Коммуникационные ошибки примеры

Списки, в которых выписаны ошибки коммуникации (с решениями или без), не составлял только ленивый (последнее досадное недоразумение я попытаюсь исправить этим текстом).

Дигидрогена монооксид

Порой подобные советы (а каждый взявшийся за этот труд считает себя в праве раздавать советы уже по факту осознания значимости своего поступка) противоречат друг другу, иногда приведённые рекомендации оказываются ещё более вредными, чем рассмотренные в примерах ошибки коммуникации, порой описанные ситуации невообразимо далеки от реальности повседневной коммуникации.

Вот и я решил внести свою лепту в общий хаос, собрав в этом посте некоторое количество паттернов, к которым, по моему мнению, в достаточной степени применима характеристика «коммуникативной ошибки», снабдив их описанием неких собственных представлений о том, как было бы лучше поступить в той или иной ситуации.

Кстати, если кому интересно, то на более-менее приличном уровне такие штуковины оформлены у рационалистов («навыки ненасильственного общения») и ДБТ-шников (см. например, пост у Натальи Михайловой, он на русском языке).

Распространенные ошибки коммуникации с примерами и пояснениями

Итак, начнём. Приведённые правила не являются универсальными, всегда можно довести их до абсудра, но в целом, по моим субъективным наблюдениям, скорее, работают, чем нет.

Высказывания в третьем лице в адрес присутствующей персоны

Рассмотрим примеры коммуникации на стандартной троице из Алисы, Боба и… Пусть будет Ева. Для тех, кто не в курсе, эти трое живут в прекрасном мире выдуманных диалогов и утрированных примеров.

Так вот, наша Алиса говорит Бобу: «Боб, она меня бесит, мерзкая подслушивающая стерва». В чём проблема с этим высказыванием?

Как ни странно, не в агрессии как таковой, а в том, что по каким-то совершенно неведомым мне причинам многим людям не нравится, когда их вот так вот обсуждают в третьем лице.

Более правильным было бы иное построение фразы, к Еве напрямую: «Ты меня бесишь, мерзкая подслушивающая стерва».

Чем это лучше? Во-первых, в этом сценарии Алиса даёт Бобу больше пространства для манёвра: он может вмешаться на стороне Алисы и начать обвинять Еву, он может не вмешаться совсем, мол, не моё дело, женщины сами разберутся, он может вмешаться на стороне Евы и назвать Алису параноиком.

Давая Бобу больше пространства, Алиса снижает вероятность его агрессивного выпада в свою сторону: не будучи загнанным (как в первом случае, где Боб вынужден как-то отреагировать на ситуацию, где даже игнорирование будет реакцией), Боб не перейдёт в режим агрессивной самозащиты. И не атакует Алису.

Обращаясь к Еве напрямую, Алиса даёт ей возможность «мягко» защищаться: если между этими женщинами установлен хотя бы хрупкий диалог, вероятность того, что они как-то разрешать проблему, повысится.

Опять же, в этом сценарии ответная агрессия Евы (если таковая будет), скорее, прилетит в сторону Алисы, а не попадёт на Боба (который тут вообще может быть ни при чём).

Т.е. общий уровень накала ситуации, весьма вероятно, снизится.

Декларация субъективного мнения в качестве объективной истины

Допустим, Алиса говорит Бобу: «Боб, ты неправильно общаешься, поэтому ты одинок, сейчас я тебе дам текст, который всему научит».

Проблем здесь несколько: возможно, навыки общения Боба сформированы на гораздо более высоком уровне, чем Алиса (вместе с автором текста) могут себе представить; возможно, Боб не чувствует себя одиноким (у него же есть любимый кактус фикус!); возможно, Боб не хочет быть успешным в коммуникации по идеологическим соображениям.

Если хотя бы один из описанных выше вариантов (или один из бесконечного количества неописанных, но имеющих схожие коннотации) окажется верным, Боб может почувствовать себя весьма неуютно.

А это — в зависимости от темперамента Боба — может привести к закрытости, ответной агрессии, отказу от общения и т.д.

Если же Алиса скажет о своих чувствах, да ещё и в более конкретной форме, например, «Боб, мне неловко оттого, что твои шутки кажутся мне неуместными», то, во-первых, Боб получит адекватный баг-репорт, на основе которого он сможет (если захочет) попытаться изменить своё поведение (какие именно аспекты его общения не нравятся Алисе), во-вторых, возможность не согласиться с Алисой, не вступая с ней в конфликт («а мне мои шутки кажутся смешными, это у неё чувство юмора просто отличается от моего»).

Говоря о своих переживаниях, признавая возможную ошибочность нашей точки зрения, мы приглашаем собеседника к конструктивному диалогу, создаём у него ощущение большей безопасности и вообще выглядим няшами (последнее, конечно, не факт, но шансы повышает).

Безапелляционные высказывания относительно мнения третьего лица

Если Боб говорит: «Алиса, мы с Евой хотели бы остаться наедине, уйди, пожалуйста, ты нас раздражаешь», то далеко не факт, что Ева это мнение разделяет.

Нет, разумеется, они могли договориться обо всём где-то за пределами рассматриваемой сцены, но нам такой вариант неинтересен. Будем считать, что они не имели общения на эту тему.

