самопроверке , например : « Проверь : не по вторяются ли одинаковые
слова и выражения ?» И т. п.
11
Наблюдая за классом , я подхожу к тем ученикам , которые закончили писать , и оказываю им индивидуальную помощь : напоминаю ,каких ошибок следует опасаться , сообщаю , сколько времени осталось до конца урока , а в отдельных случаях указываю ученику то место в сочинении , над которым следует ещё поработать . Прямо указать ошибку тоже можно , но лишь после того , как убедишься
в неспособности ученика исправить её самостоятельно .
Саморедактирование проводится на уроке . Дети заменяют слова , устраняют повторы ,изменяют порядок слов , связывают предложения союзами , иногда изменяют последовательность изложения или делают
другие композиционные изменения .
Особенно охотно они дополняют , расширяют текст за счёт введения деталей , изобразительных средств языка . Однако нельзя забывать , что увлечение деталями может снизить уровень языковой
работы .
Хорошим средством совершенствования речи являются черновики . К сожалению ими мы пользуемся редко из – за недостатка времени .Тем не менее изредка я всё же провожу в 3 и 4 классах сочинения с черновиками . В этом случае после самопроверки и редактирования дети переписывают исправленный текст начисто . Как показывает опыт , учащиеся , переписывая , делают новые ценные исправления .
Продуманная и правильно организованная работа над ошибками — это , по словам методиста М. А. Рыбниковой , « самый интересный и увлекательный урок». Не могу не согласиться с этим высказыванием , поэтому стараюсь проводить работу по развитию речи в системе . Эта работа приводит в целом к положительным результатам .
В заключении хочу представить эти результаты .
В начале 1 класса я несколько раз проводила индивидуальные беседы с учащимися , а также наблюдала за речью ребят на уроках . Мои наблюдения показали , что объём устных рассказов детей в среднем составлял 50 слов , предложения в основном простые . В качестве средств связи между предложениями дети использовали повторение наречий после , потом , ещё и т. п. ,союзы а , и . У 21 из 29 человек была нарушена последовательность изложения , что составляет 73%
учащихся класса .
Во 2 классе объём устных высказываний составил в среднем 80 – 90 слов , т. е . увеличился на 30- 40 слов . Появились элементы размышления , использовались синонимы . Количество простых предложений уменьшается до 52 % . Это касается устной речи .
Особое место в школе занимает сочинение . Это творческая работа . В начальных классах сочинения проводятся как обучающие .
12
Содержание
1. Введение .
Трудности в работе над речевыми
ошибками..……… ………………………………….с .1
3. Классификация речевых ошибок .
Причины появления речевых и
логических ошибок в речи младших
школьников …………………………………..с. 2- 6
4. Основные элементы методики
исправления и предупреждения
речевых ошибок .…………………………….с. 6 — 8
5. Требования к уроку анализа изложе-
ний и сочинений . Самопроверка и
редактирование текста………………………..с. 8 — 12
6. Результативность ……………………………с.12 — 14
Список использованной литературы .
Приложение .
Цель работы .
Целью данной работы является показать пути
решения некоторых вопросов методики развития
речи , что позволит поднять уровень практической
деятельности .
Задачи .
1. Проанализировать данные теории и практики
развития речи учащихся , изучить научную и
методическую литературу по вопросам работы над
речевыми ошибками младших школьников .
2. Систематизировать работу по использованию
наиболее удачных методов , приёмов и форм
работы по исправлению и предупреждению
речевых ошибок .
3. Показать результативность данной работы , её
значимость и необходимость для развития речи
учащихся .
Если постепенно готовить детей к письму сочинений , приучать их выражать собственные мысли грамотно , работать над ошибками в речи , то в конце 1 класса дети смогут составить и записать связный текст из 3-4 предложений , употребление сложных предложений
составил 3 % , во 2 классе объём творческих работ увеличился до 6-7 предложений , а использование сложных предложений составило 11-
12 % .
