Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими ошибка

Коммуникативные качества речи. Этические нормы культуры речи.

Цель: Научить
определять причины нарушения
коммуникативных качеств речи и выработать
навыки самоконтроля речи.

Задание 1.
Определите
причину нарушения логичности речи в
данных фразах. Исправьте предложения.

Предложение

Причина нарушения
нормы

Потерпевший
поджал под себя ноги и лежал невредим
с разбитой головой.

В море плавали
спасательные круги, лодки и моряки.

Столяр сделал
этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Восьми лет бабушка
отвезла внука на Кавказ.

Мэрия постановила
всех владельцев собак держать на
привязи.

Он вернулся домой
с ребенком и насморком.

Меня обвиняют
во взятке. Это невероятно, но это факт.

Кругом, кроме
трупов, не было ни единой живой души.

В кроссе приняли
участие школьники, студенты, рабочие
и химики.

Композиция
восточных сказок схожа со сказками
русскими.

Я не посещал
лекции, и поэтому у меня не будет
проблем на экзамене.

М
етодическая
справка
. Логичность речи является
тем коммуникативным качеством, которое
делает нашу речь последовательной,
логически выстроенной, аргументированной.
Причинами нарушения логичности речи
могут быть:

1) Утверждение взаимоисключающих понятий.
В предложении Я совершил убийство,
но я не повинен в убийстве
нарушена
логичность речи, так как одно утверждение
противоречит другому.

2) Сопоставление логически неоднородных
понятий. В предложении Сюжет этого
фильма перекликается с фильмом
известного режиссера
ошибка допущена
потому, что сопоставляются понятия
сюжет и фильм.

3) Несоответствие действительности. В
предложении Он лежал на диване, читая
книгу и глядя в потолок нарушена
логичность, так как нельзя читать и
одновременно глядеть в потолок.

4) Нарушение порядка слов. В предложении
У печки стояла девушка, она была
жарко натоплена из-за нарушения
порядка слов возникает алогизм.

5) Объединение в качестве однородных
слов, выражающих несоотносимые или
скрещивающиеся понятия. В предложении
Для работы на складе требуются юноши,
девушки, кладовщики
нарушено единое
основание для деления.

Задание 2.
Что является
причиной нарушения точности речи в
данных предложениях?

Предложение

Причина нарушения
нормы

Участники митинга
строго обсудили террористов.

Невнимательное
отношение администрации порождает
текучесть кадров.

Семь действующих
платформ обслуживают несколько сот
человек.

Состоялся новый
спектакль в театре, какого мы никогда
не видели.

Он полный невежа
в вопросах искусства.

Здесь же можно
ознакомиться с прейскурантом цен на
все товары.

Чтение Маяковского
продолжалось весь вечер.

Преподаватель
привел пример, и он всех удивил.

Командир приказал
солдату почистить свое оружие.

Регламент работы
библиотеки меня устраивает.

Прошу обеспечить
моих престарелых родителей сеном и
кормами.

Мы широко
готовились отметить юбилей Пушкина.

М
етодическая
справка
. Точность речи – это такое
коммуникативное качество, которое
необходимо для того, чтобы нас правильно
понимали. Ибо за точность речи всегда
в ответе говорящий. Результатом нарушения
данного качества часто является
двусмысленность фразы. Причинами
нарушения точности речи могут быть:

  1. Употребление слова в несвойственном
    ему значении. В предложении Не было
    форума, поэтому собрание не состоялось
    слово форум употреблено вместо
    слова кворум, что является
    причиной нарушения точности речи.

  2. Смешение паронимов. В предложении Он
    очень дипломатический человек

    наблюдается смешение паронимов и вместо
    слова дипломатический следует
    употребить слово дипломатичный.

  3. Многозначность слова (полисемия). В
    предложении В преддверии Нового
    года
    учителя распустили детей
    глагол распустили – многозначное
    слово, и предложение без соответствующего
    лексического окружения допускает два
    смысла: распустили – дали волю или
    отправили на каникулы
    .

  4. Омонимия. В предложении Коса довольно
    длинная
    слово коса имеет
    несколько значений: девичья коса,
    коса – инструмент и коса
    – узкая полоска вдоль берега. О чем
    идет речь в данном предложении –
    непонятно.

  5. Неправильная лексическая сочетаемость.
    В предложении Нас ждет неминуемая
    победа нарушены правила
    сочетаемости слов, так как слово
    неминуемая(ое) сочетается
    только со словами смерть, гибель,
    поражение.

  6. Смысловая или речевая избыточность
    (плеоназм, тавтология), или речевая
    недостаточность. В предложении Дом
    представлял собой огромную махину

    наблюдается плеоназм: слово махина
    уже содержит в себе компонент значения
    огромный.

  7. Нарушение порядка слов. В предложении
    В универмаге проводится выставка-продажа
    для мужчин весенне-летнего сезона

    нарушение порядка слов нарушает
    точность речи, создает двусмысленность.

Задание 3.
Поберите к
данным словам синонимы.

Слово

Синонимы

аморальный

вульгарный

галантный

инцидент

оригинальный

помпезный

абстрактный

нотация

тенденциозный

популярный

Задание 4.
Употребите
данные слова в прямом и переносном
значениях.

Слово

Прямое значение

Переносное
значение

золотой

черный

тихий

белый

глубокий

тонкий

Наполеон

Методическая справка. Богатство
языка проявляется прежде всего в
богатстве словарного запаса. Умение
передать одну и ту же мысль разными
словами, разными синтаксическими и
интонационными конструкциями
свидетельствует о богатстве речи.
Выразительность речи определяется
умением использовать слова в переносном
значении. К средствам выразительности
относятся: метафора, метонимия, гипербола,
сравнения и другие тропы.

Задание
5.
Определите причину нарушения
чистоты речи в данных фразах.

Предложение

Причина нарушения
нормы

Тут началось
нудное обсуждалово современной поэзии.

Я, как говорится,
на вашей стороне, вы понимаете, но
мне, как говорится, не к чему афишировать
это.

Я целиком и
полностью в вашем распоряжении. В
общем и целом вы меня понимаете.

Мне необходимо
достичь прежде всего консенсуса со
своими детьми.

Дебит моего
семейного бюджета превышает кредит.

Тамань – самый
отстойный городишко из всех приморских
таунов.

В «продуктовую
корзину» входят те продукты, которые
ложат на стол.

Я получил
ассигнования в виде субвенций и
трансфертов.

Ехай на поезде.
Самолетом опасно.

Ваша фирма несет
ответственность за то, что произошел
облом в поставке товаров.

Я как бы … помню
о своем обещании…и , как бы, обещаю
типа выполнить…

Методическая справка. Чистоту
речи могут нарушать:

  1. Диалектные, жаргонные и просторечные
    слова, которые находятся за пределами
    литературного языка. В предложении Он
    владеет бритишовым языком в

    совершенстве элементом,
    нарушающим чистоту речи, является
    жаргонное слово бритишовый.
    Такие формы, как ехай, ложат, сохнули,
    местов
    являются просторечными и,
    следовательно, тоже нарушают чистоту
    речи.

