«Всегда полезно держать разум открытым,
но если вы откроете его слишком широко – мозги выпадут»
Карл Саган
Содержание
- Что же такое критическое мышление?
- Тест на критическое мышление
- Тест посложнее
- Зачем нам критическое мышление?
- Ошибки критического мышления
- Самое важное
Представьте ситуацию: Вы сидите в холле большого бизнес центра и сквозь прозрачные стекла видите как на улице начинает идти дождь. Затем вы поворачиваете голову к вращающимся дверям и видите, что люди входят сухими. Стоп. В этот момент Вы пытаетесь сложить дважды два: за окном дождь, а люди ни чуть не промокли. И тут, по идее, должно подключаться оно. Критическое мышление. Мышление, которое подсказывает Вам, что может дождь идет с другой стороны здания или его вовсе нет, а может в двери вставлена сверхмощная сушилка, а затем сам же предлагает проверить эти гипотезы, потому что подвергает сомнению свои же выводы.
Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям.
Проявления такого типа мышления можно заметить уже у детей в возрасте 2-3 лет. Например, увидеть это можно при помощи теста «Салли и Энн».
Тест на критическое мышление
Есть два персонажа: Салли и Энн. Салли кладет мячик в корзинку и уходит. В это время Энн перекладывает мячик из корзинки к себе в коробку. И ребенку задается вопрос: а когда Салли вернется, где она будет искать мячик?
Думаем, Вам не составит труда дать правильный ответ.
Догадываетесь как отвечают дети до 3-ех и после?
Действительно, дети до 3-ех лет отвечают, что Салли будет искать мячик в корзинке, а дети после трех, что в коробке. Способность отойти от своих знаний и попробовать понять ход мысли другого человека/персонажа, при этом подвергнув сомнению правдивость своей парадигмы, в этом и заключаются первые предпосылки критического мышления.
Тест посложнее
Мы уверены, что Вы справились с решением предыдущей задачи. Однако есть задача и посложнее, попробуйте решить ее:
Мяч и бейсбольная бита вместе стоят 1.10 $. При этом бита стоит на 1$ больше, чем мяч. Сколько стоит мяч?
Если вы подумали, то мяч стоит 0.10 $, то хочу Вас огорчить – это не так.
В книге Д. Канемана Ваше желание дать ответ в 10 центов обосновано интуитивным мышлением или системой 1, а вот желание подвергнуть эту мысль сомнению – критическим/аналитическим мышлением или системой 2.
Зачем нам критическое мышление?
Такое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Посредством критического мышления, человек способен вынести здравое суждение по рассматриваемой точке зрения или при анализе модели поведения. То есть, можно сказать, что это особый вид умственной деятельности человека.
Также критическое мышление связано с постоянной готовностью к пересмотру установленных взглядов на предмет мышления. Однако критическое мышление включает в себя и преемственность по отношению к установленным взглядам, поскольку всегда должна быть основа для критики. Таким образом рождается “критическая традиция”.
Критическая традиция состоит из четырех этапов:
- Усвоение взглядов предшественников.
- Проверка этих взглядов на внутреннюю непротиворечивость и последовательность, а также на соответствие фактам, нормам и ценностям, считающимся установленными.
- Явное указание противоречий, непоследовательностей или несоответствий фактам, нормам или ценностям.
- Выдвижение новой концепции, избегающей указанных противоречий, непоследовательностей и несоответствий.
Эти четыре этапа образуют цикл, который может повторяться в наших головах неопределенно долго. Таким образом, получается, что критическое мышление состоит из двух структурных элементов: a) установки на поиск несоответствий (критической установки), b) аргументации, направленной на обоснование этих несоответствий (критической аргументации).
Ошибки критического мышления
Рассмотрим очень интересную историю, которая показывает нам интересное нарушение описанных выше правил:
«Артур Конан Дойл, автор детективов о Шерлоке Холмсе, поверил в спиритизм после того, как медиум устроил ему сеанс общения с погибшим сыном. Гарри Гудини, некоторое время друживший с писателем, хотел воззвать к его критическому мышлению и показал ему невероятный фокус. Результат оказался весьма неожиданным: Конан Дойл пришел к выводу, что Гудини тоже медиум».
Еще об ошибках мышления: Апофения
Какие еще есть ошибки, свидетельствующие о дефиците критического мышления?
- Affirming the consequent (вывод основания в связи с подтверждением следствия): «А влечет В, В истинно, следовательно, А истинно».
- Argumentum ad antiquitatem (аргумент к истории): «Это известно с древнейших времен и, следовательно, не может быть неправильным».
- Argumentum ad baculum (аргумент к силе): «А вот я тебя сейчас стукну, и ты поймешь, кто был прав».
- Argumentum ad hominem (аргумент к человеку): «Гитлер и Сталин полностью с тобой согласились бы».
- Argumentum ad ignorantiam (истинно то, что не опровергнуто): «Он преступник. Никто не может доказать обратное».
- Argumentum ad misericordiam (аргумент к жалости): «Почему вы не подготовились к экзамену? У меня маленький ребенок».
- Bifurcation (учет только n альтернатив, хотя существует m > n альтернатив): «Тебе предоставлена полная свобода. Что ты выбираешь, жизнь или кошелек?».
- Circulus in demonstrando (порочный круг, принятие доказываемого утверждения за доказанное): «Земля шарообразная, потому что она круглая».
- Fallacy of composition (предположение, что собрание обладает свойствами своих членов): «Каждое зерно в куче почти ничего не весит. Следовательно, куча также почти ничего не весит».
- Equivocation (использование в одном утверждении различных смыслов одного слова): «Он наказал ему так не поступать. Так что он часто его наказывал».
- Extended analogy (расширительная аналогия): «На Земле есть атмосфера. На Марсе есть атмосфера. Следовательно, на Марсе есть жизнь».
- Ignoratio elenchi (подмена тезиса): «Все люди мудры. Ведь каждый человек обладает разумом»
Самое важное
Овладев критическим мышлением, вы не измените человеческую природу и не сможете всегда и во всем вести себя абсолютно рационально. Самое важное в том, чтобы научиться замечать собственные — и чужие — ограничения и понимать, когда нужно остановиться, лишний раз подумать и сформулировать правильные вопросы, дабы всецело понять суть происходящего.
Урок 4. Критическое мышление: препятствия
Как и большинство навыков, критическое мышление может развить любой человек. Но вот сделать это легко под силу далеко не каждому. Нередко на пути возникают всевозможные барьеры и препятствия, затрудняющие процесс. Однако это не должно вас останавливать, ведь все они могут быть преодолены.
Итак, что же может вам помешать?
Содержание:
- Переоценка своей способности рассуждать
- Нежелание давать критическую оценку
- Неверная оценка критики
- Отсутствие практики, стратегий и методов
- Воздействие эмоций
- Невнимание к деталям и отсутствие сосредоточенности
- Неверное понимание
- Конформизм и пропаганда
- Цензура
- Мгновенный результат
- Когнитивные искажения
- Преграды на пути критического мышления: мнение специалистов
- Психолого-познавательный барьер и его преодоление
В четвертом уроке нашего курса вы познакомитесь с наиболее часто возникающими препятствиями. Эта информация не только поможет вам глубже понять особенности умения мыслить критически, но поспособствует более быстрому и продуктивному овладению им.
Переоценка своей способности рассуждать
Большая часть людей считает себя рациональными людьми и не сомневается в правильности и истинности своей системы убеждений, иначе бы они просто не верили в то, во что верят. Люди уверены, что у них есть знания и веские причины действовать определенным образом.
Но, несмотря на то, что такое положение дел касается многих из нас, ведем мы себя зачастую совершенно иначе, т.к. почти всегда думаем автоматически. Это вполне нормально, ведь такой способ лучше всего подходит для повседневной жизни – надевая перчатки или беря в руку расческу, мы не должны сомневаться в том, что она безопасна.
Однако, размышляя так, можно сформировать у себя плохие привычки касаемо мыслей и действий. Каждый, кто идет по пути наименьшего сопротивления, будет уверен в своей правоте. Но, одерживая верх в спорах, можно запросто переоценить свою способность рассуждать.
Не стоит переоценивать себя: отсутствие логики, неточность и неопределенность только мешают развитию критического мышления и способностей, позволяющих профессионально и грамотно общаться, работать и обучаться.
