горшочек меда
университет
Пятачок
Пятачок пошел в гости к Винни Пуху
если у Винни будет горшочек меда, то он не сдвинется с места
бытие есть, небытия нет
«Если ты решил превратиться в поросенка, мой милый, то я не стану с тобой возиться (1). Малыш снова то ли захрюкал, то ли захныкал (2) — трудно было понять, что за звуки он издает (3), — и Алиса решила не обращать на него внимания (4)»
Предполагалось, что любое движение может быть объяснено с помощью законов механики.
Обстоятельства складывались наихудшим образом.
Шагающее по дороге существо
Баба-яга костяная нога
Рыбы равнодушны к философии. Тунец — рыба. Как следствие, тунец равнодушен к философии.
Все маньяки — люди. Все математики — люди. Следовательно, некоторые маньяки — математики.
Лабораторную мышь № 1 кормили сбалансированным кормом, и она умерла. Лабораторную мышь № 2 кормили сбалансированным кормом, и она тоже умерла. Лабораторную мышь № 3 тоже кормили сбалансированным кормом, и результат остался тем же… Очевидно, что сбалансированный корм — причина смерти лабораторных мышей.
Дед репку не вытащил. Бабка репку не вытащила. Внучка репку не вытащила. Жучка репку не вытащила. Кошка репку не вытащила. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка — это одна семья. Следовательно, одна семья не способна вытащить репку.
Подсказка — обоснование правил II фигуры силлогизма (большая посылка должна быть общей, одна из посылок и заключение — отрицательные суждения):
1) во второй фигуре средний термин (М) занимает место предиката в обеих посылках; известно, что предикаты всегда распределены в отрицательных суждениях, следовательно, для того, чтобы было выполнено правило, согласно которому средний термин должен быть распределен хотя бы в одной посылке, необходимо, чтобы одна из посылок была отрицательной (одна, ибо из двух отрицательных нельзя вывести заключение — это уже правило посылок) — так мы обосновываем второе правило II фигуры ПКС;
2) имея отрицательную посылку, мы приходим к заключению, выраженному отрицательным суждением, в котором больший термин (Р) будет распределен (ибо, как мы помним, предикаты всегда распределены в отрицательных суждениях); однако в посылке Р занимает место субъекта (смотрим на фигуру), а субъекты у нас гарантировано распределены только в общих суждениях, следовательно, большая посылка должна быть общей — так мы обосновываем первое правило II фигуры ПКС.
Таким образом, обоснование правил будет завязано на требование распределенности терминов и правила посылок.
А) бóльшая посылка должна быть общей;
Б) мéньшая – утвердительной.
Вначале докажем второе утверждение (Б).
Б) меньшая посылка должна быть утвердительной.
1. Допустим, меньшая посылка отрицательная.
2. Отсюда следует, что заключение тоже отрицательное. (2ое правило посылки на качество + 1)
3. Предикат отрицательного суждения распределен, распределенные предикаты у отрицательных суждений. (правила распределенности)
4. Значит предикат заключения будет распределен. (3 + 2)
5. Значит предикат большей посылки тоже распределен. (3е правило терминов + 4)
6. Значит большая посылка является отрицательной. (5 + 3)
(6 + 1) противоречит 3ему правилу посылки на качество.
Значит наше предположение не верно и меньшая посылка утвердительная. ЧТД.
Теперь перейдем к первому (А).
А) большая посылка должна быть общей.
1. Допустим большая посылка частная (не общая).
2. Значит меньшая должна быть общей (1ое правило посылок на количество + 1)
3. В частной посылке субъекты всегда не распределены, предикаты распределны у отрицательных суждений(правила распределенности)
4. Субъект большей посылки не распределен (1 + 3)
5. В большей посылке субъектом является среднее понятие(М) (форма 1ой фигуры)
5. Среднее понятие(М) большей посылки не распределено. (4 + 5)
6. Значит среднее понятие распределено в меньшей посылке (2ое правило терминов + 5)
7. В меньшей посылке среднее понятие это предикат. (форма 1ой фигуры)
8. Значит предикат меньшей посылки распределен. (6 + 7)
9. Значит меньшая посылка отрицательная (8 + 3)
(9) противоречит правилу 2(Б), а значит изначальное предположение неверно и большая посылка общая. ЧТД.
Для анализа на правомерность выводов предлагаются следующие эпихейремы:
1. Все киты – млекопитающие, т.к. они вскармливают своих детенышей молоком. Утконос тоже млекопитающее, т.к. он имеет молочные железы. Следовательно, утконос является китом.
2. Некоторые умышленные преступления особо опасны, т.к. они связаны с посягательством на жизнь граждан. Кража – умышленное преступление, т.к. кражи совершаются преднамеренно. Следовательно, кража – особо опасное преступление.
1. Проанализируем первую эпихейрему:
Если выразить ее в логической форме, то получится: «Все киты (P) – млекопитающие (S), т.к. они вскармливают своих детенышей молоком(R). Утконос(T) тоже млекопитающее(S), т.к. он имеет молочные железы(X). Следовательно, утконос(T) является китом(P).»
Из этого получается схема:
Все P суть S, так как P суть R.
Все T суть S, так как T суть X.
Все T суть P.
Все шаги выполнены, однако заключение неправомерно.
2. Проанализируем вторую эпихейрему:
Если выразить ее в логической форме, то получится: «Некоторые умышленные преступления (А) особо опасны (С), т.к. они связаны с посягательством на жизнь граждан(B). Кража(D) – умышленное преступление(А), т.к. кражи совершаются преднамеренно(Е). Следовательно, кража(D) – особо опасное преступление(C).»
Из этого получается схема:
Все A суть C, так как A суть B.
Все D суть A, так как D суть E.
Все D суть C.
Все шаги выполнены, заключение правомерно.
1) Гегель не был субъективным идеалистом, т.к. он принадлежал к лагерю объективного идеализма;
2) Студент N не сдал экзамен на «отлично», значит, он сдал его на «хорошо».
Вывод достоверен, т.к. учтены все варианты развития событий.
2)Экзамен можно сдать на «отлично», либо сдать на «хорошо». Студент N не сдал экзамен на «отлично», значит, он сдал его на «хорошо».
