Какие ошибки допущены.
Исправьте предложения.
Решили обрыбитъ наш водоем и окюветитъ к нему дорогу.
Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери.
Сдается квартира с ребенком.
День рождения начинается в три часа.
Лихачей неизменно встречает авария вчера я нес дежурство в школьной столовой.
Я уже давно не кушаю в этой столовой .
Ученик дважды прослушал беседу о творчестве И.
А Бунина.
Вопрос Какие ошибки допущены?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.
11
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики
Санкт – Петербургский филиал
Факультет сокращенных программ подготовки специалистов
Контрольная работа №1
Ответы на некоторые вопросы по русскому языку и культуре речи
Выполнила:
студентка 3 курса, группа 271
Лиджанова Г.А.
(Дорджиева)
г. Санкт-Петербург, 2010 г
1. Объясните значение фразеологизмов со словом «язык»
Боек на язык – красноречив, разговорчив;
Находить общий язык – находить взаимное понимание между кем-либо;
Просится на язык – о словах, фразах, готовых быть произнесенными;
Не сходит с языка (у кого) – постоянно упоминается в разговорах;
Дать волю языку – начать много, безудержно говорить;
Говорить на разных языках — понимать суть разговора субъективно, по-своему, не так, как другой собеседник;
Сорвалось с языка – невольно, неожиданно для говорящего быть произнесенным.
2. Объясните значения приведенных пословиц и поговорок со словом «язык»?
На языке мед, а под языком лед – пословица о лицемерии, несоответствие слов, поступков человека истинным, чувствам, убеждениям, намерениям.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком — пословица рассматривает понятие праздность как антипод понятию работа.
Языком мели, а рукам воли не давай – лучше объясниться словом, чем дракой;
Мал язык, да всем телом владеет – хоть язык и небольшой орган, но много от него зависит (возможность говорить, возможность осязать).
Не спеши языком, торопись делом – лучше поменьше говорить и больше делом заниматься.
3. Укажите ударный слог
1)ПРИ́-НЯЛ; 2)ТАН-ЦО́В-ЩИК; 3)А-СТРО-НО́М; 4)ЦЫ-ГА́Н
4. Найдите предложения с ошибками, назовите причину ошибки и исправьте ее
-
Меня спросили, что не знаю ли я, где живет врач. – Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач.
-
Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей. – Его первая попытка достичь Северного полюса потерпела поражение.
-
В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.
-
Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.
-
Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. – Когда он проснулся, ему сказали, что завтрак уже подан.
-
Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. — Лекция о новых достижениях в медицине, прочитанная для студентов, вызвала большой интерес.
-
Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине. – Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях близок к истине.
5. Найдите предложения, в котором неверно указано лексическое значение слова, укажите правильное значение
-
Аннулировать — составить краткое изложение содержания книги.
Неправильное значение слова, аннулировать — признать — признавать недействительным; отменить — отменять действие чего-либо. Аннотировать — составить краткое изложение содержания книги.
-
Елей — масло, употребляемое в церковном обиходе.
-
Послушник — ребенок, беспрекословно подчиняющийся взрослым.
Неправильное значение, послушник — прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом.
-
Легитимный — непризнанный, не допускаемый законом.
Неправильное значение, правильное — легитимный – законный.
-
Закоснелый — консервативный.
6. Определите значения выделенных слов. Отметьте слова, употребленные в несвойственном значении
-
Он был так серьезен, так строг, что многим казался инфантильным.
Инфантильный — Сходный с поведением, чертами характера или мировосприятием ребёнка. Слово «инфантильный» употреблено в несвойственном значении.
-
В канун праздника в палатах госпиталя состоялся гала-концерт для больных детей.
Гала-концерт — большой праздничный концерт.
-
Вся псарня мчалась впереди охотников.
Псарня — помещение для охотничьих собак. Слово «псарня» употреблено в несвойственном значении.
-
В музейной экспозиций представлена амуниция русских солдат.
Амуниция — Снаряжение военнослужащего (кроме оружия и одежды).
7.Проанализируйте употребление выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения
-
Лихачей неизменно встречает авария.
Исправленное: Лихачей непременно ждет авария.
Логическая ошибка: слово «неизменно» указывает на то, что действие повторяется каждый раз; слово «встречает» не сочетается со словом «авария»: встречать может человек.
-
Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.
Исправленное: Наш район известен своей промышленностью, его продукция ценится в России и за рубежом.
-
Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.
Исправленное: Наша область славится производством хороших оренбургских платков. Слово «возделывание» означает обработку сельско-хозяйственных растений, земли и не сочетается со словом «платок».