Здесь сразу несколько проблем: во-первых, это некоторое насилие по отношению к Еве (манипуляция, как минимум): возможно, она хотела бы исключить из коммуникации не Алису, а Боба.

Во-вторых, это чрезмерное давление на Алису (есть разница, когда тебя не хочет видеть один человек или несколько).

В-третьих, это размывает ответственность: Боб уже, вроде как, не является единственным инициатором устранения Алисы, он вплёл туда Еву, которой может это сильно не понравиться, и которая может больно укусить Боба.

Казалось бы, понятно, почему такая ситуация невыгодна Алисе (её выгоняют «как-бы двое», а не один) и Еве (её втянули в конфликт, который, возможно, нафиг ей не нужен).

А что с Бобом? В целом, как и любая другая манипуляция, эта транзакция может обернуться против него самого. И Ева может на него рассердиться, и Алиса включить максимальную защитную агрессию, почувствовав себя загнанной, и обе могут немного порефлексировать над произошедшим и отказаться общаться с манипулятором.

Эмоционально заряженное высказывание без запроса

Предположим, Алиса говорит Бобу: «Боб, мне так плохо, что я хочу %соблюдать_предписания_Роскомнадзора%!»

Боб получает некий очень сильно заряженный эмоциями тезис, этот тезис, весьма вероятно, порождает в нём кучу своих собственных аффективных реакций, Боб теряется и отвечает: «М-м-м…»

Вполне возможно, что это не то, чего ожидала Алиса, делясь своими чувствами, это может вызвать у неё обиду, и попытка открыться в конечном итоге приведёт к конфликту.

С другой стороны, высказывания вида «Боб, мне так плохо, что я хочу %соблюдать_предписания_Роскомнадзора%! Помоги мне %начать_их_соблюдать%!» или «Боб, мне так плохо, что я хочу %соблюдать_предписания_Роскомнадзора%! Поговори со мной!» (с явным указанием Бобу, какое поведение от него хотелось бы получить) снимут бóльшую часть неопределённости и повысит шансы на то, что он даст Алисе то, о чём она просит.

Опять же, если не даст, у Алисы будут веские основания, чтобы позже сказать: «Мне было плохо, а ты не помог», и Боб уже не сможет отмазаться фразой: «А ты не просила».

Явные или неявные требования угадывать желания

И снова у нас Алиса обращается к Бобу: «Почему ты не вынес мусор?!», причём обращается с явной претензией, не просто с вопросом.

Здесь два интересных момента, которые для успешной коммуникации было бы неплохо пофиксить: первый заключается в том, что Алиса, строя своё утверждение в форме вопроса, вообще говоря, ответ получить не хочет — цель не в этом (т.е. это как раз есть манипуляция — по определению).

Второй в том, что (в нашем примере) просьбы / правила / требования / мольбы и иных форм донесения до Боба необходимости мусор выносить — не было.

Но Алиса (в нашем примере, разумеется) считает, что «мог бы и сам догадаться, чай, не маленький».

Так вот, Алиса, в общем случае — не мог. У него могли быть другие мысли о других вопросах, у него могут быть иные стандарты чистоты, у него могут… да, на самом деле, много чего могло быть, кошка, там, не постирана или ещё чего.

Причём, вполне возможно, что Боб и не против этот злосчастный мусор выбросить, просто не догадался.

Какой вариант был бы более правильным? «Боб, вынеси мусор!» [и, возможно, «Боб, я злюсь на тебя за то, что ты обещал вынести мусор и не сделал этого!»].

Использование своего состояния как оправдания некорректного общения

Алиса: «Боб, ты — редиска!»
Боб: «Алиса, не обзывайся.»
Алиса: «Мне слишком плохо, чтобы заморачиваться правилами приличия! Ты не понимаешь, КАК МНЕ ПЛОХО!!!»

Проблема, заключенная в этой транзакции, состоит в том, что Алиса нарушает некие (гласные или негласные) правила общения и даже не пытается это как-то исправить.

Ок, всем бывает плохо, у всех бывает состояние, когда даже лежать тяжело, не то что соблюдать правила приличия в разговоре.

Однако если Алиса, немного отойдя от своего «плохо» не возьмёт на себя ответственность (в форме извинения, например), то Боб может начать считать её небезопасным партнёром для коммуникации и, например, начать избегать. И не факт, что Алисе нужен именно этот результат.

Гораздо более конструктивным был бы, например, выход из коммуникации при отсутствии ресурсов на её поддержание хотя бы на минимально конструктивном уровне.

Блокирование выхода из коммуникации

Предположим, Алиса, прочтя этот текст и поверив автору, говорит Бобу: «Боб, я слишком раздражена на тебя! Давай поговорим завтра, мне нужно время, чтобы остыть». А в ответ получает: «Нет уж, ты мне скажи, в чём я провинился!»

Здесь уже нет ошибки коммуникации со стороны Алисы, ошибка уже со стороны Боба: Алиса, возможно, ценой довольно значительных усилий, хочет уберечь Боба от агрессии (она слишком зла на него, чтобы разговаривать корректно, но недостаточно ресурсна, чтобы выстроить конструктивную коммуникацию), она делает лучшее, что может в этой ситуации, — пытается выйти, изолировать своё негативное влияние, а Боб её провоцирует.

