Коренные аборигены америки индейцы лексическая ошибка

Слова
жесткий –
жестокий, красочный – красящий,
костный – костяной
относятся
к группе

А омонимов

Б
синонимов

В
паронимов

Г
антонимов

Д
историзмов

В
словах правы
(вы), права (она)
ударение
падает

А на первый слог
в обоих словах

Б
на второй слог в обоих словах

В
на первый слог в первом слове и на
второй – во втором

Г
на первый слог во втором слове и на
второй – в первом

Д
имеется два ударных варианта в обоих
словах

В
словах
дала, взяла, брала, продала, подала,
задала, отдала, раздала

ударение падает

А на первый слог

Б
на второй слог

В
на последний слог

Г
на разные слоги (в зависимости от
семантики слова)

Д
нет закономерности в распределении
ударения

Слова
что, скучно,
конечно, Фоминична, Ильинична, девичник,
подсвечник
произносятся

А с сочетанием
ЧН

Б
с сочетанием ШН

В
все имеют два варианта произношения

Г
некоторые имеют вариативное произношение

Д
с сочетанием ЧН/ШН в зависимости от
значения

В
словах шиНель,
ОДесса, фаНера, Рельс, пРесса, кРем,
пиоНер, акваРель, Декламация, Декоратор,
Демагогия
выделенный
согласный произносится

А твердо

Б
мягко

В
имеет вариативное произношение

Г
некоторые произносятся твердо

Д
некоторые произносятся мягко

В
словах антиСептик,
Тезис, антиТезис, антиТеза, апарТеид,
асТероид, асТения, аТеизм,
Декомпрессия,Декор, Дельта
выделенный
согласный
произносится

А твердо

Б
мягко

В
имеет вариативное произношение

Г
некоторые произносятся твердо

Д
некоторые произносятся мягко

Заимствования
в предложениях

Достоевский
– писатель-психиатр.

Мы
выполнили работу по эксгумации
фольклора. Двадцать лет своей
автобиографии он посвятил выведению
сортов яблонь

А употреблены
с нарушением грамматических норм

Б
написаны с нарушением орфографических
норм

В
употреблены с нарушением стилевой
сочетаемости

Г
употреблены без учета семантики слова

Д
употреблены верно

В
предложении Кафе,
бистро, как и ателье разного профиля,
должны функционировать по субботам
допущены
речевые ошибки, повлекшие за собой

А неясность
высказывания

Б
употребления слова без учета его
семантики

В
нарушение лексической сочетаемости

Г
речевую избыточность (многословие)

Д
смешение стилей

В
предложении Судьи
довольно индифферентно усмиряли
дравшихся игроков

допущена речевая ошибка в употреблении
заимствования, связанная

А с использованием
слова без учета семантики

Б
с использованием слова без учета
стилистики фразы

В
с перегруженностью предложения
заимствованиями

Г
с речевой избыточностью (многословием)

Д
с речевой недостаточностью (пропуском
слова)

Официально-деловой
стиль речи относится к … стилям

А разговорным

Б
профессиональным

В
научным

Г
книжным

Д
ограниченного употребления

В
предложении
Приведенные показатели играют мало
места в нашей экономике
фразеологизм
употреблен ошибочно, т.к.

А его компоненты
неоправданно заменены

Б
его состав сокращен

В
его состав расширен

Г
изменена грамматическая форма одного
слова

Д
произошло стилевое смешение

Слова
лицо,
препятствие, хороший, умный, плакать,
бояться, прогнать

относятся к …

А стилистически
сниженным

Б
стилистически нейтральным

В
высоким

Г
просторечиям

Д
профессионализмам

В
предложении В
нашем административном округе
придается большое внимание
благоустройству дворовых территорий
фразеологизм
употреблен

А с сокращением
состава

Б
верно

В
с расширением состава

Г
с контаминацией элементов разных
сочетаний

Д
без учета стилистики фразы

В
предложении Окончание
курсов в правовом отношении не
приравнивается к высшим и средним
учебным заведениям
допущена
ошибка

А неоправданное
расширение

Б
употребление отвлеченного
существительного вместо конкретного

В
неоправданное сужение понятия

Г
алогизм (сравнение разноуровневых
понятий)