Вывод недостоверен, т.к. нарушено правило отрицающе-утверждающего модуса, т.е. перечислены не все возможные суждения («удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
должно быть эмпирически и теоретически проверяемым
не должно противоречить ранее установленным фактам
логический аппарат (правила определения производных понятий и логические правила вывода следствий, или теорем из аксиом, а также из фундаментальных законов – законов производных)
потенциально допустимые следствия и утверждения теории
Что из нижеуказанного может быть отнесено к категории «еще не проблема»:
Определите, в каком из приведенных ниже примеров речь идет о гипотезе, а не о догадке или достоверном знании:
сокрытие тезиса
применение доводов противника
отсутствие фанатизма
кунктация
оттягивание возражения
хаотичная речь
аргумент к невежеству
демонстрация силы
опровержение мыслей противника
оправдание своих мыслей
Он верил в справедливость.
Это было отвратительно.
Туристы, прибыв в незнакомый город в часы пик, обратили внимание, что транспорт перегружен, и сделали вывод о том, что транспорт в городе перегружен постоянно.
Долгое время математики считали, что все уравнения могут быть решены в радикалах. Это заключение было сделано на том основании, что исследованные уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней могут быть приведены к виду хn=а. Впоследствии оказалось, что уравнение пятой степени нельзя решить в радикалах. (Горский Д.П. Логика. М., 1963).
Если погрузить прямой стержень в прозрачную жидкость, то можно увидеть, что он на границе двух сред – воздуха и жидкости – «переламывается». Почему это происходит? Ответом на этот вопрос могут быть такие гипотезы: 1) наблюдаемое явление представляет собой иллюзию; 2) наблюдаемое явление вполне реально, стержень при погружении в воду действительно переламывается; 3) наблюдаемое явление имеет место в силу особого свойства световых лучей.
— Костекальд?.. Ведь он же прислал нам львиные шкуры, и они висят в клубной зале!..
— Ах, ах, ах!.. А вы думаете, в Алжире мало скорняков?
— А следы от пуль, эти круглые дыры в головах?..
— Ну и что? Разве во времена охоты за фуражками неопытные стрелки не покупали у наших шапочников простреленные дробью дырявые фуражки?» (Доде А. Тартарен из Тараскона)
— Даже у Айседоры Дункан, – звонко крикнула женщина.
С Филиппом Филипповичем что-то сделалось, вследствие чего его лицо побагровело, и он не произнес ни одного звука, выжидая, что будет дальше.
— И от смотровой также, – продолжал Швондер, – смотровую прекрасно можно соединить с кабинетом.
— Угу, – молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом, – а где же я должен принимать пищу?
— В спальне, с – хором ответили все четверо.
Багровость Филиппа Филипповича приняла несколько сероватый оттенок.
— В спальне принимать пищу, – заговорил он слегка придушенным голосом, – в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать. Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан! – вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой. – Я буду обедать в столовой, оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше все прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской». (Булгаков М. Собачье сердце)
После такого пассажа, который конечно же не мог не вызвать трогательных чувств у присутствующих, адвокат перешел к личности обвиняемого, вновь не обращаясь совершенно к каким-либо фактам.
— Взгляните на его глаза! Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!» (Чехов А.П. Случай из судебной практики)»
«»В течение двух столетий ученые не могли правильно объяснить, почему увеличивается вес металлов при прокаливании их на воздухе. Интересно решалась эта проблема в XVIII в. — в период господства «»теории флогистона»», согласно которой все тела, способные гореть с выделением пламени или же превращаться при обжигании в окалины или извести, содержат в себе»»начало, способное производить огонь»», — флогистон, обладающий, по мнению многих, «»отрицательным весом»». Исходя из этих представлений, объяснял причину увеличения веса металлов при прокаливании известный французский ученый Л. Гитон де Морво, который дал обсуждаемой проблеме объяснение, «»достойное удивления»»: «»Приведем в равновесие на весах под водой два свинцовых шара приблизительно одного веса; затем к одной чашке весов подвесим кусок пробки, предмет более легкий, чем вода; тогда эта чашка со свинцовым шаром подымется вверх и будет казаться более легкой, несмотря на то, что вес ее очевидно, увеличился. Подобное же происходит при горении, только здесь взвешивание происходит в воздухе; металл, соединение металлической извести с флогистоном, кажется легче извести (т.е. того, что получается в процессе прокаливания), т.к. удельный вес флогистона, точно так же как и пробки, легче среды, в которой мы производим взвешивание»». Здесь имеется в виду, что при прокаливании металла из него улетучивается флогистон, обладающий «»отрицательным весом»», отчего вес окалины увеличивается. (Ладенбург А. Лекции по истории развития химии от Лавуазье до наших дней. Одесса, 1917)»
Аналогия является ложной, так как на самом деле масса увеличивается за счёт окисления — перехода в форму оксида, т.е. к массе металла прибавляется масса кислорода.
Гипотеза (с греч. предположение) – это закономерная форма развития знаний, представляющая собой обоснования предполагающие собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Это решающее звено в познавательной цепочке, обеспечивающее становление нового знания.
Познание любого явления действительности начинают с собирание и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить эти явления, сделать достоверные выводы о том, что она собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает с использованием гипотезы: не ожидая, пока накопится факты для окончательного, достоверного вывода о характере и причине развития исследуемого явления, дают вначале предположительное их объяснение, а затем это уже становится научной истиной.
По строгости правил вывода здесь используется демонстративное умозаключение. Демонстративными называются умозаключения, в которых заключение с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в таких умозаключениях опирается на логические законы.
А по направленности логического следования больше используется индуктивный метод. Индуктивным (лат. induction – наведение) называется умозаключение, в котором содержится эмпирическое обобщение от знания меньшей степени к знанию большей степени общности. «»Т. к. пробка или флогистон легче среды, в которой проводится взвешивание, то свинцовый шар будет казаться легче, хотя его общий вес очевидно увеличился. «»»
«В какой стране находится город Вашингтон?»
«Все собаки умеют лаять. Некоторые собаки умеют лаять»
«Фауна состоит из растений, кустов, цветов, трав, деревьев»
«Содат Петров — убийца, так как он убил нескольких вражеских солдат во время боевых действий»
«Березы делятся на высокие, низкие и карликовые
«Некоторые птицы умеют говорить. Все птицы умеют говорить»
Тест по лекции
1
-
Логика – это наука
о формах, структурах, принципах и законах
правильного мышления. -
К формам чувственного
познания относятся: ощущение,
восприятие, представление. -
К формам мышления
относятся: понятие,
суждение, умозаключение. -
Логическая форма
мысли – это способ связи
отдельных элементов мысли внутри
целого. -
Логический закон
– это необходимая
устойчивая связь между отдельными
мыслями. -
Логическая ошибка
– это нарушение
каких-либо правил и/или законов мышления.
