Конструктивный праксис ошибки

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Давайте перечислим детские этапы развития двигательной сферы:

  • Рефлексы новорожденного;
  • Формирование постуральных реакций, то есть удержание равновесия и постепенная вертикализация (ребенок учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползти, стоять у опоры, начало ходьбы и бега);
  • Включение двигательных программ (ползание и ходьба – движения неосознанные, двигательный паттерн, а, вот, подойти к предмету, взять его и целенаправленно им манипулировать – называется праксис);
  • Деятельность предметно-манипулятивная (вначале неосознанная, далее все более произвольная);
  • Имитация (от инстинктов до произвольных действий);
  • Интеграция стимулов получаемых от сенсорных систем (проприоцептивная, вестибулярная и кинестетическая информация).

Итак, в основе праксиса (или произвольных движений), лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г. Визель (доктора психологических наук), пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет. Праксис оральный – с трех лет. С четырех лет — артикуляторный.

Виды нарушений двигательной сферы у детей

Нарушение первичной моторной функции (это нарушение элементарного уровня организации движений, а не диспраксия);

  • Парез — снижение мышечной силы;
  • Нарушение на уровне рефлексов;
  • Нарушение тонуса (гипо-, гипер-, дистония);
  • Нарушение равновесия, координации, атаксия;
  • Гиперкинезы (атетоз, хорея, тики, тремор).

Нарушение функции сенсомоторной (речь идет уже об уровне выше, в котором необходимо совмещать несколько информационных потоков и движение, то есть имеется цепочка реакций «сенсорный вход» и «моторный выход»):

  • Сложности зрительно-моторной координации (к примеру, поймать мяч);
  • Нарушения сенсорной интеграции (к примеру, недоразвитие крупной моторики, гравитационная неуверенность);
  • Нарушение перехода средней линии тела;
  • Синкинезии (непогашенные рефлексы, ведущие к отсутствию дифференцированных, четких движений);
  • Нарушение билатеральной координации (нарушения в межполушарном взаимодействии);
  • Дизритмия.

Диспраксия. Это уже высший уровень в организации двигательной сферы. По механизму:

  • Диспраксия кинестетическая (нарушение уклада позы, к примеру, артикуляторной позы на какой-либо конкретный звук или позы пальцев руки) – говорит о том, что чаще в работу вовлечена нижняя теменная область левого полушария;
  • Кинетическая или же динамическая (выражается в нарушении двигательной мелодии, проблема наблюдается в переключении между собой элементов движения: переключение при воспроизведении звуков, слогов, переключение движений рук (к примеру, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – чаще вовлечена левая премоторной области коры. Чарльз Ньокиктьен — голландский невролог называет указанные уровни «мелокинетическая диспраксия» и говорит, что это не в полном смысле диспраксия, а отражение более «низких» трудностей в мозговой организации.
  • Диспраксия идеомоторная – «диспраксия истинная», по-Ньокиктьену. Здесь проблема другая: «Как сделать?», а именно программа действий. Локализация – также как и в прошлом случае — премоторная область, но спереди по отношению к кинетической+теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от типа деятельности).
  • Идеаторная диспраксия – «Зачем делать?», а именно замысел действия, содержащий намерение. Задействована префронтальная кора + все требуемые уровни организации праксиса, которые описаны выше, с учетом содержания действия.

Можно также выделить диспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., но это уже из частных случаев.

Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Аксиальная/постуральная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, пальцевая, мануальная.

Рекомендации для родителей при диспраксии у детей

Диспраксией называют нарушение формирования навыков. Тренируя определенный навык, будь то езда на велосипеде или произнесение звуков, диспраксию не устранить. Однако необходимо формировать жизненно важные навыки, а также очень важно преодолевать у ребенка психологическую установку неуспешности. Родителям необходимо многократно повторять вместе с ребенком действия, при этом ободряя его и снимать фокус внимания с самого выполняемого действия, дабы не делать акцент на том, что у него не получается. Не ругать ребенка и, конечно, не сравнивать с другими. Очень важно закладывать предпосылки для формирования праксиса, заниматься теми видами активности, которые приведут в порядок «нижние уровни» по организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: полусферы, ортоковрики, прыгуны, различные балансиры, батут, беговел, игры с мячом, «жмурки», «классики», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мячиками и мешочками, бассейн, ролики, коньки, АФК, ЛФК, логоритмика, кинезиология, барабаны, игры на подражание движениям («попробуй, повтори», «зеркало»), действия по устной инструкции (сложное действие дробим на части и проговариваем пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования вещей и игрушек.