Этот сценарий следует отличать от манипуляции, которая может быть под него замаскирована:

Алиса: «Боб, ты идиот!»
Боб: «???»
Алиса: «Ой, всё!»

Отличие здесь в том, что в первом случае Алиса выражает своё недовольство вполне корректно, а во втором — откровенно нападает в режиме hit’n’run. Здесь уже ответ Боба в силе «А какого, собственно, чёрта?!» не кажется таким уж неуместным.

Поспешные выводы о мыслях, чувствах и намерениях оппонента

Допустим, Алиса скинула Бобу ссылку на навыки ненасильственного общения. На что Боб подумал: «Она считает меня агрессивным и скучным!», после чего обиделся и ответил в духе «Сама — дура!».

В принципе, речь тут про когнитивное искажение «Чтение мыслей» по классификации Дж. Бек, и фиксится оно через КПТ, но нас интересует здесь именно аспект коммуникации.

Ошибка Боба была в том, что он, построив некое понимание (неверное) поступка Алисы, не удосужился сверить с ней это понимание.

Понятно, что каждый раз всё сверять — никакого времени не хватит, но иногда это делать всё же стóит.

Как понять, когда именно? Есть простое эвристическое правило: тогда, когда ваше предположение (а пока вы не получите подтверждения, всё, что у вас есть, это предположения / модели, не более того) вызывает сильную эмоциональную реакцию (причём неважно, положительную или отрицательную).

Пример более конструктивного протекания того же самого диалога может выглядеть следующим образом:

Алиса: <кидает ссылку>
Боб: «С какой целью ты мне это скинула?»
Алиса: «Я тут статью написала, не мог бы ты на ошибки проверить?»

Отыгрывание и замалчивание сильных чувств

Для начала два различных, на первый взгляд, примера.

Алиса: «Боб, я люблю Еву, и у нас будет ребёнок».
Боб: <Тяжело сопит>.

Алиса: «Боб, я люблю Еву, и у нас будет ребёнок».
Боб: <Бьёт Алису кулаком по лицу>.

Что общего между этими примерами? Боб совершает одни и те же ошибки коммуникации: он не выражает вербально свои сильные отрицательные эмоции.

В первом примере он держит их в себе (есть мнение, что это обрекает Боба на психосоматику, алкоголизм и драки в подворотнях).

Во втором — выражает прямым и незамысловатым, но в целом ряде случаев — деструктивным (Алиса может, например, снять побои и засудить Боба) способом.

Более адаптивным способом коммуникации в данном случае со стороны Боба было бы открытое выражение своего недовольства: «Алиса, ты сволочь! Тридцать лет брака, пять хомячков и страусиная ферма! Ненавижу тебя, вероломная женщина!».

И высказался, и в себе не держит, и под статью не попал.

Отсутствие готовности признать свою неправоту. Хотя бы гипотетически

А это — уже некий мета-уровень. Здесь сложно привести конкретные примеры. Но мы попробуем.

Алиса: «Боб, я вижу, ты неравнодушен к Еве, ты влюблён».
Боб: «Вообще-то, она моя сестра».
Алиса: «XXI-й век на дворе, кого это останавливало?! Я же знаю, ты ей купил телефон!»
Боб: «Алиса, это ОК купить телефон несовершеннолетней сестре!»
Алиса: «Ничего не знаю, ей купил, а мне — нет!»

В этом примере Алиса настолько захвачена своими переживаниями, её логика кажется ей настолько неоспоримой, что выход на уровень конструктивного обсуждения практически невозможен.

Хорошим способом повысить качество коммуникации может быть привычка хотя бы иногда задавать себе вопрос: «А что, если я действительно неправ?» и допускать возможность правоты оппонента хотя бы теоретически.



Виталий Лобанов

Достаточно скептически относится к психологии и смежным дисциплинам, искренне считая, что имеет на это все основания.

Не имеет определённой профессиональной принадлежности, одинаково не доверяя гештальтистам, КПТ-шникам, психоаналитикам и даже бихевиористам. Однако в работе считает возможным использование наработок из любых (ну, может быть, кроме совсем уж эзотерических) направлений.

Имеет опыт пребывания в психиатрическом стационаре, с последующим самостоятельным преодолением последствий этого самого опыта. Работает онлайн, иногда пишет довольно упоротые тексты на этом сайте.

Запись на консультацию к Виталию доступна по ссылке: https://calendly.com/vitaliy_lobanov/

Десять коммуникационных ошибок

Каждый человек время от времени допускает ошибки при коммуникации. Однако большинство из них можно избежать и сберечь свою репутацию, если знать о самых частых ошибках при передаче информации другому человеку. Собеседника очень легко обидеть и задеть, поэтому будьте осознанны при общении с ним. Со временем вы начнете интуитивно понимать, что и как говорить или писать.

Изучайте распространенные ошибки при коммуникации и избегайте неприятных последствий.

1

Не редактировать свою работу

Речь идет не только о наличии грамматических ошибок — даже письменное выражение имеет свой «тон». И если он покажется собеседнику нетактичным, вас просто не захотят понять правильно.