-
Логическая ошибка,
допущенная неумышленно, называется
паралогизмом.
-
Логическая ошибка,
совершаемая целенаправленно, умышленно,
называется софизмом.
-
К основным
формально-логическим законам относится:
закон
тождества. -
К характерным
чертам мышления относят: его
связь с языком.
Задания ПЗ 1
-
Семиотика – это
наука о
знаках и знаковых системах. -
Синтаксис – это
правила
оперирования со знаками, знаковыми
системами. -
Семантика – это
теория о
смыслах и значениях знаков. -
Прагматика – это
теория
использования знаков с той или иной
целью. -
К семантическим
категориям относятся: имена,
высказывания, функторы.
Задания (возможны
НЕСКОЛЬКО вариантов правильных ответов)
1. Что из
нижеперечисленного является именами:
-
Иванов Иван
Иванович -
горшочек меда
-
университет
-
Пятачок
-
Что из
нижеперечисленного является
высказываниям:
Иванов Иван
Иванович – известный любитель
классической музыки
Пятачок пошел
в гости к Винни Пуху
если у Винни
будет горшочек меда, то он не сдвинется
с места
бытие есть,
небытия нет
-
Что из
нижеперечисленного относится к
функторам:
(средство
объединения фраз для образования
других фраз).
Некоторые
если…, то…
не суть
либо…, либо…
-
Какие из суждений
построены по структуре «Некоторые S
не суть Р»:
Некоторые
люди не могут преодолеть языковой
барьер.
Часть из
предложенных гипотез не соответствует
критериям научности.
5.Какой структуре
соответствует суждение «Все люди
обладают сознанием»:
-
«Все S суть Р»
Р
∀xP(x)
6. Какой структуре
соответствует суждение «Жил был на
свете кадет. В красную шапочку кадет
был одет… Услышит кадет – революция
где-то, шапочка сейчас же на голове
кадета». (В. Маяковский, Сказка о красной
шапочке): p˄q˄(r→q)
Задание для СР
1
-
Что такое язык?
система
знаков, находящихся в синтаксических,
семантических и прагматических
отношениях. -
Что собой
представляет знак? материальный
объект, выступающий представителем
другого объекта. -
Какие типы знаков
выдели Ч.С. Пирс? знаки-образы,
знаки-индексы, знакисимволы. -
Чем объясняется
логика языкового мышления? внутренней
необходимостью, которая обеспечивается
структурой мышления.
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тест по лекции
2
-
Найдите единичное
понятие Поэт
Пушкин -
В объем понятия
безалкогольный напиток не входят Сахар
-
К существенным
признакам понятия «студент» не
относится Отличник
-
Пустым понятием
не является Улыбка
-
К универсальным
понятиям не относится Учащийся
-
К конкретным
понятиям не относится Красота
-
К собирательным
понятиям не относятся Фрукты
-
Найдите пересекающиеся
понятия Учащиеся
и спортсмены -
Найдите понятия,
находящиеся в отношениях подчинения
Млекопитающие
и хищные -
Найдите
противоположные понятия Белое
и черное
Задания ПЗ 2
-
Каким не является
понятие Квадрат? Пустым
-
Найдите понятие,
которое является безотносительным
треугольник
-
Для каких понятий
нет общего универсума? мужчина
и машина -
Какие из понятий
находятся в отношении пересечения?
хобби и
работа -
В каких отношениях
находятся понятия Студент и Преподаватель?
Соподчинение
А.А. Ивин, А.Л. Никифоров
Источник
ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ
– нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К О. л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей. К числу последних относится широко известная омонимия – смешение понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто выражаются одним и тем же словом, напр. «материализм» философский и «материализм» в практической жизни, близкий к бездуховности.
Классификация О. л. обычно связывается с различными логическими операциями и видами умозаключений. Так, можно выделить ошибки в делении понятий, в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к тезису, к аргументам, к демонстрации.
Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
Логические ошибки
Предмет
Логика
Разместил
🤓 mixajlova-darya-mikhaylova-1960
👍 Проверено Автор24
результат нарушения каких-либо законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм.
Научные статьи на тему «Логические ошибки»
Логические правила и ошибки в доказательстве
Общая характеристика доказательства
Определение 1
Логические правила и ошибки в доказательстве…
Доказательство служит логической основой аргументации….
Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику…
Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно….
Все логические ошибки можно разделить на две категории:
паралогизмы – непредумышленные,
софизмы – допущенные
Статья от экспертов
Парадокс близнецов как логическая ошибка
В статье рассмотрены сложившиеся подходы к рассмотрению парадокса близнецов. Показано: хотя формулировка этого парадокса связана со специальной теорией относительности, но к большинству попыток его объяснения привлекается общая теория относительности, что не является методологически корректным. Автор обосновывает положение о том, что сама формулировка «парадокса близнецов» изначально некорректна, ибо описывает событие, невозможное в рамках специальной теории относительности.
Логические и языковые ошибки в речи учителя: причины и профилактика
Логические и языковые ошибки в речи учителя
Качество преподавания оказывает непосредственное влияние…
Логические ошибки в речи учителя обычно связаны с неправильным применением логических законов и принципов…
Логические и языковые ошибки в речи учителя могут быть классифицированы в соответствии с их типами….
В логических ошибках можно выделить следующие типы:
Противоречивость высказывания: когда учитель говорит…
Неправильная логическая связь: когда учитель строит неправильную логическую цепочку, что может привести
Статья от экспертов
Логические ошибки в дедуктивных умозаключениях
В работе рассматриваются логические ошибки при построении дилемм и разделительно-категорических силлогизмов. Рассматривая известный спор Протагора с Эватлом, автор вскрывает логическую ошибку при построении двух «зеркальных» сложных дилемм. На примерах из современной научно-публицистической литературы показывается неадекватность вывода, как следствие логических ошибок дедуктивних умозаключений.
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
Тест по лекции
1
-
Логика – это наука
о формах, структурах, принципах и законах
правильного мышления. -
К формам чувственного
познания относятся: ощущение,
восприятие, представление. -
К формам мышления
относятся: понятие,
суждение, умозаключение. -
Логическая форма
мысли – это способ связи
отдельных элементов мысли внутри
целого. -
Логический закон
– это необходимая
устойчивая связь между отдельными
мыслями. -
Логическая ошибка
– это нарушение
каких-либо правил и/или законов мышления.