Особенности исследования праксиса

Исследование предполагает выполнение различных заданий. Человеку предлагается совершить несколько простых манипуляций с окружающими его предметами. Также специалист проверяет узнавание этих предметов по чувственным восприятиям.

  1. Перво-наперво специалист устанавливает наличие возможности осуществлять простейшие манипуляции. Человека могут попросить закрыть глаза или высунуть кончик языка. Также специалист может попросить больного выполнить пальцами рук ту или иную фигуру.
  2. После этого следуют задания посложнее. Специалист просит своего клиента расчесаться, зажечь спичку или насыпать соль на кусок хлеба. Затем наступает время еще более сложных тестов. Больной обязуется имитировать ловлю мух или забивание гвоздей.
  3. Затем специалист приступает к исследованию транзитивных действий. Для этого больного просят указать пальцем на собственный глаз или ухо. На последнем этапе больного просят построить несложную конструкцию из кубиков или спичек.

Исследование конструктивного праксиса

Проблема исследования трудовой деятельности конструктивного праксиса становится все более актуальной. Это объясняется тем, что количество людей с апраксиями становится все больше.

Ранняя диагностика способствует как успешности терапии, так и купированию вторичных наслоений.

Специалист, желающий исследовать конструктивный праксис, обычно прибегает к методикам «Сложи пирамидку». Также используется доска Сегена. Почти всегда доска эксплуатируется в модифицированном варианте, предполагающем наличие следующих этапов:

  • свободный режим;
  • знакомство с фигурками;
  • рассаживание фигурок по гнездам (это делается только одной рукой).

Исследование проводится с закрытыми глазами. Перед выполнением заданий специалист фиксирует время выполнения каждого мини-задания. Немаловажное значение имеет то, какую стратегию выберет испытуемый.

Этот вариант позволяет специалисту оценить, как по ходу стереогностической деятельности взаимодействуют между собой оба полушария головного мозга.

Также для исследования конструктивного праксиса специалист прибегает к складыванию картинок. Тест предполагает собирание картинки из 2 или 3 частей, разрезанных по вертикали.

Если испытуемый благополучно справляется с заданием, исследователь предлагает ему собрать рисунок из частей, разрезанных по диагонали.

Немного сложнее кажется следующее задание. Испытуемому предлагается сложить рисунок по образцу из двух-четырех палочек. Возможно выполнение этого задания по памяти.

Специалист сам складывает рисунок, просит своего подопечного запомнить порядок действий, а затем убирает палочки и предлагает выполнить работу по памяти.

Исследование кинестетического праксиса

Кинестетическая апраксия образуется на фоне поражения средних и нижних зон постцентральной извилины. При этом происходит нарушение афферентного синтеза произвольного двигательного акта. Поэтому больной лишается возможности корректного воспроизведения поз верхних конечностей.

Без зрительного контроля человек не имеет возможности самостоятельно продемонстрировать, как нужно правильно застегиваться или расчесываться.

Исследование кинестетического праксиса происходит следующим образом. Доктор просит испытуемого:

  • сжать кисть в кулак;
  • оскалиться;
  • вытянуть в трубочку губы;
  • поднять язык и надуть щеки.

После этого специалист предлагает испытуемому произвести кистью несколько манипуляций. При этом предполагается последовательная смена позы кисти.

Процедура чем-то напоминает известную детскую игру «Камень — ножницы — бумага». Больной должен сперва показать ребро ладони, затем ладонь, а потом кулак. После тестирования одной руки наступает очередь второй.

Следующее упражнение немного проще. Исследователь предлагает своему подопечному несколько раз согнуть и разогнуть пальцы сначала на левой руке, а потом и на правой. Таким образом проверяется реципрокная координация.

Используются и иные методики. При помощи ОКД врачи могут дифференцировать ребят с задержкой психического развития от детей с нарушенным интеллектом.

Оцените статью:

(голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Loading …

Записи по теме:

  • Неврологические болезни — виды апраксии и причины их возникновения
  • Кинестетическая (афферентная) апраксия- вид апраксии Липманна
  • Краткое описание апраксий и их классификация
  • Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии
  • Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?
  • Лечение апраксии- основные врачебные мероприятия

Праксис-бытовые навыки-успеваемость в школе. Как это всё связано

Ко мне приходят на занятие дети, у которых не развит кистевой и пальцевый праксис. Детям сложно показать «козу», «класс», «зайчика», «колечко» и т.д.

