Контроль усвоения обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Презентация для педсовета по теме «Приемы работы на этапе урока «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

Оценка 5

Презентация для педсовета по теме "Приемы работы на этапе урока  «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

В данной презентации рассматриваются все вопросы, связанные с приемами работы на этапе урока: «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»
В данной презентации собраны как традиционные так и нетрадиционные педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура
урока усвоения новых знаний:

1) Организационный
этап.

2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация
знаний.

4) Первичное
усвоение новых знаний.

5) Первичная
проверка понимания

6) Первичное
закрепление.

7) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и
умений (урок закрепления
).

1) Организационный
этап.

2) Проверка
домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Актуализация знаний.

3) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное
закрепление

в
знакомой ситуации (типовые)

в
изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое
применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

3. Структура
урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный
этап.

2) Проверка
домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений
учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация
знаний.

с
целью подготовки к контрольному уроку

с
целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний
и умений в новой ситуации

6) Обобщение и
систематизация знаний

7) Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

4. Структура
урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный
этап.

2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация
знаний.

4) Обобщение и
систематизация знаний

Подготовка учащихся
к обобщенной деятельности

Воспроизведение на
новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний
и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

Анализ и содержание
итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и
умений

1) Организационный
этап.

2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний,
умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных
умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать
программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут
быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного
контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная
структура

4) Рефлексия (подведение
итогов занятия)

6. Структура
урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный
этап.

2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики
(контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в
знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от
результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и
индивидуальные способы обучения.

4) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

7. Структура
комбинированного урока.

1) Организационный
этап.

2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация
знаний.

4) Первичное
усвоение новых знаний.

5) Первичная
проверка понимания

6) Первичное
закрепление

7) Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия
(подведение итогов занятия)

Структура
урока ОНЗ.

1. Мотивирование
(самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6
мин.

3. Выявление
места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение
проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация
построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение
в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия
учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность
учащихся к усвоению:

1-4
мин. – 60 % информации

5
— 23 мин. – 80 % информации

24
-34 мин. – 50 % информации

35
-45 мин. – 6 % информации

Как
же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго
поколения?

Для
построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока.

1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений
и т.п.)

3.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.

4.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.

5.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).

7.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.

8.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.

9.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.

12.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через
отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим
примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного
подхода.

1.
Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности
на уроке.

С
этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной
деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной
деятельности («надо”); 
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность («хочу”);

3)
устанавливаются тематические рамки («могу”). В развитом варианте здесь
происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и
самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального
«Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя
системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней
готовности к их реализации.

2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к
надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его
осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный
этап предполагает:

1)
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов; 
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” — «могу” —
«хочу”) и его самостоятельное осуществление; 
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе
учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого
учащиеся должны:

1)
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место —
шаг, операцию, где возникло затруднение;

2)
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием
и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину
затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает
для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего
затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения
цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит
учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а
затем и с помощью исследовательских методов.

5.
Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и
выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и
знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и
фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе
учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые
задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа
используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации
построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика
ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную
деятельность.

8.
Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель
подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее
материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых
способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация
умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в
будущем новых норм.

9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется
новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и
результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели
деятельности.

http://nachalka-4.ucoz.ru/publ/urok_v_nachalnoj_shkole_v_aspekte_soderzhanija_fgos_noo/1-1-0-21

   
 
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить в четыре группы:

1)  уроки «открытия» нового знания;

2)   уроки рефлексии;

3)   уроки общеметодологической
направленности;

4)   уроки развивающего контроля. 

Основные цели
урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная
цель:
 формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная
цель:
 расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 

2. Урок рефлексии.

Деятельностная
цель:
 формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного
типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в
деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из
затруднения и т.д.).

Содержательная
цель:
 закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий —
понятий, алгоритмов и т.д. 

3. Урок общеметодологической
направленности.

Деятельностная
цель:
 формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная
цель:
 построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ
развития содержательно-методических линий курсов.
 

4.Урок
развивающего контроля.

Деятельностная
цель:
 формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная
цель:
 контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 

Отметим, что
теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1)  предъявление контролируемого
варианта;

2)  наличие понятийно обоснованного
эталона, а не субъективной версии;

3)  сопоставление проверяемого варианта с
эталоном по согласованному алгоритму;

4)  критериальную оценку результата
сопоставления.
 

