Концепция проб и ошибок

Александр
Бэн: пробы и ошибки

В
отличие от Д.С.Милля Александр Бэн в
своих двух главных трудах, пользовавшихся
на протяжении многих лет широкой
популярностью, – «Ощущения и интеллект»
(1855) и «Эмоции и воля» (1859) последовательно
проводил курс на сближение психологии
с физиологией. Он особое место уделял
тем уровням психической деятельности,
связь которых с телесным устройством
очевидна, а зависимость от сознания
минимальна: рефлексам, навыкам и
инстинктам.

Бэн
выдвинул представление о «пробах и
ошибках» как особом принципе организации
поведения. Между «чисто» рефлекторным
и «чисто» произвольным имеется
обширный спектр действий, благодаря
которому постепенно, шаг за шагом, иногда
дорогой ценой, достигается искомая
цель. Концепцию «проб и ошибок»
ожидало большое будущее. Этому правилу,
предполагал Бэн, подчиняется не только
внешнедвигательная, но и внутримыслительная
активность. Так, процесс мышления может
рассматриваться как отбор правильной
(соответствующей искомой цели) комбинации
слов, который производится по тому же
принципу, что и отбор нужных движений
при обучении плаванию и другим двигательным
навыкам. «Во всех трудных операциях,
которые совершаются ради намерения или
цели, правило «проба и ошибка»
является главным и конечным прибежищем».

Тем
самым деятельность сознания сближалась
с деятельностью организма. Закономерности,
присущие всей органической природе,
оказывались также и закономерностями
«внутреннего мира». Таков объективный,
категориальный смысл нововведений
Бэна. Они были симптомами назревавших
изменений.

32. Эволюционная психология (г. Спенсер, ч. Дарвин).

Герберт
Спенсер: эволюционная психология

Английский
философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903) был
одним из основателей философии
позитивизма, в русле которого, по его
мнению, должна развиваться психология.
Его стремление сделать психологию
объективной наукой совпало и с общими
тенденциями в ее развитии. Основой такой
позитивной психологии Спенсер делает
теорию эволюции. Таким образом, в его
теории переплетаются влияния позитивизма,
эволюционного подхода и ассоцианизма,
который Спенсер и перерабатывает исходя
из своих стремлений к построению новой
психологии.

Пересматривая
предмет психологии, Спенсер писал, что
психология изучает соотношение внешних
форм с внутренними, ассоциации между
ними. Так он расширил предмет психологии,
включая в него не только ассоциации
между внутренними факторами (ассоциации
только в поле сознания), но и изучение
связи сознания с внешним миром.

Исследуя
роль психики в эволюции человека, Спенсер
говорил, что психика является механизмом
адаптации к среде. То есть психика
возникает закономерно на определенном
этапе эволюции, в тот момент, когда
условия жизни живых существ усложняются
настолько, что приспособиться к ним без
адекватного их отражения невозможно.

Спенсер
выделил этапы развития психики исходя
из того, что психика человека есть высшая
ступень психического развития, которая
появилась не сразу, но постепенно, в
процессе усложнения условий жизни и
деятельности живых существ. Исходная
форма психической жизни – ощущение
развилось из раздражимости, а затем из
простейших ощущений появились
многообразные формы психики. Все они
являются инструментами выживания
организма, частными формами адаптации
к среде. Такими частными формами
приспособления являются: рефлекс,
инстинкт, навык, реализуемые в поведении,
– и ощущения, память, воля, разум,
существующие в сознании.

Говоря
о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал:
главное значение разума в том, что он
лишен ограничений, которые присущи
низшим формам психики, и потому
обеспечивает наиболее адекватное
приспособление индивида к среде. Эта
идея о связи психики, главным образом
интеллекта, с адаптацией станет ведущей
для психологии начала XX века.