В своих постах я часто пишу про важность развития мелкой и крупной моторики. Нам важно развивать праксис для умения взаимодействовать с предметами прежде всего. Сначала это будут крупные предметы, и, соответственно, моторика ребёнка поначалу грубая, движения размашистые, неловкие. А затем ребёнку нужно учиться держать ложку, стакан и не расплескать воду в нём, что требует уже более точных движений, далее ребёнок учится держать карандаш — ещё более точные и разнообразные движения, и, наконец, ручку, чтобы ею писать. И всё бы хорошо, но родители обращают внимание на праксис своего ребёнка только ко второму классу! Почему? Потому что во втором классе начинают ставить оценки. И часто так происходит — родители спохватываются о развитии ребёнка только тогда, когда дневник в первой четверти второго класса краснеет от двоек. И, да, за почерк и грязь в тетрадях тоже снижают оценки. А самое-то главное — ребёнок по большей части не виноват. Не будем показывать пальцем, кто виноват, лучше скажем, что делать.

Хочу дать рекомендации, как самим дома развивать пальцевый и кистевой праксис у ребёнка в возрасте от 3 лет:

  1. Кидать и ловить мяч, мешочек с крупой — разных размеров, разных фактур.
  2. Ребёнку нужны разные по фактуре, весу и форме материалы. Такое разнообразие даёт нам природа — гладкие и шершавые, лёгкие и тяжёлые, округлые, прямые и корявые камушки, шишки, ветки, листья, ракушки. Поэтому на прогулках обращайте внимание детей и дайте взаимодействовать им с природными материалами.
  3. Научите ребёнка навыкам самообслуживания — одеваться и раздеваться самому. Если ребёнку трудно справляться с молниями и пуговицами поначалу, тренируйтесь дома на своей и другой одежде, с пуговицами разных размеров…
  4. В продолжение предыдущего пункта. Учите детей заправлять свою постель, мыть, чистить свою обувь, складывать аккуратно свою одежду. Увы, в шесть лет не все дети умеют это делать.
  5. Учить детей завязывать верёвочки узелками, бантиком.
  6. Учите ребёнка продевать шнурки через отверстия. Для этого продают множество пособий-шнуровок. Как только малыш научился справляться с этой задачей — учите завязывать шнурки на обуви.
  7. Ну, и классика жанра — пальчиковые игры. «Идёт коза рогатая…», «зайка серенький сидит и ушами шевелит…», «ладушки, ладушки, где были — у бабушки», и т.д. Если не помните этих потешек — интернет в помощь.
  8. Ну, и самое главное — учите ребёнка помогать вам. Даже при всей вашей занятости и усталости давайте возможность помогать вам вашим чадам. Моете полы — пусть ребёнок наденет тряпку на шабру, научится её отжимать, дайте ему помыть хоть четверть комнаты. Моете посуду — пусть научится её вытирать, помоет один стакан, одну ложку. Несёте с магазина сумки — дайте ребёнку понести хотя бы хлеб или печенье. Во многое, что бы вы ни делали по дому и хозяйству, хоть каким-то образом привлекайте детей. Так ребёнок научится быть самостоятельным, и вам будет легче справляться с домашними хлопотами. Обязательно хвалите за труд, так вы формируете положительную мотивацию ребёнка к труду и усилиям. Для ребёнка 5–6 лет можно добавить и самостоятельную оценку своего труда: все ли цветы я полил? Всё ли я сделал? А полку я достаточно хорошо протёр?

Вот откуда берётся хороший почерк у детей, хорошие способности к планированию и контролю своей деятельности, к хорошему пространственному восприятию, как не из продуктивного взаимодействия с окружающим миром. Откуда начинается мир? Мир начинается с семьи, с дома.

Не дожидайтесь школы, чтобы заниматься развитием ребёнка, а тем более второго класса. Очень много младших школьников приходят с регуляторными проблемами, что выражается в пропусках букв, слогов. Регуляторные проблемы распространяются и на решении задач, когда ребёнок упускает пункты в условиях задач, неправильно выбирает решение, нет навыка самопроверки.