Выявляя и классифицируя ошибки , допущенные в творческих работах учащихся 3-4 классов , мне удалось составить следующую
таблицу результатов :
классы |
||
3 -ий |
4 -ый |
|
Количество учащихся , выполнявших работу |
27 |
28 |
1. выполнили работу : — без орфографических ошибок — без ошибок в содержании , структуре и речевом оформлении текста |
22,2 % 18 % |
28,2 % 23,4 % |
2. допустили ошибки : — в содержании , в том числе пропуск главного — в структуре : нарушение логической последовательности отсутствие связи между фактами — в речевом оформлении : в определении границ предложения в построении предложений разных типов нарушении порядка слов повторы одного слова неправильный выбор или употребление слова |
11, 9 % 8,3 % 16,2 % 20, 2 % 11,8 % 7 % 31, 6 % 33,7 % |
10,2 % 7,4 % 15,1 % 17,1 % 10 % 6,3 % 24,6 % 11,1 % |
3. допустили орфографические ошибки : — на изученные правила — на неизученные правила |
68,9 % 40,2 % |
63 % 30,8 % |
Для работ предлагались тексты , подобранные в соответствии с требованиями программы : в 3 классе сочинение писалось по готовому плану , в 4 классе – по самостоятельно составленному плану.
Полученные данные , приведённые в таблице, отражают тенденцию к уменьшению количества речевых ошибок в творческих работах учащихся . Это подтверждает правильность выбора методов и приёмов работы , описанных выше и используемых мною в своей работе.
13
Качество написания творческих работ
Это первые шаги в творчестве ребят , пусть не всегда удачные , но большинство ребят тянутся к такой работе , пытаются проявить себя . Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники
ученика.
Памятка анализа устных и письменных высказываний *
1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ?
2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная
мысль ?
3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ?
4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние
предложения ?
( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или
нет ? )
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены
предложения ?
7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?
* Памяткой целесообразно пользоваться при самопроверке в процессе написания сочинений и изложений . Памятка может быть записана на плакате или в тетрадях
по развитию речи .
Памятка подготовки к изложению
1. Прочитай внимательно текст .
2. Определи , о чём говорится в тексте ( тему ) .
3. Определи , что главное хотел сказать автор ( основную мысль ) .
4. Раздели текст на части .
5. Выдели главное в каждой части .
6. Озаглавь каждую часть ( составь план ) .
7. Выпиши трудные слова .
8. Перечитай текст .
9. Напиши изложение .
10. Проверь работу .
Памятка работы над сочинением
1. Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) .
2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать
( основную мысль ) .
3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) .
4. Определи , о чём надо написать подробнее .
5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно
раскрыть тему и главную мысль текста .
6. Напиши первый вариант текста .
7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты .
8. Перепиши текст .
Проблемы развития логического
мышления у младших школьников
Умение мыслить
логически необходимо учащимся уже в 1 классе. Я считаю, что не возможно
полноценно усваивать материал, не обладая малейшими приёмами логического
мышления.
Обучение логическому
мышлению, а так же его развитие должны быть естественны, близки к реальным
жизненным ситуациям. Педагогические средства при этом должны учитывать
возрастные особенности развития ребёнка (психологические и физические).
В существующих
школьных образовательных программах, конечно же есть упражнения на формирование
логических универсальных действий. В настоящее время существует большое
количество разнообразных методик по формированию логических универсальных
учебных действий. Каждый педагог должен проанализировать и учесть физические и
психологические особенности младших школьников, принять во внимание
индивидуальность каждого ребёнка, для того, чтобы внедрить дополнительные
упражнения для развития логического мышления. Такие задачи могут быть внедрены
абсолютно на любом уроке, как в процессе обучения, так и во внеурочной
деятельности. Вид этих упражнений может быть следующим: логические ряды (найти
лишнее их ряда предложенных предметов или составить логический ряд из
картинок); лабиринт; найти логические связи (определить сходство между двумя
предметами); найти ошибку; разделить предметы по признакам. Одной из наиболее
эффективных методик является рисование. В процессе рисования происходит
развитие познавательной деятельности ребёнка, формируются такие понятия, как
цвет, объем, пространство.
При решении задач на логическое
мышление или в играх на развитие мышления рекомендуется
соблюдать этапность:
·
Мотивация, то есть желание победить.