-
Логическая ошибка,
допущенная неумышленно, называется
паралогизмом.
-
Логическая ошибка,
совершаемая целенаправленно, умышленно,
называется софизмом.
-
К основным
формально-логическим законам относится:
закон
тождества. -
К характерным
чертам мышления относят: его
связь с языком.
Задания ПЗ 1
-
Семиотика – это
наука о
знаках и знаковых системах. -
Синтаксис – это
правила
оперирования со знаками, знаковыми
системами. -
Семантика – это
теория о
смыслах и значениях знаков. -
Прагматика – это
теория
использования знаков с той или иной
целью. -
К семантическим
категориям относятся: имена,
высказывания, функторы.
Задания (возможны
НЕСКОЛЬКО вариантов правильных ответов)
1. Что из
нижеперечисленного является именами:
-
Иванов Иван
Иванович -
горшочек меда
-
университет
-
Пятачок
-
Что из
нижеперечисленного является
высказываниям:
Иванов Иван
Иванович – известный любитель
классической музыки
Пятачок пошел
в гости к Винни Пуху
если у Винни
будет горшочек меда, то он не сдвинется
с места
бытие есть,
небытия нет
-
Что из
нижеперечисленного относится к
функторам:
(средство
объединения фраз для образования
других фраз).
Некоторые
если…, то…
не суть
либо…, либо…
-
Какие из суждений
построены по структуре «Некоторые S
не суть Р»:
Некоторые
люди не могут преодолеть языковой
барьер.
Часть из
предложенных гипотез не соответствует
критериям научности.
5.Какой структуре
соответствует суждение «Все люди
обладают сознанием»:
-
«Все S суть Р»
Р
∀xP(x)
6. Какой структуре
соответствует суждение «Жил был на
свете кадет. В красную шапочку кадет
был одет… Услышит кадет – революция
где-то, шапочка сейчас же на голове
кадета». (В. Маяковский, Сказка о красной
шапочке): p˄q˄(r→q)
Задание для СР
1
-
Что такое язык?
система
знаков, находящихся в синтаксических,
семантических и прагматических
отношениях. -
Что собой
представляет знак? материальный
объект, выступающий представителем
другого объекта. -
Какие типы знаков
выдели Ч.С. Пирс? знаки-образы,
знаки-индексы, знакисимволы. -
Чем объясняется
логика языкового мышления? внутренней
необходимостью, которая обеспечивается
структурой мышления.
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тест по лекции
2
-
Найдите единичное
понятие Поэт
Пушкин -
В объем понятия
безалкогольный напиток не входят Сахар
-
К существенным
признакам понятия «студент» не
относится Отличник
-
Пустым понятием
не является Улыбка
-
К универсальным
понятиям не относится Учащийся
-
К конкретным
понятиям не относится Красота
-
К собирательным
понятиям не относятся Фрукты
-
Найдите пересекающиеся
понятия Учащиеся
и спортсмены -
Найдите понятия,
находящиеся в отношениях подчинения
Млекопитающие
и хищные -
Найдите
противоположные понятия Белое
и черное
Задания ПЗ 2
-
Каким не является
понятие Квадрат? Пустым
-
Найдите понятие,
которое является безотносительным
треугольник
-
Для каких понятий
нет общего универсума? мужчина
и машина -
Какие из понятий
находятся в отношении пересечения?
хобби и
работа -
В каких отношениях
находятся понятия Студент и Преподаватель?
Соподчинение
В логике, философии и пр. науках, изучающих познание логическая уловка (англ. logical fallacy) — заведомо ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учёта психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.
Содержание
- 1 Виды логических ошибок
- 1.1 Эквивокация
- 1.2 Подмена слов, тезиса
- 1.3 Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
- 1.4 Мнимая логическая связь
- 1.5 После не значит «вследствие»
- 1.6 Приписывание неделанных утверждений
- 2 См. также
- 3 Ссылки
Виды логических ошибок
Эквивокация
Эквивокация — ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Основана на омонимии (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — свойстве языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой; напр., слово лук -растение и лук-ручное оружие. Аналогичным термином является Полисемия.
Сообщение об этой логической уловке можно выразить русской поговоркой «Федот, да не тот».
Имеется специальная Категория:Многозначные термины
Подмена слов, тезиса
Подмена Тезиса — (лат. ignoratio elenchi) — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.
Логическая уловка отражена в русской поговорке «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму».
Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания» (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Обычно подобные лже-аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известо, что…», дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.
Мнимая логическая связь
Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдаётся за истинную.
Логическая уловка выражена русской поговоркой: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька»
После не значит «вследствие»
Логическая уловка, при которой отождествляется хронологическая, временная связь с причинно-следственной.
Приписывание неделанных утверждений
Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой, утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые, якобы вытекают из её предыдущих утверждений.
См. также
- Софизм
- Список парадоксов
- Проблема курицы и яйца
- Сепульки
- Омоним
- Полисемия
- Синонимы
- Полемика
- Риторика
- Прокруст
- Мышление
- Некритичность
- Догматизм
Ссылки
- Теория Аргументации
- Аристотель. Первая аналитика
Wikimedia Foundation.
2010.
А.А. Ивин, А.Л. Никифоров
ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ
– нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К О. л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей. К числу последних относится широко известная омонимия – смешение понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто выражаются одним и тем же словом, напр. «материализм» философский и «материализм» в практической жизни, близкий к бездуховности.
Классификация О. л. обычно связывается с различными логическими операциями и видами умозаключений. Так, можно выделить ошибки в делении понятий, в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к тезису, к аргументам, к демонстрации.
Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
Справочник /
Термины /
Логика /
Ошибка логическая
Термин и определение
Ошибка логическая
Опубликовано:
LesliKe
Предмет:
Логика
👍 Проверено Автор24
нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это — софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К О. л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей. К числу последних относится широко известная омонимия — смешение понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто выражаются одним и тем же словом, напр. «материализм» философский и «материализм» в практической жизни, близкий к бездуховности.
Научные статьи на тему «Ошибка логическая»
1.
Логика исправления
Логические ошибки
Определение 1
Логика исправления – это научно обоснованный подход к коррекции…
В ходе рассуждения при нарушении логических правил могут возникать логические ошибки….
Определение 2
Под логической ошибкой понимают ошибку, связанную с нарушением логической правильности…
В трудах схоластов логические ошибки были описаны весьма подробно….
логике:
логические ошибки в умозаключениях.