Таким образом,
уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в
соответствии со следующей структурой:

1)  написание учащимися варианта
контрольной работы;

2)  сопоставление с объективно
обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3)  оценка учащимися результата
сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
 

Следует
подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в
соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит,
необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при
организации уроков разных типов должен сохранять
 метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного
сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться
приведенная на рис. 1 схема («матрешка»). 

 Структура урока  «открытия» нового
знания 

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней
речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

1.Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой
цели необходимо:

1)  создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);

2)  актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);

3)  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими
внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки,
достаточные для построения нового способа действий;

2)  активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные
процессы (внимание, память и т.д.);

3)  актуализировали норму пробного учебного действия («надо» —
«хочу» — «могу»);

4)  попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на
применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5)  зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного
действия или его обосновании.

3.Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является
осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или
способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

1)  проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и
проговорили вслух, что и как они делали;

2)  зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло
затруднение (место затруднения);

3)  соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и
зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и
задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4Основной целью этапа построения проекта выхода из
затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой
основе — выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1)  в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих
будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть
сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

2)  предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

3)  выбрали способ построения нового знания [как?)
— метод уточнения (если новый способ действий можно
сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если
изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или
способа действий);

4)  выбрали средства для построения нового знания (с
помощью чего7] — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,
способы записи и т.д.

5.Основной целью этапа реализации построенного
проекта является построение учащимися нового способа действий и
формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей
затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2)  при построении нового знания использовать предметные действия с
моделями, схемами и т.д.;

3)  применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей
затруднение;

4)  зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и
знаково;

5)  зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Основной целью этапа первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа
действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили
(фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ
действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их
обоснование — определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой
по эталону является интериоризация  нового способа действия и
исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели
пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

1)  организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых
заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность
выявления причин ошибок и их исправления.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и
повторения является включение нового способа действий в систему знаний,
при этом — повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению
следующих разделов курса.

Для этого нужно:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий
связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих
доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4)    при
необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности
на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа
действия.

Для реализации этой цели:

1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности
и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания
для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

                              
Структура урока  
рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной
деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия»
нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных
учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить
понятия эталона, образца и эталона
для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере. 

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не
случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия
на основе рефлексивного метода, (введённого в виде алгоритма исправления
ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке
общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и
давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся
системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно
применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя
от урока к уроку. 

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока
рефлексии.

1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной
целью 
мотивации (самоопределения)
к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом
уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности,
однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. 

Для реализации этой цели требуется:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной
деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и
создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности
к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

1) организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий,
запланированных для рефлексивного анализа учащимися, — определений, алгоритмов,
свойств и т.д.;

2) активизировать соответствующие мыслительные операции и
познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3) организовать мотивирование («хочу» — «надо» — «могу») и
выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов
действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому
образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

3.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является
осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных
способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет
использоваться на данном уроке.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение
и определяют место ошибок — место затруднение

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы,
правила и т.д.), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также их выполняют
пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения
ситуации, когда ответ случайно верный, а решение — нет. Если при проверке они
находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе —
выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет —
получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают
самостоятельно до этапа самопроверки.

4.Основной целью этапа целеполагания и построения проекта
коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной
деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих
коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы
действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции,
то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели,
формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким
образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение
аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является
осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и
формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были
затруднения в самостоятельной работе, должен:

1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным
методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай
2) — с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2) в первом случае — соотнести свои результаты исправления ошибок с
эталоном для самопроверки;

3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать
самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых
были допущены ошибки;

4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе,
продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве
консультантов.

6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней
речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели:

1) организуется обсуждение типовых затруднений;

2) проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали
затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых
возникли затруднения, — лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные
способы действий.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий,
вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия
достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом
берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

2) проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и
фиксируют знаково  результаты;

3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это
время учащиеся, не допустившие ошибки в контроль

ной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий
творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и
повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения,
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих
разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего
этапа:

1) выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий
связываются с ранее изученными и между собой;

2) выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап
для другого варианта.

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на
уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и
самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не
было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок;

2) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

3) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов
деятельности;

4) оценивают собственную деятельность на уроке;

5) намечают цели последующей деятельности;

6) в соответствии с результатами деятельности на уроке
согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую
подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются
наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей.
Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах.
Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод
коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои
ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих
действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного
содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко
переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный
предмет.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще
осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе
к ним не происходит изменения самого метода работы.