·
Анализ условий задачи или игровой ситуации.
·
Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий,
эвристических и эмпирических приёмов. В играх на развитие мышления иногда победе
способствует простое озарение.
·
Доказательство и обоснование правильности решения.
·
Проверка решения; при необходимости — его коррекция.
В словаре Ожегова С.И. дано такое понятие:
Мышление
— это способность человека рассуждать,
представляющая
собою процесс отражения
объективной
действительности
в
представлениях, суждениях, понятиях.
Процесс логического мышления при решении задач включает
несколько операций:
·
Сравнение — установление сходства и различия объектов.
·
Анализ — разделение элементов объекта на составляющие.
·
Синтез — объединение отдельных элементов в целое.
·
Обобщение — выделение общих признаков на основе сходства.
·
Абстрагирование — выделение какой-либо особенности объекта или
явления, не существующей по отдельности от него.
·
Конкретизация — подчеркивание частного признака предмета.
·
Систематизация — мысленная классификация объектов и явлений по группам.
Анализ и
синтез в мышлении младших школьников тесно взаимосвязаны, но процесс анализа
дети осваивают более легко, нежели процесс синтеза, который в полной мере
образуется при умении глубокого анализа. В начальных классах постепенно
происходят явные изменения в мышлении школьников. В 1-2 классе оно
несистематическое и ориентированное лишь на внешние признаки, а в 3-4
становится плановым, систематическим.
Развитие мышления младших школьников происходит
во время учебного процесса. Важно, чтобы мы учителя и родители обращали внимание
на формирование мыслительных процессов и всячески ему способствовали. Для
успешного развития мышления предусмотрены разнообразные логические задания для
младших школьников, которые успешно можно применять как в урочной практике, так
и в домашних условиях. Для развития наглядно-действенного мышления ученикам 1-2
классов я предлагаю игру «Почтальон», которую уместнее всего предлагаю на
уроке математики. Для участия можно пригласить троих учеников. Каждый
«почтальон» должен отнести письма в три дома, на каждом их которых изображена
геометрическая фигура. Школьникам предоставляются сумочки с письмами — десятью
геометрическими фигурами с картона. После сигнала о начале игры каждый
«почтальон» старается как можно быстрее отыскать письмо для каждого дома и
поочередно разнести их в соответствующие дома. Побеждает тот, кто быстрее
справится с заданием, то есть разложит все геометрические фигуры. Прекрасно
развивают мышления разнообразные задания с использованием счетных палочек.
Примером, ученикам можно предложить составить 2 квадрата из 7 палочек или 2 треугольника
с 5 и продолжить узор. 1-классникам подойдет задание выбрать из предоставленных
деталей те, из которых можно сложить круг, а также другие подобные задания. Для
развития мышления детей младших школьных лет, можно предложить им сыграть в
игру «Куда поместится кошка». Игру можно применить как в учебном процессе, так
и дома. Нужно попросить малыша изобразить кошку или другое знакомое животное,
примером собаку, попугая, хомяка и т. д. Далее стоит предложить ему придумать
места, где могло бы поместиться указанное животное. Например: Собака поместится
в будке, а вот в этом ящике она поместится? А в сумке? и т. д. Логическое
мышление у младших школьников можно продуктивно развивать с помощью интересных
задачек, загадок, шарад, головоломок.
Интересные задачки:
Сколько у палки концов? (2) А сколько концов у
трех с половиной палок? (8) . Сколько необходимо разрезов, чтобы разделить
бублик на 4 части? (2) Четыре девочки купили 6 заколок на волосы, каждой из них
досталось не менее чем по одной заколке. Скажите, могла ли одна из девочек
купить себе три заколки? (Да) . Сколько недель будут показывать фильм, если
общее количество серий 24, а показывают его каждую субботу и воскресение (12
недель) . В каких месяцах есть число 28 (во всех) . Когда человек сможет мчаться
со скоростью скоростного авто? (когда он будет сидеть в этом автомобиле) . В
каком случае, мяч, пролетев некоторое время, сможет на долю секунды
остановиться и полететь назад? (Если его подбросить вверх)
Существует большое количество упражнений, заданий,
кроссвордов, игр и т.д. Учителю лишь надо умело воспользоваться материалом,
уметь заинтересовать ребёнка, дать материал в определённом возрасте. Конечно
же, не малую роль играют и сами родители. Поэтому развивать логическое мышление
стоит в совместной работе: школа-дом-кружки.