Д
в падежном согласовании существительных

По
общему правилу несклоняемые одушевленные
существительные типа кенгуру,
шимпанзе

(без контекстуальных указателей)
относятся к … роду

А женскому

Б
мужскому

В
среднему

Г
общему

Д
не согласуются в роде

Формы
существительных в родительном падеже
мн. ч., не имеющие флексий (апельсин,
носок, помидор, рельс
)
имеют оттенок …

А книжности

Б
официальности

В
разговорности

Г
научности

Д
литературности

Собирательные
числительные могут сочетаться с …

А существительными
женского рода на –а

Б
существительными среднего рода на

В
существительными мужского рода на
–а

Г
существительными, обозначающими
взрослых животных

Д
существительными, называющими
профессии

Принадлежность
слова кофе
к мужскому
роду удерживается в соответствии с

А
общим правилом отнесения его к этой
категории

Б
тенденцией развития морфологической
системы

В
сходством с существительными шоссе,
кашне

Г
историко-культурной традицией

Д стремлением
языка к экономичности

В предложениях

В
первый месяц жизни дети ходят гулять
только на руках.

Женщине
присудили пятьдесят процентов мужа.

А нет речевых
ошибок

Б ошибка, связанная
с речевой избыточностью

В
ошибка, связанная с речевой
недостаточностью

Г ошибка, связанная
со смешением стилей

Д ошибка в
согласовании существительных

В предложениях

Здание
будут украшать витражи из цветного
литого стекла.

Продолжительность
процесса плавки длится несколько
часов.

А нет речевых
ошибок

Б ошибка, связанная
с речевой избыточностью

В
ошибка, связанная с речевой
недостаточностью

Г ошибка, связанная
со смешением стилей

Д ошибка с
согласовании существительных

В
результате неверного употребления
антонимов в предложении Не
веселый, но и не мажорный, этот мотив
почему-то запал в душу

произошла ошибка, связанная с

А неясностью
высказывания

Б неверным
построением антонимической пары

В стилевым
смешением

Г неуместностью
каламбура

Д неверным
порядком слов в предложении

В
предложениях Наша
шахматистка отстала от своей соперницы
в развитии. Объявляется соревнование
между классами на лучшее вязание
детей.

причиной неясности смысла послужило

А
неверное употребление омонимов и
многозначных слов

Б неверное
употребление заимствований

В неверное
употребление антонимов

Г
неверное употребление формы числа
подлежащего

Д
неверное употребление формы числа
сказуемого

Идет
час за часом, скоро уж и смена к концу,
и, хотя чувствуется усталость, движения
владычицы электрокрана несуетливы,
строго рассчитаны, точны.
В
предложении

А нет ошибок

Б
допущена ошибка стилистическая ошибка
(использование книжных (высоких) слов
в нейтральном стиле речи)

В допущена
грамматическая ошибка

Г допущена
орфографическая ошибка

Д допущена
пунктуационная ошибка

В
сложных словах дроссель-эффект,
луна-парк, плащ-палатка, кресло-капсула,
комедия-буфф, чулки-эластик,
национал-либералы, кварц-лампа,
штаб-офицер, кварц-песок…

А
изменяется первая либо вторая, либо
обе части

Б изменяется
только вторая часть

В изменяется
только первая часть

Г не изменяются
обе части

Д изменяются
обе части

Библиотека
пополняется тятьюстами книг/книгами;
учебник насчитывает 4,5 тысяч/тысячи
слов; с полутора десятком /десятками;
в полуторастах/полутораста метрах.

А вторые варианты
– книжная норма

Б первые варианты
– книжная норма

В
обе формы считаются литературными
(книжными)

Г в обеих формах
допущена ошибка

Д
обе формы считаются литературными
(разговорными)

В
семье их пять/пятеро; три/ трое вышли
из леса; пятеро/пять одиноких женщин;
четверо/четыре тигра; две/двое сани/ей;
три лица/трое лиц кавказской
национальности.

А первый вариант
— литературная (книжная) форма

Б нет разницы в
выборе варианта

В второй вариант
– литературная (книжная) форма

Г второй вариант
– литературная (разговорная) форма

Д
выбор формы зависит от значения
существительного

Лоскутья/лоскуты
кашемира пригодны для пошива юбки.
Синие тоны/тона картины. Хлебы/хлеба
еще стояли на корню. Мехи/меха с молодым
вином. Токи/тока совхоза.