                       
Структура урока  
развивающего контроля 

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной
деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

 4) этап построения проекта коррекции выявленных
затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

 Уроки развивающего контроля проводятся в завершение
изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее
рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и
проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих
типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии,
при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на
согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности,
их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в
форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков
развивающего контроля является их соответствие установленной структуре
«управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по
объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза
превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.

Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное
оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и
коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках,
которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы
учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант
(критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:
самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта
ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с
последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой
ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через
проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный
анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленное
предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности
к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе
ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков
развивающего контроля. 

1урок (Проведение контрольной работы)

1.         Как и
ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной
деятельности
не является выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в
данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

1) определить основную цель урока и создать условия для
возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную
деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны
контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и
создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

4) установить форму и процедуру контроля;

5) предъявить критерий выставления оценки.

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного
действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности
в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в
деятельности.

Для этого необходимо:

1)    организовать повторение контролируемых
способов действий (норм);

2)    активизировать мыслительные операции
(сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.),
необходимые для выполнения контрольной работы;

3) организовать мотивирование учащихся («хочу» — «надо» -«могу»)
к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных
для контроля и последующего рефлексивного анализа;

3)  организовать индивидуальное написание учащимися контрольной
работы;

4)  организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому
образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

5)  предоставить возможность учащимся провести самооценку своих
работ по заранее обоснованному критерию. 

II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной
работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

3.Основной целью этапа локализации индивидуальных
затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней
готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных
затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной
деятельности («хочу» — «надо» — «могу») и формулировку ими основ ной цели
урока;

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих
работ и при необходимости — согласование их оценок < оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на
предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение
и определяют место ошибок — место затруднений;

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы,
правила и т.д.), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое
решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут
выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для
соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем
формированию речи, логического мышления, умению  обосновывать свою точку
зрения.

4.Основной целью этапа построения проекта коррекции
выявленных затруднений является постановки целей коррекционной
деятельности и на этой основе — выбор способа и средства их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих
коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы
действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ
(как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть
установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы,
способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они
будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных
заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного
проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в
контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие
способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый
учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным
методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай
2) — с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2) в первом случае — соотнести свои результаты исправления ошибок с
эталоном для самопроверки;

3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать
самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых
были допущены ошибки;

4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают
решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.

6.Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней
речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии,
организуется:

1) обсуждение типовых ошибок;

2) проговаривание формулировок способов действий, вызвавших
затруднение.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является
интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их
усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по
возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие
ошибки в контрольной работе:

1) выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой
работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

2) провели самопроверку своих работ по готовому образцу и
зафиксировали знаково результаты.

3) зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют
самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является
применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление
ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего
этапа:

1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий
связываются с ранее изученными и между собой;

2)выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап
для другого варианта.

9.Основной целью этапа рефлексии
деятельности на уроке является самооценка результатов
контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений
в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1)  проговаривают механизм деятельности по контролю;

2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их
исправления;

3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

4) фиксируют степень соответствия поставленной цели  контрольно-коррекционной
деятельности и ее результатов;

5) оценивают полученные результаты собственной деятельности;

6) при необходимости определяются задания для самоподготовки
(домашнее задание с элементами выбора, творчества);

7)  намечают цели последующей деятельности. 

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся
контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю
и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная
работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности,
поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким
образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых
деятельностных качеств.
 

Уроки общеметодологической направленности призваны,
во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих
изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой
учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на
данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов
учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета
на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных
для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного
метода.

Значение
уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью
следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

                                                                                       1. Структура урока усвоения новых знаний: 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. 

          Самоанализ урока дает возможность: 

          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; 

          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; 

          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 

          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. 

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя 

План самоанализа урока

1.     Характеристика класса:

         межличностные отношения;

         недостатки биологического и психического развития;

         недостатки подготовленности класса.

2.     Место урока в изучаемой теме:

         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4.     Характеристика плана урока:

         содержание учебного материала;

         методы обучения;

         приёмы обучения;

         формы организации познавательной деятельности.

5.     Как был построен урок в соответствии с планом:

         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.     Структурный аспект самоанализа урока:

         анализ каждого элемента урока;

         его вклад в достижение результата;

         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7.     Функциональный аспект:

         насколько структура урока соответствовала общей цели;

         соответствие возможностям класса;

         анализ стиля отношений учителя и учащихся;

         влияние на конечный результат урока.