Речь — основа всей умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная, устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики, наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку и самым уязвимым местом уроков чтения, грамматики и орфографии является работа по развитию связной речи учащихся. Поэтому из основных видов работ по развитию связной речи школьная программа называет изложение.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагировать от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Изложение формирует умения в различных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой — умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно.
Ошибки в письменной речи учащихся можно разделить на речевые (словарные, грамматические и пр.) и неречевые (композиционные, логические искажение фактов).
Речевые ошибки можно разделить на:
- лексико-стилистические
- морфолого-стилистические
- синтаксико-стилистические
На первом месте по частоте стоят словарные или лексико — стилистические ошибки.
Пять наиболее частых ошибок этой группы
1. Повторение одних и тех же слов, например: У нас есть котёнок. Нашего котёнка зовут Пух. Пух ловит мух, мышей не ловит, мышей у нас нет. Наш Пух очень ласковый, всё время ласкается.
Причины ошибок типа «повторы».
Во-первых, малый объём внимания пишущего. Ученик забывает о том, что он только что употребил слово котёнок и использует его вновь.
Вторая причина повторов — бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет гибко пользоваться местоимениями; он включает в текст то слово, которое первым извлечено из наличного словарного запаса.
Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают текст (лучше вслух).
Тем не менее повторы слов и словосочетаний — очень стойкая ошибка, она встречается в старших классах, и у взрослых.
2. Употребление слов в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания его.
Например: Охотник «одел» (надо надел) шапку и вышел. Альпинисты перешли через горный «курган» (надо хребет), и начался спуск.
Ошибки такого типа — следствие низкого общего речевого развития, узкого кругозора, недостаточной начитанности, бедности словаря.
3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов: Ветер постепенно «принимал силу» (надо: набирал силу). Марине «выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).
Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи.
4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» ( лучше тонет в болоте или его засасывает болото; слово утопает уместно в поэтической речи).
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова.
5. Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний: Петя шёл «взади» (нужно: сзади).
«Обратно» пошёл дождь (нужно: опять пошёл дождь).
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного окружения.
Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующего понятия о литературном языке. Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры, встречаются отклонения от нормы.
К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование слов и особенно форм слов.
1. В начальных классах ещё встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» и «малярщицы»(нужно: штукатуры и маляры), монтажники.
2. Образование просторечных или диалектных форм общелитературного языка: «они хочут (вместо они хотят), «их мама» или «ихняя мама» (вместо их мама), «иёный мяч» (нужно: её мяч).
3. Пропуск морфем, например: «пришёл к ему (вместо пришёл к нему), «выглядал в окно» (вместо выглядывал в окно), «я решила скипятить чай» (нужно: вскипятить).
Для предупреждения данных ошибок нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно развивать и гибкость, и подвижность речевого аппарата.
4. Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе: «В магазине продавали разные хлеба»( нужно: разный хлеб). Съел «две сметаны» (нужно две порции сметаны).
К синтаксико-стилистическим ошибкам относятся:
1. Нарушение управления, чаще всего предложного: «Смеялись с него (нужно: смеялись над ним). «Все радовались красотой природы» (нужно: радовались (чему? красоте).
Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний.
2. Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом (т.е. согласование глагола с именем существительным или местоимением, прилагательного с именем существительным). Например: Вся семья радостно встретили Новый год. Кате очень понравилось ёлка; В марте началась подготовительные работы; Туманная поле.
Причина первой ошибки — логический, смысловой подход ученика к построению предложения ( а не грамматический): ведь семья — это не один человек, а несколько, поэтому школьник употребляет сказуемое, выраженное глаголом в форме множественного числа.
3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла:
«Только равнодушным оставался пёс Барс» (нужно: Равнодушным оставался только пёс Барс).
Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем его записать.
4. Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают: «Когда Андрей прощался с отцом, он не плакал. (кто: отец или Андрей?).
Пишущему ясно, о ком идёт речь в предложении. Взглянуть же на текст глазами читателя пока не умеет, этому нужно учить. Нужна практика самопроверки и взаимопроверки.
5. Местоименное удвоение подлежащего: «Сергей — он был самый сильный из ребят».
Можно указать две причины подобных ошибок: во — первых, ученик начинает писать предложение, не зная как закончит его; во — вторых, влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно считается ошибкой.
6. Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид. «Надвигалась тёмная туча, и полил дождь» (смещение вида). «Мужчина входит в комнату и поздоровался» (смещены и вид, и время).
7. Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух вариантах:
1) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов». «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя».
2) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шёл по лесу из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве и т.д.»
Основа исправления таких ошибок — работа над предложением.
Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки — композиционные, логические, а также искажения фактов.
Типичная композиционная ошибка — несоответствие текста изложения плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий.
К числу логических ошибок относятся:
1. Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (изложение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»). «Из-за кустов вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник слез с дерева и пошёл домой» (Пропущено главное — вся сцена купания медвежат).
Чтобы понять причины таких пропусков, нужно проследить психологическое состояние пишущего ученика. Пишет он медленно, но мысль его спешит, обгоняя процесс письма. Он, конечно, хорошо знает содержание всего рассказа, но он проходит в его воображении, не находя отражения на письме. Потом, когда учитель показывает ему текст его изложения, ученик сам удивляется, как мог пропустить столь важный эпизод.
2. Детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные суждения, связывание понятий разных уровней. «Утро клонилось к вечеру», «Вода освежила медвежат, а охотник пошёл домой».
Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников, недостаточная подготовка к его записи.
От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала:
«Пришёл осенний месяц апрель».
Речевые ошибки детей — это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи ребёнка являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых.
А для учителя, конечно же, самое главное — это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью — это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.
Контакты
admin@mama-pomogi.ru
- Подробности
- Категория: Мышление
Классе в пятом учителя и родители начинают сталкиваться с проблемами в обучении, возникающими из-за слабости логического мышления и появления, как следствие, логических ошибок.
Логическая ошибка – это пример ложной аргументации (обоснования, объяснения), ведущий к неправильному решению задачи.
Пример.
У ученика спрашивают: что такое кит? Он с уверенностью отвечает: огромная рыба. Почему так думаешь? Аргумент: кит плавает в воде. Снова вопрос: пароход тоже плавает в воде, значит… он тоже рыба?
Заключение неверное, так как на самом деле никакого вывода здесь сделать нельзя, аргументация неправильная.
А между тем для глубокого усвоения учебного материала какой-то уровень логического мышления потребуется уже в первом классе. Швейцарский психолог Ж. Пиаже подчёркивал: прежде, чем овладеть элементарными математическими понятиями ученик должен усвоить определённые навыки по логике.
Отечественный психолог Ю.З. Гильбух пишет, что логические ошибки, допускаемые школьниками, обусловливаются в основном четырьмя источниками:
- несформированностью соответствующих умственных операций,
- негативным влиянием на ход мышления сильных чувств, негативных (чаще) эмоциональных состояний,
- влиянием на мышление умственных способностей, играющих вспомогательную роль (прежде всего – оперативной памяти).
Как проявляются проблемы?
Память. В.А. Сухомлинский отмечал, что среди младших школьников немало ребят, которым трудно
«…установить и, особенно, сохранить в памяти связь между несколькими предметами и явлениями. Даётся, например, задача о яблоках, корзинках и детях. Пока ребёнок думал о яблоках и корзинках, забывал о детях. Напомнили о детях – забыл о яблоках и корзинках».
Так что у слабо решающего математические задачи ученика стоит проверить, прежде всего, силу кратковременной памяти. При необходимости, уделить внимание её развитию, и дать школьнику возможность пользоваться при решении задач опорной наглядностью. Надо заметить, что с возрастом объём кратковременной слуховой памяти у учеников возрастает. Но не стоит ждать милостей от природы. Собственные усилия тоже стоит приложить.