  2. Иноязычные слова. Обычно они нарушают
    чистоту речи, если используются вместо
    существующих русских слов, выражающих
    те же понятия. Неуместное употребление
    иноязычных слов в разговорной речи
    часто осложняет понимание. В предложении:
    Надо транспортировать вещи
    нарушена чистота речи. Лучше сказать:
    Надо перевезти вещи.

  3. Речевые штампы и канцеляризмы. В живой
    речи следует избегать их, так они делают
    нашу речь сухой, невыразительной. В
    предложении Я поставил перед своими
    домашними вопрос об оказании помощи в
    уборке урожая
    употребление
    канцеляризмов делает фразу неуместной.

  4. Слова-сорняки. В их роли выступают
    слова, которые в языке служат для
    выражения различных модальных и прочих
    оттенков смысла высказывания: вводные
    слова (значит, короче говоря, можно
    сказать, так сказать, как говорится, в
    общем, в принципе и др.
    ), отдельные
    слова (блин), частицы, местоимения,
    междометия (ну, вот, это, э…).
    Чрезмерное и частое употребление их
    не к месту затрудняет понимание, засоряет
    речь.

Задание 6. Данные
языковые формулы речевого этикета
распределите по ситуациям, в которых
их использование уместно

Языковые формулы

В официальной обстановке

В неофициальной обстановке

В особых ситуациях

Формулы приветствия

Здравствуй(те), доброе утро, очень рад
видеть тебя (Вас), приветствую, привет,
здравия желаю, салют, мое почтение.

Формулы прощания

До свидания, пока, до завтра, до встречи,
желаю всего хорошего, спокойной ночи,
всего вам (тебе) доброго, ну бывай(те),
прощай(те), не поминай(те) лихом, салют.

Формулы благодарности

Спасибо,
благодарю, позволь(те) вас (тебя)
поблагодарить, я очень признателен
тебе (вам), моя благодарность не знает
границ, нет слов выразить свою
благодарность.

Формулы обращения

Ваше величество, ваше преосвященство,
сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван
Иванович, господин, господа, эй, Вань,
гражданин, коллега, друзья, красавица,
будьте так любезны

Формулы просьбы

Сделай(те) одолжение, если вас (тебя)
не затруднит, не сочти(те) за труд, не
могли бы вы, пожалуйста, прошу, будьте
так любезны, извини(те), прости(те).

Формулы представления

Разреши (те) представить, представляю,
позволь(те) познакомить, позволь(те)
представиться, будем знакомы, я хочу
познакомить Вас (тебя), познакомьтесь.

Методическая справка. Речевой
этикет определяется ситуацией, в которой
происходит общение. Любое общение имеет
начало, основную часть, заключение.
Общение может начаться с приветствия
или знакомства. По правилам хорошего
тона не принято незнакомому человеку
представляться самому – надо, чтобы
вас представили. Принято мужчину
представлять женщине, младшего –
старшему. Однако бывают случаи, когда
надо представиться самому. В этих случаях
этикет предписывает следующие языковые
формулы: Разреши(те) представиться,
я хотел бы) познакомиться, будем знакомы,
позволь(те) представиться, моя фамилия…

Официальные и неофициальные встречи
всегда начинаются с приветствия. В
русском этикете основная формула
приветствия – здравствуй(те).
Распространенным является приветствие,
указывающее на время встречи: доброе
утро, добрый день, добрый вечер
.
Используются и приветствия, которые
выражают чувство радости от встречи,
уважительное отношение, желание общения:
очень рад вас(тебя) видеть, мое
почтение.
Начальным формам общения
противостоят формулы, которые используются
в конце общения, при прощании: до
свидания, всего вам доброго, пока, до
вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те)
лихом и др.

В повседневной жизни люди, общаясь,
выражают благодарность. При выражении
благодарности используются языковые
формулы: спасибо, благодарю, я вам
очень признателен, огромное спасибо,
нет слов, чтобы выразить мою благодарность,
как я вам благодарен
и др.
В повседневной жизни нам часто
приходится обращаться с той или иной
просьбой. В русском этикете существуют
языковые формулы для выражения просьбы:
прошу вас (тебя), не могли бы вы, не
будете ли вы так любезны, не затруднит
ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно
и
др.

Общение предполагает обязательное
обращение к тому, с кем говорящий
общается. Обращение испокон веков
выполняло несколько функций. Главная
– это привлечь внимание собеседника.
В официальной речи используются
собственные имена, название профессий
и должностей: Иван Иванович, уважаемый
президент
. В разговорной речи
обращение может быть экспрессивно
окрашенным: Сонечка, солнышко,
бабулечка.

В русском речевом этикете нет универсального
обращения как по отношению к человеку,
занимающему высокое положение, так и к
рядовому гражданину. Такого, как пан
и пани
(как в Польше, Чехии и Словакии),
мистер, миссис и мисс (как в
Англии, США), синьор, синьора, сеньорита
(как в Италии). Поэтому очень часто нам
приходится слышать обращения девушка,
женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе

и др. Данные обращения не являются
нейтральными и поэтому реакция на них
может быть разной: ссора, грубость в
ответ, обида. Лучше начать разговор без
обращения, используя такие формулы
этикета, как будьте так любезны,
будьте добры, простите
.

В официальной речи сейчас воспринимается
как норма обращение господин Иванов,
госпожа Хакамада, господа, господин
президент.
В армии, в заводской
среде используется в качестве обращения
слово товарищ: товарищ генерал,
товарищ Петров.
Ученые, врачи,
преподаватели, юристы используют слова
коллега, коллеги.

Таким образом, вопрос об универсальной
языковой формуле обращения в русском
речевом этикете остается открытым.

Практическое
занятие 3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Е. Т. Стрекалова Русский язык и культура речи Учебно-методическое пособие

Подобный материал:

  • «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
  • И культура речи, 2068.88kb.
  • Методическое пособие в помощь студентам вечернего факультета (специальность «тележурналистика»), 1028.16kb.
  • Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей. Благовещенск:, 1278.83kb.
  • Горобец е. Г., Карлина о. А., Нарушевич а. Г., Нечепуренко м. Ю. Русский язык и культура, 1353.94kb.
  • Содержание разделов и тем дисциплины Русский язык и культура речи, 73.06kb.
  • Русский язык и культура речи список литературы, 234.16kb.
  • Программа курса «Русский язык и культура речи», 51.61kb.
  • К примерной рабочей программе по дисциплине «Русский язык и культура речи», 45kb.

Задание 9. Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант.

Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо различать добро от зла.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор не только славит, но и сочувствует Игорю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа студентов написали письмо в профком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети любовались то на море, то на картину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Три соседние здания были построены в прошлом году.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть работ направлены нами на экспертизу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Факты говорят за возможность использования резервов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:

  1. Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.
  2. Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли на выполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.
  3. Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимое условие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.
  4. Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие.
  5. Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.
  6. Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российского производства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.

Практическое занятие 2.

Коммуникативные качества речи.

Этические нормы культуры речи.

Цель: Научить определять причины нарушения коммуникативных качеств речи и выработать навыки самоконтроля речи.

Задание 1. Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.

Предложение Причина нарушения нормы
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки.
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.
Он вернулся домой с ребенком и насморком.
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.

Методическая справка. Логичность речи является тем коммуникативным качеством, которое делает нашу речь последовательной, логически выстроенной, аргументированной. Причинами нарушения логичности речи могут быть:

1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.

2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.

3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.

4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.

5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.

Задание 2. Что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?

Предложение Причина нарушения нормы
Участники митинга строго обсудили террористов.
Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров.
Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.
Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.
Он полный невежа в вопросах искусства.
Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.
Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.
Преподаватель привел пример, и он всех удивил.
Командир приказал солдату почистить свое оружие.
Регламент работы библиотеки меня устраивает.
Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами.
Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина.

Методическая справка. Точность речи – это такое коммуникативное качество, которое необходимо для того, чтобы нас правильно понимали. Ибо за точность речи всегда в ответе говорящий. Результатом нарушения данного качества часто является двусмысленность фразы. Причинами нарушения точности речи могут быть:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении Не было форума, поэтому собрание не состоялось слово форум употреблено вместо слова кворум, что является причиной нарушения точности речи.
  2. Смешение паронимов. В предложении Он очень дипломатический человек наблюдается смешение паронимов и вместо слова дипломатический следует употребить слово дипломатичный.
  3. Многозначность слова (полисемия). В предложении В преддверии Нового года учителя распустили детей глагол распустили – многозначное слово, и предложение без соответствующего лексического окружения допускает два смысла: распустили – дали волю или отправили на каникулы.
  4. Омонимия. В предложении Коса довольно длинная слово коса имеет несколько значений: девичья коса, коса – инструмент и коса – узкая полоска вдоль берега. О чем идет речь в данном предложении – непонятно.
  5. Неправильная лексическая сочетаемость. В предложении Нас ждет неминуемая победа нарушены правила сочетаемости слов, так как слово неминуемая(ое) сочетается только со словами смерть, гибель, поражение.
  6. Смысловая или речевая избыточность (плеоназм, тавтология), или речевая недостаточность. В предложении Дом представлял собой огромную махину наблюдается плеоназм: слово махина уже содержит в себе компонент значения огромный.
  7. Нарушение порядка слов. В предложении В универмаге проводится выставка-продажа для мужчин весенне-летнего сезона нарушение порядка слов нарушает точность речи, создает двусмысленность.

Задание 3. Поберите к данным словам синонимы.

Слово Синонимы
аморальный
вульгарный
галантный
инцидент
оригинальный
помпезный
абстрактный
нотация
тенденциозный
популярный

Задание 4. Употребите данные слова в прямом и переносном значениях.

Слово Прямое значение Переносное значение
золотой
черный
тихий
белый
глубокий
тонкий
Наполеон

Методическая справка. Богатство языка проявляется прежде всего в богатстве словарного запаса. Умение передать одну и ту же мысль разными словами, разными синтаксическими и интонационными конструкциями свидетельствует о богатстве речи. Выразительность речи определяется умением использовать слова в переносном значении. К средствам выразительности относятся: метафора, метонимия, гипербола, сравнения и другие тропы.

Задание 5. Определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.

Предложение Причина нарушения нормы
Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии.
Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это.
Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете.
Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми.
Дебит моего семейного бюджета превышает кредит.
Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов.
В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол.
Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов.
Ехай на поезде. Самолетом опасно.
Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров.
Я как бы … помню о своем обещании…и , как бы, обещаю типа выполнить…

Методическая справка. Чистоту речи могут нарушать:

  1. Диалектные, жаргонные и просторечные слова, которые находятся за пределами литературного языка. В предложении Он владеет бритишовым языком в совершенстве элементом, нарушающим чистоту речи, является жаргонное слово бритишовый. Такие формы, как ехай, ложат, сохнули, местов являются просторечными и, следовательно, тоже нарушают чистоту речи.
  2. Иноязычные слова. Обычно они нарушают чистоту речи, если используются вместо существующих русских слов, выражающих те же понятия. Неуместное употребление иноязычных слов в разговорной речи часто осложняет понимание. В предложении Надо транспортировать вещи нарушена чистота речи. Лучше сказать: Надо перевезти вещи.
  3. Речевые штампы и канцеляризмы. В живой речи следует избегать их, так они делают нашу речь сухой, невыразительной. В предложении Я поставил перед своими домашними вопрос об оказании помощи в уборке урожая употребление канцеляризмов делает фразу неуместной.
  4. Слова-сорняки. В их роли выступают слова, которые в языке служат для выражения различных модальных и прочих оттенков смысла высказывания: вводные слова (значит, короче говоря, можно сказать, так сказать, как говорится, в общем, в принципе и др.), отдельные слова (блин), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, э…). Чрезмерное и частое употребление их не к месту затрудняет понимание, засоряет речь.

Задание 6. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно

Языковые формулы В официальной обстановке В неофициальной обстановке В особых ситуациях
Формулы приветствия

Здравствуй(те), доброе утро, очень рад видеть тебя (Вас), приветствую, привет, здравия желаю, салют, мое почтение.

Формулы прощания

До свидания, пока, до завтра, до встречи, желаю всего хорошего, спокойной ночи, всего вам (тебе) доброго, ну бывай(те), прощай(те), не поминай(те) лихом, салют.

Формулы благодарности

Спасибо, благодарю, позволь(те) вас (тебя) поблагодарить, я очень признателен тебе (вам), моя благодарность не знает границ, нет слов выразить свою благодарность.

Формулы обращения

Ваше величество, ваше преосвященство, сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван Иванович, господин, господа, эй, Вань, гражданин, коллега, друзья, красавица, будьте так любезны

Формулы просьбы

Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) не затруднит, не сочти(те) за труд, не могли бы вы, пожалуйста, прошу, будьте так любезны, извини(те), прости(те).

Формулы представления

Разреши (те) представить, представляю, позволь(те) познакомить, позволь(те) представиться, будем знакомы, я хочу познакомить Вас (тебя), познакомьтесь.