Статья от экспертов
2.
Парадокс близнецов как логическая ошибка
В статье рассмотрены сложившиеся подходы к рассмотрению парадокса близнецов. Показано: хотя формулировка этого парадокса связана со специальной теорией относительности, но к большинству попыток его объяснения привлекается общая теория относительности, что не является методологически корректным. Автор обосновывает положение о том, что сама формулировка «парадокса близнецов» изначально некорректна, ибо описывает событие, невозможное в рамках специальной теории относительности.
3.
Логические правила и ошибки в доказательстве
Общая характеристика доказательства
Определение 1
Логические правила и ошибки в доказательстве…
Доказательство служит логической основой аргументации….
Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику…
Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно….
Все логические ошибки можно разделить на две категории:
паралогизмы – непредумышленные,
софизмы – допущенные
Статья от экспертов
4.
Логические ошибки в дедуктивных умозаключениях
В работе рассматриваются логические ошибки при построении дилемм и разделительно-категорических силлогизмов. Рассматривая известный спор Протагора с Эватлом, автор вскрывает логическую ошибку при построении двух «зеркальных» сложных дилемм. На примерах из современной научно-публицистической литературы показывается неадекватность вывода, как следствие логических ошибок дедуктивних умозаключений.
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- 📝 Напиши термин
- ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных
карточек
Логическая ошибка, или алогизм, — это ход мысли, нарушающий какие-то законы или правила логики.
Если ошибка допущена неумышленно, ее называют паралогизмом.
Когда ошибка допускается преднамеренно, ее обычно именуют софизмом, хотя, как увидим далее, многие из софизмов не сводятся к логической ошибке.
Ошибки в доказательствах уже обсуждались. Рассмотрим теперь ошибки в определениях, в делениях (классификациях) и софизмы.
Все определения делятся на неявные и явные.
Явное определение — это определение, имеющее форму равенства двух понятий (определяемого и определяющего).
Неявное определение — определение, не имеющее формы равенства двух понятий.
К неявным относятся определения путем указания отрывка текста, в котором встречается определяемое понятие, определения посредством показа предмета, подпадающего под это понятие, и т. п. В явных определениях отождествляются, приравниваются друг к другу два имени. Одно — определяемое имя, содержание которого требуется раскрыть, другое — определяющее имя, решающее эту задачу.
Обычное словарное определение гиперболы: «Гипербола — это стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, например: „Наметали стог выше тучи“». Определяющая часть выражается словами «стилистическая фигура, состоящая.» и слагается из двух частей. Сначала понятие гиперболы подводится под более широкое понятие «стилистическая фигура». Затем гипербола отграничивается от всех других стилистических фигур. Это достигается указанием признака «образное преувеличение», присущего только гиперболе и отсутствующего у других стилистических фигур, за которые можно было бы принять гиперболу. Явное определение гиперболы дополняется примером.
К явным определениям, и в частности к классическим, предъявляется ряд достаточно простых и очевидных требований. Их называют правилами определения.
1. Определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее.
Для определений через род и видовое отличие это правило формулируется как правило соразмерности определяемого и определяющего понятий: совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теми же.
Соразмерны, например, имена «гомотипия» и «сходство симметричных органов» (скажем, правой и левой руки). Соразмерны также «голкипер» и «вратарь», «нонсенс» и «бессмыслица». Встретив в каком-то предложении слово «нонсенс», мы вправе заменить его на «бессмыслицу» и наоборот.
Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения. Такую ошибку мы допустили бы, определив, к примеру, ромб просто как плоский четырехугольник. В этом случае к ромбам были бы отнесены и трапеции, и все прямоугольники, а не только те, у которых равны все стороны.
Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто определяет ромб как плоский четырехугольник, у которого все стороны и все углы равны. Ромб в этом случае отождествляется со своим частным случаем — квадратом, и из числа ромбов исключаются четырехугольники, у которых не все углы равны.
2. Нельзя определять имя через само себя или определять его через такое другое имя, которое, в свою очередь, определяется через него. Это правило запрещает порочный круг.
Содержат очевидный круг определения «Война есть война» и «Театр — это театр, а не кинотеатр». Задача определения — раскрыть содержание ранее неизвестного имени и сделать его известным. Определение, содержащее круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Истину можно, к примеру, определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое даст истину.
3. Определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только имена, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно также, чтобы в этой части не встречались образы, метафоры, сравнения, т. е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования.
Можно определить, к примеру, пролегомены как пропедевтику. Но такое определение будет ясным лишь для тех, кто знает, что пропедевтика — это введение в какую-либо науку.
Не особенно ясны определения «Архитектура — это застывшая музыка», «Овал — круг в стесненных обстоятельствах», «Дети — это цветы жизни» и т. п. Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый человек может понимать их по-своему.
Ясность не является, конечно, абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.
Интересно отметить, что наши обычные загадки представляют собой, в сущности, своеобразные определения. Формулировка загадки — это половина определения, его определяющая часть. Отгадка — вторая его половина, определяемая часть. «Утром — на четырех ногах, днем — на двух, вечером — на трех. Что это?» Понятно, что это — человек в разные периоды своей жизни. Саму загадку можно переформулировать так, что она станет одним из возможных его определений.
Контекстуальный характер определений хорошо заметен на некоторых вопросах, подобных загадкам. Сформулированные для конкретного круга людей, они могут казаться странными или даже непонятными за его пределами.
Древний китайский буддист Дэн Инь-фэн однажды задал такую загадку своим ученикам. «Люди умирают сидя и лежа, некоторые умирают даже стоя. А кто умер вниз головой?» — «Мы такого не знаем», — ответили ученики. Тогда Дэн встал на голову и. умер.
Сейчас такого рода «загадка» кажется абсурдом. Но в то давнее время, когда жил Дэн, в атмосфере полемики с существующими обычаями и ритуалом его «загадка» и предложенная им «разгадка» показались вполне естественными. Во всяком случае, его сестра, присутствовавшая при этом, заметила только: «Живой ты, Дэн, пренебрегал обычаями и правилами и вот теперь, будучи мертвым, опять нарушаешь общественный порядок!»
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Консультации по учебе, на самой крупной бирже
студенческих работ !
Ответы на тесты по теме Логика
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса !!!