Влияние негативных эмоций на возникновение ошибок каждый испытал на себе.
Центральную роль играет всё же не память и эмоции, а несформированность логических операций. Если ученик владеет ими на уровне стойкого навыка, стрессы уже не смогут отрицательно влиять на результаты мыслительного процесса и умственную работоспособность в целом. Да и нагрузка на оперативную память значительно снижается.
Как развить логическое мышление у детей?
В отечественной школе в разное время практиковались 3 подхода к формированию мыслительных способностей.
- Первый подход – преподавание отдельного курса в школе. В русской дореволюционной классической гимназии был элементарный курс формальной логики, отменённый после событий 1917 года. Но умные люди были нужны. В 1946 году его попытались возобновить в старших классах, но безуспешно: не было специалистов, учебников.
- Второй подход прямо противоположен: нет необходимости специально обучать школьников логическим знаниям и навыкам. Это ближе к нам. Каждый учебный курс имеет внутреннюю логику. Обучаясь, учащийся выполняют целую систему операций логического мышления: сопоставляет и обобщает факты, делает выводы, проверяет их, выделяя главные и второстепенные связи, рассматривает вещь с нескольких сторон и т. д. Это в идеале. А как в действительности? Всё не так просто. Самостоятельно усваивают образцы логического мышления из учебного материала наиболее подготовленные единицы. Основной массе учитель должен разъяснить специально. В противном случае эти ученики подвигаются в развитии логики крайне медленно, с большими пробелами. Всегда ли у учителя получается?
- Третий подход, забытый нынче, предложен К. Д. Ушинским: начинать формирование логического мышления с детства на примерах родной природы. Самый подходящий для современного образования, но практически не применяемый.
Что предлагал К. Д. Ушинский?
Переведем на современный возраст.
Дошкольники
- Учить детей классифицировать предметы – относить каждый из них к определённой «семейке» (группе). Дошкольники инстинктивно стремятся упорядочить, классифицировать этот мир, чтобы как-то в нём ориентироваться. Они задают вопросы: «А птицы – звери?»; «А мой шарфик – тоже одежда?»
- Учить отыскивать, пересчитывать и излагать по порядку признаки предметов, находящихся перед глазами (продолжить это в школе), а затем сравнивать несколько знакомых им предметов, находя различие и сходство.
Младшие школьники
- Продолжаем находить сходство и различия при сравнении предметов. Так ученики смогут осознать, что есть сравнение и научатся размещать предметы по родам и видам.
- Итоговым заданием в младшей школе Ушинский считал формирование понятий: явление, цель, причина, следствие, назначение.
В помощь педагогам и родителям Ушинский создал специальное пособие «Первые уроки логики». Оно есть в интернете в старом издании замечательной книги Константина Дмитриевича «Детский мир и хрестоматия». Приведу в пример рассказ из «Первых уроков логики».
Роза и гвоздика
(образец самого простого сравнения)
Роза и гвоздика имеют много сходства: и роза, и гвоздика – растения; у обеих есть корень, листья, ствол и цветы; обе развиваются из почек; обе цветут недолго и вянут очень быстро; цветы той и цветы другой имеют приятный запах.
Но между гвоздикой и розой есть также и большое различие: цветы их имеют различный запах; роза бывает одного цвета – розовая, белая и жёлтая; а гвоздика обыкновенно бывает разноцветная, пёстрая; у розы – широкие, круглые листья; у гвоздики – узкие и длинные; на розе есть шипы, на гвоздике нет.
После этого сравнения отец с сыном рассуждают на тему: что такое различие и сходство. И так далее.
В современном обучении такой подход не приветствуется. В некоторых курсах структура вообще не просматривается. Достаточно сравнить «Природоведение» советских времён и современную нарядную книжку Плешакова. Первое – это система, второе – набор рассказов о том о сём происходящем в природе. Первое учит, второе – по существу книжка для дополнительного чтения. Откуда же возьмётся логическое мышление даже у совсем неглупых ребят?