Спенсер
распространил законы эволюции не только
на психику, но и на социальную жизнь,
развивая органическую теорию общества.
Он говорил, что человеку необходимо
приспосабливаться не только к природе,
но и к социальному окружению: поэтому
его психика развивается в процессе
развития человеческого общества. Одним
из первых в психологии Спенсер сравнивал
психологию дикаря и современного
человека, делая вывод, что у современного
человека более развито мышление, в то
время как у первобытных людей было более
развито восприятие. Эти выводы в то
время были достаточно нетрадиционны и
принципиальны. Они позволили ученым
разработать сравнительные методы
психических исследований, которые
получили широкое распространение.
Анализируя разницу в психическом
развитии людей, принадлежащих к разным
народам и разному времени. Спенсер
пересматривал прежние взгляды ассоцианизма
на прижизненность формирования знаний.
Он писал, что наиболее часто повторяющиеся
ассоциации не исчезают, но закрепляются
в мозге человека и передаются по
наследству. Таким образом, сознание –
не чистый лист, оно полно предуготованных
ассоциаций. Эти врожденные ассоциации
и определяют разницу между мозгом
европейца и мозгом дикаря.

Теория
Спенсера получила широкое распространение,
оказав огромное влияние на экспериментальную
психологию, психологию поведения, на
формирование генетической (детской)
психологии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

From Wikipedia, the free encyclopedia

Trial and error is a fundamental method of problem-solving[1] characterized by repeated, varied attempts which are continued until success,[2] or until the practicer stops trying.

According to W.H. Thorpe, the term was devised by C. Lloyd Morgan (1852–1936) after trying out similar phrases «trial and failure» and «trial and practice».[3] Under Morgan’s Canon, animal behaviour should be explained in the simplest possible way. Where behavior seems to imply higher mental processes, it might be explained by trial-and-error learning. An example is a skillful way in which his terrier Tony opened the garden gate, easily misunderstood as an insightful act by someone seeing the final behavior. Lloyd Morgan, however, had watched and recorded the series of approximations by which the dog had gradually learned the response, and could demonstrate that no insight was required to explain it.

Edward Lee Thorndike was the initiator of the theory of trial and error learning based on the findings he showed how to manage a trial-and-error experiment in the laboratory. In his famous experiment, a cat was placed in a series of puzzle boxes in order to study the law of effect in learning.[4] He plotted to learn curves which recorded the timing for each trial. Thorndike’s key observation was that learning was promoted by positive results, which was later refined and extended by B. F. Skinner’s operant conditioning.

Trial and error is also a method of problem solving, repair, tuning, or obtaining knowledge. In the field of computer science, the method is called generate and test (Brute force). In elementary algebra, when solving equations, it is guess and check.

This approach can be seen as one of the two basic approaches to problem-solving, contrasted with an approach using insight and theory. However, there are intermediate methods which for example, use theory to guide the method, an approach known as guided empiricism.

This way of thinking has become a mainstay of Karl Popper’s critical rationalism.

Methodology[edit]

The trial and error approach is used most successfully with simple problems and in games, and it is often the last resort when no apparent rule applies. This does not mean that the approach is inherently careless, for an individual can be methodical in manipulating the variables in an attempt to sort through possibilities that could result in success. Nevertheless, this method is often used by people who have little knowledge in the problem area. The trial-and-error approach has been studied from its natural computational point of view [5]

Simplest applications[edit]

Ashby (1960, section 11/5) offers three simple strategies for dealing with the same basic exercise-problem, which have very different efficiencies. Suppose a collection of 1000 on/off switches have to be set to a particular combination by random-based testing, where each test is expected to take one second. [This is also discussed in Traill (1978–2006, section C1.2]. The strategies are:

  • the perfectionist all-or-nothing method, with no attempt at holding partial successes. This would be expected to take more than 10^301 seconds, [i.e., 2^1000 seconds, or 3·5×(10^291) centuries]
  • a serial-test of switches, holding on to the partial successes (assuming that these are manifest), which would take 500 seconds on average
  • parallel-but-individual testing of all switches simultaneously, which would take only one second

Note the tacit assumption here that no intelligence or insight is brought to bear on the problem. However, the existence of different available strategies allows us to consider a separate («superior») domain of processing — a «meta-level» above the mechanics of switch handling — where the various available strategies can be randomly chosen. Once again this is «trial and error», but of a different type.