Нежелание давать критическую оценку
Волнение в ситуациях, когда нужно смотреть на вещи критически, вполне естественно. Но поддаваться ему не нужно. Например, во множестве англоязычных учебных заведений критика служит частью учебного процесса, являясь повседневным упражнением. Здесь просто нужно понять, что адаптироваться к критическому мышлению можно только с течением времени.
Неверная оценка критики
Кто-то может полагать, что критика – это негативная реакция, и при ее анализе в расчет берутся только негативные стороны. Но в действительности критика представляет собой определение еще и положительных аспектов, а также эффективных и неэффективных доводов.
Люди в большинстве своем не приветствуют критику, ведь, по сути, – это процесс с негативной окраской. Точно также многие и сами стараются не критиковать, т.к. опасаются создать для себя репутацию не очень приятного человека.
Результатом становится избегание любого рода комментариев, которые адресат может воспринять в качестве негативных, и озвучивают лишь позитивные. Но этот путь не ведет к улучшениям и является непродуктивным. Только конструктивная критика может привести к прогрессу, улучшениям и решению проблем.
Отсутствие практики, стратегий и методов
Даже развивая критическое мышление, многие люди не понимают, что конкретно нужно для этого делать. Те же навыки, которые вы с успехом использовали в школе или общении с друзьями, могут не подойти для профессиональной сферы или обучения в вузе. Но, как уже и было сказано, научиться можно всему, нужно лишь совершать действия, а полезная информация будет приходить по мере изучения теории.
Воздействие эмоций
Одну из важнейших ролей в развитии критического мышления играет самоконтроль. Мыслить критически значит признавать существование более чем одной точки зрения на проблему. Применительно к сферам работы и обучения использование теории на практике способно вызвать противоречия у человека, если знания пойдут вразрез с его фундаментальными убеждениями. И принять это может быть очень непросто.
Чаще всего это происходит, когда образованный человек или какое-то научное изыскание ставит под сомнение то, что все считают «здравым смыслом». И когда человек обеспокоен тем, чем интересуется, эмоции в ряде случаев могут придать его мыслям верное направление, но чаще всего они отрицательно сказываются на способности мыслить ясно и четко.
Эмоциональный компонент способен как придать фактам и доказательствам силу, так и совершенно лишить их ее. В частности это случается, когда во главе угла стоят эмоциональные доводы, способные убедить собеседника.
Критическое мышление требует от человека отбросить все, во что он верит и что считает важным. Можно смело заявить, что мыслить критически – это как можно тщательнее подбирать сведения, поддерживающие доводы и утверждения, не придавая им эмоциональной окраски. Только так можно обоснованно аргументировать свою позицию.
Невнимание к деталям и отсутствие сосредоточенности
Как вы уже знаете, критическое мышление подразумевает точность и аккуратность, а это напрямую связано со вниманием к деталям. Если ваше представление о теме разговора, проблеме или предмете слишком общее, то и суждения будут поверхностными, а критика будет неэффективной. Мыслить критически значит сосредотачиваться на проблеме, не распыляясь на отступления, пусть даже они очень любопытны. Здесь же заметим, что при оценке аргумента нужно помнить, что он может быть объективным и правильным, даже если ваше мнение совершенно другое.
Неверное понимание
Развитие критического мышления требует и развития способности понимать и разбираться в сути вещей. Но некоторые люди предпочитают слепое доверие фактам и готовым ответам, пренебрегая развитием навыков самостоятельного составления суждений и получения информации.
Безусловно, грамотный подход требует усилий и времени, но если бы критически мыслить было просто, никто так и не научился бы использовать этот навык в жизни, работе и обучении. Прилагая усилия, вы тренируете мозг, делая его более гибким и сильным.
Конформизм и пропаганда
Желание быть похожим на других служит одним из самых серьезных барьеров на пути развития критического мышления. Люди часто опасаются высказывать идеи и мнения, отличные от общепринятых, боясь показаться глупыми или смешными. Сюда же можно отнести и ценности, прививаемые обществу культурой, политикой, шоу-бизнесом, средствами массовой информации.
Но мыслить критически – это мыслить независимо, не подстраиваясь под кого-то, не ориентируясь на то, что подумают другие. Общественное мнение – вещь очень переменчивая, и чтобы пойти против него нужно быть большим смельчаком. Но в этом-то и состоит ваша задача – научиться мыслить нешаблонно, как бы абстрагируясь от того, что навязывает социум, доверяя только тому, что проверено лично вами на опыте.
Цензура
Цензура выступает логическим продолжением предыдущего пункта. Но если до этого речь шла о воздействии извне, то тут нужно придавать значение тому, что внутри. Конечно, и пойдя наперекор внешней цензуре, можно прийти к отрицательным последствиям, но именно с внутренними границами бороться сложнее всего.
Ограничивающие внутренние установки и убеждения приводят к страху своих же собственных идей, пассивной реакции на окружающую действительность, невозможности критически оценивать поступающие данные, отсутствию творческого подхода при решении возникающих проблем.
Мгновенный результат
Нередко мыслить критически мешает банальное желание достичь результата немедленно – прямо сейчас. Из-за слишком высокой мотивации люди часто принимают неадекватные и необдуманные решения, стремясь как можно скорее найти выход или осуществить задуманное. И такой подход неэффективен, т.к. вынуждает опираться на непроверенную и неподтвержденную информацию.
Лучшим выходом из этой ситуации будет сохранение спокойствия, рациональность, понимание того, что спешка ни к чему хорошему не приведет. Критическое мышление будет эффективным только тогда, когда вы сформируете в себе привычку взвешивать факты, рассматривать их под разными углами, экспериментировать. И, как вы и сами понимаете, действовать «на скорую руку» при таком подходе недопустимо.
Когнитивные искажения
Уже давно известно, что человеческое восприятие связано с его мышлением и суждениями, которые он выносит на тему какого-либо явления, факта или события. Но мышление далеко не всегда является отражением действительности, и в нем можно отследить разные отклонения и ошибки, в том числе и систематические.
Когнитивные искажения могут быть следствием влияния общества, эмоциональных и моральных факторов, ограниченных возможностей мозга, нарушений в обработке данных, ментального шума. Но эти искажения можно контролировать и корректировать при помощи специальных методик.
Если вы столкнулись с когнитивными искажениями, лучше всего обратиться к психологу, чтобы он помог решить эту проблему. Если же вам просто стало интересно побольше узнать о данном явлении, сделать это вы можете здесь.
Далее мы бы хотели продолжить разговор о барьерах на пути развития критического мышления идеями американских исследователей Артура Холла и Перси Хилла, проанализировавших его специфические особенности и пришедших к интересным выводам.
Преграды на пути критического мышления: мнение специалистов
Психологи Артур Холл и Перси Хилл пришли к заключению, что наибольшие затруднения на стадии освоения критического мышления вызывают барьеры именно психологического характера. Так, ученые выделяют страх выражения собственных умозаключений, нежелание и неспособность критически оценивать информацию, пассивное реагирование на поступающие данные и ригидность – неумение поставить и разрешить проблемный вопрос.
Холл говорит о том, что препятствия, мешающие развитию критического (а также творческого) мышления могут продуцироваться окружением человека и его собственным характером. Под внутренними психологическими преградами Холл подразумевает:
✔ | Преграды перцептивного характера, т.е. неадекватное восприятие, проявляющееся в том, что человек либо не воспринимает то, что есть, либо воспринимает то, чего нет. Это создает мыслительные барьеры. |
✔ | Преграды интеллектуального характера. Здесь можно выделить чересчур энергичную и быструю критику собственных идей, недостаточное ограничение задач или же их чрезмерное сужение. Сюда же относится нелогичность суждений, банальное незнание предмета, ошибки и отсутствие нужных интеллектуальных способностей. |
✔ | Преграды эмоционального характера. Они выражаются в страхе озвучить свое мнение (окружающие могут засмеять и т.п.), неуверенности в себе, гипертрофированном желании достичь успеха, самолюбовании (завышении своих критических способностей), внутриличностных конфликтах. |
Помимо предложенных внутренних препятствий, которые находятся в самой личности, Холл обнаруживает и препятствия, исходящие от внешнего мира и окружения человека. Внешние барьеры подразделяются Артуром Холлом на:
- Барьеры физического окружения, такие как воздействие климатических условий, качество и количество пищи, комфорт, дискомфорт и т.д.