Если ребёнок не научится планировать и контролировать свою деятельность в быту, не освоит регулирующие деятельность алгоритмы, то и в остальном ребёнку будет нелегко, особенно в учёбе. Обучение в первом классе данным алгоритмам и умению самостоятельно одеваться — раздеваться заберёт много энергии у ребёнка, вместо того, чтобы тратить её на освоение новых знаний. А что говорить о том, чтобы самостоятельно делать уроки, если ребёнок привык, что вы всё за него делаете? На обучение ребёнка самостоятельности в учёбе у вас может уйти ооооочень много времени, а может так, что без вашего контроля ребёнок не закончит и университета. Поэтому ваша задача — облегчить ребёнку и себе жизнь, соблюдая нехитрые рекомендации.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ДИАГНОСТИКА КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА

В настоящее время в связи с
интенсификацией учебного процесса в
общеобразовательных школах увеличилось
количество детей, имеющих трудности в обучении.
Большая часть из них имеет недостатки в
интеллектуальном развитии. Ранняя диагностика
таких детей способствует не только
своевременной коррекции, но и предупреждению
вторичных наслоений, связанных с неуспешностью
их учебной деятельности.
Для диагностики отклонений в интеллектуальном
развитии детей 7—9 лет была создана методика
«Особенности конструктивной деятельности» (ОКД),
позволяющая выявить недостатки в развитии
конструктивного праксиса. С помощью этой
методики можно определить особенности
выполнения конструктивных заданий, время,
затраченное на одно действие, а также
продуктивность деятельности. При ее создании
были использованы существенно переработанные и
дополненные задания методики Кооса, а также
развивающих игр, Никитина «Сложи узор» и
Хлебниковой «Узоры». Методика проверена на трех
группах восьмилетних детей по 30 человек в каждой
группе.
Исследования достоверности данных, полученных
при использовании методики ОКД, показали, что она
более эффективна в диагностике нарушений
пространственного анализа и синтеза, чем кубики
Кооса. Показатели общего интеллектуально
развития (по тесту Векслера) и успеваемости по
основным школьным дисциплинам коррелируют с
результатами, полученными по методике ОКД. И эта
корреляция увеличивается по мере углубления
интеллектуального дефекта. Поэтому данная
методика может быть использована в работе с
детьми с ЗПР и общим интеллектуальным
недоразвитием (олигофрения) как для диагностики
недостатков интеллектуального развития, так и
для прогнозирования обучаемости.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Стимульный материал методики
представляет собой набор цветных квадратов —
одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) и
двухцветных, разделенных по диагонали — по 16
штук каждого вида. Квадраты могут быть сделаны из
любого прочного материала: дерева, картона,
пластика, металла.

Испытуемому дается три серии по пять
заданий. При выполнении каждого задания надо
сложить из цветных квадратов узор по образцу (см.
рис. 1—3). В первой серии, для того чтобы сложить
узор, необходимо использовать четыре квадрата,
во второй — девять, в третьей — шестнадцать.
Внутри каждой серии задания постепенно
усложняются, при этом происходит переход от
симметричных узоров к несимметричным.

Рис. 1. Образцы для первой серии
заданий из 4-х элементов (2 х 2).

Рис. 2. Образцы для второй серии
заданий из 9-ти элементов (3 х 3).

Рис. 3. Образцы для третьей серии
заданий из 16-ти элементов (4 х 4).

На некоторых образцах представлены
такие знакомые детям предметы, как дом, елочка,
цветок и пр., на других помещены абстрактные
изображения.
Для выполнения заданий предусмотрены два вида
помощи со стороны экспериментатора. Первый
состоит в предъявлении дополнительного образца,
в котором узор разбит на отдельные
элементы-квадраты, а второй — в наложении
нескольких квадратов на этот образец так, чтобы
получился рисунок.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При оценке результатов важно
учитывать такие качественные характеристики,
как самостоятельность (результативность)
выполнения задания — R, скорость решения задачи
— Т и рациональность при выполнении задачи — D.
Rig каждого (i-го) испытуемого по каждому (g-му)
заданию при нерешенном задании составляет 0
баллов, при использовании максимальной помощи
(наложении элементов на образец) — 10 баллов, при
использовании минимальной помощи (выполнение
задания по дополнительному образцу) — 100 баллов и
при самостоятельном решении задания — 1000 баллов.
Разнесение результатов решения заданий в столь
широком диапазоне (от группы к группе — скачок на
порядок) принято для более качественного
разграничения испытуемых по основному признаку
— результативности.
Относительная скорость выполнения задания
оценивается по формуле