Методическая справка. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Любое общение имеет начало, основную часть, заключение. Общение может начаться с приветствия или знакомства. По правилам хорошего тона не принято незнакомому человеку представляться самому – надо, чтобы вас представили. Принято мужчину представлять женщине, младшего – старшему. Однако бывают случаи, когда надо представиться самому. В этих случаях этикет предписывает следующие языковые формулы: Разреши(те) представиться, я хотел бы) познакомиться, будем знакомы, позволь(те) представиться, моя фамилия… Официальные и неофициальные встречи всегда начинаются с приветствия. В русском этикете основная формула приветствия – здравствуй(те). Распространенным является приветствие, указывающее на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Используются и приветствия, которые выражают чувство радости от встречи, уважительное отношение, желание общения: очень рад вас(тебя) видеть, мое почтение. Начальным формам общения противостоят формулы, которые используются в конце общения, при прощании: до свидания, всего вам доброго, пока, до вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те) лихом и др.

В повседневной жизни люди, общаясь, выражают благодарность. При выражении благодарности используются языковые формулы: спасибо, благодарю, я вам очень признателен, огромное спасибо, нет слов, чтобы выразить мою благодарность, как я вам благодарен и др. В повседневной жизни нам часто приходится обращаться с той или иной просьбой. В русском этикете существуют языковые формулы для выражения просьбы: прошу вас (тебя), не могли бы вы, не будете ли вы так любезны, не затруднит ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и др.

Общение предполагает обязательное обращение к тому, с кем говорящий общается. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная – это привлечь внимание собеседника. В официальной речи используются собственные имена, название профессий и должностей: Иван Иванович, уважаемый президент. В разговорной речи обращение может быть экспрессивно окрашенным: Сонечка, солнышко, бабулечка.

В русском речевом этикете нет универсального обращения как по отношению к человеку, занимающему высокое положение, так и к рядовому гражданину. Такого, как пан и пани (как в Польше, Чехии и Словакии), мистер, миссис и мисс (как в Англии, США), синьор, синьора, сеньорита (как в Италии). Поэтому очень часто нам приходится слышать обращения девушка, женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе и др. Данные обращения не являются нейтральными и поэтому реакция на них может быть разной: ссора, грубость в ответ, обида. Лучше начать разговор без обращения, используя такие формулы этикета, как будьте так любезны, будьте добры, простите.

В официальной речи сейчас воспринимается как норма обращение господин Иванов, госпожа Хакамада, господа, господин президент. В армии, в заводской среде используется в качестве обращения слово товарищ: товарищ генерал, товарищ Петров. Ученые, врачи, преподаватели, юристы используют слова коллега, коллеги.

Таким образом, вопрос об универсальной языковой формуле обращения в русском речевом этикете остается открытым.

Вариант 1. 1. В море плавали спасательные круги, лодки, моряки.
2. Наташа отдает все подводы солдатам и искренне рада их спасению. Вариант 2. 1. Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
2. Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина. Вариант 3. 1. Столяр сделал стул из дуба с тремя ножками.
2. У рецензента уйма претензий к автору научного сочинения. Вариант 4. 1. Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.
2. Он вернулся домой с ребенком и насморком. Вариант 5. 1. В продажу поступила одежда для детей российского производства.
2. Учитель отобрал книги. Вариант 6. 1. Я не посещал лекции в течение семестра и поэтому проблем на экзамене у меня не будет.
2. Мы прослушали объявление о вылете рейса 15. Вариант 7. 1. Критики хают ваше произведение, вам не обидно?
2. Командир приказал солдату почистить свое оружие. Вариант 8. 1. Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.
2. Дефицит времени не позволяет мне контактировать со своими детьми. Вариант 9. 1. Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели прежде.
2. Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров. Вариант 10. 1. В универмаге проводится выставка-продажа для мужчин весенне-летнего сезона.
2. Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов. Вариант 11. 1. Прошу обеспечить моих родителей сеном и кормами.
2. Это была очень длинная коса. Вариант 12. 1. Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров.
2. У печки стояла девушка, она была жарко натоплена. Вариант 13. 1. Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.
2. Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики. Вариант 14. 1. Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.
2. Автор использовал богатый опыт по изучению костного мозга своего руководителя. Вариант 15. 1. Он владеет бритишовым языком в совершенстве.
2. В преддверии Нового года учителя распустили детей. Вариант 16. 1. Преподаватель привел пример, и он всех удивил.
2. В общем и целом вы меня понимаете. Вариант 17. 1. Прошу обеспечить меня общагой, так как я иногородний.
2. Мы весело готовились отметить День города. Вариант 18. 1. Командир приказал солдату почистить свое оружие.
2. Композиция восточных сказок схожа с русскими. Вариант 19. 1. Я, так сказать, верю вам, но закон, так сказать, есть закон.
2. В этой битве нас ждет неминуемая победа. Вариант 20. 1. Малява должна дойти в срок.
2. Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи. Вариант 21. 1. В понятие «продуктовая корзина» входят те продукты, которые ложат на стол.
2. Последний вариант проекта надо оставить. Вариант 22. 1. Надо ли проводить такие крутые разборки в Государственной думе?
2. Участники митинга строго обсудили террористов. Вариант 23. 1. В семье я никак не достигну консенсуса.
2. Это была очень длинная коса. Вариант 24. 1. Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии.
2. Экипаж был готов. Вариант 25. 1. Дебит моего семейного бюджета превышает кредит.
2. Состоялась выставка поделок родителей и детей из пластилина.

Методические указания. Для выполнения данного задания обратитесь к методической справке на стр. 35 – 40,

2) Консультации учителя (по мере необходимости)

4. Практикум

1) Аналитические задания (работа в группах)

Задание для 1 гр.: определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.


Предложение

Причина нарушения нормы

Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.

В море плавали спасательные круги, лодки и моряки.

Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.

Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

Он вернулся домой с ребенком и насморком.

Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.

Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.

В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.

Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.

Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.

Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?


Предложение

Причина нарушения нормы

Участники митинга строго обсудили террористов.

Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров.

Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.

Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.

Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.

Преподаватель привел пример, и он всех удивил.

Командир приказал солдату почистить свое оружие.

Регламент работы библиотеки меня устраивает.

Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами.

Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина.

Задание для 3 гр.: определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.


Предложение

Причина нарушения нормы

Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии.

Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это.

Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете.

Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми.

Дебит моего семейного бюджета превышает кредит.

Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов.

В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол.

Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов.

Ехай на поезде. Самолетом опасно.

Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров.

Я как бы … помню о своем обещании…и , как бы, обещаю типа выполнить…

2) Р.р. Монологическое высказывание
Задание: вспомните особенности речевого поведения своего друга/ знакомого/одноклассника. Какие слова-паразиты он использует? В каких условиях общения повышается частотность их употребления? Составьте список этих слов. Подумайте и составьте рекомендации для тех, кто хотел бы избавиться от этого речевого недостатка.

3) Р.р. Творческая работа

= Подберите и проанализируйте рекламный текст, в котором есть нарушения точности речи.