- Барьеры социального окружения, обусловленные социальными условиями и ситуациями как свойством конкретного оклада общества и государства (социум сильнейшим образом влияет на развитие человека и все сферы его жизни).
Перси Хилл в свою очередь разграничивает преграды на пути развития критического мышления на психологические и органические. Вместе с этим он говорит, что они могут перекрывать друг друга. В своей категоризации Хилл отмечает следующие помехи:
- Отсутствие гибкости. Человек не в состоянии изменить свои убеждения. При столкновении с какими-либо объектами или явлениями в его сознании формируются искаженные представления касаемо их характеристик и свойств.
- Действие привычек. В поведении и мышлении человека превалируют прежние стратегии и шаблоны, приемы и методы обработки информации и решения задач.
- Узкопрактичный подход. Имеется в виду то, что объективный всесторонний анализ проблемы заменяется резким переходом к фактам. Это служит причиной необдуманных выводов и преждевременного упора на детали.
- Чрезмерная специализация. Специализация человека способна так ограничить его кругозор, что его познания и восприятие реальной действительности будет поверхностным. В результате возникают проблемы с поиском идей и решений.
- Сила авторитета. Часто бывает так, что человек чуть ли не фанатично доверяет всему, что говорит ему некое авторитетное лицо. Это не дает ему никакой возможности сформировать те качества, которых требует критическое мышление.
- Страх критики. Критическое мнение извне, как мы и сказали ранее, воспринимается в большей степени с негативной стороны. Люди не любят, когда кто-то оценивает их и дает характеристику их действиям или суждениям. Вследствие этого собственное мнение человека (даже объективное) остается лишь не имеющей силы идеей в его голове.
Несложно прийти к выводу, что практически все рассмотренные нами преграды имеют между собой психологическую основу. Таким образом, все вышеизложенное можно привести к единому знаменателю – основной и оказывающей наибольшее влияние преградой служит психолого-познавательный барьер. Ниже мы более подробно поговорим о нем, а также дадим несколько рекомендаций по его преодолению.
Психолого-познавательный барьер и его преодоление
Термин «психологический барьер» начал широко употребляться в психологии, в частности в отечественной, при анализе разных типов мыслительной, творческой и познавательной деятельности. В результате исследований оказалось, что всем открытиям предшествует некий познавательный барьер.
Когда человек занят какой-то деятельностью, для него проблематично отказаться от обыденной системы представлений и рассмотреть какое-то явление с критической позиции, тем самым сделав его частью новой системы знаний. Такое препятствие в некоторых задачах связано с определенной завуалированностью одних сведений и привнесением других. Советский философ Бонифатий Михайлович Кедров дал высокой степени завуалированности название познавательно-психологического барьера. По его словам, через этот барьер проходят все научные открытия.
В процессе разработки модели познавательно-психологического механизма научных открытий Кедров первым акцентировал внимание на созидательной и развивающей силе барьеров вообще. Он также отметил, что критически мыслящие люди и авторы научных открытий постоянно сталкиваются с познавательно-психологическим барьером.
На первой стадии возникновения и воздействия этот барьер имеет позитивную окраску, т.к. способствует максимальному исчерпанию потенциала конкретной познавательной ступени и не дает поспешно переходить на следующую ступень. Если же перейти на новую ступень познания слишком быстро и без подготовки, полноценное освоение изучаемого предмета, процесса или явления не будет достигнуто.
Действие психолого-познавательного барьера ученый сравнивает с движением по рельсам или по строго проложенному пути. Мысль человека движется по привычному «маршруту», и он автоматически осуществляет алгоритмы, которые заложены в нем прошлым опытом, образованием и воспитанием.
Привычные мысли и действия в знакомых ситуациях дают возможность избежать лишних усилий на решение решенных ранее задач. Но такой «ограничивающий» барьер, возникая сам по себе, продолжает действовать и после выполнения своей позитивной роли, к примеру, в ситуациях, когда требуется мыслить критически, искать новые подходы и пересматривать свою точку зрения.
Когда возможности одной познавательной ступени уже исчерпаны, психолого-познавательный барьер не дает мышлению перейти к следующей ступени. И чтобы осуществить этот переход, нужно этот барьер преодолеть – мышление должно перестроиться с одних рельс на другие.
Проводя анализ хода мыслей человека, мыслящего критически, разрабатывающего новую теорию или делающего научное открытие, Кедров сделал вывод, что смысл научного подхода – это восхождение от фиксирования единичных фактов к определению их особенностей и разделении на разные категории, а дальше – от характеристик различных групп к всеобщности.
Познавательно-психологический барьер мешает человеку мыслить критически и научно как на высших уровнях интеллектуальной деятельности, так и на более низких. В последнем случае мозговые процессы можно рассматривать в качестве моделей для более сложных процессов, например, совершения научных открытий или научной творческой деятельности. Умозаключения Бонифатия Михайловича Кедрова впоследствии были развиты и другими исследователями, такими как А. В. Антонов, А.Ф. Эсаулов, В. В. Мухортов и другие.
Советский и российский кибернетик Александр Владимирович Антонов, изучая особенности изобретательской деятельности, где критическое мышление требуется в огромной степени, нашел в нем комплекс психологических помех. По его словам, изобретатель часто встает перед необходимостью борьбы с барьером неверия в свои силы и свой потенциал к решению задач. Такой барьер включает в себя несколько составляющих:
1 | Боязнь мнения авторитетов. |
2 | «Принципы невозможности» и разные запреты, укоренившиеся в обществе. |
3 | Переоценка объективной сложности задач (барьер гиперсложности). |
Советский психолог Василий Васильевич Мухортов также изучал природу и особенности психологических барьеров в области изобретательства. По его мнению, чтобы успешно их преодолеть, необходимо обладать достаточно высоким уровнем развития мышления и сенситивности к второстепенным образованиям. Здесь психологический барьер рассматривается в качестве отрицательного влияния прошлого опыта, которое мешает понять и правильно оценить факты, ситуации, закономерности и явления, а также затрудняет выбор способов действий и стратегий поведения.
Исследователь психологии решения задач Анатолий Федорович Эсаулов рассматривает психологические барьеры как некую инертность знаний, являющуюся результатом их фиксированности и стереотипности. Преодоление барьера в этом случае достигается посредством волевого усилия как мыслительного и эмоционального процесса.
Термин «психологический барьер» часто встречается в психологических изысканиях на тему критического мышления, трудностей обучения и достижения целей. Советский и российский психолог и педагог Василий Васильевич Давыдов рекомендует прорабатывать этот барьер через решение нестандартных задач и мышления по пути от абстракций к конкретике.
Помимо прочего, о психологических препятствиях в развитии критического, научного и творческого мышления пишут в своих работах А. М. Матюшкин, В. Г. Казанская и Р. М. Грановская.
Доктор психологических наук Валентина Георгиевна Казанская, говоря об особенностях решения логических задач, понимает под термином «психологический барьер» любые ситуации несоответствия имеющегося у человека опыта и новых условий, в которых он оказался. По ее словам, преодолеть препятствие можно, осознав неадекватность сложившихся мыслительных действий.
А по мнению академика Российской академии образования Алексея Михайловича Матюшкина, психологический барьер можно сравнить с пределом мышления, т.е. с минимальной и максимальной степенью новизны неизвестного. Основой этих показателей служит достигнутый уровень знаний, соответствующий когнитивным возможностям человека.
Главная психологическая характеристика степени новизны – это связь достигнутого и требуемого обобщения. Границы мышления указывают на мыслительный и когнитивный потенциал личности, характеризуют степень развития его интеллектуальных способностей. Согласно Матюшкину, психологические барьеры – это следствие прошлого опыта человека. Их причина кроется в том, что привычные методы действий не соответствуют новым ситуациям и требованиям.
Говоря о возможностях развития и измерения способностей к творческому, критическому и научному мышлению, известный психолог Рада Михайловна Грановская отмечает, что отрицание разной меры творчества приводит к формированию неправильного впечатления о том, что изменить и развить требуемые навыки невозможно. Если человек не осознает этапы развития своего мышления, это будет мешать ему применять новые стратегии и приемы. Для нейтрализации помех на пути критического мышления нужно осознать ограниченность штампов и перестать ими пользоваться, а также перестать зависеть от мнения авторитетов.