Tig =tg min / tig real,

где tg min равно минимальному времени, за
которое было выполнено каждое (g-е) задание, среди
всех обследованных нами детей (см. табл.), а tig real
обозначает реальное время, затраченное каждым
(i-м) испытуемым на каждое (g-е) задание.
Рациональность решения задачи оценивается по
формуле:

Dig = dg min / dig real,

где dg min равно минимальному количеству
действий, объективно необходимых для решения
каждого (g-го) задания, а dig real — количество
реальных действий, которое понадобилось для
решения каждого (g-го) задания каждому (i-му)
испытуемому.
Показатель качества выполнения Мig каждого (g-го)
задания каждым (i-м) испытуемым оценивается в
баллах по формуле:

Mig = Rig x Tig x Dig

Интегральный показатель выполнения
методики ОКД равен сумме баллов за выполнение
всех заданий методики ОКД (S Mig), деленной на
количество заданий (15), то есть:

Мi = S Mig /15.

Полученные результаты можно
трактовать следующим образом:

321 балл и выше — высокий уровень,
281 — 320 баллов — выше среднего,
180 — 280 баллов — средний уровень,
120 — 179 баллов — ниже среднего,
119 баллов и меньше свидетельствуют о
недоразвитии конструктивного праксиса и
выраженных нарушениях пространственного
анализа и синтеза.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Методика ОКД позволяет выявить детей с
недостатками в интеллектуальном развитии, но не
позволяет отделить детей с ЗПР от детей с общим
интеллектуальным недоразвитием, поскольку обе
эти категории отличаются значительным
недоразвитием пространственного анализа и
синтеза, обусловленным структурой вышеназванных
нарушений.
Диагностическим критерием, позволяющим
разграничить эти два состояния, может служить
выполнение следующей задачи.
После предъявления заданий методики ОКД ребенку
предлагается самостоятельно придумать картинку,
сложить ее из отдельных элементов и дать ей
название. Через некоторое время следует
предъявить не расчлененный на отдельные
элементы образец этой, самостоятельно
придуманной картинки, которую необходимо вновь
сложить по этому образцу.
В отличие от детей с общим интеллектуальным
недоразвитием, дети с ЗПР способны справиться с
этим заданием не только самостоятельно, но и
более продуктивно, чем с аналогичным заданием в
методике ОКД.

Ольга ВЯЛЫХ,
Иркутский государственный
педагогический университет

Спонсор публикации статьи: обучающий интернет сайт http://InternetUrok.ru. На страницах сайта располагаются видео уроки обществознания за 9 класс, а так же по другим основным предметам школьной программы, за различные классы. Профессиональные педагоги подробно раскрывают тему урока, сопровождая занятие видео презентациями, позволяя усвоить материал в полном объёме. Посетив сайт InternetUrok.ru, школьники смогут подробнее разобраться в интересующей их теме, или виртуально посетить пропущенный урок, а педагоги смогут побывать на открытом уроке другого учителя.

VI.   Праксис. Исследованию праксиса предшествует тщательное знакомство с данными клинического анализа двигательных функций: силы и точности движений, состояния мышечного тонуса, наличия гиперкииезов и т. д. не только в конечностях (руках), но и артикуляторного аппарата.

35. Идеаторный и идеомоторный праксис исследуют да­лее, предлагая больному выполнять действия с реальными предметами, например: зажечь спичку, причесаться, расстег­нуть и застегнуть пуговицу и т. д.; действия с воображаемыми предметами, например: показать, как пилят дрова, забивают гвозди, размешивают сахар в чашке; символические действия: попрощаться, поманить пальцем, отдать воинское приветствие и др.

36. Конструктивный праксис. Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квад­рата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрез­ков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, тра­пеции с треугольником внутри и т. д.