Hierarchies[edit]

Ashby’s book develops this «meta-level» idea, and extends it into a whole recursive sequence of levels, successively above each other in a systematic hierarchy. On this basis, he argues that human intelligence emerges from such organization: relying heavily on trial-and-error (at least initially at each new stage), but emerging with what we would call «intelligence» at the end of it all. Thus presumably the topmost level of the hierarchy (at any stage) will still depend on simple trial-and-error.

Traill (1978–2006) suggests that this Ashby-hierarchy probably coincides with Piaget’s well-known theory of developmental stages. [This work also discusses Ashby’s 1000-switch example; see §C1.2]. After all, it is part of Piagetian doctrine that children learn first by actively doing in a more-or-less random way, and then hopefully learn from the consequences — which all has a certain resemblance to Ashby’s random «trial-and-error».

Application[edit]

Traill (2008, espec. Table «S» on p.31) follows Jerne and Popper in seeing this strategy as probably underlying all knowledge-gathering systems — at least in their initial phase.

Four such systems are identified:

  • Natural selection which «educates» the DNA of the species,
  • The brain of the individual (just discussed);
  • The «brain» of society-as-such (including the publicly held body of science); and
  • The adaptive immune system.

Features[edit]

Trial and error has a number of features:

  • solution-oriented: trial and error makes no attempt to discover why a solution works, merely that it is a solution.
  • problem-specific: trial and error makes no attempt to generalize a solution to other problems.
  • non-optimal: trial and error is generally an attempt to find a solution, not all solutions, and not the best solution.
  • needs little knowledge: trials and error can proceed where there is little or no knowledge of the subject.

It is possible to use trial and error to find all solutions or the best solution, when a testably finite number of possible solutions exist. To find all solutions, one simply makes a note and continues, rather than ending the process, when a solution is found, until all solutions have been tried. To find the best solution, one finds all solutions by the method just described and then comparatively evaluates them based upon some predefined set of criteria, the existence of which is a condition for the possibility of finding a best solution. (Also, when only one solution can exist, as in assembling a jigsaw puzzle, then any solution found is the only solution and so is necessarily the best.)

Examples[edit]

Trial and error has traditionally been the main method of finding new drugs, such as antibiotics. Chemists simply try chemicals at random until they find one with the desired effect. In a more sophisticated version, chemists select a narrow range of chemicals it is thought may have some effect using a technique called structure–activity relationship. (The latter case can be alternatively considered as a changing of the problem rather than of the solution strategy: instead of «What chemical will work well as an antibiotic?» the problem in the sophisticated approach is «Which, if any, of the chemicals in this narrow range will work well as an antibiotic?») The method is used widely in many disciplines, such as polymer technology to find new polymer types or families.

Trial and error is also commonly seen in player responses to video games — when faced with an obstacle or boss, players often form a number of strategies to surpass the obstacle or defeat the boss, with each strategy being carried out before the player either succeeds or quits the game.

Sports teams also make use of trial and error to qualify for and/or progress through the playoffs and win the championship, attempting different strategies, plays, lineups and formations in hopes of defeating each and every opponent along the way to victory. This is especially crucial in playoff series in which multiple wins are required to advance, where a team that loses a game will have the opportunity to try new tactics to find a way to win, if they are not eliminated yet.

The scientific method can be regarded as containing an element of trial and error in its formulation and testing of hypotheses. Also compare genetic algorithms, simulated annealing and reinforcement learning – all varieties for search which apply the basic idea of trial and error.