-
В транспортировке кормов участвует семь подвод.
8.Объедините в словосочетания слова из первой и второй колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Запишите эти словосочетания в третью колонку. Укажите возможные варианты.
Античный, классический |
Мифология, языки |
Античный язык, античная мифология, классический язык, классическая мифология |
Врожденный, прирожденный |
Талант, ум |
Врожденный талант, прирожденный талант, врожденный ум |
Гостеприимный, радушный |
Прием, хозяин, человек |
Гостеприимный хозяин, гостеприимный человек, радушный прием, радушный хозяин |
Губительный, пагубный |
Влияние, действие |
Губительное влияние, губительное действие, пагубное влияние, пагубное действие |
Единый, один |
Миг, момент |
Единый миг, единый момент, один миг, один момент |
9.Замените синонимами (3-4) выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность
-
Эта картина удивила меня. – Эта картина поразила меня.
-
Пейзаж был очень красивый. – Пейзаж был очень захватывающим.
-
Незнакомец показался ему человеком недобрым. — Незнакомец показался ему человеком недоброжелательным.
-
Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. — Николай Лукьянович хотел успеть, он шел торопливо.
-
Ирина радовалась. – Ирина ликовала.
10.Отметьте один из синонимов, приведенных в скобках, который необходимо употребить в предложении. Объясните свой выбор
-
По приглашению друзей мне… (довестись, посчастливиться, прийтись, удаться)… (побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.
-
Коллективом цеха немало … (делаться, предприниматься, совершаться) для того, чтобы … (закрепить, удержать, упрочить) людей на производстве, однако слесарей-ремонтников все еще … (недоставать, не хватать).
-
В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них … (жить, обитать, проживать) до трети населения.
-
Дочь Шапошникова Ольга и жена Матрена Васильевна … (работать, трудиться) на ферме, молодняк … (вскармливать, выкармливать, выращивать, выхаживать, пестовать, растить), а еще трое детей … (заниматься, обучаться, получать образование, учиться) в школе.
11. Объясните смысл фразеологизмов. Приведите пример употребления их в речи
Собираться с мыслями — сосредоточиться, привести в порядок мысли.
Не за страх, а за совесть — очень добросовестно, с сознанием ответственности (делать что-либо).
Скрепя сердце — против воли.
12. В приведенных ниже предложениях устраните нарушение границ лексической сочетаемости отдельных слов, исправьте предложения
-
Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности. — Некоторые вопросы не выполнены по причине нашей неорганизованности.
-
Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. — Подвиги люди совершают не только во время войны, но и в мирное время.
-
На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. — На спартакиаде было установлено несколько новых рекордов в легкой атлетике.
-
И у каждого тлела в сердце мечта о том, чтобы жизнь стала песней. — И у каждого в сердце тлела мечта о том, чтобы жизнь стала песней.
-
Единогласно все воскликнули: «Давно пора!». — Все воскликнули: «Давно пора!»
-
Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он положил на борьбу с пороками буржуазного общества. — Достоевский был великим гуманистом. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с пороками буржуазного общества.
-
Перечень прочтенных книг был очень большим. — Список прочтенных книг был очень большим.
-
Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса повысили кругозор. — Благодаря изучению этого предмета большинство учащихся нашего класса расширили кругозор.
-
Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. — Во время отпуска большую часть времени они проводили в походах.
-
Есть много других факторов, которые нужно решить. — Есть много других задач, которые нужно решить.
13. Отредактируйте предложения
-
Теннисист понял о том, что тактику поединка нужно менять. — Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять
-
Мы просто не знаем достоверно воздействие некоторых загрязняющих веществ. — Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ
-
Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала. — Педагогами гимназии разработаны учебные планы, способствующие лучшему восприятию материала
-
Подготовить проект к сроку — это для них самая наисложнейшая проблема. — Подготовить к сроку проект— это для них наисложнейшая проблема
-
Все это доказывает о том, что эти обвинения необоснованны. — Все это доказывает, что эти обвинения необоснованны
-
В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ног. — В результате аварии гонщик получил перелом правой и сильный ушиб левой ноги.
-
Запретить курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института. — Запрещено курение студентов, преподавателей и сотрудников в здании института
14. Укажите ошибку в управлении
-
вопреки распоряжения – вопреки распоряжению
-
преимущество перед ними — преимущество над ними
-
согласно договору — согласно условиям договора
-
свойственный для них – свойственный им
-
доказательство о моей правоте – доказательство моей правоты
15.Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Запишите предложения в исправленном виде
Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. |
Выставка юных художников в Доме пионеров имела такой успех потому, что педагог Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках. |
Студент Белов занял первое место по английскому языку |
Студент Белов занял первое место на олимпиаде по английскому языку |
Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. |
Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, им нужен непосредственный опыт работы у станка. |
Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. |
Творчество Маяковского волнует читателей, говорящих на самых различных языках. |
16. Какие из слов и словосочетаний:
А. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.