8.     Аспект оценки конечного результата урока:

         формирование универсальных учебных действий на уроке;

         определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;

         причины разрыва;

         выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА 

         I. Краткая общая характеристика класса 

1.     Общая подготовленность класса:

         умение детей работать в парах;

         умение детей работать в малых группах;

         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока 

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока 

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.  

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи. 

Типы урока 

Тип урока 

Целевое назначение 

Результативность обучения 

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых  предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных   учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки  (учебная экскурсия,  учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Практическая направленность изучения теоретических положений

Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Технологическая карта.

Тема урока 

Тип урока 

Дата урока 

Образовательные ресурсы 

План урока 

Цели урока 

Формы и методы обучения 

Основные термины и понятия 

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: 

Получат возможность научиться: 

Организационная структура урока 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

УУД 

Организационный момент 

Актуализация знаний 

Изучение нового материала 

Первичное осмысление и закрепление 

Итоги урока. 

Рефлексия 

Домашнее задание 

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.»
Джон Дьюи, американский педагог

Не секрет, что современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования.

В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
  • несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?».

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Как известно, одной из ведущих компетентностей педагога является знание типологии и структуры уроков.

Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока.

Прежде всего необходимо разобраться, какие типы современного урока по ФГОС существуют на данный момент. До сих пор нет четкого определения сколько типов уроков и как они точно будут называться.

Отечественный дидакт М.А. Данилов говорил, что “…в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и выключить структуры уроков, встречающиеся чаще других.”

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков (месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и другими дидактами):

  1. урок ознакомления с новым материалом;
  2. урок закрепления изученного;
  3. урок применения знаний и умений;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;
  6.  комбинированный урок.

Структура урока ознакомление с новым материалом

Примечание: Подробнее о структуре урока типа ознакомление с новым материалом можно посмотреть здесь.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичная проверка понимания.
5) Первичное закрепление.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Примечание: Подробнее о структуре урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) можно посмотреть здесь.

1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации.
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
4) Применение знаний и умений в новой ситуации.
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Структура урока контроля знаний и умений

Уроки контроля и оценки дают возможность педагогу более объективно подойти к оценке результатов учебной деятельности младших школьников.

Основная задача уроков контроля и оценки:

  • выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний,
  • получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,
  • формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.
  • определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся речевых умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

Контроль и коррекция осуществляются на каждом уроке, однако после изучения крупных разделов программы учитель проводит специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися материала.

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги контроля знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов контроля учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура комбинированного урока

Этапы комбинированного урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и обеспечивает возможность для достижения различных учебно-воспитательных целей Кроме этого, этапы комбинированного урока согласуются с закономерностями процесса обучения, динамикой умственной работоспособности учащихся. В школьной практике доля таких занятий составляет примерно 80% от общего количества уроков. Но в условиях комбинированного урока учителю не хватает времени не только на организацию усвоения новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности.

Комбинированный урок как сочетание структурных элементов уроков разных типов предполагает достижение двух или более дидактических целей. Например, комбинированный урок, в котором сочетается проверка раннее изученного материала и овладения новыми знаниями (две дидактические цели).

1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Первичное усвоение новых знаний.
4) Первичная проверка понимания
5) Первичное закрепление
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока по ФГОС

Этапы урока Краткое содержание, действия учеников Действия учителя
Мотивирование на учебную деятельность Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу Настраивает учеников на успешную работу
Актуализация знаний Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует
Целеполагание, постановка проблемы В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
Поиск путей решения проблемы Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач Консультирует
Решение проблемы Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения Консультирует
Коррекция Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения Помогает, советует, консультирует
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону Консультирует
Систематизация знаний Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью Консультирует, направляет
Объяснение домашнего задания У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности Разъясняет, предлагает задания на выбор
Оценивание Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) Консультирует, обосновывает оценки
Рефлексия учебной деятельности Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке Благодарит учеников за урок

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Использованные источники

  1. Петрова, Т.Р. Типология и структура урока [Электронный ресурс] / Т.Р. Петрова / http://yrokchel.blogspot.ru/2009/05/blog-post_10.html
  2. Учительский портал, Типы и структура урока по ФГОС [Электронный ресурс] / http://uchitelya.com/pedagogika/21214-tipy-i-struktura-uroka-po-fgos.html
  3. Камалетдинова, Г. Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Г. Камалетдинова / http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Контроллер датаком ошибки
  • Контроллер zapi коды ошибок
  • Контур ошибка 508 логический контроль
  • Контроллер ант коды ошибок
  • Контур ошибка 502