Впрочем, грамматические ошибки тоже имеют сильнейшее влияние на восприятие информации. Пройдите курс по грамотной русской речи и вы улучшите внешний вид своего текста.

Также не слишком полагайтесь на автоматическую проверку орфографии, потому что она пока еще не отвечает за правильный подбор слов. Не ленитесь смотреть в словарь. Вам может понадобиться свежий взгляд, поэтому попросите у своих знакомых поискать ошибки и неправильные сочетания слов.

2

Сообщать плохие новости по электронной почте

Письменное сообщение неспособно сгладить или смягчить неприятную новость при помощи невербальных приемов (например, языка тела), а также не может никак повлиять и справиться с негативными эмоциями.

Если вам нужно сообщать плохую новость, делайте это лично, при этом будьте максимально тактичны. Возможно, вашему собеседнику будет неприятно, однако вы можете скрасить долговременный негативный эффект от этой новости.

Общение с человеком тет-а-тет помогает донести свою мысль правильно и следить за тем, чтобы ее ключевые моменты были приняты и поняты.

3

Избегать сложных разговоров

Время от времени каждому человеку нужно дать негативную обратную связь. Может возникнуть искушение избежать такого разговора, однако вы можете навредить себе еще сильнее, потому что замалчивание проблемы только увеличивает ее.

Перед таким разговором вам понадобится тщательная подготовка. Рассмотрите несколько вариантов развития событий для того, чтобы правильно отреагировать на сложные моменты. Будьте готовы к тому, что получите совершенно иную реакцию, чем ту, на которую рассчитывали.

4

Не быть ассертивным

Ассертивность — это способность человека понимать свои нужды и в то же время учитывать нужды и потребности других людей. Конечно, ассертивность предполагает, что вы не всегда получите то, чего хотите, однако в долговременной перспективе эта стратегия замечательно работает.

Это не значит во всем потакать другим людям, вы можете сказать «нет». Только учтите, что отказ должен быть максимально тактичным для того, чтобы ваши взаимоотношения с человеком не испортились.

5

Реагировать, а не отвечать

Если вам случалось выходить из себя и в раздражении кричать на коллегу или близкого человека, то вы наверняка помните, какие неприятные чувства испытывали, когда приходили в себя. Вы реагировали автоматически и эмоционально вместо того, чтобы успокоиться и перевести разговор в конструктивное русло. Здесь снова речь о длительности перспектив — при крике вы добиваетесь моментального успеха, однако в долговременном периоде проигрываете, потому что теряете уважение и репутацию. Развивайте самоконтроль и осознавайте свои эмоции.

6

Не готовиться тщательно

И снова речь о репутации — плохо подготовленное выступление или презентация могут ее легко разрушить и привести к отторжению ваших идей и чистых помыслов. Планируйте свои выступления и тщательно все продумывайте.

Используйте такие методы как риторический треугольник и презентацию по методике Монро.

7

Использовать стратегию «Что подходит одному, подходит всем»

Если вы используете такую стратегию, то не сможете быть эффективным коммуникатором. У всех людей разная точка зрения, потребности и ожидания, поэтому учитывайте это. Искусство коммуникации заключается в том, чтобы одним сообщением достучаться до самых разных людей.

8

Не быть открытым новому в диалоге

Стереотипы и шаблоны рождаются в нашем мозге бессознательно и избавиться от них очень трудно. Тем не менее, если вы будете осознанны, то сможете наблюдать за своими мыслями и понимать, где объективная оценка ситуации, а где когнитивное искажение.

Предположения при начале общения с новым человеком тоже могут препятствовать построению доверительных взаимоотношений. Человек может произвести одно впечатление, оказаться совершенно другим, а вам уже будет трудно посмотреть в глаза реальности.

Учитесь слушать и не выносите своего вердикта человеку до тех пор, пока не пообщаетесь с ним лично.

9

Предполагать, что ваша мысль была понята

Введите в привычку всегда проверять, правильно ли вас поняли. Помните, что важно не только что именно вы сказали, а то, как вы были восприняты. Задавайте вопросы своему собеседнику и выясняйте, насколько правильно он понял вашу мысль.

10

Случайно нарушать приватность

Вы когда-либо отправляли деликатное письмо не тому человеку? Если так, то вы знаете, какую неловкость можно испытать из-за такой ошибки. Тщательно проверяйте адрес и не массовая ли это рассылка. Такой подход может вас избавить от больших проблем.

Желаем вам удачи!

Все мы живем в социуме, поэтому, как бы ни хотелось закрыться от мира, общаться с другими людьми все же приходится. Но в век современных онлайн-сервисов, открывающих удаленный доступ к решению многих вопросов, мы утрачиваем коммуникативные навыки. Психолог Кристин Хаммонд составила список вопросов, которые помогут оценить уровень эффективности общения и понять, есть ли над чем поработать.