А формы на – а/я
разговорные

Б формы на –и/ы
разговорные

В обе формы
разговорные

Г
выбор формы зависит от семантики
существительного

Д выбор формы
зависит от стиля предложения

Текст
В четверг
вечером в столицу приехал знаменитый
американский актер Чак Норрис. В
Москву стареющая кинозвезда прибыла
на открытие киноклуба и казино.

относится к …
стилю речи.

А публицистическому

Б разговорному

В научному

Г официально-деловому

Д художественному

Текст
Фоника –
раздел стилистики, изучающий звуковую
сторону речи. В отличие от фонетики,
представляет собой науку об искусстве
звуковой организации речи.

относится к
…стилю речи.

А публицистическому

Б разговорному

В научному

Г официально-деловому

Д художественному

В
предложениях Наш
город станет более красивее. Огромная
очередь начала двигаться несколько
побыстрее.

А нет ошибок

Б
ошибка в согласовании подлежащего и
сказуемого

В ошибка в выборе
слова

Г ошибка в
согласовании определения

Д ошибка в
употреблении степени сравнения

В
предложениях У
нее двадцать две духи. У него двадцать
три шахмат.

А неправильный
порядок слов

Б
числительные должны согласоваться
только с мн.числом следующего за ними
существительного

В нет ошибок

Г ошибки в
глагольном управлении

Д
числительные должны согласоваться
только с ед. числом следующего за ними
существительного

В
предложениях
США провел переговоры по вопросу
Ирака. РАО ЕЭС ответил отказом.
допущена
ошибка, связанная с

А глагольным
управлением

Б порядком слов
в предложении

В нет ошибок

Г
употреблением несогласованного
определения

Д определением
рода аббревиатуры

Текст
Солнце все
выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот
уже жарко стало. Проходит час, другой.
Небо темнеет по краям, колючим зноем
пышет неподвижный воздух.

относится к
стилю речи.

А публицистическому

Б разговорному

В научному

Г официально-деловому

Д художественному

Текст
Здравствуй,
Леночка, прости, что давно не писала
тебе. Месяц назад я получила квартиру.
Квартал обалденнейший! Я на седьмом
небе!

относится к
стилю речи.

А публицистическому

Б разговорному

В научному

Г официально-деловому

Д художественному

В
предложениях Мы
уже пятый этаж ложим. Не ложь ноги на
стол. Куда можно багаж покласть? Я
всегда все на место ложу. Все слаживается
удачно.
при
употреблении глагольных форм

А не допущено
ошибок

Б ошибки во всех
предложениях

В ошибки в
предложениях с корнем –класть

Г ошибки в
предложениях с корнем –лож-

Д ошибки только
в первых трех фразах

В
предложении Раскольников
думал, что убив одну старуху, сто
других заживут лучше.

допущена ошибка при употреблении
деепричастного оборота, которая
связана с тем, что

А неправильно
выбраны слова в деепричастном обороте

Б
деепричастие не обозначает действие
того же лица, которое совершает и
главное действие

В
деепричастный оборот имеет неверное
расположение в предложении

Г
деепричастный оборот не обозначает
вторичное действие

Д
в деепричастном обороте не согласовано
существительное и числительное

В предложениях

За
четыре последних года произошли три
ограбления.

Несколько
деталей были забракованы
.
сказуемое

А должно иметь
форму множественного числа

Б
возможна вариативная форма: и ед. и
мн. числа

В должно иметь
форму единственного числа

Г может не иметь
согласования в числе

Д занимает
неверную позицию в предложении

В
предложениях За
компьютером принадлежит будущее. Она
была на сто процентов уверена в свои
силы. А в чем они различаются?
Первоклассники уже отличают букву и
звук.
допущены
ошибки на

А выбор слова

Б согласование
определений и приложений

В употребление
деепричастных оборотов

Г
согласование с подлежащим, выраженным
собирательным существительным

Д глагольное
управление

В
предложениях Доклад
подготовила ведущая специалист
Сотова. Новый декан факультета
Тимофеева объявил о сроках сессии.
Это был наш корреспондент Иванова.