Дополнительное задание: объясните, почему были признаны неудачными следующие рекламные слоганы:

1. Наше пиво – пиво, от которого не толстеют. 2. Наше лекарство поможет даже самым безнадёжным больным. 3. Полный перечень похоронных услуг без посредников. 4. Пельмени «Добрые». Съежь свою удачу! 5. Покупайте нашу обувь – цены первого импортёра. 6. Цены сумасшедшие! 7. Требуется мужчина на мясо. 8. Похудение – 100 %. 9. Похудейте у нас – раз и навсегда. 10. Мы обставим вас и ваш дом. 11. Такие бабки мне давно не снились (реклама «Сбербанка» в клиентском зале пенсионного фонда).

4) Редактирование предложений

=  Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением точности. Назовите причины неточности речи в каждом примере.

Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. Были представлены все условия для развития малого бизнеса. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго. Мы поем на английском, чтобы нас поняла Европа, а также Англия и Америка. Введены ограничения для рыболовов на период нереста.

= Измените порядок слов так, чтобы исчезла двусмысленность высказывания.

Спортсмены желали избавиться от негативных эмоций и высоких результатов. Студенты требовали отмены межсессионной аттестации и ремонта интерната. Администрация пожелала работникам избавления от неудач и счастливой жизни.

= Исправьте грамматические ошибки

Прийдя в кино, был уже выключен свет. Сев на чужое место, произошёл конфликт с незнакомцем. Оставшись в одиночестве, женщину осветили лучи света. Войдя в вагон, он тронулся. У вошедшего в аудиторию студента сырел от пота лоб. На берегу лежал песок, хорошо упитанный влагой. Надо же было так обезуметься этой женщине.

5) Работа с текстом

— Текстоведческий анализ.

= Выделите языковые средства выразительности в поэтическом тексте. Определите их функции.

Василий Каменский

Звени, Солнце! Копья светлые мечи,

лей на землю жизнерадостные лучи.

Звени, знойный, краснощекий,

ясный-ясный день!

Звездидень!

Звездидень!

Пойте, птицы! Пойте, люди! Пой, Земля!

Побегу я на веселые поля.

Звени, знойный, черноземный,

полный-полный день.

Звездидень!

Звездидень!

Сердце радуйся и пояс развяжись!

Эй, душа моя, пошире распахнись!

Звени, знойный, кумачовый,

яркий-яркий день.

Звездидень!

Звездидень!

Звени, Солнце! Жизнь у каждого одна,

лучезарная, бегучая волна.

Звени, знойный, разудалый,

русский алый день.

Звездидень!

Звездидень!

5.Обобщение

6.Итоги. Рефлексия

7.Д/з: работа с текстом

Приложение 1

Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.

Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.

Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.

Логичность – предполагает последовательное и аргументированное отображение в речи фрагментов реальной действительности. Законы логики: закон тождества — в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим; закон противоречия – не могут быть истинными одновременно два высказывания, одно из которых утверждает что-то, другое это же отвергает; закон исключѐнного третьего – если есть два противоречащих суждения о предмете, то одно из них истинно, другое ложно, между ними нет третьего, которое могло бы быть истинным; закон достаточного основания – истинность суждений нужно доказать.

Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.

Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.

Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.

Приложение

Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.

Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.

Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.

Логичность – предполагает последовательное и аргументированное отображение в речи фрагментов реальной действительности. Законы логики: закон тождества — в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим; закон противоречия – не могут быть истинными одновременно два высказывания, одно из которых утверждает что-то, другое это же отвергает; закон исключѐнного третьего – если есть два противоречащих суждения о предмете, то одно из них истинно, другое ложно, между ними нет третьего, которое могло бы быть истинным; закон достаточного основания – истинность суждений нужно доказать.

Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.

Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.

Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.

Задание для 1 гр.: определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.


Предложение

Причина нарушения нормы

Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.

В море плавали спасательные круги, лодки и моряки.

Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.

Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.

Он вернулся домой с ребенком и насморком.

Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.

Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.

В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.

Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.

Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.

Приложение

Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.

Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.

Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.

Логичность – предполагает последовательное и аргументированное отображение в речи фрагментов реальной действительности. Законы логики: закон тождества — в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим; закон противоречия – не могут быть истинными одновременно два высказывания, одно из которых утверждает что-то, другое это же отвергает; закон исключѐнного третьего – если есть два противоречащих суждения о предмете, то одно из них истинно, другое ложно, между ними нет третьего, которое могло бы быть истинным; закон достаточного основания – истинность суждений нужно доказать.

Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.

Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.

Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.

Задание для 2 гр.: что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?


Предложение

Причина нарушения нормы

Участники митинга строго обсудили террористов.

Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров.

Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.

Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.

Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.

Преподаватель привел пример, и он всех удивил.

Командир приказал солдату почистить свое оружие.

Регламент работы библиотеки меня устраивает.

Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами.

Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина.

Приложение

Коммуникативные качества речи – это те качества, которые делают нашу речь образцовой. По-другому можно сказать, что это качества хорошей речи. То есть если речь обладает этими качествами, еѐ можно назвать хорошей, образцовой речью.

Правильность речи – это соответствие еѐ языковой структуры действующим нормам.

Точность – это адекватное, непротиворечивое отражение в речи реальной действительности. Связь речи с действительностью и мышлением позволяет различать два вида точности – предметную и понятийную.

Логичность – предполагает последовательное и аргументированное отображение в речи фрагментов реальной действительности. Законы логики: закон тождества — в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим; закон противоречия – не могут быть истинными одновременно два высказывания, одно из которых утверждает что-то, другое это же отвергает; закон исключѐнного третьего – если есть два противоречащих суждения о предмете, то одно из них истинно, другое ложно, между ними нет третьего, которое могло бы быть истинным; закон достаточного основания – истинность суждений нужно доказать.

Чистота речи. Чистота предполагает свободу речи от элементов, чуждых литературному языку: иностранных слов, диалектизмов, профессионализмов, индивидуальных неологизмов, канцеляризмов и штампов, слов-паразитов. Должны соблюдаться: темп речи (100 – 120 слов в минуту), частота (7 слов на одном дыхании), высота голоса, орфоэпическая правильность.

Выразительность и богатство речи. Выразительность – особенность структуры речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства. Выразительность может проявляться на всех уровнях языка: фонетическом, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Богатство речи предполагает незатруднительное использование как можно большего количества разнообразных по структуре, по окраске и содержанию языковых единиц. Виды богатства: словообразовательное, синтаксическое, интонационное, богатство организации и динамики речи.

Уместность речи. Уместность речи – это особое коммуникативное качество речи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств; это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, способствует установлению контакта между говорящим и слушающим. Уместная речь соответствует теме сообщения, еѐ логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам выступления.

Задание для 3 гр.: определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.


Предложение

Причина нарушения нормы

Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии.

Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это.

Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете.

Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми.

Дебит моего семейного бюджета превышает кредит.

Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов.

В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол.

Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов.

Ехай на поезде. Самолетом опасно.

Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров.