Грановская приводит также и несколько эффективных практических способов преодоления любых преград на пути развития критического, творческого и научного мышления:
1 |
Перед решением любой задачи нужно проанализировать все гипотезы и факты, вне зависимости от их предполагаемой истинности и продуктивности. Лишь после анализа следует сфокусироваться на отдельных данных, имеющих к рассматриваемой проблеме самое близкое отношение. |
2 |
Систематически и целенаправленно видоизменять условия задач. |
3 |
Оперировать понятиями разных уровней, чтобы иметь возможность переходить от частного к общему и обратно, а также избегать привычных путей решения задач. |
4 |
При возможности пользоваться подсказками и дополнительными источниками информации. |
Проблема влияния психологических барьеров на развитие мышления, в том числе и критического, освещается огромным количеством научных трудов и публикаций. Эти барьеры, если их не прорабатывать и не устранять, могут стать одним из самых серьезных факторов, отрицательно сказывающихся на работе как одного человека, так и целых групп людей. Если же барьеры будут разрушены, результатом станет высокая мыслительная активность и эффективность. Первым же шагом на пути к устранению препятствий станет критическая оценка самого себя и своего собственного потенциала. Только тогда можно увидеть объективную картину и понять, над чем стоит работать.
А чтобы сделать это вам было проще, предлагаем пройти совсем небольшой тест на оценку текущей ситуации. Ниже указаны основные барьеры в развитии критического мышления – вам нужно просто ознакомиться с ними и отметить те, которые могут помешать вам научиться мыслить критически или уже мешают.
Барьеры:
- Неверная интерпретация информации.
- Эмоциональные факторы.
- Боязнь авторитетов.
- Нежелание критиковать других людей.
- Отсутствие опыта.
- Отсутствие стратегий и методов.
- Неполное понимание сути критического мышления.
- Невнимание к деталям и недостаточная сосредоточенность на их поиске.
- Цензура и социальные нормы.
- Переоценка своих собственных способностей.
Теперь вам остается всего лишь подумать о том, как можно преодолеть актуальные в вашем случае барьеры в ближайшее время (например, в течение 2-3 месяцев). Мы советуем использовать предлагаемые специалистами рекомендации, описанные выше, а также проявить смекалку и найти дополнительные способы.
Изучая этот урок, вы могли заметить, что, говоря о барьерах в развитии критического мышления, мы ни разу не сказали об одном из самых серьезных препятствий – иррациональном мышлении. Уверяем вас, что о нем мы ни в коем случае не забыли, просто эта тема настолько объемна, что мы решили посвятить ей отдельный урок.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
В следующем уроке мы побеседуем об иррациональном мышлении, характеристике иррационального, его влиянии на человека, положительных и отрицательных чертах.
← 3 Аргументация5 Иррациональное мышление →
Что это такое? Критическое мышление – способность здраво оценивать информацию, полученную от собеседника, прочитанную в Интернете или книге. Благодаря ей человек не станет жертвой манипуляций, маркетинговых хитростей или пропагандисткой лжи. Главное – не путать критическое мышление с аналитическим и со здравым смыслом.
Как развить? Чтобы мыслить критически, нужно расширять свой кругозор, много анализировать, применять алгоритмы проверки информации. Можно играть в шахматы и черпать знания из книг. Оценивают эффективность развития с помощью специально разработанных для этого тестов.
В статье рассказывается:
- Суть критического мышления
- Ловушки мышления
- Отличия критического мышления от аналитического и от здравого смысла
- Где пригодится критическое мышление
- Способы применения критического мышления
- Признаки развитого критического мышления
- Тесты на критическое мышление
- 7 способов развить критическое мышление
- Часто задаваемые вопросы про критическое мышление
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Суть критического мышления
Как показывают недавние исследования, наш собственный мозг иногда подталкивает нас к принятию невыгодных решений. Ранее представители поведенческой экономики считали, что люди всегда рациональны и стремятся максимизировать свою выгоду. Но следующие экспертизы показали: расчетные решения часто иррациональны, не всегда ведут к желаемым результатам.
Причина такого расхождения – когнитивные искажения. Это ошибки мышления, которые мешают видеть мир объективно, принимать оптимальные решения. Избавиться вовсе от таких искажений невозможно: мозг всегда стремится упростить сложные ситуации. Однако развитие критического мышления поможет преодолеть некоторые из этих когнитивных ошибок.
Здраво оценивающий информацию человек использует разные когнитивные навыки и стратегии для достижения желаемого результата. Это применимо во всех сферах: от принятия выгодных решений при покупке квартиры до управления эмоциями. Американский философ Джон Дьюи – автор термина «критическое мышление». Он описывает его как тщательное, настойчивое, активное, применимое ко всей информации.
Оно рефлексивно и автономно. Критическое мышление подразумевает, что использующий его тщательно проверяет каждую идею, проводит собственное исследование, не принимая вслепую мнения других. Он осознанно обращает внимание на свои мысли: проверяет на логичность, обоснованность, отсутствие предубеждений.
Ловушки мышления
Критическое мышление и восприятие — это навыки, которые можно освоить, а не обладать ими инстинктивно. В работах психологов Даниэля Канемана и Амоса Тверских, проведенных в 1970-х годах, было доказано, что у людей существуют две основные системы менталитета:
- Система 1 – быстрая и интуитивная. Она собирает информацию из окружающего мира и оценивает, требует ли та мгновенной реакции. Главное преимущество системы – в ее скорости, поэтому она упрощает сложные вопросы, предлагает готовые решения вместо анализа и поиска, заполняет пробелы в понимании, если информации недостаточно.
- Система 2 отвечает за принятие решений и требует значительных умственных усилий. Например, это – анализ ресурсов для нового проекта. Чтобы сохранить энергию, система 2 передает некоторые задачи быстрой. Она может предлагать ей оценить сроки выполнения проекта по предыдущему опыту, не начиная анализ с нуля для каждого нового варианта.
Когда система мышления 1 преобладает, люди часто допускают системные ошибки. Например, неверно оцениваются сроки выполнения задач и требуемые для их реализации ресурсы. В результате можно не только не расти профессионально, но и потерять существующих клиентов.
Система мышления 1 часто активизируется сама, когда люди сталкиваются с ситуацией высокой интеллектуальной нагрузки. Часто PR-кампании строятся по принципу большой осведомленности о бренде. Пример: после тяжелого рабочего дня, когда заходите в магазин выбирать молоко, мозг стремится сохранить ресурсы и предлагает решение — купить бренд, о котором вы слышали в ТВ-ролике, вместо долгого изучения этикеток, состава.
Это явление неважно, когда оно ограничено продуктами. Надо, чтобы эта технология не влияла на принятие значимых решений. Основатель Amazon Джефф Безос считает, что существуют два типа решений: обратимые и нет. Последний вариант очень значим в жизни, нельзя полагаться лишь на систему мышления 1 при их принятии.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Уже скачали 22616
Ключевой особенностью критического мышления является способность отличать важное от неважного, оценивать возможные последствия решений, взвешивать все за и против, рассматривать ситуацию с разных сторон. Именно критическое мышление помогает принимать осознанный и обоснованный выбор.
Отличия критического мышления от аналитического и здравого смысла
Аналитика и критика играют важную роль в осмыслении информации. Первая помогает разобрать информацию и объединить ее, чтобы лучше понять содержание. Критика является неотъемлемой частью аналитического мышления, выявляющей логические ошибки, ложь и манипуляции.
Когда мы подходим к изучению статьи с точки зрения исследователя, мы разбиваем текст на небольшие абзацы, последовательно изучаем их содержание. Затем задаем себе вопрос: «Какой вывод можно сделать из прочитанного?» Это помогает лучше осмыслить информацию и извлечь смысл из текста. Если рассматриваем статью как критик, то в первую очередь интересует автор. Мы задаем себе вопросы о его мнении, о разделении фактов и выводов. Критическое мышление требует проверки источников, определяя степень истинности представленных данных.
Здравый смысл не всегда гарантирует достоверность. Он – это субъективное представление людей о правильном образе жизни в конкретное время и на данном место. Здравый смысл основывается на общественных представлениях о себе, природе и нормах поведения.