37. Динамический праксис (по А. Р. Лурия). Проба «ку­лак— ладонь — ребро» выполняется по зрительному показу одной (здоровой) рукой; при этом больному предлагается по­следовательно ударять по столу кистью руки, сжатой в кулак, плашмя и ребром: кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь; ладонь — ребро — кулак и т. д. Проба на реципрокную координацию движений (по Н. И. Озерецкому), при которой больному предлагается одновременно сжимать в кулак одну руку и распрямлять другую; эти движения чередуются не­сколько раз. Проба проводится при отсутствии у больных явлений пареза. Проба па усвоение заданной последовательно­сти движений пальцев рук (постукивание по столу) по зри­тельному показу, например: II—III—IV пальцы; I—V—I паль­цы и другие варианты. Проба на усвоение заданной последо­вательности движений пальцев по пропрпоцептивпому показу (глаза испытуемого закрыты, порядок движений демонстри­руется с помощью пассивных движений пальцев эксперимен­татором), например: I — III — II пальцы; II — I — IV пальцы и т. д. Воспроизведение заданного графического стереотипа, на­пример: заполнить строчку как можно быстрее следующей се­рией: XX000XX000XX. . . или 6660066600. .. Могут быть и дру­гие варианты проб на динамический праксис, при выполнении которых обращается особое внимание на дезавтоматизацию двигательного акта, персеверации, эхопраксии.

38. Оральный праксис. Простые движения губ и языка: вы­сунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.

При оценке результатов выполнения проб по разделу «прак­сис» необходимо выяснить, какие нарушения могут быть обус­ловлены речевыми расстройствами (неудержанис ряда, отчуж­дение смысла слов и т. д.). Следует также охарактеризовать особенности двигательных операций (дискоординаторные на­рушения, персеверакои, эхопраксии, истощасмость и т. д.), их адекватность в отношении заданной экспериментатором ситу­ации (например, в ответ на предложение поманить пальцем, грозить им и т. п.). Учитывается способность испытуемого пра­вильно opi ептировать одежду по отношению к собственному телу (аир ксия одевания), а также ошибки в левом (чаще) или правом (реже) поле зрения и другие особенности тонких целенаправленных движений и действий.

VII. Неречевой слуховой гнозис. Пробы на узнавание не­речевых звуков, включая музыкальные мелодии и ритмы, про­водят чаще всего в процессе исследования речевой функции, но выделяются в самостоятельный раздел. При этом, так же как и при исследовании различных сторон речи, предвари­тельно знакомятся с состоянием более элементарных сторон слуха п слуховым вниманием.

39. Узнавание знакомых звуков и их последовательностей: шелест бумаги, звон монет, хлопание в ладоши и др.

40. Узнавание (идентификация) ритмов. Экспериментатор задает ритм постукиванием по столу — испытуемый должен найти идентичный среди других на схеме.

41. Узнавание мелодий известных песен, пропеваемых экс­периментатором.

42. Воспроизведение предъявленных на слух ритмических последовательностей. В одном из вариантов опыта больному может быть предложено при этом зажать язык между зубами.

43. Воспроизведение любых, знакомых испытуемому мело­дий.

VIII.  Схема тела.

44. Право-левая ориентировка. Испытуемого просят показать: свою левую руку, правую руку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым), левую руку экспериментатора (сидит напротив испытуемого со скрещенными на груди руками).

45. Пальцевой гнозис. Испытуемого просят показать паль­цы по вербальной инструкции: указательный палец, мизинец, средний, большой, мизинец, безымянный. По подражанию: по­казывают III палец, V палец, II палец, III палец, IV палец, I палец. При этом экспериментатор показывает пальцы попе­ременно то левой, то правой руки, изменяя каждый раз поло­жение кисти в пространстве. Нередко также используется проба, когда больному предлагается узнать при закрытых глазах, какие пальцы двигаются пассивно врачом.

46. Воспроизведение позы пальцев по подражанию. Экспе­риментатор при этом сидит напротив испытуемого.

47. Воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук. Экспериментатор при этом также сидит напротив испытуемого. Последние две пробы в равной степени имеют отношение и к исследованию праксиса, в частности зрительно-пространственной организации движений. При анализе ошибок следует учитывать данные исследования праксиса, в частно­сти рисунки «лица», «ромашки» и др., в которых могут отме­чаться ошибки в левом поле зрения. Учитываются также данные клинико-психологического наблюдения за больным (не-осознание им паралича и других дефектов — анозогнозии, на­рушений чувствительности и других расстройств). Необходимо также отмечать нарушения называния пальцев рук в исследо­ваниях пальцевого гнозиса.

чтение и счет – предыдущая | следующая – гнозис

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

    Содержание

  • Общая информация
  • Особенности исследования праксиса

В переводе с греческого, «праксис» обозначает способность человека к выполнению осознанных движений. Это возможно, если у человека отсутствует паралич и не наблюдается иных нарушений мышечного тонуса.