Какие ошибки допущены. Исправьте предложения.
Решили обрыбитъ наш водоем и окюветитъ к нему дорогу. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери. Сдается квартира с ребенком. День рождения начинается в три часа. Лихачей неизменно встречает авария вчера я нес дежурство в школьной столовой. Я уже давно не кушаю в этой столовой . Ученик дважды прослушал беседу о творчестве И.А Бунина.
Светило науки — 30 ответов — 259 раз оказано помощи
Решили разводить рыбок в водоёме и проложить к нему дорогу. Отец не решился навестить дочь. Сдаётся квартира для молодой семьи. Гостей пригласили на 3 часа. Лихачи часто попадают в аварию. вчера я был дежурным в столовой. Я давно не питался в этой столовой.(или Я давно не посещал эту столовую).Ученик невнимательно слушал беседу о творчестве И.А.Бунина.
Стилистика и литературное редактирование
ПК-1
Задания из учебного пособия И.Б. Голуб
«Упражнения по стилистике русского языка»
Выполнила студентка группы ГЖУ-211 Черемисина Мария
Упражнение 3. Вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.
1. На месте небольшого завода
построен (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
2. В зависимости от конкретных условий установка может быть
построена (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении.
3. Уже в октябре фермер стал
поставлять (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы.
4. Технолог Калинина предложила
изменить (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух больших (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков.
5. На ковровом комбинате в
прошлом (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже изготовлено (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров продукции (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). Продукция – слово, объединяющее понятия.
6. Известно
всякому (любому, всякому, каждому), что даже самые хорошие (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не гарантируют (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха.
7. В этом произведении автору удалось
изобразить (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни своего поколения (своего поколения, своих сверстников, своих современников).
8. Этот
дефект (недостаток, порок, дефект) в детали можно увидеть (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. К слову «деталь» подходит только слово «дефект», т.к. в инженерии говорят именно о дефектах детали.«Увидеть невооруженным глазом» — устойчивое выражение.
9. Победителю конкурса
присуждена (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. Присуждена именно в по итогам конкурса (не просто выдана или выделена).
10. В новом отеле
первостепенное (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на хорошее (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.
Упражнение 4. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).
1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки.
В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков плавают золотые рыбки.
2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки.
Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась.
3. Лихачей неизменно встречает авария.
Лихачей
неизменно настигает авария. (Авария не может встретить)
4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом.
Наш район известен своей промышленностью, его продукцию знают в России и за рубежом.
5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков.
Наша область славится производством хороших оренбургских платков.
6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
В транспортировке кормов используется семь подвод.
Упражнение 5. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.
1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября.
Искажение смысла, неверные данные
2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли.
Эвфемистичность речи
3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов.
Искажение смысла
4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет.
Анахронизм
5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
Абсурдность, комизм
6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.
Эвфемистичность речи
7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей.
Искажение смысла
8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента — Арктику и Антарктику.
Искажение смысла, неверное высказывание
9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.
Искажение смысла
10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.
Неясность высказывания, речевая ошибка
Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.
Повторение слов (работа-работы). В следующем году нам предстоит большая работа по разработке плана на предстоящий год.
2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.
Тавтология (продолжительность длится). Процесс плавки длится несколько часов.
3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща.
Плеоназм (сохранится существующая).
4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях.
Повтор слов, тавтология. Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.
5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла.
Плеоназм. Здание будут украшать витражи.
6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.
Скрытая тавтология (огонь пожара; обгорели в огне), повтор слов (сооружения). В результате пожара 1812 г. были уничтожены все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные постройки.
7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
Тавтология (перепутья путей). Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились все важные торговые пути.
8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, — лес.
Тавтология. На западной стороне расположено водохранилище, а на южной — лес.
9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов.
Тавтология (цветение цветов). Эти побеги зацветут в текущем году.
10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.
Повтор слов (он). Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным, и сейчас он служит пастбищем для скота.
Упражнение 44. Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.
1. В 1931 г. инженеры соорудили линейный ускоритель.
изобрели
2. Самолет подвержен действию перепадов стужи и тепла.
холода
3. Кровля была выполнена плохо.
сделана
4. С оттепелью придут для нас главные заботы.
Придут; трудности
5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ.
всевозможной
6. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.