Biological evolution can be considered as a form of trial and error.[6] Random mutations and sexual genetic variations can be viewed as trials and poor reproductive fitness, or lack of improved fitness, as the error. Thus after a long time ‘knowledge’ of well-adapted genomes accumulates simply by virtue of them being able to reproduce.

Bogosort, a conceptual sorting algorithm (that is extremely inefficient and impractical), can be viewed as a trial and error approach to sorting a list. However, typical simple examples of bogosort do not track which orders of the list have been tried and may try the same order any number of times, which violates one of the basic principles of trial and error. Trial and error is actually more efficient and practical than bogosort; unlike bogosort, it is guaranteed to halt in finite time on a finite list, and might even be a reasonable way to sort extremely short lists under some conditions.

Jumping spiders of the genus Portia use trial and error to find new tactics against unfamiliar prey or in unusual situations, and remember the new tactics.[7] Tests show that Portia fimbriata and Portia labiata can use trial and error in an artificial environment, where the spider’s objective is to cross a miniature lagoon that is too wide for a simple jump, and must either jump then swim or only swim.[8][9]

See also[edit]

  • Ariadne’s thread (logic)
  • Brute-force attack
  • Brute-force search
  • Dictionary attack
  • Empiricism
  • Genetic algorithm
  • Learning curve
  • Margin of error
  • Regula falsi

References[edit]

  1. ^ Campbell, Donald T. (November 1960). «Blind variation and selective retention in creative thoughts as in other knowledge processes». Psychological Review. 67 (6): 380–400. doi:10.1037/h0040373. PMID 13690223.
  2. ^ Concise Oxford Dictionary p1489
  3. ^ Thorpe W.H. The origins and rise of ethology. Hutchinson, London & Praeger, New York. p26. ISBN 978-0-03-053251-1
  4. ^ Thorndike E.L. 1898. Animal intelligence: an experimental study of the association processes in animals. Psychological Monographs #8.
  5. ^ X. Bei, N. Chen, S. Zhang, On the Complexity of Trial and Error, STOC 2013
  6. ^ Wright, Serwall (1932). «The roles of mutation, inbreeding, crossbreeding and selection in evolution» (PDF). Proceedings of the Sixth International Congress on Genetics. Volume 1. Number 6: 365. Retrieved 17 March 2014.
  7. ^ Harland, D.P. & Jackson, R.R. (2000). ««Eight-legged cats» and how they see — a review of recent research on jumping spiders (Araneae: Salticidae)» (PDF). Cimbebasia. 16: 231–240. Archived from the original (PDF) on 28 September 2006. Retrieved 5 May 2011.
  8. ^ Jackson, Robert R.; Fiona R. Cross; Chris M. Carter (2006). «Geographic Variation in a Spider’s Ability to Solve a Confinement Problem by Trial and Error». International Journal of Comparative Psychology. 19 (3): 282–296. doi:10.46867/IJCP.2006.19.03.06. Retrieved 8 June 2011.
  9. ^ Jackson, Robert R.; Chris M. Carter; Michael S. Tarsitano (2001). «Trial-and-error solving of a confinement problem by a jumping spider, Portia fimbriata«. Behaviour. Leiden: Koninklijke Brill. 138 (10): 1215–1234. doi:10.1163/15685390152822184. ISSN 0005-7959. JSTOR 4535886.

Further reading[edit]

  • Ashby, W. R. (1960: Second Edition). Design for a Brain. Chapman & Hall: London.
  • Traill, R.R. (1978–2006). Molecular explanation for intelligence…, Brunel University Thesis, HDL.handle.net
  • Traill, R.R. (2008). Thinking by Molecule, Synapse, or both? — From Piaget’s Schema, to the Selecting/Editing of ncRNA. Ondwelle: Melbourne. Ondwelle.com — or French version Ondwelle.com.
  • Zippelius, R. (1991). Die experimentierende Methode im Recht (Trial and error in Jurisprudence), Academy of Science, Mainz, ISBN 3-515-05901-6

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Шотландский психолог и педагог, один из основных представителей ассоциативной психологии, автор понятия «пробы и ошибки», задолго до Эдварда Торндайка.