В некоторых случаях он может отражать реальность, но не всегда. Как указывает Никита Непряхин, автор «Анатомии заблуждений», противоречия здравого смысла хорошо отражают пословицы и поговорки. Народная мудрость может быть противоречива: одна пословица говорит: «Дал Бог день, даст и пищу», другая гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Это требует проверки и детального анализа со стороны критически мыслящего человека.
Здравый смысл может быть искажен из-за каскада доступных данных. Когда информация не раз повторяется, она кажется правдивой просто потому, что мы уже привыкли к ней. Это когнитивное искажение может повлиять на восприятие реальности. Здравый смысл часто соответствует мнению большинства, но это не всегда гарантирует верность решения. Точка зрения многих не предполагает автономии мышления, которая необходима для критического осмысления: даже большинство может ошибаться.
Где пригодится критическое мышление
Проще всего было бы сказать, что критическое мышление находит свое применение везде, но давайте рассмотрим некоторые сферы подробнее.
- Учёба
Критическое мышление играет важную роль при выборе источников данных, на которые мы опираемся во время обучения. Оно помогает видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и замечать слабое в аргументации других.
Особенно важно это при изучении предметов, где нет однозначного ответа на вопрос, например, истории, философии, политологии и обществознания. Чем выше уровень критического мышления, тем легче усваивать школьную и вузовскую программы.
- Работа
В современном мире специалисты в любой сфере должны уметь не только выполнять рутинные действия, но и находить нетрадиционные решения, искать новые пути, подходы к решению. Люди, способные вести грамотные дискуссии и обосновывать свою точку зрения, очень значимы. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и предотвращает ошибки, связанные с неточностью, недостаточностью информации.
- Повседневная жизнь
Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, в которых необходимо самостоятельно принимать решения на основе ограниченной или неполной информации. Эти выводы касаются не только учебы и работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбирать оптимальное, избегать серьезных ошибок, быстро находить способы их исправления.
Скачать
файл
- За чтением новостей
Исследователи Массачусетского технологического института обнаружили, что фейковые новости в социальных сетях репостят на 70 % чаще, чем реальные истории. Это потому, что липовые данные часто вызывают негативные эмоции, такие как страх, гнев, удивление и возмущение. Мозг более восприимчив к отрицательным стимулам и сильнее реагирует на фейковую информацию, чем на факты.
Иногда это может приводить к трагическим последствиям. Пример: за первые три месяца пандемии минимум 800 человек погибли, пытаясь защититься с помощью найденных в Интернете методов. Многие непроверенные, часто абсурдные, опасные. Утверждения об их эффективности были ложны, но влияли на решения многих, кто был напуган, подвержен негативным эмоциям.
Любую важную информацию, будь то из Интернета или из личных разговоров, необходимо проверять. Это особенно важно, если она вызывает сильные эмоции. Возможно, кто-то пытается манипулировать вами. Критическое мышление помогает распознавать это, находить логические противоречия, проверять достоверность источников и отделять факты от мнений и вымысла.
Способы применения критического мышления
Критическое мышление является важным навыком, который присутствует у каждого человека. Мы часто используем его в повседневной жизни, даже не задумываясь об этом. Однако, чтобы делать это более осознанно, полезно разобраться в том, как именно работает критическое мышление и как его можно применять при обработке информации и взаимодействии с другими людьми.
Универсальные принципы: модель RED
За рубежом для оценки критического мышления сотрудников и студентов часто используют тест Уотсона-Глейзера. Он позволяет оценить способность человека работать с предположениями, аргументами, умение строить догадки, интерпретировать информацию и делать выводы. Один из подходов, разработанных на основе теста Уотсона-Глейзера, – модель RED (Recognise Assumptions, Evaluate Arguments, Draw Conclusions). Она разработана компанией Pearson TalentLens и успешно применяется в разных европейских, азиатских странах в обучении в компаниях, вузах и школах.
- Распознаём предположения
Важным аспектом критического мышления является способность различать факты от мнений и умение ставить утверждения под сомнение. Это помогает выявить нарушения логики и недостаток информации.
При сборе данных, ведении диалога с другими, анализе ситуаций стоит обращать внимание на простые предположения, которые могут быть лишены достоверных фактов и обоснований. Например, если получаете карьерные советы от старого знакомого, важно задаться вопросом, на каких основаниях он строит свои суждения и какой опыт у него есть в данной сфере.
- Оцениваем аргументы
Умение оставаться объективным, рассматривать аргументы со всех сторон и анализировать их помогает делать верные выводы. Важно подвергать сомнению доводы и проверять качество предоставленных доказательств. Старайтесь понять, влияют ли эмоции других или ваши собственные на объективное восприятие информации.
Читайте также
Например, если знакомый утверждает, что радикально изменить сферу деятельности нельзя, возможно, у него есть негативный опыт в этой области. Важно выяснить подробности и понять, какие аргументы скрыты за его эмоциями и существуют ли они вообще.
- Делаем выводы
Способность собирать факты и доказательства, а затем делать на их основе верные заключения является целью критического мышления. Перед тем как делать выводы, убедитесь, что у вас есть все необходимые данные. Если какая-то информация отсутствует, соберите ее перед принятием окончательных решений. Избегайте излишних обобщений, которые могут исказить факты, и сохраняйте непредвзятость.
Затем обдумайте, какие объективные выводы можно сделать на основе представленного материала и как их можно применить. Например, после разговора со знакомым рекомендуется искать альтернативные мнения, обсудить ситуацию с другими людьми из той же сферы и ознакомиться с историями тех, кто уже сменил профессию.
Для проверки информации: метод IMVAIN
При поиске новых данных в Интернете или других источниках, важно придерживаться осторожности в оценке их достоверности. Одним из методов проверки информационных источников является метод IMVAIN, разработанный Центром новостной грамотности Университета Стони-Брук.
Задайте себе следующие вопросы:
- Является ли этот источник независимым? ⟶I
- Можно ли найти такую информацию в других источниках? ⟶M
- Подтверждены ли представленные факты? ⟶V
- Является ли источник авторитетным, и ясно ли, откуда он черпает информацию? ⟶Authoritative / I
- Указаны ли имя автора данных и их исходный источник? ⟶N
Если на один или несколько из этих вопросов вы получили отрицательный ответ, это может указывать на недостоверность информации, и стоит обратить внимание на другие источники.
Для общения и аргументации
В общении очень важно использовать критическое мышление, чтобы представить свои идеи в убедительной форме. Хорошо структурированный аргумент состоит из трех частей, и построение его по этой схеме важно. Рассмотрим основные шаги использования критического мышления в общении и правильного аргументирования для достижения убедительных результатов:
- Тезис. Первым шагом является высказывание тезиса – того, что хотите доказать. Пример: «Программисты и медики – самые популярные у абитуриентов профессии в 2023 году».
- Аргументы. На следующем шаге необходимо привести аргументы, они подтверждают вашу точку зрения. Каждый из них должен быть доказан или основываться на истинных утверждениях. Это могут быть законы физики, общеизвестные факты или явления, которые можно наблюдать вместе с собеседником. Например: «По данным SuperJob, 33 % выпускников школ планирует обучаться на программиста, а 14 % стремится стать врачами. Количество желающих выбрать другие профессии гораздо меньше».
- Демонстрация. В заключении объясните, как ваши аргументы подтверждают тезис, показав логическую связь и сделав вывод, например: «Большинство абитуриентов выбирает программирование и медицину. Это говорит о том, что они считают эти профессии наиболее привлекательными».
Так аргументация будет звучать обоснованно и убедительно. Однако успех в этом деле зависит и от навыков ораторского искусства. Важно не только правильно структурировать аргументацию, но и уметь адаптироваться к ситуации, учитывать особенности вашего собеседника и использовать речевые приемы, которые наиболее точно донесут ваши рассуждения до него.
Для оценки убедительности чужих доводов можно использовать три критерия:
- Релевантность: необходимо проверить, связан ли аргумент с темой обсуждения.
- Приемлемость: решите, готовы ли вы принять это доказательство как истину.
- Достаточность: определите, содержит ли аргумент достаточное основание для подтверждения тезиса.
Признаки развитого критического мышления
Человек с высокоразвитым критическим мышлением обладает следующими характеристиками:
- Понимает взаимосвязь между телом и разумом, способен выявить и интерпретировать сигналы своего организма.
- Умеет распознавать свои эмоции, понимает, что их вызвало и какие последствия могут возникнуть.
- Адекватно оценивает собственныесильные и слабые стороны.
- Реалистично воспринимает неудачи, анализирует их причины и извлекает уроки.
- Объективно оценивает свои ресурсы и умеет их распределять.
- Связывает собственные действия с ожидаемыми результатами.
- Определяет причинно-следственные связи, прогнозирует последствия своих решений и поступков.
- Объективно анализирует и оценивает высказывания других людей независимо от собственных эмоций.
- Строит аргументацию и умеет донести свою позицию до окружающих.
- Замечает несоответствия и ошибки в логике высказываний.
- Корректно оценивает свои мнения и убеждения.
- Быстро адаптируется к новым условиям и способен пересмотреть собственные решения при изменении ситуации.
- Мыслит системно и последовательно.
- Понимает свои уникальные способности и особенности и умеет извлекать из них пользу.
- Готов выйти из зоны комфорта и изменить собственное отношение к ситуации.
- Стремится к постоянному обучению и освоению нового.
- Умеет рефлексировать и принимать поражения с достоинством.
- Планирует профессиональное развитие, легко составляет и придерживается карьерной стратегии.
- Берет на себя ответственность за собственное благополучие, а не перекладывает ее на других людей, обстоятельства или внешние факторы.
- Не приписывает злые намерения всем действиям окружающих, а понимает их потребности и мотивацию. Относится к миру с доверием.
Дарим скидку от 60%
на курсы от GeekBrains до 24 сентября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку
Эти навыки настолько важны, что работодатели выделяют критическое мышление как одну из самых значимых групп навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Тесты на критическое мышление
Их много:
- Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal (WGCTA).
Этот тест используется более 70 лет при найме сотрудников и в научных исследованиях. Он считается чрезвычайно сложным: одно техническое руководство для тех, кто хочет сдать его на высокий балл, занимает 58 страниц. Но при этом тест является надежным. К сожалению, его можно пройти только платно, а русскоязычной версии не существует. Онлайн-тест на английском языке стоит 17,99 фунтов (2 109 рублей).
- Тест образовательного проекта «Школа критического мышления».
Бесплатный опросник от автора книги «Я манипулирую тобой» Никиты Непряхина. В нем содержится 26 вопросов, на ответы требуется около получаса. Результаты теста позволяют определить восемь основных компетенций критического мышления. Среди них — оценка достоверности информации, понимание общего и частного, причин и следствий, а также выявление логических ошибок в рассуждениях, аналитическое и креативное мышление.
- Тест проекта InLiberty и преподавателя Школы философии ВШЭ Тараса Пащенко.
Здесь представлены забавные картинки и ситуации, с которыми люди сталкиваются повседневно. Например, в первом вопросе автор предлагает такой случай: «Руководитель высоко оценил проект и увеличил вашу зарплату на 10 %. Но через два дня он прочел квартальный отчет и уменьшил ее на 10 %. При этом он сказал: «Не грусти! Ты ведь ничего не теряешь!»».
На первый взгляд кажется, что все справедливо. Однако, если поставить слова руководителя под сомнение и проверить цифры, окажется, что зарплата стала немного меньше. Например, если она была 100 тысяч рублей, то станет 99 тысяч. Следующие девять вопросов теста являются аналогичными.
7 способов развить критическое мышление
- Постоянно напоминать себе: вы мало что знаете
Некомпетентные люди преувеличивают свои знания, в то время как эксперты систематически недооценивают собственные компетенции. Этот когнитивное явление известно как эффект Даннинга – Крюгера. Он объясняется тем, что некомпетентным людям не хватает информации для осознания своего невежества. Напротив, эксперты осознают, что их знания — лишь капля в море знаний, накопленных человечеством за всю историю.
Они понимают, что их интеллектуальные возможности ограничены, так же как и у других людей, даже очень умных. Иногда представление о себе как о дилетанте помогает стать компетентными. Этот принцип следует усвоить.
Постарайтесь постоянно напоминать себе об ограниченности ваших знаний. Например, можно создать свою собственную антибиблиотеку — коллекцию непрочитанных книг, как называет ее экономист, автор бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость» Нассим Талеб.
Умберто Эко, один из выдающихся мыслителей XX века, исследователь эстетики, массовой культуры и семиотики, философ и создатель невероятно популярных романов, также имел такую. Заполненные книгами полки постоянно напоминали ему, что он еще много не знает. В его коллекции было около 30 тысяч неизученных книг.
- Читать качественный нон-фикшен
Многие научно-популярные книги написаны учеными. Они не только представляют важные открытия, но и описывают предшествующие заблуждения, показывают сложный путь, который исследователи прошли, прежде чем обнаружить истину. Это отличные примеры научного подхода и критического мышления. Такая литература научит вас правильно сомневаться и делать собственные открытия.
- Признавать свои ошибки
Замечайте свои ошибки как можно чаще — это полезно. Без их признания наука не смогла бы развиваться, и мы до сих пор думали бы, что Солнце вращается вокруг Земли. Если признаете свои ошибки, сможете проанализировать, что привело к ним, и так снизить риск их повторения.
- Искать ошибки в своих рассуждениях и действиях
Профессиональное критическое мышление включает в себя работу с гипотезами через отрицание: выявление логических ошибок и недостатков в своих рассуждениях, поиск информации, которая опровергает мнение, а не подтверждает его. Возможно, окажется, что вы были правы. В таком случае просто расширите свои знания. А если вы узнаете, что ошибаетесь, сможете признать ошибку и извлечь из нее пользу.
Только до 25.09
Скачай подборку материалов, чтобы гарантированно найти работу в IT за 14 дней
Список документов:
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
20 профессий 2023 года, с доходом от 150 000 рублей
Чек-лист «Как успешно пройти собеседование»
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Введите телефон, чтобы получить доступ к документам
Уже скачали 52300
- Брать паузу перед принятием важных решений
Спешные решения всегда сопряжены с высоким риском ошибки. Они основаны на интуитивной, автоматической составляющей мышления. Медленное осмысление является более критическим и рациональным и менее подверженным когнитивным искажениям. Чтобы внедрить привычку использования медленного мышления в повседневности, попробуйте следующий эксперимент: установите ограничение на сумму покупки, например, 1 000 рублей, и если товар стоит дороже, предоставьте себе 10-минутную паузу для обдумывания.
- Активно работать с информацией
Критическое мышление требует поиска, сравнения, интерпретации и оценки информации. Все это сложно сделать только в голове, поэтому лучше использовать ручку и бумагу, таблицы или другие методы, упомянутые в этой статье. Помимо этого, пересказ и обсуждение также являются способами активной работы с информацией.
- Расширять социальный кругозор
Мы обычно окружаем себя людьми, разделяющими наши взгляды. Общение только с такими лишь подтверждает нашу правоту, и это приятно. Но такое ограничение своего мировоззрения и предубежденность могут привести к неразумным поступкам. Выход – в регулярном общении с людьми, взгляды которых непривычны, в пристальном внимании к их точке зрения и в попытке понять, почему их мнение отличается от нашего.
Часто задаваемые вопросы о критическом мышлении
Как развить критическое мышление через чтение?
Критическое мышление является важным навыком, который развивается путем постоянного анализа информации из книг и Интернета. Для достижения прогресса в его развитии необходимо осуществлять изучение каждого прочитанного текста. Ниже представлена схема, которую вы можете использовать для этого:
- Определите цель текста и его аудиторию. Подумайте, какие мысли и идеи автор пытается донести до читателей.
- Разберитесь, какая проблема описана в тексте. Выясните, существует ли только один способ решения этой проблемы или возможны разные варианты.
- Проанализируйте точку зрения автора. Изучите аргументы, которые он использует в тексте. Оцените, насколько они прямо относятся к сформулированной проблеме или имеют косвенную связь с ней.
- Исследуйте, как автор строит свои рассуждения. Определите, убеждается ли он в достоверности каждого представленного факта или предлагает принимать его как неоспоримую истину. Обратите внимание на обобщения в тексте, так как они могут содержать неверную информацию, влияющую на ваше понимание проблемы.
- Отделяйте факты от их интерпретации в тексте. Практикуйтесь в разделении этих двух аспектов, читая статьи в Интернете о текущих событиях.