Логика — это
наука о формах структурах, принципах и законах правильного мышления
К формам чувственного познания относятся:
ощущение, восприятие, представление верно
К формам мышления относятся:
понятие, суждение, умозаключение
Логическая форма мысли — это
способ связи отдельных элементов мысли внутри целого верно
Логический закон — это
необходимая устойчивая связь между отдельными мыслями верно
Логическая ошибка — это
нарушение каких-либо правил и/или законов мышления
Логическая ошибка, допущенная неумышленно, называется
паралогизмом
Логическая ошибка, совершаемая целенаправленно, умышленно, называется
софизмом верно
К основным формально-логическим законам относится:
закон тождества
К характерным чертам мышления относят
его связь с языком верно
Семиотика – это
наука и знаках и знаковых системах
Синтаксис – это
правила оперирования со знаками, знаковыми системами верно
Семантика – это
теория о смыслах и значениях знаков верно
Прагматика – это
теория использования знаков с той или иной целью верно
К семантическим категориям относятся
имена, суждения, функторы
Что из нижеперечисленного является именами:
Иванов Иван Иванович
горшочек меда
университет
Пятачок
Что из нижеперечисленного является высказываниям:
Иванов Иван Иванович – известный любитель классической музыки
Пятачок пошел в гости к Винни Пуху
если у Винни будет горшочек меда, то он не сдвинется с места
бытие есть, небытия нет
Что такое язык?
система знаков, находящихся в синтаксических, семантических и прагматических отношениях
Что собой представляет знак?
материальный объект, выступающий представителем другого объекта верно
Какие типы знаков выдели Ч.С. Пирс?
знаки-образы, знаки-индексы, знаки-символы верно
А.А. Ивин, А.Л. Никифоров
ОШИБКА ЛОГИЧЕСКАЯ
– нарушения к.-л. законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм. Логические ошибки следует отличать от фактических ошибок. Последние обусловлены не нарушением правил логики, а незнанием предмета, фактического положения дел, о котором идет речь. К О. л. нельзя причислять также ошибки словесного выражения наших мыслей. К числу последних относится широко известная омонимия – смешение понятий, происходящее вследствие того, что разные понятия часто выражаются одним и тем же словом, напр. «материализм» философский и «материализм» в практической жизни, близкий к бездуховности.
Классификация О. л. обычно связывается с различными логическими операциями и видами умозаключений. Так, можно выделить ошибки в делении понятий, в определении понятий; ошибки в индуктивном выводе; ошибки в дедуктивных умозаключениях; ошибки в доказательстве: по отношению к тезису, к аргументам, к демонстрации.
Источник: Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
В логике, философии и пр. науках, изучающих познание логическая уловка (англ. logical fallacy) — заведомо ошибочный способ обоснования тезиса, который в силу учёта психологических особенностей собеседника обладает убеждающим воздействием. Ошибочность обусловлена каким-либо логическим недочётом в доказательстве, что делает доказательство в целом неверным.
Содержание
- 1 Виды логических ошибок
- 1.1 Эквивокация
- 1.2 Подмена слов, тезиса
- 1.3 Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
- 1.4 Мнимая логическая связь
- 1.5 После не значит «вследствие»
- 1.6 Приписывание неделанных утверждений
- 2 См. также
- 3 Ссылки
Виды логических ошибок
Эквивокация
Эквивокация — ошибка, заключающаяся в использовании одного и того же слова в разных значениях в одном рассуждении. Основана на омонимии (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — свойстве языковых единиц иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой; напр., слово лук -растение и лук-ручное оружие. Аналогичным термином является Полисемия.
Сообщение об этой логической уловке можно выразить русской поговоркой «Федот, да не тот».
Имеется специальная Категория:Многозначные термины
Подмена слов, тезиса
Подмена Тезиса — (лат. ignoratio elenchi) — логическая ошибка в доказательстве, состоящая в том, что начав доказывать некоторый тезис, постепенно в ходе доказательства переходят к доказательству другого положения, сходного с тезисом.
Логическая уловка отражена в русской поговорке «Я ему про Фому, а он мне про Ерёму».
Использование ложных и недоказанных аргументов, утверждений
Другая логическая ошибка — «предвосхищение основания» (petitio principii). Она заключается в том, что в качестве аргументов используются недоказанные, как правило, произвольно взятые положения: ссылаются на слухи, на ходячие мнения или высказанные кем-то предположения и выдают их за аргументы, якобы обосновывающие основной тезис. В действительности же доброкачественность таких доводов лишь предвосхищается, но не устанавливается с несомненностью.
Обычно подобные лже-аргументы сопровождаются фразами: «Как абсолютно всем известно…», «Кто же будет спорить с тем, что…», «Аксиомой, не требующей доказательств, является то, что…», «Само собой разумеется, что…», «Каждому известо, что…», дабы рассеять возможные сомнения у простого слушателя.
Мнимая логическая связь
Логическая уловка, при которой мнимая, желаемая логическая связь выдаётся за истинную.
Логическая уловка выражена русской поговоркой: «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька»
После не значит «вследствие»
Логическая уловка, при которой отождествляется хронологическая, временная связь с причинно-следственной.
Приписывание неделанных утверждений
Логическая ошибка, которая заключается в приписывании одной стороной другой, утверждений, которые на самом деле другая сторона не делала, но которые, якобы вытекают из её предыдущих утверждений.
См. также
- Софизм
- Список парадоксов
- Проблема курицы и яйца
- Сепульки
- Омоним
- Полисемия
- Синонимы
- Полемика
- Риторика
- Прокруст
- Мышление
- Некритичность
- Догматизм
Ссылки
- Теория Аргументации
- Аристотель. Первая аналитика
Wikimedia Foundation.
2010.
Тест по лекции
1
-
Логика – это наука
о формах, структурах, принципах и законах
правильного мышления. -
К формам чувственного
познания относятся: ощущение,
восприятие, представление. -
К формам мышления
относятся: понятие,
суждение, умозаключение. -
Логическая форма
мысли – это способ связи
отдельных элементов мысли внутри
целого. -
Логический закон
– это необходимая
устойчивая связь между отдельными
мыслями. -
Логическая ошибка
– это нарушение
каких-либо правил и/или законов мышления.
-
Логическая ошибка,
допущенная неумышленно, называется
паралогизмом.
-
Логическая ошибка,
совершаемая целенаправленно, умышленно,
называется софизмом.
-
К основным
формально-логическим законам относится:
закон
тождества. -
К характерным
чертам мышления относят: его
связь с языком.