Общая информация

Неврологи под праксисом понимают автоматизированное выполнение однажды выученных движений. Двигательный акт выполняется «на одном дыхании» в том случае, если у человека не наблюдается патологий в зрительно-пространственной ориентировке.праксис

Не менее важен не прекращающийся поток информации о том, как выполняются «автоматические» действия.

Нарушение праксиса определяется как апраксия.

При апраксии нарушаются только двигательные навыки. Расстройства движения при этом отсутствуют. Человек, у которого диагностировали апраксию, утрачивает навыки самообслуживания и использования даже самых простых бытовых приборов.

Всего неврологи выделяют следующие виды нарушений двигательных навыков:

  1. Зрительно-пространственное.
  2. Эфферентное.
  3. Афферентное (кинестетическое).

Нередко диагностируются нарушения речевого праксиса. Но рассматриваются они в отдельном порядке.

Особенности исследования праксиса

Исследование предполагает выполнение различных заданий. Человеку предлагается совершить несколько простых манипуляций с окружающими его предметами. Также специалист проверяет узнавание этих предметов по чувственным восприятиям.

  1. Перво-наперво специалист устанавливает наличие возможности осуществлять простейшие манипуляции. Человека могут попросить закрыть глаза или высунуть кончик языка. Также специалист может попросить больного выполнить пальцами рук ту или иную фигуру.
  2. После этого следуют задания посложнее. Специалист просит своего клиента расчесаться, зажечь спичку или насыпать соль на кусок хлеба. Затем наступает время еще более сложных тестов. Больной обязуется имитировать ловлю мух или забивание гвоздей.
  3. Затем специалист приступает к исследованию транзитивных действий. Для этого больного просят указать пальцем на собственный глаз или ухо. На последнем этапе больного просят построить несложную конструкцию из кубиков или спичек.

Исследование конструктивного праксиса

Проблема исследования трудовой деятельности конструктивного праксиса становится все более актуальной. Это объясняется тем, что количество людей с апраксиями становится все больше.исследование праксиса

Ранняя диагностика способствует как успешности терапии, так и купированию вторичных наслоений.

Специалист, желающий исследовать конструктивный праксис, обычно прибегает к методикам «Сложи пирамидку». Также используется доска Сегена. Почти всегда доска эксплуатируется в модифицированном варианте, предполагающем наличие следующих этапов:

  • свободный режим;
  • знакомство с фигурками;
  • рассаживание фигурок по гнездам (это делается только одной рукой).

Исследование проводится с закрытыми глазами. Перед выполнением заданий специалист фиксирует время выполнения каждого мини-задания. Немаловажное значение имеет то, какую стратегию выберет испытуемый.

Этот вариант позволяет специалисту оценить, как по ходу стереогностической деятельности взаимодействуют между собой оба полушария головного мозга.

Также для исследования конструктивного праксиса специалист прибегает к складыванию картинок. Тест предполагает собирание картинки из 2 или 3 частей, разрезанных по вертикали.

Если испытуемый благополучно справляется с заданием, исследователь предлагает ему собрать рисунок из частей, разрезанных по диагонали.

Немного сложнее кажется следующее задание. Испытуемому предлагается сложить рисунок по образцу из двух-четырех палочек. Возможно выполнение этого задания по памяти.

Специалист сам складывает рисунок, просит своего подопечного запомнить порядок действий, а затем убирает палочки и предлагает выполнить работу по памяти.

Исследование кинестетического праксиса

Кинестетическая апраксия образуется на фоне поражения средних и нижних зон постцентральной извилины. При этом происходит нарушение афферентного синтеза произвольного двигательного акта. Поэтому больной лишается возможности корректного воспроизведения поз верхних конечностей.пересчет пальцев

Без зрительного контроля человек не имеет возможности самостоятельно продемонстрировать, как нужно правильно застегиваться или расчесываться.

Исследование кинестетического праксиса происходит следующим образом. Доктор просит испытуемого:

  • сжать кисть в кулак;
  • оскалиться;
  • вытянуть в трубочку губы;
  • поднять язык и надуть щеки.

После этого специалист предлагает испытуемому произвести кистью несколько манипуляций. При этом предполагается последовательная смена позы кисти.