Кевин и Карен пришли ко мне на консультацию для семейных пар. Когда я спросила, в чем проблема, оба решительно ответили: в общении друг с другом. Признаю, что как психотерапевт я не восприняла их заявление всерьез. Причина проста: у большинства супругов, приходящих на консультации для семейных пар, проблемы в общении друг с другом, иначе бы у них не возникло потребности в терапии. Многие пары используют формулировку «проблемы в общении» как удобную отговорку, чтобы избежать разговора о действительно серьезных проблемах: изменах, алкоголизме и наркомании, насилии в семье, психологических травмах, тяжелом горе.

Однако, если мы будем несерьезно относиться к проблемам в общении, то рискуем упустить некоторые ценные аспекты терапии. Многие клиенты уверены, что «проблемы в общении» существуют исключительно у партнера, и мало кто готов признать этот недостаток за собой. Тем временем умение эффективно выстраивать межличностное общение чрезвычайно важно. В век Инстаграма (запрещенная в России экстремистская организация), Снэпчата и Фейсбука (запрещенная в России экстремистская организация) коммуникативные навыки утрачиваются, многие даже не понимают, что представляет из себя действительно эффективное общение.

50 вопросов помогут найти слабые места в коммуникативных навыках.

Итак, бывает ли, что вы:

  1. Перебиваете собеседника?

  2. Строите недовольные гримасы, когда собеседник говорит?

  3. Пассивно-агрессивно «подкалываете» собеседника, вместо того чтобы высказать, что у вас на уме?

  4. Боитесь рассказать о настоящих чувствах?

  5. Анализируете каждое слово собеседника?

  6. Замыкаетесь в себе в конфликтных ситуациях?

  7. Всегда приписываете словам собеседника худший из возможных смыслов?

  8. Спешите с выводами, не дождавшись полной информации?

  9. Уверены, что заранее знаете, что скажет собеседник, даже не дав ему шанса высказаться?

  10. Устраиваете собеседнику допрос, задавая вопросы, на которые нужно отвечать «да» или «нет»?

  11. Упускаете невербальные сигналы?

  12. Мысленно проговариваете то, что хотели бы сказать, но так и не говорите этого вслух?

  13. Когда говорит собеседник, обдумываете, чем ответить, вместо того чтобы слушать?

  14. Не задаете уточняющие вопросы, прежде чем высказаться?

  15. Не цитируете слова собеседника, прежде чем высказать свое мнение по поводу сказанного?

  16. Позволяете эмоциям (гнев, тревога, чувство вины) контролировать ход диалога?

  17. Если собеседник недоволен или расстроен, не даете ему спокойно уйти?

  18. На критику в свой адрес всегда отвечаете критикой в адрес собеседника?

  19. Не планируете заранее, что собираетесь сказать и как лучше всего это сделать?

  20. Легко берете на себя ответственность, чтобы побыстрее закончить неприятный разговор?

  21. Извиняетесь, даже когда не виноваты?

  22. Перекладываете на собеседника вину за вашу эмоциональную реакцию?

  23. Ищете недостатки собеседника, чтобы избежать ответственности?

  24. Физически отступаете назад от собеседника, потому что боитесь его?

  25. Угрожающе подходите ближе к собеседнику, пытаясь его запугать?

  26. Во время разговора совершаете непроизвольные навязчивые действия — сжимаете одной рукой другую, поправляете волосы, почесываетесь?

  27. Избегаете смотреть в глаза собеседнику?

  28. Прибегаете к угрозам, пытаясь доказать свою правоту?

  29. Ставите ультиматумы собеседнику, который с вами не согласен?

  30. Пытаетесь с помощью сарказма дать понять собеседнику, чего вы хотите/не хотите?

  31. Предлагаете собеседнику выбор из двух вариантов: ваш и экстремально-неприемлемый?

  32. Часто напоминаете собеседнику о прошлых обидах?

  33. Пытаетесь использовать недостатки, прошлые ошибки, болезни собеседника против него?

  34. Переводите тему разговора с неразрешенного конфликта на что-то другое, пытаясь избежать дискомфорта?

  35. Отказываетесь признать вину, брать на себя ответственность, приносить извинения?

  36. Считаете себя умнее и лучше собеседника, уверены в своей правоте без достаточных оснований?

  37. Отказываетесь чуть отступить назад и посмотреть на общую картину?

  38. Не благодарите собеседника за то, что он открыто поделился своими чувствами?

  39. Плачете, чтобы добиться своего?

  40. Быстро переходите на агрессивный тон, если вам не удается добиться своего?

  41. Рассказываете о деталях разговора посторонним?

  42. Делитесь секретами партнера с посторонними без его разрешения?

  43. Обещаете что-то сделать, зная, что выполнять обещание не будете?

  44. Отказываетесь говорить о своих мыслях и чувствах?

  45. Обманываете собеседника, чтобы скрыть свои настоящие мысли и чувства?

  46. Лжете собеседнику, боясь его реакции на правду?

  47. Обманываете партнера, чтобы избежать близости?

  48. Отказываетесь принять помощь третьего лица, чтобы разрешить ваши разногласия с партнером?

  49. Не устанавливаете временные рамки для обсуждения конфликтных вопросов?

  50. Нарушаете личные границы собеседника, потому что с ним не согласны?