Задания ПЗ 1
-
Семиотика – это
наука о
знаках и знаковых системах. -
Синтаксис – это
правила
оперирования со знаками, знаковыми
системами. -
Семантика – это
теория о
смыслах и значениях знаков. -
Прагматика – это
теория
использования знаков с той или иной
целью. -
К семантическим
категориям относятся: имена,
высказывания, функторы.
Задания (возможны
НЕСКОЛЬКО вариантов правильных ответов)
1. Что из
нижеперечисленного является именами:
-
Иванов Иван
Иванович -
горшочек меда
-
университет
-
Пятачок
-
Что из
нижеперечисленного является
высказываниям:
Иванов Иван
Иванович – известный любитель
классической музыки
Пятачок пошел
в гости к Винни Пуху
если у Винни
будет горшочек меда, то он не сдвинется
с места
бытие есть,
небытия нет
-
Что из
нижеперечисленного относится к
функторам:
(средство
объединения фраз для образования
других фраз).
Некоторые
если…, то…
не суть
либо…, либо…
-
Какие из суждений
построены по структуре «Некоторые S
не суть Р»:
Некоторые
люди не могут преодолеть языковой
барьер.
Часть из
предложенных гипотез не соответствует
критериям научности.
5.Какой структуре
соответствует суждение «Все люди
обладают сознанием»:
-
«Все S суть Р»
Р
∀xP(x)
6. Какой структуре
соответствует суждение «Жил был на
свете кадет. В красную шапочку кадет
был одет… Услышит кадет – революция
где-то, шапочка сейчас же на голове
кадета». (В. Маяковский, Сказка о красной
шапочке): p˄q˄(r→q)
Задание для СР
1
-
Что такое язык?
система
знаков, находящихся в синтаксических,
семантических и прагматических
отношениях. -
Что собой
представляет знак? материальный
объект, выступающий представителем
другого объекта. -
Какие типы знаков
выдели Ч.С. Пирс? знаки-образы,
знаки-индексы, знакисимволы. -
Чем объясняется
логика языкового мышления? внутренней
необходимостью, которая обеспечивается
структурой мышления.
Тема 2. Понятие как форма мышления
Тест по лекции
2
-
Найдите единичное
понятие Поэт
Пушкин -
В объем понятия
безалкогольный напиток не входят Сахар
-
К существенным
признакам понятия «студент» не
относится Отличник
-
Пустым понятием
не является Улыбка
-
К универсальным
понятиям не относится Учащийся
-
К конкретным
понятиям не относится Красота
-
К собирательным
понятиям не относятся Фрукты
-
Найдите пересекающиеся
понятия Учащиеся
и спортсмены -
Найдите понятия,
находящиеся в отношениях подчинения
Млекопитающие
и хищные -
Найдите
противоположные понятия Белое
и черное
Задания ПЗ 2
-
Каким не является
понятие Квадрат? Пустым
-
Найдите понятие,
которое является безотносительным
треугольник
-
Для каких понятий
нет общего универсума? мужчина
и машина -
Какие из понятий
находятся в отношении пересечения?
хобби и
работа -
В каких отношениях
находятся понятия Студент и Преподаватель?
Соподчинение
Логические ошибки
Предмет
Логика
Разместил
🤓 mixajlova-darya-mikhaylova-1960
👍 Проверено Автор24
результат нарушения каких-либо законов, правил и схем логики. Если ошибка допущена неумышленно, она называется паралогизмом; если правила логики нарушают умышленно, то это – софизм.
Научные статьи на тему «Логические ошибки»
Логика исправления
Логические ошибки
Определение 1
Логика исправления – это научно обоснованный подход к коррекции…
В ходе рассуждения при нарушении логических правил могут возникать логические ошибки….
Определение 2
Под логической ошибкой понимают ошибку, связанную с нарушением логической правильности…
В трудах схоластов логические ошибки были описаны весьма подробно….
логике:
логические ошибки в умозаключениях.
Статья от экспертов
Парадокс близнецов как логическая ошибка
В статье рассмотрены сложившиеся подходы к рассмотрению парадокса близнецов. Показано: хотя формулировка этого парадокса связана со специальной теорией относительности, но к большинству попыток его объяснения привлекается общая теория относительности, что не является методологически корректным. Автор обосновывает положение о том, что сама формулировка «парадокса близнецов» изначально некорректна, ибо описывает событие, невозможное в рамках специальной теории относительности.
Логические правила и ошибки в доказательстве
Общая характеристика доказательства
Определение 1
Логические правила и ошибки в доказательстве…
Доказательство служит логической основой аргументации….
Другая распространенная ошибка – довод к человеку, когда вместо доказательства тезиса рассматривают характеристику…
Связанные ошибки – «мнимое следствие» и переход от сказанного с условием к сказанному безусловно….
Все логические ошибки можно разделить на две категории:
паралогизмы – непредумышленные,
софизмы – допущенные
Статья от экспертов
Логические ошибки в дедуктивных умозаключениях
В работе рассматриваются логические ошибки при построении дилемм и разделительно-категорических силлогизмов. Рассматривая известный спор Протагора с Эватлом, автор вскрывает логическую ошибку при построении двух «зеркальных» сложных дилемм. На примерах из современной научно-публицистической литературы показывается неадекватность вывода, как следствие логических ошибок дедуктивних умозаключений.
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
Консультации по учебе, на самой крупной бирже
студенческих работ !
Ответы на тесты по теме Логика
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса !!!
Логика — это
наука о формах структурах, принципах и законах правильного мышления
К формам чувственного познания относятся:
ощущение, восприятие, представление верно
К формам мышления относятся:
понятие, суждение, умозаключение
Логическая форма мысли — это
способ связи отдельных элементов мысли внутри целого верно
Логический закон — это
необходимая устойчивая связь между отдельными мыслями верно
Логическая ошибка — это
нарушение каких-либо правил и/или законов мышления
Логическая ошибка, допущенная неумышленно, называется
паралогизмом
Логическая ошибка, совершаемая целенаправленно, умышленно, называется
софизмом верно
К основным формально-логическим законам относится:
закон тождества
К характерным чертам мышления относят
его связь с языком верно
Семиотика – это
наука и знаках и знаковых системах
Синтаксис – это
правила оперирования со знаками, знаковыми системами верно
Семантика – это
теория о смыслах и значениях знаков верно
Прагматика – это
теория использования знаков с той или иной целью верно
К семантическим категориям относятся
имена, суждения, функторы
Что из нижеперечисленного является именами:
Иванов Иван Иванович
горшочек меда
университет
Пятачок
Что из нижеперечисленного является высказываниям:
Иванов Иван Иванович – известный любитель классической музыки
Пятачок пошел в гости к Винни Пуху
если у Винни будет горшочек меда, то он не сдвинется с места
бытие есть, небытия нет
Что такое язык?