А
допущены ошибки на согласование
определений и сущест. муж. рода,
именующих женщин по профессии

Б
допущены ошибки на согласование
сказуемых и сущ. муж. рода

В
допущены ошибки на согласование и
определений, и сказуемых

Г нет ошибок на
согласование

Д допущены ошибки
на глагольное управление

В
предложении Я
встретился с Пьер Ришар, Жерар Депардье,
Клод Лелюш, Катрин Денев, Жан-Поль
Бельмондо, Ален Делон, Ани Жирардо.

А нет ошибок

Б допущены ошибки
на склонение иноязычных фамилий,
относящихся к мужчинам

В допущены ошибки
на склонение иноязычных фамилий,
относящихся к женщинам

Г допущены ошибки
на склонение иноязычных мужских
фамилий и имен

Д допущены ошибки
на склонение иноязычных женских
фамилий и имен

Все приведённые словосочетания — типичные примеры так называемых лексических ошибок, т. е. нарушения правил лексики. Основная причина таких ошибок — употребление слов в несвойственных им значениях и искажение правил их согласования.

Видов лексических ошибок много. Самым распространенным является тавтология — неоправданное использование вместе однокоренных или близких по значению слов (то самое пресловутое «масло масляное» или «сувенир на память»). Получается совершенно ненужное многословие.

В приведенном перечне ошибок такого рода больше всего:

«Молодая девушка»: понятие «девушка» используется для обозначения «лица женского пола молодого возраста». Девушка может быть совсем юной или постарше — уточнять это имеет смысл, если есть необходимость сравнения. Во всех прочих случаях, говоря о ком-то «девушка», имеют в виду молодую женщину (как правило, незамужнюю), поэтому уточнять, что она «молодая» — совершенно необязательно. Старых девушек — и это верно и правильно — не бывает.

Полагаю, что ошибка возникла и держится из-за того, что в нашей современной разговорной речи «девушками» почему-то принято называть всех женщин — любого возраста и семейного положения, за исключением совсем уж стареньких бабушек. Что, собственно, противоречит языковой норме — значению слова.

Если речь идёт о молодой женщине, правильно будет просто «девушка».

«Коренные аборигены»: слово «коренной» означает «исконный, принадлежащий этой территории», а слово «абориген» — «исконный житель страны (местности)», в буквальном смысле «(живущий) с начала». Опять мы сталкиваемся с ненужным повтором.

Тут, надо полагать, не совсем понятен смысл заимствованного слова иностранного происхождения. Правильно будет просто «аборигены» или «коренные жители».

«Будущая перспектива»: снова заметно, что смысл использованного слова иностранного происхождения — непонятен до конца. «Перспектива» — это и есть возможный вариант будущего: так что уточнять, что она «будущая», не имеет смысла. Прошлых перспектив не бывает в принципе (хотя и бывают несбывшиеся).

Так что правильно будет просто «перспектива».

«Объединились воедино»: слово «объединились» означает «сплотились, стали одним целым» и слово «воедино» значит «вместе, в одно целое». Они явно однокоренные и означают одно и то же. Невозможно объединится как-то иначе, как и «разделиться воедино» — нельзя.

Правильно использовать либо просто слово «объединились», либо сочетание «воедино» с каким-то иным глаголом — скажем, «сошлись воедино».


Вторая распространенная лексическая ошибка — использование в одном словосочетании слов различной стилистической (например, одновременно делового и разговорного стиля) или выраженной эмоциональной окраски. В нашем перечне это:

«Плеяда жуликов»: с одной стороны слово «плеяда» действительно означает «группа лиц, связанных общностью целей (взглядов)». Но у него — ярко выраженная положительная окраска, возвышенно-книжная. А вот у слова «жулик» окраска явно негативная. Так что сочетать их в одном выражении — смешно и нелепо.

Правильно будет «плеяда поэтов (художников)», а жуликов лучше назвать «группой» (это слово нейтрально).

«Пирог с консервой»: слово «консервы» обозначает группу продуктов, приготовленных и сохраненных путём консервации. Оно используется исключительно во множественном числе. Слово «консерва» (в единственном) — просторечное и к языковой норме никак не относится.

Соответственно, пирог может быть только «с консервами».


И наконец изюминка — «острый хондроз». Право, я не решусь эту ошибку классифицировать, но выражение мягко говоря неверно. Порождено оно, вероятно, народным толкованием (переосмыслением) не совсем понятного медицинского термина.

Понятие «острый» в медицине означает «внезапный, бурный, резкий, неожиданный, быстрый» и, как правило, кратковременный. Например, «острая боль» — это краткая по времени боль, которая начинается неожиданно (имеет характер приступа), «острое течение болезни» предполагает, что болезнь начинается практически внезапно, без «предупреждающих» симптомов и развивается быстро и так далее. «Острое» противопоставляется «хроническому» (более продолжительному по времени и не поддающемуся окончательному излечению).

«Хондрозы» — это общее название группы заболеваний, при которых происходит перерождение хрящей. Медики называют такие изменения дегенеративно-дистрофическими, так как при них происходит нарушение нормального обмена веществ в тканях (дистрофия) и их разрушение (дегенерация). Непрятное заболевание позвоночника, но не об этом речь.

Дело в том, что по самой своей сути хондроз — это очень длительный процесс. Длительный — значит, по природе хронический. Так что «острых хондрозов» не бывает. Можно, конечно, сказать, что «острый» хондроз — это первый приступ заболевания (оно на первых порах протекает бессимптомно, так что заявить о себе может весьма нешуточной болью) или его обострение, но это уж очень притянуто за уши и содержанию термина не соответствует никак.

В «острый хондроз», надо полагать в простонародном понимании превратилась одна из стадий хондроза — та, что носит медицинское наименование «остеохондроз». Но, увы, «остео» никакого отношения к «острому» не имеет: эта часть слова образована греческим «остеос» — «кость», и связана с тем, что на этой стадии хондроза в процесс вовлекаются не только хрящи (межпозвонковые диски), но и сами кости (позвонки).

Так что правильно будет говорить просто «остеохондроз» — если речь идёт о заболевании вообще, и «обострение остеохондроза» — если имеется в виду неожиданное ухудшение состояния.

ные аборигены Африки 2) Все недочеты были устранены к намеченному сроку 3) Напишите свою автобиографию 4) Это две совершенно разные вещи 5) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе

Ответ:

Укажите вариант (варианты) с предложением, в котором имеется лексическая ошибка

1) Индейцы – коренные аборигены Африки.

Лексическая ошибка: лишнее слово коренные.

Но  здесь есть фактическая ошибка: аборигены НЕ Африки, а Америки.

ВЕРНО: Индейцы – аборигены Америки.

2) Все недочеты были устранены к намеченному сроку  — НЕТ ошибок

3) Напишите свою автобиографию.

Лексическая ошибка: лишнее слово свою

ВЕРНО:  Напишите автобиографию.

4) Это две совершенно разные вещи  — НЕТ ошибок

5) Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.

Лексическая ошибка: лишнее слово памятный

ВЕРНО:  Монумент воздвигнут на Поклонной горе.

. Найдите ошибки, классифицируйте их: лишнее слово, пропуск необходимого слова, употребление слова в несвойственном ему значении. Исправьте предложения/
Пример выполнения: Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно убрать (употребление слова в несвойственном ему значении). Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно исключить из произведения.
1. Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно убрать. (употребление слова в несвойственном ему значении) Аня и Петя не главные герои, но это не значит, что их можно исключить из произведения
2. Маяковский раскрывает свое личное отношение к герою, говорит о роли в истории.
3. Были приняты меры на повышение трудовой дисциплины.
4. Поправьте головную пилотку!
5. Копать траншею от меня и до следующего дуба.
6. Он сунул ноги в удила и поскакал рысью.
7. Чиновники отправились к Хлестакову в отель.
8. Печорин понимал всю мразь светского общества.
9. Попробуем определить нашу будущую перспективу.
10. Коренные аборигены Америки – индейцы.

2. Маяковский раскрывает свое (личное — лишнее слово) отношение к герою, говорит о роли в истории.

3. Были приняты меры на (неверное употребление предлога, нужно «для») повышение трудовой дисциплины.

4. Поправьте (головную — лишнее слово) пилотку!

5. Копать траншею от меня и до (следующего — лишнее слово, либо заменить на слово «того») дуба.

6. Он сунул ноги в удила (неверное слово, верно — «в стремена») и поскакал рысью.

7. Чиновники отправились к Хлестакову в отель. (Вместо «отеля» — «гостиницу»)

8. Печорин понимал всю мразь (неверное слово, нужно «мерзость») светского общества.

9. Попробуем определить нашу будущую перспективу (либо «наше будущее», либо «нашу перспективу»)

10. Коренные аборигены Америки – индейцы (либо «коренные жители», либо просто «аборигены»)


Лексические НОрМЫ: КАПКАН В ЕГЭ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ культуры Жданова Татьяна Александровна Учитель русского языка и литературы МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Лексические НОрМЫ: КАПКАН В ЕГЭ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ культуры

Жданова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА- это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов Лексические нормы в аспекте выразительности  2.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления  3. Лексические нормы с точки зрения развития языка  4. Лексические нормы в аспекте точности

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА-

это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов

  • Лексические нормы в аспекте выразительности

2.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления

3. Лексические нормы с точки зрения развития языка

4. Лексические нормы в аспекте точности

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к ЕГЭ

Готовимся к Егэ     надеть - одеть

Готовимся к Егэ надеть — одеть

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА- это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов 1.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления  2.Лексические нормы с точки зрения развития языка  3.Лексические нормы в аспекте выразительности  4. Лексические нормы в аспекте точности

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Русского ЯЗЫКА-

это нормы, регулирующие правила использования и сочетания слов

1.Лексические нормы с точки зрения сферы употребления

2.Лексические нормы с точки зрения развития языка

3.Лексические нормы в аспекте выразительности

4. Лексические нормы в аспекте точности

Лексические нормы в аспекте точности 1.Смешение паронимов в речи недопустимо 2.Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке 3.Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления 4. Следует избегать речевой избыточности

Лексические нормы в аспекте точности

  • 1.Смешение паронимов в речи недопустимо
  • 2.Слова и устойчивые выражения необходимо использовать в том значении, которое они имеют в современном литературном языке
  • 3.Сочетание слов в речи не должно противоречить смыслу соединяемых понятий и нарушать языковую традицию их употребления
  • 4. Следует избегать речевой избыточности

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

   Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах:  исключение слова или его замена.    ВАРИАНТ 1 . Исключение .  Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , исключив лишнее слово . Выпишите это слово.  В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную. В данном предложении необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом . «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).  ВАРИАНТ 2 . Замена .

Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

ВАРИАНТ 1 . Исключение .

Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку , исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную. В данном предложении необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом . «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

ВАРИАНТ 2 . Замена .

« Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка Романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоказана реальность его жизни.

Здесь нарушение лексической сочетаемости.

(Противопоставлена реальность)

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИЛИ МНОГОСЛОВИЕ   Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов (Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку)  Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему Плеоназм (от греч.pleonasmos) – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная  мимика лица. (мимика – это и  есть «выражение  лица»).

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ ИЛИ МНОГОСЛОВИЕ

Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов

(Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку)

Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему

Плеоназм (от греч.pleonasmos) – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов:

У него своеобразная

мимика лица.

(мимика – это и

есть «выражение

лица»).

КАК выполнять задание 6 1.Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену. 2.Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово)  3.Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения

КАК выполнять задание 6

  • 1.Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  • 2.Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово)
  • 3.Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание.
  • Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения

 Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .   Вариант 1  1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.  2. Его гуманность и человечность известны всем.  3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.  4. Это криминальное преступление потрясло весь город.  5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .

  • Вариант 1

1. Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

2. Его гуманность и человечность известны всем.

3. Мне срочно надо было написать мою автобиографию.

4. Это криминальное преступление потрясло весь город.

5. В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 2 1. В этой книге описываются действительные факты. 2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. 3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора. 4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. 5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

  • Вариант 2

1. В этой книге описываются действительные факты. 2. В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.

3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

4. На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки. 5. Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .   ВАРИАНТ 3 1.Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе. 2.Индейцы - коренные аборигены Америки. 3.Рабочим выплачена зарплата за май месяц. 4.Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен. 5.Появилась свободная вакансия.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово .

  • ВАРИАНТ 3

1.Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.

2.Индейцы — коренные аборигены Америки.

3.Рабочим выплачена зарплата за май месяц.

4.Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.

5.Появилась свободная вакансия.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 4 1.Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 2.Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале. 3.Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами. 4.Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5.Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Вариант 4

1.Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

2.Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.

3.Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.

4.Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

5.Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Исключение слова  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово Вариант 5 1.Это был первый дебют начинающего актёра. 2.На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени. 3.Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов. 4.У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. 5.Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

Исключение слова Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

  • Вариант 5

1.Это был первый дебют начинающего актёра.

2.На рабочем месте нужно беречь каждую минуту времени.

3.Председатель домового комитета сделал анонс о предстоящем собрании жильцов.

4.У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.

5.Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь.

КЛЮЧИ № 1 1. цен 2 2. действите-льные 3. гуманность /человечность 3 предстоящего мою памятный 4 4. народного коренные 5 криминальное свою 5. памятные мемориальный месяц долгие/ первый руководящие цен продолжитель-ные мужественные/ времени свободная мёртвый смелые предстоящем рук свои боязнь

КЛЮЧИ

1

1.

цен

2

2.

действите-льные

3.

гуманность /человечность

3

предстоящего

мою

памятный

4

4.

народного

коренные

5

криминальное

свою

5.

памятные

мемориальный

месяц

долгие/

первый

руководящие

цен

продолжитель-ные

мужественные/

времени

свободная

мёртвый

смелые

предстоящем

рук

свои

боязнь

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЛОТО 6 номер Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов Плеоназм-(от греч.pleonasmos-)излишество  Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни Д.И.Писарев   Выигрывает каждый первый билет РАЗЫГРЫВАЮТСЯ ЗНАНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ РЕЧЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЛОТО

6 номер

Термин ТАВТОЛОГИЯ (от греч.tauto- то же самое,loqos- слово) повторение однокоренных слов

Плеоназм-(от греч.pleonasmos-)излишество

Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни Д.И.Писарев

Выигрывает каждый первый билет

РАЗЫГРЫВАЮТСЯ ЗНАНИЯ

СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ РЕЧЕВОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

          перспектива     Оригинальность пантеон     собственный триллер   поэзия     панацея птица сюрприз феномен     патриот   0тступить   планы фольклор   Простоять,   простаивать

перспектива

Оригинальность

пантеон

собственный

триллер

поэзия

панацея

птица

сюрприз

феномен

патриот

0тступить

планы

фольклор

Простоять,

простаивать

КАК выполнять задание 6 Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? 1.Употребление слова в несвойственном ему значении .( Всю четвёртую декаду апреля было холодно). 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. (Эту функцию делает учитель информатики). 3.Употребление лишнего слова(речевая избыточность) (Моя бабушка любит народный фольклор). 4 Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов .В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче

КАК выполнять задание 6

  • Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным.
  • Что подразумевается под речевой ошибкой?
  • 1.Употребление слова в несвойственном ему значении .( Всю четвёртую декаду апреля было холодно).
  • 2. Нарушение лексической сочетаемости слов. (Эту функцию делает учитель информатики).
  • 3.Употребление лишнего слова(речевая избыточность) (Моя бабушка любит народный фольклор).
  • 4 Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов .В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче

Что подразумевается под речевой ошибкой?   5. Неверное использование устойчивых СС и смешение слов во фразеологических оборотах. (Все эти годы брат его бился как рыба на льду) 6. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики. ( Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах) 7.Смешение лексики разных исторических эпох.  (Пётр I засучил пиджак и принялся за работу ).

Что подразумевается под речевой ошибкой?

  • 5. Неверное использование устойчивых СС и смешение слов во фразеологических оборотах. (Все эти годы брат его бился как рыба на льду)
  • 6. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики. ( Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах)
  • 7.Смешение лексики разных исторических эпох.

(Пётр I засучил пиджак и принялся за работу ).

 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1.Школьные годы пропали не зря. 2.Родители должны во всём показывать образец поведения своим детям. 3.Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия. 4.Совершим краткий ракурс в историю. 5.Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.    

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Школьные годы пропали не зря.

2.Родители должны во всём показывать образец поведения своим детям.

3.Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия.

4.Совершим краткий ракурс в историю.

5.Срок выполнения ремонта может быть пролонгирован.

  •  

 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово.  Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 1.Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 2.Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо. 3.Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности. 4.В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву». 5.Они работают как самые отъявленные специалисты.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

2.Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.

3.Он хорошо рисовал, писал стихи, рассказы, был завсегдатаем художественной самодеятельности.

4.В нашей библиотеке есть очень дефицитная книга — первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву».

5.Они работают как самые отъявленные специалисты.

КЛЮЧи     средства    пример мнение  величайших    участником  Вариант 2  экскурс прошли редкая продлён  опытные      Вариант 1

КЛЮЧи

средства

пример

мнение

величайших

участником

Вариант 2

экскурс

прошли

редкая

продлён

опытные

Вариант 1

Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.А.Бунин  

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена!

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь. И.А.Бунин

[05.10.2016 04:35] Тарас Черепанов:

Дорогая Татьяна Александровна!Поздравляю Вас с профессиональным праздником!

Пользуясь случаем, хочу выразить искреннюю благодарность за Вашу добросовестную работу. Ваше ответственное отношение к труду, высокий профессионализм и терпение дали свои плоды.

На примере нынешней молодежи, представителей которой приводилось принимать в рабочий коллектив, уровень образования в наши школьные годы был намного выше. Всякий раз, когда мне приходилось писать инструкции, служебные записки, отчеты, в том числе руководству, я вспоминал о Вас.Много раз коллеги обращались ко мне с просьбой подкорректировать их тексты, перефразировать так, чтобы было проще для понимания и в то же время приятно на слух. Некоторые из них удивлялись: «Где ты так научился?», а я им с гордостью отвечал: «У меня был хороший учитель!» . Будучи руководителем группы, довольно часто приходилось писать объяснительные записки. Вот тут уж приходилось раскрывать все приобретенные способности в сочинении. В итоге получался рассказ, в котором не было вранья и обмана, но изложено было так, чтобы особо никто не пострадал. Ведь заменив в предложении одно слово, фразу или знак препинания, можно сменить казнь на милость. Вы это знаете лучше меня. Это не раз нас выручало, и гроза отступала так и не начавшись.

Велик и могуч Русский язык!Спасибо Вам за бесценный опыт и знания!

С наилучшими пожеланиями, Ваш ученик Тарас.

  •  
  •    
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Слайд 2Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность)

– это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения

двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике

Лексические ошибки  Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм


Слайд 3Плеоназмы различны по структуре

1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых

как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и

ругательства.
2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Плеоназмы различны по структуре 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных


Слайд 4Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими

словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос,

необычный феномен и др.)

Лексические ошибки  Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много


Слайд 5Классификация речевых ошибок

Классификация речевых ошибок


Слайд 6Классификация речевых ошибок

Классификация речевых ошибок


Слайд 7Классификация речевых ошибок

Примечание:
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение

слова или его замена.

Классификация речевых ошибок Примечание:Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.


Слайд 9Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1
Сегодня

прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
Его гуманность и человечность

известны всем.
Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
Это криминальное преступление потрясло весь город.
В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вариант 1Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.Его


Слайд 10Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2
Таня

– верная жена своему мужу.
С 1839 года поэта ссылали 2

раза в ссылки.
На Урале добывают руду в рудниках.
Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
До конца своей жизни он помнил её.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вариант 2Таня – верная жена своему мужу.С 1839 года


Слайд 11Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3
В

этой книге описываются действительные факты.
В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли

амуницию, чистили оружие.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вариант 3В этой книге описываются действительные факты.В преддверии предстоящего


Слайд 12Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4
Памятный

монумент воздвигнут на Поклонной горе.
Индейцы – коренные аборигены Америки.
Рабочим выплачена

зарплата за май месяц.
Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
Появилась свободная вакансия.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вариант 4Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.Индейцы – коренные


Слайд 13Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5
Напишите,

пожалуйста, свою автобиографию.
Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном

зале.
Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Вариант 5Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.Долгие и продолжительные аплодисменты не


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коран содержит научные ошибки
  • Коренной абориген лексическая ошибка исправить
  • Коньки работа над ошибками
  • Конь скачет а всадник похваляется речевые ошибки
  • Концерт певицы прошел как тихое шоу лексическая ошибка