Я как бы … помню о своем обещании…и , как бы, обещаю типа выполнить…

Поделитесь с Вашими друзьями:

Е. Т. Стрекалова Русский язык и культура речи Учебно-методическое пособие

Подобный материал:

  • «Русский язык и культура речи», 479.57kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи Специальность, 1867.83kb.
  • И культура речи, 2068.88kb.
  • Методическое пособие в помощь студентам вечернего факультета (специальность «тележурналистика»), 1028.16kb.
  • Учебно-методическое пособие для студентов нефилологических специальностей. Благовещенск:, 1278.83kb.
  • Горобец е. Г., Карлина о. А., Нарушевич а. Г., Нечепуренко м. Ю. Русский язык и культура, 1353.94kb.
  • Содержание разделов и тем дисциплины Русский язык и культура речи, 73.06kb.
  • Русский язык и культура речи список литературы, 234.16kb.
  • Программа курса «Русский язык и культура речи», 51.61kb.
  • К примерной рабочей программе по дисциплине «Русский язык и культура речи», 45kb.

Задание 9. Проанализируйте данные предложения и укажите причину синтаксических ошибок. Дайте верный вариант.

Согласно распоряжения мэра внутриквартальное строительство запрещено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Надо различать добро от зла.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор не только славит, но и сочувствует Игорю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Вследствие предстоящего отъезда возлагаю на вас свои обязанности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Покидая родителей, его охватила внезапная грусть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый гражданин обязан гордиться и любить свою Родину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа студентов написали письмо в профком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети любовались то на море, то на картину.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Три соседние здания были построены в прошлом году.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть работ направлены нами на экспертизу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

В школе организована выставка, на которой представлены работы детей и родителей из пластилина.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Факты говорят за возможность использования резервов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая справка. Причиной синтаксических ошибок могут быть:

  1. Нарушение правил управления. В предложении Я тревожусь о своих близких нарушено управление, так как слово тревожусь управляет винительным падежом с предлогом за, а не предложным.
  2. Нарушение правил согласования определения с определяемым словом или сказуемого с подлежащим. В предложении Он забил красивое пенальти нарушено согласование определения с определяемым словом, так как слово пенальти является словом мужского рода, а не среднего. В предложении Много сил ушли на выполнение данного проекта нарушено согласование сказуемого с подлежащим, так как при подлежащих, выраженных сочетаниями родительного падежа неодушевленных существительных со словами много, мало, несколько, множество, немного сказуемое употребляется только в единственном числе.
  3. Нарушение правил употребления однородных сказуемых с общим второстепенным членом. В предложении Подбор и наблюдение над фактами – необходимое условие исследовательской работы нарушена норма, так как слово подбор требует после себя родительного падежа, а творительного падежа требует только слово наблюдение. Правильно будет сказать: Подбор фактов и наблюдение над ними – необходимое условие исследовательской работы.
  4. Нарушение правил употребления производных предлогов, сохранивших свое лексическое значение и потому ограниченных в плане сочетаемости. В предложении Ввиду прошедших дождей уборка хлеба затянулась нарушена данная норма, так как предлог ввиду употребляется в том случае, когда речь идет о том, что предстоит. Правильнее употребить в этом предложении предлог вследствие.
  5. Нарушение правил употребления деепричастных оборотов. В предложении Играя в нашем казино, у вас каждый день есть шанс выиграть крупную сумму нарушением является то, что действие, обозначенное деепричастием, относится к слову шанс. По правилам русского языка действие, обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное глаголом-сказуемым, должны совершаться одним лицом. Правильно будет сказать: Играя в нашем казино, вы имеете каждый день шанс выиграть крупную сумму.
  6. Нарушение порядка слов, что часто приводит к двусмысленности и комичности ситуации. В предложении В продажу поступила одежда для детей российского производства наблюдается двусмысленность фразы из-за нарушения порядка слов. Надо: В продажу поступила одежда российского производства для детей.

Практическое занятие 2.

Коммуникативные качества речи.

Этические нормы культуры речи.

Цель: Научить определять причины нарушения коммуникативных качеств речи и выработать навыки самоконтроля речи.

Задание 1. Определите причину нарушения логичности речи в данных фразах. Исправьте предложения.

Предложение Причина нарушения нормы
Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой.
В море плавали спасательные круги, лодки и моряки.
Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками.
Восьми лет бабушка отвезла внука на Кавказ.
Мэрия постановила всех владельцев собак держать на привязи.
Он вернулся домой с ребенком и насморком.
Меня обвиняют во взятке. Это невероятно, но это факт.
Кругом, кроме трупов, не было ни единой живой души.
В кроссе приняли участие школьники, студенты, рабочие и химики.
Композиция восточных сказок схожа со сказками русскими.
Я не посещал лекции, и поэтому у меня не будет проблем на экзамене.

Методическая справка. Логичность речи является тем коммуникативным качеством, которое делает нашу речь последовательной, логически выстроенной, аргументированной. Причинами нарушения логичности речи могут быть:

1) Утверждение взаимоисключающих понятий. В предложении Я совершил убийство, но я не повинен в убийстве нарушена логичность речи, так как одно утверждение противоречит другому.

2) Сопоставление логически неоднородных понятий. В предложении Сюжет этого фильма перекликается с фильмом известного режиссера ошибка допущена потому, что сопоставляются понятия сюжет и фильм.

3) Несоответствие действительности. В предложении Он лежал на диване, читая книгу и глядя в потолок нарушена логичность, так как нельзя читать и одновременно глядеть в потолок.

4) Нарушение порядка слов. В предложении У печки стояла девушка, она была жарко натоплена из-за нарушения порядка слов возникает алогизм.

5) Объединение в качестве однородных слов, выражающих несоотносимые или скрещивающиеся понятия. В предложении Для работы на складе требуются юноши, девушки, кладовщики нарушено единое основание для деления.

Задание 2. Что является причиной нарушения точности речи в данных предложениях?

Предложение Причина нарушения нормы
Участники митинга строго обсудили террористов.
Невнимательное отношение администрации порождает текучесть кадров.
Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек.
Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели.
Он полный невежа в вопросах искусства.
Здесь же можно ознакомиться с прейскурантом цен на все товары.
Чтение Маяковского продолжалось весь вечер.
Преподаватель привел пример, и он всех удивил.
Командир приказал солдату почистить свое оружие.
Регламент работы библиотеки меня устраивает.
Прошу обеспечить моих престарелых родителей сеном и кормами.
Мы широко готовились отметить юбилей Пушкина.