Процедура чем-то напоминает известную детскую игру «Камень — ножницы — бумага». Больной должен сперва показать ребро ладони, затем ладонь, а потом кулак. После тестирования одной руки наступает очередь второй.

Следующее упражнение немного проще. Исследователь предлагает своему подопечному несколько раз согнуть и разогнуть пальцы сначала на левой руке, а потом и на правой. Таким образом проверяется реципрокная координация.

Используются и иные методики. При помощи ОКД врачи могут дифференцировать ребят с задержкой психического развития от детей с нарушенным интеллектом.

Оцените статью:

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (голосов: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Loading ... Loading …

Записи по теме:

  • Неврологические болезни — виды апраксии и причины их возникновения

  • Кинестетическая (афферентная) апраксия- вид апраксии Липманна

  • Краткое описание апраксий и их классификация

  • Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии

  • Апраксия у детей- как проявляется данное заболевание?

  • Лечение апраксии- основные врачебные мероприятия

Оценка результатов:

5
баллов — все задания выполняются
правильно, самостоятельно;

4
балла — задания выполняются с ошибками,
но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла — задания
выполняются с минимальной помощью
взрослого;

2
балла — для выполнения задания требуется
активная помощь со стороны взрослого;

1 балл — задания не
выполняются.

Конструктивный праксис


пп

Задание

Оценка
в баллах

1.

Сложить разрезные
картинки (разной конфигурации разреза):

из
двух фрагментов;

из
трех фрагментов;

из
четырех фрагментов.

Оценка результатов:

  1. баллов
    — все задания выполняются правильно,
    самостоятельно;

4
балла — задания выполняются
с ошибками, но ошибки исправляются
самостоятельно;

3 балла — задания
выполняются с минимальной помощью
взрослого;

2
балла —
задания выполняются после демонстрации
образца;

1
балл — задания не выполняются.


пп

Задание

Оценка
в баллах

2.

Нарисовать
без образца:

домик,

ромашку,

елочку

Оценка результатов:

  1. баллов — правильное
    изображение предметов;

4
балла — отсутствие какой-либо незначительной
детали рисунка; 3
балла — отсутствие какой-либо существенной
детали рисунка; 2 балла — неправильное
расположение деталей в пространстве
рисунка;

1
балл — отсутствие четкого изображения
предмета.


пп

Задание

Оценка
в баллах

3.

Нарисовать
человека. Инструкция: «Здесь (показывают
ребенку) нарисуй человека. Так, как
сможешь». Больше никаких пояснений,
помощи
или привлечения внимания к ошибкам и
недостаткам рисунка
не допускается

Оценка результатов:

5
баллов — нарисованная фигура имеет
голову и все части лица, туловище,
конечности, детали
одежды. На голове есть волосы (возможно,
они закрыты кепкой или шляпой). Руки
заканчиваются
пятипалой кистью. Ноги отогнуты;

4 балла — отсутствие
незначительных деталей рисунка;

3 балла — фигура
имеет голову, туловище, конечности. Руки
и ноги нарисованы двумя линиями
(объемные). Допускается отсутствие шеи,
волос, ушей, пальцев и ступней;

2
балла — примитивный рисунок с головой
и туловищем. Каждая конечность (достаточно
одной пары) нарисована только одной
линией;

1
балл — отсутствует четкое изображение
туловища или обеих пар конечностей
(«головоног»).
Каракули.

Исследование движений и действий

Анализ
элементарных компонентов движений: их
силы, точности, быстроты и координированности.
Выполнение простых инструкций: «Сожми
мою руку», «Пройдись по комнате»,
«Попрыгай на одной ноге» Определение
ведущей руки: правая, левая (нужное
подчеркнуть).


пп

Задание

Оценка
в баллах

2.

Выявление
синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка
помещаются на чистый
лист бумаги и обводятся карандашом.
Затем, поочередно прикасаясь
к каждому пальцу ребенка, кроме
четвертого (движение которого
и у
здоровых
детей в опыте сопровождается
синкинезиями), говорим:
«Подними только этот палец!» На
контурном изображении помечаются
непроизвольные движения
других пальцев: односторонние,
перекрестные (на второй руке) и
двухсторонние (на обеих
руках)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коника минолта bizhub 185 ошибка c2558
  • Конструктивные ошибки это
  • Кондуктометр кац 037 ошибки
  • Коника минолта код ошибки 0202
  • Конструктивная позиция лексическая ошибка