- Обратите внимание на наличие скрытого смысла или подтекста в материалы и определите, как они могут изменить общее содержание текста.
Читайте также
При анализе всегда формулируйте собственную позицию по проблеме на основе фактов, аргументов и логических рассуждений.
Развивают ли шахматы критическое мышление?
Игра, безусловно, способствует развитию логического мышления. Она помогает увидеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Но чтобы полностью раскрыть потенциал шахмат в развитии критического мышления, рекомендуется не только играть в них, но и решать теоретические задачи из тематических учебников.
Что почитать про критическое мышление?
Если вас интересует развитие критического мышления, ознакомьтесь со следующими изданиями:
- Книга Тома Чатфилда «Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение». Эта практическое руководство по анализу информации. Автор представляет конкретные признаки лжи и предлагает пять приемов критического мышления. Бестселлер содержит множество примеров и написан с юмором.
- Книга Даниэля Канемана «Думай медленно… Решай быстро». Автор, нобелевский лауреат, рассказывает о том, как мы думаем и какие ошибки допускаем с психологической точки зрения. Следует отметить: некоторые фрагменты книги могут быть некорректными из-за невозможности их повторения в проведенных исследованиях. Тем не менее, это не снижает ценности издания, особенно при развитии собственного критического мышления.
- Книга Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». В этой книге журналистка исследует 12 спорных вопросов с научной точки зрения. Автор опирается только на серьезные источники, которые приведены в конце книги. Основная цель материала — не только рассказать о мнении сообщества ученых по каждому вопросу, но и показать, как люди пришли к этим выводам. В конце книги даются конкретные рекомендации по определению качественной научной статьи.
Критическое мышление имеет огромное значение во всех сферах жизни: в учебе, на работе, при чтении новостей и книг, а также при совершении покупок, будь то бытовая техника или квартира. Оно поможет вам защититься от уловок маркетологов и собственных когнитивных искажений. Развивайте этот навык и не упускайте возможности его применить!
В современном обществе способность к критическому мышлению высочайше ценится.
- Что такое критическое мышление
- Основные помехи на пути к критическому мышлению
- Что такое когнитивное искажение
Люди, умеющие здраво оценивать ситуацию, не поддаваться манипуляциям, смотреть на мир максимально объективно чрезвычайно ценятся – однако таких мало и достичь этого не так уж просто. Что же в человеческой психике этому мешает?
Что такое критическое мышление
Критическое мышление – это способность мыслить максимально объективно. Не поддаваться манипуляциям, видеть разные стороны проблемы, оценивая её целиком; отличать информацию медиа от дезинформации, осознавать свою зависимость от социальных условий и личных предпочтений, не давая им проникать в свои суждения. Это возможность отделять факты от мнений, рациональные суждения – от эмоциональных высказываний. Чрезвычайно полезное умение, которое востребовано в любой сфере жизни.
Основные помехи на пути к критическому мышлению
Что же стоит на пути человека к такому типу рационального мышления? Существует ряд явлений:
- Некомпетентность в предмете
- Усталость, невнимательность
- Когнитивные искажения
Очевидно, что достаточно сложно ошибиться в своем суждении, если размышляющему банально не хватает знаний в области. Способ с этим справиться – либо оставить рассуждать на незнакомую тему, либо побольше о ней узнать.
То же с усталостью и вызванной ей невнимательностью: едва ли возможно хорошо рассуждать, когда у мозга буквально не хватает сил на сосредоточение. Единственный тут выход – это просто отдохнуть.
А когнитивные искажения – это проблема куда более масштабная, требующая глубокого подхода и внимательного рассмотрения.
Что такое когнитивное искажение
Когнитивные искажения – это, что важно, крайне систематические и наблюдаемые у всех ошибки, которые мешают людям делать верные выводы и рационально размышлять. Проще понять их суть, рассмотрев некоторые из них. Самые известные:
- Предвзятость подтверждения. Человек охотнее соглашается с людьми, которые, как он знает, в других сферах более прочих согласны с ним.
- Искажение в пользу своей группы. Достижения «своих» кажутся более значительными и важными, чем достижения «чужих», а «свои» ошибки – не такими страшными, как «чужие».
- Восполнение пробелов. Люди часто экстраполируют свой образ мыслей на других, думают, что другие мыслят так же, как и они, и делают на этой почве неверные выводы.
- Ложные причинно-следственные связи. Создается иллюзия, будто всё в мире взаимосвязано и должно иметь непосредственную причину: произошла ссора – причиной является рассыпанная соль; чёрная кошка – значит, быть беде.
Причина когнитивных искажений
Причина состоит в том, что у человека есть две системы мышления:
- Медленная – отвечающая за серьезные мыслительные процессы и глубокий анализ, например, при решении математических задач. Очень энергозатратна – люди от этого быстро устают.
- Быстрая – отвечающая за принятие быстрых решений без глубоких раздумий на основе лежащих на поверхности сознания данных. Гораздо менее энергозатратна.
Применение медленной системы избавило бы людей от любых поспешных выводов, позволив бы всем мыслить перманентно критически, однако она слишком уж медленна и ресурсозатратна для повседневной жизни. Более того, постоянно пользоваться ей невыгодно ещё и эволюционно: несложно согласиться, что гораздо легче сделать быстрый вывод о том, что шорох в кусте непременно вызовет нападение медведя, чем долго размышлять о настоящей вероятности того, что это был не просто ветер, а нечто другое, и с какой вероятности зверь будет именно опасным.
В первом случае человек успел бы убежать, при втором – нет. По этой причине быстрое мышление и сохранилось у человека. Более того – люди активно и успешно применяют его в реальной жизни, и далеко не всегда это приводит к ошибкам и когнитивным искажениям.
Как с этим справляться?
Раз и навсегда с этим справиться невозможно – обе системы одинаково полезны; быстрая система гораздо удобнее и практичнее в реальной жизни, хоть иногда и толкает человека на путь ошибок. Единственный способ – это как можно чаще рефлексировать и ловить себя на спорных моментах, вспоминая про когнитивные искажения и задавая вопрос: а не ошибка ли – этот вывод, не следует ли применить медленное мышление и подумать поглубже?
Таким образом, основными причинами сложности критического мышления являются как и случайные вещи – усталость, незнание – так и особенности строения человеческой психики. И если с первыми справляться не так уж сложно и угрожают они не всегда, то за когнитивными искажениями следует пристально наблюдать и сознательно стараться их избежать, чтобы мыслить критически.
«Важно уметь мыслить критически», утверждение, которое можно часто услышать из уст просветлённой части населения. Однако, это сделать не так-то и просто. Почему? Далее много текста с размышлениями на тему.
Всем привет, меня зовут Рустам. Сегодня поговорим о том, почему навыку критического мышления научиться невозможно.
Все что было так или иначе написано в предисловии и введении является предпосылкой тому, что определенным навыкам мышления можно научить. Если говорить коротко, то критическое мышление и вообще навык мышления – это тренируемое умение, в составе которого множество вспомогательных навыков. Об этом пишут многие именитые авторы. Даяна Халперн в “Психологии критического мышления”, считает, что критическое мышление абсолютно необходимо тренировать еще со школы. Даже приводит некоторые личные наблюдения за студентами, которых научила отдельным аспектам. Том Чатфилд, в “Критическом мышлении”, так умело и красиво, с оригинальными упражнениями демонстрирует, что все написанное без особых трудностей передается слушателям какого-нибудь модного и дорогого онлайн курса. Но так ли это на самом деле?
Можно ли научить умению критически мыслить в классе, в аудитории университета, взрослого человека? В июне 2021 года, к нам гости в дискуссионный клуб пришел Зонке Аренс, педагог, профессор университета, автор, можно сказать канонической и очень важной книги “Как делать полезные заметки”. На мои идеи обучения детей критическому мышлению он отвечал очень осторожно и подталкивал к мысли, что это не так просто, если не сказать, невозможно. Я же упирался и разворачивал разговор в русло аналитических подходов, методических приемов. Он же неуклонно двигался немного в другую сторону, критической теории, а не мышления. И спустя год, как мне кажется, стало ясно почему он демонстрировал крайнюю осторожность и скепсис в том, что научить детей критическому мышлению не такая простая задача.