Чтобы научиться лучше общаться как дома, так и на работе, вы можете либо самостоятельно проверить себя по этому списку, либо передать его кому-то из близких или знакомых и попросить оценить вас со стороны. Ответ «да» на любой из вопросов означает, что вам есть над чем поработать.

Источник фотографий:Getty Images

Пять моих любимых ошибок коммуникации

Уровень сложности
Простой

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 2.8K

И снова привет, Хабр! Я Ольга Кузнецова, QA Lead.

В прошлый раз я рассказывала, какие Hard skills нужны для входа в тестирование бэка.

В сегодняшней статье хочу поделиться своими наработками в части коммуникаций внутри команды и предложить разобрать 5 ситуаций, понимание которых поможет повысить результативность коммуникации и ускорить «склейку» между «новой» и «старой» частями команды.

Статья будет построена в формате: «проблема — решение».

Вот тут есть Видео с выступления на Podlodka, где я об этом рассказывала — если нет времени читать, можно посмотреть.

За почти 12 лет работы в различных сферах: гос.структуры, образование и ИТ, я и мои коллеги встретили ряд проблем в построении коммуникаций. Эти сложности приводили к замедлению взаимодействий как между разными отделами, так и внутри одной команды, что в конечном итоге снижало производительность работы, эффективность обучения и/или передачи информации. То, чем я хочу поделиться — это суммарный структурированный результат моего опыта в области коммуникации. Возможно, в нем нет чего‑то прорывного для большинства из вас, но часто такие обычные вещи почему‑то забываются. Давайте освежим их и разложим по полочкам на пяти следующих ситуациях, с помощью которых вы можете повысить результативность коммуникации и быстрее «склеить» «новую» часть команды к «старой».

Основная цель коммуникации в команде — это решение определённой задачи. Задача может быть связана с выполнением какого‑то сценария или решением конкретной проблемы, что в данном контексте не имеет значения. В любом случае усилия направлены на достижение какой‑то вполне определенной цели. Даже если мы просто хотим узнать, как дела или настроение у коллеги. Конечно же, результат зависит от двух сторон, но я убеждена, что правильно выстроенная со стороны менеджера или управленца коммуникация — это 85% успешного выполнения любой задачи. Более того, такой подход может быть применим абсолютно везде, в том числе и за пределами работы.

1. Ду ю спик инглиш?

Одна из самых больших проблем, что я встретила связана с номенклатурой и англицизмами. Особенно часто встречаются такие ситуациями в международных компаниях, когда коллеги начинают говорить на разных языках. Трудности создает ещё и тот факт, что на каждом отдельно взятом проекте работают люди, которые объединены одной идеей и имеют свой уникальный опыт. (В компании бэк‑эндеров никогда нельзя быть уверенной точно, что они имеют ввиду когда говорят «дерни за ручку»). Более того, зачастую даже общение между коллегами одной отрасли или компании вызывает сложности. И вот перед командой стоит новая задача, в которой кто‑то имеет опыт и пытается «помочь и объяснить» остальным, либо пришел новый человек. Что происходит, когда общение построено на не понятном человеку языке? Часть информации, которая предназначается человеку, пройдет мимо него. Более того, человек начинает чувствовать себя глупым и процесс погружения замедлится ещё сильнее.

Что можно сделать? УПРОСТИТЬ

Больше обращать внимание на формулировки вопросов и объяснений. Постараться сделать так, чтобы они были ясным и прозрачным. Усложнение коммуникации и трата лишнего времени на вопросы терминологии — это, как минимум, не самое рациональное использование проектного времени. А значит и денег.

2. Очевидное – не очевидно

Много ли среди нас тех, кто пришел в ИТ и сразу был мидлом или сеньером? Единицы. Периодически забывается тот факт, что кто‑то может чего‑то не знать. Особенно во время постановки задач. Мы все, наверняка, часто выполняем ежедневные рутинные действия и шаги работы с используемыми на проекте инструментами на автомате. Вот только не всем участникам команды это совершенно очевидно и абсолютно понятно в большинстве случаев. Особенно этот момент стреляет на различного рода собеседованиях, когда в 2-х словах ответила на вопрос, а собеседующий решил, что человек не в теме.

Что можно сделать? ПРОГОВАРИВАТЬ

Выделить само собой разумеющиеся вещи! Совершенно любой человек, имея инструкции начнет намного быстрее ориентироваться в командных процессах и осваивать необходимые для работы инструменты. Более того, педагогика говорит нам, что новый материал в большинстве случаев усваивается на 100% только, когда мы сталкиваемся с ним 3 и более раз. Инструкции — это ещё и освобождение себя от необходимости бесконечно отвечать на повторяющиеся вопросы и устранение эмоциональных последствий этой неловкости. И, конечно же, нет лучшего редактора онбординга, чем новый член команды!

3. Молчание – золото (с)

Периодически бывают дни, когда на работе мы становимся самыми незаменимыми людьми. Особенно перед отпуском! Единственными, кто может ответить на все вопросы.

Конечно, в планировании рабочего времени помогает Outlook, jira и многие другие инструменты. Но финальное решение о том, как распределять своё внимание, остается непосредственно за человеком. Естественно, коллеги будут задавать какое‑то количество вопросов. Объем этих вопросов, как правило, увеличивается вместе с получаемым нами опытом. В какой‑то момент мы оказываемся слишком заняты, чтобы полноценно ответить. Никто не ожидает от коллеги ответов 24/7. У всех есть важные и срочные задачи, однако, оставить любимого члена команды совсем без внимания тоже нельзя. Что же делать?