Александр Бэн первым в Англии начал применять физиологические методы в психологии.

Основные работы Александра Бэна в области психологии: The senses and the intellect / Ощущения и интеллект (1885 год) и The emotions and the will / Эмоции и воля (1859 год).

«… если у Джона Стюарта Милля процесс мышления получает схематическое психологическое истолкование вне связи с конкретным анализом естественнонаучных фактов, то Александр Бэн в работах «Ощущения и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» ( 1859) обращается к анализу явлений нервной системы, физиологии органов чувств, к психологическому анализу обыденной деятельности человека, наконец, к анализу истории научных открытий, технических изобретений, искусства, эстетических эмоций.

На такой «комплексной» основе А. Бэн делает попытку разработать оригинальную концепцию умственной деятельности. А. Бэну в какой-то степени удалось выйти за жёсткие рамки теории «репродуктивного мышления», и он (задолго до гештальтпсихологов) заговорил о необходимости продуктивного, то есть творческого мышления.

Интерес представляет попытка Бэна исследовать роль ассоциаций в творческой деятельности вообще и в художественном творчестве, в искусстве в особенности.

Творческая сила ума рассматривается Бэном как способность духа путём ассоциаций образовывать вытекающие из опыта новые оригинальные сочетания, новые комбинации.

Систему сложившихся в ассоциативной психологии основных законов ассоциаций Бэн дополнил двумя новыми: законом сложной ассоциации и законом творческой, или конструктивной (построительной), ассоциации.

Первый закон сформулирован Бэном следующим образом: «Прежние действия, ощущения, мысли, эмоции воспроизводятся легче, если они ассоциированы по смежности или по сходству более чем с одним предметом или впечатлением».

Согласно второму закону, ассоциации по сходству должны быть дополнены усилиями воли и чувств, которые стимулируют и руководят течением ассоциаций: «… известная эмоция может содействовать воспоминанию. […]

Власть воли над рядами мыслей может быть значительна. Мы не можем сразу определить, какие мысли должны возникнуть, но из тех, которые возникли, мы можем направить внимание на одни скорее, чем на другие…».

Александр Бэн пытается внести своеобразную «поправку» в теорию «репродуктивного мышления», выдвигает на первый план активные творческие моменты в мыслительном процессе, подчеркивает его известную направленность и избирательность, стихийно приближаясь таким образом к материалистическим выводам.

Бэн указывает на три необходимых условия творческого процесса:

«1. Должно существовать подчинение отдельных элементов…

2. Должна существовать идея, план или восприятие желаемых сочетаний; некоторый умственный абрис того, что давало бы нам знать, когда комбинация удачна…

3. Существует ряд опытов или процесс попыток и ошибок… Чувство недостаточности возбуждает другую попытку, и так далее, пока известная проба не будет иметь успеха. Момент успеха сопровождается некоторым довольством или возвышением, при котором возникает усиленная готовность поддерживать счастливую комбинацию; и обстоятельства, таким образом, бывают в высшей степени благоприятны для начала прочной ассоциации».

Концепция «проб и ошибок» Александра Бэна подчёркивала конструктивный характер творческого процесса мышления (тем самым и процесса художественного мышления) и в этом плане во многом противостояла мистическим теориям творческого процесса, выдвигавшим иррациональную, бессознательную мотивировку этого процесса.

Исходя из законов конструктивной ассоциации Бэн попытался раскрыть некоторые специфические особенности поэтического мышления и творчества. Указывая на эмоциональный характер словесного, поэтического искусства, на существующую связь ассоциативности с эмоцией, Бэн писал: «Словесное выражение в значительной степени расширяет объём языка чувствований. Каждая эмоция имеет свои характеристические формы произношения, выражающие её оттенки с большей тонкостью.