Методическая справка. Точность речи – это такое коммуникативное качество, которое необходимо для того, чтобы нас правильно понимали. Ибо за точность речи всегда в ответе говорящий. Результатом нарушения данного качества часто является двусмысленность фразы. Причинами нарушения точности речи могут быть:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении. В предложении Не было форума, поэтому собрание не состоялось слово форум употреблено вместо слова кворум, что является причиной нарушения точности речи.
  2. Смешение паронимов. В предложении Он очень дипломатический человек наблюдается смешение паронимов и вместо слова дипломатический следует употребить слово дипломатичный.
  3. Многозначность слова (полисемия). В предложении В преддверии Нового года учителя распустили детей глагол распустили – многозначное слово, и предложение без соответствующего лексического окружения допускает два смысла: распустили – дали волю или отправили на каникулы.
  4. Омонимия. В предложении Коса довольно длинная слово коса имеет несколько значений: девичья коса, коса – инструмент и коса – узкая полоска вдоль берега. О чем идет речь в данном предложении – непонятно.
  5. Неправильная лексическая сочетаемость. В предложении Нас ждет неминуемая победа нарушены правила сочетаемости слов, так как слово неминуемая(ое) сочетается только со словами смерть, гибель, поражение.
  6. Смысловая или речевая избыточность (плеоназм, тавтология), или речевая недостаточность. В предложении Дом представлял собой огромную махину наблюдается плеоназм: слово махина уже содержит в себе компонент значения огромный.
  7. Нарушение порядка слов. В предложении В универмаге проводится выставка-продажа для мужчин весенне-летнего сезона нарушение порядка слов нарушает точность речи, создает двусмысленность.

Задание 3. Поберите к данным словам синонимы.

Слово Синонимы
аморальный
вульгарный
галантный
инцидент
оригинальный
помпезный
абстрактный
нотация
тенденциозный
популярный

Задание 4. Употребите данные слова в прямом и переносном значениях.

Слово Прямое значение Переносное значение
золотой
черный
тихий
белый
глубокий
тонкий
Наполеон

Методическая справка. Богатство языка проявляется прежде всего в богатстве словарного запаса. Умение передать одну и ту же мысль разными словами, разными синтаксическими и интонационными конструкциями свидетельствует о богатстве речи. Выразительность речи определяется умением использовать слова в переносном значении. К средствам выразительности относятся: метафора, метонимия, гипербола, сравнения и другие тропы.

Задание 5. Определите причину нарушения чистоты речи в данных фразах.

Предложение Причина нарушения нормы
Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии.
Я, как говорится, на вашей стороне, вы понимаете, но мне, как говорится, не к чему афишировать это.
Я целиком и полностью в вашем распоряжении. В общем и целом вы меня понимаете.
Мне необходимо достичь прежде всего консенсуса со своими детьми.
Дебит моего семейного бюджета превышает кредит.
Тамань – самый отстойный городишко из всех приморских таунов.
В «продуктовую корзину» входят те продукты, которые ложат на стол.
Я получил ассигнования в виде субвенций и трансфертов.
Ехай на поезде. Самолетом опасно.
Ваша фирма несет ответственность за то, что произошел облом в поставке товаров.
Я как бы … помню о своем обещании…и , как бы, обещаю типа выполнить…

Методическая справка. Чистоту речи могут нарушать:

  1. Диалектные, жаргонные и просторечные слова, которые находятся за пределами литературного языка. В предложении Он владеет бритишовым языком в совершенстве элементом, нарушающим чистоту речи, является жаргонное слово бритишовый. Такие формы, как ехай, ложат, сохнули, местов являются просторечными и, следовательно, тоже нарушают чистоту речи.
  2. Иноязычные слова. Обычно они нарушают чистоту речи, если используются вместо существующих русских слов, выражающих те же понятия. Неуместное употребление иноязычных слов в разговорной речи часто осложняет понимание. В предложении Надо транспортировать вещи нарушена чистота речи. Лучше сказать: Надо перевезти вещи.
  3. Речевые штампы и канцеляризмы. В живой речи следует избегать их, так они делают нашу речь сухой, невыразительной. В предложении Я поставил перед своими домашними вопрос об оказании помощи в уборке урожая употребление канцеляризмов делает фразу неуместной.
  4. Слова-сорняки. В их роли выступают слова, которые в языке служат для выражения различных модальных и прочих оттенков смысла высказывания: вводные слова (значит, короче говоря, можно сказать, так сказать, как говорится, в общем, в принципе и др.), отдельные слова (блин), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, э…). Чрезмерное и частое употребление их не к месту затрудняет понимание, засоряет речь.

Задание 6. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно

Языковые формулы В официальной обстановке В неофициальной обстановке В особых ситуациях
Формулы приветствия

Здравствуй(те), доброе утро, очень рад видеть тебя (Вас), приветствую, привет, здравия желаю, салют, мое почтение.

Формулы прощания

До свидания, пока, до завтра, до встречи, желаю всего хорошего, спокойной ночи, всего вам (тебе) доброго, ну бывай(те), прощай(те), не поминай(те) лихом, салют.

Формулы благодарности

Спасибо, благодарю, позволь(те) вас (тебя) поблагодарить, я очень признателен тебе (вам), моя благодарность не знает границ, нет слов выразить свою благодарность.

Формулы обращения

Ваше величество, ваше преосвященство, сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван Иванович, господин, господа, эй, Вань, гражданин, коллега, друзья, красавица, будьте так любезны

Формулы просьбы

Сделай(те) одолжение, если вас (тебя) не затруднит, не сочти(те) за труд, не могли бы вы, пожалуйста, прошу, будьте так любезны, извини(те), прости(те).

Формулы представления

Разреши (те) представить, представляю, позволь(те) познакомить, позволь(те) представиться, будем знакомы, я хочу познакомить Вас (тебя), познакомьтесь.

Методическая справка. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Любое общение имеет начало, основную часть, заключение. Общение может начаться с приветствия или знакомства. По правилам хорошего тона не принято незнакомому человеку представляться самому – надо, чтобы вас представили. Принято мужчину представлять женщине, младшего – старшему. Однако бывают случаи, когда надо представиться самому. В этих случаях этикет предписывает следующие языковые формулы: Разреши(те) представиться, я хотел бы) познакомиться, будем знакомы, позволь(те) представиться, моя фамилия… Официальные и неофициальные встречи всегда начинаются с приветствия. В русском этикете основная формула приветствия – здравствуй(те). Распространенным является приветствие, указывающее на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер. Используются и приветствия, которые выражают чувство радости от встречи, уважительное отношение, желание общения: очень рад вас(тебя) видеть, мое почтение. Начальным формам общения противостоят формулы, которые используются в конце общения, при прощании: до свидания, всего вам доброго, пока, до вечера, до завтра, прощай(те), не поминай(те) лихом и др.

В повседневной жизни люди, общаясь, выражают благодарность. При выражении благодарности используются языковые формулы: спасибо, благодарю, я вам очень признателен, огромное спасибо, нет слов, чтобы выразить мою благодарность, как я вам благодарен и др. В повседневной жизни нам часто приходится обращаться с той или иной просьбой. В русском этикете существуют языковые формулы для выражения просьбы: прошу вас (тебя), не могли бы вы, не будете ли вы так любезны, не затруднит ли вас (тебя), если вам (тебе) нетрудно и др.

Общение предполагает обязательное обращение к тому, с кем говорящий общается. Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная – это привлечь внимание собеседника. В официальной речи используются собственные имена, название профессий и должностей: Иван Иванович, уважаемый президент. В разговорной речи обращение может быть экспрессивно окрашенным: Сонечка, солнышко, бабулечка.