качественно
7. Месторождения нефти в Среднем Приобье расположены далеко от железных дорог.
находятся
8. Комбайн исчез в логу, далеко, на другом конце поля, потом развернулся и пошел быстро в нашу сторону.
Скрылся, поехал
9. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.
волнение
10. С изумлением мы узнавали свою группу крови.
с удивлением
11. Интерес к новой работе был настолько большой, что администрации пришлось сдерживать порывы многих рабочих переквалифицироваться.
стремления
12. До сих пор у нас применяется бензиновый двигатель, который потребляет дорогое топливо в значительных размерах.
Работает на дорогом топливе
13. Это препятствие нелегко одолеть.
преодолеть
14. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.
Находится, не знающих, роняет
15. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.
суетливая
Упражнение 56. Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.
1. Артист передает хореографическими средствами контраст между обликом и внутренней красотой Квазимодо.
Неверно построена антонимическая пара. Обликом может называться не только внешний вид, но и характер, душевный склад.
2. Любовь и предательство, отвага и трусость, жизнь и смерть… Об этом лента, которую снимает Кулиев.
Случай оправданного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи.
3. Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.
Ошибка в построении антонимической пары.
4. На соревнования собрались летчики как сильного, так и прекрасного пола.
Неверная антонимическая пара.
5. Конькобежцы выступят в Дзержинске, где умеют варить «быстрый» лед.
Неясность высказывания.
6. Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
Неуместный каламбур, неясность высказывания
7. Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.
Нелогичность высказывания
8. Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
Нелогичность высказывания
9. В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.
Оксюморон
10. С опозданиями у нас в группе все благополучно.
Антифразис
11. Журнал «Здоровье» — прекрасный помощник в жизни и смерти.
Неясность высказывания
12. Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.
Нелогичность
Упражнение 62. Укажите стилистические приемы создания юмора. Разграничьте явления многозначности и омонимии как источник словесной игры.
1. Чацкий: …Но Скалозуб? Вот загляденье: за армию стоит горой, и прямизною стана, лицом и голосом герой… Софья: Не моего романа (Гр.).
Ирония
2. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. «По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь» (П.).
Юмор
3. Увы! каламбур лучше стихов! Ну да все равно! Если он вышел из пустой головы, то, по крайней мере, стихи из полного сердца (Л.).
Ирония
4. Тот, кто играет словами, не всегда играет чувствами (Л.).
Антитеза
5. «Что о нем [о Петербурге] рассказать? Очень большой и живой город… Погода в нем сырая, а…» — «А люди сухие, — перебил Бенковский. — Далеко не все. Есть много совершенно размякших, покрытых плесенью очень древних настроений» (М. Г.).
Сатира
6. Все люди, покойные и беспокойные, будут абсолютно покойными, ибо всем, рано или поздно, придется лечь в могилу (М. Г.).
Сатира
7. У которых есть, что есть, — те подчас не могут есть, а другие могут есть, да сидят без хлеба. А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть… (Марш.)
Сатира
8. Вилюйская ГЭС жар-птицей посажена в каменное гнездо, чтоб она светила до самого края полярной ночи, чтоб в небе светила там важничали не очень (Щип.).
9. Разве он играет? Просто ноту к ноте подбирает. К истине наощупь подбирается. А мелодия — не подбирается (Фон.).
Ирония
10. В вопросах чести он был дока. И если брал он деньги в долг, то помнил он о чувстве долга долго (Стан.).
Ирония
11. «Из одних перлов состоит только перловая каша», — язвительно перебил его Петушков (Гран.).
Юмор
12. Труднее всего провести время («ЛГ»).
Ирония, игра слов
13. В любви все средства хороши. И чем они крупнее — тем лучше (Н. Бог.).
Юмор
14. Мы накануне великого подъема — подъема цен.
Сатира
15. Спортсмен своей меткой стрельбой поражал не только мишени, но и зрителей.
Юмор, игра слов
16. Мой дорогой во всех отношениях доктор обещает мне полное выздоровление (из газ.).
Ирония
17. В своем последнем слове подсудимый Григорьев сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь…» Судьи предоставили ему такую возможность (из газ.).
Ирония, игра слов
18. Весна хоть кого с ума сведет. Лед и тот тронулся (Э. Кр.).
Юмор, ирония
Упражнение 69. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения.
1. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
Добить вратаря? Вратарь не удержал мяч, но никого не было рядом, чтобы прийти на помощь.
2. Вот уже третью встречу команда проводит без голов.
Вот уже третью игру команда не забивает голы.
3. Сейчас судьи вынесут очки.
Сейчас судьи назовут оценки.
4. Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.
Молодые посадили деревья и разбили клумбы.
5. Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине.
Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации в транспорте, на улице, в магазине.
6. Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.
Маяковский хотел устроить выставку на двадцатилетие своего творчества.
7. Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.
Благодаря долгим репетициям на рояле, мы неуклонно шли к мастерству.
8. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения.
Археологи заметили, что усопшие из южного захоронения связаны с усопшими из северного захоронения.
9. Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.
Рост юных фигуристок развивается с помощью показательных танцев.
10. Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов… И лишь Р. Себиев оступился, уступив по очкам Э. Роузу.
Начало победам наших спортсменов положил Серик Нурказов. И лишь Р. Себиев уступил по очкам Э. Роузу.
11. В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим напряжением.
Электрическим напряжением? В оставшийся месяц года коллектив предприятия электрических сетей обязался работать с еще большим усилием.
12. Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног, которые ушли налево.
Комиссией установлено, что туша коровы сдана на склад полностью, за исключением передних ног.
Упражнение 76. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.
1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.
Изменения, произошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы.
2. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
Лечебные учреждения проводят дифференцированное питание больных.
3. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.
Он был настоящим подвижником книги, плоды его просветительской деятельности заметны и поныне.
4. Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длительные расстояния.
Третий сорт яблок охватывает всю продукцию, не подлежащую перевозке на длинные расстояния.
5. Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.
Мастер цеха сказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей.
6. Первый выпуск журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Первый выпуск журнала был встречен читателями с большим интересом.
7. Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись.
Утверждая документацию, директор ставит на ней свою подпись.
8. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Замороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
9. В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи.
В кормушке за окном кухни пировали воробьи.
10. Нас встречали с подкупающей теплотой, как самых дорогих гостей.
Нас встречали с подкупающим теплом, как самых дорогих гостей.
11. Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение.
Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачное произведение.
12. При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
При решении этой проблемы потребовался экскурс в математику и биологию.
Упражнение 86. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты отрывка из переводного романа, проанализируйте употребление лексики. Отмечая различные ошибки в подстрочнике, дайте оценку отредактированному варианту. Предложите свои варианты литературного редактирования.
…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время стало, а все живущее замерло, чтобы не испортить прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно из моря вышла женщина, собственно он не видел, откуда она появилась. При нем вроде никто не заходил в воду и не выходил из нее. Она выросла из прибрежной скалы, а быть может, опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.
…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живое замерло, и ничто не могло бы испортить прелести прекрасной и удивительной ночи. Неожиданно он увидел у моря женщину, но он не знал, откуда она явилась. Она словно вышла из прибрежной скалы или опустилась с неба. Это дочь моря, она покинула родную стихию, чтобы немного погулять по берегу.
…Было так хорошо, что хотелось, чтобы время остановилось, а все живущее замерло, чтобы ничего не могло испортить эту прекрасную и удивительную ночь. Неожиданно, прямо из морских вод вышла женщина, но он не видел, откуда она явилась. Она вышла из прибрежной скалы? Или, быть может, она спустилась с небес… Это дочь моря, она покинула родную стихию — вышла на сушу, чтобы немного прогуляться по берегу.
Тончайшее покрывало обнажало плечи; мраморные ноги, величественный стан, голова горделиво откинута, легкий бриз играет пышными локонами. Женщина была так красива, что следовало остеречься прикосновения к ней, чтобы не повредить божественной гармонии.
Тончайшее покрывало оставляло обнаженными плечи; ноги точно из мрамора, легкий стан, голова чуть откинута, слабый ветер играет пышными локонами. Женщина была так красива, что было страшно прикоснуться к ней, чтобы не нарушить божественную гармонию.
Тончайшее покрывало обнажало плечи; ноги, точно из мрамора, тонкий стан, голова горделиво откинута, легкий ветер играет непослушными локонами. Женщина была так красива, что было страшно даже коснуться ее, только бы не навредить божественной гармонии ее красоты.
Она шествовала вперед, ее босые ноги оставляли на ровной, влажной песчаной поверхности маленькие отпечатки, ветер заигрывал с ее покрывалом, обнажал грудь; а полы покрывала раздувались на ветру.
Она приближалась, ее босые ноги оставляли на влажном песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, и легкая ткань разлеталась на ветру.
Она шла навстречу, ее босые ноги оставляли на мокром песке маленькие следы, ветер играл с ее покрывалом, обнажал грудь; а ткань развевалась на ветру.
dastonledeng
Вопрос по русскому языку:
Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).
1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
usumsagh213
2. на мелкие осколки; 4. славится своей промышленностью; 5. славится изготовлением; 6. используют семь…
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.