система знаков, находящихся в синтаксических, семантических и прагматических отношениях
Что собой представляет знак?
материальный объект, выступающий представителем другого объекта верно
Какие типы знаков выдели Ч.С. Пирс?
знаки-образы, знаки-индексы, знаки-символы верно
Логическая ошибка, или алогизм, — это ход мысли, нарушающий какие-то законы или правила логики.
Если ошибка допущена неумышленно, ее называют паралогизмом.
Когда ошибка допускается преднамеренно, ее обычно именуют софизмом, хотя, как увидим далее, многие из софизмов не сводятся к логической ошибке.
Ошибки в доказательствах уже обсуждались. Рассмотрим теперь ошибки в определениях, в делениях (классификациях) и софизмы.
Все определения делятся на неявные и явные.
Явное определение — это определение, имеющее форму равенства двух понятий (определяемого и определяющего).
Неявное определение — определение, не имеющее формы равенства двух понятий.
К неявным относятся определения путем указания отрывка текста, в котором встречается определяемое понятие, определения посредством показа предмета, подпадающего под это понятие, и т. п. В явных определениях отождествляются, приравниваются друг к другу два имени. Одно — определяемое имя, содержание которого требуется раскрыть, другое — определяющее имя, решающее эту задачу.
Обычное словарное определение гиперболы: «Гипербола — это стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, например: „Наметали стог выше тучи“». Определяющая часть выражается словами «стилистическая фигура, состоящая.» и слагается из двух частей. Сначала понятие гиперболы подводится под более широкое понятие «стилистическая фигура». Затем гипербола отграничивается от всех других стилистических фигур. Это достигается указанием признака «образное преувеличение», присущего только гиперболе и отсутствующего у других стилистических фигур, за которые можно было бы принять гиперболу. Явное определение гиперболы дополняется примером.
К явным определениям, и в частности к классическим, предъявляется ряд достаточно простых и очевидных требований. Их называют правилами определения.
1. Определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее.
Для определений через род и видовое отличие это правило формулируется как правило соразмерности определяемого и определяющего понятий: совокупности предметов, охватываемые ими, должны быть одними и теми же.
Соразмерны, например, имена «гомотипия» и «сходство симметричных органов» (скажем, правой и левой руки). Соразмерны также «голкипер» и «вратарь», «нонсенс» и «бессмыслица». Встретив в каком-то предложении слово «нонсенс», мы вправе заменить его на «бессмыслицу» и наоборот.
Если объем определяющего понятия шире, чем объем определяемого, говорят об ошибке слишком широкого определения. Такую ошибку мы допустили бы, определив, к примеру, ромб просто как плоский четырехугольник. В этом случае к ромбам были бы отнесены и трапеции, и все прямоугольники, а не только те, у которых равны все стороны.
Если объем определяющего понятия уже объема определяемого, имеет место ошибка слишком узкого определения. Такую ошибку допускает, в частности, тот, кто определяет ромб как плоский четырехугольник, у которого все стороны и все углы равны. Ромб в этом случае отождествляется со своим частным случаем — квадратом, и из числа ромбов исключаются четырехугольники, у которых не все углы равны.
2. Нельзя определять имя через само себя или определять его через такое другое имя, которое, в свою очередь, определяется через него. Это правило запрещает порочный круг.
Содержат очевидный круг определения «Война есть война» и «Театр — это театр, а не кинотеатр». Задача определения — раскрыть содержание ранее неизвестного имени и сделать его известным. Определение, содержащее круг, разъясняет неизвестное через него же. В итоге неизвестное так и остается неизвестным. Истину можно, к примеру, определить как верное отражение действительности, но только при условии, что до этого верное отражение действительности не определялось как такое, которое даст истину.
3. Определение должно быть ясным. Это означает, что в определяющей части могут использоваться только имена, известные и понятные тем, на кого рассчитано определение. Желательно также, чтобы в этой части не встречались образы, метафоры, сравнения, т. е. все то, что не предполагает однозначного и ясного истолкования.
Можно определить, к примеру, пролегомены как пропедевтику. Но такое определение будет ясным лишь для тех, кто знает, что пропедевтика — это введение в какую-либо науку.
Не особенно ясны определения «Архитектура — это застывшая музыка», «Овал — круг в стесненных обстоятельствах», «Дети — это цветы жизни» и т. п. Они образны, иносказательны, ничего не говорят об определяемом предмете прямо и по существу, каждый человек может понимать их по-своему.
Ясность не является, конечно, абсолютной и неизменной характеристикой. Ясное для одного может оказаться не совсем понятным для другого и совершенно темным и невразумительным для третьего. Представления о ясности меняются и с углублением знаний. На первых порах изучения каких-то объектов даже не вполне совершенное их определение может быть воспринято как успех. Но в дальнейшем первоначальные определения начинают казаться все более туманными. Встает вопрос о замене их более ясными определениями, соответствующими новому, более высокому уровню знания.
Интересно отметить, что наши обычные загадки представляют собой, в сущности, своеобразные определения. Формулировка загадки — это половина определения, его определяющая часть. Отгадка — вторая его половина, определяемая часть. «Утром — на четырех ногах, днем — на двух, вечером — на трех. Что это?» Понятно, что это — человек в разные периоды своей жизни. Саму загадку можно переформулировать так, что она станет одним из возможных его определений.
Контекстуальный характер определений хорошо заметен на некоторых вопросах, подобных загадкам. Сформулированные для конкретного круга людей, они могут казаться странными или даже непонятными за его пределами.
Древний китайский буддист Дэн Инь-фэн однажды задал такую загадку своим ученикам. «Люди умирают сидя и лежа, некоторые умирают даже стоя. А кто умер вниз головой?» — «Мы такого не знаем», — ответили ученики. Тогда Дэн встал на голову и. умер.
Сейчас такого рода «загадка» кажется абсурдом. Но в то давнее время, когда жил Дэн, в атмосфере полемики с существующими обычаями и ритуалом его «загадка» и предложенная им «разгадка» показались вполне естественными. Во всяком случае, его сестра, присутствовавшая при этом, заметила только: «Живой ты, Дэн, пренебрегал обычаями и правилами и вот теперь, будучи мертвым, опять нарушаешь общественный порядок!»
< Предыдущая | Следующая > |
---|