Последние несколько лет, во многих российских школах критическое мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление, нестандартное мышление, стало своеобразной мантрой. В этом нет ничего плохого. Да, детей необходимо учить всем этим формам мышления. Однако есть момент, который многие упускают из виду, я не исключение, попался в ловушку сознания. Критическое мышление, сначала мышление, а потом уже критическое. Именно поэтому в попытке обучить ребенка этому навыку возникает такое количество трудностей. Чему учить? Как учить? Как научить мыслить? Почему ни один подход не эффективен?
Даниель Уиллингем, профессор университета Вирджинии, так же как и многие размышляет об этой проблеме и вот к какому выводу он пришел. Процесс мышления крайне тесно переплетен с качеством материала на котором происходит мышление. Проще говоря каким знанием обладает мыслящий человек. Мы не сможем размышлять, а тем более оценивать критически что-либо о чем не обладает достаточным знанием. Однако и знания о предмете размышлений недостаточно, необходимо иметь представления о некотором количестве смежных тем, чтобы иметь возможность размышлять по-настоящему эффективно.
Критическое мышление не является процессом отторжения всего услышанного, написанного или показанного. Это процесс проверки валидности аргументов, целесообразности действий и логичности происходящего. Существует огромное количество типов мышления, каждая для специфичной цели и задачи. О многих из них хорошо написал очередной наш гость, Дмитрий Карпов в книге “Мышление как инструмент”. Однако сегодня мы затронем лишь один аспект, а именно научное мышление, наиболее важный в повседневной жизни, академической среде класса или аудитории.
В отдельных ситуациях у нас получается мыслить критически, в других, тот же человек кому, буквально минуту назад удавалось сохранять трезвость взгляда и здраво оценивать происходящее, становится полностью неспособным это делать. Почему так происходит? Коротки ответ – это зависит от того о чем мы размышляем. Наша память крайне избирательная и наивная. Своеобразно кодифицирует информацию, расшифровывает, строит, иногда весьма странную ассоциативную сеть понятий и часто путает факты. Об особенностях работы памяти и ее влиянии на мышление и речь будем говорить в другом разделе. Сейчас посмотрим на нее поверхностно, так сказать с высоты птичьего полета, не более ну или с макушки головы.
Память и весь когнитивный аппарат, это в буквальном смысле слова рулетка, которая делает ставку на то, что входящая информация является чем-то знакомым или имеет связь с чем-то что уже известным. Бесспорно, часто так оно и есть, однако еще чаще память нас подводит. Шальная мысль, случайно появившаяся в сознании принимается как единственно верная. А между тем, наш мозг генерирует более 6000 мыслей в день. Предположим, что мы бодрствуем 16 часов ежедневно, то получается каждую секунду в голове рождается и умирает 6-7 каких-то мыслей. У людей с СДВГ, в разы больше. Не может мозг на лету оценить весь этот поток, неспособен. Поэтому на веру воспринимается то, что знакомо или что чаще, кажется, нам знакомым.
Как правило, первая возникшая мысль или предоставляемый ответ не является правильным. Канеман и Тверской доказали этот факт многократно, на различных сайтах агрегаторах научных статей в несколько кликов можно найти сотни работ, основывающихся на их исследованиях и экспериментах. Вот, например, вы покупаете в канцелярском магазине ручку и тетрадь, оба предмета, вместе стоят 110 рублей, известно, что тетрадь стоит на 100 рублей дороже чем ручка. Сколько стоит ручка? Зафиксируйте первую мысль, которая сразу возникла в голове, а потом подумайте снова и сравните с единственно верной. Это происходит по двум причинам.
Первая – мы предрасположены думать в определенном ключе. И второе – знание, которое кажется относящимся к вопросу находится на поверхности. Его легко вспомнить, нетрудно найти, просто сформулировать. На поверхности лежит наиболее доступная информация. И в этом и есть основная проблема. Чтобы дотянуться до глубинных смыслов, заваленных неважной и часто непроверенной информацией из социальных сетей, необходимо уметь работать глубоко, с погружением в тему. Об этом многократно говорил Кэл Ньюпорт в книге “В работу с головой”. Чтобы дотянуться до глубинного знания и нетривиальной информации необходимо уметь поддерживать высокий уровень концентрации, что в информационную эру является задачей близко к невозможной.
Рано или поздно каждый человек, который так или иначе работает с информацией, приходит к осознанию того, что уметь складировать ссылки не является чем-то сложным. Переработка, накопленного, вот где начинаются сложности. Важнейшая функция интеллекта, можно сказать генеральный директор департамента по принятию решений головного мозга называется метакогниция. Эта “сущность”, в ответе за то каким образом происходит анализ информации, выбор стратегии, подходов. Метакогнитивный навык в ответе за принятые решения о распределении ограниченных интеллектуальных ресурсов. Однако этот навык может помочь увидеть, что проблема имеет более глубокие уровни проработки и все, больше ничего. Это предел на который способна метакогниция в вакууме.
Для решения проблем и поиска креативных способов необходим целый набор поднавыков и умений, проще говоря умение мыслить другими категориями. Поиск выхода из сложных, неоднозначных ситуаций – это определенный интеллектуальный процесс, который удивительным образом напоминает то как работает научное исследование. Моделируем ситуацию, анализируем модель и строим из нее гипотезу. Взглянув на гипотезу, конструируем эксперименты, проверяющие ее. Собираем данные экспериментов, обычно более чем одного, переводим с языка цифр и статистики на человеческий, далее анализируем в свете выбранной модели. Это отдельный по своему увлекательный, но сложный процесс, о котором будем говорить тоже немного позднее.
Каким бы увлекательным мышление подобного рода ни было, оно требует неимоверного объема исходных знаний. Научное мышление не всегда необходимо. Так когда важно его включать, под воздействием каких обстоятельств? Мозг кроме того что сложный и многогранный орган, он еще и хитрый. Который любит экономить ресурсы и не расходует их на тривиальные и простые вещи. Для выбора одежды или фильма нет нужды разворачивает главные интеллектуальные орудия. Начинать тренировать подобное мышление следует с простых вещей. Я бы предположил, что удобнее всего тренироваться на причинно-следственных связях.
Критическое мышление, на самом деле не имеет ни одной характеристики, которую можно было бы связать с навыком или чуть более точно с навыком, который можно использовать в определенных обстоятельствах. Возможно имеет смысл рассуждать о критическом мышлении не как о навыке, а как некотором умении, состоящем из целой цепочки навыков, которые включаются в зависимости от осуществляемого действия или бездействия. От того что прочитали или услышали. Повторюсь, важно сейчас зафиксировать, что критическое мышление не является навыком. В результате работы со множеством источников, исследующих критическое мышление, сформировалось мнение, что обучение находится в плоскости научения человека использоваться разные способы мышления и подходов к проблеме. Однако критическое мышление, скорее инструмент, который может указать, на существование другого способа мыслить и об умении переключатся между ними в нужное время. Упомянутый уже Дмитрий Карпов, рассматривает десять различных стратагем и подходов к тому как можно решать проблемы дизайна. Однако и этого недостаточно.
Мы вполне способны научиться использовать стратегии, подходы и способы решения проблем. Научить метакогнитивную часть сознания переключаться между ними или по крайней мере подсказывать, когда пора включать тот или иной режим. Но это даст нам понятие только, о том каким образом необходимо решать проблему, однако не предоставит знаний необходимых для ее решения. Идея проста, критическое мышление, дизайн мышление, латеральное мышление, научное мышление и прочие виды и типы мышления должны изучаться исключительно в связке с материалом на котором их следует использовать.
Позднее, после того как выбрана модель взаимодействия с изучаемым материалом, проведены эксперименты, собраны и проанализированы данные, только после этого можно вырабатывать какое-то решение, делать вывод и формулировать мнение. Пол Грехам, в своем эссе “Beyond Smart”, приходит к выводу, что хорошее мышление начинается не с мышления, а с чтения. Хорошо мыслить, критически мыслить можно только при условии, что имеется пища которая, питает мышление. Именно поэтому критическому мышлению научиться без качественного навыка анализа, обобщения и синтезирования информации невозможно.
Друзья, если Вам нравится то о чем пишу, загляните к нам в уютный чатик, погуляйте по нашему уютному форуму. У нас очень добрая, приятная и интеллектуальная атмосфера. Вот что о нашем чатике пишут участники.