Что можно сделать? Дать человеку знать

Дайте человеку знать, что освободитесь через N часов и сможете уделить ему время. Он пока может заниматься другой частью задачи, в которой не возникает вопросов или переключиться на альтернативные активности. Опять же, всегда можно сообщить, кто ещё обладает необходимой информацией. Для понимания важности этой коммуникации можно представить ситуацию, в которой вы сами рассказываете потрясающую свежую сплетню про начальника лучшему другу, а в ответ — тишина. Немного токсичности, но: невольно возникает вопрос о похищении близкого человека инопланетянами в таком случае.

4. И так сойдёт!

Одним из самых частых вопросов в моём опыте является «Зачем это всё делать»? Действительно ли команда понимает что вы от них хотите? Под горой необходимых для выполнения задач коллега может не осознавать необходимость той или иной из них, важности какого‑либо действия и ценности полученного результата для команды. Чем это опасно для команды? Может отразиться на работе и привести к увеличению процента «ошибок».

Что можно сделать? СТРУКТУРИРОВАТЬ общение

Я пользуюсь схемой ответов на вопросы:
— «Зачем мы это делаем?»
— «Как мы это делаем?»
— «Что хотим получить в итоге?»

В таком случае складывается пазл важности различных задач для проекта и приоритезация личных действий без микроменеджмента.

5. Волшебство в действии

Однажды кто‑то из моих коллег сказал: «В России ругают моментально, но хвалят никогда».

Со временем и опытом я открыла для себя несколько заклинаний из серии: «а ну‑ка быстро!» и другие вариации на эту тему «сухого пряника». Синдром самозванца, демотивация и прочие «прелести» работы, о которых много говорится в различных источниках — большая проблема в данный момент. В таком случае особую ценность представляет конструктивная обратная связь, выделяющая не только негативные моменты, но и сильные стороны! В том числе и на ревью МР‑ов.

Что можно сделать? ГОВОРИТЬ!

Особое внимание обращать тому, чтобы говорить «Спасибо» за выполненные задач. Давать людям обратную связь о том, что результаты работы не остаются незамеченными. На практике это отработало как огромный стимул к новым достижениям и к продолжению развития. В моей команде я начала одну отличную традицию: по пятницам или после каких‑то значимых событий вечером в общий с коллегами чат писать адресное спасибо каждому из них. Сначала было очень много удивления и непонимания, а потом часть коллег присоединились и начали искать свои поводы сказать спасибо.

Что же получается в конечном итоге после применения всех перечисленных правил на практике? Хорошее настроение команды, ну, и выгода для компании.

Коммуникация является одним из ключевых аспектов нашей повседневной жизни. От качества коммуникации зависит успешность взаимодействия и достижение поставленных целей. Однако, в процессе общения мы иногда делаем ошибки, которые могут оказать негативное влияние на эффективность нашей коммуникации.

Коммуникативно значимая ошибка — это ошибка, которая имеет важное значение для понимания и интерпретации нашего сообщения. Такая ошибка может возникнуть из-за лексических, грамматических или стилистических несоответствий. Например, мы можем использовать неподходящее слово или грамматическую конструкцию, которая меняет смысл нашего высказывания.

Процесс коммуникации включает в себя не только передачу информации, но и ее правильное восприятие. Коммуникативно значимая ошибка может привести к неправильному пониманию и недоразумениям между собеседниками.

Понимание важности коммуникативно значимых ошибок помогает нам стать более внимательными и ответственными собеседниками. Умение распознавать такие ошибки и исправлять их позволяет нам повысить эффективность нашей коммуникации. Таким образом, изучение и осознание коммуникативных ошибок становится важным этапом в развитии навыков эффективной коммуникации.

Содержание

  1. Коммуникативная ошибка и ее влияние на эффективность коммуникации
  2. Что такое коммуникативная ошибка
  3. Основные причины коммуникативных ошибок
  4. Последствия неправильной коммуникации

Коммуникативная ошибка и ее влияние на эффективность коммуникации

Одной из наиболее распространенных коммуникативных ошибок является недостаточное внимание к коммуникативному контексту. Когда собеседники игнорируют контекст коммуникации, нарушается понимание сообщения и возникает риск неправильной интерпретации. Например, если говорящий не учитывает культурные особенности слушающего, то может использовать выражения, которые будут поняты неправильно или даже оскорбят собеседника.

Еще одной распространенной ошибкой является неправильное использование невербальных сигналов. Невербальная коммуникация – это все то, что передается не словами: жесты, мимика, интонация и т.д. Если говорящий не умеет правильно использовать невербальные сигналы или неправильно их интерпретирует, то это может привести к снижению эффективности коммуникации и созданию недоразумений.

Также важно учесть, что коммуникативные ошибки могут возникать из-за недостаточного языкового опыта. Например, неправильное использование грамматических структур или незнание лексических единиц может затруднить понимание и усложнить процесс общения. Поэтому важно непрерывно развивать свои языковые навыки и уметь адаптироваться к различным обстоятельствам коммуникации.