Поэты, которые хотят рисовать и возбуждать эмоции, требуют необычного действия этих форм, всех образов и ассоциированных обстоятельств, которые имеют силу воскрешать видоизменения данного чувства».

Ассоциативную природу словесного искусства Бэн справедливо связывает с ассоциативной природой самого языка, являющегося строительным материалом словесного искусства. «Наш родной язык, — пишет Бэн, — в большей части есть не что иное, как ряд ассоциаций между звуками и их изображением».

Таким образом, Александр Бэн здесь указывает на своеобразную «ступенчатость», или «стадийность», ассоциативности, говорит о её специфическом характере на разных уровнях — звуковом и знаковом. Ассоциации между звуками и их изображениями носят более абстрактный, «многозначный» характер, в то время как ассоциации между звуками и видимыми предметами лишены многозначности, строго конкретны.

Бэн, по-видимому, один из первых выдвинул проблему «знака и значения», подчеркнув, что «посредствующим звеном» между ними является ассоциация. Именно ассоциация реализует «механизм взаимоотношений» между знаком и значением.

А. Бэн указал также на значение «ассоциации контраста» для построения художественных образов в искусстве. «Наша память, — писал Бэн,- заключает в себе многочисленные ассоциированные соединения — верх и низ, великое и малое, богатое и бедное, истинное и ложное, жизнь и смерть… Контрасты поэзии и искусства суть ступени для усиленного эффекта».

Творческую, конструктивную ассоциацию Александр Бэн считал «подосновой» художественного воображения, «главные элементы» которого: 1) конкретность; 2) оригинальность, или изобретательность; 3) присутствие какой-либо эмоции.

Художественное воображение, по мысли Бэна, «имеет своим предметом конкретное, реальное или действительное, в противоположность абстракциям и обобщениям, которые составляют сущность науки…».

Посредством сильного воображения мы выражаем «широкую область творческого напряжения» как в поэзии, так и в других видах искусства. Художественное воображение неразрывно связано с эмоцией, опирается на неё.

Непосредственная цель искусства, отмечает Бэн, есть удовольствие, в то время как непосредственная цель еды и питья состоит в ограждении от страдания, болезни, смерти. В «изящных искусствах» неприятные моменты могут встречаться лишь в порядке исключения, ибо они оказывают отрицательное воздействие на восприятие реципиентом произведений искусства. Последние, равно как и все предметы, называемые эстетическими, предназначены для наслаждения ими значительного круга людей, а некоторые — величайшие из них — адресованы всему человечеству. Эти совершенные создания искусства «соединяют людей взаимною симпатиею и имеют… сильное социальное и гуманизирующее влияние». […]

Бэн затрагивает также проблему «красоты человека». Последняя осознаётся им как «красота в человеческом характере», основу которой составляет «самоотречение»: «Эта черта наблюдается в подвигах благородства, любви, скромности или смирения». Самоотречение — это «всё то, что известный индивид уступает, как часть себя, для других».

В английской психологии Александр Бэн был последним представителем «классического ассоцианизма», стоявшим «на пороге новой эпохи, когда анализ сознания неуклонно сближался с изучением его физиологических условий».

Им была впервые в европейской психологии выдвинута концепция «проб и ошибок», положенная «в дальнейшем… американской психологией в основу объективного исследования поведения».

История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 4, Вторая половина XIX века, М., «Искусство»,  1987 г.,  с.160-164.

На работы Александра Бэна повлияли идеи Джона Стюарта Милля и Томаса Карлейля.

метод проб и ошибок

метод проб и ошибок

— способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. М. п. и о., широко используемый бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса, получил распространение в психологии после работ Э. Л. Торндайка, согласно к-рым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. Гештальтпсихология подвергла М. п. и о. критике, противопоставив ему решение проблемы путем инсайта. Непродуктивность и теоретическая слабость такого противопоставления была показана И. П. Павловым. Свое значение М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
.
1998.