В русском речевом этикете нет универсального обращения как по отношению к человеку, занимающему высокое положение, так и к рядовому гражданину. Такого, как пан и пани (как в Польше, Чехии и Словакии), мистер, миссис и мисс (как в Англии, США), синьор, синьора, сеньорита (как в Италии). Поэтому очень часто нам приходится слышать обращения девушка, женщина, отец, бабуля, мужчина в шляпе и др. Данные обращения не являются нейтральными и поэтому реакция на них может быть разной: ссора, грубость в ответ, обида. Лучше начать разговор без обращения, используя такие формулы этикета, как будьте так любезны, будьте добры, простите.

В официальной речи сейчас воспринимается как норма обращение господин Иванов, госпожа Хакамада, господа, господин президент. В армии, в заводской среде используется в качестве обращения слово товарищ: товарищ генерал, товарищ Петров. Ученые, врачи, преподаватели, юристы используют слова коллега, коллеги.

Таким образом, вопрос об универсальной языковой формуле обращения в русском речевом этикете остается открытым.

Бородач на экране напоминал джинна из какой-то страшной восточной сказки.

Храмы этой секты напоминают декорации к волшебной восточной сказке с её обилием разнохарактерных персонажей, пленяющих воображение.

Сам ремесленник, хоть и становился героем восточных сказок, занимал в обслуживаемой им социальной системе место достаточно низкое.

Та форма, в которой «Тысяча и одна ночь» дошла до современного читателя: собрание восточных сказок, объединённое историей о жестоком царе и его любимой жене, появилась, видимо, ранее X века.

Своей повести он придал колорит восточной сказки, заимствованный из «Тысячи и одной ночи».

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: маклак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Но восточная сказка закончилась быстро, и кажется, не слишком романтично.

Массивные кованые ворота открылись, и путники очутились в настоящем раю, напоминающем прекрасные восточные сказки.

Но постарайтесь воспринять всё прочитанное не как набор экзотических, трагических или забавных фактов, а как повод задуматься, даже если билет на самолёт в страну восточной сказки у вас только в проекте.

Широкий халат, украшенный вышивкой и бисером, скрывал фигуру, а похожий на чалму из восточных сказок головной убор – волосы.

Однако пляж только казался безлюдным: стоило пару раз моргнуть, лёжа на чёрном горячем песке, и, словно в старой восточной сказке, перед нашим взором буквально из воздуха возникали сидящие, сложив ноги по-турецки и образуя вокруг нас замкнутый круг, загорелые, черноволосые, совсем ещё дети.

В первый раз усомниться в словах отца мне помогла книга. Это был сборник восточных сказок.

Скорее похоже на красивую восточную сказку, чем на реальную трагедию.

Отель, как и в первый приезд, поразил её своим великолепием: мраморные ступени вели в роскошный холл, выполненный в стиле восточных сказок, плетёные кресла с мягкими бархатными подушечками на сиденьях, уютные диванчики, ажурные арки и потолки, которых достоин музей или дворец.

Лицом и обликом он походил на персонажа восточных сказок

Всё это напоминало какую-то восточную сказку.

Тебя ждёт неделя в самой настоящей восточной сказке, отдыхай, ни о чём не думай!

Потом назвал всех японцев по имени, включая и девушку, которая при свете оказалась очень красивой, словно бы пришла из какой-то восточной сказки.

Фильм «Багдадский вор» – также вольная вариация на тему восточных сказок, в «Тысяче и одной ночи» такого сюжета нет – но есть множество сходных сюжетов о ловких ворах.

Видимо, жажда восточной сказки, которая, зачастую, оборачивается ужасом, берёт своё – изо дня в день подобные истории рассказывают любезные средства массовой информации.

Окунитесь во все тайны и тонкости восточной кулинарии, я с вами поделюсь с великолепными, чтобы у вас всегда был маленький кусочек восточных сказок в вашем доме!

В «Путешествии по ту сторону», как в лучших восточных сказках, – сплошь плутовство, козни и коварство.

Книга рассчитана на самого широкого читателя и чем-то напоминает сборник пёстрых восточных сказок, однако она основана на реальных событиях в индийской истории конца 16 – начала 17 веков.

Дешёвыми восточными сказками попахивает.

В экзотическую восточную сказку из «Тысячи и одной ночи».

Помните, как в одной восточной сказке удваивали зёрна пшеницы на шахматной доске.

Сейчас же он с жадностью смотрел по сторонам, и ему казалось, что он не успевает впитать в себя всё великолепие восточной сказки, происходящее вокруг.

Статья посвящена интерпретации восточных сказок в фильмах «Дворец тысяча и одной ночи» (1905), «Кабинет восковых фигур» (1924), «Багдадский вор» (1924).

Восточная сказка влияет не только на литературную сказку, но на культуру в целом, особенно на визуальную культуру, расширяет эстетический горизонт европейца.

Восточная сказка воспринимается в европейской культуре как сказка «в чистом виде», полёт фантазии.

Возвратимся к выделенным нами фильмам, созданным по мотивам восточных сказок.

В отличие от «фланирующего» наблюдателя восточных сказок (например, Гарун аль-Рашида), он наблюдает обычно за тем же двором и теми же людьми, которыми недавно управлял и будет править в будущем.

Восточная сказка здесь становится близкой как никогда.

Она обожала восточные сказки.

Прямо знакомая с детства восточная сказка.

Не обязательно ограничиваться восточными сказками.

Но оказалось, что оба воспользовались сюжетом восточной сказки, автор которой остался неизвестен.

И скорее всего, многочисленные восточные сказки о джиннах- это не сказки, а быль.

Восточная сказка осталась в прошлом.

Вот кусочек её персонального счастья на семь дней, кусочек волшебной восточной сказки дворца султана.

В первом примере движущей силой повествования становится красочный язык восточной сказки; во втором – изумительная, протяжная интонация текста, становящегося усладой для ушей.

Чувствуется ритмика восточной сказки, медленно следующей по движениям созвездий на небесах.

Дворец был не велик, но все эти переходы, стрельчатые окна и башенки делали его похожим на картинку из книжки восточных сказок.

Словно сошедшая со страниц восточных сказок девушка удивительной красоты нежно смотрит на меня чёрными угольками раскосых глаз.

– Вы читали восточные сказки? – спросил незнакомец.

Восточная сказка оказалась горькой на вкус.

Весь этот круг пламени, казалось, пылал на самой поверхности озера и чудился огненной колесницей, на которой злой гений какой-нибудь восточной сказки носится по суше и по морям.

Её волосы навевали дух восточной сказки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коммуникативно значимая ошибка это определение
  • Комикс аск эррор и ошибка
  • Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно речевая ошибка
  • Коммуникативно значимая ошибка пример
  • Комедия ошибок эт сетера продолжительность