Коммуникативные ошибки могут значительно снизить эффективность коммуникации. Они могут привести к неправильному пониманию сообщения, возникновению конфликтов, утере информации и другим негативным последствиям. Поэтому важно осознавать свои коммуникативные ошибки и стремиться к их устранению, чтобы обеспечить более эффективное и гармоничное общение с окружающими.

Что такое коммуникативная ошибка

Влияние коммуникативной ошибки на эффективность коммуникации может быть значительным. Ошибка может привести к недоразумениям, непониманию, конфликтам и снижению доверия между общающимися сторонами.

Часто коммуникативные ошибки возникают из-за неправильного использования языка, в том числе грамматических ошибок, неправильного ударения, неправильного выбора слов и фраз. Они могут привести к неправильному толкованию сообщений и недостаточной ясности в выражении мыслей.

Определенные культурные и социальные различия также могут стать причиной коммуникативных ошибок. Непонимание культурных норм и традиций может привести к обидам, неправильным выводам и неверному восприятию информации.

Чтобы избежать коммуникативных ошибок, необходимо обращать внимание на ясность выражения мыслей, слушать собеседника активно и внимательно, учитывать контекст и особенности коммуникации. Также важно учитывать культурные и социальные аспекты, чтобы избежать недоразумений и конфликтов.

Исправление коммуникативных ошибок также играет важную роль в эффективной коммуникации. Если была сделана ошибка, необходимо ее признать, извиниться и прояснить свои намерения. Коррекция ошибок помогает восстановить доверие и продолжить успешное взаимодействие.

Основные причины коммуникативных ошибок

Коммуникативные ошибки могут возникать из-за различных причин. Вот некоторые из них:

  • Неправильное понимание информации: одна из основных причин коммуникативных ошибок — неправильное понимание отправляемой информации. Это может происходить из-за нечеткости или двусмысленности сообщений, низкой ясности выражения мыслей или использования терминов, незнания контекста коммуникации.
  • Недостаточная ясность и точность: коммуникативные ошибки могут возникать, когда сообщения не достаточно четкие, точные и конкретные. Это может происходить из-за недостаточной подготовки и планирования коммуникации, слишком общих или неопределенных выражений.
  • Отсутствие эмпатии и понимания: нежелание или неспособность понять и учесть чувства, потребности и точку зрения других людей может привести к коммуникативным ошибкам. Это включает игнорирование невербальных сигналов, непроявление интереса и непризнание работающего контекста коммуникации.
  • Неправильное использование языка: неправильное использование языка, включая грамматические и орфографические ошибки, а также слишком сложное или специфическое выражение, может стать причиной коммуникативных ошибок. Это может произойти из-за недостаточного владения языком или неумения адаптироваться к языку слушателя.
  • Отношений со стороны коммуникаторов: проблемы взаимоотношений между коммуникаторами, такие как отрицательные эмоции, доверие, предвзятость и недостаток открытости, могут оказывать серьезное влияние на эффективность коммуникации и приводить к появлению коммуникативных ошибок.

Последствия неправильной коммуникации

Неправильная коммуникация может иметь серьезные последствия во многих сферах жизни. Когда свои мысли и идеи не удается ясно и четко передать другим людям, это может приводить к межличностным конфликтам и недопониманиям.

Одна из основных причин неправильной коммуникации — это недостаток ясности и точности в выражении мыслей. Недостаточно ясных и точных сообщений могут приводить к неправильной интерпретации информации и ошибкам в понимании. Это может вызывать не только неприятные ситуации, но и потерю доверия со стороны окружающих людей.

Еще одной серьезной проблемой неправильной коммуникации является возникновение конфликтов. Когда люди не могут эффективно общаться, они часто прибегают к агрессивным или обидным высказываниям, что может привести к разрушительным последствиям для отношений между ними. Кроме того, неправильная коммуникация может вызывать недовольство, недоумение и разочарование у других людей.

Понимание важности правильной коммуникации и умение избегать неправильных коммуникативных ошибок помогает установить лучшие отношения с другими людьми, предотвратить межличностные конфликты и эффективно достигать своих целей.

Неоправданная потеря времени

Неправильная коммуникация может приводить к неоправданной потере времени. Когда люди не понимают друг друга, они часто переспрашивают или повторяют сообщения, что занимает дополнительное время. Кроме того, неправильная коммуникация может приводить к неправильному выполнению задачи или исполнению инструкций, что также требует дополнительного времени на исправление ошибок.

Итоги

Важно понимать, что неправильная коммуникация не только затрудняет взаимопонимание между людьми, но и может иметь серьезные последствия во многих сферах жизни. Она может вызывать конфликты, разрушать отношения и приводить к неоправданной потере времени. Поэтому необходимо стремиться к ясной, точной и эффективной коммуникации, чтобы достичь взаимопонимания и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Компрессор алуп коды ошибок
  • Компоненты windows произошла ошибка
  • Компьютер был перезагружен после критической ошибки 0x100000d1
  • Комп выдает ошибки
  • Коммуникатор дом ру ошибка медиа плагина