метод проб и ошибок

— вид научения — способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; распространился в психологии после работ Э.Л. Торндайка (последние годы XIX в.), согласно коим случайно совершенные двигательные и мыслительные акты, за счет коих оказалась решенной значимая задача, и закрепление их при случайном успехе определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека/В следующих пробах время, затрачиваемое на решение аналогичных задач в аналогичных условия, постепенно — хотя не линейно — уменьшается, пока не обретает форму мгновенного решения. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки.

Последующая разработка проблемы научения — в частности, более точный анализ поведения животных методом проб и ошибок — обнаружила слабость и ограниченность объяснительных возможностей метода, ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы, ее включенность в определенную психическую структуру. Показано, что поведение при научении не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Гештальт-психология критиковала метод проб и ошибок, противопоставляя ему решение проблемы путем озарения. Но И. П. Павлов показал непродуктивность и теоретическую слабость такого противопоставления. Свое значение метод проб и ошибок сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

метод проб и ошибок

Автор.

Э.Торндайк (1898г.).

Категория.

Форма научения.

Специфика.

Основан на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.

Критика.

В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

Психологический словарь.
И.М. Кондаков.
2000.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

(англ. trial-and-error learning) — форма научения, детально описанная в докторской диссертации Э. Торндайка (1898). Торндайк придавал доминирующее значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления случайных двигательных и мыслительных актов, приводящих к достижению необходимых для живого существа результатов. Так, кошка, посаженная в т. н. проблемную клетку и лишенная пищи, начинает метаться по клетке, находит выход, выходит на свободу и получает пищу. При повторении опытов время, затрачиваемое животным на то, чтобы выйти из клетки, постепенно, хотя и с большими колебаниями, уменьшается. В конце концов животное открывает клетку сразу, что м. б. воспринято наблюдателем, не видевшим предшествующих опытов, как «догадка» животного.

Критики М. п. и о. отмечали, что хаотические и нецелесообразные движения во время научения наблюдаются г. о. в ситуациях, когда проблема неадекватна уровню развития обследуемого (как животного, так и человека), чрезмерно трудна. При решении адекватной проблемы испытуемый прежде всего пытается применить прошлый опыт с учетом того нового, что содержится в проблеме. Тем не менее в процессе формирования новых форм поведения возникает экспериментальный поиск с последующей проверкой, предполагающей применение М. п. и о. в ограниченных пределах. (Ср. Теория поэтапного формирования умственных действий.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Полезное

Смотреть что такое «метод проб и ошибок» в других словарях:

  • Метод Проб И Ошибок — форма научения, описанная Э. Торндайком в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается… …   Психологический словарь

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — англ. method, trail and error; нем. Methode von Versuch und Irrtum. 1. Стихийный способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях, когда безуспешные попытки решения проблемы отбрасываются, а успешные закрепляются. 2. По Э. Торндайку… …   Энциклопедия социологии

  • метод проб и ошибок — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN trial and error method …   Справочник технического переводчика

  • Метод проб и ошибок — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Метод проб …   Википедия

  • метод проб и ошибок — bandymų ir klaidų metodas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. cut and try method; hit and miss method; trial and error method; trial and error approach vok. empirische Erprobung, f; empirisches Ermittlungsverfahren, n; Versuch Irrtum… …   Automatikos terminų žodynas

  • метод проб и ошибок Ньютона-Рафсона — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN Newton Raphson technique …   Справочник технического переводчика

  • метод проб и ошибок — метод последовательного приближения к оптимальному решению путем отклонения вариантов, не отвечающих определенным критериям выбора. См. также процесс поиска оптимального решения …   Толковый переводоведческий словарь

  • Метод проб и ошибок — это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника.… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок …   Педагогический словарь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Концептуальные правотворческие ошибки
  • Контрольное списывание анализ ошибок 1 класс
  • Конфуций цитата про ошибки
  • Контрольно кассовая техника меркурий 115ф ошибка 478
  • Конфликт системная ошибка