Добавить комментарий
Презентация на тему «Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления»
-
Скачать презентацию (0.52 Мб)
-
16 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Интересует тема «Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 27 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
27
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Речевые ошибки младших школьников ипути их устранения .
учитель начальных классов
Дудич Оксана Петровна -
Слайд 2
Содержание
1. Введение .
Трудности в работе над речевыми ошибками
2. Классификация речевых ошибок . Причины появления речевых и логических ошибок в речи младших школьников
3. Основные элементы методики исправления и предупреждения речевых ошибок.
4. Требования к уроку анализа изложений и сочинений . Самопроверка и редактирование текста
5.Приложение -
Слайд 3
«…Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики…» Федоренко Л.П. «Принципы обучения русскому языку»
-
Слайд 4
Речевые ошибки Лексико — стилистические Синтаксико — стилистические Морфолого – стилистические
-
Слайд 5
1) Повторение одних и тех же слов , например :
У нас есть кошка. Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается -
Слайд 6
2) ) Употребление слова без учёта его эмоционально –экспрессивной или оценочной окраски :
Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки -
Слайд 7
Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его .
Примеры из речи учащихся :Надоел « рыбий» ( надо : рыбный) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел -
Слайд 8
3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов :
Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ).
Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ). -
Слайд 9
4) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его .
Примеры из речи учащихся :
Надоел « рыбий» ( надо : рыбный) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел -
Слайд 10
5) Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний :
Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).
«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ). -
Слайд 11
К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слов .
В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка:
На стройке работают бетонщики , « штукатурщики»
нужно : штукатуры , монтажники .
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития ,
благодаря созданию хорошей речевой среды .
Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :
«трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море .
-
Слайд 12
Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы ,
и это иногда отражается на письме .
Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно
развивать гибкость и подвижность речевого аппарата .
Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
числе :
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
Съел « два супа» (нужно : две тарелки супу ) . -
Слайд 13
Синтаксико- стилистическиеошибки весьма многообразны .
1)Нарушение управления :
Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) . -
Слайд 14
2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например :
Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья … встретила ) .
Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в самом механизме письма . -
Слайд 15
3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к искажению смысла :
Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).
-
Слайд 16
4) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами , на которые они указывают :
Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .
-
Слайд 17
5) Местоимённое удвоение подлежащего
Кирилл – он был самый сильный в отряде .
-
Слайд 18
6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же вид :
Незнакомец входит в хижину и поздоровался .
-
Слайд 19
7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух
вариантах :
а) неоправданное деление сложного предложения на простые :
Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .
б) неумение делить текст на предложения :
Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков . -
Слайд 20
Неречевые ошибки
Композиционные Искажения фактов
Логические
-
Слайд 21
Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении событий .
Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в конце , в заключении сочинения . -
Слайд 22
К числу логических ошибок относятся :
1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых эпизодов :
Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа В . Бианки « Купание медвежат»).
Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . ..
Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков . -
Слайд 23
Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные суждения , связывание понятий разных уровней :
разных уровней :
По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в шалаше.
Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой .
Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до егозаписи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило ,
могут самостоятельно исправить ошибки .
От речевых и логических ошибок следует отличать искажения
фактического материала : Общая причина таких ошибок —
Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ). -
Слайд 24
Можно сделать следующие выводы.
На мой взгляд, речевые ошибки детей – это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи малыша являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых.
Немаловажным фактором является и постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте.
Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В начальных классах я применяла всевозможные чистоговорки, хороша в этом плане игра «Эхо», которая способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
И, конечно же, самое главное – это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.
Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники ученика. -
Слайд 25
с детьми необходимо учесть следующее:
Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
Занятия должны быть систематическими.
Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному;
Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
Проводить работу по общему развитию речи.
Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.
-
Слайд 26
Памятка анализа устных и письменных высказываний
1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ?
2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная
мысль ?
3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ?
4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние
предложения ?
( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или нет ? )
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены предложения ?
7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?
-
Слайд 27
Памятка работы над сочинением
1. Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) .
2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать
( основную мысль ) .
3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) .
4. Определи , о чём надо написать подробнее .
5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно
раскрыть тему и главную мысль текста .
6. Напиши первый вариант текста .
7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты .
8. Перепиши текст .
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте